Евгений винокуров биография. Винокуров евгений михайлович - биография

Сегодня мы расскажем, кто такой Винокуров Евгений Михайлович. Биография его будет подробно описана далее. Речь идет о советском поэте. Он является СССР.

Ранние годы

Итак, наш сегодняшний герой - Евгений Винокуров. Биография его началась в Брянске. Именно там наш герой появился на свет в 1925 году, 22 октября. Годом ранее в этот город перевели его отца. Речь идет о кадровом военном Михаиле Николаевиче Перегудове, уроженце Борисоглебска, который впоследствии стал майором государственной безопасности и начальником Киевского районного отдела управления НКВД в Москве. Мать нашего героя, Евгения Матвеевна, происходила из семьи шляпника. Она работала в заводском женотделе. Затем стала первым секретарём районного комитета ВКП(б).

Ранние годы

Евгений Винокуров после окончания девятого класса в 1943 г. был призван в ряды армии. Окончил артиллерийское училище и, не достигнув еще и 18 лет, взял на себя обязанности командира взвода. Первые стихи нашего героя были опубликованы в 1948 г. на страницах журнала «Смена». Их дополняло предисловие И. Г. Эренбурга. В 1951 г. Винокуров прошел обучение в Литературном институте имени Горького.

Творчество

Евгений Винокуров назвал свою первую книгу «Стихи о долге». Она вышла в свет в 1951 году. В 1956 г. появился его сборник «Синева». Эта работа вызвала одобрение Бориса Пастернака.

«Серёжка с Малой Бронной» - это стихотворение, созданное в 1953 г. Оно повествует о московских мальчиках, которые не вернулись с фронта, также в произведении описываются их матери, угасающие в опустевших квартирах. Данное произведение является одним из наиболее известных в военной отечественной лирике двадцатого века. в 1958 г. положил его на музыку.

Наш герой сознательно стал продолжателем традиций философской лирики Баратынского и Тютчева. Исходным пунктом в его поэзии стал опыт войны, который был подан без ложной героики. Стихи этого поэта посвящены смерти и одиночеству. Они рождались как воспоминания. В этих произведениях нет повествования. Автор передает суть на первый взгляд неприметных событий и вещей. Чтобы проникнуть в глубины человеческого бытия, он выбирает чувства в пограничной ситуации, образы города и технической цивилизации. Крайне редко в его творениях возникает природа. Повседневность, а также цивилизация, в которой видна угроза миру души, нашему герою давали вдохновение для его творческой работы. Поэзия этого автора рождалась особой силой, которой он доверял и поэтому практически не исправлял написанное ранее.

Чтобы раскрыть истину, он использовал парадоксы, двойственность смысла и контрасты. Человека поэт изображал сомневающимся, а также ищущим. Автор ничего наверняка не заявлял, он только намечал контуры. Поэт возвращал изначальный смысл словам и помещал их в весьма необычный контекст. При помощи рифмы он стремился усилить значение мысли.

Вернемся к деятельности нашего героя. Совместно со он возглавлял поэтический отдел издания «Октябрь». Издавал Беллу Ахмадулину, Леонида Мартынова, Николая Заболоцкого. В 1971-1987 годах занимал пост заведующего отделом поэзии в журнале «Новый мир». Под редакцией нашего героя была издана работа «Русская поэзия XIX века». Длительное время был ведущим творческого семинара в Литературном институте. В нем участвовали Василевский, поэтессы Николаева и Ковалёва, историк Кошель, журналист и поэт Дидуров. С 1952 года состоял в КПСС. Ушел из жизни в 1993 году, 23 января. Похоронен на территории Новодевичьего кладбища.

Семейная жизнь

Евгений Винокуров был женат. Его супруга - Татьяна Марковна. Она была дочерью Марка Натановича Беленького - психиатра, а также заместителя наркома пищевой промышленности и снабжения. Она является автором книги воспоминаний под названием «Счастливая ты, Таня», которая была издана в 2005 году. После развода, который произошел в 1978 г., стала женой Анатолия Рыбакова. У нашего героя есть дочь - Ирина Винокурова, которая проживает в США и является литературоведом. Также следует отметить, что поэт получил ряд наград. В частности, два ордена Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, Государственную премию СССР, а также медали.

Книги

Евгений Винокуров в 1951 г. издал свой первый литературный труд под названием «Стихи о долге». В 1956 г. в свет вышли книги «Синева» и «Военная лирика». В 1958 г. появляется труд «Признанья». В 1960 г. было издано произведение «Лицо человеческое». В 1962 г. наш герой опубликовал две книги: «Слово» и «Лирика». В 1964 г. появился труд «Музыка». В 1965 г. в свет выходит произведение «Земные пределы». В 1966 г. издается труд «Поэзия и мысль». В 1967 автор публикует сразу две книги: «Голос» и «Ритм». В 1968 г. издается книга «Москвичи, или В полях за Вислой сонной». Вскоре выходит работа под названием «Зрелища».

Теперь вы знаете, кто такой Евгений Винокуров. Краткая биография этого поэта была приведена выше.

Неудивительно, что для поколения поэтов и писателей, которых непосредственно коснулась Великая Отечественная война, именно человек на войне и после неё зачастую становился центральной темой творчества. Стихи Евгения Винокурова - не исключение из этого правила.
Винокуров прожил 67 лет, и скончался в Москве 23 января 1993 года. Возможно, не каждый в России легко вспомнит этого поэта по имени, но его произведения, вроде «Серёжка с Малой Бронной», знакомы практически каждому.

До начала творческого пути
Евгений Михайлович Винокуров родился в Брянске, 22 октября 1925 года. Его отец был военным. Интересно, что будущий поэт получил фамилию от матери - Винокуров, а не отцовскую - Перегудов. Позже этот факт советский классик объяснял тем, что мать, заведующая женотделом, ревностно отстаивала идеи гендерного равноправия.
Евгений Винокуров стихи в юности, по всей видимости, не писал. Зато именно в юные годы он получит тот жизненный опыт, что определил всё будущее творчество - военный. Винокуров даже не окончил школу, уйдя на фронт в 1943 году. Служил артиллеристом, и немало отличился в боях - будучи ещё восемнадцатилетним, командовал взводом (и это, отметим, уже не в первые годы войны).
Война для будущего поэта окончилась в Силезии. После демобилизации всё пережитое за несколько лет на фронте выплеснулось в творческий порыв.

Начало литературного пути Винокурова
Уже в 1948 году, в журнале «Смена», стихи Евгения Винокурова впервые были напечатаны. Предисловие к стихотворению написал сам Илья Эренбург, поэтому можно сказать, что Винокуров сразу же обратил на себя внимание.
В это время Евгений Михайлович уже был студентом Литературного института имени Горького, через который прошли многие советские классики, и однозначно выбрал поэзию делом своей жизни. В 1951 году он окончил обучение, и почти одновременно с этим выпустил первую свою книгу.
Критики отнеслись к молодому поэту весьма благосклонно - к примеру, его сборник «Синева», опубликованный в 1956 году, высоко оценил Борис Пастернак. Широкая аудитория тоже была высокого мнения о творчестве Винокурова.
Евгений Винокуров стихи создавал, по мнению литературоведов, в традициях философской лирики, восходящих к творчеству Тютчева и Баратынского - что для ХХ века уже само по себе достаточно необычно. Необычным было и то, что поэт всегда стремился показать в своём творчестве войну без лишних громких слов и пафоса, что весьма присущи многим авторам «военного поколения».

Дальнейший жизненный путь
Начиная с середины 1950-х годов, Винокуров очень активно печатался: серьёзные сборники стихов стабильно выходили раз в несколько лет, вплоть до конца 80-х. Но развитию советской поэзии Евгений Михайлович содействовал не только собственным творчеством.
Некоторое время он руководил отделом поэзии журнала «Октябрь», и, благодаря Винокурову, в издании печатались такие поэты, как Белла Ахмадулина, Леонид Мартынов, Борис Слуцкий, Николай Заболоцкий и другие. Многие известные деятели литературы были его учениками в Литературном институте имени Горького - Винокуров длительное время преподавал в нём.
В 1987 году заслуги Евгения Винокурова были отмечены Государственной премией СССР. В том же году вышла последняя его книга, под названием «Самая суть» - в оставшиеся шесть лет жизни публиковался Винокуров уже мало.

Poembook, 2015
Все права защищены.

«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».

Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…

Абрам Кузьмич Новопольцев

Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

Егор Иванович Сороковиков-Магай

Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

Анна Куприянова Барышникова

Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

Федор Иванович Аксаментов

Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой. Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

Наталья Осиповна Винокурова

Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

Дмитрий Савельевич Асламов

Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

Матвей Михайлович Коргуев

«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.

Евгений Михайлович Виноку́ров (22 октября 1925, Брянск - 23 января 1993, Москва) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987). Член КПСС с 1952 года.
Биография
Родился 22 октября 1925 года в Брянске в семье Михаила Николаевича Перегудова, военного, и Евгении Матвеевны Винокуровой. Мать, зав. женотделом и ревнительница равноправия, записала сына на свою фамилию. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.
Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга. В 1951 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького, тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Б. Л. Пастернака. «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века, положенное в1958 году на музыку А. Я. Эшпаем.
Возглавив вместе со С. П. Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», открыл в 1954 году юную Б. А. Ахмадулину, напечатал лучшие стихи Л. Н. Мартынова, Б. А. Слуцкого, заново утвердил в литературе имена вернувшихся из лагерей Н. А. Заболоцкого и Я. В. Смелякова. С 1971 по 1987 год был зав. отделом поэзии журнала «Новый мир». Большого внимания заслуживает вышедшая под редакцией Винокурова антология «Русская поэзия XIX века» (1974).
Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский, поэтесса О. А. Николаева, историк П. А. Кошель, поэтесса И. В. Ковалёва, поэт и журналист А. А. Дидуров.
Умер 23 января 1993 года. Кремация состоялась на Донском кладбище, урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Награды и премии
Государственная премия СССР - за сборники «Бытие» и «Ипостась» (1987)
орден Трудового Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
медали
Творчество
Винокуров сознательно продолжал традиции философской лирики Тютчева и Баратынского. Исходным пунктом его поэзии послужил опыт войны, поданный без ложной героики; это стихи о смерти, об одиночестве, родившиеся большей частью позже как воспоминания. В стихах Винокурова нет повествования, он видит суть неприметных на первый взгляд вещей и событий, выбирая для проникновения в глубину человеческого бытия чувства в их пограничной ситуации, образы технической цивилизации и города, крайне редко - природы. Повседневность, цивилизация с её угрозой миру души давали толчок его творческой работе. Поэзия Винокурова рождалась вдохновением, которому он доверял и почти не исправлял однажды написанное. Контрасты, двойственность смысла, порой, и парадоксы он использовал для раскрытия истины. Человека он изображал ищущим и сомневающимся. Винокуров ничего не заявлял, он лишь намечал контуры. Он возвращал первоначальный смысл затасканным, на первый взгляд, словам, помещая их в необычный контекст; точно так же и рифмой он старался усилить действенность мысли.
- Вольфганг Казак

Книги
«Стихи о долге», 1951
«Синева», 1956
«Военная лирика», 1956
«Признанья», 1958
«Лицо человеческое», 1960
«Слово», 1962
«Музыка», 1964
«Земные пределы», 1965
«Поэзия и мысль. Статьи», 1966
«Ритм», 1967
«Голос», 1967
«Москвичи», или «В полях за Вислой сонной…», 1968, 1974
«Зрелища», 1968
«Избранное. Из девяти книг», 1968
«Жест», 1969
«Метафоры», 1972
«В силу вещей», 1973
«Контрасты», 1975
«Пространство», 1976
«Остается в силе. Статьи», 1979
«Бытие», 1982
«Аргументы», 1984
«Ипостась», 1984
«Самая суть», 1987

Не окончив 10-го класса, Е. Винокуров в январе 1943 поступил в артучилище, которое закончил осенью того же года и стал командиром артиллерийского взвода; воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в Силезии, в городке Обер-Глогау; после войны из-за болезни легких был демобилизован, поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1951 .

Винокуров возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», печатал юную Беллу Ахмадулину, лучшие стихи Леонида Мартынова, Бориса Слуцкого, вернувшихся из лагерей Николая Заболоцкого и Ярослава Смелякова. С 1971 по 1987 год был заведующим отделом поэзии журнала «Новый мир». Под редакцией Винокурова вышла антология «Русская поэзия XIX века» (1974 ).

Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А.В. Василевский, поэтесса О.А. Николаева, историк П.А. Кошель, поэтесса И.В. Ковалёва, поэт и журналист А.А. Дидуров.

В год окончания института вышла первая книга Винокурова «Стихи о долге», за которой последовали «Синева» (1956 ), «Признанья» (1958 ), «Лицо человеческое» (1960 ), «Слово» (1962 ), «Музыка» (1964 ), «Характеры» (1965) , «Ритм» (1966 ), «Зрелища» (1968 ), «Жест» (1969 ), «Метафоры» (1972 ), «В силу вещей» (1973 ), «Сережка с Малой Бронной» (1975 ), «Контрасты» (1975 ), «Жребий» (1978 ), «Благоговение» (1981 ), «Бытие» (1982 ), «Космогония» (1983 ), «Ипостась» (1984 ), «Участь» (1987 ), «Равноденствие» (1989 ).

В заглавия книг поэт вкладывал эмблематический смысл, ибо они указывали на разные грани и особенности его творческой индивидуальности, и он не случайно ввел их в определение поэзии. «Что такое поэзия? - спрашивал Винокуров в заметке "Коротко о себе" и отвечал: - Думаю, что это не что-то одно. Поэзия - это и музыка, к которой прислушивается поэт в себе самом, но это и долг, которому он подчинен; это и живописные зрелища, но и слово, несущее смысл, суть; это и галерея эпических характеров, но и признанья; это и внутренний голос, но и внешний ритм».

Винокуров является автором сборником статей и заметок о поэзии «Поэзия и мысль» (1966 ), «Остается в силе» (1979 ) и «Аргументы» (1984 ), книг переводов «Собратья» (1980 ), «Из поэзии Востока» (1980 ), «Многоголосье» (1981 ) и «У вечных рек» (1983 ).

Основу художественного мировосприятия и стиля Винокурова составляет сложная система контрастов и метафорических сопряжений микро- и макромира. Ядром этого мировосприятия и стиля, основанного на сложной системе взаимосвязанных контрастов, являются личность и характер поэта. Психологический опыт военных лет обострил у Винокуров чувство полярности мира, помог воспринять многообразие жизненных коллизий, в том числе драматических, дал возможность ощутить «трагическую подоснову мира» и вместе с тем усилил стремление поэта к гармонизации противоположностей.

В поэтическом мире Винокуров все начинается с малого, обыденно-земного. В стихотворении «Мы из столбов и толстых перекладин...» (1947 ; печаталось и под заглавием «Гамлет») поэт рассказал, как в армейской самодеятельности за исполнение роли принца Датского из трагедии Шекспира взялся ефрейтор Дядин, не обладавший для этого никакими природными данными. Поэту, разумеется, понятно, почему всем становится смешно. Дядин, конечно, никогда не станет блистательным исполнителем роли Гамлета, но чрезвычайно важно его желание подняться над собой, его тяга к такой своей противоположности, которая является для него воплощением чего-то высокого, сложного. Именно этим, а еще тем, что он «свой», «наш», и близок ефрейтор поэту.

Стремясь в простом увидеть сложное, в стихотворении «Синева» (1955 ) Винокуров рассказал о белорусском селе, которое «все с ясно-синими глазами». В этой общей синеве глаз он увидел не только индивидуальные особенности людей, но великую мудрость жизни. Общий для всех жителей полесского села цвет глаз, обозначенный в заглавии стихотворения, является гармонизирующим и символическим началом.

Предметы и явления своих лирико-философских размышлений Винокуров часто обозначает в заглавиях стих, и книг на отвлеченном, образно-понятийном уровне: «Доброта», «Красота», «Совесть», «Творчество», «Кровь», «Лицо человеческое», «Слово», «Абсурд», «Метафоры», «Дух Гомера», «Мифы Индии», «Бытие» и т.п. Затем, в самих стихотворениях, общие и абстрактные понятия художественно анализируются в их конкретных, индивидуально, исторически и бытийно обусловленных воплощениях. Этот воплощенный, явленный, зримый, предметно-бытовой, чаще всего сегодняшний мир находится в центре поэтического внимания Винокурова. Поэт не замкнут и не статичен в нем, он со временем стремится все больше углубить и расширить его познание, постичь его смысл и дух, выявить его духовные, исторические, этические, эстетические - индивидуальные и общие - основания, обозначенные в отвлеченных понятиях. В процессе постижения простого и сложного, текущей действительности и исторического прошлого, бытового и бытийного

Со временем у Винокуров все больше возрастал и углублялся интерес к истории, точнее - к философии истории, отечественной и мировой. В стихотворении «Учитель истории» (1961 ), рассказывая о личном участии в истории, в войне, он вместе с тем на примере фашистской Германии постигает, как «философская система военной делается вдруг». Проблемы истории и ее связей с современностью занимают видное место в книгах Винокурова: «Характеры» (стихи из цикла «Россия и революция»), «Зрелища» (стихи из цикла «История»), «В силу вещей» (цикл «Аттила», стихи «Гунны», «Петр», «Старый Кант подсел поближе к лампе...», «Карамзин», «Чужеземец», «Разин», «Монгол» и др.), в книге «Космогония» (стихи из циклов «Старина» и «Восток»), а в книге «Бытие» обращается к весьма редкому для него жанру поэмы («Табу», 1981-1982 ; более раннее название - «На Запад»). В этой лирической и историко-философской поэме, как и в стихотворении «Учитель истории», Винокуров стремится понять, почему Германия, в прошлом страна великих музыкантов, философов и поэтов, при Гитлере превратилась в источник мирового зла. Поэма представляет из себя необычное для лаконичного Винокурова рассуждение, состоящее из стихотворных звеньев, связанных между собой общей темой, но не сюжетным действием, изображение которого явно не является уделом поэта.

Неброское, глубинное новаторство Винокуров, новаторство не столько техническое, сколько духовно-нравственное, в области смысла, психики, совести, прочно опирается на фундамент поэтических традиций, в первую очередь отечественных. Он хорошо знал русскую поэзию и посвятил ей большую серию лаконичных литературных портретов от Державина до Евтушенко, знакомство с которой многое дает и читателям, и литературоведам. Винокуров умел ценить не только поэтов, в чем-то близких ему, его творческой манере (поздние философские стихи Пушкина, Баратынский, Тютчев, Фет, Заболоцкий), но и поэтов, далеких от него (Некрасов, Блок, Маяковский, Цветаева, Есенин, Твардовский и многих других). Так, например, Винокуров был открыт трагический Есенин. «Все творчество Сергея Есенина - это одно цельное произведение, все его стихи - это одна большая цельная поэма, трагическая мистерия, героем которой является он - лично сам». О яркой творческой индивидуальности Винокурова писали С. Маршак, М. Светлов, Б. Ахмадулина и другие поэты.