Домой Диктанты по русскому языку. 4 класс Почему меня забили люди и как выпутаться? Забитость забитый.

Почему меня забили люди и как выпутаться? Забитость забитый.

могло бы выйти не исключительное, странное существо, а тип, многие черты которого нашлись бы во многих из нас. Припомните ваши встречи с чиновным людом; припомните тех, которые называют себя людьми неискательными, спокойными, любящими по правде жить. Вспомните, как они любят говорить о своей неискательности и как иногда, вдруг круто изменяется направление разговора при упоминании о ком-нибудь из их сослуживцев, начальников или знакомых, успевающем больше других. Тут сейчас пойдет: и "хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит", и "правдой век не проживешь", и жалобы на собственную неспособность к подлостям, и ироническое, как будто уничижительное перечисление собственных заслуг: "Что, дескать, мы -- что по шести-то часов спины не разгибаем, да дела-то все нами держатся -- эка важность... А вот -- пойти к его превосходительству на бал, да польку там отхватать, да по утрам вместо дела-то по магазинам разъезжать -- его супруги комиссии исполнять -- вот это дело, вот с этим и в честь попадешь... А мы -- что? Клячи водовозные, волы подъяремные -- только в черную работу и годимся..." и т. д. А затем разговор непременно принимает такой оборот: что ведь "и мы, дескать, могли бы подличать, и мы могли бы финтить"... и в доказательство расскажут вам несколько случаев, где, точно, человеку удобно было сподличать, а он не захотел... Во всех подобных господах решительно сидит тенденция г. Голядкина к сумасшедшему дому; дайте им только побольше мечтательности и меланхолии -- и переход будет недалек...

Господин Голядкин, впрочем, человек уж совсем сумасшедший; оставим его. А вот еще есть лицо у г. Достоевского, тоже сумасшедший, но скорее только мономан -- г. Прохарчин. Человек этот тоже сообразил, должно быть еще при начале своего служебного поприща, что "одному на сем свете назначено в каретах ездить, другому в худых сапогах по грязи шлепать", и, причислив себя к последнему разряду, нанял себе угол и живет, не думая пытать судьбы своей. Но прочного спокойствия нет у него на душе; характер у него боязливый, как у всех забитых, и хотя он твердо верует в нерушимость своей философии, но на свете видит и случайности разного рода: болезни, пожары, внезапные увольнения от службы по желанию начальства... Бедняка начинает преследовать мысль о непрочности, о необеспеченности его положения. Мысль, конечно, очень естественная. Натурален и результат ее -- решение откладывать и копить деньги, на всякий случай. Но исполнение уже дико, хотя тоже понятно в г. Прохарчине: он прячет звонкую монету себе в тюфяк... Да и куда же ему девать в самом деле? В сундук положить -- утащат; поручить кому-нибудь -- никому довериться нельзя; в ломбард положить -- помилуйте, это значит прямо объявить себя богачом, Крезом каким-то. "У него деньги в ломбарде лежат" -- знаете ли вы, как звучит эта фраза в кругу мелких чиновников, а тем более обитателей углов!.. Вот г. Прохарчин и прячет деньги в тюфяк, и 10 лет прячет, и 15, и 20, может быть и больше, и даже сам, кажется, высчитать хорошенько не может, сколько у него там спрятано, а потревожить тюфяк -- боится любопытных глаз... Живет он довольно спокойно, то есть перед всяким сторонится, всего робеет и рад, что его не трогают. Вдруг вместе с ним поселяются новые жильцы -- хорошие люди, но "надсмешники". Заметив боязливость Прохарчина и постоянную мысль о необеспеченности,-- давай они между собою сочинять слухи -- то о сокращении штатов, то об экзаменах для старых чиновников, то о желании его превосходительства уволить всех чиновников с непрезентабельной фигурой, то вообще о тяжелых временах... И что бы вы думали? Ведь совсем сбился с толку бедняжка Прохарчин: ходит сам не свой, лица на нем нет, так и ждет, что его выгонят из службы, и тогда что же с ним будет? Запасец хоть и сделан, да ведь уже его теперь истощать придется, а пополнять неоткуда... Волнение Прохарчина выразилось, как водится, между прочим, тем, что он, встретясь с каким-то закоснелым пьянчужкой, хватил через край и привезен домой в бесчувствии и больной. Едва очнувшись, он начал бредить и тосковать о том, что вот живешь-живешь, да и пойдешь с сумочкой; нынче нужен, завтра нужен,-- а потом и не нужен, и ступай по миру... Его начинают убеждать, что ему бояться нечего: человек он хороший, смирный и пр.... Он отвечает: "Да вот он вольный, я вольный; а как лежишь, лежишь, да и того..." -- "Чего?" -- "Ан и вольнодумец"... Все приходят в ужас и негодование при одной мысли, что Прохарчин может быть вольнодумцем; но он возражает: "Стой, я не того... ты пойми только, баран ты: я смирный, сегодня смирный, завтра смирный, а потом и не смирный, сгрубил; пряжку тебе, и пошел вольнодумец!.."- Словом сказать,-- господин Прохарчин сделался истинным вольнодумцем: не только в прочность места, но даже в прочность собственного смирения перестал верить. Точно будто вызвать на бой кого-то хочет: "Да что, дескать, вечно, что ли, я пресмыкаться-то буду? Ведь я и сгрублю, пожалуй,-- я и сгрубить могу... Только что тогда будет?.." Но разгулялся этот господин Прохарчин перед смертью: в ту же ночь, не осилив волнения, он умер, возбудив общее сожаление в жильцах. А по смерти его нашли в тюфяке, в разных сверточках, серебряной монеты на 2497 рублей с полтиной ассигнациями,-- отчего жильцы, и в особенности хозяйка, пришли уже в негодование...

Господин Прохарчин, как забитый, запуганный человек, ясен; о нем и распространяться нечего. О его внезапной тоске и страхе отставки тоже нечего много рассуждать. Привести разве мнение его сожителей во время его болезни: "Все охали и ахали; всем было и жалко и горько, и все меж тем дивились, что вот как же это таким образом мог совсем заробеть человек? И из чего же заробел? Добро бы был при месте большом, женой обладал, детей поразвел; добро б его там под суд какой ни на есть притянули; а то ведь и человек совсем дрянь, с одним сундуком и с немецким замком; лежал с лишком двадцать лет за ширмами, молчал, свету и горя не знал, скопидомничал, и вдруг вздумалось теперь человеку, с пошлого, с праздного слова какого-нибудь, совсем перевернуть себе голову, совсем забояться о том, что на свете вдруг стало жить тяжело... А и не рассудил человек, что всем тяжело!.. Прими он вот только это в расчет,-- говорил потом Океаниев,-- что вот всем тяжело, так бы сберег бы человек свою голову, перестал бы куролесить и потянул бы свое кое-как, куда следует".

И ведь прав Океаниев: действительно, Прохарчин оттого и погиб, что с пути здравой философии сбился.

Но кто же не сбивался с нее? У кого не бывало случаев, порывов, увлечений, внезапно нарушавших ровный ход мирно устроенного механизма жизни? Вот еще, пожалуй; пример из г. Достоевского: юный чиновник, Вася Шумков, из низкого состояния трудолюбием и благонравием вышел, за почерк и кротость любим начальством и самим его превосходительством, Юлианом Мастаковичем, получает от него приватные бумаги для переписки да еще за эту честь и деньгами от него награждается время от времени. К этому еще -- он имеет преданного друга Аркашу; мало того -- он полюбил, заслужил взаимность и уже женихом объявлен... Чего ему еще! Он переполнен счастьем: жизнь ему улыбается. Триста рублей жалованья да приватных от Юлиана Мастаковича -- житье с женою хоть куда! Они же так любят друг друга! Вася ничего не помнит, ни о чем не думает, кроме своей невесты; у него есть бумаги, данные для переписки Юлианом Мастаковичем; сроку остается два дня, но Вася, с свойственным влюбленному юноше легкомыслием, говорит: "Еще успею", и не выдерживает, чтоб в вечер под Новый год не отправиться с приятелем к невесте... Но, возвратившись домой и засевши на целую ночь писать, он поражается суровой действительностью: всех бумаг никак не перепишешь к сроку,-- а завтра к тому же Новый год, надо еще идти -- расписаться у его превосходительства. Напрасно Аркаша его удерживает, обещая за него расписаться,-- Вася боится, что Юлиан Мастакович могут обидеться. Напрасно также добрый друг уговаривает его не сокрушаться, напоминая о великодушии Юлиана Мастаковича:, это еще более убивает Васю. Как! о, ничтожный червяк, презренное, жалкое существо,-- удостоен такого высокого внимания, получает частные поручения, слышит милостивые слова... и вдруг -- что же?-- нерадение, неисполнительность, неблагодарность! Всю чудовищность, всю черноту своего поступка Вася и измерить не может, ибо соразмеряет ее с расстоянием, разделяющим его от Юлиана Мастаковича,-- а кто же может измерить это расстояние?! У бедняка голова кружится при одном взгляде на эту страшную пропасть... Он было думает идти к Юлиану Мастаковичу и принести повинную; но как решиться на подобную дерзость? Друг его хочет объясниться за своего друга, даже отправляется к его превосходительству, но заговорить тоже не решается. Бедный Вася сидит за письмом два дня и две ночи, у него мутится в голове, он уже ничего не видит и водит сухим пером по бумаге. Наконец любовь, ничтожество, гнев Юлиана Мастаковича, недавнее счастье, черная неблагодарность, страх за свое полнейшее бессилие -- сламывают несчастного, он убеждается, что "ему теперь одна дорога -- в солдаты, и мешается на этой мысли. А Юлиан Мастакович благодушно заметил: "Боже, как жаль! И дело-то, порученное ему, было не важное и вовсе не спешное... Так-таки ни из-за чего погиб человек!"
Автор статьи: Добролюбов Н.А.

Положим, что г. Достоевский слишком уж любит сводить с ума своих героев; положим, что у Васи его уж донельзя слабое сердце (так и повесть называется). Но всмотритесь в основу этой повести,-- вы придете к тому же результату: что идеальная теория общественного механизма, с успокоением всех людей на своем месте и на своем

Инструкция

Не стоит зацикливаться на своих неудачах и заранее программировать себя на отрицательный результат. Не думайте о том, что у вас ничего не получится, что вы не сможете или не справитесь. Наоборот, настраивайте себя только на успех, прилагайте максимум усилий для достижения желаемого, пробуйте и рискуйте. Самооценка человека зависит больше всего от его отношения к самому себе. Любите и цените себя, тогда и окружающие тоже посмотрят на вас с уважением.

Очень часто забитый человек выполняет множество лишней, ненужной ему работы просто потому, что не может отказать другим. Научитесь говорить «нет». Если просьба кажется вам неуместной - откажите в ней. В этом нет ничего сложного. Просто скажите: «Извини, но я не буду это делать». Цените свое время и окружающие перестанут использовать вас в своих целях.

Поработайте над своим внешним видом. Если вы нравитесь себе, то и преодолеть зажатость станет намного проще. Займитесь спортом, поддерживайте себя в тонусе. Регулярные физические нагрузки помогают отвлечься от ненужных мыслей и существенно корректируют фигуру. Ваша внешняя привлекательность будет способствовать и внутреннему раскрепощению.

Старайтесь общаться с коллективом, не держитесь в стороне, вступайте в разговор. Пытайтесь найти точки соприкосновения. Расширяйте свой кругозор - информационно подкованному человеку легче найти общие темы для беседы, а деловые связи могут существенно помочь вашей карьере в необходимый момент. Важно помнить, что вокруг вас такие же люди, с их проблемами и радостями, недостатками и комплексами. Если у других получается преодолеть свои слабости, то и вы сможете.

Понаблюдайте за уверенными в себе людьми. Обратите внимание на их спокойную и твердую речь, посмотрите на позы, которые они принимают во время разговора с собеседником, отметьте их мимику. Эти наблюдения будут полезны для вас, попробуйте скопировать выигрышную модель поведения уверенного в себе человека. Поупражняйтесь перед зеркалом.

Если все ваши усилия по преодолению комплексов не помогают, и вы все равно не можете побороть их, обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Грамотный специалист найдет подход к решению именно вашей проблемы. Не дайте внутренним слабостям помешать раскрыть заложенный в вас потенциал и достигнуть успеха.

Источники:

  • как перестать быть тормозом

Перестать зацикливаться на проблеме поможет смена обстановки и новый вид деятельности. Устройте в своей жизни кардинальные перемены и времени на зацикливание у вас просто не найдется. Проверено!

Инструкция

Перемены должны быть по-настоящему кардинальными. К примеру, устройтесь на новую или возьмите одну дамскую сумочку и отправьтесь в путешествие. Если это вам покажется невыполнимым планом перемен в , то встряску в привычном образе будней поможет провести ваше новое амплуа. Устройтесь на один вечер тамадой в ресторане. Помните, что от вашей манеры проведения будет зависеть настроение собравшихся гостей. Здесь уже зацикливаться будет на другом – на вовлечении всех гостей в общие игры, хороводы, песнопения. Или возьмите частные уроки у фокусника, или углубитесь в изучение иностранных языков. Словом, старайтесь себя увлечь, чтобы времени зацикливаться на проблеме просто не осталось.

Вам могут посоветовать остаться в одиночестве в тихом месте, например, на берегу моря, океана и поразмыслить о своей жизни и над той проблемой, над которой вы зациклены. Этот совет быть для вас полезен, если вы имеете в кармане пару тысяч условных единиц для поездки к морю, и вы сумеете разобраться с с собой, без риска впасть в глубокую, затяжную

Возникали когда-нибудь мысли, как морально убить человека? Думаю, об этом думали все. Начиная с малых лет, когда личность сталкивается с социальной средой, начинает испытывать давление. Сверстники проверяют друг друга на прочность, постепенно перенося подобное поведение во взрослую жизнь. Кто-то оставляет эти детские шалости в прошлом. Но есть люди, которым нравится унижать других. Как дать им отпор и навсегда отбить желание упражняться на вас?

Как морально убить человека, сохраняя достоинство

Допустим, наглец публично высказывается, оскорбительно, язвит, отпускает неуместные шуточки, всячески издевается. Дружный хохот его дружков, окружающих любого может вывести из равновесия. Но... данную ситуацию легко можно повернуть против обидчика. Чего он ждет от вас? По-русски говоря, облома. Чтобы показать свое превосходство, такие люди самоутверждаются за счет других. Это своего рода поединок: чей дух сильнее? Теперь перечислю ряд советов, как морально убить человека в такой ситуации:

  • Сохраняйте невозмутимость. Спокойное, ироничное отношение к нападкам отрезвляет обидчика, интригует наблюдателей.
  • На оскорбительные вопросы вроде "Ну как там... то-то?" можно просто сказать: я же не знаю, тебе это известно лучше..
  • Все гадости можно обернуть против нападающего, спокойно иронизируя над его словами без грязи, оскорблений. Не опускайтесь до уровня своего оппонента.
  • Наблюдатели быстро потеряют интерес к инциденту или даже посмеются над неуклюжими попытками вас унизить.
  • Видя ваше духовное превосходство, внутреннюю силу, насмешник быстро отступит в поисках более слабой жертвы.

Бывают ситуации, когда мы переживаем вероломное предательство. Большинство сразу же думает о мести, мысленно смакуя детали, представляя, как поступит в ответ. Но гораздо сильнее можно морально убить человека, сохраняя достоинство, душевное благородство. Поверьте, склоки, планы мести, различные гадости в ответ унижают вас, делая мелочным. Позже будет самому неприятно, может даже стыдно.

Гораздо мудрее поступить разумно, взвешенно. Клевету опровергнуть. Скрытые происки сделать публичными. Обернуть низость обидчика против него самого. Хуже всего - общественное осуждение. Однако сто раз подумайте, наказывая так других: может, люди достойны второго шанса?

Лучший способ морально убить человека - показать ему его низость так, чтобы тот ее четко осознал. Муки совести, душевное унижение, осуждение окружающих заставят серьезно подумать над собственным поведением. Возможно, даже исправиться. Желаю всем быть достойными, мудрыми, сильными людьми, способными дать отпор любому наглецу!

Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая,

попами пуганая, врагами стреляная, живучая…

Фильм «Член правительства», Вера Марецкая в роли Александры Соколовой

Забитость как качество личности – склонность влачить жалкое существование, выглядеть измученным, запуганным, несчастным, доведенным до отупения.

Идет чукча по перрону вдоль состава и в каждый вагон головой бьется. Его спрашивают: — Ты что это вагоны портишь? — Да у меня билет в мягкий вагон – вот и ищу…

Англичанину, французу, русскому, чукче и еврею подали кофе с дохлой мухой. Англичанин: выплеснул кофе. Француз: выбросил муху, выпил кофе. Русский: выпил кофе с мухой. Чукча: съел муху, так как не знал, что такое кофе. Еврей: выпил два кофе, так как выменял свою муху на кофе чукчи.

Когда забивают гвоздь, стараются чтобы его шляпка не выступала из древесины. От забитого человека, как от забитого гвоздя, видно лишь одно искореженное обстоятельствами жизни существо. По жизни плетется затурканное, затравленное существо. Оно всего боится и опасается. Недаром с ним ассоциируются слова «шуганный» и «загнанный». Как побитая, помойная собака, оно, «поджав хвост» убегает от вызовов жизни. В межличностном общении оно прячет от людей глаза, мычит что-то себе под нос, дергается, трусится, что-то постоянно перебирает в руках, краснеет и бледнеет, не может связать двух слов.

Забитость – печальный пример пришибленного разума. Забитость – куча комплексов, загнанных глубоко внутрь. Неуверенность в себе, нерешительность, закомплексованность и махровое невежество – вот визитная карточка данного качества личности. Забитый человек не может сказать своё слово, отстоять свою точку зрения.

Зачастую забитость произрастает в обстановке неуважительного общения, когда одна сторона проявляет высокомерие, пренебрежение и психологическое насилие. Без уважительности в отношениях ребенок становится забитым. Он быстро привыкает к бесконечным упрекам, непомерным требованиям, крикам и оскорблениям со стороны родителей и воспитателей. Но результат привыкания – болезнь разума – забитость.

Гордыня и неуважительность одних людей делает измученными и забитыми других. Гордыня всегда агрессивна. Именно гордыня заставляет нас причинять вред другим живым существам, делая их забитыми, униженными и оскорбленными. Ослепленный самомнением, гордец порой не осознает, как он своими словами или поступками может ранить других. Забитость нередко становится следствием бесчинства гордыни.

Забитость – скрытая форма комплекса превосходства. Люди могут надевать разные социальные маски, актерствовать, пытаясь скрыть своё настоящее лицо. Психолог С.Б. Тимченко пишет: «За любым комплексом превосходства скрывается то, что эти люди очень несчастны, что они закомплексованы, что они забиты, и не могут полностью проявить себя. Это ни что иное, как наглость, зачастую мы также видим. Есть две крайности: гордость проявляет себя или в забитости такой, закомплексованности или в наглости. Очень часто мы можем видеть людей, которые очень наглые. И многие люди думают, глядя на них: «но это же раскрепощенные люди!» Очень много разных существует практик, которые нам говорят об этом. Что «Если хочешь быть счастливым, будь им! ». Вы слышали эти крылатые фразы? «Поступай назло, будь вольным человеком. Всё, что хочешь – делай и не отказывай себе ни в чём! » Казалось бы… И мы можем видеть, что этим людям на начальных этапах это может даже помогать как-то. Но существуют прямо противоположные крайности, что эти люди из забитых превращаются в наглых. Потому что этот глубочайший комплекс неполноценности они загоняют вглубь своего подсознания и не убирают эту проблему. Потому что глубинные проблемы они не решают, потому что они не знают до конца, кто они такие и как им правильно поступать в этом мире».

Любопытен алгоритм происхождения забитости в семье. Если муж тряпка и подкаблучник, если в нем с гулькин нос решительности, женщина становится властной, очень независимой и агрессивной в своём поведении. Поэтому дочь становится забитой, а сын своенравным.

Женской природе присуще замечательное качество личности – способность прощать. Прощая мужчину, женщина учит его прощать себя и других. Без женщины мужчина нигде энергию прощения не возьмет. Когда женщина не умеет прощать, мужчина становится беспощадным. У него атрофируется всякое желание кого-либо прощать. В итоге жена становится забитой или антагонистично настроенной. Дочь становится нервной, а сын озлобленным.

В обществе, где женщины предпочитают семье карьеру, где в них преобладают мужские качества личности, мужчины становятся жалкими и забитыми. Они попадают в зависимость от жен. Становятся женоподобными или мужеподобными – смотря кому какая формулировка больше нравится. О мужественности и женственности они узнают понаслышке. Когда человек реализует не свою природу, он не может быть счастлив. Женщина раскрывает свои лучшие качества личности в процессе воспитания детей, в выстраивании отношений с мужем и родственниками. На своем поле и стены помогают. Если она занимает чужое поле, все обстоятельства жизни будут выстраиваться перед ней ощетинившимися редутами. Будучи в семье, она могла наделять мужчину энергией заботливости, нежности, мягкости, чувствительности и чуткости. Сфокусировав своё внимание на работе и карьере, женщина начинает проявлять мужские качества личности: гневливость, диктаторство, деспотизм. Под убийственным градом такого влияния мужчина постепенно превращается в олицетворенную затурканность, пришибленность и забитость.

Как быть с забитостью? Может стоит прислушаться к совету Александра Блока?

Когда ты загнан и забит

Людьми, заботой иль тоскою;

Когда под гробовой доскою

Все, что тебя пленяло, спит;

Когда по городской пустыне,

Отчаявшийся и больной,

Ты возвращаешься домой,

И тяжелит ресницы иней,-

Тогда — остановись на миг

Послушать тишину ночную:

Постигнешь слухом жизнь иную,

Которой днем ты не постиг;

По-новому окинешь взглядом

Даль снежных улиц, дым костра,

Ночь, тихо ждущую утра

Над белым запушенным садом,

И небо — книгу между книг;

Найдешь в душе опустошенной

Вновь образ матери склоненный,

И в этот несравненный миг —

Узоры на стекле фонарном,

Мороз, оледенивший кровь,

Твоя холодная любовь —

Все вспыхнет в сердце благодарном,

Ты все благословишь тогда,

Поняв, что жизнь — безмерно боле,

Чем quantum satis * Бранда воли,

А мир — прекрасен, как всегда.

*В полную меру (лат. ) — лозунг Бранда, героя одноименной драмы Генрика Ибсена.

Петр Ковалев

Я многих понимаю, но меня никто не понимает, издевается, не считают ни за кого, как с червяком обходятся. И виновата моя мамаша, которая продержала в течение 20 лет взаперти, никуда не пускала, держала под своей проклятой юбкой, вот и получилось? Чего хотела она, говорит же, что хотела мне только хорошо, а то что я ущербный получился, говорит что я виноват. Сегодня дошло до трагедии, я сорвался на мамашу и не без последствий. Я ненавижу её. Она меня угробила, сделала моральным калекой.
Вот например, в аспирантуре, перепил чуток, так соаспиранты не стали домой везти, а бросили умирать на цементном полу, Только случайно в вуз зашёл мужик, знакомый мамаши, сотрудник кафедры. который помог мне в институт поступить, и приволок домой. Он спросил у этих аспирантов: "Почему вы его бросили?", на что они ответили: "Это ничтожество, пусть сдохнет, его с таким характером всё равно убьют. мы не будем его вести, нам эта мразь противна, тащи его сам".
Ещё: меня и сейчас опекают. Мамаша, конечно, мне не авторитет, я при ней сделаю что хочу и как хочу, ибо мне много лет и я что зря делать не буду. А вот более авторитетные меня могут контролировать, даже по просьбе мамаши. И с этим можно было и смириться, если бы не случай.
Девочка, которая молодая против меня (ей 25 лет), съездила на весь европейский футбольный чемпионат. Была одна совсем, в опасных местах, в ночных городах чужой страны, на стадионах, при беспорядках, на вокзале, и не только, и везде одна и ничего с ней не случилось. И уехала из Донецка на автобусе, на который билета и в помине не было, как она могла это сделать, ведь без билета на автобус не уедет даже министр!!! И ещё с тройкой 50-летних мужиков с другого города, незнакомых, проехала несколько тысяч километров за 2 дня, чтобы эти футболфы увидеть, да ещё и ночевала с ними в одной комнате, на такое ни одна девушка не пойдёт, страшно ведь же. Но не это главное. Главное то, что мелочь эта самостоятельная. Почему мать, отец, бабушка, братья-сватья и т.д. отпустили её на такое? Ведь никто сына не отпустит, а это дочь, она же беззащитна. Её подруги предупреждали, что там очень небезопасно, что на украинских форумах гремят темы "кацапы п*****сы" и там могут быть серьёзные конфликты. А родные - НИЧЕГО. Они уверены в том, что с ней ничего не случится.
А меня контролируют, несмотря на то что много лет уже. Пример из недавнего, когда мне было 28 лет (на 3 года старше тогог возраста, когда она ездила по футболам) была защита на профессора и банкет. Так вот тот мужик, о котором я упоминал, вывел меня за ручку из-за стола, опозорив, выпроводил за дверь вуза и заставил позвонить когда приеду домой. Почему девушка, которая младше, может по полям боевых действий одна бегать, и никому она не нужна (ей даже родственники не звонили, звонили и переживали только подруги), а я не могу даже на вузовском банкете поприсутствовать, должен домой идти, "чтобы не было проблем". Что за несправедливость, что за отношения? И тема эта создавалась потому, что может быть появились здесь бы какие-либо советы, как изменить к себе это отношение. похоже не изменишь, ибо это всё чувствуется на подсознании. Мать так воспитала, заложив ущербность в детстве и этого уже не исправишь. Жить неохота просто.....