Промышленная архитектура урала.


Алферов Николай Семенович (13(26).09.1917, с. Компанеевка Херсонской губ. - 06.10.1982, Екатеринбург), русский архитектор, историк, основатель Уральской архитектурной школы и первый ректор Уральской архитектурно-художественной академии, народный архитектор СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, доктор архитектуры, профессор. Из рабочих. Окончил архитектурный факультет Харьковского института инженеров коммунального хозяйства (1940). Участник Великой Отечественной войны. Педагогическую деятельность начал в Екатеринбургском Уральском индустриальном институте (УГТУ) на строительном факультете (1946). Провел крупные исследования по истории промышленной архитектуры Урала, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата (1952) и доктора архитектуры (1963). На базе кафедры архитектуры УПИ организовал Уральский филиал Московского архитектурного института (1967), преобразованного позднее в Свердловский архитектурный институт (1972), являясь его ректором до 1982 г. По его проектам в Екатеринбурге осуществлена реконструкция музея џ.М. Свердлова (1948), построена водная станция в парке культуры и отдыха имени В.В. Маяковского (1946), жилые дома по ул. Малышева и Свердлова (1955), ансамбль музейно-паркового комплекса "Исторический сквер" (1974). Алферов избирался депутатом городского Совета, был членом Совета по присуждению Государственной премии СССР, членом Правления Союза архитекторов СССР. Награжден орденом Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, серебряным Крестом заслуги (Польша), отмечен государственной премией СМ РСФСР. Сочинения: Зодчие старого Урала. - Свердловск, 1960; Архитектурное проектирование промышленных зданий и сооружений. Ч. 1 -3. - М. 1979. Бабыкин Константин Трофимович (1880-1960) Архитектор. Профессор. Организатор архитектурного образования на Урале. В Екатеринбурге по его проектам построены Уральская филармония, Театр оперы и балета, Управление железной дороги и др.

Белянкин Геннадий Иванович (род.1927) Архитектор. Академик. Педагог. Основные реализованные проекты: Киноконцертный зал "Космос", Дворец молодежи и др.

Валенков Георгий Павлович (1893-1940) Архитектор. Конструктивист. По его проектам возводились: здание Госстраха по Банковскому пер. (1926), здание Госбанка по ул.Вайнера (1926) и др.

Вешняков Лев Алексеевич (XVIII век) Зодчий. Каменщик. Руководитель строительства Симеоно-Аннинской церкви Сысертского завода. Участник строительства Богоявленской церкви (Кафедрального собора) в Екатеринбурге.

Вяткин Андрей Дмитриевич (1795- …) Архитектор. Один из известных зодчих старого Урала. Его постройки не сохранились до наших дней.

Голубев Георгий Александрович (1883-1949) Архитектор. Педагог. Проектировщик детского тубсанатория и лесной школы в Свердловске. С 1936 по 1942 год был главным архитектором Свердловска. Вел преподавательскую деятельность в учебных заведениях Свердловска по своей специальности.

Грушенко Иосиф Александрович (1900-1965) Архитектор. С 1935 года работал в Свердловске. Основные проекты: водная станция (1936), кинотеатр "Урал" (1945) и др.

Гулков Емельян Дмитриевич (1676-1749) зодчий. Работал на строительстве Верхотурского Кремля. Возводил Далматовский монастырь. Соавтор и строитель Успенской соборной церкви.

Гусев Тимофей Маркович Зодчий и строитель. Участник строительства Верхотурского Кремля. С его именем связано изразцовое убранство верхотурского Троицкого собора.

Гуськов Константин Александрович (1879- …) Инженер гражданский. Автор крупных градостроительных проектов Уфы в начале прошлого века. Занимался общественными зданиями.

Деминцев Петр Дмитриевич (род.1921) Архитектор-техник. По его проектам построены: мясомолочный павильон Центрального рынка, здание бытового комбината "Рубин" и др.

Домбровский Сигизмунд Владиславович (1883-1953) Архитектор. Художник. Педагог. В Свердловске работал с 1927 года. По его проектам построены: Дом горсовета на Ленина-Пушкина, на ул. Декабристов и др.

Дудин Семен Емельянович (1779-1825) Главный архитектор Ижевского оружейного завода. Один из авторов застройки Ижевска. По его проектам построены: Троицкая церковь, Александро-Невский собор и др.

Емельянов Владимир Владимирович (1906-1969) Архитектор. По его проектам построены: Дом Красной армии в Свердловске, Дом Красной армии и госпиталь в Перми, киноконцертный зал Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском и др.

Егоров Борис Николаевич . Архитектор. Закончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, в 1926 г. стал архитектором Ленинградского отделения "Госпроектстройлегпрома". В тридцатые годы в г.Челябинске началось проектирование металлургического комбината; начало этому положил "Бакалстрой". Группа специалистов - строителей и архитекторов из Ленинграда, занимающихся промышленным проектированием, курировали проектирование и начало строительства этого грандиозного индустриального гиганта. Среди них был и Борис Николаевич. Вначале работа носила временный характер, но затем архитектор Егоров остался в Челябинске, и с 1936 по 1942 гг. - работал в основной проектной организации "Челябпроект". Подробнее (*ссылка Матвеенкова Г.Г. Человек из прошлого)

Карвовский Рудольф Иосифович (1830-1897) Инженер гражданский. В качестве архитектора работал в Уфе и Перми. По его проектам возводились здания и в других городах Урала. Здание деревянного театра в Уфе. Театр в Перми. Колокольня соборной церкви в Ирбите и др.

Козлов Сергей Сергеевич (1854-1905) Городской архитектор Екатеринбурга в 1884-1890 годах. Разработчик и строитель Царского моста через Исеть в Екатеринбурге и автор множества других проектов.

Комаров Александр Зиновьевич (1793-1857) Архитектор. Представитель школы промышленного зодчества на Урале. Работал на Богословских, Нижне-Тагильских заводах и ряде других мест Урала. Известен комплекс доменных печей Баранчинского завода по его проекту.

Купинский Михаил Станиславович (1829-1891) Архитектор. Инженер. Автор проекта здания городской управы в Сарапуле и др.

Летючий Григорий Павлович (1814-1887) С 1846 по 1886 годы губернский архитектор Перми. Художник. По его проекту перестроен Кафедральный собор в Перми и построена Воскресенская церковь.

Луценко Кирилл Алексеевич (1817- …) Архитектор Тагильских заводов. Педагог. Представитель классицизма в архитектуре.

Малахов Михаил Павлович (1781-1842) Архитектор Уральского горного правления. Создатель екатеринбургской архитектурной школы. Известен его "Дворец Расторгуева-Харитонова" в Екатеринбурге. А также сегодня т.н. "Дом Малахова" и др.

Оранский Петр Васильевич (1899-1960) Архитектор. Художник. Педагог. По его проектам создавались здания и сооружения на Уралмаше, Химмаше, Вторчермете Свердловска.

Петенкин Василий Никифорович (1783-1850) Архитектор Воткинского завода. Представитель русского классицизма на Урале. Автор зданий госпиталя, церкви и др.

Попатенко Василий Васильевич (1841-1910) Губернский и городской архитектор Перми с 1873 года. По его проектам возведены жилые дома Гаврилова, Каменских и др.

Рейшер Моисей Вениаминович (1902-1980) Инженер-строитель. Архитектор. По его проектам возводились промышленные сооружения УЗТМ. Производилась реконструкция фасада гостиницы "Большой Урал". Известны и другие работы.

Рудавский Павел Павлович (1859-1919) Архитектор. Автор проектов сооружений в Чердыни. В историю Уфы вошел проектом народного дома имени С.Т.Аксакова.

Свиязев Иван Иванович (1797-1875) Архитектор. Известны его постройки в Перми, где он работал архитектором горного правления. Основное направление деятельности - проектирование промышленных сооружений.

Соколов Вениамин Дмитриевич (1889-1955) Архитектор. Художник. Известны его проекты в соавторстве с другими: городок чекистов, спортгородок "Динамо" и др.

Сорока Иван Борисов (1674-1729) Зодчий. Участник строительства Николаевского собора в Верхотурье, Благовещенской церкви в Тюмени. Из его построек сохранились сооружения Далматова монастыря.

Архитектура и искусство народов Урала

Истоки высокого искусства народной архитектуры следует искать в постройках первобытного общества. Раскопки поселений культур эпохи железа позволяют сделать вывод, что в течение VII в. до н. э. и до XVI в. н. э. идет эволюционный процесс создания оптимального типа жилища, архитектурно-конструктивной основой которого был прямоугольный бревенчатый сруб. В X-XVI вв. были созданы жилые и хозяйственные постройки, ставшие впоследствии характерными для народного зодчества удмуртов - это «куа» (шалаш), «кенос» (амбар) и «корка» (изба). Куа - древний тип жилища - сооружалась из веток и коры деревьев. Впоследствии куа рубилась из бревен («кор»). Соединение слов «куа» и «кор» дало новое название «коркуа» (бревенчатый шалаш) или сокращенно «корка» (изба). Куа как жилище было вытеснено коркой, оставив за собой название постройки, где совершались языческие обряды. Семейные куа («покчи куа») строились на каждой усадьбе. Большие куа («бадзым куа») возводились вблизи селения в священной роще («луд»). Архитектура удмуртской избы испытала большое влияние русского деревянного зодчества. Со временем корка из однокамерного переходит в трехкамерное жилище - этот наиболее устойчивый вид планировки изб на Северном и Среднем Урале. Изба состоит из двух клетей, между которыми находятся сени. Существовал и резко отличный тип жилища - двухэтажная корка. Первый этаж - это кухня и горница одновременно, а спальня устраивалась на втором этаже. Сообщение между этажами - по открытой лестнице крутого подъема через лаз в перекрытии. Оригинальной архитектурой отличается хозяйственно-жилое строение удмуртской усадьбы - кенос. Кенос - это двухэтажное сооружение, нижний этаж которого занят кладовыми, а верхний членится на несколько отдельных помещений, используемых как летнее жилье. Многофункциональность строения привела к тому, что кенос имел композиционно много различных типов: одинарный и двойной, одно- и двухэтажный, на столбах и со сплошными стенами на первом этаже. Русские возводили постройки, заимствуя привычные для Севера типы изб. Используя приемы зодчества коми-пермяков и более совершенные конструкции северных зданий, уральские плотники создали новые типы жилищ. При сохранении традиционной объемно-планировочной структуры и конструктивных элементов это творческая интерпретация архитектурно-конструктивных форм жилища Севера в условиях Урала. Необходимо, в частности, указать на существенные отличия уральского жилища от северных построек - дом значительно меньшего размера, у изб нет светелок и высоких подклетов (вместо подклета подполье). Наличники, причелины, крыльца, ставни, ворота и карнизы лишены декоративного убранства. Разновидность северной избы, построенной «брусом», распространилась по всей территории Урала. В этой постройке торцевая сторона сруба считается главным фасадом и ориентирована в сторону улицы; на ней делается от одного до трех окон. Длинная сторона дома (или равная по длине главному фасаду) расположена перпендикулярно улице и имеет входное крыльцо. В этом типе усадьбы хозяйственные постройки также располагаются по периметру двора. Ворота делаются рядом с избой, иногда в стене хозяйственного сарая. По всей территории Урала строились усадьбы из двух разделенных двором изб: длинной (зимней) и короткой. Хозяйственные постройки примыкают к ним с задней стороны. В уральских селах и деревнях сохранились также «двойные» и «тройные» избы. На территории региона есть избы пятистенки - «светлицы пятистенные», выстроенные в XVII-XVIII вв. В Прикамье рубили избы из «циклопических» бревен диаметром 80 см и более. На Южном Урале дома напоминают типы сельских построек Поволжья: небольшие избы окружены с трех сторон открытым сверху двором, который ограждается забором из бревенчатой забирки или плетнем и хозяйственными постройками. В XIV в. земли, на которых жили коми, перешли под власть Московского государства. Здесь распространяется христианство, появляются первые церковные здания. Преобладающим типом церквей был клетский, что связано с привычками и нравами местного населения. Облик такой церкви близок избе, своими небольшими размерами она также напоминала жилье. Эти маленькие церкви обладают изящным силуэтом, оригинальной формой и конструкциями («крещатая» бочка, венчающая храм в с. Янидор под Чердынью, 1707 г.). Уникальным памятником деревянного зодчества является церковь в с. Пянтег (Чердынский р-н Пермской обл.), датируемая последними археологическими исследованиями началом XVIII в. Она рублена «шестериком», начинающимся от земли и имевшим шатровое завершение. Высказывалось предположение, что по первоначальному назначению это крепостная башня, перенесенная на другое место и превращенная в храм. Древние города Урала (Чердынь, Соликамск, Уфа, Верхотурье, Усолье и Кунгур) формировались по-разному. Чердынь, Верхотурье, Уфа и Кунгур возникли и развивались как торгово-ремесленные, военно-административные и религиозные центры, а Соликамск и Усолье - как поселения при соляных промыслах. Поселение на месте города Чердыни - старейшего на Урале - возникло в VIII-IX вв. В XV в. на Троицком холме, где сохранился остаток родановского городища - земляной вал, был построен русский город, обнесенный позднее деревянными стенами с башнями. Укрепления включали, кроме стен, шесть башен, четверо ворот и подземный ход к Колве. В XVI в. с приходом в Прикамье «именитых людей» Строгановых количество поселений, связанных с «соляным делом», увеличивается. Последние, получив большие земельные наделы по царским «жалованым грамотам», развернули добычу соли. В XVII в. на территории Северного Урала появляется множество населенных пунктов: Усолье, Березники, Ленва, Дедюхин. К ним примыкали более мелкие поселения, жители которых были также связаны с добычей соли. Все постройки возводились из дерева (каменные варницы появились в XIX в.). Длительному сроку службы сооружений способствовала пропитка бревен соляным рассолом - это защищает древесину от гнили и насекомых-точильщиков. Долгое время дерево было на Урале единственным строительным материалом. В XVII в. в крупнейших монастырях Прикамья - Чердынском, Иоанно-Богословском и Пыскорском возможно, появляются единичные каменные храмы.

Соликамск. Троицкий собор. 1684-1697 гг.

Соликамск. Богоявленская церковь. 1687-1695 гг.

Верхотурье. Троицкий собор (фрагмент). 1703-1710 гг.

Древнейшие сохранявшиеся памятники зодчества относятся к концу того столетия (Крестовоздвиженская церковь в с. Верхборовая под Соликамском, К378 1691 гг.). В жилой зоне Соликамска возник ансамбль монументальных каменных построек. Центр Соликамска был на пересечении сибирской и водной дорог, главное торговое место - соборная площадь. Ансамбль состоял из нескольких самостоятельных структур. Архитектурные образы зданий усложняются от границ города к центру. На окраинах стоят одиночные храмы. Здания расположены свободно с учетом рельефа и открывающейся перспективы с р. У солки. Небольшие объемы жилых и административных зданий уравновешивали дробные, разновысокие силуэты церквей. Для Соликамска характерно наличие парных (зимних и летних) храмов, что роднит его с древнерусскими городами. Активно использован в ансамбле цвет. Монументальные постройки белого цвета. Они хорошо выделялись на пепельно-сером фоне жилой деревянной постройки. В наибольшей мере цветом выделены здания центра города. На фоне белых стен храмов - кирпичного цвета узоры. Яркие пятна икон и зеленые пояса изразцов оживляли фасады. Архитектура Соликамских церквей своеобразно объединяет приемы московского зодчества середины XVII в. с мотивами, восходящими к традиционным местным деревянным формам. Так, в Троицком соборе заимствованный тип бесстолпного храма на подклете, окруженного галереей с приделами, сочетается со сложностью двух крылец с фигурными столбами и балясинами, крытых бочками и шатрами. Фасады насыщены декоративными деталями, разнообразными наличниками, карнизами, поясами, включающими популярный впоследствии на Урале квадратно-ромбический орнамент, так называемый жучок. Калейдоскопическое «узорочье» выполнено из фигурного кирпича. Столь же богатое убранство имеет и первое гражданское каменное здание - воеводский дом, получивший, однако, и некоторые черты крепостной архитектуры (бойницы в стенах, разветвленная сеть подземных ходов). Монументальность и красочность архитектурных форм, выдающиеся конструктивные достоинства выдвигают ансамбль Соликамска в один ряд с ансамблями Владимира и Суздаля, Великого Устюга и Вологды. Создание оригинальных типов жилищ, церковных зданий, крепостей и главное - промышленных сооружений соляных промыслов подготовило широкое использование дерева и конструкций из него для создания цехов и устройств металлургической промышленности Урала в XVIII в.

Одним из основных направлений изобразительного искусства Урала AVI-XVII вв. стала иконопись. Памятники древнерусского периода распадаются на две разнохарактерные группы. К одной относятся иконы; обладающие чертами народного примитива и наиболее близкие «северным письмам». К другой - памятники иной традиции, происходящие из центрально-русских земель. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи на небо» XVI в., хранящаяся в Пермской художественной галерее, служит характерным примером «северных писем». Она немногословна, проста, совершенна по языку. Охра и киноварь делают ее нарядной и «жаркой», заставляя почувствовать полыхание пламени в огненном круге, «возносящем» Илью. Пермекая икона отличается особой четкостью композиции, укороченноетыа пропорций и обобщенностью форм. Икона «Архангел Михаил и житии», написанная до 1610 г., представляя другую традицию, связана с московским кругом. Облику Михаила, одетого в лоры, присуща мягкость. Ничего экспрессивного нет и в письме. Художник работает изысканно, тонко, тщательно продумывая дзета. Преобладает в иконе охристый цвет, усиленный позолоченным фоном. Гармоничны и слаженны клейма, тяготеющие к центру. Фигуры в них медлительны и изящны. Памятники «строгановской школы» представляют замечательное явление в позднейшей живописи средневековой Руси. Это художественное направление возникло в мастерских, принадлежавших Строгановым, промышленная династия которых существовала в Прикамье более 400 лет. Строгановская живопись предельно изящна: хрупкие, «танцующие» фигуры, «точеные» лики, великолепные одеяния и. главное, тонкость письма. Подлинный шедевр строгановской иконописи - «Богоматерь Владимирская с 18 клеймами» работы Истомы Савина. Древнейшая песнь материнства звучит здесь торжественно и печально. Драгоценное сверкание красок не снижает напряженности образа, а яркое узорочье клейм заставляет внимательнее всмотреться в прекрасные лики матери и младенца. Клейма иконы поистине уникальны. И не только своими черными фонами, предваряющими живопись современного Палеха. Вместо легенды о Богоматери художник рассказал в них о татарском нашествии 1395 г. Мы видим и вражеский стан, и выступление московского войска, и гибель татарского хана. Конечно, историческая канва расшита непременными «чудесами», но смелость художественного решения несомненна. Особое место среди строгановских икон занимают произведения Семена Хромого. Написаны эти иконы в традиции XIV-XV вв. торжественно и монументально. «Рождество св. Иоанна Предтечи» может считаться образцом русской иконы - настолько совершенны здесь вписанная в круг композиция, пластичные силуэты фигур, звучен насыщенный колорит. Искусство С. Хромого, лишенное столичного изыска и «строгановских» новаций, принадлежит, очевидно, чисто местной школе. Искусство, возникшее в мастерских солепромышленников Строгановых, представлено не только иконами, но и шитьем. Этим произведениям присущ своеобразный художественный язык, отличающийся от московского, сложившегося в царских «светлицах». Московское шитье тяготело к полихромным решениям, строгановское предпочитало сочетание золота с серебром. Строгановские шитые пелены имеют подчас такую плотную панцирную фактуру, что уподобляются произведениям ювелира. Так вышито, например, одно из «Положений во гроб». Золотые и серебряные нити, уложенные «в прикреп», плотно покрывают одежду действующих лиц, предметы окружающей среды, атрибуты символической сцены. Цвета мало, но рядом с обилием блеска он кажется особенно звучным; оттенки яркие: зеленые, вишневые, голубые. Лики изображенных своеобразны: им приданы ясные контуры и четко прорисованные глазницы. Самобытны и образы строгановского шитья, одухотворенные, эмоциональные, решенные подчас очень индивидуально. Так, в одной из пелен, изображающей убийство царевича Дмитрия (Пермская художественная галерея) ", самый яркий и характерный персонаж - Никита Кочалов с решительным взмахом руки и ожесточенным выражением круглой усатой физиономии. На рубеже XVII-XVIII в. особенно распространенным в шитье становится барочный орнамент. Фигуры буквально утопают в пышных растительных завитках и соцветиях. Красивая четкая вязь надписей на кайме встречается редко, зато «лицевое» шитье украшается жемчугом, бахромой и драгоценными вставками. Изображение в целом становится живее, но в нем исчезают былая значительность, величавость. Традиции деревянной скульптуры, зародившиеся у местного населения в глубокой древности, испытали сильное воздействие русской культуры в XVI-XVII вв. и нашли свое воплощение в пермской деревянной скульптуре. Скульптура носила по преимуществу культовый характер, изображения помещались в церквах и часовнях. Пермская деревянная скульптура развивалась в течение длительного времени. Произведения, которые возникли в XVI в., обладают условностью, сложившейся в русской культуре.

Их объемы предельно обобщены, формы плоскостны, композиции фронтальны и неподвижны. Полихромность традиционна. Скульптуры раскрашены. Цвет делает скульптуры пространственно активными, подчеркивает и увеличивает их эмоциональную выразительность. Рельеф «Собор архангелов» из с. Губдора - одно из красивейших произведений. Его плановой округлой композиции вторит нарядное цветовое построение из оранжево-красных и светло-синих оттенков. «Собор архангелов»- редкий в деревянной скульптуре сюжет. Чаще всего изображался резчиками Христос и всегда страдающим: или распятым, или сидящим в темнице. В этом образе скульпторы с наибольшей силой воплощали свои реальные чувства и представления. Распятия в пермской скульптуре очень разнообразны. Крест из с. Вильгорта, сделанный бесхитростно и наивно, соседствует с великолепно вырезанным распятием из г. Соликамска. Образ мучительной смерти рождается в Соликамском распятии благодаря искусным приемам: уплощению торса, удлинению конечностей, бессильному падению головы. Распятие из г. Усолья - один из шедевров деревянной скульптуры XVII-XVIII вв Обращает на себя внимание и характерный необычный «монгольской» облик Христа. С XVIII в. пермская скульптура, как и скульптура других русских земель, испытывает сильное влияние европейской пластики. Возникают парадные примитивы на основе барокко. Традиции пермской деревянной скульптуры продолжают развиваться и позднее, в XIX в., сохраняя многие черты, присущие народному миросозерцанию и эстетическому восприятию.

фрагмент статьи (ист.: Уральская историческая энциклопедия)

Промышленная архитектура подразделяется на промышленное градостроительство, архитектуру промышленных зданий, архитектуру промышленных сооружений. Возникла на Урале одновременно с колонизацией края русскими при строении соляных городков (Усолье - 1430) и получила интенсивное развитие с нач. XVIII в. - времени горнозаводского освоения Урала.

В качестве архитекторов первых уральских заводов выступали т.н. плотинные мастера, решавшие задачу создания напора воды для вододействующей технологии производства и обработки металла. Гидротехнические комплексы уральских заводов XVIII в. были не только самыми мощными и совершенными для своего времени, но и определили градоформирующую основу первых промышленных поселений. Как правило, промышленные и жилые здания вплоть до конца XVIII в. выполнялись в дереве и до настоящего времени не сохранились. Исключение составили плотины заводских прудов - самые ранние памятники промышленной архитектуры Урала. Из производственных зданий - это Невьянская наклонная башня (1725), соединившая в себе функции заводской лаборатории, рабочего кабинета А. Демидова, сторожевой башни и колокольни. Сохранились также провиантские склады (сер. XVIII в.) в Нижнем Тагиле, выполненные в камне. Архитектура этих зданий носит черты русского барокко и во многом заимствована из архитектуры кремлей и монастырей XVII в. В большей мере этот период ценен формированием принципов промышленного градостроительства, поскольку большинство уральских заводов послужило основой первых промышленных городов. Завод являлся центральным ядром поселения, предзаводские площади - административными и торговыми центрами, связывающим завод с жилыми кварталами.

Среди заводов Урала выделяется Екатерининский (1723), который в отличие от остальных планировался как промышленный город - военно-административный, культурный и торговый центр горнозаводского Урала. Он органично соединял в себе черты завода и регулярной крепости с посадом в лучших традициях европейского фортификационного искусства. Екатеринбург можно считать первым промышленным городом в истории градостроительного искусства. Основателем его являлись В.Н. Татищев и В.И. де Геннин, соединившие здесь воедино свои знания европейского градостроительства и крупного промышленного производства.

Как область профессиональной деятельности промышленная архитектура сложилась в нач. XIX в., когда на Урале сформировался корпус архитектурного горного ведомства - выпускников Петербургской академии художеств. Особенно плодотворным этапом деятельности специалистов промышленной архитектуры на Урале являлась первая пол. XIX в., когда заводы перестраивались в камне на основании последних достижений архитектурного творчества и строительства. В промышленное строительство были привлечены формы архитектуры в стиле русского классицизма и принципы гармонии, ансамблевости, комфортности и рациональности, созданы новые типы производственных, жилых и гражданских зданий. Разрабатывались генеральные планы городов и заводских поселений, определившие их развитие вплоть до первой пол. XX в. Основные профессиональные принципы, выработанные на Урале, легли в основу советского градостроительства.

Наиболее выдающимися зодчими промышленной архитектуры Урала первой пол. XIX в. являются И.И. Свиязев, М.П. Малахов, С.Е. Дудин, И.М. Подъячев, А.П. Чеботарев, А.В. Комаров, Ф.А. Тележников, В.Н. Петенкин. Горнозаводские ансамбли Урала первой пол. XIX в. до сих пор формируют центры большинства населенных пунктов. Некоторые из них были искажены поздними наслоениями, однако до сих пор составляют предмет своеобразия и культурной значимости архитектуры Урала.

Среди них высокой архитектурной ценностью отличаются ансамбли Екатерининского, Верх-Исетского, Невьянского, Нижне-Тагильского, Верх-Нейвинского, Билимбаевского, Кыштымского, Каслинского, Златоустовского, Алапаевского, Артинского, Нижне-Сысертского, Ижевского, Воткинского, Каменского заводов. Остальные либо полностью перестроены в более поздние периоды, либо сохранились фрагментарно.

В этот период начали складываться научные основы промышленной архитектуры. Большую роль сыграли первые научные труды уральского архитектора И.И. Свиязева, обобщившего опыт формирования новых типов производственных зданий. Во второй пол. XIX в. в промышленную архитектуру приходят выпускники С.-Петербургского института гражданских инженеров, а также горные инженеры. Сфера промышленной архитектуры становится на Урале колыбелью нового стиля "модерн". Ряд заводов Урала, полностью перестроенные в конце XIX - нач. XX в., демонстрируют возможности новой архитектуры: Баранчинский, Кушвинский, Саткинский, Пашийский. Среди них особо выделяется Баранчинский электротехнический завод, реконструированный в годы первой мировой войны в связи с эвакуацией туда завода "Вольта".

November 19th, 2015

В Свердловской области есть небольшое село - Нижняя Синячиха. Когда то здесь был довольно большой завод, сейчас от него остались только плотинка да пруд, как это водится на Урале. Знаменито это село своим музеем под открытым небом, который был создан силами практически одного человека: Ивана Даниловича Самойлова. Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе.

С моим везением, я попал в село именно в тот день, когда музей не работал, поэтому попасть внутрь домов мне не удалось, хотя внутри они меня не так уж и сильно интересовали, так как подобный быт был примерно одинаковым во всей Центральной России, и все это можно посмотреть в нас в музее на Щелковском хуторе.

В этом музее меня интересовала больше всего именно деревянная архитектура, которой даже не в музеях на Урале сохранилось очень много, намного больше, чем в Средней России, во всяком случае, как мне показалось.

При въезде в село сразу бросается в глаза Спасо-Преображенский храм. Этот грандиозный по своей красоте храм, выполненный в стиле сибирского барокко, аналогов которому вы не найдете больше нигде на Урале. Строительство его началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы Яковлева). Однако закончили строительство и освятили храм лишь спустя почти 30 лет - в 1823 году.


Колодцы

В Нижней Синячихе много колодцев самых разных систем. Например, вот этот ранее действоваший колодец начала XX века интересен большим деревянным колесом.
С помощью прокрутки колеса приводится в движение деревянный валик. На него наматывается веревка или цепь, и поднимается наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной.

Кстати, один из родников местные жители прозвали в честь основателя музея Данилычем.

Часовня Вознесения

Дату постройки этой часовни датируют началом XIX века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда.

Благодаря яркой покраске часовня заметно выделяется на панорамах Нижней Синячихи. Да и сам Иван Данилович Самойлов считал часовню Вознесения самым ярким и веселым строением в музее-заповеднике.
Здесь действует постоянная выставка работ прикладного искусства народного мастера Христины Денисовны Чупраковой - картины из ткани, плетенные коврики, фигурки из глины, самодельные игрушки и т.д.

Усадьба крестьянина 19 века


Очень многие дома на Урале до сих пор состоят из двух строений, соединённых забором, а двор между ними замощен деревом, иногда даже с навесом.

Детали


Усадьба крестьянина 18 века



Усадьба 18 века содержит все надворные постройки, необходимые для жизни людей в деревне: здесь, кроме избы и амбара, есть холодный и тёплый сараи, навесы, погреб с надъямником, баня «по-чёрному», колодец с «журавлём». Всё подворье обнесено мощной оградой (заплотом) - стеной из брёвен. Ворота под стать ограде: сделаны из вековых деревьев, наверху, как крыша, укреплено расколотое вдоль бревно.

Внутри избы, вдоль стен, тянутся лавки из массивных колотых плах, подобных половым, с врубленными в стены торцами. Над окнами устроены деревянные полки (полици, подловки). Справа в углу - глинобитная печь, на деревянном срубе - опечье. К печи примыкает голбец - деревянный пристрой, на котором спали, а его дверь вела в подполье (или подклет), где хранились съестные припасы. В середине избы висит зыбка (люлька, колыбель), подвешенная на тонкой берёзовой жёрдочке (очепе). Помимо этого в избе множество предметов домашнего пользования: жбаны, ушаты, квашня, сильница сделаны из дерева, туеса (бураки) из берёзовой коры (бересты)...

Напротив дома стоит амбар. Рядом с амбаром односкатный навес, под которым стоит телега на деревянном ходу, лежит соха.

Около огородных ворот находится колодец с «журавлём».

Возле колодца лежит сосновая колода, из которой кормили, поили домашний скот. Она привезена-из деревни Грязнуха. Под навесом, примыкающим к сеням избы, находятся орудия сельскохозяйственного труда, транспортные средства, другие предметы быта.

Рядом с навесом - пригон и конюшня (тёплый сарай) для скота.

В конце огорода стоит баня «по-чёрному», её сруб сложен в три венца из толстых брёвен-половинок.






Особо надо сказать про баню по-черному .

Сама баня перевезена в музей из деревни Городище.

«Чёрная» баня дольше всех построек старой деревни сохранялась в своём первозданном виде.

Как утилитарная постройка, баня имеет простую форму. Эго небольшая клеть из толстых сосновых брёвен-половинок, сложенная в три венца (толщина бревна 55 см!). Клеть покрыта двускатной кровлей, сверху — массивный охлупень (выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли).

Клеть бани рублена «в обло» («облый» значит «круглый»): концы брёвен выпущены за пределы плоскости стены и при этом они оставлены круглыми. Этот вид связи называли ещё рубкой «в чашу».

Баня топилась по-чёрному: дым выходил через небольшое отверстие в верхней части бани.

Оборудована баня каменкой и лавками. Внутри бани, в ближнем левом углу, у дверей - каменка - печь из камня, без трубы. Вдоль правой и задней стены тянутся лавки. Массивней бани я ещё никогда не видел.


Стелла, обозначающая место положение местного завода.

Часовня Александра Невского

Расположена на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре, издали она напоминает скорее беседку для отдыха. Эта часовня-ротонда XIX века была привезена из села Останино того же Алапаевского района.

Сторожевая башня

Эта деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Неудивительно, что башня - самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота - 35 метров. Кстати, она стала первым экспонатом Нижнесинячихинского музея деревянного зодчества. Ее перевезли сюда в 1979 году из поселка Красногвардейского (Артемовский район). Верхушку башни венчает флюгер с цифрами «1928-79». Они означают дату постройки и дату переноса сооружения.

Жаль, что внутрь башни не пускают. А ведь с ее вершины, надо полагать, должен открываться неплохой вид.

Башня Арамашевского острога

К башне, построенной в 1656 году, примыкает частокол из заостренных сверху бревен. В отличие от большинства других строений, это не перенесенное из других сел и деревень строение, а реконструкция. И немудрено, ведь крепости и остроги на Урале ставили лишь в XVII-XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор прошло много времени и до нас они просто не дошли.
Итак, перед нами реконструированная башня Арамашевского острога. А этот острог когда-то стоял на высокой, живописной скале над рекой Реж. В том месте в селе Арамашево, на котором ныне стоит каменная церковь. Про .

Пожарная

Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, поскольку пожары на старом Урале были настоящем бедствием.
На крыше здания - дозорная каланча. Оттуда вели наблюдение за населенным пунктом и окрестностями. Завидев где-либо огонь, дозорный немедленно звонил в колокол. Для предупреждения жителей о пожаре служил и висящий рядышком меж двух столбов сплошной колокол.

В Нижней Синячихе придумали установить на дверях некоторых зданий решетки. В итоге не нужно постоянно следить за сохранностью экспонатов, а туристы могут сами все посмотреть. Так и здесь, в пожарке.

За пожарной и колоколом стоит покосившийся от времени чан для воды. Из него пожарные брали воду. Кстати, он тоже полностью из дерева

Часовня Савватия и Зосимы Соловецких

Согласно информационной табличке на часовне, она построена в далеком XVII веке "беглыми сподвижниками Степана Разина". Привезена в Синячиху в 1981 году из деревни Кокшаровой.

Ныне эту деревеньку уже не найти на карте. А когда-то она находилась на территории нынешнего Верхнесалдинского района.
В здании часовни размещается музей резьбы по дереву. Самый интересный экспонат данного музея - огромный, красивейший макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского монастыря. Кстати, этот деревянный храм И.Д. Самойлов также планировал перевезти в Нижнюю Синячиху. Увы, этому не было суждено сбыться. Летом 1972 года грандиозный храм сгорел из-за удара молнии. В итоге сейчас мы можем увидеть его лишь на макете.

Кладбищенская часовня Ильи Пророка

На холме за плотиной расположено местное кладбище, у входа на которое - красивая деревянная часовня. Отличный пример русского деревянного зодчества. Датировка на табличке - XVIII век.

Ветряная мельница

Мельница была построена в 1916 году в деревне Мочищенск глухого Гаринского района, а перевезена сюда в 1985 году. Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются (хотя могли бы).

Это самый отдаленный экспонат музея-заповедника, расположенный на левом берегу пруда. Мало где в России увидишь настоящую ветряную мельницу, поэтому эта постройка пользуется заслуженным интересом среди туристов.

На земле около мельницы лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно.
В планах у Ивана Даниловича Самойлова было перевезти в Нижнюю Синячиху из села Арамашево водяную мельницу. Но, увы, здание мельницы было навсегда утрачено...

Речка Реж


Ну и чтоб вы не подумали, что такие вот избы есть только в музеях - немного фотографий подобных домов, которые мне встречались во время поездки.







Использован текст портала Наш Урал:

Рубеж XVII-XVIII вв. знаменует определенный этап развития уральского зодчества, связанный с мероприятиями правительства Петра Г. широкое распространение каменного строительства, перестройка в камне общественных центров городов Сибири. На Урале это затронуло прежде всего Верхотурье, где развернулись градостроительные работы, по масштабам уступавшие только сибирской столице Тобольску. С 1698 г. ведется сооружение каменного Верхотурского кремля, находившееся под постоянным контролем Москвы, откуда исходили подробные технические инструкции и даже была прислана артель во главе с Тимофеем Гусевым. Московскими мастерами организуется обучение местных посадских и крестьянских детей. Артель Гусева возводила каменные амбары (1699 г.), приказную палату (1700 г.), воеводский дом (1701 г.). Соликамскими каменщиками создан Троицкий собор (1703-1710 гг.). Под руководством подмастерья Максима Горяева в 1705 г. были начаты обнесение посада каменной стеной и строительство выездных ворот с московской дороги, оставшихся, однако, незаконченными, а также сооружены стены и две наугольные башни кремля (1706-1708 гг.) 7. Ансамбль, живописно расположенный на скалистом берегу Туры, имел очертания неправильного четырехугольника. Характерной особенностью Верхотурского кремля было вынесение нескольких зданий на линию ограды. Так, вместо южной стены были поставлены в ряд каменные клети - амбары и приказная палата. Судя по дошедшему до нас чертежу 8, внутренняя планировка палаты была типичной для древнерусских гражданских построек. По одну сторону сеней располагались комнаты - угловая, «где воеводам сидеть», и вторая, отводимая подьячим, по другую - кладовая «со сводом». Фасад на территорию кремля был расчленен спаренными пилястрами, свидетельствовавшими о знакомстве с классическими архитектурными формами. В восточную стену кремля, выходившую на площадь с гостиным двором, встроен Троицкий собор. Этот храм типа «восьмерик на четверике» с богатым кирпичным и керамическим убранством явился ярким примером «московского барокко» на Урале. Такие его черты, как «крещатое» (по сторонам света) пятиглавие, акцентировка углов своеобразно трактованным ордером, наличники со спиралевидными завершениями, нашли отражение во многих последующих уральских постройках. Другим центром каменного строительства на Урале в XVIII в. был Далматов монастырь (г. Далматово Курганской обл.). Основанный в 1644 г., он оставался до начала XVIII в. хорошо укрепленной и вооруженной деревянной крепостью. Каменное строительство в монастыре началось в 1707 г. Его замечательное сооружение - Успенский собор был окончен в 1717 г. и освящен в 1719 г. Это был первый на Урале двухэтажный храм, в котором разместились нижние Христорождественская и придельная Дмитрия Прилуцкого церкви с трапезными, верхняя Успенская церковь с колокольней и деревянной трапезной. Указы о запрете каменного строительства 1714 и 1719 гг. не распространились на Далматов монастырь в силу его стратегического положения, и строительство каменных сооружений продолжалось. В 1720- 1740 гг. были возведены фортификационные, складские, производственные и жилые сооружения. Однако завершение некоторых построек монастырского ансамбля закончилось только в 70-е годы XVIII в. По своим масштабам и архитектурно-художественным достоинствам далматовский ансамбль стоит в одном ряду с кремлями Верхотурья и Тобольска. В 1720-1740-е годы в хозяйствах Демидовых в Невьянском заводе и Строгановых в Усолье также велось каменное строительство. В Невьянском заводе в 20-30-е годы были выстроены каменные, так называемые демидовские хоромы, которые включали господский дом, главную заводскую контору, горницу, хлебные амбары, склады и небольшой сад. Все здания примыкали друг к другу и формировали два пространства - конторского и господского дворов. Постройки в основном двухэтажные, со сводчатыми перекрытиями, толстыми внутренними стенами, открытыми крыльцами отдельных помещений. Изображения демидовского ансамбля XVIII в. и сохранившиеся фрагменты позволяют предположить, что здесь был использован проект Д. Трезини образцового дома для зажиточных людей (1717 г.).

Усолье. Ансамбль строгановских построек (хоромы, Спасо-Преображенский собор, колокольня). 1724-1731 гг. Зодчие Рязанцев, Котельников, Кожин

Знаменитая Невьянская наклонная башня (1725-1732 гг.). композиционно выдержанная в традициях древнерусских ярусных башен и колоколен, отличается укрупненностью форм, лаконизмом и суровостью облика, широким использованием металла - выполненные из чугуна дверные и оконные коробки, балконы-обходы художественного литья и т. д. Это, несомненно, светское по функции сооружение (дозорная башня и высотная доминанта города-завода), глубоко созвучное архитектуре новой петровской России. Ансамбль строгановских построек в Усолье (1724-1731 гг., Соликамские каменщики Рязанцев, Котельников, Кожин и др.) интересен прежде всего каменными хоромами, в которых впервые на Урале использован анфиладный принцип планировки. Усольский Спасо-Преображенский собор композиционно близок к известной Строгановской церкви в Нижнем Новгороде, однако в декоре этого памятника прослеживаются типично уральские черты, в частности замена белокаменной резьбы фигурным кирпичом. Отдельно стоящая колокольня имеет восьмигранную столпообразную форму. Такие колокольни постоянно встречаются при местных храмах XVIII в.

Местные кадры квалифицированных строителей пополнялись за счет мастеров из Ярославля, Великого Устюга, Вятки. Каменщиков в основном поставлял Соликамск. Так, соликамцы Иона Кремлев, братья Григорий и Иван Татариновы в конце 50-х - начале 60-х годов работали в Верхотурье у заводчика М. М. Походяшина и на строительстве Екатерининского собора в Екатеринбурге. Широкой известностью пользовался «уставщик» из Далматова монастыря Иакинф Стафиев, приглашавшийся и в сибирские города. Гражданских зданий в тот период еще очень немного. Среди них воеводский дом в Кунгуре, имеющий сходство с древнерусскими постройками как в планировке, так и в оформлении фасадов (лопатки по осям внутренних стен), контора Сысертского завода и др. В каменном строительстве по-прежнему преобладали церкви, архитектура которых развивает барочные черты, унаследованные от уральских памятников начала XVIII в. При сохранении общего трехчастного «трапезного» типа получает распространение вытянутый по продольной оси двухэтажный храм «кораблем» (церковь Иоанна Предтечи в с. Красном близ Соликамска, окончена в 70-х годах). Имея одинаковые объемно- , планировочные композиции, местные культовые постройки различаются преимущественно по характеру завершения - большой восьмерик, малый восьмерик, пятиглавие и т. д. К числу церквей с большим (широким) восьмериком относятся Покровская в Верхотурье (1744-1753 гг.), СтароЗлатоустовская в Екатеринбурге (1755-1768 гг.). Особо следует отметить Спасо-Преображепскую церковь в с. Кашприно Кунгурского р-на Пермской обл. (1745 г.) с ее тремя последовательно уменьшающимися восьмериками, хорошо увязанными с ярусным же построением колокольни. Завершение в виде малого восьмерика появилось на Урале не без влияния соседних областей северо-востока России - Устюга и Вятки. Оно представлено такими памятниками, как церкви в селах Комарово (1761-1783 гг.), Филипповское (1772 г.) Кунгурского р-на, Шерья (1776 г.) Нытвинского р-на Пермской обл. и др. Характерной особенностью уральской культовой архитектуры может считаться пятиглавие, которое в тот период также решается на ярусной основе. Центральный малый восьмерик дополняется четырьмя главами на постаментах, располагающимися либо по углам (Воскресенский собор в Чердыни, 1750-1754 гг. или Никольская церковь в Далматове, 1754-1776 гг.), либо по сторонам света. Наиболее интересна разработка второго варианта, т. е. «крещатого» пятиглавия, шедшая на протяжении всего столетия,- от верхотурского Троицкого собора до Преображенской церкви в Кунгуре (1768-1781 гг.) и так называемых походяшинских храмов. Сооруженные на средства Походяшина Введенский собор в Богословском (ныне Карпинск, 1767-1776 гг.) и Петропавловская церковь в Петропавловском (Североуральск, 1767- 1798 г.) заводах принадлежат к шедеврам уральского барокко. Динамизм венчающих частей, эффектность силуэта сочетаются в них с необыкновенной сочностью убранства, как бы синтезирующего формы, найденные в постройках различных уральских городов, а также Тобольска. Наличие устойчивых композиционных и декоративных приемов указывает на существование на Урале самобытной региональной школы барочного зодчества. При этом необходимо учитывать следование местной архитектуры древнерусским в своей основе традициям («московское барокко») и отставание в стилевом отношении от центра России. Новые столичные влияния проникали с большим опозданием. Например, Екатеринбургский кафедральный собор (1771 - 1795 гг.) воспроизводил архитектурные мотивы петровского времени, тогда как в Петербурге и Москве уже утвердился классицизм. Урал XVIII - первой половины XIX в.- «опорный край» в развитии металлургии страны - стал и опорным краем в становлении отечественной промышленной архитектуры. Здесь с развитием металлургического производства возводились здания и сооружения, формировались их комплексы и ансамбли, складывались поселения и системы расселения. Последовательное совершенствование технических и художественных приемов промышленного строительства на протяжении полутора с лишним веков явилось своего рода школой архитектурного мастерства в общегосударственном масштабе. Металлургические заводы находились непосредственно у плотин, ниже по течению реки, на площадках ниже уровня воды в пруду. Заводские строения занимали оба берега реки и размещались в строгой зависимости от источника энергии - наиболее энергоемкие ближе к плотине, с ручным производством дальше от нее. Порядок расположения «вододействующих» цехов диктовался технологией и организацией производства. Представление о таком размещении дает вид Екатеринбургского завода. Главные цеха завода, называвшиеся в то время фабриками, как правило, возводились длинной стороной перпендикулярно к плотине и параллельно к водопроводным ларям и трубопроводам - этим обеспечивалось не только приближение цехов к источникам воды, но и поточность производства. В первой половине XVIII в. застройка заводов была деревянной и состояла из 6-10 зданий, что отражено в видах Каменского и Билимбаевского заводов. Во второй половине XVIII в. с укрупнением производства, количественным наращиванием технологического оборудования и его объединением производственные здания увеличились в размерах за счет всевозможных пристроек: число их возросло до 15-20 и более. Пример - Верхнесергинский завод. Вместе с тем во второй половине XVIII в. началась массовая перестройка деревянных цехов на каменные. В первой половине XIX в. почти все основные цеха заводов были перестроены, а к середине века большинство заводов Урала представляли собой монументальные комплексы зданий и сооружений из кирпича и металла. Это видно по застройке Нижнетагильского и Нижиесалдинского заводов. Перестройка заводов производилась одновременно с внедрением паровых двигателей, водяных турбин и пудлингового способа производства металла, совершенствованием воздуходувных устройств и созданием станков и машин.

В первой половине XIX в. реконструкция заводов проводилась при активном участии архитекторов Горного ведомства. Их появлению на Урале способствовала реформа 1806 г. об упорядочении заводского строительства, приведшая к учреждению должности архитектора горных заводов, горных округов и Главного правления горных заводов. Более 70 архитекторов внесли свой вклад в промышленное зодчество Урала. Наиболее крупными мастерами были И. И. Свиязев, А. 3. Комаров, М. П. Малахов, В. Н. Петенкин, С. Е. Дудин, Ф. А. Тележников, крепостные архитекторы A. IL Чеботарев, К. А. Луценко, А. Д. Вяткин, Л. С. Мальцев и др. Большинство из них закончили Академию художеств в Петербурге, были воспитаны в традициях классической архитектуры. Благодаря творческому таланту этих архитекторов на Урале были созданы интересные ансамбли зданий и сооружений производственного и общественного назначения п жилых комплексов, соответствовавшие уровню лучших архитектурных ансамблей Петербурга и Москвы. К середине XIX в. производственные здания получили четкое типологическое, характерное объемно-планировочное и образное архитектурнохудожественное построение. К лучшим образцам промышленной архитектуры относятся доменные цеха Баранчинского, Кушвинского, Каменского, Верхнесалдинского, Билимбаевского, Полевского, кричные цеха Лайского, Верхнешайтанского, Верхисетского, прокатные цеха Чермозского, Режевского заводов и многие другие. Особое место в ряду производственных зданий занимает Главный корпус Ижевского оружейного завода (архитектор С. Е. Дудин). Он представлял своего рода триумфальный памятник победы России в Отечественной войне 1812 г., символизируя военное могущество великого государства. Подобно Адмиралтейству в С.-Петербурге, он играл большую градостроительную роль, раскрываясь в сторону большого водного пространства и замыкая главную улицу поселения. Металлургические заводы XVIII - первой половины XIX в. имели большое градостроительное значение, так как каждый из них сопровождался строительством поселения. Завод был главным градоформирующим их элементом. Завод, плотина и прилегающая к ним часть пруда составляли функциональное и архитектурно-планировочное ядро поселения и в большинстве случаев формировали его центр. Ось плотины была планировочной осью поселения и совпадала с направлением его основной магистрали. Примером является построение Екатеринбурга. Взаимоперпендикулярность основных осей предопределяла прямоугольную систему планировки всей территории поселения. Этому способствовал и рельеф местности с понижающимися склонами в сторону реки и пруда. Обусловленная особенностями металлургического производства, прямоугольная система планировки города-завода соответствовала и внедряющемуся в русское градостроительство с начала XVIII в. принципу регулярности (геометрически правильной устроенности) поселений, образцом которой был С.-Петербург - новая столица государства, возводившаяся одновременно с первыми городами-заводами Урала. По прямоугольной системе планировки было построено абсолютное большинство горнозаводских центров: Екатеринбург, Алапаевск, Ижевский, Очерский, Верхнесалдинский, Билимбаевский и другие заводы. Лишь в отдельных случаях по условиям рельефа и топографии местности возникали элементы радиальной (в Невьянском заводе) и смешанной (в Нижнетагильском, Шайтанском заводах) систем планировки, но при этом во всех планах центрировалась заводская площадка. Важной и обязательной принадлежностью металлургического завода была предзаводская площадь, размещавшаяся у плотины при выезде на завод, где находились основные цеха. Являясь объединяющим звеном между заводом и жилой застройкой, она была главным композиционным центром. На площади возводились административные, культовые и торговые здания. Однако в ее застройке ведущее место занимали промышленные здания и сооружения, имевшие большие размеры, особые формы и разнообразные силуэты. Новым для русского градостроительства был сам выход промышленной застройки в центры городов. Другая особенность ансамблей предзаводских площадей - раскрытие их застройки на пруды и окружающий ландшафт. Характерными для заводских площадей были здания заводских правлений и служб. Среди них выделяются конторы на Нижнетагильском (архитектор А. П. Чеботарев) и Верхисетском заводах, здание Уральского горного правления в Екатеринбурге (реконструированное архитектором М. П. Малаховым). Конторы заводов часто строились с портиками и завершениями в виде башен, предназначавшихся для сторожевой и противопожарной службы. Каждый из городов-заводов отличался самобытным архитектурно-художественным и композиционно-пространственным решением. Классицизм как господствующее течение русской архитектуры второй половины XVIII - первой половины XIX в. распространился на Урале позднее, чем в Европейской России. Последние годы XVIII и первые XIX в. являлись на Урале не столько переходными от барокко к классицизму (о таком переходе можно говорить только применительно к культовому строительству), сколько началом нового этапа, связанного с широким использованием камня во всех видах строительства и вместе с тем утверждения - самого широкого и повсеместного, в том числе и в деревянном строительстве,- классицизма. Начальный этап прослеживается с большим трудом, так как постройки этого стиля исключительно редки. Никольская церковь в с. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл. (1789-1797 гг.) решена в переходных к классицизму формах. Сложные очертания плана, вычурные силуэты боковых куполов сочетаются со впервые использованными в уральских культовых зданиях колонными портиками. Прикамье в первое десятилетие XIX в. постепенно насыщается постройками, в которых утверждается классицизм. С самого начала века в вотчинных центрах крупных землевладельцев - Строгановых, Голицыных, Всеволожских, Абамелек-Лазаревых, Шуваловых и др.- строятся, а чаще перестраиваются или проектируются многочисленные церкви. Их схема - традиционный «корабль». Строительство каменных усадебных домов и других построек еще редкость. На этом фоне выделяется Усолье, вотчина Строгановых, уже в то время игравшее роль не только экономического, но и культурного центра всего северного Прикамья. Здесь появляются хотя и немногочисленные, но с совершенно определенной классической стилистикой, гражданские постройки, среди которых господский дом, училище, провиантский магазин (все 1810 г.), положившие начало целой серии проектов подобных сооружений последующего периода. На юге Прикамья к концу периода появляется один из самых мощных очагов архитектуры классицизма - Ижевск. Здесь осуществляется реконструкция и строительство крупнейшего в России казенного оружейного завода, привлекшее беспрецедентное для того времени и подобного строительства количество профессиональных архитекторов - преимущественно выпускников Академии художеств. Самой яркой фигурой среди них был С. Е. Дудин, ученик и помощник А. Д. Захарова. В промышленных и гражданских постройках Ижевска нашли выражение традиции петербургской архитектурной школы Захарова. Однако Дудин привносит в свои проекты черты, проявившиеся в романтической приподнятости композиций и декоративности форм. Культовое строительство на горном Урале до войны 1812 г. ограничено и носит более архаичный (по сравнению с Прикамьем) характер. Большое распространение получает в тот период гражданское строительство. Оно связано в первую очередь с Екатеринбургом, в котором возводится ряд каменных зданий. Среди них административные - магистрат (1800-е годы), лабораторный корпус главной конторы горных заводов (1799-1807 гг.), обширные торговые ряды (гостиный двор), целый ряд дворцов заводовладельцев и купцов (дома Рязанова, Казанцева, Расторгуева; 1794-1809 гг.). Особое место среди этих построек занимают гостиный двор (1802-1812 гг.), в котором воедино соединились традиционные и новые формы, и дом Расторгуева, положивший начало целому усадебно-дворцовому комплексу. Именно в этой постройке впервые обнаруживаются черты, которые в дальнейшем определят своеобразие екатеринбургской архитектурной школы. Значительные гражданские сооружения появляются и в других заводских поселках горного Урала. Так, например, при Кыштымском заводе, купленном Расторгуевым у Демидова, достраивается в те годы большой дом заводовладельца (так называемый Белый дом), превосходивший своими размерами расторгуевский в Екатеринбурге. В целом отставание в развитии архитектуры классицизма, характерное не только для Урала, но и для провинциального зодчества России вообще, в тот период успешно преодолевалось. Однако на Урале это! процесс в плане стилистики имел свои особенности. Если в зодчестве других провинциальных зон в первом десятилетии XIX в. нераздельно царило влияние Казакова, то на Урале в целом скорее обнаруживается влияние петербургской архитектурной школы. И лишь в отдельных памятниках горной части Урала намечается влияние московской школы Казакова. Самый яркий и емкий период развития архитектуры классицизма на Урале охватывает вторую четверть XIX в. С этим периодом связаны деятельность ведущих мастеров, широкий размах строительства и значительное расширение его географии, зрелость стиля, в рамках которого создаются произведения, чьи художественные достоинства ставят их в один ряд с лучшими произведениями архитектуры русского классицизма. Ведущим центром в формировании архитектуры классицизма на Урале становится Екатеринбург со связанными с ним экономически и географически городами-заводами. Фактором, сыгравшим немаловажную роль в этом процессе, оказалась интенсивная и плодотворная деятельность М. П. Малахова, приехавшего в 1806 г. в Оренбург и перешедшего, в 1815 г. на работу в Екатеринбург в качестве архитектора Екатеринбургского завода, а с 1832.г. главного архитектора Горного правления. Среди наиболее значительных его работ можно назвать завершенный им дворцово-усадебный комплекс Расторгуева-Харитонова (завершение строительства - в конце 1820-х годов), ансамбль административных, производственных и других сооружении Верх-Исетского завода (конец 1810 - конец 1820-х годов), единственный в своем роде памятник архитектуры русского классицизма - Новотихвинский женский монастырь, основанный в 1805 г., но строившийся в несколько этапов. Основные его сооружения были возведены в 20-40-е годы, но ряд объектов достраивался и позднее (Александро-Невский собор, заложенный в 1813 г., был освящен лишь в 1852 г.). Кроме уже отмеченных построек, Малаховым в Екатеринбурге были возведены собственный дом (1817 г.), аптека горного ведомства (начало 20-х годов), «Большой» и «Малый» дома Рязановых (соответственно 1315-1817 гг. и конец 20-х - начало 30-х годов), дом главного горного начальника (20-е годы- 1838 г.). В 1833-1836 гг. им было реконструировано здание главной конторы горных заводов, надстроенное и украшенное двумя коринфскими портиками на аркадах. В конце 30-х - 40-х годах по проектам Малахова строятся съезжий (или «частный») дом с мощной дозорной пожарной башней и ряд гражданских и культовых сооружений. Много строит Малахов и за пределами Екатеринбурга. Так, в Каменске, помимо заводских цехов, он строит контору, госпиталь, перестраивает Троицкую церковь (проект 1828 г.). Малаховым были выработаны своеобразные композиционные приемы, составившие основу многочисленных вариаций, придававших постройкам стилистическое единство при разнообразии облика. Эти приемы дают основание говорить о местной екатеринбургской, или малаховской архитектурной школе. Ее своеобразие заключается в органическом сочетании элементов петербургской архитектурной школы с выраженными чертами московской, а точнее, казаковской. Усолье на севере Прикамья продолжает играть роль одного из ведущих архитектурных центров, однако «наращивание сил» в те годы еще не реализуется количественно. Новых построек немного, но в их числе сооружения, отмеченные печатью стиля Воронихина. Таковы дом Голицына (1815-1818 гг.) и изящная, украшенная дорическими портиками и широким куполом на ложном барабане Никольская церковь (1813- 1820 гг.). В 20-30-х годах XIX в. к этим установившимся центрам развития архитектуры классицизма на Урале добавляются и новые. Таким крупным центром становятся в Прикамье Пермь, а на Горном Урале Нижний Тагил. Губернский город Пермь выдвигается в число ведущих архитектурных центров благодаря появлению в нем на посту архитектора Уральского (тогда Пермского) горного правления И. И. Свиязева. Наряду с постройками, выполненными им в лучших традициях петербургских мастеров, такими, как ротонда на Загородном бульваре (1824 г.), колокольня кафедрального собора, законченная в 1832 г., им в конце 20-х - начале 30-х годов возводятся сооружения с характерными чертами кризиса стиля (главный корпус духовной семинарии) (1826-1841 гг.), Всехсвятская (1832-1837 гг.) и единоверческая Троицкая (1834 г.) церкви. Подобно Перми, с конца 20-х годов XIX в. существенно меняет облик один из крупнейших металлургических центров Урала - Нижний Тагил. Деятельность в этом городе, а также и на других заводах округа таких талантливых архитекторов, как А. 3. Комаров, А. П. Чеботарев, привносит в архитектуру многочисленных построек особые стилистические черты, дающие достаточные основания говорить о местной, тагильской архитектурной школе. Использование форм п приемов из арсенала Казакова усиливало репрезентативность построек. К сооружениям такого плана следует отнести в первую очередь в Нижнем Тагиле главную контору, госпиталь, господский дом (все постройки конца 20-х - начала 30-х годов, архитектор А. П. Чеботарев), в Нижней Салде Никольскую церковь, контору завода. К концу 30-х годов заметны признаки надвигающегося кризиса стиля: академическая сухость в одних постройках (например, в сооружениях Новотихвинского монастыря, архитектор Малахов) или дробность форм, потеря чувства стиля, граничащая с эклектизмом (в доме Строганова, вторая половина 40-х годов), и Выйско-Никольской церкви (1835-1845 гг.) архитектора А. 3. Комарова. 40-50-е годы XIX в. явились, как и в других районах страны, временем кризиса классицизма, сдачи им своих позиций. В Екатеринбурге роль хранителя традиций еще играют сменивший Малахова Эрнст Христиан Георг Сорториус, а затем в какой-то мере Карл Густавович Турский, построивший первый городской театр (1847 г.). Картина будет неполной, если не назвать важный центр распространения архитектуры классицизма на Южном Урале - Златоуст. Работавший здесь Федор Александрович Тележников своими сооружениями (в их числе пятиглавый Троицкий собор с пятиярусной колокольней, 40-е годы) определил лицо города. Построенные в основном в конце 30-х - начале 50-х годов, они отражают характерные черты позднего классицизма и дополняют собой относительно небольшой перечень последних очагов уходящего стиля. Горнозаводские центры Урала XVIII - первой половины XIX в. вместе с металлургическими заводами, их памятниками архитектуры, техники, искусства являются уникальным достоянием русской культуры.