Вот при такой же луне без слов. Анализ стихотворения Синий туман

Душевность, простота, красочность отличают поэзию С.А.Есенина. Весь его творческий путь-осмысление души человеческой, русского характера. Особенно философские размышления о смысле жизни, предназначении человека и неотвратимости судьбы посещают лирику поэта в последние годы его жизни.

Одним из таких произведений является стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье», увидевшее свет в 1925 году за несколько месяцев до загадочной смерти поэта. Основная тема произведения- размышление героя о прошедшей вдалеке от родного дома жизни. Возвращение на родину после долгого отсутствия настраивает на печальный лад повествования.

Шесть четверостиший словно кругом очерчивают жизнь героя. Тайный побег из дома в шапке из меха кошки, крыльцо одинокой избы по возвращению. Настоящее и прошлое тонкой нитью переплетены в произведении.

Необычно стихотворение в сравнении с другими произведениями поэта по своей композиции. Нет в нем динамически развитого сюжета, ярких красок окружающей природы. Ночь, холодный лунный свет, крыльцо избы- с этого начинается творение Есенина. Силу переживаний автора передают повторы как в начале строк (в пятом и шестом четверостишиях), так и внутри строк, словно подчеркивают значимость происходящего.

Внутренняя борьба героя с самим собой явно не видна, но стоит вчитаться в строки как можно заместить душевные противоречия. Сбежавший из дома герой возвращается в него как странник гонимый, одинокий и позабытый всеми.

Немаловажную роль в стихотворении «Синий туман. Снеговое раздолье» играют образы. Поэт, считавший себя выходцем из простого деревенского народа, отчий дом представляет в виде избы со своими правилами и бытом. Самым преданным сторожем в доме является собака и она присутствует в произведении, олицетворяя верность своей малой родине.

Всего в нескольких сроках отражается жизнь героя. Уйдя из дома в бедной шапке, возвращается он в соболиной. Это говорит о состоятельном положении человека в обществе. Но его не радует богатство, дороже ему прошлое с родными для него людьми. Не вернуть былого никогда, но память сохранила образы далекого прошлого, где он был окружен родными людьми. Именно память остается о человеке, когда он уходит в иной мир. А где как не дома она сохраняется многие поколения.

Окончание произведения словно наводит читателей на мысль о том, что человек на земле существо временное и какое бы положение он не занимал - конец у всех един. Автор прощается с родным домом словно прощается со всем земным, со всем что так дорого его сердцу. Вечно только холодное лунное сияние и синий туман.

В поздних произведениях С.А.Есенина философская тема жизни и смерти присутствуют во многих произведениях. Смерть поэта остается загадкой, не разгаданной до настоящего времени. В своих произведениях поэт предчувствует близкий уход из жизни, поэтому его стихи наполнены глубочайшим философским смыслом.

Вариант 2

Сердечность, бесхитростность и яркость образов являются отличительной особенностью стихотворений Есенина. Проходя свой творческий путь поэт пытался осмыслить человеческую душу и характер русского народа. Философский подход к поиску смысла жизни, фатальность судьбы характерны в позднем периоде творчества Есенина.

Одним из стихотворений позднего творчества стало "Синий туман". Главная тема стихотворения это раздумье героя о жизни, которая прошла вдали от родной деревни. Возвратившись домой после долгого отсутствия герой замечает, что его уже никто не помнит.

Шесть катренов соединены образной окружностью, которая обводит жизнь героя. Уход из родного дома в бедной шапке из кошки и крыльцо пустой избы после возвращения. Идёт переплетение настоящего с прошлым.

"Синий туман" в сравнении с другими стихотворениями имеет своеобразную композицию. В нем отсутствует динамика, яркие краски. Анафоры в четвёртом и пятом катрене усиливают значение всего происходящего.

Борьба внутри героя с собственным я не заметна, но если вникнуть в суть строк, то можно увидеть душевное разногласие. Покинувший дом герой возвращается уже одиноким, всеми забытым, странником. И только собака встретившая его на крыльце является олицетворением верности своей малой родине.

С помощью нескольких строк поэту удается отразить жизнь героя. Покидая дом в шапке из кошки, возвращается он уже в шапке из соболя, что свидетельствует о нажитом состоянии и занимаемом общественном положении. Но богатство не способно принести человеку той радости, что дает прошлое и родные люди. Появляется ощущение пустоты, образы прошлого возникают лишь в памяти, что заставляет героя испытывать глубочайшую тоску об утраченном.

Финальная часть стихотворения наводит на мысль, что жизнь человека процесс временный и его исход для всех един, вне зависимости от занимаемого положения и статуса.

Лирический герой приехав на родную землю прощается со всем, что было дорого его сердцу. Он чувствует, что больше не доведется побывать в этих местах.

В последних стихотворениях Есенина, засчет философского смысла, чувствуется скорый уход из жизни.

Анализ стихотворения Синий туман. Снеговое раздолье по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

    Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть

  • Анализ стихотворения Осенняя роза Фета

    По жанровой направленности произведение относится к элегии в виде лирического любовного послания к безвременно ушедшей из жизни возлюбленной.

  • Анализ стихотворения Дедушка Некрасова

    Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями

  • Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

    Н.А. Некрасов написал замечательное произведение «Русские женщины», посвященное женам декабристов. Эти смелые представительницы прекрасной половины человечества не побоялись и устроили настоящее восстание в Петербурге на Сенатской площади в 1825 году.

  • Анализ стихотворения На корабле Фета

    Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии

"Синий туман. Снеговое раздолье..."

Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий дров.

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,-
Старый хозяин своей избы.

Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей,-
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас,-
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.

Стихотворение Есенина С.А. - Синий туман. Снеговое раздолье...

См. также Сергей Есенин - стихи (Есенин С. А.) :

Сиротка
Маша - круглая сиротка. Плохо, плохо Маше жить, Злая мачеха сердито Б...

«Синий туман. Снеговое раздолье…» Сергей Есенин

Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий дров.

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,-
Старый хозяин своей избы.

Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей,-
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас,-
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.

Анализ стихотворения Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье…»

В 1970-1980-е годы появляются версии о том, что Есенин был убит, а не покончил с собой. В совершении жестокой расправы над поэтом в разное время обвиняли литературных завистников, евреев, чекистов. Иногда высказывались версии по-настоящему фантастические. Одна из самых оригинальных идей – Сергея Александровича где-то убили, впоследствии перенеся тело в номер ленинградской гостиницы «Англетер». Впрочем, нет пока теории, помимо официально принятой, которая бы находилась в полном соответствии с фактами. Дело в том, что на исходе 1925 года душевное состояние поэта оставляло желать лучшего. В течение примерно месяца он проходил курс лечения в московской психоневрологической больнице, из нее отправился в Ленинград. Накануне отъезда Сергей Александрович навестил родственников с целью попрощаться.

Стремление Есенина к смерти ярко проявилось в его творчестве. В лирике, относящейся к периоду с 1923 по 1925 гг., много раз речь идет о самоубийстве. Еще чаще поэт говорит о своей скорой кончине. В качестве примера можно привести философское стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье…», датированное концом сентября 1925-го. Посредством кольцевой композиции Есенин показывает замкнутый круг человеческой жизни. В произведении лирический герой возвращается в отчий дом. При этом он вспоминает, как когда-то покинул родную избу, нахлобучив «шапку из кошки на лоб». Прошло немало лет, ознаменовавшихся кардинальными переменами. Из жизни ушли некоторые родственники и близкие люди лирического героя. Зато ему удалось стать состоятельным. Вот только не по душе оказалась новая шапка из дорогого собольего меха.

В стихотворении встречается несколько образов, характерных для поэзии Есенина, — деревенская изба (символ родного дома), собака (олицетворение преданности). В который раз возникает странник. Он появился еще в ранней лирике Сергея Александровича. Образ этот рожден детскими воспоминаниями поэта: вместе с бабушкой Есенин ходил в недолгие паломничества.

В произведении «Синий туман. Снеговое раздолье…» пейзаж статичен – в самом начале дано описание зимней ночи, и впоследствии ничего не меняется. Интересно, что обычно Сергей Александрович показывал природу в динамике. Возможно, в рассматриваемом стихотворении неподвижность нарисованной картины связана с остановкой лирического героя – он замирает, чтобы осмыслить свою жизнь, поразмышлять на тему смерти, подумать о прошлом и будущем.