Скотт антарктида. Путешественник роберт скотт и его знаменитые экспедиции

П ервыми достичь Южного полюса удалось норвежцу Амундсену и англичанину Скотту.

Амундсен дошел до полюса раньше Скотта и благополучно вернулся обратно. Капитан Скотт, путешествие которого было исключительно трудным, погиб на обратном пути вместе со своими товарищами.

Экспедиция, отправленная на поиски, нашла спустя восемь месяцев палатку и в ней три замерзших трупа. Это были: капитан Скотт, Уилсон и Боуэрс. Двое других товарищей Скотта, Эванс и Оутс, умерли по дороге.

Уилсон и Боуэрс лежали в спальных мешках, по обыкновению, надвинутых на голову. Капитан Скотт, очевидно, умер последним. Верхнее платье на его груди было раскрыто и отвороты мешка сброшены. Одна рука его лежала на теле Уилсона. Под плечами у него нашли сумку с тремя записными книжками и письма к разным лицам. Кроме того, там же находилось его послание к публике, в котором он объяснял причины бедствия, постигшего их, исключительно дурной погодой, которая свирепствовала все время… «На обратном пути нам не выдалось ни одного хорошего дня, – говорит он в своем послании. – Я утверждаю, что все сделанные нами распоряжения вполне отвечали требованиям, но никто в мире в это время года не мог бы ожидать такого страшного холода и такой труднопроходимой поверхности льда!

Ночью температура понижалась до 47° , при непрерывном ветре. Все это было совершенной неожиданностью, и причиной нашей гибели, несомненно, является это внезапное наступление жестоких морозов, которому я не могу найти удовлетворительного объяснения… Последним ударом, завершившим наши бедствия, была метель, застигшая нас в одиннадцати милях от того склада, где мы рассчитывали найти топливо и запасы для остального пути. Мы застряли на этом небольшом расстоянии от нашего Однотонного лагеря, имея запас пищи всего на два дня, а топлива на один день!

Мы не могли выйти из палатки четыре дня. Кругом нас воет вьюга. Мы ослабели. Писать трудно, но я все-таки не жалею об этом путешествии. Оно указывает, что англичане и теперь, как и в прошлое время, способны переносить труды и лишения, помогать друг другу, как в былые времена… Пусть эту повесть о мужестве, выносливости и отваге моих товарищей расскажут мои черновые наброски и наши мертвые тела!»

Путешествие капитана Скотта исключительно по драматизму и действительно указывает, каким громадным запасом мужества и энергии обладали он и его товарищи, чтобы бороться до конца с ополчившимися на них силами природы. Цель была достигнута, хотя и с опозданием, но эти мужественные люди заплатили за нее жизнью.

Капитан Скотт вел дневник, в котором аккуратно, изо дня в день, до самой минуты смерти, записывал все, и, читая эти записи, можно проследить все его путешествие от самого начала и вплоть до трагического конца, когда слабеющей рукой он выводил последние строки.

Благоприятные предзнаменования. – Вид нагруженного судна. – Бедные животные. – Жизнь на корабле. – Плавучие льды. – Рождество на корабле. – Пингвины. – Жизнь подо льдом.

П утешествие началось при благоприятных предзнаменованиях. Капитан Скотт закончил в Новой Зеландии, в ноябре 1910 года, все свои приготовления, и его судно «Терра Нова» вышло в море 29 ноября. Свой дневник он начал писать с 1 декабря.

Описывая вид судна, нагруженного всем необходимым для такого путешествия, он говорит:

«Внизу, насколько мы могли ухитриться, все было плотно заставлено и упаковано… Пятнадцать лошадей стоят рядышком, лицом к лицу, семь с одной стороны и восемь с другой, а посередине помещается конюх. И все качается, качается непрерывно, повинуясь неправильному, ныряющему движению судна… Какая пытка для бедных животных выносить это день за днем, по целым неделям!

Собак всего тридцать три. Их нам поневоле приходится держать на цепи. Насколько возможно, они пользуются прикрытием, но положение их весьма незавидно. Волны беспрестанно ударяют о борт судна и рассыпаются дождем холодных брызг. Собаки сидят, повернувшись спиной к борту, но на них обрушивается холодный душ, и вода струей сбегает с них. Жалко смотреть на них, они ежатся от холода, и вся их поза выражает страдание. Иногда бедняжки даже взвизгивают, и вообще вся эта группа животных представляет очень унылую, печальную картину».

В кают-компании (общей каюте) было тесно, и все едва умещались за столом. На судне было 24 офицера, но обыкновенно двое или трое отсутствовали, потому что стояли на вахте.

Пища была простая, но питательная. «Удивительно, – восклицает Скотт, – как наши два буфетчика умудряются сделать всю работу вовремя, и посуду вымыть, и каюты убрать, и при этом они всегда готовы услужить каждому и неизменно веселы и приветливы».

Морская болезнь, конечно, давала себя чувствовать. Но большинство команды состояло из бывалых моряков, уже привыкших к ней. Больше всех, по-видимому, страдал от нее фотограф Понтин. Тем не менее он не прекращал работы, хотя и должен был неоднократно нагибаться к борту. Пластинки он проявлял, держа в одной руке ванну, где промывал их, а в другой – таз, на случай припадка морской болезни.

2 декабря был день тяжелых испытаний, свирепствовал сильный шторм и волны заливали палубу. В такие минуты приходилось цепляться руками за что попало, чтобы не быть унесенным за борт. Буря не унималась весь день и всю ночь. Опасность возрастала, потому что засорились насосы в машинном отделении и вода поднялась выше люков. Старший кочегар Лэшли, стоя по самую шею в бурлящей воде, упорно работал, стараясь прочистить насосы, но ничто не помогало: тяжело нагруженное судно сидело глубоко и могло погрузиться в воду сверх меры, а это было очень опасно. Все, стоя почти по пояс в воде, работали день и ночь, вычерпывая воду. Офицеры и команда не теряли, однако, бодрости и даже пели за своей работой. Ночью утонула собака и околела лошадь. Волной иногда уносит собаку, и ее удерживает только цепь. Но в таких случаях собаке грозит удушение, если не подоспеет помощь. Одну из них так и не смогли спасти – она задохнулась.

Другую волна унесла с такой силой, что цепь порвалась, и собака исчезла за бортом. Но следующая волна каким-то чудом принесла ее обратно и бросила на палубу. Собака эта осталась жива и здорова.

На другой день буря прекратилась, и можно было привести в известность ущерб, который она причинила. Погибли две лошади и одна собака и, кроме повреждения бортов судна, волнами унесло 10 тонн угля, много керосина и ящик спирта для научных препаратов.

Погода исправилась, но пострадавшие во время шторма лошади причинили Скотту большое беспокойство. «Сомневаюсь, чтобы они могли вынести еще такую бурю, не оправившись совершенно, – замечает Скотт. – Декабрь в море Росса, где мы находимся, должен быть хорошим месяцем и всегда был таковым, но все же надо быть готовым ко всему, и я очень беспокоюсь за наших животных».

Девятого декабря, в шесть часов утра, показались айсберги и сплошные плавучие льды. Скотт не ожидал встретить такой лед раньше 66-го градуса широты. Зато качка прекратилась, и все почувствовали облегчение после недавних бурных дней. Но этот лед грозил задержать плавание. Действительно, лед становился плотнее, и, казалось, невозможно было пробиться через него. Однако перемены наступали постоянно.

Скотт Роберт Фолкон Скотт Роберт Фолкон

(Scott) (1868-1912), английский исследователь Антарктиды. В 1901-04 руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, Трансарктические горы, шельфовый ледник Росса, исследовал Землю Виктории. В 1911-12 руководитель экспедиции, достигшей 18 января 1912 Южного полюса (на 33 дня позже Р. Амундсена). Погиб на обратном пути.

СКОТТ Роберт Фолкон

СКОТТ Роберт Фолкон (1868-1912), английский исследователь Антарктиды (см. АНТАРКТИДА) . В 1901-04 руководитель экспедиции, открывшей п-ов Эдуарда VII. В 1911-1912 руководитель экспедиции, достигшей 18.1.1912 Южного полюса (см. ЮЖНЫЙ ПОЛЮС) (на 33 дня позже Р. Амундсена (см. АМУНДСЕН Руаль) ). Погиб на обратном пути.
* * *
СКОТТ (Scott) Роберт Фолкон (6 июня 1868, Сток Дамерел, предместье Девонпорта, графство Девон, Англия - 29 или 30 марта 1912, шельфовый ледник Росса, Антарктида), английский исследователь Антарктики, моряк, капитан I ранга (1904), национальный герой Великобритании.
Начало жизненного пути
Скотт родился в многодетной семье (шесть человек) среднего достатка; в 1880 зачислен на военный флот. С юных лет отличался слабым здоровьем, вспыльчивостью и леностью; усиленно занимался спортом, развивая силу и выносливость, воспитывал в себе волю, выдержку и аккуратность. По окончании колледжа в Фэреме (графство Гэмпшир) служил на разных кораблях, а в 1886 направлен в Вест-Индию, где познакомился с К. Маркемом, президентом Королевского географического общества.
Экспедиция 1901-1904
По рекомендации К. Маркема Скотт возглавил крупную антарктическую экспедицию. В 1902 исследовал весь западный гористый берег Земли Виктории, проплыл вдоль всего Ледяного барьера Росса до его западного края и открыл «Землю Эдуарда VII» (оказавшуюся полуостровом). В конце 1902 Скотт продолжил открытие шельфового ледника Росса: по его восточной окраине, страдая от голода и цинги, проделал почти 1200 км в оба конца. На этом пути он проследил Трансантарктические горы на протяжении 600 км и выявил в них шесть глетчеров. В конце 1903 Скотт открыл первый антарктический оазис (свободную от льда и снега долину) и прошел по высокогорному плато Земли Виктории около 500 км. По возвращении на родину получил звание капитана флота, награжден одним из высших орденов Великобритании и шестью золотыми медалями Географических обществ ряда стран.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться»
С 1905 по 1909 Скотт разъезжал по стране с докладами, командовал четырьмя линкорами, испытывал моторные сани и собирал средства на новую экспедицию (1910-1913). Она закончилась трагически: ценой неимоверных страданий и усилий Скотт и четверо его спутников достигли Южного полюса 17 января 1912, на 33 дня позже Р. Амундсена (см. АМУНДСЕН Руаль) . Из-за нервного потрясения, крайнего утомления и нехватки продуктов, от холода и кислородного голодания все скончались: сначала двое (один за другим), а в 264 км от главной базы - остальные. Скотт умер последним; предсмертная просьба позаботиться о его родных и близких погибших товарищей была выполнена. Вдова Скотта получила льготы, положенные кавалеру Ордена Бани (см. БАНИ ОРДЕН) .
Человеческие качества
По отзывам современников, Скотт был небольшого роста (165,5 см), мускулистым, сильным и мужественным, умным, энергичным и целеустремленным. Его отличали самообладание, работоспособность и прекрасная память, железная воля, высоко развитое чувство долга и отзывчивость. Бескорыстный, скромный и искренний, Скотт не терпел высокомерия, пустословия и обмана. Его публичные выступления имели неизменный успех: о серьезных проблемах он рассказывал доходчиво, с юмором. Себя он считал неисправимым романтиком и оптимистом.
Научные результаты и посмертная слава
Скотт выявил гигантский шельфовый ледник и хребет большой протяженности. Честь открытия высокоприподнятого плато, занимающего огромное пространство от гор до полюса он делит с Э. Шеклтоном (см. ШЕКЛТОН Эрнест Генри) и Р. Амундсеном. Метеорологические наблюдения, полученные тремя этими путешественниками, позволили сделать во многом верный вывод о наличии у Южного полюса в летний период антарктического антициклона. Скотту поставлено одиннадцать памятников в ряде стран планеты; его имя носят горы, два ледника, остров и две полярные станции. Впрочем, наиболее величественный монумент Скотт воздвиг себе сам: письма, написанные им перед смертью, имеют общечеловеческий смысл и не подвластны времени. Он нашел предельно точные и простые слова, идущие от сердца к сердцу н волнующие каждого, кто читал эти шедевры эпистолярного наследия Скотта, повествующие о мужестве и стойкости его спутников.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Скотт Роберт Фолкон" в других словарях:

    Скотт, Роберт Фолкон - Роберт Фолкон Скотт. СКОТТ Роберт Фолкон (1868 – 1912), английский военный моряк, исследователь Антарктиды. В 1901 – 04 руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, часть Трансантарктических гор, несколько горных ледников, оазис и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Скотт, Роберт Фолкон - СКОТТ Роберт Фолкон (1868 1912) английский морской офицер, исследователь Антарктиды. В 1881 г. был зачислен гардемарином в королевский военно морской флот. Плавал на различных кораблях, изучал навигацию и математику, обучался лоцманскому и… …

    - (1868 1912) английский исследователь Антарктиды. В 1901 04 руководитель экспедиции, открывшей п ов Эдуарда VII. В 1911 1912 руководитель экспедиции, достигшей 18.1.1912 Южного полюса (на 33 дня позже Р. Амундсена). Погиб на обратном пути … Большой Энциклопедический словарь

    Скотт (Scott) Роберт Фолкон (6.6. 1868, Девонпорт ‒ около 30.3.1912), английский исследователь Антарктиды. В 1901‒04, возглавляя экспедицию, открыл полуостров Эдуарда VII, обследовал Землю Виктории и от о. Росса дошёл до 82°17 ю. ш., двигаясь… … Большая советская энциклопедия

    - (Scott, Robert Falcon) (1868 1912), английский морской офицер, исследователь Антарктиды. Родился в Девенпорте 6 июня 1868. Поступил на службу в военно морской флот в 1880. В 1900 был назначен руководителем первой Национальной антарктической… … Энциклопедия Кольера

    - … Википедия

    - … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скотт. Роберт Фолкон Скотт англ. Robert Falcon Scott … Википедия

    Роберт Фолкон Скотт - см. Скотт, Роберт Фолкон … Морской биографический словарь

    Роберт Фалкон Скотт Роберт Скотт (Роберт Фалкон Скотт, англ. Robert Falcon Scott; 6 июня 1868 предположительно 29 марта 1912) один из первооткрывателей Южного полюса в 1912 году. Содержание … Википедия

Книги

  • Экспедиция к Южному полюсу , Роберт Фолкон Скотт. В историю познания, открытия человеком Земли трагические страницы в 1910-1912 годов вписала английская экспедиция к Южному полюсу под руководством капитана Роберта Скотта. Дневники полярного…

6 июня 1868 года родился человек, имя которого впоследствии стало известно всему миру и навсегда вошло в историю исследований Антарктиды. Речь идёт о Роберте Скотте – знаменитом английском исследователе Южного полюса, человеке, отдавшим свою жизнь за исследование нового континента.

Становление героя

Жизненный путь будущего мореплавателя был определён ещё с детских лет. Мальчику, рождённому в семье, где из поколения в поколение жизнь мужчин была связана с военно-морским флотом, сложно было избежать такой участи. Поэтому, даже не смотря на то, что юный Роберт не отличался отменным здоровьем, был излишне вспыльчив и не очень аккуратен, в 9 лет он всё же был отправлен на учёбу в Stubbington House School – школу, занимающуюся подготовкой будущих мореплавателей, а уже в 13 лет начал свою военно-морскую жизнь.

Роберт Скотт — кадет военно-морского флота

В начале карьеры Роберта Скотта были непонятные ситуации, о которых умалчивают документы, а значит, и история, но это не помешало ему дослужиться до торпедного офицера. Тем не менее, не всё так гладко было в жизни его родных. В 1884 году отец разоряется, и через несколько лет семья лишается главного кормильца. Мать и сёстры остаются на попечении Роберта и его младшего брата Арчибальда. Но в 1898 г. скончался и младший брат, поэтому забота о близких полностью легла на плечи молодого офицера.

Вполне вероятно, что это сыграло определенную роль в выборе дальнейшего жизненного пути Роберта. Его поглотили две цели – продвинуться по службе и заработать достаточное количество денег для своей семьи, а счастливая встреча с Клементом Маркэмом помогла офицеру достичь их. Этот человек был в поисках мореплавателя, который бы рискнул возглавить экспедицию, и Роберт не упустил свой шанс.

Экспедиция под руководством Роберта Скотта

Благодаря согласию на участие в экспедиции, Роберт получает новое звание – коммандер. Так началось его быстрое восхождение к славе. К тому же, он находился под покровительством Клемента Маркэмома, который к тому времени уже являлся президентом Королевского географического общества.

Хотя Роберт Скотт совсем ничего не знал о полярной жизни, он всё же был настроен провести исследование Антарктиды, и чтобы получить представление о предстоящих условиях экспедиции молодой капитан даже ездил в Норвегию на встречу с Нансеном.

И вот корабль «Дискавери», на котором Роберт собирался отправиться в Антарктиду, был загружен всем необходимым снаряжением, и 21 марта 1901 года экспедиция отправилась в путь. Многие считали, что отправление корабля под командованием Роберта было ошибкой, ведь он не только не знал, что собой представляет Антарктида, но ещё и не умел обращаться с взятым в путь снаряжением. Тем не менее, жребий выпал, и корабль под руководством Скотта отправился покорять новые горизонты.

За год экспедиции был исследован берег Земли Виктории. Затем, когда «Дискавери» пересёк Ледяной барьер Росса, команде посчастливилось открыть Землю Эдуарда VII . Путешествие осложнилось голодом и цингой, но коммандер всё же не остановился, а успешно прошёл восточную окраину ледника Росса, оставив позади тысячи километров. В заключительные месяцы уже 1903 года команда наткнулась на антарктический оазис. Завершающий маршрут экспедиции в 500 километров пролегал вдоль плата Земли Виктории, и уже в сентябре 1904 года команда прибыла на родину в Англию.

В лучах желанной славы

Успешная экспедиция не осталась незамеченной: мужество и решительность Скотта в экспедиции получили заслуженную похвалу и он обрёл ту желанную славу, к которой стремился. По возвращению домой офицер был повышен в звании и стал служить на флоте как капитан 1-го ранга. Его мать лично ощутила величие подвига сына, когда до его прибытия ей вручили Королевскую медаль. Золотые медали географических обществ из разных стран лишь ещё более ярко продемонстрировали тот факт, что Роберт Скотт стал признанным исследователем. Слава капитана ходила вслед за ним, когда он «колесил» по стране как герой, но сам мореплаватель говорил: «Мы сделали много открытий, но по сравнению с тем, что осталось сделать, это не более чем царапина на льду» .

Всё удачно слаживалось и в личной жизни мореплавателя. Обретение всеобщего признания и славы поспособствовали знакомству Роберта с его будущей женой. На одном из неофициальных приёмов он повстречал Кэтлин Брюс – талантливую молодую художницу и скульптора, которая обучалась у самого Родена и была знакома со многой творческой элитой своего времени – в числе её хороших знакомых были Айседора Дункан и Пикассо.

Не смотря на популярность Кэтлин у мужчин, она хоть и была готова разорвать отношения из-за постоянного первенства моря и службы у Роберта, но всё же среди всех ухажёров отдала предпочтение именно ему. В сентябре 1908 г. они обвенчались, а спустя год Роберт стал отцом малыша, которого нарекли Питером, в честь сорванца Питера Пэна – героя известной книги Джеймса Барри, бывшего одним из лучших друзей полярного исследователя. Но как бы ни был привязан к своей семье молодой капитан, его всё же манили неизведанные земли Антарктиды и уже накануне рождения сына он объявил о сборах новой арктической экспедиции.

Последняя экспедиция Роберта Скотта

Экспедиция «Терра Новы» была разделена на два этапа: Северный и Южный. Но уже в первом походе у команды начались проблемы. Острая нехватка продовольствия и угля приводила к разногласиям между членами экспедиции. Вдобавок ко всему этому часть снаряжения (в частности, мотосани) вышла из строя. Тем не менее, Роберт не собирался отступать от своих планов, и в ноябре 1911 г. начался второй этап экспедиции.

Однако расчёты Скотта не совпали с реальностью. Это привело к тому, что мотосани были сломаны, лошади застрелены, а люди сами тащили нагруженные сани. Но всё же 3 января 1912 года команда вышла на финишную прямую, которая для некоторых участников стала последней.

Роберт Скотт и ещё четыре человека отправились в самый главный путь этой экспедиции. 17 января, спустя две недели, группа дошла до своей цели — Южного полюса, но её уже опередила , а экспедиция Скотта, оказавшись на втором месте, заплатила за это слишком большую цену. Поход обратно сопровождался нервным потрясением, отсутствием физических сил и продуктов. К такому истощению команды добавились ещё сильный холод и нехватка кислорода. Все эти факторы сыграли против экспедиции Скотта. В результате, так и не дойдя до главной базы, вся команда погибла.

В день своей смерти, 29 марта, Роберт Скотт написал последнюю заметку: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

О жизни, и особенно о последней экспедиции Роберта Скотта можно сказать цитатой из поэмы «Улисс»: «Бороться, искать, найти и не сдаваться» . Именно так и жил капитан Скотт. Он был борцом и не мог заменить покорение новых горизонтов спокойным сидением с семьёй в уютных домашних условиях, о чём и написал в прощальном письме своей жене незадолго до гибели, обозначив всё же, что за свою тягу к путешествиям ему приходится платить слишком высокую цену и он уже не сможет сам лично поведать о своих путешествиях сыну. Но сдаваться великий полярный исследователь не умел, и его имя навсегда останется в истории путешествий символом отчаянного мужества.

Английский исследователь Антарктиды. В 1901-1904 годах руководил экспедицией, открывшей полуостров Эдуарда VII, Трансарктические горы, шельфовый ледник Росса, исследовал Землю Виктории. В 1911-1912 годах руководил экспедицией, достигшей 18 января 1912 года Южного полюса (на 33 дня позже Р. Амундсена). Погиб на обратном пути.


Роберт Фолкон Скотт родился 6 июня 1868 года. В тринадцать лет Роберт становится кадетом на учебном корабле «Британия», в пятнадцать - мидшипменом на «Боадише», затем на «Монархе», «Ровере», в двадцать - младшим лейтенантом на «Амфионе».

В двадцать три года Скотт поступил в минно-торпедное училище. В двадцать пять, окончив его, стал лейтенантом, минным офицером на «Вулкане».

В 1894 году семья Роберта Фолкона лишилась всего своего состояния. Через три года умер его отец, еще через год - брат. В тридцать лет лейтенант Роберт Фолкон Скотт остался единственной опорой для матери и четырех своих сестер.

Он был на хорошем счету у начальства - волевой, целеустремленный морской офицер. Но только через десять лет после производства в лейтенанты он должен был получить следующий чин - капитана 2-го ранга. Рассчитывать на протекцию не приходилось.

В 1898 году в Лондоне была издана тоненькая брошюрка «Исследование Антарктики. Призыв к посылке национальной экспедиции», а в июне следующего года лейтенант Скотт случайно встретил на улице автора брошюры - Клементса Маркхема, президента Королевского географического общества. Маркхем сообщил ему, что готовится экспедиция в Антарктику.

Через два дня Скотт подал рапорт о своем желании возглавить экспедицию. Год спустя он был досрочно произведен в капитаны 2-го ранга, стал начальником экспедиции.

Скотт не имел ни малейшего полярного опыта. Но он был настойчив, целеустремлен, честолюбив, умел командовать людьми и умел подчиняться.

Еще перед началом экспедиции, в 1900 году, Скотт специально ездил в Норвегию, где консультировался с Фритьофом Нансеном. Потом посетил Германию, ознакомился с подготовкой антарктической экспедиции Эриха Дригальского.

Перед началом экспедиции Скотт закупил в России два десятка ездовых собак. Но первая же попытка использовать их совершенно разочаровала его. Хотя собачьей вины тут не было, сказалось полное отсутствие опыта у англичан.

По официальным документам, экспедиция не ставила своей целью достижение Южного полюса. Но об этом думали и Маркхем, и Скотт. Когда кончилась длинная полярная ночь и наступило лето, попытка была предпринята.

Роберт Скотт, Эдуард Уилсон, Эрнст Шеклтон составляли полюсный отряд. Их сопровождала вспомогательная партия из 12 человек. На нартах вспомогательной партии развевался флаг с надписью «В услугах собак не нуждаемся». Но полюсный отряд все же рассчитывал на собак - другого транспорта не было. И собачья упряжка за несколько часов сумела догнать вспомогательную партию, которая вышла на три дня раньше.

Скотт торжествовал «С верой в себя, в наше снаряжение и в нашу собачью упряжку мы радостно смотрим вперед».

Но когда, достигнув 79-й параллели, вспомогательная партия повернула обратно, собаки отказались везти груз. «Поезд», составленный из пяти нарт, был перегружен. Пришлось разделить поклажу на две части, а потом и на три и, соответственно, каждую милю проходить дважды или трижды.

Зимой собаки питались специальными сухарями из пеммикана (изготовленными для собак лучшими фирмами Англии), но в санном путешествии по совету какого-то «знатока» их перевели на «диету» из мороженой рыбы, которая оказалась подпорченной. Собаки слабели с каждым днем. Через пять недель одна за другой стали умирать...

Мясо погибших или убитых собак уже не могло поддержать силы живых. По утрам, впрягая в нарты, собак зачастую приходилось поддерживать - от слабости у них подкашивались ноги. За день удавалось пройти четыре, потом только две мили.

Паек людей сократился до полутора фунтов в день, и чувство голода не покидало их. Все страдали от снежной слепоты, Уилсон, придерживаясь за нарты, временами брел с завязанными глазами. У Шеклтона появились первые признаки цинги.

1 января, достигнув широты 82 град. 17`, они повернули обратно. Ветер стал попутным, и они поставили импровизированный парус. Но скорость резко возросла только тогда, когда путешественники окончательно отказались от помощи собак. За этот день они прошли десять миль. Оставшиеся еще в живых собаки трусили рядом. Но собачий корм на нартах был лишним грузом, и 13 января убили последних.

Шеклтон слабел, он кашлял, отхаркивался кровью. Теперь он уже не помогал тянуть сани, не участвовал в лагерных работах. Иногда его даже усаживали или укладывали на сани. У Скотта и Уилсона тоже были явные признаки цинги. Все они тащились из последних сил...

В тот год высвободить судно из ледового плена не удалось, пришлось остаться на повторную зимовку. И весной Скотт возглавил новое санное путешествие - в глубь Земли Виктории. На этот раз без собак. Впрягшись в лямки, они прошли за 59 дней 725 миль. Почти по тринадцать миль в сутки, а бывало и по тридцать! Как писал Скотт, они «развили скорость настолько близкую к скорости полета, насколько это возможно для санной партии».

Проведя в Антарктиде две зимы, английская экспедиция вернулась на родину с триумфом. Двенадцать объемистых томов стали ее итогом - метеорологические, гидрологические, биологические, магнитные наблюдения, работы по физической географии, геологии Антарктиды. Англичане исследовали шельфовый ледник Росса, внутренние части Земли Виктории.

Скотт как начальник экспедиции заслужил общее уважение за решительность - когда пробивался на судне к берегу Антарктиды, за мягкость - во время зимовки и, наконец, за личное мужество. Он получил золотые медали от географических обществ Англии, Америки, Дании, Швеции. Географическое общество России избрало его своим почетным членом. Скотт был произведен в капитаны 1-го ранга. Английский король пригласил его погостить несколько дней в своей резиденции и вручил ему орден Виктории. К чести Скотта, все похвалы в свой адрес он относил на счет экспедиции в целом. «Антарктическая экспедиция - это не спектакль одного, двух или даже десяти актеров. Она требует активного участия всех... мне представляется, что нет причины особо выделять мою персону».

Скотт признавал «Мы были ужасающе невежественны не знали, сколько брать с собой продовольствия и какое именно, как готовить на наших печах, как разбивать палатки и даже как одеваться. Снаряжение наше совершенно не было испытано, и в условиях всеобщего невежества особенно чувствовалось отсутствие системы во всем».

Когда Скотт читал первую публичную лекцию в Альберт-холле, здесь собралось около семи тысяч членов и гостей Королевской академии, Королевского географического общества. А на украшенной флагами трибуне разместилась вся команда «Дискавери»!

Он получил звание капитана 1-го ранга, служил некоторое время помощником начальника военно-морской разведки, командовал линкорами «Викториэс», «Альбемерлен».

Ему было тридцать семь, когда он познакомился с молодой художницей, скульптором Кетлин Брюс и полюбил ее. Через два года решился просить ее руки.

По словам биографа, «Кетлин обладала ясным логическим умом, открытым и искренним характером, была совершенно свободна от претенциозности и чрезмерных потребностей не выносила косметики, драгоценностей и дорогих туалетов».

2 сентября 1908 года они обвенчались, а 14 сентября 1909 года у них родился сын. Его назвали Питером в честь Питера Пэна, героя книжки Дж. Барри - друга Скотта.

Свое будущее Скотт уже навсегда связал с Антарктидой. Накануне рождения сына, 13 сентября 1909 года, он объявил об организации новой антарктической экспедиции.

«Главной целью, - сказал Скотт, - является достижение Южного полюса, с тем чтобы честь этого свершения досталась Британской империи».

«Причины катастрофы не вызваны недостатками организации, но невезением в тех рискованных предприятиях, которые пришлось предпринимать».

«Потом Иван Павлыч заговорил о капитане Татаринове, и, немного понизив голос, чтобы не услышала Катя, я рассказал некоторые подробности, о которых не упоминалось в печати…. На письме к Марии Васильевне было написано сперва: «Моей жене», а потом исправлено: «Моей вдове». Узнали цитату? Разумеется - «Два капитана». И письмо с неровной надписью карандашом Вениамин Каверин не выдумал. Только капитана звали иначе: Роберт Фалкон Скотт. Третий капитан - настоящий.


Вот она - дикая, как никакой другой край земли, невиданная и нехоженая".

Боже Всемогущий, какое ужасное место! Может ли быть что-нибудь страшнее, чем эта молчащая, исхлестанная ветром беспредельность?"

Полярная разница впечатлений понятна . Восторг Руала Амундсена, который финишировал у Южного полюса первым. И жестокое разочарование Роберта Фалкона Скотта - после трудного пути к полюсу, он увидел на нем норвежский флаг. Вообще-то говоря, Амундсен в Антарктиду не стремился. Его манил Северный полюс. Но туда он не поспел - опередили американцы Кук и Пири. Тогда Амундсен поменял географическую ориентацию. И тем самым - так вышло - вынес смертный приговор Роберту Скотту.

Опытный Амундсен удачнее выбрал точку старта, лучше просчитал маршрут и на месяц опередил английскую экспедицию.

Не могу сказать - хотя знаю, это прозвучало бы куда эффектнее, - что я достиг цели своей жизни, - писал позже Амундсен, - Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае".

14 декабря 1911 года красный флаг с синим крестом взвился над Южным полюсом и обогатил английскую речь выражением "увидеть норвежский флаг", то есть потерпеть фиаско. Офицер военно-морского флота Роберт Фалкон Скотт о Северном полюсе не мечтал. И в Антарктику шел не новичком: за его золочеными эполетами числилась антарктическая экспедиция на деревянном барке "Дискавери". Она обследовала берег Антарктиды в районе моря Росса и открыла антарктические оазисы, то есть области, не покрытые льдом на Земле Виктории.

15 июля 1910 года из Кардиффа отплыл барк "Терра Нова" с амбициозной целью - покорить Южный полюс во славу Британской империи. Скотт взошел на его борт в Южной Африке - задержали бюрократические препоны. В январе 1911 года экспедиция высадилась на берег Антарктиды, назвала место зимовки мысом Эванса в честь капитана корабля, и почти десять месяцев закладывала склады и вела разведку.

Бок о бок с английскими парнями работали двое русских - конюх Антон Омельченко и каюр Дмитрий Гирев, первые наши соотечественники, ступившие на берег Антарктиды. О том, что "Фрам" с командой Амундсена на борту направился в Антарктику, Роберт Скотт знал. Но надеялся, что выиграет полярные гонки.

С мыса Эванса выступили тремя группами. Эванс-лейтенант 24 октября на новейших мотосанях, Скотт 1 ноября на маньчжурских пони, и Мирз на собаках. Но… мотосани сломались, пони отощали и их пришлось пристрелить, собак отправили назад в базовый лагерь. Когда до цели оставалось 150 миль, 7 человек из группы сопровождения покинули основную экспедицию.

К полюсу отправились впятером : врач-художник Эдвард Уилсон, однофамилец лейтенанта, матрос Эдгар Эванс, капитан драгунского полка Лоренс Оутс, лейтенант военно-морского флота Индии Генри Бауэрс. И самый старший - капитан флота Роберт Фалкон Скотт.

16 января, за двое суток до финиша, Скотт и его спутники поняли, что идут по следам норвежцев. Но до последней минуты надеялись на чудо. Его не произошло: на Южном полюсе полоскался норвежский флаг. В палатке под флагом обнаружились записка и письмо. Записка была адресована Скотту: " …поскольку вы, вероятно, будете первыми, кто побывает в этом районе после нас", а письмо - королю Норвегии Хокону - на случай, если Амундсен и спутники погибнут на обратном пути.

Письмо и записку Роберт Скотт взял. Потом их найдут около его тела, и это как раз послужит доказательством, что Южный полюс первым покорил Руал Амундсен. Всю оставшуюся жизнь победитель не мог простить себе своего триумфа:

Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни," - убивался норвежский полярник.

Мы…водрузили наш бедный оскорбленный "Юнион Джек" и сфотографировались - все это на морозе".

И двинулись в обратный путь - он оказался путем на Голгофу. Измученную и морально раздавленную экспедицию добила "оловянная чума". Это теперь о ней известно каждому семикласснику. А Скотт и его спутники не знали, что на морозе олово, которым запаяны банки с горючим, разрушится, и надежда на тепло утечет вместе с содержимым.

Он лежал в ледяной палатке без всякой надежды и из последних сил водил по бумаге карандашом:

Четверг, 29 марта. С 21-го непрерывный шторм с ЗЮЗ и ЮЗ. 20-го у нас было топлива на две чашки чаю и на два дня - сухой пищи. Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать еще. Р. Скотт". Письмо Кэтлин капитан Скотт написать успел. Он начал его словами: "Моей вдове".