Варианты грамматической координации форм подлежаще. Координации подлежащего и сказуемого

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна (П.). Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не является обязательным условием их функционирования; в иных случаях формы подлежащего и сказуемого не уподобляются, а на их синтаксическую функцию указывают предикативные отношения. Нет, не тебя так пылко я люблю. Не для меня красы твоей блистанье (Л.). Возможно и неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (П.) - соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел - нескончаемые хлопоты - несоответствие форм числа и т.д.

Современные авторы, анализируя грамматические формы главных членов предложения, отказались от термина «согласование», заменив его более точным термином - координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная. В нее «могут вступать разные слова и словоформы, и их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу, так как их взаимоотношения определяются не лексико-грамматической принадлежностью, а синтаксической позицией в структуре предложений». Координация главных членов предложения подробно изучается в синтаксисе современного русского языка. В задачи практической стилистики входит лишь оценка вариантов форм сказуемого, анализ использования их в разных стилях речи.

Стилистический аспект в изучении координации главных членов предложения обращает нас к проблеме выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но имеет грамматическую форму единственного числа:

1. Существительные большинство, меньшинство, множество, большая часть и подобные, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Сравним: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток (Т); Множество рук стучат во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь (Леск.). Какой же из форм отдать предпочтение, и когда употребление той или иной стилистически не оправдано?

Грамматисты прошлого считали правильной формой сказуемого - единственное число, но русские писатели часто не соблюдали этой нормы. К нашему времени она все более расшатывается. Д.Э. Розенталь отмечает: «Сейчас явно преобладают случаи согласования по смыслу в деловой речи, в публицистике, в разговорной речи». Однако можно выделить контексты, в которых предпочтительнее, а для книжных стилей и единственно правильно, употребление определенной формы числа сказуемого.

Рассмотрим примеры: 1) Большинство согласилось с оратором. 2) Большинство авторов согласилось с замечаниями. 3) Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. 4) Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи. 5) Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями. 6) Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы. 7) Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Форма единственного числа сказуемого вполне оправдана в первом и втором предложениях, замена ее формой множественного числа придаст им разговорной оттенок (так как «согласование по смыслу» свойственно прежде всего живой речи). В третьем предложении сказуемое указывает на активный характер действия, и форма множественного числа создает его актуализацию. При этом небезразлично и значение подлежащего: если оно называет одушевленные предметы, координация по множественному числу предпочтительнее (ср.: Большинство студентов хорошо отвечали на семинаре. - Большинство предметов лежало в беспорядке).

При дистанционном расположении главных членов, в особенности, если подлежащее отделено от сказуемого причастным, деепричастным оборотом - (4 и 5 примеры), а также при перечислении однородных членов в составе подлежащего или сказуемого (6 и 7 примеры) стилистически оправдано употребление формы множественного числа сказуемого. В этом находит выражение тенденция к координации форм главных членов по смыслу: если сказуемое отдалено от подлежащего, мы как бы «забываем» о грамматической форме единственного числа последнего, но знаем, что оно указывает на большое количество предметов. Идею множества подкрепляет согласование причастия по множественному числу - большинство авторов, заключивших… (еще более явное указание на множество содержится параллельной синтаксической конструкции: Большинство авторов, которые заключили…). Перечисление в составе подлежащего создает то же впечатление множества, а при однородных сказуемых многократное повторение единственного числа показалось бы нелогичным, так как все внимание сосредоточено на действии, в котором участвуют многие.

Смысловая сторона речи определяет и координацию форм сказуемого по множественному числу, если это сказуемое указывает на действие многих лиц (Большинство участников слета встретились впервые; Большинство присутствовавших обнимались, плакали), а также если сказуемое именное, оно может быть выражено только формой множественного числа: Большинство приехавших были ветераны; Большинство уцелевших были изможденные и больные.

2. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына; Толстой предпочел такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства - добра и зла. Сопоставляя эти примеры, можно заметить, что и здесь активное действие (боролись) и обозначение подлежащим одушевленных предметов (три солдата) подсказали выбор формы множественного числа. Глаголы, означающие бытие, наличие, присутствие, как правило, ставятся в единственном числе в отличие от тех, которые называют активное действие. Сравним: На столе было три телефона. - Три телефона зазвонили одновременно.

Однако для таких предложений еще следует учитывать и характер числительного, употребленного в составе подлежащего. Так, числительное один подскажет единственное число сказуемого: Двадцать один человек подтвердил это. В иных случаях приходится прибегать к хитростям, чтобы устранить при этом нелогичность. Как поступить, например, в таком случае? Журналист написал: Двадцать один кореец, томящийся в тюрьме, объявил голодовку. Возможна стилистическая правка: Все эти двадцать один человек, которые томятся в тюрьме, объявили голодовку.

Числительные два, три, четыре чаще других требуют координации формы сказуемого по множественному числу: Три дома на вечер зовут; У сарая стояли три тройки (П.); За коляской бежало четыре пса (Ч.). Однако чем большее количество указывается, тем легче нам осмыслить его как одно целое, поэтому сказуемое может иметь форму единственного числа: Сто тридцать семь делегатов уже зарегистрировалось, а пять человек опаздывали. Выбор формы сказуемого в подобных случаях подчеркивает или нерасчлененный характер действия, восприятие субъекта как единой группы, совокупности предметов (тогда сказуемое в единственном числе) или, напротив, индивидуальное участие каждого в выполнении действия (и тогда сказуемое во множественном числе). Сравним: В крендельной работало двадцать шесть человек (М. Г.). - Тридцать два человека - гремяченский актив и беднота - дышали одним духом (Шол.). В подобных случаях в официально-деловом стиле используется единственное число, в экспрессивной речи - возможны варианты.

Единственное число сказуемого не вызывает колебаний при обозначении меры веса, пространства, времени (того, что воспринимается как нерасчлененное множество): Прошло сто лет (П.); Мне было тогда шестнадцать лет (Т.); До барьера осталось пять шагов; На ремонт ушло семь банок краски. Но при актуализации сказуемого возможна иная форма: Двенадцать лет болезни сделали свое дело.

Если количество обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего, сказуемое ставится в единственном числе: Сидит нас человек двадцать в большой комнате с раскрытыми окнами (Т.); За бугром лежало с десяток возчиков (Фурм.); В кружок записалось всего пять человек; Человек шесть справилось с заданием. То же правило регулирует координацию форм сказуемого при подлежащем с неопределенно-количественным числительным несколько, сколько, столько, много, мало, немного, немало: Уже много карет проехало по этой дороге (Л.); Несколько пуль провизжало над моей головой (Л.); Детский дом сопровождало несколько подвод (Фад.); Как мало нас от битвы уцелело (П.). Однако с этими же словами уже в XIX в. употреблялось и сказуемое во множественном числе, что подчеркивало семантический вес глагола в предложении: Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.); Несколько саней провожали меня до первой станции (Герц.); …Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Г.). В наше время такая координация формы сказуемого все более закрепляется: Немало кафедр, факультетов, институтов не смогут дать ясного, научно обоснованного ответа на эти вопросы (из газ.).

3. Колебания в форме числа сказуемого возникают и при однородных подлежащих. В художественной литературе встречаются варианты: Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Кр.); - Нам домой скорей бы воротиться. - Но зачем идем мы и туда?…Сладко нам и дома не забыться: встретит нас забота и нужда (Н.).

Координацию формы числа сказуемого в подобных предложениях определяет ряд условий. Если вначале перечисляются однородные подлежащие, а сказуемое следует непосредственно за ними, то оно принимает форму множественного числа: Гимназист и Саша всю дорогу плакали (Ч.). При иной последовательности членов предложения возможны варианты: Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия - следователь); В комнате остались только хозяин, да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович (Т.) - нет необходимости выделять кого-то одного как инициатора действия. При этом если среди однородных подлежащих есть существительные во множественном числе, сказуемое тоже принимает эту форму: Мои большие несчастья, мое терпение тронули сердца обывателей (Ч.). Однако если ближайшее к сказуемому подлежащее, имеющее форму единственного числа, подчеркнуто еще и определением, сказуемое может «воспринять» эту грамматическую форму: Несся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги (Сераф.).

На выбор формы числа сказуемого влияют и формы рода подлежащего. Сравним: Темницы мертвое молчанье Ни стон, ни вздох не нарушал (Рыл.); В спальне… было темно и прохладно… Сюда не проникали ни свет, ни жара (Баб.). Координация по форме ближайшего подлежащего в таких случаях нарушает смысл: «Хорошо работал брат и сестра», поэтому, если подлежащее выражено одушевленными существительными разного рода, сказуемое должно иметь только форму множественного числа: Ни он, ни она ни слова не промолвили (Т.).

Важно подчеркнуть, что в научном, официально-деловом стилях в таких случаях варианты недопустимы: сказуемое всегда должно стоять в форме множественного числа (Увеличиваются сила тока и напряжение - мощность тоже увеличивается).

Сказуемое ставится в единственном числе, если при подлежащих есть слова каждый, всякий, любой: Каждый крестьянин и каждый рабочий знает, за что он воевал. При градации (то есть таком расположения слов, в данном случае - однородных подлежащих, что каждое последующее усиливает, расширяет значение предыдущего), грамматическая форма сказуемого «приспособляется» к ближайшему подлежащему: Вся Европа, вся Америка, весь мир смотрел эту русскую передачу. Здесь сказывается семантика: ведь последнее подлежащее как бы «вбирает в себя» смысл всех других, так что ему и должно уподобляться сказуемое.

Лексическое значение сказуемого влияет на координацию его формы числа, если глагол указывает на действие многих (встретились, собрались, спорили, дискутировали и подобные).

Мы рассмотрели варианты координации форм сказуемого при однородных подлежащих, связанных соединительными союзами или интонацией. При иных союзах положение меняется.

Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами и надо подчеркнуть, что действие совершает попеременно то одно, то другое лицо (или из нескольких возможных субъектов действие выполняет какой-то один), сказуемое употребляется в форме единственного числа: То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке (Твард.); Московский или Петербургский университет проведет эту конференцию. Но если подлежащие разного рода или стоят в разных числах и сказуемое постпозитивно, оно принимает форму множественного числа: То ли куст, то ли кочка виднелись вдали (…то ли кочки виднелись). Ту же форму сказуемого определяет и употребление сопоставительного союза как, так и, подчеркивающего идею множественности: Как тяжелая, так и легкая промышленность выполнили план. Однако союзы не только, но и; не столько, сколько и другие, содержащие оттенок противопоставления, обычно определяют координацию сказуемого по форме единственного числа: Не только содержание рукописи, но и сама форма подачи материала требовала специального разговора. (Ср.: На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство-Л.Т.).

Если подлежащие связаны противительными союзами (а, но, да), то препозитивное сказуемое координирует сваи формы по первому подлежащему: Опубликована поэма, а не стихотворение. - Опубликовано стихотворение, а не поэма. - Опубликована не поэма, а стихотворение. Формы же постпозитивного сказуемого зависят от того подлежащего, с которым оно связано по смыслу (независимо от того, какое из подлежащих стоит ближе к нему): Стихотворение, а не поэма опубликовано в журнале. Не стихотворение, не поэма, а роман опубликован в журнале.

4. Комментария требуют и такие случаи координации форм числа сказуемого: Жил старик со своею старухой у самого синего моря (П.). - А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Не хотят царя пустить Чудный остров навестить (П.). Только во втором предложении сочетание существительных в именительном и творительном падеже является подлежащим, в первом - предложно-именное сочетание «со старухой» употреблено как дополнение. Именно как дополнения выступают существительные, называющие не главного носителя действия, а лицо, сопутствующее ему (Старик-Крестьянин с Батраком шел, под вечер, леском. - Кр.). Сравним: Пока на открытом базу размещали коров, пришел Разметнов с Демкой Ушаковым (Шол.), но: Через пять минут на опустевшей площади возле амбаров остались только Давыдов с Макаром (Шол.). В таких случаях множественное число сказуемого подчеркивает, что в действии участвуют два равноправных лица, поэтому в особых случаях координация форм сказуемого выполняет смысло-различительную функцию: Мать с дочерью спали на диване - Мать с дочерью сидела (дочь при этом могла быть у нее на руках, на коленях и т.д.).

Стилистическое значение в таких случаях имеет и последовательность существительных разного рода. Сравним: Муж с женой приглашены в гости (оба на равных основаниях) - на первом месте «более сильный в грамматическом отношении мужской род». Но: Жена с мужем приглашена в гости (пригласили ее, а муж должен ее сопровождать)-выдвижение на первое место существительного женского рода подчеркивает, что оно является главным носителем действия, поэтому и сказуемое координирует по нему свои формы числа и рода.

Стилистический интерес представляет выбор форм связки именного сказуемого в случае несоответствия грамматических форм главных членов: В свое время Тетюев был гроза и все заводы держал в ежовых рукавицах (М.-С.); Ее несбыточная мечта были гастроли. В первом случае связка координируется подлежащим, во втором - именной частью сказуемого. Так называемое обратное согласование подчеркивает значение сказуемого и применяется в ряде случаев:

1) Если подлежащее выражено словами большинство и подобными (Большинство артистов были студенты).

3) Если подлежащее выражено местоимением это (Это был удар для меня).

Особый стилистический интерес вызывает координация сказуемого с подлежащим, выраженным некоторыми местоимениями. Сравним несколько примеров: Кто-то из поэтов сказал…; Некто в парике, с наклеенными ресницами и яркими губами, кивнула в мою сторону; Никто из студенток, даже самые способные, не могли решить этого уравнения; Никто из девочек, да и сама Лена, не могла ничего придумать. Мы видим, что от предложения к предложению усиливается влияние контекста, который определяет координацию сказуемого. Однако предпочтение смысловому принципу придает высказыванию разговорную окраску. В книжных стилях такая координация сказуемого стилистически не оправдана: при этих местоимениях оно должно стоять в форме единственного числа мужского рода, независимо от того, что местоимения указывают на женщин, на множество людей.

Иное правило определяет форму сказуемого в тех случаях, когда местоимение кто выступает в функции союзного слова в придаточной части сложноподчиненного предложения, которому в главной соответствует соотносительное слово: Все, кто пришли на занятие, разобрались в этом сложном вопросе; Те, кто знали о лекции, пришли послушать. В таких предложениях форма множественного числа сказуемого, относящегося к местоимению кто, «поддерживается» соответствующими формами соотносительного слова и сказуемого в главной части предложения. Правда, это не исключает вариантов, и в этих предложениях можно было бы сказать: все, кто пришел… Такая координация предпочтительна в книжных стилях, но в разговорном в наше время все более закрепляется координация по смыслу, ее воспринимают писатели и журналисты. Однако, если форма множественного числа сказуемого «не поддержана» в главной части предложения такой же формой главных членов, конструкция приобретает подчеркнуто разговорную окраску: Я знаю всех, кто пришли на занятие. Теми, кто не пришли на семинар, интересуется декан.

При именном сказуемом выбор связки определяется смыслом: Кто был инициатором этой затеи? (имеется в виду кто-то один) - Кто были инициаторами наших занятий спортом? (их было несколько человек). Контекст может исключить варианты и в других случаях, когда подчеркивается идея множества. Например: Мы разыскиваем тех, кто в период Отечественной войны, будучи малолетними детьми, потеряли родителей, братьев.

25

Главные особенности разговорного языка в его отношении к лит. языку и его разновидностям

литературный язык и разговорный язык,. Это две главные, наиболее общие разновидности употребления современного русского языка. Принципиальное различие монологического и диалогического употребления языка. Щерба. Это различие стало для Щербы основой характеристики литературного и разговорного языков. «В основе лит. языка лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу – разговорной речи». Диалог – это цепь реплик. Монолог – уже организованная система мыслей облеченных в словесную форму, преднамеренное воздействие на окружающих. Всякий монолог есть лит. произведение в зачатке.

Лит. язык определяется обычно, как обработанная и нормированная форма общенародного языка, обязательная для всех членов данного общества, универсальная в смысле использования в разных сферах деятельности, стилистически дифференцированная и имеющая тенденцию к стабильности.

Лит. язык влияет на разговорный главным образом в области произношения и лексики

и фразеологии. Воздействие разговорного на литературный имеет исторические корни. Это вопрос ИРЛЯ. В новое время сущ. роль в посредничестве между разг. и лит. языками стала играть худ. лит-ра.

Главные разновидности разговорного языка

Условия употребления : 1) функция общения, воздействия; 2) среды и сферы употребления; среды: от малограмотной среды носителей диалекта до образованной среды носителей лит. языка; сферы: городская среда, бытовые отношения, неофициальные; 3) реализация разг. языка в диалоге; 4) неподготовленность, спонтанность; 5) зависимость от ситуации общения, от обстановки, в которого протекает диалог; общность апперцепционной базы (общность знаний, сведений о предмете у говорящих);

6) контактность: говорящие видят и слышат друг друга; 7) жест и мимика; 8) устная форма; 9) большая роль интонации.

Главные черты : 1) линейное протекание без возможности вернуться назад; 2) неполнооформленность структур в произношении реплик; 3) эллипсис (пропуск членов предложения в разговоре); 4) порядок слов, связанный с особенностями интонационного и ритмического построения фразы. 5) связи частей сложного предложения могут отличаться от обычного литературного; 6) конкретность лексики и фразеологии.

Разговорный монолог. Приближается к диалогической цепи реплик, хотя говорится одним человеком. Монолог спонтанный, неподготовленный.

Разновидности разговорного языка:

Территориальный диалект. Разговор, говор, наречие. Наиболее древняя разновидность употребления разговорного языка. Со стороны языкового строя терр. диалекты изучены и описаны. Но, что касается их места и роли в системе разновидностей употребления разговорного русского языка, они изучены гораздо меньше. Отличают их от других разновидностей разг. языка главным образом фонетические, лексические и частично грамматические и словообразовательные особенности . Диалектное произношение. Существует в форме диалога, как живое средство общения. неотделим от диалога. В результате изменения терр. диалекта под влиянием лит. языка возникает полудиалект. В более или менее чистом виде диалект сохраняет только старшее поколение. Влияние книг, журналов, ТВ, радио, СМИ, кино. Изменения в основном на ярусе лексики, которая пополняется новыми для диалекта словами. Значение слова, пришедшего в диалект из лит. языка, может измениться. Апсалютная такая, хорошая девушка. Полудиалект правильнее понимать как промежуточное явление между терр. диалектом и общим разгов. языком.

Социально-профессиональный диалект. Разновидность разг. языка, связанная с употреблением в соц. или проф. среде. Дифференциация не по территории, а в связи с определенной социально-профессиональной средой . Очень многочисленны такие диалекты. Язык города, речь дворянства, речь чиновников, речь военных, проф. жаргоны, воровской жаргон, речь купцов, мещанская речь, женская речь, речь молодежи. Отличия только на ярусе лексики и фразеологии . Жаргон – достояние открытых соц-проф групп: школьников, студентов, врачей, рыболовов, спортсменов, охотников. Арго – достояние замкнутых соц-проф групп. Искусственность, условность, - тайность общения, непонятность разговора для посторонних. Типичен для соц. низов общества и преступного мира. Арго заимствует ряд ин. слов. Распространилось понятие сленга.

Просторечие. Простая, неукрашенная речь в отличие от речи изысканной, украшенной – красноречия. Правильнее: непринужденное, даже сниженное употребление разговорного языка, с оттенками развязности и грубоватости . В наши дни просторечие не связано с какой-то определенной группой. Оно выступает прежде всего как способ, манера выражения, избираемая говорящими в зависимости от ситуации общения и собственного желания.

Общий разговорный язык. Та разновидность, которая не имеет резких произносительных примет а лексике и фразеологии. Поэтому она кажется разновидностью употребления разг. языка. Но как раз в этой разновидности в чистом виде предстают все особенности разговорного языка. Употребляется в разговоре носителями лит. языка. Именно общий разговорный язык обычно выдается за «разговорный стиль» литературного языка.

Принципы выделения разновидностей (стилей) современного русского языка

Таких принципов можно назвать три. 1) Стили можно выделять, исходя из функций языка . Такого принципа придерживался Виноградов. функций: общение, сообщение и воздействие. а) (общения), обиходно-бытовой б) (сообщения), обиходно-деловой, официально-документальный и научный в) (воздействия). публицистический и художественно-беллетристический Этому принципу следует и Розенталь. Главнейшая функция языка – функция общения – присутствует во всех случаях его употребления.

2) Стили можно выделять в соответствии со сферами функционирования языка. Этот принцип чаще всего выступает в научной, учебной литературе. Принцип прост: есть сфера деятельности людей – есть соответствующий стиль. Научную сферу обслуживает научный стиль, деловую – официально-деловой, обиходно-разговорную – разговорный, в сфере СМИ – публицистический и т.д.

3) Стили можно выделять, ориентируясь на структуру текста. Одинцов. В структуре текста есть два основных композиционно-стилистических типа подачи содержания: научно-деловой, информационно-логический и беллетризованный, экспрессивный.

Система разновидностей (стилей) современного русского языка

Горшков : в современном русском литературном языке есть три функциональных стиля: официально-деловой, научный, публицистический и – особая разновидность употребления лит. языка – язык художественной литературы.

Официально-деловой стиль. Сфера употребления – правовые отношения. Реализуется информативная (сообщение) и волюнтативная (воздействие) функции языка. Он выступает почти всегда в письменной форме. Общие черты: 1) долженствующе-предписывающий характер построения текста, 2) однозначность (точность, не допускающая инотолкования), 3) неличный характер, обезличенность, 4) стандартизированность, стереотипность построения текста. Нет свободы для проявления авторской индивидуальности. Проследить образ автора здесь очень трудно. Стиль этот очень замкнут, мало проницааем для других стилей.

Научный стиль. Сфера употребления – научная деятельность. Функция общения, воздействия, сообщения. Выступает чаще всего в письменной форме, но может выступать и в устной (лекция, доклад).. Общие черты: 1) отвлеченность и обобщенность, 2) подчеркнутая логичность (последовательность, связность) изложения, 3) точность. Допустима образность в этом стиле, экспрессивность, если она помогает доказательству. Стиль не подавляет авторской индивидуальности, образ автора просматривается явственно.

Публицистический стиль. Сфера употребления – политико-идеологические, общественно-экономические и культурные отношения. Функции общения, сообщения и воздействия. Подстили: газетно-публицистический, радио- тележурналистский, ораторский. Общие черты: 1) экспрессивность, 2) стандарт, определяемый требованием быстроты распространения информации. Открыт для других стилей.

Билет 15. Типы сказуемого и способы его выражения. Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Типы сказуемого и способы его выражения

Сказуемое – носитель предикативного признака – суждения о ситуации, действия.

Сказуемое бывает:

Простое глагольное

Составное глагольное и составное именное

Сложное (трехчленное, многочленное).

Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами. Глагольные простые сказуемые делятся на формально уподобленные подлежащему и неуподобленные.

(иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего поэтому вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются глаголы двух разновидностей: 1) глаголы, обозначающие протекание действия (начало, продолжение, конец действия), и 2) глаголы, обозначающие желание, возможность или намерение совершить действие, способность или предрасположенность к его совершению, волеизъявление, также внутренние переживания, процессы мысли и т.п. (так называемые модальные глаголы).

Именное сказуемое является простым , если состоит только из именной части (например: Моя сестра учительница ), и составным , если состоит из глагольной связки и именной части (например: Моя сестра была учительницей ). Примечание . Некоторые грамматисты считают, что в первом случае имеется так называемая нулевая связка, поэтому всякое именное сказуемое является составным. Вещественное значение в именном сказуемом выражается именной частью (иначе предикативным членом, присвязочным словом), а грамматическое (обозначение времени, лица, числа и наклонения) - связкой.

Простое глагольное сказуемое, формально уподобленное полдлежащему

В роли глагольного сказуемого выступают формы глагола любого наклонения, времени и лица. Например:

1) глагол в форме изъявительного наклонения: Ветер осенний наводит печаль (Н.); Пугачев мрачно ждал моего ответа (П.); Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо... (М.);

2) глагол в форме повелительного наклонения: Ты с басом, Мишенька, садись против альта... (Кр.); Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (П.); Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.);

3) глагол в форме сослагательного наклонения: Ты бы ложилась , нянечка (Ч.).

Модальные частицы, указывающие на отношение к действительности или к сообщению, выражающие волеизъявления говорящего и т.д., тесно примыкают к сказуемому, например: Не пылит дорога, не дрожат листы... (Л.); Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Г.); Поверишь ли? Ну, право, был он с гору (Кр.); Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил (Т.); И стоит себе лес, улыбается (Ник.); Я точно в уме повредился (Т.); Все как словно тебя подманивает , али плывешь по морю (А. Остр.); И, как сквозь воду, в стороне конь будто ржал под свет (Твард.); Давайте посидим вместе, хоть помолчим (Ч.).

Глагольное сказуемое, формально неуподобленное подлежащему

Глагольное сказуемое выражается:

1) инфинитивом со значением энергичного начала действия: Наша братия - ругаться (Помял.); И новые друзья ну обниматься, ну целоваться ... (Кр.);

2) глагольным междометием (междометной формой глагола) со значением мгновенного действия: ...Татьяна прыг в другие сени (П.); Вдруг старушка мать - шасть в комнату (Т.);

3) повелительным наклонением:

а) со значением условия (в функции сослагательного наклонения): Явись перед ними умерший в прошлом году экзекутор... они не побледнели бы так, как побледнели, узнав Пересолина (Ч.);

б) со значением уступки: Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет (П.);

в) со значением пожелания, отнесенного к 3-му лицу: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Гр.);

г) со значением долженствования: Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай (Слепцов);

4) глагольной формой, омонимичной форме повелительного наклонения, со значением неожиданности, произвольности действия: В эту-то Дуняшу и влюбись Аким (Т.);

5) глаголом есть в значении «имеется»: И ноты есть у нас, и инструменты есть ... (Кр.).

Осложненное глагольное сказуемое

К осложненным формам простого глагольного сказуемого относится сочетание двух глаголов или сочетание глагола с различными частицами. Сюда входят:

    Сочетание двух глаголов в одинаковой форме, из которых первый указывает на действие, а второй - на цель этого действия: Пойду погуляю в саду; Сядь напиши матери письмо .

    Соединение при помощи союзов и, да, да и и формы глагола взять и одинаковой формы другого глагола для обозначения произвольного действия, обусловленного личной прихотью субъекта: Возьму и сделаю наоборот; Он взял да и ушел совсем.

    Сочетание двух однокоренных глаголов и частицы не между ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся весны; Дышит не надышится чудесным, горным воздухом .

    Сочетание инфинитива с личной формой того же глагола, которой предшествует частица не, для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам работать не работает , да и другим мешает .

    Сочетание оборота только и делаю (делаешь, делает и т.д.), что с последующим глаголом в той же форме для обозначения интенсивности действия: Он только и делает, что рисует .

    Повторение сказуемого для обозначения длительности действия: Еду, еду в чистом поле.

    Повторение сказуемого с усилительной частицей так для обозначения действия, полностью осуществленного: Вот уж действительно спел так спел .

    Соединение глагола с частицей знай или знай себе для обозначения действия, которое совершается несмотря на препятствия: А он знай себе посмеивается .

Глагольное сказуемое, выраженное фразеологическим словосочетанием

К простым глагольным сказуемым относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, так как им присуще единое цельное значение (ср.: вышел из себя - рассердился ). Например: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п.

Составное глагольное сказуемое с вспомогательным глаголом, обозначающим начало, продолжение или конец действия

В эту группу входят такие глаголы, как начать (начинать), приняться (приниматься, продолжать, кончить (кончать), прекратить (прекращать), бросить (бросать) - в значении «кончить, кончать» и др. Например: Владимир начинал сильно беспокоиться (П.); Я стал слабеть и здоровьем (Л. Т.); Она продолжала идти по дорожке несколько замедленными шагами (Т.); Брось грозить оружием, товарищ Нагульнов... (Шол.); Со старыми знакомыми он перестал видеться (Гонч.).

Составное глагольное сказуемое с модальным глаголом

Сюда входят такие глаголы, как хотеть, желать, мочь, уметь, намереваться, пытаться, стараться, отказываться, надеяться, бояться и др. Например: Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения (Черн.); Бессильному не смейся и слабого обидеть не моги (Кр.); Умел ошибиться, умей и поправиться (посл.); Намеревался ответить мне с видимой благосклонностью, но вдруг насторожился (Кор.); Попытался объяснить это - мне не поверили (М. Г.); Мои хладеющие руки тебя старались удержать (П.); Я силился не плакать (Т.); Порой голова отказывалась думать за других (Гонч.); Твердо решился отказаться от всяких житейских выгод (Черн.); Рука бойцов колоть устала (Л.); Приятеля он поддержать сумеет (Л.); Лев Николаевич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне (Ч.); Ларец с секретом, а я берусь открыть (Кр.); Как вы смеете со мной так разговаривать ? (А. Остр.); Мартышка вздумала трудиться ... (Кр.); Не надеялся он его застать (Т.); На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась (Кр.); Люди стыдятся говорить откровенно о себе (М. Г.); ... Боюсь тебе наскучить (П.).

Составное глагольное сказуемое с фразеологическим словосочетанием

Первым компонентом составного глагольного сказуемого, замещающим модальный глагол, может быть также фразеологическое сочетание типа иметь желание, иметь намерение, гореть желанием, гореть нетерпением, изъявить согласие, сделать усилие и т.п. Например: Я не имею намерения вредить вам (П.); Инсаров давно кончил все свои сборы и горел желанием поскорее вырваться из Москвы (Т.); Путешественники еще сделали усилие пройти вперед... (Г.); Он изъявил согласие принять меня завтра (Купр.).

Составное глагольное сказуемое с предикативным прилагательным

Наряду с модальными глаголами в роли первого компонента составного глагольного сказуемого могут употребляться предикативные прилагательные (особые краткие прилагательные, употребляющиеся в роли сказуемого со значением внутреннего состояния, склонности, способности к чему-либо и т.д.): рад, должен, готов, склонен, способен, властен, волен, горазд и др. Например: А ты расславить это рад ? (Гр.); Ты должен кончить партию! (Г.); Готов он верить (Гр.); Я склонен думать , что обстоятельства изменятся в нашу пользу (Герц.); В одиночестве способен жить не всякий (Кр.); А Барс лишь резаться горазд ... (Кр.); Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами... (Т.); ... Учить детей он царских не достоин (Кр.); ... Я писать обязан по мандату долга (М.).

В той же роли модальных глаголов или предикативных прилагательных могут выступать имена существительные мастер, охотник и т.п. Например: Я не мастер рассказывать (Т.); Не мастерица я полки-то разбирать (Гр.); Говорили о нем, что он любитель покушать (Ч.).

Именное сказуемое

Виды связок в именном сказуемом и именная часть сказуемого

Различаются три вида связок в зависимости от того, выражает ли связка только грамматические отношения между подлежащим и предикативным членом или же заключает в себе также часть вещественного значения предиката.

    Связка отвлеченная - глагол быть в различных формах времени и наклонения; роль этой связки чисто грамматическая. Например: А вот он-то и есть этот чиновник (Г.); Лизавета Ивановна была домашнею мученицей (П.); ... Будь моей женой , согласись на мое счастье (П.); Богатырь ты будешь с виду и казак душой (Л.).

Если сказуемое имеет значение настоящего времени, связка есть , как правило, отсутствует (в этом случае говорят о нулевой связке), например: Все богачи - скряги (М. Г.).

В роли связки могут выступать частицы это, вот, значит, это значит , например: Нравиться - это дело юношей (Т.); Подхалюзины и Чичиковы - вот сильные практические характеры (Добр.); Аврал - это значит общая работа , когда одной вахты мало и нужны все руки (Гонч.).

Сказуемое может присоединяться к подлежащему при помощи сравнительных слов как, словно, будто, точно и др., например: Тишина как льдинка , ее сломаешь даже шепотом (Леон.); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Н.); Твои речи будто острый нож ... (Л.); Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа (Г.); Деревья по сторонам ее точно незажженные факелы ... (М. Г.).

    Связка полуотвлеченная - глагол с ослабленным лексическим значением, выполняющий двоякую функцию: он соединяет именную часть с подлежащим и частично выражает вещественное значение предиката. Сюда относятся глаголы стать, становиться, казаться, являться, делаться, считаться, называться и др. Например: Вот наша девушка уж стала девой зрелой (Кр.); Она в семье своей родной казалась девочкой чужой (П.); Уж в роще огонек становится огнем (Кр.); Княгиня слыла любительницей музыки (Т.); Он оказался болтливым, надоедливым собеседником (Шол.).

    Связка знаменательная (вещественная, конкретная) - глагол со значением движения, состояния, деятельности и т.д., способный самостоятельно служить глагольным сказуемым, но в данной конструкции выполняющий также функцию связки, соединяющей именную часть с подлежащим. Сюда относятся глаголы вернуться, возвратиться, идти, уходить, стоять, лежать, сидеть, родиться, жить, умереть, работать и др. Например: Онегин жил анахоретом (П.); Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая (Г.); Барыня бродит такая унылая (П.); Я родился перекати-полем ... (Т.); Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная (Л. Т.).

Сказуемое этого типа, выраженное полнознаменательным глаголом и именной частью, называют иногда сложным именным сказуемым.

В роли именной части составного сказуемого употребляются именные части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение).

    Именная часть выражена именем существительным в именительном падеже; в творительном, родительном падежах и в косвенных падежах с предлогами, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (П.); Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса (Л. Т.); Он был среднего роста (Л.); Была без радостей любовь, разлука будет без печали (Л.); Все было как во сне (М. Г.); Тарковский был веселым, остроумным, очаровательным собеседником (Ард.).

    Именная часть выражена именем прилагательным в именительном или творительном падеже, краткой формой, формой сравнительной или превосходной степени, например: Ветер был встречный (Л. Т.); Характер у него... стал тяжелым, раздражительным (Ч.); А счастье было так возможно, так близко ! (П.), Онегин, я тогда моложе , я лучше , кажется, была... (П.); Ярмарка была отличнейшая (Г.).

Иногда название признака, обозначенного в сказуемом, присоединяется к подлежащему при помощи слов человек, мужчина, женщина, народ, животное, вещь и т.п., употребленных с ослабленным лексическим значением, например: Вы человек добрый , вы честный человек (Т.); Родители Валентины Михайловны были люди небогатые (Т.); А ведь обед - вещь приятная (Черн.); Народ вы проезжий (Ч.).

    Именная часть выражена именем числительным или количественно-именным сочетанием, например: Их изба была третья с краю (Ч.); Он был , казалось, лет шести (Л.).

    Именная часть выражена местоимением , например: ... Я был не я , а какое-то неземное существо (Л. Т.); Лиза в несколько дней стала не та , какою он ее знал (Т.).

Сказуемое, выраженное наречием, причастием, междометием и фразеологическим сочетанием

    Сказуемое может быть выражено наречием со связкой или без нее, например: В твои годы я была замужем (Л. Т.); Как некстати было это воспоминание (Ч.); Ведь я ей несколько сродни (Гр.).

    Именная часть выражена причастием , например: Червонец был запачкан и в пыли (Кр.); Я сидел погруженный в глубокую задумчивость (П.).

    Именная часть выражена междометием , например: Она теперь ай-ай-ай (Леск.) (здесь простое именное сказуемое).

    Именная часть выражена фразеологическим сочетанием , например: ...В тот день она была не в духе (М. Г.); Он был мастер на все руки (Купр.); Лаврецкому такое множество народу было не по нутру (Т).

Примечание . В данном случае функции этих частей речи близки к функции имен в роли сказуемого.

Сложное сказуемое

Типы сложного сказуемого

Сложным (трехчленным, многочленным) является сказуемое, состоящее из трех и более частей.

Различаются следующие типы сложных сказуемых:

а) глагольные (состоящие из одних глаголов и соотносительные с составными глагольными сказуемыми), например: решил начать лечиться, надеется бросить курить ;

б) именные (состоящие из предикативного прилагательного, связки и именной части, соотносительные с составными именными сказуемыми), например: рад быть полезным, готов стать посредником ;

в) смешанные (состоящие из глаголов и имен, сочетающие в себе признаки составного глагольного и составного именного сказуемых), например: мог бы стать ученым, боится быть смешным.

Например: Он желал казаться храбрым на четвертом бастионе (Л. Т.); А ты хочешь жить барашком (Гонч.); Я даже не считаю себя обязанною чувствовать признательность к нему (Черн.); ...Я должен был приготовить мастерам самовар (М. Г.); Отчего бы я мог перестать уважать тебя? (Ч.); Я уже не боялся быть и казаться чувствительным ... (Ч.); Вы должны трудиться, стараться быть полезным (Т.).

Координация форм сказуемого и подлежащего

Координация – синтаксическая связб между подлежащим и сказуемым. При координации связь взаимонаправленная, объединяются только две определенные слоформы (Я ем. Он пишет.), возникают предикативные отношения, используется порядок слов и интонация.

Форма глагольного сказуемого

Глагольное сказуемое координируется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении - в роде и числе. Например: Я помню чудное мгновенье (П.); Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня (П.); Знаете ли вы , какое наслаждение выехать в поле ранней весной. (Т.); Он бедных трех ее птенцов осиротил (Кр.); ...Быть может, и меня оно бы оживило ? (Кр.).

При подлежащем, выраженном именем существительным или субстантивированным словом, сказуемое ставится в форме 3-го лица ед. или мн. числа, например: Темнеют лазурные своды , прохладная стелется тень (Жук.); В игре ее конный не словит ... (Н.); Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу-бу» ... (Ч.).

При подлежащем, выраженном количественным числительным или инфинитивом, сказуемое ставится в форме 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода, например: Семь у игроков называется кочергой ... (Ч.); Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Пить чай на траве считалось большим удовольствием (Л. Т.) (форма среднего рода полузнаменательной связки).

При подлежащем - вопросительном местоимении кто сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от того, имеется ли в виду лицо мужского или женского пола, например: Кто из ваших подруг был с вами?

Если местоимение-подлежащее кто употреблено в функции относительного слова в придаточной части предложения, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, если даже предполагается не один производитель действия, например: ...Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Мак.). Постановка сказуемого в форме множественного числа в этих случаях подчеркивает множественность субъектов действия, например: ...Те, кто оставались , решали сами с собой, что им надо было делать (Л. Т.).

При относительном местоимении что в роли подлежащего сказуемое ставится в форме множественного числа, если замещаемое местоимением слово в главной части стоит во множественном числе, например: Дома, что высятся на этом проспекте, построены недавно.

Если подлежащее выражено сложносокращенным словом, имеющим грамматическую форму (склоняющимся), то выбор формы сказуемого обычный, например: Наш вуз объявил новый набор студентов . При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое избирает форму ведущего слова сочетания, образующего сложное название, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании, например: ГУНО созвало совещание директоров школ (ср. городское управление народного образования).

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять студентов ) или сочетанием собирательного существительного с количественным значением и родительного падежа имени существительного (типа большинство студентов ), возможны две формы сказуемого: постановка сказуемого в форме единственного числа и в форме множественного числа. Форма множественного числа используется обычно в тех случаях, когда подлежащее обозначает лиц, а сказуемое - активное действие этих лиц, например: Восемьдесят молодых специалистов отправились работать на периферию; Большинство студентов-заочников своевременно выполнили все контрольные работы . При подлежащем - неодушевленном предмете сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: Ряд столов стоял посередине комнаты; На столе лежало десять тетрадей . Конкретные формы сказуемых в этих случаях зависят от ряда условий, к которым относятся: степень отдаленности сказуемого от подлежащего, наличие перечисления в подлежащем или сказуемом, порядок слов, лексическое значение подлежащего и сказуемого и др.

При подлежащем, выраженном сочетанием именительного падежа с творительным, которому предшествует предлог с (типа брат с сестрой ), сказуемое ставится во множественном числе, например: Дед с матерью шли впереди всех (М. Г.). Постановка сказуемого в форме единственного числа свидетельствует о том, что существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, например: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (П.).

Форма именного сказуемого

Сказуемое, выраженное именем прилагательным, порядковым числительным, местоименным прилагательным, причастием, имеет форму рода и числа подлежащего, например: Погода несносная, дорога скверная ямщик упрямый... (П.); ...И дым отечества нам сладок и приятен (Гр.); Вишневый сад теперь мой ! (Ч.); ... Дела мои расстроены (Т.). При наличии связки «быть» именная часть может иметь форму родительного или творительного падежа. Ср.: Мой брат был учитель - Мой брат был учителем.

Форма связки

Связка обычно соотносится с подлежащим (в прошедшем времени - в роде и числе), например: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (П.). Если подлежащее выражено личным местоимением, то связка в формах настоящего и будущего времени соотносится также в лице, например: ИЛекция

Границах СРЛЯ . Помимо СРЛЯ , как... : 10 губных, 18 изменения изменения . К позиционным изменениям ... А Павел? Ваш билет ? __ ИК-5: –– ... может» языковая система, «разрешается» языковой нормой . ...

  • Лекция 1 современный русский литературный язык как предмет изучения

    Лекция

    Границах СРЛЯ . Помимо СРЛЯ , как... : 10 губных, 18 переднеязычных, 1 среднеязычный... (изменения ), а также – в орфоэпию. Позиционные изменения . К позиционным изменениям ... А Павел? Ваш билет ? __ ИК-5: –– ... может» языковая система, «разрешается» языковой нормой . ...

  • Мероприятие Н 4 51-1 " Совершенствование методик преподавания в средней школе на основе создания предметно-ориентированных модулей не менее чем по 18 предметам на основе реализации информационных технологий развитие научно-образовательного

  • Подлежащее может быть выражено сущ-ным или словом любой части речи, употребленным в значении существительного, или фразеологизмом: Присутствующие согласились с доводами оратора ; Наступило бабье лето .

    Затруднения при согласовании сказуемого и подлежащего возникают в нескольких случаях.

    1. Если подлежащее выражено сложносокращенным словом и аббревиатура изменяется по падежам, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Следовательно, необходимо определить род сложносокращенного слова. Если аббревиатура не изменяется по падежам, то сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования: ФСБ России выступила с заявлением (служба).

    2. Если подлежащее выражено местоимением , то важно правильно определить разряд местоимения. При вопросительном местоимении кто : Кто из преподавателей кафедры еще не оформил подписку на журнал? При относительных местоимениях кто, что сказуемое соотносится с формой замещаемого местоимением слова: Те несчастные случаи, что происходили на фабрике, больше не повторятся. При неопр-ных и отриц-ных местоимениях некто, кто-то, никто и других: Кое-кто из выступавших возражал декану

    Билет 21. Согласование определений и приложений.

    Определение при существительном общего рода

    1. При существительном общего рода определение ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным, например: Этот простофиля способен перепутать всё на свете (о мужчине);

    2. В разговорной речи при существительных общего рода, благодаря наличию окончания , встречается постановка определения в форме женского рода и в тех случаях, когда речь идет о лице мужского пола, например: он большая пройдоха, он такая растяпа .

    3. Такие слова, как знаменитость, личность, персона и т. п., не являются существительными общего рода, поэтому определения согласуются с ними по грамматическому принципу, т. е. ставятся в форме женского рода и в тех случаях, когда ими обозначаются лица мужского пола, например: …На нашем горизонте появилась новая личность (Чехов)

    4. Не являются также словами общего рода многие существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, специальности, занимаемой должности, выполняемой работе и т. д., не имеющие парных соответствий женского рода. Определения при таких словах ставятся в форме мужского рода, например: она опытный педагог

    Определение при существительном, имеющем при себе приложение

    1. При сочетании родового понятия с видовым определение согласуется со словом, обозначающим родовое понятие, например: огромное дерево эвкалипт; японский цветок камелия; морская птица буревестник .

    2. При сочетании нарицательного имени и собственного имени лица определение согласуется с ближайшим из существительных, например: внимательный врач Игнатьева – врач Игнатьева, внимательная к больным .

    3. При сочетании видового понятия и индивидуального географического названия определение согласуется с видовым понятием, например: высочайшая гора Эверест, солёное озеро Баскунчак, славный город Одесса .

    4. При сложносоставных терминах типа кафе-столовая определение, как и сказуемое), согласуется с той частью, которая выражает более широкое или более конкретное понятие, например: диетическая кафе-столовая

    5. При сложных единицах измерения числительное согласуется со второй (склоняемой) частью, например: одна вольт-секунда, одна грамм-молекула .

    6. При склоняемых аббревиатурах определение согласуется по грамматическому принципу, например: столичный вуз, прочный дзот . При аббревиатурах несклоняемых определение согласуется с ведущим словом развернутого составного наименования, например: Братская ГЭС, наш роно и т. п.

    Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре

    1. При существительных м у ж с к о г о и с р е д н е г о рода, зависящих от числительных два, три, четыре (а также от составных числительных, оканчивающихся на указанные цифры), определение, находящееся между числительным и существительным, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа: Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами… (А. Н. Толстой).

    2. При существительных женского рода в указанных условиях определение чаще ставится в форме
    и м е н и т е л ь н о г о падежа множественного числа: две большие комнаты . Например: На изгороди из трёх жердей сидели три женские фигуры (А. Н. Толстой);

    На выбор формы определения может оказать влияние форма сказуемого; ср.: Разыграны три золотые медали . – Разыграно три золотых медали .

    3. Притяжательные прилагательные на -ин и -ов обычно ставятся в форме р о д и т е л ь н о г о падежа множественного числа независимо от грамматического рода имени существительного: два бабушкиных сарафана, три сестриных подруги, два чёртовых ущелья .

    Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, а также порядковое числительное третий согласуются в зависимости от р о д а определяемого существительного: два лисьих хвоста

    4. Если определение стоит перед счетным оборотом, то оно ставится в форме и м е н и т е л ь н о г о падежа независимо от рода имени существительного: каждые два часа

    5. Однако прилагательные целый, полный, добрый и некоторые другие обычно употребляются в этом случае в форме р о д и т е л ь н о г о падежа: целых два месяца

    6. В сочетаниях с пол- и полтора (полторы ) возможны обе формы согласования: добрых полчаса – добрые полчаса

    7. Если определение (обычно обособленное) стоит после счетного оборота, то чаще оно ставится в форме и м е н и т е л ь н о г о падежа множественного числа, например: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой

    8. При субстантивированных прилагательных мужского и среднего рода определение ставится в форме
    р о д и т е л ь н о г о падежа множественного числа: двое случайных прохожих

    9. При субстантивированных прилагательных женского рода возможны обе формы согласования: две соседние столовые – две соседних столовых

    Как и при выборе формы определения, здесь может оказать влияние форма сказуемого; ср.: Были зафиксированы две ничьи . – Было зафиксировано две ничьих .

    10. При назывании дробного числа (знаменатель – субстантивированное порядковое числительное женского рода) используется форма р о д и т е л ь н о г о падежа: Две пятых Луны скрыты от нашего взора .

    Определение при существительных – однородных членах

    1. Определение, относящееся к двум или нескольким существительным – однородным членам, ставится в форме е д и н с т в е н н о г о числа:

    1) если по смыслу сочетания ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим, например: российская печать, радио и телевидение;

    2) Форма числа определения может зависеть от формы падежа определяемых существительных; ср.: Можно представить себе, каким громовым ударом разразилось это письмо над моим отцом и матерью (Аксаков). – Здесь жили мои отец и мать (Чехов) (в первом случае форма косвенного падежа с предлогом, во втором – форма именительного падежа);

    2) если между определяемыми существительными стоит разделительный союз, например: написать интересный роман или сценарий; купить резиновую собачку или кошку .

    2. Определение ставится в форме м н о ж е с т в е н н о г о числа:

    1) если по смыслу сочетания при единственном числе было бы неясно, связано ли определение с ближайшим существительным или со всем рядом однородных членов, например: способные ученик и ученица;

    3. Определение относится только к ближайшему существительному, если между однородными членами стоит повторяющийся предлог, например: выслушать с большим вниманием и с сочувствием

    Согласование приложений

    1. Приложения, выраженные прозвищами или условными названиями, не согласуются с определяемыми словами, т. е. сохраняют начальную форму во всех падежах, например: у Всеволода Большое Гнездо

    2. В сочетаниях типа ракета-носитель , образованных соединением существительного неодушевленного и существительного одушевленного, вторая часть в винительном падеже в целях согласования имеет форму именительного падежа, например: наблюдать ракету-носитель

    3. Не согласуются:

    1) приложения, присоединяемые словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т. п., например: за подписью корреспондента по фамилии Янковский; несчастный случай с каким-то мальчиком по имени Коля ;

    2) существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением «в качестве», например: в суд вызвали Петрова, нужного как свидетель по данному делу ;

    З) слова после сочетания будь то , например: Информация содержится в различных материалах, будь то корреспонденция, подборка писем или маленькая заметка ;

    4) заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествующему обобщающему слову, например: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного слова в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, сценка-юмореска, театральная пьеса) .

    4. Части сложносоставных наименований согласуются в падеже и числе, например: в письме-открытке, машиной-канавокопателем, на витринах-стендах . То же при наличии числительных: два торта-мороженых, три школы-интерната, четыре платья-халата (в этих примерах числительное одинаково сочетается с каждой частью сложного названия). В отдельных случаях вторая часть не согласуется: у акулы-молот .

    Билет 22. Правила употребления причастных, деепричастных и именных оборотов.

    Употребление причастных оборотов

    Причастие имеет: время, вид, залог, которые соотносятся с этими же значениями глагола – сказуемого.

    Для правильного образования причастий нужно: учитывать порядок слов при употреблении прич. Оборота (нельзя ставить определяемое слово внутрь причастного оборота, также неправильный порядок слов может привести к двусмысленности)

    Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом (лежащая книга на столе).

    Нагромождение причастий создает неблагозвучие.

    Неправильный порядок слов в предложении с обособленным причастным оборотом:

    Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

    Употребление деепричастных оборотов

    Деепричастный оборот должен относиться к тому же субъекту, что и глагол-сказуемое

    Нужно правильно образовывать деепричастный оборот

    Время глагола должно соотноситься с видом деепричастия

    Следует соблюдать однородность деепричастного об. с другими

    Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают:

    Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причале Быково.

    Нагромождение деепричастий создает неблагозвучие.

    Употребление именных оборотов (отглагольное существительное с завис. словами)

    Пример:использование не по назначению.Образование таких существительных приводит к появлению несуществующих слов (взятие – датие). Следует избегать неясности высказывания (пример: мы обсуждали замену игроков)

    Чаще всего грамматические ошибки, обусловлен­ные нарушением норм координации подлежащего и сказуемого, возникают при неправильном выборе: 1) формы числа сказуемого при подлежащем, выра­женным словом или сочетанием слов со значением ко­личества: Сто двадцать один депутат проголосова­ли за принятие этого закона. (Правильно : Сто два­дцать один депутат проголосовал за принятие это­го закона.); 2) формы числа сказуемого при однородных подлежащих: Природа, книги, деревен­ский мир формирует личность Татьяны. (Правиль­но: Природа, книги, деревенский мир формируют лич­ность Татьяны).

    Для предупреждения подобных ошибок необходи­мо учитывать следующее:

    1. Форма числа сказуемого при подлежащем, вы­раженным словом или сочетанием слов со значени­ем количества.

    единст­венного числа , если подлежащее выражено:

    а) сложным существительным с первой частью «пол»: Прошло полгода;

    б) сочетанием составного числительного, оканчи­вающегося на «один», и существительного: Двадцать один день пролетел быстро;

    в) сочетанием существительного со значением оп­ределенного количества (пара, двойка, сотня и т. п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг;

    г) словом или сочетанием слов с предшествующи­ми ограничительными частицами только, лишь, все го и др.: На лекции присутствовало только два­дцать восемь студентов.

    Сказуемое обычно употребляется в форме множе­ственного числа , если:

    а) при подлежащем находится согласованное оп­ределение в форме множественного числа: 1. Прошли долгие полгода. 2. Эти двадцать один день пролете­ли быстро;

    б) в состав подлежащего входят числительные два, три, четыре: У подъезда стояли три машины.

    В остальных случаях рекомендации, данные в спе­циальной литературе, могут различаться, поскольку одни ученые учитывают в первую очередь граммати­ческую координацию (уподобление по форме числа: Большинство учащихся хорошо справилось с задани­ем), другие - смысловую координацию (связь по смыслу: Большинство учащихся хорошо справились с заданием), третьи считают правильными оба вари­анта, но проводят их дифференциацию с учетом оду­шевленности/неодушевленности существительных, активности/пассивности либо совместности/раздель­ности действия, порядка слов и др. (например, форма единственного числа сказуемого подчеркивает един­ство лиц (предметов), совместность, целостность их действия, форма множественного числа - отдель­ность лиц (предметов), самостоятельность, разрознен­ность их действий).

    Однако в последнее время в литературной речи на­метилась тенденция к смысловой координации глав­ных членов, т. е. к постановке сказуемого в форме множественного числа, если подлежащее обозначает несколько или много производителей действия.


    2. Форма числа сказуемого при однородных под­лежащих.

    При однородных подлежащих, находящихся в форме единственного числа, сказуемое ставится в форме единственного числа , если:

    а) подлежащие связаны разделительными союза­ми и находятся после сказуемого: 1. Сегодня будет лекция или практическое занятие? 2. Каждую мину­ту к остановке подъезжал то троллейбус, то ав­тобус.

    Исключение : если подлежащие являются словами разного рода, сказуемое употребляется в форме мно­жественного числа: Каждую минуту к остановке подъезжали то автобус, то маршрутное такси;

    б) если подлежащие связаны противительным сою­зом а либо союзами не только... но и, не столько...сколько и под., имеющими оттенок противопоставле­ния: 1. Не лечение, а отдых необходим ему. 2. Нуж­на не только копия диплома, но и сам диплом.

    В остальных случаях предпочтительна либо необ­ходима форма множественного числа сказуемого (смысловая координация):

    1. То троллейбус, то автобус подъезжали каждую минуту к остановке. (Предпочтительна форма мно­жественного числа.) Но : Не то троллейбус, не то ав­тобус подъехал к остановке. (Действие совершают не два предмета, а один.)

    2. Жажда действия, бесстрашие и решитель­ность толкают Печорина на поиски опасных приключений. (Необходима форма множественного числа.)

    3. Ребенок или родители должны отвечать на во­просы анкеты? (Необходима форма множественного числа. В подобных конструкциях с разделительным союзом ближе к сказуемому располагается то подле­жащее, которое находится в форме множественного числа.) Но : 1. Заявление должен написать абитури­ент, а не его родители. 2. Заявление должны напи­сать родители, а не ребенок. (В конструкциях с про­тивительным союзом форма числа сказуемого коор­динируется с формой числа ближайшего подлежаще­го, которое должно обозначать утверждаемый, а не отрицаемый предмет.)

    Имеются и иные точки зрения по данному вопро­су, однако в современном русском литературном языке достаточно сильна тенденция к смысловой ко­ординации, то есть к употреблению при однородных подлежащих сказуемого в форме множественного числа.

    Форма глагольного сказуемого

    Глагольное сказуемое координируется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении - в роде и числе. Например: Я помню чудное мгновенье (П.); Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня (П.); Знаете ли вы, какое наслаждение выехать в поле ранней весной.(Т.); Он бедных трех ее птенцов осиротил (Кр.); ...Быть может, и меня оно бы оживило? (Кр.).

    При подлежащем, выраженном именем существительным или субстантивированным словом, сказуемое ставится в форме 3-го лица ед. или мн. числа, например: Темнеют лазурные своды, прохладная стелется тень (Жук.); В игре ее конный не словит... (Н.); Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу-бу»... (Ч.).

    При подлежащем, выраженном количественным числительным или инфинитивом, сказуемое ставится в форме 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода, например: Семь у игроков называется кочергой... (Ч.); Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Пить чай на траве считалось большим удовольствием (Л. Т.) (форма среднего рода полузнаменательной связки).

    При подлежащем - вопросительном местоимении кто сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от того, имеется ли в виду лицо мужского или женского пола, например: Кто из ваших подруг был с вами?

    Если местоимение-подлежащее кто употреблено в функции относительного слова в придаточной части предложения, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, если даже предполагается не один производитель действия, например: ...Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Мак.). Постановка сказуемого в форме множественного числа в этих случаях подчеркивает множественность субъектов действия, например: ...Те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать (Л. Т.).

    При относительном местоимении что в роли подлежащего сказуемое ставится в форме множественного числа, если замещаемое местоимением слово в главной части стоит во множественном числе, например: Дома, что высятся на этом проспекте, построены недавно.

    Если подлежащее выражено сложносокращенным словом, имеющим грамматическую форму (склоняющимся), то выбор формы сказуемого обычный, например: Наш вуз объявил новый набор студентов. При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое избирает форму ведущего слова сочетания, образующего сложное название, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании, например: ГУНО созвало совещание директоров школ (ср. городское управление народного образования).



    При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять студентов) или сочетанием собирательного существительного с количественным значением и родительного падежа имени существительного (типа большинство студентов), возможны две формы сказуемого: постановка сказуемого в форме единственного числа и в форме множественного числа. Форма множественного числа используется обычно в тех случаях, когда подлежащее обозначает лиц, а сказуемое - активное действие этих лиц, например: Восемьдесят молодых специалистов отправились работать на периферию; Большинство студентов-заочников своевременно выполнили все контрольные работы. При подлежащем - неодушевленном предмете сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: Ряд столов стоял посередине комнаты; На столе лежало десять тетрадей. Конкретные формы сказуемых в этих случаях зависят от ряда условий, к которым относятся: степень отдаленности сказуемого от подлежащего, наличие перечисления в подлежащем или сказуемом, порядок слов, лексическое значение подлежащего и сказуемого и др.

    При подлежащем, выраженном сочетанием именительного падежа с творительным, которому предшествует предлог с (типа брат с сестрой), сказуемое ставится во множественном числе, например: Дед с матерью шли впереди всех (М. Г.). Постановка сказуемого в форме единственного числа свидетельствует о том, что существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, например: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (П.).

    17. Принципы классификации второстепенных членов. Типы ВЧП. Детерминанты.