Инвестиционные продукты в сбербанке. Сроки и процентные ставки по кредиту

Зачетные вопросы по предмету

«Кредитные продукты и современные технологии»

    Виды и характеристика кредитных продуктов.

    Стадии «жизни» банковских кредитных продуктов.

    Сущность кредитного продукта и его назначение.

    Этапы создания нового кредитного продукта.

    Стратегии внедрения новых кредитных продуктов.

    Взаимосвязь кредитного продукта и кредитного риска.

    Основные факторы, влияющие на предложение кредитных продуктов МСБ. Типичные условия кредитов для МСБ.

    Современные тенденции развития розничных кредитных продуктов. Типичные условия потребительских кредитов.

    Особенности инвестиционных кредитных продуктов. Типичные условия инвестиционных кредитов.

    Основы ценообразования новых кредитных продуктов.

    Современные тенденции развития кредитных продуктов.

    Этапы взаимоотношений кредитора и заемщика (отдельно по юридическим, отдельно по физическим лицам).

    Качественная характеристика и свойства кредитного продукта.

Банковский кредитный продукт – это интеллектуальный продукт конкретного банка, связанный с предоставлением банковской кредитной услуги. Финансовый результат от реализации банковского продукта непосредственно отражается на прибыли кредитной организации. В продукте находят выражение особенности деятельности кредитной организации, популярность ее бренда, репутация на рынке. Предлагаемый на рынке кредитный продукт может содержать инновации банкапродавца. В отдельных банковских продуктах кредитная услуга может быть совмещена с другими услугами (страхование, осуществление платежей, услуги риелтора, консьержа).

Банковские кредитные продукты унифицируются, в рамках категорий клиентов дополнительно группируются по целевым аудиториям и видам. При этом каждый продукт обладает набором определенных характеристик: условиями предоставления кредита, обеспечением, лимитом кредитования, платой за кредит, порядком погашения кредита.

Например, к условиям предоставления краткосрочного кредита сроком до одного года относятся: наличие у клиента счетов в банке; положительная кредитная история; удовлетворительный результат анализа предоставленного проекта. В качестве обеспечения принимаются: залог недвижимости, основных средств клиента, товарно-материальных запасов, имущественных прав; залог ликвидных ценных бумаг российских и иностранных эмитентов; долговые обязательства контрагентов заемщика.

Продукт, включающий кредит сроком до семи лет, ориентирован на клиентов среднего бизнеса. Кредит предоставляется на приобретение оборудования, транспортных средств, строительной и самоходной техники, реконструкцию, расширение мощностей. В зависимости от структуры сделки в рамках долгосрочного кредитования банк может предоставить кредит, кредитную линию, открыть непокрытый аккредитив. В качестве обеспечения по кредитам до семи лет банк принимает залог имущества, в том числе объекты недвижимости и основные средства (техника и оборудование).

Таким образом, в основе банковского кредитного продукта лежит услуга. Однако не все услуги реализуются в форме банковского продукта. Банковский продукт характеризуется набором определенных свойств:

– он предлагается на рынке как товар, имеет стоимость и потребительную стоимость;

– несет в себе бренд банка;

– содержит интеллектуальную составляющую банка-продавца, связанную с созданием продукта, технологию создания;

– ориентирован на определенную целевую аудиторию, должен быть ей понятен, доступен и ею востребован;

– обладает набором неотделимых свойств или условий, позволяющих позиционировать данный продукт на рынке;

– реализация продукта отражается на финансовых результатах банка.

Создание и предложение на рынке банковских продуктов позволяет их унифицировать, что снижает затраты по обслуживанию клиентов, расширяет ассортимент услуг, позволяет их комбинировать – в конечном счете осуществлять комплексное обслуживание клиентов, формировать понятные для клиента прозрачные отношения.

Развитие российской банковской системы сопровождалось существенными изменениями в спектре предлагаемых продуктов и услуг. Можно выделить несколько таких этапов: советский период; период становления системы российских коммерческих банков; развитие розничного бизнеса коммерческих банков; дальнейшее развитие банков на основе новейших технологий.

2. Виды и характеристика кредитных продуктов

    Факторы, влияющие на качественный состав банковских кредитных продуктов.

На качество банковских продуктов и услуг влияет множество разнообразных факторов, однако к наиболее значимым из них относятся:

Управленческие решения;

Корпоративная культура банка;

Постоянное улучшение деятельности банка;

Профессионализм менеджеров (сотрудников) банка.

Управленческие решения, принимаемые менеджерами организации (сотрудниками банка), должны удовлетворять целому ряду обязательных требований, в том числе целевой направленности, обоснованности, выполнимости, адресности, правомочности, непротиворечивости, своевременности, результативности. При этом любое решение в банковской сфере связано с определенным риском.

Под корпоративной культурой банка следует понимать установленные руководством и поддерживаемые персоналом ценности банка, в том числе и манера поведения персонала (особенно с клиентами). Составляющими корпоративной культуры банка, как правило, выступают его миссия, и базисные.

Постоянное улучшение деятельности банка - следствие непрерывного стремления банка превзойти достигнутые им результаты в различных областях. Диапазон постоянных улучшений исключительно широк: от постепенных (шаг за шагом) и никогда не прекращающихся улучшений до периодически реализуемых проектов прорыва, то есть изменений принципиального характера (инноваций, нововведений). Инновации являются источником постоянного обновления, служат основой для развития банковского бизнеса. Они выражаются в новаторских подходах, методах, приемах и средствах решения актуальных проблем менеджмента.

Важную роль в улучшении деятельности банка в современных условиях играет использование информационных технологий, под которыми принято понимать применение компьютеризированных телекоммуникационных средств для сбора, хранения и обработки информации.

Сегодня недооценивать или тем более игнорировать роль информационных технологий в повышении качества банковских продуктов и услуг уже нельзя, поскольку они позволяют устранять организационные и информационные разрывы, дублирование функций работников банка, нерациональное использование ресурсов, повышают скорость принятия управленческих решений (например, по выдаче кредита клиенту).

4. Стадии «жизни» банковских кредитных продуктов.

Жизненный цикл нового кредитного банковского продукта вклюячает в себя семь сдадий:

    Разработка нового банковского кредитного продукта;

    Выход на рынок;

    Развитие рынка;

    Стабилизация рынка;

    Уменьшение рынка;

    Подъем рынка;

    Падение рынка.

Наиболее важной является первая стадия, на ней определяются вероятность дальнейшего успеха реализации нового кредитного продукта,его доходность, объем спроса и объем поступления денег от реализации продукта. В процессе разработки банковского продукта продуцент проводит работу по инициации, поиску идеи, технико-экон обоснованию и созданию нового продукта.

Инициация – деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи и в ее превращение в вещь для продажи, т.е. в товар. Продуцент финансирует все расходы по созданию нового кредитного банковского продукта. На этой стадии происходит вложение капитала, возврат которого вместе с доходом будет происходить на последующих этапах.

Стадия выхода на рынок показывает периодл внедрения нового продукта в хозяйственную жизнь инвесторов-покупателей.

Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж банковского продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый банковский продукт активно продается, и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Перечисленные стадии, т.е. стадия выхода на рынок и стадия развития рынка, связаны с продвиением и диффузией банковского продукта. Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной инновации.

5. Сущность кредитного продукта и его назначение

Кредитный продукт – это конкретный вид кредита коммерческого банка, который создается исходя из кредитной политики банка и представляет собой подсистему кредита, включающий временные и количественные характеристики, базирующиеся на потребительских предпочтениях клиентов. Кредит – это более широкое понятие, которое формирует определение исходя из принципов теории кредита: платности, срочности и возвратности. К кредитам коммерческого банка можно отнести следующие: кредит без обеспечения, кредит под залог, кредит под поручительство и т.д., а к кредитным продуктам следует отнести как розничные кредитные продукты (потребительский кредит, автокред, ипотека и т.д.), так и корпоративные кредитные продукты (факторинг, банковская гарантия, овердрафт и т.д.).

В связи с тем, что «кредитная услуга» и «кредитный продукт» являются основными элементами спроса и предложения на банковском рынке кредитных услуг населению, необходимо провести их разграничение. «Кредитная услуга» - совокупность технологически обоснованных банковских операций, направленных на удовлетворение конкретной типичной потребности клиента в кредитных ресурсах для каких-либо нужд (покупка квартиры, мебели и т.д.). «Кредитный продукт» - совокупность взаимодополняющих кредитных и банковских услуг, удовлетворяющих разносторонним интересам и потребностям клиента в процессе кредитования и позиционирующих себя на рынке среди массы подобных продуктов.

Эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке во многом зависит от внедрения новых кредитных банковских продуктов. Новые продукты и технологии, реализуемые на рынке, представляют собой инновацию.

6. Этапы создания нового кредитного продукта.

Шаг 1. Разработка концепции удовлетворения вербализованной потребности клиента, на основе которой ставится задача создания нового или мо­дернизации существующего банковского продукта. Вербализованная потребность клиента выражается в виде постановки бизнес-задачи, которую необхо­димо решить клиенту.

Шаг 2. «Бизнес-диагностика клиента»: оценка бизнес- потенциала клиента на основе данных о его экономических и маркетинговых возможностях.

Шаг 3. Оценка потенциально существующих денежных потоков клиента для формирования концептуальной модели и разработка проекта ин­новационного банковского продукта (ИБП).

Шаг 4. Оценка влияния возможных негативных последствий проекта ИБП на критические фи нан­сово-экономические параметры банка.

Шаг 5. Определение экономического содержа­ния совместных интересов бизнеса банка и клиента и проектирование банковской технологии, обеспе­чивающей баланс этих интересов.

При недостаточности информации для разра­ботки проекта банковской технологи и необходимо вернуться к шагу 2 и провести дополнительные исследования, а затем повторить последуюшие шаги.

Шаг 6. Проверка совместимости проекти­руемой банковской технологии с реально дейс­твующим банковским технологическим укладом (банковские порядки, правила, процедуры, регла­менты, тарифы). В случае получения результата, недопустимо ухудшающего технологический уклад банка, необходимо либо вернуться к предыдyIЦИМ шагам в целях внесения необходимых изменений, либо прервать работу над проектом.

При указанной проверке необходимо учиты­вать следующее:

Технические и процедурные возможности банка;

Возможности корректировки проекти­руемой банковской технологии в рамках сущес­твующего технологического уклада банка или конкретного регламента, а также следующие ог­раничения:

потребности проблемного клиента не долж­ны противоречить миссии и стратегии банка; параметры проектируемой банковской технологии не должны ухудшать результативность ценовой и тарифной политики банка.

Шаг 7. Имитация реализации проектируе­мой банковской технологии в целях определения взаимосвязей и взаимозависимостей банковских структурных подразделений, обеспечивающих комплексное обслуживание клиента.

Если на этом этапе возникают трудности, то необходимо вернуться к шагу 6 и попытаться скорректировать проектируемую банковскую тех­нологию.

Шаг 8. Разработка схемы расчетов клиента за услуги, оказываемые при реализации бизнес-про­цесса его обслуживания в соответствии с спроек­тированной банковской технологией.

Шаг 9. Разработка договора купли-продажи банковского продукта.

Следует отметить, что для инновационных банковских продуктов, как и для всех инноваций в бизнесе, характерна повышенная степень риска невостребованности клиентом. Для снижения вероятности невостребованности и компенсации затрат на разработку индивидуального банковского продукта для проблемного клиента целесообразно заключать рамочный договор о партнерских отно­шениях клиента и банка. В рамках этого договора

необходимо предусмотреть условия разработки инновационного банковского продукта и ком­пенсацию затрат банка в случае отказа клиента от покупки разработанного по его заявке продукта.

10. Современные тенденции развития розничных продуктов. Типичные условия потребительских кредитов.

Наиболее востребованным банковским продуктом сегодня среди клиентов является кредит. Наиболее общими критериями конкурентоспособности кредитных продуктов можно считать два параметра: их цену и доступность. Оценка конкурентоспособности кредитных продуктов предполагает одновременное воздействие на оба вышеуказанных фактора в целях нахождения наиболее оптимальной их комбинации для кредитной организации, кредитного брокера и клиента. Одним из существенных факторов, определяющих для клиента потребительскую ценность кредитного продукта, является его стоимость.

Классификация кредитов зависит от конкретных экономических условий функционирования в той или иной стране, системы законодательства и представляет собой рядовую структуру кредитных отношений. К ним, в частности, относятся: ростовщический, коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, международный, бланковый, ломбардный, вексельный, инвестиционный.

Наибольшее распространение среди кредитования физических лиц занимает, безусловно, потребительское кредитование. Под ним в РФ принято понимать ссуду, предоставляемую населению. При этом потребительский характер определяется целью предоставления самой ссуды .

Потребительский кредит представляется банками населению для удовлетворения различных потребительских нужд . Увеличивая платежеспособный спрос населения, кредит позволяет получить материальные блага, товары без предварительного накопления средств. с другой стороны, кредит ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, тем самым обеспечивая расширенное воспроизводство в экономике страны.

Потребительский кредит можно классифицировать как непосредственно кредит на потребительские нужды (неотложные нужды, экспресс- кредиты, автокредитование) и кредит, имеющий инвестиционный характер (ипотечные кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам).

Потребительский кредит - кредит, предоставляемый населению для оплаты потребительских нужд. Он выдается в денежной и товарной формах . Для покупки предметов личного потребления (холодильников, телевизоров, радиоприемников, фотоаппаратов, ковров, часов, автомашин, мотоциклов) кредит предоставляется государственными и кооперативными торговыми организациями в виде отсрочки платежа. При продаже товаров в кредит покупатель вносит наличными деньгами часть (25-50%) стоимости товара, остальная сумма в зависимости от его вида и цены выплачивается в рассрочку равными долями в течение нескольких месяцев (лет) с уплатой процента . Это товарная форма кредита , основанная на денежном его виде: торговые организации в случае необходимости могут получить ссуду в банке под товары, проданные в кредит.

К потребительскому кредиту относятся также ссуды, выдаваемые гражданам наличными деньгами для текущих нужд кассами взаимопомощи на предприятиях, в организациях и учреждениях под обязательство о погашении ее из заработной платы члена кассы (беспроцентные). Денежный кредит населению на потребительские нужды выдают ломбарды под залог вещей. Данные ссуды содействуют ускорению реализации продукции , более полному и своевременному удовлетворению постоянно растущих потребностей населения в товарах народного потребления за счет их будущих доходов.

Необходимость потребительского кредита вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров.

Банки, которые максимально стараются обезопасить себя от кредитных рисков, предлагают условия выдачи потребительского кредита, которые заставляют заемщика обеспечить ему полную гарантию возврата займа. Такие условия предполагают предоставление полного пакета документов, внесение обеспечения, предоставление поручителей. В результате, банк может предложить своему заемщику длительные сроки финансирования и большую сумму ссуды, что может помочь решить серьезные финансовые задачи клиента. В отношении процентной ставки у каждого кредитора есть свои расчеты и параметры, в соответствии с которыми заем облагается процентным платежом. Во многом доходность кредитора зависит от величины процентных начислений, а также именно сумма процентной ставки может позволить снизить кредитный риск. Те банки, которые идут на относительные финансовые риски, предлагают условия потребительского кредита более жесткие, то есть они готовы предоставить кредит без обеспечения с минимальным требованием документов и максимальным ограничением требований к личности заемщика. В результате, клиенту, который обратится за таким кредитным продуктом, придется погашать кредитные риски банка выплатой солидных процентных платежей. Также кредиторы могут вводить дополнительные платежи по займу, выдвигать дополнительные ограничения, в том числе для досрочного погашения

11. Особенности инвестиционных кредитных продуктов. Типичные условия инвестиционных кредитов.

Инвестиционный кредит – это специальный вид кредита, который вовсе не тождествен долгосрочному кредитованию, хотя в большинстве случаев он всё-таки предполагает более длительный срок при пользовании денежными средствами, в отличие от тех программ, которые выдаётся на короткий срок пополнения оборотных средств. Стоит отметить, что для данного вида кредитования характерно наличие проекта, который будет финансироваться, неважно существующего или нового, и на его реализацию будут направляться привлекаемые заёмщики кредитных ресурсов. Но при этом банк, который будет, выступать в роли инвестора будет принимать на себя большую часть рисков, связанных с тем, как будет реализовываться в проекте.

Что касается результата принимаемого решения для кредитного проекта он зависит от того какой доход будет от проекта. И в расчёт принимается то финансовое состояние, которое присутствует в настоящий момент у предприятия, на величину прибыли, на кредитоспособность, устойчивость, платежеспособность компании и так далее. Процентная ставка по инвестиционному кредиту будет зависеть от того, в какой именно банк вы обратитесь. Только тогда учет процентов по инвестиционным кредитам можно будет рассчитать, отталкиваясь от требований банка и заемщика.

Главными особенностями инвестиционного кредита есть то, что должны быть привлечены долгосрочные ресурсы, иными словами заёмщик предприятия имеет возможность финансирования текущих целей, причём раздельно. Существуют виды инвестиционного кредита: непосредственное кредитования, финансирование строительных проектов и проектное финансирование.

Инвестиционный кредит - разновидность банковских займов, которые предоставляются юридическим лицам. Такой кредит помогает в модернизации действующего производства или оснащении вновь созданного. Для получения этого вида кредита, необходимо предоставить банку производственную программу, сутью которой является эффект, полученный в результате использования инвестиций. Займы, выделяемые в рамках инвестиционного кредитования, предоставляются на срок 3-15 лет. За этот период инвестиционная программа может быть успешно реализована, а планируемый результат достигнут. При этом кредитные учреждения оказывают содействие заёмщику в осуществлении инвестиционной программы. Банки осуществляют консультационные услуги и юридическое сопровождение , одновременно контролируя целевое использование займа.

Для получения инвестиционного кредита, нужно подать заявку и соответствующий пакет документов. Обычно в состав подаваемой документации, помимо инвестиционной программы, должен входить бухгалтерский баланс предприятия за последний год работы. В качестве залогового имущества предприятие может предоставить то, которое находится у него на балансе:

    Недвижимость (цеха, склады, офисные помещения);

    Оборотные средства;

    Движимое имущество (различное оборудование и транспорт);

Если у предприятия нет достаточного объёма собственных активов, оно может привлечь поручителя. Инвестиционные кредиты носят исключительно целевой характер. Израсходовать кредит на другие цели нельзя. За этим бдительно следят представители банка. Заёмщику предоставляется право выбора срока, на который ему выделяются кредитные средства. Такая политика банка способствует оптимизации самого процесса оснащения или переоснащения производства.

    Особенности и тенденции развития ипотечного кредитования.

Ипотека - это вид залога недвижимого имущества (земли, предприятий, сооружений, зданий, других объектов, непосредственно связанных с землей) с целью получения денежной ссуды.

Ипотечный кредит - это особая форма кредита, связанная с предоставлением ссуд под залог недвижимого имущества - земли, производственных и жилых зданий и т.д.

Предметом ипотеки может быть имущество, связанное с землей - здание, сооружение, квартира, предприятие (его структурные подразделения) как целостный имущественный комплекс.

Объектами ипотечного кредита являются жилые дома, квартиры, производственные здания, сооружения, магазины, земельные участки и т.п.

Ипотечный кредит может быть получен как под обеспечение недвижимостью, уже имеющейся у вас в собственности, так и под обеспечение покупаемой недвижимости -- как готовой, так и строящейся. Обеспечением по кредиту может выступать квартира, дом либо земельный участок. Ипотечный кредит может быть также использован на другие цели - например, на ремонт квартиры.

В ипотеку можно приобрести как первичное (новостройки), так и вторичное жилье, а также ряд других видов недвижимого имущества.

Использование залога недвижимого имущества (ипотеки) имеет важное значение как для экономики государства, так и для субъектов хозяйствования и граждан. На практике этот инструмент чаще всего используется для обеспечения обязательств по кредитным договорам. В то же время посредством широкого применения данного института достигается экономический эффект: происходит увеличение объемов привлечения инвестиций, оживление финансового оборота в экономике. Внедрение ипотеки имеет существенное значение и для развития банковской системы, повышая параметры устойчивости и ликвидности капитала.

В соответствие со стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в РФ до 2030 года перспективы:

Первичный рынок.

Рынок ипотечного жилищного кредитования до 2030 года необходимо развивать устойчивыми темпами. Объемы выдачи ипотечных жилищных кредитов должны превышать объемы погашения, что будет способствовать росту портфеля ипотечных жилищных кредитов. Предполагается, что ипотечный жилищный кредит станет основным механизмом приобретения жилья в собственность, цены на жилье, условия ипотечного жилищного кредитования и доходы населения позволят приобретать жилье 60 процентам населения. Предусматривается, что уровень ежемесячных доходов заемщика будет превышать как минимум в 3 раза уровень ежемесячных расходов по погашению ипотечного жилищного кредита для приобретения жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями. Наиболее распространенными параметрами ипотечного кредита предусматриваются срок до 30 лет, фиксированная ставка процента на уровне индекса потребительских цен плюс 2-3 процентных пункта, первоначальный взнос не ниже 30 процентов (в случае отсутствия ипотечного страхования) и аннуитетный порядок погашения кредита с возможностью применения гибких схем управления задолженностью. Доля кредитов с ипотечным страхованием и первоначальным взносом в размере 10 процентов составит до 20 процентов рынка ипотечного жилищного кредитования. Получение ипотечного жилищного кредита заемщиком станет стандартным процессом.

Предусматривается сократить сроки сбора необходимых документов и принятия решения до одной недели при повышении качества принимаемых решений. Повышение информационной доступности, накопление и обобщение статистики по рынку ипотечного жилищного кредитования позволят банкам более дифференцированно подходить к оценке заемщиков. Помимо первичных кредиторов на первичном рынке будут присутствовать ипотечные брокеры, непосредственно взаимодействующие с заемщиками и оказывающие им консультационные услуги, в том числе по подбору и комплектации документов.

Вторичный рынок ипотеки

Предполагается, что привлечение долгосрочных ресурсов на рынок ипотеки будет осуществляться банками как самостоятельно путем аккумуляции долгосрочных пассивов, так и через рынок капитала путем выпуска ипотечных ценных бумаг и иных долговых обязательств, обеспеченных ипотекой, с балансов банков и через специальных ипотечных агентов, а также за счет перепродажи пулов закладных рефинансирующим организациям. В долгосрочной перспективе до 60 процентов рынка будет фондироваться через выпуск ипотечных ценных бумаг. Предполагается, что получит развитие модель 2-уровневой системы рефинансирования. Рынок рефинансирования будет представлен крупными игроками, размер собственного капитала которых позволит аккумулировать большие объемы пулов закладных с целью получения прибыли и последующей секьюритизации активов. Рефинансирующие организации будут аккумулировать пулы ипотек и привлекать деньги с рынка капиталов для тех банков, чей масштаб деятельности и (или) опыт не позволяют проводить секьюритизацию самостоятельно. При этом крупные банки будут самостоятельно привлекать капитал с рынка как за счет депозитной базы, которая будет преимущественно средне и долгосрочной, так и за счет выпуска ипотечных облигаций. Привлечение средств на рынок ипотеки необходимо осуществлять как с отечественного, так и с зарубежного рынков. При этом на отечественном рынке основную долю инвесторов должны составлять консервативные институциональные инвесторы, что позволит привлекать средства на длительные сроки под низкие ставки. Дополнительное развитие получит инвестирование средств в ипотечные ценные бумаги физическими лицами вследствие снижения ставок по депозитам, что будет способствовать росту отечественного рынка ипотечных ценных бумаг.

Современный капиталистический мир предполагает, что деньги, которые потребитель накопил за определенный период деятельности, должны работать и приносить ему дополнительный или основной доход. Для таких целей денежные средства можно на депозитарные счета или инвестировать во что-либо.

Для того чтобы осуществлять вклады, нужно иметь хоть какой-то базовый уровень знаний в данной области. Кроме того, необходимо ознакомиться с особенностями в деятельности объектов именно в той отрасли экономики, куда вы собираетесь инвестировать. Сейчас разберем несколько базовых терминов, которые помогут вам лучше понять принцип самого процесса инвестирования.

Понятие инвестиционных товаров является одним из основополагающих в макроэкономике. Его стоит понимать практически в прямом смысле - это товары, которые приобретаются за счет финансовых вложений и используются на предприятии для производства других товаров и услуг. Их применяют также для расширения производства, увеличения его объемов, наращивания мощностей и модернизации. Все инвестиционные товары в пределах одной страны в совокупности образуют ее мощности производства. Тоже относится и к отдельно взятому заводу или холдингу, например.

  • Постройки, необходимые для организации процесса изготовления какой-либо продукции - рабочие цеха, железнодорожные станции и тому подобное;
  • Пути сообщения различных мощностей производства со складами и местами реализации товаров - автомагистрали, трассы, железнодорожные, водные пути. Также для некоторых отраслей экономики важно наличие газовых трубопроводов, постройка которых также ведется на инвестированные средства;
  • Механизмы и оборудование, на которых собственно и будет происходить процесс обработки и изготовления изделий;
  • Офисные здания и постройки государственного характера, которые нужны не для производства, а для реализации товаров, а, следовательно, получения денежных средств для продолжения производства.

Что такое инвестиционные продукты

Инвестиционные продукты - это объекты, в которые может вложить свои сбережения инвестор. Выбор таких продуктов достаточно широк - можно осуществлять вклады в паи, ценные бумаги, инвестировать через банки или ПАММ-счета. Для того чтобы эти вклады принесли доход, нужно выбрать такой вариант, который будет защищен от мошеннических схем.

Есть несколько критериев выбора инвестиционного продукта. Например:

  • Оценка надежности компании, предлагающая вам вложить свои средства во что-либо. Если компания внизу рейтингового списка, это говорит о ее низком уровне надежности и заставляет задуматься - стоит ли с ней сотрудничать;
  • Законодательное закрепление или проспекта. Эти документы описывают саму суть инвестиционного продукта и являются для него обязательными. Если их нет, значит и инвестиционный продукт никак и нигде не зарегистрирован;
  • Субъективный, но часто основополагающий фактор - качество обслуживания. Если в офисе компании вам нагрубили, нахамили и приняли не вовремя, то и сотрудничать с данной организацией не будет никакого желания.

Что такое инвестиционные услуги

Инвестиционные услуги могут предоставляться различными организациями. Например, к подобному виду финансовых услуг относят инвестиционный консалтинг, то есть предоставление интересующей информации об инвестициях, помощь в разработке стратегии поведения с оценкой особенностей сферы вложений, а также присущих данному процессу рисков.

Чаще всего говорят об банковских инвестиционных услугах. Они включают в себя:

  • Выкуп ценных бумаг на финансовом рынке или продажа первому хозяину. В таком случае банк выступает помощником и посредником между эмитентом, который размещает свои акции, и конечным инвестором, приобретающий эти акции;
  • Слияние, поглощение компаний и холдингов, а также их структурная реорганизация, связанная с подобными перестройками. В этом случае банк не управляет портфелем, но находит покупателя для акций, разрабатывает алгоритмы и планы по изменению структурной организации;
  • Доверительное управление. Клиент передает банку полномочия по управлению портфелем акций. При этом банк самостоятельно изучает особенности рынка, следит за его тенденциями и рисками;
  • Брокерское посредничество при осуществлении купли/продажи каких-то ценных бумаг. Покупка чаще всего совершается за счет средств клиента, но иногда банк может выдать ему для покупки акций кредит.

Для расширения производства предприятие должно обладать достаточным объемом финансовых средств. Одним из источников их пополнения является привлечение займов, в том числе в форме инвестиционного кредита.

Особенности инвестиционного кредита

Инвестиционный кредит – разновидность займа, выдаваемая финансово-кредитными учреждениями (ФКУ) на конкретную цель и под готовую инвестиционную программу на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности активами. Кредитополучателем выступает организация, находящаяся в стадии расширения, реконструкции или модернизации. Особенности:

  1. Ключевое понятие – проект. В отличие от потребительского кредита, банком в первую очередь проверяется инвестиционная программа.
  2. Цели. Выделение средств строго целевое, допускается только на модернизацию, реконструкцию и расширение бизнеса.
  3. Ограничения. Кредит выдается не меньше, чем на срок окупаемости проекта. Банк не может устанавливать процент по займу выше уровня планируемой доходности проекта.
  4. Льготы. По госпрограмме отдельным категориям соискателей предоставляются займы на особых условиях. Часто предлагается льготный период по оплате кредита.

Виды и формы кредитования

Инвестиционный кредит представлен несколькими видами и может выдаваться в различных формах. В практике различают следующие виды займа:

  • проектный - развитие нового направления деятельности;
  • экспансионный - модернизация и развитие уже существующего производства;
  • строительный - для реализации проектов по реконструкции и строительству коммерческой недвижимости.

В свою очередь, каждый вид классифицируется по различным признакам и представлен в нескольких формах:

  • по источникам финансирования: международный, товарный, банковский, государственный (налоговый);
  • по составу кредиторов: с одним займодателем и синдицированный (группа кредиторов);
  • по периодичности: единовременный, цикличный, сезонный, периодичный;
  • по способу перечисления: разовый либо в форме кредитной линии.

Отдельной формой инвестирования можно назвать лизинг, который предполагает аренду оборудования и помещений. По условиям договора заемщику может быть предоставлено права выкупа используемого имущества. В данном случае предприятие может начать использовать дорогостоящее оборудование без полной оплаты цены за него. Как правило, при реализации крупных инвестиционных проектов привлекаются различные формы кредитования. Например, лизинг техники и кредитная линия на строительство производственных помещений.

Государственный налоговый кредит - смещение сроков исполнения возложенных на налогоплательщика обязательств по НКРФ. В период действия заключенного договора предприятие снижает выплаты по налогу на прибыль до достижения предоставленного лимита. Далее начинается период возмещения средств и начисленных процентов. Предоставляется компаниям при реализации крупных инвестиционных проектов как форма поддержки развития экономики.

Банковский кредит – выделение средств кредитными учреждениями через разовые кредиты, кредитные линии или андеррайтинг. Разовый займ предполагает однократное перечисление всей суммы инвестиционного займа. Кредитная линия – получение средств частями. Андеррайтинг – выкуп облигаций, которые выпустил кредитополучатель.

Инвестиции могут выдаваться кредитными линиями следующих видов:

  1. Простой. Заемщик использует средства банка в оговоренный период.
  2. Онкольной. Заемщик оперирует возобновляемым лимитом денежных средств на условиях до востребования, то есть, имеет право самостоятельно выбирать время перечисления и сумму в рамках действия договора. Возобновление предоставляется при частичном погашении долга.
  3. Револьверной. В форме согласованной цепочки займов, предоставляемой заемщику в пределах договорного диапазона времени. Транш перечисляется после погашения предыдущего либо в дополнение к нему.
  4. Контокорректной. Линия с возобновляемым лимитом. Кредитование заемщика осуществляется по комбинированному счету (ссудный и расчетный), где дебет отражает обязательства должника, а кредит – его свободные денежные средства. Любые поступления на кредитный счет погашают соответствующую долю контокорректного кредита.

В целях модернизации и реконструкции готового производства предприятие может открывать ипотечный кредит для строительства и ремонта коммерческой недвижимости, привлекать средства для приобретения автотранспорта, оборудования и технологий.

Основные условия

Нормативно – правовая база, регулирующая отношения в сфере инвестиционного кредитования, представлена кодексами, федеральными законами и региональными законодательными актами. В частности, основания для предоставления займов на инвестиции конкретизируют законы 261-ФЗ от 23.11.2009г., 392-ФЗ от 03.12.2011, в части налогового кредитования, в том числе НКРФ (ст. 67).

Кто может получить средства

Воспользоваться кредитным продуктом разрешается налоговым резидентам РФ. Это могут быть представители малого и среднего бизнеса, крупные компании, в т. ч. с иностранным капиталом.

Финансовые средства с высокой вероятностью одобрения предоставляются организациям, успешно функционирующим в реальном секторе экономики более 1-2 лет и имеющим практический опыт реализации проектов по развитию и модернизации.

Получить средства можно на льготных условиях при участии в специальных программах с господдержкой. Основным условием предоставления кредита является занятость в сфере:

  • разработки и внедрения инноваций;
  • организации опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ;
  • реализации социально значимых (ресурсосберегающих) проектов или услуг;
  • работ по госзаказу;
  • реализации проектов в агропромышленном комплексе.

Право претендовать на инвестиционный кредит предоставлено также резидентам особых зон территориального развития.

Требования к соискателям и документам

Главным объектом оценки служит инвестиционный проект, детально обосновывающий жизнеспособность бизнес-идеи, однако и к заемщику предъявляются определенные требования.

Основными условиями для получения кредита на инвестиции служат:

  • налоговое резидентство РФ;
  • подготовка инвестиционной программы (подробного бизнес-плана, в т. ч. с проектной документацией и технико-экономическим обоснованием (ТЭО);
  • отсутствие негативных моментов в кредитной истории;
  • устойчивые финансовые показатели в динамике за несколько лет;
  • обеспечение собственными средствами до половины стоимости проекта;
  • наличие активов для обеспечения займа либо поручительства;
  • подтверждение договорных обязательств с поставщиками (технологий, оборудования, сырья для проекта и т.д.).

Пакет документов должен давать представление о тенденциях развития компании в течение всего периода предполагаемого кредитования и реализации инвестиционного плана. Банк оценивает общую «жизнеспособность» программы, сбалансированность движения будущих денежных потоков, объем ресурсов для погашения займа и т.д.

Базовый перечень документов:

  • заявление на предоставление инвестиционного кредитования;
  • заверенные нотариусом копии свидетельства о регистрации, лицензий, уставных документов;
  • бизнес-план (ТЭО) со сведениями об окупаемости, предполагаемой рентабельности и периодичности финансовых потоков;
  • годовой баланс со всеми приложениями;
  • подтверждение наличия иных источников привлечения средств;
  • информация о сторонних кредитных обязательствах;
  • документы о праве собственности на имущество, передаваемое в залог;
  • контракты с исполнителями и поставщиками, утвержденные планы реконструкции, капитального строительства или переоснащения;
  • заключения государственных служб.

Сроки и процентные ставки по кредиту

Инвестиционный кредит банками РФ выдается на индивидуальных условиях, так как каждый бизнес-проект уникален, имеет свои условия реализации, объем прибыли и срок окупаемости. Исходя из прогнозных данных инвестиционной программы, финансово-кредитное учреждение устанавливает порядок начисления процентов, период, методы и сроки погашения задолженности.

Банк рассчитывает срок предоставления кредита исходя из трех показателей: предполагаемого срока окупаемости (исполнения плана), величины льготного периода и конкретного срока погашения, вычисленного с учетом амортизации и расчетной прибыли предприятия.

Ci=Ср+Пп+Пк

Ci – срок использования кредита на инвестиции;

Ср – период исполнения бизнес-плана;

Пп – льготный период кредитования;

Пк – период погашения задолженности.

Период погашения задолженности, соответственно, равен:

Пк=К/(А+Пр

К– общая сумма кредита и начисленных процентов;

А – амортизационные платежи, перечисляемые в счет погашения;

Пр – сумма прибыли за период.

Льготный период – промежуток времени, в течение которого банки не начисляют либо значительно занижают заемщику проценты по кредиту. Его продолжительность также рассчитывается индивидуально и может составлять от 1 месяца до 1-3 лет.

Гасить долг по инвестиционному кредиту предприятие начинает после реализации всех пунктов программы. Срок предоставления кредита обычно равен или превышает прогнозируемый срок нормативной окупаемости с поправкой на кредитные риски и текущую экономическую ситуацию.

Кредит может выдаваться на следующих условиях:

  • на период от 3 до 10 лет, в исключительных случаях до 12-15 лет;
  • в сумме от 500 тыс. рублей и до предела, обусловленного платежеспособностью заемщика;
  • процентная ставка рассчитывается по формуле: ставка рефинансирования ЦБРФ (7,5% на март 2018 года) плюс 5%-12% в зависимости от периода кредитования и рискованности проекта;
  • выплата разовым траншем либо в форме возобновляемой (не возобновляемой) кредитной линии;
  • банк вправе устанавливать разовые комиссии за перечисление средств в пользу заемщика и на отдельные операции по кредиту в объеме от 0,1% до 2,5% от суммы кредита;
  • погашение долга с помощью дифференцированных либо аннуитетных платежей с разработкой индивидуального графика.

По налоговому кредиту (на прибыль) условия немного другие:

  1. Срок предоставления от 1 до 5 лет. При наличии статуса резидента особых зон территориального развития период увеличивается до 10 лет.
  2. Процентная ставка дифференцированная. Диапазон значений составляет от 0,5 до 0,75 доли ставки рефинансирования ЦБРФ (7,5%).

Резиденты особых зон территориального развития могут быть освобождены от уплаты процентов по налоговому кредиту.

Для крупных предприятий, представителей малого и среднего бизнеса, реализующих бизнес-идеи в агропромышленном комплексе, процентные ставки существенно снижены, предусмотрен льготный период по погашению инвестиционного кредита.

Выгодно ли брать кредит на инвестиции

Привлечение заемных средств на инвестиции имеет свои очевидные плюсы и скрытые минусы.

Преимущества:

  1. Эффективное освоение средств. Условия кредита требуют разработки точного и выверенного ТЭО, учитывающего все нюансы проекта.
  2. Различные условия кредитования. Условия инвестиционных кредитов разрабатываются индивидуально под каждый проект.
  3. Увеличение прибыли. Увеличение активов в сочетании с грамотным планом реализации способствуют росту доходов по проекту.
  4. Планирование денежных потоков. В рамках кредитной линии предприятие может обеспечить бесперебойное снабжение своего производства оборотными средствами.
  5. Метод контроля над инвестициями. Жесткое ТЭО позволит оперативно видеть отклонения в осуществлении проекта и финансовые «дыры», вытягивающие деньги из проекта.

В процессе привлечения инвестиционных кредитов банк, с одной стороны, занимает нейтральную позицию, исключающую его участие в правлении проектом и дележе прибыли. С другой стороны, заемщик вправе делегировать банку долю полномочий в части контроля расходов либо предоставить право на доверительные операции, стимулирующие доходность проекта.

Инвестиционные кредиты бизнесу можно получить, например, в или .

Недостатки:

  1. Риск банкротства. В проекте присутствует несколько сторон, и успех зависит от скоординированности их действий. Отсутствие четкого плана в разы повышает риск неудачи.
  2. Длительность привлечения. Рассмотрение заявки, оценка проекта и заемщика проводится в несколько этапов. В итоге процесс занимает больше времени, чем оценка по обычному кредиту.
  3. Высокая стоимость. Банк страхует свои риски по долгосрочным займам, поэтому стоимость заемных средств, привлекаемая по стандартным условиям, довольно высока.
  4. Большой пакет документов. Кредитор оценивает все нюансы проекта, поэтому имеет право запрашивать различные документы, выходящие за рамки базового пакета.

Инвестиционные продукты банков — достаточно новая возможность, которую предлагают финансовые организации разного уровня. Суть их достаточно обширна, ведь существует множество вариантов работы с инвестициями, однако роль банка в большинстве случаев примерно одинакова — посредничество. Сам он относительно редко будет рисковать собственными средствами, предпочитая использовать деньги клиентов и за это предоставляя им часть получаемого дохода.

Особенности и причины появления

Потребность в таком инструменте, как инвестиционные продукты, возникла относительно недавно. До этого момента банки вполне себе успешно получали прибыль, беря кредиты под небольшой процент и после этого предоставляя их собственным клиентам под более значительную ставку. Кроме того, активно эти организации пользовались и собственными средствами, ведь ставка по депозиту всегда меньше, чем по кредиту. Однако постепенно ситуация на рынке стабилизировалась, и теперь на подобной разнице если и можно заработать, то лишь относительно небольшие, по меркам банков, деньги. В результате финансовые организации начали искать альтернативные возможности существования и пришли к выводу, что продажа инвестиционных продуктов — наиболее выгодный метод, позволяющий зарабатывать деньги и осуществлять дальнейшую деятельность.

Инвестиционные и услуги

Далеко не все банки предоставляют хотя бы часть из возможных услуг, разновидностей которых существует очень много. К примеру, чаще всего инвестиционные продукты той или иной финансовой организации состоят исключительно из услуг доверительного управления. То есть банк просто берет деньги клиента и при его согласии начинает их использовать на фондовой бирже.

Как правило, организация отдает предпочтение не слишком выгодным, но надежным проектам, которые будут с большой долей вероятности стабильно приносить определенный доход. Такой подход позволяет своевременно и в полном объеме расплачиваться с клиентом, а он, в свою очередь, меньше будет рисковать собственными деньгами. Однако это далеко не единственный вариант работы с указанным финансовым инструментом. Банк также может принимать ценные бумаги, которые будет впоследствии размещать на бирже и распоряжаться ими по собственному усмотрению, но с согласия владельца. Также финансовое учреждение может просто предоставлять услуги по покупке или продаже тех самых бумаг по запросу клиентов. Кроме всего прочего, банк может сам выпускать ценные бумаги, выдавать кредиты для осуществления и так далее.

Реализация и создание продукта

Чтобы у финансовой структуры появилась возможность использовать инвестиционные продукты в своей деятельности для получения дохода, сначала она должна соответствовать определенным требованиям. Так, самый первый этап — получение государственной лицензии. Без этого важного документа любая подобная деятельность не может считаться законной, и клиент в идеале должен сразу уточнять наличие этой бумаги и требовать ее представления. Большинство банков делают это без напоминания, вывешивая такие лицензии на общее обозрение. Получить документ не слишком просто, и ещё нужно доказать, что в процессе работы с инвестициями организация не прогорит, сможет получить прибыль и так далее.

Следующим этапом можно считать выход банка на международную торговую площадку. В некоторых случаях он также должен предоставить к ней доступ и для собственных клиентов, однако подобное уже осуществляется далеко не всегда. Нельзя сказать, что это сложный этап, ведь подобные площадки заинтересованы в постоянном увеличении количества игроков, однако определенные усилия приложить все равно придется.

После того как это все будет выполнено, нужно нанять или обучить специалистов, которые знают, как именно работать в этом направлении и получать прибыль. В противном случае вместо ожидаемых доходов получатся сплошные расходы, а для банка это практически смертельно.

Как следствие из этого требования возникает необходимость создания определенной структуры в организации, которая будет заниматься с одной стороны, и предоставлять инвестиционные продукты потенциальным клиентам - с другой. Как правило, такие структуры разделяются ещё как минимум на две ветви, но это уже особенности деятельности каждого отдельного банка.

Последний этап — техническая сторона вопроса. Банк может быть зарегистрирован в системе, получить все требуемые лицензии, нанять великолепных специалистов и привлечь на обслуживание огромную массу клиентов, но если эти самые специалисты физически не будут иметь возможности работы с торговыми площадками, все перечисленные действия окажутся бессмысленными.

Возможные проблемы

Как и у любой есть определенные проблемы. Так, оно является более рисковым в сравнении с классическими системами получения дохода, есть множество законодательных ограничений, а также жесткий контроль со стороны Центрального банка. Последний может просто запретить осуществлять наиболее выгодные (но и рискованные) сделки, так как это нарушит общую стабильность финансовой системы страны.

Инвестиционные кредитные продукты

Это ещё один вариант деятельности финансовой организации банковского типа, который часто предлагается юридическим лицам. Суть его заключается в том, что банк выступает посредником между клиентом и объектом инвестирования, выдавая первому кредит, и за счет него же осуществляя вложение средств. Достаточно рискованная система, однако при удаче и/или точном расчете она позволяет юридическому лицу быстро погасить задолженность, объекту инвестирования — получить требуемую сумму, а банку — свою часть прибыли. В целом обычно все стороны довольны сделкой, если она прошла успешно и никаких проблем не возникло.

Преимущества

Преимущества, которые предоставляют новые инвестиционные продукты, достаточно многочисленны. Первым из них можно считать размер получаемой прибыли. Понятно, что банк получает, как правило, больше доходов, чем сам клиент. Но и риски он несет также самостоятельно (по крайней мере, в большинстве случаев). Вторым преимуществом является помощь специалистов. Теоретически, любой человек может самостоятельно стать игроком на бирже и осуществлять инвестирование по собственному усмотрению. Однако фактически подобный подход чаще всего приведет к тому, что человек или юридическое лицо просто потеряет свои деньги, если не будет пользоваться услугами специально обученных сотрудников.

Недостатки

Естественно, всегда есть и недостатки. Так, инвестиционные продукты все равно остаются не только самым выгодным финансовым инструментом из всех существующих, но и самым опасным с точки зрения возможных рисков. Чаще всего банк все равно возвращает клиенту ту сумму, которую тот положил, однако прибыли при этом можно не дождаться. Тем более что в некоторых случаях, когда ситуация с доходами у организации очень сложная, возврата денег можно ждать очень долго.

Итоги

В целом, учитывая все указанное выше, можно сделать вывод, что инвестиции — это выгодные вложения, но только при условии наличия гарантий на получение дохода и общего разумного распоряжения банком средствами, полученными от клиентов. К сожалению, чаще всего это все можно определить только опытным путем или в лучшем случае по отзывам других людей или организаций, уже рискнувших своими деньгами.