Инвестиционные товары и услуги. Виды инвестиционной деятельности современных банков

На сегодняшний день услуги банков не ограничиваются предоставлением кредитов и возможности открыть вклад. Теперь в сотрудничестве с банком можно заработать, познакомившись с инвестиционными продуктами .

Практически все крупные банки предлагают возможность надежного сохранения, приумножения денег и даже заработка на инвестиционных продуктах. При этом банк предоставляет полную информацию и оказывает поддержку.

Инвестиционные продукты, предлагаемые банками, можно разделить на следующие группы:

1. Ориентированные на рост стоимости - ПИФы на акции, валюту, сырье и т. д.

В том случае, если базовый актив снизится не более, чем на 30%, инвестор получит фиксированное вознаграждение.

Если уровень снижения окажется больше, инвестор получает сам актив по цене приобретения или денежную сумму эквивалента.

2. Инвестиционные продукты, подразумевающие процентный доход - паи фондов облигаций.

Преимущество этого типа продуктов - наименьший уровень риска, так как активы практически в полном объеме направляются на приобретение облигаций (корпоративных или государственных).
Однако заработок на инвестиционных продуктах этой категории невысок, т. к. значительная часть дохода направляется на вознаграждение управляющего.

3. Структурированные инвестиционные продукты, сочетающие процентный доход рост стоимости - барьерные продукты и с защитой капитала.

Принцип их действия схож, однако продукты с защитой капитала даже в случае снижения активов гарантируют инвестору 100%-ный возврат стоимости актива.

Рассмотрим, какие возможности заработка на инвестиционных продуктах предлагают известные российские банки:

1. «Альфа-банк».

Новички в сфере инвестиций могут попробовать себя в ПИФах - классических, специализированных или отраслевых. Начать можно с 5 тыс. руб., приобретя инвестиционный продукт в интернет-банке.
Еще один вариант инвестирования - корзина ценных бумаг «Фолио». Инвестор выбирает определенную программу (строительство, металлы и др.), вносит сумму от 500 тыс. руб. и доверяет управление средствами специалисту.

2. «Номос-банк».

Банк предоставляет различные варианты вложения средств и заработка на инвестиционных продуктах: фонды акций, облигаций, инвестиции в золото, в развивающиеся рынки.

3. «Петрокоммерц».

Традиционные ; доверительное управление средствами - после консультации со специалистом по финансам инвестор выбирает стратегию и передает функцию управления средствами в надежные руки.
Клиентам банка предлагается инвестировать средства в один из ОФБУ (общие фонды банковского управления) - акций или смешанных инвестиций.

Принимая решение об инвестировании средств, необходимо серьезно оценить все возможные риски. Законодательством не достаточно хорошо определена зона ответственности банков и управляющих компаний. К тому же никто не дает полной гарантии на сохранение ваших средств, как в случае с депозитами.

Заработок на банковских инвестиционных продуктах одновременно прибыльное и достаточно рискованное занятие, поэтому оцените уровень своих знаний и готовности к риску.

Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков классифицируются на основе общих критериев систематизации инвестиционных видов. Однако представляется возможным выделить ряд особенностей банковской инвестиционной деятельности, заключающейся в следующей классификации ее видов:

‒ реальные инвестиции;

‒ финансовые инвестиции;

‒ производственные инвестиции;

‒ инвестиции, направленные на собственное развитие банка.

Данную классификацию целесообразно представить в виде следующей схемы (рисунок 1.1):

Рисунок 1.1. Классификация и формы банковских инвестиций

Таким же образом можно классифицировать инвестиционные банковские услуги. К инвестиционным банковским услугам следует относить:

Инвестиционные банковские услуги на первичном рынке ценных бумаг (услуги андеррайтинга, дилерские услуги);

Инвестиционные банковские услуги на вторичном рынке ценных бумаг (брокерские услуги, дилерские услуги, услуги по управлению портфелем ценных бумаг клиента);

Инвестиционные банковские услуги на кредитном, денежном, валютном рынках и др. (покупка по инициативе клиентов иностранной валюты, драгоценных металлов и др.);

Услуги по организации и сопровождению слияний, поглощений и реструктуризаций организаций.

В зависимости от направленности (цели) инвестиционных банковских услуг предлагается разделить их на три блока: услуги по увеличению финансовых ресурсов клиентов (за счет их выгодного вложения), услуги по мобилизации дополнительных финансовых ресурсов для клиентов (за счет использования ресурсов банка) и услуги по проведению и сопровождению слияний, поглощений и реструктуризацией (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2. Инвестиционные банковские услуги

На современном этапе развития экономики инвестиционные потребности клиентов настолько разнообразны, что уже требуют от банков создания инвестиционных продуктов как более сложную форму комбинирования инвестиционных и других банковских услуг (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3. Схема создания инвестиционного банковского продукта

Таким образом, инвестиционный банковский продукт удовлетворяет инвестиционные потребности клиента (привлечение дополнительных ресурсов для организации своей деятельности) и инвестиционные намерения (желание получить дополнительный доход).

Необходимо уточнить, что простые инвестиционные банковские продукты образуются на основе предоставления базовой инвестиционной банковской услуги и сопровождающих услуг, без которой данный продукт не может быть продан.



Комплексные инвестиционные банковские продукты образуются на основе оказания базовой инвестиционной банковской услуги, сопровождающих и дополнительных услуг. Дополнительные услуги могут и не оказываться, но они служат для наполнения простого инвестиционного банковского продукта с целью удовлетворить не одну, а несколько потребностей клиента.

Пакетированные инвестиционные банковские продукты образуются на основе продажи нескольких взаимодополняющих банковских продуктов, при том, что базовым банковским продуктом является инвестиционный, а также продуктов других финансовых компаний, аккредитованных банками (или дружественными) по типу «финансового супермаркета».

На основе проведенного анализа существующих определений понятия «инвестиционный банковский продукт» можно утверждать, что инвестиционному банковскому продукту в общем смысле присущи все те характеристики, которые относятся к банковскому продукту вообще.

Тем не менее, существуют такие характеристики, которые могут быть отнесены только и преимущественно к инвестиционному банковскому продукту:

Инвестиционный банковский продукт всегда рассчитан на длительный период времени;

Заведомо относится к высокорискованным продуктам в россии, так как из-за продолжительного периода времени банк планирует свою деятельность (в том числе и инвестиционную) исходя из прогноза будущих событий;

Суть инвестиционного банковского продукта должна быть адекватно отражена в более сложной системе документов, разрабатываемых с учетом экономических выгод банка и клиента, размера, принимаемого на себя банком риска и с учетом действующего законодательства (технико-экономическое обоснование проекта, бизнес-план реализации проекта, заключения экспертов и т. п.);



Создание и реализация инвестиционного банковского продукта зависят не только от банка и потребности его клиента, но также и от инвестиционной политики государства.

В соответствии с вышеизложенным предлагается следующее определение понятия: «инвестиционный банковский продукт– это совокупность банковских услуг, основной из которых является инвестиционная услуга, направленных на комплексное удовлетворение инвестиционных намерений и потребностей клиентов».

Наполнение инвестиционного продукта (количество и комбинация услуг) зависит от запросов рынка и инвестиционной стратегии каждого конкретного банка.

Проведенное исследование позволяет представить «инвестиционную банковскую триаду», являющейся основой инвестиционной банковской деятельности (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Основные виды инвестиционных банковских операций, услуг и продуктов (с примерами продуктов из продуктовой линейки российских банков)

Инвестиционные банковские операции Инвестиционные банковские услуги Инвестиционные банковские продукты
Инвестиционные банковские операции для себя: 1.Покупка продажа ценных бумаг с целью получения дохода за счет изменения курсовой стоимости ценных бумаг и начисленных процентов 2.Покупка ценных бумаг с целью участия в капитале организации и управления ею 3.Инвестиционные банковские операции для клиента: Покупка и продажа ценных бумаг по поручению клиента, как за свой счет, так и за счет клиента 1.Брокерские услуги 2.Дилерские услуги 3. Услуги доверительного управления 4.Инвестиционные кредитные услуги 5.Услуги эмиссионного посредничества 6.Услуги слияний и поглощений Простые инвестиционные банковские продукты: 1.Продукт инвестиционного кредитования. «Простой» – инвестиционный продукт включает инвестиционный кредит на модернизацию старого оборудования сроком на 10 лет под 10 % годовых и консультационную услугу 2.Продукт доверительного управления «Консервативный» – инвестиционный продукт включает управление суммой 1000000 рублей сроком 1 год (вложение только в надежные облигации) и консультационную услугу продолжение таблицы 1.1 Комплексные инвестиционные банковские продукты: 1.Брокерский инвестиционный продукт «Без забот» – инвестиционный продукт 1.1.Брокерские услуги. 1.2.Депозитарные услуги. 1.3.Услуги Интернет банка 2.Дилерский инвестиционный продукт «Нам по пути» – инвестиционный продукт 1.1. Дилерские услуги. 1.2. Депозитарные услуги. 1.3. Кредитная услуга в виде овердрафта по счету при покупке ценных бумаг. Пакетированные инвестиционные банковские продукты: «Слияние под ключ» – пакетированный продукт 1.Комплексный инвестиционный продукт: 1.1.Кредитная услуга (инвестиционный кредит на выкуп акций поглощаемой организации) 1.2.Дополнительные (инвестиционные) услуги: – услуга по организации процесса слияния и поглощения – услуга эмиссионного посредничества по выпуску и выкупу акций новой организации 2. Продукт по присвоению международного рейтинга новой организации «Перспектива»– пакетированный продукт 1. Банковский (депозитный) продукт Депозитный вклад в рублях на сумму 1000000 руб., на срок 1 год под 10 % годовых, выплата в конце срока 2. Банковский (инвестиционный) продукт Покупка паев инвестиционного фонда на сумму 200000 руб на 1 год 3. Банковский (инвестиционный) продукт Открытие счета ОМС сроком на 1 год на сумму 100000 руб. 4. Карточный банковский продукт Получение кредитной карты с лимитом 200000 руб. 19 % годовых. 5.Продукт дистанционного банковского обслуживания (услуга мобильный банк, услуга Банк онлайн)

Зачетные вопросы по предмету

«Кредитные продукты и современные технологии»

    Виды и характеристика кредитных продуктов.

    Стадии «жизни» банковских кредитных продуктов.

    Сущность кредитного продукта и его назначение.

    Этапы создания нового кредитного продукта.

    Стратегии внедрения новых кредитных продуктов.

    Взаимосвязь кредитного продукта и кредитного риска.

    Основные факторы, влияющие на предложение кредитных продуктов МСБ. Типичные условия кредитов для МСБ.

    Современные тенденции развития розничных кредитных продуктов. Типичные условия потребительских кредитов.

    Особенности инвестиционных кредитных продуктов. Типичные условия инвестиционных кредитов.

    Основы ценообразования новых кредитных продуктов.

    Современные тенденции развития кредитных продуктов.

    Этапы взаимоотношений кредитора и заемщика (отдельно по юридическим, отдельно по физическим лицам).

    Качественная характеристика и свойства кредитного продукта.

Банковский кредитный продукт – это интеллектуальный продукт конкретного банка, связанный с предоставлением банковской кредитной услуги. Финансовый результат от реализации банковского продукта непосредственно отражается на прибыли кредитной организации. В продукте находят выражение особенности деятельности кредитной организации, популярность ее бренда, репутация на рынке. Предлагаемый на рынке кредитный продукт может содержать инновации банкапродавца. В отдельных банковских продуктах кредитная услуга может быть совмещена с другими услугами (страхование, осуществление платежей, услуги риелтора, консьержа).

Банковские кредитные продукты унифицируются, в рамках категорий клиентов дополнительно группируются по целевым аудиториям и видам. При этом каждый продукт обладает набором определенных характеристик: условиями предоставления кредита, обеспечением, лимитом кредитования, платой за кредит, порядком погашения кредита.

Например, к условиям предоставления краткосрочного кредита сроком до одного года относятся: наличие у клиента счетов в банке; положительная кредитная история; удовлетворительный результат анализа предоставленного проекта. В качестве обеспечения принимаются: залог недвижимости, основных средств клиента, товарно-материальных запасов, имущественных прав; залог ликвидных ценных бумаг российских и иностранных эмитентов; долговые обязательства контрагентов заемщика.

Продукт, включающий кредит сроком до семи лет, ориентирован на клиентов среднего бизнеса. Кредит предоставляется на приобретение оборудования, транспортных средств, строительной и самоходной техники, реконструкцию, расширение мощностей. В зависимости от структуры сделки в рамках долгосрочного кредитования банк может предоставить кредит, кредитную линию, открыть непокрытый аккредитив. В качестве обеспечения по кредитам до семи лет банк принимает залог имущества, в том числе объекты недвижимости и основные средства (техника и оборудование).

Таким образом, в основе банковского кредитного продукта лежит услуга. Однако не все услуги реализуются в форме банковского продукта. Банковский продукт характеризуется набором определенных свойств:

– он предлагается на рынке как товар, имеет стоимость и потребительную стоимость;

– несет в себе бренд банка;

– содержит интеллектуальную составляющую банка-продавца, связанную с созданием продукта, технологию создания;

– ориентирован на определенную целевую аудиторию, должен быть ей понятен, доступен и ею востребован;

– обладает набором неотделимых свойств или условий, позволяющих позиционировать данный продукт на рынке;

– реализация продукта отражается на финансовых результатах банка.

Создание и предложение на рынке банковских продуктов позволяет их унифицировать, что снижает затраты по обслуживанию клиентов, расширяет ассортимент услуг, позволяет их комбинировать – в конечном счете осуществлять комплексное обслуживание клиентов, формировать понятные для клиента прозрачные отношения.

Развитие российской банковской системы сопровождалось существенными изменениями в спектре предлагаемых продуктов и услуг. Можно выделить несколько таких этапов: советский период; период становления системы российских коммерческих банков; развитие розничного бизнеса коммерческих банков; дальнейшее развитие банков на основе новейших технологий.

2. Виды и характеристика кредитных продуктов

    Факторы, влияющие на качественный состав банковских кредитных продуктов.

На качество банковских продуктов и услуг влияет множество разнообразных факторов, однако к наиболее значимым из них относятся:

Управленческие решения;

Корпоративная культура банка;

Постоянное улучшение деятельности банка;

Профессионализм менеджеров (сотрудников) банка.

Управленческие решения, принимаемые менеджерами организации (сотрудниками банка), должны удовлетворять целому ряду обязательных требований, в том числе целевой направленности, обоснованности, выполнимости, адресности, правомочности, непротиворечивости, своевременности, результативности. При этом любое решение в банковской сфере связано с определенным риском.

Под корпоративной культурой банка следует понимать установленные руководством и поддерживаемые персоналом ценности банка, в том числе и манера поведения персонала (особенно с клиентами). Составляющими корпоративной культуры банка, как правило, выступают его миссия, и базисные.

Постоянное улучшение деятельности банка - следствие непрерывного стремления банка превзойти достигнутые им результаты в различных областях. Диапазон постоянных улучшений исключительно широк: от постепенных (шаг за шагом) и никогда не прекращающихся улучшений до периодически реализуемых проектов прорыва, то есть изменений принципиального характера (инноваций, нововведений). Инновации являются источником постоянного обновления, служат основой для развития банковского бизнеса. Они выражаются в новаторских подходах, методах, приемах и средствах решения актуальных проблем менеджмента.

Важную роль в улучшении деятельности банка в современных условиях играет использование информационных технологий, под которыми принято понимать применение компьютеризированных телекоммуникационных средств для сбора, хранения и обработки информации.

Сегодня недооценивать или тем более игнорировать роль информационных технологий в повышении качества банковских продуктов и услуг уже нельзя, поскольку они позволяют устранять организационные и информационные разрывы, дублирование функций работников банка, нерациональное использование ресурсов, повышают скорость принятия управленческих решений (например, по выдаче кредита клиенту).

4. Стадии «жизни» банковских кредитных продуктов.

Жизненный цикл нового кредитного банковского продукта вклюячает в себя семь сдадий:

    Разработка нового банковского кредитного продукта;

    Выход на рынок;

    Развитие рынка;

    Стабилизация рынка;

    Уменьшение рынка;

    Подъем рынка;

    Падение рынка.

Наиболее важной является первая стадия, на ней определяются вероятность дальнейшего успеха реализации нового кредитного продукта,его доходность, объем спроса и объем поступления денег от реализации продукта. В процессе разработки банковского продукта продуцент проводит работу по инициации, поиску идеи, технико-экон обоснованию и созданию нового продукта.

Инициация – деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, поиске идеи и в ее превращение в вещь для продажи, т.е. в товар. Продуцент финансирует все расходы по созданию нового кредитного банковского продукта. На этой стадии происходит вложение капитала, возврат которого вместе с доходом будет происходить на последующих этапах.

Стадия выхода на рынок показывает периодл внедрения нового продукта в хозяйственную жизнь инвесторов-покупателей.

Стадия развития рынка связана с ростом объема продаж банковского продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый банковский продукт активно продается, и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Перечисленные стадии, т.е. стадия выхода на рынок и стадия развития рынка, связаны с продвиением и диффузией банковского продукта. Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной инновации.

5. Сущность кредитного продукта и его назначение

Кредитный продукт – это конкретный вид кредита коммерческого банка, который создается исходя из кредитной политики банка и представляет собой подсистему кредита, включающий временные и количественные характеристики, базирующиеся на потребительских предпочтениях клиентов. Кредит – это более широкое понятие, которое формирует определение исходя из принципов теории кредита: платности, срочности и возвратности. К кредитам коммерческого банка можно отнести следующие: кредит без обеспечения, кредит под залог, кредит под поручительство и т.д., а к кредитным продуктам следует отнести как розничные кредитные продукты (потребительский кредит, автокред, ипотека и т.д.), так и корпоративные кредитные продукты (факторинг, банковская гарантия, овердрафт и т.д.).

В связи с тем, что «кредитная услуга» и «кредитный продукт» являются основными элементами спроса и предложения на банковском рынке кредитных услуг населению, необходимо провести их разграничение. «Кредитная услуга» - совокупность технологически обоснованных банковских операций, направленных на удовлетворение конкретной типичной потребности клиента в кредитных ресурсах для каких-либо нужд (покупка квартиры, мебели и т.д.). «Кредитный продукт» - совокупность взаимодополняющих кредитных и банковских услуг, удовлетворяющих разносторонним интересам и потребностям клиента в процессе кредитования и позиционирующих себя на рынке среди массы подобных продуктов.

Эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке во многом зависит от внедрения новых кредитных банковских продуктов. Новые продукты и технологии, реализуемые на рынке, представляют собой инновацию.

6. Этапы создания нового кредитного продукта.

Шаг 1. Разработка концепции удовлетворения вербализованной потребности клиента, на основе которой ставится задача создания нового или мо­дернизации существующего банковского продукта. Вербализованная потребность клиента выражается в виде постановки бизнес-задачи, которую необхо­димо решить клиенту.

Шаг 2. «Бизнес-диагностика клиента»: оценка бизнес- потенциала клиента на основе данных о его экономических и маркетинговых возможностях.

Шаг 3. Оценка потенциально существующих денежных потоков клиента для формирования концептуальной модели и разработка проекта ин­новационного банковского продукта (ИБП).

Шаг 4. Оценка влияния возможных негативных последствий проекта ИБП на критические фи нан­сово-экономические параметры банка.

Шаг 5. Определение экономического содержа­ния совместных интересов бизнеса банка и клиента и проектирование банковской технологии, обеспе­чивающей баланс этих интересов.

При недостаточности информации для разра­ботки проекта банковской технологи и необходимо вернуться к шагу 2 и провести дополнительные исследования, а затем повторить последуюшие шаги.

Шаг 6. Проверка совместимости проекти­руемой банковской технологии с реально дейс­твующим банковским технологическим укладом (банковские порядки, правила, процедуры, регла­менты, тарифы). В случае получения результата, недопустимо ухудшающего технологический уклад банка, необходимо либо вернуться к предыдyIЦИМ шагам в целях внесения необходимых изменений, либо прервать работу над проектом.

При указанной проверке необходимо учиты­вать следующее:

Технические и процедурные возможности банка;

Возможности корректировки проекти­руемой банковской технологии в рамках сущес­твующего технологического уклада банка или конкретного регламента, а также следующие ог­раничения:

потребности проблемного клиента не долж­ны противоречить миссии и стратегии банка; параметры проектируемой банковской технологии не должны ухудшать результативность ценовой и тарифной политики банка.

Шаг 7. Имитация реализации проектируе­мой банковской технологии в целях определения взаимосвязей и взаимозависимостей банковских структурных подразделений, обеспечивающих комплексное обслуживание клиента.

Если на этом этапе возникают трудности, то необходимо вернуться к шагу 6 и попытаться скорректировать проектируемую банковскую тех­нологию.

Шаг 8. Разработка схемы расчетов клиента за услуги, оказываемые при реализации бизнес-про­цесса его обслуживания в соответствии с спроек­тированной банковской технологией.

Шаг 9. Разработка договора купли-продажи банковского продукта.

Следует отметить, что для инновационных банковских продуктов, как и для всех инноваций в бизнесе, характерна повышенная степень риска невостребованности клиентом. Для снижения вероятности невостребованности и компенсации затрат на разработку индивидуального банковского продукта для проблемного клиента целесообразно заключать рамочный договор о партнерских отно­шениях клиента и банка. В рамках этого договора

необходимо предусмотреть условия разработки инновационного банковского продукта и ком­пенсацию затрат банка в случае отказа клиента от покупки разработанного по его заявке продукта.

10. Современные тенденции развития розничных продуктов. Типичные условия потребительских кредитов.

Наиболее востребованным банковским продуктом сегодня среди клиентов является кредит. Наиболее общими критериями конкурентоспособности кредитных продуктов можно считать два параметра: их цену и доступность. Оценка конкурентоспособности кредитных продуктов предполагает одновременное воздействие на оба вышеуказанных фактора в целях нахождения наиболее оптимальной их комбинации для кредитной организации, кредитного брокера и клиента. Одним из существенных факторов, определяющих для клиента потребительскую ценность кредитного продукта, является его стоимость.

Классификация кредитов зависит от конкретных экономических условий функционирования в той или иной стране, системы законодательства и представляет собой рядовую структуру кредитных отношений. К ним, в частности, относятся: ростовщический, коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, международный, бланковый, ломбардный, вексельный, инвестиционный.

Наибольшее распространение среди кредитования физических лиц занимает, безусловно, потребительское кредитование. Под ним в РФ принято понимать ссуду, предоставляемую населению. При этом потребительский характер определяется целью предоставления самой ссуды .

Потребительский кредит представляется банками населению для удовлетворения различных потребительских нужд . Увеличивая платежеспособный спрос населения, кредит позволяет получить материальные блага, товары без предварительного накопления средств. с другой стороны, кредит ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, тем самым обеспечивая расширенное воспроизводство в экономике страны.

Потребительский кредит можно классифицировать как непосредственно кредит на потребительские нужды (неотложные нужды, экспресс- кредиты, автокредитование) и кредит, имеющий инвестиционный характер (ипотечные кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам).

Потребительский кредит - кредит, предоставляемый населению для оплаты потребительских нужд. Он выдается в денежной и товарной формах . Для покупки предметов личного потребления (холодильников, телевизоров, радиоприемников, фотоаппаратов, ковров, часов, автомашин, мотоциклов) кредит предоставляется государственными и кооперативными торговыми организациями в виде отсрочки платежа. При продаже товаров в кредит покупатель вносит наличными деньгами часть (25-50%) стоимости товара, остальная сумма в зависимости от его вида и цены выплачивается в рассрочку равными долями в течение нескольких месяцев (лет) с уплатой процента . Это товарная форма кредита , основанная на денежном его виде: торговые организации в случае необходимости могут получить ссуду в банке под товары, проданные в кредит.

К потребительскому кредиту относятся также ссуды, выдаваемые гражданам наличными деньгами для текущих нужд кассами взаимопомощи на предприятиях, в организациях и учреждениях под обязательство о погашении ее из заработной платы члена кассы (беспроцентные). Денежный кредит населению на потребительские нужды выдают ломбарды под залог вещей. Данные ссуды содействуют ускорению реализации продукции , более полному и своевременному удовлетворению постоянно растущих потребностей населения в товарах народного потребления за счет их будущих доходов.

Необходимость потребительского кредита вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров.

Банки, которые максимально стараются обезопасить себя от кредитных рисков, предлагают условия выдачи потребительского кредита, которые заставляют заемщика обеспечить ему полную гарантию возврата займа. Такие условия предполагают предоставление полного пакета документов, внесение обеспечения, предоставление поручителей. В результате, банк может предложить своему заемщику длительные сроки финансирования и большую сумму ссуды, что может помочь решить серьезные финансовые задачи клиента. В отношении процентной ставки у каждого кредитора есть свои расчеты и параметры, в соответствии с которыми заем облагается процентным платежом. Во многом доходность кредитора зависит от величины процентных начислений, а также именно сумма процентной ставки может позволить снизить кредитный риск. Те банки, которые идут на относительные финансовые риски, предлагают условия потребительского кредита более жесткие, то есть они готовы предоставить кредит без обеспечения с минимальным требованием документов и максимальным ограничением требований к личности заемщика. В результате, клиенту, который обратится за таким кредитным продуктом, придется погашать кредитные риски банка выплатой солидных процентных платежей. Также кредиторы могут вводить дополнительные платежи по займу, выдвигать дополнительные ограничения, в том числе для досрочного погашения

11. Особенности инвестиционных кредитных продуктов. Типичные условия инвестиционных кредитов.

Инвестиционный кредит – это специальный вид кредита, который вовсе не тождествен долгосрочному кредитованию, хотя в большинстве случаев он всё-таки предполагает более длительный срок при пользовании денежными средствами, в отличие от тех программ, которые выдаётся на короткий срок пополнения оборотных средств. Стоит отметить, что для данного вида кредитования характерно наличие проекта, который будет финансироваться, неважно существующего или нового, и на его реализацию будут направляться привлекаемые заёмщики кредитных ресурсов. Но при этом банк, который будет, выступать в роли инвестора будет принимать на себя большую часть рисков, связанных с тем, как будет реализовываться в проекте.

Что касается результата принимаемого решения для кредитного проекта он зависит от того какой доход будет от проекта. И в расчёт принимается то финансовое состояние, которое присутствует в настоящий момент у предприятия, на величину прибыли, на кредитоспособность, устойчивость, платежеспособность компании и так далее. Процентная ставка по инвестиционному кредиту будет зависеть от того, в какой именно банк вы обратитесь. Только тогда учет процентов по инвестиционным кредитам можно будет рассчитать, отталкиваясь от требований банка и заемщика.

Главными особенностями инвестиционного кредита есть то, что должны быть привлечены долгосрочные ресурсы, иными словами заёмщик предприятия имеет возможность финансирования текущих целей, причём раздельно. Существуют виды инвестиционного кредита: непосредственное кредитования, финансирование строительных проектов и проектное финансирование.

Инвестиционный кредит - разновидность банковских займов, которые предоставляются юридическим лицам. Такой кредит помогает в модернизации действующего производства или оснащении вновь созданного. Для получения этого вида кредита, необходимо предоставить банку производственную программу, сутью которой является эффект, полученный в результате использования инвестиций. Займы, выделяемые в рамках инвестиционного кредитования, предоставляются на срок 3-15 лет. За этот период инвестиционная программа может быть успешно реализована, а планируемый результат достигнут. При этом кредитные учреждения оказывают содействие заёмщику в осуществлении инвестиционной программы. Банки осуществляют консультационные услуги и юридическое сопровождение , одновременно контролируя целевое использование займа.

Для получения инвестиционного кредита, нужно подать заявку и соответствующий пакет документов. Обычно в состав подаваемой документации, помимо инвестиционной программы, должен входить бухгалтерский баланс предприятия за последний год работы. В качестве залогового имущества предприятие может предоставить то, которое находится у него на балансе:

    Недвижимость (цеха, склады, офисные помещения);

    Оборотные средства;

    Движимое имущество (различное оборудование и транспорт);

Если у предприятия нет достаточного объёма собственных активов, оно может привлечь поручителя. Инвестиционные кредиты носят исключительно целевой характер. Израсходовать кредит на другие цели нельзя. За этим бдительно следят представители банка. Заёмщику предоставляется право выбора срока, на который ему выделяются кредитные средства. Такая политика банка способствует оптимизации самого процесса оснащения или переоснащения производства.

    Особенности и тенденции развития ипотечного кредитования.

Ипотека - это вид залога недвижимого имущества (земли, предприятий, сооружений, зданий, других объектов, непосредственно связанных с землей) с целью получения денежной ссуды.

Ипотечный кредит - это особая форма кредита, связанная с предоставлением ссуд под залог недвижимого имущества - земли, производственных и жилых зданий и т.д.

Предметом ипотеки может быть имущество, связанное с землей - здание, сооружение, квартира, предприятие (его структурные подразделения) как целостный имущественный комплекс.

Объектами ипотечного кредита являются жилые дома, квартиры, производственные здания, сооружения, магазины, земельные участки и т.п.

Ипотечный кредит может быть получен как под обеспечение недвижимостью, уже имеющейся у вас в собственности, так и под обеспечение покупаемой недвижимости -- как готовой, так и строящейся. Обеспечением по кредиту может выступать квартира, дом либо земельный участок. Ипотечный кредит может быть также использован на другие цели - например, на ремонт квартиры.

В ипотеку можно приобрести как первичное (новостройки), так и вторичное жилье, а также ряд других видов недвижимого имущества.

Использование залога недвижимого имущества (ипотеки) имеет важное значение как для экономики государства, так и для субъектов хозяйствования и граждан. На практике этот инструмент чаще всего используется для обеспечения обязательств по кредитным договорам. В то же время посредством широкого применения данного института достигается экономический эффект: происходит увеличение объемов привлечения инвестиций, оживление финансового оборота в экономике. Внедрение ипотеки имеет существенное значение и для развития банковской системы, повышая параметры устойчивости и ликвидности капитала.

В соответствие со стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в РФ до 2030 года перспективы:

Первичный рынок.

Рынок ипотечного жилищного кредитования до 2030 года необходимо развивать устойчивыми темпами. Объемы выдачи ипотечных жилищных кредитов должны превышать объемы погашения, что будет способствовать росту портфеля ипотечных жилищных кредитов. Предполагается, что ипотечный жилищный кредит станет основным механизмом приобретения жилья в собственность, цены на жилье, условия ипотечного жилищного кредитования и доходы населения позволят приобретать жилье 60 процентам населения. Предусматривается, что уровень ежемесячных доходов заемщика будет превышать как минимум в 3 раза уровень ежемесячных расходов по погашению ипотечного жилищного кредита для приобретения жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями. Наиболее распространенными параметрами ипотечного кредита предусматриваются срок до 30 лет, фиксированная ставка процента на уровне индекса потребительских цен плюс 2-3 процентных пункта, первоначальный взнос не ниже 30 процентов (в случае отсутствия ипотечного страхования) и аннуитетный порядок погашения кредита с возможностью применения гибких схем управления задолженностью. Доля кредитов с ипотечным страхованием и первоначальным взносом в размере 10 процентов составит до 20 процентов рынка ипотечного жилищного кредитования. Получение ипотечного жилищного кредита заемщиком станет стандартным процессом.

Предусматривается сократить сроки сбора необходимых документов и принятия решения до одной недели при повышении качества принимаемых решений. Повышение информационной доступности, накопление и обобщение статистики по рынку ипотечного жилищного кредитования позволят банкам более дифференцированно подходить к оценке заемщиков. Помимо первичных кредиторов на первичном рынке будут присутствовать ипотечные брокеры, непосредственно взаимодействующие с заемщиками и оказывающие им консультационные услуги, в том числе по подбору и комплектации документов.

Вторичный рынок ипотеки

Предполагается, что привлечение долгосрочных ресурсов на рынок ипотеки будет осуществляться банками как самостоятельно путем аккумуляции долгосрочных пассивов, так и через рынок капитала путем выпуска ипотечных ценных бумаг и иных долговых обязательств, обеспеченных ипотекой, с балансов банков и через специальных ипотечных агентов, а также за счет перепродажи пулов закладных рефинансирующим организациям. В долгосрочной перспективе до 60 процентов рынка будет фондироваться через выпуск ипотечных ценных бумаг. Предполагается, что получит развитие модель 2-уровневой системы рефинансирования. Рынок рефинансирования будет представлен крупными игроками, размер собственного капитала которых позволит аккумулировать большие объемы пулов закладных с целью получения прибыли и последующей секьюритизации активов. Рефинансирующие организации будут аккумулировать пулы ипотек и привлекать деньги с рынка капиталов для тех банков, чей масштаб деятельности и (или) опыт не позволяют проводить секьюритизацию самостоятельно. При этом крупные банки будут самостоятельно привлекать капитал с рынка как за счет депозитной базы, которая будет преимущественно средне и долгосрочной, так и за счет выпуска ипотечных облигаций. Привлечение средств на рынок ипотеки необходимо осуществлять как с отечественного, так и с зарубежного рынков. При этом на отечественном рынке основную долю инвесторов должны составлять консервативные институциональные инвесторы, что позволит привлекать средства на длительные сроки под низкие ставки. Дополнительное развитие получит инвестирование средств в ипотечные ценные бумаги физическими лицами вследствие снижения ставок по депозитам, что будет способствовать росту отечественного рынка ипотечных ценных бумаг.

Инвестиционные продукты банков — достаточно новая возможность, которую предлагают финансовые организации разного уровня. Суть их достаточно обширна, ведь существует множество вариантов работы с инвестициями, однако роль банка в большинстве случаев примерно одинакова — посредничество. Сам он относительно редко будет рисковать собственными средствами, предпочитая использовать деньги клиентов и за это предоставляя им часть получаемого дохода.

Особенности и причины появления

Потребность в таком инструменте, как инвестиционные продукты, возникла относительно недавно. До этого момента банки вполне себе успешно получали прибыль, беря кредиты под небольшой процент и после этого предоставляя их собственным клиентам под более значительную ставку. Кроме того, активно эти организации пользовались и собственными средствами, ведь ставка по депозиту всегда меньше, чем по кредиту. Однако постепенно ситуация на рынке стабилизировалась, и теперь на подобной разнице если и можно заработать, то лишь относительно небольшие, по меркам банков, деньги. В результате финансовые организации начали искать альтернативные возможности существования и пришли к выводу, что продажа инвестиционных продуктов — наиболее выгодный метод, позволяющий зарабатывать деньги и осуществлять дальнейшую деятельность.

Инвестиционные и услуги

Далеко не все банки предоставляют хотя бы часть из возможных услуг, разновидностей которых существует очень много. К примеру, чаще всего инвестиционные продукты той или иной финансовой организации состоят исключительно из услуг доверительного управления. То есть банк просто берет деньги клиента и при его согласии начинает их использовать на фондовой бирже.

Как правило, организация отдает предпочтение не слишком выгодным, но надежным проектам, которые будут с большой долей вероятности стабильно приносить определенный доход. Такой подход позволяет своевременно и в полном объеме расплачиваться с клиентом, а он, в свою очередь, меньше будет рисковать собственными деньгами. Однако это далеко не единственный вариант работы с указанным финансовым инструментом. Банк также может принимать ценные бумаги, которые будет впоследствии размещать на бирже и распоряжаться ими по собственному усмотрению, но с согласия владельца. Также финансовое учреждение может просто предоставлять услуги по покупке или продаже тех самых бумаг по запросу клиентов. Кроме всего прочего, банк может сам выпускать ценные бумаги, выдавать кредиты для осуществления и так далее.

Реализация и создание продукта

Чтобы у финансовой структуры появилась возможность использовать инвестиционные продукты в своей деятельности для получения дохода, сначала она должна соответствовать определенным требованиям. Так, самый первый этап — получение государственной лицензии. Без этого важного документа любая подобная деятельность не может считаться законной, и клиент в идеале должен сразу уточнять наличие этой бумаги и требовать ее представления. Большинство банков делают это без напоминания, вывешивая такие лицензии на общее обозрение. Получить документ не слишком просто, и ещё нужно доказать, что в процессе работы с инвестициями организация не прогорит, сможет получить прибыль и так далее.

Следующим этапом можно считать выход банка на международную торговую площадку. В некоторых случаях он также должен предоставить к ней доступ и для собственных клиентов, однако подобное уже осуществляется далеко не всегда. Нельзя сказать, что это сложный этап, ведь подобные площадки заинтересованы в постоянном увеличении количества игроков, однако определенные усилия приложить все равно придется.

После того как это все будет выполнено, нужно нанять или обучить специалистов, которые знают, как именно работать в этом направлении и получать прибыль. В противном случае вместо ожидаемых доходов получатся сплошные расходы, а для банка это практически смертельно.

Как следствие из этого требования возникает необходимость создания определенной структуры в организации, которая будет заниматься с одной стороны, и предоставлять инвестиционные продукты потенциальным клиентам - с другой. Как правило, такие структуры разделяются ещё как минимум на две ветви, но это уже особенности деятельности каждого отдельного банка.

Последний этап — техническая сторона вопроса. Банк может быть зарегистрирован в системе, получить все требуемые лицензии, нанять великолепных специалистов и привлечь на обслуживание огромную массу клиентов, но если эти самые специалисты физически не будут иметь возможности работы с торговыми площадками, все перечисленные действия окажутся бессмысленными.

Возможные проблемы

Как и у любой есть определенные проблемы. Так, оно является более рисковым в сравнении с классическими системами получения дохода, есть множество законодательных ограничений, а также жесткий контроль со стороны Центрального банка. Последний может просто запретить осуществлять наиболее выгодные (но и рискованные) сделки, так как это нарушит общую стабильность финансовой системы страны.

Инвестиционные кредитные продукты

Это ещё один вариант деятельности финансовой организации банковского типа, который часто предлагается юридическим лицам. Суть его заключается в том, что банк выступает посредником между клиентом и объектом инвестирования, выдавая первому кредит, и за счет него же осуществляя вложение средств. Достаточно рискованная система, однако при удаче и/или точном расчете она позволяет юридическому лицу быстро погасить задолженность, объекту инвестирования — получить требуемую сумму, а банку — свою часть прибыли. В целом обычно все стороны довольны сделкой, если она прошла успешно и никаких проблем не возникло.

Преимущества

Преимущества, которые предоставляют новые инвестиционные продукты, достаточно многочисленны. Первым из них можно считать размер получаемой прибыли. Понятно, что банк получает, как правило, больше доходов, чем сам клиент. Но и риски он несет также самостоятельно (по крайней мере, в большинстве случаев). Вторым преимуществом является помощь специалистов. Теоретически, любой человек может самостоятельно стать игроком на бирже и осуществлять инвестирование по собственному усмотрению. Однако фактически подобный подход чаще всего приведет к тому, что человек или юридическое лицо просто потеряет свои деньги, если не будет пользоваться услугами специально обученных сотрудников.

Недостатки

Естественно, всегда есть и недостатки. Так, инвестиционные продукты все равно остаются не только самым выгодным финансовым инструментом из всех существующих, но и самым опасным с точки зрения возможных рисков. Чаще всего банк все равно возвращает клиенту ту сумму, которую тот положил, однако прибыли при этом можно не дождаться. Тем более что в некоторых случаях, когда ситуация с доходами у организации очень сложная, возврата денег можно ждать очень долго.

Итоги

В целом, учитывая все указанное выше, можно сделать вывод, что инвестиции — это выгодные вложения, но только при условии наличия гарантий на получение дохода и общего разумного распоряжения банком средствами, полученными от клиентов. К сожалению, чаще всего это все можно определить только опытным путем или в лучшем случае по отзывам других людей или организаций, уже рискнувших своими деньгами.