Конспект урока на тему стилистика сложносочиненного предложения. Подготовка к тестированию

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: Стилистика сложносочиненного предложения.
Цель урока: привести в систему, обобщить и проверить полученные знания о сложносочиненном предложении, о стилистическом использовании данных конструкций.

Ход урока
Орг. момент
Актуализация опорных знаний. Синтаксическая разминка
Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.




Несколько шагов и мы в безопасности.
Хотелось домой где холодно и снег.
Я верил что что-либо произойдет.
То слишком морозит то мороси дождь.

Вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит нам раннее утро.
У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.
Море и тишина исцелили мою душу.
Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.
Обобщение сведений о стилистическом использовании сложносочиненных предложений, союзах при них.
Фронтальный опрос по вопросам:
Какие предложения называются сложносочиненными?
В чем состоит отличие сложносочиненного предложения от простого?
Когда целесообразно простые предложения разных типов объединить в сложносочиненные? Что это дает?
На какие группы делятся сочинительные союзы?
Какие смысловые отношения они выражают?
Перечислите союзы-синонимы. Когда возможно употребление одного союза вместо другого?
Каковы возможные ошибки в использовании сложносочиненных предложений? (Многосоюзие; употребление одного союза вместо другого4 соединение предложений с глаголами различных видов).
Тренировочные упражнения
Наблюдение над текстом и стилистический анализ предложений.

(Повторяющиеся союзы и – и, ни – ни подчеркивают однородность соединяемых предложений; союзы характерны для литературно обработанной речи, обычно употребляются в стихах. Союз ни – ни используется в отрицательных предложениях).


Иногда срывался шквал Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.


2) Упражнение на вставку союзов; стилистический анализ.



(Простые предложения. Употребленные Пушкиным, Ярко подчеркивают динамику происходящего, передают взволнованность рассказчика, пережившего трагические события. Полученные в результате лингвистического эксперимента сложносочиненные предложения делают повествование плавным, неторопливым, спокойным; благодаря наличию сочинительных союзов необходимое по смыслу настроение тревоги, настороженности, напряженности не передается).
Итог урока
Самостоятельная работа
Тест (пунктуация в простом предложении)
Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:

Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:






Самолет

Раздаточный материал к уроку «Стилистика сложносочиненного предложения»
1. Синтаксическая разминка
А) Определить, какое предложение сложносочиненное:
1) Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.
Не выдержав, отец опять обернулся.
Ещё одно усилие, и подрубленное дерево покачнулось.
Луч солнца пробился сквозь чащу и осветил все вокруг.
Б) (знаки препинания не расставлены)
1) Несколько шагов и мы в безопасности.
2) Хотелось домой где холодно и снег.
3) Я верил что что-либо произойдет.
4) То слишком морозит то мороси дождь.
В) Какое из предложений соответствует схеме , и (Знаки препинания не расставлены).
1) Вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит нам раннее утро.
2) У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.
3) Море и тишина исцелили мою душу.
4) Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.

Тренировочные упражнения
- Определить смысловые отношения союзов и их стилистическую окраску:
1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
- Сопоставить описания, одни из которых построены на использовании ССП, другие – простых.
Проследить, как влияют эти различия на восприятие. В каких случаях оказываются подчеркнутыми отдельные детали общей картины? Какие конструкции позволяют установить связь отдельных деталей между собой? Как следует читать те или другие конструкции?
1. Иногда срывался шквал Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.
А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский).
2. Наступило утро. Грозовое желтое небо все еще дымилось за окнами. Две радуги-подруги опрокинулись над вершинами. Мокрые цветы диких пионов горели на подоконниках, как раскаленные угли. Было душно. Пар подымался над сырыми скалами. В пропасти рычал и перекатывал камни ручей. (К.Паустовский)
3. Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (А. Пушкин)
- Вставьте нужные слова, отметить, какие смысловые отношения они выражают, указать сферу их использования и, по возможности, подобрать синонимы.
1. Давно уже не слышно былозвона колокольчика, стука колес по кремнистой дороге, бедный старик еще стоял на одном месте в глубокой задумчивости (ни – ни, а). Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье, слышен в тишине ночной лишь лай собак коней ржанье (и, да). 3. длинный сук ее за шею зацепит вдруг, из ушей златые серьги вырвет силой, в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, выронит она платок (то-то).
- Определить стиль текста. Заменить простые предложения сложносочиненными, объяснить стилистическое использование тех и других конструкций.
Рано утром разбудил меня барабан. Я пошел на сборное место. Там строились уже толпы пугачевские около виселицы Казаки стояли верхами, солдаты под ружьями. Знамена развевались. Несколько пушек, между коих узнал я и нашу, поставлены были на пароходные лафеты. Все жители находились тут же. Ожидая самозванца. У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы. Я искал глазами тела комендантши. Оно было отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею. Наконец Пугачев вышел из сеней. Народ снял шапки. (А.Пушкин)

Самостоятельная работа
1. Тест (пунктуация в простом предложении)
1. Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:
За кустами жасмина и сирени хорошо ухаживали и они разрослись и радуют взоры посетителей.
Теперь конец сентября и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи.
2. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:
Один лунный луч просочившийся сквозь годами не вытиравшееся окно скупо освещал угол.
Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения:
Вернувшись на чердак Тимур рассказал о своей встрече ребятам.
Мальчик шел задумавшись и несмотря под ноги.
Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:
Этот крик журавлей и их величавый переход по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам совершенное творение природы.
Этот немой язык интереснейшее изделие.
Отмыть добела чёрного кота невозможно.
Списать текст, восстановить в нём союзы, поставить знаки препинания и пропущенные буквы
Самолет
Вечерело. От речки тянуло сыростью запахом пр..брежного ракитника. Вдали куковала кукушка___ кругом бесшумно кружилась мелкая весе..яя мошкара. Вот среди тишины из(за) розовых облаков сначал.. послышалось стра..ое жужжание потом сверкнула серебр..ая точка. Она всё увеличивалась вот уже у неё обозначились две пары крыльев.
Могучий самолёт легко снизился.быстро.плавно пронесся. Над тёмным лесом над пустым разъездом над речкой.


Упражнение 23 Части речи в русском языке На какой во-прос отвечают (если есть)? Что обозначают? Примеры Самостоятельные: имя что? кто? предмет собака, существительное дерево имя какой? признак предмета красивый, прилагательное каков? белый глагол что делать? действие, состоя рисовать. что сделать? ние сыграть имя сколько? число, порядок сто, числительное какой? при счете восьмой местоимение падежные указывает на они. вопросы; предмет, его при ты, чей? знак и количество, не называя их наш, его наречие как? указывает на при быстро, каким образом? знак действия или высоко, в какой степени? признак другого далеко куда? где? признака почему? Служебные: предлог выражают отно-шение сущ., числ. и некоторых ме-стоимений к другим словам в речи в, над, благодаря, на, с, под союз связывают между собой однородные члены предложения или части сложного пред лож а, но, и, чтоб, зато
частица служат для обра-зования наклонения, для выражения различных оттенков значения в предложении бы, даже, вот, авось междометие выражают раз-личные чувства, не называя их, побуждения к действию увы! ах!
ура! мяу-мяу! ха-ха-ха! Особые формы глагола: причастие какой? показывает признак и выражает действие одно-временно думающий, висевший деепричастие что делая? что сделав? имеет признаки глагола и наречия гуляя, написав
Упражнение 24
Имя существительное: вопрос, жизни.
Имя прилагательное: социологического, широкая.
Имя числительное: пятидесяти, пяти.
Местоимение: вы, то.
Глагол: ответили, называются.
Наречие: правильно, нетрудно.
Особые формы глагола: опрошенных, говорящих.
Союз: и, что.
Предлог: за, от.
Частица: не, же.
Ответили - глагол.
Общее грамматическое значение: действие, состояние.
Н. ф. - ответить.
Невозвр., сов. в., перех.
Изъяв, накп., пр. вр., мн. ч., 3 л.
В предложении является сказуемым.
Широкая - имя прилагательное.
Общее грамматическое значение: признак предмета.
Н. ф. - широкий.
Полная ф., ед. ч., ж. р., И. п.
Качеств.
В предложении является определением. И - союз.
Служит для связи слов в предложении.
Сочинительный.
Простой.
Упражнение 25 Лицо 1 спряжение 2 спряжение Число 1-е -у(-ю) -у(-ю) единств. 2-е -ешь -ишь единств. 3-е -ет -ит единств. 1-е -ем -им множ. 2-е -ете -ите множ. 3-е -ут(-ют) -ат(-ят) множ.
Упражнение 26
По-разному пада|ет| (1 спр.) с неба снег. Вскин|ешь[ (1 crip.) голову, и кажися (1 спр.), что с облаков сыпл[ют]ся (1 спр.) хлопья. А быва[ёт] (1 спр.) снег, которому лицо не подстав|Йшь| (2 спр.): твердые белые шарики больно секут лоб.
Упражнение 27
Утро в степи
Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облачка.
вводи, сл.
Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве
деепр. об.
солнце, еще толпятся, б лед нея_нтад_с. кщадой. минутой, сизые предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор кажется осы-
0панным тонкой золотой пылью. В густой, буйной траве там и сям
деепр. об. _
дрожат, переливаясь и^спыхи§.ад_р^но^етными о бриллианты крупной росы. <...> В утренней прохладе разлит горький здоро-
прин. об.
вый запах полыни, смешанный с нежным. ПОХОЖИМ НА.МИНДШг, apfc
одп. чл. (х)н. 4.1.
матом повилики. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солн-цу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обры-
прич. об. деепр. об.
вами, поросшими кустарником, еще лежат, напоминая._об.ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
прич. об.
Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонок. чл.
,ки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.
вводи, сл.
Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубоки-
одн. чл.
ми, ровными и могучими вздохами.
1>лед1?е&, jafo, осыпанным, переЬи&Іясь, вспыхивая, раЗли?[ L
Упражнение 28
Раннее весеннее утро - прохладное и росистое. В небе ни облач-ка. (Отделяющие знаки.)
Только на востоке, там, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея с каждой минутой, сизые предрассветные тучи. Только кое-где в глубоких и узких балках, .между крутыми обрывами, поросшими кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные, синеватые тени. (Выделяющие знаки.)
Упражнение 29
Выплыва...т -¦ что делать? -* выплывать -> на -ать -*¦ 1 спр. -* выплывеjsnjj.
Каж...тся -* что делать? -> казаться -> на -ать -* 1 спр. ->каэ$гп}ря.
Блещ...т что делать? -* блистать на -ать -> 1 спр, -> бле-
"Q
Неж...тся -> что делать? -> нежиться -> на -ить -*¦ 2 спр. -> неэ^т^ря.
Тян...тся что делать?"-» тянуться -> на -уть -> 1 спр. -* тя-
Трепещ.,.т -> что делать? -> трепетать -> на -ать -* 1 спр. -> mpeneu^nj
Дыш..т -> что делать? -* дыишть -*¦ на -ать (искл.) -> 2 спр. ->dbiuJjunjj. /
(прил.), бесейй§ (прил.), бп^нй|ом| (прил.), оЕый&^ым
(прич.), (прил.), сЙеш&»)ьій (прич.), нёугомонЙые (прил.).
Не видные глазу - есть зависимое слово. Неугомонные - без не не употребляется.
Нужно употребить частицу ни.
С наречиями: кое-где, когда-нибудь. С местоимениями: кто-то, кое-кто.
Упражнение 30
Правописание гласных в корнях слов Проверяемые безударные гласные весеннее, запах, степной, синеватые Непроверяемые безударные гласные минутой, бриллианты, миндалк, полійни С чередованием в корнях: -лаг-//-лож- ґ-
предложение, слагаемое, переложить, слагать -раст-//-рос- расти, подрасти, растение,
-Ґ"ч
переросший, заросли -стел-//-стил- а застелить - застилать, расстелить - расстилать -бер-//-бир- а и др. забегу - забирать, разберу - разбивать О-Ё после шипящих йюпот\ 5кёлуЭь, fu6po&, йбв*, крыжбвник, чёрйый
Упражнение 31
Печорин. Этот человек не равнодушно (равный), не апатически (апатия) несет свое страдание (страдный): бешено гоняется (гонится) он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет (повинность) он себя в своих (свой) заблуждениях. В нем неумолчно раздаются (разг дастся) внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение (двигаться) своего (свой) сердца, рассматривает каждую мысль свою (свой).
Несет не апатически, бешено гоняется, неумолчно раздаются (Примыкание.)
Несет страдание, раздаются вопросы, рассматривает мысль (Управ-ление.)
Упражнение 32 На стыке морфем В корне В суффиксе бёЗзабоЪшй, грамматика, искусственен рассмотреть, ї*осси5, воззвание, территория, расГска5, жужжать, оттолкнуть, баллада, электронный, искусство экранный
Упражнение 33
Буква ъ употребляется только в качестве отделительного знака перед буквами е (ё), ю, я в следующих случаях:
а) между приставкой на согласную и корнем, начинающимся с букв е (ё), ю, я: подъезд, съезд.
б) в иноязычных словах после иноязычных приставок: адъютант, инъекция.
А) Льется, вьюга, деревья. Воробьи, волчьи, вьется.
Б) Молодежь, бежишь, вскачь, лишь. Отрежь, не плачь, настежь. В) Конь, топь, возьми, серьги. Деньги, гвоздь, моль.
Упражнение 34
Отделить, надстроить, перепрыгнуть, подбить, сбавить. (Единообразное написание приставок.)
Бездарный, испортить, развалиться, воззрение, восстание. (Приставки, оканчивающиеся на з-/с-.)
3) Приделать, приоткрыть, прилечь, преломление, преобразовать, преступник. (Приставки пре-/при-.)
Упражнение 35
Если падает ударение на приставку, то пишется не, в остальных случаях ни: некого, никого, никому, некому, некто, никто; некуда, никуда, негде, нигде, никак, никогда, некогда.
Если между не и местоимением или наречием есть еще какое- либо слово: ни для кого, не для кого, не с кем, ни с кем, ни разу, не раз.
Упражнение 36
Вязаная шапчонка, бсенФйй сумрак, деревЗініїая кровать, йстиії-
ный патриот, (о!)ый гражданин, бешеное сопротивление, искусная

карикатура, искусственное орошение, агитационныи призыв, полот-
А „ няныи костюм.
Хорошо сделанная вещь, неосвоенная территория, река скована льдом, приобрет^ньГая привилегия, взращённЬе поколение, распространенная идеология, организовав кампания по сбору книг, уве- рйІЇЇЬій в завтрашнем дне, удосто^нк наград.
Экскурсия прошла организовало, чувствовать себя сковало, звезды таинствённЬ мерцали, бешёнЬ мчались машины.
Упражнение 37
А) Вследствие поражения, вроде перегородки, договориться насчет встречи, бежать навстречу непогоде, не прийти ввиду болезни.
Б) Включить в следствие новые показания, согласуются в роде и числе, положить на счет в банке, прийти на встречу с одноклассниками, иметь в виду, полагаться только на удачу, встать в конец очереди у магазина, сосредоточиться в миг опасности.
В) Передвигаться вслепую, идти навстречу, играть наудачу, вконец заврался, вмиг решить задачу, сделать по-новому.
Г) Вроде (частица) простудился, он всматривался в слепую (прил.) женщину, ввиду того что (союз), пойти по новому (прил.) пути развития.
Упражнение 38
„ _ оди. ад.
Не день, не месяц, а целый год пробыли мы вдали от. родины.
уточн. одн. чл.
Ничто нас не утешало: ни красоты природы, ни встречи с интересам. чл.
ными людьми, ни мягкии климат.
обет, мести од и. обет.
Хотелось домой, где холодно и снег, где не растут тропические
неск. грамм, осн. пояси.
фрукты, но где все свое и тебя никогда не покидает уверенность: что
_ одн. опред. прич. об.
бы ни случилось, вокруг надежные, истинные друзья, готовые всегда прийти на помощь.
Упражнение 39
мест. мест. ч. глаг. ч. сущ. сущ. ч. сущ. пр.
1. Ничто нас не утешало: ни красоты природы, ни встречи с инте-
прил. сущ. ч. прил. сущ.
ресными людьми, ни мягкий климат.
(Простое, повеств., невосклиц., двусост., распр., полное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом.) =0: ни (-), ни (-), ни (-)].
Вдали от (предлог) родины, растут (-раст-//-рос-\ истиййые (на стыке корня и суффикса), ничто (местоим.), не утешало (не с глаголом), никогда (наречие), не покидает (не с глаголом), что бы (ме-стоим. с частицей).
Целый год, с интересными людьми, мягкий климат, тропиче- v ские фрукты, надежные друзья. (Согласование.)
Хотелось домой, никогда не покидает, прийти всегда. (Примыкание.)
Ничто не утешало, нас не утешало, не покидает тебя. (Управление.)
Упражнение 40
Как ныне сбирается вещий Олег
у тонн.
Отмстить неразумным хазарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам;
пр. сущ. мест. пр. прил. сущ-
С дружиной сшей, В цареградской броне,
сущ. пр. cyuf. гл. пр. прил. cyuf.
Князь по.оолю едет на верном коне.
(«Песнь о вещем Олеге». А.С. Пушкин)
Данные группы слов не являются словосочетаниями, так как в их составе имеется подлежащее и сказуемое, то есть они являются предложениями.
Отмстить, сбирается, дружина.
Упражнение 41
Моим стихам, написанным так рано. Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана. Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти. В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.
(М Цветаева)
X X X
Написанным стихам, написанным так рано, сорвавшимся стихам,
xx x
ворвавшимся стихам, ворвавшимся в святилище, нечитанным сти-
х
хам, разбросанным в пыли по магазинам.
Ворвавшимся - причастие.
Признак предмета по действию.
Н. ф. - ворвавшийся. Образовано от глагола - ворваться.
Действ., возвр., сов. вид, прош. вр.
Мн. ч., Д. п.
Стихам (каким?) ворвавшимся.
Фимиам - благовонное вещество для курения, а также дым, поднимающийся при таком курении. Святилище - то же, что и храм.

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока : Стилистика сложносочиненного предложения.

Цель урока : привести в систему, обобщить и проверить полученные знания о сложносочиненном предложении, о стилистическом использовании данных конструкций.

Ход урока

    Орг. момент

    Актуализация опорных знаний. Синтаксическая разминка

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Несколько шагов и мы в безопасности.

    Хотелось домой где холодно и снег.

    Я верил что что-либо произойдет.

    То слишком морозит то мороси дождь.

    Вдумайтесь сколько удивительных звуков дарит нам раннее утро.

    У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.

    Море и тишина исцелили мою душу.

    Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.

    Обобщение сведений о стилистическом использовании сложносочиненных предложений, союзах при них.

    Фронтальный опрос по вопросам:

    Какие предложения называются сложносочиненными?

    В чем состоит отличие сложносочиненного предложения от простого?

    Когда целесообразно простые предложения разных типов объединить в сложносочиненные? Что это дает?

    На какие группы делятся сочинительные союзы?

    Какие смысловые отношения они выражают?

    Перечислите союзы-синонимы. Когда возможно употребление одного союза вместо другого?

    Каковы возможные ошибки в использовании сложносочиненных предложений? (Многосоюзие; употребление одного союза вместо другого4 соединение предложений с глаголами различных видов).

    Тренировочные упражнения

    Наблюдение над текстом и стилистический анализ предложений.

- Определить смысловые отношения союзов и их стилистическую окраску:

(Повторяющиеся союзы и – и, ни – ни подчеркивают однородность соединяемых предложений; союзы характерны для литературно обработанной речи, обычно употребляются в стихах. Союз ни – ни используется в отрицательных предложениях).

    Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

2) Упражнение на вставку союзов; стилистический анализ.

- Вставьте нужные слова, отметить, какие смысловые отношения они выражают, указать сферу их использования и, по возможности, подобрать синонимы.

(ни – ни, а). (и, да) (то-то).

-

(А.Пушкин)

(Простые предложения. Употребленные Пушкиным, Ярко подчеркивают динамику происходящего, передают взволнованность рассказчика, пережившего трагические события. Полученные в результате лингвистического эксперимента сложносочиненные предложения делают повествование плавным, неторопливым, спокойным; благодаря наличию сочинительных союзов необходимое по смыслу настроение тревоги, настороженности, напряженности не передается).

    Итог урока

    Самостоятельная работа

    Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:

    Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:

Раздаточный материал к уроку «Стилистика сложносочиненного предложения»

1 . Синтаксическая разминка

А) Определить, какое предложение сложносочиненное:

1) Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять обернулся.

    Ещё одно усилие, и подрубленное дерево покачнулось.

    Луч солнца пробился сквозь чащу и осветил все вокруг.

Б) (знаки препинания не расставлены)

1) Несколько шагов и мы в безопасности.

2) Хотелось домой где холодно и снег.

3) Я верил что что-либо произойдет.

4) То слишком морозит то мороси дождь.

В) Какое из предложений соответствует схеме , и (Знаки препинания не расставлены).

2) У девушки были голубые глаза и огромные черные ресницы.

3) Море и тишина исцелили мою душу.

4) Рассказ оказался коротким и это было его единственным достоинством.

    Тренировочные упражнения

- Определить смысловые отношения союзов и их стилистическую окраску :

1. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

- Сопоставить описания, одни из которых построены на использовании ССП, другие – простых.

Проследить, как влияют эти различия на восприятие. В каких случаях оказываются подчеркнутыми отдельные детали общей картины? Какие конструкции позволяют установить связь отдельных деталей между собой? Как следует читать те или другие конструкции?

1. Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский).

2. Наступило утро. Грозовое желтое небо все еще дымилось за окнами. Две радуги-подруги опрокинулись над вершинами. Мокрые цветы диких пионов горели на подоконниках, как раскаленные угли. Было душно. Пар подымался над сырыми скалами. В пропасти рычал и перекатывал камни ручей. (К.Паустовский)

3. Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел. (А. Пушкин)

- Вставьте нужные слова, отметить, какие смысловые отношения они выражают, указать сферу их использования и, по возможности, подобрать синонимы.

1. Давно уже не слышно было…звона колокольчика, стука колес по кремнистой дороге, бедный старик еще стоял на одном месте в глубокой задумчивости (ни – ни, а). Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье, … слышен в тишине ночной лишь лай собак… коней ржанье (и, да) . 3. … длинный сук ее за шею зацепит вдруг, … из ушей златые серьги вырвет силой, … в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, … выронит она платок (то-то).

- Определить стиль текста. Заменить простые предложения сложносочиненными, объяснить стилистическое использование тех и других конструкций.

Рано утром разбудил меня барабан. Я пошел на сборное место. Там строились уже толпы пугачевские около виселицы… Казаки стояли верхами, солдаты под ружьями. Знамена развевались. Несколько пушек, между коих узнал я и нашу, поставлены были на пароходные лафеты. Все жители находились тут же. Ожидая самозванца. У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы. Я искал глазами тела комендантши. Оно было отнесено немного в сторону и прикрыто рогожею. Наконец Пугачев вышел из сеней. Народ снял шапки. (А.Пушкин)

Самостоятельная работа

1. Тест (пунктуация в простом предложении)

1. Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:

За кустами жасмина и сирени хорошо ухаживали и они разрослись и радуют взоры посетителей.

Теперь конец сентября и в небе сочетаются голубизна и тёмно-махровые тучи.

2. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членов предложения:

Один лунный луч просочившийся сквозь годами не вытиравшееся окно скупо освещал угол.

    Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения:

Вернувшись на чердак Тимур рассказал о своей встрече ребятам.

Мальчик шел задумавшись и несмотря под ноги.

    Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:

Этот крик журавлей и их величавый переход по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам совершенное творение природы.

Этот немой язык интереснейшее изделие.

Отмыть добела чёрного кота невозможно.

    Списать текст, восстановить в нём союзы, поставить знаки препинания и пропущенные буквы

Вечерело. От речки тянуло сыростью… запахом пр..брежного ракитника. Вдали куковала кукушка___ кругом бесшумно кружилась мелкая весе..яя мошкара…. Вот среди тишины из(за) розовых облаков сначал.. послышалось стра..ое жужжание … потом сверкнула серебр..ая точка. Она всё увеличивалась … вот уже у неё обозначились две пары крыльев.

Могучий самолёт легко снизился….быстро….плавно пронесся…. Над тёмным лесом … над пустым разъездом …над речкой.

Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков препинания в СПП и ССП. В разработке дана таблица видов придаточных в СПП, помогающая выполнять задание В-6 типового тестового задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе по теме:

«Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.»

Разработала: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края

Гузей Светлана Анатольевна

Тема урока:

Практикум. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

Цель урока:

обобщить знания о простом предложении и сложном предложении с союзной и бессоюзной связью, закрепить постановку знаков препинания в сложных предложениях разных типов, рассмотреть трудные случаи постановки или отсутствия знаков препинания в сложных предложениях, подготовить учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (повторение двусоставных и односоставных предложений, осложненных и неосложненных предложений )

А) Назвать виды односоставных предложений, способы выражения сказуемого в односоставных предложениях со сказуемым. Сравнить два предложения, записанных на доске:

1 . Золотая щедрая осень.

  1. Внизу стальная поверхность озера.

Б ) тест на усвоение предыдущего материала (5 заданий) - 5 минут

  1. Найти безличное предложение
  1. Клюкву собирают осенью
  2. Век живи, век учись
  3. С удовольствием перечитаем роман
  4. Мне нельзя ошибаться.
  1. Найти определенно – личное предложение
  1. Тихо и сонно в деревне.
  2. Вдали лес.
  3. Нет ответа на мое письмо.
  4. Не забуду этой встречи.

3. Найти назывное предложение:

  1. Вечереет.
  2. Впереди дорога.
  3. В доме по вечерам не зажигали огня.
  4. Морозное утро.

4. Найти неопределенно – личное предложение:

  1. От степи крепко пахнет горечью и пряностью чабреца.
  2. Темнело в это время рано.
  3. Самолет сильно тряхнуло.
  4. В городе построили детский сад.
  5. Найти обобщенно – личное предложение.
  1. Кому-то не спится в прекрасном далеке.
  2. Люблю твой строгий, стройный вид
  3. Вот внизу мельница.
  4. Бездонную бочку водой не наполнишь.

(ОТВЕТЫ: 4, 4, 4, 4, 4)

Бланк ответов

  1. Осложненное предложение.

А) Расставить знаки препинания, объяснить. Дать характеристику предложениям по схеме ЦИОГВО - по цели высказывания, интонации, характеристика основы, наличие второстепенных членов, осложнено или нет. (запись на доске)

1. Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

Чем еще, кроме обращения, может быть осложнено предложение? (однородные члены предложения, вводные слова, обособленные члены, уточняющие члены)

Выполнить тесты № 393, 401, 408 по учебнику Вакуровой.(однородные члены, обращения, уточняющие члены, вводные слова)

  1. Новая тема. Сложное предложение. На доске схема ССП. Дать определение, назвать сочинительные союзы.
  1. Сложносочиненные предложения. Где можно ошибиться?

Сравнить предложения

Трудность первая

(не расставлять знаки препинания)

А) Сильный ветер, мороз, и на улицу не хочется выходить.

Б). Сумрак дышит ветром ночи и полынь колышет.

Вывод: не путать с простыми предложениями, осложненными однородными членами

Трудность вторая.

Когда между частями сложного предложения не ставится запятая? (было дано повторять на дом).

После ответов работа с таблицей в учебнике Сениной на стр. 117.

Тренинг. Устно упражнение № 511, стр. 266 в учебнике Козулиной «Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум»

Трудность третья .

Какие еще знаки препинания могут стоять в ССП, кроме запятой?

(точка с запятой, тире)

1. Один прыжок – и лев на спине у буйвола . (во второй части неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению ко второй части)

2. Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по этой своей квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость. (Если части ССП значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то ставится точка с запятой (перед союзами И, ДА (-И) только в том случае, если они могли бы быть разделены точкой)

  1. Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента.

Тест на усвоение.

  1. Найдите предложение, в котором не нужна запятая.
  1. Темнело быстро и в домах зажигали свет.
  2. Вернется он сегодня или не вернется?
  3. Нас зовут и мы бежим в дом.
  4. Уймись или худо будет.
  1. Найдите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
  1. Это кто такие и что им надобно?
  2. По словам охотников зверь в этих местах вывелся и птица исчезла.
  3. Когда началась гроза игра прекратилась и дети опережая друг друга бросились домой.
  4. Хриплый стон и скрежет ярый!

Звезды уже начинали бледнеть (1) и небо серело(2) когда коляска подъехала к крыльцу дома в Васильевском.

  1. 1, 2
  1. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

В такие ночи (1) даже широко раскрытые (2) зрачки не могут одолеть темноты (3) и люди движутся ощупью (4) вслепую (5) рискуя (6) в любой канаве свернуть голову.

  1. 1,2, 3, 4, 5, 6.
  2. 1, 3, 4, 5.
  3. 2, 3, 4, 5.
  4. 3, 4, 5
  1. Какое предложение сложносочиненное?

(Знаки препинания не расставлены)

  1. Двести шагов и мы в безопасности.
  2. Хотелось домой где холодно и снег.
  3. Я верил что-то должно было произойти.
  4. Исследования доказывают наличие жизни не только в воде но и на суше.
  1. Какая из характеристик предложения неверная?

Лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.

  1. Это сложносочиненное предложение.
  2. Грамматическая основа второго предложения – «лицу жарко»
  3. Первое предложение – односоставное безличное
  4. Это простое предложение с однородными членами, разделенными союзом «а»

Ответы: 2,2,3,4,1,2

Ф. И.

Класс

Тема: ССП

№ задания

Ответ

5. Сложноподчиненное предложение.

Вопрос: Чем СПП отличается от ССП и БСП?

Работа по таблице «Типы придаточных в СПП»

Вид придаточного

Вопрос

Чем присоединяется

Пример

Союзные слова

Союзы

Определительное

Какой?

Только союзными словами!

Который, что, где, куда, какой, когда, откуда, чей

Дом, где я провел детство, стоял на горе.

Изъяснительное

Вопросы косвенных падежей

Когда, куда, сколько, что

Что, как, будто, чтобы, ли, как бы не

Я не знала, что надеть.

Он верил, что справедливость восторжествует.

Места

Где?

Куда?

Откуда?

Где, куда, откуда

Я не поеду туда, где идут дожди.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока

Когда я проснулся, на улице лил дождь.

Цели

Зачем?

С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, затем чтобы

Я торопился домой, чтобы не попасть под дождь.

Причины

Почему? Отчего?

Ибо, потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что

Я сидел дома, потому что было холодно.

Условия

При каком условии?

Когда, если. Коли, ежели. раз

Если стараться, все получится.

Уступки

Несмотря на что?

Где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни

Хотя, несмотря на то что, пускай, даром что

Как ни старался он, ничего не выходило.

Следствия

Так что

Я не решил задачу, так что двойка была заслуженной.

Сравнительные

Как?

Будто, словно, как, как будто, подобно тому как, чем

Чем сильнее я ее любил, тем холоднее она была.

Степени и образа действия

В какой степени? Как? Каким образом?

Как, сколько

Что, чтобы, будто, как будто, словно, точно

Дождь шумел так надоедливо, что мы не могли уснуть.

Дождь шумел так, что мы не могли уснуть.

Выполнение задание в распечатанном листе: подчеркнуть грамматическую основу, определить тип придаточного предложения.

1 вариант

1. Ему почудилось будто скрипнула дверь.

2 .Казалось что город устал от зимы.

3. По всем приметам знаю какой будет весна.

4. Куда ни взглянешь всюду тянулась невеселая степь.

5. Если проза в любви неизбежна так возьмем и с нее долю счастья.

6 Все это было бы смешно когда бы не было так грустно.

7. Чем ближе летние деньки тем меньше времени остается до экзаменов.

8 Кабы он получше платил за труды так и Янко его бы не покинул.

9 Где ни встречались друзья они всегда были рады друг другу.

10 .Я пошел посмотреть горит ли камин.

11. Как весел грохот летних бурь когда взметая прах могучий гроза нахлынувшая тучей смутит небесную лазурь.

12. Сыплется величественный гром украинского соловья и чудится что месяц заслушался его посреди неба.

13. На обрыве что возвышался сзади на светлом небе чернела одинокая скамья.

14. Невдалеке от домика где жил писатель рос огромный тополь.

15. На обочине куда только падали лучи солнца снег переливался искрился.

16. Олень раскапывал передней ногой снег и если есть корм начинал пастись.

17. И сердце вновь горит и любит оттого что не любить оно не может.

18. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть есть ли корм.

2 вариант

1. Я решил узнать хорошо ли ему отдыхалось.

2. Я воображал себя офицером гвардии что по-моему было верхом благополучия.

3. Кабы ты умел думать то увидел бы причину происходящего.

4. Чем меньше женщину мы любим тем легче нравимся мы ей.

5. Все было прекрасно когда ты меня слушался.

6. Если очень постараться так и нетрудным станет самое сложное.

7. Где бы ты ни был помни обо мне.

8. По выражению глаз мамы понимаю какое у нее сегодня настроение.

9 Кажется что уже ничего не случится.

10 .Ему привиделось будто дверь открылась.

11. Каштанке приснился собачий сон будто за ней гонится дворник с метлой и она проснулась

12 Оружие на казаке всегда прилажено так чтобы оно не звенело не бренчало.

13 Всюду куда ни взглянешь тянулась бурая невеселая равнина.

14 Тропинка поднимается на скалы где обняв корнями камень смотрятся в небо красные сосны.

15 Глухой сидел положив нога на ногу ел орехи и раскусывал их так громко что казалось стрелял из пистолета.

16 Говорят что человеку полезно время от времени пожить в одиночестве.

17 Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала с гением Петра.

18. Я так устал дайте мне отдохнуть чтобы потом с новыми силами взяться за работу.

  1. Знаки препинания в СПП (ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ)

НАПЕЧАТАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫВОД НЕ ПЕЧАТАТЬ, ЕСЛИ С МУЛЬТИМЕДИА, ПОКАЗАТЬ ПОТОМ

  1. СПП с придаточным определительным.

Небо очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал.

Вывод: союзное слово в СПП с придаточным определительным может стоять внутри придаточного.

2. СПП с придаточным изъяснительным.

Я не знал, пришел ли он.

Вывод: частица ЛИ в роли союза стоит внутри придаточного.

  1. СПП с однородными придаточными.

Я не знал, что делать и как ее уговорить.

Вывод: между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится.

Работа с таблицей в учебнике Сениной, стр.117

А ) Я подумал,что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.

Б) А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными. у Сабурова защемило сердце.

Вывод: При двух рядом стоящих подчинительных союзах, а также при встрече сочинительного и подчинительного союза запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза ТО, ТАК, НО

А ) Он обиделся, но не сказал почему.

Б) Он бежал что есть мочи.

В) Важно выяснить не что он сделал, а что собирается.

Г) Ученик не мог вспомнить ни как его зовут, ни кто автор произведения.

Вывод: Если перед подчинительным союзом стоит отрицание НЕ либо повторяющийся союз И, ИЛИ, ЛИБО,то придаточное предложение не отделяется от главного запятой.

Практикум «Знаки препинания в СПП»

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Психологи разработали научные методы (1) с помощью (2)которых (3) надеются определить степень нашего одиночества.

  1. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
  1. Он обещал вернуться и не уточнил когда.
  2. Мне это нужно сделать во что бы то ни стало.
  3. Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт старички уже сидели за столиком.
  4. Из лесного оврага на дне которого бежал маленький родничок неслось воркование диких голубей.

3 . На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Ей сказали (1) чтобы она подумала(2) не лучше ли ей сознаться(3) и отпустили.

  1. 1,2,3
  2. 1, 2
  3. 2,3.
  4. 1,3.

4. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Я думаю (1) что (2) если заключенные увидят лестницу(3) то многие захотят бежать.

  1. 1, 3
  2. 2,3.
  3. 1,2,3
  4. 1, 2.

5. На месте каких цифр нужно поставить запятые?

Пока все ожидали (1) не зажжется ли свет (2) или готовили керосиновую лампу (3) я прилег на пол тетушкиной кухни (4) и стал читать при свете, льющемся из экрана керосинки.

  1. 1,2,3
  2. 1,2,3,4
  3. 1, 3,4.

Ответы: 2,3,1,1,1

Бланк ответов

Ф. И. О.

Класс

СПП

№ задания

Ответ

_____________________________________________________________________________

Итог урока: выставление оценок, комментирование оценок

Домашнее задание: повторить знаки препинания в БСП, по Сениной тесты № 390-416

Проверочный тест по ССП. 1 ВАРИАНТ.

    Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

    Не выдержав, отец опять взглянул назад.

    Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

    Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

и

    Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.

    Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.

    Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.

    Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.

Проверочный тест по ССП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В6, В12)

1. Найдите сложносочинённое предложение.

    Двести шагов, и мы в безопасности.

    Хотелось домой, где холодно и снег.

    Я верил: что-то должно произойти.

    Исследования доказывают наличие жизни не только на суше, но и на воде.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

    Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.

    Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.

    Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.

    Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

В это время прогремел выстрел и из окна донеслись крики.

    Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

    Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

    Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

    Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

И,(1)когда бы я ни открыл глаза,(2) ты была всегда возле меня,(3) и ночник горел в комнате,(4) и ты глядела на меня своими запавшими очами,(5) будто из тьмы.

Итоговый тест по СПП. 1 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

    Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.

    В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.

    В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.

    Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьёзневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

В том краю(1) где желтеет крапива(2) и сухой плетень(3) приютились к вербам сиротливо(4) избы деревень.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

    Известно, что слоны в диковинку у нас.

    В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

    Старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

    Я остался ночевать у них, чтобы не попасть под надвигающуюся бурю.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением места.

    Дом, где я родился и вырос, навсегда будет мил моему сердцу.

    Где река Москва впадает в Оку, вырос красивый город Коломна.

    Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

    Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву.

6. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения.

Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.

Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

    Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

    Несмотря на то, что действие началось, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шёл по ковру коридора.

    Он решил, что не оставит её, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.

    Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

    Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

    Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

    Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы эта ночь тянулась без конца, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё дремучей, разбойничей делался лес.

    Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

10.

Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни,(7) я всегда помню руки твои в работе.

Итоговый тест по СПП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

    Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

    Эта железяка блестела на солнце, как золото.

    Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

    Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго ходил по чердаку.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

Солнце(1)как будто запоздало в это утро(2) и(3) когда оно выглянуло из-за домов(4) и церквей(5) застало всех в страшной суматохе.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

    Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

    Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

    Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

    Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

    Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.

    День такой яркий, что даже рыбья чешуя за версту сверкает серебряными искрами.

    Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.

    Взгляните на церковь, что находится от нас по правую руку.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением образа действия и степени.

    Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.

    Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой.

    Больной всё сделал так, как велел ему доктор.

    Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

6. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения.

Хотя ещё на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

    Казак мой был очень удивлён, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого.

    Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее, потому что свет декабрьского дня ещё не сменила ночная темнота.

    И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.

    В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев

кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном чёрном платье, закрытом до шеи.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

    Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья.

    На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.

    Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

    Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой,(2) а в озеро уходила смесь из ядов,(3) которая оказывает губительное влияние на всё живое,(4) обитающее в этом водоёме.

1 вариант

    Будет дождик – будут и грибки.

    За станцией, дрожа и покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.

    Старожилы говорят, что в этих местах давно не было такого засушливого лета.

    Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели, с тротуаров сбрасывали липкий, мокрый снег.

    Пожар, несмотря на принятые меры, усилился и, кажется, уничтожил треть построек.

    Цели воспитания во все времена одинаковы: пробудить у растущего человека любопытство ко всему.

    Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев – лежал снег.

2. Какое из объяснений постановки тире в предложении является правильным?

В лесу зацвела сосна, ель, можжевельник, на болотах – голубика, клюква, брусника.

    Это сложное бессоюзное предложение, между частями которого ставится тире.

    Вторая часть бессоюзного сложного предложения – неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из первой части предложения.

    Это тире между подлежащим и сказуемым.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Земля наша справедлива ко всем,(1) хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу,(2) всякое растение,(3) всякую тварь,(4) и самая бесценная,(5) бескорыстно дарованная радость – сама жизнь.

С крыш свесились сосульки (…) началась капель.

  1. точка с запятой

    двоеточие

Когда приходит к вам в дом кто-нибудь, кого дворовые вороны никогда ещё не видели, они начинают тревожно каркать: птицы вас хотят предупредить о возможной опасности, потому что по собственному опыту знают, что всякий новый человек – это какое-нибудь беспокойство.

Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В12, В13)

2 вариант

1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения.

    Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.

    Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.

    Лунный блик серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

    То слишком морозит, то моросит дождь.

    Оглянулся – командира рядом не было.

    Я считаю, что счастье – это дар судьбы.

    Был сентябрь, желтели магнолии, на сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.

2. Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?

Предметы теряли свою форму: всё слилось в однородную массу.

    Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.

    Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.

    Это сложное бессоюзное предложение со значением противопоставления.

    Это сложное бессоюзное предложение со значением перечисления.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых) соединяются только бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

1)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. 2)И такое смешение шло повсеместно. 3)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. 4)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. 5)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны.

4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Во всём,(1) что наполняет комнату,(2) чувствуется нечто давно отжившее,(3) все вещи источают тот странный запах,(4) который дают цветы,(5) высушенные временем.

5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

Таланты истинны на критику не злятся (…) их повредить она не может красоты.

  1. точка с запятой

    двоеточие

6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий, но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства, которое испытывал сам: шуточки, смех и рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности.

РАЗДЕЛ 2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

С ЗАДАНИЕМ.

Сложносочинённые предложения.

Контрольный диктант с заданием в рамках ГИА в 9 классе.

Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.

1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.

4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.

6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.

7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

(По К. Паустовскому)

Задание к тексту контрольного диктанта по ССП в 9 классе (раздаточный материал).

(подготовка к ГИА, задания А4, В1 – В4, В12).

1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «живописнее» (предложение 2).

    написанная живописцем

    созданная с помощью красок

    красивая, достойная кисти художника

    образная, выразительная

2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.

1 вариант

2 вариант

валявшиеся (предложение 5)

вытащил (предложение 13)

3. 1 вариант

2 вариант

Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

6. Укажите, сколько грамматических основ в

1 вариант

2 вариант

предложении 3

Простое и сложное пред...

  • Приказ № от 2012г. Рабочая программа по русскому языку и литературе для 5,7,8,11 классов Терентьевой Светланы Валентиновны

    Рабочая программа

    В Повторение « простого предложения » 26 Простое предложение . Двусоставное предложение . Типы сказуемого. Односоставные предложения . Составление теста по теме «Простое предложение » Синтаксический разбор 27 Неполные предложения . Предложения ...

  • Рабочая программа педагога Лангольф Нины Валентиновны 2 квалификационная категория по русскому языку в 5, 7, 8, по литературе в 6,7, 8, 9класс 2011- 2012 учебный год

    Рабочая программа

    В предложении . 1 практикум тест 114. Союз в тексте. 1 практикум тест 115. Повторение и обобщение по теме «Союз». 1 практикум тест 116 ...

  • ГИА курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме

    Реферат

    ... предложении - В7); синтаксис (словосочетание - В8; предложение , грамматическая (предикативная) основа предложения - В9; простое осложнённое предложение - В10, В11; Простое осложнённое предложение ...

  • Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    ... по «слабо» изученным темам : - Знаки препинания в простом осложнённом предложении ; - Словосочетание (задание В3); - Простое осложнённое предложение ... предлагающихся учащимся на контрольных, проверочных , диагностических работах. В профильных...