Советы для начинающих репетиторов по английскому. Как репетитор по английскому языку стал директором собственной школы

Здравствуйте, уважаемые читатели и все, кто заглянул ко мне на сайт!

Сегодня я хотела бы рассказать о своём личном опыте, как я начала работать репетитором по английскому языку. В последнее время мне приходится делиться своим опытом со своими учениками, которые уже заканчивают университеты и хотят дополнительно работать в качестве репетитора.

Именно так, в качестве дополнительного заработка, многие видят в этом предназначение. Не спорю, я тоже начинала этот путь с возможности подзаработать и набраться опыта.

Моя первая работа в качестве учителя

До окончания педуниверситета мне оставалось полтора года, когда я задумалась о том, чтобы попробовать себя в качестве репетитора. Было это в конце 2004 года. Мне было 20 лет. Я долго думала, как же рассказать о своих услугах.

В то время я устроилась на полставки в одно из училищ г. Казани. Там я преподавала немецкий и английский языки. Надо сказать, что большинство детей там было из неблагополучных семей. И, естесственно, иностранный язык там никому не нужен был.

Но, потратив огромные усилия, я смогла заинтересовать несколько учеников, чему я была очень рада, учитывая мой небольшой опыт в ведении уроков и, тем более, в общении с трудными подростками.

Мои первые ученики

Проработав там полтора года, получая тогда сущие копейки, я всё же получила огромный опыт и накопила достаточно учебного материала. Недолго думая, я решила заняться своим «продвижением».

Напечатала рекламные листовки и бросала их по почтовым ящикам в домах. Причём тогда ещё не было домофонов и вход в подъезды был свободным. Надо сказать, этот метод оказался удачным для меня, так как целых два ученика обратились ко мне.

С первым надо было делать домашние задания, со вторым — подтягивать по школьной программе. Помнится, я брала за 60 минут — 200 р. (выезжала к ним).

С этого момента я начала свои первые занятия. Честно сказать, выполнять домашние задания было слишком скучно для меня. Тут никакого развития не получишь. Особенно, если ученику нужно просто сделать домашку, а он даже не хочет её понимать. Лишь бы двойки не было!

А вот со вторым учеником было интереснее заниматься. Девочка была способной и схватывала всё быстро. С ней мы очень хорошо продвинулись.

Моё знакомство с компанией «Ваш репетитор»

Но как-то в интернете я набрела на сайт Ваш репетитор. Изучила его, вроде нормальным показался. Решила подать анкету и забыла. Дело было в 2008 году. Где-то через месяц мне позвонили, чтобы уточнить мои данные. Я была удивлена, так как совсем не ожидала.

С этой компанией я начала сотрудничать с 27 ноября 2008 года. Именно тогда мне и дали первого ученика, Анатолия (11 класс, подтянуть грамматику). Я очень обрадовалась своему первому заказу. А политика этой компании такова, что они дают тебе ученика, а ты платишь им единожды сумму занятия. Раньше так было, сейчас чуть-чуть побольше. Но в итоге, всё равно обе стороны в выигрыше.

И с этого момента началась моя активная репетиторская деятельность. Я не понимаю, почему многие до сих пор клеят объявления, когда можно зарегистрироваться в подобных сайтах. В интернете сейчас очень много похожих компаний, но, по-моему, они не дотягивают до той популярности, которую имеет компания Ваш репетитор.

Помню самое сложное было для меня тогда — это завести электронный кошелёк, на который нужно было закидывать деньги и, таким образом, расплачиваться с компанией. Но, справившись с этой задачей, я очень полюбила эту систему электронных денег!

Они все разные...

или немного о саморазвитии

Работая и по сей день в этой копании, я знакомлюсь со многими интересными учениками, с новыми задачами, которые они ставят передо мной.

Кому то непонятна грамматика, кто-то вдруг надумал сдавать ЕГЭ по английскому, взрослым ученикам обычно нужен разговорный для выезда заграницу, кому-то просто нравится изучать иностранные языки и хотят знать его лучше. Все ученики разные, задачи — тоже.

Самое главное, что я выношу из этих занятий — колоссальное саморазвитие. Да! Именно сама развиваюсь и в плане языка, и в плане методики преподавания. Пусть уж простят меня школьные учителя (сама таковой являюсь), но в школе я остановила своё развитие, за исключением того, что некоторые ученики хоть как-то держат меня в тонусе!

Слишком много бумажной волокиты, большая нагрузка (сейчас у меня 30 часов+классное руководство), группы с разным уровнем и т.д. Всё это одновременно и огорчает меня, и делает выносливее. Работа в школе вообще многому меня научила...

Некоторые говорят мне оставить школу и переходить работать на себя, развиваться на частных занятиях. Но! Меня держит школьная атмосфера, общение с разными учениками (не только о предмете), я познаю этапы развития детей и мне это ужасно интересно (ведь сама когда-нибудь стану матерью). В конце концов, хоть какой-то режим есть, самодисциплина. Но сейчас речь не об этом...

Помимо моего любимого форума (efl.ru — раздел "Преподавание английского языка), я также изучала бумажную литературу по различным методикам преподавания. Книг, о том как учить английскому языку, на самом деле, сейчас много, все они разные по стилю написания и содержания.

Нельзя сказать, что вот она — идеальная методика! Но прочитав все эти книги, я могу сложить своё мнение и выбрать то, что подходит идеально для меня. Где-то возьму интересные приёмы, где-то автор хорошо мотивирует, а где-то и вовсе дают идеи, которые помогают скреативить что-то своё!

Из этого всего и складывается собственная методика и уверенность в своих силах, что всё получится! Но, конечно, всё это нужно воплощать и апробировать, а то чтение так и останется чтением!

Итак, предлагаю ознакомиться с моими методическими книгами, в которые я время от времени заглядываю, потому что вот так за раз их невозможно прочитать. К ним нужно возвращаться постоянно!

Первые две книги я купила под влиянием компании «Ваш репетитор». Я давно их ждала. Авторы этих книг — практикующие репетиторы Москвы на этом сайте.

Одни из первых моих книг для репетиторов

Методика английского для репетиторов (Марина Иванова)

Марина Иванова-репетитор английского языка, пишет очень просто и доступно для начинающих репетиторов, описывает свой опыт работы с дошкольниками и школьниками, очень интересно читать, как работают другие репетиторы. Опытные репетиторы могут найти также всевозможные методические приёмчики и фишки.

В качестве ознакомления вы можете скачать одну из её книг (авторская методика)

Моя профессия-репетитор (Анна Малкова)

Анна Малкова-репетитор по математике, очень хорошо и подробно описывает принципы работы репетитора, ни как дополнительный заработок, а как настоящая самостоятельная профессия.

В книге рассмотрены все подводные камни репетиторской деятельности, даются ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у новичка.

Следующие книги, я считаю, должен обязательно иметь каждый репетитор (учитель).

Must have книги для репетиторов и учителей

Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс (Е.Н. Соловова)

Для ознакомительного чтения вы можете эту книгу. Надеюсь, она вам понравится!

Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс (Е.Н. Соловова)

Это пособие уже для тех, кто знаком с основами методики. Книга знакомит с коммуникативными технологиями обучения иностранным языкам — использованием видео, музыки, пословиц, диктантов и игр на уроках.

Далее идут книги, возможно, некоторым уже знакомы ещё с института. Но всё же я их тоже назову, так как, наверняка, они могут быть полезны начинающих репетиторам, которые не имеют педагогическое образование. Они идут из серии настольных книг для учителей иностранных языков.

Урок иностранного языка (Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева)

Книга довольно увесистая, 640 стр. Главная задача данного пособия — развить у учителя умение творчески планировать и проводить любые уроки на любом материале, в любых новых условиях. Пригодится начинающим педагогам. Часто попадаются интересные мысли и идеи.

Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие (Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др.)

С этой книгой у меня связаны особые воспоминания. Впрочем, она являлась самой первой моей книгой в институте. Я до дыр её использовала, тогда ещё не было практических руководств. Она действительно как справочник. Сейчас я уже в неё мало заглядываю. Но настольгия наплыла, когда я её достала и сделала фото для вас.

Настольные книги для преподавателей иностранных языков

Завершает наш хит-парад книг для репетиторов (учителей) следующие две книги:

Обучение иностранным языкам (А. Н. Щукин)

Эта книга больше теоретическая, но её необходимо знать тем, кто вступает на поприще образования, кто планирует связать свою жизнь со школой и обучением. Примечательно в ней то, что в конце имеется англо-русский словарь (3000 слов и словосочетаний из области методики и обучения)

Английский язык. Современные методы обучения (А. В. Конышева)

Книга интересна тем, что раскрывает современные методы обучения и их можно использовать для организации самостоятельной работы учеников. Также занимателен материал о ролевых играх, о том, как делать проекты, использовать опоры. Для себя открыла новый метод — Дальтон-план.

Полезные и информативные книги

Вот и завершаю этот пост, но не останавливаюсь писать о репетиторстве, как о самостоятельной профессии. Если вы хотите стать репетитором или уже таковым являетесь, то не пропустите следующие статьи на эту тему. Подписывайтесь на обновления!

P.S. А вы занимаетесь репетиторством? Доставляет ли вам удовольствие? Очень интересен ваш опыт!

  • Нужна ли лицензия репетитору
  • Стоимость услуг репетитора

Качественное образование представляет собой важнейший базис для достижения успеха практически в любой сфере. Ученик с хорошими знаниями проще поступит в университет, студент сможет легко преодолевать экзаменационные сессии, а молодой специалист с дополнительными и необходимыми навыками повышает свои шансы на стремительный карьерный рост.

Поскольку спрос на услуги репетиторов велик, на рынке имеется достаточно предложений различных школ и частных преподавателей. Чаще всего услугами репетиторов пользуются студенты и ученики школ. Часть из них хотят закрыть пробелы в определенных знаниях, а другие – более тщательно изучить конкретную сферу. Нередко взрослые люди обращаются к услугам репетиторов, дабы изучить иностранный язык или пройти курсы дополнительного профессионального образования чтобы освоить новую профессию.

Однако одной мысли «я хочу стать репетитором» недостаточно для того, чтобы быть профессионалом в данной области. Давайте рассмотрим, что для этого необходимо.

Во-первых, качественный преподаватель должен обладать немалыми психологическими навыками. При этом репетитор не должен быть лишен креативности . Стоит помнить, что преподаватель является для своего ученика в первую очередь помощником и соратником. В данной статье мы подробно рассмотрим, как стать хорошим репетитором.

Что нужно чтобы стать хорошим репетитором

Немногие понимают, что репетитор – сложная и ответственная профессия. Существует стереотип, что репетиторство – побочная деятельность школьного учителя или преподавателя ВУЗа. В реальности истинные мастера своего дела не являются ни первыми, ни вторыми.

Опыт и наличие высшего образования – главные требования к качественному репетитору. Не будут лишними навыки в сфере педагогики или психологии. Кроме того, практические навыки также являются немаловажными. Стоит понимать, что, чем дольше человек занят в данной сфере, тем опытнее он становится и тем качественнее он выполняет свою работу. Соответственно, его тарифы со временем имеют тенденцию расти.

В большинстве случаев проследить длительность опыта нелегко. Поэтому не будет лишним просить у каждого своего ученика рекомендации. Отзывы являются своего рода подтверждением вашей компетентности в данной сфере.

На самом деле репетиторством может заниматься любой человек, который имеет высшее образование и желание преподавать. Однако стоит понимать, что данный вид деятельности подходит далеко не каждому. Помимо знаний нужно иметь определенные личностные качества, которые свойственны хорошему педагогу. К ним можно отнести следующие:

  • Ответственность. Именно это качество позволит вам планировать эффективные уроки и поддерживать учебную дисциплину во время занятий;
  • Интерес к предмету преподавания. Хороший репетитор всегда совершенствует и дополняет свои знания, а также улучшает методику преподавания;
  • Навык доступного и понятного изложения материала. Несмотря на то, что многие из нас хорошо понимают тот или иной вопрос, объяснить его другому человеку бывает нелегко. Качественный репетитор должен легко справляться с данной задачей.
  • Пунктуальность дает возможность вовремя начинать и заканчивать занятие;
  • Умение наладить контакт с учеником. Личное обаяние и компетентность в своем предмете – основа для построения доверительных отношений с подопечным;
  • Терпеливость и лояльность к ошибкам ученика.
  • Если вам свойственны вышеперечисленные качества, нужно немедленно начинать искать учеников, а в качестве практики и для набора определенного опыта можно начать с уроков с детьми своих знакомых.

    Что нужно знать начинающему репетитору Как репетитору искать учеников

    Сегодня в сети есть ресурсы, на которых можно размещать свою анкету, где указывается город, в котором вы планируете работать, район, куда вам будет удобно ездить на занятия, тарифы, ваше образование, опыт работы и другие полезные данные.

    Если вы хотите отстраниться от посредников, можно подумать о размещении объявлений в сети или в прессе. Не будет лишним расклеить объявления недалеко от школ и ВУЗов. Оригинальным и весьма эффективным решением будет создание сайта для проведения занятий по Skype.

    Нужна ли лицензия репетитору

    Репетиторство являет собой форму индивидуальной педагогической деятельности, которая не подлежит лицензированию. Квалификация подтверждается соответственным дипломом. Важно, чтобы преподаватель мог легко находить контакт со своими учениками. В этом вам помогут навыки в сфере педагогики, психологии, а также опыт работы в учебном заведении.

    Нужно понимать, что репетиторство представляет собой предпринимательскую деятельность. Поэтому необходимо оформить свидетельство ИП. Естественно, такой формат работы говорит о том, что вам придется платить налоги, тем самым разделяя ваши доходы с государством. Однако такое решение имеет и ряд плюсов, среди которых – рост прибыли в том случае, если вы принимаете студентов у себя дома.

    Есть также иной вариант. Если у репетитора имеется предпринимательская жилка, он может организовать свой собственный обучающий центр. Нужно учитывать, что неуплата налогов юридическим лицом, коим является подобное учебное заведение, наказывается штрафом в размере от 20 до 50 тысяч рублей. В таком случае организации необходима лицензия, позволяющая вести преподавательскую деятельность.

    Стоимость услуг репетитора

    Стоит отдельно поговорить о вопросе тарифов на репетиторские услуги. Не нужно делать их очень низкими, поскольку у вас не будет мотивации выполнять свою работу хорошо. Более того, у потенциальных клиентов могут возникнуть сомнения по поводу качества ваших услуг. Если вы хорошо выполняете свою работу, обязательно требуйте достойную оплату за нее. Отсутствие опыта может стать причиной снизить свои тарифы на уровень чуть ниже среднего, однако не стоит переусердствовать в данном вопросе.

    Нет единых методов расчета стоимости репетиторских услуг. Имеются следующие факторы, влияющие на цену:

    • Профильное образование педагога;
    • Опыт работы;
    • Регион проживания;
    • Место проведения уроков;
    • Интенсивность учебы;
    • Гарантии, предоставляемые репетитором;
    • Уникальность преподаваемого предмета.

    К примеру, услуги репетитора по физике в Самаре будут стоить дешевле, чем подобные же уроки в Москве. В то же время, поскольку данная сфера является менее распространенной в сравнении с английским языком , стоимость уроков будет чуть выше, нежели тарифы преподавателя иностранного.

    Если по окончанию урока ваш ученик не вспоминает об оплате, вы можете напомнить ему о гонораре. Можно задать вопрос, каким образом клиенту удобнее производить оплату – за десять занятий или отдельно за каждое, после чего уточнить, что второй вариант для вас предпочтительнее.

    Задавая себе вопрос, как стать успешным репетитором, нужно понять, что усиленный труд в данном направлении позволит достичь немалых высот в этой сфере. Вы должны хорошо разбираться в предмете, иметь немалый опыт работы, делать занятие интересными и эффективными, а также постоянно обновлять ваши знания.

    Кроме того, у вас должно быть желание обогатить своего ученика новыми знаниями. Станьте наставником и другом для вашего подопечного. Практикуйте принцип того, что не существует безнадежных учеников.

    Для понимания того, что нужно, чтобы стать репетитором, воспользуйтесь следующими советами:

    • Выберите одну узкую сферу и станьте качественным репетитором именно в ней;
    • Практикуйте индивидуальный подход к каждому ученику;
    • Во время первого занятия постарайтесь оценить уровень знаний ученика, преследуемые цели, нагрузку, которую он сможет выдержать;
    • Главная цель преподавателя – сделать предмет для ученика интересным, не заставляя при этом его изучать что-либо;
    • В процессе занятий следует давать возможность ученику высказывать свое мнение и позволять чаще говорить об изучаемом предмете;
    • Сделайте так, чтобы ученик уважал вас, поскольку это является основой построения эффективных деловых отношений. В том случае, когда сделать это не представляется возможным, можете смело отказываться от работы с учеником. Помните о том, что вы всегда сможете найти более эффективное и продуктивное применение своим навыкам и умениям.

    Недостаточно знать то, как стать репетитором . Помните, что репутация является основой успешной карьеры любого преподавателя. Нужно понимать то, что один негативный отзыв о ваших услугах обойдется вам дороже, чем три позитивных рекомендации. Это особенно актуально для преподавателей, имеющих основную работу и привлекающих студентов для дополнительной подготовки по конкретному предмету.

    Эти советы помогут вам преодолеть уйму сложностей на пути построения собственного дела. Следуя им, вы достаточно быстро сможете достичь хорошего уровня дохода и завоевать отменную репутацию в своей сфере.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Доброго времени суток!

    Я на сингапурских курсах вместе с молодыми учителями, у которых я научилась нестандартно мыслить

    Этот пост будет посвящён тем, кто в будущем, а может и сейчас, планирует стать репетитором английского языка!

    В своё время, когда (заниматься индивидуально), возможности спросить обо всех тонкостях работы у кого-то не было. Всё делала так, как подсказывала интуиция и книги.

    Конечно, я изучала в институте методику преподавания, но пока не столкнёшься с реальностью, не поймёшь всех моментов.

    А уж тем более, многие просто бояться начинать работать индивидуально с учеником (а вдруг не получиться?не понравится мне или ученику?)

    В силу своей огромной заинтересованности в предмете я стала осваивать сферу частных занятий более детально, много читать и знакомиться с опытом других репетиторов.

    Частными занятиями я занимаюсь уже 8 лет. В течение этих лет я изучала особенности и тонкости работы один на один, посещала вебинары, покупала литературу по этой теме. Мне хотелось знать об этом всё. Мне это интересно. Это не так легко, как многие думают.

    Совет №1

    Любовь к предмету — главное!

    Если вы решили стать репетитором, первый и самый важный совет, который я могу дать — это ЛЮБОВЬ к своему предмету. Если вы обожаете предмет, которому собираетесь обучать — это всё! Вы обязательно зарядите своей энергией ученика, поможете преодолеть ему все его страхи перед иностранным языком!

    Если вы рассматриваете репетиторство только как возможность хорошо заработать — это не есть хорошо, вы не получите удовольствия и самоудовлетворения от процесса и долго не протяните. Ни в коем случае не надо допускать, чтобы деньги управляли вами! Будете работать с удовольствием, на результат — деньги сами к вам будут проситься))

    Совет №2

    Как составить правильно объявление?

    Если вы решили подать объявление о своих услугах, то помните, что грамотно составленное объявление о репетиторстве — половина успеха. По своему опыту могу сказать, что объявления с фото имеют больше просмотров, нежели без него. Поэтому фото желательно! В самом тексте обязательно указываете:

    ФИО полностью

    Предмет, который преподаёте (не пишите сразу много предметов в одном объявлении, это многих отталкивает)

    Немного о себе (образование, что заканчивали, ваши звания и заслуги по предмету)

    Какие услуги оказываете (например, подготовка к ГИА и ЕГЭ, работаете только со школьниками или наоборот со взрослыми, обучаете разговорному английскому и т.д.)

    Цена занятия и продолжительность (обязательно указываете академический или астрономический час). Насчёт цены немного оговорюсь: не советую ставить слишком низкую или высокую цену. Обязательно изучите рынок цен в вашем городе.

    Работаете ли вы с выездом или без (указываете обязательно район или метро)

    Работаете ли вы дистанционно (например, по скайпу).

    Контакты (указывайте как можно больше способов связи с вами – мобильный, электронная почта). Это подойдёт только для объявлений без посредников.

    Совет №3

    Заинтересуйте ученика английским!

    Старайтесь сделать ваше первое занятие с учеником — запоминающим! Конечно, танцевать перед ним не надо, но заинтересовать своим предметом обязательно. Конечно, всё зависит от целей ученика. Но в любом случае, каждый репетитор может найти интересные фишки или секреты, как на 100% удивить ученика!

    Совет №4

    Если вы работаете на выезде, то никогда не опаздываете и не приходите слишком рано (вдруг ученик кушает или занят каким-то своим делом). Обязательно приносите свои учебные материалы (книги, доп.пособия или распечатки), ноутбук (если используете обучающие программки или видео). Странно, если репетитор приходит без ничего и сходу всё делает. Выглядит непрофессионально.

    Совет №5

    Изучение английского должно быть в радость!

    Не давайте ученику скучать! Используйте разные виды деятельности. Объяснили материал, проделали упражнения, поговорите на английском на какую-нибудь интересную тему, послушайте или посмотрите отрывок из какого-нибудь занимательного , закрепите материал при помощи какой-нибудь интерактивной программки.

    И самое главное, ваш голос не должен быть тихим или монотонным. Я считаю, умение владеть голосом – одно из главных качеств успешного репетитора, наравне со знанием предмета и умением его объяснять. Так что работать над своей речью обязательно нужно.

    Совет №6

    Контакт с родителями очень важен!

    Обязательно контактируйте с родителями, если вы работаете со школьниками! Держите в курсе их, как проходят занятия, есть ли прогресс, полностью ли выполняет ученик домашнее задание, все ли он занятия посещает. Очень часто бывает, что родители дали ребёнку деньги на занятие, а он не пришёл, сказав что заболел или не смог по семейным обстоятельствам. В ваших интересах проверять достоверность информации.

    Вот те моменты, на которых я хотела остановиться. Желаю вам успешной преподавательской деятельности и смышлёных учеников!

    Если вы хотите стать репетитором или уже таковым являетесь, то не пропустите следующие статьи на эту тему.

    P. S. Ну и, конечно, в преддверие новогодних праздников и долгожданных каникул, я просто не могу вас поздравить с Наступающим Новым Годом и пожелать вам всего самого хорошего!

    Скоро!!! (мои успехи, открытия, яркие события)? Не пропустите! Подписывайтесь на обновления, чтобы быть в курсе событий казанской учительницы и просто хорошего человека!

    Первое, что я спросила маму моего подопечного — а хочет ли ОН учить язык, или это мама с папой горят желанием, чтобы сын был при деле? Она уважительно посмотрела на меня и заверила, что мальчик мечтает об этом, что он занимался с преподавателем, который срочно уехал, а ребенок ну о-о-очень не хочет бросать учить английский.

    Как я поняла потом, мой вопрос — это очень правильный шаг для тех, кто начинает «карьеру» репетитора. К сожалению то, что мама всегда скажет «Конечно, он хочет», я поняла позже. Как дело обстоит на самом деле — история более запутанная.

    Начали мы с простенького учебника для детей — максимально доступный и в то же время богатый словарь, классические упражнения. Занимались мы два раза в неделю, и я сразу сказала, что это — минимум для того, чтобы язык усваивался. Сначала все шло довольно неплохо — мой ученик совестно учил и работал, и даже называл меня на «Вы», хоть я и значительно младше его молодой мамы. Изучая английский язык довольно плотно с семи лет, я решила, что пойти по классической схеме — транскрипция, алфавит, основы грамматики, навыки чтения и перевода — это оптимальный шаг для того, чтобы ребенок имел фундаментальные знания.

    Примерно через месяц занятия свелись к одному в неделю. Как правило, для пропуска второго находились весомые причины. Домашние задания выполнялись перед выходом на занятие, а уж устные и вовсе игнорировались. Поэтому попытки разучивать тексты, диалоги и просто слова были неудачными. У него явно не наблюдалось желания что-либо изучать, а у меня пропало желание чему-либо учить. На одном из занятий он сказал, что оно последнее, так как скоро каникулы. После них он и вовсе не объявился.

    В следующем году я начала заниматься с тремя девочками. Одна признавалась, что английский — не ее стихия, но надо, так надо. И к ней я старалась найти подход, отошла от учебника и взялась за тексты — чтоб нарабатывать все — и чтение, и произношение, и перевод. Уровень ее был очень слабенький, и, учитывая это, я взяла для начала (куда уж проще!) русскую сказку. Это потом я поняла, что нынче в 13 лет это даже для перевода им неинтересно — доступ в интернет и общение со взрослеющими сверстниками дает им намного больше интересно-пикантной информации.

    Две другие девочки были вполне умными и усердными, быстро схватывали и проявляли интерес ко всему происходящему. Я поставила себе цель быть не строгой училкой, а помощником. И сперва у нас получалось — они с удовольствием все штудировали, мы разбавляли процесс забавными историями, привязывали это к английскому. Одновременно они могли со мной посплетничать о школьной жизни и похвастаться новой кофточкой. Держать дистанцию оказалось непросто. Скоро они начали интересоваться моей личной жизнью, и я поняла, что другом тоже нужно быть в меру.

    Хорошо, что такой опыт — он не только преподавательский, он еще и житейский. Я рада, что дала этим детям то, что смогла. И что они взяли то, что смогли и захотели. Теперь я не занимаюсь репетиторством, и точно знаю, почему. И именно поэтому знаю, какие советы дать тем, кому они будут полезны.

    Сразу определите для себя свою роль — учитель, друг, наставник — кем Вы будете для него. Конечно, эта роль станет ясной в процессе работы, но Вы не можете кидаться из крайности в крайность — здесь быть добрым, а здесь- строгим. Напомню, что Мэри Поппинс отличалась завидным постоянством… Но, будучи классическим учителем, не создавайте стену между Вами, иначе будет трудно понимать друг друга. А, выбрав роль хорошего друга, не дайте сесть себе на шею.

    Определитесь с выбором стратегии занятий. Чем младше ученик — тем больше разнообразия и игровых элементов можно внести в изучение предмета, компьютер и аудиозаписи могут быть хорошими помощниками. Только не потеряйте суть языка в развлекательных занятиях. Ваша основная цель — научить ребенка основам, а не поиграть с ним в игры. Подростки более приспособлены к восприятию серьезного формата. Введите свою систему оценивания — хоть это и не школа, но оценки создают стимул.

    Ну и, конечно, будьте примером для них — развивайтесь и совершенствуйтесь. Показывайте, что Вы работаете над собой и своими знаниями, что Вы мастер своего дела. Не бойтесь давать конструктивную критику, будьте справедливы в оценках и щедры на похвалы.

    … Главное. Удачная работа — это совместная работа, когда ты вкладываешь и чувствуешь отдачу. Поэтому помимо советов одно большое пожелание — умных, старательных и благодарных учеников!