Меч Довмонта: как литовский воин стал православным святым и защитником Руси.

В честь 500-летия присоединения Пскова к Москве представители ООО "Международный культурный центр" вручат Пскову копию меча Довмонта. Церемония состоится 27 июля нынешнего (2015) года.

Над копией Меча Довмонта трудились год, были восстановлены все недостающие элементы. "Получилось очень красиво", - отметил собеседник агентства.

И сегодня, 14 мая, в 19:00 в первом в России Музее клинкового оружия (Санкт-Петербург) состоится презентация воссозданного Меча Довмонта. Примерно через месяц его планируется освятить в Троицком соборе, а потом свозить для освящения в храм Гроба Господня в Иерусалиме. После этого, меч будет привезён в Псков.

Источник: http://informpskov.ru


Князь Довмонт правил в Пскове с 1266 по 1299 г. За это время не единожды бил литовцев и немцев. Для защиты укрепил город новой каменной стеной, которая называлась Довмонтовой.
Русской православной церковью причислен к лику святых и почитается как защитник земли русской.

Меч Довмонта

Меч Довмонта хранится в Пскове и считается оберегом города.
Меч стал святыней города и всех поступавших на службу Пскова князей благословили этим мечом.
До сегодняшнего дня меч сохранился в хорошем состоянии. Меч датируется XIII веком и на сегодняшний день это единственный древнерусский меч "биография" которого подтверждена летописями.
Если приглядеться внимательно к стальному клинку меча, то можно заметить на нем какое-то изображение, напоминающее фигуру бегущего зверя. Она была выбита в стали, потом углубленные точки были заполнены медью. Получилась медная инкрустация на стальном клинке, но с годами она изрядно стерлась. Все же можно разобрать, что зверь явно хищный и злой. Пасть его раскрыта, из нее торчит язык или жало. Это знаменитый «пассауский волчок».

Еще в XIII веке мастера-оружейники города Пассау, что до сих пор стоит на реке Дунае, на границе современных Австрии и Федеративной Республики Германии, прославились производством стальных клинков для мечей. Свои изделия цех пассауских оружейников метил фигурой «волчка» – фантастического зверя, похожего на волка, бывшего в гербе города Пассау. Клинки из Пассау были так хороши, что нашлось, как видно, немало желающих выдать свои изделия за пассауские, снабдив их изображением «волчка». Во всяком случае, уже в 1340 году «добрые пассауские оружейники» вынуждены были просить австрийского герцога Альбрехта утвердить этот знак исключительно для Пассау и запретить употреблять его в каком бы то ни было другом месте австрийских владений. «Волчок», изображенный на мече из Пскова, – ранний, какие применяли в Пассау еще во второй половине XIII века. Наверное, клинок этого меча и в самом деле был сделан каким-то мастером в Пассау. А рукоять меча, как считал Яков Иванович Смирнов, древнее клинка. Да и сам клинок первоначально был сантиметров на десять длиннее. Его укоротили со стороны рукояти.


Популярность князя Довмонта была столь велика, что город стал чеканить деньги с изображением князя в короне и с мечом. Тут надо учесть, что чеканили не просто какой-то меч, а именно Меч Довмонта.

Начало чеканки псковских денег имеет достаточно узкий временной период: сентябрь 1425 - февраль 1510, т.е. в Пскове собственные деньги чеканились всего на протяжении 85 лет. Если заглянуть в летопись, то можно увидеть следующую запись: «...того же лета псковичи отложиша пенязьми торговати и начаша в чисте серебре деньги лити и от толе начаша деньгами торговати». Под «пенезем» подразумеваются литовские или пражские гроши. До того, как начать собственную чеканку, в Пскове широко использовалась иностранная монета.

Эти монеты в течении длительного времени изображают постоянно одну и туже сцену: на лицевой стороне чеканилось изображение патрона города - князя Довмонта, покровителя Пскова, в короне и с мечом.

Образцом послужили монеты соседнего Немецкого Дерпта, на которых изображались местные епископы, и именно артуги епископа Дидриха III (1413-1443 гг.). На последних изображалось бритое лицо в епископской митре, из-под которой выбиваются, по обеим сторонам лица, локоны волос. Вследствие не умения Псковского резчика, эти локоны превратились в две выгнутые черты, с точками на концах. Но чтобы не смущать своих же Псковичей изображением чужеземца, в правую его руку был вложен меч святого Довмонта, который обычно вручался Псковским князьям. По другую сторону
головы изображаются различные буквы славянской и даже латинской азбуки, значение которых не установлено. На оборотной стороне находится надпись: «денга Псковская».

Меч — не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» — сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» — твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.

ГОРОД БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

«В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
Псковская летопись.
**********
Иллюстрация:
- в центре - эскиз памятника Довмонту Псковскому, скульптор Владимир Черненко, 2009г.;
- слева: рукоять подлинного меча князя Довмонта;
- справа: меч князя Довмонта в музейной витрине на выставке «Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев Российской Федерации в залах ГИМ в 2007-2009 годах», Москва.
**********
29. ДОВМОНТОВ МЕЧ.

В этой главе рассказывается о древней священной реликвии Пскова – подлинном Довмонтовом мече, которым легендарный воитель владел при жизни (и меч сохранился до наших дней), - а также о том, что сегодня, в начале века XXI, псковичи снова ждут возвращения князя Довмонта в свой город, который не забывал его семь столетий – и уже, конечно, не забудет никогда… пока стоит пресловущий и богоспасаемый град Псков.

«Меч мой княжий – святыня Пскова,
Псков – святыня самой Руси».
Александр Гусев. «Довмонтов меч».

ОДЕЯНИЕ ГРОБА.

«Древний летописец пишет, что тело его Псковичи положиша у святые Троицы. Бысть же тогда жалость велика в Плескове мужем и женам и малым детем по добром господине благоверном Князе Томофее. Гробница его и поднесь стоит в приделе Соборной церкви святыя Троицы и тут же висит его мечь».
Краеведческий материал Николая Ильинского, 1790 г.

«При гробе повешен и меч его».
Псковский митрополит Евгений (Болховитинов). «История княжества псковского».
Киев. 1831 г. Псков. 2009 г.

«Гробница его и поднесь стоит в приделе соборной церкви св. Троицы, и тут же висит меч его».
«Словарь исторический о русских святых». С-Петербург, 1862 год.

Согласно древнему псковскому преданию, после смерти князя Довмонта его заслуженный боевой меч поместили возле его гробницы в церкви. Житие Довмонта: «Боевое же его оружие положили на гробе его на похвалу и утверждение города Пскова (второй вариант записи этого места: «меч же его повесили над гробом»). Часто говорят, что при гробнице сохранялись также доспехи князя и его одежда. Это соответствовало обычаям: известно, что военные трофеи, в первую очередь знамена, помещали в священном месте, в церкви, и также поступали с боевым оружием похороненных в церкви или рядом с нею воинов – или тех из них, тела которых погребли далеко от дома, но оружие привезли на родину. Также при гробницах сохраняли иногда личные вещи погребенных, их одежду, принадлежавшие им иконы. Таких примеров имеется много. Это называлось «одеяние гроба». Обычай происходит от очень древней, еще языческой веры в то, что вещи, которыми пользовался человек при жизни, сохраняют часть его сущности, его силы, впитав ее в себя за долгие годы - особенно если это был человек необыкновенный. Что же касается оружия, то к нему у людей отношение было особенно уважительное. Меч отнимал чужие жизни и охранял жизнь своего владельца. Недаром старинные мечи порой имели собственные имена, словно они были живыми.

Поскольку Довмонт был первоначально похоронен в Тимофеевской церкви, то его меч могли сначала повесить над его гробницей там, а затем вместе с останками князя перенести его в Троицкий собор. Или же меч сразу внесли в собор, как принадлежащую городу реликвию. Что бы ни происходило во Пскове и со Псковом, меч Довмонта, издавна почитаемый здесь как святыня, находился в Троицком соборе псковского кремля рядом с гробницей своего владельца. «При гробе повешен и меч его», - записал в своем труде, посвященном истории Пскова, псковский митрополит Евгений (Болховитинов) в XIX-том веке. В печати также встретилось упоминание, что меч Довмонта находился в ризнице Троицкого собора, то есть в соборном хранилище (может быть, так и было какое-то время). Говорят, была такая легенда – пока меч Довмонта находится в Пскове, Пскова врагам не взять. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов меч вывезли из Пскова, чем сохранили от похищения и, возможно, уничтожения немецкими захватчиками, а затем он вернулся обратно.

Меч Всеволода.

Собственно, в Троицком соборе находилось два меча двух почивавших там святых псковских князей. Меч князя Всеволода тоже когда-то был повешен возле его гроба. Во время своего так сказать «посещения» Пскова в 1569-1570 году царь Иван Грозный (это когда он хотел со своими головорезами-опричниками пустить псковичам кровь, как новгородцам, но был остановлен то ли соображениями благоразумия ввиду военной значимости города, то ли дерзким предложением местного юродивого Николки Салоса отведать сырого мяса в пост), - царь Иван побывал в Троицком соборе (он ведь любил церкви и охотно молился в них) и, рассматривая его святыни и реликвии, был, как говорят, поражен «величеством» Всеволодова меча.

Поразиться было чему. Подлинный меч Всеволода к тому времени оказался давно уже утрачен, возможно, во время обрушения собора в 1363 году (когда сам святой предупреждал о грядущей катастрофе церковных служителей), либо его сохранением вовремя вообще не озаботились, - его воссоздали (заменили) на новый, причем либо это произошло с ведома очень ограниченного числа лиц, либо вообще случайно, при разборе завала, выноса битого камня и найденных под ними вещей, которые, грязные и покореженные, без разбора сваливали в одну кучу… в общем, псковичи сами уже не помнили подробностей этого дела и верили в то, что здоровенный двуручный меч при гробе святого Всеволода – это в самом деле тот меч, которым он владел при жизни.

В XIX-том веке образованные, передовые люди своего времени уже освободились хотя бы частично от необоримой власти религиозного влияния на их ученые умы (а ведь религия учит верить, не задумываясь и не сомневаясь, а в этом есть своя польза и свой вред) и заподозрили, что меч-то, пожалуй, принадлежит другой, более поздней эпохе…

В путеводителе по Пскову от 1929 года сказано: «Над гробницею висит меч итальянской работы XIV в., именуемый «мечем кн. Всеволода», жившего в XII веке». Меч изучался впоследствии неоднократно. Археолог Яков Иванович Смирнов доказал, что и буквы надписи на рукояти и украшения на ножнах меча такие, какие делали в Италии в XIV веке. Клинок его также итальянской работы того же времени. Однако в других исследовательских статьях, затрагивающих этот вопрос, меч датируют XV веком (Артемьев А.Р., 1990 г.: «Еще более поздним является меч, принадлежавший якобы Всеволоду. По всем характерным признакам он относится к XV в. … По-видимому, при создании новой реликвии в канун включения князя Всеволода в 1549 г. в общерусский пантеон святых более древнего меча псковичи отыскать просто не смогли»), а кроме того его называют немецким: «Речь идет о мощном немецком по происхождению клинке, вроде тех, которые стали использоваться начиная со второй половины XIV века», а также в виде дополнения: «Меч имеет двухрядный дол до середины клинка и изготовлен немецкими оружейниками». Однако тут возможна путаница между двумя мечами, Всеволода и Довмонта. Немецкий меч – это меч Довмонта, что доказано совершенно точно благодаря характерному клейму на лезвии.

Двуручный меч – оружие тяжелое, длиной не менее полутора метров, с довольно широким, только к концу сужающимся и немного закругленным клинком, с мощной рукоятью, длинной, чтобы уместились обе сжимающие ее ладони (одной рукой правильно замахнуться таким мечом невозможно), внушительной поперечной крестовиной и тяжеленным яблоком (круглое линзовидное дисковое навершие) на конце, уравновешивающим клинок в целях создания правильного баланса. Такой меч весил не менее 10 кг и обычно входил в снаряжение тяжеловооруженных всадников, рыцарей, стоявших во главе наступающей на врага колонны, в задачу которых входило «прорубить» противостоящий им строй в буквальном смысле, расчистив дорогу остальным наступающим. Орудовать (слово «фехтовать» как-то тут не слишком подходит, звучит по отношению к такому раритету слишком легкомысленно) - орудовать таким мечом был способен только физически очень сильный человек, и то, как говорят, не слишком долго. Известно, что тевтонских рыцарей, возглавлявших сражение, создавая голову «великой свиньи», отбирали по росту и физической силе, – слабаки тут не годились, нужны были великаны и силачи.

Меч Всеволода по своему типу принадлежит именно к вооружению наступательного клина полка. Длина его – полтора метра, вес 7 кг. Изображения корон на мече говорят о том, что он был сделан для какой-то владетельной особы. На крестовине рукояти меча выгравирована впечатляющая надпись на латыни: «Honorum meum nebus davo», перевод: «Чести своей не отдам никому». Иногда снова происходит путаница, как и в вопросе о месте изготовления мечей, и тогда мало осведомленные авторы пишут о том, что эта надпись украшает меч князя Довмонта. Можно согласиться, что она в самом деле больше подошла бы Довмонтову мечу, но нет, сие обстоит не так. Однако девиз настолько хорош, что включен в современный герб города Пскова.

В общем, так называемый «меч святого князя Всеволода Псковского» (у поэта Яхонтова - «Меч тяжелый Гавриила») весьма впечатляющий («роскошный»), но принадлежать князю Всеволоду он не мог, а потому его ценность снижается, если уж не совсем вплоть до рядового музейного экспоната, но все же существенно. Он ведь только памятник тому мечу, который когда-то в самом деле принадлежал Всеволоду Мстиславичу, но канул где-то в бездонном круговороте времен. То ли дело меч князя Довмонта.

Хотя и тут тоже не все так уж гладко. Часть специалистов считают, что и имеющийся на сегодняшний день меч Довмонта – тоже не его меч, а «так называемый». Выписка из научной статьи: «Меч, долгое время приписываемый Довмонту, появился среди государственных реликвий Пскова не раньше второй половины XIV в., когда состоялась канонизация Довмонта (видимо, имеется ввиду местное почитание, так как официальная канонизация была проведена позднее) и его оружием стали торжественно опоясывать князей в Троицком соборе при посажении на псковский стол. К тому времени подлинного меча Довмонта не сохранилось, и вместо него положили клинок, который был изготовлен не ранее XIV в.» (Вестник Дальневосточного отделения РАН, № 6, 1990, кандидат исторических наук Артемьев А.Р.).

Но не будем забегать вперед. Вопрос изучался на протяжении многих лет разными учеными разной направленности – и историками, и археологами, и военными специалистами… много всего накопилось из сказанного, так что выводы сделать можно будет…

Меч Довмонта.

Внешне меч Довмонта выглядит менее внушительно, чем так называемый меч Всеволода, хотя по своей военно-идеологической значимости он его, конечно, все равно превосходит. Не случайно ведь именно «это оружие, имеющее боевую биографию, давали при посажении на псковский престол наемным (служилым) князьям, а в тяжелые для города времена «одеяние гроба» Довмонта с крестами и молебнами проносили вокруг крепостных стен, чтобы укрепить дух его защитников». Стоит отметить, что «давали при посажении» вовсе не значит, что другие князья становились владельцами меча, - драгоценный меч оставался в соборе, опоясывание им было символичным и входило в обряд, не более… «сменявшие друг друга на княжении новые князья впоследствии всегда благословлялись Довмонтовым мечом»… «Церемония эта была настолько важна, что попала даже в новгородскую летопись. Наверное, она была нужна, чтобы поднять дух воинов, выступавших против врага. Князю-воеводе торжественно вручали меч как символ доверия государства и залог победы».

Меч Довмонта короче и легче двуручного (длина его – немногим более метра, вес – «всего» два с половиной килограмма, так что таким мечом можно было сражаться, держа его в одной руке), - и в целом даже просто на взгляд он почти вполовину меньше меча Всеволода (так что замечание в публицистике насчет того, что он «своей величиной и тяжестью свидетельствовал о росте и силе святого князя», на самом деле не совсем справедливо – не в отношении силы князя, а в отношении тяжести его настоящего оружия… вероятно, писавший эти строки опять-таки имел ввиду не меч Довмонта, а меч Всеволода, перепутав их между собой). Меч Довмонта имеет полуторную (более короткую) рукоять и клинок другого типа, пригодный в основном для колющего удара – формы узкого вытянутого треугольника, с ребром вместо дола (то есть без плоской центральной части клинка), с очень острым длинным концом (жалом), способным проникнуть сквозь тонкие щели в местах соединения доспехов или в тонкую же щель забрала тевтонского «большого шлема». Однако именно такой клинок был пригоднее в сражениях с закованными в броню немецкими рыцарями, а ведь именно с ними Довмонт и воевал всю свою жизнь. Кроме того, фехтовать им можно было достаточно долго, так как он не был таким тяжелым, как двуручный.

В одной художественной повести автор живописует, что меч был выкован псковскими оружейниками и вручен Довмонту псковичами как символ его новой княжеской власти. Красиво, патриотично и совершенно неверно (особенно в первой части рассказа, где меч выдается за произведение псковских ремесленников).
Тщательное изучение этого оружия подтвердило следующее, – меч в самом деле был изготовлен в середине XIII-того века, на клинке удалось расчистить характерное клеймо мастерской, откуда он происходил, в виде знаменитого «пассауского волчка», - судя по этому клейму, меч не подложный, а подлинный, причем бесспорно и наверняка. Клеймо, выполненное путем точечной инкрустации желтым металлом (латунью), расположено в верхней части клинка, вблизи перекрестия, с двух сторон, и выглядит как изображение бегущего животного, напоминающего волка, с раскрытой пастью и высунутым языком (иногда этот длинный острый язычок называют жалом). Ставилось оно на оружии, изготовленном в австрийском городе Пассау на Дунае. Упоминания о клейме на оружии в виде волка начинаются около 1260 года.

Город Пассау (Passau) в Нижней (или Восточной) Баварии, на самой границе современной Австрии, известен как «город трех рек» - «Dreiflussestadt». Три большие реки - Дунай, Инн и Ильц - сливаются практически в одной точке в черте города и некоторое время воды их, имеющие разные цветовые оттенки, текут как бы рядом, не смешиваясь. На фотографии Пассау с высоты птичьего полета хорошо виден этот природный феномен, - слева черные воды Ильца, в центре – зеленовато-голубой Дунай, справа - бирюзовый Инн. Трехполосный водный поток. Впечатляющее зрелище. Пассау называют «немецкой Венецией» - водяной край.
Пассау был основан кельтами, потом служил укреплением в римский период, потом, уже в Средние века, здесь обосновались бавары. С 739 года в городе находилась епископская резиденция, с 1217 года епископы Пассау получили право на княжеский титул (князь-епископ), и Пассау сделался столицей самой большой в Германии епархии, которая простиралась до Вены. Правление князей-епископов кончилось в 1803 году, когда город был присоединен к Баварскому электорату. Пассау знаменит тем, что в XII веке здесь была сложена «Песнь о Нибелунгах», записанная епископом Вольфгером, поэтому Пассау называют «городом Нибелунгов», - а следующий XIII век принес Пассау новую славу, благодаря ставшим знаменитыми пассауским стальным клинкам.

Оружейники Пассау издавна маркировали свои изделия изображением «волчка», поскольку оно находилось на городском гербе. Со временем клеймо немного видоизменялось. На мече Довмонта стоит раннее клеймо, именно середины и второй половины 13-того века, что и позволяет датировать клинок весьма точно. Со временем известность пассауских клинков выросла настолько, что это позволило поднять на них цену, без потери покупательского спроса. В связи с этим появились подражания и подделки великолепного дорогого оружия. Известно, что в 1340 году «добрые пассауские оружейники» обратились к австрийскому герцогу Альбрехту с просьбой утвердить их фирменный знак исключительно для Пассау, с одновременным категорическим запретом употреблять его в других оружейных мастерских в каком бы то ни было другом месте австрийских владений.

Из средневековой Германии, в том числе из Пассау в страны Западной и Восточной Европы экспортировали отличное оружие. Это не значит, что в других странах и в частности на Руси ковать мечи не умели. Умели, конечно, и стоили они тоже не дешево. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что на Руси властьимущие богатые люди охотно приобретали немецкие импортные клинки.
На найденных археологами в России, в Белоруссии, на Украине старинных клинках порой можно разобрать надписи, сделанные когда-то изготовившими их мастерами. Современные методы, основанные на использовании химических реактивов, позволяют разобрать буквы, практически не различимые через коррозию металла. На нескольких находках удалось разобрать выгравированную надпись «ULFBERHT» («УЛЬФБЕРТ») – вероятно, это франкское имя являлось маркой большой мастерской или даже нескольких мастерских, находившихся либо во Франции, либо во Фландрии - или же в Германии, на Рейне в районе Майнца. Другие клинки маркированы именем «Ингельред» (на одной стороне «INGELRED», а на другой – «FIT», что значит: «Ингельред сделал»). Это подпись мастера из знаменитой мастерской, которая находилась на Рейне, может быть, в районе Золингена. Археологам попадались мечи, которые ковали скандинавы, их отличают по украшениям на рукояти с типично скандинавскими мотивами: «причудливо переплетены фигуры чудовищ, напоминающих отвратительных и злобных змей», «змей, обвивающий хвостом рукоять». На одном изъеденном ржавчиной мече XI-того века прочли написанное кириллицей имя русского мастера – «ЛЮДОТА КОВАЛЬ». Так что в оружейное дело вносили свой вклад все народы всех стран. Но судьбой литовского князя Довмонта было защищать русский город Псков с баварским клинком в руке. И меч разделил судьбу своего хозяина – обрел славу на все века и времена в русской земле. Славу и бессмертие.

Меч Довмонта изучали археологи и оружейники, в частности Яков Иванович Смирнов. Заключение специалиста: «Перед нами древнейший сохранившийся в Восточной Европе удлиненно-треугольной формы колющий готический клинок. Оружие этого типа, появившееся в Европе во второй половине XIII в., свидетельствовало о внедрении наборных доспехов, которые в бою было легче проколоть, чем разрубить».
В этом случае очень важна была крепость клинка – от сильного прямого удара он не должен был сломаться, он должен был пронзить железные доспехи рыцаря и войти в его тело. В Новгороде и Пскове археологи делали находки подобных же колющих и колюще-рубящих клинков и их обломков, датируемых второй половиной XIII-того века и XIV-тым веками. Такие мечи в основном имели общую (вместе с рукоятью) длину от 120 до 140 см, полуторную рукоять с круглым линзовидным набалдашником (яблоком) и прямой крестовиной 20-26 см длиной, а клинок ковался либо с трехрядным долом, либо вовсе без него. У классического колющего меча дол заменен гранью.
Силуэт меча Довмонта очень узнаваем из-за своей выраженной треугольной формы – именно он изображен на псковских монетах времен политической независимости Пскова, в чем нетрудно убедиться, взглянув на оригинал. Исследователь замечает также, что «Известна точная аналогия нашему мечу на одном рыцарском изображении 1299 года». Первое изображение готических мечей сохранилось на миниатюрах хроники Георгия Амартола около 1300 г.

Все это вместе взятое еще раз подтверждает подлинность княжеского меча. То есть меч, на протяжении многих столетий находившийся в псковском Троицком соборе, а ныне экспонируемый в Псковском музее, реально соответствует эпохе, в которой жил и действовал князь Довмонт, и потому мог быть его мечом на самом деле, а не легендарно, - и потому у нас есть основания тоже в это верить. Что мы, собственно, и делаем. Абзац можно завершить, добавив еще несколько штрихов к словесному портрету уникального меча. Его рукоять обложена деревом и обвита сдвоенной серебряной с позолотой проволокой. Перекрестие также серебряное, позолочено и загнуто внутрь. Из позолоченного серебра изготовлено и дисковидное навершие, в центре которого имеются круглые гнезда для крупных драгоценных камней, окруженные гравированным орнаментом. Ножны меча деревянные, они обтянуты зеленым бархатом, а закрывающий внизу треть длины серебряный вызолоченный наконечник ножен украшен гравированными листьями и окантовкой, которая немного похожа на готический крестоцвет.

Камни на рукояти меча до наших дней не дожили, пропали они где-то в темном прошлом, а когда и как это случилось – неизвестно… Зато недавно изготовленная копия меча украшена большими круглыми камнями – розовыми, полупрозрачными. В старину камни подбирали со значением, учитывая их мистические свойства, они становились талисманами владельца и усиливали силу его оружия. Однако по какому принципу выбраны камни для того, чтобы украсить копию знаменитого меча, автору этих строк неизвестно, поскольку в печати этот вопрос не обсуждался, а какие камни в действительности украшали меч Довмонта в те времена, когда его рукоять сжимала рука его владельца – тем более неведомо, причем никому.
В качестве дополнения к абзацу, по поводу камней в рукояти: в «Спутнике по Древнему Пскову», который был составлен Н.Ф. Окуличем-Казариным и издан Псковским археологическим обществом в 1913 году, было помещено детальное описание меча Довмонта, - камней в рукояти уже тогда не имелось.

Надо сказать, что далеко не все воины, выступавшие на битву с врагами по зову военной трубы, владели мечами, то есть являлись мечниками. В руках ополченцев чаще сверкал топор. Мечи были оружием военной элиты, князей и их дружинников-дворян, которые специально обучались приемами владения таким оружием – и располагали достаточными средствами, чтобы его купить. Потому что это была вещь дорогая. Такое оружие, стоившее больших денег и рассчитанное на длительную эксплуатацию, берегли и чинили до последней возможности.

Исследователи прочли по мечу Довмонта его боевую биографию, - это заслуженный меч, вполне возможно, что у него были владельцы и до князя Довмонта. С уверенностью можно сказать, что он побывал во многих боях, потерял рукоять и верхнюю часть клинка, покрытого царапинами, словно ранами, но был снова приведен в порядок и служил своему последнему хозяину до последнего… Неизвестно, каким образом он попал к Довмонту – как наследство, подарок, покупка или же военный трофей. Опять же где и когда Довмонт обзавелся своим мечом, - еще в Литве, куда оружие ввозили и с запада, и с востока одинаково, или же клинок стал его достоянием уже в русском Пскове. Хотя князь мог владеть (и так наверняка и было) не одним, а несколькими мечами (арсенал всегда должен предусматривать запас), можно все же предположить, что он пользовался именно этим мечом неоднократно и долгие годы, что меч был его личным оружием. Так что, вполне может быть, что именно им он заколол короля Миндовга (если он убил его собственноручно, как иной раз предполагают), именно им разил немецких и датских рыцарей на поле Раковора, именно им был вооружен в битве с немцами под стенами Пскова в 1269 году, - и, что тем более может быть, держал его в руке, когда вел своих воинов против немцев в 1299 году, в свой последний бой. Предположение, что рану магистру в 1269 году он тоже нанес этим мечом («уязви в лице») менее правдоподобно, так как поединок рыцарей начинался с ударов копий, - однако и такая вероятность, конечно, тоже присутствует.
Согласно преданию, перед битвой с немцами под станами Пскова в 1269году меч Довмонта был освящен в Троицком храме.

Часто вещи более живучи, чем люди. Князь Довмонт прожил долгую жизнь и умер, как и все, в свой черед. Верные его памяти потомки древних псковичей сохраняли его могилу, его останки, его мощи как могли, но все же где гарантия, что та горстка праха, которая до сих пор хранится в одном из ковчежцев, вставленных в общую серебряную раку-гробницу в псковском Троицком соборе – это в самом деле его прах… или хотя бы горстка земли, взятая из могилы, где покоился некогда его гроб… столько веков, столько войн и потрясений, столько пожаров, обрушений, перестроек сменявших один другого Троицких соборов, столько разных эпох и разных правителей с собственными подходами к делам и собственными взглядами и на старину, и на современность… Но благородное боевое оружие не солжет, оно, как некогда на поединке Божьего суда, засвидетельствует правду. Меч, который держал в руках сам князь Довмонт в своем давнем XIII-том веке, дожил до наших дней, и мы можем его видеть – а кто-то из нас даже дотронуться до него. Он с нами до сих пор. Самое близкое к нам, зримое чудо.

Современность. Копия меча.

В настоящее время и итальянский меч Всеволода, и немецкий меч Довмонта, один подложный, но ставший значимым за 7 столетий почитания, другой подлинный, поэтому тем более бесценный и необыкновенный, хранятся в Псковском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, - в музейной витрине, под стеклом, под охраной, как и положено. В 2010 году оружейниками и ювелирами Петербурга была создана точная копия меча Довмонта.

Псковская лента новостей (ПЛН):
23.01.2008. «Экспонирование ценнейшей исторической реликвии Пскова. Меч псковского князя Довмонта с ножнами из фондов Псковского музея-заповедника отправится на выставку «Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев Российской Федерации в залах ГИМ в 2007-2009 годах». Как сообщает «Наследие земли Псковской», выставка будет работать с 6 февраля до 1 апреля 2008 года в Государственном историческом музее на Красной площади. Разрешение Псковскому музею-заповеднику на вывоз экспоната дано комитетом Псковской области по культуре и туризму. Документы на вывоз ценнейшего экспоната оформлены в соответствии с установленными требованиями и согласованы с Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Торжественная церемония открытия выставки «Следы минувшего. Сокровища отечественной истории из музеев Российской Федерации в залах ГИМ» состоится в Москве 6 февраля. В ней приглашены принять участие представители Пскова».

18.05.2010. «Псковский меч обрел своего «двойника». Над созданием копии трудились лучшие оружейники и ювелиры Петербурга, стараясь повторить каждую царапину, неровность или след коррозии. А также восстановить кое-какие утраченные детали. Восстанавливали меч по дореволюционным чертежам, то есть, не вывозя оригинал из Пскова. Свою работу современные мастера представили в Музее клинкового оружия Петербурга. Для чего была изготовлена специальная витрина. В музее он будет храниться до знаменательной даты 500-летия присоединения Пскова к Русскому государству. А в дни юбилея, как предполагается, его преподнесут в дар псковичам. Дабы могли впоследствии отправлять его на выставки, не беспокоя оригинал-оберег.»

24.07.2011. «Сегодня, в день когда Русская Православная Церковь вспоминает святую равноапостольную княгиню Российскую Ольгу, а Псков – свой день рождения, на вечевой площади Псковского кремля у стен кафедрального Троицкого собора Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий освятил реплику меча князя Довмонта-Тимофея. Как передаёт корреспондент Псковской Ленты Новостей, копия знаменитого клинка была передана в дар городу Пскову и отдана на вечное хранение в Троицкий собор. До нынешнего освящения реплику меча уже освятили на Кипре, в храме святого Лазаря и в Иерусалиме – по замыслу авторов проекта по воссозданию старинного клинка, копия оружия «повторила» тот же европейский путь, что прошёл настоящий меч при своём хозяине – князе Довмонте».
Относительно последней процитированной заметки не очень понятно, почему в европейский путь клинка попали и Кипр, и Иерусалим (предполагается, что первый владелец меча – еще до Довмонта – воевал за Гроб Господень?), но понятно, что в замысел авторов проекта также входила большая доля помпезности. Однако главное состоит все-таки в том, что, если подлинный меч Довмонта по какой-нибудь причине канет в круговороте новой эпохи (чего на свете не бывает), возможно, останется хотя бы его точная копия.

На Першах Псковского Крома с наружной стороны рядом с входными воротами находится металлический щит (стяг, прапор) с псковским гербом – барсом. Перед щитом прикреплен огромный двухметровый меч - условная копия Довмонтова меча. Вместе герб и меч являются символами Пскова, напоминая о военной славе этого города-героя.

ПСКОВ. ПАМЯТНИК КНЯЗЮ ДОВМОНТУ.

«Чести своей не отдам никому.»
Девиз, начертанный на современном гербе города Пскова.

Говорят, в XV-том веке Псков был по населенности и богатству вторым городом Русского государства после его столицы – Москвы (вероятно, сравнение справедливо для тех времен, когда уже оказался разорен Новгород). Сегодня население Пскова по численности в 50 раз меньше московского. А это значит, что Псков навсегда утратил свое былое древнее величие. Сегодня это маленький город, хотя он и является административным центром области и православной епархии. Крепость его пользуется известностью и привлекает туристов. Многое в нем было разрушено в разные века его существования – старинные здания, церкви, кладбища. Но ведь все древние города в конечном счете стоят на костях своих основателей. Такова правда жизни. У каждого времени свое лицо, а легко никогда не бывает.

У современного Пскова – роскошный герб, с имперским блеском. Утвержден 16 июля 2010 года. В центре – прямоугольный щит, в лазоревом фоне которого гордо шествует золотой барс с пятнами на шкуре – неусыпный страж. В геральдике принято изображать леопарда (барса) в отличие от льва ступающим на три лапы с поднятой передней. Псковский барс ступает по законам геральдики (впрочем, это было ему свойственно изначально), смотрит он вперед, пасть раскрыта, в ней виден высунутый язык, а хвост с кисточкой изгибается над спиной. Прямо над ним из белого кудрявого облака выходит благословляющая его рука. Еще два леопарда, с ошейниками в виде корон, с рыцарскими мечами, стоя на задних лапах, держат щит с двух сторон. Еще одна корона, зубчатая, с драгоценными разноцветными камнями и ободком с узором в виде дубовых листьев увенчивает щит, находясь вверху всей композиции, а за ней видны два перекрещенных обнаженных клинка. Прекрасную картину дополняет помещенная внизу на голубой ленте надпись, гласящая «Чести своей не отдам никому». Надпись взята с так называемого меча князя Всеволода. Пусть меч не подлинный, но подлинное почитание, которым его окружали 7 веков, сделало его таким. А потом, какие слова! Просто подарок. Как можно их проигнорировать.

Еще у современного Пскова есть свой гимн, словами которого можно закончить это долгое путешествие в прошлое, где жили и действовали коварные короли, отважные князья, прекрасные княгини… где кипели нешуточные страсти, проливались слезы и кровь и в тяжелых битвах под каменными стенами городов закладывались основы нынешней современности – такой, какой мы ее видим, той, в которой мы живем.

Там, где к Великой мчится Пскова,
Там, где Россия в людях жива, -
Встал наш любимый город седой,
Вечно хранимый Ольгой святой.

Блещет золото крестов.

Звон колокольный в небо плывет.
Город наш вольный вечно живет.
Годы лихие сгинут, как дым.
Славу России мы возродим.
Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Не опрокинет времени гром
Нашу твердыню - каменный Кром.
Вскормлен и вспоен силой земной,
Пахарь и воин, Псков наш родной.
Блещет барс над каждой башней.
Блещет золото крестов.
Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

Слова гимна - Станислав Золотцев, музыка - Н. Мишуков. Может быть, это не так задушевно, как у Яхонтова:

Меч тяжелый Гавриила,
Пятиглавый наш собор,
Князя Довмонта могила,
Запах древности, простор… - но, в общем, тоже впечатляет (да и жанр другой –

Все-таки гимн, а не поэма), особенно последние строки звучат совсем неплохо и вообще как-то обнадеживающее, и в отношении прошлого, и в отношении настоящего и будущего:

Вечно славься, Псков вчерашний!
Вечно здравствуй, новый Псков!

На Псковщине возле старинного Изборска становится традицией проводить в летнее время средневековые фестивали. Люди приезжают, чтобы пожить в палатках ввиду старинной Изборской крепости, под сенью креста Труворова Городища, и принять участие в красочных костюмированных игрищах. Из багажников автомашин достают сделанные под старину доспехи и сшитые под старину одежды, для себя и для детей. Рыцари встретятся на турнирах со своими противниками, на их поединки будут смотреть красивые женщины в платьях и головных уборах давних эпох… здесь будут и немецкие рыцари, и русские витязи – все, как было когда-то, только без мрачной тени давних трагедий, но в память славных побед и в надежде на новые удачи.

И последнее. В Пскове хотят воздвигнуть памятник князю Довмонту (собственно, давно пора), публикация об этом появилась в прессе. Псковская лента новостей (ПЛН), 27.03.2012: «По мнению членов общественной комиссии, было бы символично принять принципиальное решение об установке монумента князю Довмонту в Пскове именно в 2012 году, когда отмечается 1150-летие российской государственности, сообщает пресс-служба администрации города. Реальное воплощение этого замысла должно состояться через 5 лет и быть приурочено к еще одной юбилейной дате - 750-летию прихода князя Довмонта на псковскую землю».
Выбор места установки памятника стал дискуссионным. «Конфликтные» варианты (предполагающие сносы уже имеющихся сооружений: кинотеатр «Октябрь» или памятник Ленину на площади Ленина-бывшая Торговая, который стоит на месте снесенного памятника Александру II) были вроде отставлены и выбор сузился до: в самом Довмонтовом городе; на свободной площадке между кинотеатром «Октябрь» и Власьевской башней; у церкви Петра и Павла с Буя на берегу Псковы – наиболее вероятное место последней битвы Довмонта с немцами в 1299 году; в Запсковье в сквере возле старинной однокупольной церковки Косьмы и Дамиана с Примостья, что на развилке улиц Леона Поземского и Герцена, в древности называемой Званницким крестом; в Завеличье, рядом с Мирожским м-рем и мостом 50-летия Октября, на месте превратившегося в руину долгостроя Дома Пионеров, под которым в скале находится пещера.
Вероятно, предстоит конкурс на лучший эскизный проект монумента, хотя два проекта уже предлагались, в 1988 году и в 2009 году. В 1988 году скульптор Сергей Биджамов и архитектор Владимир Бессонов разработали первый проект памятника Довмонту, который предлагалось установить на левом берегу Великой, где сейчас находится гостиница-долгострой «Профсоюзная», которая определена на снос как полностью аварийная. В 2009 году предполагалось реконструировать площадь Ленина, в связи с чем был разработан второй проект памятника Довмонту в виде конной статуи, авторы – псковский скульптор Владимир Черненко, архитектор Владимир Шуляковский. Этот памятник может быть установлен и в другом месте, и он лично мне кажется очень удачным. Всадник в русской броне с клубящимся, развевающимся за плечами плащом едет шагом, вероятно, возвращаясь из своего очередного похода… правая рука его поднята вверх в приветственном жесте, левой он держит поводья, у бедра – прославленный меч в ножнах. Он снова вернулся в свой город, который встречает его с ликованием. Он снова победил.
(Декабрь 2012г.)
**********
Содержание сборника «Город Барса».

Меч князя Довмонта

Этот меч на протяжении многих десятилетий считался символом независимости Пскова; им по традиции препоясывались псковские князья, его изображение помещали на псковских монетах. Принадлежал этот меч легендарному князю Тимофею (Довмонту), с именем которого связаны, пожалуй, наиболее яркие страницы истории средневекового Пскова.

Довмонт жил во второй половине XIII столетия (точная дата его рождения неизвестна). Он происходил из рода литовских князей и был противником знаменитого Миндовга, в убийстве которого, как считается, Довмонт принимал едва ли не непосредственное участие. В 1266 году, в ходе последующих междоусобиц, Довмонт был вынужден бежать из Литвы в Псков. «Побились литовцы друг с другом, блаженный же князь Довмонт с дружиною своей и со всем родом своим покинул отечество свое, землю Литовскую, и прибежал во Псков, - сообщает летописная «Повесть о Довмонте». - Был этот князь Довмонт из рода литовского, сначала поклонялся он идолам по заветам отцов, а когда Бог восхотел обратить в христианство людей новых, то снизошла на Довмонта благодать Святого Духа, и, пробудившись, как от сна, от служения идолам, задумал он со своими боярами креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И крещен был в соборной церкви, в Святой Троице, и наречено было ему имя во святом крещении Тимофей».

В том же 1266 году Тимофей-Довмонт был посажен псковичами на княжение. Долгих 33 года служил беглый литовский князь вольному Пскову, прославившись как удачливый полководец и умелый администратор. При Довмонте Псков обрел фактическую независимость от «старшего брата» - Новгорода; князь вел успешные военные действия против Литвы и Ливонского ордена, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев. 18 февраля 1268 года псковская дружина во главе с Довмонтом приняла участие в знаменитой битве при Раковоре (ныне Раквере, Эстония). Еще при жизни князь приобрел широкую популярность и авторитет в среде псковичей, а после смерти (в 1299 г.) вошел в устное предание и в летописи как доблестный защитник независимости Пскова. Уже в XIV веке Довмонт почитался псковичами как патрональный святой - по сообщениям летописей, в 1374 году в городе был построен храм в его честь. В XVI веке Тимофей-Довмонт был канонизирован русской православной церковью, но общерусского признания он так и не получил, оставшись местночтимым псковским святым.

Как святыня почитался в Пскове и меч князя Довмонта, долгие годы хранившийся в ризнице Троицкого собора - главного храма Псковской земли. Этот меч сопровождал полководца во многих успешных сражениях; в 1271 году Довмонт поразил им в лицо самого магистра Ливонского ордена, сойдясь с ним на поле брани:

«Магистр земли Рижской… ополчился в силе страшной, безбожной и пришел ко Пскову в кораблях, и в ладьях, и на конях, и с орудиями стенобитными, намереваясь пленить дом Святой Троицы и князя Довмонта схватить, а мужей-псковичей мечами посечь. Услышав о том, что ополчилось на него множество сильных врагов без ума и без Бога, Довмонт вошел в церковь Святой Троицы и, положив меч свой пред алтарем Господним, пал на колени, молясь со слезами, говоря так: «Господи Боже сил, мы, люди твои и овцы пажити твоей, имя твое призываем, смилуйся над кроткими, и смиренных возвысь, и надменные мысли гордых смири, да не опустеет пажить овец твоих». И взял игумен Сидор и все священники меч и, препоясав Довмонта мечом и благословив его, отпустили. Довмонт в ярости мужества своего, не дождавшись полков новгородских, с малою дружиною мужей-псковичей выехав, Божьею силою победил и побил полки врагов, самого же магистра ранил в лицо».

В 1272 году этот меч как символ победы над крестоносцами был повешен перед главным алтарем Троицкого собора в Пскове. После смерти Довмонта он приобрел статус государственной реликвии. Родилась традиция благословлять Довмонтовым мечом всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах. На протяжении шести столетий меч постоянно хранился в Троицком соборе, у гробницы Тимофея-Довмонта. Лишь после переворота 1917 года он был передан в Псковский музей.

До наших дней меч сохранился в хорошем состоянии. Длина его составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. Стальной клинок, предназначенный как для рубки, так и для колющих ударов, с выступающим посередине ребром, имеет в верхней своей части с обеих сторон клейма, выполненные методом точечной инкрустации. По этим клеймам специалисты смогли определить, что меч изготовлен в немецком городе Пассау (Нижняя Бавария); возможно, его следует считать боевым трофеем, захваченным Довмонтом в одном из сражений с крестоносцами. Деревянная рукоять меча обвита серебряной с позолотой проволокой. Все металлические детали эфеса - перекрестие и дисковидное навершие - также выполнены из позолоченного серебра. В центре навершия (яблока) сохранились окруженные гравированным орнаментом гнезда, в которые когда-то были вставлены крупные драгоценные или полудрагоценные камни. Деревянные ножны обтянуты зеленым бархатом и почти на треть длины окованы серебром; серебряный наконечник украшен гравированными листьями.

Датируется меч периодом жизни Тимофея-Довмонта - второй половиной XIII века. На сегодняшний день это единственный средневековый меч из числа хранящихся в музеях России, «биография» которого относительно хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями. Конечно, полностью ручаться за его принадлежность именно Довмонту нельзя, однако по совокупности всех известных о нем сведений, включая историческую традицию и сходство с мечом на ранних изображениях князя, можно предполагать, что это подлинный меч легендарного Тимофея-Довмонта.

Из книги Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету автора Эзотерика Автор неизвестен -

Глава о преображении в князя вождей-татау Я есмь бог Атум, творец неба, создатель (всех) сущих вещей, который выступает вперёд с земли, кто дал существование семени человека, Владыка вещей, который дал облики богам, Великий бог, который создал сам себя, Господин Жизни,

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

ПРОТИВОСТОЯНИЕ, ИЛИ КУЛИЧИКИ КНЯЗЯ ТЬМЫ Москва – город-пазл: стариннейшие здания, явленные миру много сотен лет назад, соседствуют с домами, построенными в бурные времена строительства хрущоб в Черемушках и других спальных районах, и со зданиями, возведенными в самые

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Деятельность Князя тьмы 27.11.37 <...> борьба с Силами Света наполняет его (Князя тьмы. – С.) отчаянием. Он знает, что не может победить, и потому предпочитает взорвать планету, лишь бы удержаться еще некоторое время в атмосфере взрыва. Около осколков (конечно, не физических)

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Возвращение князя Игоря из половецкого плена - возвращение на Русь разума Я не буду рассматривать весь отрывок текста, рассказывающий о возвращении князя Игоря на Русь, а только тот кусочек, в котором говорится о том, как князь Игорь бежал из половецкого плена, чтобы

Из книги Пророчества знаменитых ясновидящих автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Послание князя Андрея Курбского к Ивану Грозному Цитирую первое послание (см. ):«…Почто, царю, силных во Израили побил еси, и воевод от Бога данных ти на враги твоя, различными смертьми расторгл еси, и победоносную святую кровь их во церквях Божиих пролиял еси, и

Из книги автора

Глас Князя Тьмы Несмотря на множество достаточно «мирных» предсказаний, будущее человечества в целом виделось проницательному мудрецу не слишком оптимистичным. Основополагающей датой Раньо Неро назвал 2000 год – как сказано, год «славы огня».Когда человечество вступит

Вчера праздновалась память Александра Невского – одного из защитников Руси. Но среди его младших современников есть и другой князь-воин, которого часто заслоняет фигура Александра Ярославича. Литовец, ставший русским святым.

thumb=left]http://cyrillitsa.ru/uploads/posts/2011-12/1323253549_2.jpg

Биография Довмонта по драматичности превосходит сюжет любого романа или античной трагедии. История начинается в 1262 году, когда у великого князя Литовского Миндовга умерла жена. Сестра умершей была замужем за молодым нальшанским князем Довмонтом. Миндовг велел ей приехать, чтобы вместе оплакать покойную супругу, а затем заявил: «Сестра твоя, умирая, велела мне жениться на тебе, чтоб другая детей ее не мучила». Если бы Довмонт открыто выступил против Миндовга, то немедленно расстался бы с жизнью. Ему пришлось смириться и позволить старому великому князю, незадолго до этого вернувшегося к родному язычеству, жениться на 20-летней свояченице.

Однако Довмонт заключил тайный союз с племянником Миндовга, жмудским князем Тренятой. В следующем году Довмонт, выбрав подходящий момент, захватил замок Миндовга – в ночной схватке погибли старый князь и двое его сыновей. А Тренята по уговору с Довмонтом стал княжить в Литве вместо Миндовга, но вскоре был убит конюшими Миндовга, мстившими за своего князя. Сын Миндовга Войшелк при поддержке пинского князя Шварна Данииловича изгнал Довмонта и его сторонников из Литвы. В битве с войсками Шварна и Войшелка погиб сражавшийся на стороне Довмонта безудельный рязанский князь Евстафий Константинович, а Довмонт бежал вместе с остатками своей дружины в Псков, где крестился и получил православное имя Тимофей. Псковитяне избрали его своим князем.

Довмонт-Тимофей правил в Пскове до самой смерти и за этого время не одержал ни единого поражения, пользуясь редкой популярностью и уважением среди псковитян. Великий князь Ярослав Ярославич был недоволен фактической независимостью Пскова и избранием в князья чужеземца. Он пытался изгнать Довмонта, но новгородцы отказались выступать против псковского князя.

В феврале 1268 года в датских владениях в Эстонии близ города Раковора (Раквере) произошла страшная битва новгородцев и псковичей с датчанами и Ливонским Орденом, по своим масштабам и значению намного превосходившая Ледовое побоище. Как писал летописец, «ни отцы, ни деды наши, — отмечал летописец, — не видали такой жестокой сечи». Центральный удар железного рыцарского клина, «великой свиньи» приняли на себя новгородцы во главе с посадником Михаилом. В сече погиб и сам Михаил, и многие его воины. Однако русские сумели переломить ход битвы в свою пользу и обратили рыцарей в бегство. Исход сражения решил фланговый удар полков князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, которые обратили крестоносцев в бегство и гнали их семь верст до самого Раковора. Потери обеих сторон были очень велики для 13 века (несколько тысяч человек). Однако Довмонт и после тяжелого сражения смог совершить рейд по всей Ливонии. В 1269 году Орден предпринял ответный поход, закончившийся безрезультатной 10-дневной осадой Пскова, отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мира. Именно после Раковорского поражения (а не битвы на Чудском озере) Ливонский орден уже не мог серьезно угрожать мощным княжествам северо-запада Руси.

Довмонт, несмотря на бурное литовское прошлое, хранил нерушимую верность своим союзникам. Он женился на сестре великого князя Димитрия Александровича Марии и в 1282 году помогал своему тестю, которого прогнал с великокняжеского престола его младший брат Андрей. И не просто поддержал его, но вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье.

Уже глубоким стариком Довмонт одержал последнюю победу над крестоносцами. Весенней ночью 1299 года орденские кнехты тайно высадились на берег и начали жечь и грабить беззащитный посад. Здравый смысл предписывал закрыть ворота крепости, чтобы враг не прорвался внутрь вместе с бегущими горожанами. Однако князь совершил отчаянную вылазку, спасая своих людей. А потом разбил немцев и преследовал их на берегах Псковы. Умер Довмонт через два месяца – не от вражеского меча или старости, а из-за морового поветрия. Его погребли в Троицком соборе.

Позже князь стал почитаться как небесный заступник Пскова и был прославлен в лике святых. Мечом Довмонта, на котором был выбит девиз «Не терпим обидим быти», опоясывали всех последующих псковских князей. Этот меч сейчас можно увидеть в псковском музее «Поганкины палаты». Сын Довмонта, Давид Городенский, стал таким же непобедимым полководцем, как и его отец, неоднократно побеждал крестоносцев. А жена князя Довмонта на 18 лет пережила своего мужа, приняв постриг в псковском Рождества Иоанна Предтечи монастыре под иноческим именем Марфа, где и скончалась в 1317 году.

В житии Довмонта-Тимофея сказано: «Страшен ратоборец быв, на мнозех бранях мужество свое показав и добрый нрав. И всякими добротами украшен, бяше же уветлив и церкви украшая и попы и нищия любя и на вся праздники попы и черноризцы кормя и милостыню дая».

Иллюстрации:

1. Меч князя Довмонта

2-4. Иконы Довмонта-Тимофея

5-6. Довмонту посвящена современная компьютерная игра «Русич. XIII век».

7. Изображение князя Довмонта на памятнике «Тысячелетие России»

Источники изображений: technofresh.ru, dmitrovicona.ru, informpskov.ru, 1150russia.ru