Шипящие согласные звуки в русском языке 2

Шипящие согласные звуки - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Очень часто названия звукам речи достается не случайно. Гласные названы так, потому что они голосистые. Новая тема в твоем учебнике русского языка называется «Шипящие согласные звуки». Это звуки [ш] и [ж], [щ’] и [ч’]. И они действительно шипят, не правда ли?! Получается, что такое имя им дали по принципу звукоподражания. В науке о русском языке они относятся к непарным. Но все-таки между собой образуют две пары. Всегда твердые непарные [ш] и [ж] – это одна пара. А всегда мягкие непарные [щ’] и [ч’] — другая. Не только по своему звучанию, но и по своему характеру эти согласные выделяются среди других. Можно сказать, что у них трудный характер. С ними связаны несколько довольно трудных случаев правописания в русской письменной речи. Тебе следует повнимательней присмотреться и прислушаться к шипящим согласным звукам. Изучить их характер, понять их особенности означает успешно справиться с теми правилами, которые нужно будет выучить в дальнейшем.




Цель: систематизирование знаний учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках; создание условий на уроке для усвоения данной темы.

  • научить способам обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков;
  • развивать орфографическую зоркость, умение производить звуковой анализ слов;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в парах.

Оборудование: учебник “Русский язык” часть 1 (автор Л. М. Зеленина), карточки для работы в парах, индивидуальной работы, презентация .

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.
Начинаем мы урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация знаний.

Игра “А я помню…”.

На какие группы можно поделить все буквы? (Гласные, согласные; буквы, которые не обозначают звука)

Чем отличается гласный звук от согласного? (Гласный состоит только из голоса; при произношении гласного нет во рту преград, гласный звук образует слог)

Что знаете и можете рассказать о согласных звуках? (Звон., глух., парн., непарн.)

Как отличить звонкие звуки от глухих? (Звон. произнос. с участием голоса и шума, а глухие – только с участием шума)

Назовите парные, звонкие непарные, глухие непарные.

Звуки мы (говорим, слышим).

Буквы мы (видим, читаем, пишем).

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я берусь.

3. Словарная работа.

(Слайд 1-8)

1) Если ты его отточишь -
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ... (Карандаш)

2) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков... (Горох)

3) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

4) Тихо, тихо снег идёт.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд.
Во дворе… (Лопатой)

5) В каком словарном слове
“растёт” ель? (Учитель )

6) Льется речка - мы лежим,
Лед на речке - мы бежим. (Коньки)

7) Это хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья: чашки, тарелки, кастрюли. (Посуда)

8) Как одним словом назвать предметы комнатной обстановки: диван, стол, стулья? (Мебель)

4. Формирование темы урока

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Произнесите первые звуки в этих словах.
- В каком слове первый согласный мягкий? (Белка)

Докажите.

5. Определяем тему урока “Мягкие и твёрдые согласные звуки.”

6. Постановка проблемы

На доске рисунки: маска и мёд, зонт и зеркало, лук и лимон.

Работают 3 ученика с первого, со второго, и третьего ряда. (К доске выходят по одному, остальные работают в тетрадях.)

Дети записывают слова в два столбика.

Вывод: перед гласными ё, е, и согласные мягкие.

Предлагаю задание “Весёлые звуки”. (Карточки с заданием у ребят на партах)

На прогулку вышел хряк,
Постоял и в лужу… (Бряк).

Сам доволен: - хрюк - хрюк - хрюк,
Хорошо, что я без … (Брюк)

Прошу в слове БРЯК найти и подчеркнуть мягкий согласный звук.

Кто был внимательным и нашёл в прочитанном стихотворении ещё слова с мягким согласным? (ХРЯК, ХРЮК)

Вывод: перед гласными ё, е, и, я, ю согласные мягкие.

На какие две группы делим гласные? (гл. 1 ряда и гл. 2 ряда)

(По ходу выполнения работы заполняется таблица)

Правила в сопоставлении
Мягкие согласные Твёрдые согласные
1. Мёд, зеркало, лимон, бряк, брюки.

Гласные 2-го ряда (е, ё, и ю, я) обозначают мягкость впереди стоящего согласного.

1. Маска, зонт, лук, мыло, поэт.

Гласные 1-го ряда (а, о, у, ы, э) обозначают твёрдость впереди стоящего согласного.

2. Уголь, банька.

Мягкий знак в середине и на конце слова обозначает мягкость впереди стоящего согласного.

2. Угол, банка.

Согласный на конце и в середине слова перед твёрдым согласным слышится твёрдо.

3. 3.

Слова: мы ло и поэ т проговариваю устно. В слове мыло прошу определить мягкость или твёрдость первого согласного звука, а в слове поэт дать характеристику третьему звуку.

Физминутка

Работа по учебнику с.75. у. 77

4б., 4зв. 5б., 4зв.

Угол – уголь

Вывод: буква ь знак, звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Под диктовку.

Кров - кровЬ, шест - шестЬ, банка – банЬка.

У.78 устно.

7. Для закрепления изученного материала возвращаемся к словарным словам.

Задание: 1 вариант. Найти слова, где все согласные мягкие. Прошу подчеркнуть их зеленым карандашом. (Учитель, мебель) 2 вариант. Найти два слова, где все согласные твердые. Подчеркнуть их синим карандашом. (Карандаш, горох)

8. Работа в парах. Найти слова, где встретились твердые и мягкие согласные.

Проверяем.

Подчеркиваем только те буквы, которые обозначили мягкость согласных (простым карандашом).

Кто не сделал ни одной ошибки – тихонько похлопайте в ладоши.

Вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами Е, Ё, И, Я, Ю, Ь.

Домашнее задание: с. 76 у. 79.

(Слайд 18)

Итог. Какое знание мы сегодня закрепили? Дети отвечают. Затем ещё раз обращаемся к таблице для зрительного повторения.

Оценивание смайликами.

9. Повторение. Работа в парах на карточках

Добавь слог с мягким согласным.

1) …тер, …лок, …ва. (Ве тер, ви лок, клюк ва)

Какие слова здесь спрятаны?

2) …ень, …ень, …ень, …ень, …ень. (Д ень, п ень, л ень, т ень, с ень)

(Самопроверка на обратной стороне карточки)

С любым из этих слов составить предложение и записать его.

Рефлексия.

Какая задача стояла перед нами?

Удалось ли её решить?

Кто справился с задачей?

Кто испытывал затруднения? Почему?

Так как таблица наша не закончена под пунктом 3, мы продолжим ее заполнение на следующем уроке.

Список литературы

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., учебник “Русский язык”. 2 класс (1 часть), Москва “Просвещение”, 2008 г.
  2. Ежемесячный журнал “Начальная школа”.
  3. Кислякова В.Е. “Русский язык”. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику Канакиной В.П., Городецкого В.Г., Волгоград. “Учитель”, 2013 г.
  4. Бондаренко А.А., “Русский язык для веселых девочек и мальчиков”, книга для учащихся начальных классов.

Ты уже знаешь, что звуки и обозначающие их буквы друг от друга могут отличаться. Ты познакомился с гласными звуками и понял, что они «голосистые». Следующая тема «Согласные звуки». Она труднее хотя бы уже потому, что согласных звуков гораздо больше. С чем они согласны согласные звуки, спросишь ты. Оказывается, с гласными звуками. Это действительно так. Согласные зависят от того, какая гласная стоит после них. Они должны, например, быть мягкими, если за ними стоит гласный звук [и]. Но соглашаются стать мягкими не все согласные. Некоторые остаются твердыми и ни в какую не хотят смягчаться. Такой у них характер. Это одна из трудностей русского языка. Чтобы понять, как ведут себя согласные звуки, надо внимательно их изучить. На первом уроке по теме «Согласные звуки» ты узнаешь, как они образуются. А если ты любознателен – рассмотри на форзаце своей учебной книги по русскому языку картинку «Чудо-городок звуков». Ты сразу заметишь, что согласные звуки разбрелись по разным домикам. Почему это произошло, тебе поможет узнать изучение новой темы. Ты, конечно, уже и сам подумал о важности этой темы, не правда ли? И ты совершенно прав!









Цель урока: углубление и обобщение знаний учащихся о шипящих согласных звуках, совершенствовать умение учащихся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Задачи урока:

Предметные : обобщить знания учащихся о шипящих согласных звуках, проверить знания учащихся по данной теме, выбирать и объяснять выбор действия, развитие умения работать с толковыми словарями, обогатить словарный запас учащихся, развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь, словарный запас учащихся.
Метапредметные : развивать универсальные учебные действия:интерес к новому учебному материалу, воспитание интереса к предмету через познание родного края, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, умение формулировать собственное мнение, работать в парах, воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны.

Оборудование: интерактивная доска, СD диск, мультимедийная презентация, толковые словари.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания учащихся

Приложение 1 . Слайд 1 (звучит музыка)

Учитель: Дети, возьмите, пожалуйста, в руки пультики и определите с каким настроением вы пришли на урок: желтый – радостное настроение, фиолетовый – грустное.

(На интерактивной доске высвечивается диаграмма).

Слайд 2 – внимание (по щелчку текст и звук колокольчика)

II. Чистописание. (Слайды 3-4) Название этапа урока и плакат «Правильно сижу».

Учитель: Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих. Вот мы на вокзале. Нам нужны билеты, но вагоновожатый говорит, что билеты получат только те, которые красиво напишут букву Р.

– Дайте характеристику звуку, обозначенному данной буквой. (Слайд 5)

Интерактивная доска: род ина род род ился Кубань

– Что общего в этих словах. (Корень – общая часть родственных слов)
– Какое слово «лишнее»?
– Что скажете об остальных словах?

III. Словарная работа (слайд с названием этапа урока)

а) Отец, отечество, Родина, Россия.

Учитель: Что скажете?
– Как вы понимаете значение этих слов?
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. (У учащихся индивидуальные «Толковые словари школьника»)
С.И. Ожегов:
Родина –
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения.
– Что объединяет все эти слова?
– По каким признакам их можно разделить на группы?
– Поставьте ударение, разделите на слоги.

б) Учитель: Прочитайте текст. (Слайд 6) Назовите пропущенные слова.

Учитель: Какое еще задание можете предложить?

Дети:

– Подчеркнуть имена собственные.
– Поставить ударение. разделить на слоги.
– Подчеркнуть слова, которые не переносятся.

в)(Р.р)оссия, (Р,р)оссийские,(Р,р)оссияне. (Слайд 8)

Учитель: Прочитайте слова, обведите нужную букву, подчеркните орфограмму. Какое из этих слов всегда пишется с большой буквы?

г) Знакомство с новым словарным словом

Все дороги в Россию ведут в… (Дети хором: Москву)
Москва что гранит, никто Москву не победит.

Учитель: Что это? (Пословицы)
– О каком городе говорится в пословицах?
Что вы знаете о Москве?
– Кто бывал в Москве?
– Что интересного увидели?

Учитель: На летних каникулах ученица нашего класса Сердюк София участвовала во Всероссийском конкурсе «Я помню, я горжусь!», посвященном юбилею освобождения Москвы и стала призером муниципального этапа. (Запись слова в тетрадь).

Учитель: Сколько орфограмм в слове Москва? Подчеркните их.

IV. Повторение об имени существительном

Учитель: Мы продолжаем поездку в Чащино. (Слайд 9)
Все – в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты – купе. Давайте познакомимся с пассажирами. Здесь едут девочка Оля с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака. Запишите их имена и вспомните правило написания имён существительных собственных и нарицательных. (1 группа – слабые учащиеся)

Задание для второй группы (сильные учащиеся):восстанови текст: исправь ошибки, расставь знаки препинания. (Слайд 10)

Проверка с обратной связью. (Слайд с правильными ответами)

Дети: Имена собственные пишутся с заглавной буквы. (Слайд 11)

В сочетаниях жи-ши
Только букву и пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а .
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву у .

(Детям выдается памятка с правилом в стихотворной форме)

V. Физкультминутка

В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.
(Повороты головой)
А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
(Приседания.)
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.
(Упражнения для рук)

Учитель: Тихо садимся на места.

VI. Закрепление

а) Учитель: Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Какое же это правило?

Учитель: Запишем названия предметов, изображённых на рисунках (слайды 12-22 с изображением предметов, в названиях которых есть буквосочетания жи-ши, ЧК, чу-щу.)

Дети записывают самостоятельно. Подчёркивают знакомые орфограммы.

Учитель: Проверь написание слов. Взаимопроверка.

б) Работа над предложением Слайд-задание.

Дети, что скажете?
– Что можно сделать? (Составить предложение)
– Скажите все, что знаете о предложении?
– Составьте предложение. (Слайд 24)

Учитель: Запишите предложения. Подчеркните главные члены. Укажите части речи

XII. Самостоятельная работа

(Слайд 25) Интерактивный диктант. (Диск-справочник 2 класс)

Выпал пуш…стый снег. У дома играли малыш…. Витя лепил снежную бабу. У Яш… лыж…. У Миш… собака Рыж…к. Она сторож…т дом. Яша и Миша играли в снежки.

XIII. Рефлексия

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило?
Дети, возьмите, пожалуйста, в руки пультики и оцените, как вы усвоили новую тему цветом:

  • Красный – хорошо усвоил материал
  • Зеленый – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова.
  • Синий – еще нужно работать. (На доске появляются диаграммы)

IX. Домашнее задание по вариантам (Слайды 26-27)

1. Расставь знаки препинания. Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы.

1 вариант.

Ёжик и мыши

Митя поехал на дач… к деду Ивану дач… была у леса Митя принёс из леса ёж…ка в ч…лане ж…ли мыш… Митя отнес ёж..ка в ч..лан ёж..к ловил там мышей.

2. В 1 и 2 предложениях подчеркни главные члены.

2 вариант.

У Саш… ж…вёт ёж…к. Саша полож…л ёж…ку каш… в ковш…к. Ёж…к беж…т. Он спеш…т на уж…н.
У деда Миш… ш…ло. Он ш…л ж…леты. У Маш… и Саш… ж…леты. Малыш… рады!

Список использованной литературы и ресурсов.

1. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995. – 256 с.: ил.
2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Русский язык. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., – ил. (Серия: «Мои первые уроки»)
3. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская Академия наук. – М.: Азбуковник, 1997. – 997 с.
4. Полуянова О.Д. Запоминаем словарные слова: 1-2 классы. – М.: Эксмо, 2011. – 48 с. (В помощь младшему школьнику)
5. А.В.Полякова «Русский язык 2 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г.