Конспекты занятий умк в детском саду. Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языкуТема занятия: «Одежда

Тема: Гостинцы Акбая и Мияу

Основная п редметная область: Развитие речи (татарский язык)

Интеграция областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие"

Возрастная группа: дети старшей группы "Светлячки" (5-6 лет)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепление пройденного лексического материала по теме "Овощи", а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Родничок"" Спасского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку по теме "Овощи" с детьми старшей группы "Светлячки" "Гостинцы Акбая и Мияу"

(открытый показ в рамках годового плана ДОУ)

Воспитатель по обучению татарского языка:

Мусина Гулия Маулевна

г. Болгар

2014 год

Тема: Гостинцы Акбая и Мияу

Основная предметная область: Развитие речи (татарский язык)

Интеграция областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие"

Возрастная группа: дети старшей группы "Светлячки" (5-6 лет)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепление пройденного лексического материала по теме "Овощи", а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.

Задачи:

1. Образовательные :

  • Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие.
  • Способствовать умению составлять мини-диалоги в речевых ситуациях, закреплять умение детей составлять небольшие рассказы-описания по картинкам или личным наблюдениям ребёнка.

2. Развивающие:

  • Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.
  • Развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук; самостоятельно выполнять задания, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку.
  • Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Список использованного программного обеспечения:

  1. УМК для детей 5-6 лет "Татарча сөйләшәбез. Говорим по-татарски" З. М. Зарипова, Казань 2012.
  2. «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: проектор, ноутбук, аудиозаписи 11-12 для детей 5-6 лет, демонстрационный и раздаточный материал, презентация, игрушки Мияу и Акбай;

Для детей: муляжи овощей, руль, полумаски овощей, мяч, 5 корзинок, атрибуты дли сюжетно-ролевой игры "Овощной магазин".

Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, разработка слайдов, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песенно-танцевальной игры "Бар матур бакча", изготовление полумасок.

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме "Овощи", песенно-танцевальная игра "Бар матур бакча".

Ход занятия:

I. Организационный момент (Слайд 1)

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, они узнали, что вы очень хорошо говорите по-татарски, и все они хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними по-татарски, и узнаем как у них дела.

Дети: Исәнмесез!

Гости: Исәнмесез!

Дети: Хәлләр ничек?

Гости: Әйбәт, рәхмәт!

Воспитатель: Вот и поздоровались, а сейчас давайте представимся. Син кем? (воспитатель передаёт мяч детям, дети отвечают )

Дети: Мин - ....

II. Основная часть

1. Сюрпризный момент. Стук в дверь.

Воспитатель: Давайте спросим: Кто там? - Кем анда? (хором)

Открывается дверь и заходят Акбай и Мияу.

Мияу, Акбай: Исәнмесез, балалар.

Дети: Исәнме, Акбай. Исәнме, Мияу. Хәлләр ничек?

Мияу, Акбай: Әйбәт.

2. Дидактическая игра "Волшебный сундучок".

Воспитатель : Мияу и Акбай принесли волшебный сундук! Ребята, а вам интересно, что в нём? Давайте посмотрим что там внутри! Бу нәрсә?

Дети: Кишер, кәбестә, кыяр, суган, бәрәңге.

Воспитатель: Нинди кишер (...)?

Дети: Баллы (тәмле, зур, кечкенә, чиста, пычрак, матур).

3. Словесная игра "Сломанный телефон".

Воспитатель: Молодцы, ребята! Акбай и Мияу очень понравилось, что вы всё правильно назвали. Они предлагают нам поиграть в "Сломанный телефон". (Зур кәбестә, матур суган, тәмле кыяр, баллы кишер)

4. Дидактическая игра "Сколько? Посчитай!"

Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, пока мы с вами играли, кто-то устроил беспорядок! Что же делать? Вы поможете мне навести порядок и разложить все овощи по корзинам?

Дети собирают овощи и раскладывают их в корзинки.

Воспитатель: Спасибо, ребята! Как вы замечательно справились, сколько много овощей собрали, а давайте посчитаем их. Сана, ничә кыяр (...)?

Дети: 1 (1-10) кыяр (....).

5. Игровая ситуация "Я говорю, а ты покажи". (Слайд 2)

Воспитатель: Акбай и Мияу хотят приготовить овощной салат, но они не могут понять рецепт, потому что ещё не умеют хорошо считать, давайте прочтём рецепт и поможем им.

1 ребёнок получает картинку-рецепт, называет что там изображено, другой ребёнок показывает на доске.

Дети: 2 суган, 1 кәбестә, 4 кыяр, 5 бәрәңге, 3 кишер.

6. Песенно-танцевальная игра "Бар матур бакча". (Слайд 3)

Воспитатель: Ребята, рецепт есть, но нет овощей, чтобы приготовить салат, давайте отправимся в овощной магазин за покупками. Аудио 12.

Дети ходят по кругу, показывают движения, соответствующие словам песни. Персонаж, которого позвали, выходит в центр и танцует, дети хлопают. Потом два ребёнка делают "ворота", другие дети уходят через эти "ворота".

1)Бар матур бакча,

Анда кишер (суган, кыяр) үсә. (түгәрәктә йөриләр)

Менә шундый кишер (суган, кыяр) зур, (хәрәкәт белән

Менә шундый кечкенә. күрсәтәләр)

Кушымта:

Кишер, кишер, (суган, кыяр) кил әле, (1 бала “кишер” (суган, кыяр)

Биеп, биеп кит әле. уртага чыга, бии)

Әллә-лә,әллә-лә, (балалар

Биеп, биеп кит әле. кул чабалар)

2) суган 3) кыяр

4) Шофер, шофер, кил әле, (1 бала “шофер”

Биеп, биеп кит әле. уртага чыга, бии,

Әллә-лә, әллә-лә, балаларны “капкадан”

Биеп, биеп кит әле. алып чыгып китә)

7. Сюжетно-ролевая игра "Магазин овощей". (Слайд 4)

Воспитатель: Вот мы и приехали, где наш список овощей? Давайте купим всё по списку для нашего салата. Акбай и Мияу нам помогут. Аудио 11.

1 ребёнок: Исәнме, Оля. 2 ребёнок: Исәнме, Коля.

1 ребёнок:: Хәлләр ничек? 2 ребёнок: Әйбәт.

1 ребёнок:: Оля, ике кәбестә бир. 2 ребёнок: Мә, ике кәбестә.

1 ребёнок:: Рәхмәт, Оля. Сау бул. 2 ребёнок: Сау бул, Коля.

8. Игровая ситуация "Овощной салат". (Слайд 5)

Воспитатель: Какой вкусный получился салат! Спасибо! Ребята, а какой ещё наш салат?

Дети: Полезный.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в нём много витаминов.

Воспитатель: Правильно, дети, нужно есть много овощей, чтобы вырасти умными и здоровыми ребятками.

III. Итог деятельности. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо мы с вами сегодня потрудились. Спасибо вам. Ребятки, вам сегодня было интересно? Что особенно запомнилось, может что-то было трудным? А расскажете об этом дома? Умницы! Мне тоже очень понравилось, я очень рада и довольна! Но к сожалению нашим гостям, Акбай и Мияу пора с нами прощаться. А на прощание Акбай и Мияу дарят нам раскраски на память о нашем сегодняшнем занятии. Давайте поблагодарим их и попрощаемся с ними и нашими гостями. Сау булыгыз!

Дети: Рәхмәт. Сау бул, Акбай, Мияу! Сау булыгыз!

P.S. Картинки-раскраски можно использовать воспитателем в режимные моменты для закрепления материала.


Конспект занятия по развитию речи с использованием УМК по обучению детей

татарскому языку в старшей группе

Тема: «Моя семья»

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной

активности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье,

взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений

детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:

Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца,

бабушки, дедушки, сестры, брата;

закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе

углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей

существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих

трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в

беседе; развитие детского творчества.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!

Дети : Исэнмесез!

Воспитатель : Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о

семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете,

что такое семья?

Андрей : Семья – это мама, папа, брат и я.

Воспитатель: Скажи на татарском

Андрей : Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.

Настя : Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой

В оспитатель : Скажи на татарском

Настя : бу эни, эти, мин, эби һэм бабай.

Воспитатель : Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка,

бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг

друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших

родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

Андрей : Мою маму зовут Вера. Она работает в аэропорту. Папу зовут Сергей. Он работает сборщиком мебели.

Настя : Мою маму зовут Тамара. Она работает медсестрой в больнице. Папу зовут Иван он водитель.

Воспитатель : У кого есть братья и сестры?

Аня : У меня есть братик. Его зовут Андрей.

Катя : А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.

Эмиль : У меня есть старшая сестра - Диана.

Воспитатель : Дружно ли вы живете?

Аня : Мы всегда дружим.

Воспитатель : Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Катя : Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин

Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Бабушка родная,
Милая моя,
Больше всех на свете
Я люблю тебя.
По твоим морщинкам
Проведу рукой…
В целом свете нету
Бабушки такой.
Никогда не буду
Огорчать тебя.
Только будь здоровой,
Бабушка моя.

О ком эти строки?

Дети : Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап

А ваши мама и папа – это ваши родители.

Воспитатель : У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Воспитатель : Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас.

Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Арсений : Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе

гуляем и ходим в цирк.

Алина : Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Миша : А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее

выздоровел.

Диана : А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой

не замерзла и не заболела.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает.

Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и

дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их

любите и помните.

Шамиль : Надо позвонить!

Катя : Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель : Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев,

бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят: Семья!

Воспитатель: Скажите на татарском

Дети : Гаилэ

Пальчиковая игра Гаилэ

Бу бармак- әти,

Бу бармак- әни,

Бу бармак- бабай,

Бу бармак- әби,

Бу бармак- малай,

Яшәве бергә шулай- Бик күңелле, бик кызык,

Кабатлыйк кызып-кызып:

Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных.

Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Игра «Нарисуем «семью»

Нужно в правую руку взять карандаш, а левую руку положить на середину листа, и обвести свою руку, каждый пальчик в отдельности. Затем выбрать из этих пальчиков себя, и других членов семьи. Нарисовать глазки, нос, рот и раскрасить цветными карандашами остальное. (Дети рисуют под музыку – «Улыбка»).

– Молодцы, ребята! Хорошо нарисовали у кого-то семья большая, у кого-то поменьше. У вас у всех получился семейный портрет.

Игра «Какая у вас семья? »

Дети поднимают руку и отвечают:

Дети: Большая (зур, дружная (куенлле, маленькая (кечкенэ, заботливая,

хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая).

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было

радостное настроение?

Миша : Не обижать младших братьев и сестер.

Диана : Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Алина : Дарить подарки, любить друг друга.

Луиза : Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.

Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей

семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 91»

НОД по обучению детей татарскому языку в средней группе «Веселые игры»

Подготовила:

Воспитатель по обучению детей

татарскому и русскому языкам

МБДОУ “ЦРР – д/с №91”

Зарипова Резида Ильясовна

г. Нижнекамск, 2014

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку

Тема : «Веселые игры”

Возрастная группа : Средняя группа.

Программные задачи :

Обучающие : Расширять словарь детей, закрепить счет до 5.

Развивающие: Учить слушать и понимать татарскую разговорную речь.

Воспитательные : воспитывать интерес к занятиям,бережное отношение к игрушкам.

Основная образовательная область: “Коммуникация”.

Интегрированные образовательные области: “Познание”, “Художественное творчество”.”Физическая культура”,”Музыка”.

Методы и приемы

Методы: наглядные,словесные,игровые,сюрпризный момент.

Приемы : художественное слово,вопросы к детям,дидактические игры,поощрение.

Наглядные средства обучения : презентационный материал для интерактивной доски, раздаточные, раскраски с изображением игрушек.

Словарная работа: Куян,песи,аю,эт,машина.туп.

Предворительная работа :Разучивание песни “Карусель”

Структура:

1.Организационный момент.

2.Отгадывание загадки об игрушках.

3.Сюжетно-ролевая игра «Уенчыклар кибете»

4. Исполнение песенки”Карусель”

5. Дидактическая игра “Нәрсә юк?”

6.Дидактическая игра”Дөрес итеп сана”

7. Дидактическая игра”Әйе –юк”

8Физминутка “Аю”

9.Рабочая тетрадь “Найди,назови и обведи”

10. Итог.Итоговая беседа.Сюрпризный момент.

Использованная литература:

1.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».

2.Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012

3.Г.З.Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

4.«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку» Казань, 2012г.

5.«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г

Источники:

Ход занятия:

Вводная часть (дети входят в группу под тат. музыку (« Родной язык») и садятся на стульчики )

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!

Дети: Исәнмесез.

Воспитатель:Хәлләрегез ничек?

Дети:Әйбәт.

Воспитатель: Ребята, Алсу и Азат прислали вам интересные загадки. Вы умеете разгадывать загадки?(Да) Ребята а ответы они заколдавали. Давайте мы попробуем их отгадать. Интересно какая же первая загадка. (Дети отгадывают загадки,правильные ответы показываю на доске)

Серый байковый зверюшка.
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай!
(Зайка)

    Правильно, слушайте вторую загадку.Попробуй отгадать Арина.

Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну конечно же,…(Медведь)

    Я с вами согласна,слушаем третью загадку,попробуй отгадать Артем.

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьёт,

Песенки поёт. (Кошка)

Четвертая загадка:

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина)

Последняя пятая загадка:

Стукнешь о стенку -

А я отскачу.

Бросишь на землю -

А я поскачу.

Я из ладоней в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу. (Мяч)

Скажите пожалуйста,о чем все эти загадки? Молодцы!

А теперь я предлагаю вам выбрать себе любую игрушку и мы с вами споем песенку.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»

Исәнмесез.

Исәнмесез.

- Нәрсә кирәк?

Аю кирәк?

Давайте споем нашу любимую песенку”Карусель” с нашими игрушками. Ребята, встаньте пожалуйста. (Аудиозапись-47) (дети встают полукругом).

Әллә-лә, әллә-лә, карусель әйләнә, (показывают игрушки)

Матур курчак әйләнә, (кружатся под музыку)

Зур-зур аю әйләнә,(ходят по кругу)

Кечкенә куян әйләнә.

Әллә-лә, әллә-лә, карусель әйләнә,

Матур курчак әйләнә,

Зур-зур аю әйләнә,

Кечкенә куян әйләнә.

Молодцы ребята! (дети садятся ).

Ребята,подарим Алсу и Азату игрушки. Соберем посылку.Какие игрушки положим в коробку.

Ребята, какие игрушки у нас остались, давайте поиграем с игрушками “Нәрсә юк? (Дети: Песи-Кошка, Куян-Заяц, Аю-Медведь, Курчак-Кукла, Машина). Хорошо. А сейчас закрываем глаза. (воспитатель скрывает одну из игрушек). Открываем глаза Артем, нәрсә юк? (Артем: куян) и т.п.Сколько осталось?

Игра“Әйе-юк

Воспитатель : Ребята, продолжим наши игры. Я предлагаю вам поиграть в словесную игру “Әйе-юк ”. Если верно отвечаем “әйе”, если не верно “юк”.(показываю игрушку и задаю вопрос)

Физкульминутка (Дети встают около стульев)

Аю килә, лап-лап, (Әкрен генә аю сымак атлап баралар)

Үләннәрне таптап.

- Аю, алай итмә син, (Аюга бармак яныйлар,аны уйнарга чакыралар)

Безнең белән уйна син.

Урыныңда тик торма, (Урыннарында тыпырдыйлар)

Тыпыр-тыпыр тыпырда.

Аю арыган икән,

Аю йокыга киткән.

Аю әйдә тор инде

Бергәләп уйныйк инде.

А сейчас мы будем заниматься в рабочих тетрадях.(дети садятся за столы ) Откройте рабочие тетради на стр. 1и 8(18)

Найди, назови и обведи” (Такое же задание на ИД ) Послушайте задание. Нужно угадать, что спрятано в мешке, найти пару спрятанной игрушки и обвести карандашом. (Дети садятся за столы и выполняют задание самостоятельно)

Дамир, в первом ряду, что спрятано в мешке? (Дамир -Курчак). Согласны ребята.

Даша, какая игрушка спрятана во втором ряду? (Даша-Машина).

И так, Данил, скажи мне какая игрушка спрятана здесь? (Данил-Самолет). Правильно.

Артем, а какая игрушка спрятана в последнем ряду? (Артем-Туп). Молодцы!

Ребята, Алсу и Азат прислали вам раскраски. Вы их раскрасите вечером и скажете родителям какую игрушку вы раскрасили. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (об игрушках). Каких игрушек мы с вами вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Молодцы, ребята, вы сегодня были внимательны, очень старались.

Сау булыгыз балалар.

Наталия Ворушило
Конспект непосредственной образовательной деятельности по УМК по татарскому языку «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе

Программные задачи :

Обучающие : Расширять словарь детей, закрепить знания детей о цвете.

Развивающие :Развивать умение понимать татарскую разговорную речь , умение отвечать на вопросы по-татарски и составлять предложения из 2-3 слов.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к посуде.

Основная образовательная область :“Речевое развитие ”.

Интегрированные образовательные области : “Позновательное развитие”, “Художественно – эстетическое развитие”.

Методы и приемы

Методы :наглядные, словесные, игровые, сюрпризный момент.

Приемы :художественное слово, вопросы к детям, дидактические игры, поощрение.

Наглядные средства обучения : конверт, презентационный материал для интерактивной доски, раздаточные карточки с рисунками посуды,силуэты посуды.

Словарная работа

Обогащение словаря : тэлинкэ, кашык, чынаяк.

Активизация словаря : зэнгэр чынаяк, кызыл тэлинкэ, сары кашык.

Предварительная работа :Разучивание песни “Зэнгэр чынаяк. ”

Использованная литература :

1. Методика дошкольного образования : «Обучение татарскому языку русскоязычных детей » .

2. Использованная образовательная программа : «Региональная программа дошкольного образования » Р. К. Шаехова, Казань 2012

3. Г. З. Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

4.«Говорим по-татарски . Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку » Казань, 2012г.

5.«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г

Ход НОД

Вводная часть (дети сидят на стульчиках)

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Иснмесез балалар!

Дети : Исэнмесез.

Воспитатель :Хллрегез ничек?

Дети :йбт.

Воспитатель : Что - то вы у меня сегодня не проснулись, какие-то вялые давайте поздороваемся счастями тела.

Иснмесез кзлр, сез уяндыгызмы (поглаживая глаза)

Иснмесез битлр, сез уяндыгызмы (поглаживая щечки)

Иснмесез колаклар, сез уяндыгызмы (поглаживая ушки)

Иснмесез куллар, сез уяндыгызмы (поглаживая руки)

Иснмесез аяклар, сез уяндыгызмы (поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Иснмесез, без уяндык (протягивая руки вперед) .

Воспитатель : Молодцы. А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Син кем?» , «Ты кто?» . С помощью мяча , задавая друг другу вопрос «Син кем?» будем знакомиться на татарском языке .

Передаю мяч с вопросом «Син кем?» , «Сина нич яшь?» . Дети рассказывают про себя на татарском языке .

Вбегает,плачущая Федора , с криками.

Федора : Ой, какое горе, какое горе!

Воспитатель : Что случилось? (обращаясь к Федоре ) . Почему вы кричите, мешаете проводить занятие?

Федора : Разве вы меня не узнали? Я же Федора .

Воспитатель : Ребята, вы знаете, кто такая Федора ? Из какой сказки?

Дети : Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе » .

Воспитатель : Почему же она плачет, может она заболела?

Дети : От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Федора : (плачет) Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала , не могу быстро бегать - устала.

Воспитатель : Что же делать? Как же бабушке помочь ?

(В это время раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с большим конвертом).

Воспитатель : Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает) Бабушка Федора ! (удивленно, да ведь это письмо для тебя (Отдает письмо Федоре ) .

Федора : (Открывает конверт и читает) .

Здесь какая - то загадка. (Читает) :

Ты не сядешь за обед,

Если в доме меня нет.

(делает задумчивый вид) - Ничего не понимаю! Что это?

Воспитатель : Ребята, а вы догадались? Давайте поможем бабушке загадку отгадать .

Дети : Посуда.

Воспитатель : А как вы догадались?

Дети : Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

Воспитатель : Федора , да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай.

Федора : «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать ) :

Как же я выполню задания? Я же старая , в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?

Воспитатель : Ребята, поможем Федоре ?

Дети : Да, поможем .

Воспитатель : Федоре ) . Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.

Федора : Я не умею!

Воспитатель : Ребята, давайте подскажем Федоре , как нужно заботится о посуде.

Дети : Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться , чтобы не разбилась.

Воспитатель : Ну, что, Федора даешь обещание ?

Федора : Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

Воспитатель : Ну что ж, не будем терять времени. А ты, бабушка , (Обращается к Федоре ) посиди, отдохни.

Задание №1 «Отгадай загадку, назови по татарски »

Воспитатель : Ребята, за этими цветными фигурами спрятана разная посуда. Если вы отгадаете загадки, то сможете увидеть эти предметы. Итак, внимание.

Какого цвета фигуру мы расколдуем первой, Софья?

Дети : кызыл – красную.

Тогда слушайте первую загадку.

Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп ложить

И котлету положить.

Дети : тарелка – тлинк.

Воспитатель : Согласна. Какого цвета фигуру мы расколдуем второй, Ваня?

Дети : яшел – зеленый.

Воспитатель : Тогда слушайте вторую загадку.

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

Дети : Ложка-кашык.

Воспитатель : Молодцы. Какого цвета фигуру мы расколдуем третьей, Камилла?

Дети : сары – желтый.

Воспитатель : Тогда слушайте третью загадку.

Я красива и тонка,

Разукрашены бока,

А гостей встречаю,

Чаем угощаю.

Дети : Чашка – чынаяк.

Воспитатель : Молодцы.

Задание № 2 “Нрс юк”.

Воспитатаель : Ребята, следующее задание. Но сначала скажите, что изображено на доске .

Дети : ложка – кашык.

Воспитатель : Какого цвета ложки, перечисли Маша . Хорошо. А сейчас закрываем глаза . Открываем глаза. Диана, нинди кашык юк? (Диана : сары) и т. п.

Скажите, что теперь изображено на доске . (Дети : тарелка -тлинк) Какого цвета тарелки, Богдан, перечисли мне (желтый -сары, зеленый -яшел, красный -кызыл, синий - знгр) . Молодцы. А сейчас закрываем глаза (воспитатель скрывает одну из фигур) . Открываем глаза. Богдан, нинди тэлинкэ юк?

Молодцы. Скажите, что теперь изображено на доске . (Дети : чашка - чынаяк) Какого цвета чашки, Азамат, перечисли мне (желтый -сары, зеленый -яшел, красный -кызыл, синий - знгр) . А сейчас закрываем глаза (воспитатель скрывает одну из фигур) . Открываем глаза. Азамат, нинди чынаяк юк?

Задание № 3 «Посчитай по татарски »

Воспитатель : Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Давайте посчитаем, сколько у нее осталось посуды. (Бер, ике, ч, дрт, биш, алты) .

Воспитатель : Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.

Задание №4 «Скажи наоборот» (с мячом)

Воспитатель : Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая

Воспитатель : Ребята, давайте сейчас отдохнем и споем песню “Зэнгэр чынаяк” (дети встают полукругом) .

Знгр-знгр чынаяк

Знгр-знгр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)

йе шул, йе шул (наклон вперёд)

Матур, чиста чынаяк. (потираем руки – моем их)

йе шул, йе шул, (наклон вперёд)

Знгр, знгр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)

Задание №5 «Укрась посуду татарским орнаментом » .

Воспитатель : Проходите, садитесь. Посмотрите, когда посуда бежала по лесу от Федоры шёл сильный дождь и весь рисунок смыло. Давайте украсим посуду, чтобы она стала такой же красивой как прежде.

Дети рисуют на силуэтах посуды татарский орнамент .

Воспитатель : Все справились с заданием?

Дети : Да

Воспитатель : Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у вас получилась.

Воспитатель : Федора , подойди к нам.

Ну, что, Федора ! Давай следующее задание.

Федора : (Заглядывает в конверт) .

Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено) . Ну и молодцы! Выручили меня!

Воспитатель : Молодцы ребята! (дети садятся) .

Воспитатель : Федора , а ты разве ничего не заметила? Посуда давно вернулась! Помоги мне , пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью - стол сервирован, в центре чайник).

Воспитатель : Вот посмотри, Федора , чай уже готов.

Федора : А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку) .

Дети : Спасибо, Рхмт, Федора !

Федора :«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Ребята, спасибо вам, что помогли мне отыскать посуду .

Федора : До свидания.

Дети : До свидания. Сау булыгыз

3. Итоговая часть занятия.

Воспитатель : Ребята, наше занятие заканчивается. Ребята, кто к нам сегодня приходил?Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (о посуде) . Какие цвета мы с вами вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Молодцы.

Мне очень хочется узнать, что вам сегодня понравилось и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям. А какие татарские слова мы сегодня с вами вспомнили? А что для вас было трудным? (Ответы детей) .

Вы сегодня очень хорошо занимались, были активными.

А сейчас себя похвалим.

Мин йбт, мин яхшы, мин акыллы, мин булдырдым, мин бхетле.

До свидания - Сау булыгыз,балалар!

(Под весёлую музыку уходят) .


Основная образовательная область: "Социализация"
Интегрированные образовательные области:«Коммуникация», «Худ. слово», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд»
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;
закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
развитие мелкой моторики;пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия;развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе;развитие детского творчества.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!
Дети: Исэнмесез!
Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья?
Ребенок 1: Семья – это мама, папа, брат и я.
Воспитатель: Скажи на татарском
Ребенок: Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.
Ребенок 2: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском
Ребенок: бу эни, эти, мин, эби эм бабай.
Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Ребенок 1: Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.
Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Павел Дмитриевич. Он работает строителем.
Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Рафис.
Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
Ребенок 3: У меня есть старшая сестра - Лиана.
Воспитатель: Дружно ли вы живете?
Ребенок 1: Мы всегда дружим.
Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много-
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
О ком эти строки?
Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка - это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.
Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.
Ребенок 1: Надо позвонить!
Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Скажите на татарском
Дети: Гаилэ
Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла, навестить свою больную бабушку, и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?
Дети: Волк съел бабушку и внучку.
Воспитатель: Правильно! Если б девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье? »
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу - … Кто?
Ребенок договаривает: Мама и папа
Воспитатель: Учит уроки – …
Ребенок: Сестра, брат.
Воспитатель: Моет посуду – … Ребенок: Мама и бабушка.
Воспитатель: Мастерит – …
Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …
Ребенок: Бабушка, мама, папа.
Воспитатель: Убирает в доме – …
Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Гаилэ»
Бу бармак бабай
Бу бармак эби
Бу бармак эти
Бу бармак эни
Бу бармак мин
Бу безнен Гаилэ
Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом. (дети встают кругом по середине группы) Ой, посмотрите какая красивая корзинка! (берет и показывает корзинку). Это не простая корзина, а волшебная. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?
Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»
Воспитатель: Зарина, папа что делает?
Зарина: Зарабатывает деньги, делает ремонт.
Воспитатель: Карим, мама что делает?
Карим: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.
Воспитатель: Юра, сын что делает?
Юра: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
Воспитатель: Даша, дочь что делает?
Даша: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
Воспитатель: Алия, бабушка что делает?
Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.
Воспитатель: Камиль, дедушка что делает?
Камиль: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая?
Игра «Какая у вас семья? »
Дети поднимают руку и отвечают:
Дети: Большая (зур, дружная (куелле, маленькая (кечкенэ, заботливая, хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
Звучит песня «Эни кирэк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».