Повесть о болезни и смерти василия iii. Смерть Василия III

Польше было чем тешить самолюбие - в числе пленников гетмана Жолкевского были русский царь Василий IV, командовавший русскими войсками великий князь Дмитрий и наследник трона, великий князь Иван. “...Василий IV принес присягу, смирился перед величием Речи Посполитой, признал себя побежденным и обещал, что Россия уже никогда больше не нападет на Польшу. После польский король Сигизмунд III Ваза протянул стоящему перед ним на коленях русскому царю руку для поцелуя”, - писал год назад в газете Nasz Dziennik польский журналист Юзеф Шанявский.

Смакуя картину унижения Василия Шуйского и его братьев, польский журналист “забыл” сообщить читателю “пустячок”: к тому времени Шуйский давно утратил власть. Его свергли с престола еще 17 июля 1610 года.

То, что проведение глумливых антироссийских акций может лишь усложнить и без того непростые отношения между двумя народами, трезво мыслящие люди в самой Польше понимают. Накануне ее проведения Gazeta Wyborcza опубликовала статью-предостережение Лукаша Адамского, координатора исследовательских проектов Польско-российского центра диалога и согласия. Он писал:

“Праздновать победы в несправедливых войнах - хуже, чем чтить память проигравших героев, бившихся за правое дело. Такой подход культивирует в обществе склонность к триумфализму, националистической экзальтации, он противоречит принципам христианства и традиционным ценностям национальной польской культуры. Ведь так называемая польская интервенция в начале XVII века - это один из самых позорных эпизодов нашей истории. Она свидетельствовала не столько о мощи Речи Посполитой и ее оружия, сколько о близорукости польских элит: магнатов и Сигизмунда III Вазы... И что тут ставить в пример современным полякам?”

К сожалению, в Польше и на этот раз возобладали не конструктивно мыслящие граждане, а воинствующие русофобы.

ПУТЬ К ВЛАСТИ

Нет худа без добра. Антироссийский шабаш в Кракове дал повод вспомнить о забытом царе. Биограф Шуйского Вячеслав Козляков назвал его последним Рюриковичем, сидевшим на троне. Как и московские наследники Ивана Калиты, суздальские князья Шуйские возводили свой род к Александру Невскому. Не входя в вопрос о генеалогии Шуйских, по которому разошлись дореволюционные историки Николай Карамзин и Сергей Соловьев, напомним, что незадолго до смерти Иван IV Грозный, знавший о неспособности сына Федора управлять государством, назначил регентский совет. Вошел в него и отец Василия - Иван. В регентском совете началась борьба за власть, подробности которой мне довелось изложить в статье о Борисе Годунове (см. “Солидарность”, № 7, 2008). Одержавший верх Годунов покарал клан Шуйских. Василий и его братья - Дмитрий, Александр и Иван - были сосланы в Галич и Шую, а их земли были “отписаны на государя”. Глава клана Шуйских князь Иван Петрович был сослан на Белоозеро, насильственно пострижен в монахи, а 16 ноября 1588 года, по словам современника, “удушен в избе дымом от зажженного сырого сена и жнива” (отравился угарным газом). Той же смертью погиб в городе Буй Андрей - самый яркий из Шуйских.

Через несколько лет уцелевшие Шуйские были помилованы. Лояльность Василия Годунов испытал в 1591 году, отправив в Углич расследовать дело о смерти царевича Дмитрия. Новоявленный слуга не оплошал и подтвердил официальную версию о “самозакалывании” царевича. Наградой стало место в Боярской думе.

А когда после смерти Годунова царевич Дмитрий “воскрес” и захватил престол, Василий сразу признал в нем “чудом спасшегося царевича”. Однако, созвав подобие Земского собора, Лжедмитрий I осудил Шуйского. И это далеко не все. 10 июля 1605 года, когда Василий стоял у плахи в окружении палачей, самозванец помиловал боярина. Провести театрализованный исторический хэппенинг на эту тему поляки пока не додумались.

После таких испытаний нет ничего удивительного в том, что именно Шуйский был в центре заговора, приведшего 17(27) мая 1606 года к свержению и убийству Лжедмитрия I. Через два дня узкий круг заговорщиков избрал Василия Шуйского, находившего в родстве с угасшей династией, царем. Вступая на престол, пишет Василий Ключевский, Шуйский “ограничил свою власть и условия этого ограничения официально изложил в разосланной по областям записи, на которой они целовал крест при воцарении”. Дела о тяжких преступлениях, караемых смертью и конфискацией имущества, царь обещал вершить “с бояры своими”.

Однако то, что важнейший вопрос о престолонаследии решился в спешке и без созыва Земского собора, обернулось для Шуйского печальными последствиями.

НЕДОЛГОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ

Царствовать Шуйский начал с того, что объявил Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия, тело которого было привезено из Углича и перезахоронено в Архангельском соборе Кремля.

Долго торжествовать Шуйскому, однако, не довелось. Время на Руси было Смутным, и уже осенью 1606 года на подступах к столице появились повстанческие отряды Прокопия Ляпунова и Ивана Болотникова. Они состояли из взбунтовавшихся обедневших дворян, крестьян и казаков.

Под стенами Москвы Ляпунов перешел на службу к царю, а разбитые отряды Болотникова отошли к Туле. Осадив крепость, Шуйский обещал сохранить жизнь всем сдавшимся в плен. Своего слова он не сдержал, устроив сдавшимся кровавую баню. Болотников был ослеплен и утоплен.

А пока Шуйский добивал Болотникова, вдали от Москвы началось возрождение самозванческой интриги. Слишком многие оказались заинтересованными в “спасении” Лжедмитрия. “Вспомнили”, что найденный в Кремле труп самозванца был так обезображен, что распознать черт лица было нельзя. Принимать на веру утверждения Шуйского, что это Лжедмитрий, захотели не все. Лукавому царю Василию, не раз менявшему точку зрения по “делу царевича Дмитрия” и обманувшему болотниковцев, мало кто верил.

В июне 1607 года, по наводке польских “кукловодов”, новый самозванец объявился в пограничном Стародубе. Там он “признался”, что является царем. Для привлечения сторонников самозванец призвал холопов верных Шуйскому князей и бояр присягать ему, Дмитрию. За это самозванец обещал отдавать им господских дочек и владения их бывших господ.

Помимо новоиспеченных дворян, воинство самозванца состояло из казаков, иностранных наемников и прочих любителей поживиться на бескрайних российских просторах. 30 апреля - 1 мая 1608 года в двухдневном бою под Болховом, что севернее Орла, Лжедмитрий II разбил армию под командованием царского брата Дмитрия. Через месяц он был под Москвой, в Тушине. При нем уже функционировали Боярская дума, приказы, имелись казна. Патриархом стал привезенный из Ростова митрополит Филарет - в миру Федор Романов (то, что отец основателя династии Романовых служил у самозванца и признавал того царевичем Дмитрием, Романовы 300 лет старались не вспоминать).

Бои на подступах к столице шли с переменным успехом. Война затянулась. На полтора года в России установилось “двоевластие”, от которого провинция буквально стонала. Ведь за податями поочередно являлись посланцы обоих царей. А в “Федеральном центре”, расколотом на две части, шла своя жизнь. Еще по пути к столице самозванец щедро раздавал земли наемникам и перебежавшим к нему дворянам, князьям и боярам. Впрочем, многие отметились и в Кремле, и в Тушине, бегая от Шуйского к самозванцу и обратно. Возникло крылатое определение “тушинские перелеты”, характеризующее поведение людей, перебегающих из одного лагеря в другой. Представителей одного рода можно было встретить и тут, и там. Знатные роды пытались обезопасить себя от неприятностей в случае любого исхода затянувшегося противостояния.

В 1609 году Шуйский заключил договор со Швецией, рассчитывая на ее помощь в войне с самозванцем. За это Россия отдавала крепость Корелу с уездом. Этот договор дал Сигизмунду III предлог для открытой интервенции. Дело в том, что он претендовал на престол Швеции, а ее короля Карла IХ считал узурпатором. В сентябре Сигизмунд III осадил Смоленск.

Надежда забрезжила в январе 1610 года, когда племянник царя, талантливый полководец Михаил Скопин-Шуйский снял осаду с Троице-Сергиева монастыря и освободил Дмитров. Поскольку среди родственников царя он был единственным проявившим талант полководца, с ним народ стал связывать надежды на спасение России. Эти надежды не оправдались: в апреле 24-летний Скопин-Шуйский, вернувшись с пира у князя Ивана Воротынского, заболел и вскоре умер. Поползли слухи, что его отравила Екатерина Шуйская - жена брата царя Дмитрия, дочь Малюты Скуратова (прозвище ее отца было нарицательным для обозначения злодейства). Москва оплакивала Скопина-Шуйского так, как в свое время оплакивала царя Федора. Казалось, столица хоронила надежду...

ПАДЕНИЕ И ПЛЕН

Новая катастрофа не заставила себя ждать. Русские войска и шведские наемники во главе с Дмитрием Шуйским выступили к Смоленску. Дмитрий вновь подтвердил репутацию бездарного полководца: 4 июля у деревни Клушино его разбил гетман Жолкевский. Про Дмитрия рассказывали, что в поспешном бегстве он увяз с конем в болоте, потерял обувь и в Можайск приехал босым на тощей крестьянской кляче.

Это поражение окончательно предопределило крушение и самого царя Василия, и всей так и не состоявшейся династии Шуйских. 17 июля 1610 года заговорщики во главе с Ляпуновым свергли Шуйского с престола. Бывшего царя против его воли постригли в монахи.

Василий IV был далеко не лучшим русским царем, но не заслуживал участи, выпавшей на его долю в конце жизни. Пришедшая к власти “семибоярщина” передала Шуйского с родней полякам. До появления в сейме они целый год томились в польских застенках. Когда 29 октября 1611 года бывший царь, ставший политическим трупом, предстал перед королем, он являл собою измученного и утратившего интерес к жизни старика.

В сентябре 1612 года, когда осажденные в Москве поляки ели крыс и собак, в течение шести дней в польском плену один за другим скончались Василий Шуйский и его брат Дмитрий с женой Екатериной. Сразу же возникли слухи о насильственной смерти русских пленников.

Тело бывшего царя удавалось вернуть в Москву только в июне 1635 года. Останки Василия Шуйского были торжественно погребены в Архангельском соборе Кремля.

Смерть Василия III. Елена Глинская и удельные князья. Опала Юрия Дмитровского, Михаила Глинского, Андрея Старицкого. Русско-литовские отношения. Дела крымские и казанские. Дела русские. Смерть Елены. Первый приход Шуйских к власти. Смещение митрополита Даниила. Правление Ивана Вельского. Второй приход Шуйских. Бесславный конец Андрея Шуйского и боярского своеволия. Глинские. Признаки духовного возрождения русского народа. Митрополит Макарий. Венчание на царство Ивана I и его женитьба

Третьего декабря 1533 года великий князь Василий III Иванович скончался на 55-м году жизни. По его духовному завещанию и уже устоявшейся практике регентом трехлетнего великого князя Ивана IV стала его двадцатипятилетняя мать Елена Васильевна Глинская, в свою очередь порученная заботам дяди ее Михаила Глинского и ближайших бояр умершего государя – Михаила Юрьева и Ивана Шигоны, а также митрополита Даниила, которым надлежало обеспечить преемственность власти и уберечь права наследника престола от возможных посягательств со стороны его дядьев Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого, по доносам великокняжеских соглядатаев не оставлявших надежд на восстановление древнего лествичного права, согласно которому власть переходила к старшему в роду мужчине.

С разрешения этой гипотетической проблемы и начало свою деятельность правительство Елены. Уже через неделю после смерти Василия III Юрий Дмитровский был обвинен в нарушении крестоцелования и в заговоре с целью захвата власти, заключен под стражу, где он впоследствии и умер от истощения.

Решение судьбы другого дяди великого князя из-за отсутствия веских поводов и оснований было отложено «на потом» или «до лучших времен».

А тем временем при великокняжеском дворе развивалась типичная при смене власти интрига, усугубленная в данном случае еще и тем, что на смену сильному князю пришла молодая и слабая женщина. Князья и бояре боролись между собой за близость к престолу, за возможность влиять на решения, принимаемые регентшей, причем спор шел не о том, как лучше обустроить государство, а о том, кому достанутся ключевые придворные должности, выморочные или конфискованные поместья, кто от имени великого князя будет «казнить и миловать». Другими словами, каждый «тянул одеяло на себя».

Неожиданно высоко стала восходить звезда князя Ивана Федоровича Овчины-Телепнева-Оболенского, далеко небесталанного военачальника, сблизившегося с Еленой Глинской, – из-за личной приязни она стала доверять ему решение не только военных, но и внутриполитических и дворцовых проблем. Насколько можно судить, это был первый в истории Руси фаворит, на коих будет так богат ХVIII век. Именно между ним, любовником правительницы, и ее дядей, властолюбивым и честолюбивым Михаилом Глинским, развернулась основная борьба, победителем из которой вышел не руководитель регентского совета, назначенный самим Василием III, а «мил сердечный друг» правительницы. Дядя же, обвиненный в стремлении «самовластно держать государство», в августе 1534 года был арестован, посажен в ту же палату, где он сидел еще при прежнем великом князе, и вскоре умер от истощения, как и Юрий Дмитровский, заморенный голодом.

Примерно в это же время в Литву бежали два знатнейших боярина – князь Семен Бельский и Иван Ляцкий из рода Кошкиных, неудовлетворенные своим положением при дворе и недовольные засильем фаворита, от которого стали зависеть их карьера, благополучие и сама жизнь.

Избавившись от бояр-соперников, Овчина-Оболенский начал новую интригу. Его очередной жертвой стал последний дядя великого князя – Андрей Старицкий, позволивший себе в кругу не очень преданных ему бояр высказывать обиды на великого князя, правительницу и ее фаворита за то, что он после смерти Василия III так ничего и не получил к своему уделу. Интрига, развивавшаяся на протяжении трех лет, сопровождалась обменом посольствами и переманиванием служилых людей, формированием коалиций и готовностью удельного князя при удобном случае бежать в Литву. Дело дошло до того, что фаворит Елены повел на Андрея московские полки, а последний, собрав семью, ближних бояр и свое войско, устремился по единственно оставшейся незаблокированной дороге на Великий Новгород – часть помещиков города высказала желание перейти к нему на службу. Завершилось все относительно мирно, если не считать заключения под стражу самого Андрея и членов его семьи, торговую казнь его ближних бояр и повешение тридцати новгородских помещиков. Через полгода Андрей Старицкий повторит судьбу брата: он умрет в тюрьме от голода.

К моменту восшествия на великокняжеский стол трехлетнего Ивана IV истекал срок перемирия с Литвой, однако престарелый Сигизмунд счел для себя зазорным направлять великих послов к князю-ребенку. Кроме того, он, подзуживаемый перебежчиком Семеном Бельским, надеялся воспользоваться временным неустройством на Руси и вернуть себе то, что стараниями Ивана III и Василия III отошло к Москве. Правительство же Елены Глинской со своей стороны настаивало на соблюдении обычая заключать русско-литовские договоры исключительно в Москве. Препирательства о том, кому посылать послов и где заключать договор, тянулись почти три года, что стоило немалой крови как той, так и другой стороне. Поляки взяли Гомель, Стародуб, Почеп, сожгли Радогощ и окрестности Чернигова. Московские полки в свою очередь прошлись огнем и мечом по литовским землям до Любеча, Витебска и чуть ли не до Вильны, отбили назад Стародуб и Почеп и в довершение ко всему построили на литовской земле свои укрепленные городки Себеж, Заволочье, Велиж. Десятки тысяч человек погибли в этих взаимных набегах, еще большее количество людей было уведено в полон. Дорого народам доставался гонор их правителей.

К важнейшим внешнеполитическим событиям этого периода относятся и обострившиеся отношения с Крымом, что, в частности, и подтолкнуло Москву на заключение пятилетнего (до 1542 г.) перемирия с Литвой. Некоторое время Крымское ханство было как бы поделено на две враждующие между собой части. Одну из них возглавлял Саип-Гирей, а другую – следующий за ним по старшинству из Гиреева рода Ислам. Это, конечно же, снижало их возможности по организации крупных набегов на соседние страны, тем не менее и тот и другой, не принимая на себя никаких обязательств, считали возможным требовать от московского князя подарков и «поминков», время от времени подкрепляя свои притязания локальными набегами на русские поселения по берегам рек Оки и Прони. Обстановка изменилась в худшую сторону после того, как один из ногайских князей, внезапно напав, убил Ислама и Саип-Гирей стал единовластным хозяином Крыма. Подстрекаемый Семеном Бельским, стремившимся с помощью литовцев и татар восстановить независимость своего Бельского удела и надеявшимся получить к тому же и Рязанское княжество, крымский хан с помощью своих сторонников организовал в Казани заговор, в результате которого хан Еналей, подручник Москвы, был убит. На его место Саип-Гирей посадил своего брата, Сафа-Гирея. Тот, не без рекомендации брата, перестал выплачивать дань-оброк Москве и чуть ли не сразу возобновил набеги на русские земли. А из Крыма в Москву продолжали сыпаться требования «большой казны» и отказа от каких-либо прав на Казань. Над Русской землей нависла угроза разрушительного набега. В этих условиях правительству Елены Глинской ничего другого не оставалось, как, сохраняя внешние признаки собственного величия, на время согласиться с такой расстановкой сил. Уже подготовленный поход на Казань был отменен.

Историки практически единогласны в отрицательной оценке Елениного правления. Однако справедливость требует, чтобы мы все-таки сказали и о том, что ей удалось сделать. А слабой правительнице и порочной женщине оказалось по силам строительство Китайгородской стены в Москве, восстановление почти полностью сгоревшего Ярославля, а также городских стен Владимира и Твери, укрепление Вологды и Великого Новгорода, возведение Буйгорода и Устюга, а также городков на Балахне и Проне.

И еще одним знаковым событием ознаменовалось правление Елены Глинской. При ней была установлена единая монетная система Великого княжества Московского. Дело в том, что во времена Василия III на Руси большое распространение получила умышленная порча серебряных денег, в результате вес монет, а следовательно, и покупательная способность снизились чуть ли не в два раза. «Резчики» денег и фальшивомонетчики были казнены, удельные княжества лишены права лить свою монету, хождение старых денег запрещено. С 1535 года на Руси из одной гривенки серебра (около 200 граммов) стали лить по три рубля московских или по 300 денег новгородских, на которых князь на коне изображался уже не с мечом в руке, а с копьем. Отсюда пошло и название – копейная, копейка.

Чуть более четырех лет правила Елена. Правила без грубых ошибок и особого ущерба земле Русской. Наоборот, некоторые ее шаги, а вернее, шаги ее правительства, где партию «первой скрипки» играл князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, были продуманы, целесообразны и прогрессивны. Но властолюбивое московское боярство никак не хотело мириться с тем, что всеми делами в государстве заправляет человек, находящийся по Родословцу ниже многих из них, а это в те времена расценивалось не иначе, как «бесчестие». Поэтому не приходится удивляться тому, что 3 апреля 1538 года тридцатилетняя мать великого князя умерла. Большинство историков склонны считать, что она была отравлена. Русское общество, не готовое к спокойному восприятию ее чуть ли не открытого сожительства с Иваном Овчиной, не то что безразлично, а даже с некоторым злорадством отнеслось к кончине регентши. Об этом говорит хотя бы то обстоятельство, что, вопреки православным обычаям, похоронили Елену в день смерти и, как подметил Н. Карамзин, без митрополичьего отпевания.

А уже через семь дней был заключен под стражу Иван Овчина-Оболенский. Расправились с ним его же методами – заморили голодом.

Теперь в борьбе за власть схлестнулись могущественные кланы князей Шуйских, потомков суздальских князей, поддерживаемые новгородцами и некоторыми членами Рюрикова рода, и Бельские, на стороне которых выступали многие выходцы из Литвы. Но дрались они не за великокняжеский престол, ибо никто из них не мог оспаривать прав Ивана IV. Они дрались за возможность управлять его именем, что, кроме чести и славы, давало им возможность сказочного обогащения. Те, кто на какой-то период времени оказывался наверху, как хищные звери набрасывались на лакомые куски. Иван IV, обвиняя Шуйских, впоследствии писал Андрею Курбскому: «...сколько зла они наделали! Сколько бояр и воевод, доброхотов отца нашего, умертвили! Дворы, села и имения дядей наших взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенесли в большую казну... из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных и написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследственное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей... рабов своих сделали вельможами... мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде». И так поступали не только Шуйские. Каждая из враждующих боярских семей, оказавшись у власти и пользуясь фактическим бесправием великого князя, спешила заполучить себе как можно больше.

Сначала власть захватили Шуйские. Они взяли под стражу князя Ивана Федоровича Бельского, брата отъехавшего в Литву Семена Бельского. Его советников и подручников они отправили в ссылку по деревням, а дьяка Мишурина без государева приказания предали смертной казни. Во главе семейного клана Шуйских стоял в то время князь Василий Васильевич – последний воевода вольного Великого Новгорода, опытнейший военачальник, который, стремясь закрепиться у трона, а может быть, и надеясь получить его если не для себя, то для своих наследников, будучи в достаточно преклонных годах, женится на юной двоюродной сестре Ивана IV – Анастасии, дочери крещеного татарского царевича Петра и сестры Василия III – Евдокии. Но семейное счастье их было недолгим и бесплодным. Василий вскоре умирает, власть же переходит к его брату Ивану, и тот идет еще дальше в борьбе со своими противниками. Он добивается смещения с митрополичьего престола Даниила, сторонника Бельского, и возведения на освободившееся место последователя нестяжателей – игумена Троице-Сергиева монастыря Иоасафа (февраль 1539 г.), который, однако, недолго остается его союзником. За спиной у Шуйских он выхлопотал у великого князя освобождение Ивана Бельского (июль 1540 г.), что явилось для них полной неожиданностью, в связи с чем князь Иван Шуйский, как тогда говорили, в сердцах перестал ездить к государю и в Боярскую думу.

Власть на короткое время переходит к Бельскому и митрополиту Иоасафу, сторонникам сильной централизованной власти, благодаря которым из-под стражи освобождается семья умершего в заключении удельного князя Андрея Ивановича Старицкого – его жена Евфросинья и сын Владимир. Молодому князю возвращают отцовский удел и недвижимое имущество в Москве. Ему дозволяется видеться с великим князем и иметь свой двор, бояр и детей боярских, только двор этот состоял уже не из числа приближенных его умершего отца, а из ставленников Москвы.

В отличие от современников, Бельский по каким-то причинам не применял репрессивных мер по отношению к своим недоброжелателям, что было расценено ими как слабость и, надо полагать, ускорило конец его правлению. К январю 1542 года сторонники Шуйских составили новый заговор, в результате Иван Бельский был отстранен от власти, вновь арестован и сослан на Белоозеро, где его четыре месяца спустя и убили слуги Шуйских. Не менее решительно действовали заговорщики и в отношении митрополита: они устроили на него настоящую облавную охоту, гоняясь за Иоасафом из митрополичьих палат в покои великого князя, – захватить его удалось только на подворье Троицкого монастыря. Жизнь митрополита висела на волоске, ибо единомышленники Шуйского уже готовы были убить его. Лишь вмешательство игумена Алексея предотвратило самосуд. Иоасаф был низложен, сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, а на его место, в угоду многочисленным новгородским участникам заговора, возвели новгородского архиепископа Макария, ставшего впоследствии одним из величайших церковных деятелей Руси.

Следует отметить, что во время этого переворота Шуйские проявили не только враждебность к своим противникам, но и полное небрежение к подрастающему Ивану Васильевичу, покои которого они бесцеремонно обыскивали в поисках приверженцев прежнего фаворита. Это сильно напугало великого князя и зародило в его душе жажду мести. Но он был слишком молод для принятия самостоятельных решений, поэтому Шуйские и их сторонники еще целых два года упивались своей властью, ущемляя Ивана IV в повседневной жизни, унижая его человеческое достоинство и оскорбляя как государя. Единственно, в чем Шуйские потворствовали ему, так это в развитии его отрицательных наклонностей и жестокости по отношению сначала к животным, а потом и к людям. Что же касается придворного этикета, то на всех официальных церемониях и приемах они вынуждены были раболепствовать перед великим князем, выказывая полную готовность превратиться в пыль у его ног. Все это развивало в Иване IV, с одной стороны, презрение к рабам-ласкателям, а с другой – ненависть к строптивым вельможам, беззаконно похитившим его права.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения государя, стала безобразная сцена, произошедшая в сентябре 1543 года на Государственном совете: Шуйские и их единомышленники набросились с кулаками на Федора Воронцова, которого Иван Васильевич в последнее время приблизил к себе, и чуть не убили его. Только заступничество митрополита Макария и великого князя спасло тому жизнь, правда, не спасло от ареста и ссылки в Кострому. Неведомо, каким поводом воспользовался тринадцатилетний Иван IV, но через три месяца после этого случая он приказал схватить «первосоветника боярского» Андрея Шуйского и отдать его псарям, которые по дороге в тюрьму и убили его, затравив собаками. С тех пор, говорит летописец, начали бояре от государя страх иметь и послушание.

Есть предположение, что эта перемена в отношении малолетнего великого князя к своему окружению была в какой-то степени спровоцирована Глинскими, которые тут же заполнили собой образовавшийся вокруг престола вакуум власти. Те самые Глинские, что при Шуйских даже не смели заикаться о своих правах, в кои-то веки получили возможность не то чтобы поуправлять государством, но, по крайней мере, небезвыгодно попользоваться своим родством с великим князем. Хотя нужно сказать, правление Глинских положительно повлияло на внешние проявления авторитета верховной власти. Ивана прекратили унижать и оскорблять, его окружили вниманием и даже подобострастием. Однако, попустительствуя дурным наклонностям князя-отрока, Глинские не забывали и о собственных интересах. Они повсюду расставляли наместников из числа своих приверженцев, переселившихся из Литвы, Южной Руси и Северской земли. Те, в свою очередь, чувствуя высокое покровительство, где только могли, обогащались за счет народа, позволяя себе при этом разного рода бесчинства и своеволия. При них с новой силой распространились мздоимство, насилие и грабежи. Случавшиеся время от времени опалы бояр либо носили отпечаток мести за прежние обиды, нанесенные великому князю в детстве, либо являлись результатом интриг новых временщиков. В немилости оказались бояре Иван Кубенский, Петр Шуйский, Александр Горбатый, Дмитрий Палецкий, Федор Воронцов. Уже тогда стали проявляться несдержанный характер молодого государя, его самодурство и деспотизм. Считая себя полновластным хозяином земли Русской, а всех населяющих ее людей – своими рабами, он, не особо задумываясь, выносил смертные приговоры одним и жестокие наказания другим. По его приказу, в частности, были задушены князь Трубецкой и сын Ивана Овчины-Оболенского Федор, участник молодецких забав государя. По его приговору были казнены князь Кубенский и два брата Воронцовы, ложно обвиненные в подстрекательстве новгородских стрельцов к неповиновению. А всего по распоряжению тринадцатилетнего мальчишки было казнено восемь человек. Много это или мало? Если для Европы с ее Людовиком ХI, «художником пыток», с Владом Дракулой, боровшимся с бедностью и болезнями посредством массового сожжения больных и бедных, с Чезаре Борджа, средневековым исчадием ада, восемь человек были сущими пустяками, то в Московской Руси, где за все время правления Ивана III и Василия III насчитывалось меньшее количество смертных приговоров, такое количество казненных вельмож шокировало общественное мнение. Мы уже не говорим о таких «шалостях» государя, как паление бород псковским жалобщикам и поливание их горячим вином, что попало в летописи как пример изощренного злодейства.

Но зло есть зло, а жестокость есть жестокость. В отличие от зла, жестокость с большим успехом может рассчитывать на объяснение и понимание. В критической ситуации именно жестокость может оказаться единственно правильным средством исправления положения. Хотя нельзя сказать, что все эти убийства и опалы носили крайний характер и ситуацию невозможно было исправить другими способами. Многомудрый митрополит Макарий, понимая это, по мере возможности смягчал их последствия. Тем не менее мы должны признать, что жестокость принесла свои плоды: бояре поняли, что их самовластию приходит конец.

Все течет, все изменяется. На внутриполитической арене появляются новые «игроки» и реанимируются старые. Вновь звучит голос Максима Грека, находящегося в заключении. Его усилия, направленные на объединение всех православных церквей, его критика церковных и светских вельмож, подвергающих бедных людей жестокой эксплуатации, его призывы к установлению справедливости на земле находят живой отклик как у церковнослужителей, так и у мирян. Вновь возникает вопрос о соотношении церкви и государства, священства и царства. Если Максим Грек, священник Ермолай, монах Артемий отдавали приоритет священству, то бывший подданный польского короля Иван Пересветов был горячим идеологом самодержавия и сильного центрального правительства. Дворянин же Матвей Башкин, будучи одним из первых оппозиционных правительству публицистов, не только критиковал крепостнические порядки, но и ставил под сомнение ранее неприкосновенные догматы Священного Писания.

Обновлялось общество, а вместе с ним и ближайшее окружение великого князя. Не последнюю роль в этом играл митрополит. Первосвятителем Макарий стал, как мы помним, в 1542 году по настоянию новгородских участников очередного заговора Шуйских, однако, вопреки их ожиданиям, он не превратился в их клеврета и союзника по ослаблению уже сложившегося централизованного государства. В отроческие годы великого князя и в первые годы своего первосвятительства Макарий открыто не вмешивался в политику, если не считать ходатайств за осужденных. Он, если можно так сказать, готовил почву, пытался создать среду и условия для будущего справедливого правления подрастающего Ивана Васильевича. Благодаря митрополиту, будущий царь приобщился к изучению истории, Священного Писания и церковно-служебных книг. В числе наперсников «державного сумасброда» по настоянию Макария появились люди незнатные, но искренне желающие благополучия своему отечеству и своему народу. Их роль поначалу была незаметной, положение – опасным, но в конечном итоге тактика, избранная митрополитом, оправдала себя. К своему совершеннолетию великий князь был уже вполне готов к тому, чтобы принять на себя царский титул, что, с одной стороны, окончательно выделит его из массы княжеских родов, поднимет над ними, а с другой – поможет осознать ответственность как христианского правителя Третьего Рима.

В декабре 1546 года шестнадцатилетний Иван призвал к себе митрополита с боярами и объявил, что имеет намерение жениться, но не на иностранной принцессе. Он попросил провести в своем государстве смотр-конкурс невест не только среди девиц княжеских и боярских родов, но и среди дочерей детей боярских. Однако прежде чем сочетаться браком, князь хотел принять на себя царское достоинство и венчаться на царство. Желание это, по мнению Н.И. Костомарова, было мотивировано двумя причинами: во-первых, Иван IV, как внук Софьи Палеолог, мог считать себя наследником византийских императоров (цезарей); а во-вторых, на территории Руси он был своеобразным преемником власти ханов (царей) Золотой Орды. Для пущей убедительности предполагаемого действа была использована сказка-легенда, сочиненная в Литве, о происхождении Рюрика от потомков брата римского императора Августа по имени Прус, когда-то переселившегося в Прибалтику.

Обряд венчания на царство состоялся 16 января 1547 года. В торжественной обстановке при стечении большого количества людей митрополит Макарий в Успенском соборе Кремля возложил на молодого царя шапку, бармы и цепь Владимира Мономаха. Этому предшествовал церковный молебен со специально написанной молитвой, в которой первосвятитель просил Бога укрепить Ивана «на троне справедливости... дать ему победу над варварами... сделать его мудрым хранителем церкви... дать справедливость народу, заботиться о бедных».

А к тому времени была готова и невеста. Выбор «конкурсной комиссии» и самого царя пал на девушку одного из самых знатных и древних московских боярских родов, основатель которого, Андрей Иванович Кобыла, когда-то пришел из Пруссии. Дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина – Анастасия стала первой русской царицей. Кого-то это обнадежило, а кого-то и расстроило. «Государь обидел нас своим браком, – заявляли представители княжеских семей, – взял боярскую дочь, свою рабыню, как невесту. И мы должны служить ей, как будто бы она – наша сестра». И не эта ли недоброжелательность через тринадцать лет станет причиной преждевременной смерти Анастасии?


| |

Смерти Василия Темного предшествовали драматические события в Москве. Когда‑то, во время ссылки в Угличе, только что ослепленному Василию помог освободиться князь Василий Ярославич Боровский. Потом он перешел на сторону Шемяки, попал в плен к Василию II и был заточен в том же самом Угличе. В 1462 г. Василию II стало известно, что сторонники Боровского решили освободить его из тюрьмы. Он приказал схватить заговорщиков, доставить в Москву и «казнить их, бить и мучить, и конями по всему городу волочить и по всем торгам, а затем повелел головы им отсечь». Как пишет дальше летописец, «множество же народа, из бояр, и из больших купцов, и из священников, и из простых людей, видя это, приходили в ужас и удивление, и жалостно было видеть, как глаза всех наполняются слезами, потому что никогда ни о чем таком не слышали и не видели среди князей русских, чтобы такими казнями казнить и кровь проливать в святой Великий пост, и недостойно то православного великого государя». Смелый летописец писал эти строки! Но пройдет 100 лет, и его преемники – собратья по перу – будут почти равнодушно перечислять тысячи мучеников, безжалостно растерзанных свирепым Иваном Грозным и его опричниками, а толпы горожан быстро привыкнут к пролитой на улицах крови и даже будут бежать на казнь, как на праздник, толпиться у эшафота, чтобы – на счастье! – намочить кровью казненного платок или отрезать кусок веревки повешенного. Эпизод этот свидетельствовал о наступлении новых, страшных времен московского самовластия.

Сам Василий II умер не совсем обычно. У него началось онемение некоторых частей тела так, что князь прикладывал к ним разожженный трут и не чувствовал боли. Потом из ран пошел гной и Василий «впал в тяжкую болезнь», из которой уже не вышел.

Иван III Васильевич

С ранних лет княжич Иван (род. в 1440 г.) испытал ужасы междоусобья. Он был с отцом в тот самый день, когда люди Шемяки насильно выволокли Василия II из церкви, чтобы ослепить его. В суматохе Ивану с братом Юрием удалось бежать к родным. У него не было детства – уже с 10 лет (в 1450 г.) он стал соправителем слепого отца, сидел рядом с ним на троне и назывался великим князем. В 12 лет его обвенчали с юной Марией – дочерью тверского князя Бориса Александровича. Всего у власти Иван III Васильевич пробыл 55 лет! Причем из них самостоятельно правил 43 года.

По словам видевшего его иностранца, это был высокий, красивый, худощавый человек. Было у него и два прозвища: «Горбатый» – видно, что Иван сутулился, и «Грозный». О последнем прозвище потом забыли – внук его Иван IV оказался еще грознее. Иван III был властолюбив, жесток, коварен. Суров он оставался и к своим близким: родного брата Андрея уморил голодом в тюрьме.

Ивана отличал выдающийся дар политика и дипломата. Он мог годами выжидать, медленно идти к своей цели и достигать ее без серьезных потерь. Так произошло с освобождением от татарского ига, с завоеванием Твери, Новгорода. Иван III cтал истинным «собирателем» земель. Одни Иван присоединял тихо и мирно (Ярославское и Ростовское княжества), другие покорял силой (Чернигово‑Северская земля, Брянск). Увенчались успехом и походы его войска на северо‑восток – Иван прибрал к рукам Вятку, Югорскую землю по берегам реки Печеры. Московская власть при нем утвердилась и на Урале, а в 1472 г. Москве подчинилась принадлежавшая Новгороду Пермская земля.

К концу жизни Ивана Московское княжество увеличилось в 6 раз! Как писал С. Герберштейн, австрийский посол при дворе Василия III: «Он, как правило, никогда не бывал в сражениях и все же всегда одерживал победы, так что великий Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пирах, говоря, что тот, сидя дома и предаваясь сну, умножает свою державу, а сам он (Стефан), ежедневно сражаясь, едва ли в состоянии защитить свои границы».

Василий Макарович Шукшин – актер, режиссер, сценарист и писатель. Последней его работой в кино стала роль солдата Лопахина в фильме «Они сражались за Родину». 2 октября 1974 года, за два дня до окончания съемок, проходивших в донской станице Клетской, Шукшина нашли мертвым в каюте теплохода «Дунай», на котором жила съемочная группа. Официальный диагноз – сердечная недостаточность. Однако еще до похорон многие были уверены, что Василия Макаровича убили.

Почему поползли слухи об убийстве Шукшина

Последним, с кем общался Василий Макарович, был его партнер по съемкам и лучший друг Георгий Бурков. Он же и обнаружил тело. По воспоминаниям Буркова, рукописи Шукшина были разбросаны по каюте, хотя иллюминатор был закрыт и сквозняка не должно было быть. Шукшин отличался аккуратностью и сам устроить такой беспорядок не мог. У всех, кто первым появился на месте трагедии сложилось впечатление, что среди бумаг писателя что-то искали.

Важная деталь – в каюте стоял резкий запах корицы. Именно так пахнет инфарктный газ, вызывающий спазмы сердца. Понятые свидетельствовали, что Шукшин лежал в скрученной позе, а возле него валялись бумаги. На фотографиях же криминалистов он лежит ровно, руки у сердца, а вокруг – порядок.

В том, что Василия Макаровича убили, была уверена и его жена актриса Лариса Федосеева-Шукшина, которая утверждала, что за ее супругом еще в Москве следил странный человек невысокого роста. Замечала она его и на съемках фильма. Жена актера говорит, что этого человека знал режиссер Сергей Бондарчук, но он отказался назвать ей его имя.

Официальное заключение по поводу смерти Шукшина, которое сделал профессор-патологоанатом Автандилов, - сердечная недостаточность. Однако актер страдал язвой желудка, и по этой причине перед началом съемок даже лежал в московской больнице, где специалисты провели его полное обследование, в том числе сделали кардиограмму, которая не выявила у известного пациента никаких проблем с сердцем. Документ этот и сегодня хранится в семье Шукшиных.

Встреча в Волгограде

Оператора Анатолия Заболотцкого и Шукшина связывала дружба и совместные съемки фильмов «Калина красная» и «Печки-лавочки». Спустя несколько лет после смерти друга, Анатолий Дмитриевич оказался в Волгограде. Там он встретил человека, который представился Алексеем и сказал, что прочитал его книгу «Шукшин в кадре и за кадром». Он очень хотел поведать подробности эвакуации с теплохода «Дунай» тела Шукшина, поскольку в 1974-м входил в состав группы, занимавшейся этим делом.

Алексей рассказал, что прибыл на судно для транспортировки трупа 2 октября, но распоряжение о вывозе тела отложили. Шукшин должен был оставаться в каюте до приезда судмедэкспертов. Он лежал поперек кровати в одежде, но его переложили, сняли с него верхнюю одежду и сапоги. Руководил группой Алексея неизвестный мужчина – невысокого роста, широкоплечий и без шеи. Покидая каюту, он в грубой форме приказал навести в ней порядок и сложить все разбросанные бумаги.

Анатолий Заболотцкий вспоминал, что все это было сказано Алексеем скороговоркой, после чего он быстро скрылся в толпе. Если Шукшина и убили, то возможность провести такую операцию была только у КГБ или высокопоставленных чиновников из Москвы. Сторонниками версии убийства Шукшина помимо его супруги были друзья Георгий Бурков, Алексей Ванин, Анатолий Заболотцкий, режиссер Сергей Бондарчук, актер Панкратов-Черный.

За что могли убить Шукшина

В середине 1970-х годов в ЦК партии образовались две противоборствующие группировки – «западники» и «почвенники». Последний фильм Шукшина посмотрели более 62 миллионов человек, что сделало Василия Макаровича «народной звездой». Лента понравилась и тогдашнему Генсеку Леониду Брежневу.

Новый статус и поддержка Бондарчука сделали возможным съемку фильма о Степане Разине, сценарий к которому был написан на основе романа Шукшина «Я пришел дать вам волю». В сентябре 1974 года Худсовет утвердил сценарий, а съемки были назначены на конец осени того же года. Решению комиссии не помешала даже литературная травля Шукшина, начатая, как считается, с подачи «западников», испугавшихся увеличения влияния Василия Макаровича на народ.

Как бы отреагировал советский человек на образ Степана Разина в исполнении Шукшина? Близкие к актеру люди уверены, что убили его именно из-за будущего фильма и тех идей, которые кинолента призвана была пропагандировать. Киногерой - борец с царизмом мог спровоцировать помимо интереса к национальной культуре и бунт народа, а сам Шукшин мог стать воплощением обновленного русского человека.

Хроника умирающего «бога» (причины смерти отца Ивана Грозного) March 7th, 2011

В переводе на современный русский эта история болезни выглядит примерно так (многоточия - удаленный мною текст):

Мужчина 54 года. Заболел 1 октября 1534 г. На сгибе бедра левой ноги, в области паха, появилась небольшая болячка размером с булавочную головку; «корки на ней нет, ни гною в ней нет, а сама багровая».

Езда на лошади больному стала даваться с трудом из-за боли. Через неделю- он уже не мог сидеть а только лежал в кровати. Есть мог немного.

Лечить начали с прикладывания к болячке пшеничной муки с пресным медом и печеного лука, от этого болячка начала краснеть; ... «и появился на болячке как будто небольшой прыщ, и появилось в ней немного гною». Так продолжалось две недели.

Гной практически не выходил из болячки, «корки на ней не было, рана же была такой, как будто в нее что-то воткнуто: и не увеличивается она и не уменьшается». Стали прикладывать мазь к болячке, из нее пошел гной, сначала немного, а потом до полутаза и по целому тазу. Настроение у больного было подавленное и «тогда же и грудь ему сильно сдавило». Для облегчения использовали горшки трехдневные и семянники, и от этого «все опустилось вниз», но болезнь не отступала. С этого момента он практически перестал есть.

26 октября состояние больного до того ухудшилось что он переделывает свое завещание.

....5 ноября, ночью количество натекшего гноя уже превышало один таз, и из болячки вышел стержень — размером больше тридцати сантиметров, но не весь. Думая, что это признак выздоровления у больного улучшилось настроение. К тому же от новой мази опухоль немного уменьшилась… Он совсем не вставал с постели, все время лежал; и его переворачивать одной стороны на другую, потому, что сам он не мог уже это делать.

В конце концов, он перестал чувствовать боль; рана его не увеличивалась, но только запах от нее шел тяжелый и сочилась из нее жидкость, как из трупа.

Перед смертью больной перестал владеть языком, а затем его правая рука перестала подниматься.

Смерть наступила 3 декабря 1534 г. в полночь. После смерти он побелел, запах от раны исчез и более того стал приятным.


Первая реконструкция этой болезни была сделана еще в начале 19 века. Было высказано предположение что Василий III умер от вереда (фурункул) . Судя по всему, медики не рассматривают версию с отравлением великокняжеской особы. Методы лечения пациента, а именно прикладывание печеного лука были обычны для лечения гнойников в средневековой Руси.

К сожалению, мы не знаем состав мази, которым обрабатывали «болячку». Но судя по ее действию, вряд ли она сделала пациенту хуже.

Любопытно, что врачи, которые лечили Великого князя, остались в живых после его смерти (еще в 15 веке такой исход лечения августейших особ заканчивался смертной казнью). Обвинения в отравлении тоже не последовало.

Это хоть и слабое, но все-таки подтверждение того факта что для того уровня медицины было сделано все что можно. И с этим все согласились.

С точки зрения современной медицины болезнь Василия III скорее всего была гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит) . Лечение - через инъекции антибиотиков, а в запущенных случаях- хирургическое.

Также, учитывая летальность заболевания можно предположить что речь идет об одной из самых распространенных зараз Средневековья- туберкулезе. Как пример, смерть князя Василия Темного в 1462 году от туберкулеза легких ("сухотной болести"). В случае с Василием III это был генерализованный туберкулез - костный, с натечником и туберкулезом легких (чахоткой).

Итого :

Обе вероятные болезни Василия III предполагают изменения в костях больного, что можно установить при эксгумации тела. Его гробница расположена в Архангельском соборе Московского Кремля среди могил прочих русских князей доромановской эпохи. Замурованность этого (как и остальных) захоронения потрясающая. Остается надеяться, что науке предоставится удобный случай установить истину…

Литература