Методология науки как научная дисциплина. «Прикладная» методология в праве

1.Определение методологии науки.

2.Структура и функции методологического знания.

3.Методология науки и психология.

Литература

1. Проблемы методологии науки. Новосибирск, 1985 г. Отв. Ред. Кочергин А.Н. , Фофанов В.П. С. 7 – 37.

2. Психология. –Словарь-2е изд.- М – 1990. Под ред. Петровского и Ярошевского. Статья «Методология».

3. Философский словарь. Изд. 6-е, 1991 г. Под ред. Фролова И.Т. Статья «Методология».

4. В.П.Зинченко и С.Д Смирнов. Методологические вопросы психологии. Изд.

МГУ, 1983 г., гл.1.

5. Б.Ф.Ломов. Методологические и теоретические проблемы психологии. Введение. М. 1984 г.

1. Определение методологии науки.

Методология (от греческого словаMethodos – путь исследования илипознания, logos – учение, понятие)

Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо наук;

Область знания, изучающая предпосылки, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

В учении об основах познания анализируются те философские представления, на которые исследователь опирается в процессе познания. Эта часть методологии связана

С философией, -с мировоззрением.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общиестороны частных методов познания, составляющих общую методику исследования (например, реализация принципа объективности илирассматривание явлений в развитии).

Ядов В.А. :

“Методология – это любая теоретическая система, взятая в контексте её эвристических функций”.

(Социологические исследования. Методология. Программа. Методы. М.-1972, с. 30.)


Методологическая культура ученого оказывается необходимой предпосылкой его научной деятельности.

Развитие методологии науки во 2-й половине 20 в на Западе и в СССР

1). Общие причины интенсивного развития методологии науки

Выдвижение на первый план задач прогнозирования;

Эмпирический подход (метод проб и ошибок) очень дорогой в накоплении научных знаний;

Объяснительный подход (на основе теоретико-методологической проработки проблемы) существенно дешевле.

Отсюда, актуализируется заказ общества на развитие

методологического знания.

2). Преимущественное развитие теоретико-методологических исследований в СССР связано с более сильной ролью идеологии в науке. В таких условиях ученый вынужден тщательно отрабатывать теоретико-методологические основания своих исследований.

Развитие методологии определяется потребностями общества в этом знании, связанной с насущной задачей уменьшения затрат на прогнозирование развития общества, различных условий его существования.

Задачи методологии науки

1. Определение предмета науки.

2. Определение основных направлений исследования (например, в оптимизации ГД: что изучать?).

3. Обеспечение правильности постановки проблемы.

4. Разработка методов и средств научного исследования.

5. Обеспечение общих подходов к предмету исследования (например, в рамках динамического или факторного подхода в исследованиях личности).

6. Обеспечение ученых интеллектуальными технологиями исследования.

7. С целью вычленения сущности явлений установление общей стратегии научного поиска (от И к В или/и от В к И).

8. Проведение корректировки исследования по предметному содержанию.

9. Обнаружение принципиальной структуры и основных взаимосвязей в изучаемом объекте (например И-В-Сем. усл.).

10. Разработка критериев для оценки результатов исследования (в том числе статистических, кроме содержательных).

11. Выработка целостной картины исследовательской деятельности (оценивается глубина проработки проблемы и уровень концептуализации полученных результатов; по соответствующим критериям проверяется есть или нет в исследовании выход на уровень научной теории).


Оппозиция предметной и методологической деятельности

Предметная деятельность осуществляется в соответствии с нормативами (актами деятельности, функционирующих в качестве образца для последующих актов), принятых в данной науке (изобретатели “взламывают” предметное содержание деятельности, меняют его).

Методологическая деятельность – создание новыхнормативов , изменение нормативного пространства данной науки.

Подчеркнем еще раз :ученый занимается методологическойдеятельностью, если предпринимает усилия в следующих направлениях:

Стремится поставить новую задачу;

Ищет новый метод решения;

Дает новую формулировку предмета науки (например, бихевиоризм, глубинная психология и др.);

Формулирует новое правило для исследовательских процедур;

Создает новые образцы исследования (напр., психологические исследования в РНД: циклограмма);

Строит новые исследовательские программы.

В самом общем виде суть методологической деятельности состоит в следующем: в адаптации к новой задаче или новой

ситуации

Предшествующего познавательного опыта всех наук;

Опыта практической деятельности;

Привлечение всей человеческой культуры (не только советской, отечественной и т.п.).


Методологическая деятельность – эвристика, искусство, опирающееся прозрение. Например, использование только для определения веса, но и


это поиск, изобретение, на выдумку, интуицию, процедуры взвешивания не


Для определения площади фигуры (по слою песка, покрывающего эту фигуру),

Площади графика по весу ленты бумаги, обрезанной по графику;

Степени сознательной регуляции дезактивирующей

направленности по весу руки, положенной на весы. Разработка нового метода решения указанных задач – это была методологическая деятельность, а его дальнейшее использование – это уже предметная деятельность в науке. В культуре был найден такой тип измерения, который существенно отличался от измерения


площади, измерения эффективности саморегуляции, но обладал особенностями, нужными для решения поставленной исследователем задачи.

2.Структура и функции методологического знания .

Структура

1) По вертикали (иерархическая структура):

Уровень философской методологии,

Уровень общенаучной методологии, общенаучных принципов,

Уровень конкретно-научной методологии,

Уровень методики и техники исследования.

Философская методология

- осуществляет конструктивную критику научного знания с т. зр. условий и границ применения;

Дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (напр., интерпретация в психиатрии слова “десидент”);

Способствует новому пониманию системы ценностей данной науки;

Новому пониманию нравственных основ научной деятельности;

Новому пониманию эстетического идеала в науке.

Уровень общенаучной методологии

Этот уровень получил развитие и широкое распространение в

ХХ в. К нему относятся:

Общая теория систем Л. фон Берталанфи;

Структурно-функциональный анализ в социологии;

Системный анализ;

Концептуальные представления о развитии органической

целостности (В.И.Кремянский).

Эти теоретические концептуальные знания выполняют функциюлогической организации и формализации специально-научного содержания. Они имеют междисциплинарную природу.


Конкретно-научная методология

Методологическое знание, относящееся к этому уровню, применимо для определенной области знаний, для отдельной науки. Сюда относится:

Выделение методологических проблем данной науки (напр., в применении методов математического моделирования в психологии требуется решить проблему

способа представления психического в математической модели);

Введение объектов исследования нового типа, расширение, изменение предмета науки (напр., формулирование представлений о групповом образе как социально-психологическом феномене и нахождение способа его изучения);

Постановка новых задач (напр., изучение изменений в социально-психологических феноменах в условиях использования технических медиаторов в межчеловеческих взаимодействиях);

Разработка новых правил и процедур исследования;

Формулирование новых норм строгости и доказательности.

Уровень методики и техники исследования

Методологическое знание этого уровня наиболее близко примыкает к исследовательской практике. Оно включает в себя:

Описание способов и приемов получения релевантной информации (напр., использования самонаблюдения, субъективного отчета в исследовании);

Требования к процессу сбора данных;

Разработка схемы построения ряда методов и методик, напр., вопросника для изучения ИПЛ (1 – обнаружение новой информации, 2 – адекватная оценка новой информации, 3 – инновационная деятельность, т.е. использование новой информации; все три направления во взаимодействии человека с природой, социумом, с культурой, с самим собой);

Разработка процедур оценки надежности и валидности методик;

Разработка новых методов и средств исследований (напр., спектрального анализа речи, автоматического анализа


общения и представление результатов в РПГ, математическое моделирование ГД и т.п.).

2)Структурирование методологического знания посодержательным основаниям вокруг доминирующих методологических принципов или мировоззренческих установок приводит к формированию методологических подходов. Часто это структурирование осуществляется по дихотомическому принципу:

Эвристический – алгоритмический

Энергетический – информационный

Атомистический – холлистический (целостный)

Аналитический – синтетический

Диалектический – метафизический.

Наука должна быть подготовлена «снизу» для применения того или иного подхода. Очевидно прогрессивный подход не может быть спущен «сверху», если «снизу» нет готовности, Так, системный подход не «зацепиться» за материал частной науки, если для этого не готова.

Функции методологического знания

1. Стимулирования процесса познания, проблематизация и критическое осмысление функционирующих идей, формирование творческой личности учёного, воспитание культуры мышления.

2. Организация и структурирование научного знания за счет разработки общенаучных средств и форм познания (общенаучных понятий, категорий, методов, подходов), за счёт выделения философско-мировоззренческих принципов познания.

3. Выработка стратегии развития науки при планировании комплексных исследований и целевых программ. Напр., в

4. Мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зр. той или иной картины мира (расщепление ядра, использование фреона, открытие принципа работы двигателя внутреннего сгорания, клонирование и т.д.).


Функции нормативного методологического знания , имеющего вид предписаний и норм


1. Обеспечить правильность постановки проблемы как со стороны её содержания, так и по форме.

2. Дать интеллектуальную технику для научной деятельности.

3. Улучшить организационную сторону исследований.

Для успешного использования достижений методологической мысли необходимо сочетание творческого движения «сверху вниз» и «снизу вверх».

3.Методология науки и психология

Во взаимодействии психологии и методологии науки нужно выделить два момента:

1. Психология относится к числу наук о человеке, поэтому исходные принципы психологического исследования и его результаты не могут не иметь ярко выраженный мировоззренческий характер.

2. Психология способна дать знание о само процессе познания и его развитии, чем в основном и «интересуется»

методология.

Осуществляя вклад в методологическое знание вообще, психология тем более высоко должна оценивать значение методологии для себя.

Л.С.Выготский писал:

«Ни в одной науке нет столько трудностей, неразрешимых конраверз, соединения различного в одном как в психологии. Предмет психологии – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений, чтобы получить то, чего от него ждут».

и полноты методологических проблем, таких туго затянутых узлов, неразрешимых противоречий, как наша. Поэтому здесь нельзя сделать ни одного шага, не предприняв тысячу предварительных расчетов и предостережений».

Л.С.Выготский. Собр. соч., т. 1, М., 1982, с. 417-418.

У Асеева В.Г. читаем:

«Ни в одной из научных областей результаты конкретного исследования не зависят в такой степени прямо и непосредственно от исходных методологических посылок и используемых методических приёмов, как в психологии».

Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития. - В кн. Принцип развития в психологии. С. 21-37.


Итак, причины заинтересованности психологии в методологии следующие:

1. Сложность и многоплановость самого предмета исследования, его качественное своеобразие.

2. Психология накопила огромное количество, который просто невозможно охватить без новых методологических подходов (А.Н.Леонтьев. Д.С.Л., с. 4; Б.Ф.Ломов ВП №5, 1978, с. 36).

3. Исключительно высокие требования к методологической грамотности любого психологического исследования.

4. Большая ответственность, лежащая на психологах в диагностике и определении профпригодности, уровня развития, в постановке клинического диагноза, в проведении судебно-психологической экспертизы.

Типичные методологические ошибки

1. Проведение психологических исследований, без четкого обозначения его предмета (исследования «на тему»), недостаточной рефлексии собственной трактовки предмета психологической науки, при отсутствии соотнесения того, что делает исследователь, о чем и как рассуждает с

принципиальным вопросом о познаваемости мира (понять методологические установки психолога легче, зная его ответ на последний принципиальный вопрос и его представления о предмете психологической науки).

2. Некритическое заимствование и использование подходов и процедур (прежде всего тестов), разработанных на людях

другой культуры, иной социально-экономической общности.

Например, в вопроснике « Эксперт», отработанном на выборке наших соотечественников есть след. вопросы:

Не выполняет многие свои намерения и обещания.

В отношениях с людьми часто возникают всякие недоразумения.

За рубежом: мгновенное увольнение

Хорошо работает с документами, любую справку составит быстро, по-деловому.

За рубежом: непременное условие квалификации

Ему плохо удается оптимизировать климат в коллективе.


За рубежом: это дело специалиста


Эмоционально переживает события, происходящие в коллективе.

За рубежом: почему он должен переживать из-за этого

Большинство людей, работающих с ним, жалуются на

трудности.

За рубежом: непонятно, о каких трудностях идет речь, увольнять таких надо

Знаменательны высказывания некоторых зарубежных ученых о ряде методолого-теоретических идей, широко распространившихся в психологии.

Дж.Вайценбаум (специалист в обл. информатики): «Немногие научные концепции внесли такую сильную путаницу в мышление и ученых, и широкой публики, как коэффициент умственных способностей … Сама идея того, что интеллект можно измерять с помощью простой линейной шкалы, причинила неописуемый вред нашему обществу вообще и образованию в частности».

Вейценбаум. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М., 1982. С. 262.

Д.Мк.Келланд (американский психолог): «Психологи должны стыдиться того, что они способствовали возникновению представления об общем умственном развитии, которое породило подобную программу тестирования». (Вейценбаум. Там же)

Нужно предостеречь начинающих исследователей от рецептурного понимания и применения представлений о методологии. Методологическая работа требует творчества, учета наличия у любой концептуальной схемы определенного ограничения числа степеней свободы, ограниченности области применения.

Каждый исследователь свою НИР должен начинать с решения следующих вопросов:

Как можно сформулировать методологическую задачу, которую надо решить?

К какому уровню методологического знания эта задача относится?

Какую функцию будет реализовывать найденное решение?

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Систематический методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное . Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные.
Общая занимается вопросами обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин получено, проблемой роли опыта в научном познании, различиями между науками и науками о культуре, структурами таких универсальных операций научного познания, как и понимание, проблемой единства научного познания и т.п.
Частная методология исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп. Можно говорить, напр., о методологии физики, о методологии биологии, о методологии наук исторического ряда и т.п. И в физике, и в биологии применяется объяснения. Вместе с тем многие биологические объяснения используют цели, которое теряет применительно к физическим объектам. Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно заменить телеологическое объяснение обычным для др. естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии.
В социальных и гуманитарных науках сравнительно хорошо разработаны частные методологии социологии, экономической науки, психологии, ряда исторических наук. Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для др. наук. Напр., объекты исследования всех социальных и гуманитарных наук находятся в процессе постоянного изменения, и каждый из них не может быть вполне понят в отвлечении от его истории; основываясь на этом обстоятельстве, иногда говорят, что является в некотором смысле «общей наукой», поскольку к ней вынуждены обращаться все др. . И вместе с тем своеобразная методология исторического исследования вряд ли может вызвать у лингвиста, психолога или экономиста. История не является парадигмой социальных и гуманитарных наук, точно так же, как не является парадигмой естественно-научного познания.
Конкретная методология, называемая иногда методикой, занимается методологическими аспектами, связанными с отдельными исследовательскими операциями в рамках конкретных научных дисциплин. К сфере этой методологии, меняющейся от науки к науке, относятся, напр., проведения физического эксперимента, методика эксперимента в биологии, методика опроса в социологии, методика анализа источников в истории и т.п.
Истолкование научного познания как специфической человеческой деятельности, осуществляемой сообществом ученых, диктует широкое понимание М.н. Центральными ее проблемами являются: исследование способов обоснования научного знания, позволяющих придавать гипотезам интерсубъективного или объективного знания; анализ критериев приемлемости, или адекватности, систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления.
Социальные и гуманитарные науки (науки о культуре) принципиально отличаются от естественных наук (наук о природе). Это означает, что в рамках общей М.н. наряду с методологией естественно-научного познания должна разрабатываться также вполне самостоятельная методология социального и гуманитарного познания. Этим не отрицается единство науки, и в частности научного метода. Однако само это единство предстоит еще выявить и исследовать, поскольку очевидно, что оно не может быть сведено к уподоблению наук о культуре наукам о природе. Долгое считалось, что есть единая методология научного познания, хотя и разрабатываемая преимущественно на материале естественных наук. Предполагалось, что как только социальные и гуманитарные науки, существенно отстающие в своем развитии от естественных наук, станут полноценными научными дисциплинами, все сказанное по поводу методов естественных наук окажется приложимым к социальному и гуманитарному познанию. Пока господствовала эта т. зр., для утверждения которой в 20 в. многое сделал , М.н. о культуре находилась в зачаточном состоянии. Ее началось, в сущности, только в . 19 в. и было связано с именами В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера, В. Дильтея и др. Однако и сейчас еще под «М. н.» нередко понимается методология естествознания, а под «философией науки» - естественных наук.
Существенные методологические различия между науками о природе и науками о культуре связаны с особой ролью ценностей (и, соответственно, оценок) в науках о культуре (за исключением наук исторического ряда, тяготеющих к чистому описанию и стремящихся избегать оценок). В социальных и гуманитарных науках ценности являются не просто строительными лесами, используемыми при возведении теорий, а неотъемлемыми структурными элементами самих этих наук и конструируемых в их рамках теорий. Данные науки должны, в конечном счете, содействовать рационализации человеческой деятельности, прояснению ее целей и перспектив, что невозможно без введения и обоснования определенных ценностей. Сложность проблемы ценностей в случае социальных и гуманитарных наук обусловлена в первую очередь тем, что эти науки не выражают (за редкими исключениями) явных оценочных суждений и не устанавливают предписывающих норм. Ценности входят в социальное и гуманитарное обычно в форме двойственных, описательно-оценочных высказываний или же в форме отнесения к ценностям, о котором говорил в свое время Вебер.
Социальные и гуманитарные науки широко используют не только обычные эмпирические и теоретические методы обоснования знания, но и контекстуальные методы, предполагающие к традиции, авторитетам («классике»), здравому смыслу, интуиции, вкусу и т.п. Обсуждение последних означает сближение М.н. о культуре с филос. герменевтикой.
Хотя социальные и гуманитарные науки, ориентированные на ценности, существенно отличаются от естественных наук своими методами обоснования, своеобразие познания общества и человека определяется гл.обр. той системой категорий, в рамках которой протекает это и которая задает его основные цели и ценности. Единая категориальная научного мышления отчетливо распадается на две системы понятий, самодостаточные, но в более широком плане взаимодополняющие друг друга. В первую из них входят абсолютные понятия: добро , динамический временной «было-есть-будет», предопределенность (« »), понимание и др. Во вторую систему входят сравнительные понятия: вероятность , предпочтение, статический временной ряд «раньше-одновременно-позже», средство, объяснение и др. Система абсолютных категорий тяготеет к представлению мира как становления, или потока. В системе сравнительных категорий предстает как сложившееся, как (см. АБСОЛЮТНЫЕ ). Бинарные оппозиции « - » и «бытие - » являются центральными оппозициями научного мышления. В русле восприятия мира как потока и становления идут гуманитарные и отчасти социальные науки, трактующие свои объекты как , порождающий ; , за исключением тех из них, которые тяготеют к наукам исторического ряда, отдают приоритет описанию мира как бытия, постоянного повторения одних и тех же элементов, их связей и взаимодействий.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ" в других словарях:

    Методология науки, в традиционном понимании, это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном… … Википедия

    методология науки - МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ научная дисциплина, занимающаяся исследованием и проектированием методов научно познавательной деятельности (см. Метод, Методология). М. н. всегда была органически связана с эпистемологией и философией науки, а также с… …

    МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как… … Философия науки: Словарь основных терминов

    Часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, которая создается на базе … Словарь терминов логики

    МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - – учение о принципах и методах получения знаний … Философия науки и техники: тематический словарь

    Методология науки. Системность. Деятельность - «МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. СИСТЕМНОСТЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» книга Э. Г. Юдина. Издана в Москве в 1997. Эрик Григорьевич Юдин (1930 1976) отечественный философ, занимавшийся проблемами методологии науки и философией системных исследований. Книга… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений … Философская энциклопедия

    Методология учение о методах, методиках, способах и средствах познания. Методология Методология истории Методология клинического диагноза Методология науки Методология ARIS Методология программирования Методология экономической науки… … Википедия

    - (methodology) Изучение методов, используемых в любом виде исследований. Методы, применяемые в изучении политики, включают в себя научно исследовательскую работу в архивах; изучение ранее опубликованных материалов; социологические опросы и… … Политология. Словарь.

Любая область науки связана с методологией (от греч. metodos - путь исследования, или познания, теория и logos - слово, понятие, учение). Более того, качество научного познания прямо зависит от уровня развития методологии.

Что такое методология

Методология - это система исходных руководящих принципов, способов и приемов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Говоря кратко, методология - учение о методах научного познания мира. Развитие науки предполагает и развитие методологии. Кроме предметного, всякое научное открытие имеет и методологическое содержание, потому что оно предполагает критический анализ и пересмотр ряда устоявшихся понятий, законов природы или общественного развития. Сказанное в полной мере относится и к педагогике.

Её функции

Философы отмечают ряд функций методологии. Это - гносеологическая (познавательная). Она очевидна, поскольку существует исследовательская деятельность по научному познанию мира, раскрытию тайн природы, явлений общественной жизни, сознания» и интеллекта человека. Гносеологическая функция удовлетворяет потребность в знаниях существенных связей и отношений окружающего мира, в познании его законов.
Прогностическая функция методологии предполагает предсказание, предвидение развития природных и общественных явлений, каких-либо событий, развития личности. Этот прогноз не может быть «гаданием на кофейной гуще» или мистическим пророчеством прорицателя. Прогноз как догадка или предположение опирается на предварительные наблюдения, опыт, интуицию, логические рассуждения исследователя. Прогностическая функция методологии выступает в виде гипотезы, справедливость которой предстоит еще доказать.
Преобразовательная функция методологии заключается в том, что методы исследования способствуют не только объяснению изучаемых явлений, но, что очень важно, служат также инструментом действенного изменения жизни, общественных явлений.
И еще одна функция - организующая - связана с согласованием путей и форм наших действий с условиями окружающего нас мира, с теми реальными обстоятельствами, которые складываются в данной ситуации.

Методологические уровни

В методологии наук функционируют методы разных по обобщенности уровней. В схематическом изложении они сводятся к следующему.
Высший, предельнообший, потому универсальный, уровень относится ко всем наукам. Этот уровень обычно связывают с философией, раскрывающей наиболее общие законы и закономерности бытия, развития окружающего природного и социального мира, духовной сферы человека. Разные философы по-разному объясняют эти законы. Мы не ставим задачей полемику ни с одним философским учением и направлением, считая, что это дело самих философов.
Методы на философском уровне имеют мировоззренческую направленность: философы ставят вопрос о соотношении бытия и сознания, о первичности материи или сознания по отношению друг к другу. Этот вопрос философы считают основным. И в зависимости от того, что признано первичным, а что вторичным (материя или сознание), - различают мировоззрение материалистическое (первичность материи) и идеалистическое (первичность сознания). Мы упоминаем об этом потому, что от мировоззрения исследователя, как правило, зависит его подход к объяснению окружающего мира. Но это положение не строго однозначно: в науке много случаев, когда исследователь, придерживающийся, например, идеалистических воззрений, выдает научные результаты, совпадающие с материализмом. К примеру, академик И.П.Павлов- православный христианин - в своем учении об условных рефлексах давал им вполне материалистическое объяснение. К.Д. Ушинский - также христианин - прямо призывал не смешивать науку с религией; а когда критики обвиняли его - одни в материализме, другие в идеализме, то Константин Дмитриевич прямо отвечал: «Я не придаю никакого значения тому, назовут ли меня материалистом или идеалистом»1. Примеры можно продолжить.
Философский уровень методов подтверждает мысль о всеобщей взаимосвязи наук.
Общенаучный уровень методов характеризуется тем, что эти методы используются при изучении различных областей действительности. А это возможно потому, что разные явления окружающего мира объективно, независимо от того, изучаем мы их или нет, подчинены одинаковым законам и функционируют в соответствии с ними. К числу общенаучных относятся теоретические методы: моделирования, формализации, теории вероятностей, системный, структурно-функциональный, статистический, кибернетический, информационный и др. К этой же группе причисляют логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, классификация и систематизация, обобщение и абстракция.
Конкретно-научный уровень методов. Эти методы раскрывают специфические для отдельно взятой науки законы, причинно-следственные связи и отношения, характерные именно для данной науки. Они, как правило, не могут быть востребованы и использованы для изучения явлений других наук. Например, методы механики вряд ли могут быть использованы в генетике и наоборот; методы психологии трудно использовать для объяснения астрономических и космических явлений, а обратное - возможно.
Есть еще один уровень методов, условно назовем его внутринаучным. Его смысл состоит в следующем. Некоторые законы, твердо установленные и устоявшиеся в науке, могут быть использованы в качестве концепции (методологическая функция) в исследовании других проблем той же науки. Например, закон интериоризации-экстериоризации в психологии стал концептуальной основой для разработки теории поэтапного формирования умственных действий (в той же психологии). Закон естественного отбора, открытый сначала в развитии растительного и животного мира, стал концепцией исследования и в микробиологии. На таком же уровне располагаются и частные законы отдельных наук, которые могут быть взяты другой наукой как концепция. К примеру, закон сохранения вещества и энергии, открытый сначала в области химии, стал концепцией исследования многих явлений физики.
Методология науки эвристична по своей сути. Это значит, что методы науки наталкивают исследователей на продуктивное творческое мышление. Они способствуют поиску и порождению процедур и приемов, направленных на решение творческих задач, на отсечение неперспективных вариантов при поиске решений. Методология побуждает искать новые, нетрадиционные, оригинальные пути решения поставленных задач.
Все сказанное о методологии науки вообще, целиком относится и к педагогике как науке. Перейдем к более подробному рассмотрению этого вопроса.

Термин «методология» (греч. Methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение) обозначает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического основания действительности, т.е. путь познания.

Методология:

– это учение о научном методе познания; основные принципы или совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.

Это учение о научно-исследовательских принципах познавательной деятельности человека, представляющее собой открытую систему многоаспектных и разноуровневых подходов к познанию явлений в их исторической обусловленности, преемственности и глобальности, которая совершенствуется на основе опыта и критической аргументации.

С философской точки зрения, это учение о методе, рассмотрения соответствия метода предмету исследования, она стремится создать целостную систему принципов деятельности.

В современной науке термин «методология» применяют к трем разным уровням научного познания.

1. Общая методология – это совокупность общих принципов, способов организации (построения) и стандартов достоверности научного знания, исследует законы развития научного знания в целом. Примерами могут быть принципы детерминизма, развития, соответствия, дополнительности и т.п.

2. Частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок и т.п., применяемых к конкретной области знания, основывается на законах отдельных наук, особенностях познания отдельных явлений.

3. Методологические приемы – множество методик исследования, проведения экспериментов, опытов и т.п.

В науке разработано большое количество определений «методология», это говорит о сложности и многогранности данного научного понятия. Базисом общей и частной методологии является методология науки.

Методология науки – часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства, и методы научного познания, способы обоснования и развития знания.

Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание о науке. Но кроме этой основной задачи методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания (3).

Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, создаваемой на базе определенных гносеологических (знаниевых) принципов. На методологическую концепцию оказывают влияние не только философские принципы. Поскольку она является теорией строения и развития научного знания, постольку она – в той или иной степени – ориентируется также на науку и ее историю. Следует указать еще на один факт, влияющий на методологическую концепцию, предшествующие и сосуществующие с ней концепции. Каждая новая концепция возникает и развивается в среде, созданной ее предшественниками. Взаимная критика конкурирующих концепций, проблемы, поставленные ими, решения этих проблем, способы аргументации, господствующие в данный момент интересы – все это оказывает неизбежное давление на новую методологическую концепцию. Она должна выработать собственное отношение ко всему предшествующему материалу: принять или отвергнуть существующие решения проблем, признать обсуждаемые проблемы осмысленными или отбросить некоторые из них как псевдопроблемы, развить критику существующих концепций и т.д. Учитывая, что методологическая концепция находится под влиянием, с одной стороны, философии, а с другой стороны, всегда ориентирована на те или иные области научного познания, легко понять, почему в этой области существует громадное разнообразие методологических концепций (10).

Самостоятельной областью исследований методология науки становится в середине Х1Х в. Расширение круга методологических проблем связано с исследованиями Б. Больцано, Э. Маха, Ж.А. Пуанкаре. С конца 20-х годов ХХ в. наибольшее влияние в методологии науки приобрела концепция логического позитивизма (М.Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгль и др.), которая исходила в понимании природы научного знания из субъективно-идеалистических воззрений Э. Маха и логического атомизма Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Логический позитивизм рассматривал науку как систему утверждений, в основе которой лежат особые «протокольные» предложения, описывающие чувственные переживания и восприятия субъекта. Основную задачу методологии науки лигические позитивисты усматривали в логическом анализе языка науки с целью устранения из него псевдоутверждений, к которым они относили прежде всего утверждения философского характера.

С конца 50-х годов ХХ в. в центре внимания оказываются проблемы анализа развития науки. Появляются концепции, претендующие на описание развития научного знания в целом или в отдельные периоды. Значительное влияние приобретают методологические концепции К. Попера, теория научных революций Т. Куна, историческая модель развития научного знания С. Тульмина, концепция научно-исследовательских программ И. Локатоса. Для этих концепций характерны тесная связь с историей науки и критическое отношение к неоптзитивистской модели науки.

В современном научном мире на первый план выдвигаются следующие проблемы: анализ структуры научных теорий и их функций; понятие научного закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов и гипотез; методы научного исследования; реконструкция развития научного знания. При этом для научного исследования с позиций современной методологии науки характерно следующее:

Наличие конкретного объекта исследования;

Дифференцированное решение эмпирических (выявление фактов, разработка методов измерения), логических (вывод одних положений из других, установление связей между ними) и теоретических (выяснение причин, констатация принципов, формулирование гипотез и законов) познавательных задач;

Четкое различие установленных фактов и гипотез;

Объяснение и прогнозирование фактов и явлений.

Методология базируется на общенаучных понятиях, которые являются ее структурными и содержательными элементами и представляют методологические основы научного знания.

Раздел 1. Предмет и структура методологии.

Раздел 2. Типы методологии .

Раздел 3. Место методологии среди других наук.

Раздел 4. Методология научного исследования.

- Подраздел 1. Методы научного изложения.

- Подраздел 2. Экономические принципы.

- Подраздел 3. Методы научного исследования.

Методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μέθ- + οδος, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) - это учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в компании и построении научно-практической деятельности людей.

Методология — это учение об фирмы деятельности.

Методология — это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели.

Методология — это учение о структуре, логической компании , методах и средствах деятельности

методология — это система принципов и способов фирмы и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе

Предмет и структура методологии

Недостаточный интерес исследователей к вопросам методологии объясняется также тем обстоятельством, что в самой методологии остается много неясного в ее сущности, в вопросах соотношения методологических и теоретических проблем науки, соотношения методологии и философии.

Тем более туманной, неясной областью является методология для практических работников сферы производства, (мы рассматриваем производство в самом широком смысле - как материальное, так и духовное производство), для работников искусства и т.д. - то есть для всех специалистов, не занимающихся профессионально научной деятельностью.

Методология вообще долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта). И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель - мотив - способ - результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» - ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив - заработать , чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним - метод (подробнее это явление и его последствия разбираются в). Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.

Действительно: в философском словаре 1972 года издания читаем: «методология - 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира». Такое узкое трактование методологии встречается и поныне: «Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии» - «Основы философии науки» 2005 года издания.

Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего времени, когда звучало слово «методология» как бы неявно подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или методологии какой-то конкретной науки - математики, химии и т.п. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д., о чем мы будем говорить ниже.

В гуманитарных, в общественных науках в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата в былые годы, да, в общем-то, и теперь, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. Например, В.И. Загвязинский так определяет методологию педагогики: «методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании. Она включает:

1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл

3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова)».

В этой цитате, с позиций современного понимания методологии:

Пункт первый к методологии педагогики не относится, это предмет самой педагогики, в частности теоретической педагогики;

Пункт второй. Да, действительно, теория играет роль метода познания. Но лишь в том смысле, что предшествующие теории являются методом для дальнейших исследований, в том числе для построения последующих теорий. Но, раз здесь теории рассматриваются в этом смысле, в смысле метода, то пункт второй целиком поглощается пунктом третьим;

Пункт третий относится только к методам педагогического познания. Но, как уже говорилось, структура деятельности ученого-исследователя значительно шире, чем только методы.

Таким образом, в этом определении наличествует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны - его зауженность. А подобные подходы к определению методологии довольно типичны. Действительно, в недавно изданной «методологии научного исследования» автор книги Г.И. Рузавин пишет: «Главная цель методологии науки - изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания». Наличие союзов «и», слов «а также», «кроме того» лишний раз говорит о многозначности, неопределенности, расплывчатости предмета методологии в данном определении.


Другой вариант раздвоения предмета методологии, тоже часто встречающийся - это попытки соединить в предмете методологии сознание и деятельность. «методология является дисциплиной об общих принципах и формах компании мышления и деятельности. «методология - тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов … в различных сферах духовной и практической деятельности». «В сфере общей методологии методолог изучает и конституирует «законы» мышления и деятельности как таковые …».

Кроме того, в физико-математических, в технических науках широко распространилось совсем уже упрощенное трактование понятия «методология» - под методологией стали понимать либо лишь общий подход к решению задач того или иного класса, либо путать методологию с методикой - последовательностью действий по достижению требуемого результата. Обе трактовки имеют право на существование, но являются слишком узкими.

В-четвертых, некоторые авторы разделили методологию (имея в виду методологию науки) на два типа: дескриптивную (описательную) методологию - о структуре научного знания, закономерностях научного познания и т.д.; и нормативную (прескриптивную) методологию - прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности. Но такое разделение, опять же, ведет к раздвоению, неоднозначности предмета методологии. Очевидно, в данном случае следовало бы говорить о двух разных функциях - описательной и нормативной одного учения - методологии.

В-пятых. Для появления такой неопределенности и многозначности предмета методологии были свои причины. Дело в том, что методология как таковая, в первую очередь методология науки, в советские времена стала оформляться лишь в 60-е - 70-е годы прошлого века. До этого, да и в те времена, партийными органами считалось, что вся методология заключена в марксистско-ленинском учении, и всякие разговоры о какой-либо еще «методологии» вредны и опасны. Несмотря на это, методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. И в этом их огромная заслуга, поскольку они смогли противостоять идеологическому давлению. Но, в то же время, они поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре этажа:

Философский;

Общенаучный;

Конкретно-научный;

Технологический (конкретные методики и техники исследования).

Это разделение методологии было признано практически всеми методологами и стало подобием «священной коровы» - оно не подвергалось сомнению. Но такое деление привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном «этаже» - порознь. А единая картина? А единая методология? И эту путаницу в методологии мы имеем до сих пор.

Действительно, судя по всему, верхние первый и второй этажи вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило - в прошлых десятилетиях, а то и столетиях. Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний (прошлая деятельность умерла, остались лишь ее результаты). А ученым - представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. - нужна методология как оружие их собственной деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время. Кроме того, работы философов по проблематике гносеологии и методологии зачастую написаны настолько сложным, заумным языком, что для «простых» ученых они просто недоступны.

Далее, третий сверху «этаж» отведен как бы методологам конкретных наук - методологам физики, биологии, психологии и т.д. Но позиция, положение этих методологов «зависает» - они уже не философы, но и не собственно ученые, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях.

А конкретными методиками и техниками исследований вроде как должны заниматься «простые» ученые (четвертый этаж), зачастую в значительном или в полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.

Таким образом, подводя итог краткому вводному экскурсу в методологию научного исследования (методологию науки), приходится констатировать, что при всем большом объеме накопленных полезных материалов, в ней сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, многозначность ее предмета, с другой стороны - его зауженность.

В-шестых. В последние десятилетия, в первую очередь благодаря работам и просветительской деятельности Г.П. Щедровицкого, стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами» а свое научное направление «системомыследеятельностной» методологией. Эти группы методологов (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.) стали в различных регионах страны проводить «организационно-деятельностные игры» с коллективами работников сначала в сфере образования, затем сельского хозяйства, с политологами и т.д., направленные на осмысление инновационной деятельности, что принесло им довольно широкую известность, хотя мнения об их деятельности, зачастую, бывают весьма противоречивы.

Параллельно с этим в печати стали появляться публикации ученых, посвященные анализу и научному обоснованию инновационной деятельности - в образовании, в инженерном деле, в экономике и т.д.

Кроме того, в последние годы среди программистов распространился термин «методология» совсем в новом «звучании». Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ.

Так, по сути дела, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление - методология практической деятельности. А их, по мнению авторов, необходимо рассматривать в одном ключе, с единых позиций, а именно с позиций современного проектно-технологического типа организационной культуры.

В целом же, вероятно, основной объективной причиной появления различных неоднозначных толкований понятия «методология» является то обстоятельство, что человечество перешло в новую постиндустриальную эпоху своего развития, сопровождаемую такими явлениями как: информатизация общества, глобализация экономики, изменение роли науки в обществе и т.д.

Теперь, когда мы рассмотрели причины расплывчатости и неоднозначности предмета методологии, сложившиеся в литературе, перейдем к формулированию собственных позиций авторов. Зададимся вопросом - а чем принципиально методология науки (методология научной деятельности, методология научного исследования - синонимы) отличается от методологии любой другой человеческой деятельности? И чем, в частности, если говорить о методологии науки, методология, например, педагогики как науки отличается от методологии науки психологии? Или методологии физики?

Действительно, невозможно выделить отдельно какие-либо сугубо специфические для какой-либо конкретной науки методы, принципы или средства исследования. Так, особенности научной деятельности, принципы познания и т.д. едины для всей науки вообще, науки в целом. Требования, например, к эксперименту одинаковы и для физики, и для биологии, и для педагогики, и для любой другой отрасли научного знания. Даже, казалось бы, такие экзотические методы, как бурение скважин в геологии или раскопки в археологии - это разновидности опытной работы , также как и в педагогике, и в психологии. Другое дело, что, к примеру, аксиоматический метод, методы математического моделирования широко применяются в физике, а в социологии, в педагогике и т.д. их применение пока что весьма ограничено. Или же наоборот - изучение и обобщение передового опыта широко применяется в педагогике, в экономике, в фирмы труда и производства, а в физике и химии их применение бессмысленно. Но это лишь специфика применения тех или иных методов, а в принципе же общее строение методологии науки едино.


Этот тезис подтверждается и личным опытом авторов, которые когда-то учились в Московском физико-техническом институтеразное время), где математика и физика преподавались, что называется, на уровне высшего пилотажа и где вопросам методологии научного исследования уделялось самое серьезное внимание. При подготовке методологических пособий «Как работать над диссертацией», «Докторская диссертация?», «Образовательный проект» и других авторам пришлось прочитать сотни авторефератов кандидатских и докторских диссертаций, беседовать с коллегами из самых разных отраслей научного знания. И все это позволяет, с одной стороны, утверждать, что общие принципы, средства, методы исследования в разных науках одни и те же. Хотя содержание исследований в разных научных областях - разное.

С другой стороны, один из соавторов (А. Н.) долгое время занимался проблемой формирования трудовых умений. А поскольку умения - это способность осуществлять ту или иную деятельность, то приходилось подробно изучать практические профессиональные деятельности людей разных профессий. Другой соавтор (Д. Н.) много лет занимается вопросами построения и практического применения математических моделей в самых различных отраслях народного хозяйства. И опять же возникает вопрос, который авторы адресуют уважаемому Читателю - а чем принципиально практической деятельности учителя отличается от компании деятельности, например, врача? Или инженера? Или технолога? Конечно, содержание деятельностей разное, но в принципах, в методах (способах), в фирмы практической деятельности и т.д. есть общие основы.

Теперь вернемся к приведенным выше двум общим энциклопедическим определениям методологии. Эти определения верны, однако в них имеет место некоторая расплывчатость. В первую очередь, из-за наличия в определении, данном в философском энциклопедическом словаре, диады «теоретическая деятельность» и «практическая деятельность», и возникает, очевидно, множество разных толкований. Так, одни авторы рассматривают методологию как способ, средство связи науки и практики (например, В.В. Краевский). Другие авторы, например, Н.А. Масюкова - как средство помощи науки практике. И так далее.

Методология - это учение об компании деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии - деятельности. Этим определением мы и пользуемся.

В то же время, необходимо отметить, что, наверное, не всякая деятельность нуждается в фирмы, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность, как, например, однообразная деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя - «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.

Другое дело - продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат. Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данного предприятия, учреждения) результат. Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат. Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее компании, то есть возникает необходимость применения методологии.

Если методологию мы рассматриваем как учение об фирмы деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «компания». В соответствии с определением, данным в, фирма - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение предприятий людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил

В нашем случае мы используем понятие «компания», в основном, в первом и во втором значении, то есть и как процесс (второе значение), и как результат этого процесса (первое значение). Третье значение также используется (но в меньшей степени) - при описании коллективной научной деятельности, управления проектами в организациях и т.д.

При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко - как учение об компании любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. - с одной стороны. С другой стороны - и индивидуальной, и коллективной деятельности.

Типы методологии

Теоретической цели — модели идеального знания (в заданых описанием условиях, например, скорость света в вакууме); Практической цели — программа (алгоритм) приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.

Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира.

Методо́логи — люди, занимающиеся методологией: изучением и разработкой принципов формирования методов, разрабатывающие методы и технологии их применения.

Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Если обобщить эти определения и придать бульшую строгость, то можно дать следующее:

методология - это учение об фирмы деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии - фирма деятельности.

В этом случае методологию можно рассматривать очень широко - как учение об компании любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. - с одной стороны. С другой стороны - и индивидуальной, и коллективной деятельности.

Методологии игровой деятельности;

Методологии трудовой, профессиональной деятельности. В свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на:

Специфические формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия.

На сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научной деятельности (методологию научного исследования), методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной и игровой деятельности.

Таким образом, методология рассматривает компанию деятельности. Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временнόй структурой (исходя из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).

Исторически известны разные типы культуры фирмы деятельности1. Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или компании) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами2.

Процесс осуществления деятельности рассматривается в рамках проекта, реализуемого в определенной временнуй последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

4. Временнбя структура деятельности: фазы, стадии, этапы.

Такое понимание и построение методологии позволяет:

С единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности;

Отсечь от методологии традиционно приписываемые ей излишние наслоения;

Найти общую логику таких широко обсуждаемых в современной литературе вопросов, как инновационная деятельность, проектирование систем, технологии, рефлексия и др.

Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра-учение-труд, то можно говорить о:

Методологии игровой деятельности (имея в виду, в первую очередь, детскую игру);

Методологии учебной деятельности;

Методологии трудовой, профессиональной деятельности;

В свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на:

Практическую деятельность как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. В этом смысле практической профессиональной деятельностью занято большинство людей;

Специфические формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия. Соответственно, это: философская деятельность, научная деятельность, художественная деятельность, религиозная деятельность.

На сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научной деятельности (методологию научного исследования), методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной деятельности, и методологии игровой деятельности.

При этом остается открытой для дальнейших исследований проблема построения методологии философской деятельности (хотя условно можно считать, что философия является одновременно и отраслью науки и на нее, в частности, может быть распространена методология научной деятельности).


Что же касается методологии религиозной деятельности, то авторы не берутся рассматривать эту сложную и неоднозначную проблему.

Таким образом, методология рассматривает фирму деятельности (деятельность - целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временнόй структурой (авторы исходят из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).

Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Исторически известны разные типы культуры фирмы деятельности. Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или компании) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.

Процесс осуществления деятельности мы будем рассматривать в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:

Фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации;

Технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;

Рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.

Таким образом, можно предложить следующую «схему структуры методологии»:

1. Характеристики деятельности:

особенности,

принципы,

нормы деятельности;

2. Логическая структура деятельности:

средства,

результат деятельности;

3. Временнбя структура деятельности:

этапы деятельности.

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

В то же время, интегрировать все эти подходы в единое учение об фирмы деятельности становится возможным только в эпоху развития проектно-технологического типа организационной культуры, когда произошло осмысление наличия и особенностей предшествующих типов организационной культуры, и, в первую очередь, осмысление отличий профессионального (научного) и проектно-технологического типов организационной культуры.

Такой подход позволяет:

Во-первых, отсечь от методологии традиционно приписываемые ей излишние наслоения;

Во-вторых, найти общую логику таких широко обсуждаемых в современной литературе вопросов, как инновационная деятельность, проектирование систем, технологии, рефлексия и др.;

В третьих, рассматривать с единых позиций компанию основных видов человеческой деятельности: научно-исследовательской, практической, художественной, учебной и игровой.

Мест о методологии среди других наук

Традиционно принято методологию относить к философии или, по крайней мере, располагать ее как бы рядом с философией. Так, в библиотечных классификаторах соответствующий раздел именуется «философия и методология».

Действительно, философия является основанием методологии, так же как и другие науки, изучающие деятельность: психология, системный анализ и т.д.. Но в то же время, очевидно, методология - это самостоятельная наука.

Если исходить из классификации наук, предложенной В.С. Ледневым, то методологию следует отнести к практическим наукам. Она тесно связана с технологическими науками, системным анализом, компанией труда и производства, с управлением проектами и т.д.

Методология научного исследования

Экономическая теория занимается объяснением принципов, согласно которым может быть организовано производство и распределение благ в хозяйствах различных обществ. Вообще говоря, экономическая теория должна объяснить всё, что происходит в хозяйстве. Она должна объяснить, почему хозяйство устроено именно так, а не иначе. Она должна уметь определять возможные причины любого события (например, почему в таком-то году выросла архитекторов в городе Калининграде). А также последствия любого события (например, к чему приведет возможное увеличение цены нефти). Экономическая теория может справиться со всеми этими задачами с помощью построения теоретических моделей — воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий. Методология возникает и развивается первоначально как стихийное накопление практических приемов, рецептов, шаблонов, инструкций выполнения всех действий. Такая методология сохраняет самостоятельное значение до настоящего времени. Интересен не осмысленный в должной мере экономической наукой факт стихийного диалектического объяснения экономики П. Прудоном, который старался «построить свое учение на началах Гегелевской философии»

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, что, где, когда и как будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Методы научного изложения

Экономическая теория может быть позитивной или нормативной — в зависимости от вопросов, на которые она отвечает. Позитивный экономический метод изучает реальное состояние хозяйства и то, как это состояние может изменяться в результате тех или иных событий. Позитивный метод строится на изучении причинно-следственных связей и рассуждает по принципу «если — то». Изложение о том, что «есть» в экономике, а не о том что «должно быть». Например, утверждение, что «уменьшение налогов ведет к увеличению затрат населения на потребление», может быть подтверждено или опровергнуто на практике при изучении влияния налогообложения на расходы. Позитивная экономическая теория стремиться отразить отношения между экономическими переменными, измерить эти соотношения, найти их количественные характеристики. При этом позитивная теория не оценивает все эти события с точки зрения “хорошо” или “плохо” и подходит к ним беспристрастно. Она ставит также перед собою цель осуществления предвидения о том, что может происходить в экономических процессах, когда изменяется та или иная переменная. Позитивную экономическую теорию нередко принято называть областью «чистой теории». Нормативный экономический метод строится в стиле того, что «должно быть», а не стиле того, что «есть». Нормативная теория строится на одном или нескольких главных утверждениях. Например, утверждение выраженное фразой: «люди имеющие больший профит, должны платить больший подоходный налог, чем те люди которые имеют низкий профит »,является нормативным. Данный метод подачи материала отражает субъективные целостные суждения людей о том, что хорошо и что плохо, и опираются на этические понятия, такие как «справедливость», а не на строгие экономические обоснования. Нормативная теория любое событие может оценивать с точки зрения соответствия этому «идеальному» состоянию. Например, «повышение цены молока — это плохо, так как люди должны иметь возможность покупать дешевое молоко» или «расширение производства — это хорошо, так как больше людей получат работу».

Нормативный и позитивный методы характеризуют два варианта изложения результатов анализа. В стиле «долженствования», подготовки рекомендаций для осуществления экономической политики организации, государства или в стиле «научной нейтральности», проведение абстрактного анализа экономической реальности. Характеристика данного разграничения впервые была предложена А.Смитом. Таким образом, позитивная теория изучает то, что есть, а нормативная теория — то, что должно быть.

Помимо данной альтернативы в современной экономике существует и другое соперничество научных инструментов - использование каузального и функционального методов при рассмотрении зависимостей между экономическими явлениями. Экономическая теория, развиваясь вплоть до ХХв. в форме классической политической экономии, ориентировалась на использование каузального метода - нахождение и обозначение четко определенных причинно-следственных зависимостей между экономическими явлениями или обстоятельствами. Этот метод характеризуется логической последовательностью смысловых блоков (понятий, категорий), анализом явлений с качественной стороны; недостатки каузального метода - необходимость нахождения исходного звена, сложность количественного измерения зависимостей между явлениями. К примеру, зависимости между ходом технического прогресса, углублением разделения труда, ростом производительности и, в итоге, - повышением объемов производимого ВВП. Введение функционального метода было связано с маржинальной революцией на рубеже XIX-XXвв. и активным внедрением математического аппарата исследования. В функциональном методе - нахождение и обозначение определенных взаимозависимостей между экономическими явлениями или обстоятельствами, объекты исследования могут менять свой статус причины или следствия. Например, изложение функциональной, взаимной зависимости между процессами инфляции и безработицы (график кривой Филлипса). Функциональным метод характеризуется возможностью отражения взаимного влияния экономических явлений, количественных измерений; его недостатки в ограниченности математических моделей определенным количеством факторов.

Экономические принципы

Экономическая теория изучает хозяйство как бы со стороны. Но в то же время люди, которые являются действительными участниками хозяйства, с давних пор занимаются выработкой принципов своего поведения и по-своему изучают то же самое хозяйство изнутри. Прикладной экономикой называется совокупность дисциплин о практических действиях в реальном хозяйстве. Все действующие лица в хозяйстве делятся на три большие группы: компании, потребители и государство. Поэтому и прикладная экономика тоже делится на три большие части — в зависимости от того, чьи действия являются предметом изучения: прикладную экономику организации, домоводство и теорию экономической политики . Прикладная экономика компании — совокупность дисциплин, определяющих действия различных управляющих любой организации. Этот комплекс дисциплин включает в себя такие важные предметы, как , финансы, планирование производства, управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д. Поскольку все эти дисциплины направлены на одну цель — увеличение прибыли компании, прикладную экономику организации называют еще теорией бизнеса (от англ. business — буквально «дело», занятостью, в переносном смысле «зарабатывание денег»). Домоводство — совокупность знаний о ведении домашнего хозяйства, планировании бюджета, осуществлении покупок, фирмы потребления и т. д. Любое домашнее хозяйство выполняет эти действия, и принципы, которыми оно может руко­водствоваться при этом, составляют предмет науки домоводство. Теория экономической политики — совокупность знаний о регулировании хозяйства государством, регулирование денежного обращения, рынка капиталов, внутренней и внешней торговли, взимания налогов , распределение бюджета, стимулирование развития отдельных отраслей и т. д.

Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем. Цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря — более высокий уровень жизни.