Характеристика крестьянки из мороз красный нос. Сочинение по поэме Н

Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини - простую крестьянку. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рассказывает о нелегкой жизни молодой вдовы Дарьи. Горестное повествование о ее судьбе прерывается монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Так говорят о сильных духом, мужественных женщинах,не поддающихся унынию, стойко борющихся со всеми невзгодами. Несмотря на все трудности, русские женщины сумели сохранить свою красоту и очарование. Вот как автор преподносит нам свое представление о женской красоте: Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. А чего стоит выносливость и трудолюбие русских женщин. Ведь зачастую именно женщины кормили семью, растили детей. Каждая копейка достигалась непосильным трудом. В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде. Даже в рабстве русская женщина сохранила свое доброе сердце свободным, сохранила духовную красоту, не разучилась любить. Да, «есть еще женщины в русских селеньях!» Поэт одновременно и восхищен, и полон сопереживания к их судьбам. С большой нежностью и теплом он ведет свое повествование. И негодует по поводу их бесправного существования, их горькой судьбины. Ведь русская женщина, по мнению Некрасова, достойна счастливой и свободной жизни.

Одной из главных проблем, которые поднимает Н. А. Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос», является женская тема. Причем в произведении предстает два женских образа.

Первый - идеальная женщина-славянка. Красивая, смелая, решительная, трудолюбивая. Она является хранительницей домашнего очага. Труд приносит воздаяние ее семье, которая никогда не знает нужды:

Всегда у них теплая хата. Хлеб выпечен, вкусен квасок, Здоровы и сыты ребята. На праздник есть лишний кусок.

Второй образ - жизненный, реальный. Это вдова Дарья. Была она, как всякая, и ловка, и сильна, дивила окружающих своей красотой. Но безвременная смерть мужа, тяжесть забот, горе иссушили прекрасную женщину. Гордость не позволяет Дарье плакать. Но слезы против ее воли катятся по щекам. Слезы крестьянки-вдовы автор сравнивает с дождем, зарядившим надолго.

Три тяжкие доли суждены были крестьянке. Первая доля: стать женой раба, вторая - стать матерью раба, третья - до гроба покоряться рабу. Проходили столетия, «все к счастью стремилось, все в мире по нескольку раз изменилось», не изменилась только тяжкая доля крестьянки. Не любит жаловаться и плакать русская женщина, терпеливо снося все удары судьбы.

Даже природа, которая, в соответствии с традициями народнопоэтического творчества, должна была сочувственно относиться к горю Дарьи, безмолвствует, равнодушно внимая стонам и рыданиям безутешной вдовы. Лишь птицы, символы вольнолюбия, подслушали «великое горе вдовицы и матери малых сирот». Только птицы не могут разнести эту печальную весть по всему миру, заставляя людей подумать о жестокости и несправедливости, царящей в человеческом обществе. Коку пожаловаться, что очень рано умер муж-кормилец? Как ей жить дальше? Рисуется ей одинокая ее доля. Природа оживает, и вот уже «травушки просят косы». Рано встала Дарьюшка, дома не ела, с собой еду не брала. Весь день пахала пашню, устала, но помощи ждать неоткуда:

Крепче вы, ноженьки, стоите! Белые руки, не нойте! Надо одной поспевать!

Картины будущего одна ужаснее и страшнее другой возникают в воображении вдовы. Вот объявили рекрутский набор. Кто заступится за родного сына? Так и сгинет сынок, потерявший в детстве отца, а в молодости - возможность самому распоряжаться собственной судьбой. Сцены прошлого сменяют сцены будущего. С каким усердием, верой молилась Дарья Царице Небесной о спасении мужа. Медицина в те времена быладоступна в основном богатым, и крестьяне обращались к последней инстанции, которая более всего могла помочь в неизлечимой болезни - церковь. Почему же Небесная Владычица не явила своей милости?

Тяжелый труд обессиливает убитую горем женщину. На пределе возможностей оказались и физические силы, и духовные:

Едва ее ноги держали. Душа истомилась тоской. Настало затишье печали - Невольный и страшный покой!

Финал поэмы одновременно и фантастический, и реальный. Над бедной вдовой сжалился только волшебный воевода Мороз. Кто из живущих на земле мог пообещать несчастной Дарье целое царство? Мороз хочет согреть и приголубить женщину. Умирающая на морозе крестьянка на мгновение ощутила счастье: Мороз вдруг превратился в ее любимого Проклушку, начал ее целовать и шептать сладкие речи. Дивные сны, дивные видения возникают в воображении умирающей женщины. Эти видения - настоящий идеал счастья, который могла только создать фантазия крестьянки.

Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражаются в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел образ русской женщины - «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».

Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка.

Любая работа спорится в ее руках: «Я видывал, как она косит: что взмах - то готова копна». На смену трудовым будням приходят веселые праздники - и тогда всех вокруг удивит она своим задором, удалью, сердечным смехом, песнями и плясками. Никакая беда не испугает русскую женщину:

Коня на скаку остановит, В горящую илбу войдет!

Непросто сложилась жизнь героини Некрасова, «три тяжкие доли» выпали ей:

И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться.

Разве что не пришлось «рабу покоряться» (жили Дарья с мужем в любви и согласии), но пришлось с ним безвременно расстаться. Ни слова жалобы на свою судьбу ни разу в жизни не проронила гордая женщина. Терпеливо сносит она все тяготы жизни, голод, холод, непосильный труд. Болев того, сама себе не позволяет героиня сидеть без дела и к бездельникам и-лентяям не испытывает жалости. Именно в работе видит она свое спасенье - и потому семья ее не испытывает нужды. И все же болью и отчаянием пронизаны строки поэмы, посвященные несчастливой судьбе Дарьи. Как ни мужественно держится женщина в любой ситуации, но горе и несчастья подкашивают ее.

В своей поэме Н. А. Некрасов показал, как тяжелая сломила гордую русскую красавицу. Но, читая произведение, мы постоянно чувствуем, что автор не перестает восхищаться внутренней силой крестьянки, богатством ее духовного мира, безграничными талантами и способностями русской женщины. Л еще автор высказывает твердую веру в то, что такая духовная сила способна в конечном итоге победить. Эта мысль звучит не только в П0ЭМ6 « Мороз, Красный нос», но и во многих других произведениях поэта.

Если домашнее задание на тему: » Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Вчерашний день часу в шестом Зашел я на Сенную, Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя, И Музе
Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом в русской литературе. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. «Зрелище бедствий народных» еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. «...Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит...» - говорил он в своих стихах и называл свою поэзию «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков».

В его стихотворениях уже не просто скорбь о тяжелой судьбе русского народа, в них - голос самого народа, воплощение его мыслей и чувств. Поэт настолько слился с народом, с его представлениями и идеалами, что его авторским «я» стал сам человек из народа - бедняк, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем и в поэме «Мороз,

Красный нос»; это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви и ненависти... Но в целом произведение исполнено светлой веры и надежды на лучшее.

Центральное событие поэмы - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи, но смысл, вложенный в нее автором, - общенациональный. Крестьянская семья в поэме воспринимается как частица огромной России: мысль о Дарье, углубляясь, переходит в думу о «величавой славянке», а усопший Прокл напоминает былинного богатыря Микулу Селя-ниновича. Да и само горе Дарьи - отражение вековых бед многострадальной русской крестьянки, женщины-матери, «великое горе вдовицы и матери малых сирот», как говорит автор. Читая произведение, постоянно отмечаешь, что в частном проступает общее, а сквозь быт одной крестьянской семьи просвечивает веками устоявшийся уклад русской народной жизни. Некрасов в своем произведении как бы поэтизирует «мысль семейную», но не только это привлекает его.

Поэт не может без сострадания говорить о судьбе простой русской женщины.

Века протекали - все к счастью стремилось,

Все в мире по нескольку раз изменилось, -

Одну только бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки...

Эти строки также отражение общенациональной, всенародной жизни. В образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

В произведениях поэта часто возникает образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Такова и Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос». Восхищение автора вызывает красота Дарьи, ее ловкость и сила в работе, ее отзывчивость, самоотверженность, душевная стойкость и способность к самопожертвованию.

Когда-то в молодости она красотою дивила, была и ловка, и сильна, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина. И говорит, обращаясь к крестьянке:

Тот сердца в груди не носил,

Кто слез над тобою не лил.

«Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый

День его приближает к уничтожению - страшного и обидного в этом много! На одном этом можно с ума сойти, - писал Некрасов Льву Толстому. - Но вот Вы замечаете, что другому или другим нужны Вы - и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности...» Потому-то и преодолевает свое горе овдовевшая Дарья, что, встречая беду, не о себе она печется в первую очередь. Она «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на других людей. И свою собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу.

Некрасов восхищается русской крестьянкой, ее внутренней красотой и душевным богатством.

Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Н. А. Некрасов
“Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.
Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в образе Матрены
Корчагиной.
Одна из частей названа “Крестьянка”, в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство.
Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася…
Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это – женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Рассказ Матрены о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а “Крестьянка”. Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.
Описывая тип “величавой славянки”, Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества – сила воли, умение любить, верность – роднят Матрену с героинями поэмы “Русские женщины”.
Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая – княгине Волконской.
Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути…
Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного:
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя…
Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица – от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:
– Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же?
– Я долг исполняю, отец.
При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини:
Делить с ним радость,
Делить и тюрьму
Должна я, так небу угодно!
Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.
И я полюбила его, как Христа,
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре – любовь неземная…
Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона.
Замена первоначального названия “Декабристки” на “Русские женщины” подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.
Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью.
Некрасов показал, что образ “величавой славянки” не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин – всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в Read More ......
  2. Детские годы поэта Н. А. Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило Read More ......
  3. Великого русского поэта Н. А. Некрасова можно назвать певцом своего народа, потому что все его произведения наполнены болью и тревогой за судьбу крепостных крестьян, а также восхищением их высокими душевными качествами. Особое место в творчестве поэта занимает образ русской женщины. Read More ......
  4. Тип идеальной женщины пытались создать в своих произведениях многие писатели. Однако большинство героинь были порождены дворянской средой. Н. А. Некрасов первым ввел в свои поэмы новый тип героини – простую крестьянку. В поэме “Мороз, Красный нос” автор рассказывает о нелегкой Read More ......
  5. В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом – кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и Read More ......
  6. Н. А. Некрасова изначально задумывал произведение “Мороз, Красный нос” как драматический рассказ о смерти крестьянина. Но в конечном итоге он написал эпическую поэму, на первый план которой вышла героиня – простая крестьянка Дарья. Отступая от основной темы – нелегкой судьбы Read More ......
  7. Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины – Read More ......
  8. Н. А. Некрасов – один из самобытнейших поэтов русской литературы. Его талантливость определила широту его поэтического охвата. Лирика поэта очень разнопланова и многотемна. Но, без сомнения, главной темой Некрасова-поэта можно считать тему народа во всем его разнообразии. Вообще, особое место Read More ......
Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова (По поэмам “Мороз, Красный нос”, “Русские женщины”)

Многие писатели в своих работах создавали образы русских женщин. Часто это были героини из дворянской жизни, но не обходили стороной писатели и простых женщин, что были рождены крестьянками. был одним из первых, что в свои произведения ввел новый тип героинь крестьянок, что показывает отрывок из его поэмы «Мороз, Красный нос» Есть женщины в русских селеньях. Сама поэма рассказывает читателям о судьбе Дарьи, что стала вдовой, но небольшое отступление от рассказа, монолог писателя показал судьбу всех русских женщин — крестьянок. Писатель, на примере одной героини, создает обобщенный образ, которым автор восхищается, передавая свое восхищение и читателям.

Образ русской женщины в поэме Некрасова

Какой же это образ русской женщины в поэме Некрасова и его монологе Есть женщины в русских селеньях? И мы сразу видим, насколько они прекрасны. Их взгляды подобны взгляду цариц, а пройдет она, словно солнце осветит округу. Несмотря на то что русские женщины находятся в сложной жизненной обстановке, к ним не липнет грязь. Русские женщины так же стройны, румяны, а главное, они выносливы и могут все выдержать, все стерпеть. Как пишет Некрасов, женщины и холод и голод выносят, выдерживают и нелегкий труд, где одним взмахом косы готова копна.

Это женщины, что не любят безделья. Они хозяйственные и работящие. Умеют они и веселиться в нечасто выпадающую свободную минуту, но все равно на первом плане работа. Ведь только работа принесет воздаянье и семья не будет нуждаться, поэтому нечего лясы точить. Спасенье простой крестьянки в труде, что обеспечивает уют, теплое жилище и сытый обед для детей. И образ русской женщины в отрывке Есть женщины в русских селеньях предстает перед нами трудолюбивой, красивой женщиной, прекрасной матерью и замечательной хозяйкой.

Созданный Некрасовым образ женщины точный и живой, передающий прежде всего силу русских женщин, их крепкий дух, выносливость и чувство собственного достоинства. Женщина Некрасова наделена самыми лучшими чертами женщины, которые ценились в прошлом, ценятся сегодня и будут обязательно цениться в будущем.