Смотр в браунау. Смотр под браунау анализ эпизода из романа толстого война и мир


Смотр в Браунау (Австрия) том 1, часть 2, главы 1, 2

Роман «Война и мир» - эпическое произведение, повествует о выдающихся национально-исторических событиях в России начала 19 века, связанных с Отечественной войной против армии Наполеона.

Жанр эпопеи можно обозначить с помощью двух определений: 1. Обширное повествование, в центре внимания которого находятся выдающиеся исторические события. 2. Продолжительная и сложная история, включающая множество событий и персонажей.

Части романа «Война и мир» повествуют либо о событиях мирного времени, либо о военных, исключая последний том, где также изложены философские размышления Л.Н.

Толстого об Отечественной войне 1812 года.

Первая часть первого тома погружает читателя в атмосферу мирного времени в салоне Анны Павловны Шерер, показывает быт, интересы, моральные ценности высшего дворянского общества начала 19 века в России. С этого момента начинается повествование о судьбах главных героев Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Часть вторая первого тома – первая эпическая картина, посвящённая событиям во-енного времени. Действие происходит в октябре 1805 г. недалеко от крепости Браунау (Австрия), где расположена квартира главнокомандующего Кутузова. Подошедший накануне пехотный полк по приказу Кутузова готовится к смотру.

Всю ночь, не смыкая глаз, две тысячи человек, завершившие тысячевёрстный переход, превращаются из беспорядочной толпы в стройную массу, где каждый знает своё место и своё дело.

У крепости Браунау, в отличие от светского салона Анны Павловны, нет места личным страстям, настроениям, усталости, когда превыше всего военная дисциплина, субординация, воинский долг. И читателю, чтобы ориентироваться в происходящем, необходимы некоторые познания о структуре воинских формирований: полк состоит из батальонов, а батальоны – из рот.

В эпизоде большое количество действующих лиц, в числе которых: главнокоман-дующий Кутузов, полковой командир (генерал), командир третьей роты капитан Тимохин Прохор Игнатьевич, разжалованный в рядовые Долохов.

Командиру полка не удалось предугадать намерения Кутузова. Он подготовил полк к парадному смотру, в то время как Кутузов хотел продемонстрировать союзному австрийскому генералу печальное положение русских войск, чтобы избежать нежелательного, с точки зрения Кутузова, соединения с армией генерала Мака.

Желая исправить оплошность, полковой командир приказал всем срочно надеть походные шинели. Нервничая, он начал придирчиво критиковать действия подчинённых, кричать на всех, когда ему на глаза попался «наряженный в венгерца» Долохов. Его синеватая шинель показалась начальнику слишком нарядной. В этой ситуации Долохов осадил от волнения потерявшего над собой контроль генерала, который вместо приказаний перешёл на оскорбления.

В присутствии Кутузова полковой генерал исполнял обязанности подчинённого ещё с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Насколько строг он был с подчинёнными, настолько подобострастен с вышестоящим начальником. В отличие от него, Кутузов держал себя просто, приветливо обращался к офицерам, известным ему по турецкой войне, а иногда и к солдатам.

Капитан третьей роты Тимохин, который только что получил выговор от командира полка за Долохова, тоже был известен Кутузову как храбрый офицер со времён штурма Измаила (1790). Кутузов помнил о достоинствах, слабостях и провинностях тех, кто служил под его руководством; видел в каждом человека, а не исполнителя приказов. В третьей роте Кутузову был представлен Долохов, выразивший горячее желание загладить свою вину и доказать преданность государю императору и России.

Кутузов отвернулся и поморщился, поскольку сказанное было «совсем не то, что нужно». От его внимательного взгляда не ускользнуло то, что половина людей была в разбитых во время долгого похода сапогах, а новые сапоги австрийское ведомство не предоставило. Солдаты фактически разуты, отсталых и больных 217 человек, - как в таких условиях начинать военные действия? Такое решение было бы гибельно для армии, поэтому Кутузов старается его избежать.

Смотром под Браунау Толстой начинает изображение войны 1805 года. Война эта была России не нужна, молодой император Александр Первый и австрийский император Франц просто демонстрировали свои амбиции, из-за чего проливалась кровь русских солдат. В сцене смотра ярко проявляются основные проблемы войны 1805 года, которые будут впоследствии более подробно изображены I олстым

Еще до самого смотра в лагере русских царит суматоха: никто не знает, в какой форме главнокомандующий хочет видеть солдат. По принципу: «Лучше перекланяться, чем недокланяться» - солдатам велят надеть парадную форму. Затем поступает приказ, что Кутузов хочет видеть на солдатах походную форму. В результате солдаты, вместо того чтобы отдыхать, всю ночь занимаются своим обмундированием. Наконец приезжает Кутузов. Все взволнованы: и солдаты, и командиры: «Полковой командир, покраснев, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и со счастливым, решительным лицом...приготовился крикнуть». Полковой командир «исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника». Благодаря его стараниям в полку было все хорошо, кроме обуви, которую поставляло австрийское правительство. Вот именно это плачевное состояние обуви русских солдат и хочет показать Кутузов австрийскому генералу, который тоже принимает смотр наравне с Кутузовым.

Кутузов - главное лицо этого эпизода. Уже в этой небольшой сцене автор показывает отношение Кутузова к солдатам и боевым офицерам: «Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу». Проходя мимо строя, главнокомандующий замечает капитана Тимохина, которого помнит еще по турецкой кампании, и хвалит его за храбрость: «...В минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо, поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся». Солдаты, чувствуя отношение к ним Кутузова, тоже платят ему любовью и уважением. Они рады воевать с таким главнокомандующим, который понимает все их нужды и чаяния.

Но отнюдь не все разделяют это чувство. Толстой противопоставляет отношение к Кутузову простых солдат и офицеров свиты: свитские офицеры разговаривают друг с другом во время смотра, один из гусарских офицеров, Жсрков, передразнивает полкового командира, который совсем этого не заслужил. Разжалованный Долохов подходит к Кутузову, чтобы напомнить о себе, говорит, что он загладит свою вину и докажет преданность императору и России. Кутузов «отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что все, что ему сказал Долохов, и все, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что все это прискучило ему и что все это совсем не то, что нужно». Кутузов прекрасно может различить молчаливую преданность Тимохина, которого в дальнейшем автор сделает одним из героев Шенграбенского сражения, и стремление Долохова любой ценой вернуть себе офицерский чин, потерянный им за свои пьяные выходки и бесчинства. Подлинную цену отношениям между свитскими офицерами можно увидеть в разговоре Жеркова и Долохова. Жерков когда-то принадлежал к буйному обществу, которым руководил Долохов, но, встретив его за границей разжалованного, сделал вид, что не замечает, а после того, как Долохов поговорил с Кутузовым, «вошел в милость», Жерков сам подъезжает к нему и начинает разговор. Никаких искренних чувств у них быть не может, искренне лишь желание возвыситься любой ценой и у одного, и у другого.

Толстой впервые в сцене смотра под Браунау показывает нам солдатский мир, единение всех солдат, которые получили от Кутузова заряд бодрости, веру в победу. Замечательно изображает автор песенников, ложечника, который, «несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками». Проезжающему Кутузову передается эта радость солдат, их связывает единое чувство: «Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали идти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты». Но Толстой не забывает напомнить нам, что эти замечательные люди идут воевать, отдавать свои жизни, что сейчас, в данный момент, они веселы и счастливы, но вскоре могут быть искалечены и убиты.

Главная идея Толстого в описании войны 1805 года - это ненужность насилия, смерти, автор показывает единение людей, у которых должна быть другая цель, чем уничтожение себе подобных, и сцена смотра под Браунау подтверждает эту мысль.

Еще до самого смотра в лагере русских царит суматоха: никто не знает, в какой форме главнокомандующий хочет видеть солдат. По принципу: «Лучше перекланяться, чем недокланяться» - солдатом велят надеть парадную форму. Затем поступает приказ, что Кутузов хочет видеть на солдатах походную форму. В результате солдаты, вместо того чтобы отдыхать, всю занимаются своим обмундированием. Наконец приезжает Кутузов. Все взволнованы: и солдаты, и командиры: Полковой командир, покраснев, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и со счастливым, решительным лицом…приготовился крикнуть».

Полковой командир “исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника». Благодаря его стараниям в полку было все хорошо, кроме обуви, которую поставляло австрийское правительство. Вот именно это плачевное состояние обуви русских солдат и хочет показать Кутузов австрийскому генералу, который тоже принимает смотр наравне с Кутузовым.

Главное лицо этого эпизода - Кутузов. Уже в этой небольшой сцене автор показывает отношение Кутузова к солдатам и боевым офицерам: «Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу». Проходя мимо строя, главнокомандующий замечает капитана Тимохина, которого помнит еще по турецкой кампании, и хвалит его за храбрость: «…В минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо, поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану поспешно отвернулся». Солдаты, чувствуя отношение к ним Кутузова, тоже платят ему любовью и уважением. Они рады воевать с таким главнокомандующим, который понимает все их нужды и чаяния.

по не все разделяют это чувство противопоставляет отношение к Кутузову Простых солдат и офицеров свиты: свитские офицеры разговаривают друг с другом во время смотра, один из гусарских офицеров, Жерков, передразнивает полкового командира, который совсем этого не заслужил. Разжалованный подходит к Кутузову, чтобы напомнить о себе, говорит, что он загладит свою вину и докажет преданность императору и России. Кутузов отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что все, что ему сказал Долохов, и все, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что все это прискучило ему и что все это совсем не то, что нужно». Кутузов прекрасно может различить молчаливую преданность Тимохина, которого в дальнейшем автор сделает одним из героев Шенграбенского сражения, и стремление Долоховв любой ценой вернуть себе офицерский чин, потерянный им за свои пьяные выходки и бесчинства.

Подлинную цену отношениям между свитскими офицерами можно увидеть в разговоре Жеркова и Долохова. Жерков когда-то принадлежал к буйному обществу, которым руководил Долохов, но, встретив его, за границей разжалованного, сделал вид, что не замечает, а после того, как Долохов поговорил с Кутузовым, «вошел в милость», Жерков сам подъезжает к нему и начинает разговор. Никаких искренних чувств у них быть не может, искрение лишь желание возвыситься любой ценой и у одного, и у другого.

Толстой впервые в сцене смотра под Браунау показывает нам солдатский мир, единение всех солдат, которые получили от Кутузова заряд бодрости, веру в победу. Замечательно изображает автор песенников, ложечника, который, «несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками». Проезжающему Кутузову передается эта радость солдат, их связывает единое чувство. Но Толстой не забывает напомнить нам, что эти замечательные люди идут воевать, отдавать свои жизни, Что сейчас, в данный момент, они веселы и счастливы, но вскоре могут быть искалечены и убиты.

Главная идея Толстого в описании войны 1805 года - это ненужность насилия, смерти, автор показывает единение людей, у которых должна быть другая цель, чем уничтожение себе подобных, и сцена смотра под Браунау подтверждает эту мысль.

Толстой показывает нам жизнь и смерть людей из народа. Он изображает великую покорность и смирение простых людей. Они идут на смерть, подчиняясь приказу, и убивают других, и погибают сами во время бессмысленной кампании 1805-1807 годов. Любая гибель людей, даже посвященная освобождению Отечества, противоестественна человеческой природе. Тем более люди, во власти которых находятся жизни тысяч людей, бесчеловечны. Для них подчиненные – лишь пушечное мясо. Именно так относится к своим солдатам . Для него ассоциируется всего лишь с шахматной партией. «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»,- произносит он накануне сражения.

В своем романе Толстой «любил мысль народную». Эта мысль наиболее четко отражена в образе Платона Каратаева, «круглого», «доброго человека» из народа, жизнь которого естественна, гармонична. Он ни к чему не стремится, радуясь каждой минуте. Но почему эта покорная, согласная со всеми обстоятельствами, естественная жизнь должна была неестественно прерваться? Ослабевшего от голода Платона пристреливает у дороги, в грязи, французский конвоир. Невольно возникает вопрос: за что? Почему? Почему этот любимый, идеальный для Толстого герой так некрасиво, непоэтично, буднично и поэтому так ужасно уходит из жизни? Такова война, во время которой все нормальные, естественные человеческие чувства извращены, вывернуты наизнанку, и человеческая жизнь перестает быть ценностью.

Интересно, что Толстой показывает крупным планом не только Платона Каратаева, но и другого представителя народа, убийство для которого стало нормальным, будничным делом. Это Тихон Щербатый, самый нужный человек в отряде Денисова. Его посылают на самые рискованные я опасные , он убивает врага, не задумываясь, даже за сапоги. Тихон приспособился к жестокости войны, став таким же жестоким.

Жизнь и смерть дворян несколько отличается от жизни и смерти простого народа по множеству причин. Помимо возможности жизни физической, Толстой наделяет их жизнью духовной. Но лишь лучшие представители дворянства используют эту возможность жить духовно, мыслить, анализировать собственные поступки. И именно герои самосовершенствующиеся, ищущие, выглядят естественно, именно их Толстой сближает с народом. Таковы Наташа, пляшущая русский танец у дядюшки, Пьер, познающий настоящее счастье в жизни, близкой к жизни простого народа, когда просто «надо жить, надо любить, надо верить». В Платоне Каратаеве Пьер принимает все, но, как. человек мыслящий, все же не соглашается с его смирением, ищет пути изменения жизни не столько своей, сколько жизни других людей, что и должно его привести (по замыслу автора) на Сенатскую площадь.

Духовно жил и князь Андрей. В своих поисках, в своем стремлении «быть вполне хорошим» он совершил немало ошибок, но мы прощаем их ему, потому что сам он осуждает себя гораздо больше, чем это мог бы сделать кто-то другой. За это Толстой любит своего героя, он раскрывает перед нами последовательно процесс изменения отношения его к жизни, прослеживает «диалектику души». Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознает все ничтожество своего стремления к славе, потом, после смерти жены, которой он хотел посвятить оставшуюся жизнь, он отчаивается, а после встречи с Наташей в Отрадном вновь осознает необходимость жизни для других. Но жизнь его как бы подходит к логическому завершению, когда, смертельно раненый, он понял, осознал, что смысл жизни в божеской любви ко всем людям: к врагу, к Анатолю, к Наташе и к каждому человеку. Он как бы вновь полюбил Наташу другой, более чистой любовью… Внутри него как бы возникло противоречие между жизнью и смертью, и потому, в отличие от своего отца, умиравшего естественной смертью, ради продолжения жизни, ставшего более ласковым по отношению к дочери, с которой всегда был сух и строг, князь Андрей ожесточился перед смертью, отдалился ото всех, «он был уже не с живыми».

Смерть в молодом возрасте постигла и Элен, но эта смерть не вызывает даже сожаления, потому что, как дитя света, искусственного, лицемерного и лживого, и потому ненавистного Толстому, она была давно уже мертва духовно; на протяжении всего романа она ни разу не проявила ни одного человеческого чувства, оставаясь «мраморно-холодной» как внешне, так и внутренне.

Всех своих положительных героев Толстой подвергает различным испытаниям. И одно из них – испытание смертью, причем не только смертью самого героя, но и смертью близких ему людей. После смерти жены князь Андрей чувствует себя виноватым и вновь задумывается о смысле жизни. Каждый раз, чувствуя смерть, он все более осознает смысл жизни. Наташа, ухаживая за князем Андреем и за матерью после смерти Пети, проявляет все свои лучшие качества: она отдает свои жизненные силы близким, совершенно забывая о себе. Пьер присутствует при казни, и лишь случайность спасает ему жизнь. В этот момент и он, и Даву поняли на короткий миг, что «они братья». Смерть Каратаева, с которым Пьер сроднился в плену, также заставляет его задуматься о смысле жизни, о своей духовной свободе. Но, зная, что нехорошо радоваться смерти человека, он все же испытывает естественное чувство радости по поводу смерти Элен.

Итак, жизнь и смерть представлены в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в различных формах. Основным авторским приемом на протяжении всего романа является антитеза. И главным противопоставлением является противопоставление жизни и смерти. Даже в заглавии романа это видно: война несет людям страдания, горе, смерть, а мир – радость жизни. Принято отождествлять войну со смертью, а мир с жизнью, но в реальной жизни все не так однозначно, и потому в своем романе автор противопоставляет также естественную смерть ради продолжения жизни и противоестественную человеческой природе смерть на войне; жизнь естественную простых людей и лучших представителей дворянства - жизни мертвых духовно людей света. Толстой выдвигает главный жизненный принцип: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Первая картина войны, которую рисует Толстой, - не сражение, не наступление, не взятие крепости, не оборона даже; первая военная картина - смотр, какой мог бы происходить в мирное время. И с первых же строк, повествующих о войне, даже с первой фразы, Толстой дает понять, что война эта не нужна народу, ни русскому, ни австрийскому:

ʼʼВ октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России, отягощая постоем жителœей, располагались у крепости Браунауʼʼ.

Кто мог тогда предполагать, что почти через сто лет в данном самом Браунау родится мальчик, чье имя проклянет человечество в двадцатом веке, - Адольф Шикльгрубер.
Размещено на реф.рф
Став взрослым, он возьмет себе фамилию Гитлер и, забыв уроки Наполеона, поведет свои войска в Россию...

А пока Браунау - маленький австрийский городок, где находится главная квартира Кутузова и куда собираются русские войска, среди них - пехотный полк, в котором служит разжалованный в солдаты Долохов.

У генерала, командира полка, одна забота: ʼʼлучше перекланяться, чем недокланятьсяʼʼ. По этой причине усталые солдаты после тридцативерстного перехода ʼʼне смыкали глаз, всю ночь чинились, чистилисьʼʼ; в связи с этим такую ярость вызывает у генерала неположенный цвет шинœели Долохова; в связи с этим ʼʼзвуки усердных голосов, перевираяʼʼ, повторяют приказ:

ʼʼКомандир третьей роты к генералу! командира к генералу, третьей роты к командиру!..ʼʼ И, наконец: ʼʼГенерала в третью роту!ʼʼ

По этой причине генерал кричит на командира третьей роты Тимохина, пожилого заслуженного офицера; называет злосчастную шинœель Долохова то сарафаном, то казакином; не без юмора замечает: ʼʼЧто, он в фельдмаршалы разжалован, что ли, или в солдаты?..ʼʼ - и, распаляясь, утверждаясь в своем гневе, который уже ему самому понравился, останавливается только перед наглым взглядом Долохова и его гордым звучным голосом: ʼʼНе обязан переносить оскорбленияʼʼ.

Роман Толстого принято называть ʼʼВойна и мирʼʼ, - уже в данном названии контраст, резкое противопоставление будней войны и будней мира; казалось бы, на войне всœе иначе, всœе по-другому, чем в мирной жизни, и люди проявят себя здесь не так, как в светских гостиных; выступит иная, лучшая их сущность...

Оказывается, ничего подобного. Отчаянный и наглый Долохов остается самим собой; в солдатском строю он тот же, что в разгульной компании Анатоля Курагина. Полковой командир, ʼʼплотный и широкий больше от груди к спинœе, чем от одного плеча к другомуʼʼ, не был нам знаком раньше, но ʼʼа его месте мы легко можем представить себе знакомого нам князя Василия, - он вел бы себя точно так же, и девиз ʼʼлучше перекланяться, чем недокланятьсяʼʼ вполне бы ему подошел. Мы еще не видели на войне князя Андрея, но не можем себе представить, чтобы он испугался генерала, как Тимохин, или был озабочен переодеванием солдат, как генерал. Зато очень легко представить себе Бориса Друбецкого адъютантом командира полка, выполняющим всœе его бессмысленные требования...

Оказывается, на войне люди проявляют себя аналогично тому, как в мирной жизни, - должна быть, только ярче выступают их характеры; нет контраста между войной и миром; есть другой контраст: как в мирной жизни, так и на войне одни люди честны, другие - бесчестны и думают не о делœе, а о своей выгоде.

Полк прошел тысячу верст из России. Солдатские сапоги разбиты; новую обувь должно было доставить австрийское ведомство и не доставило: полкового командира это заботит мало. Полк не готов к боевым действиям, потому что нельзя воевать босиком, но полковой командир хочет показать главнокомандующему как раз обратное: всœе в порядке, полк готов к войне.

Только вот в чем беда: главнокомандующему не этого нужно. Кутузов ʼʼнамеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из Россииʼʼ. Он-то знает, какое значение имеет обувь; после смотра солдаты скажут о нем: ʼʼНе... брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки всœе оглядел...ʼʼ

Все, что делает и говорит Кутузов, обратно тому, что делает и говорит молодцеватый, несмотря на свою тучность, полковой командир.
Размещено на реф.рф
Кутузов стар; Толстой подчеркивает, что он, ʼʼтяжело ступая... опускал ногу с подножкиʼʼ, что голос у него слабый, что шел он ʼʼмедленно и вялоʼʼ. Полковой командир тоже немолод, но старается выглядеть молодым; он неестествен - Кутузов прост в каждом движении, ʼʼточно как будто и не было этих двух тысяч людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командираʼʼ.

Тот самый капитан Тимохин, который вызвал гнев полкового командира из-за синœей шинœели Долохова, привлекает внимание Кутузова:

ʼʼ- А, Тимохин! - сказал главнокомандующий...

В эту минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся. По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.

Еще измаильский товарищ, - сказал он. - Храбрый офицер! Ты доволен им? - спросил Кутузов у полкового командира.

И полковой командир... вздрогнул, подошел вперед и отвечал:

Очень доволен, ваше высокопревосходительствоʼʼ. (Курсив мой. - Н. Д.)

Полковой командир озабочен только одним - всœегда одним: не упустить случая выдвинуться, понравиться начальству, ʼʼперекланятьсяʼʼ. Недаром ʼʼвидно было, что он исполнял свои обязанности подчинœенного с еще большим наслаждением, чем обязанности начальникаʼʼ. Что бы ни происходило, он прежде всœего думает о том, как он будет выглядеть в глазах начальства. Где уж ему замечать других людей, где ему понять, что капитан Тимохин - храбрый офицер...

Кутузов ведь тоже не всœегда был главнокомандующим - но и раньше, когда он был моложе, он умел видеть других людей, понимать подчинœенных, в связи с этим еще с турецкой войны он запомнил Тимохина. Там, в битве под Измаилом, Кутузов потерял глаз. И Тимохину памятна эта битва: после смотра он ответит полковому командиру, ʼʼулыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаиломʼʼ. (Курсив мой. - Н. Д.)

Что же сказал ему полковой командир и что ответил Тимохин?

ʼʼ- Вы на меня не претендуйте, Прохор Игнатьич!.. Служба царская... нельзя... другой раз во фронте оборвешь... Сам извинюсь первый, вы меня знаете...

Помилуйте, генерал, да смею ли я! - отвечал капитан...ʼʼ

Теперь, после милостивого обращения Кутузова с капитаном, генерал обращается к нему по имени и отчеству, почти лебезит перед ним. А Тимохин? ʼʼДа смею ли я!..ʼʼ Он маленький человек, такой же маленький, как капитан Тушин, с которым мы скоро познакомимся; как Максим Максимыч у Лермонтова. Но на этих маленьких людях держится русская армия - в битве под Шенграбеном Тушин и Тимохин определят успех сражения; оба они не боятся неприятеля, но боятся начальства; это понимает Кутузов, в связи с этим он отвернулся, чтобы не заставлять Тимохина вытягиваться сверх меры. Кутузов не только очень, очень много знает о людях - он понимает их и жалеет, сколько это возможно; он живет не по законам света͵ и в нашем восприятии он сразу оказывается своим, как Пьер, как Наташа, как князь Андрей, потому что главное разделœение людей в романе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подсказывает нам Толстой, - главное разделœение такое: близки и дороги люди искренние и естественные, ненавистны и чужды те, кто фальшивы. Это разделœение пройдет через весь роман, и на войне, и в мире оно будет главным в нашем отношении к людям, с которыми познакомит нас Толстой.

Сочинение Толстой Л.Н. - Война и мир

Тема: - Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир",

К созданию «Войны и мира» Толстой пришел от замысла повести «декабристы» начатой в 1860 году декабристская тема определяла на раннем этапе работы композицию задуманного монументального произведения об истории русского общества. В начале 60-х годов в мировоззрении Толстого происходят очень важные и значительные сдвиги. Он признает за народом решающую роль в историческом процессе. Именно народ является главным героем романа-эпопеи «Война и мир».
Раскрыть характер целого народа, характер с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы – такова важнейшая художественная задача «Войны и мира».
Эпическое начало романа связывает в единое целое картины войны и мира. Война означает не только военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей. Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны, мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга.
Первый том – это повествование и о «мире», и о начальном этапе войны России с бонапартистской Францией. Первая картина войны, которую рисует Толстой, – не сражение, не наступления, не обороны. Первая военная картина – смотр, который мог бы происходить в мирное время. И с первых же строк, повествующих о войне, Толстой дает понять, что война эта не нужна народу, ни русскому, ни австрийскому: «В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России, отягощая постоям жителей, располагались у крепости Браунау».
Браунау – маленький австрийский городок, где находится главная квартира Кутузова, и куда собираются русские войска среди них – пехотный полк. Солдаты прошли тысячу верст из России. Их сапоги разбиты, новую обувь должно было доставить австрийское ведомство, и не доставило: полкового командира это заботит мало. Полк не готов к боевым действиям, потому что нельзя воевать босяком, но полковой командир хочет показать главнокомандующему как раз обратное: все в порядке, полк готов к войне.
Только Кутузов как раз «намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России». Он то знает, какое значение имеет обувь.
Все что делает и говорит Кутузов обратно тому, что делает и говорит полковой командир. Кутузов стар, Толстой подчеркивает, что он, «тяжело ступая… опуская ногу с подножки» что голос у него слабый, что шел он «медленно и вяло». Полковой командир тоже не молод, но старается выглядеть молодым, он неестественен – Кутузов прост в каждом движении, прост в обращении с солдатами.
Во время прохождения по рядам войск Кутузов вдруг остановился. Он узнал «Капитана с красным носом» Тимохина – своего измайловского товарища. Кутузов умел видеть других людей, понимать подчиненных, поэтому еще с турецкой войны он запомнил Тимохина. Там, в битве под Измаилом, Кутузов потерял глаз, и Тимохину памятна эта битва. Кутузов был рад этой встрече, но когда увидел, что Тимохин «вытянулся так, что казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы», он отвернулся, желая облегчить положение старого товарища.
Кутузов не только очень много знает о людях, он понимает их и жалеет, насколько это возможно. Жизненное поведение Кутузова – это, прежде всего поведение простого русского человека. Толстой утверждал, что не одна историческая личность не может по своему желанию повернуть ход исторических или военных событий. Поэтому истинными героями истории он считает только тех людей, которые в своей деятельности тесно связаны с движениями народных масс. В соответствии с этим образ полководца Кутузова сочетает в себе историческое величие и народную простоту.