Милосердие подразумевает. Милосердие

К аждый из нас обладает рядом качеств, которые характеризуют нас, как человека. Кто-то более добрый, искренний, справедливый. Кто-то напротив, полон желчи, злобы и гнева. Но все мы люди. Правда, есть два понимания слова человек. Можно понимать слово «человек», как биологический вид, представитель отряда млекопитающих. Но так рассуждают учёные, которые видят род людской, как вид. На самом же деле, человек, если смотреть с позиции менее рациональной, и более чувственной, это существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами. Именно наши чувства делают нас людьми, создают наш моральный облик, характеризует нас как личность. И что бы соответствовать высокому званию «ЧЕЛОВЕК», нам надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.

Именно милосердие и сострадание к другому существу делает нас человечнее, в понимании морали. В этом уверены все учёные, писатели, поэты, духовенство и общественность. Но что такое милосердие, и как проявлять сострадание, об этом мало сказано. Давайте постараемся вместе разобраться, что же на самом деле делает нас человечнее и какова роль в этом милосердия и сострадания. Милосердие напрямую связанно с понятием сострадание.

Милосердие – это готовность человека оказать помощь кому-либо из сострадания, проявлять доброту, заботу, высшие эмоции (даже любовь) к какому-либо существу, не обязательно даже человеческому и при этом, не просить ничего взамен. Сострадание же, в свою очередь, это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого существа. Сострадание сродни гуманности, жалости. Согласитесь, действительно хорошие качества личности, которые должны быть у представителей человечества.

Быть человечнее, значит быть милосердным, проявлять сострадание, видеть боль другого существа, и помочь ему, а не стоять на месте. Быть человечнее, значит быть неравнодушным, иметь душу и сердце. Быть человечнее, значит оказывать помощь нуждающимся, и при этом не просить ничего взамен. Вот что значит быть человечнее.

Согласитесь, в современном мире, эти качества, были бы весьма нужны, ведь в мире очень много нуждающихся, и каждый из нас, если бы хоть немного помог другому человеку, или даже маленькому котёнку, который и в дождь, и в снег, ищет себе пропитание, мир был бы намного человечнее, добрее, лучше. Но в наши дни, всё меньше и меньше людей проявляют милосердие и сострадание – оно почти исчезло.

В современном мире, всё больше и больше людей, живут по принципам эгоистического существования, делают те вещи, которые им выгодно, которые только им пойдут на пользу, про других, окружающих их существ (не говорю уже про людей, а про маленьких, беззащитных и немощных животных), человек не думает, не заботиться. Происходит это по той причине, что каждый из таких людей знает, что за них никто же не позаботиться. Вот они сами о себе и заботятся, ведь никто другой это не сделает. И так думает почти каждый, но правильно ли это?

Конечно, весь мир нам не изменить, и всё так же будет существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но мы можем изменить себя, под силу это сделать каждому. Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен, будьте людьми, не только с биологической точки зрения, но и с моральной, и Вы увидите, как мир измениться. Сначала, конечно, Вам покажется, что Ваши усилия зря, и за Ваше милосердие, Вы получаете лишь «ножи в спину». Но, поверьте, такова участь всех людей. Милосердие и сострадание, просто делает Вас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит.

→ Что такое милосердие?

В первую очередь милосердие - это жалость, сочувствие к чужому горю, умение сострадать. Умение проявлять милосердие к другим людям дано не каждому человеку. Кто-то, увидев на улице ребенка просящего кусок хлеба, пройдет мимо, а другой остановится и проявит милосердие. Разве это сложно? Милосердие можно проявлять по-разному.

Милосердие - одно из важнейших черт человеческого характера. Люди, обладающие этим качеством, редко встречаются в настоящее время, в нынешний век раздоров и эгоизма. Человек, который способен проявить милосердие, очень важен для общества. Именно благодаря этим людям сейчас все еще существуют благотворительные организации, приюты для бездомных животных, многие другие вещи, на которые люди часто не обращают внимание, потому что они заняты домом, семьёй и работой. Им некогда уделить своё внимание людям, которые нуждаются в их помощи, в основном не в материальной, а в духовной. Ведь духовные качества зачастую являются главенствующими в человеке. У милосердных людей очень развиты эти духовные чувства. И таким образом, помогая другим людям, они делятся этим светлым чувством. Они сострадают другим людям, поддерживают и разделяют с ними их радость, горе, любовь.

Милосердные люди очень сильны духом, ведь не каждый человек способен выдержать свалившиеся на него проблемы, как своих близких людей, так и чужих. Проблем, как и материальных, так и духовных... Поэтому таких людей очень часто можно встретить в разных духовных учреждениях, будь то церковь, мечеть, синагога и всевозможные дома, в которых воспевают разные имена бога. Или их можно встретить в качестве паломников по святым местам Мира. Именно в таких учреждениях и святых местах милосердные люди обретают твердость характера и силу духа. Одухотворяясь энергией святых мест и изображениями бога, святыми писаниями и изображениями других святых людей. Побывав в этих местах, милосердные люди начинают ещё больше делиться собственным ощущением счастья с другими людьми, таким образом, развивая в них великое чувство милосердия, а также сострадания. Благодаря всему этому в мире появляются новые благотворительные организации, детские дома, дома творчества, больницы и фонды помощи людям, которые борются с тяжелыми заболеваниями. Милосердные люди очень счастливые, так как они смотрят на мир другими глазами и с чистой душой. Для них не важны многие привычные для обычных людей материальные блага. Они обрели духовное равновесие и душевное спокойствие. И для них важно поддерживать свой собственный вкус счастья. И поэтому они не обращают внимания на материальные ценности, чтобы не испортить этого собственного вкуса счастья. А их стабильность в обществе укрепилась с помощью тех людей, которым они помогли когда-то. Укрепилась с помощью веры и любви к ним. Таким образом, нужно стараться быть милосердным и развивать в себе это качество, ведь тогда не только люди нуждающиеся в понимании когда-то станут счастливее, но и вы сами сможете стать лучше и счастливее, добрее к окружающему миру. Это поможет вам открыть некогда недоступные вам цели и желания, сделать шаг в новую счастливую жизнь!

Не секрет, что в делах несовершенных людей редко проявляется милосердие. А почему бытует такое мнение? Часто людьми движет жадность, высокомерие и зависть. Пример этому - использование рабского труда. И это часть дел, которые сегодня порождают угнетение людей. Но, что же побуждает некоторых проявлять милосердие? Давайте рассмотрим, что такое милосердие? Доступно ли это качество всем людям?

Проявление милосердия

Вы заметили, что побуждает отца поменять свое решение о наказании сына? Видя искреннее раскаяние своего ребенка, отец может снять ограничения, простить его. Итак, изменения в мышлении и поведении могут побуждать к проявлению милосердия. А, вообще, что такое милосердие? Если говорить в общем, милосердие подразумевает готовность прощать, терпимо относиться к недостаткам других, не быть слишком придирчивым.

Это удивительное качество сочетает в себе и жалость, и рассудительность. В мире, где эгоизм и безучастие к чужому горю - в порядке вещей, любое доброе дело, исходящее из любви и щедрости, и есть проявлением подлинного милосердия. Но, мотивы и обстоятельства к проявлению доброты, могут быть разные. Если говорить о традиционном гостеприимстве или о присущей отдельному человеку сердечности, это не всегда свидетельствует о милосердии. В этом случае, главное - достижение цели, а что было побуждающей силой - неважно.

Все же, как приятно на деле помогать тем, кто в тебе нуждается. Вот несколько дел милосердия - приготовить еду больному, помочь по дому пожилому человеку, подвезти по необходимости человека, просто выслушать.

Значение слова «милосердие»

Древнееврейское слово, переведенное как "милосердие", иногда относится к внутренностям. Оно родственно слову "утроба" и включает в себя чувство нежного сострадания, которое рождается в глубине человеческой души. Что означает слово милосердие? Это не просто искренняя жалость и готовность помочь. Милосердие нацелено на то, чтобы облегчить страдание.

Всем известная притча о добром самарянине хорошо показывает, что такое подлинное милосердие. Вспомните, как он обошелся с израненным человеком. Самарянин на деле помог ему. Хотя, попавший в беду человек, не был знаком ему и был другой национальности. Как видим, для милосердия не существует границ: ни национальных, ни религиозных, ни культурных. В основе - чувство жалости и сострадания.

Так же слово "милосердие" может означать проявление сдержанности при вынесении приговора. Оно созвучно слову "жалеть", что подразумевает "передумать или поменять решение". Часто это звучит в судебных залах со стороны нарушителя закона. Именно он и его адвокат взывают судью к милосердию. И иногда, вместо наказания, звучат слова помилования.

Чтобы не случилось с нами или нашими близкими, давайте всегда стараться быть милосердными к другим! В ответ люди обычно поступают так же.

Приветствую вас, уважаемые читатели и гости моего блога! Сегодня я хочу поговорить с вами о таком важном человеческом качестве, как сострадание его примерах и отличительных особенностях. Это одно из высших качеств человека, только при одном условии, что оно истинное, а не ложное. Его иногда путают с мирской благотворительностью, либо жалостью, чем они отличаются я расскажу немного позже. Поэтому читайте статью до конца.

В толковых словарях можно найти определение, что это жалость к чужому горю, совместное страдание. На эту тему, конечно, можно долго рассуждать, но я считаю, что данное определение в корне не верно.

Сострадание - это способность человека чувствовать эмоции и переживания других людей. Это свет, который исходит от одного человека и смягчает или даже исцеляет боль другого.

У сострадания есть свои компоненты, без которого оно не может быть полноценным. Это доброта, милосердие, любовь, уважение и терпение.

Рассмотрим каждый компонент более подробно.

Милосердие

Это двух-коренное слово буквально означает «милое сердце». Что же милосердие под собой подразумевает? В первую очередь - бескорыстная помощь. Например, помочь пожилому человеку донести сумки, накормить голодного уличного пса, просто кого-нибудь выслушать. Во-вторых, милосердие - это умение прощать.

Доброта

Это заботливое отношение к людям и миру в целом. Доброта не всегда бывает очевидной, порой ее не просто разглядеть.

В пример приведу двух родителей. Отец щедро кормит маленького сына конфетами, пирожными и прочими сладостями, о которых тот попросит. А мама, наоборот, не разрешает ему увлекаться сладким. Конечно, на взгляд ребенка, папа в данной ситуации более добрый. Но так ли это на самом деле? Порой то, что принимается за доброту, это просто неумение отказать, обычная конформность. Безусловно, в данном случае настоящая доброта и забота проявляется у мамы, хотя она спрятана за внешней строгостью.

Любовь

О любви сказано и написано очень много, ведь это такое широкое и всеобъемлющее понятие, о котором можно говорить бесконечно. Но сейчас мы рассмотрим любовь, как компонент сострадания.

Безусловно, намного проще сопереживать своим близким, любимым людям, ведь эмоции родственных душ резонируют на одной частоте. А как быть с посторонними или как сострадать врагу? Для того чтобы научиться любить и чувствовать весь окружающий мир и его обитателей, необходимо совершенствоваться и развивать свои духовные качества.

Уважение

К объекту сострадания нужно относиться с уважением. Даже если это маленький дождевой червячок, он такое же создание природы, необходимое этому миру. Без должного уважения и понимания, сострадание превращается в жалость и унижает того, к кому это чувство проявляется.

Терпение

Совершая какие-то поступки, бывает так, что их не ценят. Терпение в этом случае будет показателем искренности.

Проявление сострадания и сочувствия

Давайте разберем несколько примеров того, как проявляется сострадание. Начнем пожалуй с самого распространенного.

Мирская благотворительность

У знаменитых, богатых людей сейчас в моде благотворительность. Я ничего не имею против такой моды, совсем наоборот, пожалуй, это лучшая из всех существующих и я ее поддерживаю. Только такие благие дела, совершаемые из корыстных мотивов (погоня за модными тенденциями, желание выглядеть лучше в глазах других, слава, признание), нельзя назвать искренним состраданием. Оно не сможет очистить душу и наполнить ее светом.

Очень редкие личности не выпячивают напоказ свои благие дела. Если человеком движут такие корыстные мотивы, то скажем если их не оправдать, не прославить его как следует, то и непонятно совершил бы он такой благотворительный поступок.

Истинное сострадание

Истинное сострадание исходит из глубины сердца, оно вдохновляет человека на добрые поступки, не требуя ничего взамен.

Ш.Б.3.3.21

тикшавах каруниках

сухридах сарва-дехинам

аджата-шатравах шантах

садхавах садху-бхушанах

Садху терпелив и милосерден, он - друг всех живых существ. У него нет врагов, он умиротворен, строго следует предписаниям шастр и наделен всеми добродетелями.

Садху — глубоко духовный человек, который посвятил свою жизнь Богу, стремится давать знания другим. И все качества сострадания, согласно этому стиху, проявлены у него в полной мере.

Он терпелив и милосерден. Он развивает дружбу ко всем живым существ — это значит, что он одинаково милосердно относится и к людям и к животным. Каждое живое существо в этом мире имеет право на жизнь. Такая личность не питает ни к кому вражды, даже если кто то враждебно относится к ней. Совершая благие дела, садху терпелив, так как часто люди не ценят его поступков. Истинная задача такого человека спасать души других, а не только тело. Как говорится в одной из пословиц: “ Какой смысл в спасении одежды утопающего, если надо спасать его самого”.

Поэтому настоящее сострадание в полной мере может быть только у высоко духовных личностей, которые проявляют готовность пожертвовать всем ради того, чтобы дать истинное знание и счастье другим. Приблизить других людей к Богу, дать им возможность духовного прогресса.

Бывает так, что человек желает показать свое сострадание, но стоит задеть его комфортную зону, как все благие намерения улетучиваются. Вывод в такой ситуации очевиден.

Видео — история из древних Ведических писаний о сострадании

Сострадание к детям и животным

Многим людям гораздо проще испытывать сострадание к детям и животным, потому что их души чисты и невинны. К сожалению, невозможно помочь всем больным и бездомным, но все же многое в наших силах.

Например, можно отказаться от употребления мяса, таким способом вы проявите милосердие и спасете несколько невинных животных. Одна социальная организация подсчитала сколько примерно человек съедает мяса за свою жизнь: более 1000 кур, десяток свиней и коров. Я стал 12 лет назад, тем самым спас уже более сотни животных.

Сострадание к другим людям

С состраданием и сопереживанием к себе подобным у многих возникают проблемы. На первый план выступает проекция, и в голову лезут неприятные мысли и аргументы: «Почему я должен помогать кому-то, у меня самого проблем хватает» и т.д.

Справедливое резюме из этой истории - сытый голодного не разумеет.

Как развить и сформировать сострадание

Для начала я попробую объяснить зачем нужно формировать в себе сострадание.

Сострадание делает наше сердце шире, а эгоизм наоборот — сужает.

Когда у нас «большое» сердце, тогда у нас и хорошие отношения окружающими, мы чувствуем себя здоровыми и полноценными. И постепенно наше сознание приближается к Богу

В результате эгоизма сердце сужается, приходят болезни и несчастья.

Наша современная цивилизация завязывает узел на сердце, на любого если посмотреть все замученные и несчастные.

У людей без этого качества проявляются черствость и жестокость. В такую душу не могут войти искренние чувства — ни радость, ни любовь. Когда мы сопереживаем другим, наша душа очищается и становится более восприимчивой к миру и духовным знаниям.

Как я уже говорил, проще посочувствовать чужому горю, когда на собственной шкуре ощутил схожее не приятное событие.

Основной ключ для формирования сострадания кроется в духовном самосовершенствовании.

Одна из преград на пути к состраданию — это эгоцентризм. Люди слишком зациклены на своем “Я” и на мыслях о своем благе. Хотя бы раз в день попробуйте попрактиковать эмпатию. Посмотрите на какого — нибудь человека и задайте себе вопрос “А что бы почувствовал я на его месте?” Лучше всего это делать во время конфликтной ситуации, тем самым вы выполните сразу 3 миссии:

  1. отвлечетесь от собственных негативных чувств;
  2. потренируетесь в эмпатии;
  3. смягчите конфликт.

Отличие жалости от сострадания

Сейчас я расскажу чем отличается жалость от истинного сострадания. Между этими понятиями есть существенная разница. Жалость — деструктивное и разрушительное чувство, а сострадание — светлое и созидательное. Жалость — это бездействие, а сострадание оказывает помощь. Жалость исходит из разума, а сострадание из сердца.

Разберем данные утверждение на примере. Представьте себе тяжело больного человека. Рядом с ним сидят родственники, плачут и жалеют его. Они уже обрекают больного и дают ему внутренний посыл, что он не сможет справится с трудностями. Тем самым они загоняют человека в еще большую пучину несчастья, и у него опускаются руки.

Сострадание несет в себе созидательную энергию и бодрость духа. Истинно проявляющий это качество человек не станет бездействовать, он будет оказывать всевозможную помощь и искать оптимальные пути выхода из ситуации. От таких людей исходят вибрации, наполненные светом и любовью, которые сами по себе благотворно влияют на окружающих и вызывают у них силу преодолевать трудности.

Милосердие как качество личности – способность делиться чем-то с другими живыми существами, оказывать им помощь, не требуя благодарности, воздаяния.

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе, бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Оставил её слепому человеку и ушёл. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому». Улыбнулся и ушёл. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Милосердно поступил этот человек? Как найти ту меру, по которой безошибочно определяется милосердие? В рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки» есть такой эпизод. Шел 1933-й год. Голодный мальчик заприметил чудом уцелевшую собаку. « Она смотрела и не шевелилась, готовая в любую секунду исчезнуть. Она не верила ни ласковому голосу, ни заискивающим улыбкам, ни хлебу в руке. Сколько я ни упрашивал — не подошла, но и не исчезла. Я знал, что некоторые ссыльные питались собаками, подманивали, убивали, разделывали. Наверное, и моя знакомая попадала к ним в руки. Убить ее они не смогли, зато убили в ней навсегда доверчивость к человеку. Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен… даже благодарности. Да, даже благодарности. Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Если у нас в избытке хлеба, и мы бросили кусок собаке, это не означает милосердие. Милосердие – это когда ты голодный, как собака, но все равно делишься с ней последним куском хлеба. В сведениях 1849 о нравах помещичьих крестьян отмечалось их гостеприимство: «Ни у кого не повернется язык отказать в приюте нуждающемуся страннику или нищему. Лавку в переднем углу и последний кус хлеба крестьянин всегда готов с душевным усердием предоставить нищему. Это свойство крестьян особенно похвально потому, что бедные семейства, до какой бы крайности ни доходили, никогда не решаются нищенствовать, но стараются или взять заимообразно, или пропитываться трудами рук своих, и из этого-то слезового куса они никогда не отказывают страннику-нищему». Милосердие – это и есть слезовый кус.

«Наши сердца слишком часто захлопываются перед мольбами бедняков с таким стуком, что его слышно на небесах», — писал Генри Лонгфелло. Основа милосердия – жертва. Если мы жертвуем тем, что для нас важно, значит, совершаем акт милосердия. Проще всего отдать что-то ненужное, незначимое для нас или откупиться деньгами. Другое дело пожертвовать тем, к чему прикипел душой. В этом истинное милосердие. Например, в детстве родители подарили мне копилку. Я экономил на деньгах для завтраков в буфете и в течение нескольких месяцев бросал монетки в копилку. «Когда она заполнится, — думал я, — куплю аквариум и рыбок». Но все произошло иначе. Я разбил копилку, пошел с младшей сестрой в универмаг и купил ей платье. Я не ждал благодарности, похвал родителей. Просто это было мило моему маленькому сердцу. По-моему это и было милосердие.

Значимым для нас может быть и время. Олигарху проще всего перечислить деньги церкви, благотворительному фонду или детдому. Это только можно приветствовать, как благое дело. Поэтому оно и называется благотворительностью. Но милосердием это назвать нельзя. Для олигарха значимо время. Допустим, он приезжает в детдом и видит расстроенное старенькое пианино, черно- белый телевизор и туалет, в который страшно входить. В следующий раз он привозит белый рояль, плазменный телевизор и бригаду строителей для ремонта помещений. При этом все это делается без пиара, журналистов и телевидения. Дела милосердия нужно творить незаметно, безымянно, без ожидания похвалы, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить.

Нельзя сводить милосердие только к материальной сфере. Моральная поддержка, участливое отношение к людям, доброжелательность, забота, любовное отношение к другому человеку — тоже являются проявлениями милосердия. Примером милосердия служит молитва за грешника.

Милосердие – это наивысшее проявление любви к ближнему. Психологи пару лет назад провели эксперимент. Студента Духовной семинарии отправили в другой район города читать проповедь о милосердии. На его пути психологи поместили актера, который в момент, когда мимо проходил испытуемый, падал, начинал стонать и задыхаться от кашля. Этот эксперимент продолжали многократно с разными семинаристами. И только 10% останавливались, чтобы помочь реально страдающему. Результаты эксперимента были обнародованы и вызвали настоящий шок в научном и религиозном мире… Живого отклика на реальную ситуацию не случилось. А милосердие – это и есть отклик на все, что происходит вокруг тебя. Не надо ехать за тридевять земель. Помоги ближнему. Экзюпери говорил: «Если ты не можешь накормить всех голодных кошек во всем мире, накорми только ту, которая пришла к твоему порогу. Этого достаточно». У нас человек может умереть от сердечного приступа в многолюдном месте и все пройдут мимо.

Милосердие – часть любви. Любовь более широкое понятие. В милосердии отсутствует боль, его могут совершать не только благостные люди, но и люди в страсти, в невежестве. Пример невежественного милосердия – дать наркоману дозу, чтобы не мучился от ломки. С позиций невежественного человека он творит добро, но на самом деле совершает зло. Любящий человек откажет наркоману в просьбе. Будет сам терпеть боль, страдать, но не даст яд.

Милосердное отношение к людям предполагает соблюдение правила: «Если у тебя есть возможность проявить милосердие, то подари человеку не рыбу, а удочку». Милосердие должно быть мудрым, основываться не только на чувствах, но и разуме. Что это значит? Всегда нужно просчитывать последствия своего милосердия. Разовая помощь нищему не обеспечит полноценного и ответственного его возвращения в общество. Сегодня мы удовлетворили свою потребность «быть милосердным, а что будет с этим человеком завтра? Может, мы причинили ему зло своими подаяниями? Человек проходит урок. Он стал нищим, потому что как-то нарушил законы жизни. Мы, подавая ему милостыню, тем самым вмешиваемся в действие равновесных сил мироздания. Своими подаяниями мы заявляем миру, что он не справедливо устроен. Мы не согласны с таким устройством. Возникает примерно такая ситуация: учитель объясняет ученику, как исправить допущенные в жизни ошибки и тут в класс вламываемся мы, предлагая ученику конфетку. Он забывает про все ошибки и удирает с урока. Конфетка съедена, а ошибки так и остались не усвоенными. Задача милосердия – обеспечить рост человека, а не потворствовать злу.

Для подтверждения этой истины послушайте притчу: Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда — ни сюда. А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает! И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие. «Эй, помоги!» — принялось кричать воровство, что есть сил. А милосердие мимо идет, словно его и не замечает. «Освободи меня!» — еще громче стало взывать к нему воровство. — А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!» — «Нет, — говорит милосердие. — Не стану я помогать тебе!» — «Как?! — возмутилось воровство. — Ты же ведь — милосердие!» — «Да, — милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть». – «Но ведь он же прибьет меня!» — «Не прибьет, — улыбнулось милосердие. — Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!» И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал. Потому что многим был обязан милосердию…

Мы можем быть порядочными, но не милосердными людьми, если вся наша порядочность нами и исчерпывается. Милосердие – это всегда то, что мы выносим из своего сердца другому человеку. Иными словами, милосердие – это отношение, сердечный отклик на то, что произошло не в прошлом или в будущем, а здесь и сейчас.

Многие, желая проявить милосердие, бросаются заниматься не своим делом. Хороший инженер-строитель идет в санитары, а прекрасный врач бросает свою клинику и начинает строить школу в деревне. Если человек хочет быть милосердным, лучшее поле деятельности для этого – его любимое дело, талант и призвание. Разумное милосердие не должно зарывать талант в землю, а, наоборот, способствовать реализации потенциала личности.

Милосердие должно быть рассудительным, потому что на нем нечистоплотные люди пытаются обстряпать свои грязные делишки. Всем приходилось сталкиваться с «липовыми» нищими, профессиональными попрошайками и благотворительными фондами, которые манипулируют на милосердии, пытаясь вытянуть из нас деньги. Когда мы считаем не разумным помогать, надо твердо сказать «нет». Вспомните позицию профессора Преображенского в «Собачьем сердце» М. Булгакова: «Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука». - «Нет, не возьму», - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы. Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.- «Почему же вы отказываетесь?» - «Не хочу». - «Вы не сочувствуете детям Германии?» - «Сочувствую». -«Жалеете по полтиннику?» - «Нет». - «Так почему же?» -«Не хочу»».

Петр Ковалев