Методика проведения тематической викторины.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме игры. Игровая форма занятий часто применяется педагогами особенно на уроках географии, биологии, истории и других устных предметах. Во время проведения урока с использованием игровых ситуаций учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал становится её средством. В учебной деятельности обязательно присутствует элемент соревнования, который побуждает учащихся к активной умственной деятельности, заставляет чётко и быстро формулировать ответ, делать выводы. Так как часто игровые занятия предполагают деление класса на группы, то здесь проявляется коммуникативная деятельность, которая позволяет учащимся во время игры сплотиться, сосредоточиться на общем деле. Во время игры создаётся благоприятная атмосфера, раскрепощение, совместные эмоциональные переживания укрепляют отношения между учащимися.

Игра даёт быстрый результат, если идёт по этапам. Каждый участник может проявить себя, показать свои знания, умения, характер. Результат зависит от каждого игрока, его способностей, быстроты реакции, выдержки, дисциплинированности.

Состязательность – это неотъемлемая часть любой игры, именно это и привлекает детей. Удовлетворение, полученное от игры, создает комфортное настроение и усиливает желание изучать предмет. В игровой деятельности активизируется мыслительная деятельность, которая помогает решению познавательных задач.

Цель моей работы показать методику организации обобщающего урока с использованием игровой технологии.

Предварительная подготовка к игре

Учитель готовит игровое поле (см. Приложение). Его можно нарисовать на доске цветными мелками, дать задание детям нарисовать на ватмане или заказать распечатку в типографии. Игровое поле состоит из 30 или больше шагов (рисуем кружки), соединённых в единую цепочку. При проведении игры в 7 классе на уроке географии, можно нарисовать игровое поле внутри материка, который изучен, изобразить животных, растения, достопримечательности континента. Основная часть шагов (кружков) нумеруется по порядку номеров, некоторые среди них выделяются определённым цветом, на них указано действие “+2” (переход на два шага вперёд) и “-2” (возврат на 2 шага назад), особыми знаками обозначаются возврат на первый шаг и, близко к концу игры, переход на последний шаг.

Для игры учитель составляет вопросы , на которые должны отвечать ученики. Можно каждой команде дать задания составить вопросы к игре. Лучше для этой игры разбить учащихся на три команды. В каждой команде выбирается ответственный ученик, который будет учитывать правильные и неправильные ответы участников своей команды.

Для игры необходимы цветные магниты – фишки (для каждой команды), кубик , с помощью которого будет определяться количество шагов команды. Можно выбрать из класса одного ученика, который будет кидать кубик, и передвигать фишки.

Правила игры

Команды отвечают на вопросы по очереди, причём, на вопрос отвечает каждый участник команды без обсуждения, самостоятельно. Если ответа нет, то команда советуется и даёт правильный ответ. Если ответ неверный или оказался трудным, то возможность получить балл правильного ответа передаётся участнику следующей команды без дополнительного перехода по игровому полю. То есть у каждого ученика есть возможность набрать большее количество баллов правильных ответов (максимальное количество баллов за правильный ответ 3). Если команда не даёт правильный ответ, то она не делает переход. В случае попадания на знак “возврат на первый шаг” переход делается независимо от правильного ответа – это “капкан”, но у очередного ученика есть возможность заработать баллы за правильный ответ, поэтому в этом случае вопрос всё равно задаётся. Такая же ситуация, если команда попадает на знак “переход на последний шаг”.

Результаты игры

В результате игры определяется команда - победитель , которая быстрее дошла до конца игрового поля и игрок - победитель , который набрал максимальное количество баллов правильных ответов (можно выбрать трёх лучших учеников). Учитель на своё усмотрение выбирает систему поощрений: оценка, грамота, приз и др.

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, развивают интеллект детей. Одной из активных форм игровых технологий является тематическая викторина, которая погружает детей в интеллектуальные соревнования.

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

  1. Содействовать углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.
  2. Усиление интереса к истории.
  3. Формирование побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся.
  4. Проверить знания учащихся и выявить глубину их интереса к предмету.

Цель викторины: пополнить знания учащихся по истории, активизировать изучение учащимися исторических понятий и явлений, воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

Правила проведения игры:

В команде от каждого класса – 3 человека. Капитан команды. Название команды. Эмблемы. Жюри. Звёздочки. Команды по очереди отвечают на поставленные вопросы. Если команда не может ответить на поставленный вопрос или даёт неверный ответ, то следующая команда отвечает и получает звёздочку. Побеждает команда, набравшая большее количество звёздочек.

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего. Ознакомление с правилами игры.
  2. Проведение викторины.
  1. Богиня любви и красоты у древних греков
  2. Первый президент США.
  3. Столица Австрии.
  4. Церковный суд в средневековье.
  5. Священный город христиан.
  6. Сплав меди и олова.
  7. Сбор в пользу государства.
  8. Древний мудрец Китая, основатель философского направления.
  9. Отпущение грехов в католической церкви.
  10. Главный бог древних греков.
  11. Священный город мусульман.
  12. Победитель крестоносцев в Ледовом побоище.
  13. Первый русский царь.
  14. Бог грома и молнии у восточных славян.
  15. Картина, написанная водяными красками по мокрой штукатурке.
  16. Фамилия царя Бориса.
  17. Родина фарфора.
  18. Материал для письма в Древнем Новгороде.
  19. Священная книга мусульман.
  20. Русский крестьянин, загубивший польский отряд в начале 17 века.
  21. Состязание средневековых рыцарей.
  22. Богиня удачи.
  23. Место обитания греческих богов.
  24. Чистильщик Авгиевых конюшен.
  25. Художник, автор «Джоконды».
  26. Первый музей в России.
  27. Создатели славянской азбуки.
  28. Кочевые арабы.
  29. Легендарный основатель русских князей.
  30. Кому принадлежит фраза «Иду на Вы»?
  31. Какой была религия славян?
  32. Из какой летописи мы узнаём о древних славянах?
  1. «Концы в воду»?
  2. «Ахиллесова пята»?
  3. «Сизифов труд»?
  4. «Яблоко раздора»?

Вопросы капитанам:

  1. О нём говорили, что он умел делать сразу несколько дел. Среди его убийц был очень близкий ему человек. Кто он?
  2. В какой древней библиотеке были несгораемые книги?
  3. Без предлогов я бываю

В школе целый день с тобой.

Но предлоги мне подаришь,

Я любимый твой герой.

4. О ком говорится и перед каким событием это произошло?

«Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород».

Кубом покати:

Берётся куб, на каждой стороне которого указаны цифры. Команда 3 раза бросает куб. Сумма выпавших цифр – количество вопросов, на которые необходимо ответить. Время на размышление не даётся.

  1. Назовите трёх русских богатырей, изображённых на картине В.М.Васнецова «Богатыри».
  2. Какой город является местом рождения русского флота? Когда произошло это событие, с чем оно связано?
  3. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге?
  4. Когда в Греции никто не воевал?
  5. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?
  6. По какой лестнице никто никогда не ходил?
  7. Какой русский царь любил плотничать?
  8. Какая «ракетка» мчалась со скоростью 6-8 км/ч?
  9. Названия каких войн указывают на их продолжительность?
  10. Какого русского князя прозвали «денежный мешок»?
  11. Когда в военной истории опасность представляла свинья?
  12. Кому и где поставила памятник «благодарная Россия»?
  13. Какую фамилию носил Пётр первый?
  14. О ком говорят, что он «остановил Солнце» и «сдвинул Землю»?
  15. У каких людей были «круглые головы»?
  16. Кто и оком сказал: «Он шёл в моём левом фланге, но он был моей правой рукой»?
  17. Когда в истории в особом почёте была метла?
  18. Когда вулкан помог людям?
  19. На каком языке читал и писал Чингисхан?
  20. Шкурки каких животных являлись у древних славян деньгами? Как назывались эти деньги?
  21. Объясните происхождение слово «деревня»?
  22. Какие изобретённые средства передвижения существуют и поныне?
  1. Невский
  2. Донской
  3. Грозный
  4. «Калита».

Престижные вопросы:

  1. «Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни Древнего Новгорода».

Что скрывается под словом «это»?

2. Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение: «Полюби Андреевну – будешь с хлебом». Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?

Какая команда назовёт больше всего фактов о жизни и деятельности Петра Первого?

Подведение итогов викторины.

  1. Афродита.
  2. Вашингтон.
  3. Вена.
  4. Инквизиция.
  5. Иерусалим.
  6. Бронза.
  7. Налог.
  8. Конфуций.
  9. Индульгенция.
  10. Зевс.
  11. Мекка.
  12. А.Невский.
  13. И.Грозный.
  14. Перун.
  15. Фреска.
  16. Годунов.
  17. Китай.
  18. Береста.
  19. Коран.
  20. И.Сусанин.
  21. Турнир.
  22. Фортуна.
  23. Олимп.
  24. Геракл.
  25. Леонардо да Винчи.
  26. Кунсткамера.
  27. Кирилл и Мефодий.
  28. Бедуины.
  29. Рюрик.
  30. Святослав.
  31. Язычество.
  32. «Повесть временных лет».
  1. При И.Грозном. Во время Опричнины казнённых людей выбрасывали в реку. Прятали следы преступления.
  2. Уязвимое место. Всё тело Ахиллеса, кроме пяты, было неуязвимо.
  3. ненужный труд. Сизиф катил большой камень на гору, чуть недокатив, камень падал, Сизиф был обречён на выполнение этой работы.
  4. То, из-за чего все ссорятся. Перед началом Троянской войны на пир богов богиня раздора и ссор подбросила золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». (Спор Геры, Афины и Афродиты. Их рассудил Парис…)
  1. Ю.Цезарь.
  2. В Вавилонской (глиняные книги).
  3. Спартак (С парта).
  4. А.Я.Невский. перед Невской битвой.
  1. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
  2. Воронеж. В 1696 г. Пётр Первый распорядился соорудить здесь верфь, на которой строился Азовский флот.
  3. В Китае.
  4. В период Олимпийских игр.
  5. Это разные названия одного города.
  6. По феодальной.
  7. Пётр Первый.
  8. Первый паровоз, изобретённый Стефенсоном и названный им «ракета».
  9. Семилетняя, Тридцатилетняя. Столетняя.
  10. Ивана Даниловича Калиту.
  11. В ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньёй».
  12. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
  13. Романов.
  14. Учение Н. Коперника перевернуло представления о мире. До этого считалось, что все планеты, в том числе и Солнце, вращаются вокруг Земли.
  15. Сторонники парламента в Англии в 1642 г. Одевались просто, не носили париков, и за это их прозвали «круглоголовыми».
  16. А.В.Суворов о Кутузове после взятия Измаила.
  17. В России в 16 веке при Иване Грозном в период Опричнины приторачивали к лошади собачью голову и метлу.
  18. В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на Вершине вулкана Везувий.
  19. Он был неграмотным.
  20. Шкурки куницы – куны и белки – веверицы. Кунами назывались у славян также деньги вообще, веверица – самая мелкая денежная единица.
  21. Деревня – от «дерна», который снимали при подсечном земледелии.
  22. Лодка, лыжи, телега.

1.Александр. Из-за победы в Невской битве.

2. Дмитрий. Из-за победы в Куликовской битве на Дону.

3. Иван. Т.к. его многие боялись, он был жестокий.

  1. Береста.
  2. Андреевной крестьяне ласково называли соху.

Произвольно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карасунский внутригородской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 86

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Историческая викторина

для учащихся 8 класса

Составитель:

Учитель истории МБОУ СОШ № 86

Цатурян Л. Ю.

Краснодар – 2012 г.

Задачи исторической викторины:

  1. Содействовать углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.
  2. Усиление интереса к истории.
  3. Формирование побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся.
  4. Проверить знания учащихся и выявить глубину их интереса к предмету.

Цель викторины: пополнить знания учащихся по истории, активизировать изучение учащимися исторических понятий и явлений, воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

Правила проведения игры:

В команде от каждого класса – 3 человека. Капитан команды. Название команды. Эмблемы. Жюри. Звёздочки. Команды по очереди отвечают на поставленные вопросы. Если команда не может ответить на поставленный вопрос или даёт неверный ответ, то следующая команда отвечает и получает звёздочку. Побеждает команда, набравшая большее количество звёздочек.

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего. Ознакомление с правилами игры.
  2. Проведение викторины.

Вопросы к командному соревнованию:

  1. Богиня любви и красоты у древних греков
  2. Первый президент США.
  3. Столица Австрии.
  4. Церковный суд в средневековье.
  5. Священный город христиан.
  6. Сплав меди и олова.
  7. Сбор в пользу государства.
  8. Древний мудрец Китая, основатель философского направления.
  9. Отпущение грехов в католической церкви.
  10. Главный бог древних греков.
  11. Священный город мусульман.
  12. Победитель крестоносцев в Ледовом побоище.
  13. Первый русский царь.
  14. Бог грома и молнии у восточных славян.
  15. Картина, написанная водяными красками по мокрой штукатурке.
  16. Фамилия царя Бориса.
  17. Родина фарфора.
  18. Материал для письма в Древнем Новгороде.
  19. Священная книга мусульман.
  20. Русский крестьянин, загубивший польский отряд в начале 17 века.
  21. Состязание средневековых рыцарей.
  22. Богиня удачи.
  23. Место обитания греческих богов.
  24. Чистильщик Авгиевых конюшен.
  25. Художник, автор «Джоконды».
  26. Первый музей в России.
  27. Создатели славянской азбуки.
  28. Кочевые арабы.
  29. Легендарный основатель русских князей.
  30. Кому принадлежит фраза «Иду на Вы»?
  31. Какой была религия славян?
  32. Из какой летописи мы узнаём о древних славянах?

Что означают выражения, откуда они появились?

  1. «Концы в воду»?
  2. «Ахиллесова пята»?
  3. «Сизифов труд»?
  4. «Яблоко раздора»?

Вопросы капитанам:

  1. О нём говорили, что он умел делать сразу несколько дел. Среди его убийц был очень близкий ему человек. Кто он?
  2. В какой древней библиотеке были несгораемые книги?
  3. Без предлогов я бываю

В школе целый день с тобой.

Но предлоги мне подаришь,

Я любимый твой герой.

4. О ком говорится и перед каким событием это произошло?

«Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород».

Кубом покати:

Берётся куб, на каждой стороне которого указаны цифры. Команда 3 раза бросает куб. Сумма выпавших цифр – количество вопросов, на которые необходимо ответить. Время на размышление не даётся.

  1. Назовите трёх русских богатырей, изображённых на картине В.М.Васнецова «Богатыри».
  2. Какой город является местом рождения русского флота? Когда произошло это событие, с чем оно связано?
  3. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге?
  4. Когда в Греции никто не воевал?
  5. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?
  6. По какой лестнице никто никогда не ходил?
  7. Какой русский царь любил плотничать?
  8. Какая «ракетка» мчалась со скоростью 6-8 км/ч?
  9. Названия каких войн указывают на их продолжительность?
  10. Какого русского князя прозвали «денежный мешок»?
  11. Когда в военной истории опасность представляла свинья?
  12. Кому и где поставила памятник «благодарная Россия»?
  13. Какую фамилию носил Пётр первый?
  14. О ком говорят, что он «остановил Солнце» и «сдвинул Землю»?
  15. У каких людей были «круглые головы»?
  16. Кто и оком сказал: «Он шёл в моём левом фланге, но он был моей правой рукой»?
  17. Когда в истории в особом почёте была метла?
  18. Когда вулкан помог людям?
  19. На каком языке читал и писал Чингисхан?
  20. Шкурки каких животных являлись у древних славян деньгами? Как назывались эти деньги?
  21. Объясните происхождение слово «деревня»?
  22. Какие изобретённые средства передвижения существуют и поныне?

Назовите имя носившего прозвище, почему он получил это прозвище?

  1. Невский
  2. Донской
  3. Грозный
  4. «Калита».

Престижные вопросы:

  1. «Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни Древнего Новгорода».

Что скрывается под словом «это»?

2. Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение: «Полюби Андреевну – будешь с хлебом». Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?

Какая команда назовёт больше всего фактов о жизни и деятельности Петра Первого?

Подведение итогов викторины.

Ответы к вопросам и заданиям:

  1. Афродита.
  2. Вашингтон.
  3. Вена.
  4. Инквизиция.
  5. Иерусалим.
  6. Бронза.
  7. Налог.
  8. Конфуций.
  9. Индульгенция.
  10. Зевс.
  11. Мекка.
  12. А.Невский.
  13. И.Грозный.
  14. Перун.
  15. Фреска.
  16. Годунов.
  17. Китай.
  18. Береста.
  19. Коран.
  20. И.Сусанин.
  21. Турнир.
  22. Фортуна.
  23. Олимп.
  24. Геракл.
  25. Леонардо да Винчи.
  26. Кунсткамера.
  27. Кирилл и Мефодий.
  28. Бедуины.
  29. Рюрик.
  30. Святослав.
  31. Язычество.
  32. «Повесть временных лет».
  1. При И.Грозном. Во время Опричнины казнённых людей выбрасывали в реку. Прятали следы преступления.
  2. Уязвимое место. Всё тело Ахиллеса, кроме пяты, было неуязвимо.
  3. ненужный труд. Сизиф катил большой камень на гору, чуть недокатив, камень падал, Сизиф был обречён на выполнение этой работы.
  4. То, из-за чего все ссорятся. Перед началом Троянской войны на пир богов богиня раздора и ссор подбросила золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». (Спор Геры, Афины и Афродиты. Их рассудил Парис…)
  1. Ю.Цезарь.
  2. В Вавилонской (глиняные книги).
  3. Спартак (С парта).
  4. А.Я.Невский. перед Невской битвой.
  1. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
  2. Воронеж. В 1696 г. Пётр Первый распорядился соорудить здесь верфь, на которой строился Азовский флот.
  3. В Китае.
  4. В период Олимпийских игр.
  5. Это разные названия одного города.
  6. По феодальной.
  7. Пётр Первый.
  8. Первый паровоз, изобретённый Стефенсоном и названный им «ракета».
  9. Семилетняя, Тридцатилетняя. Столетняя.
  10. Ивана Даниловича Калиту.
  11. В ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньёй».
  12. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
  13. Романов.
  14. Учение Н. Коперника перевернуло представления о мире. До этого считалось, что все планеты, в том числе и Солнце, вращаются вокруг Земли.
  15. Сторонники парламента в Англии в 1642 г. Одевались просто, не носили париков, и за это их прозвали «круглоголовыми».
  16. А.В.Суворов о Кутузове после взятия Измаила.
  17. В России в 16 веке при Иване Грозном в период Опричнины приторачивали к лошади собачью голову и метлу.
  18. В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на Вершине вулкана Везувий.
  19. Он был неграмотным.
  20. Шкурки куницы – куны и белки – веверицы. Кунами назывались у славян также деньги вообще, веверица – самая мелкая денежная единица.
  21. Деревня – от «дерна», который снимали при подсечном земледелии.
  22. Лодка, лыжи, телега.

1.Александр. Из-за победы в Невской битве.

2. Дмитрий. Из-за победы в Куликовской битве на Дону.

3. Иван. Т.к. его многие боялись, он был жестокий.

  1. Береста.
  2. Андреевной крестьяне ласково называли соху.

Произвольно.


Внеклассное мероприятие по окружающему миру. «Экологическая игра-викторина»

Цели:

    воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

3 команды по 4 человека. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

    На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

    Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

    Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

    Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

    Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

    На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

    Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

    Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

    Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

    Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

    У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

    Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

    Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

    Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

    Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

    Осина, липа, дуб, ель. Так как …

    Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

    Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

    Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

    Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

    Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза).

    Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,

    Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь).

    Ветви над рекой склонила,

    Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен).

    Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа).

    Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание».

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь: Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи:

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка: Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

    Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины

    Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка).

    Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,

    На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому

    Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея).

    Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Плывёт он, но не ныряет,

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

    Цапля и лягушата в озере.

    Лев и собачка.

    Ворона и лисица.

    Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

    Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

    Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).

    Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).

    Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

    У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

    Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

    Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.

    Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.

    Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир

    Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.

    Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.

    А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.

    Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.

    Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

А как бы вы поступили на месте этих туристов?

Какой вред наносят люди таким поведением?

Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …


Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….


Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

    Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза).

    Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

    Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь).

    Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива).

    Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен).

    Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа).

    Что человек делает для сохранения животного мира?

    Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

    Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

    Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

    Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

    Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

    У кого на сучке кладовая? (У белки).

    Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

    Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

    Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

    Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры).

    Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка).

    Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза).

    На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха).

    Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Плывёт он, но не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза).

Самоанализ учителя начальных классов Кожекпаевой Н.С.

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина. 21.11.14 г.

Цели:

    расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

    воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

Внеклассное мероприятие было представлено в форме игры между тремя командами с целью проверить экологические знания учащихся по предмету познание мира. Задания были представлены на интерактивной доске. Мероприятие цели достигло. Ребята охотно отвечали на вопросы викторины, сообща работали в группах. По ходу мероприятия прослеживались различные формы работы: инсценирование, пение, чтение стихов, выполнение заданий. Ребята оценивались формативно – житонами. Это позволило в соревновательной форме выявить победителей. Для себя ребята усвоили новые правила бережного отношения к природе.

Урок русского языка 28.11.14. Тема: Употребление в речи прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных антонимов и синонимов.

Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами

Задачи:

    закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;

    обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;

    расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

    развивать память; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: Интерактивная доска. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.

Урок организован с использованием интерактивной доски, презентацией-заданиями, карточками. Тему урока учащиеся определили в ходе выполнения словарного диктанта. Давали определение синонимам и антонимам. Составляли антонимические пары и синонимические ряды. Выявили, что антонимы и синонимы делают нашу речь четкой, точной, понятной и красочной. Каллиграфическая минутка, словарный диктант, запись пословицы, тесты по заданиям выполнялись специальной ручкой на интерактивной доске. Особое место на уроке по теме было отведено работе в паре и самостоятельной работе. В конце урока учащиеся выполняли тестовое задание по теме. И получили хорошие результаты. Рефлексия урока помогла еще раз закрепить знания по теме. Урок цели достиг. Использование интерактивной доски оживляет урок, развивает учащихся, расширяет возможности урока. Но не все ребята дают полные, четкие ответы, предстоит над этим работать.