Междометие в русском языке. Разряды по значению

Междометие – это особая неизменяемая часть речи, не относящаяся ни к знаменательным частям речи, ни к служебным, которая служит для непосредственного выражения эмоций, чувств, волеизъявлений, призывов, не называя их.

Научная дискуссия

Несмотря на то чго разговорная речь нс обходится без междометий, данная категория слов меньше всего изучена. В ходе развития русского языкознания грамматическая природа междометий понималась неоднозначно. Некоторые лингвисты определяли междометие как разнообразный по составу синтаксический класс, стоящий те деления слов по частям речи (Ф. И. Буслаев, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Л. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков, Г. Пауль). Другие языковеды полагали, что междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно. Например, Ф. Ф. Фортунатов делил все слова на "полные", "частичные" и междометия. Обособленное положение занимают междометия в классификациях частей речи А. А. Шахматова и В. В. Виноградова.

Несмотря на разногласия в определении грамматической природы междометий, большинство ученых отмечают, что междометия служат в речи для выражения эмоций. Так, А. М. Пешковский называл их "знаками чувствований , а не представлений " , А. А. Шахматов указывал, что междометия "обнаруживают внутренние и внешние ощущения говорящего, а также его волеизъявления" .

По определению В. В. Виноградова, "междометия составляют в современном русском языке живой и богатый пласт чисто субъективных речевых знаков, служащих для выражения эмоционально-волевых реакций субъекта на действительность, для непосредственного эмоционального выражения переживаний, ощущений, аффектов, волеизъявлений" . Ср.: A-а, отрекся ! У, гадина! (М. Булгаков) – междометие а-а указывает на догадку субъекта речи относительно действий оцениваемого объекта, междометие у выражает чувство отвращения, презрения, возникающее при общении с человеком, который является предателем, подчеркивает отрицательную характеристику лица.

Из-за неоднородности междометий, Л. В. Щерба характеризовал их как "неясную и туманную категорию", указав, что их значение "сводится к эмоциональности, отсутствию познавательных элементов" .

Современный исследователь Коминэ Юко, характеризуя междометные высказывания с точки зрения информативности, отмечал следующее:

1) в междометных высказываниях не содержится меньше информации, чем требуется, гак как они выражают отношение говорящего к уже известным фактам; 2) в них нет лишней информации, потому что они не излагают уже известные факты; 3) в них невозможно сказать того, что считается ложным, поскольку пропозиция не выражена; 4) междометные высказывания не могут увести от темы, так как тесно связаны с другими репликами или непосредственно с актуальной ситуацией .

Междометия как слова, связанные с эмоциональной сферой говорящего, одно из средств выражения отношения человека к действительности, привлекали внимание исследователей. Междометия рассматривались в разных аспектах. Исследовались их характеристики: структурные (фонетические), синтаксические (Η. Р. Добрушина, 1995; Л. П. Карпов, 1971), морфологические (А. А. Григорян, 1988), семантические (И. А. Шаронов, 2002), прагматические (С. Ю. Мамушкина, 2003) и этнокультурные (А. Вежбицкая, 1999); их функции в речи (А. Н. Гордей, 1992) и диалоге (И. А. Блохина, 1990). Изучались конкретные системы междометий отдельных языков (А. И. Германович, 1966; Карлова, 1998), проводился сопоставительный анализ междометий разных языков (Л. А. Куличова, 1982; И. Л. Афанасьева, 1996). О междометиях упоминается в работах лингвистов, рассматривающих такие функционально-семантические категории, как категория оценки (Т. В. Маркелова), категория адресности (И. Д. Чаплыгина), категория градуальности (С. М. Колесникова).

С точки зрения семантики междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что не обладают номинативной функцией, а являются своеобразными речевыми знаками (символами) для краткости выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения его требований, желаний. Ср. значения междометий, которые понятны только в контексте: Ай, ай, как изба настудилась ! (Н. Некрасов) – сожаление: Ай, какой гнусный поступок ! – порицание; Ай, Моська! знать она сильна, / Что лает на слона! (И. Крылов) – одобрение с оттенком иронии; Ай, ай, ай! какой голос! Канарейка, право, канарейка ! (Н. Гоголь) – восхищение и т.д.

Эмоции могут также предаваться в виде качества, образа действий, состояний (Ах! Ох! Ну! Увы! Тс-с-с! О ! Эх! Ау! и т.п. – Хи-хи-хи да ха-ха-ха! / Не боится, знать, греха (А. Пушкин)).

По морфологическим свойствам междометия неизменяемы. С точки зрения синтаксической функции междометия отличаются от других частей речи. Междометия синтаксически независимы, т.е. не являются членами предложения, хотя интонационно связаны с предложениями, к которым примыкают или в составе которых находятся. Некоторые междометия (служащие для выражения волеизъявления), могут подчинять себе другие члены предложения, ср.: Вон отсюда ! Немедленно ! (К. Паустовский); ...ну его совсем! (Д. Мамин-Сибиряк).

Для выяснения синтаксических и морфологических признаков междометия немаловажную роль играет его место в предложении. Так, в собственно междометном значении выступают междометия, находящиеся в начале (препозиция ) или в конце (постпозиция) предложения. Будучи своеобразным эмоционально-волевым символом, междометия, находящиеся в препозиции, сообщают о последующем содержании предложения: Ух, я не люблю этого попа! (М. Горький). Если междометие постпозитивно, то смысл предложения становится более ясным из предыдущего предложения: Ну и было мне за это дело от бабушки, ой-ой (В. Бианки).

Междометия закреплены только за разговорным языком. Они могут выступать в роли отдельных членов предложения или выполнять функции усилительных частиц, ср.: Татьяна ах! а он реветь (А. Пушкин) – в качестве сказуемого; Нет, милости не чувствует народ : / Твори добро не скажет он спасибо... (А. Пушкин) – в функции дополнения.

Иногда междометие (междометие-сказуемое) выполняет функцию придаточного предложения: В ту пору начальником... был такой зверь, что у !!! (М. Салтыков-Щедрин). В роли подлежащего и дополнения выступают субстантивированные междометия: Далече грянуло ура : / Полки увидели Петра (А. Пушкин). В роли обстоятельства и определения междометия приобретают соответствующие значения: Вон та, худенькая, ух, легка на подъем (ух = "очень"). Междометия, стоящие внутри предложения, выполняют функцию усилительных частиц, сочетаясь со словами как, какой : Самонадеянности море ох как не любит ! (Л. Соболев).

В современном русском языке широко распространено явление окказиональной субстантивации и вербализации междометий. Окказиональный переход междометий в имена существительные и глаголы является результатом использования междометий в функции подлежащего, дополнения, сказуемого и других членов предложения. В роли членов предложения междометиями приобретают номинативное значение, т.е. перестают, по сути, быть междометиями, и их можно заменять номинативными словами, что свидетельствует об их синонимичности с полнозначными словами. При переходе в другие части речи, например субстантивации, междометия могут приобретать признаки имени существительного (род, число, падеж).

Традиционно к разряду междометий относят слова, выступающие как "знаки чувствований" , "эмоциональные сигналы" , сигналы волеизъявлений и призывов. А. А. Шахматов подчеркивал, что "значение некоторых междометий роднит их с глаголами" , а В. В. Виноградов отмечал, что междометия очень часто представляют собой "целостные высказывания", "предложения", "эквиваленты предложений" : Ах ! Слава Богу! и пр.

Междометия – это морфологически неизменяемые звуковые комплексы, представляющие собой короткие выкрики: Ой! Ах ! Ух! и т.п. В составе предложений междометия, как правило, синтаксически не связываются с другими словами и членами предложения не являются. Ср. в текстах М. Булгакова: Ух, какое великолепие ! (Дни Турбиных); Ах, мерзавцы ! (Записки юного врача). О, глупая женщина ! (Адам и Ева) – междометия усиливают градуально-оценочную семантику всего предложения/высказывания, при этом важную роль в передаче значения играют интонация и речевая ситуация.

Данное употребление подтверждается словами В. В. Виноградова: "Междометия... функционально сближаются с модальными словами, с усилительными частицами... В других случаях междометия, соединяясь с союзом что, экспрессивно характеризуют степень и качество чего- нибудь. Например: В ту пору был начальником губернии такой зверь, что y !!! (М. Салтыков-Щедрин)" .

По значению выделяют следующие группы междометий :

  • 1) эмоциональные : о, ой, ох, а, ах, ай, у, ух, э, эх, эй, ого, увы, уф, фи, фу, тьфу, ба, гм, м-да, браво, господи, черт возьми, дудки, батюшки, боже мой и др.;
  • 2) императивные (побудительные ), выражающие призыв или побуждение к действию): алло, эй, ау, караул, чу, брысь, цыц и пр.;
  • 3) междометия, связанные с выражением в речи норм этикета : спасибо, здравствуйте, до свидания и т.д.

В особую группу выделяют звукоподражательные слова – специальные звуковые комплексы, представляющие собой подражание живой (мяу-мяу, гав-гав ) и неживой (динь-динь и т.д.) природе: И кричит . "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!" (А. Пушкин).

Научная дискуссия

В классификации А. А. Шахматова нашли отражение эмоциональные междометия с диффузными и специализированными функциями, а также слова, обслуживающие сферу этикета. Для пас является ценной мысль об информативности междометий, относящаяся к характеристике междометий, способных выражать определенные чувства. В работах В. В. Виноградова представлена более подробная классификация междометий. Он выделяет 10 основных семантико-грамматических разрядов междометий :

  • 1) первичные, непроизводные междометия, которыми выражаются чувства, эмоции : Αх , как я рада за брата)... (И. Тургенев) – сильная радость;
  • 2) междометия, производные от имен существительных, вроде 6атюшки! глупости ! страсть ! и пр.: Ах, дьявол, даже мороз по коже, до чего я тебя люблю! (Л. Филатов) – сочетание междометий ах, дьявол способствует выражению предельной степени проявления чувства любви;
  • 3) междометия, представляющие собой не столько непосредственное выражение эмоций, настроений и ощущений, сколько эмоциональную характеристику или оценку состояния, например: крышка, каюк, капут – подобные слова указывают на предел в развитии действия;
  • 4) междометия, которые выражают волевые изъявления, побуждения: вон, прочь, долой, полно, цыц, тс и др. Данные междометия в определенном контекстном окружении могут выполнять градуальную функцию: Сидите тихо. Тс! – междометие Тс! выражает требование сидеть очень тихо, так что слышно каждый звук :
  • 5) междометия, которыми выражается эмоционально-волевое отношение к речи собеседника, реакция на нее или в которых обнаруживаются аффективные оценки, вызванные репликами собеседника: да, конечно, право, вот ещё, ей-богу, и пр.
  • 6) междометия, являющиеся своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми обмениваются соответственно общественному этикету: мерси, спасибо, здрассьте, извиняюсь и т.п.;
  • 7) бранные междометия: чёрт возьми, чёрт побери и др. – Ах, тит твою мать, как собаку обидел, обормот ! (Г. Владимов);
  • 8) звательные (вокативные) междометия: господи, боже мой и т.п. – Ах, боже мой, какие интересные новости я узнаю от вас ! (Н. Гоголь);
  • 9) воспроизводящие, или звукоподражательные, восклицания; бац, бух, хлоп и пр. – Вот шумим, смеемся и вдруг хлоп, конец ! (А. Чехов);
  • 10) междометные глагольные формы: шасть, трах, фью и др. – Так и ждешь, что вот отворится дверь и шасть... (Н. Гоголь).

Наибольший интерес вызывают междометия первой группы, так как именно они вносят дополнительный градуальный смысл – усиление положительных/отрицательных оценок в конкретном предложении/высказы- вании.

По способу образования междометия распадаются па две группы – первообразные и производные. В первую группу входят междометия, состоящие из одного гласного звука (А! О! У! и др.) или из двух звуков – гласного и согласного (Эй! Ай! Фу! и т.п.). В ряде случаев они употребляются в форме сочетания двух (или трех) одинаковых междометий (Ха-ха-ха! Фи-фи! и пр.). Часть первообразных междометий образуется из трех и более звуков (Увы! Ага! Эге! и т.д.). К отдельным первообразным междометиям могут присоединяться окончания второго лица множественного числа глаголов и частиц (ну же, накось, ой-ли ). Группу вторичных (производных) составляют междометия, образованные из других частей речи:

  • – от имен существительных (Глупости ! Беда!) :
  • – глаголов (Здравствуйте ! Прощайте!) :
  • – наречий (Полно!) :
  • – местоимений (То-то же!).

По происхождению междометия могут быть исконно русскими

(Ай! Матушки! и др.) и заимствованными (Браво! Алло! Капут! Бис! Айда! и пр.). В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдельные фразеологизмы: Боже мой! Батюшки-светы ! Дело табак ! Черт возьми ! и др.

Междометия, употребляемые в высказываниях с "особой" интонацией и контекстуальным окружением, относятся к средствам выражения оценки. Для них характерно выражение оценки скрытого, "теневого" характера. Оценка как "теневой" смысл высказывания отличается высокой эмоциональностью. Например: Но эта жизнь!.. О, как горька она! (Ф. Тютчев) – междометие подчеркивает горечь жизни, указывает на чувство страдания, возникшее из-за невыносимо тяжелых условий жизни. Междометия относятся к комплексу средств выражения периферии функционально-семантического поля оценки и способны выражать значения "очень хорошо/очень плохо", т.е. крайние проявления каких- либо признаков предмета, состояний, действий.

Рассматривая конструкции, в которых междометия функционируют в качестве показателя градуальности, следует учитывать, что субъектом градуальности в них может быть говорящий или третье лицо, объектом – эмоции, ощущения, испытываемые субъектом речи, а также определенные лица, предметы, признаки, действия, оцениваемые субъектом.

Эмоциональные междометия, выступающие в качестве показателя градуатора, можно подразделить на несколько групп, основываясь на том объекте действительности, в градуировании значения которого они участвуют:

  • 1) собственно-эмоциональные междометия используются для подчеркивания силы проявления эмоций, чувств, физических ощущений, испытываемых субъектом речи;
  • 2) интеллектуально-эмоциональные междометия способствуют выражению степени проявления признака, интенсивности выполнения действия, состояния и являются реакцией субъекта речи на акт осмысления объектов реальной действительности.

Рассмотрим случаи употребления междометий на примерах из произведений М. Булгакова: Ах, великий человек ! (Адам и Ева); Ах, какой человек ! (Записки юного врача) – междометие актуализирует положительную оценку и выражает чувство восхищения, восторга. Или: Ах, милый китаец!.. Ах, китаец!.. Ах, язык! (Зойкина квартира); Ах, какое Лето... Ах, чудо! Чудо! (Багровый остров) – междометие ах (или сочетание ах какой, ах какая) выражает чувство восхищения, восторга и удивления по поводу объекта речи-мысли, усиливает положительную семантику имени существительного, собственного или нарицательного. Ср.: Ах ты , мошеиник!.. Ах ты , наглый бродяга!.. Ах ты, горе какое! (Дон Кихот); Ах ты бродяга ! (Иван Васильевич) междометие ах употреблено в сочетании с полуслужебным ты, выполняющим функцию усилительной частицы.

Сочетание ах ты в основном выражает отрицательную эмоциональную оценку: досаду, возмущение, негодование, злобу, гнев. Отрицательные свойства человека, живых существ подчеркиваются сочетанием междометия ах с усилительным элементом до чего: Ах, до чего странный субъект (Мастер и Маргарита) – значение удивления, возмущения, недоумения. Употребление однородных конструкций типа Ах неволя... ах разоренье... (Александр Пушкин) усиливает отрицательную эмоциональную оценку, заключенную в именах существительных неволя – "принуждение, необходимость"; разоренье – "потеря богатства, достатка".

Междометия ох, ах, ой, эх, ух перед местоимением какой, наречиями как, сколько употребляются в восклицательных предложениях для подчеркивания высокой степени проявления чего-либо, высокой интенсивности какого-либо признака: Ох, какая обида ! Ох, какая скука ! Данные сочетания употребляются и для подчеркнутого выражения восхищения, удивления по поводу высокой степени проявления чего-либо, высокой интенсивности какого- либо признака, ср.: Ох, какая красавица ! = Ох, какая красивая ! Компоненты а..., и... усиливают значение градуальной оценки: Ну, уж и женщины! – посредством сочетания ну, уж и... выражается градуальная оценка-сарказм.

Для создания эмоциональной и экспрессивной оценки в структуре номинативного (оценочно-бытийного) предложения используются непроизводные междометия, неразложимые сочетания междометий с частицей или местоименным словом. Например:

1) У-у... д-дура... (Дьяволиада); 2) Ах , какая прелесть! (Записки на манжетах). Главный член первого предложения выражен оценочным именем существительным – дура; междометие У-у... выражает укоризну, угрозу. Очень часто подобные предложения дополнительно передают градуальную семантику, заключающуюся в передаче степени проявления признака, предмета или усиления выражаемого признака (отрицательной оценки, низкой степени проявления признака – дура = "глупая женщина"). Редуплицированная форма междометия – У-у усиливает оценочное значение; дополнительный оттенок вносит интонация предложения, графическое и явное фонетическое (при произнесении) оформление – д-дура. Во втором предложении междометие ах актуализирует положительную семантику, заключенную в сочетании какая прелесть – прелесть "о ком-чем-нибудь прелестном, чарующем".

Дублирование лексем усиливает значение сожаления, досады, разочарования, например: Ах, чернь, чернь... (Александр Пушкин) , Ах, подлец, подлец! (Багряный остров) , Ах, люди, люди! (Собачье сердце) , Ах, мужчины, мужчины! (Зойкина квартира) , Ах, жена, жена! (Адам и Ева); Ах, Берлиоз, Берлиоз! (Мастер и Маргарита).

Иногда значение удивления, радости (или огорчения) усиливается за счет употребления двух междометий в одном предложе- нии/высказывании: Ах , боже мой, красное вино ! (Дни Турбиных). Отдельные оценочно-бытийные предложения с междометиями употребляют местоимения второго и третьего лица, которые не являются ни подлежащим, ни обращением: их роль нолуслу- жебная и приближенная к функции усилительной частицы Ах вот оно какое белье! (Дон Кихот). Междометие в сочетании с усилительными элементами Ах вот оно какое выражает чувство удивления.

Междометие ах может быть осложнено полуслужебными это, этот, уж, выполняющими функцию частиц, например: Ах этот август! (Адам и Ева); Ах уж эта Маша! (Дни Турбиных) и др.

Нередко номинативные предложения содержат качественные и качественно-оценочные имена прилагательные, что является прямым показателем качественности предмета или лица, явления или события и т.д. Например: Ах, коварный мавр! (Дон Кихот); Ах, чертова рассеянность! (Иван Васильевич) коварный – "отличающийся коварством, склонный к нему"; лексема чертова (прост.) употребляется для обозначения сильного проявления чего-нибудь.

Выражение положительных/отрицательных чувств посредством междометия о зависит от речевой ситуации и контекста: О желанная родина!.. (чувство восторга) О радость! (восторженная радость) (Доп Кихот); О, миг блаженный, светлый час! (Багровый остров); О дивное подтверждение эволюционной теории!.. О, бескорыстная личность! (Собачье сердце); О, милый инженер! (Адам и Ева). Междометие в подобных синтаксических конструкциях выражает восторг, восхищение качествами конкретного лица (часто выраженного именами прилагательными). Иногда междометие О! употребляется для передачи удивления: О, портсигар! Золотой! (Дни Турбиных). Значение определяется по контексту. Ср. с номинативными предложениями с отрицательной семантикой: О, несчастная судьба!.. О, предчувствие мое! (отчаянно) (Адам и Ева); О, пыльные дни! О, душные ночи! (Записки на манжетах);

О, гнусная тваръ! (Багровый остров) – значение негодования, возмущения, горечи, сожаления и т.п.

Междометие эх с пометой "разговорное" в структуре оценочнобытийных предложений выражает положительные и отрицательные оценки с дополнительными оттенками значений (иронии, презрения, неодобрения, досады, сожаления и др.; восхищения, восторга и т.п.). Ср.: Эх, Киев-град, красота, Марья Константиновна! (Бег) – значение восхищения, восторга особенно подчеркивается употреблением слова красота – "о чем-нибудь очень хорошем"; Эх, беда! (Дни Турбиных) – значение сожаления с оттенком иронии; Эх, шляпа ! (Дни Турбиных) – значение упрека, укоризны; Эх, какое осложнение ! (Мастер и Маргарита) и т.д. Употребление междометия эх в оценочно-бытийных предложениях с дублирован- ными формами главного члена передает значение досады, сожаления и разочарования: Эх, деньги, деньги ! (Записки покойника).

Междометие ой используется в структуре оценочно-бытийных предложений для выражения досады, сожаления, испуга: Ой, дурак!.. Ой, срамота].. Ой, халтура! (Иван Васильевич); Ой, ужас, ужас, ужас! (Багровый остров) – значение отрицательной оценки усиливается за счет трехразового употребления градуально-оценочного ужас – "о чем-нибудь обычном по своим отрицательным качествам", тем самым передается значение сильного испуга, страха.

Продуктивно употребление междометия боже (боже мой) (с пометами "устар.", "разг.") в предложениях с градуально-оценочной лексикой. Местоименное слово какой (какие, какая) усиливает чувство восхищения и восторга – Боже, какая у вас сила!.. (Багровый остров); Боже, какие слова!.. Боже, какой типаж! (Иван Васильевич); удивления – Боже, какая жара! (Адам и Ева); огорчения – Боже, какое несчастье! (Полоумный Журден); негодования, возмущения – Боже, какой мерзавец! (Полоумный Журден); Боже, какой болван! (Багровый остров); Боже мой, какой ужасный стиль! (Записки покойника). В этих предложениях градуальная семантика создается и за счет употребления качественнооценочного прилагательного ужасный "вызывающий ужас", местоименного слова какой; междометие боже мой усиливает значение негодования, возмущения.

В анализируемых предложениях встречается употребление междометия Господи Иисусе, усиливающего значение удивления, недоумения, например: Господи Иисусе... Вот так фрукт] (Собачье сердце) – фрукт – "о человеке подозрительном и недалеком" (просторечное, презрительное), "о человеке, вызывающем неудовольствие, раздражение" (пренебрежительное); осложненная частица вот так усиливает отрицательную оценку.

Употребление междометия ого в оценочно-бытийных предложениях реализует значение удивления: Ого, какой интересный тип! (Дни Турбиных) – местоименное слово какой подчеркивает оттенок иронии; Ого-го, до чего интересная особа ! (Бег) градуальная оценка выражается и за счет усилительного компонента до чего.

Междометие а обычно употребляется для выражения восхищения: А, поляки, поляки... Ай, яй, яй!.. (Киев-город ) – дополнительное употребление междометного ряда Ай, яй, яй!.. передает здесь значение удивления, недоумения; для выражения гнева, злобы: А, псы басурманские ! (Блаженство).

В основном отрицательные чувства и оценки выражает междометие у в структуре оценочно-бытийных предложений: У, клопы!.. У, гадина!.. У, гнездо!.. У, гнусный город! (Бег) , У... с-с-волочь ! (Белая гвардия)-, У, хитрое, малодушное создание] (Дни Турбиных); У-у, проклятая дыра] (Мастер и Маргарита) – значение негодования, злобы, гнева. Только в сочетании с именами прилагательными (или именами существительными) с положительной семантикой данное междометие передает радость или удивление: У, благостный случай] (Бег), ср: У, радость какая]

Междометием фу передается значение презрения, отвращения: Фу, и голос какой противный!.. Фу, мерзость! (Записки на манжетах); Фу, неврастения! (Записки юного врача) – особая интонация усиливает отрицательно-оценочную семантику.

Междометия ай, батюшки; тьфу; браво передают значение сожаления: Ай, проруха! (Александр Пушкин); удивления – Ба... Батюшки, вот так пес! (Собачье сердце); негодования и презрения – Тьфу, дурак... (Роковые яйца). И наоборот, ср.: Браво, браво, браво, браво, замечательный ответ! (Кабала святош) – четырехкратное употребление междометия браво "возглас, выражающий одобрение, восхищение" – и качественное прилагательное замечательный передают градуально-оценочное значение всего предложения.

Научная дискуссия

При синтаксическом употреблении междометий происходит пересечение функционально-семантического поля категории градуалъности с полями оценки и отрицания, обусловленное качественным характером указанных категорий. В суждениях служебные слова играют специфическую роль показателя градуальности , предназначенного для актуализации градуального значения в речи и процессе коммуникации .

Вопрос о градуальной функции русских междометий обозначен в работах Н. В. Рогожиной и Г. В. Киреевой . В частности, в одной из работ отмечается: "Междометия являются одним из средств создания градуально- сти. Предложения с градуаторами, оформленными с помощью междометий, отличаются проявлением градуального значения. Междометия дополняют эмоциональное состояние данных конструкций и способствуют реализации градуальной функции. В таких предложениях роль междометий сводится к усилению выражаемого значения (признака или предмета) – положительной/отрицательной оценки – радости, восхищения, презрения, негодования, возмущения и т.п.: Ах, как это неприятно. О, как пленительна эта женщина ! Фу, какая гадость ! Ох, какой ужас! Значение удивления, радости или огорчения усиливается за счет употребления двух и более междометий в одном предложении: Ах, боже мой, боже, как я несчастлив " .

Таким образом, в настоящее время лингвисты указывают на способность междометий усиливать выражаемые в высказывании чувства или подчеркивать степень проявления признака предмета, действия, состояния, т.е. выполнять градуальную функцию. Щерба Л. В. См.: Рогожина Н. В. Указ. соч. С. 17.

Междометия (примеры тому - частые проблемы с определением принадлежности этих слов к какой-либо части речи) являются малоизученным грамматическим классом. Автором этого термина может считаться Мелетий Смотрицкий, который воспользовался калькой с латинского языка. В силу своего промежуточного положения между самостоятельными и служебными частями речи их довольно трудно определить. Так до сих пор не установлено, можно ли считать междометиями выражения наподобие «хлоп», «хвать» (их чаще относят к усеченным глаголам), а также звукоподражательные слова.

С чисто словообразовательной точки зрения данная часть речи характеризуется рядом особенностей, включая возможность присоединения к себе постфикса («ну те», «валяйте»), частицы -ка («нуте-ка»). Они также управляют теми или иными местоименными формами («чур меня») и могут употребляться при обращении.

Другая, внеязыковая особенность междометий заключается в том, что они сопровождаются обильной жестикуляцией. Иногда связь между восклицательными словами и жестами настолько тесна, что первые без вторых и не употребляются.

Как часть речи

Ныне и в научной, и школьной среде принято считать, что слова, которые выражают чувства, и есть междометия. Примеры - «ах», «ой», «ну»... Как уже сказано, этот класс слов не относится к самостоятельным частям речи, так как не отсылает к конкретным явлениям действительности. Соответственно, вопросы к междометиям задать нельзя. В то же время их вряд ли можно назвать служебными, ведь междометия в русском языке - примеры тому многочисленные - не связывают предложения (как союзы), не выражают отношения между компонентами словосочетания (как предлоги) и не вносят дополнительной семантики в предложение (как частицы).

Разряды по значению

Эмоциональные, волеизъявительные, этикетные, глагольные и бранные - разряды, которые может иметь междометие. Примеры предложений, где встречается первая группа: «Ах, это неприятно», «Увы, он счастия не ищет...». Что интересно, в таком контексте эта часть речи может быть многозначной, все зависит от тона, которым слово произносится. Междометия выражают целую гамму положительных и отрицательных эмоций: удивление, испуг, радость, восхищение и т. д. Иногда экспрессивность в этих словах повышается за счет использования словообразовательных средств - оценочных суффиксов («ой-ой-ошеньки»). Также рядом с междометиями для усиления может использоваться местоимение «ты», которое десемантизировалось, то есть утратило значение. Примерами служат «тьфу ты», «ну ты» и другие выражения. Кроме того, часто наблюдается совместное употребление междометий, что только придает речи экспрессивности («ах, боже мой»).

Волеизъявительные междометия (примеры - «эй», «ну», «вон» и другие) обозначают побуждение к совершению какого-либо действия, команды и приказы. Также к этим частям речи относят этикетные («здрасьте», «мерси», «пока») и бранные слова («блин», «черт возьми). Ряд лингвистов, кроме того, выделяют так называемые глагольные междометия, однако, как было сказано выше, не все поддерживают эту точку зрения.

Разряды по образованию

Первую, довольно обширную группу составляют первообразные междометия, которые не соотносимы ни с одной из знаменательных частей речи. «Ах», «фу», «ой» - это только некоторые из них. Что интересно, в русском языке даже существуют первообразные заимствованные междометия. Примеры слов таких широко известны - «ура», «бис», «стоп» и другие.

Непервообразные междометия возможно соотнести с существительными («батюшки», «черт»), глаголами («брось», «вишь», «будет»), местоимениями или частицами. К последним также относятся выражения наподобие «да уж», «на тебе», «ой-ли». Отдельно нужно сказать об идиоматически цельных выражениях - «боже упаси», «господи помилуй».

Междометия и звукоподражания

Звукоподражания примыкают к междометиям, хотя значение и функция их несколько иная - специально воспроизводить звучания, издаваемые человеком или животным («кхе-кхе», «мяу-мяу», «чик-чирик»). Как видим, никаких эмоций, волеизъявления они не выражают, поэтому некоторые лингвисты относят их в отдельную группу. Но даже если не придерживаться подобной точки зрения, необходимо помнить, что глаголы и существительные, являющиеся по природе звукоподражательными («мычать», «блеять»), не относятся ни к междометиям, ни к звукоподражаниям. В отдельную группу также выделяют слова, обращенные к детям («баю-бай», «агушеньки»).

Синтаксическая роль

В силу своей особой интонационной организации эта часть речи часто выступает как самостоятельный компонент. Однако междометия (примеры можно приводить сколько угодно) способны принимать на себя роль подлежащего («Громкое ау разнеслось по поляне»), дополнения («Вдруг я услышал ау») и сказуемого («Она трах меня по голове»). Как видим, за исключением последнего случая, эта часть речи не имеет специфической, свойственной ей синтаксической функции, и попросту заменяет собой ту или иную словоформу.

Особое интонационное оформление междометий требует и соответствующей пунктуации - выделения запятыми.

10-й класс

«Досадное недоразумение»,
или Междометия

Цели урока: пробудить у учащихся интерес к междометиям, учить уместному использованию междометий в речи, формировать внимательное и вдумчивое отношение к происходящим языковым процессам, умение анализировать языковые явления.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Междометия – это наименее изученный класс слов в современном русском языке. Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи. В истории изучения междометий можно выделить две противоположные концепции. Первая концепция связана с именем М.В. Ломоносова. Это она положила начало научной трактовке междометий. В этом направлении впоследствии работали А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов. Эти ученые считают междометия словами, признают данные слова частью речи, изучают их структуру, функции в речи, историю образования. Большой вклад в изучение междометий внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что изучение междометий важно в плане исследования синтаксиса живой устной речи. Своеобразие междометий В.В. Виноградов видел в том, что они служат субъективным средством выражения эмоций, чувств и функционально сближаются с разными классами слов, занимая в системе частей речи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи.

Н.И. Греч, Д.Н. Кудрявский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский – это сторонники противоположной концепции, не считающие междометия словами и исключающие их из состава частей речи.

В школьном курсе русского языка междометия рассматриваются как особая часть речи.

Актуализация опорных знаний.

– Как называется раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи? (Морфология.)

– Что значит понятие части речи ? (Части речи – это основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании определенных признаков.)

– Что это за признаки? (Во-первых, это семантический признак (обобщенное значение предмета, действия, состояния, признака и т.д.); во-вторых, морфологические признаки (морфологические категории слова); в-третьих, синтаксические признаки (синтаксические функции слова).)

– На какие две группы делятся части речи? (Части речи делятся на самостоятельные (знаменательные) и служебные.)

– Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие. Междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства.)

Изучение темы урока.

– Итак, что же такое междометие? (Междометие – это часть речи, включающая в свой состав звуковые комплексы, которые служат для выражения чувств и волевых побуждений. Междометия находятся на периферии грамматической и лексической систем языка и существенно отличаются как от самостоятельных, так и от служебных частей речи по своим семантическим, морфологическим и синтаксическим признакам.)

– Как вы понимаете выражение звуковые комплексы ? (Междометие – это класс грамматически не изменяемых слов и словосочетаний, вот почему в понятии употребляется выражение звуковые комплексы. )

– Итак, междометия лишены номинативного значения. Однако академик В.В. Виноградов отмечал, что междометия «имеют осознанное коллективом смысловое содержание». Как вы понимаете слова В.В. Виноградова? (Это значит, что каждое междометие выражает определенные чувства и эмоции, которые при поддержке интонации, мимики и жестов понятны как говорящему, так и слушающему. Например, междометие фи выражает презрение, отвращение (Фи, какая гадость!), междометие фу выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение (Фу, надоел!), междометие хы выражает недоверие, насмешку (Хы, как ты надоел!). )

Верно. Закрепленность за тем или иным междометием определенного содержания убедительно выражена в стихотворении М.Цветаевой «Молвь»:

Емче органа и звонче бубна
Молвь – и одна для всех:
Ох – когда трудно и ах – когда чудно,
А не дается – эх!

А в чем отличие междометий от служебных частей речи? (В отличие от союзов, междометия не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.)

Назовите морфологические и синтаксические особенности междометий. (С точки зрения морфологической междометия представляют собой лексические единицы, не имеющие форм словоизменения. Основная синтаксическая особенность междометий состоит в том, что они не вступают в связь с другими словами в предложении, но могут выступать в роли самостоятельных предложений. В составе предложения междометия всегда держатся обособленно, что подчеркивается постановкой запятой или восклицательного знака на письме.)

Проанализируйте следующие две группы междометий: ай, эх, о, ха; батюшки, то-то, однако же. Как вы думаете: в чем их различие? (Первая группа междометий – это лексемы непроизводные, а вторая – производные, т.е. образованные на базе других частей речи.)

Дайте лингвистический комментарий следующим примерам:

1) ой, ой, ой; ну-ну;
2) ого-го, эге-ге;
3) ох-хо-хо;
4) ахти, нуте, ну-ка.

1) Повторы являются важным грамматическим средством образования междометий.

2) Повтор может быть неполным.

3) В первой части междометия может иметь место перестановка гласного и согласного.

4) Отдельные междометия способны соединяться с местоименным ти, окончанием множественного числа повелительного наклонения те, с приглагольной частицей -ка. )

– О каких фонетических особенностях междометий свидетельствуют следующие примеры: ага, ого, кыш, кыс-кыс, гм, тсс, тпру . (В междометиях ага, ого произносится чуждый литературному языку [ ] фрикативный. В междометиях кыш, кыс-кыс имеет место чуждое русскому языку сочетание кы. В междометиях гм, тсс отсутствуют гласные звуки. В междометии тпру наблюдается сочетание трех согласных.)

– Хотя междометия и занимают обособленное положение в системе языка, они сохраняют связь с другими элементами этой системы. В чем это проявляется? Приведите примеры. (Междометия могут возникнуть на базе знаменательных и служебных слов. А на базе междометий могут быть образованы знаменательные слова: ахнуть, аканье, аховый, нукать, нуканье и т.д.)

– По семантике ученые выделяют два разряда междометий. Приведенные ниже междометия попробуйте разделить на две группы и установить определенную закономерность: бис, о, ах, черт, ба, ой, ого, долой, браво, брр, марш, айда, тьфу, ура, батюшки, алло, господи, тсс, фи, прочь. (Междометия о, ах, ой, ого, ай, тьфу, батюшки, господи, фи, черт, браво, ура, брр, ба выражают различные эмоции, как положительные, так и отрицательные, служат для выявления отношения человека к действительности, к речи собеседника.

Междометия бис, долой, марш, айда, алло, тсс, прочь выражают различные типы и оттенки побуждения к действию.)

– Верно. Междометия, относящиеся к первой группе, – это эмоциональные междометия, ко второй группе, – это побудительные междометия. Побудительные междометия имеют и другие названия: императивные, повелительные. Попробуйте сравнить два эмоциональных междометия: ой и ба. (Междометие ба однозначное, а междометие ой многозначное. В зависимости от ситуации речи и интонации междометие ой может выражать сложную гамму чувств: боль, испуг, удивление, восхищение, сожаление, предостережение, огорчение, радость. Междометие ба выражает удивление.)

– Определите, к какому разряду относятся следующие междометия: полно, ну, айда, марш. (Это побудительные междометия.)

– Попробуйте предположить, может ли одно и то же междометие выражать и эмоции, и побуждение. Попробуйте включить в различные речевые ситуации междометие ну. (Да, может. Ну, пошел отсюда! Ну, цветы! В первом примере междометие выражает побуждение, во втором – удивление, восхищение.)

– Некоторые ученые-лингвисты в качестве особого разряда междометий – этикетных – выделяют всем известные звуковые комплексы: здравствуйте, до свидания, спасибо, прощайте, спокойной ночи, с праздником, на здоровье, всего хорошего и др. Основной аргумент этих ученых: эти звуковые комплексы передают соответствующее содержание в самом общем, нерасчлененном виде. Попробуем оспорить эту точку зрения. Начнем с того, что подумаем, обладают ли данные выражения семантикой, присущей междометиям. (Эти звуковые комплексы не выражают чувств и побуждений, значит, у них нет присущей междометиям семантики.

Основной признак междометий – отсутствие номинативного значения. Выражения же типа до встречи, всего хорошего, спокойной ночи, доброе утро сохраняют прямые номинативные значения своих компонентов.

Выражения прощай(те), прости(те), извини(те), здравствуй(те) являются глаголами в форме повелительного наклонения. Только в особых случаях, например, слово здравствуйте выражает удивление, недовольство:

– Я не пойду сегодня в кино.

– Здравствуй, ты же обещал.

Возьмем слово извини(те). Это слово может выражать протест, несогласие: Опять мне идти в магазин? Нет уж, извини. )

– Молодцы! А сейчас я назову несколько словесных комплексов. Вы их, безусловно, слышали: господи боже мой, матушка царица небесная, скажи-ка на милость... Что они выражают? (Чувства и эмоции.)

– Ученые отмечают их структурную расчлененность, фразеологичность, семантическую целостность. Попробуйте этот ряд примеров продолжить. (Батюшки мои, боже мой, черт знает что, вот как, пустое дело, вот чудо-то, фу ты пропасть, скажите на милость, вот так фунт и др.)

– Составьте предложения, включив в них данные примеры.

Докажите, что междометия служат целям экономии языковых средств. (К примеру, вы не ожидали увидеть, встретить в каком-то месте своего знакомого. Удивление по этому поводу можно выразить предложениями: И ты здесь?, Как ты здесь оказался? Ведь ты не собирался сюда приходить. Кого я вижу?!, а можно одним междометием: Ба!

Призвать замолчать, успокоиться можно предложениями: Тише, пожалуйста, ничего не слышно, а можно одним междометием: Ш-ш! )

Практическая часть урока.

Задание 1. Словарный диктант-кроссворд на тему «Чувства». Учитель читает лексическое значение слова, учащиеся записывают слово, соответствующее данному лексическому значению.

Высшее удовлетворение, восторг. – Восхищение.

Чувство сильного возмущения, негодования. – Гнев.

Впечатление от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного. – Удивление.

Состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело. – Недоумение.

Чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды. – Досада.

Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. – Зависть.

Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. – Удовольствие.

Решительное возражение против чего-нибудь. – Протест.

Выражение неодобрения, осуждения. – Порицание.

Задание 2 . Вставьте в таблицу напротив указанных значений подходящие междометия. Учащимся розданы листки с таблицей, в которой не заполнены вторая и четвертая графы. Междометия для выбора: эхма, чур, у, фу, уф, ох, ша, чу, ух, э, хы, цыц, эх. Придумайте примеры употребления междометий в речи.

По завершении работы таблица будет иметь следующий вид.

№ п/п Междометие Выражаемое
междометием значение
Примеры
употребления
в речи
1 Ша Возглас в значении «пора кончать, хватит» Побегали – и ша!
2 Хы Выражает недоверие, насмешку Хы, чего захотел!
3 Чу Выражает призыв обратить внимание на негромкий, неясный или далекий звук Чу! Что-то затрещало в саду.
4 Э Выражает недоумение, удивление, недоверие и другие самые разные чувства Э, а как ты здесь оказался? Э, а я не согласен.
5 Ух Выражает удивление, высокую оценку, восхищение и другие подобные чувства Ух, егоза! Ух, достанется тебе от бабушки!
6 Чур 1. Возглас, которым требуют соблюдать какое-нибудь условие. 2. Возглас (обычно в детских играх), которым запрещают касаться чего-нибудь, переходить за какой-нибудь предел Только чур меня не трогать! Чур не я!
7 У Выражает укоризну или угрозу, а также удивление, страх и другие эмоции У, как ты загорел! У, бесстыдник!
8 Цыц Окрик, выражающий запрет, приказание прекратить что-нибудь или замолчать Цыц, Валентин!
9 Эх Выражает сожаление, упрек, озабоченность Эх, что тебе после всего сказать!
10 Уф Выражает усталость, утомление или облегчение Уф, как тяжко!
11 Эхма Выражает сожаление, удивление, решимость и другие подобные чувства Эхма, не ожидал я этого.
12 Фу Выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение Фу, надоел!
13 Ох Выражает сожаление, печаль, боль и другие чувства Ох, нет сил больше терпеть!

Задание 3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Ответ обоснуйте.

1) И копейки не дам. 2) И, полно! 3) Появились надежды, и он вновь стал весел.

1) Пиши ручкой, а не карандашом. 2) А, попался! 3) Пойдем гулять, а ?

Задание 4. В предложение Больно! попробуйте вставить различные междометия.

(Ай, больно! Ой, больно! У, больно! Ох, больно! А, больно!)

Задание 5. Сделайте лингвистический комментарий к следующим примерам: полноте, на-ка, ну тебя, айда на речку, марш в комнату.

Многие побудительные междометия близки к формам повелительного наклонения, эта близость подтверждается тем, что междометия могут приобретать показатель множественного числа -те (полноте). Междометия могут соединяться с частицей -ка (на-ка), способны управлять другими словами (ну тебя, айда на речку, марш в комнату).

Задание 6. Вспомните пословицы, в состав которых входят междометия.

Чур одному – не давать никому.

Ай-ай, месяц май, тепел, да холоден.

Ах, ах, а пособить нечем.

Ах, какая тоска! Не выпустил бы из рук куска, все бы ел да песни пел.

Ох-хо-хо-хо-хонюшки, плохо жить Афонюшке.

Задание 7. Определите, какие синтаксические функции выполняют междометия в следующих предложениях. Свой ответ прокомментируйте.

2) Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник... (В.Высоцкий)

3) Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость! (А.Толстой)

4) Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным «А!» – он должен был сказать что-то. (Ю.Казаков)

5) Что народу легло – ай-ай ! (Д.Фурманов)

Ответ. Междометие синтаксически не связано с другими элементами предложения. Но в данных примерах междометия выступают в функции различных членов предложения. Примеры 1, 2 – сказуемое, пример 3 – подлежащее, пример 4 – дополнение, пример 5 – обстоятельство. Если междометие выступает в функции подлежащего и дополнения (примеры 3, 4), то оно получает способность иметь при себе определение.

Задание 8. Ученые-лингвисты среди эмоциональных выделяют три группы междометий:

а) междометия, выражающие удовлетворение – одобрение, удовольствие, радость, восхищение и т.п., положительную оценку фактов действительности;

б) междометия, выражающие неудовлетворение – упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и т.п., отрицательную оценку фактов действительности;

в) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п.

Постарайтесь привести как можно больше примеров на каждую группу междометий.

а) Ага!, ай!, ах!, браво!, о!, ура! и т.д.;

б) а!, ах!, вот еще!, брр!, тьфу!, фу!, эх! и т.д.;

в) ба!, батюшки!, матушки!, ну и ну!, вот так клюква!, подумать только!, увы!, хм! и т.д.

Одни и те же междометия в зависимости от выражения эмоций входят в разные группы. Таковы междометия а!, ах!, ай!, о!, ой!, фу!, эх! и др.

Найдите междометия в следующих предложениях и определите их принадлежность к той или иной группе.

1) Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: «Ай да глазки!». (А.Толстой)

2) Ах, да воротите же их! – застонала нервная дама. – Фу, как вы все бестолковы! (А.Куприн)

3) Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! (А.Чехов)

4) Пантелей Прокофьевич деловито оглядел чернявую головку, торчавшую из вороха пеленок, и не без гордости удостоверил: «Наших кровей... Эк-гм. Ишь ты!». (М.Шолохов)

5) – Вот так так! – Ромашов вытаращил глаза и слегка присел. (А.Куприн)

Предложения 1, 4 – междометия ай, эк-гм выражают удовлетворение (восхищение, удовольствие) – значит, относятся к первой группе.

Предложение 2 – междометия ах, фу выражают неудовлетворение (досаду, злость, гнев) – следовательно, относятся ко второй группе.

Предложения 3, 5 – междометия батюшки, вот так так выражают удивление и недоумение, поэтому относятся к третьей группе.

Задание 9. Прочитайте междометия: ау!, айда!, брысь!, алло!, эй!, гоп!, вон!, но!, караул!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш! Какие это междометия? Попробуйте их сгруппировать. Как вы думаете: это возможно?

Побудительные (императивные). Данные междометия можно объединить в две группы: междометия, выражающие повеление, приказ, призыв к какому-либо действию и т.п. (айда!, брысь!, гоп!, вон!, но!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш!), и междометия, выражающие призыв откликнуться, служащие средством привлечь внимание и т.п. (ау!, алло!, караул!, эй!) .

Определите, что выражают междометия в следующих предложениях.

1) – Не играйте! – замахали старшины музыкантам. – Тсс... Егор Нилыч спит. (А.Чехов)

2) – Караул! Режут! – закричал он. (А.Чехов)

3) Ребята! Теплынь-то какая, айда купаться. (Вс. Иванов)

4) – Э-ей! – закричал, замахал Григорьев. Повозка свернула в хлеба на полевую дорогу и вскоре подкатила. (В.Кетлинская)

5) – Ну, – сказал я, – выкладывай, что тебе нужно? (К.Паустовский)

В примерах 2, 4 междометия выражают призыв откликнуться, служат средством привлечь внимание. В примерах 1, 3, 5 междометия выражают призыв к какому-либо действию.

Задание 10. Сопоставьте следующие примеры: Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать. (А.Грибоедов). Переписывай! Быстро, ну! (Вс. Иванов)

Ответ. В первом примере междометие ну! является эмоциональным, во втором – побудительным.

Ответ . Междометия широко используются в разговорной и художественной речи. Они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности. Кроме этого, в произведениях художественной литературы они усиливают эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например: Пусть не удастся, не выйдет ничего, – ничего. Если же удастся – ого! (Д.Фурманов) Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Междометия играют важную роль в характеристике персонажа.

Задание 12 . Все вы читали комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Как вы думаете: почему речь Репетилова насыщена междометиями?

Репетилов, как следует из его же собственных слов, способен только «шуметь». Его пустая восторженность естественно выливается в восклицания, пересыпанные междометиями. (О! Познакомься с ним; О! Диво!; ...Ах! Скалозуб, душа моя...)

Вспомните знаменитую Эллочку Щукину из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Сколько междометий включает ее лексикон? О чем это свидетельствует?

Ответ . Эллочка легко обходилась тридцатью словами, из которых три междометия (хо-хо!, подумаешь!, ого!) . Это свидетельствует о языковой и умственной убогости персонажа.

Задание 13. Прокомментируйте знаки препинания. Ученики получают таблицу, состоящую из двух граф. В первой графе записаны примеры. Вторая графа пустая. Во вторую графу ученики записывают комментарий.

Примеры

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Жесты и мимика часто неотделимы от междометий. Так, тяжело вздыхая, люди говорят «ух, ну вот… что я наделал?», тем самым добавляя большее значение при выражении определённого чувства. И иногда без поддержки жестов или мимики по одной только интонации голоса весьма сложно понять сказанное: было ли это «послание» (обида или гнев) или просто шутливая присказка (дружественное приветствие).

В лингвистике междометия, в отличие от спонтанных выкриков, являются конвенциональными средствами, то есть такими, которые человек должен знать заранее, если он хочет ими пользоваться. Тем не менее междометия все-таки находятся на периферии собственно языковых знаков. Например, как никакие другие языковые знаки междометия связаны с жестами. Так, русское междометие «На!» имеет смысл только тогда, когда сопровождается жестом, а в некоторых языках Западной Африки есть междометие, которое произносится одновременно с приветственным объятием.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Русская грамматика. АН СССР.
  • И. А. Шаронов. Назад к междометиям.
  • Е. В. Середа. Классификация междометий по признаку выражения модальности.
  • Е. В. Середа. Финиш делу абзац: Междометия в молодежной разговорной речи.
  • Е. В. Середа. Этикетные междометия.
  • Е. В. Середа. Нерешенные проблемы изучения междометий.
  • Е. В. Середа. Знаки препинания при междометиях и междометных образованиях.
  • Е. В. Середа. Морфология современного русского языка. Место междометий в системе частей речи.
  • И. А. Шаронов. Разграничение эмоциональных междометий и модальных частиц.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :