Неблагодарность людей и её причины.

Дорогие друзья, после некоторых ваших комментариев и вопросов возникло желание поговорить о благодарности-неблагодарности.http://www .сайт/cat/literature/pol it/1199118.html?author
Давайте, еще поговорим.
«О НЕБЛАГОДАРНОСТИ»
Как-то я прочла мысль древних мудрецов:«Бойся неблагодарных». Тогда я не согласилась с ней. Ну, подумаешь, встретила человека, который не сказал спасибо. Можно этого человека не уважать, можно, в конце концов, пожалеть за то, что не получил хорошее воспитание, но зачем бояться?! Какое зло можно нанести неблагодарностью, чтобы вызвать страх?
И, как всегда, жизнь сама преподносит тебе опыт познания. Как я благодарна мудрецам за то, что они просто высказывают свои мысли, а не объясняют их! Какая радость, что они позволяют тебе самой дойти до истины, своим носом почувствовать и осознать потрясающую правоту и простоту высказанной мысли!
Нас всех с самого детства учили говорить слова благодарности. Если нам что-либо дарили или предлагали, наши мамы всегда напоминали: «А что нужно сказать?». И мы, совершенно не понимая значения этих слов, механически их повторяли, а в ответ получали - поцелуй, улыбку, похвалу. Нам начинало нравиться говорить эти «волшебные слова». С возрастом, уже понимая значения этих слов, начинаем произносить их как одно из правил этикета, как способ общения и, наконец, это становится просто банальной привычкой.
Поверьте, все не так просто. Ведь слова благодарности мы произносим только тогда, когда нам предлагают помощь, преподносят подарки, сочувствуют, поздравляют, говорят добрые слова, отвечают на нужный вопрос, желают удачи и счастья, понимают, радуются нашим успехам, прощают ошибки, оценивают наш труд и т.д. А как приятно слышать «СПАСИБО», которое произносят тебе самому! Значит, ты тоже помог, полюбил, подарил, поздравил, посочувствовал, простил, понял, оценил, порадовался… Конечно, условия внешней вежливости необходимы, но я не об этом, я о неблагодарных.
Кто же они такие эти неблагодарные? И здесь, конечно, без Достоевского не обойтись. Один из героев романа «Преступление и наказание» говорит: «Неблагодарный ненавидит того, кому должен быть благодарен». Это он о плебеях и человеке-рабе. Чувство неблагодарности присуще униженным, оскорбленным и нищим. Неблагодарностью они возводят себя в социальный ранг, и вопят - вы мне должны, мне все обязаны! Неблагодарного унижает чья-то щедрость, бескорыстность, благодарность, потому что он не способен на всё это.
Бойтесь неблагодарных, потому что неблагодарные люди всегда и обязательно завистливы, жадны, бездарны, мстительны, безжалостны, бездуховны и несчастны.
Теперь я боюсь неблагодарных, но больше всего боюсь быть неблагодарной.
А сейчас всё сказанное попробуйте перенести на какой-нибудь народ и пазлы сойдутся без малейшего шва.

Несколько афоризмов, под которыми подпишусь:
Наполеон:
«Знаете ли вы, что значительно тяжелее превратностей фортуны – это необоснованная отвратительная человеческая неблагодарность».
Сервантес:
«Не один грех так не сердит или возмущает Бога, как неблагодарность…»
Будда:
«Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность»
Мориц Готлиб
«Неблагодарный не забывает оказанных ему услуг, а только старается их забыть»

Из книги Эстер и Джерри Хикс Учение о воплощении желаний в жизнь.
«Благодарность облагораживает и привлекает счастье».
«Мы ни за что так не бываем благодарны, как за благодарность».

  • Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего рода неблагодарность. Франсуа Ларошфуко
  • После неблагодарности самое мучительное - это благодарность. Генри Уорд Бичер
  • Оказывая благодеяния, мы не всегда приобретаем друга, но непременно наживаем несколько врагов. Генри Филдинг
  • Пусть молчит тот, кто дал; пусть говорит тот, кто получил. Сервантес
  • Мы не до конца прощаем дающего. Рука, которая кормит, может быть и укушена. Ралф Уолдо Эмерсон
  • Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость. Василий Осипович Ключевский
  • Благодарность тем, кто делает нам добро, - это общепризнанная добродетель, и проявить благодарность в той или иной форме, пусть даже несовершенно, - это долг человека как перед самим собой, так и перед теми, кто помогает ему. Фредерик Дуглас
  • Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным. Себастьян Шамфор
  • Требовать благодарности за каждое из своих благодеяний значит только торговать ими. Невелика беда услужить неблагодарному, но большое несчастье принять услугу от подлеца. Франсуа Ларошфуко
  • Благодарность - это то немногое, что нельзя купить… Негодяю и мошеннику ничего не стоит изобразить благодарность, но с истинным чувством благодарности рождаются. Джордж Савил Галифакс
  • Благодарность быстро стареет. Аристотель
  • Благодарность – это переваривание благодеяния, процесс, вообще говоря, тяжелый. Адриан Декурсель
  • Тонкой душе тягостно сознавать, что кто нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе – сознавать себя обязанной кому либо. Фридрих Ницше
  • Признательность – это добродетель, которая проявляется чаще до, чем после.
    Маргарита де Блессингтон
  • Первый шаг неблагодарности – это исследование побуждений благотворителя. Пьер Буаст
  • Не то важно, кто оказал тебе услугу, а то, кого наиболее выгодно поблагодарить. Веслав Брудзиньский
  • Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний. Франсуа Ларошфуко
  • Тонкой душе тягостно сознавать, что кто-нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе - сознавать себя обязанной кому-либо. Фридрих Ницше
  • Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам. Сомерсет Моэм
  • Благодарность – верный способ привнести больше в свою жизнь. Ты дышишь – будь благодарен за это, у тебя есть глаза, руки, ноги, ты можешь видеть этот свет, ты можешь слышать звуки природы, человеческие голоса, ощущать дуновение ветра. Благодари за все, что тебя окружает. Не сосредотачивайся на том, чего тебе не хватает. Благодари за то, что у тебя уже есть! Гиберт В
  • Кто осторожнее в своих обещаниях, тот точнее в их исполнении. Жан Жак Руссо
  • Почти все стараются расквитаться за мелкие услуги; многие чувствуют признательность и за посредственные; но за большие услуги почти все отвечают неблагодарностью. Франсуа Ларошфуко
  • Ошибки людей в их расчетах на благодарность за оказанные ими услуги происходят оттого, что гордость дающего и гордость принимающего не могут сговориться о цене благодеяния. Франсуа Ларошфуко
  • Мы не так благодарны тем, кто нам помог, как тем, кто нам мог навредить, но воздержатся. Мария Эбнер-Эшенбах
  • Если вы хотите стать счастливее, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача. Дейл Карнеги
  • Право же, каждому из нас дано очень много, и нам есть за что быть благодарными. Очень много, только мы этого не понимаем. Увы! Чарльз Диккенс
  • Благодарность - память сердца. Пьер Буаст
  • Есть ли что нибудь чудовищнее неблагодарного человека? Уильям Шекспир
  • Если кто нибудь от кого нибудь (от человека, учреждения, правительства) получил взятку, тепленькое местечко или другое даяние, то он благодарен давшему не только по соглашению, из лояльности или из вежливости, но даже идейно, по убеждению, – за что уже не заплачено. Кароль Ижиковский
  • Размеры моей благодарности будут безграничны в пределах разумного. Семен Альтов
  • Взаимоотношения усложнились: ты – мне, я – ему, он – тебе. Семен Пивоваров
  • Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди, спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все, что оказывали тебе одолжения. Сенека Луций Анней (Младший)
  • Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение. Василий Великий
  • Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Петр I Великий
  • Люди не только забывают благодеяния и обиды, но даже склонны ненавидеть своих благодетелей и прощать обидчиков. Необходимость отблагодарить за добро и отомстить за зло кажется им рабством, которому они не желают покоряться. Франсуа де Ларошфуко
  • Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем. Даниэль Дефо

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

Откройте сердца ваши, обострите слух ваш к восприятию изумительных, необыкновенных, глубочайших слов Христовых: “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Лк. 6, 31).

Когда человек с чистым сердцем впервые слышит эти слова Христовы, он смущается, ему становится даже неловко.

О Господи! Как же я сам не подумал того, о чем Ты говоришь нам! Как я не подумал, что надо с людьми поступать так, как хочу, чтобы со мной поступали.

Просто, необыкновенно просто это слово Христово и в то же время глубоко – бездонно глубоко.

Просты и все слова Спасителя нашего, просто и все Его учение, ибо оно было обращено не к гордым ученым, мнящим о себе, что они знают истину, а к тем смиренным, к тем ничего не знающим, которые чужды гордости, которые легко проникаются всякой подлинной, сияющей Божественным светом истиной.

Кто глубже, чем рыбари галилейские, воспринял слова Христовы, кто глубже понял их, кто возвестил их всему миру?

Смиренным, кротким, не мнящим о себе говорил Господь слова, которые им легко, легко было понять. Слушайте же и вы эти слова в простоте сердец ваших, слушайте с глубочайшим доверием к Господу Иисусу Христу.

Какое поразительное требование предъявляет Он нам!

Мир не слышал такого требования до Христа. Миру никогда не приходило на мысль, что надо поступать с людьми, как хотим, чтобы и они поступали с нами; миру никогда не приходило на мысль, чтобы творить добро ненавидящим нас и обидящим.

Мир никогда не услышал бы, если бы не пришел Христос, что мы должны любить врагов своих.

Просты слова Христовы, но ими предъявляются к нам требования самые высокие, самые тяжелые. Ибо, скажите, легко ли исполнять то, чего требует Он от нас?

Легко ли любить врагов наших; легко ли благотворить обидящим нас; легко ли давать без оглядки всякому просящему; легко ли давать взаймы людям, совсем не думая о том, чтобы получить обратно?

О, как это трудно, как невозможно, как не вмещается в сознание людей мира сего!

Но дело в том, что Господь говорит это не людям мира сего, а нам, христианам, о которых святой апостол Петр сказал слова, которые все вы должны помнить, ибо они относятся непосредственно к каждому из вас: “Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Петр. 2, 9).

Он говорит тем, кто должен быть народом избранным Христом, предъявляет эти свои тяжелые требования к тем, кто должен быть народом святым, взятым в удел, чтобы жизнью своей, делами и словами своими “возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет”.

Совершенства Христовы, совершенства Божии должны мы возвещать людям всей жизнью своей: делами своими, всеми поступками своими, словами своими.

Если так, если мы народ святой, царственное священство, разве не должны к нам предъявляться самые высокие требования, какие ставит Господь Иисус Христос? Разве не нужно требовать, чтобы понимали мы всю глубину и истинность этих слов Христовых: “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

Давно, давно сказаны были эти Божественные слова.

Что видим и доныне вокруг, что видим даже в самих себе? Относимся ли мы к людям так, как хотим, чтобы к нам они относились?

Ведь мы не хотим, чтобы люди унижали и поносили нас, а кто не поносит других, ближних своих, кто не унижает их?

Мы хотим, чтобы в трудных обстоятельствах жизни нашей и близких наших нам помогали, о нас заботились. А когда сами благоденствуем, ни в чем не нуждаемся, часто ли вспоминаем о тех, которые не имеют ничего, которые ждут нашей помощи? О нет, не часто. А Господь требует, чтобы всегда вспоминали.

Нетрудно, совсем нетрудно любить людей, любящих нас; нетрудно, нисколько нетрудно любить отца или мать, или жену, или детей своих. Но велика ли цена этой любви?

О нет, она не имеет почти никакой цены, ибо близких своих, детей своих любим по инстинкту любви, который вложен в нас природой. Какая мать не отдаст всей ласки, всего тепла сердца своего своему ребенку? Какая не отдаст даже жизни своей, если ему будет грозить гибель?

Это, конечно, хорошо; но имеет ли высшую нравственную ценность? О нет, не имеет.

Знаем мы, что если задумаем разорить птичье гнездо, то прилетит мать птенцов, будет виться над нами, будет бить нас по лицу крыльями и отчаянно пищать…

Это та же самая любовь, любовь по инстинкту, вложенная в каждое живое существо. Разве медведица, разве волчица не защищают детенышей своих, не идут на человека, пришедшего с оружием?

Это любовь по инстинкту, вложенная природой в сердце каждого живого существа, а высокой нравственной ценности она не имеет.

Вот поэтому и говорит Господь наш Иисус Христос: “Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают” (Лк. 6, 32-33).

В русском переводе это звучит так, а в славянском лучше: “Аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть; ибо и грешницы любящыя их любят. И аще благотворите благотворящым вам, кая вам благодать есть, ибо и грешницы тожде творят”.

Благодати Божией не заслужим такой любовью, такими делами.

Даже и те, которые нам творят добро и получают от нас взамен добро, не имеют особого основания благодарить нас, ибо воздаем мы им добром за добро; какая же нам благодать за то от Господа? Нравственной заслуги в этом нет.

“И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же” (Лк. 6, 34).

От нас требует Господь, чтобы мы давали взаймы, не рассчитывая получить обратно, не требуя совсем того, чтобы отдавали. Это правильно, глубоко правильно: так и надлежит нам поступать.

Когда приходит несчастный человек, попавший в тяжелые обстоятельства, и просит помощи материальной, и хотя знает, что не сумеет возвратить, в смущении, в стыде просит взаймы, только взаймы, то если и знаете, что так, не отвергайте уверений его, чтобы не было ему больно, и отдайте просимое с чистым сердцем, не ожидая получить обратно.

Тогда будет великая благодать вам от Бога, ибо то, что сделали, есть великое доброе дело.

Кто так поступает, многие ли? О нет, крайне, крайне редко поступают так, как поступил святитель Тихон Задонский. Когда кротко и тихо попробовал он увещевать гордого молодого помещика исправить жизнь свою и в ответ получил удар по щеке, как поступил он?

Он упал в ноги этому дерзкому, прося простить, что ввел его в гнев, в раздражение. А каков был результат?

Результат был поразителен: дерзкий молодой человек был так поражен и потрясен, что сам пал в ноги святителю и потом совершенно изменил свою дурную жизнь и стал образцовым христианином.

Когда встречаем разбойников, которые начинают нас бить и грабить, многие ли поступают так, как повелел Господь Иисус Христос?

Я исповедовал одного старика умирающего, который поведал тайну своей жизни, тайну великого греха. Он рассказал, что однажды ночью на улице напали на него два бандита, которые хотели раздеть его. Он, обладая большой физической силой, схватил за горло одного из них и задушил, а другой в страхе бежал.

Из-за пальто, из-за костюма он погубил душу свою, ибо слышим от апостола, что убийцам нет места в Царстве Божием. Не лучше ли было поступить так: спокойно, без всякого раздражения отдать то, что злодеи требовали. Разве не купил бы себе другого пальто, другого костюма, а чем же выкупит он этот тяжкий грех, что даст за душу свою?

Видите, что это вовсе не фантастическое требование, что это можно исполнить, если сердце таково, что способно исполнить это.

Но вот останавливаются многие в смущении пред последним требованием Христовым: “Вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас” (Лк. 6, 27-28).

Любить врагов – легко ли это? О нет, это трудно, это высочайшее требование Христово. А если Он требует, значит, знает, что можно выполнить, ибо невозможного ничего Он не требует. Трудно это, знаю, что трудно, но попробую дать ответ и на этот трудный вопрос.

Вникнем, кто враги наши. Враги у нас есть разные: это все, творящие нам пакости, все ненавидящие и обидящие нас. Много пакостей творят нам соседи: много оскорбительных слов слышите вы от них, много ругательств, много проклятий.

Но ведь вы слышали в нынешнем апостольском чтении, что и сам апостол Павел имел пакостника плоти, который постоянно ему пакости делал. Что же это был за пакостник плоти? Это злой человек, медник Александр, который повсюду преследовал апостола Павла, повсюду чинил ему пакости, обиды, досады. Тяжело это было святому апостолу, и он три раза молил Бога избавить его от этого жестокого человека. А какой ответ он получил? “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 12, 9).

Господь сказал: не надо, пусть продолжает пакости творить, потому что божественная сила Его совершается в немощи: когда нас поносят, когда преследуют, когда страдаем, тогда сильны мы силой Божией, благодатной Божией помощью.

Если и нам придет час терпеть от злых людей, от пакостников плоти всякие пакости, издевательства, оскорбления, как должно нам тогда поступать? Так, как учил еще древний мудрец Соломон. Его слова повторил св. Павел в послании к Римлянам, слова великие, слова. полные силы и правды: “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою; ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе” (Притч. 25, 21-22).

Прожгут, прожгут эти горящие уголья даже его черное сердце, оно будет потрясено тем, что на его пакости вы отвечаете с кротостью.

Кто еще наши враги? Это те злые люди, которые завидуют нашим жизненным успехам, успехам в научной работе, успехам житейского благополучия нашего; это клеветники, доносчики ложные – это подлинные наши враги.

Но вот о чем подумайте: такие враги всем ли страшны? О нет, не всем.

Было много людей, не ставивших своей целью устроить земное благополучие. Были люди, которые от всего отказывались, предпочитая нищету и, живя в неизвестности, в других не возбуждали зависти. Таковы были все преподобные, все отшельники, пустынники: у них не было никаких врагов, ибо отвергнув все блага земные, они обезоруживали завистников.

Есть еще враги, враги ужасные, убивающие и грабящие нас. Как к ним можно относиться с любовью, как возможно любить грабителей, убийц?

А были святые, для которых это было возможно, которые злодеям отвечали любовью; таков был наш богоносный отец Серафим Саровский. Напали на него несколько разбойников, когда жил он в отдаленной пустыньке, избили до полусмерти, переломали ребра, проломили череп. Он долго мучился и болел и страдал тяжело, пока страданиям его не положила конец Пресвятая Богородица.

Разбойники были пойманы – они оказались крестьянами ближней деревни; им пришлось предстать на суд, им предстояла каторга. Что же делает преподобный Серафим? Со всей силой, со всей горячностью сердца своего требовал он, чтобы не наказывали этих злодеев, даже грозил, что из монастыря уйдет. По просьбе святого Серафима оставили их в покое, но Господь их наказал, ибо пожар сжег избы их.

Были и другие, которые сами помогали грабителям имущество свое увязывать в узлы, сами взваливали им эти узлы на плечи.

Вот пример того, как можно исполнить заповедь Христову даже по отношению к разбойникам, к злодеям, а не только к тем малым пакостникам плоти, которые вам жизнь отравляют.

Итак, Господь не предъявляет таких требований, которые превышают силы человеческие. Он предъявляет требования высшие тем, которых сделал Своим святым народом, которых взял в удел. От них требует Он полного совершенства, такого совершенства, которое свойственно Самому Богу, ибо слышите вы, что о тех, кто исполняет эти Его трудные требования, Он говорит, что они нарекутся сынами Всевышнего, говорит им: “Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд”.

А евангелист Матфей передает это иными словами: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.

Слышите ли вы, Господь требует от нас, христиан, чтобы мы были совершенны, как Он Сам совершен; требует такого безмерно великого милосердия, которое подобно было бы милосердию Отца Небесного, Который “повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Мф. 5, 45).

Требует великой безмерной любви, подобной любви Господа Иисуса Христа, воплотившегося и отдавшего Себя “нашего ради спасения” за грехи всего мира, для того, чтобы нам, христианам, открыть путь к богочеловечеству.

Богочеловечество есть цель жизни каждого. Цель жизни – совершенство в любви, в праведности, а для этого надо неустанно работать над очищением сердца своего.

Когда долго, долго заботится человек об этом, когда очистит сердце от всего греховного, от всего нечистого, тогда станет сердце его обителью Духа Святого, станет храмом Божиим. Тогда достигнет он любви, той любви, которая даст возможность исполнить все эти столь высокие и совершенные требования Христовы.

Поставьте же задачей вашей очищение сердца вашего и стяжание любви, поставьте задачей жизни вашей то, чтобы стать обителью Духа Святого.

И да поможет вам в этом Христос Своей Божественной благодатию.

Не совершайте добрых дел в расчете на плату. Ожидая ответной благодарности или шага, мы обрекаем себя на разочарование в случае их отсутствия. Делайте добро просто так!

Как часто нам приходится слышать о человеческой неблагодарности . И не только слышать, мы и сами чуть не на каждом шагу сталкиваемся с неблагодарными людьми. «Я стараюсь для них, столько сил трачу времени, во всем себе отказываю, а они даже спасибо не скажут (воспринимают это как должное, платят мне черной неблагодарностью)»

Да, оказывается, неблагодарность бывает белая и черная. Сами догадываетесь, наверное, какую люди окрестили «черной». Ту, которая глубоко нас ранит, надолго остается в душе и памяти и часто разрушает наши отношения. Особенно тяжела неблагодарность самых родных и близких людей. Вы все наверняка помните античную притчу, иносказательно раскрывающую суть человеческой неблагодарности»: «Странник нашел замерзающую змею и, пожалев ее, сунул себе за пазуху, чтобы обогреть. Змея отогрелась на груди путника и ужалила его».

Все мы можем привести немало примеров такой неблагодарности.

Дети неблагодарны по отношению к родителям. Всю жизнь мама и папа из кожи вон лезли, чтобы вырастить, воспитать, обеспечить, оградить свое чадо от трудностей, сделать его счастливым. А когда помощь понадобилась им самим (в старости, например, или болезни) дети почему-то забывают обо всех родительских жертвах. И не спешат отплатить родителям той же монетой.

Супруги неблагодарны по отношению друг к другу. Так жена, которая заботиться о муже и детях, крутиться как белка в колесе, обстирывает, кормит, ухаживает за всеми, часто не получает в ответ даже простого слова «спасибо» после обеда. К ней привыкают, как к домработнице, машине по выполнению домашних дел. То же самое, возможно, чувствует и муж, воспринимаемый банкоматом, функция которого выдавать наличность.

Начальники неблагодарны подчиненным. Часто руководители не ценят своих работников, обременяя их множеством обязанностей и торопясь платить за труд. Случается и особое рвение со стороны работника. Который готов забыть о себе и днем, и ночью вкалывать как папа Карло. Конечно, он ждет за свои труды достойного вознаграждения. Но получает порой даже меньше того, на что рассчитывал.

Окружающие в большинстве своем неблагодарны. Наверняка, вам приходилось сталкиваться с бытовой неблагодарностью даже незнакомых людей, которым искренне помог, а в ответ получил шиш на блюде. В 2007 году Опра Уинфри известная американская телеведущая на своем шоу подарила каждому зрителю в зале по автомобилю. Но вместо благодарностей, получила несколько судебных исков от «благодарных» людей за то, что им пришлось заплатить налоги за её подарок. Поистине «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным.

Как относиться к человеческой неблагодарности?

Во-первых, признать тот факт, что она существует. Люди неблагодарные существа, стоит это признать! Помните, Иисус излечил от проказы десять человек, и только один пришел, чтобы поблагодарить его.

Во-вторых, нужно попробовать понять, почему люди так часто оказываются неблагодарными. Им не хочется быть у нас в долгу, наша услуга была им не нужна, то, что мы сделали для них, показало им, насколько они сами слабы и несостоятельны. Многие предпочитают быть благодетелями, чем испытывать к кому-то благодарность.

В-третьих, не совершайте добрых дел в расчете на плату. Ожидая ответной благодарности или шага, мы обрекаем себя на разочарование в случае их отсутствия. Делайте добро просто так!

Делайте добро так, как будто вы бросаете монеты в реку, чтобы у вас не возникало соблазна вытащить их обратно или пожалеть о совершенном.

Власенко Ирина

Все мы порой сталкиваемся с неблагодарными людьми в нашей жизни. Это те, кто думает, что окружающие созданы для того, чтобы им прислуживать и исправлять их ошибки. Они думают, что остальные будут мириться с любым их поведением, всегда будут поддерживать и помогать, ничего не получая взамен. Они всегда недовольны тем, как складывается их жизнь и как ведут себя окружающие люди. Какие черты отличают таких людей? Следует это изучить, чтобы поступать противоположным образом. Итак, давайте разберемся с этим вопросом!

Люди, которые не умеют испытывать благодарность, всегда в чем-то нуждаются

Неблагодарные люди все время нуждаются в чьей-либо помощи. Им нужно оплатить счета, посидеть с детьми или поехать куда-нибудь - и во всем этом требуется помощь другого человека. Кажется, что у них постоянно экстренная ситуация, причем они создают ее себе сами из-за собственных ошибок или намеренно, чтобы организовать драму, в которой им так комфортно. Если вы постоянно сталкиваетесь с проблемами и нуждаетесь в помощи, определитесь, что приводит к сложностям, и постарайтесь изменить ситуацию. Вместо того чтобы постоянно кого-то просить, постарайтесь найти постоянное решение проблемы. К примеру, если вы вынуждены постоянно занимать деньги у друзей и родственников, постарайтесь найти более стабильную работу или начать лучше контролировать финансы. Если же вы не можете обойтись без помощи, обязательно поблагодарите за нее. Люди выручат вас в самых сложных ситуациях, а вам в ответ достаточно хотя бы сказать несколько слов - это не так уж и сложно!

Неблагодарные люди не находят для вас времени, если им ничего не нужно

Если они не нуждаются в вашей помощи, вы никогда о них ничего не слышите. Они вспоминают о вашей дружбе только тогда, когда им что-то нужно. Вы никогда не получите приглашения в кафе или предложения помощи. Если все в полном порядке, вы просто не существуете для такого человека. Постарайтесь не вести себя таким образом. Не обращайтесь к друзьям или родственникам только в случае нужды. Будьте открыты, предлагайте свою помощь, делайте что-то приятное для своих родных, просто разговаривайте! Отношения, построенные на сотрудничестве, оказываются более крепкими и длятся всю жизнь.

Люди, не испытывающие благодарности, ожидают помощи

Им кажется, что вы обязаны им помогать, потому что вы родственники или друзья. Они не испытывают благодарности, потому что уверены: они заслужили эту помощь, и вы просто делаете то, что должны сделать. Возможно, они как-то раз сделали для вас что-то хорошее и теперь могут припоминать вам это годами, считая, что теперь вы обязаны отплачивать за это. Чаще всего так ведут себя родственники. Откажитесь от подобного отношения, не ждите, что кто-то будет вас спасать. Вы сильный и независимый человек, который вполне в состоянии самостоятельно справиться с проблемой. Здорово, когда люди помогают, тем не менее вы должны всегда помнить о благодарности. Не думайте, что кто-то вам что-то должен, заботьтесь о себе сами.

Мир вращается вокруг них и их потребностей

Вы должны бросать все свои дела и сразу же отправляться на помощь к такому человеку. Было бы еще понятно, если бы это действительно была экстренная ситуация, тем не менее у таких людей проблемы обычно возникают только из-за плохого планирования, неудачного выбора времени или безответственного отношения. Они поступают неправильно, а потом ждут, что кто-то сразу же все бросит, чтобы их спасти. Если кто-то готов помочь вам, меньшее, что вы можете сделать, - уважительно относиться к его времени и предложить момент, который будет удобен для вас обоих. Благодарность за помощь означает понимание, что время другого человека такое же ценное для него, как ваше - для вас. Если вы будете об этом помнить, вы никогда не будете вести себя неблагодарно.

Неблагодарные люди нередко грубы с теми, кто им помогает

Вопреки всем вашим усилиям неблагодарные люди все равно будут недовольны. Они будут осуждать вас за вашей спиной. Они скажут, что вы никогда им не помогаете, что они делают за вас всю работу, а вы их только используете. Вопреки всему, они будут рассказывать друзьям или родственникам о том, какой вы ужасный человек, чтобы получить сочувствие окружающих. Если вам кто-то помогает, постарайтесь поблагодарить этого человека и относиться к нему тепло. Порой это все, что от вас требуется, так не забывайте об этом!

Неблагодарные люди всегда припомнят вам момент, когда вы не смогли помочь

Неблагодарный человек никогда не забудет о том моменте, когда вы не смогли предоставить помощь. Возможно, у вас просто не было времени или денег, их это не волнует. Они будут винить вас до скончания времен. Если кто-то не может вам помочь, проявите понимание. Поблагодарите за желание помочь, пусть возможности и нет. Помните, что все мы заслуживаем помощи и просить о ней не стыдно, тем не менее вы не должны ничего ожидать от окружающих и обвинять их в том, что они ведут себя не так, как вам бы хотелось.