История моды в карикатурах. Россия в английской карикатуре

Английская карикатура. 1776 год

Первый бум карикатур на щеголей приходится на период вокруг 1789 года. Дело в том, что если в раннее Новое время внешний облик все еще позволял определить происхождение, род занятий и имущественное положение человека, то к XVIII веку это становится сложнее. Начинают звучать жалобы на то, что больше невозможно отличить служанку от госпожи. Это, безусловно, преувеличение, но весьма показательное. «Существуют ли различия, если они не видны?» — ключевой вопрос, который подталкивал представителей элиты к поискам новых знаков изысканности, а мечтателей, грезивших о бесклассовом обществе, к созданию проектов единой униформы для всех граждан:

«От десяти до тридцати лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее для их занятий. Каждая корпорация будет отличаема каким-нибудь цветом, соответствующим главному предмету ее труда, или каким-либо другим знаком».

Этьен-Габриэль Морелли. «Кодекс природы, или Подлинный дух ее законов» (1755 год, перевод М. Е. Ландау)

С тридцати лет, по мысли Морелли, человек может одеваться сообразно своему вкусу, но без излишеств.

Так что модные баталии подготавливали и сопровождали социальные потрясения в Европе в «век революций», а потом и наследовали им.

Мушки


Ссора с евреем-покровителем. Из серии «Карьера проститутки». Карикатура Уильяма Хогарта. 1732 год Victoria and Albert Museum

Одна из наиболее узнаваемых черт моды XVIII века, сохранявшая популярность на всем его протяжении, — мушки. Некоторый упадок интереса к мушкам наблюдается с 1780-х годов, в эпоху предромантизма, когда начала цениться «естественная» красота и женщины стали постепенно отказываться от тяжелого макияжа, отличавшего предшествующий период. Однако и в это время мушки продолжали носить многие пожилые дамы, верные привычкам своей молодости.

В действительности мушки использовались для того, чтобы лучше оттенить фарфоровую белизну кожи (вернее, покрывавшего ее слоя грима, обычно — свинцовых белил, о вреде которых заговорили позже). Но в карикатуре уже в начале XVIII века мушки приобрели свой смысл: они обозначали модную женщину, а значит, в глазах моралистов, кокетку и даже распутницу. Подписи к некоторым картинкам намекают на то, что основным назначением мушек было скрыть следы сифилиса. Растиражированная в гравюре серия картин Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» дает характерный пример подобного переосмысления мушек: их появление — недвусмысленный знак падения героини. Мушка на лбу дополняет характеристику героини, заданную ситуацией: она отвлекает одного любовника, чтобы другой мог скрыться.

Фижмы


Карикатура на фижмы. 1748 год pinterest.com

Женский костюм на протяжении большей части XVIII века был довольно объемным. Это достигалось при помощи скрытых под юбками сложных конструкций. Широкий каркас, вставлявшийся под юбку, а также сама юбка на таком каркасе назывались «фижмами» — предположительно, от немецкого слова Fischbein, «китовый ус». В начале века использовалась колоколообразная структура, состоящая из круглых обручей разного диаметра, однако к 1730-м годам в моду вошел уплощенный спереди и сзади, расширенный по бокам силуэт.

На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками, демонстрируя исподнее окружающим.

Панье

Панье. Карикатура 1775 года pinterest.com

Позднейшая модификация фижм, возникшая в середине XVIII века, называлась «панье» — от французского слова panier, «корзина». Предположительно, панье допускали большую свободу движений, так как вместо цельных обручей и сложной системы завязок, придававшей фижмам форму эллипса, в них начали использоваться отдельные корзинки, крепившиеся по бокам.

В большинстве карикатур этого периода изобличается искусственность модного тела, понимаемая как проявление женской хитроумности, и, прямо или косвенно, высмеивается наивность мужчин, которых можно соблазнить показным лоском.


Магазин задов. Английская карикатура. 1785 год

Развивая тему модного тела как причудливой иллюзии, эта карикатура сводит различные конфигурации фижм — как реально существовавшие, так и выдуманные художником — в единую систему, очевидно, не без влияния естественно-научных классификаций натуралистов Жоржа-Луи Бюффона и Карла Линнея.

Корсет

Пляска смерти. Гравюра Алларта Класса. 1562 год Baillieu Library Print Collection, The University of Melbourne

Корсет появился в XVI веке и уже тогда, как и другие модные ухищрения, подвергался осмеянию как символ суетного тщеславия. На гравюре Алларта Класса модно одетая пара беззаботно танцует, по-видимому, не догадываясь, что за перкуссионист задает ритм.

Тугая шнуровка, или Мода прежде удобства. Карикатура Джона Коллета. Около 1777 года The Lewis Walpole Library

В XVIII веке с корсетом обычно связаны сюжеты, подразумевающие одевание или раздевание, а значит, определенный эротизм. Шнуровка на спине не позволяла даме одеться самостоятельно — карикатура Коллета высмеивает суетность модницы, привлекшей целый отряд слуг, чтобы потуже зашнуровать корсет. Пикантность ситуации подчеркивается фигурами собаки и обезьянки, символизирующими низменные страсти: похоть и тщеславие.


Тугая шнуровка, или Жена сапожника прифрантилась. Английская карикатура. 1777 год The Trustees of the British Museum

Кроме того, мишенью сатиры становится контраст между происхождением и амбициями. Жена сапожника смогла затянуть корсет потуже, воспользовавшись одним из рабочих инструментов своего супруга, но тот не оценил ее находчивость. Карикатура отражает проникновение моды во все слои общества и возникновение опасений, связанных с неумеренными тратами и сомнительной моралью модниц.


Немного туже. Карикатура Томаса Роулендсона. 1790 год National Gallery of Victoria, Melbourne

Реагируя на стирание социальных различий, карикатуристы подчеркивают их, утрируя стереотипические сословные характеристики тела. Если аристократы изображались чересчур манерными, то представители третьего сословия — грубыми и неотесанными. Неуклюжая тучная дама, пытающаяся обрести модный силуэт при помощи тугой шнуровки, символизирует политические и культурные претензии буржуазии.

Оригинальная подбивка: средство для придания округлости. Карикатура Джеймса Гилрея.
1791 год
The Trustees of the British Museum

Корсет XVIII века был очень жестким, придавая лифу модного платья форму гладкого перевернутого конуса. Ситуация изменилась к 1790-м годам: теперь корсет мог дополняться накладками, подчеркивающими и увеличивающими грудь.

Гилрей преувеличивает усилия, предпринимаемые миссис Фитцгерберт, морганатической супругой будущего короля Великобритании Георга IV, чтобы понравиться своему принцу, и этим предвосхищает форму корсета, характерную для XIX века, когда в моду вошел силуэт «песочные часы».


Подлинный вид новой машины для шнуровки дам. 1829 год The New York Public Library

Промышленная революция наложила свой отпечаток на представления о модном теле.

Макарони

Английская карикатура. 1774 год «Том, сын мой, что это?» Library of Congress

В 1760-70-х годах побывавшие на континенте молодые британцы привозили домой чужеземные манеры и наряды — высокие пудреные парики, туфли с красными каблуками, перчатки с отворотами, яркий макияж. Это явление имело большой общественный резонанс. Изображения, уподобляющие разряженных, гримасничающих юношей клоунам или обезьянам, откровенно ксенофобны. Это отражение вечных традиционалистских сетований на «порчу нравов» под тлетворным влиянием заграницы.

«Том, сын мой, что это?» — спрашивает поместный дворянин своего сына, примкнувшего в столице к макарони. Комический контраст — наглядное выражение социальной и культурной пропасти, разделившей поколения — строится здесь на противопоставлении не только костюма, но и телосложения и поз персонажей, напоминая нам, что мода — это нечто большее, чем просто одежда.

Куафюра а-ля Мария Антуанетта


Лицом к лицу, или Дамский курятник. Английская карикатура. 1776 год The Trustees of the British Museum

В последней четверти века прически, или куафюры (от французского coiffure), внезапно начинают расти ввысь, достигая нечеловеческих размеров — по крайней мере так кажется карикатуристам.

Французская дама в Лондоне. Карикатура Сэмюэля Иеронимуса Гримма. 1771 год The Trustees of the British Museum

В настоящее время многие исследователи склонны считать вымыслом эксцентричные уборы, которыми пестрят сатирические изображения, помещающие на верхушку и без того монументальной дамской прически башню или корабль, а то и еще одну модницу. Нигде, кроме карикатур, этот мотив не встречается, его не подтверждают ни живописные портреты, ни документальные источники, и в действительности самым громоздким украшением головы были, по-видимому, страусовые перья.

Смехотворные моды, или Абсурд, до которого доходят дамы. Английская карикатура. 1771 год The Trustees of the British Museum

Тем не менее прически, без сомнения, стали объемнее и приобрели ярко выраженную вертикальную доминанту — именно такой стиль ассоциируется с королевой Марией-Антуанеттой, хотя она сама успела поносить и прическу с небрежно растрепанными локонами, вошедшую в моду позднее.


Отказ от пудры, или Бережливое семейство экономит гинею. Карикатура Джеймса Гилрея.
1795 год
National Portrait Gallery, London

Прическа в духе Марии-Антуанетты (как и другие стили XVIII века) требовала обильного напудривания. Сверкающая дымка пудры придавала воздушности массивным конструкциям из собственных и накладных волос и считалась очень изящной. Кроме того, впитывая жир, пудра позволяла держать волосы в относительной чистоте — до изобретения шампуня оставалось еще более века. В конце столетия в Великобритании был введен налог на пудру для волос, заставивший многих островитян отказаться от этой роскоши раньше, чем это сделали модники на континенте.

Накладные икры

Шнурование денди. Английская карикатура. 1819 год The Metropolitan Museum of Art

Если дамы в основном стремились зрительно расширить область бедер, представления о мужественности требовали демонстрации мускулистых ног: аристократы носили короткие штаны — кюлоты. Для тех, чье тело не вполне соответствовало идеалу, в атласные чулки вшивали накладки на икры. Накладные икры пользовались успехом на всем протяжении XVIII века, достигнув пика популярности накануне Французской революции, и сохранялись в начале XIX века, когда кюлоты сменились длинными, но узкими панталонами и облегающими лосинами.

На карикатуре модник эпохи Регентства не только утянут в корсет, но и использует специальные приспособления, имитирующие широкие плечи, мускулистые бедра и мощные икры.

Инкруаябли

Инкруаябль. Карикатура Антуана Шарля Ораса Верне. Около 1790 года fashion-hi-story.blogspot.com

На фоне революционного террора во Франции появились модники, которых прозвали «невероятными» (les incroyables). Их огромные накрахмаленные шейные платки и костюмы фантастических расцветок словно пытались возродить к жизни аристократию Старого режима. Это было больше похоже на пир во время чумы, чем на сознательное политическое высказывание, но в историю моды инкруаябли вписали одну из самых ярких страниц.


Вальс. Гравюра Антуана Шарля Ораса Верне. 1800 год The Trustees of the British Museum

Существует мнение, что инкруаябли и их не менее удивительные подруги мервейёзы (les merveilleuses) устраивали так называемые балы жертв, на которые допускались только родственники казненных дворян. На эти собрания дамы якобы являлись с собранными наверх или коротко стриженными волосами, как будто перед казнью, и повязывали на шею красную ленточку, имитировавшую кровавый след. Еще большую театральность этим балам придавали диковинные движения, которыми участники сопровождали свои танцы: они мотали головами из стороны в сторону так, словно те вот-вот готовы были скатиться с плеч, отсылая к мотиву обезглавливания. Некоторые исследователи полагают, что эти балы — миф, изобретенный писателями-романтиками эпохи Реставрации. Но как тогда объяснить карикатуры, на которых герои изображены в процессе какого-то странного танца?

В 1984 году молодой Джон Гальяно, заканчивавший учебу в лондонском колледже Central Saint Martins, посвятил инкруаяблям свою дипломную коллекцию. Сценическое решение дефиле показывало, что, по мысли дизайнера, именно эти модники были подлинными героями Французской революции.

«Нагая мода»


Три грации на сильном ветру. Карикатура Джеймса Гилрея. 1810 год The Trustees of the British Museum

В конце XVIII века революция произошла и в дамской моде: массивные платья с фижмами ушли в прошлое, сменившись легкими одеяниями в духе античной туники. Талия поднялась под грудь — возникла так называемая ампирная линия, название которой восходит к французскому empire, «империя»: этот силуэт получил наибольшее распространение в 1804-1814 годах, при империи Наполеона Бонапарта.

Парижские дамы зимой 1800 года. Карикатура Джона Коуза. 1799 год Wikimedia Commons

Радикально изменился не только фасон, но и модные цвета и текстуры: на смену богато украшенному тяжелому бархату и парче пришел невесомый муслин светлых тонов без рисунка. Воздушные платья скандализировали многих наблюдателей, которые, казалось, могли различить под тончайшими тканями все сокровенные части тел модниц — впрочем, вполне вероятно, что это была только игра воображения.

Волна «нагой моды» докатилась и до России. Филипп Вигель замечал в своих «Записках»:

«Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, которые плотно охватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете».

Несоответствие сезону часто высмеивается в карикатурах на «нагую моду».

Капор


Уединенное свидание. Французская карикатура. 1810-е годы Wikimedia Commons

Во Франции периода Директории (1796-1799 годы) наиболее актуальным головным убором, дополнявшим «нагое» платье, был тюрбан. Однако в начале XIX века под влиянием Англии многие континентальные модницы стали носить капор. Именно в таких шляпках героини Джейн Остин прогуливались по курортному городу Бату и другим фешенебельным местам. Защищавшие девичьи лица от нескромных взглядов поля капора действительно могли быть очень широкими.

«Баранья нога»


Любопытный крой рукавов. Карикатура Уильяма Хита. 1829 год The Metropolitan Museum of Art

Увлечение античностью рубежа XVIII-XIX веков к концу двадцатых годов сменилось интересом к Средним векам и эпохе Возрождения, что проявилось, в частности, в моде на объемные рукава причудливой формы. Некоторое представление о том, как они выглядели, позволяет составить распространенное название нового фасона — «баранья нога». Другие бытовавшие в это время наименования отсылают не столько к форме рукавов, сколько к умственным способностям выбиравших их модниц: французское à l’imbecile примерно соответствует позднейшему русскому «я у мамы дурочка».

Кринолин

Частичное затмение. Карикатура из журнала «Уленшпигель». 1856 год The Trustees of the British Museum

На протяжении 1830-40-х годов объем платьев постепенно увеличивался за счет нескольких слоев накрахмаленных нижних юбок, пока наконец в моду не вернулась конструкция из поддерживающих обручей.


Кринолин зимой. Карикатура Оноре Домье. 1858 год «Госпожа, если угодно, я с вас смету?» Brooklyn Museum

Благодаря новым материалам и технологиям эта конструкция сделалась намного более гибкой и подвижной, чем старорежимные фижмы, и называться стала по-другому — кринолин. Введение кринолина приписывается Чарльзу Фредерику Уорту — первому модельеру с мировым именем, отцу-основателю от-кутюр («высокой моды»). Критики кринолина представляли его клеткой, в которую заточена женщина; карикатуристы утрировали громоздкость модного силуэта.


Кринолин. Карикатура Джорджа Крукшенка. 1850 год Wikimedia Commons

Однако, скорее всего, неудобство кринолина преувеличено: он не мешал женщинам вести активный образ жизни. Стоит вспомнить, к примеру, военную медсестру и общественного деятеля этого периода Флоренс Найтингейл. Современные исследователи склонны подчеркивать не закрепощающий, а, напротив, позитивный смысл кринолина, придававшего женщине более внушительный вид и в силу этого — большую уверенность в себе.

Новый способ использования нижних юбок, только что вошедших в моду. Карикатура Оноре Домье. 1856 год National Gallery of Australia

Повод для эротических фантазий давала не только «нагая мода», но и полностью скрывавший женское тело строгий костюм викторианской эры. В данном случае под предлогом подшучивания над несуразным объемом кринолина карикатурист демонстрирует зрителю женские ноги до колена. В эпоху, когда даже ножки роялей могли деликатно драпироваться, чтобы не вызывать непристойных ассоциаций, подобное изображение граничило с порнографией.

Турнюр


Вето. Карикатура Джорджа дю Морье из сатирического журнала «Панч». 1877 год Джентльмен: «Присядем?» Дама: «Я бы с удовольствием, но моя портниха говорит, что не стоит». Wikimedia Commons

Колоколообразный объем кринолина постепенно трансформировался, уплощаясь впереди и вытягиваясь сзади, пока модные журналы не объявили о рождении нового модного феномена — турнюра.

Карикатура на турнюр из сатирического журнала «Панч». 1870 год Wikimedia Commons

Кроме того, более кокетливый по сравнению с неприступным кринолином турнюр вновь вводит в карикатуру тему женского тщеславия и становится элементом образа легкомысленной вертихвостки.

«Хромая юбка» (hobble skirt)

Открытка. Около 1910 года ebay.co.uk

В начале XX века в моду вошла перехваченная внизу длинная узкая юбка, название которой дословно переводится как юбка-хромоножка (от англ. hobble — «хромать», «стреноживать»). В названии карикатуры «Sh-Hopping» соединяются слова «шопинг» (shopping) и «подпрыгивание» (hopping) — карикатурист предполагает, что именно таким способом модница будет возвращаться домой из магазина. Помимо фасона платья здесь пародируются характерные для начала XX века огромные шляпы.

Эта мода была мимолетна — видимо, поэтому в русском языке даже не появился соответствующий термин. Однако карикатуристы ее заметили: они изображали дам, катящихся по паркету на роликах, погружаемых на движущиеся дорожки, передвигающихся по салону огромными скачками, потому что ходить в модных юбках якобы было совершенно невозможно.

Открытка. Около 1911 года «Хромая юбка. Что это?» — «Это юбка с ограничением скорости». Wikimedia Commons

В 1910-е годы в карикатуре наряду с графическими средствами начинает использоваться фотография, знаменуя начало новой эры в том, как воображается и изображается мода. 

Данная статья является главой из книги В.М. Успенский, А.А. Россомахин, Д.Г. Хрусталёв. Медведи, казаки и русский мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 г. (СПб.: Арка, 2014. С. 9-29)

Об английской политической карикатуре XVIII - первой трети XIX в.

«Отечество карикатуры и пародии» - так аттестовал А. С. Пушкин Англию Георгианской эпохи, то есть время правления британских монархов Георга III и Георга IV (1760-1830). Этот период с полным правом называют «золотым веком» английской карикатуры. Свобода прессы и активность среднего класса привели к тому, что ко второй половине XVIII века английский рынок был перенасыщен сатирическими листами, содержащими оперативный и остроумный отклик на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене. Нигде в Европе в это время еще нет профессиональных карикатуристов, а в Англии, вслед за Уильямом Хогартом, положившим начало карикатурному буму, к 1770-м годам появилось более полутора сотен художников и более сотни издателей 1 .

Карикатурные листы выходили ежедневно, каждый тиражом от сотни до нескольких тысяч экземпляров. Несколько десятков крупных лондонских гравировальных мастерских работали круглосуточно, эстампы экспортировались на континент, доходя даже до далекой России (например, у Пушкина граф Нулин возвращается из-за границы «с тетрадью злых карикатур»). Обычная стоимость раскрашенного листа составляла один шиллинг (примерно треть дневного заработка рабочего на стройке), что делало их недоступными для низших слоев населения, но вполне по карману для среднего класса и аристократии. Известно, что среди покупателей карикатур были и члены королевской фамилии.

Главным условием небывалого расцвета карикатуры в Англии стало отсутствие цензуры - вещь немыслимая для других европейских стран. Карикатуристы были свободны в выборе тем, делая объектами насмешки и глумления даже собственное правительство, а то и королевскую семью. Карикатурные эстампы были не только эффективным способом передачи новостей, но использовались и как средство политической пропаганды. Графическая сатира была важным оружием в руках оппозиции, что и предопределило ее протестный, подчас даже радикальный характер.

Однако это не исключало сотрудничества карикатуристов с властью и выполнения соответствующих заказов (в том числе имело место привлечение художников разными политическими группировками для создания карикатур на противников). За выполнение подобных заказов карикатуристам даже могло выплачиваться правительственное пособие. Тем не менее в целом карикатура оставалась вполне репрезентативным отражением общественного мнения - того требовали в том числе и законы рынка.


Исаак и Джордж Крукшенк. Французские генералы получают английские пасквили. 28 апреля 1809


Георг Эммануэль Опиц. Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Около 1814

Сатирические листы зачастую были тесно связаны с прессой. Многие из них были прямыми иллюстрациями злободневных газетных статей, цитаты из которых иногда включались в подписи к листам. Скорость выпуска карикатур также была под стать газетной, чему немало способствовала беглая, очерковая манера исполнения листов, выполнявшихся с учетом будущей раскраски акварелью, которую обычно осуществлял не сам художник, а мастера-раскрасчики. Нераскрашенные экземпляры, впрочем, тоже поступали в продажу - за меньшую цену.

Карикатуры выставлялись в витринах издательских магазинов на центральных лондонских улицах - перед ними неизменно собиралась толпа, живо обсуждавшая как сами листы, так и события, с ними связанные. Помимо этого, устраивались специальные карикатурные выставки с платным входом. Альбомы с подборками карикатур сдавались в аренду для развлечения гостей на званых вечерах. Уже в XVIII веке появились первые коллекционеры карикатур, собиравшие произведения самых знаменитых художников или листы на определенную тему Наконец, карикатуры копировались издателями-пиратами (крупнейший среди них - ирландец Макклири, выпускавший пиратские перегравировки в Дублине) и повторялись в ксилографированных народных картинках, их печатали в виде слайдов для «волшебных фонарей», перерисовывали на керамической посуде и использовали для украшения интерьера. Словом, карикатуры были повсюду.

Карикатуры достигали тех, кого они высмеивали, даже за пределами Туманного Альбиона. Известно, что Наполеон был взбешен английскими «пасквилянтами» и при заключении Амьенского мира с Англией (1802) потребовал от британского монарха приравнять их к убийцам, заслуживающим казни... Чуть раньше, в конце 1800 - начале 1801 года, стремясь настроить императора Павла I против Англии, Бонапарт посылал русскому монарху лондонские карикатуры, выставлявшие того в образе безумца. Есть свидетельство, что по крайней мере одну из подобных карикатур Павел Петрович держал в руках 2 . В этой связи любопытна также акварель Георга Эммануэля Опица, на которой запечатлены русские казаки, изучающие карикатуры на самих себя на одной из улиц покоренного Парижа в 1814 году 3 . К слову, известны и другие свидетельства знакомства наших соотечественников с заморскими карикатурами. Молодой Карамзин, посетивший Англию в 1790 году, писал: «Брожу по улицам, любуюсь, как на вечной ярмонке, разложенными в лавках товарами, смотрю на смешные карикатуры, выставляемые на дверях в эстампных кабинетах, и дивлюсь охоте англичан. Как француз на всякий случай напишет песенку, так англичанин на все выдумает карикатуру...» И далее: «Например, теперь лондонский кабинет ссорится с мадритским за Нутка-Соунд. Что ж представляет карикатура? Министры обоих дворов стоят по горло в воде и дерутся в кулачки; у гишпанского кровь бьет уже фонтаном из носу.. .» 4 Как ни скупо это описание, мы можем с уверенностью утверждать, что Карамзин имел в виду карикатуру «Соревнование Испании и Англии за господство над морями в 1790 году», изданную Уильямом Холландом 8 мая 1790 года 5 .


Фредерик Джордж Байрон (?). Соревнование Испании и Англии за господство над морями в 1790 году. 8 мая 1790

Авторами карикатур, теми самыми «пасквилянтами», были не только художники с академической выучкой, как Джеймс Гилрей или Томас Роуландсон, но и многочисленные художники-дилетанты, часто из аристократических кругов. Сам факт наличия в Англии профессиональных карикатуристов, так же как и признание карикатуры искусством, были для Европы той эпохи уникальны.

Художественный язык английской карикатуры столь же неоднороден, как и социальный состав карикатуристов. Яркие, гротескные, доходящие до фантасмагории листы Джеймса Гилрея отличались эксцентричной нервностью рисунка, эффектными композиционными контрастами и своеобразной изысканностью форм. Значительно спокойнее работы Томаса Роуландсона с их мягким, пластичным рисунком и утонченным, сдержанным колоритом (Роуландсон был профессиональным акварелистом и специально заботился о качестве раскраски своих листов). На другом стилистическом полюсе - работы самоучек, таких как Уильям Дент или Уильям Эльме, обладающие своеобразной наивной выразительностью и особой экспрессией. Английские карикатуристы были столь же свободны в искусстве, как и в политике: стиль их работ подчас столь же эксцентричен, как и их политические высказывания, и воспринимается как протест против нормативной эстетики классицизма, аналогичный протесту современных им художников-романтиков.


Джеймс Гилрей. Карикатурист (Автопортрет). 1800


Джон Кейс Шервин по Томасу Роуландсону. Смитфилдские шулера. Фрагмент. 1787 Автопортрет Роуландсона

На протяжении своей истории английская графическая сатира претерпела значительную эволюцию. Листы первой половины XVIII века еще нельзя назвать карикатурами в современном понимании - то были сложные, изобилующие деталями аллегорические листы, которые подчас невозможно было понять без ключа или сопроводительного текста к карикатуре. В результате реформы жанра, проведенной отцом английской карикатуры Уильямом Хогартом (1697-1764), в 1760-1770-х годах (в Англии это совпало с началом правления Георга III) язык и характер английской карикатуры радикально меняются. На смену архаичным «эмблематическим» листам приходят лаконичные и яркие гравюры с хорошо узнаваемыми персонажами и ясным сюжетом. Но их внешняя простота и эффектность нередко скрывали множество аллюзий на классические и современные литературные и живописные произведения, второй и даже третий уровни прочтения. Впоследствии, со второй четверти XIX века, листы значительно упростятся, став еще более лаконичными, зачастую сводясь к простому шаржу на того или иного персонажа.


Ричард Ньютон. Грезы королевы Екатерины. 4 ноября 1794


Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию!! 16 мая 1799


Исаак Крукшенк (?). Три приказа из Петербурга. 18 марта 1800. Первая карикатура, намекающая на безумие Павла I

Английские политические карикатуры - яркое явление европейского искусства, замечательная черта национального характера британцев и уникальный исторический материал 6 , позволяющий взглянуть на историю Европы XVIII-XIX веков глазами современников, не стесненных ни цензурой, ни этикой, но при этом зачастую попадавших в плен стереотипов и политической пропаганды.



Герб лондонской Московской компании (Muscovy Company). 1596

Россия в английской карикатуре


Гравюра из знаменитой книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». 1647 Перегравировка из французского издания 1719 г. Гравюра изображает медвежьи бесчинства: один медведь пожирает лошадь, другой несет в лапах вопящего мужика, третий разрывает могилу, а поодаль бродят еще двое.

Основное внимание в английской политической карикатуре уделялось, разумеется, внутриполитическим реалиям. Зарубежные события попадали в поле ее зрения намного реже и воспринимались сквозь призму английских интересов; иногда внешнеполитический сюжет использовался лишь как повод для насмешки над собственными политиками. Поэтому неудивительно, что из российской истории в английской карикатуре запечатлены в основном войны и дипломатические конфликты с участием Англии. Тем не менее активность английских карикатуристов и бурные русско-английские отношения привели к появлению нескольких сотен листов с русской тематикой. В двух книгах серии «Россия глазами Запада» мы представляем около 250 наиболее интересных карикатур «золотого века», и это первое столь масштабное исследование данной темы.

К началу царствования Александра I, с которого начинается данный том, история карикатур на Россию насчитывала уже более 60 лет. Впервые русские персонажи появились в английских сатирах в конце 1730-х годов, а с последней четверти столетия они уже регулярно изображались карикатуристами. Главными русскими историческими деятелями XVIII века, запечатленными на карикатурах, были Екатерина II 7 , фельдмаршал Суворов и Павел I.


Исаак Крукшенк. Новый способ медвежьей травли.
21 декабря 1807 Наполеон и Талейран сдерживают Медведя-Александра, атакуемого британскими торговцами, причем Наполеон говорит: «Они разъярят его до смерти, а затем я поставлю другого Императора...»

Как это обычно происходило с иностранными персонажами английских карикатур, за каждым из них закреплялись одна-две неизменные характеристики, переходившие из листа в лист, - таковы были законы жанра: герои карикатур должны быть легко узнаваемы, а коллизии многих листов строились на заранее известных стереотипах. Кроме того, нередко один художник иллюстрировал какое-либо событие целым рядом карикатур, выходивших одна за другой, в результате чего возникали своеобразные «серии» 8 . Так, главными чертами карикатурного образа Екатерины II стали неуемная жажда власти и столь же безудержное распутство. Большинство карикатур на нее возникли в 1791-1792 годах, в связи с разразившимся в это время Очаковским кризисом, чуть было не приведшим к войне между Россией и Англией.

Александр Васильевич Суворов, чей «звездный час» в карикатуре пришелся на 1799 год, когда прославленный русский полководец одержал множество громких побед над ненавистными англичанам французами, изображался в виде брутального вояки, в чьем образе трепет перед непобедимостью могущественного союзника смешивался с отвращением к варварской жестокости восточного головореза.

Наконец, император Павел I, поначалу бывший союзником Англии, но затем пошедший на сближение с Наполеоном, ее злейшим врагом, а потом прославившийся скандальным вызовом на дуэль всех монархов Европы, в карикатуре обыкновенно выставлялся в виде коронованного безумца.


Чарльз Уильямс (?). Медведь, бульдог и обезьяна.
Август 1812. Первый отклик британских карикатуристов на вторжение Наполеона в Россию.

Однако главным русским карикатурным персонажем, появившимся еще в сатирических гравюрах 1730-х годов, был не монарх и не полководец, но... Русский медведь. Истоки этого важнейшего для русской иконографии образа восходят по крайней мере к XVI веку 9 ; свирепый русский медведь упоминается еще в шекспировских пьесах.

Шокирующие подробности о нравах московитов, об их укладе, о жуткой русской стуже, о городах и весях, по которым разгуливают медведи, содержатся в классических трудах Сигизмун- да Герберштейна («Записки о Московии», 1549) и Адама Олеария («Описание путешествия в Московию», 1647); представляется, что в значительной степени именно эти бестселлеры, переведенные на все европейские языки, сформировали на Западе ряд устойчивых стереотипов, сохранившихся до наших дней. В течение последующих полутора столетий медведи неизменно упоминаются в записках иностранных путешественников о России, кроме того, медвежий мех, медвежий жир, как и сами звери, были предметом экспорта из страны: русских медведей, считавшихся особенно свирепыми, завозили в Англию для травли на потеху публике (неслучайно изображение этих животных в качестве щитодержателей на гербе лондонской Московской компании 10). Медведь маркировал Россию и на географических картах XVI-XVII веков (медведь издревле связывался с Севером), а в XVII веке стал появляться в качестве символического русского животного в голландских аллегорических гравюрах - прямых предшественниках английских карикатур, благодаря которым образ Русского медведя окончательно вошел в европейское сознание. С XVIII века и вплоть до наших дней медведь остается главным символом России в европейской, а с XX века - и в мировой карикатуре. Достаточно сказать, что начиная с Екатерины II и до наших дней все без исключения правители России - императоры, генсеки и президенты - неизменно изображались в медвежьем обличье 11 .

Поэтому неудивительно, что и Александр I, в первые годы своего правления бывший для англичан неясной фигурой, поначалу изображался карикатуристами в виде хрестоматийного Русского медведя. Отношение в Англии к Russian Bear менялось в зависимости от отношений России с наполеоновской Францией. Новый всплеск карикатурной активности произошел в 1807 году, когда вчерашний союзник подписал в Тильзите мирный договор с Бонапартом. По условиям этого мира (7 июля 1807), вознесшего Наполеона на вершину могущества, Россия признавала все завоевания Франции и присоединялась к континентальной блокаде против Англии, обязуясь (в рамках секретного соглашения) полностью отказаться от торговли со своим главным экономическим партнером. И если за несколько месяцев до рокового Тильзита Русский медведь представал на карикатурах могучим союзником британцев, то затем в целой серии карикатур Медведь- Император всячески осмеивался, постоянно изображаясь закованным во французские цепи и даже в шутовском колпаке. Но пройдет несколько лет, политическая ситуация радикально изменится, и в 1813-1815 годах Александр будет превозноситься как освободитель Европы и главный союзник Англии.

Отечественная война и последовавший за ней разгром Наполеона приковали к России внимание всего мира. Героями 1812 года в глазах англичан стали не только Кутузов или Александр I, но и... Русский мороз. Россия в сознании европейцев издавна считалась страной по преимуществу северной 12 , но только после бегства французов русский мороз стал восприниматься как своеобразное действующее лицо, чья особая роль в войне с Наполеоном была сразу же подчеркнута карикатуристами - мороз изображается ими не как природная стихия, но как антропоморфный персонаж - Джек Фрост или Генерал Мороз. С тех пор Генерал Мороз 13 вошел в ряд европейских стереотипов и возникал в европейской печати в связи с победами, одержанными Россией в ходе самых разных сражений и войн - вплоть до Второй мировой. Хотя в действительности зимняя стужа не имела решающего значения в поражении французов, этот устойчивый миф явился результатом пропагандистской риторики Наполеона, наслоившейся на многовековые стереотипы об ужасающем русском климате.


Томас Роуландсон. Друзья и противники [подбрасывают] корсиканского Мюнхгаузена в Сен-Клу.
12 декабря 1813. В рядах европейской коалиции присутствует и колоритный казак.

Другими героями эпохи были казаки. Именно эти колоритные воины стали для европейцев олицетворением победившей Наполеона русской армии. Они же стали главными персонажами карикатур 1813-1814 годов. Русское командование, словно специально подогревая всеобщий интерес к казакам, в 1813 году посылает одного из них, Александра Землянухина, в Лондон, где его принимают с ликованием и почестями. Гравированные портреты Землянухина разлетаются по всей Англии и становятся образцом для множества последующих карикатур. Помимо самих казаков, в карикатурах превозносится и их предводитель - атаман М. И. Платов, и даже его дочь, которую он будто бы обещал выдать замуж за того, кто сможет поймать Бонапарта. Храбрость и непобедимость казаков и лично Платова превозносилась до такой степени, что, когда он сам приехал в Лондон в 1814 году, англичане хотя и были разочарованы его «ординарной» наружностью, но сделали тем не менее почетным профессором Оксфорда - событие, самими англичанами воспринятое как курьез и запечатленное в карикатуре.


Уильям Хит. Храбрый русский казак Землянухин, каким он предстал в Королевской Бирже в среду 14 апреля 1813 годаю. 15 апреля 1813

Со временем всеобщий восторг по поводу поражения Наполеона поутих, вчерашние союзники все более отдалялись друг от друга, а казаки стали ассоциироваться не с удалью и харизмой, но с варварством и жестокостью, тамерлановскими ордами и дикими всадниками легендарных скифских степей. В результате спустя всего лишь полтора десятилетия после 1812 года появятся карикатуры, на которых в казачью форму облачен разъяренный медведь (контаминация, отраженная также в знаменитом афоризме: «Поскребите русского, и вы обнаружите казака, поскребите казака, и вы обнаружите медведя» 14). Александр же в последние годы своего правления обычно представлялся в образе комичного франта, лысеющего «русского денди».


Чарльз Уильямс. Теплые зимние квартиры, или Москва, хорошо подготовленная для Напа и его Великой армии. Май 1813
Лишь после полного разгрома Великой армии Наполеона лондонские карикатуристы решились изобразить оккупированную Москву, показав французов в поисках пропитания в пылающем городе.

Литературный аналог постнаполеоновского карикатурного образа Александра I и всего русского самодержавия дан в политической сатире Байрона «Бронзовый век», написанной по следам Веронского конгресса (1822), где сверхдержавы обсуждали проблемы континента, в частности «греческий вопрос»: «Чудное зрелище! Поглядите на царя, самодержца вальсов и войны! Этот фат так же жаден до аплодисментов, как и до новых владений, и так же готов блистать в салонах, как и воевать; красавчик-калмык с умом казака; благородная душа, когда она не заморожена; он только лишь оттает в либеральной оттепели, как тут же снова окоченевает, с. . .> Посмотрите, как этот царственный щеголь разглагольствует о мире, с каким удовольствием он освободит греков, если они согласятся стать его рабами...» 15 Эта блестящая байроновская тирада представляет собой ценное свидетельство о репутации Александра всего через семь лет после всеевропейского восхищения.



Оноре Домье. Укрепляя самодисциплину. 1854
Одна из многочисленных антиниколаевских литографий, изданных в Париже в период Крымской войны.

Война с Наполеоном, охватившая весь континент, стимулировала расцвет карикатуры не только в Англии, но и за ее пределами - в Пруссии, Франции, Италии, Испании и России. Лондонские художники и издатели пристально следили за успехами своих европейских коллег, творчески заимствуя или даже просто копируя наиболее удачные и популярные сюжеты. Среди таковых были и русские карикатуры. Так в 1813 году молодой Джордж Крукшенк (впоследствии выдающийся иллюстратор Викторианской эпохи) создал целую серию гравюр по оригиналам Ивана Теребенева и других русских карикатуристов, перенося на свои листы даже оригинальные надписи на экзотическом русском языке, - столь велик был в то время спрос на все русское. В свою очередь в России также появлялись карикатуры на основе английских и немецких листов. Взаимовлияние разных школ сатирической графики заметно в целом ряде гравюр Наполеоновской эпохи.

Николай I поначалу унаследовал карикатурный облик Александра (денди с осиной талией в военной униформе), но к 1830 году он стал наделяться инфернальными чертами. После победной Русско-турецкой войны (1828-1829) и подавления очередного Польского восстания (1830-1832) британская пресса снабдила Николая Павловича особой кличкой Old Nick (Старый Ник) - английское прозвище дьявола. С этих пор главными атрибутами русского царя и, шире, деспотического российского самовластья стали кнут, высокие милитаристские ботфорты и виселица... От Николая I эти эмблематические атрибуты перешли к его наследникам, причем русский кнут (russian knout) оставался актуальным политическим символом российского (и советского) государства по меньшей мере еще целое столетие.

Наша книга кончается 1830-ми годами. Это десятилетие принято считать завершением классического периода английской карикатуры, ее «золотого века». Эволюция общества и массмедиа все дальше уводят политическую карикатуру от разнузданного радикализма художников-одиночек, не чуравшихся скабрезности, а иногда и порнографии 16 . «Золотой век» английской карикатуры уходит в прошлое вместе с Георгианской эпохой. Карикатурные листы, своеобразнейшее явление XVIII века, постепенно исчезают, но карикатура отнюдь не сходит со сцены, а перемещается в бурно развивающуюся периодическую печать, подчиняясь при этом нормам общественной морали и издательской этики нарождающейся викторианской эры.

В 1830-е годы на смену технике офорта приходит литография, а карикатурной «столицей» становится Париж, где эстафету у Гилрея, Роуланд- сона и Крукшенков переняли Гранвилль, Домье, Гаварни, Вернье и Шам 17 .


Линли Сэмбурн. Под прессом цензуры. Гравюра из журнала «Панч». 1878.
Русский медведь - чиновник петербургской тайной полиции - цензурирует журнал «Панч», выдирая из него оскорбительные для российской власти карикатуры.

Английская карикатура не только совершила переворот в европейской сатирической графике, но и закрепила в европейском сознании многие национальные стереотипы. Так и мифы о России, до поры бывшие достоянием молвы или фиксировавшиеся в письменном виде, теперь получили мощное визуальное воплощение в эффектных, запоминающихся образах, наводнивших всю Европу. Например, именно благодаря английским карикатурам за Россией на Западе навсегда закрепился образ Медведя, прежде распространенный главным образом в Англии. Характеристики, столь упорно приписываемые карикатуристами российским монархам, также со временем стали общераспространенными. Живучи оказались и другие созданные ими образы, так что в европейской сатирической графике, с тех пор всегда державшей Россию в поле своего зрения, теперь уже повсеместно стали появляться Медведи, Казаки и Русский мороз.

Об эрмитажной коллекции английских карикатур

В основу книги легли гравюры из собрания Государственного Эрмитажа. Коллекция английских карикатур музея насчитывает около 8000 листов и является крупнейшей в России и одной из самых больших в мире 18 . Ее ядро (около 5000 листов) составляют 29 коллекционерских альбомов карикатур 19 , приобретенных в Англии около 1815 года 20 . Их покупка, по всей видимости, связана с визитом Александра I в Лондон летом 1814 года, а наиболее вероятным составителем и прежним владельцем является не кто иной, как Сэмюэл Уильям Форс (1761-1838) - один из пяти крупнейших издателей сатирических листов Георгианской эпохи, чьей коллекцией карикатур восторгались современники 21 . Другой важной частью эрмитажного собрания являются шесть томов с карикатурами Джеймса Гилрея (около 1200 листов) 22 и коллекционерский альбом с подборкой карикатур (в том числе на русскую тематику), происходящие из собрания А. Б. Лобанова-Ростовского, русского дипломата, в 1879-1882 годах бывшего послом в Лондоне. Любопытно, что карикатуры с русскими персонажами привлекли внимание работников Эрмитажа более 100 лет назад - в 1905 году многие карикатуры на Россию были извлечены из альбомов Форса и собраны вместе.
Практически все эрмитажные эстампы, включенные в книгу, публикуются впервые, при этом -некоторые из них чрезвычайно редки и отсутствуют даже в крупнейших английских собраниях 23 .

1 Наш подсчет основан на фундаментальном каталоге Британского музея (ВМ).
2 Эта своеобразная «карикатурная война» стала одной из причин невероятной интриги, затеянной Павлом в декабре- январе 1800/1801 г.: речь идет о сенсационном вызове на поединок, который русский монарх бросил всем правителям Европы, - гамлетовский жест, так и не понятый современниками. Детальный анализ рыцарского «вызова» императора Павла впервые предпринят в книге: Россомахин А., ХрусталёвД. Вызов императора Павла, или Первый миф XIX столетия. СПб., 2011. (В это исследование вошел также полный каталог анти- павловских карикатур).
3 Этот лист входит в известную серию «Казаки в Париже», созданную в 1813-1815 гг. и насчитывающую не менее 50 листов. См. недавнее комментированное русское издание (впрочем, неполное): Безотосный В. М., Иткина Е. И. Казаки в Париже в 1814 году. [Серия акварелей Г. Э. Опица]. М., 2007.
4 Карамзин Н. М. Письма русского путешественника // Карамзин Н. М. Избранные сочинения: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1. С. 528.
5 По нашей атрибуции, этот неподписанный лист (Contest between England and Spain for the Dominion of the Seas, 1790) был создан Фредериком Джорджем Байроном, автором целой серии карикатур на Екатерину Великую, появившихся в ходе так называемого Очаковского кризиса 1791 года (все они считались анонимными, подробнее о них см. в нашей второй книге).
6 Одним из первых ценность карикатуры как исторического источника констатировал Д. А. Ровинский в своем «Подробном Словаре Русских гравированных портретов» (СПб., 1886-1889). См. эпиграф к нашему Обращению к читателю.
7 К концу жизни Екатерина Великая вошла в число наиболее часто изображаемых иностранных персонажей английской сатирической графики. Подсчитано, что в 1778-1796 гг. русская императрица изображалась лондонскими карикатуристами чаще всех прочих иностранцев, за исключением лишь Людовика XVI (см.: Robinson N. К. Edmund Burke. A Life in Caricature. , 1996. P. 194).
8 Так, Фредерику Джорджу Байрону (дяде знаменитого поэта) мы атрибутируем ряд листов, посвященных Очаковскому кризису (1791); Исаак Крукшенк создал серию нескольких ярких листов, посвященных победам Суворова в ходе Итальянского похода (1799); Чарльз Уильяме особое внимание уделил Тиль- зитскому миру (1807), Уильям Эльмс - Русской кампании 1812 г., а Джордж Крукшенк - событиям 1813-1815 гг., отразив участие России в победе над ненавистным британцам Наполеоном.
9 Подробнее см.: Россомахин А. А., ХрусталёвД. Г. Россия как Медведь: Истоки визуализации (XVI-XVIII века) // Границы: Альманах Центра этнических и национальных исследований Ивановского гос. университета. Вып. 2: Визуализация нации. Иваново, 2008. С. 123-161; ХрусталёвД. Г. Происхождение «русского медведя» // Новое литературное обозрение. 2011. №1 (107). С. 137-152.
10 Герб «Московской компании» (Muscovy Company); датируется 1596 г., а компания была основана в Лондоне еще в 1555 г., то есть уже на следующий год после первых англорусских контактов на государственном уровне и установления дипломатических отношений. Медведи выступают геральдическими щитодержателями. Но тут не было еще ни издевки, ни иной идеологической нагрузки: медведи здесь лишь экзотический атрибут страны загадочных московитов.
11 Ряд публикаций, посвященных исследованию интереснейшей «медвежьей» метафоры, осуществлен авторами данной работы. См. библиографию в конце книги.
12 См.: Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.
13 Позднее появились такие его вариации, как Генерал Январь и Генерал Февраль, а также Генерал Зима. Ср. со знаменитой карикатурой Джона Лича, опубликованной в лондонском «Панче» 10 марта 1855 г. в качестве отклика на кончину императора Николая I, последовавшую 18 февраля (2 марта): на гравюре «Генерал Февраль оказался предателем» (General Fevrier Turned Traitor) Смерть, запорошенная снегом, возложила костлявую длань на тело Николая, будучи при этом в его доспехах и ботфортах... Название этого выразительнейшего листа (восторженно отмеченного, кстати, Джоном Рёскином) отсылало к апокрифическим словам императора: «Россия имеет двух генералов, на которых она может положиться, - это генералы Январь и Февраль...»
14 Grattez le Russe, vous trouverez le Cosaque; grattez le Cosaque, vous trouverez I"ours. Эта фраза известна в различных вариациях (Grattez un Russe et vous trouverez un barbare или Grattez le russe et vous verrez leTartare) и приписывается то Жозефу де Местру, то Наполеону, то принцу де Линю.
15 Цит. по Долинин А. Пушкин и Англия: Цикл статей. М., 2007. С. 188-189.
16 Уильям Теккерей, обозревая в 1854 г. в одном из своих эссе «карикатуры дедовских времен», то есть работы преимущественно Гилрея, Банбери, Роуландсона, Вудворта и Крукшенка, справедливо отмечал: «...Среди этих рисунков было немало таких, что не предназначались для молодых девиц, и таких, что не следовало показывать и мальчикам. <...> И все же сколько сокровищ щедрого английского юмора было в этой грубой, дикой, беспутной и безрассудной картинной Галерее! Как свирепа была эта сатира, как беспощадно она разила, какими потоками грязи обливала свои жертвы, какие коварные удары она наносила и как часто пользовалась языком торговок с рыбного рынка!..» (Теккерей У. Собр. соч.: В 12 т. М., 1980. Т. 12. С. 185-186).
17 Вокруг основанных Шарлем Филиппоном в Париже журналов «Карикатюр» (LeCaricature-1830) и «Шаривари» (Le Charivari; 1832) собралась целая плеяда талантливых карикатуристов, резко оппозиционно настроенных к правительству короля Луи-Филиппа. Позднее, накануне и в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., несколько сотен антирусских (и прежде всего антиниколаевских) литографий было создано Шамом (Cham, настоящее имя Charles Amedee de Noe; 1818-1879), Шарлем Вернье (1813-1892) и гениальным Оноре Домье (1808-1879), чьи работы отличает особенная страстность и непримиримость. Кроме того, отметим выдающийся антирусский карикатурный альбом «История Святой Руси» (1854) молодого Гюстава Доре (1832-1883) - самый масштабный комикс XIX столетия. В последующем веке этот карикатурный памфлет переиздавался 10 раз, на нескольких языках, но более 150 лет оставался недоступным русскому читателю. В настоящее время мы готовим первый опыт комментированного издания этого альбома для Издательства Европейского университета
в Санкт-Петербурге.
18 Для сравнения: крупнейшее в мире собрание Британского музея насчитывает около 14 000 английских сатирических гравюр XVIII - первой трети XIX в. (при этом в упомянутом фундаментальном каталоге Британского музея (ВМ) описано около 12 ООО гравюр рассматриваемой эпохи).
19 Все альбомы одного формата (52x33 см, фолио), в одинаковых переплетах, пронумерованные с № 1 по № 25, а также четыре именных тома: «Bunbury», «Gillray», «Rowlandson», «Sayers». Титульные листы отсутствуют. На многих экземплярах гравюр проставлен штамп-монограмма SWF .
20 См. Ордер о принятии в Эрмитаж гравюр, «привезенных из последней кампании». Архив Государственного Эрмитажа. Ф. I, on. Ill, д. 1. л. 3, Зоб.
21 См., например, известное свидетельство Генри Анд- жело: Angelo Н. Reminiscences of Henry Angelo, with memoirs of his late father and friends, including numerous original anecdotes and curious traits of the most celebrated characters that have flourished during the past eighty years. London, 1830. Vol. 2. P. 294.
22 Шесть томов, каждый начинается с печатного титула: «The / Genuine works / of / James Gillray, / engraved by himself. / Containing / a coloured and plain set of this artist"s productions». Ниже издательские данные: «London; / mounted and inlaid
by Thomas McLean, 26, Haymarket». Размер листов 71x53 см. Сборник содержит как нераскрашенные гравюры Гилрея, изданные после его смерти (очевидно, Томасом Маклином), так и оригинальные раскрашенные листы, изданные при жизни художника. В 1830 г. Маклин издал двухтомный сборник работ Гилрея со схожим названием: «The / Genuine works / of / James Gillray, / engraved by himself. / In two volumes», однако в нем не было прижизненных оттисков гравюр Гилрея. Аналогов эрмитажному сборнику в других мировых собраниях до сих пор не выявлено, быть может, он является уникальным.
23 Нами выявлено несколько десятков гравюр с русскими сюжетами, отсутствующими в лондонских собраниях; ряд из них вошел в книгу. Приносим искреннюю благодарность хранителю фонда английской гравюры Л. А. Дукельской, предоставившей нам возможность работать с этим уникальным материалом.

Русский смех - явление очень неоднозначное, это смех утробный, смех, когда сдерживаться нет сил, потому что сам смех в общем-то под негласным запретом. Не случайно слово «смех» так хорошо рифмуется со словом «грех». Аверинцев не зря писал , что «за этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош». Такое отношение к смеху — часть национальной культуры. Именно поэтому в течение долгого времени в Российской Империи не было карикатур и вообще юмора.
Реформы Петра и приобщение к европейской культуре подарили нам светскую литературу и искусство, при Екатерине в России появляются первые газеты — одновременно с европейскими, но жанр карикатуры в течение долгого времени не развивался. Первая русская карикатура появляется в связи с наполеоновскими войнами, на XIX век приходится расцвет этого жанра. Однако цензуру никто не отменял, поэтому русские карикатуры XIX века не затрагивали членов царской семьи - в Сибирь не хотелось ни художникам, ни издателям.
Лишь в начале ХХ века, с развитием революционной публицистики, рассчитанной на широкий круг читателей (и зрителей!) появляется подпольная отечественная карикатура. Мы выбрали личности монархов, потому что именно их решения определяли политику страны, ее образ на мировой политической арене. В этом посте мы чаще рассматриваем зарубежные карикатуры — во-первых, потому что русских нет, а во-вторых — может быть и правда со стороны виднее? Сейчас официально одобряемым, а потому — модным, считается мнение о том, что Запад нас не любит, а потому — обижает и высмеивает. В каком-то смысле это правда, но правда, вытекающая из другой смеховой культуры. Впрочем, об этом гораздо лучше меня сказал Аверинцев, так что давайте просто посмотрим картинки и подумаем какие выводы можно сделать на полях.

Русская корона
Открытка 1905 г.

ЕКАТЕРИНА II
Русско-турецкие войны 1768—1774; 1787—1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

1791 Русская Медведица и её неукротимый наездник, атакующие Британский легион


Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: From Russian Bears good Lord deliver me («Избави меня, Господи, от Русских Медведей …»)

1795. Царская забава


В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном - Медведь, лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов (по всей видимости, это его первое появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции ». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); окровавленные рукава его совершенно абсурдного расшитого золотом мундира засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением». На самом правом краю листа - бюст Чарльза Фокса на пьедестале.

Итак, Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Так карикатура «Императорский шаг» позднее легла в основу

. Возможно, автор этих строк пристрастен, но по мне так у России действительно императорский шаг, попортивший немало крови завистникам и политическим противникам. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие, позднее будет много карикатур в этом духе на феминисток и суфражисток. Конечно, не могла не обыгрываться тема любовников Екатерины. По-моему политических противников возмущало не столько то, что императрица России смеет проводить независимую политику и диктовать другим странам свои условия, сколько то, что она — женщина. Или, во всяком случае, это возмущало карикатуристов.

ПАВЕЛ I
Великодушный союзник

Английская карикатура "Великодушный союзник" (автор Дж. Гилрей) на Императора Павла I, выходом России из антифранцузской коалиции нарушившим - с точки зрения англичан и их союзников (Австрии, Турции, Королевства Обеих Сицилий) - свои союзнические обязательства.

Английская карикатура на Павла I

Павла, как мы видим, тоже не любили, но поскольку особенно отличиться он не успел, то не любили абстрактно. Если карикатуры на Екатерину полны конкретными указаниями на события политической жизни, то Павла просто изображают страшилищем. Увы, времени у него было немного.

АЛЕКСАНДР I
1807. Императорская закуска или Обед в Тильзите. Англия.


Наполеон: «Дорогой брат, что с вами, отчего вы не кушаете? Взгляните, какую сытную трапезу готовит наш другой возлюбленный кузен и брат из крошек, падающих со стола».
Александр: «И как же, черт подери, я могу кушать, брат, если вы подгребли все под себя?»

1807. Новогодний подарок Александру. Франция.

Александру, казалось бы, должно повезти намного больше, чем отцу, но ему выпала нелегкая участь прославиться. При нем была другая звезда, которой хватало не только времени, но и сил затмить собой весь горизонт Европы, в том числе и карикатурный. Это Наполеон. Увы, для императора Александра это обстоятельство стало фатальным: практически все карикатуры с ним посвящены войне с Наполеоном. Русских карикатур с царем практически нет, хотя казалось бы именно здесь можно было бы изобразить царя в самых приличных красках.

НИКОЛАЙ I
Кнут или кошелек. Карикатура французского художника Оноре Домье на антисемитскую политику Николая I

1847. Николай I изучает картикатуру на самого себя.

1850. Царь Николай I работает в своём кабинете. Топчет карту Франции, так сильно размахивая саблей, что теряет шапку. А из приоткрытой двери казак копьём уже прицеливается на Францию. (“Шаривари” (“Le Charivari”), 8 августа 1850 г.)

1854. Русский монарх поет красиво, но за спиной у него - крылья демона

На этой картинке Николай I изображён в костюме дьявола, поющего притворные молитвы. Обратите снимание на раздвоенное копыто вместо левой ноги императора.

1855. Карикатура на Николая I времен Крымской войны.

Русский Колосс

1856. На рисунке обыгрывается сцена искушения Христа: дьявол (Николай I) искушает греческого короля Отто I обещанием отдать Константинополь и возродить Византийскую империю, если Греция поддержит Россию. “Шаривари”, 26 апреля 1856 г.)

А вот Николаю I с сюжетами повезло: разнообразно. Во-первых, вечная тема евреев. У европейцев к тому времени евреев уже и награбили, и нагоняли всячески — все средневековье этим занимались — и наконец решили защитить законами, а в России только во вкус вошли. Ну как тут было не повозмущаться? Не свои же правители евреев гоняют - самое время развлечься! А вообще ярких личностей на небосклоне Европы стало поменьше и Николаю просто никто не мешал самовыражаться. И выражать его, разумеется. Так что и кровожадные замыслы, и дикие казаки, и противостояние всему цивилизованному миру, и даже искушения бесовские — все раскрыто.

АЛЕКСАНДР II
1855. Молодой царь вступает в наследство. (“Панч”, 17 марта 1855 г.)

1861. Свет в русской тьме

1863. Линкольн и Александр II представлены английской пропагандой, как два «экстремиста» — два кровожадных лидера, ведущих войны

1869. Цивилизация по-русски

Русский монарх-крестоносец. Карикатура времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Александру II пришлось начать с отцовских сапог, так что в карикатурах на него все время встречаются отсылки к папеньки - моанрх-крестоносец один чего стоит. Но обратите внимание: первая позитивная карикатура из тех, что нам удалось найти: свет во тьме. Таки отмену крепостного права иначе расценить невозможно. Зато телодвижения в сторону реакции — действительные или мнимые — это уже цивилизация по-русски. До прав и свобод человека и гражданина в Империи было далеко, несмотря на проект конституции. Впрочем, Александра II любили, даже крестоносцем вот нарекли. Так что он у нас герой даже для враждебных западных СМИ.

АЛЕКСАНДР III
1881. Александр III в рабочем антураже

1890. Карикатура на Александра III. из журнала Punch за 1890 г. В левом верхнем углу - напоминание о порке женщин в Сибири,
внизу - строки из письма Зотова, казненного после "якутской бойни" 1889 года.

Александр III представлен как типичный полицай: злобный и женщин порет, хорошо хоть не самолично. Период был действительно тюремно-замочный, но и внешней политикой Российская Империя в те времена занималась мало: войн не вела, а стало быть никому не мешала, потому и тем для карикатур оказалось немного.

НИКОЛАЙ II
1900. Россия и мир

1900. Царь-батюшка

Начало XX века. Николай II и развитие отечественной экономики

1901. Раздел Китая. Слева направо: королева Виктория (Великобритания), кайзер Вильгельм II (Германия), Николай II (Россия), Марианна (символ Франции) и император Мицухито (Япония); на заднем плане — китайский император.

1902 Николай II и Толстой

1904. Я - самодержец. Искра. Карикатура на поражение в русско-японской войне.

(1905?). Царь Николай II балансирует на натянутом канате между японскими винтовками и затонувшим русским кораблем

1905. Николай II, теперь кровавый, душитель революции

Первая мировая война. Николай II лично наводит порядок.

1915. Распутин и царская семья:

1918. Николай II, антимонархическая пропаганда большевиков

Николаю II повезло больше всех. Во-первых, в это время появляются и отечественные карикатуры (официальные и не очень), во вторых распространение средств массовой информации ведет к увеличению количества материалов, а в-третьих — Россия снова ведет активную политическую жизнь, так что начинает мешать. Россия, довлеющая над миром, нагло распространяющая свои щупальца в приличную и мирную Европу, Россия за разделом китайского пирога, Николай лично не пускающий в страну американскую коммерцию или выметающий поганой метлой германских захватчиков. Особенный интерес представляют японские карикатуры: их эстетика привлекает внимание, несмотря на комические сюжеты, они красивы настолько, что их хочется рассматривать вне юмористического контекста. Революционные карикатуры также специфичны. Рассчитанные на определенную целевую аудиторию (как правило на малограмотных работяг) они предельно конкретны и комический сюжет смещается в грубую физиологию. Для понимания этих карикатур едва ли требуется знание исторического контекста. Карикатур на Николая очень много, причем они касаются как внешней и внутренней политики, так и личной жизни монарха.

Карикатура знакома нам с детства. Мы встречаемся с ней повсеместно: на страницах развлекательных газет и журналов, в серьёзных научных изданиях и даже в школьных учебниках. Что же такое карикатура? Это сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. Для достижения комического эффекта художник использует преувеличение и заострение характерных черт изображаемого типажа или явления, неожиданные сопоставлениям и уподобления.

В связи со своей социальной направленностью карикатура во все времена неразрывно была связана с ежедневной жизнью общества. Поэтому расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, военных и революционных событий, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы и пропаганды.

Истоки карикатуры восходят к античной художественной культуре, позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, и особенно в лубке. Сегодня карикатура используется в различных видах и жанрах искусства, например, в плакате, газетной и журнальной графике.

На выставке в Российской национальной библиотеке вы познакомитесь с историей развития жанра карикатуры в нашей стране. В России карикатура развивалась под влиянием двух традиций: с одной стороны – исконно русского народного лубка («потешных картинок»), с другой – в согласии с европейской традицией непосредственно карикатуры (в привычном для нас понимании). Г.Ю. Стернин в своей книге «Очерки русской сатирической графики» (1963) указывает на тесные взаимоотношения карикатуры и лубка в XVIII столетии, которые в это время развивались в схожем ключе.

Выставка открывается разделом «Зарождение русской карикатуры». Здесь представлен ярчайший образец «лубочной карикатуры» - картина «Мыши кота погребают». Считается, что сюжет этот соотносится с 1725 годом - похоронами Петра Первого. Возможно, это карикатура раскольников на Петра Первого, «обвинительным актом его деяний государственных и исторических».




Расцвет русской карикатуры пришёлся на начало XIX века, связанный в значительной мере с карикатурной кампанией против Наполеона и его войск во время Отечественной войны 1812 года. К столетию этой военной победы был издан сборник русской карикатуры того времени «1812 год в карикатуре» (1912), в котором значительное место заняли работы художников А.Г. Венецианова и И.И. Теребенева.



В дальнейшем карикатура XIX столетия двигалась в основном в социальном и политическом направлениях. В частности, высоко ценились современниками карикатуры социал-демократических журналов «Искра» и «Гудок», особым успехом у читающей публики пользовались работы Н.В. Иевлева и Н.А Степанова. Большая ниша в сатирической печати того времени была отведена бытовой сфере, её освещали журналы «Будильник», «Стрекоза», «Развлечение» и др.




Важными вехами в развитии отечественной карикатуры стали события начала XX века. Карикатура живо отреагировала на революции 1905 и 1917 годов, Первую мировую и Гражданскую войны. События 1905 г. породили целую волну новых сатирических журналов («Пулемёт», «Жупел», «Сигнал» и др.), оставивших яркий след в истории русской сатирической графики. Особенно ценили современники бичующий юмор журналистов «Сатирикона» и «Нового Сатирикона», которые успешно сочетали политическую сатиру с безобидной юмористикой. С журналом сотрудничали многие известные художники: И.Я Билибин, В.В. Лебедев, Ре-Ми (Н.В. Ремизов) и др.


Становление советской карикатуры связано с именами В.В. Маяковского, М.М. Черемных, В.Н. Дени, активно сотрудничавшими в «Окнах сатиры РОСТа и Главполитпросвета». В 1920 – 1930-е гг. в СССР выпускалось много сатирических журналов: «Крокодил», «Смехач», «Прожектор», «Бегемот» и ряд других. В журналах печатались работы известных художников - К.П. Ротова, Б.Е. Ефимова, И.А. Малютина и др.



Великая Отечественная война объединила страну в борьбе с фашизмом. Не осталась в стороне и карикатура. В своей книге «Основы понимания карикатуры» (1961) прославленный художник Б.Е. Ефимов сравнивает ударную мощь карикатуры с настоящим военным оружием. Рисунки Б.Е. Ефимова, В.А. Гальбы, Кукрыниксов, Б.М. Лео и многих других авторов, публиковавшиеся в «Окнах ТАСС», «Боевой карандаше» и на листовках били по врагу не хуже пулемётов. Карикатурные альбомы издавались даже в военных типографиях советской армии: («Балтийская полундра» (1941), «Гады морские, болотные и подколодные» (1941)).




Темы послевоенной карикатуры стали более мирными, в основном касаясь бытовой проблематики. Также была популярна карикатура на представителей капиталистического общества. Лидирующую позицию в сатирической печати заняли журнал «Крокодил» и рубрика «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты», объединившая писателей сатириков и карикатуристов во главе с В.В. Песковым.

С началом перестройки понятие карикатуры расширилось, цензура ослабла, и вскоре у карикатуристов уже не осталось неохваченных тем. Сегодня карикатуре отводится важное место на страницах популярных газет и еженедельников, издаются и специальные сатирические журналы.
Материалы для выставки предоставлены Русским и Иностранным книжными фондами, Русским и Иностранным журнальными фондами, Отделом эстампов и Центральной справочной библиотекой.

Кожин Н.А., Абрамов И.С.
Народный лубок второй половины XIX века и современный / Ленингр. обл. бюро краеведения.
Л.: Музей О-ва поощрения художеств, 1929.
Шифр: 106/172

Голышев И.А.
Лубочная старинная картинка: "Мыши кота погребают" и некоторые прежние народные гравюры.
Владимир: И.А. Голышов, 1878.
Шифр: 18.130.7.66

Русский лубок / авт. текста Н. Кузьмин. Вып. 1.
М.: Правда, 1970. (История русской карикатуры; Альбом "Крокодила")
Шифр: Э АлИс568-63/2-6

Балдина О.Д.
Русские народные картинки.
М.: Мол. гвардия, 1972.
Шифр: 72-5/5298

Стернин Г.Ю.
Очерки русской сатирической графики.
М.: Искусство, 1964.
Шифр: 64-2/3338

1812 год в карикатуре: [сборник] / сост. Ф.Г. Мускатблит.
М.: Будильник, 1912.
Шифр: 37.34.2.48

Успенский В.М., Россомахин А.А., Хрусталев Д.Г.
Медведи, казаки и русский мороз: Россия в английской карикатуре до и после 1812 года. СПб.: Арка, 2014. (Россия глазами Запада)
Шифр: 2014-5/3362

Klindenger F.D.

London, 1942.
Шифр: Ис31 Г-7/2

Klindenger F.D.
Russia – Britain’s ally: 1812-1942.
London, 1942.
Шифр: Ис31 Г-7/2
Россия – союзник Британии: 1812-1942

Верещагин В.А.
Русская карикатура. Т.2.: Отечественная война.
СПб.: тип. Сириус, 1911-1913.
Шифр: 37.22.2.3-2; 340/32-2

Русская карикатура эпохи Отечественной войны 1812 года: [альбом] / Гос. ист. музей; авт.-сост.: Е.М. Букреева.
М.: Исторический музей, 2012.
Шифр: Э АлИр336к/2-3

Гудок: сатирический листок с карикатурами.
Санкт-Петербург, 1862-1863
Шифр: 2/284низ

Варшавский Л.Р.
Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в.
М.; Л.: Изогиз, 1937.
Шифр: 37-5/430

Варшавский Л.Р.
Николай Александрович Степанов (1807-1877).
М.: Искусство, 1952. (Массовая библиотека)
Шифр: Ис30 Г-2/512

Биневич Е.М.
Карикатуристы идут в театр.
СПб.: Петрополис, 2011.
Шифр: 2013-7/4805

Иллюстрированный занимательный спутник: собр. анекдотов и разных ст. о замечат. событиях, новых изобрет. необыкнов. подвигах бескорыстия, добродетели и т. п. / рис. Лебедев и Иевлев.
СПб.: тип. И.И. Глазунова, 1864.
Шифр: 18.257.2.32

Развлечения: карикатурный альбом. Вып. 1.
М.: тип. журн. «Развлечение», 1861.
Шифр: 18.112.2.210

На даче: дачная и усадебная жизнь в фотографиях и карикатурах конца XIX – нач. XX вв. [альбом] / сост. Е.В. Лаврентьева.
М.: Этерна, 2012.
Шифр: Э АлИр486/2-18

Шут: худож. журнал с карикатурами.
СПб.: А.А. Григорьев, 1899. № 35-37
Шифр хранения: 1/503 низ

Будильник: сатирический журн. с карикатурами.
СПб.: Н.А. Степанов, 1891. № 26.
Шифр хранения: 2/73 низ

Почтовые карточки: типы студентов / худ. Наядин (В.Кадулин). 1911.
Шифр: Э ОИр486к/7-106, 105, 115, 117, 119

Сборник карикатур Великой русской революции.
Берлин, б.г.
Шифр: Вп 7823а

Голиков А.Г., Рыбаченок И.С.
Смех – дело серьёзное. Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. в политической карикатуре.
М., 2010.
Шифр: 2010-2/2500

Сатирикон: еженед. лит.-худож. журнал сатиры и юмора.
СПб.: М.Г. Корнфельд, 1910. № 14-26.
Шифр: 1/415 Низ

1905 год в карикатуре: альбом «Крокодила».
М.: Изд-во "Рабочей газ.", .
Шифр: 123/30

Альбом революционной сатиры 1905-1906 гг. / ред. С.И.Мицкевича; предисл. Б. Закс; Музей революции Союза ССР.
М.: Гос. изд., 1926.
Шифр: 33/36

Осколки: еженед. художественно-юмористич. журнал с карикатурами.
СПб.: К.Михайлов, 1906. № 1.
Шифр: 1/314 низ

Открытое письмо: [карикатура на депутата Гос. думы В.М. Пуришкевича]
Шифр: Э ОИр580р/1-197

Почтовые карточки
Шифр: Э ОИр655к/16,14,15,1-11,1-9.

Открытые письма.
Шифр: Э ОИр580р/1-197,18-5,18-3,18-2,18-9

Филиппова Т.А.
Аспиды и готтентоты: немцы в русской сатирической журналистике // Родина. 2002. №10. С. 31–37.
Шифр: П32/3295

Карикатуры войны, 1914. Вып. 1.
Шифр: Сб.25.

Почтовые карточки.
Шифр: Э ОИр638р/1-472,1-590,1-143
(цветные)

Яичница всмятку, или Несерьезно о серьезном: над кем и над чем смеялись в России в 1917 году / сост. А.П. Ненароков [и др.]; предисл. В.В. Журавлева; худ. Л. Незлобина, П. Сорокин.
М.: Британ; Бизнес-Клуб Рос. независимый ин-т социал. и нац. пробл., 1992.
Шифр: 92-7/1196

Чуковский К.И., Дрейден С.
Русская революция в сатире и юморе.
М.: Изд-во «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1925.
Шифр: 15/171

March 10th, 2012

Оригинал взят у rhunwolf в Политические карикатуры 19 и 20 веков

Мой друг Алексей Терещенко hoamuoiba , с которым мы были наблюдателями на участке 481 . Он закончил ИстФак МГУ и любит политические карикатуры. Леша их много выкладывает в своих альбомах вконтакте, но не в жж. Я решил это исправить. Смотрите! :)

Американские немцы до и после Первой мировой войны.



Старинный план Москвы.

Французский взгляд на английскую борьбу с работорговлей

Завтрак казака. Плакат времён русско-японской войны.

Посидим у моря, подождём погоды.
Карикатура 1904 года. Думаю, вы уже угадали, что там за четыре фигуры справа.

Английская карикатура на взятие Варшавы в 1831 году. Думаю, не надо переводить название " quite unBEARable"

Карта Украины с петлюровской почтовой открытки, 1919. Украина включает в себя Тбилиси, Саратов, Оренбург и весь Северо-Западный Кавказ, но на Южный Крым всё же претендовать не решается.

А. Ф. Керенский. Славный, мудрый, честный и любимый вождь свободнаго народа.

Албанская карикатура 1913 года. Гордая женщина Албания (Шкиперия) в окружении врагов.

"Во что нам обошлось бы поражение". Пропаганда Антанты, 1918 год - о страшных планах немцев в первой мировой войне. Особенно меня порадовали Франция в пределах Страны Басков (столица Байонна) и Россия в пределах Крыма (столица не указана).

Теодор Рузвельт - Николаю II: "Прекратите жестокое притеснение евреев. Теперь, когда у вас внешний мир, почему бы не жить в мире и внутри границ России? Американская карикатура, 1906 год.

"Ах ты, злодейка! Пытаешься на меня напасть?"
Советско-финская война. Британская карикатура, 1940.

Сталин и Гитлер облизываются на балканский аквариум. Английская карикатура, 1940.

Английский плакат 1872 года.
Жена тащит на своём горбу детей и мужа-алкоголика. Дьяволица её искушает: "Пусть тебе будет спасением СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ". Гордая английская женщина отвечает, что лучше любые тяготы брака, чем эдакая мерзость.

Филиппино-американская война глазами американцев.
Дядя Сэм пытается привязать осла-Филиппины к дереву империализма и оказывается привязан к нему сам. А хитрый сеньор-Испания уходит со своими 20 миллионами долларов, полученными от США.

"Вьетконг, берегись". Американский плакат.
Вот она, поступь истинной демократии!

Суворову принесли блюдо из французских голов.
Взгляд союзных англичан на русские победы в ходе Итальянского и Швейцарского похода.

Ночь Кипра

Апофеоз президента Линкольна. Картина 1865 года.
Правда, трогательно?

Думаю, френды-историки сами скажут, по какому поводу карикатура, какого года и кто рисовал. До крайности очевидно =)

Первомайский плакат Народной французской партии Жака Дорио (бывшие коммунисты, поддержавшие нацистов). Внизу надпись "Возродим Францию трудом". Оцените трубы и ландыши. Ну и символ - похож на незаконного отпрыска серпа-молота со свастикой.

"Национальные мнения о Буонапарте". Англ. карикатура, 1808. Египтянин, испанец, итальянец, китаец, немец, пруссак, француз, турок; русский, швед, голландец, португалец, американец, азиат, англичанин.

"Англия! Это твоих рук дело!" Художник Тео Матейко.
Польский нацистский плакат Второй мировой войны. Англичане втянули поляков в войну, и бедные немцы вынуждены их бомбить...

Костромские люди.
Из первобытных лесов Центральной России.

Вот так "министры-капиталисты" откликнулись на вступление США в войну. Апрель 1917 года.

Учебник русского языка.
Как видите, японцы высокого мнения о нас. Считают, что наши студентки покупают водку только по особым случаям:-)

Белогвардейская карикатура. Принесение России в жертву Интернационалу (каменному бюсту Карла Маркса)

Карикатура на польско-литовские отношения межвоенного периода.
Пилсудский угощает Литву колбаской, а она только злобно лает: "Вильна! Вильна!"

Русская курица-диверсант. Поймана на том, что убеждала польских кур в том, что они - не птицы.

Карикатура на раздел сфер влияния в Персии в 1907 году.
Британский лев (русскому медведю): Можешь гладить её голову, а я - её хвост, ну а по спине будем её гладить оба.
Персидская кошка: "Не помню, чтобы кто-то спрашивал моего согласия"

Иран, 1979 год. Свежий взгляд на американское знамя.

Жёлтый билет петербургской проститутки. Выдавался взамен паспорта. Включал данные медосмотра.

Английская открытка 1910 года.

Мир вращается вокруг КНДР!
Северокорейский плакат.
На глобусе лозунги: Антиимпериалистическая независимость, Великое дело социализма, Независимость всего мира, Мир и безопасность во всём мире, Справедливый мировой порядок, Защита мира.

Английская гравюра 1793 г.
"Ад вырвался на свободу, или Убийство Людовика".
Впечатляет восприятие революционных песен.

Взгляд немецких правых на причины поражения Германии в Первой мировой войне.

Шведский календарь за февраль 1712 года

100 долларов Конфедеративных Штатов Америки

Северная Италия, плакат 1944 года.
"Германия правда ваш друг"

Австрийский плакат 1914 года.
Надпись "Сербия должна умереть". На рукаве надпись "Австр."

Бюллетень с плебисцита 1938 г. о воссоединении Германии и Австрии.
"Согласны ли Вы с воссоединением Австрии и Германского Рейха, произошедшим 13 марта 1938 г. и голосуете ли Вы за партию нашего вождя Адольфа Гитлера?"