Вот вечер роса блестит на крапиве. Есенин Сергей - Вот уж вечер

«Вот уж вечер. Роса…» Сергей Есенин

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.

Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса…»

Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами. Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком. Между тем, именно к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву. Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует. В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.

Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, «прислонившись к иве» и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей луны падает на крышу дома. «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу», — отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко. Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе. Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой «сонный сторож стучит мертвой колотушкой», отпугивая непрошеных гостей.

От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания. Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, «певцом села», пьяницей и дебоширом. Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.

      От луны свет большой
      Прямо на нашу крышу.
      Где-то песнь соловья
      Вдалеке я слышу.

      Хорошо и тепло,
      Как зимой у печки.
      И березы стоят,
      Как большие свечки.

      И вдали за рекой,
      Видно, за опушкой,
      Сонный сторож стучит
      Мертвой колотушкой.
      Вот уж вечер. Роса
      Блестит на крапиве.
      Я стою у дороги,
      Прислонившись к иве.

      Гой ты, Русь моя родная,
      Хаты - в ризах образа...
      Не видать конца и края -
      Только синь сосет глаза.

      Как захожий богомолец,
      Я скажу: «Не надо рая,
      Дайте родину мою».

      Край ты мой заброшенный,
      Край ты мой, пустырь,
      Сенокос некошеный,
      Лес да монастырь.

      Избы забоченились
      А и всех-то пять,
      Я смотрю твои поля.
      А у низеньких околиц
      Звонно чахнут тополя.

      Пахнет яблоком и медом
      По церквам твой кроткий Спас.
      И гудит за корогодом
      На лугах.веселый пляс.

      Побегу по мятой стежке
      На приволь зеленых лех,
      Мне навстречу, как сережки,
      Прозвенит девичий смех.

      Если крикнет рать святая:
      «Кинь ты Русь, живи в раю!»
      Крыши их запенились
      В заревую гать 1 .

      Под соломой-ризою
      Выструги стропил,
      Ветер плесень сизую
      Солнцем окропил.

      В окна бьют без промаха
      Вороны крылом,
      Как метель, черемуха
      Машет рукавом.

      Уж не сказ ли в прутнике
      Жисть твоя и быль,
      Что под вечер путнику
      Нашептал ковыль?

      1 Гать - насыпь, плотина на месте заболоченной местности.

      Разбуди меня завтра рано,
      О моя терпеливая мать!
      Я пойду за дорожным курганом
      Дорогого гостя встречать.

      Я сегодня увидел в пуще
      След широких колес на лугу.
      Треплет ветер под облачной кущей
      Золотую его дугу.

      На рассвете он завтра промчится,
      Шапку-месяц пригнув под кустом,
      И игриво взмахнет кобылица
      Над равниною красным хвостом.

      Разбуди меня завтра рано,
      Засвети в нашей горнице свет.
      Говорят, что я скоро стану
      Знаменитый русский поэт.

      Воспою я тебя и гостя,
      Нашу печь, петуха и кров...
      И на песни мои прольется
      Молоко твоих рыжих коров.

      Отговорила роща золотая
      Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
      Не жаль души сиреневую цветь.
      В саду горит костер рябины красной,
      Но никого не может он согреть.

      Не обгорят рябиновые кисти,
      От желтизны не пропадет трава,
      Как дерево роняет тихо листья,
      Так я роняю грустные слова.

      И если время, ветром разметая,
      Сгребет их все в один ненужный ком...
      Березовым, веселым языком,
      И журавли, печально пролетая,
      Уж не жалеют больше ни о ком.

      Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
      Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
      О всех ушедших грезит конопляник
      С широким месяцем над голубым прудом.

      Стою один среди равнины голой,
      А журавлей относит ветер вдаль,
      Я полон дум о юности веселой,
      Но ничего в прошедшем мне не жаль.

      Скажите так... что роща золотая
      Отговорила милым языком.

«Вот уж вечер. Роса...» Есенина С.А.

Композиция:

  • Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк).
  • Размер стихотворения: двуударный дольник.
  • Стопа: разносложная с удалением на разных слогах.
  • 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве
  • 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой-крышу-соловья-слышу (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
  • 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
  • 4-ая строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: рекой-опушкой-стучит-колотушкой (рифмовка ААБА-параллельная и перекрёстная).

Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…» - парцелляция, «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…» - инверсия.

Тропы: эпитеты «большой» , «мёртвой» ; сравнение (3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки» ,«как большие свечки» ).

Образ лирического героя: лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.

Сюжет: динамичный и чёткий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.

Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.

В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, - это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убеждён, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие берёзы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С.А.Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В.В.Маяковского, который находил гармонию в городе.

В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н.А.Некрасова, невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» всё происходящее романтизировано и идеализировано. У С.А.Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.

Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то» , «вдалеке» - эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему ещё не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.

Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И берёзы стоят, как большие свечки…» ). В стихотворении лирический герой видит всё живым: ива, берёзы, соловей даже роса, блестящая на крапиве. Единственным мёртвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С.А.Есенина разнится с «природным космосом» М.Ю.Лермонтова, который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всём свете.

2. Прочитай текст.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. С давних пор служила берёза символом красоты.
Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо-сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются всходы.
Берёза – это растение–пионер, потому что оно активно обживает новые места.
Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным . Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.
А что можно сказать о пользе берёзы?
Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзы с удовольствием едят козы и овцы.

(137 слов)
(По Н. Юрцевичу)

3. Допиши предложения, опираясь на содержание текста.

а) Берёза – это растение–пионер, потому что оно активно обживает новые места.
б) Берёза – это чудо–сеялка, потому что она засевает огромные просторы миллионами мелких семян.

4. Выпиши из текста вопросительные предложения. Поставь в словах ударение.

А кто мóжет усомни́ться в этом?
А что мóжно сказáть о пóльзе берёзы?

5. Прочитай строки стихотворения о берёзе. Подчеркни сравнение.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И берёзы стоят,
Как большие свечки .

6. Можно ли назвать этот текст научно-познавательным? Запиши свой ответ.

7. Верно ли утверждение, что даже в самую жару, в самое пекло ствол берёзы всегда остаётся холодным?

Верно .

Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.

8. Отметь иллюстрацию, на которой берёза изображена зимой.

Сергей Александрович Есенин — русский поэт 20-ого века. Он написал огромное количество стихотворений на разные темы. В своей лирике он часто обращается к природе. Через нее он описывает свое внутреннее состояние. Большинство произведений написано о природе и Родине. Эта работа не исключение.

Стихотворение относится к ранней лирике поэта. Написано в 1910 году. Тогда Есенину было всего 15 лет, но он уже прекрасно чувствовал и понимал мир вокруг. 15-летний подросток сумел вложить в это стихотворение свою душу, свои эмоции. Произведение было написано, когда Сергей Александрович находился у себя дома, в селе Константиново. «Вот уж вечер» сам поэт называет пробой пера, поэтому он не стремился включить его в сборник.

Есть и альтернативная версия создания, ведь автор известен мистификацией собственной биографии. Есть мнение, что он специально заменил дату сочинения стихотворения, чтобы прослыть гением с рождения. Этот факт подтверждается найденными у него дома рукописями, в которых по качеству бумаги и чернил можно было распознать совсем другие даты и условия написания этих, безусловно, талантливых строк.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Сергей Александрович рисует нам образ природы, передает ее настроение и порывы. Рифма в стихотворении перекрестная, не является постоянной. К концу произведения появляется смесь перекрестной рифмовки с параллельной.

Размер стихотворения нельзя отнести к стандартным для нас размерам, например, дактилю, ямбу, хорею и т. д. «Вот уж вечер» написан двуударным дольником. В рифме пропускается несколько ударных слогов. Двуударный из-за количества ударений в строке.

Образы и символы

Героем в данном стихе является сам Есенин. Он стоит возле ивы, наблюдает за пейзажем. Вечер, сияет луна, поет соловей. Он наслаждается теплом, скопившимся за день. Автор очень точно передает свое настроение. Герою спокойно и хорошо. Читая это стихотворение, чувствуешь, что природа находится в гармонии с душой и мыслями поэта.

Мертвая колотушка, сонный сторож – все это выражает тишину и покой, которые появляются с наступлением ночи в селе. Они подчеркивают контраст с живой природой, которая в ночь будто бы проснулась от дневного сна. Роса, соловей, деревья, луна придают стихотворению живость. Они являются образом той самой ожившей природы, в то время как люди спят. Лирический герой тоже участвует в этом торжестве естества и живности.

Темы и настроение

Основная тема — природа. Автор точно и красиво описывает нам спокойный и красивый вечер. Нет никаких поворотных событий, сложных действий — в этом и состоит прелесть стихотворения. Это произведение можно сравнить с кружкой ромашкового чая поздно вечером — настолько оно умиротворённое и теплое.

Также в данном тексте прослеживается тема деревни, которая является сквозной в творчестве Есенина. Он видит и чувствует красоту села, его скромную и застенчивую прелесть, что раскрывается лишь под покровом ночи, когда суета людей не смазывает впечатление от увиденного великолепия лесов, полей и лугов.

Идея

Основная мысль стихотворения «Вот уж вечер» – показать, насколько хорошо может быть человеку от обыденных вещей. Каждый летний ил весенней вечер похож один на другой, но иногда бывают такие моменты, когда ты просто останавливаешься и осознаешь, что тебе действительно приятно и хорошо от мира вокруг. Природа живет, ты живешь. В этом произведении Сергей Александрович запечатлел именно такой момент, который бывает у каждого из нас, стоит только остановиться и заметить его.

Смысл в том, чтобы выразить свои чувства через рифму и слова. Приятные ощущения от такого вечера греют душу. Есенин увековечил этот момент в своих строках. Данное стихотворение приятно читать, будучи на природе. Оно захватывает с первых слов.

Средства художественной выразительности

Стихотворение содержит в себе эпитеты: сонный сторож, мертвая колотушка, большие свечки. Также текст содержит несколько сравнений: «Хорошо и тепло, как зимой у печки», «и березы стоят, как большие свечки».

Синтаксические средства выразительности: инверсия (Где-то песнь соловья вдалеке я слышу), парцелляция (Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве).

Текст довольно прост, в нем нет каких-либо сложных конструкций и схем. Написано музыкально и легко.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!