Учитель давит на ребенка что делать. Учитель обижает ребенка в школе – что предпринять

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ().

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ().

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым - попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса - очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение - он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию , инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается - родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей ; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Практически все минусы современной школы базируются на недоработках образовательной системы, в которой интересы ученика первичны, а интересы учителя вторичны. А ведь желания и тех, и других должны учитываться одинаково. На самом деле есть учителя, которые порочат доброе имя учителя, но это, скорее исключение. А учеников, которые заслуживают порицания, гораздо больше. И в случае, если усовершенствования образовательного процесса так и не произойдет, таких учеников будет ещё больше. В профессии педагога минусов достаточно много.

Психологическое давление

Сейчас в образовательной системе сложилась аномальная ситуация. Огромное давление оказывается на учителей из-за оценок учеников и результатов ЕГЭ. Неформально педагогам запрещено ставить двойки ученикам, как бы ни абсурдно это звучало. «Два» - в уме, «три» - на бумаге - такой установке Отдела образования следует администрация школы. И от администрации школы учителям идет приказ не ставить ученикам неудовлетворительных оценок, всячески избегать таких результатов. Аргумент такой: с «двойками» у школы будут низкие показатели.

Принципиального педагога просто замучают проверками. Такой педагог будет обязан предоставить индивидуальный план работы с отстающими учениками. И это при том, что на учителе нагрузка 20-25 учебных часов, проверка тетрадей, классное руководство и ко всему ещё и собственная семья. В то время как ученик с двойками в журнале по-прежнему будет «плевать в потолок». И всё потому, что каждый ученик расскажет вам без запинки, какими правами он обладает, и как к нему должны относиться учителя, а вот какие перед ним стоят обязанности - такие дети не знают.

«Двоечники» ничего не боятся, поэтому идут на уроки с невыполненными домашними заданиями. Они знают, что в журнал им двойку не поставят, и из школы не выгонят, а ЕГЭ сдать помогут. В таких ситуациях классный руководитель и учитель обращаются за помощью к родителям, которые в ответ лишь пожимают плечами. Отговорки их очень просты: «Ребенок нас не слушает», «Мы не можем заставить его учиться», «Мы не можем ничего сделать». Ну, если родители ничего не могут сделать со своим ребенком, то, что говорить об учителях.

Относительно ЕГЭ многие ученики считают, что сдадут его без проблем. Как ни удивительно, но на самом деле так и будет. Все дело в том, что на педсовете директор в категоричной форме заявляет: «Нужно сдать ЕГЭ без двоек!» И в день экзамена учителя спешат на помощь своим ученикам. Именно так и происходит при сдаче ГИА (ЕГЭ для 9 класса). В 11-ом классе ученики пользуются подсказкой «звонок другу», в то время как наблюдатели специально отвлекаются. Это происходит потому, что между школой и Отделом образования есть негласная договоренность об успешном проведении экзамена - и всем в результате хорошо. Ученики, зная об этом, не сидят за учебниками, чтобы хорошо подготовиться.

А недавно появилась ещё одна «услуга». И совсем не в пользу учителя. Дети имеют возможность позвонить в службу доверия и рассказать о неправомерных действиях учителя. Жалуются в основном те самые «двоечники», которых напрягает учеба. Конечно, такую информацию нельзя назвать достоверной и объективной. Жаль, что не существует подобной службы для учителей, чтобы можно было жаловаться на нерадивых учеников.

- Какое детское поведение и какие поступки и события в школе могут квалифицироваться как насилие? Является ли насилием исключительно физическое воздействие?

Насилие может быть не только физическим, но и психологическим, не только со стороны одних учеников в отношении других, но и со стороны учителей в отношении учеников. Если говорить о насилии со стороны учителя, то недавно был принят закон, согласно которому учитель может быть уволен из школы за психологическое и моральное давление на ребенка. Бывают такие учителя, которые выбирают себе в классе «жертву» и начинают предъявлять к ней бесконечные и часто необоснованные претензии. До появления этого закона учителя было невозможно ни привлечь, ни наказать. У учителя больше власти, чем у обычных родителей, и, если он авторитарный и с психопатическими проявлениями, то воздействовать на него было невозможно.

Но для того, чтобы реализовать этот закон на практике, конечно, нужно собирать доказательства. Я сама прошла через это и даже обращалась с жалобой в министерство, где мне ответили, что в этой школе есть только один специалист по данному предмету, и мы не собираемся его увольнять. Вместо того, чтобы помочь решить проблему с учителем, в министерстве мне предложили перевести ребенка в экстернат, то есть закончить этот предмет экстерном и принести в школу оценку, чтобы получить свидетельство об образовании. Но и это тоже решение проблемы, к которому можно прибегнуть.

Что касается насилия внутри детского коллектива, то оно встречается гораздо чаще. Чаще всего насилие происходит тогда, когда ребенок попадает в новый класс, в новую для него школу или когда происходит объединение классов. Ребенок сталкивается с проблемой вхождения в уже сформированный коллектив.

Существуют разные формы проявления насилия против новичков. В более интеллектуальной среде они менее жестоки и более хитроумны, в менее интеллектуальной среде они примитивны и связаны обычно с физическим воздействием. Например, в раздевалке физкультурного зала у ребенка могут отобрать тренировочный костюм, и он вынужден бегать за обидчиком по всему коридору в трусах, или будет сидеть в уголке и плакать. Моральные издевательства - это тоже проявление насилия над личностью.

Насилие - это сила, направленная против личности и нацеленная на ее повреждение или разрушение, в любых своих проявлениях. В любом случае человек получает психологическую травму. В школе сейчас очень много разных проявлений насилия, при этом дети даже не всегда понимают, что они проявляют насилие против личности своего одноклассника. Они могут считать это шуткой, или считают, что таким образом должны «проучить» своего товарища. И это было в школе всегда. И самое главное в этой ситуации то, как будет реагировать на это жертва.

- Каковы ощущения ребенка, который стал жертвой насилия?

Группа агрессивно настроенных детей, как правило, сознательно выбирает себе жертву. Это может быть новичок, или просто ребенок, который не может постоять за себя. Это может быть также ребенок, который хуже или лучше учится, чем все другие, или просто чем-то отличается от других, выделяется из толпы. К такому ребенку эта группа может начать применять разные методы насилия. Это могут быть и оскорбления, и моральные унижения. Конечно у жертвы сразу же возникает чувство страха, одиночества. Он не может рассказать о своих чувствах дома, потому что боится, что его станут считать трусом или ябедой.

Работа с психологической, физической травмой всегда подразумевает прорабатывание этой ситуации, обязательно - с отрабатыванием сдачи обидчикам. Когда я работала с ребятами в колледже, одного мальчика избили на остановке, и он не мог после этого учиться. Прошло две недели, но он не мог сосредоточиться на лекции, запомнить и понять материал. У него пропал аппетит, сон. А ведь его избили не сильно, ничего не поломали. Подумаешь, синяк - сотрясения мозга-то нет. Но была психологическая травма. Его унизили, и он не ответил. Чувство унижения было очень сильным потому, что он не смог дать им сдачи. Это внутреннее состояние мешает жить: появляется страх ходить по улицам, вновь оказаться в такой ситуации. Если жертве насилия не удается защитить себя, всегда появляется страх повторения произошедшего.

В другом случае я столкнулась с ситуацией, когда ребенка после школы окружали другие дети и начинали его пинать и толкать. Он приходил домой и говорил родителям, что завтра он не пойдет в школу, потому, что там его могут убить. Ему советовали дать сдачи, хотя бы один раз, но он отвечал, что не может никого ударить. Но, в конце концов, ситуация изменилась после того, как этот мальчик все-таки дал в глаз своему однокласснику, который приставал к нему в школе. После этого никто больше не нападал на него. Как только агрессивно настроенные дети чувствуют, что их жертва в состоянии защитить себя, они перестают преследовать ее.

- Как происходит превращение ребенка в потенциальную жертву?

Обычно ребенок становится потенциальной жертвой с того момента, когда он чего-либо сильно испугался. Например, дома, когда папа был пьян и ударил маму. И все - плечи уже сгорблены, руки опущены, перед вами сформированная жертва. И ведь в природе есть такое явление: когда олень бежит от волка, то если у него от страха прогибается спина, то волк, почуявший страх оленя, уже ни за что от него не отстанет. Потому что он знает, что, если у оленя прогнулась спина, то бежать ему неудобно, он где-то споткнется и упадет, и волк его настигнет и съест. Но если этот олень увидел впереди лес, в котором он может спрятаться, у него появляется надежда на спасение, то он распрямляет спину и бежит прямо. И в этом случае у него появляется гораздо больше шансов спастись. Человек с низкой самооценкой - это человек, у которого «прогнулась спина». Он уже потерял веру в себя, он не допускает мысли о том, что у него может что-то получиться.

- Всегда ли ребенку стоит советоваться с родителями? Бывают ли случаи, когда вмешательство взрослых может навредить ему еще больше, чем его собственные обидчики в школе?

Если ребенок доверяет родителям, значит, он может с ними посоветоваться. Если нет, тогда, наверное, стоит обратиться к бабушкам-дедушкам, другим взрослым. Вообще в семье должна царить атмосфера доверия. К кому еще, как не к ближайшим родственникам, может обратиться за помощью ребенок? И взрослым надо учить детей защищать себя и свое достоинство для того, чтобы они смогли вырасти достойными людьми, способными защитить себя и своих близких. Потому что, вырастая, дети будут снова сталкиваться и с унижениями, и с оскорблениями. Один взрослый может без конца прогибаться перед другими, а другой просто хлопнет дверью и уйдет. Но ведь нельзя бесконечно хлопать дверьми или прогибаться. Надо учиться быть при необходимости и жестким и гибким с другими людьми. А если речь идет о том, что группа детей в классе проявляет насилие по отношению ко всем другим детям, то родителям надо принимать меры и обращаться за помощью к администрации школы, в соответствующие инстанции. Эти вопросы надо решать на серьезном уровне и привлекать к решению этой проблемы родителей тех детей, которые проявляют насилие в школе.

- Что делать ребенку, столкнувшемуся с каким-либо проявлением насилия в школе?

Во-первых, никогда и никто, кроме родителей, не защитит своих детей. За своего ребенка надо стоять горой. Даже если к нему предъявляют определенные претензии, родители, выслушав их, не должны унижать ребенка в присутствии его учителей и соучеников. Разберитесь с его поведением дома, или, хотя бы, отойдя в сторону. Не надо прилюдно позорить своего ребенка.

- Как родители могут защитить своего ребенка?

Здесь надо смотреть, какой именно случай произошел с их ребенком. В моей практике был, например, случай, когда мальчика травили из-за того, что он был толстым. Одноклассники над ним издевались: отбирали книжки и тетрадки, над ним смеялись, ставили подножки. Родители не реагировали никак. Они считали, что мальчику «уже 10 лет», и он должен сам справиться с этой проблемой.

В результате, когда этот ребенок вырос и похудел, ему исполнилось уже 22 года, у него сохранилось ощущение того, что его никто не уважает, что над ним по любому поводу смеются. У него сохранилась озлобленность на тех, кто его третировал, и обида на родителей, которые не захотели его защитить. Таким образом, ситуация, в которую этот мальчик попал в школе, повлияла на его самооценку, характер, повлияла на всю его жизнь. Хотя сам мальчик, учась в школе, практически не рассказывал родителям о том, что над ним там издеваются. И на вопрос: «Почему ты тогда молчал?», он ответил, что он не мог рассказать родителям о происходящем, потому что не хотел становиться «стукачом».

Дети не понимают, что жалобу в данном случае ни в коем случае нельзя назвать «стукачеством», что они никого не «закладывают». Они также не понимают, что должны учиться постоять за себя. Если они не справляются с этой задачей самостоятельно, значит, они должны звать на помощь взрослых. Вместо этого дети терпят. Подобное может произойти в любом классе - от первого до выпускного.

Родители часто допускают еще одну ошибку. Они внушают своему ребенку, что любой конфликт можно решить с помощью переговоров. Ничего подобного. Мальчиков надо обязательно учить давать сдачи. Мужчины обязаны уметь физически защищать себя и своих близких, иначе они не мужчины.

Другой пример: ко мне ходила девушка, которой было 20 лет. С 8-го класса из-за того, что она была симпатичной и нравилась мальчикам, ее одноклассницы начали демонстрировать ей свою неприязнь - обзывали ее, не принимали очень длительное время в свой круг. Она говорила об этом дома, но никто не помогал ей до тех пор, пока она не перестала ходить в школу вообще. Только тогда ее родственники начали суетиться. Но решение не ходить больше в школу она приняла сама, в пятнадцать лет, а ко мне, тоже по собственному решению, пришла только уже в двадцать. Дело в том, что с тех пор она не может войти ни в один коллектив. Ей все время кажется, что ее опять начнут вытеснять, и теперь она может бояться коллективов до конца своей жизни. А надо было бить тревогу тогда, сразу проводить родительское и классное собрания, звать учениц, их родителей. Доказывать и объяснять им, что она тоже имеет право здесь учиться, имеет право на уважительное отношение к себе. Не надо было ждать до тех пор, пока она скажет: «Я больше в школу - ни ногой!». Нельзя доводить ситуацию до кризиса, нужно действовать немедленно.

Когда я прихожу в детскую группу, то часто замечаю: сидит один плачущий ребенок, а рядом с ним другой, довольный, развалившийся на стуле. Подхожу к воспитателю, спрашиваю у него, почему обидели этого мальчика. Но воспитатель не разбирается в таких, по его мнению, мелких случаях. Он организует ребят, то есть следит, помыли ли они ручки, сели ли на стульчики, как раскладывается по тарелкам обед.

- Какую позицию следует занимать родителям: защищать своего ребенка от насилия любой ценой или постараться помочь ему справиться с этой ситуацией самостоятельно?

Сначала надо ему помочь справиться с проблемой самому. Я сама мама двоих детей, и мы сталкивались с очень разными ситуациями. Однажды сына, который на тот момент учился в начальной школе, стала обижать девочка из средних классов, из 7 или 8 класса. В буфете она постоянно отбирала у него булку, и при этом била его. Когда он приходил домой, то он молчал, но я видела, что с ним что-то происходит. Когда он все-таки рассказал о причине своего плохого настроения, то я спросила: «А почему же ты отдаешь ей свою булку? Почему не защищаешься, когда она бьет?». «Ну, она же девочка, ее бить нельзя». Он не понимал, что в данном случае она не просто «девочка», но уже довольно взрослый человек, который ведет себя агрессивно. И в этом случае ему необходимо защищаться. В следующий раз, когда эта девочка снова подошла к нему, чтобы отнять булку, он ударил ее кулаком в живот, и сказал: «Не дам». И пошел дальше. Больше она его ни разу не тронула.

Я не призываю всегда на насилие отвечать насилием, но детей надо учить защищаться в подобных ситуациях. Только защищаясь, они смогут сохранить свое здоровье - физическое и моральное. А если вы не научили своих детей защищаться, значит надо приходить им на помощь и защищать их самим.

- По каким признакам становится ясно, что родителям нужно обязательно вмешиваться?

Я готова повторить это сто раз: ситуацию надо разрешать в самом начале ее развития. Как только что-то произошло, надо обязательно вмешиваться и «разруливать» эту ситуацию вместе с ребенком. И не давать этой ситуации усугубляться. Сама она просто так никогда не рассосется. Но чтобы выбрать правильные методы разрешения насильственных конфликтов, очень важно в деталях понять, что происходит. И нет никакой разницы, возникла ли эта проблема у вашего ребенка со взрослым человеком или с другим ребенком. Нужно следить за поведением и настроением своего ребенка, чтобы вовремя выявить проблему.

Ребенок, к которому проявляется насилие, во-первых, молчит, односложно отвечает на вопросы. Потом, он не спит ночью, не хочет идти в школу, у него повышается температура, начинает болеть живот. Зарождается физиологическое сопротивление, когда уже организм протестует против того, чтобы он шел в ту среду, где ему угрожает опасность.

Ребенок не может не хотеть идти в школу просто так. Либо у него происходит что-то внутри, либо снаружи. Это может быть просто лень, а может быть, в школе произошел какой-то конфликт, из-за которого туда больше не хочется идти. В обоих случаях следует обеспокоиться этим.

Например, был у меня на приеме 4-летний мальчик, который иногда не хотел заходить в свою группу детского сада. Он осторожно заглядывал туда, но не хотел входить внутрь. В другой день он мог спокойно зайти и весь день в детском саду проходил нормально. На вопрос, почему он не хочет туда заходить, он отвечать отказывался.

Однажды я зашла посмотреть, что происходит в этой группе, и застала такую картину: два мальчика избивают друг друга, и заканчивается эта потасовка слезами. Воспитательница разнимает их, рассаживает по местам. На следующий день в группе происходит то же самое. Я узнала, как зовут этих мальчиков, чтобы подойти к ним и выяснить, что же случилось. Оказалось, что мальчики подрались из-за того, что один из них толкнул другого. Тогда я спросила: «А что произошло до этого?». А до этого, оказывается, один мальчик ударил другого в грудь. Так я расспрашивала их, пока мы не дошли до ситуации, которая стала причиной конфликта. Оказалось, что он возник из-за того, что во время обеда один из мальчиков случайно прижал другому палец стулом. Ему стало больно, и он ударил того, кто передвигал стулья. Тот ему, конечно, тоже ответил. Тогда первый мальчик толкнул его и побежал. Второй мальчик его догнал, подставил подножку, и первый мальчик упал и вывихнул себе ногу. Поскольку ситуация эта не была разобрана воспитателем, конфликт продолжался изо дня в день…

Учителя и воспитатели вообще редко расследуют подобные ситуации, потому что детей в классе или в группе очень много. И наказывают они обычно того, кто первый попался под руку. Идет в угол, как правило, тот, кто бьет в тот момент, когда учитель поворачивает голову, чтобы посмотреть, что происходит. Задача родителей - разобраться в этой ситуации и понять суть конфликта. А когда ситуация разобрана, тогда надо попытаться помирить детей. Надо подсказать Егору, каким образом можно попросить прощения у Никиты. Он должен подойти к товарищу и сказать: «Никита, прости меня за то, что я придавил тебе стулом палец, за то, что сделал тебе больно». Никита простит его, но, в свою очередь, он тоже должен попросить у Егора прощения за то, что он на него разозлился и стал толкать и бить его. «Егор, прости меня за то, что я пнул тебя ногой». И все, на этом конфликт исчерпан, дети помирились. Очень часто дети толкаются или ставят друг другу подножки шутки ради, но потом эта шутка может перейти в насилие.

Что же касается конфликта с неадекватным учителем, то ребенок также может и способен противостоять ему самостоятельно, но это нецелесообразно. Обычно, получая отпор, учитель еще больше начинает давить на ребенка, использовать свою власть и даже настраивать против этого ребенка весь его класс, берет себе в помощь других учителей, родителей других детей. Учителя умеют это делать. Опять-таки, родителям не надо ждать, когда это случится. Лично я за своих детей глотку перегрызу, и школа - это не вся жизнь, а против лома нет приема. Я считаю, что нельзя опускать руки, нельзя сдаваться; надо ходить в школу, выяснять отношения и разговаривать с учителями.

У меня была ситуация, когда учитель много лет терроризировал детей всей школы. Мой сын ушел из этой школы, а спустя два года родители и ученики добились того, чтобы учителя этого сняли. Ей предложили уйти, и она ушла - опять-таки, «по собственному желанию». Иногда удается искоренить таких учителей, а иногда - нет. Но никогда нельзя сдаваться.

- Как вы считаете, родители могут разобраться в конфликтной ситуации быстрее и лучше, чем учителя?

Конечно. Но это не значит, что родителям обиженного ребенка надо сразу же бежать к маме или папе обидчика. Им надо учить своих детей тому, как можно выходить из подобных ситуаций, как можно вовремя прекращать конфликт. Если речь идет о психологическом давлении, тогда можно попробовать воздействовать на ситуацию через педагогов, руководство школы, родительский комитет.

Когда мой сын перешел в новую школу, то попал в очень сложный класс. Одноклассники встретили его сперва настороженно, а потом стали нападать на него большими группами. Он приходил домой, плакал, ночью не спал: «Они меня убьют; я боюсь, они меня убьют!» Я приходила встречать его, потому что если его противники видели меня, то сразу разбегались. Мы втроем - старший сын, муж, и я - уговаривали его хотя бы один раз просто ударить кого-то из своих обидчиков в ответ.

Я пошла к директору школы, и она сама лично ходила в класс с журналом и брала у каждого расписку в том, что сегодня они никого в классе обижать не будут. Однако время от времени конфликтная ситуация возникала снова, и мне приходилось снова идти к директору, чтобы она приняла меры. Несмотря на издевательства, которым мой сын подвергался со стороны одноклассников, он ни на кого не жаловался. Но я видела, что он ходит в школу без настроения, просто потому, что понимал, что надо учиться. А потом, когда он уже немножко привык, у него после занятий состоялось несколько «боев» с одноклассниками, каждый «бой» - один на один. На все «бои» я ходила вместе со своим сыном, стояла за углом, пока они там дрались. После четырех таких «боев» сын начал нормально общаться со своими одноклассниками. И больше никто никого не обижал.

Мальчики часто хотят померяться силами, им надо себя как-то показать. Это относится также и к тому насилию, которое проявляется в виде издевательств и насмешек. Дети таким образом проверяют, на что способен их новый товарищ. И надо научить ребенка лавировать и строить отношения, чтобы он приобрел навыки вхождения в новое общество, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Здесь поддержка близких очень важна для детей.

Существует множество рычагов управления ситуацией, но родители часто боятся задействовать их, потому что думают, что ребенку от этого станет еще хуже. Существует также категория родителей, которые считают, что ребенок должен научиться справляться со всеми трудностями в общении с другими детьми самостоятельно. Есть также родители, которые не хотят вникать в ситуацию из-за своей занятости.

Я знаю мальчика, у которого было три старших брата, ни один из которых не захотел заступиться за него, когда его обижали. Он приходил к ним и просил помочь, но братья, которые тоже в свое время сталкивались с подобной ситуацией, считали, что он сам должен решать своим проблемы. И ни один из них так и не защитил малыша. И тогда этот мальчик нашел другой выход из ситуации: он стал платить обидчикам за то, чтобы они его не трогали. То есть он покупал свою безопасность, отдавая им деньги, которые родители давали ему на обед. В этой ситуации родственники мальчика должны были бы встать на его защиту, но они этого не сделали.

- Бывают ли ситуации, когда ребенка следует перевести в другую школу?

Да, бывают. В некоторых случаях ребенка необходимо перевести в другую школу. Родители должны решиться на такой шаг в случае, если ребенку на самом деле плохо. Это следует делать только в том случае, если родители уже ничего не могут сделать для разрешения конфликтной ситуации: когда нельзя восстановить отношения с учениками, или нельзя надеяться на помощь учителей. В этом случае лучше сменить обстановку.

- Насколько эффективен силовой путь разрешения конфликта? Что можно посоветовать ребенку, который не может защитить себя с помощью кулаков?

Такой ребенок должен, прежде всего, сам не провоцировать других, не задираться. Но если он ни в чем не виноват, а над ним продолжают издеваться, тогда ему просто необходимо научиться защищать себя. Он должен изучить способы самозащиты, чтобы выжить в коллективе.

- Что может сделать ребенок, если речь идет не о физическом, а психологическом насилии? Например, ему объявили бойкот?

Если ребенок научится не принимать насмешки близко к сердцу, научится с юмором отвечать на них, то насмешки прекратятся. Но надо помнить и о том, что насмешки - это оскорбление, и если над ребенком насмехаются постоянно, значит, он постоянно подвергается психическому давлению. И это надо объяснять тем детям, которые насмехаются над другими.

В этой ситуации мог бы помочь школьный психолог или классный руководитель, который пришел бы в класс, провел тренинг по общению, и разобрал ситуацию. Бойкот обычно объявляется тем детям, которые сделали «что-то не так», чем-то выделились. Родители также могут собраться и обсудить проблему вместе со своими детьми, чтобы разобраться в причинах, по которым был объявлен бойкот, и урегулировать ситуацию. В данном случае лучше действовать быстро, не затягивать. Если конфликт решить не удается, значит родителям ребенка, которому объявлен бойкот, надо искать другую школу, потому что в ситуации бойкота ребенку очень тяжело выжить. У него может возникнуть страх не только перед школой, но и перед жизнью.

Обычно в классе бывает два-три человека, которые являются зачинщиками подобных ситуаций. И классные руководители чаще всего знают, кто это, и почему в коллективе происходит насилие. И родителям, которые желают разобраться в ситуации, надо налаживать контакт с учителем.

- Остаются ли у ребенка какие-то последствия школьного насилия, когда оно уже прекращено. Как с ними быть?

И в случае избиения, и в случае морального давления ребенку наносится психологическая травма. Я бы посоветовала в подобных ситуациях обратиться к психологу, который работает с психическими травмами. Любую ситуацию надо обязательно проработать, потому что все эти ситуации откладываются в бессознательном ребенка. И потом эти травмы мешают ребенку, а затем и взрослому человеку жить. Чем раньше удается справиться с ними, тем легче ребенку будет жить дальше. У ребенка будет меньше страха перед жизнью, перед миром, он будет легче строить отношения с людьми.

Когда происходит травма физического или эмоционального характера, сразу же начинаются изменения в психическом развитии ребенка. Снижается память, ухудшается восприятие материала, появляется отвлекаемость, бессонница, снижается аппетит, может появиться рвота, могут появляться отдышки. Может возникнуть страх всего. Снижается самооценка, появляется страх, что он не сможет справиться ни с каким заданием. «Я не буду этого делать, потому что я знаю, что не сделаю этого так, как надо».

- Как вести себя родителям с ребенком, который подвергся физическому или эмоциональному насилию? На что, кроме поднятия самооценки, им надо обращать внимание?

Родители должны обращать большое внимание на физическое развитие детей, особенно мальчиков. Надо записать ребенка в спортивную секцию или тренировать его дома. Таким образом, ребенок не только разовьется физически, научиться защищать себя, но у него также появится уверенность в своей силе, в том, что при необходимости он сможет дать отпор своим обидчикам.

Кроме этого, родители не должны воспитывать в своих детях внутреннюю слабость. Мальчики, которым запрещают отстаивать свои интересы с помощью силы, становятся слишком женственными. И именно такие мальчики обычно становятся жертвами более агрессивных детей.

- А девочки?

Девочки обычно страдают от моральных, эмоциональных оскорблений. Там все замешано на внешнем виде, на деньгах, девочки сражаются больше на психологическом уровне. Хотя, они тоже могут собраться в компанию, зайти за школу, и избить одну из своих одноклассниц; вырвать ей волосы, порвать и испачкать ее одежду.

- А обстановка в доме, отношения с родителями влияют на склонность ребенка становиться жертвой?

Личность ребенка начинается развиваться из семьи, это понятно. Если родители авторитарны и в ребенка вкладывается внутреннее состояние страха, то оно будет проявляться и в школе.

- Как преодолеть в ребенке склонность к жертвенности? Как работать с последствиями насилия, когда жертва не смогла адекватно отреагировать на него?

Существует три типа реакции на насилие: человек может сразу дать сдачи, замереть или убежать. Самая опасная реакция - когда человек замирает и не знает, что ему делать. Тогда начинаются соматические проявления, возникают различные заболевания, и даже психические отклонения. Получается, что человек получил травму, но не отреагировал на нее. Отсюда и происходят нарушения. Специалист должен помочь человеку отреагировать на травму. Если мальчика ударили, но он не дал сдачи, он внутри все равно будет знать, что он должен был сделать это, и ему очень хочется ударить в ответ, но он этого не может. И он замирает. И она начинает переживать из-за этой ситуации внутри. У него внутри начинается диалог: «А как же так, я не смог дать сдачи. Значит, я слабак». Надо возвратиться к той ситуации, проработать ее и она уйдет.

В любой ситуации ребенок должен моментально реагировать. Родители должны учить своих детей тому, в каких ситуациях нельзя драться, а в каких можно и даже нужно. Я не говорю о том, что надо все время драться и кусаться, но нужно быть готовым за себя постоять.

Вот, например, парень отдыхает на юге. Танцует на танцполе. Походит к нему другой парень и бьет его по голове. Тот не может понять, в чем дело. Тогда тот бьет его второй раз и ломает ему нос. Ситуация непонятная, но тому парню, которого начали бить, надо было или сразу убегать, или сразу же защищаться.

- Существует такое понятие как «ложная жертвенность»…

Конечно, а зачем она нужна? Вот, мне даже батюшка сказал, что священник - тоже мужчина, который должен за себя постоять и защитить своих близких. Так что в любом случае нельзя позволять обижать себя. Чем больше мы позволяем, тем больше это происходит.

Мы можем не отвечать на насилие, если мы знаем, что это не повлечет никаких отрицательных последствий, если мы потом не будем переживать из-за случившегося. Достойно не ответить на насилие может только духовно подготовленный человек. Такой человек может «подставить другую щеку» и спокойно пойти дальше. В этом случае - это уже его выбор, и насилие не нанесет ему никакого морального ущерба. Ребенок, воспитанный в таком духе, сможет спокойно ответить обидчику в стиле: «кто обзывается - тот сам так и называется». Другими словами, он понимает, что ответственность за свой поступок несет обидчик и сказанные им слова не причиняют никакого вреда.

Но не все люди способны поступить так. И если ребенок не понимает этого и не ответил на насилие из-за страха, он начинает постоянно возвращаться к этой ситуации, снова и снова проигрывать ее у себя в голове, все время думать о том, как его обидели. У ребенка начинаются внутренние переживания, появляются навязчивые мысли, и он может дойти даже до психического расстройства. Он будет считать себя побежденным, проигравшим.

(Истории из форумов )
Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и травить (часть 1) (Иззи Колмен )
Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и травить (часть 2) (Иззи Колмен )
Ребенка обижали в школе... (Анастасия Мелихова, 15 лет )
Я не дам себя обижать (Исаак Лернер, педагог )
Психология насилия в школе: агрессоры и аутсайдеры (Евгений Гребенкин, кандидат психологических наук )

В классе всегда найдется ребенок, который у одного из учителей вызывает непреодолимое желание придираться и критиковать. Шнурки не завязаны, рубашка или юбка испачканы, предмет не знает, на вопросы не так отвечает, хороших оценок не заслуживает. Каждый урок школьник выслушивает массу отзывов и нотаций о своем неразвитом интеллекте и отвратительном внешнем виде. Каждый раз оценка за ответ не выше тройки.

Издалека ситуация выглядит неприятно. А что делать, если все это касается собственного ребенка?

Выслушайте школьника

Для начала поговорите с ребенком как следует. Не нужно на скорую руку выяснять, в чем состоят обвинения, а после этого отправляться на борьбу за справедливость. Не поддавайтесь минутному порыву хорошенько отплатить любому, кто посмел обидеть чадо. Разберитесь, действительно ли имеют место придирки или недовольство учителя обоснованно.

Лучше всего выслушать примеры конкретных ситуаций, о которых школьник должен рассказать с учетом всех обстоятельств. Как он себя вел, что делал, когда учитель высказал замечания. Как вели себя одноклассники, как ребенок отвечал учителю.

Кроме словесных обвинений нужно постараться найти доказательства предвзятого отношения учителя. Возможно, в тетради ученика найдутся задания, которые были оценены явно ниже, чем следовало.

Кстати, обратите внимание на то, чего хочет ребенок. В одном случае школьнику просто нужно, чтобы его перестали упрекать и оставили в покое. Но иногда он желает, чтобы к нему проявляли любовь и снисхождение. У учителя не останется времени на урок, если он будет со всеми ласково общаться, всех холить и лелеять. Нужно это объяснить школьнику.

Очень может быть, что в некоторых ситуациях ребенок сам провоцировал агрессию учителя. Стоит отметить, что преподаватель не имеет права оскорблять или заниматься рукоприкладством ни при каких обстоятельствах. Но лучше, если родители раз и навсегда объяснят школьнику, что выводить из себя учителя нельзя.

Если ребенок признается, что его поведение было далеко от приличного, лучше убедить его больше так не делать и извиниться перед учителем. Если же, по словам школьника, дисциплину и правила хорошего тона он не нарушал, самое время поговорить с учителем.

Разговор с преподавателем

Заранее выясните у ребенка имя и отчество будущего собеседника. Разговор по телефону или по дороге в школу не даст нужного результата. Нужно идти в школу лично. Если учитель не может поговорить сейчас, нужно договориться на определенное время и день.

Перед встречей подготовьте свои вопросы. Лучше, если они будут записаны на отдельном листе разборчивым почерком. Если выяснение отношений сильно нервирует, всегда хорошо иметь под рукой записку, которая не даст забыть важное.

Явившись на встречу, не начинайте разговор с упреков и тем более с угроз. Самое простое начало разговора: «Я хотел бы узнать об успеваемости и поведении моего ребенка на Ваших уроках». Если у учителя есть претензии, он их сам выскажет. Не нужно воспламеняться жаждой мести, когда учитель будет объяснять свою позицию. Выслушайте все, после чего спросите, есть ли у собеседника какие-нибудь предложения, которые изменят ситуацию. Очень часто преподаватели бросают фразы вроде: «Воспитывать ребенка надо было лучше! Делайте что хотите!», что говорит о непрофессионализме и нежелании решить вопрос мирно.

Если преподаватель не идет на контакт, не опускайтесь до оскорблений или открытой вражды. Вежливо попрощайтесь и уходите. Это вовсе не поражение. Теперь пора обратиться к сторонним наблюдателям.

Третья сторона конфликта

В качестве независимого судьи можно привлечь классного руководителя. Спросите его об учителе. Бывают педагоги, которые никогда никого не хвалят и не поощряют, говорят жестко. Это часть методики, которую применяют многие учителя с богатым опытом. Тогда ребенка нужно будет научить не только не хамить, но и спокойно относиться к происходящему. В конце концов, тройка по одному из предметов никого еще не убивала. А негатив со стороны преподавателя можно слушать вполуха.

В том случае, если ребенок оказался единственным объектом недовольства, нужно попросить классного руководителя помочь разобраться в ситуации, повлиять на коллегу. Нелишним будет обратиться к школьному психологу, чтобы он оценил происходящее с точки зрения психологического здоровья школьника. Совместное влияние родителя, классного руководителя и психолога может повернуть ситуацию в мирное русло.

А как быть, если классный руководитель и есть тот самый вечно придирающийся учитель?

В этом случае имеет смысл поговорить со школьным завучем. Если окажется, что учитель действительно придирается к ребенку совершенно неоправданно, высшее руководство может повлиять на подчиненного. Применить свои рычаги давления, так сказать.

Если все описанные разговоры ни к чему не привели, есть два пути: дойти до Департамента образования или перевести ребенка в другую школу. И тот и другой способ хорош. Каким из них воспользоваться? Это решают только родители, учитывая мнение ребенка.

Распространенные ошибки родителей

  • Самая основная ошибка – бросаться в бой без выяснения обстоятельств. Так делают несдержанные люди, для которых сама конфликтная ситуация интереснее, чем способ ее разрешения. На первых порах родители знают о проблеме только со слов ребенка. Имеет смысл узнать позицию противоположной стороны.
  • Не нужно учить ребенка отстаивать свою точку зрения, не соблюдая правил приличия и уважения по отношению к учителю. Да, школьник имеет полное право защищать себя, но делать это нужно сдержанно и без оскорблений.
  • Не нужно из создавшейся ситуации делать достояние общественности. Пересказав проблему родителям одноклассников, можно не заметить «доброжелателей», которые передадут учителю ваши слова в исковерканной форме. Потом и это придется расхлебывать. Одноклассникам ребенка тоже ни к чему знать о том, что родители школьника принимают меры. Это породит массу сплетен и слухов, которые так любят приукрашивать дети.
  • Иногда родители считают, что их ребенка все должны любить. Такого не было и не будет никогда. Одни люди нравятся, другие раздражают, третьи выводят из себя.
  • Ребенок, хотя он уже и школьник, еще не умеет достаточно грамотно и тактично решать спорные вопросы со взрослыми. Не стоит от него ожидать самостоятельного разрешения проблемы. Дождетесь либо усугубления конфликта, либо серьезной депрессии и нервного срыва у школьника.
  • Распространенный страх – добиться еще большего озлобления со стороны учителя, если пытаться разрешить спор. Ничего этого не произойдет, если родитель действует спокойно, грамотно, аккуратно, но решительно. Если не оскорблять и не устраивать истерик, ни у кого не будет повода отыграться на ребенке.
  • Разбираться в проблеме нужно дотошно, не делая скороспелых выводов. Если ребенку суждено еще учиться в этой школе, ни к чему устраивать сцены, едва разобравшись в проблеме.

В результате

Тактичное и вежливое общение даст нужный эффект. Конфликт с учителем можно решить собственными силами, не привлекая других людей. Чаще всего в таких ситуациях учителя идут навстречу. Но при этом умудряются-таки вставить несколько едких фраз.

Как лучше поступить, если школьный педагог оказался грубияном и хамом – простые инструкции для родителей от Fathers Club

Не для того мама квиточку растила, чтобы какой-то урод на неё в школе кричал. К сожалению, среди учителей встречаются и неадекватные личности. Чтобы решить эту проблему родителям иногда не хватает простого и понятного инструментария - вот мы для вас его и разработали.

С емилетнюю дочку Романа Н. учительница одной из киевских школ не выпускала в туалет. Как рассказала испуганная девочка родителям, она не первая в классе, кто обмочился, сидя за партой. Других детей она била линейкой по рукам, часто кричала. Папа собрался идти «разбираться», но сначала решил посоветоваться. «Это полный …! И что делать?», — спрашивает Роман на своем ФБ.

В другой школе преподаватель постоянно лупил «единицы» и обзывал учеников. Подобных примеров можно найти множество. Придирки, занижение оценок, окрики, публичное унижение — это далеко не полный перечень вспышек агрессии эмоционально нестабильных педагогов.

Как должны действовать родители ребёнка, которого унижает школьный учитель? Куда следует обратиться в первую очередь и как правильно оформить заявления?

С этим вопросам мы обратились к юристам и педагогам. Первым делом, советуют они, нужно все перепроверить — пообщаться с другими родителями, учениками. Только если все действительно очень плохо и слова вашего ребенка подтверждены свидетельствами других школьников, стоит предпринять реальные шаги. Юристы компании «С.Т. Партнерс» по просьбе Отцовского клуба написали образец заявления на имя директора школы.

Но до того, как подать такое заявление юрист Александр Черныш предлагает четыре возможных шага:

Собрать доказательную базу

«Школы всегда стараются оправдать своих учителей, поэтому если кто-то ещё сможет подтвердить слова вашего ребёнка, добиться справедливости будет гораздо легче», — объясняет юрист. Вам нужны подтверждения, хотя бы устные других учеников и родителей. Другой вариант — установка видеонаблюдения или звукозаписывающих устройств в классе. Такое решение может принять родительский комитет, но сложность в том, что согласно Статье 307, п.1 ГК Украины «физическое лицо может быть записано на фото-, кино-, теле- либо видеоплёнку исключительно по его согласию».

Письменная жалоба на имя директора

Устная жалоба не годится. Только письменная - чтобы позже вы точно смогли доказать, что действительно обращались к директору школы с данной проблемой. Также нужно сделать ксерокопию своего заявления.

Письменная жалоба директору Департамента образования и науки

Если же директор не отреагировал на ваше заявление и в школе ничего не изменилось — тогда писать жалобу директору Департамента образования и науки вашей области. Заявление практически ничем не отличается от жалобы на имя директора школы, кроме того, что в «шапке» заявления в департамент необходимо указать свой домашний адрес, телефон и статус (пенсионер, многодетная мать и т.д.).

Письмо в Министерство образования и науки Украины

Если Департамент проигнорировал ваше заявление - необходима тяжелая артиллерия. Пишем в Министерство образования и науки Украины на имя Министра Гриневич Лилии Михайловны. Требования к оформлению такой жалобы идентичны с заявлением в департамент.

Светлана Трофимчук , партнер адвокатского объединения «С.Т. Партнерс »:
«Начнем с главного.
Педагогам запрещено применять по отношению к ученикам методы физического и психического насилия и действия, которые унижают его честь и достоинство. Об этом прямо сказано в статьях 51, 56 Закона Украины «Об образовании». Конфликтные ситуации между учителем и учениками иногда связаны с неправомерным поведением педагогов: превышением полномочий, использованием запрещённых методов обучения и воспитания, неумением дифференцировать применение тех или иных средств воспитания. Чаще всего директора школ пытаются погасить конфликты на месте, без привлечения посторонних лиц и вышестоящего руководства. Если, например, преподаватель ударил ученика, он должен нести за это уголовную от­ветственность или же административную. Но в большинстве случаев при определении наказания, прежде всего, учитывают многолетний, прежде безупречный труд педагога. Никто не обращает внимание на то, что этот человек некомпетентный и не соответствует требованиям, которые требуются к тому или иному роду профессии. В итоге, преподаватель получает или дисциплинарное взыскание в виде предупреждения, или увольняется по собственному желанию.Такой алгоритм действий уже стал закономерностью, так как это устраивает директора школы и педагога, которые освобождаются от дополнительных проверок и аттестаций со стороны контролирующих органов. Родители должны овладеть правовыми основами защиты или привлечь соответствующего специалиста в области права для отстаивания позиции в критических ситуациях.Один из ярких примеров : молодой преподаватель за негативное поведение учеников на своих уроках создал так называемый «Список свиней». Каждую неделю он размещал каталог учеников (с их фотографиями, разрисованными шариковой ручкой) на входных дверях школы и на своей странице в социальной сети.Этот учитель недолго радовался своим художественным способностям и изобретательностью. После подачи коллективной жалобы родительского комитета в прокуратуру на неправомерные действия, он вынужден был уволиться по собственному желанию и извиниться перед бывшими учениками.

Для искоренения насилия со стороны педагога по отношению к ученикам следует обращаться в контролирующие или вышестоящие органы власти для отстаивания своей позиции и проверки деятельности того или иного учебного заведения на соответствие требованиям действующего законодательства Украины.»

До того как подключать тяжелую артиллерию, просто поговорите с ребенком и выясните что на самом деле происходит. Как часто учитель кричит? По каким причинам? Есть ли вина кого-то из подростков в этом? Бывает, что дети значительно преувеличивают, бывает и так, что в классе несколько учеников постоянно срывают учебный процесс. Кроме того, если отец или мать редко обсуждают с ребенком то, что его волнует или у них слабый контакт с ребенком, то вмешательство родителей может только ухудшить ситуацию. Будьте уверены на 100%, что учитель действительно неадекватен и только тогда начинайте боевые действия.

Было бы несправедливо считать всех учителей грубиянами или эмоционально нестабильными личностями. Каждый может вспомнить из своей школьной поры любимую учительницу которая своей мудростью, терпением и педагогическим тактом смогла привить любовь к своему предмету.
Наталья Викторовна Ильчук , преподаватель биологии с 25-ти летним стажем, предлагает такой порядок действий для решения конфликта с учителем:

  1. «В первую очередь поговорить с самим учителем . Ведь педагоги работают в постоянном стрессе! Низкие зарплаты, шум, частая смена школьной программы в Министерстве, 5-7 уроков в день у детей разного возраста, с разными потребностями и характерами. Ну у кого бы тут не пошатнулась нервная система? Родителям следует попытаться поговорить с учителем спокойно, выслушать его и высказаться самим. Нельзя ведь забывать о том, что дети являются отменными манипуляторами и фантазёрами», — улыбается учитель.
  2. «Если разговор с педагогом оказался бесполезен, тогда можно обратиться к классному руководителю. Завучу. Директору. В любом случае, лучше попытаться решить вопрос мирно и в пределах школы, если поведение учителя не слишком сильно нарушило рамки принятых норм и Этического кодекса педагога», — советует Наталья Викторовна.

«Учитель ни в коем случае не должен пугать ученика, кричать на него и психологически давить, хотя бы потому, что знания усваиваются ребёнком только в комфортной обстановке. Главная задача учителя – завоевать у ученика авторитет и уважение, стать его другом и советчиком, иначе никак. С детьми работать действительно сложно, потому что к каждому из них необходимо искать индивидуальный подход. Вдобавок к этому, учителю лучше реагировать спокойно на протесты детей, на их плохое поведение и нежелание учить предмет: в процессе школьного обучения дети формируют свою личность, созревают. У них гормоны, страхи и рвения, которые просто не дают многим из них вести себя спокойно», — объясняет Наталья Викторовна.

Игнорирование детьми распоряжений педагога, ощущение безнаказанности, отсутствие мотивации учиться, основ дисциплины, или просто невнимательность родителей, в обычной государственной школе приводит к конфликтным ситуациям, где виноваты могут быть ученики, а срываются учителя. Чтобы не допустить такого, когда педагог выбирает себе безвольную и просто несчастную жертву, или попробовав один раз, как наркоман начинает проявлять агрессию всё чаще и чаще. Повторяем, отцы: в каждый случай нужно вникнуть, но реагировать на агрессию учителя нужно. Каждый раз.

Сразу писать жалобу или же для начала поговорить с учителем - что бы вы не делали, помните: главной задачей является защита ребёнка. Если решитесь писать жалобу, будьте готовы идти до конца. Будьте настырны, но вежливы и предельно сдержаны. Если вы повысите голос или сорветесь, весь эффект исчезнет и виновными окажетесь вы. Тому Роману, о котором мы рассказывали сначала, пришлось сменить школу дочери. А педагог, который вывешивал унизительные списки на дверях школы вынужден был уволиться сам. Не выдержал давления родителей.

Материал подготовили: Александра Четыркина, редакция Отцовского клуба (Владислав Головин, Богдан Мазницкий)

Уваажаемые читатели, присылайте свои истории и расскажите, как вы справились с подобной проблемой, а мы обязательно опубликуем вашу историю.
Редакционная почта - .