Подвиг Зиновия Колобанова. Зиновий Григорьевич Колобанов на Карельском перешейке и в годы Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны множество советских людей демонстрировало высочайшие мужество и отвагу, сражаясь с гитлеровскими захватчиками. За подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, 11 тысяч 657 человек (из них 3051 посмертно) были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Однако появились и «забытые» герои. Люди, фронтовой путь которых, казалось, мог привести их только к званию Героя Советского Союза, высокую награду не получали. Нет, об их подвигах народ не забыл, но власть имущие почему-то сочли, что присваивать им звания Героев Советского Союза (а затем и Героев России) не следует. Так и не стал Героем Советского Союза старший лейтенант Алексей Берест, принимавший самое непосредственное участие в водружении Красного знамени на берлинский рейхстаг. Еще один настоящий герой, которого незаслуженно обошла награда, - Зиновий Колобанов.

Это про него поэт Александр Гитович затем напишет:


Враги идут толпой
Железных истуканов,
Но принимает бой
Зиновий Колобанов.

8 августа 1941 года группа армий «Север» начала наступление на город Ленинград. Части и соединения Красной Армии, осуществлявшие защиту советской территории от агрессора, несмотря на самоотверженность личного состава, отступали. В районе Красногвардейска, как тогда называлась Гатчина, оборону держали воины 1-й танковой дивизии под командованием генерал-майора Виктора Ильича Баранова. Им приходилось сдерживать натиск упорно наступающего и превосходящего в силе противника. 19 августа 1941 года генерал-майор Виктор Баранов приказал перекрыть три дороги, ведущие к Красногвардейску от Луги, Волосова и Кингисеппа. Эта задача была поручена 3-й танковой роте 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии, которой командовал старший лейтенант Зиновий Колобанов. На вооружении 3-й танковой роты, которой командовал Колобанов, находились тяжелые танки КВ-1, которые могли вполне реально противостоять танкам вермахта. Но вооружение вооружением, а о личности командира роты, подвиг которого навсегда вошел в историю Великой Отечественной войны, стоит сказать особо. Ко времени начала Великой Отечественной войны он был уже опытным офицером, прошедшим советско-финскую войну.

Зиновий Григорьевич Колобанов родился 25 декабря 1910 года во Владимирской губернии в селе Арефино Муромского уезда (ныне это территория Нижегородской области). Отец Зиновия Григорий погиб во время Гражданской войны. Мать воспитывала троих детей одна, перебравшись затем в село Большое Загарино. Начало жизненного пути Зиновия Колобанова было вполне обычным для сельского парня того времени. Он окончил восемь классов средней школы и отправился учиться в Горьковский индустриальный техникум. Тогда как раз полным ходом шла сталинская индустриализация и стране были нужны квалифицированные рабочие и инженерные кадры, поэтому такие профессии всегда были престижны и востребованы.

16 февраля 1933 года 22-летний Колобанов, учившийся на третьем курсе техникума, был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. Как парня грамотного, его направили в полковую школу 49-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии, а затем - в Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе. Так Зиновий Колобанов стал кадровым военнослужащим. В мае 1936 года он окончил военное училище в звании лейтенанта, с отличием, и начал службу командиром танка в 3-м отдельном танковом батальоне 2-й танковой бригады Ленинградского военного округа. В 1938 г. Колобанов окончил Курсы усовершенствования командного состава и далее служил помощником командира боепитания в 210-м стрелковом полку 70-й стрелковой диивзии. Затем, с 31 июля 1938 г. по 16 ноября 1938 г. Зиновий Колобанов служил командиром взвода 6-й отдельной танковой бригады, а затем был назначен командиром танковой роты в той же бригаде. 25 ноября 1939 года Колобанов был переведен командиром танковой роты в 1-ю легкую танковую бригаду, которая была развернута на Карельском перешейке. Приближалась советско-финская война и соединениям Ленинградского военного округа предстояло сыграть в ней очень важную роль.

Командир танковой роты Зиновий Колобанов не просто участвовал в войне. Он прошел от границы с Финляндией до Выборга, три раза горел в танке, находясь на волосок от гибели. После окончания войны, 17 марта 1940 года, лейтенанта Колобанова назначили помощником командира 52-й роты танкового резерва по боевой части 1-й легкой танковой бригады, а затем перевели в Киевский военный округ. Сначала он находился на должности заместителя командира танковой роты 90-го танкового полка, затем был назначен командиром танковой роты 36-го отдельного учебного танкового батальона 14-й лёгкой танковой бригады. 6 сентября 1940 года ему присвоили воинское звание старшего лейтенанта. Некоторое время Колобанов занимал должность старшего адъютанта (начальника штаба) батальона 97-го танкового полка, а затем в том же полку был назначен командиром танковой роты батальона тяжелых танков. Однако танков данная рота на вооружение так и не получила.

Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Колобанов был переведен командиром роты тяжелых танков КВ-1 в 1-ю танковую дивизию. Сам Зиновий Колобанов вспоминал, что в дивизию он был призван из запаса и, учитывая опыт советско-финской войны, получил сразу назначение командиром роты. 14 августа 1941 года Зиновий Колобанов участвовал в бою под селом Ивановским на реке Луга. Его экипаж уничтожил танк и артиллерийское орудие неприятеля. Однако самый главный бой в жизни Зиновия Григорьевича был еще впереди.

В экипаж танка КВ-1, помимо командира танка (и командира роты) старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова входили командир орудия танка старший сержант Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков. 19 августа 1941 г. старшего лейтенанта Колобанова вызвал лично командир дивизии генерал-майор Баранов, который и дал приказ перекрыть дороги к Красногвардейску. После этого рота из пяти танков КВ-1 под командованием Колобанова выдвинулась на обозначенные позиции.

Два танка из роты Колобанова были направлены командиром на дорогу со стороны Луги, два танка - на Кингисеппское направление. Командирский танк роты занял позицию на приморской дороге, позволявшую контролировать сразу два направления возможных перемещений танков противника.

На Лужском направлении 20 августа экипажи танков лейтенанта М.И. Евдокименко и младшего лейтенанта И.А. Дегтяря вступили в бой с авангардной немецкой танковой колонной и уничтожили пять танков и три бронетранспортера. Гитлеровцев на мотоциклах, проехавших по дороге в сторону совхоза Войсковицы, Колобанов пропустил, поскольку его задачей было перекрытие движения именно танковой колонны противника. Наконец, показались и немецкие легкие танки 6-й танковой дивизии (правда, есть и другие версии - что танки принадлежали или 1-й, или 8-й танковым дивизиям). Подождав, Колобанов отдал приказ открыть огонь. Первыми же выстрелами были подбиты три головных танка немецкой колонны, которые встали, перекрыв дорогу остальным танкам. Затем советский танк ударил по хвосту, а затем центру немецкой колонны. Точные попадания стали возможными благодаря действиям старшего сержанта Андрея Усова (на фото он в погонах лейтенанта, т.к. затем дослужился до этого звания) - опытнейшего артиллериста, воевавшего в советско-польской и советско-финской войнах и служившего прежде помощником командира взвода в артиллерийском полку, а затем прошедшего обучение на командира орудия тяжелого танка.

После выстрелов Усова, в колонне противника началась паника. Учитывая то, что дорога проходила через болотистое поле, танки, съехавшие на обочину, попадали в болото, где вязли. В загоревшихся танках взорвались боекомплекты. В течение тридцати минут боя танк Колобанова смог подбить все 22 танка противника, израсходовав 98 бронебойных снарядов. В сам советский танк попали 114 немецких снарядов, но его броня действительно казалась крепка. Всего же рота под командованием Колобанова подбила 43 танка противника - 22 танка на счету у экипажа старшего лейтенанта Колобанова, 8 танков - на счету у экипажа младшего лейтенанта Сергеева, 5 танков подбил экипаж лейтенанта Евдокименко, 4 танка - экипаж младшего лейтенанта Дегтяря и еще 4 танка - экипаж младшего лейтенанта Ласточкина. Уже после боя танкистами роты были уничтожены артиллерийская батарея противника, один легковой автомобиль, около двух пехотных рот. Такого боя еще не знала история советских и даже мировых танковых войск.

Казалось бы, невероятная победа танкистов над гитлеровцами в бою 20 августа 1941 года практически гарантировала старшему лейтенанту Колобанову звание Героя Советского Союза. И действительно, уже в сентябре 1941 года полковник Дмитрий Погодин, командовавший 1-м танковым полком 1-й танковой дивизии, представил всех членов экипажа танка старшего лейтенанта Зиновия Колобанова к званию Героя Советского Союза. Дмитрий Погодин, член ЦК Компартии Белорусской ССР и ветеран Гражданской войны в Испании, сам был первым танкистом, получившим звание Героя Советского Союза еще 31 декабря 1936 года - за доблесть и мужество, проявленные в боях в Испании. Как настоящий боевой командир, он прекрасно понимал цену подвигу Колобанова. Подписал представление и командир дивизии генерал-майор Виктор Баранов, который к этому времени сам тоже был Героем Советского Союза, получив высокую награду за бои с финскими войсками во время советско-финской войны. Но стать Героем Советского Союза ни удалось ни старлею Колобанову, ни другим членам его боевого экипажа. В штабе Ленинградского фронта идею присвоения Колобанову и его бойцам высоких званий Героев Советского Союза «зарубили». Командира экипажа и роты старшего лейтенанта Колобанова наградили орденом Красного Знамени, командира орудия старшего сержанта Усова - орденом Ленина, старшего механика-водителя старшину Никифорова - орденом Красного Знамени, стрелок-радист старший сержант Кисельков и младший механик-водитель красноармеец Родников получили по ордену Красной Звезды.

Как и другие советские воины, совершившие настоящие подвиги, но по каким-либо причинам не прошедшие «фильтр» у штабистов и замполитов, Зиновий Колобанов продолжал воевать. Он оборонял подступы к Красногвардейску, но 15 сентября 1941 года получил тяжелое ранение при обороне города Пушкин, получив осколочное поражение головы и позвоночника и контузию головного и спинного мозга. Почти всю войну он провел в госпиталях в Свердловске - ранения были слишком тяжелыми. Несмотря на это, 31 мая 1942 года Колобанову присвоили звание капитана, а в марте 1945 года, выписавшись, он сразу попросился в армию. 10 июля 1945 года, уже после окончания войны, Колобанов получил назначение заместителем командира 69-го танкового батальона 14-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии 5-й гвардейской танковой армии в Барановичском военном округе.

После войны Колобанов еще тринадцать лет служил в Советской Армии. В 1951-1955 гг. он служил в Группе советских войск в Германии на должностях: командира танкового батальона самоходных артиллерийских установок 70-го тяжёлого танкового самоходного полка 9-й танковой дивизии 1-й гвардейской механизированной армии - с 1951 по 1954 гг., затем командира 55-го гвардейского танкового батальона 55-го танкового полка 7-й гвардейской танковой дивизии 3-й механизированной армии - с 1954 по 1955 гг. В 1952 году Колобанов получил воинское звание подполковника. Однако случилось очередное печальное событие, которое сразу же бросило тень на героического комбата. Солдат из его батальона дезертировал и сбежал в британскую зону оккупации. Этого оказалось достаточно для серьезнейшего удара по карьере героического фронтовика. Подполковника Колобанова перевели в Белорусский военный округ заместителем командира танко-самоходного батальона 10-го механизированного полка 12-й механизированной дивизии, а затем - заместителя командира танкового батальона 148-го гвардейского мотострелкового полка 50-й гвардейской мотострелковой дивизии 28-й армии. В 1958 году Зиновий Григорьевич Колобанов был уволен в запас. Он долгое время работал на Минском автозаводе мастером ОТК и контролером ОТК, прожил долгую жизнь и скончался в 1994 году на 84-м году жизни.

Получается, что удивительный подвиг экипажа Колобанова так и не был оценен по достоинству. Даже спустя годы власть так и не пошла на то, чтобы присвоить, пусть и с опозданием, легендарному танкисту звание Героя Советского Союза. Отказались это сделать и власти постсоветской России. Когда петербургское отделение Российского военно-исторического общества (РВИО) собрало более 100 тысяч подписей в поддержку присвоения Колобанову звания Героя Советского Союза, все равно последовал отказ. И это даже не удивительно. Например, такая же история сложилась с Алексеем Берестом. Впрочем, в глазах народа и Зиновий Колобанов, и его сослуживцы по экипажу танка, и Алексей Берест, и другие фронтовики, совершившие множество подвигов, все равно остаются подлинными Героями с большой буквы, вне зависимости от мнения чиновников.

Давно замечено, что чем хуже идут дела на фронте, тем больше у проигрывающей стороны становится выдающихся летчиков, великих подводников, и бессмертных танкистов, чьи подвиги выходят за рамки реального и возможного. Приведу один пример. В начале 1944 года под украинским городом Корсунь-Шевченковский мы взяли в котёл мощную группировку противника, и полностью её уничтожили. Но вот если почитать некоторых немецких историков, то можно узнать, что сводный полк из «Тигров» и «Пантер», который шел окруженцам на помощь, за пять дней боев уничтожил ни много, ни мало, а 267 советских танков. Это, между прочим, целая танковая армия. «Тигры» и «Пантеры» - очень хорошие танки, и пожгли они наших не мало, спору нет, но тут акцент в другом - в том, что свои потери немцы обозначили всего в ОДИН «Тигр» и ТРИ «Пантеры» . Причем, этот «Тигр» подбили НЕ русские, его якобы, по ошибке уничтожила своя же «Пантера» - случайно стрельнула ему в корму.

Так вот, в том немецком полку было 90 танков, через две недели от них осталось всего 14-ть, а в мемуарах нет ни слова, куда же пропали остальные 76 немецких машин. Наверное, сами сломались, сами утонули в реках и болотах, или у них просто закончилось топливо, а может быть, они застряли в жирном украинском черноземе. Просто гусеницы забило грязью, и танки не смогли двигаться дальше. И советские войска здесь совершенно не причем. В общем, об этой странной пропаже семидесяти шести танков немецкие историки скромно умалчивают.

Кстати, тот сводный полк, который пытался пробить дорогу окруженным под Корсунем корпусам, свою задачу так и НЕ выполнил - он не прорвал кольцо, и немецкое командование этот полк расформировало. А и в самом деле, почему бы не разогнать разгильдяев, которые потеряли свои машины исключительно из-за ужасной русской грязи.

Всё, о чём я только что рассказал, было неким размышлением на тему пропаганды подвигов, вступлением к главной теме моей заметки.

Если принимать за чистую монету утверждения немецких танкистов и журналистов, то рекордом надо считать бои под Черкассами. Однако это не так. Абсолютный танковый рекорд принадлежит нашему герою - старшему лейтенанту Зиновию Григорьевичу Колобанову.

Его подвиг вошел в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый успешный и результативный танковый бой за всю историю войн.

Поэтому он очень рационально распределил силы и расставил машины в самых тактически верных местах. Он приказал зарыть все танки в землю по самую башню, и хорошо их замаскировать. Своему командирскому КВ-1 он выбрал очень удобное место в самом центре обороны и закопал его на пригорке. Это расположение позволяло держать под контролем огромную площадь и перекрёсток двух дорог.

Наконец появились давно ожидаемые «гости» - колонна немецкой техники. В её голове ехали мотоциклисты и грузовики. Командир батальона приказал по связи немедленно открыть огонь. Ему, наверное, из Гатчины была лучше видна обстановка. Причем приказал жестко, как это часто бывало на фронте - матом. И знаете, как на это отреагировал Колобанов? Он просто взял, и отключил связь. Потому, что стрелять по мотоциклистам-разведчикам - это значит преждевременно обнаружить себя и сорвать все свои планы.

И вот на дорогу вышла танковая колонна. Сверхчеловеки ехали совершенно расслабленные. Как до этого по Европе: люки открыты, командиры торчали из башен спокойно и смотрели нахально, у многих были расстегнуты воротники и оголены руки до локтей, один что-то жевал, другой смотрел в бинокль… И тут грянул первый выстрел. Головной танк загорелся, его развернуло поперек шоссе, и он тем самым перекрыл дальнейшее движение. Второй выстрел - второй горящий танк наехал на первый, и украсил собой стальную композицию. Следующие выстрелы были перенесены по хвосту колонны, и там заполыхало три машины. Пробка на дороге окончательно сформировалась. А потом началось расформирование этой танковой колонны. Как куропаток в лесу, как жестяные фигурки в тире, «Климент Ворошилов» командира Зиновия Колобанова и наводчика Андрея Усова за пол часа настрелял 22 вражеских танка.

А что же остальные четыре танка из роты Колобанова? Они тоже не сидели без дела, и на своих участках накрошили еще 21-ну бронированную «куропатку», а также артиллерийскую батарею и две роты пехоты. Итого: 43 вражеских машины и множество живой силы противника без единой своей танковой потери. У нас из танкистов не погиб никто! Вот так командир роты Зиновий Колобанов унизил Третий рейх и вошел в историю.

За совершенный подвиг все члены экипажа был представлены к званию Героя СССР. Но как это ни удивительно, но Золотую Звезду не дали никому. Ограничились орденом Красной Звезды для командира, орденом Ленина для наводчика Усова, остальным тоже вручили высокие награды. Причина столь несправедливого награждения кроется в том, что во время финской войны, вернее сразу после её завершения, подчиненные Зиновия Колобанова пошли брататься с финнами. И по старинной русской традиции душевно так побратались. За это, трижды горевшего в танке капитана Колобанова лишили звания Героя Союза, сняли погоны и отправили в лагерь. Освободила его начавшаяся война. И даже после столь успешного и героического разгрома Золотую Звезду Героя Колобанову не вернули.

Хороший анимационный фильм-реконструкция о подвиге Колобанова:

Множество советских воинов во время войны с фашистскими захватчиками совершали подвиги, но далеко не всегда были они награждены по заслугам, таким же образом обошла награда и Зиновия Колобанова, подвиг которого не забыт. Имя его не вошло в число более одиннадцати с половиной тысяч но народ помнит всё.

Забытые герои

Люди, демонстрировавшие исключительные отвагу и мужество, зачастую не были отмечены высокими наградами. В принципе, они не за награды воевали, больше друзья-однополчане огорчались. Например, звезду Героя не получил и Алексей Берест, непосредственно водрузивший Красное знамя на берлинский Рейхстаг. Подвиг Зиновия Колобанова тоже оказался недооценённым.

Оценки всегда субъективны, их определяют люди, которым свойственно ошибаться. Однако подвиг Зиновия Колобанова вдохновил не только бойцов на всех фронтах, но и многих поэтов, писателей, музыкантов, художников. Его ратная работа не забыта. Открыт частный музей его имени, посвящённый битве за Ленинград. И в данной статье будет рассказано во всех возможных подробностях о подвиге Зиновия Колобанова.

В августе 1941-го

Окружение города на Неве большой группой гитлеровских армий началось 8 августа. Наши стояли насмерть, однако пядь за пядью отдавали свою территорию, всё более сужая кольцо вокруг города. Несмотря на исключительную самоотверженность бойцов Красной Армии, под давлением лучше вооружённых и превосходящих количеством сил противника приходилось отступать.

В годы Великой Отечественной войны служил именно там, на Гатчине (теперь это город Красногвардейск), в Первой танковой дивизии, которой командовал Виктор Ильич Баранов. Натиск врага, замыслившего блицкриг, был ожесточённым и упорным, но он удивлялся, почему такие слабые войска не сдаются. Однако не все части и подразделения на начало войны были у нас недовооружёнными.

Приказ

К Красногвардейску вели три дороги, по которым пытались прорваться фашистские войска. Первая - от города Луги, вторая - от Волосова, третья - от Кингисеппа. Приказ перекрыть и удерживать их поступил от генерала Баранова 19 августа 1941 года. Задача сложная, а потому была поручена опытному офицеру, прошедшему финскую войну, - Зиновию Григорьевичу Колобанову. Он командовал третьей танковой ротой.

На вооружении у них были КВ-1, тяжёлые танки, мощные машины, которые на тот момент едва ли не единственные могли противостоять германской бронетехнике. Однако танки сами по себе в бою значат не так много. Главное - люди. И конкретно - командир, легендарная личность, на все времена вошедшая в историю. Это Зиновий Григорьевич Колобанов. Именно его подвиг предрешил результат боя, который и сегодня изучают на занятиях тактики будущие офицеры. Поэтому нужно рассказать о герое подробнее.

Биография

Родился Зиновий Колобанов в декабре 1910 года в селе Арефино. Теперь это Нижегородская область. Во время Гражданской войны погиб его отец, и матери пришлось воспитывать троих сыновей в одиночку. Зиновий охотно учился в школе, окончил восемь классов и уехал в Горький в индустриальный техникум, это было на тот момент очень мудрым решением.

В стране шла индустриализация, поэтому квалифицированные инженеры и рабочие были просто на вес золота - предельно востребованы. Но поработать инженером Зиновию Колобанову так и не пришлось: в феврале 1933 года его призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. А там увидели, что парень не просто умный, но ещё и грамотный, поэтому направили его сначала в полковую школу, а затем в военное бронетанковое училище имени Михаила Васильевича Фрунзе.

Таким образом и стал Зиновий кадровым офицером. В 1936 году военное училище им было окончено с отличием, он получил звание лейтенанта и поступил в Третий отдельный танковый батальон Второй танковой бригады, которая базировалась в Ленинградском военном округе, - на должность командира танка. Однако учение его не прекратилось: в 1938-м он получил новые знания на Командных курсах усовершенствования.

В 1939-м был перевод в танковую бригаду, размещавшуюся на Карельском перешейке. Зиновий Колобанов по-прежнему оставался командиром роты. Потом была Советско-финская война, где трижды наш герой горел в танке и каждый день рисковал своей жизнью, будучи от смерти на волосок. Все соединения Ленинградского округа сыграли важнейшую роль в этой войне. А Колобанов лично прошёл в танке от границы до Выборга.

Служба

В 1940 году лейтенант Колобанов назначен помкомроты танкового резерва, а через некоторое время его служба продолжилась в Киевском военном округе: сначала заместителем командира танковой роты, затем - командиром батальона. В сентябре 1940-го он стал старшим лейтенантом. Через короткое время его назначили командиром танковой роты в батальон тяжёлых танков (нужно сказать, что эта рота тяжёлые танки на вооружение получить так и не успела).

С самого начала Великой Отечественной старшего лейтенанта Колобанова перевели обратно в Первую танковую дивизию, он стал командиром роты тяжёлых танков (и здесь танки КВ-1 на вооружении были). Командир танковой роты - очень высокая должность. Видимо, пошёл в счёт боевой опыт на Карельском перешейке. Но главный бой Зиновия Колобанова был ещё впереди.

Экипаж машины боевой

В танке КВ-1 вместе с командиром роты старшим лейтенантом Зиновием Колобановым воевали ещё четыре настоящих героя. Это радист-стрелок - старший сержант Кисельков Павел Иванович, командир орудия - Усов Андрей Михайлович, механик-водитель - старшина Иванович, помощник механика-водителя - рядовой Родников Николай Феоктистович. Каждый из них должен был стать Героем Советского Союза и получить свою Золотую Звезду. Скорее всего, и не одну. Особенно Усов.

Девятнадцатого августа старший лейтенант Колобанов был вызван командиром дивизии генералом Барановым, где и получил приказ перекрыть три дороги к городу Красногвардейску. Сразу после этого вся рота, состоящая из пяти танков, выдвинулась под командованием Колобанова на свои позиции. Два танка им были направлены к дороге со стороны Луги, ещё два - на направление к Кенгисеппу, а командирский танк замаскировался у приморской дороги, где обзор позволял держать под контролем два из трёх направлений.

Описание боя

Наступило двадцатое августа, тот самый день, который добавил в учебники описание боя Зиновия Колобанова. В конце войны знаменитый германский танкист-ас буквально "сплагиатил" в местечке Виллер-Бокаж всю командную деятельность Колобанова, подбив 11 танков наших английских союзников (причём свой "Тигр" ему сохранить не удалось, в отличие от нашего аса). Однако в мире почему-то гораздо лучше знают "подвиги" Виттмана (особенно на Курской дуге) и мало сведений имеют о Колобанове.

А ведь свой подвиг в бою под Войсковицами Зиновий Колобанов совершил, применив настоящий талант. Войсковицы - это совхоз, в сторону которого командир, чтобы не демаскировать до поры свою машину, пропустил "прощупывающих" путь для танковой колонны гитлеровских мотоциклистов. Тем временем на Лужском направлении уже завязался бой, и экипажи танков Дегтяря и Евдокименко громили авангард колонны танков на своей дороге: пять были уничтожены сразу плюс три бронетранспортёра.

Бой

Через некоторое время после того, как мотоциклисты по дороге проследовали, послышалось гудение и показалась непосредственно колонна. Шли лёгкие танки не то шестой, не то первой, не то восьмой гитлеровской танковой дивизии - сведения разнятся. По сторонам дороги в некоторых местах было обширное и абсолютно непроходимое болото. Колобанов приказал открыть огонь, когда большая часть гитлеровских танков оказалась именно на этом участке. Подвиг танкиста Колобанова во многом отличается от других, поскольку действия его не были спонтанными, они сопровождались умом и настоящим талантом.

Первыми же выстрелами три танка в голове колонны были подбиты и перекрыли дорогу остальным. Затем были подбиты замыкающие. Далее можно было уничтожать центр. Объехать горящие машины у врага не получилось - танки вязли в болоте и расстреливались, как в тире, стоячими. Паника в колонне нарастала. Боекомплекты взрывались. Ад, да и только. В течение каких-нибудь тридцати минут двадцать два танка были полностью уничтожены только командирским орудием. Гитлеровцы, сколько могли, отстреливались. Сто четырнадцать снарядов прилетело в советскую машину. Но КВ-1 выдержал. Броня, как поётся в известной песне, крепка, и наши танки быстры.

Командир орудия

Здесь нельзя не отметить огромное мастерство старшего сержанта Усова, командира орудия. Он потом повоевал ещё много, дослужился до лейтенанта. Это был опытнейший артиллерист, и именно его стараниями, его меткостью была обусловлена такая быстрая и такая безоговорочная победа. Андрей Михайлович успел повоевать и в советско-польскую, и в советско-финскую кампании, но в артиллерии. Впоследствии он прошёл соответствующее обучение и стал командовать орудием тяжёлого танка.

В общей сложности рота Колобанова в течение одного боя уничтожила сорок три танка противника: 22 - танк Колобанова, 8 - младший лейтенант Сергеев с экипажем, 5 - лейтенант Евдокименко, 4 - младший лейтенант Дегтярь, и ещё 4 - лейтенант Ласточкин. Когда основной бой был окончен, танкисты переключились на то, что осталось: уничтожили артиллерийскую батарею, легковой автомобиль, две пехотные роты. История не знала ещё такого результативного боя - ни советская, ни любых других танковых войск в мире. Подвиг танкиста Колобанова вошёл во все учебники, посвящённые военному искусству.

Представление к награде

В начале сентября наверх ушло представление всего экипажа танка Колобанова к высокому званию Героев Советского Союза за подписью полковника Дмитрия Погодина, командира полка. Он, повоевавший в Испании, был самым первым танкистом, получившим это звание в 1936 году, и уж ему-то было понятно значение подвига Зиновия Колобанова. Это представление охотно завизировал и командир дивизии генерал тоже Герой Советского Союза за бои в Финляндии. Однако не получилось.

Штаб Ленинградского фронта с этим представлением не согласился. Ордена дали всем. Командиру Колобанову и механику-водителю Никифорову - Красного Знамени, старшему сержанту Усову, метко стрелявшему, - орден Ленина, стрелку-радисту Киселькову и помощнику водителя Родникову - по ордену Красной Звезды. И с этим спорить было никак нельзя. Колобанов, видимо, какие-то фильтры у штабистов не прошёл, и надо было продолжать воевать, причём так же смело и находчиво. Однако 15 сентября Зиновий был тяжело ранен, обороняя город Пушкин (Царское Село). Почти вся остальная война прошла у него в свердловских госпиталях.

Дальнейшая жизнь

Ранения были очень и очень тяжёлыми, с повреждениями спинного и головного мозга, с контузиями. В госпитале Колобанов получил очередное звание - стал капитаном. Выписали его в удовлетворительном состоянии только в марте 1945 года, перед самой Победой. Но, как ни просился он на фронт, назначение пришло только в июле. Колобанов принял пост заместителя командира танкового батальона в Барановичах и потом ещё тринадцать лет служил Советской Армии верой и правдой.

Уволился в запас герой только в 1958 году, после чего поселился в Минске и устроился на автозавод мастером-контролёром ОТК. Дальнейшая жизнь у него была долгой и счастливой. А потом наступила перестройка, и Советский Союз перестал существовать. Это человеку старой закалки было пережить очень сложно. И Зиновий Григорьевич Колобанов нас покинул в возрасте 84 лет в 1994 году.

Музей

В нашей стране в настоящее время существуют проекты, посвящённые Великой Отечественной войне и поддерживаемые в подавляющем большинстве случаев только инициативой заинтересованных людей. Так был создан и частный музей "Битва за Ленинград" им. Зиновия Колобанова. Энтузиасты Ленинградской области уже более двадцати лет восстанавливают разнообразную боевую технику, которая участвовала в одном из кровопролитнейших и длительнейших сражений.

Директор музея Олег Титберия собрал уникальную коллекцию из найденной в местах боевых действий и отреставрированной техники, после чего открыл удивительный парк автомобилей, танков, артиллерийских орудий в городе Всеволожске (Ленинградская область). На территории музея посетители могут наблюдать, как реставрируется техника. За каждой буквально вырытой из земли машиной живёт своя история. Изучается не только каждая деталь для реставрации по документам семидесятилетней давности, но и проводятся исследования: каков был путь этой машины, кто именно в ней воевал. Рядом с легендарными "тридцатьчетвёрками" и танк КВ-1 тоже присутствует в экспозиции. Конечно, это не Зиновия Колобанова танк, тот был исключительно заметен после ста четырнадцати попаданий. Коллекция постоянно пополняется, и работают в музее поисковики, учёные, реставраторы и просто неравнодушные люди.

Подвиг Зиновия Колобанова — это символ русского характера и несгибаемой воли. Наши танкисты совершили подвиг — в ожесточенном бою подбили из засады 22 немецких танка.

Хронология танкового боя. Подвига Зиновия Колобанова

События 19 августа 1941 года

В конце августа 1941 года 3-я танковая рота Колобанова обороняла подступы к Ленинграду в районе города Красногвардейска (ныне Гатчина). Каждый день, каждый час был «на вес золота» — из северной столицы эвакуировались военные предприятия и мирное население. Танковая рота накануне была пополнена новыми танками КВ-1 с экипажами, прибывшими из Ленинграда. Командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона старший лейтенант Зиновий Колобанов был вызван к командиру дивизии генералу Баранову, от которого лично получил приказ прикрывать три дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа (через Таллинское шоссе):

Перекрыть их и стоять насмерть!

перекрыть три дороги, которые ведут к городу со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Защитить три дороги пятью танками» – с этим мог справиться только он. Танкист к тому времени прошел финскую войну, трижды горел в танке, но каждый раз возвращался в строй.

В тот же день рота Колобанова из пяти танков КВ-1 выдвинулась навстречу наступающему противнику. Важно было не пропустить немецкие танки, поэтому в каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов и минимальное количество осколочно-фугасных.

Согласно исследованию О. Скворцова, события развивались следующим образом. Оценив вероятные пути движения немецких войск, Колобанов направил два танка на лужскую дорогу, два - на кингисеппскую, а сам занял позицию на приморской дороге. Танковый окоп для тяжелого танка КВ-1 № 864 старшего лейтенанта Зиновия Колобанова был устроен всего в 300 метрах напротив Т-образного перекрёстка с таким расчётом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут по первому маршруту. С обеих сторон от дороги находился болотистый луг, затруднявший манёвр немецкой бронетехнике.


Схема боя КВ старшего лейтенанта З.Колобанова с немецкой танковой колонной 19 августа 1941 года

События 20 августа 1941 года

На следующий день — 20 августа 1941 года, после полудня, экипажи лейтенанта Евдокименко и младшего лейтенанта Дегтяря первыми встретили немецкую танковую колонну на Лужском шоссе, записав на свой счёт пять танков и три бронетранспортёра противника. Затем около 14:00 после безрезультатно завершившейся авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж Колобанова беспрепятственно пропустил, дождавшись подхода основных сил противника. В колонне двигались лёгкие немецкие танки (предположительно Pz.Kpfw.35(t))

Выждав, пока головной немецкий танк колонны поравнялся с двумя берёзами на дороге («Ориентир № 1»), Колобанов скомандовал: «Ориентир первый, по головному, прямой выстрел под крест, бронебойным - огонь!». После первых выстрелов командира орудия Усова, бывшего профессионального артиллериста-инструктора, участника войны в Польше и Финляндии, три головных немецких танка загорелись, перекрыв дорогу. Затем Усов перенес огонь на хвост, а затем и на центр колонны («Ориентир № 2»), тем самым лишив противника возможности уйти назад или в сторону Войсковиц. (По другим сведениям, опубликованным в газете «Санкт-Петербургский дневник» 14 сентября 2015 года, три сразу подбитых первыми тремя выстрелами экипажа Колобанова танка противника располагались в голове, хвосте и в середине колонны)

На узкой дороге, по обеим сторонам которой находилось болото, образовалась давка: машины, продолжая движение, натыкались друг на друга, съезжали на обочину и попадали в болото, где полностью теряли подвижность и могли только вести огонь из башен. В горевших танках противника начал рваться боекомплект. Немецкие танкисты вели ответный огонь, даже все завязшие в болоте танки противника пришлось подавлять огнём. В башню танка Колобанова попали 114 немецких снарядов. Но броня башни КВ зарекомендовала себя с самой лучшей стороны.

За 30 минут боя экипаж Зиновия Колобанова подбил все 22 немецких танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных снарядов.

По некоторым свидетельствам, вместе с командованием танковой части к месту боя приехал и «специальный» корреспондент газеты «Известия», штатный корреспондент местной ополченческой газеты «На защиту Ленинграда» Павел Майский.
По приказу комдива В. И. Баранова экипаж занял второй подготовленный танковый окоп в ожидании повторной атаки. По-видимому, на этот раз танк был обнаружен, и танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV начали обстрел КВ-1 с дальней дистанции, чтобы отвлечь внимание на себя и не позволить вести прицельный огонь по танкам и мотопехоте, которые в это время прорывались в район учхоза и далее в Черново. Кроме того, им требовалось вынудить советских танкистов покинуть позицию, чтобы приступить к эвакуации подбитых танков. Танковая дуэль не принесла результата обеим сторонам: Колобанов не заявил ни об одном уничтоженном танке на этом этапе боя, а у его танка разбило внешние приборы наблюдения и заклинило башню. Ему даже пришлось дать команду выехать из танкового окопа и развернуть танк, чтобы навести пушку на немецкие противотанковые орудия, подтащенные во время боя к танку на близкую дистанцию.
Тем не менее, экипаж Колобанова выполнил поставленную задачу, связав боем немецкие танки огневой поддержки Pz.Kpfw.IV, которые не смогли поддержать продвижение вглубь советской обороны второй роты танков, где она и была уничтожена группой танков КВ-1 под командованием комбата Шпиллера.

После боя на КВ-1 Колобанова насчитали более сотни попаданий.
Таким образом, было подбито 22 немецких танка, а всего его рота записала на свой счёт 43 танка противника

(в том числе экипаж младшего лейтенанта Ф. Сергеева - 8; младшего лейтенанта В. И. Ласточкина - 4; младшего лейтенанта И. А. Дегтяря - 4; лейтенанта М. И. Евдокименко - 5). Кроме того, лично командир батальона Шпиллер сжёг два танка. В этот же день ротой уничтожено: одна легковая машина, артиллерийская батарея, до двух рот пехоты и взят в плен один мотоциклист противника

Зиновий Колобанов о бое

Колобанов о войсковицком бое:
«…Меня нередко спрашивали: было ли страшно? Но я - военный человек, получил приказ стоять насмерть. А это значит, что противник может пройти через мою позицию только тогда, когда меня не будет в живых. Я принял приказ к исполнению, и никаких «страхов» у меня уже не возникало и возникать не могло. Сожалею, что не могу описать бой последовательно. Ведь командир видит прежде всего перекрестье прицела. … Все остальное - сплошные разрывы да крики моих ребят: «Ура!», «Горит!». Ощущение времени было совершенно потеряно. Сколько идёт бой, я тогда не представлял.»

Награда экипажу Колобанова


Экипаж Зиновия Григорьевича Колобанова

Сразу после этого танкового сражения, закончившегося полной победой советского оружия, в газете «Красная звезда» появилась заметка о подвиге танкиста Колобанова.
А в архивах Министерства обороны сохранился уникальный документ – наградной лист Зиновия Колобанова. Колобанов получил орден Красного Знамени 3 февраля 1942 года. Остальные члены экипажа - командир орудия старший сержант А. М. Усов был награждён орденом Ленина, механик-водитель старшина Н. И. Никифоров - орденом Красного Знамени, стрелок-радист старший сержант П. И. Кисельков и заряжающий красноармеец Н. Ф. Роденков - орденом Красной Звезды.

Все члены экипажа танка были представлены командиром полка Погодиным к званию Героев Советского Союза, но ни один не получил звания

Вопрос о присвоении Зиновию Григорьевичу Колобанову высшей награды России - Героя Российской Федерации - инициировал Василий Монич, который за счёт собственных средств и установил мемориальный памятник танкисту на Чижовском кладбище в Минске в 2006 году. Неоднократно и безрезультатно этот вопрос поднимался различными ветеранскими организациями, в очередной раз в июне 2011 года с просьбой содействовать присвоению подполковнику З. Г. Колобанову звания Героя Российской Федерации (посмертно) обратилось Законодательное собрание Санкт-Петербурга 15 июля 2011 года начальник Главного управления кадров Министерства обороны генерал-полковник В. П. Горемыкин отказал в присвоении Зиновию Колобанову звания Героя России, посчитав награждение нецелесообразным.

Память о подвиге


Стихи о подвиге Колобанова

Александр Гитович. Танкист Зиновий Колобанов

Все это было так:
В молчании суровом
Стоит тяжелый танк,
В леске замаскирован.

День - в дымке голубой
Не шелохнется ветка.
Три танка вышли в бой-
Немецкая разведка.

Пора! Огонь открыт!
И видно в ясном свете,
Как первый танк подбит,
За ним - второй и третий.

Но к лесу напрямик
Еще выходит сорок.
Вниманье! Каждый миг
Невыразимо дорог.

В начале 1990-х годов в России появилось огромное количество литературы, прославляющей подвиги немецких лётчиков, танкистов, моряков. Красочно описанные похождения гитлеровских военных создавали у читателя чёткое ощущение, что победить этих профессионалов Красная Армия смогла не умением, а числом — мол, завалили противника трупами.

Подвиги советских героев при этом оставались в тени. О них писали мало и, как правило, ставя под сомнение их реальность.

Между тем, самый успешный танковый бой в истории Второй Мировой войны был проведён советскими танкистами. Причём произошёл он в самое тяжёлое военное время — в конце лета 1941 года.

8 августа 1941 года немецкая группа армий «Север» начала наступление на Ленинград. Советские войска, ведя тяжёлые оборонительные бои, отступали. В районе Красногвардейска (такое название тогда носила Гатчина) натиск гитлеровцев сдерживала 1-я танковая дивизия.

Обстановка была крайне тяжёлой — вермахт, успешно применяя большие соединения танков, прорывал советскую оборону и угрожал захватом города.

Красногвардейск имел стратегическое значение, так как был крупным узлом шоссейных и железных дорог на подступах к Ленинграду.

19 августа 1941 года командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й танковой дивизии старший лейтенант Колобанов получил личный приказ от комдива: перекрыть три дороги, которые ведут к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа.

— Стоять насмерть! — отрезал комдив.

Рота Колобанова была укомплектована тяжёлыми танками КВ-1. Эта боевая машина могла успешно бороться с танками, которыми располагал вермахт в начале войны. Крепкая броня и мощная 76-миллиметровая пушка КВ-1 сделали танк настоящей грозой панцерваффе.

Недостатком КВ-1 была его не лучшая маневренность, поэтому наиболее эффективно эти танки в начале войны действовали из засад.

Для «засадной тактики» была и ещё одна причина — КВ-1, как и , к началу войны в действующей армии было мало. Поэтому имеющиеся в наличии машины от боёв на открытой местности старались по возможности оберегать.

Профессионал

Но техника, даже самая лучшая, эффективна только тогда, когда ей управляет грамотный профессионал. Командир роты старший лейтенант Зиновий Колобанов именно таким профессионалом и был.

Он родился 25 декабря 1910 года в селе Арефино Владимирской губернии в крестьянской семье. Отец Зиновия погиб на Гражданской войне, когда мальчику не было и десяти лет. Как и многим его сверстникам в ту пору, Зиновию пришлось рано приобщиться к крестьянскому труду. Окончив восьмилетку, он поступил в техникум, с третьего курса которого и был призван в армию.

Начинал службу Колобанов в пехоте, но Красной Армии нужны были танкисты. Способного молодого солдата отправили в Орёл, в бронетанковую школу имени Фрунзе.

В 1936 году Зиновий Колобанов окончил бронетанковую школу с отличием и в звании лейтенанта был отправлен на службу в Ленинградский военный округ.

Боевое крещение Колобанов принял на советско-финской войне, которую начал командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады. За время этой недолгой войны он трижды горел в танке, каждый раз возвращаясь в строй, и был награждён орденом Красного Знамени.

В начале Великой Отечественной войны Красной Армии остро не хватало таких, как Колобанов — грамотных командиров с боевым опытом. Именно поэтому ему, начинавшему службу на лёгких танках, срочно пришлось осваивать КВ-1, чтобы затем не просто бить на нем гитлеровцев, но и обучать этому своих подчинённых.

Засадная рота

В экипаж танка КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова входили командир орудия старший сержант Андрей Усов , старший механик-водитель старшина Николай Никифоров , младший механик-водитель красноармеец Николай Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков .

Экипаж был под стать своему командиру: люди хорошо подготовленные, с боевым опытом и холодной головой. В общем, в данном случае достоинства КВ-1 приумножались достоинствами его экипажа.

Получив приказ, Колобанов поставил боевую задачу: остановить вражеские танки, поэтому в каждую из пяти машин роты было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов.

Прибыв в тот же день на место неподалёку от совхоза Войсковицы, старший лейтенант Колобанов распределил силы. Танки лейтенанта Евдокименко и младшего лейтенанта Дегтяря заняли оборону на Лужском шоссе, танки младшего лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Ласточкина прикрывали кингисеппскую дорогу. Самому Колобанову досталась расположенная в центре обороны приморская дорога.

Танковый окоп экипаж Колобанова обустроил в 300 метрах от перекрестка, намереваясь вести огонь по противнику «в лоб».

Ночь на 20 августа прошла в тревожном ожидании. Около полудня немцы попытались прорваться по Лужскому шоссе, но экипажи Евдокименко и Дегтяря, подбив пять танков и три бронетранспортёра, заставили противника повернуть назад.

Спустя два часа мимо позиции танка старшего лейтенанта Колобанова проехали немецкие мотоциклисты-разведчики. Замаскированный КВ-1 себя никак не обнаружил.

22 подбитых танка за 30 минут боя

Наконец, появились давно ожидаемые «гости» — колонна немецких лёгких танков, состоящая из 22 машин.

Колобанов скомандовал:

Первыми залпами были остановлены три головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. В результате немцы потеряли возможности для манёвра и не могли покинуть зону обстрела.

В то же время танк Колобанова был обнаружен противником, который обрушил на него шквальный огонь.

Вскоре от маскировки КВ-1 не осталось ничего, немецкие снаряды ударяли в башню советского танка, однако пробить его не удавалось.

В какой-то момент очередное попадание вывело из строя башню танка, и тогда для того, чтобы продолжить бой, механик-водитель Николай Никифоров вывел танк из окопа и стал маневрировать, разворачивая КВ-1 так, чтобы экипаж мог продолжать вести огонь по гитлеровцам.

В течение 30 минут боя экипаж старшего лейтенанта Колобанова уничтожил все 22 танка, находившиеся в колонне.

Подобного результата в ходе одного танкового боя не удавалось достичь никому, включая хвалёных немецких танковых асов. Это достижение позднее было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Когда бой стих, Колобанов с подчинёнными обнаружили на броне следы от более чем 150 попаданий немецких снарядов. Но надёжная броня КВ-1 выдержала всё.

Всего же 20 августа 1941 года пять танков роты старшего лейтенанта Зиновия Колобанова подбили 43 немецких «оппонента». Кроме того, были уничтожены артиллерийская батарея, легковая машина и до двух рот гитлеровской пехоты.

Неофициальный герой

В начале сентября 1941 года все члены экипажа Зиновия Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Но высшее командование не сочло, что подвиг танкистов заслуживает столь высокой оценки. Зиновия Колобанова наградили орденом Красного Знамени, Андрея Усова — орденом Ленина, Николая Никифорова — орденом Красного Знамени, а Николая Родникова и Павла Киселькова — орденами Красной Звезды.

Ещё три недели после боя под Войсковицами рота старшего лейтенанта Колобанова сдерживала немцев на подступах к Красногвардейску, а затем прикрывала отход частей на Пушкин.

15 сентября 1941 года в Пушкине во время заправки танка и загрузки боекомплекта рядом с КВ-1 Зиновия Колобанова взорвался немецкий снаряд. Старший лейтенант получил очень тяжёлое ранение с повреждениями головы и позвоночника. Война для него закончилась.

Но летом 1945 года, восстановившись после ранения, Зиновий Колобанов вернулся в строй. Ещё тринадцать лет он служил в армии, выйдя в запас в звании подполковника, затем много лет жил и работал в Минске.

С главным подвигом Зиновия Колобанова и его экипажа произошёл странный казус — в него попросту отказывались верить, несмотря на то, что факт боя под Войсковицами и его результаты были официально задокументированы.

Кажется, власти стеснялись того факта, что летом 1941 года советские танкисты могли столь жестоко громить фашистов. Подобные подвиги не вписывались в общепринятую картину первых месяцев войны.

Но вот интересный момент — в начале 1980-х годов на месте боя под Войсковицами было решено поставить памятник. Зиновий Колобанов написал письмо министру обороны СССР Дмитрию Устинову с просьбой выделить танк для установки на постамент, и танк был выделен, правда, не КВ-1, а более поздний ИС-2.

Однако сам факт того, что министр удовлетворил просьбу Колобанова, говорит о том, что о герое-танкисте он знал и подвиг его под сомнение не ставил.

Легенда XXI века

Зиновий Колобанов ушёл из жизни в 1994 году, но ветеранские организации, общественники и историки по сей день предпринимают попытки добиться от властей присвоения ему звания Героя России.

В 2011 году Министерство обороны России отклонило ходатайство, сочтя новое награждение Зиновия Колобанова «нецелесообразным».

В итоге подвиг советского танкиста на Родине героя так и не оценен по достоинству.

Восстановить справедливость взялись разработчики популярной компьютерной игры. Одна из виртуальных медалей в онлайн-игре на танковую тему присваивается игроку, который в одиночку одержал победу против пяти и более танков противника. Она носит название «Медаль Колобанова». Благодаря этому о Зиновии Колобанове и его подвиге узнали десятки миллионов человек.

Возможно, такая память в XXI веке и есть лучшая награда для героя.