Она сидела на полу тютчев история. Критические оценки и отзывы

Написанное Тютчевым в конце пятидесятых годов XIX столетия стихотворение «Она сидела на полу» по праву считается одним из наиболее волнующих и запоминающихся произведений в любовной лирике поэта. По мнению литературных знатоков, оно посвящалось его второй жене Эрнестине, которая поддерживала поэта в самые непростые моменты его жизни, и прощала ему все обиды и измены. Выдающийся поэт, уже находясь в довольно зрелом возрасте (47 лет), полюбил девицу дворянского происхождения Елену Денисьеву, которая по возрасту годилась ему в дочери (ей было 24 года), это яркое чувство и невозможность быть с любимым человеком (он так и не решился расстаться с женой) он пронес через всю жизнь. Тютчев на протяжении 14 лет разрывался между чувствами к жене и нежданной поздней любви к Денисьевой, пережил их обеих и пронес через годы чувство благодарности к ним, трепетного поклонения, нежности и искреннего восхищения.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Она сидела на полу», состоящее из четырех строф, наполнено трагизмом и не лишено глубокого философского смысла. Первая строфа показывает нам сидящую на полу женщину, перебирающую груду писем, некогда бывшие для неё были очень важными и ценными. Теперь судя по жестам, которые нам описывает автор («брала их в руки и бросала»), они стали для неё просто бесполезной грудой бумаги подобно «остывшей золе», некогда горевшей и пылающей, ныне обугленной и холодной.

Во второй строфе стихотворения пред глазами читателей разворачивается картина самой настоящей человеческой трагедии. Поза женщины, сидящей на полу, её глаза полные тоски о прошедшем, все это подчеркивает глубину отчаяния лирической героини, её полную беззащитность и тоску. Тягость воспоминаний, которые вызывают у неё только боль и страдание, переданы автором глаголами в прошедшем времени (сидела, глядела, бросала, разбирала). Поставленное в конце строфы многоточие показывает, что мысль не закончена и женская душа мучается и страдает от воспоминаний о прошлой жизни, некогда счастливой и беззаботной, которая не вернется.

Третья строфа пронизана воспоминаниями о прошлой жизни, чувствами и эмоциями о тех счастливых днях, женщина перебирает в памяти пережитые моменты счастья и осознает, что в настоящем ничего не сохранилось, чувства убиты и сломлены, к прошлому нет возврата.

Четвертая строфа показывает нам человека, который становится свидетелей данной трагической картины и, судя по всему, он и есть главный виновник страданий этой женщины. Сейчас он осознает, сколько боли и горя он причинил этому родному для себя человеку, искренне раскаивается и готов молить о прощении на коленях. И в тот же момент он понимает, что эти жесты совершенно ни к чему, их чувства полны обреченности и прошлое никогда не вернется. Сам он уже стал для героини не конкретным мужчиной, а неким бестелесным фантомом, «милой тенью», и это вызывает у поэта чувство легкой грусти и печали, как будто одну из главных станиц его жизненной книги перевернули и к ней никогда уже не будет возврата.

Структурный анализ стихотворения

Для усиления общей экспрессии и передачи минорного настроения стихотворения автором применяются разнообразные лексические и синтаксические повторы. Душевный раздрай главной героини передан развернутым метафорическим сравнением «глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», оно как нельзя лучше подчеркивает необратимость разрыва и невозможность вернуться в прошлое.

Именно вследствие весьма непростых взаимоотношений поэта с женщинами, любовная поэзия Тютчева пропитана чувством трагизма и печали, она описывает важные моменты в жизни людей, вынужденных принимать судьбоносные решения, имеющие влияние на всю их будущую жизнь. Любовь для него - глубокое и сильное чувство, которое способно как наделить человека крыльями и поднять его над землей, так и погрузить в бездны горя и отчаяния. Поэт считал, что любовь практически всегда трагедия, её итог уже предрешен заранее, и тем не менее, это не мешает быть чувству любви самым сильным и желанным для каждого человека, живущего на этой земле.

Можно с твердой уверенностью сказать, что любой человек, прочитавший это стихотворение, поймет его по-своему. Для одних это шедевр, для других просто стихи, но однозначно то, что никого данное произведение не оставит равнодушным, оно навсегда останется в его душе и сердце.

Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения - ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1858 г., в период, когда сердце поэта разрывалось между двумя женщинами - Еленой Денисьевой и женой Эрнестиной. Посвящены строки Эрнестине.

Тема стихотворения – страдания женщины от несчастливой любви.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, наблюдающего за страданиями женщины. По смыслу произведение делится на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «любви и радости убитой» , «души смотрят с высоты на ими брошенное тело».

Эпитеты «знакомые листы» , «горестные минуты» .

Сравнения «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

История создания

История создания произведения связана с любовью поэта к молоденькой девушке Елене Денисьевой. Познакомились они в 1849 году. Елена на 23 года была младше Тютчева, но возраст не стал помехой для развития сильных чувств. Елена узнала, что ждет ребенка. Скрывать отношения уже не получалось. Пара терпела осуждения общества, но любовь между Тютчевым и Денисьевой не угасла на протяжение 14 лет - до смерти Елены.

Элеонора Тютчева тяжело переживала измену мужа. Эмоции захлестывали женщину, во время такого душевного надрыва она уничтожила письма, некогда написанные мужем. В них были и любовные стихотворения, которые навсегда развеялись с пеплом. Картину уничтожения писем как-то увидел Тютчев. Она навсегда осталась в его памяти. В 1858 году было написано анализированное стихотворение. Та, кому посвящено произведение, оказалась женщиной, обладавшей редким умением прощать. После смерти Денисьевой Тютчев вернулся в семью, Элеонора приняла любимого мужчину.

Тема

Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность ее в том, что она выхвачена из жизни. Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев.

В центре стихотворения два образа - женщина, которая сжигает письма и ее возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.

Вначале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвертом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чем свидетельствуют строки: «О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой» .

Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Мужчина признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хоть и «пасть готов был на колени» . В тот момент он чувствовал лишь страшную грусть.

Композиция

Анализируемое произведение - монолог-воспоминания лирического героя, который стал свидетелем того, как его любимая сжигала письма. Разбор стихотворения по смыслу позволяет поделить его на несколько частей: описание женщины, с письмами, рассказ о письмах, воспроизведение чувств, испытуемых лирическим героем. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает о пережитом. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использовал перекрестную АВАВ рифмовку.

Средства выразительности

Поэт не перенасыщает произведение средствами выразительности, поэтому их можно найти не в каждом стихе. Тем не менее, тропы помогают раскрыть тему, показать чувства и эмоции героев.

В тексте есть метафоры - «любви и радости убитой» , « души смотрят с высоты на ими брошенное тело» ; эпитеты - «знакомые листы» , «горестные минуты» ; сравнения - «как остывшую золу, брала их в руки», «так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», «страшно грустно стало мне, как от присущей милой тени».

Эмоции лирического героя подчеркиваются при помощи интонации. В третьей строфе, где его захлестывает волна воспоминаний, автор использует риторические восклицания.

Анализ стихотворения “Она сидела на полу” автора Ф. И. Тютчева.

Стихотворение написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Фёдоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение, пронизывающее произведение. Как и во всей любовной лирике Тютчева, любовь здесь предстает не как поверхностное увлечение, а как глубокое чувство, способное как подарить человеку величайшее счастье, так и погубить его.

В первой строфе мы видим перед собой женщину. Она молча сидит на полу, но ей и не нужно говорить. Все её внутреннее переживания понятны читателю из её движений. “Она сидела на полу”, – и сидит она не от усталости, а от чувств, которые переполняют ее в данный момент; сейчас она просто не может стоять. Она берет в руки письма и “бросает” их, “как остывшую золу”. Дело в том, что жизнь её кажется ей такой же “остывшей”; огонь погас, а письма эти напоминают ей об этом огне. Потому она не может держать их в руках.

Вторая строфа продолжает мысль, подразумевавшуюся автором в первой. Тютчев вновь использует сравнение в качестве средства выразительности. Женщина смотрит на письма, “как души смотрят с высоты на ими брошенное тело”. Эти письма олицетворяют часть её жизни. Эта часть умерла, её невозможно вернуть, и поэтому она может лишь смотреть на них, вспоминая все, что в них написано.

В третьей строфе видна вся трагичность ситуации лирических героев, которая у Ф. Тютчева всегда не отделима от любви. Здесь проскальзывает и сожаление (“невозвратимо-пережитой”) о том, что эту любовь ждет столь несчастный финал, и понимание, что другого исхода просто быть не может. Любовь и радость “убиты”, а умершие не воскрешают.

В четвертой строфе герой тоже молчит, но это другая сторона, другой участник этой любви. Он готов “пасть на колени”, повиниться, но эта готовность лишь у него внутри, ведь сердцем он понимает, что любовь эта погибла и возвратить её невозможно. “Присущая милая тень”, – автор использует перифразу, чтобы вновь вспомнить о той любви, которую он испытывал, которая всегда будет для него светлым воспоминанием; но которая прошла.

В стихотворении любовь предстаёт как нечто фатальное. Это сила, способная поднять нас от земли, но в то же время и обронить беспощадно на землю. Это трагедия, исход которой предрешен, что, однако, не мешает ей быть величайшем чувством в человеческой жизни.

“Она сидела на полу”

Она сидела на полу
И груду писем разбирала –
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала –

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела –
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело:

О, сколько жизни было тут;
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, –
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Самые яркие и трогательные страницы творчества Фёдора Ивановича Тютчева - это его лирика о любви, которая пронизана огромным чувством, продолжающим волновать сердца и души людей уже много десятилетий. Поистине огромный талант был дан этому поэту-философу, способному нести людям прекрасное, помогать им выражать свои эмоции и чувства. Свои стихотворные творения лирик посвящал женщинам, которых выбирало его сердце. Все тютчевские стихотворения отличаются большой чувственностью и эмоциональностью, и нередко к чувствам присоединяется трагизм личных отношений.

В основу тютчевской любовной лирики легли собственные отношения, эмоциональные искания, метания и переживания, нравственность и безнравственность. Все свои душевные порывы поэт выплёскивал на бумагу, и ему было что сказать. В его стихах можно найти и раскаяние, и муки совести, и сожаление. Талантливый человек, Фёдор Иванович, даже трагизм мог завернуть в изысканную литературную обёртку.


Таким образцом романтической лирики можно считать стихотворение «Она сидела на полу…». Это настоящее блестящее явление русской поэзии, как сказал Николай Некрасов.

История создания тютчевского стихотворения «Она сидела на полу…»


Это стихотворное творение Тютчевым было написано уже в зрелом возрасте. К этому времени у дипломата было положение в обществе, его знали как приличного семьянина, уважали как высокопоставленного чиновника. Мужчине было 47 лет.

В это время и врывается в его жизнь новое чувство, неожиданная любовь. Он влюбляется в Елену Денисьеву, которой едва исполнилось двадцать четыре года.

Вскоре выяснилось, что не только поэт испытывает к Елене Денисьевой пылкие и нежные чувства, его тоже любили. Между двумя совершенно разными людьми и по возрасту, и по взглядам вспыхивает бурный роман, который в результате привел к беременности Елены. Скрыть это уже было невозможно, и общество узнает о том, что произошло. Все обсуждают личную жизнь Тютчева, и осуждают его. Этот скандал в обществе дошел и до его семьи. Вскоре о его отношениях на стороне узнает жена. Элеонора принимает измену мужа очень болезненно и трагично. В эмоциональном порыве она начинает уничтожать письма мужа, которые он когда-то писал. В них содержались стихи, которые были посвящены только ей, и миру были неизвестны. Так была уничтожена большая часть переписки. К сожалению, эти тютчевские творения так и не были потом восстановлены.

Эту картину и увидел поэт, эта сцена уничтожения его писем долго стояла перед его глазами. Поэтому в 1858 году он пишет свое стихотворение «Она сидела на полу…», посвященное жене. Новая любовь в его жизнь принесла и счастье, и горе, и трагедию. Он не мог развестись с женой, но и не мог бросить Елену, поэтому роман продолжался, а мужчина буквально разрывался между двумя женщинами. Этот треугольник с женой и любовницей просуществовал целых четырнадцать лет, пока смерть Елены не вернула Тютчева в семейное лоно. Но всю свою оставшуюся жизнь он продолжал любить обеих, и был им обоим благодарен за то, что ему удалось пережить такие сильные чувства.

Сюжет тютчевского стихотворения


В этом произведении всего два основных персонажа. Автор, от лица которого ведется повествование всего текста, и он же лирический герой, и главная героиня. Женщина, сидя в своей комнате, разбирает письма, которые до этого свято хранила. Она поочередно берет каждое письмо, с каждым из них у нее связано какое-то воспоминание. Подержав немного его в руках, женщина бросает письмо. Лирический герой внимательно наблюдает за женщиной, пытаясь уловить те эмоции, которые она переживает.

Поэт-философ мечтает передать все те эмоции, которые чувствует героиня в эту, переломную для нее пору жизни. Поэтому и использует лирик такую композицию. Всего четыре строфы, в каждой из которых отражено глубокое и тонкое чувство.

Основная тема всего тютчевского стихотворения «Она сидела на полу» - это любовная тема. Но автор поднимает и затрагивает в своем тонком и нежном стихотворении и проблему того, что человек сам приходит когда-нибудь к осознанию того, что сильные чувства уходят и уже они не вернуться. Поэтому он описывает действия главной героини в первых двух строфах. А вот третья и четвертая строфа позволяет описать уже внутреннее состояние главных героев.

Второе действующее лицо в тютчевском стихотворении «Она сидела на полу…» - это лирический герой, который находится недалеко от женщины и внимательно наблюдает за ней. Но он не совершает каких-либо действий и не пытается помешать женщине. Он сам переживает очень сильно, наблюдая за ней. И горькая грусть поселяется в его душе. Он видит, как женщина страдает, как тяжело ей, но помочь ей, или что-то изменить он не может. Поэтому порой его страдания доходят до полного отчаяния. Ошибки уже совершены и возврата не может быть.

Можно выделить в отдельный образ и письма, которые занимают центральное место в стихотворении. Их очень много, и все они подтверждение чувств, которые бушевали в душах супругов. Но теперь это всего лишь зола, которая даже успела остыть. Для героини эти чувства и эти письма – напоминания о том, что всё прошло, это память о любви, которая теперь не воскреснет.

Анализ тютчевского стихотворения


В композиции тютчевского стихотворения выделяется четыре строфы. Рассмотрим их более подробно. Первая строфа – это описание действий главной героини, которая, сидя на полу, разбирает дорогие сердцу старые письма. Уже то, что женщина сидела на полу, показывает ее эмоциональное состояние, ведь в этом ее и огромные страдания, и трагедия личной жизни, и беззащитность. Все эти письма превратились уже в большую груду, которая еще хранит воспоминания дорогих для героини дней. Красивая женщина берет по одному листочку, читает, а потом резко отбрасывает в сторону. Автор ясно показывает читателю, что когда-то это было дорого для женщины.

Во второй тютчевской строфе звучит трагедия человека. Автор использует грамматическую форму несовершенного вида и прошедшего времени. Это позволяет лирику создать атмосферу воспоминаний. Поэтому поэт-философ в конце второй строки и ставить задумчивое многоточие, создавая атмосферу воспоминаний, показывая, что история эта еще не закончена. Но можно это многоточие и по-другому читать: женщина страдает по той жизни, в которой она была счастлива и которая осталась в прошлом.

Третья строфа – это женские воспоминания, где героиня вспоминает те минуты, когда она была счастлива, но вернуть то время она уже не сможет никогда. Тютчев использует слова «жизнь» и «убитая», показывая, что возврата уже не может быть. В этом собраны все переживания женщины и трагизм ситуации.

В четвертой строфе Тютчев показывает и главного героя, который как раз является виновником женских страданий. Он, глядя на нее, тоже чувствует ту боль, которую переживает героиня, он сам готов повиниться перед ней, но понимает, что ничего уже не может изменить, что чувства уже остыли и воскресить их невозможно.

Средства выразительности


Невероятное количество различных художественных средств использовано автором в стихотворении «Она сидела на полу…». Это позволяет поэту добиться необычной певучести и чувственности.

♦ Сравнение: письма сравниваются с золой.
♦ Риторическое восклицание, которое придает всему тексту особенную эмоциональную насыщенность.
♦ Инверсия, которая помогает создать особый настрой текста и придать ему особую ритмику.


В тексте встречаются многоточия, показывая, что автор не все и не всегда может выразить или объяснить словами. Невыраженные мысли и чувства остаются одной из изюминок тютчевской лирики. Написано это творение о любви четырехстопным ямбом, рифма перекрестная, идет постепенно чередование мужской и женской рифмы.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Критические оценки и отзывы


Свое мнение о тютчевском стихотворении Л.Толстой выразил всего лишь двумя буквами: «Т.Ч.», если их расшифровать, то означали они следующие слова: «Тютчев. Чувства». Он считал, что чувственному поэту удалось передать то, что не смог сделать до него никто другой: он передал чувства словами. Сам поэт говорил, что любовь всегда приносит муки и страдания, ведь это, по его мнению:

«борьба неравных двух сердец»


Всё это сделало стихотворение актуальным для всех времён. Люди постоянно попадают в любовные треугольники. Ведь даже сильное чувство, которое может угаснуть, случиться может у любого. Это и есть секрет актуальности произведения. Поэтому этот тютчевский стихотворный шедевр так глубоко проникает в сердца людей, заставляя повторять строки и сопереживать героини.

В русской литературе Федор Иванович Тютчев известен, прежде всего, как поэт-философ. Но он создал и множество проникновенных, чутких строк о любви, которые читаемы и любимы и по сей день. Любовная и философская поэзия автора взаимосвязаны единством взглядов, схожестью мотивов и трагизмом описываемого.

Особое место в подобной лирике Тютчева отдано циклу, адресованному Елене Денисьевой. В сорока семилетнем возрасте поэт, став государственным чиновником, главой семьи и популярным автором, влюбляется в однокурсницу своей дочки, студентку Смольного института, двадцатичетырехлетнюю Елену. Барышня ответила взаимностью. И между влюбленными начался страстный роман.

Отношения удавалось тщательно скрывать, пока девушка не забеременела, и, будучи скомпрометированной, была отчислена с позором за несколько дней до начала выпускных экзаменов. В городе разразился грандиозный скандал: болезненнее всего его переживала законная супруга Элеонора, которая совершенно не догадывалась об измене и даже часто приглашала Денисьеву к себе домой на чай, как подругу дочери.

Узнав правду, жена почувствовала себя униженной и оскорбленной. В порыве гнева она уничтожила большую часть писем мужа, в которых содержалось много посвященных ей стихотворений. Впоследствии они оказались утраченными безвозвратно. Как раз этому драматическому событию поэт посвятил стихотворение «Она сидела на полу…», написанное в 1858 году.

Если не изучить подоплеки, то может создаться впечатление идеалистической картинки с ноткой грусти: незнакомка, сидя на полу, разбирает стопу писем, берет их в руки, поднимает и бросает.

Тютчев обратился к лирической героине от третьего лица и используя прошедшее время. Он говорит, что она глядит на желтоватую бумагу, на которой сохранилось единство двух сердец, подобно тому, как следят души умерших с небес за оставленным ими телом, то есть потерянно, как бы со стороны.

Женщина будто не видит виновника своих мучений, что тихо стоит в отдалении. Тот хочет уйти, но боится нарушить этот создавшуюся тишину. Герой чувствует свою вину. Тютчев отметил, что смотря на женщину, мужчина готов бы упасть на колени и просить прощения за принесенное горе. Но весь трагизм состоял в том, что все эти слезы и просьбы не принесли бы никакого результата: само чувство к жене исчезло, ничего не возможно поделать. И любое примирение было бы ложью, которая только увеличила страдания обоих. Понимание этого вызвало у лирика необычайную грусть, будто еще одна страничка его судьбы перелистнута и вернуться к ней снова оказывается невозможным, как бы там ни было дальше.

Несмотря на довольно небольшой объем, произведение изобилует изобразительно-выразительными средствами. Главное место среди них занимают эпитеты: «знакомые листы», «невозвратимо пережитая жизнь», «горестные минуты», «убитая любовь» и другие. Они подчеркивают драматизм, невозвратность чувств некогда любящих друг друга людей.

Аллитерация, используемая в стихотворении, придает ему выразительность и некое осознание печальной определенности и ясности. Инверсия «стоял я молча» переносит внимание с дамы на героя, впоследствии делая акцент уже на переживаниях. Неповторимое сравнение груды писем с золой показывает, что истинное чувство может подарить неописуемое счастье, но и уничтожить его.

В данном случае любовь показана как некое судьбоносное чувство. По мнению Тютчева, она становится силой, готовой оторвать человека от земли и заставить парить над проблемами, но в то же время она может и бросить нас на землю, оставив страшные раны. Люди знают на что способна любовь, понимают, что она может разрушить их жизнь, забрать покой, но вновь бросаются в пламя страстей. И так будет всегда.