Старик в станционном буфете главные герои. Константин паустовский - золотая роза

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.
Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.
- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.
Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.
- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд".
- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.
- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?
Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.
- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.
- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.
- Еще обижается!-сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!
- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво.
Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.
- Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
- Один! - сказал старик.
- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...
- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!
Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.
Зачем я ее рассказал?
Начав писать ее, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если ее описать без одной главной подробности - без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле.
А если выбросить и другие подробности - неумело заплатанную куртку, свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.
В последние годы подробности начали исчезать из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых писателей.
Без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается в ту сухую палку от копченого сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, а торчит одна тощая щепка.
Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем.
С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей - без отбора, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.
Например, чтобы дать представление о начавшемся крупном дожде, достаточно написать, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.
Или, чтобы дать страшное ощущение смерти грудного ребенка, достаточно сказать об этом так, как сказал Алексей Толстой в "Хождении по мукам":
"Измученная Даша уснула, а когда проснулась, ее ребенок был мертв и легкие волосы у него на голове поднялись".
"- Покуда спала, к нему пришла смерть... - сказала Даша, плача, Телегину. - Пойми же - у него волосики встали дыбом... Один мучился... Я спала.
Никакими уговорами нельзя было отогнать от нее видение одинокой борьбы мальчика со смертью".
Эта подробность (легкие детские волосы, вставшие дыбом) стоит многих страниц самого точного описания смерти.
Обе эти подробности верно бьют в цель. Только такой и должна быть подробность - определяющей целое и, кроме того, обязательной.
В рукописи одного молодого писателя я наткнулся на такой диалог:
"- Здорово, тетя Паша! - сказал, входя, Алексей. (Перед этим автор говорит, что Алексей открыл дверь в комнату тети Паши рукой, как будто дверь можно открыть головой.)
- Здравствуй, Алеша, - приветливо воскликнула тетя Паша, оторвалась от шитья и посмотрела на Алексея. - Что долго не заходил?
- Да все некогда. Собрания всю неделю проводил.
- Говоришь, всю неделю?
- Точно, тетя Паша! Всю неделю. Володьки нету? - спросил Алексей, оглядывая пустую комнату.
- Нет. Он на производстве.
- Ну, тогда я пошел. До свиданьица, тетя Паша. Бывайте здоровы.
- До свиданья, Алеша, - ответила тетя Паша. - Будь здоров.
Алексей направился к двери, открыл ее и вышел. Тетя Паша посмотрела ему вслед и покачала головой:
- Бойковитый парень. Моторный".

Весь этот отрывок состоит, помимо небрежностей и разгильдяйской манеры писать, из совершенно не обязательных и пустых вещей (они подчеркнуты). Все это ненужные, не характерные, ничего не определяющие подробности.
В поисках и определении подробностей нужен строжайший выбор.
Подробность теснейшим образом связана с тем явлением, которое мы называем интуицией.
Интуицию я представляю себе как способность по отдельной частности, по подробности, по одному какому-либо свойству восстановить картину целого.
Интуиция помогает историческим писателям воссоздавать не только подлинную картину жизни прошедших эпох, но самый их воздух, самое состояние людей, их психику, что по сравнению с нашей была, конечно, несколько иной.
Интуиция помогла Пушкину, никогда не бывшему в Испании и в Англии, написать великолепные испанские стихи, написать "Каменного гостя", а в "Пире во время чумы" дать картину Англии, не худшую, чем это могли бы сделать Вальтер Скотт или Берне - уроженцы этой туманной страны.
Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом - или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе.

03.11.2011 26085 1616

Уроки № 23-24. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развить речь учащихся; проверить отработку навыка пунктуа­ции; способствовать воспитанию гуманной личности.

Написать сочинение о гордости и доброте.

СТАРИК В СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шква­лы. У берегов стоял толстый лёд. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашёл в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и пону­ ро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной ры­ бачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижав­ шись к его ноге, и дрожала.

Рядом со столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными за­ тылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бу­ терброды с копчёной колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, со­ бачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспоко­ ишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у неё всё время дрожа­ ли и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохва­ тывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали её. Они были увлечены разговором и то и де­ ло подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

-Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять стари­ку, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На ста­ рика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

-Эх, Пети! Пети! - шёпотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от
огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше её не звать и не стыдить, потому что у неё самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала про­ сить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зелёной шляпе, заметил собаку.

-Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

-Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держи­
те, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню
выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

-Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и мед­ной мелочи и пересчитал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Паль­ цы у него дрожали.

- Ещё обижается! - сказал скуластый молодой человек. - Какой независи­ мый, скажи пожалуйста.

- А, брось ты его! На что он тебе сдался! - примирительно произнёс один из его товарищей, наливая всем пиво.

Старик не проронил ни слова. Он подошёл к стойке и положил несколько монет на мокрый прилавок.

Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.

- Один! - сказал старик.

- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...

- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в се­ рый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на неё, говорил:

Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она только ела. Старик смотрел на нее и выти­ рал рукавом глаза - верно, они слезились у него от ветра.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 часов + 2 часа на развитие речи)

Второстепенные члены предложения изучаются в той же системе, что и главные: вначале в порядке самостоятельной работы проводится по­вторение всего, что учащиеся знают, затем материал излагается в полном объеме, причем знакомое четко отделяется от нового. Изложение материа­ла может проводиться разными способами: сообщение учителя, чтение учебника вслух или про себя с заданием обнаружить новое, разбор данных учителем примеров, сообщение, заранее подготовленное учащимися, и т. д. Большая часть времени отводится закреплению, причем в упражнениях основное внимание обращается на новые и наиболее трудные способы вы­ ражения членов предложения, а также на особенности употребления язы­ковых явлений в речи.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Проблемно-диалогический урок литературы

Литература 6 класс «Школа 2100 »

Книга – учебник жизни

/К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете»/

Цели: 1. Познакомиться с жизнью К.Г.Паустовского и его новеллой «Старик в станционном буфете»

2.Учить детей с помощью книги вглядываться в себя, анализировать собственные поступки

Средства обучения:1.Презентация

2.Лист контроля

Этапы урока.Время

Учитель

Ученики

Доска и оборудование

1.Оргмомент

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

Настройтесь на работу.

Разворачиваются к гостям. Здороваются.

2.Создание проблемной ситуации

Чтение эпиграфа

Какие бы вопросы задали Л.Н.Толстому, используя данный эпиграф?

Как бы вы ответили на вопрос Л.Н.Толстого?

Вывод: Ваш ответ говорит о том, что вы сейчас находитесь в возрасте отрочества и ощущаете себя частью общего мира.

2.Задать? к эпиграфу?

/- Что значит известная пора жизни?

Что значит повернуться неизвестной стороной?

Что мне помогает открыть незнакомый мир?/

1. учебник стр.67

Эпиграф Л.Н.Толстой

«Отрочество»

Слайд№1

/выделить слова, к которым задаются?/

3.Формулирование проблемы(5-7мин)

4.Выдвижение гипотез

- - - - - - - - -- - - - -

5.Актуализация знаний.

Планирование деятельности

(5-10 мин)

6.Открытие новых знаний

- - - - - - - - - - - -

1этап: до чтения

Гимнастика для глаз:

- - - - - - - - - - - -- - -

2 этап: во время чтения

1.Обсуждение эпизодов, которые учащиеся выделили в тексте.

- - - - - - - - - - - - - --

- - - - -- - - - - - -- - -

Работа с текстом после чтения

Что или кто помогает вам увидеть неизвестную сторону жизни?

А какие предположения?

Вставьте одно из предложенных вами слов, на место пропущенного и сформулируйте тему урока.

Прочитайте внимательно название темы, подумайте и поставьте вопрос к сегодняшнему уроку.

Что мы должны вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос?

О чем порассуждать?

- - -- - -- - - -- - - - - - -- - - - - - -

А все ли книги помогают человеку?

А какие помогают?

Только настоящие книги, т.е. книги талантливых писателей, которые по-особому видят мир, радуются и страдают вместе со своими героями и заставляют нас,читателей, не быть равнодушными

Чьи прогнозы были более точными, мы узнаем в конце урока .

А сейчас вспомним,

С какими талантливыми писателями вы уже встречались?

В этом небольшом списке вам встретилась фамилия К,Д.Паустовский.

Что вы помните о нем и его рассказах?

Учитель:

Еще ни один раз за годы учебы мы обратимся к творчеству этого замечательного русского писателя.

Ведь каждое новое обращение к нему таит в себе новые открытия.

Вы еще очень немного знаете о Паустовском, но сама его жизнь, положенная в основу его рассказов, может помочь нам. .Любовь к людям, животным, природе заставляла писателя всматриваться, вслушиваться в окружающий мир, чтобы понять себя – как часть этого мира.

Что же нового и интересного можно еще сказать о Паустовском?

Найдите в отрывках то, что вы еще не знаете о нем. И, может быть, откроете для себя другого Паустовского ?

Какие открытия вы сделали?

Вывод:

Действительно, Паустовский много замечал вокруг себя того, что видит не всякий. Поэтому внимательному взгляду он учит и нас.

А как мы можем у него научиться?

- - - - - - - -- -- - - - - - - - - - - - - - -

Давайте обратимся к рассказу, с которым вы познакомились дома.

На что обратили внимание перед чтением?

Как называется рассказ?

Понятен ли он вам?

Кто главный герой рассказа?

Какие вопросы у вас возникли перед чтением?

О чем этот рассказ? Или о ком?

Что вы ждали от рассказа?

Что в рассказе было для вас неожиданностью?

Как называется жанр рассказа с неожиданным финалом?

Гимнастика

- - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - -

Давайте проверим ваши предположения, обратившись к тексту.

При первом чтении дома вы выделили те части, которые особо взволновали вас:

1.Какие чувства вызвали у вас действующие лица: старик, собака, молодые люди?

1.Выберите из текста слова, выражающие чувства героев

1в-старик; 2в – собачка; 3в-молодые люди?

2.Давайте проверим, понимаете ли вы героев?

3.Составьте партитуру чувств, используя слова для справок.

Вывод:

1.Какие чувства вызвал у вас образ старика? собачки? Молодых людей?

2. Почему такое разнообразие цветов, выражающих чувства героев?

Вывод: - Найдите подтверждение этой мысли в биографии Паустовского?

- - -- - - - - - - - - - - - - - - - -- - -

2.- Можно ли назвать старика положительным героем?

Какие мелочи в описании старика и его поведения помогли вам зрительно представить образ и ответить на этот вопрос?

Найдите доказательства своей мысли в 1-2 абзацах

Как называется такой художественный прием в литературе?

Дайте понятие худож.дет.

Какую роль выполняет худ.деталь?

Вывод : художественные детали помогают разобраться в характере старика, дают представление о его жизни, позволяют понять, какие взаимоотношения были у старика и собаки.

Какие худож.детали рассказа вам еще запомнились?

Чем они важны?

Сюжет рассказа завершен, а рассказ на этом закончился?

Что удивило вас в этой части?

Какой урок начинающему писателю, да и читателю тоже, дает Паустовский?

Вывод: Он призывает нас более внимательно вглядываться в окружающий мир. С помощью художественной детали(подробности)он учит видеть в обыкновенном необыкновенное.

Подробность описания в книге(внешности, пейзажа, речи, интерьера) дают возможность читателю сопереживать, сочувствовать, размышлять, изучать себя и других людей.

- - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - О чем заставил вас задуматься рассказ Паустовского?

Какова его тема, главная проблема?

Проблема взаимопонимания, милосердия, сострадания очень актуальна в наше время. Не случайно современные поэты тоже говорят об этом.

А это значит, что проблемы, поднятые П.вечны. И важнейшая мысль П. и других талантливых писателей в том, чтобы обогатить человека эмоционально.

1.Рассмотреть иллюстрацию в учебнике

2.Ответ:

Книга

Родители

Старшие ребята

Учебник

кумиры

Почему книга-учебник жизни?

Роль книги в жизни человека

Чтение книг помогает человеку открыть мир вокруг себя: помогает понять других людей и самого себя; объяснить поступки, характеры человека.

- - - - - - - -- - - - -

Нет.

Рассказывал о природе, животных, о родине, известен с раннего возраста

ответы учащихся

2) Узнать, чем он интересен?

- - - - - - - - - - - -

Заголовок

Старик…

Старик

О старике в станционном буфете

/молодость и старость, милосердие и сотрадание, отношение к братьям нашим меньшим, достоинство человека, взаимопонимание

Финал рассказа

новелла

Гимнастика

- - - - - - - - - - - --

Заполнение таблицы

Проверка задания

Сочувствие, сострадание

Мир сложен: добро и зло рядом.

/сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к чужому горю, сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека/

озвучить

полож.№3,4,5

- - - - - - -- - - - -

дают ответ: да, нет

Доказательства из текста/да…

Нет…/

Художественная деталь

Ответ учащихся

Описание внешности, речь,пейзаж.

Найти в тексте

Молодые люди, буфетчица, пейзаж.

- -- - - - - - - - - -

Об отношениях молодости и старости, о милосердии, о чувстве собственного достоинства,

Через худ.деталь, жанр новеллы

Составляется список вариантов ответа.(на доске)

Слайд№ 2

Книга - учебник жизни.

Запись темы в тетрадь

Слад 2

Слайд № 3 (схема: учит, открывает,

- - - - - - - - - -

Слайд 5

Работа в парах

Зад.№2

- - - - - - - - - -

гимнастика

- - - - - - - -

Работа в парах

Зад.№4

Слайд 6

Слайд: старик, собака, молодые люди

Зад.2

Индивидуальная работа

Обрат.к «листу контроля»

-- - - - - - - - -

Слайд7

Слайд 8

- -- - -- - - --

7.Применение новых знаний

Как удалось вам сегодня услышать Паустовского, вы проверите, выполняя домашнее задание

Стр.72 –творческая работа

Выберите1 из 2=х заданий, то что ближе вам.

Запишите в дневник

8.Итог урока.

Вывод по проблеме.

Оценивание

Благодаря писателю Паустовскому вы прочувствовали жизнь вместе с героями его рассказа.

Вспомните основной вопрос урока и первоначальные версии ответов.

Почему книга является учебником жизни?

Насколько они оправдались?

Вывод:

Книга рисует жизнь во всей сложности и многообразии, пробуждает в нас лучшие чувства; открывает мир; учит сопереживать;

Позволяет почувствовать красоту и богатство языка, позволяющего делать речь правдивой и точной; советы таких книг могут быть полезны и взрослым и детям.

Сегодня на уроке нам помогал открывать мир рассказ Паустовского «Старик в станционном буфете», входящий в сборник новелл «Золотая роза». Изучая произведения Тургенева, Пушкина, Л.Толстого, входящих в данный раздел,мы еще не раз встретимся с тем. Что известные предметы будут повертываться к нам неизвестной стороной, и мы будем открывать что-то новое для себя.

Слайд 2

Лист контроля.

Лист контроля

Задание№1 Подчеркни, что нового ты узнал о Паустовском

1.Писатель Константин Георгиевич Паустовский – один из любимых детьми рассказчиков

Почти в каждой его повести видны следы скитания. Поэзия странствия сливается с реальностью.

2.Паустовский писал не только о природе. Темами его произведений были жизнь и творчество людей литературы и искусства, людей прошлого и настоящего.

3. «Моя писательская жизнь началась с желания все знать и все видеть. Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые люди. Я всегда жил со своими героями одной жизнью, всегда старался открыть в них добрые черты. С той же силой, с какой я любил все человечество, я ненавидел людскую тупость и невежество»

4. « Как только я покидаю воображаемый мир, так вся суровая правда жизни становится у меня на пути, все зло, избежать которого куда легче, нежели одолеть. Сила - в призыве к

человеку и человечности»

5. В отношениях человека к человеку он не выдерживает долгого конфликта. Его мир-это жизнь, какой она бывает, может быть и какой она должна быть.

4..Паустовского очень увлекал язык, его богатство, позволяющее делать речь правдивой и точной. Свое отношение к русскому языку и мысли он высказал в произведении «Золотая роза», куда и вошел рассказ «Старик в станционном буфете» Множество его заметок о языке, о том, как следует писать, полезны и взрослым и детям.

Задание№2

А) Выберите и запишите в таблицу слова, выражающие чувства героев

1в.-старик; 2в – собака; 3в – молодые люди.

Б)Составьте партитуру чувств вашего героя в цвете.

Радость

счастье тоска

Восторг грусть

Жалость печаль

любовь ненависть

сострадание безжалостность

чувство

собственного достоинства жестокость

взимопонимание зло

добро равнодушие

душевная щедрость

Теория литературы

Новелла - разновидность рассказа, отличающаяся остротой конфликта, нередко имеющая неожиданный финал

Художественная деталь – часть изображения человека (внешний вид, внешность, речь) и окружающего его материально-предметного мира (природа, быт, вещи), позволяющая охарактеризовать героя.

Беллетристика – повествовательная художественная литература

Словарная работа

1.Щетина – жесткая волосяная часть

2..Понуро – уныло, с опущенной головой

3.Заплатанная куртка – с поставленной заплаткой(кусок ткани, нашиваемый на место для починки)

4.Заискивая – лестью добиваясь чего-нибудь

5.Смотреть в рот –

6. Судорожно рыться в карманах – суетливо, беспокойно

7. Отмочил - сказал что-то нелепое, неприличное

8 .Рижский залив – залив Балтийского моря у берегов Эстонии и Латвии

10.Лиелупа – город в Латвии

11.Шквал – резкий порыв ветра

12.Прибой – бьющие в берег морские волны

13.Закраина – край льда

Оценка работы на уроке (от1 до 5б)

Оценка учащегося

Оценка учителя

1.Умение действовать по плану

2.Умение вычитывать информацию из текста

3. Умение высказывать свое отношение к прочитанному

4.Активность на уроке


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Старик в станционном буфете Худой старик сидел в углу станционного буфета в Майори. 10 баллов Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и сидел на деревянном диване, засунув руки в карманы рыбацкой куртки. Вместе со стариком пришла белая собака. Она сидела около его ног и дрожала. Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди. Снег таял у них на шляпах. Вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания. Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к их столику, стала на задние лапы и начала смотреть в рот молодому человеку. - Пети! тихо сказал старик - как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети! Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали. - Пети! снова позвал старик. Пети! Иди сюда! Собака несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, что ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд. - Эх, Пети, Пети! шепотом сказал старик. Наконец один из молодых людей заметил собаку. - Просишь? - спросил он. А где твой хозяин? Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула. - Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. Если собаку держите, должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню просит. Нищенство у нас запрещено законом. Молодые люди захохотали. Один из них бросил собачке кусок колбасы. - Пети, нельзя! крикнул старик. Его лицо и шея покраснели. Нельзя брать у них ничего! Он начал быстро что-то искать, достал немного мелочи и начал пересчитывать ее на ладони. Пальцы у него дрожали. Он подошел к стойке и положил несколько монет на прилавок.

2 - Один бутерброд! сказал он тихо. Собака стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда. - Один! сказал старик. - Берите! сказала продавщица. - Спасибо! Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман. Собака быстро ела, а старик, глядя на нее, говорил: - Ах, Пети, Пети! Глупая собака! Но собака не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал глаза. На глазах были слезы. Вот и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском вокзале. / по К. Паустовскому /

3 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút 2x číta člen poroty Оtázky a kľúč Старик в станционном буфете Да или нет? 1. Старик с собакой зашел в буфет, чтобы погреться. да 2. Собачка была белого цвета. да 3. Собачка подошла к столу, потому что молодые люди громко разговаривали. нет 4. Когда старик заметил, что собака подошла к столику, он ничего не сказал. нет 5. Пети была голодная. да 6. Молодые люди бросили собачке кусок колбасы. да 7. Собака не стала есть, потому что не разрешил старик. да 8. Старик нашел у себя немного денег, чтобы купить себе пиво. нет 9. Продавщица пожалела старика и дала ему два бутерброда. да 10. Старик дал Пети один бутерброд, а другой спрятал в карман. да Беседа / аудирование Как чувствовал себя старик после слов молодых людей? Как, по-вашему,поступила продавщица? Каково было отношение старика к Пети? Почему в конце рассказа автор говорит, что у старика на глазах были слезы?

4 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Čas: 15 minút Odpoveďový hárok súťažiaceho č.: Старик в станционном буфете Да или нет?

5 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Č í t a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 20 minút Text 10 баллов Дмитрий Иванович Менделеев Замечательный русский учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев, имя которого сегодня известно каждому образованному человеку, родился 27 января 1834 года в Сибири, в городе Тобольске, в семье директора гимназии. Он был последним, семнадцатым, ребёнком Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых. Вскоре после рождения сына Иван Павлович тяжело заболел, но продолжал работать. Через несколько лет, после того как он ушёл на пенсию, материальное положение семьи стало трудным. Говоря о детстве Д. И. Менделеева, нельзя не сказать об огромной роли матери в жизни будущего учёного. Мария Дмитриевна была умной, энергичной и очень способной женщиной. Не получив никакого образования, она самостоятельно прошла курс гимназии вместе со своими братьями. Её ум и обаяние были так велики, что в ее доме любили собираться и государственные деятели, и поэты, и ученые, которые жили в Тобольске. Мария Дмитриевна осталась во время болезни мужа почти без денег, с детьми на руках. Она переехала с семьёй в село недалеко от Тобольска, где у её старшего брата был небольшой завод. С согласия брата, жившего в Москве, она стала руководить работой завода. Дела пошли хорошо, и материальное положение семьи поправилось. Через некоторое время семья Менделеевых вернулась в Тобольск, чтобы подготовить младшего сына Дмитрия к учебе в гимназии. 1 августа 1841 года Дмитрий Менделеев успешно поступил в Тобольскую гимназию, но учился без всякого интереса и имел средние результаты почти по всем предметам. Только математика и физика нравились мальчику, и по этим дисциплинам учёба шла хорошо. В 15 лет Дмитрий окончил гимназию. В это время умер его отец. Старшие сёстры тогда уже были замужем, а братья работали. С матерью оставались только младшие дети: дочь Лиза и сын Дмитрий. Мария Дмитриевна заметила способности сына к физике и математике и мечтала, чтобы он поступил в университет и получил хорошее образование. Но сделать это было непросто. Завод брата сгорел, а пенсия, которую получала семья, была небольшой. Тогда Мария

6 Дмитриевна продала все, что можно было, и летом 1849 года с сыном и дочерью навсегда покинула Сибирь. Она отправилась в Москву с надеждой, что ее сын сможет поступить в Московский университет. Пройдут годы, и свою первую работу Дмитрий Иванович Менделеев посвятит своей матери. «Посвящается памяти моей матери Марии Дмитриевны Менделеевой. Вы, - писал знаменитый ученый, - научили меня любить природу с ее правдой, науку с её истиной, родину со всеми её богатствами и больше всего труд со всеми его горестями и радостями».

7 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Č í t a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 20 minút Оtázky a kľúč Дмитрий Иванович Менделеев 1. Отец Д. И. Менделеева работал...гимназии. директором служащим преподавателем 2. Дмитрий был в семье...ребёнком. вторым младшим старшим 3. Семья Менделеевых испытывала серьёзные материальные трудности, потому что Иван Павлович умер. в семье было много детей. Иван Павлович стал пенсионером. 4. Мария Дмитриевна была женщиной веселой, образованной. обаятельной, беззаботной. способной, умной, энергичной. 5. Семья Менделеевых стала жить лучше после Мария Дмитриевна купила в Тобольске завод. того, как Мария Дмитриевна начала управлять заводом брата. брат Марии Дмитриевны купил себе небольшой завод в Москве. 6. В Тобольской гимназии Дмитрий имел почти по всем предметам...результаты. отличные средние неудовлетворительные 7. В гимназии Дмитрий с удовольствием занимался химией и физикой. биологией и географией. физикой и математикой. 8. Мария Дмитриевна мечтала, чтобы её сын успешно закончил гимназию. получил высшее образование. стал учёным химиком. 9. Мария Дмитриевна продала все, что можно было, и осталась жить с детьми в Сибири. с дочкой и сыном уехала в Москву. отдала все деньги Дмитрию. 10. Содержанию текста более всего соответствует название... «Сибирский период жизни Д. И. Менделеева» «Детство и юность Д. И. Менделеева» «Роль матери в судьбе Д. И. Менделеева»

8 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Č í t a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 20 minút Odpoveďový hárok súťažiaceho č.: Дмитрий Иванович Менделеев 1. Отец Д. И. Менделеева работал...гимназии. директором служащим преподавателем 2. Дмитрий был в семье...ребёнком. вторым младшим старшим 3. Семья Менделеевых испытывала серьёзные материальные трудности, потому что Иван Павлович умер. в семье было много детей. Иван Павлович стал пенсионером. 4. Мария Дмитриевна была женщиной умной, но пассивной. обаятельной, но беззаботной. способной, умной, энергичной. 5. Семья Менделеевых стала жить лучше после Мария Дмитриевна купила в Тобольске завод. того, как Мария Дмитриевна начала управлять заводом брата. брат Марии Дмитриевны купил себе небольшой завод в Москве. 6. В Тобольской гимназии имел Дмитрий почти по всем предметам...результаты. отличные средние неудовлетворительные 7. В гимназии Дмитрий с удовольствием занимался химией и физикой. биологией и географией. физикой и математикой. 8. Мария Дмитриевна мечтала, чтобы её сын успешно закончил гимназию. получил высшее образование. стал учёным химиком. 9. Мария Дмитриевна продала все, что можно было, и осталась жить с детьми в Сибири. с дочкой и сыном уехала в Москву. отдала все деньги Дмитрию. 10. Содержанию текста более всего соответствует название... «Сибирский период жизни Д. И. Менделеева» «Детство и юность Д. И. Менделеева» «Роль матери в судьбе Д. И. Менделеева»

9 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU T e s t z k u l t u r o l ó g i e Čas: 25 minút Odpoveďový hárok súťažiaceho č.: 30 баллов 1. Какое слово лишнее? Почему? 3 балла скрипка день рождения микроволновая печь пианино именины тарелка джаз свадьба миксер флейта День Победы кипятильник 2. Составьте словосочетания:. 4 балла А детские a) игры Б олимпийские б) ёлки В новогодние в) сады Г весенние г) цветы д) школы А Б В Г 3. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Да или нет? 4 балла 1. П. И. Чайковский автор романа «Евгений Онегин». 2. В 1980 году в Москве проходили летние Олимпийские игры. 3. Словак Душан Маковицки был личным врачом Л. Н. Толстого. 4. Петергоф расположен в 30-ти километрах от Москвы. 4. Назовите два памятника Санкт - Петербурга: 2 балла 5. Кто они или чем известны? 4 балла 1. Анна Павлова 2. П. О. Гвездослав 3. Д. М. Менделеев 4. Екатерина ll 6. Напишите три государства, с которыми граничит Российская Федерация 3 балла

10 7. Напишите по одной фамилии русского 4 балла поэта прозаика ученого художника 8. Какая река протекает через город Санкт Петербург и какая через Волгоград? 2 балла 9. Назовите три типичных русских сувенира: 3 балла 10. Какой город старше - Москва или Санкт-Петербург? 1 балл

11 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU T e s t z k u l t u r o l ó g i e Čas: 25 minút Оtázky a kľúč 1. Какое слово лишнее? Почему? 3 балла скрипка день рождения микроволновая печь пианино именины тарелка джаз свадьба миксер флейта День Победы кипятильник джаз - это не музыкальный инструмент День Победы это не семейный праздник тарелка это не электроприбор 2. Составьте словосочетания:. 4 балла А детские a) игры Б олимпийские б) ёлки В новогодние в) сады Г весенние г) цветы д) школы А Б В Г в а б г 3. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Да или нет? 4 балла 1. П. И. Чайковский автор романа «Евгений Онегин». нет 2. В Москве проходили в 1980 году летние Олимпийские игры. да 3. Словак Душан Маковицки был личным врачом Л. Н. Толстого. да 4. Петергоф расположен в 30-ти километрах от Москвы. нет 4. Назовите два памятника Санкт - Петербурга 2 балла «Медный всадник», Адмиралтейство, Зимний дворец / Эрмитаж /, Петропавловская крепость Кто они или чем известны? 4 балла 1. Анна Павлова балерина 2. П. О. Гвездослав словацкий поэт 3. Д. М. Менделеев учёный - химик 4. Екатерина ll. русская царица 6. Напишите три государства, с которыми граничит Российская Федерация 3 балла 1. Украина 2. Белоруссия 3. Китай...

12 7. Напишите по одной фамилии русского 4 балла поэта Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Маршак, Бродский... прозаика Чехов, Толстой, Горький, Пастернак, Булгаков... ученого Ломоносов, Менделеев, Павлов, Королёв, Ковалевская... художника Серов, Шишкин, Левитан, Перов, Репин Какая река протекает через город Санкт-Петербург и какая через Волгоград? 2 балла Нева, Волга 9. Назовите три типичных русских сувенира: 3 балла Палехские шкатулки, матрёшка, гжель, хохлома Какой город старше? Москва или Санкт Петербург? 1 балл Москва / основана в 1147 году / Санкт Петербург / основан в 1703 году /

13 Ú s t n a r e č k o n v e r z a č n é t é m y Čas: 1 min príprava, 3-4 min odpoveď OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU 1. Я и другие Каким должен быть председатель Вашего класса? Охарактеризуйте его по отношению к учебе, к одноклассникам. Вы можете сказать, что Ваш класс это хороший коллектив? О чем Вы любите говорить с друзьями? 2. Профессия Как Вы думаете, может ли школа, учителя повлиять на выбор Вашей будущей профессии? О какой профессии Вы мечтаете? Что Вам лично надо сделать для того, чтобы Ваша мечта сбылась? 3. Семейные праздники традиции и Как Вы празднуете свой день рождения? Что бы Вы предложили своим гостям в качестве угощения и развлечения? Какие семейные праздники Вы любите отмечать? 4. Человек и природа 5. Увлечения и свободное время Мне нравится / не нравится / весна, потому что... (Аргументируйте свой ответ). «Каждое время года красиво» - Вы согласны с этим высказыванием? (Объясните, почему) Где Вы хотите провести летние каникулы - в горах или на море? (Дайте развёрнутый ответ) Расскажите о своих увлечениях. Какую музыку Вы любите слушать? Как Вы проводите свободное время зимой, весной, летом, осенью?

14 Ú s t n a r e č k u l t ú r a a r e á l i e Čas: minút OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU История России и Словакии Какие исторические события в истории России Вы считаете самыми важными и почему? Если к Вам приедут русские друзья, какие места Вы бы им показали, чтобы лучше представить историю нашей страны? Русский фольклор Какие русские народные сказки Вы знаете? Назовите главных героев этих сказок. Считаете ли Вы, что песня «Катюша» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера) стала народной? Аргументируйте свою точку зрения. Искусство театра и кино современной России. Какие театры Москвы и Петербурга Вы знаете? Какие балетные спектакли известных русских авторов приобрели мировую известность? Назовите авторов музыки. Какой русский фильм Вам больше всего понравился, почему? Ученые Словакии и России Кого из словацких учёных Вы могли бы назвать и в какой области науки они прославились? Кто из русских ученых был награжден Нобелевской премией? Изобразительное искусство Кого бы Вы включили в список выдающихся художников Словакии и России? Объясните Ваш выбор. Опишите одну из ваших любимых картин.

15 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU S l o h o v á p r á c a Čas: 45 minút (do 80 slov) Téma: Autor: Beata Vasinová Recenzent: doc. Svetlana Ordynskaya, PhD. Vydal: IUVENTA Slovenský inštitút mládeže, Bratislava 2011


P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Последний лист (по О. Генри) На окраине города стоял небольшой дом. В этом доме жили две сестры. У них был сосед старый

44. ROČNÍK OLYMPIÁDY V RUSKOM JAZYKU P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Детский врач Юрий Степанов был лётчиком. Ему нравилась эта профессия. Но

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Kategória: B1 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Злой мальчик Иван Иванович, симпатичный молодой человек, и Анна Семеновна, молодая девушка, спустились к реке

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Kategória: B1 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Они познакомились в Санкт-Петербурге Антон приехал в Санкт-Петербург на медицинский конгресс. В

ТЕСТ 1. «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» Вариант 1 1. У меня нет (брат, сестра). 2. В моей комнате нет (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет (дождь, снег). 4. У него не было (виза). 5. На этой улице нет

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА Цель: привлечь внимание обучающихся к чтению книг С.Я. Маршака. Задачи: рассказать обучающимся о жизни и творчестве писателя; провести с обучающимися викторину по произведениям

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

1. СЕМЬЯ 1. Прочитайте текст. НЕМНОГО О СЕБЕ Я студе"нт. Я прие"хал из А"нглии и сейча"с изуча"ю ру"сский язы"к. Я учу"сь на пе"рвом ку"рсе. На ро"дине у меня" есть семья". Мой оте"ц рабо"тает на заво"де.

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Kategória: A2 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Отдых на море в городе Сочи. 10 баллов Пришло лето! Виктор решил поехать на юг.

Тест по русскому языку как иностранному для подготовки к комплексному экзамену ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Инструкция по выполнению субтеста Время выполнения субтеста 15 минут. Субтест включает 25 заданий. При

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

Урок 1 СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЕ 1. а) Напишите вопросы к выделенным словам. Образец: Анна рассказывала об этом старом московском парке. О каком парке рассказывала

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (фрагмент) Время выполнения теста 45 мин. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест имеет 3 части: Грамматика/Лексика, Чтение и Письмо. Вы получили

Соревнование соревнования Часто бывают соревнования? Они возвращаются / вернутся в Китай 15-ого июня. Они едут / поедут в Китай 15-ого июня. Можно использовать настоящее время, если мы точно знаем, что

O L Y M P I Á D A V R U S K O M J A Z Y K U 46.ročník P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Константин Ушинский «Четыре желания» Коля весь день спускался на санках

Russian Language Placement Test В тесте слева даны предложения (1, 2 и т.д.), а справа варианты выбора. Выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву в матрице ответов. Например: 0. У меня

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Мама вчера была в.... А. в музее В. музея

Али и его фотоаппарат Али живет в Стамбуле, большом городе в Турции. Он живет в старом доме рядом со знаменитой Голубой мечетью. После школы Али вернулся домой и сел у окна. Он рассматривал лодки, выходившие

Самуэль Чамбел Белоснежка и двенадцать горняков Сказка, которую 27 сентября 1900 года рассказала Самуэлю Чамбелу Анна Бенчокова из Хонтинских Госар Жила на свете королева, она была беременна и сидела у

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Kategória: A2 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Белые ночи в Петербурге Санкт Петербург город рек и каналов. Если вы хотите

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 04 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH ĐẠI HỌC NĂM 2009 Môn: TIẾNG NGA; Khối: D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Mã đề thi 136 Họ, tên thí sinh:...

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут) Прочитайте следующие микротексты и подчеркните ответ, соответствующий содержанию прочитанного. Микротекст 1 -- Антон, скажите, пожалуйста, все факультеты МГУ находятся

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 06 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH CAO ĐẲNG NĂM 2010 Môn: TIẾNG NGA; Khối D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Họ, tên thí sinh:... Số báo danh:...

Тест по русскому языку «Базовый уровень» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я

Тест 3. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время 45 минут. Инструкция В этой части теста вы должны выполнить 1 задание (85 позиций). Сначала прочитайте предложения и данные справа варианты. Выберите правильный, по вашему

Kategória: 2 A 1. Počúvanie s porozumením text číta člen poroty 2x Царéвич Дмитрий Когдá рýсский царь Ивáн Грóзный ýмер, остались два его сына: Фёдор и Дмитрий. Царём стал его пéрвый сын Фёдор. Но Фёдор

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и фамилию

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

УРОК 2 Повторите окончания винительного падежа существительных и прилагательных, а также личных местоимений (учебник «Жили-были. 12 уроков русского языка», стр. 27 28). 1 Раскройте скобки, поставьте слова

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

28 сенября 2016 года. Сегодня среда. Наступила осень. Скоро будет холодно и темно. Отец научил меня водить машину. Упражнение 34 / стр. 134. Она не умеет читать. Она научится читать. Где ты научился так

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ ОДИНАКОВОЕ, РАЗНОЕ ИЛИ ДРУГОЕ? Цели урока: во-первых, познакомить учащихся с многообразием конструкций, имеющих значения тождества и равенства/неравенства, и, во-вторых, научить их использовать

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Kategória: B1 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Про нашу семью /по А. Алексину/ У нас с отцом одинаковые имена: он Сергей и я Сергей. «Своим поведением

O L Y M P I Á D A V R U S K O M J A Z Y K U Čas: 15 minút P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m тext - 10 баллов číta člen poroty 2x Влколинец Влколинец это бывшая деревня, а теперь часть города Ружомберок.

Г. В. Мокина Школа 258 Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся - инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые») Работа с речевыми образцами,

РУССКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПОВСЕДНЕГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест «ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА» Инструкция по выполнению субтеста Время выполнения субтеста 30 минут. Субтест включает 60 позиций. При

Я уже обошёл весь город. Видно? Вам видно? (Вы хорошо видите, что на доске? Вы можете видеть?) Она хотела переехать в Зеленогорск, но потом передумала. Я не знаю, куда пойти. Мы были в церкви в Зеленогорске.

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 6 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH CAO ĐẲNG NĂM 2014 Môn: TIẾNG NGA; Khối D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Họ, tên thí sinh:... Số báo danh:...

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 6 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH CAO ĐẲNG NĂM 2014 Môn: TIẾNG NGA; Khối D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Mã đề thi 693 Họ, tên thí sinh:...

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ПЕРЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста. ремя выполнения теста 60 минут. Тест включает 165 позиций. При выполнении теста пользоваться

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА БЕЛОРУССКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ Л. А. ВАКУЛИЧ, Н. Г. МАТВЕЕВА, Л. А. МЕРЕНКОВА ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ

Где вы были в выходные дни? Я никуда не ходила. Я читала рассказ. Как назывался этот рассказ? «Что я люблю» куча времени = много времени Я читала книгу. Я читала учебник. Как вы отдыхали в выходные дни?

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ Субтест 1. Лексика. Грамматика Инструкция по выполнению теста Время выполнения субтеста 60 минут. Тест включает 100 позиций. При выполнении теста пользоваться словарём

43 ročník Celoštátne kolo 2012/2013 Kategória: A2 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Улыбка (По рассказу Варвары Карбовской) 10 баллов Это произошло неожиданно

Почему он опаздывает? Почему ты опаздываешь? Я завтракал. Что вы ели на завтрак? Я ел яблоко. Так долго!!! Я была (стояла) в ужасной пробке пробка стоять Я стояла в пробке и волновалась. волноваться Не

УРОК I. Фонетическая зарядка 4 четвертый 1 Слушайте, повторяйте, читайте. а) нет моби"льного телефо"на нет персона"льного компью"тера не" было большо"го аквапа"рка не" было косми"ческой раке"ты не" было

LCM II Ключи к контрольным работам Контрольная работа V (стр. 90-92) Задание 1. Бутылка, кусок, пачка, бутылка, пакет, батон/буханка Задание 2. 1. Кто каждый месяц платит за квартиру? 2. Что она делает

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Kategória: B1 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Как я болел разными болезнями (По Д. К. Джерому) Однажды мне показалось, что я болен. Я пошёл в

Kategória: B1 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Баня Без бани невозможно представить русский народный быт. Деревенская баня это деревянная избушка, расположенная

Наушники Уши Я вчера встречал Китайский Новый год. Ну и как? Какие у вас впечатления? (впечатление) впечатления европейца Мы были в гостях +(у кого?) у Чуньгуана Когда? В часов Мы начали готовить в час.

Они хотят переехать на новую квартиру. Они хотят найти новую квартиру. Они ищут новую квартиру. переезжать переехать искать найти Они не придут? Нет, не придут. Да, не придут. 9 часов 5 минут = 5 минут

Благотворительная акция «Новогодняя сказка» 24 декабря в Образовательном центре встречали гостей из школы-интерната 73. На новогоднюю сказку «Новогодний переполох» приехали ученики младших классов, педагоги

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 6 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH CAO ĐẲNG NĂM 2013 Môn: TIẾNG NGA; Khối D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Họ, tên thí sinh:... Số báo danh:...

Урок в 5 классе Решетников, Федор Павлович (1906 1988) русский советский художник. Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. С 1974 г. вице-президент Академии Художеств СССР.

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Брат вчера был.... А. театру В. театр C.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Русский язык как иностранный Время

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Kategória: A2 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Чаепитие в России 10 баллов Чай в России это национальный напиток. Слово «чай» китайское, что и понятно, ведь

Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк» МБОУ «Северная СОШ» Сценарий утренника для детей второй младшей группы «Красная шапочка» (к празднику 8 марта) Подготовила: воспитатель первой

O L Y M P I Á D A V R U S K O M J A Z Y K U P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text ТРЕНЧИН Город Тренчин раположен в западной части Словакии в долине реки Ваг,

ЭКЗАМЕН ПО РАЗГОВОРУ I, II I СЕМЕСТР Монологи: 1. О себе 2. Моя семья 3. Моя подруга (мой друг) 4. Мой обычный день и выходные 5. Мои интересы и мое свободное время 6. Моя группа 7. Моя учеба и мои планы

С т р а н и ц а 1 Таня часто думает о друзьях и об Америке. Таня с мамой и сестрой Верой живут в Вене, а её папа и сестра Оля живут в Сиэтле. Таня часто думает о старых друзьях и об Америке. Она каждый

]

Константин Паустовский - "Старик в станционном буфете" - читает - Miliza

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.
Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.
- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.
Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.
- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд".
- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.
- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?
Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.
- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.
- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.
- Еще обижается!-сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!
- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво.
Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.
- Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
- Один! - сказал старик.
- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...
- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!
Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.
Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.