Лекции по истории россии. XVII век в истории России

Семнадцатый век является расцветом феодального периода в России. В это время происходит укрепление феодально-крепостного строя и попутное зарождение буржуазных связей в недрах этого же строя. Быстрое развитие городов и общественности в целом привело к расцвету культуры. Живопись в 17 веке в России также обретала силу. Началось сосредоточение народных масс в крупных городах, что, в свою очередь, и было основной причиной столь стремительного развития культуры. Кругозор русских людей также расширило начало промышленного производства, которое заставляло внимательней присмотреться к дальним районам страны. Различные светские элементы проникают в живопись 17 века в России. Картины становятся все более популярными.

Воздействие церкви на искусство

Большую силу воздействия искусства, в частности живописи, осознавала и церковь. Представители духовенства старались держать под контролем написание картин, пытаясь подчинить их религиозной догматике. Преследованию подвергались народные мастера - живописцы, которые, по их мнению, отходили от установленных канонов.

Живопись в 17 веке в России все ещё была далека от реалистических тенденций и развивалась крайне медленно. На переднем плане все ещё было отвлечённо-догматическое и аллегорическое видение живописи. Иконы и росписи отличались перегруженностью мелкими сценамии и предметами вокруг главного изображения. Ещё характерными для того времени были пояснительные надписи на картинах.

Личность и картины 17 века

Описывая живопись в 17 веке в России, нельзя не упомянуть художника Симона Фёдоровича Ушакова, который является автором таких знаменитых картин, как «Спас нерукотворный», «Троица» и «Насаждение древа государства Российского». Примечательным явлением в живописи стал интерес к человеку как к личности. Об этом говорила распространившаяся портретная живопись 17 века в России.

Нужно отметить, что портрет стал достоянием народных масс только с середины 18 века, а до этого времени только близкие к верховной власти могли оставить о себе воспоминание на холсте художника. Некоторое количество парадных и декоративных картин создавалось для больших общественных помещений, таких как Академия художеств, Сенат, Адмиралтейство и Императорские дворцы. Портреты могли заказать и семьи, но не выставляли их напоказ, а оставляли в своём кругу. Они могли украшать даже небогатые петербургские квартиры представителей интеллигенции, которые старались следить за тенденциями и модой в обществе.

Влияние на русскую живопись западноевропейской культуры

Нужно отметить, что живопись в 17 веке в России сильно изменилась, особенно это касается портретной. На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами. Все становилось более светским и жизнеподобным. Огромное влияние навевалось с запада. Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. Это касалось не только искусства в целом, но и таких художественных вещей, как посуда, кареты, одежда и многое другое. Стало популярным заниматься портретами как увлечением. Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов. Вдобавок к этому и посланники были не прочь приобрести интересующие их портреты в мировых столицах. Уже чуть позже стало популярным подражать мастерству писания на холсте иностранных художников. Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей.

Несмотря на то что сопротивление некоторых кругов росло прямо пропорционально увеличению популярности народного искусства, сдержать движение уже было просто невозможно. Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты. Одной из основных мастерских художественных центров стала в которой была написана не одна сотня картин двумя десятками мастеров под руководством Лопуцкого, Вухтерса и Безмина. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи. Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть - в западноевропейском.

Новизна в портретной живописи

Живопись в 17 веке в России изменила свой вид. Обрёл новую форму светский жанр - портрет. Основной темой искусства стал именно человек. Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом. Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой. Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества. Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым. В Петровский период он также находит себе место на русской земле, и даже существует наравне с европейским портретом.

Заключение

Так развивалась живопись 17 века в России. Кратко можно заключить, что именно в это столетие произошёл переломный момент в искусстве, повлиявший на культуру страны и её дальнейшее развитие.

Россия в XVII веке

Значительные процессы и явления XVII века - начало модернизации, закрепощение, церковный раскол.

Начало модернизации

Термин модернизация имеет два значения в современном гуманитарном знании. Замечено, что человечество развивается неравномерно . Максимальное число изобретений и разного рода новаций возникает в определённую эпоху в рамках определённой культуры. На заре цивилизации "лидерами" прогресса были Египет и Шумер, потом Греция и Рим, потом Византия и арабский халифат. Примерно 500 лет назад стремительные изменения начались в странах Западной Европы. В результате этих изменений сформировалось общество иного типа - не аграрное, а индустриальное, городское . Та модель , которая была выработана в это время, оказалась чрезвычайно эффективной , и давала лучший уровень жизни относительно большим массам людей. После эпохи великих географических открытий с этой моделью стали знакомиться другие страны мира, и многие из них - перенимать европейские достижения и способ жизни. Эти процессы получили название модернизация.

(1)Модернизация - это переход от аграрного к индустриальному обществу . (В Западной Европе начался в завершился в).

(2)Модернизация - это процесс восприятия другими странами элементов экономической, политической и культурной модели западноевропейского общества (восприятие западноевропейских традиций).

Можно условно выделить три пути модернизации (реально они никогда не выступают в чистом виде, переплетаются)

(1)Под давлением западноевропейских стран (колонизация). Например, Индия в - веках.

(2)В ходе реформ, осуществляемых правительством данной страны . Например, Турция начала - успешные реформы Ататюрка

(3)В ходе усвоения западноевропейской модели жизни широкими слоями общества . Например, японские фирмы начали перестраивать свою работу по образцу европейских и американских после мировой войны по собственной инициативы, без нажима со стороны правительства

В России , по крайней мере до середины XX века, преобладал 2 тип модернизации. Реформы по западноевропейскому образцу осуществляло правительство. Для российской модернизации характерно движение "скачками" .

Правительство задумывает реформы форсированными темпами ----------- они осуществляются в короткие сроки за счёт перенапряжения сил страны ------ затем следует длительный спад или "застой"

В области экономики модернизаторские "рывки" имели место

1 - в Петровскую эпоху

2 - на рубеже XIX-XX веков (реформы Витте/Столыпина)

3 - в конце 1920-ых-1930-ых (форсированная индустриализация, коллективизация и культурная революция или сталинская модернизация)

Но первые шаги модернизации приходятся на XVII век. Истоки модернизации XVII века - знакомство правящего слоя с жизнью и достижениями Западной Европы. Какими путями происходило знакомство, и кто были люди , по чьей инициативе начиналась модернизация?

В годы Смуты произошло знакомство русской знати с жизнью Польши и Швеции . Например, патриарх Филарет побывал в польском плену, и вернулся в Россию убеждённым сторонником перестройки армии по европейским образцам. Именно он возглавит правительство при своём сыне-царе, и начнёт преобразования в соответствующем направлении.

Преемником Филарета был боярин Морозов . Он знакомился с жизнью Европы в большей мере через чтение . Морозов знал латынь , что позволяло ему читать не только газеты нйской жизнью способмто и научно-техническую литературу.

Алексей Михайлович (1645-1676) , в отличие от своего отца, управлял самостоятельно. Он заслужил прозвище "Тишайший" , поскольку не любил, когда при нём ссорилились или шумели, хотя сам бывал гневен. Он носил традиционную одежду, степенно поворачивался (всем телом), когда к нему обращались. Но в то же время с интересом относился к различным нововведениям - первый театр и первые портреты появились при нём. В отличие от предшественников чрезвычайно заботился об образовании своих детей .

Дети Алексея Михайловича Фёдор (1676-1682) и Софья (1682-1687) уже получали систематическое образование по европейским канонам.

Знакомству с европейской жизнью способствовала деятельность Посольского приказа , который выписывал примерно 50 газет . Они приходили с опозданием на несколько месяцев, но тем не менее картину европейской жизни обрисовывали

Основными образцами для подражания послужили Голландия и Швеция . В XVII веке Голландия служила образцом для всей Европы - внутри Европы был как бы свой "очаг" модернизации, свой центр, от которого расходились круги. В Голландии становление рыночной экономики началось раньше , чем в других странах (за исключением Италии). В частности, в Саардеме были разработаны океанские парусники - флейты , которые могли перевозить большие грузы. Теперь возможно было торговать в невиданных прежде масштабах. Голландии принадлежало 15 тыс кораблей - в 2 раза больше, чем всей остальной Европе. Голландские купцы организовывали скупку товаров у местных производителей и продавали далеко - там, где они ценились . Они не только покупали, но и организовывали производства . Первыми основателями мануфактур в ряде европейских стран стали голландские предприниматели. В результате Голландия стала самой богатой страной Европы, с самым большим процентом городского населения. (Вспомните картины "малых голландцев" в Эрмитаже - это жизнь не элиты, а рядовых бюргеров - горожан)

Первой страной, где были предприняты реформы по голландскому образцу, стала Франция . (В Голландии - естественная модернизация - без какой-либо организации сверху) Реформы проводились по инициативе министра финансов Кольбера: строились заводы, корабли. Кольберовской Франции в свою очередь стал подражать шведский король Густав II. Пример же соседней Швеции во многом служил образцом для России .

Были и прямые контакты с Голлан дией. Некоторые голландские купцы добирались в XVII веке и до России. Они покупали хлеб (продажа в Европе давала до 1000% дохода), предлагали правительству расширять посевные площади, сводя лес и сжигая его на поташ (удобрение, которое экспортировалось).

Модернизация затрагивала не только сферу экономики, но и политики, и культуры.

Реформы и нововведения XVII века

Новые явления общественной жизни (примеры модернизации)

В Посольском приказе выпускается первая российская газета - рукописные «Куранты» . В основном это были перепечатки ("дайджест") из Амстердамских "Курантов". Предназначалась газета придворным кругам. Однако в начале XX века экземпляр "Курантов" был обнаружен на Севере в крестьянской старообрядческой избе.

Возникает первая мануфактура - медеплавильный Ницинский завод на Урале. В 1632 возникнут железоделательные заводы голландских предпринимателей Виниуса и Акема под Тулой.

Появление «полков нового (иноземного) строя» - регулярных военных частей, организованных и вооружённых по западноевропейским образца. В подражание соседней Швеции появляются рекрутские полки. Рекруты набирались от определённого количества крестьянских дворов (недобровольно). Разница с рекрутами петровской эпохи была, однако, существенной: в середине XVII века рекрут получал жалованье 6 копеек в день, что равнялось оплате высококвалифицированного ремесленника.

В московском Андреевом монастыре Фёдором Ртищевым для молодых дворян основана школа по изучению греческого, латыни, риторики, философии.

Принят «Новоторговый устав» , основанный на принципах меркантилизма . Меркантилизм - первая экономическая теория, которой пытались следовать европейские правительства. Она сводилась к тому, что страна, чтобы богатеть должна больше вывозить, чем ввозить - тогда она процветает (Сейчас ясно, что это далеко не единственное и даже не обязательное условие экономического процветания - но тогда ей следовали почти что по всей Европе)

Пишутся первые "парсуны" - портреты. Слово происходит от "персона" - "личность" . В этом явлении выразился свойственный эпохе интерес к человеку

Организован придворный театр, первая пьеса - "комедь" - "Баба Яга Костяная Нога" . Поставлена была в честь свадьбы Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

Впервые на русской сцене показан балет .

При дворе появляется мода брить бороды, стричь волосы и носить «немецкое платье».

В Москве открыта Славяно-греко-латинская академия (первое высшее учебное заведение в стране) с программой, близкой к программам артистических факультетов европейских университетов

Автором "Устава" академии был Симеон Полоцкий. Этот учёный монах прибыл ко двору Алексея Михайловича и стал воспитателем его детей. Он первым стал писать стихи на русском языке с использованием рифмы , он же писал первые пьесы на русском языке - так что являлся и первым драматургом, именно он и разработал те установления, по которым действовал первый вуз.

На первом этапе реформы были направлены, главным образом, на модернизацию армии . Средства брались у крестьян и горожан путём создания инфляционного бюджета . Например, правительство вводило государственную монополию на продажу соли , а цену завышало - тем самым собирался косвенный налог. Соль являлась предметом первой необходимости гораздо более, чем сейчас - это был консервант для заготовки продуктов на зиму (вместо холодильника ). Другим средством изъятия денег на проведение реформ было понижение процента драгметаллов в монете - выпуск "медных денег". Налоги собирались полновесной монетой, а жалованье выдавалось медной - результат - инфляция. Эти нововведения по временам вызывали городские восстания ("соляной" и "медный" бунты в Москве). Тогда прежние меры отменялись, взамен вводились новые.

Во второй половине века внимание правительства переносится с войн и их технического обеспечения на образование и просвещение . Тогда-то и появляются первый вуз, городские школы, театр и так далее. В значительной мере этот поворот связан с именами детей Алексея Михайловича - Фёдора и Софьи , находившихся у власти в конце XVII века. Оба они были учениками Симеона Полоцкого, владели многими языками , а Софья даже писала пьесы по примеру своего учителя. Интересной личностью был Фёдор . Первым из российских правителей он заговорил об "общем благе" как о цели своего правления - не о расширении территории, не об обеспечении дворян, а именно об "общем благе".

Помимо шагов, направленных на рост просвещения, при Фёдоре и Софье предпринимались меры, которые можно назвать "гуманизацией ". Так, при Фёдоре была отменена казнь четвертованием , а при Софье - закапыванием в землю. А фаворит Софьи Василий Голицин , во многом направлявший деятельность правительства, задумался о вреде крепостного права и в своих письмах утверждал необходимость его отмены - впервые в российской истории. Однако всем этим положительным тенденциям не суждено было развиться : Фёдору судьбой было отпущено немного, он дожил до 21 года . А Софья была отстранена от престола младшим братом. Наступило петровскаое время.

Раскол

Особое явление в жизни России XVII века - раскол. Явление это началось как церковное, но очень быстро вышло за рамки церкви и приобрело характер социального движения. По числу людей , участвовавших в движении, раскол превзошёл и крестьянские выступления, и городские восстания вместе взятые.

История Раскола связана с именем патриарха Никона . (С конца XVI глава русской православной церкви носил титул патриарха , а не митрополита.) История жизни Никона - это история головокружительных взлётов и падений . Глава церкви, в иерархии того времени второе лицо в стране после царя, Никон происходил из поволжских черносошных крестьян . Звали его Никита , Никон - монашеское имя. Детство его не было счастливым. Мачеха Никиту не любила, и однажды он едва успел выскочить из печи, которую мачеха попыталась растопить, закрыв за ним заслонку. (Печи выполняли много функций, в том числе служили и банями: когда печь остывала, в ней мылись. Тяжёлое детство сформировало замкнутый и амбициозный характер. Никита рано ушёл в монастырь, благодаря необычным способностям быстро прошёл ступени монастырской карьеры , и, в конечном итоге, был избран патриархом (1562).

Став главой церкви, Никон задумал две вещи

Поставить духовную власть патриарха выше светской власти царя (он говорил: "Царь - луна, патриарх - солнце)

- Централизовать церковь по образцу государства и унифицировать церковные обряды , упрочить единство церкви и, вместе с тем, подчинить её своему влиянию

Основной реформой, проведённой Никоном, стала унификация - приведение обрядов к единому образцу. Вопрос об унификации встал потому, что за 6,5 веков существования православной церкви на Руси накопилось множество разночтений в процедуре богослужения и в обрядах. В разных церквах и монастырях священники использовали разные богослужебные книги, по-разному проводили обряды, кроме того, разночтения накапливались при переписке. Встал вопрос о выборе образца для единого порядка богослужения. Никон предложил за образец взять греческие богослужебные книги XV века - последнего века существования Византийской империи. В этих книгах тоже не было полного единообразия. Однако Никон выбрал среди них определённые и представил свои предложения церковному собору. На соборе разгорелась дискуссия . Партия Никона возобладала. И началась реформа церкви по установлениям патриарха и его сторонников.

Реформа не затрагивала вероучения , нововведения касались только обрядов и произносимых священником текстов. С современной точки зрения они могут показаться незначительными . Например,

Вводилось троеперстное крещение вместо двоеперстного;

При чтении одной из молитв число поклонов изменялось с 12 до 4.

Несмотря на, казалось бы, незначительные изменения, с ними не согласилось большое число людей, и по мере хода реформы число несогласных возрастало . Тех, кто придерживался старых обрядов, стали называть старообрядцами или раскольниками (последнее наименование употреблялось официальной церковью)

Во главе противников реформы встал протопоп Аввакум . Сначала он выступил против реформ Никона на церковном соборе. Затем стал автором посланий к верующим против никоновских реформ. По силе страсти и образности языка эти послания относятся к лучшим сочинениям XVII века. После окончательного возобладания никоновских реформ Аввакум был сослан в монастырь и 15 лет провёл в яме , откуда вновь и вновь обращался к верующим. Интересно, что Аввакум происходил из соседней с Никоном деревни, и даже был с ним в детстве знаком.

Среди священников неприятие реформ Никона было относительно редким явлением. Помимо Аввакума реформы не принял Соловецкий монастырь, который в течение 8 лет не пускал официальных представителей власти и церкви на свою территорию, длительное время существовал в осаде - его осаждали царские войска. Соловецкое восстание было подавлено лишь в 1676

Но основная масса старообрядцев - миряне. Горожане, иногда - бояре , как знаменитая Морозова, и в огромном большинстве - крестьяне . Многие сёла на Севере стали старообрядческими. В других районах люди уходили в леса , расчищали целину и образовывали уединённые поселения - скиты , в которых придерживались старой веры. Священники в таких поселениях были редкостью , поэтому богослужение старообрядцы вели сами, для этого нужно было читать книги и быть грамотными. Вот почему они обучали своих детей , и грамотность в старообрядческой среде была существенно выше, чем среди остальных.

Своего максимума движение раскольников приобрело в петровскую эпоху, в начале XVIII века. Тогда распространилось представление о том, что реформированная, официальная церковь греховна . Поэтому, если человек был крещён в рамках такой церкви, его душа не спасётся для вечной жизни. Вот почему необходимо пройти процедуру повторного очистительного крещения . Это-крещение огнём . И целые скиты и сёла, а не только отдельные люди, подвергали себя самосожжению вместе с детьми. Пётр I стал посылать войска в районы массовых раскольнических поселений. И зачастую деревни поджигали себя при приближении войск. (Этот сюжет лёг в основу оперы Мусоргского "Хованщина")

Что касается судьбы инициатора реформы Никона - его претензии стать выше царя раздражали Алексея Михайловича. И не без влияния последнего на церковном соборе 1666-1667 годов было принято парадоксальное решение

- Реформы , начатые Никоном, поддерживались и должны были повсеместно осуществляться.

Сам Никон лишался поста патриарха и отправлялся в ссылку (в Ферапонтов монастырь).

Ссылались одновременно и противники Никона, в том числе Аввакум.

В дальнейшем Алексей Михайлович совместно с иерархами церкви неоднократно принимал решения о сожжении раскольников в срубах - старообрядцы отвечали проклятием и церкви, и царя.

Почему же раскол приобрёл массовый характер , хотя изменения касались лишь обрядовой стороны? К тому же периодические изменения происходили и раньше - никаких протестов это не вызывало.

XVII век современники назвали "бунташным ". Смута, городские восстания - самые известные из которых Соляной и Медный бунты, "Соловецкое сидение", крестьянские войны Болотникова и Разина - по числу протестных движений XVII век не имел аналогов в предшествующей истории. Раскол также следует поставить в этот ряд .

Почему же люди XVII века "бунтовали"? - Эта была реакция на закрепощение и рост налогов . Гос ударство усиливало нажим - народ отвечал протестами. Это не был сознательный и целенаправленный протест. Просто психологическое напряжение и неудовлетворённость новыми условиями должна была найти выход . Для огромных масс этим выходом, по сути дела, скрытым протестом, стал раскол.

Человек традиционного общества ценит стабильность . Поэтому попытка реформировать церковь вошла в резонанс с уже накопившимся раздражением по поводу вдруг возникшей невозможности уйти от владельца или налогового гнёта в городах.

Таким образом, раскол - это форма социального протеста, направленного не только на реформу церкви, но и на изменение социального статуса

В дальнейшем раскольническая среда сыграла заметную роль в истории страны. Во-первых, в старообрядческих семьях традиционно существовал высокий уровень грамотности, поэтому сохранялись книги - многие уникальные источники по XVII-XVIII векам дошли именно из старообрядческих сёл (например экземпляр "Курантов" )

Во-вторых, со временем выработалась особая этика и система воспитания , сходная с аналогичной системой в протестантизме . Трудолюбие , успешная деятельность стали считаться основопологающими достоинствами . Вот почему из раскольнической среды в XIX веке вышли многие известные учёные, политики, предприниматели. Такие известные предприниматели, как Гучковы, Рябушинские, Морозовы - из старообрядцев.

Взгляд со стороны всегда субъективный, но способный подметить то, что мы привыкли обходить вниманием. Тем более интересен взгляд человека другой культуры и другого века. Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век.

Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…

Дива дивные, чуда чудные

Многое пришлось повидать немецкому ученому Адаму Олеарию в России, будучи секретарем голштинского посольства. Многому довелось дивиться и изумляться. Многое было впоследствии рассказано и проиллюстрировано им в книге «Описание путешествия в Московию», опубликованной впервые в 1647 году.

Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Также как и церемониал встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху, крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

Откровенная и хитрая

Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.

Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные по неволе, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

Покорная и дикая

Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.

Русский человек – груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

Русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

Глумливая и набожная

Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».

У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

Кто о чем, а вшивый о бане

Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню, бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, немыслимую для секретаря голштинского посольства, ученого ума, брезгливого ума, Адама Олеария, предпочитавшего с рубахой срастись и мыться раз в год!

XVII в. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако главным образом за счёт введения в оборот новых земель, а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли. Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. И тем не менее, всероссийский рынок формировался. Во второй половине XVII в. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства.
Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.) ; к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности.
Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный признак которых - увеличение в экономике доли свободного наёмного труда, оснований нет. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.
Русские города как торгово-промышленные центры и в XVII в. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы.
Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т. д.) . Что касается "тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой.