Нетто человек и пароход. Литературно-исторические заметки юного техника

85 лет назад 5 февраля 1926 года в поезде Москва-Рига на перегоне между станциями Икскюль (Икшкиле) и Куртенгоф (Саласпилс), самоотверженно защищая дипломатическую почту от нанятых иностранной разведкой преступников, погиб советский дипкурьер Теодор Нетте и был тяжело ранен его коллега Иоганн Махмасталь. С тех пор эта дата отмечается как День памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей. Причастные к этой службе люди возлагают цветы к памятнику Нетте на Ваганьковском кладбище в Москве, а также к могилам других своих товарищей, погибших при исполнении служебного долга. В этот же день в селе Багаряк Челябинской области учителя и школьники подшефной МИДу местной школы посещают могилу Иоганна Махмасталя, умершего здесь в эвакуации в 1942 году. А сотрудники посольства России в Латвии возлагают цветы к памятному знаку, установленному на месте героического поединка наших дипкурьеров с преступной бандой.

Перестрелка в купе

5 февраля 1926 года Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь перевозили из Москвы в Ригу поездом важную дипломатическую почту. Дипкурьеры, как и положено, вдвоём занимали всё купе. Теодор находился на верхней полке, Иоганн — внизу. После того, как проехали станцию Икскюль, в вагоне послышался шум. Махмасталь выглянул в коридор: двое в масках возле соседнего купе, наведя пистолеты на представителя «Льноторга» Печерского и проводника, требовали сообщить, где едут дипкурьеры. Иоганн предупредил Теодора о нападении и попытался закрыть дверь, но упавший тюк с почтой помешал это сделать. Нападавшие бросились к дипкурьерам. Один из них выстрелил в сидевшего на нижней полке Махмасталя. Пуля попала в живот, но Иоганн остался жив. В тот же миг лежавший на верхней полке Нетте всадил в этого бандита пулю. Падая, тот снова выстрелил в Махмасталя и ранил его в руку. Иоганн перехватил револьвер в левую и ранил второго бандита. Но тот устоял на ногах и выстре­лил Нетте в голову. Теодор замертво рухнул с полки, прикрыв своим телом Махмасталя.

Ослабевшие от ран бандиты попытались покинуть поезд, но их прикончил, как лишних свидетелей, третий нападавший, который на ходу выпрыгнул из вагона.

Махмасталь, истекая кровью, держал под прицелом дверь купе и никого к себе не подпускал. Когда в Риге в поезд прибыл сотрудник советского постпредства (на беду Иоганн не знал его в лицо), Махмасталь запретил входить в купе и ему, угрожая пистолетом. Только когда приехал известный дипкурьеру сотрудник, Иоганн сдал почту и тут же потерял сознание.

Пароход и человек

В дальнейшем правительство Латвии провело расследование и оказалось, что нападав­шими были братья Габриловичи — граждане Литвы, поляки по националь­ности. Какая структура была заказчиком преступления — осталось тайной. Латвийское правительство принесло официальные извинения — и на этом инцидент был исчерпан.

В Москве же похороны Нетте сопровождались неви­данно массовыми демонстрациями протеста. Теодор Нетте (посмертно) и Иоганн Махмасталь были награждены высшими на тот период боевыми орденами — орденами Красного Знамени. Но наибольшее удовлетворение у народа вызвало решение правительства назвать именем Нетте пароход.

Владимир Маяковский, который с Нетте был лично знаком, посвятил этому событию стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». Вот его последние строчки, на которых воспитано несколько поколений советских людей:

В наших жилах —

кровь, а не водица.

сквозь револьверный лай,

воплотиться

в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

Мне бы жить и жить,

сквозь годы мчась.

Но в конце хочу —

других желаний нету —

встретить я хочу

мой смертный час

как встретил смерть

товарищ Нетте.

Что касается Иоганна Махмасталя, то после ранения в 1926 году он недолго поработал на хоздолжностях, отправлен на пенсию по инвалидности, в 1942 году умер в 50 с небольшим лет.

Проданная память

В советское время память о красных дипкурьерах чтили, на их примере воспитывали у молодежи патриотизм. Когда в 1953 году пароход «Теодор Нетте» был списан, в стране возникло целое «Теодоровское» движение молодежи. Возглавил его капитан первого ранга запаса Михаил Иванович Кислов, который в годы Великой Отечественной войны командовал подводной лодкой «Л-17». Его участники собрали достаточное количество металлолома для постройки самого современного на то время судна. 30 ноября 1963 года на новеньком газотурбиноходе «Теодор Нетте» был поднят Государственный флаг СССР.

В 1986 году и это именное судно отслужило своё. «Теодоровцы» опять бросили клич: на собранный металлолом был построен суперсовременный контейнеровоз, и в 1990 году он вышел в океан с именем «Теодора Нетте». Но начавшиеся реформы изменили нравственные ориентиры в государстве: идеология рынка такова, что если выгодно, идет на продажу всё — даже национальные святыни. В 1992 году приватизаторы загнали «Теодора» одной зарубежной фирме. Она сменила имя судна. Четвертое построить некому: «Теодоровское» движение кануло в лету, не вписавшись в демократию, да и судостроение захирело. Так «Теодор Нетте» погиб во второй раз.

Новые имена

Но народная память неистребима. Тот, кто не потерял её, может посмотреть распространяемый на дисках (в «наших» проамериканских кинотеатрах не увидишь) увлекательный фильм «Красные дипкурьеры», в основу сюжета которого положены реальные события, произошедшие 5 февраля 1926 года в поезде Москва-Рига. Ещё встречается на кассетах и на дисках кинофильм «Сумка дипкурьера», снятый известным режиссером Александром Довженко, который в молодости работал в дипломатическо-курьерской службе.

Сегодня работа дипкурьера, как и в те далекие времена, секретна и опасна. Имена её героев мы узнаём лишь после их гибели. На Ваганьковском кладбище неподалеку от могилы Теодора Яновича Нетте — еще три одинаковых надгробия с пятиконечными звездами. Под каждым — два захоронения. Дипкурьеры Евгений Васильев, Александр Стариков, Борис Смирнов, Владимир Ласковый, Алексей Власов и Владимир Зябликов уже в наше время погибли при исполнении служебных обязанностей. Потому и похоронены парами — как работали. Вечная им слава!

Из досье «СП»:

Пароход «Тверь» (впоследствии — «Теодор Нетте») был построен в 1912 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге.

В декабре 1921 года пароход продан итальянской компании «Lloyd Triestino» и переименован в «Soria». 29 января 1926 выкуплен Совторгфлотом и под именем «Теодор Нетте» поднял советский флаг. Именно это судно упоминается в стихотворении В. Маяковского «Товарищу Нетте пароходу и человеку». Вошёл в состав судов Черноморской конторы Совторгфлота (впоследствии ЧМП) и эксплуатировался на Крымско-Кавказской линии, совершая нерегулярные заходы в порты Средиземного моря.

В начале мая 1929 года передан Дальневосточной конторе Совторгфлота (ныне ДВМП), ушёл на Дальний Восток, где и работал. 26 ноября 1933 года мобилизован в военный флот. 25 июня 1934 года после перевооружения и переоборудования в минный заградитель вошел в состав Морских Сил Дальнего Востока. С 20 апреля 1939-го использовался в качестве самоходной плавбазы 4-й бригады подводных лодок. С 9 июля 1941 года возвращен в класс минных заградителей. Производил постановки минных заграждений на подходах к советским морским базам, а осенью 1945 года корабль ставил мины в Японском море, участвовал в перебросках войск в порты Кореи.

23 октября 1945 выведен из боевого состава ТОФ и переквалифицирован в военный транспорт. В 1946-м году разоружён и поставлен на мёртвый якорь в бухте Золотой Рог, использовался в качестве плавказармы «ПКЗ-28», клуба моряков. В 1953 году корабль пострадал от пожара и шторма, после чего исключен из списков судов ВМФ (флаг спущен 5 ноября 1953 года) и превращён в основу одного из причалов Петропавловского торгового порта, а фрагменты корпуса сохранились в экспозиции Военно-исторического музея г. Петропавловск-Камчатский.

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Владимир Маяковский

Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ "Теодор Нетте". Это - он. Я узнаю его. В блюдечках-очках спасательных кругов. -Здравствуй, Нетте! Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков. Подойди сюда! Тебе не мелко? От Батума, чай, котлами покипел... Помнишь, Нетте,- в бытность человеком ты пивал чаи со мною в дип-купе? Медлил ты. Захрапывали сони. Глаз кося в печати сургуча, напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча. Засыпал к утру. Курок аж палец свел... Суньтеся - кому охота! Думал ли, что через год всего встречусь я с тобою - с пароходом. За кормой лунища. Ну и здорово! Залегла, просторы надвое порвав. Будто навек за собой из битвы коридоровой тянешь след героя, светел и кровав. В коммунизм из книжки верят средне. "Мало ли, что можно в книжке намолоть!" А такое - оживит внезапно "бредни" и покажет коммунизма естество и плоть. Мы живем, зажатые железной клятвой. За нее - на крест, и пулею чешите: это - чтобы в мире без Россий, без Латвий*, жить единым человечьим общежитьем. В наших жилах - кровь, а не водица. Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела. * Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась. Но в конце хочу - других желаний нету - встретить я хочу мой смертный час так, как встретил смерть товарищ Нетте. * Нетте был убит на территории буржуазной в то время Латвии.

Анализ стихотворения Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»

Владимир Маяковский не любил стихов-посвящений, считая, что людей нужно помнить и ценить, ока они живы. Тем не менее, летом 1926 года он все же поступился своими принципами и создал произведение под названием «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».

С дипломатическим курьером Теодором Нетте Маяковский был знаком лично и даже однажды ехал с ним в одном купе, полночи беседуя о политике и литературе. Однако в феврале 1926 года Нетте был застрелен в поезде при попытке ограбления дипломатической почты, и это преступление вызвало широкий резонанс. Каково же было удивление поэта, когда спустя несколько месяцев в Крыму он увидел, как в порту швартуется грузовой пароход «Теодор Нетте», названный в честь погибшего дипломатического курьера.

«Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков», — пишет Маяковский и мысленно возвращается в прошлое, когда вместе со своим знакомым пил чай в дипломатическом купе поезда, наслаждаясь обществом достаточно образованного молодого человека. Тогда Нетте «напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча». Спать ложились далеко за полночь, и при этом Теодор Нетте всегда держал палец на спусковом крючке, готовый в любой момент открыть огонь при попытке нападения на дипломатическую почту. Однако в ту роковую ночь напали не на него, а на курьеров в соседнем купе. При попытке их защитить Теодор Нетте был убит пулей в голову.

Его трагическая и, вместе с тем, героическая история сразу же стала достоянием общественности и поразила Маяковского, который считал, что этот невысокий парень с интеллигентными дужками-очками мало чем отличается от обычных служащих своего времени. Тем не менее, после этого случая поэту пришлось признать, что « в наших жилах – кровь, а не водица», и ради высоких идеалов многие действительно готовы погибнуть, каким бы пафосным ни казалось это утверждение. И поэту очень приятно, что страна действительно помнит своих героев, называя в их часть пароходы, которым суждено славить подвиги героев.

Финальная часть стихотворения является своеобразным обращением поэта к читателям. Маяковский признается, что у «него других желаний нету», кроме как умереть во имя своей родины так же, как сделал это Теодор Нетте – в расцвете лет и ради великих идеалов. Впрочем, поэту была уготована совсем другая судьба, но в одном он не ошибся: его жизнь прервала пуля, а не старость и болезнь, чего поэт опасался больше всего.

Теодор Янович Нетте (латыш. Teodors Nete; 15 августа 1896 года - 5 февраля 1926, Латвия) - дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР. Теодор Нетте погиб в 1926 году в Латвии, защищая дипломатическую почту.

Биография

Родился в Латвии, сын сапожника, владел немецким языком. В социал-демократической партии с 1914 года. В Первую мировую войну вместе с отцом был арестован, содержался в рижском Централе, затем был переведён в петроградские Кресты. После освобождения в марте 1917 года снова в Латвии. По официальной версии, с августа 1917 находился на подпольной работе в частях немецких войск, занявших Ригу. С начала 1918 в Петрограде - секретарь отдела виз Наркоминдела РСФСР, затем политкомиссар 2-го батальона 1-го Латышского стрелкового полка. После провозглашения Советской Латвии в 1919 году - член Елгавского революционного трибунала. Участник гражданской войны на Южном фронте РСФСР. С 1922 года - дипломатический курьер Наркоминдела РСФСР.

Нападение на дипкурьеров Нетте и Махмасталя

5 февраля 1926 г. в поезде Москва-Рига на перегоне между станциями Икшкиле и Саласпилс неизвестные, вооруженные револьверами, потребовали от проводника показать купе дипкурьеров и напали на советского торгового представителя Печерского. Дипкурьеры Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь (1891-1942) услышали шум, приготовили оружие, но не успели закрыть дверь купе. Нападавшие нашли их и попытались с оружием в руках войти в купе. Нетте находился в выгодной позиции - на верхней полке. Он выстрелил первым и сразу вывел из строя одного из нападавших, но тут же сам был ранен в голову и умер на месте. Махмасталь замешкался с ответным огнем, получил ранения в живот и в правую руку, стрелял с левой и ранил еще одного бандита. Нападавшие отступили; вскоре двух из них нашли мёртвыми, ещё по крайней мере один скрылся. Раненый Махмасталь оставался в купе и охранял диппочту до прибытия в Ригу, где его встретили сотрудники полпредства СССР. В убитых бандитах опознали граждан Литвы братьев Гавриловичей. Других результатов расследование, проведенное властями Латвии, не дало.

Увековечение памяти Нетте

Нападение на советских дипкурьеров вызвало в СССР значительный общественный резонанс. В. В. Маяковский, с которым Нетте был лично знаком, посвятил этому событию стихотворение «Товарищу Нетте - пароходу и человеку».

Через год после трагических событий вышел фильм кинорежиссёра Александра Довженко - «Сумка дипкурьера», (1927 год). Его сюжет, впрочем, весьма далек от реального инцидента 1926 года.

Нетте (посмертно) и Махмасталь были награждены орденом Красного Знамени.

В честь Теодора Нетте был переименован пароход «Тверь». В дальнейшем это имя носили последовательно еще два судна Северного морского пароходства, газотурбоход постройки 1963 г. и лесовоз постройки 1990 г. типа «Павлин Виноградов» (однотипный с лесовозом «Иоганн Махмасталь»). В настоящее время в списках флота пароходства такого названия нет.

Дочь Теодора Нетте, которой на момент гибели отца было около года, взяло на воспитание государство.

5 февраля отмечается как день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Факт нападения на Теодора Нетте и Иоганна Махмасталя лёг в основу сюжета художественного фильма «Красные дипкурьеры» (Одесская киностудия, 1977 год).

ТРИ ЖИЗНИ «ТЕОДОРА НЕТТЕ»
10 февраля, в День дипломатического работника России, на небольшой железнодорожной станции Икшкиле Посол России в Латвии Александр Вешняков возложил венок к памятнику Теодору Нетте. Официально профессиональный праздник дипломатических работников учреждён 31 октября 2002 года президентским Указом, но на протяжении многих лет российскими дипломатами отмечается дата 5 февраля - в память подвига советских дипкурьеров Теодора Нетте и Иоганна Махмасталя.
В этот февральский день 1926 года дипкурьеры молодой советской страны в вооруженной схватке с бандитами в вагоне поезда Москва - Рига предотвратили захват дипломатической почты СССР. Иоганн Махмасталь получил тяжелые ранения, Теодор Нетте был убит. Тело Нетте было доставлено в Ригу, а затем переправлено в Москву, где советский дипслужащий был похоронен на Ваганьковском кладбище. Советские газеты, вышедшие в воскресенье 7 февраля 1926, пестрели заголовками "Дипломатическая почта спасена!", "Геройский подвиг дипломатических курьеров!" Этот первый международный скандал получил широкий общественный резонанс. За свой подвиг герои-дипкурьеры были награждены орденами Красного Знамени - высшей на то время государственной наградой, в 1927 году был снят фильм "Сумка дипкурьера", именами дипломатов были названы пароходы и самолеты, а стихотворение Владимира Маяковского "Товарищу Нетте - пароходу и человеку" учило наизусть не одно поколение советских школьников. "В наших жилах - кровь, а не водица. Мы идем сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела".
Кстати, о пароходах. Тот самый Александр Вешняков, выпускник Архангельского мореходного училища, в семидесятых годах прошлого века начинал свою карьеру мотористом на газотурбоходе "Иоганн Махмасталь" Северного морского пароходства. А еще в СМП был брат-близнец "Иоганна Махмасталя" - газотурбоход "Теодор Нетте". Вообще, в советском торговом флоте было три судна с таким именем, но обо всем по порядку.

"ТЕОДОР НЕТТЕ", 1912 г.п.:
«Я НЕ ПОСЛЕДНИМ БЫЛ БОЙЦОМ»

Самым прославленным из них, конечно же, следует признать тот, которому Владимир Маяковский, знавший погибшего дипкурьера лично, посвятил такие строки:

«Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор -
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ "Теодор
Нетте"...

Это судно построили на Невском заводе в 1912 г. Прежде, чем стать «Теодором Нетте», оно сменило несколько владельцев и, соответственно, названий. Первоначально пассажирский пароход невские корабелы строили для обслуживания Охотско-Камчатской линии. Тогда он назывался «Тверь» и принадлежал судоходному обществу Добровольный флот, основанному еще в 1878 г. Вплоть до 1918 г. года жизнь его на линии Владивосток-Камчатка протекала относительно спокойно. Заходы "Твери" в Петропавловск, в котором тогда жили немногим более тысячи человек, всегда становились заметным событием, что отражалось на страницах местной газеты. Однако эхо грянувшей революции в 1917 г. рано или поздно должно было докатиться и до Дальнего Востока. Так оно и произошло.

Сведения о судьбе парохода в период с 1918 по 1921 гг. разнятся. Тут надо иметь ввиду, что 5 февраля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет «О национализации торгового флота», по которому все судоходные предприятия объявлялись общенациональной неделимой собственностью Советской Республикой. Действие декрета распространялось на все зарегистрированные в России судоходные компании - акционерные общества, паевые товарищества, товарищества на вере, а также на единоличных владельцев. Согласно первому пункту декрета все они переходили в собственность Советского государства со всем своим движимым и недвижимым имуществом.
В связи с объявлением национализации правление Общества Добровольного флота, оппозиционно настроенное по отношению к новой власти, покинуло Петроград и в 1919 году обосновалось в Феодосии, затем перебралось в Стамбул, а после эвакуации белых войск из Крыма - в Париж. Филиалом парижского правления являлось Владивостокское управление, также негативно настроенное к советской власти и фактически распоряжавшееся оставшимися в тихоокеанском регионе судами.
Поэтому, по одной версии "Тверь", вышедшая из Владивостока в Триест, перевозила пленных солдат чехословацкого корпуса, и, попав в руки эмигрантского правления Доброфлота, было продано Италии. По другой - судно изначально шло на Одессу, однако из-за того, что черноморские проливы контролировались флотами враждебных Советам стран, зашло в Триест, где и было арестовано итальянскими властями.
Как бы то ни было, с 1921 г. пароход принадлежит итальянской компании «Lloyd Triestino», и название его тоже меняется - теперь судно называется «Soria». Но через пять лет судно возвращается в Россию: 29 января 1926 года акционерное общество «Советский торговый флот» приобретает его для своей Черноморской конторы. Спустя неделю происходит нападение на советских дипкурьеров, Теодор Нетте геройски гибнет, и судно, вместе с советским флагом, получает имя героя.
Фронт работ «Теодора Нетте» определяется Крымско-Кавказской линией с нерегулярными выходами в Средиземное море, а в 1929 году пароход возвращается на Дальний Восток. После ремонта, в начале 30-х годов "Нетте" становится военным судном. Пассажирский пароход превращается в минный заградитель: его переоборудуют под военные цели, ставят необходимое вооружение - в общем, "Нетте" разделяет судьбу многих гражданских судов, которые становились боевыми единицами, поскольку военных кораблей в стране не хватало.
С 1941 по 1945 гг. "Теодор Нетте" ставит минные заграждения на подходах к советским базам в районе Дальнего Востока, участвует в переброске войск в заданные районы. По окончании войны с корабля снимают вооружение, ставят на ремонт, и в 1947 году он оказывается на Камчатке. В последний рейс корабль идет под командованием капитана первого ранга М.И. Кислова.
В Петропавловске "Теодор Нетте" используется в качестве «отопителя», казармы и даже клуба моряков. Но в начале 50-х корабль настолько сильно пострадал от пожара и шторма, что его вывели из состава судов ВМФ и подыскали другое место работы. Последние годы своей жизни "Теодор Нетте" провел в качестве плавпричала аварийно-спасательной службы. Удивительное дело, но в конечном итоге ему удалось избежать отправки на «гвозди»: остов судна засыпали грунтом, и он стал основой для одного из причалов Петропавловского морского торгового порта.

"ТЕОДОР НЕТТЕ", 1963 г.п.:
«НО СМЕРТЬ ГЕРОЯМ НЕ СТРАШНА»

"Теодор Нетте" действительно не становится "последним бойцом". В советское время память о красных дипкурьерах чтили, на их примере в подрастающем поколении воспитывали патриотизм. В Советском Союзе создается «теодоровское» движение, которое возглавляет тот самый капитан 1-го ранга, теперь уже запаса, Михаил Кислов. Школьники и трудовые коллективы собирают металлолом для постройки нового, современного газотурбохода "Теодор Нетте".
Судно водоизмещением 10 тыс. регистровых тонн построили в 1963 г. на Балтийском заводе в Ленинграде, и оно вошло в состав Северного морского пароходства в ноябре того же года. Установленные на нем газогенераторы - французские, турбины - отечественного производства. Судно работало на дизельном топливе и мазуте. По признанию работавших на нем моряков, газотурбоход, хотя и был очень непрост в эксплуатации, отличался своей экономичностью.
Именно этот "Теодор Нетте" как никто другой с блеском справился с возложенной на него миссией - служить напоминанием о подвиге «сраженного вражеским свинцом» советского дипломата и вместе с тем с честью представлять свою страну за рубежом, что имеет большое значение с точки зрения политики во все времена. Он становится своего рода «пролетарским» посланником СССР.
"Теодора Нетте" всегда тепло встречали в иностранных портах, многие именитые гости побывали на его борту. На судне даже появилась "каюта Маяковского", этакий музей, где были собраны вещи, связанные с Теодором Нетте и советским поэтом, и подарки. Среди них стоит отметить учебник английского языка, который передала дочь погибшего дипломата - он принадлежал её отцу. Среди других раритетов можно выделить часть бортовой обшивки предшественника газотурбохода. К сожалению, впоследствии во время проведения ремонтных работ на лесовозе произошел пожар, и многие экспонаты сгорели. В 1986 году судно списали и продали на «гвозди» в Пакистан, но тут же был поставлен вопрос о строительстве нового "Теодора Нетте" - ведь память о героях должна быть вечной.

"ТЕОДОР НЕТТЕ", 1988 г.п.:
«ЗДРАВСТВУЙ, НЕТТЕ! КАК Я РАД, ЧТО ТЫ ЖИВОЙ...»

Третий пароход, для которого предназначалось имя советского дипкурьера, построили в Польше на судоверфи "Stocznia Gda;sk" в 1988 г. опять же для Северного морского пароходства. Наверное, он мог бы выполнить ту же патриотическую миссию, что и его предшественники, но страна была уже не та, "красные герои" стали никому не интересны. Хотя непростая судьба этого судна тоже заслуживает внимания.
Например, в 1999 году, теплоход "Теодор Нетте" под командованием капитана Валерия Павловича Валова следовал из Суэцкого канала к Гибралтарскому проливу. В Средиземном море судно получило сигнал "человек за бортом" от теплохода под либерийским флагом. Район предполагаемого падения иностранного моряка оказался на расстоянии 35 миль от "Теодора Нетте". Капитан Валов принял решение начать поиск, и спустя три часа в штормовом море российские моряки смогли найти пострадавшего и поднять его на борт. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина капитан Валов награжден медалью "За спасение погибавших".
Это был последний год, когда пароход работал под своим именем. Потом судно ушло к другому владельцу и получило название "Otoma", затем пароход стал называться "Albatros", "Albatros S", работал и под эстонским флагом, и под флагом Сент-Винсента. Но вот что интересно: в 2010 году судно покупает Камчатское морское пароходство специально для работы на Дальнем Востоке. Судно, вернувшееся под российский флаг и получившее имя "Юрий Тарапуров", вновь связывает два порта, Петропавловск-Камчатский и Владивосток, и кто знает, может оно швартовалось как раз на том причале, в основании которого залит цементом остов его "родоначальника"...
Как бы то ни было, наш рассказ был бы не совсем завершенным, если бы не свойство истории развиваться по спирали. История "Теодора Нетте" сделала полный виток - в ноябре прошлого года "Нетте"-третий вернулся на историческую Родину, в Архангельск. Теперь пароход называется "Сабетта". Было бы здорово, конечно, если бы его нынешний владелец, ОАО "Архангельский речной порт", вернул судну первоначальное название, но нет, не догадался. Хотя, не в названии дело: главное, чтоб у парохода была славная судьба. Так что, «Здравствуй, Нетте! Как я рад, что ты живой».

"Сабетта", бывший "Теодор Нетте" (фото shipspotting.com)

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши - люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом.

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении, а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат «Надежда» назван в честь вышеупомянутого шлюпа.

В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.