Любишь себя? Чувство собственного достоинства. Что это

Чем чувство собственного достоинства отличается от высокомерия?

    Чтобы увидеть отличие этих понятий, достаточно посмотреть на их значения:

    Чувство собственного достоинства - почтительное, уважительное отношение к самому себе. В то время как

    высокомерие -пренебрежительное отношение к другим людям.

    Это разные понятия. Человек с чувством собственного достоинства ведет себя ДОСТОЙНО по отношению к себе и к окружающим, это самоуважение и уважение к другим людям. В то же время высокомерие- это гордыня- ощущение СЕБЯ большим, а окружающих- меньшими.

    Чувство собственного достоинства - это самоуважение и уважение к другим, понимание в себе и в других Человека с большой буквы, признание в каждом Души, божественного начала. Высокомерие - слово, говорящее само за себя. Высокомерный имеет грех гордыни, считая себя выше остальных и не уважая в другом Личность. Уже даны прекрасные ответы. А вот мнение великого барда Булата Окуджавы:

    Чувство собственного достоинства...

    Чувство собственного достоинства -- вот загадочный инструмент:

    Созидается он столетьями, а утрачивается в момент

    Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

    Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

    Чувство собственного достоинства -- вот загадочная стезя,

    На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

    Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

    Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

    Чувство собственного достоинства -- это просто портрет любви.

    Я люблю вас, мои товарищи -- боль и нежность в моей крови.

    Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

    Не придумало человечество для спасения своего.

    Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету --

    Потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

    Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

    Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.

    Высокомерие - это разновидность нарциссизма, самолюбование и установка на недосягаемый пьедестал, сравнивание других через призму ничтожности окружающих, поучительный тон общения и то только с теми кто удостаивается в круг приближенных благодаря копированию, соглашательству или лести...

    Чувство собственного достоинства(ЧСД) - это принятие себя таким как есть(с учетом всех недостатков) и принятие слабостей других, а также отношение к другим так как они относятся к тебе (и/или лучше) - когда уважение не выпрашивается и не навязывается - а приходит от других в ответ на собственные поведение, слова и поступки, которые иногда могут идти в разрез с общепринятыми ожиданиями, но не переходят грань от добра ко злу, от справедливости к эгоизму, от честности ко лжи - именно знание и уверенность человека в том что он не оступится ни при каких обстоятельствах и не станет по головам или за счет других лучше, краше, богаче, известнее и т.п. - и является тем стержнем, той чертой характера, что именуют ЧСД или ещ проще самоуважение...

    Все очень просто, так как дело лишь в одном факторе - границе.

    Человек с чувством собственного достоинства не позволяет ни другим перейти некую важную для него границу, ни себе нарушить эту границу у других.

    Высокомерный человек не разрешает перейти собственную границу, но активно атакует границу других людей.

    Второй показатель: чувству собственного достоинства присуща гордость, высокомерию - гордыня.

    Чувство собственного достоинства - явление гибкое, и податливое. А высокомерие не лечится, никак. Это клинический случай человеческого характера.

    Высокомерный человек не может переступить через свои амбиции, ни ради ближнего, ни ради самого себя.

    А человек с высоким достоинством вполне способен ассимилировать под ситуацию.

    Высокомерный инженер не пойдет мыть полы.

    Инженер, с чувством собственного достоинства, будет натирать паркет и усовершенствовать способы полировки пола.

    Это для меня одно и то же. Разница лишь в восприятии общества. Когда они видят наглого человека, они отдают ему предпочтение перед скромным, принимая за слабого. А когда напорятся на последствия, то уже уверенность трактуют в негативном ключе.

    Например дамочка оценит наглого хамоватого брутала, который плюет на всех. только она надеется, что на не он не наплюет. А когда все же сделает это, тогда он станет высокомерным и плохим для не.

    Достоинство и высокомерие отличаются друг от друга как небо и земля. Имеющий собственное достоинство человек самодостаточен. Ему нет необходимости постоянно доказывать свою исключительность. Он не видит в этом никакой необходимости.

    Высокомерный же человек, в силу подсознательного ощущения собственной неполноценности, постоянно вынужден доказывать как себе, так и окружающим свою исключительность. Используемые при этом способы и методы - завышенная самооценка, конфликтность, оскорбления и подавление окружающих.

    Чувство собственного достоинства это именно те темы, которые являются неприкосновенностью, те поступки, которые могут подвергнуть личность унижению или представлению в худшем свете. Это то, за что каждый из нас готов отойти от устоев морали и прибегнуть к насилию во блага уважения своих личных индивидуальных ценностей. Высокомерие или завышенная самооценка как правило идет от заниженной самооценки, вместо того чтобы уступить или пойти на компромисс многие просто отвергают или подвергают критике ту или иную тему, тем самым не давая возможности самому себе признать свою слабость, неумение, и т.д.

    Высокомерный человек не обладает чувством собственного достоинства, у него скорее всего ложное чувство собственного превосходства. А человек, имеющий чувство чувство собственного достоинства никогда не будет вести себя высокомерно.

    То есть таких людей путать невозможно.

    Вот простой тест для различения этих людей. Высокомерный человек никогда не подаст руку своему сопернику ни в случае победы, ни в случае поражения (кто ты такой). А человек уважающий себя, будет уважать и соперника, поэтому первым протянет руку для того, чтобы выразить свое уважение.

    То же самое реакция на приветствие. Высокомерный человек может и не отвечать, а если ответить, то только с минимальной реакцией. Чувство собственного достоинства не позволит человеку игнорировать другого человека, он искренне поинтересуется и здоровьем, и делами собеседника.

    Высокомерные люди ведут себя заносчиво, считают себя лучше других и постоянно это демонстрируют.

    Они могут запросто обидеть человека или унизить его.

    А сохранение чувства собственного достоинства подразумевает достойное поведение,не терять лицо в любой ситуации, сохранение личного пространства.

    Ничем не отличается и даже если тут доказывать и находить различные параметры одного и другого, сущность двух значений не измениться. А кто будет доказывать что это разные понятия с одной целью но с разными границами, то просто это лицемеры. Просто мы люди перед одними унижаемся для чего либо когда нам необходимо или выгодно и перед другими держимся высокомерно, показывая свою значимость или имея желание унизить другого.

    Есть такой физиологическо-социальный процесс как плевок. Вектор плевка и сам процесс определяет то или иное понятие. Если на себя не плевать, то собственное достоинство, а если просто плевать, да и ещ на окружающих, то высокомерие.

    Чувство собственного достоинства не нест в себе корыстных целей и не старается выпячиваться на показ, высокомерие же наоборот не скрывается и таким образом пытается показывать сво превосходства над окружающими.

    Прежде всего тем, что чувство собственного достоинства одного, никогда не унизит то же чувство другого человека. Тогда как высокомерие, не способно замечать других достоинств, нежели свои собственные.

Чувство собственного достоинства – это внутреннее самоощущение человека, имеющее видимое проявление в поведенческой сфере, отражающееся высокой оценкой собственной социальной ценности и прав. Имеет близкую смысловую связь с самоуважением, самооценкой и концепцией собственного Я, находящихся на высоком уровне, но при этом не являющихся тождественными, поскольку в этих близких понятиях больший акцент сделан на восприятии человеком себя, тогда как достоинство всегда апеллирует к внешнему социуму.

Чувство собственного достоинства в отношениях (будь то интимные, детско-родительские или служебные) всегда предопределяет достойный уровень поведения человека, высокие требования к себе и участникам отношений. Подобные требования заключаются в спокойствии диалога и порядочности поступков, руководство моральными принципами и проявлении уважения даже в форме своего внешнего вида (путем поддержания опрятности). При кажущемся давлении требований и обязательств, человек исполненный достоинства может вести себя значительно свободнее, чем среднестатистический представитель, идя к собственным желаниям добродетельным путем и показывая прекрасные манеры и воспитание. Такие люди могут открыть любые двери, поскольку они хорошо знают и ценят свои сильные стороны, умеют обращаться со слабыми и способны презентовать себя окружающему миру так, чтобы эти качества ценились, без унижения других людей и попыток выделиться, очерняя их.

Знание норм поведения с вами является условием для того, что бы начать развитие чувства собственного достоинства, принимая или отвергая взаимодействие от людей, в зависимости от его соответствия вашим внутренним критериям возможного. Данная категория не является врожденной, а формируется или застывает под влиянием внешней среды, от оценки других (семья, воспитатели, культура), что может происходить в обучении (нормам, правилам и правам человека), осознанном или неосознанном внушении (когда хвалят или ругают ребенка, дают оценку его личности), при копировании поведенческих (родительское поведение, как пример или же примеры литературы и кино).

Что такое чувство собственного достоинства

Чувство достоинства является проявлением принятия себя в большей части и признании себя, как значимого человека, причем подобное самоотношение базируется на уверенной позиции и спокойствии, знании и реальной оценке собственных возможностей, а также понимании ценности любой человеческой личности. Подобное ощущение некоторые могут перепутать с гордостью или , где предпосылками к ощущению себя ценным и значимым является стремление к возвеличиванию, постоянное сравнение, что вызывает эмоциональные перепады и потерю уверенности.

Чувство собственного достоинства в отношениях позволяет ценить себя и ценить другого, выбирать что-то исходя из собственного миропредставления, а не под давлением манипуляций или соревновательных стратегий. Нет и стремления что-то совершить ради угождения другим или подтверждения собственной значимости, человек понимает свою значимость априори и подобное понимание никак не опирается на внешние источники. Это похоже на зрелые отношения, где забота о других будет осуществляться из собственных внутренних мотивов сострадания или любви, но не с целью заслужить хорошее отношение, где допускается разница и она поддерживается в обе стороны (т.е. человек не поступится жизненными условиями или своими правами ради сохранения хороших отношений, но и не посягнет на права другого).

Важным внутренним моментом является стремление оставаться собой и сохранять спокойную и твердую позицию, не опускаясь до пустых обвинений, выяснений отношений при помощи крика и угроз, обращение к интригам и сплетням, как способам воздействовать на окружающее. Из-за отсутствия соревновательного момента, спокойствия, уверенности и знания себя такого человека невозможно обидеть, ведь он четко представляет, кем он является, а кем нет (вы же не станете обижаться или спорить с тем, кто назовет вас антилопой и воспринимать это всерьез). Честность с собой, открытое признание слабостей сопровождает достойное поведение, тогда человек может подстраховаться заранее в нестабильных моментах, когда же поведение выглядит, будто все можно решить самостоятельно и справиться с любой проблемой, то это уже , которая порой хороша, но отражает не совсем адекватное восприятие себя.

Отражается подобное отношение к себе действенным проявлением любви себя и своих желаний, поскольку во многом направлено на обеспечение качественного уровня жизни. Потребность следить за внешностью (не только на важных мероприятиях, а даже в выходные, просиженные дома), заботиться о здоровье (не только покупкой лекарств, но и обеспечением качественного отдыха, насыщенного рациона и пр.), будет покупать только качественные товары (без желания сэкономить, поскольку знает, что достоин лучшего). То же самое касается выбора работы и друзей, спутников жизни и способов построения отношений. Человек, чувствующий себя достойно, не будет находиться в недостойном месте, заниматься низкими делами и общаться с пропащими людьми.

Как развить чувство собственного достоинства

Развитие чувства собственного достоинства происходит в детстве, под влиянием окружения и к началу взрослой жизни является сформированной категорией, однако не стабильной, поэтому данное самоощущение можно как потерять (если попасть на длительное время в фрустрирующие условия), так и развить.

Во взрослом возрасте формирование ощущения себя достойным происходит на основании самоотношения, а соответственно работать нужно начинать именно с этой позиции. Первоначально придется объективно оценить себя, познакомиться (возможно, для этого понадобятся отклики окружающих людей, считающих какие-то ваши недостатки достоинствами и наоборот). Нужен этот этап для четкого определения, кем вы являетесь, чтобы отстраниться от навязывания мнения окружающих и переключения этой оценки на внутренний контроль, вместо стихийного внешнего. Смелость признания и принятия себя вместе с недостатками дает мощную внутреннюю силу и вектор изменений. Важно, чтобы намерения изменений (если таковые вдруг затеваются после пересмотра своих качеств) проводилась в соответствии с внутренними ориентирами, а не удобством других людей. Подсчет своих побед и хороших качеств, изменений на пути в лучшую сторону стоит проводить наглядно (можно записывать, можно набирать по десять достижений и устраивать себе за это праздник или баловство) – подобные мероприятия повышают .

Придется бороться с желанием сравнить себя с другими, допустимо сравнение себя с собой (в начале пути или с тем, куда стремитесь). Чтобы было легче, на первое время можно отключить новостную ленту в соцсети с профилями пестрящими фотографиями успеха, а можно рассматривать каждое цепляющее сравнение, как опыт самопознания. Можно анализировать свои мысленные победы над кем-то на предмет того, что дает эта победа для внутреннего ощущения, как это можно применить. Также можно работать и со сравнениями в негативную сторону, выуживая из зависти свои желания и потребности, а возможно навязанные кем-то образы соответствия.

Прислушивайтесь к своим желаниям и старайтесь исполнять их, постоянное откладывание своих радостей ради других очень тормозит возникновение чувства собственного достоинства, поскольку каждый раз, пусть и по важным причинам, кто-то другой оказывается достоин счастья больше, чем вы. Хотите сейчас попить облепиховый чай в тишине – купить облепиху, заварите чай, закройте дверь в комнату с табличкой запрета входа. И мир не рухнет, даже если у вас маленький ребенок, дедлайн по сдаче проекта или подруга в истерике на кухне.

Многих с детства учили скромности, обесцениванию комплиментов и скрыванию имеющегося (хоть материального, хоть поездок, хоть достижений). Подобные стратегии поведения заставляют меньше ценить себя и сжиматься в размерах, пытаясь быть хуже, рассказывая об успехах только самым близким. Но собственное достоинство подразумевает принятие похвалы искренне и радостно, рассказ о своих достижениях, без обесценивания. От вашего самопреподнесения зависит отношение к вам и ценность для социума. Хотите хорошего отношения, чувствуете, что достойны его – говорите о себе хорошо. А можно начать от обратного и рассказами о своих позитивных качествах сформировать достойное отношение, что автоматически подтянет внутреннее чувство собственного достоинства.

А пока это чувство еще не может сопротивляться нарушителям со стороны, то ограничьте круг людей и сфер общения, где возможны нарушения человеческих прав, свобод и достоинств, где встречаются едкие и обесценивающие замечания, где нарушают ваши границы, нагружая сверх меры, что бы освободить собственное время. Мало культивировать подобное отношение в себе, нужно избавиться от факторов, способствующих уничтожению такого адекватного самовосприятия.

Самооценка играет большую роль, в том, как вы относитесь к самому себе, а также в том, что происходит в жизни. Самооценка может казаться современным, даже светским понятием, и многие могли бы подвергнуть сомнению имеет ли она место в исламе. В конце концов, ислам учит смирению, а не высокомерию, и казалось бы, чем меньше самооценки, тем лучше. Но в то время как хадисы осуждают высокомерие, они подчеркивают важность здорового чувства собственного достоинства.

В исламской этической теории, как высокомерие, так и низкая самооценка являются двумя сторонами одной медали, став результатом гнева. Излишняя злость может привести к одержимости или высокомерию. Но и излишняя мягкость может стать причиной ненависти к самому себе или робости. Некоторые люди страдают от обоих. В ситуациях, когда они под контролем, они деспотически и высокомерно властвуют над другими из-за внутреннего чувства позора. Однако в ситуациях, когда они менее уверены в себе, они могут проявлять глубокое чувство незащищенности так, что избегают психологически тяжелых для себя ситуаций, тем самым ограничивая себя в жизни.

С религиозной точки зрения, самооценка имеет неоценимое значение. Но как отличить чувство собственного достоинства от высокомерия? Абу Зарр однажды спросил Святого Пророка (мир ему), является ли высокомерием хотеть хороших вещей для себя. Святой пророк (мир ему) ответил, что это не является высокомерием, высокомерие - это, скорее, когда мы рассматриваем нашу честь более достойной, чем у других людей, или нашу кровь более ценной крови других людей. Он также предупредил, что любой человек хоть с пылинкой высокомерия в сердце не войдет в Рай без покаяния. Но, несмотря на эти предупреждения, люди часто предполагают, что они больше заслуживают благословения Аллаха из-за своей культуры, национальности, языка, имущества, социального класса, происхождения, профессии или уровня образования. Такой способ мышления является тяжким грехом, эти аспекты также ложные основания для самоуважения. Те, кто ценят себя, прежде всего, из-за внешних факторов - таких, как богатство – на самом деле, не имеют истинного достоинства, так как самоценность должна исходить изнутри.

Внешние факторы могут повлиять на наше внутреннее чувство достоинства. Жизненные достижения могут заставить нас уважать себя больше, а отсутствие достижений может привести к обратному. По этой причине, Ислам подчеркивает важность труда не только, чтобы люди не обременяли общество, но и развивали чувство собственного достоинства. Так, как мы относимся к себе, влияет на то, как относятся к нам окружающие и на то, как мы ведем себя. Человек с чувством собственного достоинства не будет опускаться до совершения аморальных действий. Чувство достоинства важно как для мужчин, так и женщин - так как люди, которые уважают себя, не унижают себя неуважительными отношениями. Самоценность, как правило, связана с контролем своих желаний.

Но, несмотря на отношения между внешними делами и внутренним достоинством, самоуважение не может прийти только из внешних достижений. Некоторые люди становятся очень успешными в обществе и все же, внутри себя испытывают не любовь к себе. Хотя мы и должны стремиться к позитивным достижениям, мы не можем полагаться на других людей, чтобы они дали нам самооценку, если нам не хватает чувства собственного достоинства, мы в конечном итоге отказываемся верить в их похвалу. Что еще более важно, мы должны помнить, что в любой момент мы можем потерять «внешние» достижения.

Мы можем потерять работу, дом, популярность, семью, или здоровье. Поэтому, опираться на мирское крайне опасно, тем более, что Аллах часто испытывает нас, отнимая у нас то, к чему мы наиболее привязаны. Потеря мирского может быть особенно сложным для человека с низкой самооценкой, так как это заставляет человека столкнуться с самим собой. В то время как некоторые люди в ладах с самим собой, другие делают все возможное, чтобы избежать самих себя и обращаются к другим отвлекающим факторам. «Я» может стать источником боли, особенно если кто-то страдает от ненависти к себе или испытывает потерю или горе. Тем не менее, иногда - например, во время болезни мы остаемся наедине с самим собой и с Аллахом. Если это не случится с нами в этом мире, это, безусловно, произойдет в следующем. Если у нас есть сложные отношения с самими собой, эти моменты становятся еще сложнее. Но если мы в гармонии с самим собой, то жизнь становится спокойной.

Извиняюсь, что отвлекаю на время от страстей вокруг озера Светлое, но посмеяться иногда приятно и полезно.

Одно время задавался я вопросом, как получить патент, и как проверяется новизна изобретения. Выяснил, что проверки как таковой нет, главное соблюдение формальных характеристик полезной модели. Это и понятно, сложно проверить, слишком много изобретений. Другое дело, что после получения патента его может оспорить через суд автор схожего изобретения.

Таким образом, я сделал вывод, что можно запатентовать даже колесо. Но и в голову не приходило, что такое на самом деле сделано. Недавно узнал, что июле 2001 года австралийский юрист Джон Кэо получил инновационный патент на колесо с формулировкой «круглое устройство, применяемое для транспортировки грузов». К счастью, воспользоваться им он не думал. Сделал он это специально, чтобы показать дыры в патентном законодательстве.

Из-за несовершенства патентного законодательства появились и патентные тролли. В 2008 году в Украине один местный предприимчивый гражданин сумел получить патент на некоторые неотъемлемые детали специальной колючей проволоки "Егоза". И продавцам колючей проволоки пришлось несладко, только в судебном порядке смогли признать право первопользования в отношении Егозы. Это удалось тем, кто продавал Егозу до 2008 г. Ну а новые продавцы автоматически "пролетели".

Хватает также нелепых и ненужных изобретений. Например, патент на промышленный образец (дизайн) "пальчиковая кукла" (finger puppet).

Специально для странных изобретений была придумана Шнобелевская премия. Шнобелевские премии присуждаются с 1991 года - «за достижения, которые невозможно воспроизвести или же нет смысла это делать».

Перечислю некоторых лауреатов Шнобелевской премии и номинации.


Физиология. Анна Уилкинсон, Натали Себанц, Изабелла Мандль и Людвиг Хубер (Австрия), показавшие, что зевание красноногих черепах незаразно .

Инженерия. Группа британских учёных под руководством Карины Ацеведо-Вайтхаус. За усовершенствование метода сбора китовых соплей, используя дистанционно управляемый вертолёт .

Медицина. Симон Ритвилд (Simon Rietveld) и Илья ван Бист (Ilja van Beest). За открытие того, что бронхиальную астму можно лечить катанием на американских горках .

Транспортное планирование. Группа из японских и британских исследователей. За разработку способа определения оптимального маршрута прокладки железнодорожных путей с использованием слизевиков .

Физика. Ученые из Университета Отаго (Новая Зеландия). За открытие надежного способа обезопасить себя от переломов и ушибов на льду зимой. Оказывается, чтобы повысить устойчивость в гололед достаточно надеть носки снаружи на обувь .

Мир. Группа британских ученых. За доказательство, что ругань снимает боль .

Экономика. Топ-менеджеры финансовых и страховых гигантов, таких как AIG, Lehman Brothers, Merril Lynch и других подобных компаний, рухнувших в период мирового кризиса. За пропаганду новых путей инвестирования, которые максимизируют прибыль и минимизируют финансовые риски.

Менеджмент. Итальянские учёные. За математическое доказательство факта, что эффективность деятельности организаций повышается, если сотрудники получают служебные повышения методом случайной выборки .

Биология. Биологи из Китая и Великобритании. За научное исследование фелляции у летучих мышей .

Ветеринария. Кэтрин Дуглас и Питер Роулинсон из Ньюкаслского университета, которые доказали, что корова, имеющая какую бы то ни было кличку, даёт больше молока, чем безымянная .

Здравоохранение. Елена Боднар, Рафаэль Ли и Сандра Марихан из Чикаго - за изобретение бюстгальтера, который в случае необходимости трансформируется в пару респираторов .

Математика. Гидеон Гоно, директор Резервного банка Зимбабве, который вынудил все население своей страны изучить математику путём выпуска купюр номиналами от 1 цента вплоть до 100 триллионов долларов .

Медицина. Дональд Унгер из Калифорнии, за экспериментальное доказательство того, что щёлканье суставами не приводит к артриту . На протяжении шестидесяти лет он щёлкал суставами исключительно левой руки.

Мир. Стефан Боллигер, Стефен Росс, Ларс Остерхелвег, Михаэль Тали и Беат Кнойбель из Бернского университета - за сравнительное исследование травм от ударов по голове пустой и полной бутылкой пива .

Физика. Кэтрин Уитком из Университета Цинциннати (США) - за выяснение того, почему беременные женщины не теряют равновесия.

Мир. Федеральный комитет по этике и биотехнологиям Швейцарии (The Swiss Federal Ethics Committee on Non-Human Biotechnology (ECNH)) и граждане Швейцарии за отстаивание принципа, согласно которому растения имеют чувство собственного достоинства.

Биология. Мари-Кристин Кадерго, Кристел Жубер и Мишель Франк из Национальной школы ветеринарии Тулузы, Франция, за открытие, что блохи, живущие на собаках, прыгают дальше, чем блохи, живущие на кошках .

Медицина. Дэн Ариэли из Университета Дьюка в США и Зив Кармон из INSEAD (Сингапур) за то, что показали: дорогостоящие плацебо лекарственных средств более эффективны, чем плацебо меньшей стоимости .

Когнитивная наука. Тосиюки Накагаки из Университета Хоккайдо, Япония, Хироясу Ямада из Нагава, Япония, Рё Кобаяси из Университета Хиросимы, Ацуси Тэро из Престо JST, Акио Исигуро из Университета Тохоку и Агота Тот из Сегедского Университета, Венгрия, за то, что установили, что Слизевики (Миксомицеты) (en:Slime mold) могут решать головоломки .

Экономика. Джеффри Миллер, Джошуа Тибур и Брент Джордан из Университета Нью-Мексико, США, за то, что установили, что профессиональные стриптизёрши, специализирующиеся на приватных танцах на коленях заказчика, получают больше чаевых, если у них овуляция .

Литература. Дэвид Симс из Cass Business School, Лондон, Великобритания, за его вдохновенно написанную работу «You Bastard: A Narrative Exploration of the Experience of Indignation within Organizations» о том, что в коллективе лучше постоянно напоминать малоприятному вам человеку о том, что Вы его недолюбливаете, и даже оскорблять его, чем держать эмоции при себе .

Медицина. Брайан Уиткомб (Глостер) и Дэн Мейер (Антиохия, штат Теннесси) за их статью в British Medical Journal «Шпагоглотание и его побочные эффекты» .

Химия. Маю Ямамото из Международного медицинского центра (Япония). Суть исследования: Разработан способ получения ванилина (ванильных ароматизаторов и пищевых добавок со вкусом ванили) из коровьего навоза .

Лингвистика. Хуан Мануэль Торо, Жозеп Тробалон Хуан и Нурия Себастьян-Галлес из Барселонского университета за исследование, доказавшее, что крысы не могут отличить на слух японские слова, произносимые задом наперед, от голландских слов, произносимых задом наперед .

Литература. Гленда Браун из Австралии за исследование артикля «the» и проблем, которые он создает составителям предметно-тематических указателей .

Мир. Лаборатория ВВС США имени братьев Райт (Дейтон, Огайо) за предложение разработать «гей-бомбу», нелетальное химическое оружие, под влиянием которого вражеские солдаты будут испытывать сексуальное влечение друг к другу.

Авиация. Патрисия В. Агостино, Сантьяго А. Плано и Диего А. Голомбек из Аргентины за открытие, что «Виагра» помогает хомякам справиться с последствиями резкой смены часовых поясов .

Питание. Васмия Аль-Хоути и Фатен Аль-Мусалам из Кувейта. Они доказали, что навозные жуки являются привередливыми едоками. Как оказалось, взрослые навозные жуки потребляют жидкие компоненты экскрементов и закапывают в землю экскременты целиком как пищу для своих личинок. Когда экскременты трёх травоядных животных - лошади, верблюда и овцы - предлагались жукам, они предпочли более жидкие лошадиные всем остальным. Экскременты овец были привлекательнее экскрементов верблюда. Экскременты двух плотоядных животных - собаки и лисы - были также приняты жуками, но пользовались меньшим успехом, нежели экскременты травоядных.

Математика. Миссис Ник Свенсон и Пирс Бёрнс из Австралии провели кропотливое исследование любительских фотографий и в итоге вычислили необходимое число снимков, которое нужно сделать, чтобы на фотографии не было моргнувших людей . В итоге они доказали, что, если в группе меньше 20 человек, это количество следует разделить на 3 и фотографировать, при наличии хорошего освещения или приличной вспышки, до 6 раз. Если со светом проблемы, делить следует надвое и снимать до 10 раз.

Литература. Нигерийские спамеры - за целую галерею колоритных персонажей, которым нужна совсем небольшая сумма, чтобы завладеть богатствами .

Физика. Эксперимент с капающим пеком по определению вязкости смолы, начатый в 1927 г. В воронку поместили немного битума и стали определять частоту падения капель. На момент получения премии вытекло всего восемь капель.

Медицина. Грегг Миллер из штата Миссури - за разработку протезов яичек для собак.

Мир. Ученые из Университета Ньюкасла в Англии - за исследование активности нейрона саранчи во время просмотра эпизодов из фильма «Звёздные войны» .

Гидрогазодинамика. Виктор Бенно Мейер-Рохов из Международного университета Бремена и Йозеф Галь из университета имени Лоранда Этвёша в Венгрии - за применение основных законов физики для вычисления давления, производимого пингвинами в процессе дефекации.

Экономика. Гаури Нанда из Массачусетского технологического института - за изобретение будильника, который убегает и прячется от выключения, заставляя людей просыпаться , что, по задумке изобретателя, должно помочь хотя бы частично устранить проблему опоздания на работу, увеличив фактическую продолжительность рабочего времени.

Медицина. Стивен Стак и Джеймс Гундлах - за исследование влияния музыки кантри на частоту самоубийств.

Физика. Рамеш Баласубраманиам и Майкл Турви - за исследование динамики вращения обруча. Учёные доказали то, что и так было известно всему миру - вращать обруч можно бёдрами, коленями и лодыжками .

Психология. Дэниел Симонс и Кристофер Чабрис - за доказательство того, что, концентрируя внимание на чём-то одном, человек может упустить что-то другое. Испытуемые просматривали видеозапись, запечатлевшую как несколько человек играют в мяч. Получив задание следить за действиями игроков, испытуемые с высокой вероятностью не замечали появляющихся в кадре женщин: одну с раскрытым над головой зонтиком или другую - в костюме гориллы. Исследователи назвали свою статью «Gorillas in our midst: sustained inattentional blindness for dynamic events».

Биология. Коллектив учёных из пяти человек, доказавший, что общение у селёдок осуществляется за счет звуков, производимых выпусканием пузырьков газа из анального отверстия.

Технология - Фрэнк и Дональд Смиты - за изобретение причёски для людей с залысинами. Этот патент не принес им ни цента.

Физика. Джек Харви, Джон Кулвенор, Воррен Пейн, Стив Каули, Майкл Лоуренс, Девид Стюарт и Робин Вильямс из Австралии - за доклад «Анализ усилий, которые необходимы для волочения овцы по разного рода поверхностям».

Литература. Джон Тринкаус - за сбор и публикацию статистических данных, которые никому, кроме него, не нужны и которые его раздражают: сколько процентов молодых людей носят бейсболки задом наперед; какой процент пешеходов носит спортивную обувь белого (а не какого-нибудь другого) цвета; какой процент пловцов плавает в мелкой части бассейна, а не в глубокой; какой процент водителей притормаживает возле знака «Стоп»; какой процент пассажиров носит дипломаты; какому проценту студентов не нравится вкус брюссельской капусты.

Междисциплинарные исследования. Стефано Гирландо, Лизелотт Джанссон и Магнус Енкист из Стокгольмского университета - за доклад «Цыплята предпочитают красивых людей».

Биология. Норма Е. Бабиер, Чарльз Пакстон, Фил Бауэрз и Д. Чарльз Диминг из Великобритании - за исследование «Брачное ухаживание страусов за людьми на британских фермах» .

Математика. К. Срикумар и Гю Нирмалан из Керальского университета сельского хозяйства (Индия) - за доклад «Вычисление общей площади поверхности индийских слонов» .

Гигиена. Эдуардо Сегура из компании «Лавакан де Асте» (Таррагона, Испания) - за изобретение стиральной машины для кошек и собак.

Медицина. Крис МакМанус из Университетского колледжа Лондона - за доклад «Асимметрия мошонки на античных статуях».

Мир. Кэйта Сато (президент компании «Такара»), доктор Мацуми Судзуки (президент японской акустической лаборатории) и доктор Норио Когурэ (директор ветеринарной клиники) за поддержание мира между биологическими видами путем создания компьютерного собако-человеческого переводчика Бау-Лингвал

Биология. Б. Ваймер из компании Under-Tec Corp. в Пуэбло (Колорадо) - за изобретение UnderEase - воздухонепроницаемого нижнего белья с заменяемым угольным фильтром для утилизации дурно пахнущих газов.

Медицина. П. Барсс из университета Мак-Гилла - за научный труд «Ранения, причиняемые падающими кокосами».

Здравоохранение. Ч. Андраде и Б. С. Срихари из Национального института психического здоровья и нейрологии в Бангалоре - за открытие, что ковыряние в носу является одним из видов активности у подростков, для которого авторы использовали термин «ринотиллексомания».

Технология. Дж. Кеоф из Хоторна (Австралия) - за запатентование в 2001 году колеса в Австралийском офисе патентов. (№ 2001100012).

Экономика. Дж. Слемрод из института бизнеса Мичиганского университета и В. Копчук из университета Британской Колумбии - за вывод о том, что люди способны отдалить дату своей смерти, если это позволяет снизить налог на наследство.

Психология. Лоурэнс Шерман из университета Майями - за экологическое исследование феномена группового веселья в малых группах дошкольников.

Астрофизика. Джек и Рекселл ван Имп, штат Мичиган, США - за вывод, согласно которому чёрные дыры удовлетворяют всем требованиям, чтобы быть местоположением ада.

Мир. Вилюмас Малинаускас, (Viliumas Malinauskas) Литва - за создание парка развлечений, неофициально называемого «Сталин Ворлд» (Stalin World). Малинаускас разместил в парке собранные им памятники вождям социализма и советскую идеологическую символику.

Биология. Ричард Вассерсуг из университета Дэлхузи - за сообщение «О сравнительной аппетитности некоторых головастиков сухого сезона в Коста-Рике».

Медицина. В. В. Шульц, Пек ван Андел и Э.Мойарт из Гронингена и И. Сабелис из Амстердама - за работу «Магнито-резонансная томография мужских и женских гениталий во время полового акта и при половом возбуждении у женщин».

Психология. Дэвид Даннинг из Корнельского университета и Джастин Крегер из университета штата Иллинойс - за статью «Неумелые и не ведающие об этом: как трудности с определением собственной некомпетентности приводят к завышенной самооценке »англ. Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года.

Информационные технологии. Крис Нисвандер из Тусона (Аризона) - за создание программы PawSense, предназначенной для определения моментов, когда по клавиатуре ходит кошка.

Литература. Элен Грив, австралийская писательница - за книгу «Living on Light», в которой она утверждает, что для нормальной жизни человеку вовсе необязательно питаться - достаточно лишь света и воздуха.

Мир. Королевский ВМФ Великобритании - за то, что во время боевых учений на одном из их учебных кораблей его пушки всегда молчат, а вместо этого курсанты кричат «Ба-бах». Таким образом британская казна экономит на боеприпасах более миллиона фунтов стерлингов в год.

Физика. Голландский ученый российского происхождения Андрей Гейм (Andre Geim) из Неймегенского университета и сэр Майкл Берри из университета Бристоля, Великобритания - за использование магнитов для того, чтобы демонстрировать возможность левитации лягушек. Стоит отметить, что в 2010 году А. Гейм был удостоен Нобелевской премии (совместно с К. Новосёловым).

Литература. Британский институт стандартов - за шестистраничную инструкцию (BS-6008), как правильно приготовить чашку чая.

Медицина. Норвежский врач Арвид Ватле (Arvid Vatle) - за собирание и классификацию ёмкостей, которые использовали его пациенты для сдачи мочи на анализ.

Химия. Японец Такэси Макино - за участие в создании аэрозоля S-Check, позволяющего жёнам определить, изменял ли им муж или нет. Для проверки женщине необходимо распылить S-Check на нижнее бельё мужа.

Здравоохранение. Джордж Бронски и Шарлота Бронски из Калифорнии, США - за разработку устройства, призванного помочь женщинам при родах. По задумке разработчиков, женщина закрепляется на специальном столе, который вращается с высокой скоростью. Устройство было запатентовано.

Биология. П. Фонг из Геттисбургского колледжа за вклад в облегчение жизни съедобных двустворчатых моллюсков, которым он давал препарат Prozac . Его статья называется «Индукция и стимуляция родов у моллюсков Sphaerium striatinum с помощью селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС)».

Химия. Французский учёный Ж. Бенвенист, вторично (первый раз в 1991 г.) за открытие в области гомеопатии: вода не только обладает памятью, но сохранённая в ней информация может быть передана по телефону или Интернету.

Литература. Д-р М. Сидоли из Вашингтона за увлекательную статью «Освобождение организма от газов с громким звуком как защита от чрезмерного страха».

Здравоохранение. Э. Клейст из Нуука (Гренландия) и Х. Мои из Осло за исследование «Передача гонореи через надувные куклы».

Психология. Сигэру Ватанабэ, Дзюнко Сакамото и Масуми Вакита из университета Кэйо за успешное обучение голубей различать картины Пикассо и Моне.

Медицина. М. Э. Бубел, Д. С. Шаннахофф-Халса и М. Р. Бойл за исследование «Влияние вынужденного дыхания через одну ноздрю на познавательные способности».

Биология. У. Б. Суини, Б. Крафт-Джекобс, Дж. У. Бриттон и У. Хансен - за исследование «Запоры у военных: распространенность среди служащих за пределами США», и особенно - за их численный анализ частот движения кишечника.

Энтомология. Ветеринар Р. А. Лопес из Вестпорта (Нью-Йорк) - за серию экспериментов по извлечению ушных клещей у кошек, помещению клещей в собственные уши, тщательное описание наблюдений и анализ результатов.

Химия. Техасский сенатор Б. Глазго за проведение через сенат закона 1989 г. о контроле за наркотиками, по которому стали противозаконными покупки колб, пробирок и другой лабораторной посуды без специального разрешения

Мир. Джон Хагелин из Университета Махариши и «Института Науки, Технологии и Общественной Политики» за его экспериментальное доказательство того, что 4.000 обученных особому виду медитации человек вызвали снижение преступности с насилием в Вашингтоне (округ Колумбия) на 18 процентов.

Биология. Пол Уильямс-мл. (отдел здравоохранения штата Орегон) и Кеннет Ньюэлл (Ливерпульский институт тропической медицины) - за статью с весёлым заголовком, утверждающую, что свиньи заражаются сальмонеллой по дороге на бойню.

Математика. Роберт Фейд (Гринвилль, шт. Южная Каролина), который вычислил, что Горбачёв является антихристом с шансом 1 к 710 609 175 188 282 000.

Медицина. Дж. Ф. Нолан, Т. Дж. Стилвелл и Дж. Р. Сэндс (мл.) за исследование «Неотложная помощь при ущемлении полового члена брючной застёжкой-молнией».

Мир. Филиппинское представительство компании «Пепси-кола» - за спонсирование конкурса с миллионным призом, который остался без победителя.

Техника. Джей Шиффман из Фармингтон-Хиллз - за изобретение устройства, которое позволяет смотреть телевизор за рулём; и власти штата Мичиган - за разрешение этого устройства.

Физика. Посмертно дана Корентину Луи Кеврану (en) (Франция), который утверждал, что скорлупа яиц формируется с помощью холодного термояда.

Экономика. Рави Батра за издание огромного тиража своих книг «с целью самостоятельно предотвратить всемирный экономический крах».

Биология. За создание простого и общедоступного метода контроля качества - доктор Сесил Джекобсон, патриарх в области банков спермы. Он использовал свою сперму вместо спермы определённых доноров для искусственного оплодотворения более 70 пациенток. За что и попал в тюрьму.

Искусство. Премия разделена на двоих: Джим Ноултон (США) - за плакат «Пенисы животного мира», и Национальный благотворительный фонд искусств США - за предложение издать этот труд в виде брошюры-раскладушки.

Медицина. Ф. Канда, Э. Яги, М. Фукуда, К. Накадзима, Т. Ота и О. Наката из Научно-исследовательского центра Сисэйдо в Иокогаме за работу «Выявление химических соединений, ответственных за неприятный запах ног» и особенно за вывод о том, что «у людей, которые думают, что их ноги дурно пахнут, ноги действительно дурно пахнут, а у людей, которые так не думают, ноги не пахнут».

Когда я работаю как психолог с зависимостью и созависимостью в отношениях, я часто задаю вопрос: где Вы совершили сделку с самой собой? Знаете, есть такое выражение "продать первородство за чечевичную похлёбку" (из Ветхого Завета история). В жизни должны быть такие вещи, которыми нельзя пренебрегать ни при каких условиях. Например, своим чувством собственного достоинства. Нельзя строить отношения с тем, кто хоть немного покусился на это чувство. Но проблема в том, что для того, чтобы защитить это чувство собственного достоинства, нужно его иметь. А очень часто с этим проблемы: с самого детства этим чувством пренебрегали (родители, бабушки, братья, сёстры). Поэтому и получается, что мы совершаем недопустимые сделки с самими собой, что приводит к разрушению отношений и самих себя.

На консультациях, мы исследуем это опытно. Но если попробовать дать некое определение чувству собственного достоинства, то я бы так сказал - это адекватная оценка самого себя, своей жизни, своего труда, времени, своих границ и т.д. Адекватность в данном случае - это соответствие внутренних и внешних обстоятельств. Проявляется это в жизни повсеместно. Начиная с того, какое место в помещении мы занимаем, и заканчивая нашими самыми близкими отношениями. Пример: девушка только что рассталась с парнем, не прошло и месяца, как она начинает новые отношения. Внутри ещё не пережиты чувства этого разрыва, а она уже "впутана" в новый жизненный контекст другого человека. Внутреннее (чувства) не соответствуют внешнему (новый человек).

Или пример из своей жизни: Недавно сажусь с маленьким сыном в такси. Избыточно вежливый водитель, прежде чем поехать, неожиданно поворачивается к моему сыну и даёт что-то похожее на игрушку. Я чувствую внутреннее недовольство в этой ситуации и, возвращая игрушку, вежливо говорю: "Спасибо Вам, но у нас так не принято". Водитель стал более смирным и не мешал нам всю дорогу. Что произошло? Произошла моментальная оценка ситуации из "чувства собственного достоинства". Я мог бы проигнорировать своё внутреннее "недовольство", прикрывшись ложными желаниями быть "хорошим для всех", "вежливым", "удобным" и т.д. И повёл бы себя безответственно. И на душе у меня было бы гадко (нечистая совесть). Моя оценка произошла мгновенно, но как это выглядит, если развернуть ситуацию: Водитель - это нанятый человек, задача которого заниматься вождением автомобиля и комфортом пассажиров с этой точки зрения. Я его не нанимал, как человека, который развлекает моего сына. Кроме того, есть мои отношения с сыном, где я отвечаю за его жизнь и психологическую безопасность. Это определённая иерархия, если кто-то что-то и хочет дать моему ребёнку, то в первую очередь он должен посоветоваться со мной. Водитель полностью проигнорировал меня как отца.

Моя же ответственность заключается в том, чтобы оберегать сына от "вторжений", пока он не может делать этого сам. Во-первых, чисто из безопасности - мало ли кто, что даёт (это может быть случайное нанесение вреда - конфеты, на которую у него аллергия - до умышленного причинения вреда). Во-вторых, сохранение его собственных психологических границ. И если бы я позволил состояться этому акту: я бы признал себя как "отсутствующего отца", нарушил бы ощущение безопасности своего сына, и подал "плохой" пример сыну, что его границы могут нарушать. А если бы я делал это систематически, то никакого доверия с сыном не было бы: и странно потом удивляться, почему он не слушается и мешает мне работать (нарушает мои границы). Вот такая иллюстрация про "достоинство". То есть "чувство достоинства" - это способность достаточно стойко отвечать на вызовы жизни, что невозможно без понимания адекватного "положения вещей".