Виды социальных эмоций. Социальные эмоции

Эмоции - состояние, которое возникает при появлении стимула, важного с точки зрения потребностей и целей организма

  • Сигнальная функция: информация о текущей ситуации
  • Коммуникативная функция: формирование отношений с окружающими

Теории:

Психоэволюционная теория (Роберт Плутчик)

Базовые эмоции: восемь эмоций соответствуют восьми основным потребностям

Компоненты : заданы генетически специфичны для эмоции неизменны

Нейрокультурная теория (Пол Экман)

Базовые эмоции: страх, гнев, грусть, отвращение, радость, удивление

Компоненты: заданы генетически специфичны для эмоции врожденные компоненты могут изменяться

Культурно заданные эмоции

Базовые эмоции: не существуют

Компоненты: существуют биологические предпосылки эмоций но все компоненты подвержены влиянию культуры существуют межкультурные различия в эмоциях

Эмоции и социальное поведение

Эмпатия – понимание человеком эмоций, которые испытывает партнер (когнитивный компонент), и сопереживание ему (эмоциональный компонент)

  • Диспозициональная эмпатия
  • Ситуативная эмпатия

Аттракция – восприятие партнера как привлекательного для общения, симпатия по отношению к нему

Партнер

1. Внешность: большую аттракцию вызывают красивые люди Эффект якоря: понижение оценки окружающих после наблюдения за красивым человеком Эффект иррадиации красоты: более высокая оценка человека, имеющего красивого партнера Эффект самосбывающегося пророчества: формирование у красивых людей более позитивных характеристик под влиянием ожиданий окружающих

2. Статус: большую аттракцию вызывают высокостатусные люди

3. Ценности, аттитюды, личностные черты: большую аттракцию вызывают люди, которым приписывают позитивные «коммунальные» черты

4. Принцип подобия: большую аттракцию вызывают люди, которые похожи на нас по… …внешности …статусу …аттитюдам и ценностям

Взаимодействие

1. Знакомость - большую аттракцию вызывают люди, которые кажутся нам знакомыми

2. Близость в пространстве – большую аттракцию вызывают люди, которые находятся близко от нас

3. Отношение со стороны партнера – большую аттракцию вызывают люди, которые позитивно оценивают нас, сделали нам что-то хорошее

4. Отношение к партнеру – большую аттракцию вызывают люди, которым мы сделали что-то хорошее

Ситуация

1. Стимулы, вызывающие радость: приятные запахи, звуки, изображения, воспоминания, смешные рассказы и т.д. Большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в радостной обстановке

2. Стимулы, вызывающие тревогу: прием у врача, проход по ненадежному мосту, занятия экстремальным спортом и т.д. Большую аттракцию вызывают люди, с которыми мы встречаемся в обстановке, вызывающей легкую тревогу

Большинство людей верят в то, что эмоции - это природная, неуправляемая реакция организма человека на события окружающей среды. Благодаря этому мифу в нашем обществе преобладают негативные эмоции, бездушие, жестокость, эгоизм.

Теория социального психоанализа эмоций показывает то, что основные социальные эмоции человека зарождаются и развиваются из событий детства, в первую очередь из обстоятельств взаимодействия ребенка с родителями. Также теория объясняет, что маленькие дети мастерски владеют управлением своими эмоциями - включают, выключают, подбирают их как ключики для решения тех или иных ситуаций.

Теория развенчивает миф о неуправляемости эмоций и доказывает, что управлять эмоциями - это для нас естественно. Это возвращение к своему мастерству, которое было у каждого из нас в детстве.

Вот основные положения теория социального психоанализа эмоций:

Дети рождаются не беспомощными, а достаточно сильными и владеющими всеми необходимыми инструментами управления родителями для того, чтобы заботиться о своих интересах и потребностях. Основные детские инструменты управления: это комплекс оживления, удивление, интерес, хныкание, разные виды плача (недовольство, агрессия, страх, отвращение). На начальном этапе этого ограниченного арсенала ребенку достаточно для управления родителями.

Примерно с 3 до 7 лет дети мастерски владеют своими эмоциями, знают для кого и зачем они их проявляют, эмоции у них намерены, осознанны и произвольны.

В этом возрасте ребенок может мгновенно запустить и остановить свой плач, выбрать необходимую громкость и тембр, адресат. Дети четко отвечают на два вопроса: кому они плачут и зачем. Также с 3-х лет для того чтобы обыгрывать родителей и родственников ребенок осваивает новые, более серьезные, энергичные эмоции - истерику, обиду, капризы, раздражение, злость, возмущение, стеснительность, скуку, усталость, страхи, отчаяние, ужас.

С 4- лет в процессе социализации у ребенка постепенно начинается деградация управления своими эмоциями, которые к 16-18 лет превращаются в непроизвольные и неуправляемые.

В процессе общения со сверстниками, такими же профессионалами во владении эмоциональными манипуляциями, ребенок осознает, что побеждает в эмоциональных боях сверстников тот, кто делает свои эмоции максимально сильными - т.е подключает всё тело, отключает мозги и делает себя будто неуправляемым. Дети постепенно начинают скрывать намеренность эмоций, ответственность за эмоции перекладывают на других. Усваивается привычка в трудных ситуациях не думать, а переживать. Требования родителей сопровождаются эмоциями, закладывается основа для Внутреннего саботажника.

Таким образом в возрасте от 16 до 18 лет ключи управления эмоциями теряются полностью. Ребенок надевает маску. Эмоции становятся шаблонной привычкой, непроизвольной, автоматической реакцией.

При выходе во взрослую жизнь ребенок встает перед выбором: вернуть ли себе ключи управления эмоциями или же верить в то, что его эмоции непроизвольны.

Если раньше выученные автоматические эмоции помогали ребенку выигрывать, то выходя во взрослую жизнь, взрослый ребенок понимает, что на его эмоции уже никто не реагирует, что уже так не получается получить то, что хочется.

Кто-то взрослеет и возвращает себе ключи управления эмоциями. А кто-то остается в состоянии ребенка и находит друзей, с которыми можно продолжать играть в эмоции, как в детстве, и продолжает по привычке выяснять отношения, спорить, мстить уже самому себе и своей Жизни.

Если в процессе всего воспитания родители не управляют ребенком, то ребенок начинает управлять родителями.

Если не управлять ситуацией, то в первую очередь ребенок выучивает негатив. Ребенок начинает подбирать ключи и управлять родителями с помощью негативных эмоций. Родители могут управлять ребенком - его вниманием, переключать и опережать его требования, устанавливать правила и требования, проявлять твердость. Важно не потакать капризам, но и не обвинять в ловкачестве, так как это негативные внушения. Искать и внушать позитив.

А что Вы думаете о теории социального психоанализа эмоций?

Управляете ли Вы своими эмоциями полностью или же ключи управления ими где-то потерялись?

Милена Владимова


Социальные эмоции

эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят смущение, застенчивость, зависть и ревность.

Смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит. Иначе говоря, смущение вызывается неожиданной и неуместной дискредитацией основной установки на характер отношений. Смущение иногда объясняют тем, что человек оказывается в центре внимания помимо своего желания. В результате возникают эмоциональные реакции (краска стыда, взгляд в пол, взволнованность), которые называются и переживаются как смущение.

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни (см. Duck, 1990). Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом, потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня


вскоре назначена встреча?»).

Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).

Стремление показать другие свои достоинства («Вообще-то теннис не мой конек, я
люблю шахматы»).

Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда
рядом лежит вилка»).

Отрицание своего поражения («Попробуй-ка ей угоди»).

Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Смущение

чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем. как он действительно выглядит; беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений.

Причину смущения помогает объяснить идея Я-концепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня.

Однако угроза Я-концепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

1) снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось,
пролитый кофе - такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;

2) указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком
расшатанном стуле»;

3) воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со
мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какой-нибудь идеей».

Со своей стороны, для восстановления статус-кво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или каким-то иным способам, например из описанных выше.

Важно, что для преодоления смущения обеим сторонам необходимо приложить усилия к тому, чтобы восстановить «публичный имидж» потерпевшего, либо подтвердить, что случившееся никак не повлияло на отношение к нему.

Зависть. Чувство зависти сродни чувству страха, тревоги, гнева, злобы и представляет собой одно из самых глубоких переживаний.

Зависть проявляется на трех уровнях (Муздыбаев, 1997):

На уровне сознания - как осознание более низкого своего положения;

На уровне эмоционального переживания - как чувство досады, раздражения или
злобы из-за такого положения (причем зависть может предстать и как эмоция -
ситуативная зависть, и как чувство - устойчивая зависть, и как страсть -
всеохватывающая зависть);

На уровне реального поведения - как разного рода деструктивные акты,
направленные на разрушение, устранение предмета зависти (например,
распространение слухов, клеветы, очернительство и т. д.).__________________________

Зависть

чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

Фундаментальная предпосылка зависти - превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения. Завидующий


интерпретирует чужой успех как свое поражение.

Различают несколько форм, или видов, зависти: злобную (или враждебную) и незлобную (или соревновательную). В народе говорят о черной и белой зависти. Некоторые авторы в качестве особого вида выделяет депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но являющуюся результатом возникшего чувства несправедливости.

Незлобная зависть - стремление иметь то, что другой имеет.

Злобная зависть - стремление к тому, чтобы другой не имел того, что имеет. В фокусе злобной зависти, таким образом, находится устранение, разрушение ее предмета. Тот, кем руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего соперника: «хочу иметь то, что он имеет». Тот, кем руководит злобная зависть, желает разрушить: «хочу, чтобы он не имел того, что имеет». В первом случае человек стремится подняться до уровня объекта зависти, а во втором - унизить объект зависти до своего уровня. Если побудительный мотив незлобно завидующего - стать таким же, добиться того же - можно понять и морально принять, то побудительный мотив злобно завидующего - разрушить, отнять, устранить предмет зависти - принять невозможно. В чем корни злобной зависти?

В первую очередь она продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня. Еще одна причина может быть связана с тем, что человек, обладающий превосходством, воспринимается завидующим как причина его неудач, его бессилия и униженного положения и потому вызывает к себе ненависть.

Можно ли нейтрализовать зависть? Существуют ли способы борьбы с ней?

На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: уважение к индивидуальной свободе, терпимость к различиям, раскрытие в средствах массовой информации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.

На индивидуальном уровне также существует ряд способов ее нейтрализации. В некоторых странах руководители организаций не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. В итоге считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Сдерживают возникновение чувства зависти также самоконтроль и самовоспитание.

Ревность. Зависть и ревность противоположны по своему предмету: первая всегда является досадой и огорчением по поводу чужого успеха или благосостояния; вторая стремится к сохранению того, что уже имеется у субъекта. Современные словари противопоставляют зависть и ревность по направленности страсти, соответственно «к себе» и «от себя»: зависть проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное; ревнивец озабочен контролем над людьми, значимыми для него. Оба чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность - из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник).

Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи, в чувстве ущемленной гордости и в нарушении прав собственности. Там, где ревниво охраняют частную собственность вообще, супруги также могут относиться друг к другу как к собственности. При таком подходе нормы защиты частной собственности распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Тем самым ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Возможно, поэтому ревность, в отличие от зависти, чаще встречает социальное одобрение, а иногда даже поощряется, а не


подавляется общественностью.

Важнейшая функция ревности - защита Я-концепции (Муздыбаев, 1997). Многие аспекты представлений человека о своем Я связаны с сексуальными отношениями, во многом они создаются и поддерживаются партнером (партнершей). Поэтому угроза потери партнера оборачивается угрозой разрушения Я-концепции личности.

Впрочем, речь может идти не только о сексуальных партнерах. Ревность возникает между друзьями, между учениками по отношению к учителю, между сотрудниками - из-за расположения начальства, между детьми - за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т. п.), то есть к чрезмерному, на их взгляд, увлечению. Зависть и ревность вмешиваются даже в деловые отношения. Люди часто дружно работают вместе до тех пор, пока не возникает подозрение, что кто-то может вырваться вперед и обогнать остальных. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и очевидно нравится женщинам, или невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает и заставляет его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Неприязнь может перерасти в ненависть со всеми вытекающими для совместной деятельности последствиями.

Выделяют несколько форм ревности .

Деспотическая ревность - ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе. Ревность в этом случае - инструмент подчинения. Деспотично ревнуют эгоисты, эмоционально холодные, не терпящие самостоятельности других люди.

Другая форма - ревность, возникающая из чувства собственной неполноценности. Такой человек продолжает сомневаться в своих достоинствах и в своей привлекательности, даже когда его любят. Он старается всеми способами помешать любимому общаться с другими, чтобы избежать любого сравнения. Часто опасность сравнения стараются как бы заранее нейтрализовать критикой окружающих, времени, рассуждениями о всеобщей порочности, разврате и своей собственной моральной чистоте. Такой ревнивец ведет себя не так грубо, как деспотический, но несдерживаемая ревность во всех своих формах губит отношения между людьми.

Часто обвинения в измене не имеют под собой никакого реального основания - это своеобразный способ приписать свои поступки или желания другому, перенести на него настоящую или возможную вину. Ревность зависит не только от интенсивности переживаний, силы чувств, но и от свойств личности, уровня ее культуры. Можно даже очень любя не испытывать ревности, можно и без особых чувств любви переживать сильнейшую ревность.

Таким образом, смущение, застенчивость, зависть и ревность, являясь распространенными социальными эмоциями, придают межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, а часто представляют угрозу для их существования. В этой связи приобретает особую актуальность проблема управления эмоциями и чувствами.

«Особенности развития социальных эмоций у детей»

составила педагог-психолог Чванова Ю.И.

Проблема эмоций, принадлежит к числу наименее разработанных в психологии. Ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным.

Эмоции это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами , потребностями , мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей – помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение эмоций у детей проявляются в их мимике, словах, движениях.

Воспитание эмоций, чувств является важнейшей педагогической задачей, так как усвоение знаний и умений, полученных при обучении, и их дальнейшее использование решающим образом зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим людям и окружающей действительности.

Сферу эмоциональных проявлений у дошкольников формируют нравственное воспитание ребенка, знакомство с жизнью и трудом людей, практическое овладение нормами поведения. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния, среди которых особенно важны социальные эмоции.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные педагогом различные виды совместной со сверстниками деятельности – игры, занятия, прогулки и т.д.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как универсальное средство возникновения социальных эмоций. Именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившейся смысл эмоционально переживается.

Для развития социальных эмоций и социальных качеств личности применяют также игры с правилами. Специфика игр с правилами состоит в том, что отношения в ней определяются правилами и нормами, а также она предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным.

Особые условия для переживания социальных эмоций создаются в процессе восприятия ребенком художественной литературы, входе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляется моральные оценки и новое эмоциональное отношение к окружающему. Но наиболее важным и необходимым для лучшего понимания и более глубокого прочувствования смысла сказки, детям необходимо, воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в форме игры-драматизации.

Эмоции, развиваясь в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.

По мере усложнения деятельности эмоции начинают предвосхищать выполнения решаемой задачи. Ребенок предварительно представляет отдаленные результаты своих действий, и заранее может прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого. И таким образом осуществлять адекватную эмоциональную регуляцию сложных форм целенаправленной деятельности.

На основе практической деятельности начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое значение, положительное или отрицательное, имеют те или иные объекты или их свойства для самого ребенка. То есть ориентировка осуществляемая при помощи системы пробующих действий, направленных, например, на то, представляет ли какой-либо угрозы встретившийся незнакомый объект или лицо и не опасно ли иметь с ним дело.

Еще одна функция это роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Так эмоциональное удовлетворение, которое способно побудить ребенка к осуществлению социально значимой деятельности при определенной ее организации, может превысить, перерасти в его первоначальные побуждения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.

Именно в детский возраст является благотворным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей, в том числе и развитию социальных эмоций ребенка.

Формирование эмоций человека это важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Рисунок 1. « »

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.