Совок расшифровка. Ссср, «совок» и облик будущего россии

Почему СССР называют совком, откуда взялся "совок" и что означает?

    Совком называют человека, который насквозь пропитан идеологией, обычаями и традициями Советского Союза и не может от них отказаться.

    Отсюда СССР-государство совков, то есть всю страну начали называть совок.

    По другой версии, слово произошло от эстонского, где называли заключенных советские оккупанты, сокращенно совки.

    Культурологи Аленсандр Генис и Петр Вайль придумали это слово для туристов, выезжающих за границу.

    https://proletarius.ru/index.php?topic=35.msg170#msg170

    1. Александр Градский - известный музыкант. Он как-то решил выпить с друзьями в песочнице около одного из домов, рюмок у них не нашлось, пили из забытых пластиковых формочек, Александру Градскому достался совочек.
    2. Михаил Эпштейн - писатель и философ. Он ссылается на свою книгу Великая Совь, где назвал своих героев совками и совщицами. В 1989 году писатель лично читал ее по Би-Би-Си и утверждает, что именно с тех пор это слово просочилось в лексикон с Запада в СССР.

    Как бы то ни было, слово прижилось и понравилось, тем более что суффикс ок в слове придавал ему что-то родное и фамильярное, как дружок, например.

    А радиостанцию Би-Би-Си тогда слушала чуть ли не половина страны. Не исключено, что тогда оно и было подхвачено.

    Первое официальное применение слова совок было зарегистрировано в 1990-1991 году, а массовое применение в 1992-1994 году. Например, Это советские люди, совки

    или Мы защищали право быть людьми, нам надоело быть совками

    Более ранних литературных упоминаний не найдено.

    • Меду тем, в 1989 году Лев Аннинский написал рецензию к американскому изданию Великая Совь, а на вопрос о происхождении слова совок ответил М.Эпштейну:

    И сам (Михаил Эпштейн), как бы отвечая на ваш вопрос, пишет:

    А это его книга:

    Я тоже недавно задался этим вопросом, почему именно совком называли то время и Советский Союз. Вероятнее всего, подбирали наиболее созвучное со словом советский и обязательно с отрицательным оттенком, чтобы подчеркнуть преобладание негативных моментов этого строя. Я бы так расшифровал слово совок - сов етское о бщество к оммунистов. И сейчас совком называют все отрицательные последствия советской власти, то что не искоренилось с распадом СССР.

    СССР, это Союз Советских Социалистических Республик. Кто-то, шибко умный, счел, что если советский обозвать совок, то будет прикольно. От туда же, из 90-х и пошло уничижительное название того, кто ностальгирует по СССР, или ведет себя как при СССР, совком.

    А сейчас совком называют вот это

Среди расхожих штампов, пользуемых современными российскими либералами (не по идеологии, а по самоопределению), часто раздражающим левый политический фланг является сленг «совок». Якобы назывные либералы именуют «совком» СССР и всё советское, и это каким-то образом и в обязательном порядке должно оскорблять чувства верующих в Советский Союз, вызывая ответную реакцию. Но дело в том, что так называемый «совок» - это не СССР, а уничижительное прозвище определённой прослойки граждан бывшего Союза, которая к советскому человеку имеет такое же отношение, как нынешние кремлёвские и околокремлёвские либералы - к классической идеологии либерализма.

Итак, «совок», что же это такое, откуда оно взялось, и нужно ли оскорбляться всем рождённым и воспитанным в системе советов, а также их последователям? Ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН Раиса Розина в одной из программ на радио «Свобода» констатировала, что слово «совок» стало агрессивно занимать свои позиции сразу с начала перестройки (1985 год) как определение всего того, что не любили и отвергали от себя прежде всего советские диссиденты. Теперь это слово употребляют почти все, независимо от того, нравится оно или нет. То есть, уже задолго до горбачёвской перестройки, когда нынешние так называемые либералы ещё учились в школах и вузах, либо были молодыми специалистами, «совок» уже существовал.

Раиса Розина называет несколько претендентов на авторство «совка» (хотя реально их больше). Первый в очереди - известный музыкант Александр Градский. Он с друзьями как-то выпивал в песочнице. Рюмками друзьям служили забытые детьми пластмассовые формочки, а самому Градскому достался совочек. Писатель и философ Михаил Эпштейн в подтверждение авторства ссылается на свою книгу «Великая Совь», героев которой он нарек «совками» и «совщицами». Культурологи Александр Генис и Петр Вайль утверждали, что придумали это слово для обозначения советских туристов, выезжающих в социалистические страны.

Впрочем, докопаться до первоисточника уже, наверное, невозможно. Впервые слово «совок» я услышал в середине семидесятых годов прошлого столетия, в то время, когда в моду вошли брюки клёш. А вся союзная молодёжь «гонялась» за джинсовыми клешами, такими, как на фотографиях и на обложках дисков групп «Eagles», «Smokie», «Led Zeppelin» и «Deep Purple». Естественно, что далеко не все имели представление об идеологии движения хиппи, заключавшейся в сопротивлению насилию и фашизации общества, защите мира, любви и свободы, но элементы хипповой моды проникли всюду. Купить стильные импортные джинсы можно было только у фарцовщиков. Они-то и были едва ли не основными носителями сленга «совок». Называли они так не СССР и не советскую идеологию, а людей, которые не следили за модой, противопоставляли свои взгляды и убеждения модерновым молодёжным веяниям. Слово звучало не злобно, а иронично, шутливо, даже анекдотично. Как бессмертная фраза утёсовского периода «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!».

Ведь, к слову, джаз, считавшийся у Гитлера музыкой для недочеловеков, доказал своё место под солнцем и сегодня он уже - классика мирового музыкального искусства. Да много чего из непризнаваемого официозом пробивало себе дорогу годами и через тернии.

Кстати, о моде. Вещи иностранного производства в СССР были своего рода маркером престижности и модности. При этом ни в коем случае нельзя сказать, что в Союзе не шили современной одежды и не имели место собственные качественные бренды. Инициатива в сфере моды существовала в СССР уже с начал 20-х годов, разрабатывались направления в искусстве авангарда, был даже создан «Центр по становлению нового советского костюма», а в 1923 году издавался журнал «Ателье» .

Но тем и привлекала импортная вещь, что она, по сути, позволяла советским модникам выделиться из общего ряда стандартных моделей. Что, в общем-то, не является чем-то антисоветским. К чести отечественной промышленности, она весьма неплохо успевала адаптировать западные и восточные модели одежды и обуви под свои производственные мощности, и делала относительно качественную, а главное безопасную продукцию.

Советские фарцовщики доставляли разными путями на советский рынок не только модную одежду, но и всевозможные аксессуары, музыкальные диски, инструменты, технику, парфюмерию, радиодетали, лекарства и даже продукты. Фарцовщики были зачастую детьми высокопоставленных партийных работников или региональной номенклатуры, люди, имеющие связи в торговых, флотских, транспортных организациях. Покупать фарцу не брезговали ни директора заводов, фабрик, шахт и приисков, ни профессора, ни партаппаратчики районного масштаба, ни комсорги, ни студенты, ни школьники. Все, кто боролся с фарцой и критиковал её, чаще всего, попадали в условный разряд «совков».

Но, как оказалось, у понятия «совка» корни и горизонты применения глубже и шире. Слово «совок» появляется в обиходе у поколения так называемых «шестидесятников», подарившего нам целую плеяду талантливых советских творцов - Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Трифонов, Айтматов, Аксенов, Окуджава, Высоцкий, Мориц, Галич, Визбор, Ким, Матвеева, Казакова. Эти люди отнюдь не являли собой антисоветчиков, все в равной мере были преданы ленинской идеологии и патриотически настроены. Но уже тогда критиковали зачванившихся, чрезмерно ретивых, пафосно неадекватных номенклатурщиков, а по-иному - «совков». И считали, что Союзу нужны перемены.

Поэт Евгений Евтушенко писал:

«…Как расплодилось низшее начальство.
В нём воплотилось высшее нахальство.
Заискиваньем дело не поправится,
Подменено заискиваньем равенство…

…Бульдогов порождая из дворняжек,
Мы сами воспитали хамов наших.
Мне снился сон, что в Волге крокодила
Заискиванье наше породило».

Немало представителей «совковой системы», опираясь на идеологические догмы, зачастую проявляли исключительную, извращённую до неадекватности степень принципиальности, фактически нивелируя представление о советском человеке, как человеке новой формации, необыкновенной энергии и творческого потенциала. Образ «совка» нередко носил в себе признаки недалёкого, злого, завистливого, заидеологизированного, лишённого самостоятельности человека, слепо действующего в рамках партийных указок и верящего в исключительность массовой пропаганды, а не силы человеческой мысли. Замечательно и показательно образ «совка» в лице секретаря парткома шахты Хадарова продемонстрирован в фильме «Большая жизнь» , снятом ещё в сталинскую эпоху.

Дорвавшаяся до руля номенклатура нередко в угоду клише, карьерам и личным принципам сводила на нет и загоняла, как джинна в бутылку, предпринимательскую пассионарность, прорывные инициативы промышленников, учёных, изобретателей, кооператоров, аграриев, творчество молодёжи. Классическое советское мировоззрение не имело ничего общего с «совковостью», как пережитком абсурдизации систем, институтов и методов управления. Запреты и ограничения достаточно часто и бессмысленно возводились в религиозные догмы. Что, собственно, и было проявлением упомянутой «совковости».

8 ноября 1961 года в эфир вышел первый выпуск программы КВН («Клуб Веселых и Находчивых»). В течение нескольких лет КВН стал целым молодёжным движением, в которое были вовлечены сотни тысяч студентов по всему СССР и даже странам соцлагеря. В подражание телепередаче игры КВН устраивались в школах, ПТУ, пионерских лагерях, производственных коллективах. Однако уровень вмешательства бдительных и перестраховывающихся «совков» и деятелей цензуры дошёл до такой высокой степени, что в 1971 году КВН попал под запрет.

К середине шестидесятых годов в СССР возникло массовое движение самодеятельной авторской песни. Слёты и фестивали студентов и бородатых «песняров» в мятых брюках поначалу не вызывали у ревнителей идеологической стерильности особого интереса. Однако появление в свободной продаже звукозаписывающих устройств не могло не донести «наверх» песни бардов, в которых читалась весьма смелая гражданская позиция. «Совкам» из номенклатуры плохо ложились на слух песни о мраморных подъездах для директоров, о кабинетах с «дешёвыми секретаршами», о «берёзках» для элиты, о спецмашинах, спецдачах, «чёрных ходах» и «цековских пайках».

На клубы самодеятельной песни начались гонения по всей стране. К концу шестидесятых годов все бардовские клубы были запрещены, прекратили существование и многие фестивали. Поэт и драматург Александр Галич был вынужден эмигрировать. Многим бардам запретили публичные выступления, среди них Юлий Ким - будущий лауреат «Песни года», автор песен для фильмов «Про красную шапочку» , «12 стульев», «Усатый нянь», «Обыкновенное чудо», «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская» и многих других.

В запретительной среде появились такие явления, как «Магнитиздат» и «Самиздат», когда гонимые номенклатурой советские таланты несли свои произведения людям не через концерты и книги, а через магнитофоны, мягкие пластинки и самодельные журналы, вручную через кальку, отпечатанную на пишущих машинках. Причём размножались такие произведения невероятно быстро и массово и в конечном итоге имели тиражи, не уступающие государственным студиям грамзаписи и издательствам. Так магнитоальбомы с песнями Высоцкого и Окуджавы попали к генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, ставшему впоследствии большим почитателем их творчества.

Но «совок» в своей консервативной миссии был невероятно силён, сплочён и изобретателен. Чего стоят так называемые аттестации ВИА, вокально-инструментальных ансамблей, которых к началу восьмидесятых годов было невероятно много, едва ли не в каждой школе, ПТУ, вузе, не говоря о хозяйственных объектах, где было иногда даже по несколько коллективов. Свадьбы, студенческие вечера, концерты на агитационных и танцевальных танцплощадках, подвальные рок-клубы и творческие авторские объединения - Советский Союз был богат на таланты и инициативу. Но доходило до безумия, когда коллективы и авторы обязаны были исполнять половину песен своего репертуара из строго указанного перечня советских композиторов. Ещё более парадоксальное прокрустово ложе ретивые «совки» устроили в национальных республиках, где обязывали самодеятельные коллективы половину репертуара петь на национальных языках. В русском Тирасполе, например, на молдавском. В дальнейшем вся эта загнанная в подвалы масса музыкантов, авторов и исполнителей, обозлённая и изголодавшаяся за большой сценой (где им не было места ни в каком виде) выплеснулась на сцену в горбачевскую перестройку, ломая шаблоны, стандарты и вкусы.

А в дальнейшем повлияла и на формирование антисоветских настроений молодёжи конца восьмидесятых. И винить в этом исключительно самих музыкантов (а иже с ними писателей, издателей, драматургов, кинорежиссёров, театралов и т.п.) и впитывающую их энергию и мысль советскую молодёжь неверно. Потому как вместо модернизации закостеневшей и забронзовевшей советской культуры, вместо её гемопоэза (в условиях уже перестройки) «совки» продолжали гнуть каноническую идеологическую линию, не принимая, а противодействуя разжиманию сдавленных за несколько поколений творческих пружин. Тем самым закладывая мины будущего взрыва Союза.

Но ещё больший вред для СССР от чрезмерно ретивых «патриотических совков» наносился в сфере образования, а именно - в системе просвещения в национальных республиках. Зачастую зашлифовывая под одну фракцию качественное, самобытное, реалистичное и злободневное творчество людей, номенклатурщики-идеалисты национальных образований финансировали издания и давали путь наверх казённым карьеристам (как оказалось в дальнейшем, и ренегатам). Они получали тиражи, газетные площади, эфиры. Они занимали ключевые посты в издательствах, на киностудиях, в редакциях ТВ, журналов, газет, альманахов, возглавляли творческие союзы и объединения. А уже с этих должностей скакнули в ряды националистических партий и в стены будущей Рады.

Очень показательный пример - присутствие в школьных учебниках, например, по украинской литературе целого ряда писателей и поэтов, включённых в программу не по принципу значимости литературного вклада, а по вкусовым пристрастиям и заказам «совковых» номенклатурщиков. Политический перерожденец Дмытро Павлычко, стихи которого всех школьников (в том числе русских и русскоязычных) заставляли учить наизусть, в 1989 году сказал уникальную по абсурдности фразу: «Мы должны спасать украинский язык, а вместе с ним - идею социализма. Поскольку там, где гибнет нация, там гибнет и социализм. Мы должны помнить, что в мировой практике двуязычия сейчас нет». Но это был не абсурд, а первые кирпичи будущего этноцида. Вот откуда пошло неприятие двуязычия на Украине и развитие украинской культуры за счёт уничтожения и притеснения русской.

Коммунист и «совок» Павлычко, утверждавший в стенах ВС УССР: «Пусть прозвучит в этом утреннем зале слово Владимира Ильича Ленина… Это и есть наша главная платформа», затем стал одним из идеологов внедрения в сознание людей гипотезы о голодоморе - как геноциде конкретно украинской нации. «Не знал ни про голод 1932–1933 годов, ни про масштабы ГУЛАГА… не знал про несчетное число преступлений, совершенных по отношению к украинскому народу и другим народам под руководством партии», - писал Павлычко, впоследствии прекрасно вписавшись в рынок и украинскую националистическую политику.

«Я очень хочу в вашем полку
Быть снайпером.
Вижу: молиться идёт двенадцатый Пий
(И не первый убийца-папа)…
Спокойно стрелять буду,
чтоб не промахнуться сгоряча».


А в постсоветское он же - строчит хвалебые оды Джохару Дудаеву, террористу Яндарбиеву, воспевает националистов УНА-УНСО… Стоит ли удивляться жестокости украинских карателей, воспитанных на «творчестве» вот таких хамелеонов павлычек.

А вот фраза ещё одного деятеля украинской «совковой» литературы Владимира Яворивского: «Мы 350 лет были подстилкой России и ни одного дня - Америки, а стоит попробовать».

Их много, «совков», перекрасившихся и перебежавших туда, где теплее, предавших Отечество и народ. Причём повсеместно - от Москвы до самых до окраин. И Союз валили вовсе не хиппи и не «шестидесятники», а именно «совки», сохранявшие систему своего доминирования. Собственно, смысл Советской власти был в том, чтобы победить «совок» и отстроить государство, в котором жить было бы хорошо и комфортно всем. «Шестидесятники», например, мечтали о человеческом будущем, «совок» же отчаянно цеплялся за свое мерзкое настоящее.

Все, как сейчас. «Совки» никуда не делись, они переродились и сохранили свою систему уже внутри Российского госпроекта. «Советский» - это был великий проект. А «совок» - это то, что мешало его реализовать. Проект Партии нового типа, предлагаемый профессором С. С. Сулакшиным и его единомышленниками - тоже великий проект, но современные российские «совки», сросшиеся невидимыми нитями с международным капиталом, делают всё, чтобы консервировать своё влияние и присутствие во всех сферах жизни.

Вообще далеко не все либералы настолько однобоки и примитивны в своих рассуждениях о «совке». Например, Станислав Минкин (обозреватель «Независимой газеты») говорит : «Мы по-прежнему живем в совке. Под „совком“ я понимаю худшее из того, что было в СССР, ведь именно худшее нам удалось сохранить. Мы сохранили бюрократическую культуру, бытовое хамство, ментальность осажденной крепости и, главное, аналог КПСС…». Получилось, что социальный строй в России сменился, всё самое лучшее, что было в СССР, в нём было брошено, а «совки» со своими пережитками сохранились. Они не зависят от строя государства и от тех, кто им управляет. «Совки» - это явление, негативное, омерзительное и требующее не просто борьбы с ним, а радикального выкорчёвывания.

Председатель ПНТ С.С.Сулакшин свою предвыборную президентскую программу назвал . Возвращение» - это не возврат страны назад, но возвращение ей здоровья, гармонии, пропорций, смыслов, восполнение утрат и преодоление деформаций времен либерального насилия, превращение России в живой растущий организм. Это возвращение России идеалов и мечты, надежды и веры, цели и целеполагания, высших ценностей государства и общества - единой идеологии страны как приоритетных ценностей в жизни, возвращение большой общей исторической Родины русского и всех братских народов, возвращение исторической и культурной русскости страны, дружбы народов и суверенитета России. Это всё то, что перерождённые российские «совки» украли у народа. Другими словами, чтобы построить Россию нашей общей мечты нам по-прежнему предстоит бороться с «совком». Не с СССР и не с советской идеологией, которая нам близка и понятна, а с пережитками того явления, которое изнутри раздробило наше Отечество и подарило реинкарнацию «совков» либерального типа.

Антилюди, который своей нездоровой идеологизированностью, антидемократизмом, завистью, нетерпимостью к чужому мнению, таланту, любой индивидуальности ломали судьбы, карьеры, оглупляли системы образования, науки, культуры, тормозили развитие экономики и пассионарные процессы тогда, и делают это сейчас.

Как писал Чингиз Айтматов: «…Самая страшная из грозящих катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобная угроза физического уничтожения человечества (а, может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке, катастрофа, означающая, что человек не состоялся…».

Порой смотришь на какого-нибудь борца с Советским прошлым, не к месту и не по назначению называющего его «совком», и видишь пасть обычного обывательски-мещанского мурла. Ведь как раз он-то «совок» и есть: чтобы всё было стабильно, как в гробу, чтобы никто не трогал и не критиковал систему Путина и путинизм, чтобы была колбаса, пиво, машина, дача. Чтобы в его устроенный маленький мир никогда не проникал мир большой.

Тот, что описан у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке»:

«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны „Мертвые души“, построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь „уйди-уйди“, написана песенка „Кирпичики“ и построены брюки фасона „полпред“. В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода».

СССР и советская система были большим цветным миром, тянущимся за горизонты. «Совки» представляли и представляют сейчас мир маленький, ограниченный, серенький, но вполне себе жизнеспособный. Готовый разрушать даже большие миры. В этом принципиальное различие между СССР и «совком», между той Россией, облик будущего который представлен в проекте Партии нового типа, и той Россией, которая застряла в вязком болоте путинизма.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Не так давно увидел на ФБ у Захара Прилепина оценочное суждение про слово "совок" .
Слово без преувеличения культовое, оcтервенело употребляемое в миллионах текстов и комментариев. Но. На мой взгляд, такое мнение о нём - серьёзное упрощение со стороны Захара: приписывать ему простой смысл и только негативные свойства. Слово "совок" за его время существования пережило несколько превращений - то есть, этимология его довольно сложная. И не всегда оно было столь многозначным, как мы его употребляем сегодня. Кстати, и в наше время его смысл постепенно меняется и приобретает новые коннотации.


Первый смысл: "не советский"

Я бы вообще не взялся за этот вопрос - но лет пять назад, перечитывая свои старые дневники (а вёл я их с ноября 1981 по апрель 1991-го, с перерывами, бросая и снова продолжая), наткнулся на описание случая, когда конкретно я его впервые услышал. Самое интересное, что у слова в то время был очень узкий смысл, не похожий на сегодняшний.

Запись в дневнике относилась к 27 января 1982-го, однако я там записал разговор, состоявшийся дня на четыре раньше - на свадьбе моей двоюродной сестры в Москве. Я был в то время студентом-первокурсником, учился в Хабаровске на Дальнем Востоке, и в Москву приехал на зимние каникулы, сдав первую сессию досрочно.

Так вот. На свадьбе познакомился со своей ровесницей Леной, ей тоже было 17. Она была дочкой какого-то чина в зарубежном представительстве Аэрофлота - в какой-то из стран Бенилюкса, то ли Бельгии, то ли Голландии. То есть, имеющей вожделенные "западные" вещи и многажды бывавшей за железным занавесом, поскольку там служил на благо СССР её папа. И вот зашёл у нас разговор про магнитофоны и акустику. Разговор был не только с этой девушкой, мы болтали в молодёжной компании человек в пять-шесть. Все москвичи, и я среди них один дальневосточник.

Я было начал в красках расписывать, какую технику привозят наши моряки из Японии и что крутят. Москвичи, что естественно, было гораздо более продвинуты в музыке и в свежих трендах, но по маркам почему-то больше склонялись к германской технике, как самой "ништяцкой". Грюндиги там, и всё такое. Потом начал рассказывать про нашего соседа на Камчатке, Толю Быковца - он был настоящим меломаном и ходил в моря, откуда привозил любовно подобранную и протестированную на месте технику. И вот, в числе прочих деталей, упомянул, что его потрясающий японский мафон AKAI он соединил с акустикой через советский усилок "Арктур-001". И получал совершенно невероятный по качеству звук, ещё и записывая пленки только на 19-й скорости! (что я тогда наивно считал расточительством, к слову - но Толя мог себе это позволить и быстро мне объяснил, почему не надо тут экономить)

А далее диалог выглядел так:
Лена:
- "Арктур" соединил с Акаем? Серьёзно? А чья это фирма?
- Арктур? Так наша же.
- Ааа... Сереж, так это ж совок! Зачем он так уродует своего японца? (разочарованно )
- Что значит совок? (я реально не понял слова - т.к. слышал его впервые )
- Ну... это советский значит. Не фирмА, кондовый.
- Но звук то он даёт крутой!
- Не. Не то...

Вот так состоялось моё первое знакомство со словом, в январской Москве 1982-го. Удивительно, но я это тогда записал по свежим следам, так как слово меня поразило. "Как же так - получается, нещитово только потому, что это наше? Но результат-то оно даёт крутой? Или им надо не звук, а понты?"

Смысл "совок" имел узкий - просто "незарубежное", "внутреннее". И применялся не к людям, не к стране - а к шмоткам, вещам. Причем ни на Дальнем Востоке, ни в Иркутске, ни в Чите такого слова и слыхом не слыхивали, его просто не было в употреблении. Не употребляли его и при Андропове, при Черненко, при раннем Горбачёве. Из этого я позже вывел вывод, что - скорей всего - в начале 80-х слово ходило в кругах "золотой молодёжи", фарцы, может быть, людей приближенных к обороту импорта в столице, но не далее.

3. Вот эта версия, озвученная в Вики Traditio, скорей всего, ближе всего к реальности. 70-е, как время появления, коррелируется и с моим случаем. Да и социальный слой, где это привилось, тоже вполне правдоподобен. Смыслов они выделили много, однако в то время он был только один, и весьма узкий.

– По данным доктора филологических наук Раисы Розиной (Институт русского языка РАН), на авторство этого слова претендуют сразу несколько человек. Первый в очереди – известный музыкант Александр Градский . Он с друзьями как-то выпивал в песочнице. Рюмками друзьям служили забытые детьми пластмассовые формочки, а самому Градскому достался совочек. (год первого исполнения песни с таким словом не смог установить - periskop )

Писатель и философ Михаил Эпштейн в подтверждение авторства ссылается на свою книгу «Великая Совь» (название образовано по аналогии со словом «Русь»), героев которой он нарек «совками» и «совщицами». В 1989 г. автор читал ее по Би-би-си, откуда обидное прозвище могло просочиться в СССР.

Наконец, у «совков» есть и коллективный автор – культурологи Александр Генис и Петр Вайль . Они утверждали, что придумали это слово для обозначения советских туристов, выезжающих в социалистические страны». (эти относят свою придумку к 1984-му)

4. Тут его появление относят к Эпштейну. Но, когда автор читал свои тексты по BBC, "совок" уже был в ходу. Даже в народ он пошёл немного раньше 90-го, об этом см. ниже, про второй смысл. А то, что его не было в словаре 1973, тоже объяснимо: возникло оно именно тогда, только-только.

5. Про происхождение "совка", в Сети пишут и белиберду, часто далёкую от реальности. Вот бредовая версия, что оно было придумано в дни Августовского Путча-91. Особенно ударный пассаж про козни "либеральной прозападной оппозиции" :)

6. А здесь, да - грамотно вычлененная составляющая. "Носитель определённого менталитета", всё верно. Вот только это значение было уже третьим по счёту, самым негативным по оценочной характеристике и появилось как раз в начале 90-х.

И ещё, любопытно: не ищите "совок" в Википедии. В русской версии его оттуда почему-то вычищают, статья осталась только в украинском сегменте.

Второй смысл: "всё плохое в СССР"

Так вот, довольно долго "совок" существовал в узкой специфической среде и не выходил за её пределы. Но в конце 80-х начал проникать и в народную речь. Здесь у меня тоже есть одно упоминание в дневнике, но более туманное и размытое. Относится оно к февралю 1989 года. Тогда я уже жил в Петропавловске-Камчатском, распределившись туда молодым специалистом.

Тогда, кто помнит, ещё держался довольно жёсткий антиалкогольный закон Лигачёва - Горбачёва. Сейчас пишут, что он был демографически полезен и всё такое. Ну, может быть... Однако в практической реализации он был издевательский. Люди всяко извращались и выходили из положения, как только могли. Нет, совсем не обязательно алкаши - а простые обычные граждане, без бухательных наклонностей. Купить водку или вино было совершенно невозможно, а всё равно ведь хочется посидеть "с чем-то", а не так просто всухую. Жизнь есть жизнь. И вот, мы ставили тогда вино на "морских камушках". Это конфеты такие, с изюмом. Может, и не очень вино - но торкало и как-то заменяло то, что купить невозможно. Ещё делали домашнюю рябиновку. Та вообще валила с ног:)

Короче, сидели мы хорошо, и все это выпили. И на следующий день решили послать двух гонцов в винно-водочный на "Силуэте". Магаз открывался в 2, и они ушли к открытию. Вернулись часа через три.
- Ну, с чем пришли? Чем порадуете?
- (показывает две "Экстры" ) Еле-еле добыли! Там народ просто на ушах стоит! Подойти к решётке просто невозможно! Насилу растолкались! А вина уже всё. Настоящий совок !

Обратите внимание, что употребляли слово не те, кто варился в столице Союза, или там Питере-Риге-Одессе, а на самой что ни на есть окраине СССР. Но окраине специфической, с высокими доходами жителей и с правом на бесплатную дорогу в отпуск - т.е. регулярно бывавшие в столицах.

Вот вам и второй смысл: "совком" обзывали всё то плохое, что попадалось гражданам в торговле, сервисе и товарно-денежных отношениях. Обхамила наглая продавщица: совок. Таксист обманул или очереди: тоже совок. В столовой плеснули кислую сметану в стакан: опять совок! И т.п.

Третий смысл: "носитель специфического менталитета"

Смысл появился уже в год перелома и полномасштабного кризиса. Примерно в 1989-90, но пионером употребления можно считать, наверное, певца Игоря Талькова с его песней "Совки" (лето 1988). Он вошёл в жизнь внезапно и массово. И в 1992-1993-м "совками" уже звали не советские вещи и не негатив в СССР - а именно людей определённого склада, которые "не хотят перестраиваться на новое". Слово наконец приняло самое негативное значение. "Совок", "homo Sovetiсus" - приговор в интеллигентской среде. Не знаю, когда впервые его стали писать в газетной речи - но в устной оно прочно вошло в обиход.

Что это значило? Человек, которые не принимает рыночные реформы, новую реальность. Ворчит на неё или даже сопротивляется (это было уже совсем плохо). Несвободный, нераскованный. Который не делает деньги и вообще ленится, лёжа на печи. Который осуждает погоню за успехом или неразборчивость в средствах, или зацикленность на деньгах. Это считалось устаревшим моральным хламом, ведь надо было "делать себя". "Совками" считались даже те, кто вписался в реалии Девяностых, но всё равно вспоминал Союз с ностальгией. Хвалить СССР было нельзя, моветон, и чтобы оставаться в тренде, нужно было его только пинать.

Те, кто застал это время в сознательном возрасте, безусловно помнят - что тогда и думали и писали примерно в таком духе, что "вот, наступила новая жизнь, молодёжь начинает сразу жить правильными понятиями, без старых комплексов, а старпёры быстро вымрут и всё совковое уйдёт...". Бодрые руссо-яппи с рыбьими рыночными глазками и "экономиксом" в башке, казалось, скоро всех и вся вытеснят, оптимизируют и перекуют. Хорошими помощниками по перековке общества у них были "новые русские", которые тоже вроде бы жили согласно рыночному прогрессу, только с мобилой и волыной в пинжаках. Что интересно - в 1990-91 даже очень умеренные консерваторы-промышленники или выходцы из оборонно-научной среды (такие, как Шенин или Гидаспов), которые смели действовать вразрез с "рыночниками", мгновенно записывались в партократы, а потом и шельмовались в прессе как красно-коричневые .

Старпёры за 45, действительно, стали очень быстро вымирать - особенно в глубинке. Тут они оказались правы. Но и американовидная яппи-поросль толком не привилась - в начале нулевых они стали быстро вытесняться тихими силовиками. А потом получилось удивительное - "совки" стали воспроизводиться и в следующем поколении. Вот этого модные публицисты начала 90-х никак предвидеть не могли.

7. Картинка относительно новая (где-то начала "десятых"), происхождением с Украины - однако выражает именно этот смысл.

Четвёртый смысл: "ненормальная страна с дурацкими вывертами"

Это значение появилось вместе с третьим. Сейчас даже и не установить, что раньше - что позже, №3 или №4.
Привязка по эпохе - тоже где-то начало Девяностых и далее везде.
Употреблялось в характеристиках ушедшей в пучину истории страны или её строя (о чём и написал Захар в своём ФБ-статусе). Антипод: "нормальные цивилизованные страны".

* * *
Бесконечно наворачивать негатив было невозможно - и неизбежно, на каком-то этапе, всё это вызвало обратную реакцию, особенно на контрасте с неистовой вакханалией Девяностых, когда меньше чем за десятилетие к 2000 г. страна оказалась буквально в руинах, а большинство людей - в нищете.

Где-то с начала "нулевых" началось возвратное движение, сперва робкое - "совками" стали называть себя те, кто в своей этической шкале предпочтений предпочитал советские ценности. Коллективизм, уважительное отношение к национальной истории, взаимопомощь и взаимовыручка, учёт интересов общества, а не только индивида. Тяга к справедливости вместо идеологии безоглядного успеха. То есть, пошёл возврат к смыслу №3, но без негативной коннотации. "Да, я совок! И что? Это не плохо, а нормально" - примерно так.

Тем не менее, ещё долго "совок" считался в интернет-дискуссиях этаким цензурным оскорблением.
Я это застал даже и в своей жж-шой истории (журнал был создан в конце декабря 2005-го).
Помню, был у меня такой постоянный оппонент в спорах относительно СССР - d-prospero, англофил до мозга костей. Сейчас куда-то пропал, журнал со своими выкладками стёр и даже ник его занят. Так вот, когда я в какой-то дискуссии стал себя именовать совком, он сконфузился, и ответил примерно так "...да не, вы что, я вас так не именую, вы хотя б мыслите и пытаетесь разобраться! Это же оскорбление, только более мягкое ". Я ему: "С чего бы это оскорбление? Нормальная характеристика, человека с определённой шкалой ценностей и я её к себе применяю без проблем. У меня можешь употреблять свободно ".

8. Первым в публичном пространстве возвратную тенденцию обозначил С. Кара-Мурза (2002):

И смысл стал постепенно вычищаться от негатива. "Да, совок. Ну и что?".
На это отреагировала и торговля, и тоже стала активно применять ассоциации с советским, "раньшим качеством" - в самых разных формах. От "традиции с 1938 года!" (творожные сырки без добавок) до "Советской" колбасы в лимитрофах (!). Даже отмороженным литовским националам потребовалось , чтобы доконать таки свою "Советскую" колбасу - то есть с "совками" в торговле бороться оказалось крайне непросто. Люди-то помнили и голосовали рублём, литом или латом за старое.

9. Более того, слово зарегистрировала как товарный знак даже фирма из Калининграда и успешно торгует "той самой" тушёнкой:

Обратите внимание на переворот ассоциации: "совок" не отпугивает, а притягивает покупателя!

10. А вот реклама этой продукции (снято мной в сети "Сытый муж" в 2014 - но плакат висит и посейчас): покупателям в магазине улыбается Леонид Ильич, как напоминание о спокойной и сытой жизни, без погони за успехом любой ценой на костях других. Опять же, ассоциация работает.

11. Есть и обратные примеры. Зависит от аудитории, на которую рассчитывает сеть. Если на прогрессивных и продвинутых, которые хотят оказаться подальше от "унылой совковости", то можно и сыграть на этом. Вот ИКЕА ("долой совок!"):

В общем, слово "совок" - очень многозначное.
И теперь уже нельзя сказать, что отрицательное. Да и я сам, в принципе, тоже совок - и нисколько от этого эпитета не отказываюсь. Для меня тут нет никакого оскорбления, ущемления или принижения. Для многих моих друзей и единомышленников - тоже.

* * *
Итак, подытоживаем его эволюцию:
1) "вещь советского изготовления" (узкие круги, 1970-е - 80-е) => 2) "плохое в советской жизни" (нечастое употребление, конец 80-х) => 3) "носитель специфического менталитета" (массово, с начала 90-х) => 4) "неправильная страна с дурацкими вывертами" (не менее массово, с начала 90-х) => 4,5) постепенный возврат к смыслу №3, но без негативной коннотации (с середины 2000-х).

PS. Можете озвучить и свои версии происхождения слова, они принимаются в комментах. Понятно, что география СССР невероятно велика и оно могло употребляться и в иных сферах или регионах с некоторыми отклонениями в значении.

Спасибо за внимание.

"Совок" – это про кого? И откуда это пошло и почему СССР называют совком? Кто-то думает, что это народное название ненавистного режима? Страны СССР? Тупых жертв советской пропаганды?

На авторство названия "совок" претендует несколько человек, хотя, понятно, точно тут уже не определишь. Есть, например, легенда, что Александр Градский решил выпить со товарищами, устроились в детской песочнице, наливали в формочки, оставленные детишками, а Градскому налили в совочек... Формочки не досталась, и "обида" на неисправимую действительность закрепилась в негативе, направленном на некстати оставленную детскую игрушку...

Эпштейн утверждает, что до 1984 года - года начала писания книги - такого "названия" он не слышал, а в 1989 году читал отрывки из нее на Би-би-си, и, мол, "народ подхватил". В самом деле, все складно: Совь - от Русь, Чудь, живут там совки, совичи, совщицы, и в этой стране

"советь" – находиться в странном состоянии между жизнью и смертью, жить как будто во сне;
"совать" – предлагать и навязывать другим то, чего они не просят;
"соваться" – вмешиваться в чужие дела;
"советовать" - учить всех, как нужно жить, в том числе и соваться с (непрошеными) советами

Нажмите, чтобы раскрыть...

То есть ну про нас же? Или не только про нас? Хотя вот, свежая мысль - лишь пункт первый. А в остальном, все так живут?

Совки шмыгают в основном по низам, их дело - добывать мышей. Цвет у них такой серенький, что в сумерках не различишь, поэтому мыши, так сказать, сами идут к ним в когти. Многие совцы и совейцы считают совков образцовыми представителями всего великосовского народа. В отличие от совцов, которые сидят на вершинах, и совейцев, которые глядят в просветы, совки постоянно живут и охотятся в сумерках за серыми, как сумерки, мышами, и сами серые, как сумерки, - значит, они вполне уподобились тому, среди чего пребывают, выполнив философский завет: "свет определяет отсвет, тень определяет оттенок"...

Или об армии:

В этом обществе смерти придается большой гуманистический смысл. Поскольку человек, как и любой червяк, все равно обречен умереть, то важен не этот факт, а тот смысл, какой он приобретает в сознании самого человека и всего общества. Конечно, и обычный, невоенный человек может своей смертью принести пользу, например, спасти кого-нибудь из огня или отдать свою кровь раненому. Но такое случается редко - чаще человек живет со смыслом, а умирает совсем бессмысленно.

Вот армия и выручает человека из нелепой ситуации, когда смерть оказывается недостойной жизни. Армия - единственное учреждение в стране, призванное обеспечивать гражданам достойную смерть, а значит, и поступательно прожитую жизнь. Нравственный потенциал страны измеряется ее армией - количеством граждан, умирающих с честью, не просто так, а за что-то.
Ну и так далее...

Конечно, Михаил Эпштейн - известный человек, заслуженный ученый, но "конек", на который он здесь сел, используется часто и многими - развить до абсурда странные или негативные стороны страны и народа, не касаясь доброго, мудрого и великого, и получится "ну тупые!".... И, собственно, с самим Эпштейном полемизировали многие известные люди. В 1989 году Лев Аннинский в рецензии на "Великую Совь" писал, что приписывает авторство слова "Совок" Эпштейну, хотя относится с ненавистью к такому "названию". Его дочь с классом съездила во Францию на неделю и возвращаясь, детки говорили: "Опять в совок возвращаемся". На что Михаил Эпштейн отвечал, мол, ах, что вы. что вы! Я об СССР никогда так не говорю, это они сами о себе так теперь - прижилось словечко то!

Так это или нет, Градский ли, Эпштейн - авторы, или, как пишут, с 70-ых так пренебрежительно говорили фарцовщики и диссиденты - те, кто не вписался в советскую жизнь, или это так шифровали советских в Прибалтике, или называли туристов из СССР в странах соцлагеря - но к чему мы пришли сейчас?

Слово "совок" стало часто употребляться в негативном, уничижительном свете к тем, кто

  • в СССР родился
  • к самому СССР
  • к мышлению советского человека, его менталитету
  • предоставляет некачественный сервис
  • к товарам, к технике из СССР
Не очень то вникая, каким он был - человек советский, и чем он жил, человек "современный", сознательной жизни при СССР не имея в силу возраста, упрощает и сгущает краски, приписывает идеологизированность, ксенофобию, агрессивность и рабскую сущность. Отсюда в их глазах жизнь в СССР была уныла, а те, кто жалеет о развале "той" страны - совок, то есть ограниченный, тупой, несвободный

В свою очередь, те, кого к совкам приписали, не понимают, как можно неограниченный доступ к колбасе и возможности отдыхать на турецких пляжах предпочесть нашим великим коллективным достижениям? Как сериалами с закадровым смехом и песнями про муси-пуси заменить великое искусство, которое дала нам и миру советская эпоха? Непонимание рождает обиду

Больше того, вопрос, почему СССР совок могут поставить и некоторые из тех, кто уехал жить за границу, когда это стало возможным. Вопрос звучит примерно так: после развала СССР

  • из России уехали самые лучшие люди
  • в России остались самые лучшие люди
Современная молодежь слово "совок" практически не употребляет. Они не жили в СССР. Они не очень-то слушают рассказы старших - и плохие, и хорошие, а история (в школе) об этом периоде сейчас очень осторожна, противоречива и скучна. Для них вопрос "вернуться в СССР" не стоит, потому что они там не были и потому что это невозможно. Может, и всем остальным спорщикам надо пореже бросаться обидными словами? Ведь тогда "совок" - это о них тоже, это их родители и деды жили тогда "в совке" и, получается, жили беспросветной никчемной жизнью? Россия, СССР, Российская Империя, ... - это всё об одном, это всё мы!

В последнее время на просторах Всемирной паутины всё чаще можно встретить слово "совок". В первую очередь это касается различных интернет-дискуссий, в которых данным обозначением некоторые люди называют своих оппонентов. Что означает слово "совок" на самом деле? Оставайтесь с нами и узнаете!

Оригинальное значение слова "совок"

Из-за постоянных политических споров в Сети многие люди уже попросту стали забывать о том, какой материальный предмет на самом деле называется совком. Для тех, кто забыл или не знал, напоминаем: совок - это специальная лопатка, предназначенная для уборки мусора. С этим разобрались, идём дальше.

Иное значение слова «совок»

Как уже говорилось ранее, на сегодняшний день понятие "совок" имеет скорее политический смысл. Зародившись во времена перестройки, данный термин стал активно употребляться на территории стран как правило, среди людей, которые негативно относились к СССР и тем, кто разделяет коммунистическую идеологию. Если быть кратким, то совок - это и Советский Союз в целом, и человек, который фанатично относится к этому государству. Данное слово часто используется в сетевых дискуссиях и реальных спорах, чтобы высмеять своего противника, принизив таким образом то, что он любит и уважает.

Очевидно, что большое распространение понятие "совок" получило не из-за своей связи с одноимённой лопаткой для уборки мусора. Если называть жителей СССР "лопатками" или "лопаточками", то это попросту не будет иметь какого-либо смысла. Слово стало таким популярным из-за того, что было схоже с названием государства и названием гражданской принадлежности его жителей. В данном контексте часть "сов" - это первые три буквы слова "советский", а часть "ок" - суффикс, придающий названию некий высмеивающий оттенок. Суффиксу "ок" свойственно придавать словам очень несерьёзное и фамильярное звучание. К примеру, слово "царь" зачастую вызывает у человека ассоциацию с серьёзным и мудрым лидером, который твёрд в своих решениях и постановлениях. Но стоит сказать слово "царёк", так сразу же вся серьёзность спадает на нет и в наших мыслях мы представляем не мужественного и сильного руководителя, а лишь некое жалкое подобие государственного правителя. То же самое можно сказать и про "совок».

Происхождение слова «совок»

Кто придумал называть советских людей совками? Когда именно этот термин стал активно употребляться? Как ни странно, столь популярное понятие, прочно засевшее в лексиконе многих противников Советского Союза, имеет целых три теории происхождения. На его авторство претендуют сразу несколько человек, и у каждого есть своя версия его появления. Сейчас мы их и рассмотрим.

Теория № 1: рождение в песочнице

Слово "совок" в том смысле, в котором его употребляют сейчас, впервые стал использовать известный музыкант Его версия гласит, что данное понятие зародилось, когда он вместе с друзьями употреблял алкогольные напитки в детской песочнице. В качестве рюмок его товарищи тогда использовали детские формочки для песчаных фигурок, которые забыла гулявшая здесь ранее детвора. Самому Градскому, в свою очередь, формочек не хватило и потому пришлось довольствоваться совочком.

Теория № 2: клеймо для туристов

"Совок" - это термин, который был придуман не одним, а сразу двумя людьми - культурологами и Александром Генисом. Таким словом они называли туристов из СССР, путешествующих на территории социалистических государств.

Теория № 3: из книги - в жизнь

Автором понятия "совок" является Сергей Эпштейн - писатель, философ и профессор теории культуры и русской литературы. Он утверждает, что данное слово активно вошло в обиход русского языка после выхода его романа "Великая Совь". В центре повествования этого произведения находились персонажи, называемые "совками" и "совчицами". В конце 80-х годов, когда процессы перестройки, по сути, начали достигать своего пика, он зачитывал отрывки своего романа на BBC. Возможно, именно оттуда оно вскоре просочилось на территорию Советского Союза.

Оглядываясь на предыдущие версии, которые не могут похвастаться хорошей и информативной аргументацией, эта теория на данный момент является самой правдоподобной. Как утверждает автор, в контексте его истории "Великая Совь" совок - это название члена определённой социальной прослойки. Чтобы понимать, какой именно, необходимо обратиться к терминологии данного произведения:

  • Великая Совь - название страны, населённой совами и людьми, которые им поклоняются.
  • Совичи (с ударением на о ) - наименование жителей этого необычного государства.
  • Совцы (ударная ы ) - правящая элита Великой Сови.
  • Совейцы (с ударением на е ) - интеллигенция Великой Сови, которая служит интересам Совцов.
  • Совщицы (ударение на о ) - социальная прослойка, в которую входят только женщины. Представительницы этого пола есть и в других общественных группах, но Совщицы состоят только из женщин.
  • И наконец, Совки - наименование представителей рабочего класса и пролетариев совиного государства. По сюжету, совки занимаются тем, что каждый день охотятся на грызунов. Во время ловли своих жертв они всё время ударяются, царапаются и обдираются, из-за чего на них практически не осталось перьев.

Впервые отрывок про жизнь и быт совков был зачитан весной 1989 года. На тот момент BBC слушало огромное количество людей из советских стран, и вполне возможно, что некоторые жители смогли провести параллели между жизнью среднестатистического советского работяги и жизнью так называемого совка.

В пользу данной теории говорит тот факт, что впервые употребление этого слова по отношению к гражданам СССР официально было отмечено только в начале 90-х годов, а до этого каких-либо упоминаний о нём не было.

Сам же Михаил Эпштейн недоволен тем, что термином из его художественного произведения стали называть реальных людей. Писатель не отрицает того, что это, скорее всего, он стал его автором, но в то же время ни в коем случае не одобряет его употребления. Во многом это связано с тем, что совки из "Великой Сови", по словам автора, были не негативными персонажами, а, наоборот, существами, вызывающими сочувствие и сострадание (чего нельзя сказать, например, про совцов или совейцев).

Как правильно пишется слово "совок"?

Данное слово очень просто по своей природе, но некоторые люди сталкиваются с определенными проблемами, когда пытаются поставить в нём ударение. Если вы относитесь к такому типу граждан, то запомните раз и навсегда: в слове "совок" ударение всегда падает на второй слог, а если быть точнее, то на вторую букву "о"!

Теперь вы знаете о том, как пишется слово "совок", каково его первоначальное значение и когда оно активно стало употребляться жителями стран бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Надеемся, что данная статья была для вас очень полезной, и благодаря ей вы узнали много интересных фактов.