Кто такой брокер и стоит ли им становиться? Все, что мы можем рассказать о новой экранизации Стивена Кинга «Оно. Что означает имя Егор

Новости и общество

Ворог - это многозначное устаревшее слово. Откуда оно произошло и что означает?

30 ноября 2017

Многие слова, которые встречаются в литературе или исторической документации, являются для современного человека новыми и непонятными. Во всяком случае, понятными не до конца. Таким архаизмом является слово «ворог».

Без денег в город - сам себе ворог

Самое распространённое значение слова «ворог» - это враг. Оно изложено в большинстве толковых и этимологических словарей, например, у В.И. Даля: недруг, противник, злодей. «Не вскормлен, не ворог», «на чужой стороне и ребёнок ворог». Ворогами на Руси называли противников в военных действиях, кочевников, разбойников.

Всегда в этом значении сопровождается пометкой «устар.», потому как использовалось в русском языке во времена распространения полногласия -оро-, а также «высок.», используется авторами для воспроизведения высокого слога. В первую очередь, ворог - это какой-либо недоброжелатель.

Происхождение и аналоги в языках

Окончательно понять, что такое «ворог», поможет небольшой экскурс по этимологическим словарям. Итак, слово «ворог» (а вместе с ним и современный «враг») произошли от старославянского корня -wer(g)-. Он образовывал слова в значении «применять силу, принуждать, подчинять». Однокоренными ему в русском являются: свергнуть, опровержение, ворожба.

К этому же корню можно отнести литовское vergas («невольник»), или urge в английском языке («принуждение»). Всё это так или иначе относится к неприятелям. Примеры:

«Доворожилась до острога», «выворожил грош», «вороженье было строго наказуемо».

Также родственным является исконно русское «варяг». Так называли жителей севера, скандинавов и англов. Причём с ними славянские народы часто воевали, вот и слово получило подкреплённое значение. «Варяг» и «ворог» слова созвучные, их связь понятна даже тем, кто далёк от языкознания.

Ворожеи, маги и прочая нечисть

Если в нашей речи слово «враг» уже укоренилось, то производные от «ворог» употребляются в немного ином значении. Образованные глаголы от того же корня «ворожить», «завораживать» означают недоброжелательное действие.

Относится ворожба к магии и гаданиям и не имеет негативного подтекста, но с началом христианской эпохи на Руси это слово считалось очень неприятным. Синонимами были и являются выражения «чернокнижничать», «колдовать», «привязывать насильно», которые служили отсылками к языческому прошлому.

Получается «ворог» - это в какой-то степени волшебник, маг. Человек, обращающийся к нечистым силам. Ворожея считается злодейкой или ведьмой. Та, кто принуждает делать или чувствовать что-либо. В общем, это тоже вписывается в представление о вражде - усобицах с христианским миром по мере развития истории.

Немного хорошего

Все предыдущие значения сводились к неприязни и вражде, но есть один просвет. Поскольку слово было и остаётся связанным с магией и народными поверьями, «ворог» - это ещё и знахарь, лекарь. Тот, кто в древности лечил людей с помощью заговоров и обрядов.

«Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит», «выворожил свой недуг», «искусный в ворожбе».

Любое ушедшее в историю слово заслуживает подробного разбора и чёткого понимания. Такие выражения не должны вызывать недоумение и искажать смысл прочитанного или сказанного. Стоит всего лишь покопаться в словарях и интернете, чтобы узнать, что «ворог» - это и варяг, и ворожея, и знахарь.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Происхождение имен уходит своими корнями в глубокую древность и покрыто слоем разных легенд. Точного времени, когда начали выделять группу «имена собственные», не известно, но уже в III веке до нашей эры философ Хрисипп относил их к отдельной группе слов.

Представьте то время, когда люди жили в пещерах, вели совместное хозяйство, ничего не знали о медицине и мире вне своих поселений. Когда человек только начал давать название окружающим его вещам, удивлялся и изучал природу бытия.

Первые имена не были придуманы специально для обозначения конкретного человека, люди использовали для этого различные слова: названия животных, природных явлений, растений, времен года, небесных тел, богов и т. д. (Ива, Река, Волк, Дождь). Но древние загадочные имена довольно часто давались людям, исходя: из черт характера, внешности, образа жизни, особенностей, поведения и т. п. (Нос, Говорун, Блуждалец). Так, самый высокий человек в поселении мог зваться – Скала, а самый тихий – Мышь.

Люди еще в древности стали понимать, что имя, данное человеку, может влиять на его судьбу различным образом. Тогда они начали выбирать имена, которые обозначали бы что-то хорошее. В африканских и индейских племенах детей называли так, чтобы имя звучало отталкивающе, отпугивая злых духов и нечисть.

Также в истории довольно частым было явление, когда у ребенка было два имени: одно знали только он и родители, а другое – общее, которым могли называть все.

Мало кто знает, что в Китае ребенок получал свое первое имя при рождении, второе – когда поступал в школу, а третье (взрослое) – после совершеннолетия.

В древней Греции родители именовали младенцев в честь героев, богов и важных лиц в истории. Они верили, что тогда ребенок унаследует их величие, силу и те качества, которыми обладали герои. Но люди, называя ребенка как одного из богов, часто боялись всевышнего. Поэтому для каждодневного обращения к богам они употребляли разнообразные эпитеты, от которых произошли некоторые известные нам имена: Александр – «защитник», Виктор – «победитель», Лавр – «в честь Марса», носящего лавровую ветвь, или же Стефан, в славянских языках превратившийся в Степана, что значит «увенчанный», поскольку многие боги носили венки.

Иногда все же детей назвали так же, как и богов, но не главных, а второстепенных: Аврора, Муза. Суеверные язычники надеялись на то, что лучшие качества и способности этих богов перейдут к их ребенку вместе с именем. И, возможно, надеялись, что боги даже принесут дар их семье в виде хорошего урожая или крепкого здоровья.

История происхождения имен не всегда такая простая, какой кажется. Мы не всегда знаем откуда произошло то или иное имя. Даже если сами являемся его носителями.

Многие думают, будто такие имена, как: Мария (Маша), Иван (Ваня) являются исконно русскими. Это заблуждение, ведь они, как и многие другие, привычные слуху, пришли из других языков и народов.

Среди широко используемых имен много тех, которые имеют греческие, скандинавские, еврейские, латинские и другие корни.

После принятия христианства и ухода язычества в нашу культуру стало проникать все больше иностранных имен, имеющих глубокое значение: Никита – «победитель», Алексей – «защитник», Елена – «светлая», Евгений – «благородный» и так далее.

Возможно, мы считаем их исконно русскими, так как они часто употребляются в фольклоре, сказках и легендах, знакомых нам с детства.

Но есть и большое разнообразие исконно русских имен, дошедших до сегодняшнего времени: Людмила – «милая людям», Ярослав – «славящий Ярилу», Владимир – «владеющий миром», Всеволод – «владеющий всем», Злата – «золотая» и еще огромное количество таких примеров можно найти, изучив историю Руси. Сегодня эти имена вновь приобретают популярность, ведь многие хотят вернуться к аутентичности семейных ценностей и истории своего народа.

Интересно и важно знать, что люди со странными или очень смешными именами чаще остальных страдают разнообразными психическими заболеваниями.

Помните: всегда будет полезно выяснить происхождение, значение и тайный смысл прозвания. Знание исторических имен, возможно, поможет понять себя самого немного лучше. Вы будете знать, на что способны, а, главное, сможете подобрать имя с хорошей историей для своего ребенка. Не стоит забывать, что назвав ребенка, вы наделяете его определенными качествами, поэтому следует внимательно подходить к выбору имени и разобраться, откуда оно произошло.

Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой детей из маленького американского городка в штате Мэн терроризирует демон, часто предстающий в облике злого клоуна. Такого детства врагу не пожелаешь!

Предыстория фильма

Как-то раз в 1978 году Стивен Кинг шел по пустынной дороге в городе Боулдер в штате Колорадо, где писатель в то время жил. Кинг направлялся в автосалон, чтобы забрать из починки машину. Поэтому он шел пешком, а не ехал, как все нормальные американцы, когда им нужно преодолеть три мили. Уже начинало темнеть, и обстановка навевала мрачные мысли. Которые у автора хорроров были особенно мрачными.

Когда Кинг переходил деревянный мост, он вспомнил сказку о тролле, живущем под мостом и нападающем на путников, и подумал, что это неплохая идея для новой книги: «Чудовище под мостом». Тогда мысль о тролле быстро забылась, но она вновь всплыла два года спустя в городе Бангор в штате Мэн, где Кинг купил себе особняк в викторианском стиле. Бангор разделен пополам каналом, и это навело писателя на мысль о тролле, который живет не под мостом, а под городом, в канализации. В наши дни это куда правдоподобнее и потому куда страшнее, чем тролль под мостом.

Еще через год Кинг вспомнил библиотеку города Стратфорд в штате Коннектикут, где ему тоже довелось пожить. В том здании детский и взрослый отделы соединялись узким коридором, и Кинг отождествил его с мостом, который скрывает чудовище. Так сложился образ монстра, который живет в канализации и атакует подростков в промежутке между детством и началом взросления. Это своего рода кошмарная инициация, и далеко не все ребята доживают до взрослой жизни.

К тому времени Кинг уже был уважаемым автором, который мог публиковать не только узкожанровые произведения. Поэтому ему пришла мысль использовать монстра как отправную точку для размашистой эпопеи на стыке хоррора и психологической драмы. Кинг решил сочинить подробный роман о жизни нескольких подростков, которые в дополнение к обычным детским проблемам сталкиваются с кошмарным демоном. Мало того, четверть века спустя взрослые герои, теперь уже с ворохом взрослых проблем, вновь дают чудовищу бой, чтобы окончательно от него отделаться. Таким образом писатель хотел показать, как детские переживания отражаются на взрослой жизни, даже если человек постарался вычеркнуть их из памяти.

Грандиозное произведение заслуживало соразмерного злодея - куда более страшного, чем какой-то тролль. Чтобы столкновения героев с монстром не были монотонно одинаковыми, Кинг придумал чудовище-оборотня, которое терроризирует детей, воплощая наяву их страхи. У каждого героя свой страх, и каждый мучается по-своему. Монстр делает это для того, чтобы, как он выражается, «посолить мясо перед едой». Видимо, для него нет ничего вкуснее, чем до смерти запуганный ребенок.

Истинный облик демона - это бесформенная светящаяся масса, но таким его видят лишь те, кто дает ему бой на равных с помощью несгибаемой воли и древней магии. Когда монстр не устраивает «представление», рассчитанное на конкретную жертву, он выглядит как страшный клоун и именует себя Пеннивайзом. Почему именно клоун? Часто говорят, что Кинга вдохновил знаменитый маньяк 1970-х Джон Уэйн Гейси, который в свободное от убийств время был клоуном-любителем и выступал на вечеринках и детских праздниках. Но писатель настаивает, что не имел Гейси в виду и что он придал монстру облик клоуна, потому что это двусмысленный символ детства. С одной стороны, клоуны для детей притягательны, а с другой стороны, многие дети боятся клоунов. Так что это отличная отправная точка для детских кошмаров.

Следующие четыре года Кинг корпел над романом, получившим название «Оно» (так герои называют монстра, когда осознают, что это не человек). У книги было множество источников вдохновения - от индейского фольклора до детских воспоминаний Кинга и от истории Бангора (действие книги происходит в похожем на Бангор вымышленном городке Дерри) до классических фильмов ужасов. Поскольку «детская» часть романа развивается в 1950-е годы, ребята больше всего боятся экранных чудовищ того времени, и именно в таких созданий вроде Монстра Франкенштейна, Человека-Волка или Мумии часто перевоплощается Пеннивайз.


Тысячестраничный роман вышел в свет в 1986-м. Это был главный американский бестселлер года. Критики отмечали, что книге не помешала бы жесткая редакторская рука («Все-таки это должен быть триллер, а не “Война и мир”»), но фанаты писателя признали «Оно» одним из его лучших произведений.

Роман был слишком объемным для кинематографа, но он годился для телеэкранизации. В то время было модно превращать книги в телепостановки (вспомним хотя бы телеверсии «Сегуна » и «Поющих в терновнике »), и компании Warner и ABC купили права на экранизацию «Оно» еще до того, как книга появилась в продаже.

Поначалу предполагалось, что будет снято порядка восьми серий и что проект возглавит знаменитый режиссер хорроров Джордж Э. Ромеро , основатель современного кино о зомби. Ранее Ромеро и Кинг создали вышедшую в 1982 году киноантологию страшных историй «Калейдоскоп ужасов ». Однако когда продюсеры телеканала ABC задумались, как их семейная аудитория воспримет такой проект, они испугались и сократили заказ до двух серий (одна серия преимущественно о героях в детстве, а другая - о героях в зрелости). На вкус Ромеро, этого было слишком мало, и он вышел из проекта. Кинг же в проект даже не заходил - он продал права и отстраненно наблюдал за тем, что получится у телевизионщиков, которые по цензурным соображениям не могли показать очень многое из того, что он вписал в книгу.

В итоге экранизацию «Оно» возглавил Томми Ли Уоллас - бывший монтажер и арт-директор Джона Карпентера , который начал собственную режиссерскую карьеру с хоррора 1982 года «Хэллоуин 3: Время ведьм ». Уолласу и его коллегам пришлось изрядно поломать голову над тем, как сохранить дух «Оно» и вписаться в жесткие требования телеканала по времени и допустимому содержанию.

Так, правила ABC в то время запрещали в кадре подвергать маленьких персонажей явной опасности. Что делало в принципе невозможной экранизацию книги о монстре, который охотится на школьников. Какие-то требования удалось смягчить, а что-то пришлось обходить с помощью уловок вроде «Фильм начинается с убийства ребенка, но мы не показываем ни убийство, ни труп, так что цензура дает добро!».

Актерский состав фильма "Оно" (1990)


С подбором актеров, с другой стороны, у Уолласа проблем не было. Ему выделили бюджет в 12 миллионов долларов, и это позволило пригласить на взрослые роли таких популярных в то время телезвезд, как Ричард Томас , Джон Риттер и Гарри Андерсон . Ребят на детские роли подбирали по сходству со старшими исполнителями (напомним, что они играли одних и тех же людей с промежутком в четверть века). Самым известным из них в дальнейшем стал Сет Грин - комик, актер озвучания и создатель мультсериала «Робоцып ». Вместе с ним подростков играли герой «Бесконечной истории 2 » Джонатан Брэндис и Эмили Перкинс , будущая звезда канадского хоррор-цикла « ».

Ключевую роль Пеннивайза получил знаменитый британец Тим Карри - обладатель зычного голоса и полной готовности изображать «запредельных» персонажей. Он стал культовой звездой после появления в киномюзикле 1975 года «Шоу ужасов Рокки Хоррора », где Карри изобразил сумасшедшего ученого-трансвестита. В «Легенде » Ридли Скотта британец сыграл Повелителя Тьмы, а в «Трех мушкетерах » 1993 года - кардинала Ришелье.

Поскольку демон все время принимает разные облики, у Карри было очень мало экранного времени. Но его коротких появлений оказалось достаточно, чтобы впечатлить целое поколение маленьких американцев. Да-да, именно целое поколение - рейтинги у вышедшего в 1990 году двухсерийного телефильма были колоссальными, и телекомпания ABC горько пожалела, что не заказала восемь эпизодов. Зато несколько лет спустя она с готовностью оплатила четыре серии «Противостояния» - телеэкранизации другого знаменитого романа Кинга.

«Оно» Уолласа вышло весьма неровным - настоящий калейдоскоп удачных и слабых сцен. Старомодные спецэффекты шоу устарели почти сразу после премьеры (в Голливуде как раз начиналась эпоха компьютерной графики), игра актеров была не всегда убедительной, и поклонники Кинга жалели, что многое из романа в телеверсию не вошло. Но на фоне того, как тогда выглядело телевещание, «Оно» впечатляло. Особенно детей, которых на взрослые хорроры в кино не пускали. Так что в целом проект был успешен и финансово, и художественно, и его до сих пор вспоминают с любовью и ностальгией. Ценит «Оно» 1990 года и Стивен Кинг, который говорит, что телефильм получился намного лучше, чем он ожидал.

Тем не менее это не одна из тех лент, которые столь безупречны, что их невозможно улучшить или превзойти. Так что, когда в 2009 году студия Warner после успешного проката ремейка «Пятницы, 13-е » решила снять киноверсию «Оно», ею двигали не только финансовые соображения, но и искреннее желание обновить хоррор для нового поколения зрителей. Хотя, конечно, финансы были на первом месте.

Работа над фильмом

Продюсировать новую экранную версию «Оно», которая с самого начала задумывалась как кинопроект с «взрослым» рейтингом R, взялись (продюсер американских ремейков «Звонка » и « ») и («Шерлок Холмс », «Охотники на гангстеров »). Warner надеялась впихнуть книгу в один фильм, и для этого «уминания» был привлечен Дейв Каджганич , сценарист « » и «Кровавого ручья ».

Три года спустя, после нескольких попыток сочинить подходящий сценарий, студия признала очевидную глупость своей затеи и согласилась, что нужно снимать кинодилогию, схожую по устройству с телеверсией. Правда, если в телефильме взрослые и детские сцены долгое время перемежаются, пока повествование не становится окончательно взрослым, то в киноварианте проект решили четко разделить на детскую и взрослую истории и уделить каждой по фильму.

Новая концепция потребовала приглашения новых творцов. Так в 2012 году сценаристом и режиссером экранизации стал Кэри Фукунага - американский режиссер с японскими корнями, который известен по фильмам «Джейн Эйр » и «Безродные звери », а также по первому сезону детективной телеантологии «Настоящий детектив ». Вместе с Фукунагой сценарием занялся начинающий автор Чейз Палмер .

Джейден Либерхер и Андрес Мускетти на съемочной площадке фильма "Оно"


По мнению тех, кому удалось прочесть творение Фукунаги и Палмера, они сочинили весьма достойную экранизацию «детской» части романа, которая сохранила дух оригинала и сделала «Оно» понятнее для нынешних молодых зрителей. В частности, действие было перенесено из 1950-х в 1980-е годы, дабы будущая «взрослая» лента была современным повествованием. Соответственно, были придуманы заново все психические пытки Пеннивайза, поскольку детей 1980-х монстрами из старых фильмов уже было не напугать. Чтобы сделать эти сцены достаточно жуткими, соавторы опирались на собственные детские страхи и мрачные фантазии.

К сожалению, их сценарий получился неподходящим для мейнстримного хоррора. Слишком уж много там было детской крови и сексуальных сцен с участием несовершеннолетних. Например, в сценарии Фукунаги была сцена изнасилования маленькой героини ее отцом. Или сцена, в которой мальчик в синагоге видит обнаженную женщину, которая призывно мастурбирует у него на глазах. Все-таки сейчас не 1970-е годы, когда была мода на шокирующие сексуальные ленты с участием детей-актеров. Да, у Кинга в «Оно» «детская» часть заканчивается групповой оргией младшеклассников (!), но бумага все стерпит, а у мейнстримного кино правила куда жестче. Кстати, от финальной оргии Фукунага все-таки отказался.

Когда студия надавила на режиссера, чтобы он смягчил сценарий, тот обиделся и вышел из проекта. Сразу прошли слухи, что Фукунага и студия не договорились из-за бюджета ленты, но на деле режиссер был готов снять фильм за отмеренные ему 35 миллионов долларов. Проблема была в сценарии, а не в бюджете.

Этот конфликт разыгрался в 2015 году. Поскольку съемки были назначены на лето 2016 года, пришлось срочно искать нового режиссера и сценариста. Уже в июле 2015 года студия наняла аргентинца Андреса Мускетти, который двумя годами ранее выпустил англоязычный хоррор «Мама ». Мускетти получил шанс поработать с голливудцами после того, как впечатлил Гильермо дель Торо своей трехминутной аргентинской короткометражкой «Мама». Полнометражный дебют режиссера собрал 146 миллионов долларов при бюджете в 15 миллионов, и Мускетти из малоизвестного иностранца превратился в «модного» постановщика, которого студии буквально раздирали на части, пока он не взялся за «Оно».


Вместе с Мускетти студия наняла сценариста Гэри Даубермана - автора хоррора «Проклятие Аннабель ». Он под руководством режиссера сочинил окончательную версию сценария, основанную на предшествующих наработках, но лишенную их экстремальности. Судя по интервью Мускетти и его команды, их очень волновал вопрос, что они могут и чего они не могут сделать в кадре с маленькими протагонистами. Также Дауберман вернул в сценарий некоторые моменты из книги Кинга, от которых Фукунага отказался, чтобы заменить их собственными фантазиями. При работе над текстом они с Мускетти вдохновлялись классическими подростковыми лентами 1980-х «Останься со мной » (тоже экранизацией Кинга) и «Балбесы ».

Когда проектом еще занимался Фукунага, он хотел снять в роли злого клоуна молодого британского актера Уилла Поулера из фильмов «Хроники Нарнии: Покоритель зари », «Мы – Миллеры », «Бегущий в Лабиринте » и «Выживший ». Режиссер утверждал, что Поултер сразил его наповал во время прослушивания.

На съмочной площадке фильма "Оно"


К моменту смены режиссера, впрочем, Поултер к роли охладел, так что Мускетти нашел своего Пеннивайза в лице шведского актера Билла Скарсгарда , сына известного актера Стеллана Скарсгарда . Билл снимался в ряде скандинавских лент, а также в голливудских проектах «Хемлок Гроув », «Дивергент, глава 3: За стеной » и «Взрывная блондинка ». На первый взгляд, 27-летний Билл слишком привлекателен для роли монстра. Но в гриме клоуна и при росте в 191 см он выглядит жутко - не только для зрителей, но и для коллег, с которыми он снимался. Для пущей жути его персонаж иногда переходит на шведский язык.

Кстати, о гриме. Когда Мускетти создавал нового Пеннивайза, он отказался от вариаций на тему современного клоунского грима и использовал клоунский грим и костюм в духе XIX века и более ранних времен. На вкус режиссера, такой клоун сейчас выглядит необычнее и страшнее. Кроме того, Пеннивайз уже очень давно терроризирует Дерри, и потому логично, что его «стандартный» человеческий облик сочетает детали из разных эпох, начиная со Средневековья.

Центральные персонажи книги и фильма - семеро одиннадцатилетних членов «Клуба неудачников». Это ребята с множеством житейских проблем, которых объединяют их невзгоды и желание разобраться в преступлениях Пеннивайза и защититься от демона. Возглавляет «Неудачников» Билл Денбро по прозвищу Билл-Заика. В начале повествования его младший брат погибает от рук Пеннивайза, так что для Билла война с клоуном - вопрос не только выживания, но и мести. Роль Билла получил обаятельный Джейден Либерхер из фильмов «Алоха » и « ».

Друзей Билла сыграли Джереми Рэй Тейлор (толстяк Бен Хэкском), София Лиллис (девочка из нищей семьи Беверли Марш), Финн Вулфард (очкарик Ричи Тозьер), Уайатт Олефф (еврей Стенли Урис), Чозен Джейкобс (темнокожий Майк Хэнлон) и Джек Дилан Грейзер (ипохондрик Эдди Каспбрак). Николас Хэмилтон изобразил главного школьного хулигана Генри Бауэрса, который измывается над «Неудачниками» и возглавляет банду подростков. Роли взрослых преимущественно получили малоизвестные канадские актеры, поскольку картина снималась в Торонто и его окрестностях.

Поначалу Мускетти подумывал о съемках в США и даже в Бангоре, неподалеку от особняка Кинга. Но финансовые соображения взяли вверх, и основным местом уличных съемок стал городок Порт-Хоуп в 109 км от Торонто. Он был основан американскими лоялистами, которые сохранили верность британской короне и сбежали из США после Войны за независимость. Так что Порт-Хоуп - родня старых городов по другую сторону границы. Он известен тем, что в нем добывают уран, и тем, что на его территории находится самая большая в Канаде свалка радиоактивных отходов. Также Порт-Хоуп славен отлично сохраненной старинной застройкой, которая и приглянулась голливудцам. Впрочем, декораторы существенно изменили город, чтобы превратить его в Дерри из книг Кинга. Интересно, как местные жители реагировали на появление на зданиях американских флагов, от которых некогда сбежали их предки? Съемки фильма начались в конце июня и закончились в конце сентября 2016 года.

Персонажи «Оно»

Кадр из фильма "Оно"


Билл Денбро - главный герой картины. Это одиннадцатилетний школьник, который приходит в отчаяние после гибели младшего брата Джорджи. Билл хочет отомстить за Джорджи, и он становится главным «мотором» противостояния с Пеннивайзом. Мальчик сильно заикается и потому служит посмешищем для хулиганов. Билла сыграл Джейден Либерхер.

Кадр из фильма "Оно"


Клоун Пеннивайз - главный злодей картины. Он часто появляется в облике клоуна, но на самом деле это древний демон, который запугивает и пожирает маленьких детей. В основном Пеннивайз дремлет в глубине подземных туннелей, но раз в четверть века он выходит на охоту и в течение нескольких месяцев наедается для новой спячки. Пеннивайз обладает множеством сверхъестественных способностей, главная из которых - умение принимать любой облик и воплощать сокровенные детские страхи. Пеннивайза сыграл Билл Скарсгард.

Кадр из фильма "Оно"


Бен Хэкском - очень умный, начитанный и технически одаренный мальчик, над которым издеваются из-за его полноты. Бена сыграл Джереми Рэй Тейлор.

Кадр из фильма "Оно"


Беверли Марш - единственная девочка среди главных героев. Она происходит из нищей семьи, и над ней издевается ее отец. Беверли сыграла София Лиллис.

Кадр из фильма "Оно"


Ричи Тозьер - лучший друг Билла. Он носит очки и обожает ругаться и хохмить. Порой он страдает из-за того, что не «фильтрует базар». Ричи сыграл Финн Вулфард.

Кадр из фильма "Оно"


Стенли Урис - мальчик из еврейской семьи. Он страдает сильной боязнью микробов. Также Стенли очень логичен и рационален. Ему труднее других поверить в сверхъестественность Пеннивайза. Стенли сыграл Уайатт Олефф.

Кадр из фильма "Оно"


Майк Хэнлон - темнокожий мальчик, который обожает историю родного города. Майк рано лишился родителей, и он живет с дедушкой. Майка сыграл Чозен Джейкобс.

Кадр из фильма "Оно"


Эдди Каспбрак - маленький и болезненный ипохондрик, который постоянно погружен в депрессию. Ему становится лучше лишь в обществе друзей. Эдди сыграл Джек Дилан Грейзер.

Кадр из фильма "Оно"


Генри Бауэрс - главный школьный хулиган и главарь банды подростков. Он наслаждается издевательством над маленькими и слабыми. Генри лишен сверхспособностей, но его жертвы боятся парня не меньше, чем Пеннивайза. Генри сыграл Николас Хэмилтон.

Ожидания

Недавно вышедшая экранизация книг Стивена Кинга «Темная башня » разочаровала зрителей и критиков, однако это не помешало ей собрать в прокате более 100 миллионов долларов. С одной стороны, это доказывает, что у Кинга немало фанатов и что у «Оно» с ее бюджетом в 35 миллионов долларов неплохие шансы окупиться. С другой стороны, разочарование «Башней» может перекинуться на «Оно», и люди попросту не дадут фильму шанс.

Впрочем, «Оно» и «Темная башня» - это очень разные проекты, и уже ясно, что «Оно» Мускетти куда лучше соответствует тому, что зрители от него ждут. Как и предыдущая экранизация, это смесь детской драмы со сверхъестественным хоррором, и сейчас как раз сезон для такого кино, потому что дети идут в школу, а взрослые начинают готовиться к Хэллоуину. Так что на Западе картине предсказывают не только отличные сборы, но и кассовые рекорды - конечно, по меркам сентябрьских хорроров, а не летних блокбастеров. Посмотрим, оправдаются ли эти прогнозы и увидим ли мы на экране завершение истории, придуманной Кингом. Интересно, каких взрослых актеров заполучат на роли Билла и его друзей?

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Впервые название «Москва» упоминается в Ипатьевской летописи. Там сказано, что в субботу, 4 апреля 1147 года ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу в Москву новгород-северского князя Святослава Ольговича : «И тако ополонишася дружина Святославля, и прислав Гюргии рече: приди ко мне брате в Москов». И хотя поселение на месте Москвы существовало задолго до XII века, именно эта дата стала для учёных-лингвистов началом истории города под названием Москва.

Памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. Установлен в 1954 году на Советской площади (ныне Тверской). Скульпторы А.П. Антропов, Н.Л. Штамм и С.М. Орлов. Фото: РИА Новости / Фридлянд

Откуда происходит название Москва

Общепризнанным является мнение, что название города произошло от названия реки. Об этом впервые сообщает литературный источник конца XVI века «Повесть о зачале Москвы», согласно которому князь Юрий Владимирович приказал «соделать мал деревян град и прозва его званием Москва-град по имени реки, текущия под ним». Любопытно, что после этого название реки закрепилось как Москва-река — в то время как другие реки, давшие свое имя русским городам, основанным на них, приобретали уменьшительную форму в названии. Например, река Орел стала Орликом, а река Коломна — Коломенкой. Москва же стала Москвой-рекой.

А вот откуда появилось само название реки, не знает никто. В древние времена на берегах реки проживали различные племена, что дает лингвистам возможность обсуждать несколько гипотез об этимологии названия Москвы-реки — в зависимости от того, какой язык выбирается за основу.

Болотистая река

Наиболее патриотичная славянская гипотеза происхождения названия Москва предполагает, что основой ее является «моск». Это слово в древнеславянском языке означало «вязкий, мокрый» или «болото, сырость, влага». В пользу этой гипотезы говорят другие похожие названия рек в славянских языках: Мозгава или Москава в Польше и Германии, река Московец и одноименное село в Болгарии, река Маска в Беларуси, многочисленные Московки на Украине. Упоминалось, что вокруг Боровицкого холма был не только бор (давший название местности), но болотистая местность, низины, заливавшееся весной водой, которая не просыхала до конца лета.

Критики этой гипотезы основываются на том, что славянские племена не были исконными жителями этой местности. Раньше здесь жили племена, говорившие на финно-угорских и балтийских языках, что нашло своё отражение в названиях многих соседних рек: Руза, Истра, Нара, Яуза, Икша, Вондюга, Куйма, Курга и так далее.

Грязная река или извилистая река?

Если название Москва происходит из балтийских языков, то его источником могут быть балтийские формы *Mask-(u)va, *Mask-ava или *Mazg-(u)va, *Mazg-ava (латышское Maskava). Корень *mask-/*mazg- мог быть связан как с топью, грязью, так и с «узлом» (mazgas в литовском), омывающей рекой от глаголов «мыть, полоскать» (литовский mazgoti, латышский moskat).

Соответственно, вариант происхождения названия может восходить как к топкой, грязной местности — что созвучно со славянской гипотезой — так и к извилистости Москвы-реки — только в пределах города она делает 11 больших петель.

Москва-река. Фото: www.globallookpress.com

Коровья река

По другой версии слово Москва делится на две части: моск-ва. «-ва» на финно-угорском языке означает «река», «вода». Что же касается первой части «моск», то её значение на финно-угорском трудно объяснить. На языке коми «моск» значит «корова». Но здесь важно отметить, что коми никогда не жили на территории, близкой к течению Москвы реки. К тому же эта гипотеза противоречит древнейшей форме названия, зафиксированной в источниках: «Москъвь» (Москов). От этой формы, кстати, произошли и многие иноязычные названия Москвы, например, английское Moscow или чувашское Мускав.

Медвежья река и река племени Мосхов

Ещё одна гипотеза гласит, что «моск» происходит от мерянского слова «медведь», а «ва» — мать, жена. То есть, «москва» означает медведицу-мать.

Существует также версия, основанная на легенде. Согласно ей, в названии Москвы-реки библейского имя — Мосох, внук Ноя и сына Афета, и его жены Квы. Потомки Мосоха якобы заселяли земли от Вислы до самого Белого озера.

8 городов мира, которые изменили названия.

А) под Ленинградом;

Б) в сражении под Киевом;

В) в битве под Москвой;

Г) в Смоленском сражении;

Д) во время вторжения немецко-фашистских войск на территорию СССР.

138. Кто возглавлял Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны?

А) В.М. Молотов;

Б) Г.К. Жуков;

В) К.Е. Ворошилов;

Г) И.В. Сталин;

Д) Н.А. Булганин.

139. В чем суть коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

А) удалось остановить продвижение фашистских войск;

Б) Красная армия овладела стратегической инициативой;

В) были взяты в плен тысячи солдат вермахта; …

Г) наши союзники открыли второй фронт.

140. Второй фронт в годы Второй мировой войны был открыт в:

А) Нормандии (Франция);

Б) Африке;

В) на Балканах;

Г) Италии;

Д) Скандинавии.

141. Ленд-лизом в годы Второй мировой войны называли :

А) обязательство Англии и США открыть второй фронт против Германии;

Б) систему передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия союзникам по антигитлеровской коалиции;

В) систему оплаты военных поставок из США.

142. Раскройте основные источники победы советского народа в Великой Отечественной войне:

А) героизм, сплочение народных масс, морально-политическое единство;

Б) низкий уровень военно-экономической мощи Германии;

В) окрепшая в войне сила Красной Армии и Флота, выросшее военное искусство ее полководцев и командиров;

Г) единство фронта и тыла;

Д) чувство патриотизма и государственного самосохранения народов страны;

Е) героическая борьба партизанских соединений и подполья;

Ж) рост оппозиционного движения фашистскому режиму в Германии;

З) организаторская деятельность Коммунистической партии, поддерживаемой народом;

И) союзнические отношения с ведущими западными державами (антигитлеровская коалиция).

143. Каковы главные итоги победы в Великой Отечественной войне?

А) сохранена независимость СССР, расширены его границы;

Б) осуществлена демократизация советского общества;

В) разгром фашизма спас народы Европы от фашистского ига;

Г) произошло изменение в расстановке политических сил в мире, возникли две противостоящие политические системы;

Д) огромные людские потери (в СССР -27 млн. человек);

Е) решающий вклад в победу над фашизмом внесли союзники СССР по антигитлеровской коалиции;

Ж) цена победы для всех стран антигитлеровской коалиции была одинаковой.

144. Каковы наиболее значимые уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн?

А) мировые войны неизбежны;

Б) против войны надо бороться пока она не началась; чтобы отстоять мир, нужны согласованные действия всех миролюбивых сил;

В) не следует акцентировать внимание народов на военной опасности;

Г) сильного агрессора можно победить лишь путем объединения усилий различных стран;

Д) следует разоружаться в одностороннем порядке, с тем, чтобы такому миролюбивому примеру последовали и другие страны;

Е) ход и исход войны показал ее зависимость от экономики, политики и научно-технического прогресса.

145 .Какая сфера была приоритетной в народном хозяйстве после Великой Отечественной войны?

А) тяжелая промышленность;

Б) легкая промышленность;

В) социальная сфера;

Г) сельское хозяйство.