Читаем детям, читаем вместе с детьми. «Читаем вместе с детьми»

Есть у меня иллюстрация, которая теперь уже с историей. Она называется «В ожидании письма. Март». Именно она была моей отправной точкой в мире книгоиздания. Благодаря ей, я и познакомилась с издателем Вадимом Мещеряковым. История была очень непростая и долгая. Где-то с полгода между нами продолжалась переписка. Вот тогда, в этих письмах, Вадим, обладая каким-то внутренним чутьем издателя, разглядел во мне не только иллюстратора, но и будущего автора книг. За это ему большое спасибо! Сама на такой серьезный шаг я бы не решилась.

Вы писатель и иллюстратор. Что приходит раньше - визуальная картинка или текст?

Всегда по-разному. Бывает, что я не могу удержаться, и рисунок рождается задолго до текста. Он просто живет в моей голове и рвется наружу. Образ, который хочет родиться, должен попасть на бумагу, а то он просто не дает мне покоя. А бывает, что иллюстрация рождается уже после текста. Мне самой больше нравится первый вариант, в котором меньше ограничений, потому что текст жёстче диктует правила. Тут главное понять, что важнее. Бывает, что иллюстрация по своей задаче главенствует, а бывает, что рисунок лишь незаметно подчеркивает важную мысль текста. В любом случае я рада, что могу сама решать, как поступать с иллюстрациями. Рисуя для других авторов, я не имею такой свободы.

На каких книгах выросли вы?

Думаю, что моя любовь к книгам началась с Сутеева и его маленьких историй. Когда уже начала читать самостоятельно, то к любимчикам добавились Носов, Драгунский, Астрид Линдгрен, Джеймс Кервуд. Но был писатель, который покорил меня в восемь лет. Это был Рэй Брэдбери. Его голубая пирамидка (рассказ «И всё-таки наш») меня так потрясла, что с этого момента я стала его фанатом. До сих пор это самый любимый мой писатель.

Как приучать ребенка к чтению?

С какого возраста покупать ребенку книги и какие? Что в книгах самое сложное для детей, на ваш взгляд?

Мне кажется, что книги можно покупать с самого рождения. Сейчас на книжном рынке такое разнообразие, есть что выбирать. Главное - всегда помнить: книжка должна быть безопасной. И по возрасту. Часто на книжках пишут, для какого возраста она предназначена. Для совсем маленького ребенка самое сложное - размер книги и острые края страниц. Учитывайте это, когда покупаете книгу. Книжки-малышки - отличный вариант. У детей постарше проблема с книгами может возникнуть, если история, которую вы предлагаете, им не интересна. Старайтесь учитывать развитие ребенка на данный момент. Не пытайтесь бежать быстрее паровоза. Куда важнее, чтобы книги для ребенка были чем-то очень своим и простым. Чрезмерная толщина книги и отсутствие картинок тоже может усложнить вовлечение в чтение.

Когда ждала рождения дочки, такая мысль мне не пришла в голову, думаю, что это отличная идея. Это очень сближает и маму, и ребенка. Когда ребенок слышит мамин голос, это его успокаивает. Совершенно не вижу ничего плохого в том, чтобы читать ребенку книги еще до того, как он родился. Возможно, я выбирала бы истории очень добрые и коротенькие.

Как правильно выбирать книги для своих детей или в подарок?

Для совсем маленького ребенка старайтесь выбирать те, которые его не поранят и не напугают. Есть книги, которые совсем без текста, где только картинки. Поделюсь маленькой хитростью. Перед тем как пойти в магазин с ребенком, постарайтесь найти ту книгу, которая, на ваш взгляд, будет интересна ребенку. Например, про машины. И весь день говорите с ребенком на эту тему. И когда вы придете в магазин, как бы случайно покажите ему именно ту, которую обсуждали. Еще при выборе книг учитывайте качество печати, шрифт. Было бы прекрасно, если бы вы прочитали книгу до того, как предложите ее ребенку.

Как привить любовь к чтению ребенку, если ему это не нравится и он требует в руки не книгу, а гаджеты?

Приучить ребенка к чтению непростая задача. Тут нужно терпение со стороны родителей, бабушек и дедушек. Еще раз повторюсь, что заставлять не стоит. Нужно пойти на хитрость. Вы сами лучше знаете своего ребенка. И нужно всегда уважать его мнение. Это не значит, что, если он отказывается, нужно бросить это дело. Возможно, нужно искать компромисс. Например, пусть ребенок сам их выбирает. Возможно, использовать поощрительные моменты. Старайтесь обсуждать книги, героев, ситуации в них.

Сколько книг должно быть в доме для малыша?

Мое мнение - чем больше книг, тем лучше. Но, как и с игрушками, не стоит все книги разом предлагать ребенку. Пусть на полке будет выбор. Дети часто выбирают для чтения одну и ту же книгу. На протяжении месяца это может быть всего лишь «Курочка ряба» или «Колобок». Для взрослого это покажется скучным, но ребенок так устроен, и ему важно повторять то, что ему нравится.

Нужно ли создавать какую-то спецзону для чтения или нет?

Со своим ребенком такую специальную зону для чтения я не создавала. Бывало так, что ребенок приходил с прогулки и, не раздеваясь, мог открыть книгу и в одежде заинтересованно читать. Интерес к книгам может возникнуть в любое время. Тут главное - найти баланс. Например, я шла на хитрость и предлагала прочитать абзац смешным голосом, пока ребенок снимет сапоги или куртку.

Читать книги нужно в разное время. Тут еще, конечно, зависит от ребенка. Если ребенок - непоседа, то чтение на ночь - это выход. Потому что поймать и усадить попрыгунчика днем - сложно. Но все равно не сдавайтесь и старайтесь читать в разное время. Важно читать книги, когда ребенок в спокойном состоянии. Дайте немного остыть малышу. Тогда ему будет проще переключиться с баловства на книгу.

Уже в середине прошлого века учёные забили тревогу - жители планеты всё меньше и меньше читают.

А сейчас место книг всё больше и больше вытесняют интернет и телевидение, но эта замена не равнозначная. В жизни человека роль книги неоценима. Без неё невозможны ни образование, ни формирование культуры в обществе. Именно книга хранит то, что в различных областях деятельности накопило человечество.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение. Он не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать, пользоваться информацией, исследовать её. А в наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе её анализа считается высоким профессионализмом. Чтение развивает речь человека, делает её правильной, чёткой, понятной, образной, красивой. Чтение - импульс к творческому озарению и созданию нового художественного творения [Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка – Пресс, 2003.].

Читательские навыки, как и большинство других, закладываются в родном доме. Доказано, что чтение вслух - это та основа, на которой вырастает любовь к книге. Прививая культуру чтения, следует помнить, что родители - самый главный пример для ребёнка.

Невозможно найти замену совместному семейному чтению с раннего возраста.

Долгое время это было обязательным не только в дворянских усадьбах и дворцах, но и в скромных мещанских домах и квартирах. практически в каждой библиотеке и школе размещался лозунг «Чтение - вот лучшее учение».

Сегодня во многих семьях картина иная: родители проводят вечера за компьютером или телевизором, приобщая к этому малышей. Специалисты подсчитали, что 90% школьников читают не по желанию, а по необходимости, исключительно в рамках учебной программы. Между тем, именно литература расставляет акценты духовных ценностей и нравственных приоритетов личности.

Дошкольников просто необходимо ненавязчиво подводить к удивительному миру чтения, книжных чудес и загадок.

Процесс приобщения к духовному наследию посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешным, то со временем число молодых людей, которые любят книгу, значительно увеличиться. Семейное чтение весьма значимо не только в тот период, когда ребёнок не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Психологи рекомендуют читать детям вслух до 12 лет. Это позволяет протянуть своеобразную ниточку от старших к младшим, поддержать общение в семье. Чтобы ребёнок рос всесторонне здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, а не только во время приготовления ужина или просмотра телепередач.

Вместе с тем, через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться целей, разрешать конфликты), которые могут пригодиться в различных жизненных ситуациях. Наилучший эффект достигается в тех случаях, когда чтение дополняется совместным обсуждением с ребёнком того, что ему понравилось, что было близко, что напугало, а что позабавило.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, царит гармоничная и доброжелательная атмосфера.

Традицию семейного чтения важно возобновлять и сохранять как можно дольше. Есть ли что-нибудь приятнее, чем взяв маленького человечка под мышку, усесться с книгой и отправиться в незабываемое путешествие в иные времена и страны.

Как родители могут помочь своим детям найти книги, которые не очень сложные и не слишком простые, а те, что подходят в самый раз? Обучение детей чтению может происходить как в процессе чтения вслух, так и при совместном чтении, в ходе которого вы будете помогать вашему ребенку, объяснять ему суть происходящего, а также рассказывать о значении отдельных слов. Дети любят читать книги, но вам нужно помочь им выбрать подходящую для их возраста литературу. Как это сделать? Вот несколько полезных советов, которыми можно воспользоваться как в случае чтения вслух, так и при совместном чтении. Если речь идет о втором варианте, то вы можете использовать правило пяти пальцев, о котором пойдет речь дальше, не для себя, а для ребенка. То же самое касается и вопросов, которые вам нужно будет задавать: вы можете задавать их не себе, а ребенку, если у него есть желание пытаться читать самостоятельно.

Правило пяти пальцев

  1. Выбирайте книгу, которая понравилась бы и вам.
  2. Прочитайте вторую страницу.
  3. Подсчитывайте каждое слово, значение которого вам было бы сложно объяснить ребенку, то есть те, какие вы не знаете или в них не уверены. При этом на каждом таком слове загибайте палец одной руки.
  4. Если на одной странице найдется пять или более таких слов, вам стоит выбрать другую книгу.

Если вы все равно думаете, что книга может быть подходящей для вашего ребенка, попробуйте использовать это правило на нескольких страницах, чтобы убедиться.

Выбирайте книгу, которая вам подходит

В первую очередь, когда выбираете книгу для чтения ребенку, нужно ориентироваться на себя. Вы хотите выступать ролевой моделью для вашего малыша, поэтому стоит всегда проверять все на себе, в том числе и книги, которые вы хотите читать вашему ребенку. Поэтому необходимо убедиться в том, что конкретная книга является наиболее подходящей для вас. Как это сделать? Сейчас вы об этом узнаете. Вам нужно прочитать две-три страницы этой книги, а затем задать себе несколько вопросов.

Будет ли это легкая и веселая книга, которую приятно читать?

Первый вопрос: понимаю ли я, что я читаю? На него очень важно ответить, так как от этого будет зависеть, поймет ли ваш ребенок суть книги, а также сможете ли вы ему все объяснить, если у него будут возникать проблемы с пониманием.

Второй вопрос: знаю ли я практически каждое слово? Это также очень важный вопрос, так как у ребенка могут возникать трудности не только с понимание сути происходящего в книге, но еще и со смыслом отдельно взятых слов. Помните, что ваш ребенок учится вместе с чтением, поэтому вам нужно иметь возможность объяснить каждое слово, с которым у него будет возникать проблема.

Третий вопрос: когда я читаю вслух, могу ли я это делать качественно? Вам стоит послушать себя заранее, прежде чем вы начнете читать книгу непосредственно вашему ребенку, чтобы понять, насколько хорошо звучит ваше чтение. Потренируйтесь так, чтобы вашему ребенку было приятно слушать, однако каждая книга имеет свою специфику, и некоторые из них могут быть неподходящими для чтения вслух. Поэтому выбирайте те, которые будут звучать лучше всего.

И четвертый вопрос: думаю ли я, что эта тема меня заинтересует? Дело в том, что необходимо сочетать приятное с полезным, и если книга, которую вы выбрали, не вызывает у вас интереса, то стоит отказаться от нее, даже в том случае, если вы считаете, что она будет очень полезна для ребенка. В мире существуют миллионы книг, так что вам всегда будет из чего выбрать. Если на все или большую часть этих вопросов вы ответили утвердительно, то выбранная книга будет идеальным вариантом для вас и вашего ребенка.

Будет ли эта книга слишком сложной для меня?

Отдельно вам стоит задаться вопросом касательно того, будет ли конкретная книга слишком трудной именно для вас. Ведь если это так, то для ребенка она вообще станет неподъемной. Как это проверить? Опять же вам нужно ответить на несколько вопросов.

Первый вопрос: Есть ли на одной странице этой книги пять или более слов, которые мне непонятны? Об этом речь уже шла выше: если на одной странице имеется слишком много неизвестных или трудных слов, то вы не сможете объяснить их вашему ребенку, что нивелирует пользу от чтения.

Второй вопрос: является ли эта книга трудной для понимания? Вызывает ли она смятение? Этот вопрос касается сути всей книги. Если вы не можете уловить общий смысл, проследить все повороты повествования, то вам также стоит отказаться от чтения такой книги, так как вашему ребенку будет интересен сюжет, а вы не сможете прояснить ситуацию.

Третий вопрос: когда я читаю книгу вслух, запинаюсь ли я? Читаю ли я слишком медленно? Если на этот и на хотя бы один из двух предыдущих вопросов вы ответили утвердительно, то выбранная книга будет слишком сложной для чтения ребенку. Вам стоит подождать, прежде чем начинать читать эту книгу вместе с ребенком.

Что делать, если ребенок не может понять слово?

Если ваш ребенок испытывает трудности с пониманием слова, которое вы ему прочитали или которое он сам пытается прочитать, вот что следует ему сказать:

  • Можешь его произнести?
  • Покажи его.
  • Какой звук является первым, а какой последним? К какому слову они подойдут?
  • Есть ли в этом слове что-то, что ты можешь узнать из других слов?
  • С чего начинается слово?
  • Какое слово, начинающееся с этих звуков, будет иметь здесь смысл?
  • Проводи пальцем под словом, когда его произносишь.

Эти указания помогут ребенку быстрее разобраться с неизвестным и непонятным ему словом, а также освоить его и использовать для понимания дальнейших конструкций.

Что делать, если ребенок хочет читать слишком сложную книгу?

Порой могут возникать ситуации, когда ваш ребенок будет испытывать желание прочитать книгу, которая ему не подходит. Не стоит ему этого позволять, потому что опыт, полученный в процессе, может оказаться резко негативным, и это оттолкнет ребенка от чтения. Вот что нужно ему сказать в таком случае:

  • Давай читать эту книгу вместе.
  • Это книга, которая понравится тебе гораздо больше, если отложишь ее чтение на следующий год.
  • Когда люди читают книги, которые для них слишком сложные, они очень часто пропускают важные моменты. Ты получишь больше удовольствия от этой книги, если подождешь до того времени, когда сможешь с легкостью ее прочитать.

Ярославцева Ольга
Консультация для родителей «Читаем вместе с детьми»

Читаем вместе с детьми

«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать»

(Д. И. Писарев)

Давайте поговорим о книгах: какие книги мы выбираем, когда находим время для чтения, как мы читаем нашим детям?

Попробуем ответить на первый вопрос: какие книги мы выбираем для чтения нашим детям?

Если мы зайдем в книжный магазин, то нашему вниманию будет предоставлен огромный выбор детской художественной литературы, изданной на хорошей бумаге и прекрасно иллюстрированной. И это понятно, т. к. каждое издательство будет бороться за своего покупателя. Однако, при покупке книги нужно быть очень внимательным и даже осторожным, потому что не всё, что в красивой и яркой обложке, будет полезно для чтения нашим детям. Лучшими будут те произведения, которые отличаются не только увлекательным сюжетом, но и способствуют нравственному воспитанию ребенка: учат добру, справедливости, честности, храбрости, трудолюбию.

Перейдем ко второму вопросу : как найти время для чтения нашим детям?

Пожалуй, если придерживаться нескольких правил, то время обязательно найдется. Итак:

Читаем в любое время дня

Постараемся не откладывать чтение на конец дня, когда уже и ребенок и родитель устали. Так чтение может превратиться в еще одну скучную работу. Лучше читать днем: до прогулки, после обеда или перед вечерним купанием.

Используем каждую свободную минуту

Маленькие дети не могут удерживать на чем-то свое внимание в течение длительного времени, поэтому начинать читать нужно по 3-4 минуты несколько раз в день.

Расположим книги правильно

Плотно стоящие книги в закрытых книжных шкафах могут не вызывать желания у ребенка их прочесть. Для детей книги лучше держать в разных местах квартиры - на столах, диванных столиках, подоконниках, даже на кухне. Вовремя оказавшаяся под рукой яркая книжка скорее заинтересует малыша, чем ровные ряды книг на полках.

Возьмем книгу с собой

И последний вопрос : как правильно читать произведение ребенку?

К одному литературному произведению можно вернуться несколько раз.

Читаем в спокойном темпе, ориентируясь на скорость усвоения прочитанного ребенком.

Начинаем чтение, четко проговорив название произведения и автора.

По окончании прочтения задаем ребенку несколько вопросов о главных героях и ключевых моментах событий, внимательно рассмотриваем иллюстрации.

Интересуемся у ребенка о том, что он почувствовал, когда слушал текст. Рассказываем ему о своих чувствах и переживаниях за героев книги.

САМОЕ ГЛАВНОЕ: чтение должно доставлять радость и РОДИТЕЛЮ. Ребенок внимательно следит за нашей реакцией на прочитанное и формирует свое личное мировосприятие. Наше положительное отношение к книге является залогом любви ребенка к чтению.

Нужно помнить: книг не бывает слишком много. Записываем ребенка в библиотеку, ходим вместе с ним в книжные магазины. Чем больше книг прочтет ребенок, тем богаче будет его внутренний мир.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Творим вместе с детьми. Дымковская игрушка» «Дымковская игрушка»Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать.

Как часто слышат мамы. "Поиграй со мной, поиграй со мной. " Но, увы, не всегда, и не все мамы могут выкроить вечером кусочек и уделить.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» группа раннего возраста Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми» Взрослые ошибочно думают, что с маленькими детьми общаться достаточно легко и просто.

Наступают самые жаркие летние дни. Многие семьи отправились с детьми к морю на отдых. И если родители мудро и правильно организуют его,.

Отдых на море – это самый, на мой взгляд, лучший отдых для детей. В предыдущей публикации я писала, что многие семьи отправились с детьми.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность.