"Даёшь стране угля! " Дню шахтера посвящается.

...Вагонетки, душу веселя, проносятся как в фильме о погонях,-
И шуточку "Даешь стране угля!” мы чувствуем на собственных ладонях."
Владимир Высоцкий

Сегодня, по традиции, в последнее воскресенье августа, Россия и Украина отмечает день людей мужественной профессии. Сегодня - профессиональный праздник горняков. С Днем шахтера!

Всем шахтерам посвящается...

Сколько песен и стихов сложено о горняках, сколько фильмов снято и книг написано. Но сегодня мы поговорим об шахтерском труде и подвиге увековеченном в камне, чугуне, стали, бронзе и даже в поваренной соли. И начнем обзор с пожалуй самого известного памятника - символа Донбасса.

Памятник «Слава Шахтёрскому труду» является «визитной карточкой» города Донецка. Расположен в Киевском районе города в центре Шахтёрской площади. Авторы памятника - скульптор К. Е. Ракитянский и архитектор П. И. Вигдергауз. Памятник представляет собой скульптуру шахтёра в полный рост, который в правой вытянутой руке держит кусок каменного угля. Скульптура изготовлена из чугуна. Вес скульптуры 22 тонны. Кусок угля, который шахтёр держит в вытянутой руке выполнен из алюминия, его вес 90 килограммов. В 2009 году донецкие альпинисты установили копию памятника на Эльбрусе.

Памяти погибших рабочих при взрыве динамита на шахте № 17. Рутченково. Украина

7 февраля 1928 года на проходке № 17 Рутченковского рудника произошел взрыв динамита, в результате которого погибли 12 человек. Комиссия по расследованию ЧП установила, что взрыв произошел вследствие халатного и преступно-небрежного обращения немецкой администрации с взрывчатыми веществами. Фамилий погибших немцев на памятнике нет. Памятник погибшим стоит возле Дворца культуры имени И.Франко в Донецке.

Память шахтерам Кузбасса. Кемерово. Россия

Музей-заповедник "Красная горка". Монумент, посвященный шахтерам, Эрнст Неизвестный создал по просьбе Губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Идейным и эстетическим ключом к созданию памятника стала фраза Губернатора: «Эрнст, я прошу Вас запомнить: в каждой лампочке, которая горит, есть капля крови шахтера». В советский период на 1 млн. тонн добытого угля приходилась одна шахтерская жизнь, сейчас 3-4 погибших шахтера. Годовая добыча каменного угля в России составляет 300 млн. тонн...


Памятник погибшим горнякам. Междуреченск. Россия

История возведения этого скульптурного комплекса ведет свое начало с аварии на шахте им. Шевякова, где 1 декабря 1992 года взрыв метана оборвал жизни 25 шахтеров, 23 из которых остались погребенными в шахте.
…Два крыла - вздыбленная земля, потревоженная руками шахтеров. Между ними статуя скорбящей матери в храмовом обрамлении. Перед ней две стелы, скрепленные оком судьбы. У подножия горняк, у которого под ногами и над головой пласты угля… В создании мемориала, помимо скульптора Е. Потехина, приняли участие кузбасские художники А. Хмелевский и П. Сединин. Строительство продолжалось с 1999 года по август 2001-го. Открытие состоялось накануне Дня шахтера.

Памятник погибшим шахтерам. Караганда. Казахстан

Монумент, посвященный погибшим шахтерам, открыт 25 августа 2006 года. Основу скульптурной композиции составляет разорванный взрывом террикон, выполненный из металлических конструкций с облицовкой красно-коричневым гранитом. На одной из стелл барельеф: лицо шахтера, засыпанного углем. Красные стеллы - символ огня, энергии, что дает уголь, а так же тревоги, символ необузданной стихии. Чуть в глубине композиции помещен белый мраморный куб - как алтарь, символизирующий светлые души ушедших. Немного в стороне скульптурная композиция скорбящей матери с ребенком на коленях. На голове у ребенка - шахтерская каска. Женщина сидящая странна на первый взгляд - только половина фигуры запечатлена в бронзе. Вторая половина… её нет, она выжжена горем, ушла вместе с погибшим. На голове у ребенка - шахтерская каска. По замыслу авторов, мальчик символизирует растущую смену горняков. Позже на одной из стелл добавилась надпись, строки из известной песни Высоцкого о шахтерах, с переводом на казахский.

Памятник шахтеру в Солигорске. Беларусь


Установлен напротив Дома культуры объединения "Беларуськалий". Это типичный для эпохи социализма монумент славит шахтеров, чей труд стал основой процветания Солигорска.

Памятник шахтерам. г. Пласт, Челябинская обл. Россия

Идея композиции принадлежит скульптору Александру Рябову, монумент открыт в июле 2011 г.
…Усталый шахтер в рабочей одежде, опираясь на вагонетку, вглядывается в лица людей...
На монументе более 300 фамилий шахтеров, отдавших свои жизни в разное время в золотоносных шахтах города.

Памятник шахтерам. г. Шахты. Ростовская обл. Россия

"Мы живы не потому, что бережем себя, а потому, что делаем дело жизни." Лев Толстой. Надпись на памятнике шахтерам в Черемхове, Иркутская область, Россия.

Соледар. Донецкая обл. Украина

А этот памятник шахтеру уникален тем, что сделан из цельного куска минерала поваренной соли.

"Каска горняка", Оруро, Боливия


Садбери, Канада

Памятник погибшим в шахте Хускар. Силкстоун, Южный Йоркшир, Англия


Эйшлем, Кент, Англия

Вспомним, люди, о тех, кто сейчас под землей,
Вспомним смелых парней, обуздавших забой,
У солдат автомат, а у них молоток,
Вспомним, люди, о тех, кто дает уголек.

Вспомним хоть раз в году, тех, кто в черном аду
За тепло и за свет не увидел рассвет.
Пьем за вас, мужики, пусть стучат молотки,
За шахтеров, друзья, нам не выпить нельзя.

Снимем черные робы и сядем за стол,
О парнишке донецком вместе песню споем.
Уж подходит рассвет, и пора нам домой,
Не скучай молоток - завтра снова в забой.

Так давайте нальем, ”Коногона” споем,
Выпьем горькую чарку за то, что живем,
Наливай Воркута, поднимай тост Инта,
Пей Урал и Кузбасс, с Днем Шахтера Донбасс!
И еще раз нальем за детей и отцов,
За седых матерей и погибших друзей.
Пьем сегодня за то, чтобы завтра с утра
Клеть могла всех спустить и поднять на-гора.

Уголь играет важную роль в жизни современного человечества. В прошлом году во всем мире было добыто более 7000 мегатонн угля. Масштабное, хоть и экологически грязное, и опасное сжигание угля растет с каждым годом, к примеру в 2010 году его производство выросло на 6,8%. Около 70 стран имеют достаточные запасы угля, которых, по некоторым оценкам, хватит на несколько сотен лет при нынешнем уровне потребления. Добыча угля - одна из самых опасных работ в мире. В Китае профессия шахтера опаснее всего - каждый год там погибают тысячи горняков, но и в других частях света профессия эта не менее опасна. Добыча и использование угля приводит к различным проблемам окружающей среды, включая повышенное выделение углекислого газа. Среди других проблем - кислотные дожди, заражение грунтовых вод, проблемы с дыханием и выброс отходов с высоким содержанием тяжелых металлов. Однако наша жизнь сильно зависит от угля. Более 40% мирового электричества вырабатывается благодаря его сгоранию. Есть большая вероятность того, что электричество, благодаря которому вы сейчас читаете этот пост, было получен с помощью угля. В этом выпуске собраны фотографии добычи, перевозки угля и его влияния на окружающую среду.

1. 22-летний Шиам Рай из Непала пробирается по туннелям в угольной шахте в 91 м под землей, недалеко от деревушки Латирке, в округе Джаинтия Хиллс, Индия. В этом регионе шахтеры спускаются под землю по скользким плетеным лестницам. Дети и взрослые протискиваются в узкие туннели в тысячах частных шахтах, добывая уголь руками или примитивными инструментами без какого-либо защитного оборудования или спецодежды. (Daniel Berehulak/Getty Images)

2. Кран поднимает шахтеров из шахты в Индии. Рабочие зарабатывают до 150 долларов в неделю, что намного выше, чем средний ежедневный доход жителей Индии (15 долларов). (Daniel Berehulak/Getty Images)

3. 38-летний Прабхат Синха несет уголь весом 60 кг вверх по лестнице из шахты в Индии. Преодолев опасную горную дорогу, рабочие доставляют уголь в соседний Бангладеш и Ассам, откуда его развозят по всей Индии. (Daniel Berehulak/Getty Images)

4. 20-летний Анил Баснет сидит над угольной шахтой в Джиантия Хиллс, Индия. Многие рабочие приезжают сюда из соседних индийских штатов и даже стран, таких как Бангладеш и Непал, надеясь избежать нищеты и улучшить свое качество жизни. (Daniel Berehulak/Getty Images)

5. 20-летний Анил Баснет толкает телегу с углем из туннеля в 90 м под землей. Некоторые рабочие отправляют домой деньги, но многие тратят зарплату на алкоголь, наркотики и проституток. (Daniel Berehulak/Getty Images)

6. Мальчик работает на угольном складе в Индии. По некоторым данным, на 5000 частных шахт работает около 70 000 детей. Власти не подтверждают эти данные. Несмотря на все опасности, дети часто работают на шахтах, пытаясь помочь своим семьям. (Daniel Berehulak/Getty Images)

7. Школьники идут через склад угля по пути домой. Местным школам, дающим бесплатное обучение, трудно убедить родителей в пользе образования, так как те видят в детях источник дохода. Шахты манят их куда больше, чем классы. (Daniel Berehulak/Getty Images)

8. 13-летняя ученица Кала Раи на уроке английского. Кала работала на шахте по полгода с 12 лет. Учителям удалось убедить ее родителей отправить ее в школу. Кала хочет стать врачом. (Daniel Berehulak/Getty Images)

9. Тяжелая техника работает на угольном разрезе ОАО «Кузбассразрезуголь» рядом с Кемерово, Россия. «Кузбассразрезуголь» - второй по величине в России производитель угля. (Andrey Rudakov/Bloomberg)

10. Дым из труб электростанции в Улан-Баторе, Монголия. Уровень загрязнения в Улан-Баторе зависит от времени года - летом он низкий, но зимой вырастает в разы. Среди стран, в которых находятся 10 самых загрязненных городов в мире, также есть Иран, Пакистан, Индия и Ботсвана. (Carlos Barria/Reuters)

11. Спасатель переводит дух во время спасательных работ после трагедии на шахте Суходольская-Восточная в Украине. Тогда погибли 18 шахтеров, и еще 20 пропали без вести после взрыва на шахте. (Alexander Khudoteply/AFP/Getty Images)

12. Семилетняя Ноорен Хайят с инструментами после работы на кирпичном заводе на окраине Исламабада. (Muhammed Muheisen/AP)

13. Джимми Мерфи держит баночку с водой из колодца у своего дома. Он говорит, что вода загрязнилась из-за угольного шлама. Судебные разбирательства с ответственной за загрязнение компанией «Massey Energy» идут уже 7 лет. (Jeff Gentner/AP)

14. Мужчина проходит мимо ТЭЦ во время пыльной бури в Линьву, Китай. (Stringer/Reuters)

15. Босниец на велосипеде на туманной улице в Сараево. Причина такого густого тумана - чрезмерное потребление низкокачественного угля. (Elvis Barukcic/AFP/Getty Images)

16. Рабочие шахты «Августе Виктория» идут на работу под землю в Марле, Германия. Здесь 3700 шахтеров добывают 3 миллиона тонн угля в год. (Ina Fassbender/Reuters)

17. Родственники ждут новостей о попавших под завал шахтерах в Хешане, Китай, 3 июля. Более 40 шахтеров оказались в западне в размытой из-за дождей шахте. (STR/AFP/Getty Images)

18. Женщина продает уголь в Порт-о-Пренс. На Гаити люди пытаются свести концы с концами, продавая товары и услуги, в то время как страна не может наладить жизнь после землетрясения двухлетней давности. (Dieu Nalio Chery/AP)

19. Пар и другие выхлопы от теплоэлектростанции рядом с Литгоу, Австралия. (Daniel Munoz/Reuters)

20. Шахтер, бывший в обрушившейся шахте более 180 часов, в больнице в Хешане, Китай. (China Daily/Reuters)

21. Уголь на конвейере на разработке в Танджун Эниме, Индонезия. (Dadang Tri/Bloomberg)

22. Шахтер в провинции Шаньси, Китай. На данный момент Китай - крупнейший производитель и потребитель угля в мире. (Nelson Ching/Bloomberg)

23. Родственники успокаивают друг друга на похоронах шахтера, погибшего в забое. Снимок сделан в Макеевке, Украина, 31 июля 2011 года. 11 шахтеров погибли в инциденте на шахте Бажанова в городе Макеевка, Донецкой области. (Alexander Khudoteply/AFP/Getty Images)

24. Люди спят под зонтом на свалке в угольной разработке на окраине Фушун, Китай. (Stringer/Reuters)

25. Спасатели несут выжившего из затопленной шахты в Китае. (China Daily/Reuters)

26. Шахтеры готовятся отправиться на работу в шахте Воргашорская в Воркуте. (Eduard Korniyenko/Reuters)

27. Грузовик с 447 тоннами угля на разработке к северу от Дугласа, штат Вайоминг, США. (Westech/Casper Star-Tribune/AP)

28. Железнодорожные рабочие толкают вагон с углем обратно на путь, после того как он сошел с него у электростанции в Ахмедабаде, Индия. В инциденте пострадали 4 человека. (Amit Dave/Reuters)

29. Два спасателя выходят из коммуникационного центра, где продолжаются операции по спасению четырех уэльских шахтеров, оказавшихся в ловушке в 90 м под землей у поселка Силибебил, Уэльс. Все четверо погибли. (Matt Cardy/Getty Images)

30. Экскаватор работает в открытой буроугольной шахте в Белхатуве, Польша. (Darek Redos/AFP/Getty Images)

31. Афганец продает уголь в Кабуле. (Omar Sobhani/Reuters)

32. Жители вьетнамской провинции Куангнинь нелегально перевозят уголь на велосипедах. (Kham/Reuters)

33. Члена экипажа затонувшего корабля поднимают на вертолете у побережья Мумбаи. Судно «MV Rak Carrier», перевозившее 60 000 тонн угля из Индонезии в Индию, затонуло у берега Мумбаи. Экипаж спасся. (Indian Ministry of Defense/HO/AFP/Getty Images)

34. Девушка споткнулась, пытаясь унести огромную корзину с углем, который они откопали из нелегальной открытой "шахты-копанки" в деревне Бокапахари, Индия. (Kevin Frayer/AP)

35. Местные жители против полиции во время перекрытия дороги в Хаймень, Китай, во время акции протеста против плана построить электростанцию на угле в городе. (David Gray/Reuters)

36. Шахтер работает в выемочном штреке в 90 метрах под землей в шахте в Орнонтовице, Польша. (Peter Andrews/Reuters)

37. Крупные угольные компании скупают недвижимость в мелких населенных пунктах вдоль шоссе 26 в Уэст Вирджинии, которое соединяет Бандитаун, Твайлайт и Линдитаун. Выше по шоссе эти компании добывают уголь. На фото: 75-летний житель одной из таких деревушек. (Nicole Bengiveno/The New York Times)

38. Рабочие несут тело коллеги во время спасательной операции на шахте на окраине Кеты, Пакистан. Пять шахтеров погибли, когда на шахте взорвался газ. (Banaras Khan/AFP/Getty Images)

39. Рабочий (справа) на свалке угольной шахты моет лицо рано утром у Кабула. Рабочие получают здесь по 10 долларов в день. Многие прибыли сюда из северных провинций, оставив дома семью. (Ahmad Masood/Reuters)

40. Передняя часть короткозабойного комбайна рядом с Тринидадом, штат Колорадо, США. (Mark Reis/The Colorado Springs Gazette/AP)

41. Активисты «Гринпис» висят на кране на территории электростанции в районе Делмас в ЮАР. Надпись на баннере: «Убийца климата». (Shayne Robinson/Greenpeace Handout/AFP/Getty Images)

42. Родственники опознают тела погибших шахтеров шахты в китайской провинции Юньнань после взрыва газа. Сотни спасателей по очереди спустились в шахту, где незаконно добывали уголь, чтобы достать тела погибших и спасти выживших. (AP)

43. Отца пропавшего без вести шахтера уводят от шахты в китайской провинции Ганьсу. (AP)

44. Высоковольтные провода обрамляют электростанцию на угле в Нирдерауссеме, Германия. (Ina Fassbender/Reuters)

45. Сторонники католической монахини сестры Вальсы Джон участвуют в вечерней службе с требованием провести расследование ее убийства в Нью-Дели. Ее убили в Джаркханде, полиция нашла ее изуродованное тело. Многие считают, что за этим стоят директора местных угольных компаний, против которых она боролась за права местного населения. (Tsering Topgyal/AP)

46. Арест демонстранта, отказавшегося покидать вестибюль банка «PNC» в Филадельфии. Группа демонстрантов провела акцию протеста против вложений в разработку и добычу угля. (Matt Rourke/AP)

47. Группа боснийцев перевозит уголь на телеге недалеко от Сараево. Средний уровень безработицы в стране - 42%. Сбор угля руками и его продажа на местном рынке - единственный способ выжить для бедного населения зимой. (Amel Emric/Associated Press)

48. Девочка соскабливает вещества, которые можно использовать на растопку, на кирпичном заводе в Суркхроде, Афганистан. (Rahmat Gul/Associated Press)

Даешь стране угля!

Кудияров Сергей

Ставка на экспорт в развитии российской угольной отрасли по большому счету отыграна. Для кардинального повышения внутреннего спроса на уголь понадобятся масштабные инвестиции и нетривиальные усилия угольных компаний и государства

Российская угольная отрасль переживает непростые времена. Экспорториентированная стратегия развития, позволившая нарастить добычу за последние пятнадцать лет более чем наполовину и кардинально модернизировать производство, начала пробуксовывать. Выход на мировой рынок угля, прежде всего в его самый динамичный - тихоокеанский - сегмент, новых агрессивных игроков с существенным гандикапом по себестоимости обвалил мировые цены. С января 2013 года основной объем экспорта российского угля стал убыточным, как и консолидированный финансовый результат работы всей отрасли.

Дело осложняется тем, что мы имеем дело не с короткой конъюнктурной паузой, а с серьезным изменением структуры мирового рынка энергоносителей, что обусловит сохранение низких цен на уголь еще как минимум в течение двух лет.

Очевидно, что российские угольщики столкнулись с серьезнейшим вызовом: требуется существенная корректировка стратегий развития компаний, да и всей отрасли. Равно очевидно, что только своими силами отрасль перестроить свою работу не сможет, нужны целенаправленные меры государственной поддержки. Ведь углепром сегодня - это 165 тыс. рабочих мест, почти 2 млрд долларов налогов и соцотчислений и 13 млрд долларов экспортной выручки - пятое место среди крупнейших товарных позиций российского экспорта после нефти, нефтепродуктов, газа и черных металлов.

В конце августа в Кемерове заседала правительственная Комиссия по вопросам стратегии и развития ТЭК. Мозговой штурм, посвященный разбору состояния отрасли и поиску необходимых мер поддержки, прошел с участием президента Владимира Путина и министра энергетики Александра Новака .

Сланцевый сюрприз

Все прошлое десятилетие, вплоть до кризиса 2008 года, мировая угольная отрасль переживала период благоприятной конъюнктуры. На пике, летом 2008 года, цена энергетических углей в портах атлантического бассейна превышала 210 долларов за тонну (см. график 1). Кризисный провал спроса и цен был глубоким, но непродолжительным, уже с марта 2009 года цены начали устойчиво расти и к весне 2011 года увеличились вдвое, с 60 до 120 долларов за тонну. Наблюдался сильный рост спроса на уголь со стороны азиатских стран, прежде всего Китая (он добывает угля почти в десять раз больше, чем Россия, около 3,5 млрд тонн, примерно половину мировой добычи, и еще почти 300 млн тонн импортирует - см. графики 2 и 3) и Индии. Ничто, казалось бы, не предвещало неприятностей. В январе 2012 года правительство РФ утвердило программу развития угольной отрасли на период до 2030 года, которая фиксировала весьма оптимистические планы развития, и вновь в расчете преимущественно на экспорт. Предполагалось увеличить к 2030 году объемы добычи угля в стране почти на треть, до 430 млн тонн (это означало побитие позднесоветского рекорда добычи - 425 млн тонн в 1988 году), нарастить экспорт с нынешних 130 млн до 170 млн тонн.

Параллельно должна была произойти и существенная модернизация отрасли за счет вывода из эксплуатации старых неэффективных производств и ввода новых. Указывались, например, показатели ежегодного ввода новых мощностей - 20 млн тонн при ежегодном же выводе 7 млн тонн старых.

Однако в 2011 году наступил коренной перелом в динамике развития мирового рынка не только угля, но энергоносителей в целом. Практически одновременно произошли следующие знаковые события. Прежде всего неожиданный быстрый рост добычи в США сланцевого газа обвалил внутренние цены на него, и дешевый газ стал вытеснять из американской энергетики уголь. Всего пять лет назад США были заметным импортером угля, а уже в прошлом году 114 млн тонн американского угля было вывезено на внешние рынки (для сравнения: российский экспорт составляет 132 млн тонн). Оказалось перенаправлено 6–7% совокупных международных поставок угля, сформировались свободные объемы угля в Австралии, Индонезии и Колумбии, ранее направлявшиеся на американский рынок. При этом темпы роста мировой экономики замедлились - такого количества дополнительного угля ей явно было не нужно. Началось медленное, но неуклонное снижение цен. К настоящему времени с промежуточного максимума весны 2011 года мировые цены на разные марки углей снизились уже на 30–40%.

По словам генерального директора СУЭК Владимира Рашевского , при текущих ценах от 20 до 30% всех угольных компаний мира работают в убыток: «По логике рынка они должны бы закрывать убыточные активы, уходить с рынка. Но они не уходят, держат свою рыночную нишу, чтобы потом не потерять ее. В более благополучный период эти компании успели накопить некоторый запас прочности, и сейчас за счет него у них есть потенциал снижения себестоимости».

В России все это выразилось в том, что угольный сектор в целом стал убыточным: по итогам пяти месяцев нынешнего года угольные предприятия страны понесли убыток в 3,5 млрд рублей против прибыли в 31 млрд рублей за аналогичный период прошлого года.

Проблемы с рентабельностью вынуждают компании сворачивать или переносить на неопределенное время свои инвестиционные проекты по вводу новых мощностей. Причем отраслевые эксперты убеждены, что переносить эти инвестиции придется на весьма отдаленное будущее.

Владимир Рашевский полагает, что период неблагоприятной ценовой конъюнктуры продлится еще долго, возможно, до двух лет: «На рынке сейчас явный избыток предложения. Потом будет рост. Но рост постепенный. Такого быстрого восстановления, как после кризиса 2009 года, вряд ли стоит ожидать».

Заместитель гендиректора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев тоже считает перспективы отрасли печальными: «С учетом динамики макроэкономических показателей в Азиатско-Тихоокеанском регионе очевидно, что раньше 2016 года принципиального улучшения ситуации со спросом ожидать не стоит. На фоне избытка предложения среднегодовые цены останутся на текущем уровне плюс-минус 10–15 процентов».

Все это означает срыв амбициозной программы развития отрасли.

По оценкам заведующей лабораторией Института энергетических исследований РАН Людмилы Плакиткиной , при развитии мирового рынка по сценарию неблагоприятной конъюнктуры к 2030 году на Дальнем Востоке можно ожидать только плавного роста на 12,2% по сравнению с 2012 годом, в Восточной Сибири - стагнации, а в Западной Сибири с ее Кузбассом - даже падения добычи на четверть. В совокупности к 2030 году добыча угля станет на 112 млн тонн в год меньше, чем предусмотрено отраслевой программой 2011 года.

Экспорт: транспортный барьер

В такой ситуации главное - поиск возможностей увеличения сбыта. Варианта тут, собственно говоря, всего два - экспорт или наращивание внутреннего потребления.

Начнем с экспорта. Для российской угольной промышленности экспортные поставки имеют важнейшее значение. На протяжении многих лет экспорт рос опережающими темпами по сравнению с отраслью в целом. С 2002-го по 2012 год прирост добычи угля в стране составил 78 млн тонн, или 32%, а экспорт вырос на 81,8 млн тонн, или на 166% (см. график 4). К настоящему времени экспортная квота в российской угольной отрасли превысила 40% (более высокие показатели только у Индонезии и Австралии, опережающих нас и по общему объему вывоза), тогда как внутреннее потребление угля уже третье десятилетие фактически стагнирует. «На электростанциях, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в агропромышленном комплексе потребление угля с 1988 года сократилось в полтора раза, а в металлургии - на 40 процентов», - констатировал Александр Новак на недавнем совещании в Кемерове.

Неудивительно, что многие российские угольные компании ставят экспорт в число приоритетов своего развития. По словам Владимира Рашевского, «СУЭК быстро наращивает экспорт угля. Наша стратегия состоит в приоритетном усилении экспортных позиций. Объем спроса на уголь на международном рынке уверенно растет. На внутреннем российском рынке его нет, происходит даже сжатие рынка».

Сегодня российский уголь идет в два основных сегмента мирового рынка. Можно говорить о западном, атлантическом, и восточном, тихоокеанском, рынках угля.

Россия хорошо представлена на западном рынке, здесь доля российского угля достигает 32%. Но этот рынок небольшой, его объем - всего лишь 270 млн тонн. К тому же он медленнее растет. И в перспективе будет только сужаться. США, как было указано выше, сами стали экспортером. А Евросоюз принял в разработку энергетическую программу «20–20–20»: на 20% меньше двуокиси углерода, на 20% меньше энергопотребления, 20% энергобаланса за счет альтернативных источников. Очевидно, это приведет к снижению потребления угля.

Другое дело рынок восточный. Его объем - около 900 млн тонн угля, в прошлом у него были более высокие темпы роста, и у него, в отличие от Европы, в принципе есть перспективы роста. Этот рынок, очевидно, был бы наиболее привлекательным для российских экспортеров (см. график 5). Но пока что доля российского угля там составляет всего 5%.

При этом претендентов на этот рынок много. И всем места может не хватить, ведь инвестиционные программы угольщиков строились на прогнозах тогда еще благоприятной конъюнктуры. Реально же имеет смысл ожидать некоторого снижения темпов роста. «Если в период с 1990-го по 2011 год среднегодовой темп прироста потребления каменного угля в целом в мире составлял 5,6 процента, то теперь наступает период замедления потребления каменного угля, - говорит Людмила Плакиткина. - Среднегодовой темп прироста составит только 1,2 процента. В частности, в Китае среднегодовой темп прироста потребления каменного угля в период до 2020 года, по нашим прогнозам, может составить 2 процента против 10,6 процента в период с 1990-го по 2011 год, а в Индии, соответственно, 1,9 процента против 6,3».

Таким образом, будущее российского экспорта будет зависеть от конкурентоспособности российского угля на восточных рынках. А здесь наши позиции не очень-то хороши. «По совокупности конкурентных преимуществ и недостатков российский уголь находится в третьем квартиле мировых поставщиков», - говорит Владимир Рашевский из СУЭК. У российского угля есть три основных конкурентных преимущества. Первое - близость российских дальневосточных портов к рынкам сбыта - Японии, Китаю, Корее (Индии, конечно, это не касается). За счет меньшего расстояния меньше ставки фрахта. Второе - у российского угля низкое содержание примесей, таких как азот или сера. Для многих потребителей это очень важно. Например, в некоторых странах есть законодательные ограничения по допустимому содержанию азота и серы. А такой уголь, по словам г-на Рашевского, можно сжигать даже без сложных очистных сооружений.

И наконец, третье - производственная себестоимость угля в России - одна из самых низких в мире.

Но все эти плюсы, увы, поглощаются двумя жирными минусами. У российского угля несколько ниже калорийность (теплотворная способность), чем, например, у австралийского. А низкие ставки фрахта с лихвой перекрываются высокими затратами на железнодорожные перевозки до портов. Большинство работающих угольных мощностей в России, в частности весь Кузбасс, на который приходится 70% страновой добычи, удалены от ближайших портов на несколько тысяч километров, тогда как многие угольные карьеры в Индонезии и Австралии расположены на побережье, в непосредственной близости от портов. В результате, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), расходы на транспортировку угля до порта в России составляют в среднем 30 долларов на тонну, а в Австралии - всего лишь 5 долларов.

Со временем инфраструктурный разрыв будет становиться все более угрожающим (см. график 6). Рассказывает руководитель департамента ИПЕМ Александр Григорьев : «Объемы новых вводимых и расширяемых перевалочных мощностей в угольных портах России и Австралии отличаются в разы. Более того, например, власти австралийского Квинсленда всерьез обсуждают возможность увеличения пропускной способности местных угольных портов с 242 до 787 млн тонн к 2020 году. С учетом того, что в порту мы австралийцам всегда будем уступать 20–30 долларов за тонну, если, конечно, уголь не отвозить в порт бесплатно, перспективы расширения нашего угольного экспорта выглядят весьма туманно».

Владимир Рашевский полагает, что Россия на восточном рынке сможет рассчитывать на сохранение к 2020–2025 году своей доли в 5% с учетом роста объемов самого этого рынка. Но даже для этого потребуется масштабная инвестиционная программа развития железных дорог на востоке страны. В частности, реализация предлагаемой РЖД программы развития БАМа и Транссиба стоимостью 560 млрд рублей. А для того, чтобы значительно увеличить долю на рынке, потребуется реализация существенно более масштабных проектов.

Увы, экспорт не сможет стать для России решением всех угольных проблем даже при огромных вложениях. А значит, требуется переосмысление роли угля на внутреннем рынке, причем не только в привычном амплуа энергоносителя и металлургического сырья, но и в ряде перспективных направлений его производственного использования.

Внутренние резервы

Основным потребителем угля является тепловая генерация. Львиная доля электроэнергии в мире вырабатывается на тепловых электростанциях. Но все большее их число переводится на иные виды топлива, главным образом на газ. По словам Александра Григорьева, «за последние пять лет, несмотря на значительные темпы роста производства угля в мире, доля его использования в выработке электроэнергии начала сокращаться (с 42 до 40 процентов). Эта тревожная тенденция еще раз показывает, что угольная генерация не выдерживает конкуренции с альтернативными видами выработки электроэнергии».

Проблема угля - сложившееся соотношение цен на разные виды топлива. Уголь оказывается конкурентоспособным в качестве топлива в том случае, если он дешевле газа в два с половиной, а лучше - в три раза в пересчете на условное топливо. Реально сейчас на внутреннем российском рынке газ дороже всего в 1,3 раза (см. график 7).

Внутренние цены на газ в России долгое время регулировались государством, в то время как уголь жил по законам рыночного ценообразования, все больше страдая от повышения железнодорожных тарифов. Можно ли как-то повлиять на сложившуюся ценовую ситуацию? Эксперты полагают, что вряд ли.

По словам Алексея Белогорьева, «за последние двадцать лет доля газа в российском топливно-энергетическом балансе увеличилась с 43,9 до 53,4 процента, а доля угля снизилась с 18,2 до 15,8 процента (см. график 8). Любые попытки воздействия на баланс связаны в нашем случае прежде всего с регулированием ценообразования на газовом рынке. Уголь может стать в России конкурентоспособным по цене только в отдаленной перспективе, после 2025 года, и то лишь в том случае, если государство не будет сдерживать рост тарифов на газ, что само по себе представляется маловероятным».

При этом потребление коксующегося угля, вероятнее всего, будет снижаться вследствие развития безкоксовой металлургии и все большего распространения альтернативных металлу композитных материалов.

Получается, перспектив у угля на внутреннем рынке нет совсем? Это не так.

Говорит Владимир Рашевский: «У нас в стране сложилась парадоксальная ситуация. Электроэнергия перебрасывается с европейской части России и Урала в Сибирь, хотя в Сибири избыток доступной энергии. Электроэнергетика европейской части страны работает в основном на газе. Действительно, глупо было бы везти столько угля, скажем, в Центральную Россию. Но в Сибири энергетика как раз на угле. Здесь можно и нужно строить новые угольные электростанции, строить электрические сети для переброски более дешевой электроэнергии на Запад».

Действительно, сегодня стоимость электроэнергии в Сибири - 1,9 рубля, в полтора раза ниже, чем цена конечного потребителя в Европе. Эта электроэнергия - одна из самых дешевых в мире. Сам по себе уголь в качестве топлива в Сибири в полтора раза дешевле, чем газ, и в пять раз дешевле, чем мазут.

Тут можно отметить, что программа развития электроэнергетики до 2015 года предусматривает увеличение угольной генерации на 2,7 ГВт, а Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики прогнозирует рост объема потребления угля российскими тепловыми электростанциями к 2030 году на 20 млн тонн, до 120 млн тонн в год. В основном это дальневосточные проекты, ориентированные на удовлетворение потребностей местных энергопотребителей. Это, например, реализуемые силами «Русгидро» ТЭЦ в Советской Гавани Хабаровского края, Сахалинская ГРЭС-2, Благовещенская ТЭЦ-2. Всего к 2030 году на Дальнем Востоке должно быть введено до 12 ГВт новой угольной генерации (см. таблицу).

Планы создания новых электрогенерирующих станций на угле до 2030 г.

Современные угольные электростанции обладают достаточно высокими экологическими характеристиками, а их КПД, хотя и уступает современным парогазовым ТЭС, тем не менее находится на достаточно высоком уровне (44–46% у угольных ТЭС на суперсверхкритических параметрах пара против более чем 50% у ПГУ), но дешевизна угля с лихвой компенсирует эти его недостатки по сравнению с газом.

Кроме того, существует определенный потенциал переброски относительно дешевой «угольной» электроэнергии на Запад. Уже сегодня Владимир Рашевский оценивает его в размере до 15–20 млрд кВт·ч, и это только за счет дозагрузки имеющихся генерирующих мощностей. В ближайшие года два, с вводом новых мощностей, эта величина может вырасти до 25 млрд кВт·ч, что эквивалентно 10–15 млн тонн дополнительного спроса на уголь.

Планы развития угольной энергетики за Уралом получили одобрение президента. На совещании в Кемерове Путин отметил, что наблюдается дефицит доступного газа, но в то же время есть резервы по снижению цен на уголь для внутренних потребителей за счет исключения посредников.

Уголь как химсырье

Впрочем, говоря о сбыте угля, нужно не забывать, что совсем не обязательно продавать его в «сыром» виде. Его можно переработать.

Самое простое - развернуть при добыче еще и мощности по обогащению. Обогащение угля - это процесс классификации, дробления, снижения серосодержания, зольности и повышения его теплотворной способности. Для энергетических марок углей из-за неоднородности угольной массы в первую очередь важны два показателя - зольность и серность. Через них обеспечивается стабильность качества, что является определяющим для энергетиков. После обогащения не приходится возить примеси, можно сделать надбавку к цене за качество - все это снижает влияние транспортной составляющей в стоимости продукта, которая в нашей стране высока.

В деле обогащения угля Россия в последние годы уже достигла существенных успехов. По данным губернатора Кемеровской области Амана Тулеева , «за последние десять лет на развитие обогащения в Кузбассе было инвестировано 57 миллиардов рублей, построено 17 обогатительных фабрик. В результате доля переработанного угля в Кузбассе в 2012 году составила почти 70 процентов. В дальнейшем нам надо стремиться довести уровень обогащения угля до 100 процентов». В целом объем инвестиций в отрасли в последние пять лет превысил текущую прибыль на сто с лишним миллиардов рублей - отрасль вкладывала в развитие ресурсы, накопленные за годы высокой конъюнктуры (см. график 9).

Но обогащением возможности работы с углем не ограничиваются.

Как указал Александр Григорьев, «необходимо развивать углехимию - слово, которое у нас оказалось вообще почти забытым. Пока многие у нас мечтают осчастливить Китай российским углем, в самой Поднебесной планомерно работают над развитием углехимических производств. Что современные технологии позволяют делать из угля, можно посмотреть в Южной Африке на заводах SASOL, обеспечивающих эту страну не только моторным топливом, но и огромным спектром иной высокотехнологичной химической продукции».

Действительно существуют методики получения моторного топлива и химических продуктов из газа. Эти технологии стали разрабатываться в Германии еще в 1920-е годы. Во время Второй мировой войны Германия благодаря этим технологиям смогла развернуть комплекс предприятий по переработке угля, на пике достигших производственной мощности 6,5 млн тонн синтетического топлива в год.

Впоследствии эстафету в развитии углехимии перехватила ЮАР, подпавшая под международные санкции из-за режима апартеида. Всего в ЮАР силами компаний SASOL и Petro SA был развернут комплекс углехимических предприятий совокупной производственной мощностью 152 тыс. баррелей в сутки (примерно 7,6 млн тонн в год).

В свое время эти технологии не получили широкого распространения в мире ввиду того, что нефть в те времена была сравнительно дешевой, а технологии переработки угля, напротив, довольно дорогостоящими: для производства 1 тонны жидкого топлива требовалось 4 тонны угля и 10 тонн воды. Так что синтетическое топливо не выдерживало ценовой конкуренции с обычной нефтью.

Сегодня ситуация изменилась. На фоне дорогой нефти и обилия доступного угля в мире снова оживляется интерес к синтетическому топливу из угля. Соответствующие предприятии строятся в Китае, сильно зависящем от импорта нефти, но обладающем крупными собственными запасами пригодного для переработки угля.

Глава Минэнерго Александр Новак утверждает, что интерес к этой технологии есть и в России: «Развитию внутреннего рынка может способствовать расширение использования угля в местах его добычи путем создания угольно-энергетических кластеров. В этих кластерах могут применяться ресурсосберегающие технологии добычи, технологии глубокой переработки угля с получением как электроэнергии, так и тепла, продуктов полукоксования, синтез газа, других продуктов газификации и углехимии вплоть до синтетического жидкого топлива. В России активные исследования по проблеме синтетического жидкого топлива из угля проводятся Южно-Российским государственным университетом, Иркутским государственным университетом и РАН».

Задачи для государства

Итак, как мы выяснили, чудеса и золотые горы в обозримой перспективе российской угольной промышленности не светят. Более того, даже для сохранения отраслью места под солнцем придется приложить недюжинные усилия.

Возвращаясь собственно к правительственному совещанию: может ли государство как-то помочь отрасли и должно ли делать это?

Вот позиция СУЭК, крупнейшей в России угольной компании. «Прямые финансовые вливания со стороны государства чаще всего не нужны, - говорит советник гендиректора СУЭК Сергей Твердохлеб . - Мы уже давно работаем в рыночных условиях. Но государственное участие нужно в вопросах обеспечения инфраструктуры, в первую очередь железных дорог. Во-первых, это расшивка узких мест. Работы, полезные как для отрасли, так и в конечном счете для самого государства. Например, мы построили свой Ванинский терминал под проект РЖД - строительство нового Кузнецовского туннеля на подходе к Ванинскому порту. Если бы не было этого проекта, мы не запустили бы строительство терминала в Ванине. А этот терминал в этом году перевалит 13 миллионов тонн угля, с его работы мы заплатили 10 миллиардов рублей налогов только за последние несколько лет. Важно также решение вопроса внедрения долгосрочного тарифа на железных дорогах».

Глава РЖД Владимир Якунин на совещании в Кемерове в принципе поддержал идею привязки железнодорожных тарифов к ценам на уголь. Но к конкретным соглашениям угольщики и РЖД еще не пришли. По словам Якунина, железные дороги и так возят уголь «ниже себестоимости, в два раза ниже законной ставки», что по итогам 2012 года принесло компании расчетных убытков на 79 млрд рублей.

Остаются заметные резервы повышения эффективности. Необходимо, в частности, провести реинжиниринг шахт, поднять производительность труда. Это дорого, обходится в сотни миллионов долларов, но это необходимое условие успешной борьбы за рынок. Сами компании должны разрешать проблемы повышения своей операционной эффективности, выстраивания грамотной логистики, развивать обогатительные производства.

Но во многих аспектах, по мнению г-на Рашевского, критически необходимо вмешательство государства: «Нужны изменения в нормативной базе по недропользованию и проектированию шахт. Например, сегодня, если вы найдете какой-то участок, который захотите пустить в разработку, у вас от заявки до начала добычи пройдет шесть лет. Это очень много. За это время ситуация на рынке может измениться кардинально: вы хотели начинать добычу на хорошей конъюнктуре, а сейчас смысла в запуске уже нет. Плюс к тому вам еще, возможно, придется разбираться с собственниками земли и лесов на поверхности, над шахтой. На это еще может уйти года два. Нужно как-то этот момент в нормативной базе решить.

Нужны изменения в трудовом законодательстве. У нас сейчас смена у шахтеров - шесть часов, в мире - до 10–12 часов. Можно увеличить смену до восьми часов. Это будет всем на пользу. Тем же шахтерам - они смогут больше заработать. А сейчас они тратят много времени на дорогу (шахты ведь расположены довольно далеко от городов), чтобы поработать шесть часов.

Нужно рассмотреть возможность сокращения льготного отпуска - по желанию. Сейчас у шахтеров льготные отпуска по 60–90 дней. За такое время без работы снижается квалификация, теряется навык. Должен быть выбор, чтобы шахтер мог сократить свой отпуск. Должен быть изменен закон о специальной оценке труда. Не по формальному списку, а по аттестации конкретного рабочего места».

А вот что касается возможного вклада угольщиков в развитие угольной генерации, то принципиально они были бы в этом заинтересованы, но сейчас спроса на дополнительную энергию от угольной генерации нет. Как отметил Сергей Твердохлеб, «в России электроэнергетика превратилась в аутсайдера с точки зрения инвестиционной привлекательности. В текущих условиях тарифообразования владение энергетическими активами невыгодно и убивает капитализацию бизнеса».

Угольная отрасль сегодня оказалась в подвешенном состоянии. У нее есть большой потенциал для роста как на внутреннем, так и на внешнем рынке, однако в текущих очень тяжелых рыночных условиях все достигнутые за прошедшее десятилетие преимущества могут быть утеряны. Задача номер один для отрасли - этого избежать.

В подготовке статьи принимал участие Андрей Горбунов

Энергичное посткризисное восстановление конъюнктуры весной 2011 года сменилось затяжным охлаждением. За последние два с половиной года ценына уголь снизились на 30%

Россия занимает шестое место в мире по добыче угла и третье место по его экспорту

Россия - четвертый крупнейший потребитель угля в мире

Драйвером развития уголной отрасли России уже более десяти лет является экспортный спрос

Почти две трети прироста экспорта к 2030 году планируется обеспечить через тихоокеанские порты

Доля транпортной составляющей в цене российского угля максимальная среди всех наших основных конкурентов на азиатском рынке

Для конкурентоспособности уголь в электроэнергетике должен стоить в 2,5 раза дешевле газа. В 2012 году он был дешевле газа лишь в 1,35 раза

Выработка электроэнергии на угольных ТАЭ в России на уровне тридцатилетней давности

За последнеи пять лет инвестиции угольных компаний превысили текущую прибыль на 100 млрд рублей. Отрасль использовала ресурсы, накопленные в годы высокой конъюнктуры

Крупнейшие угольные порты России

Из книги «Кто соблазнит малых сих…» автора Медведева Ирина Яковлевна

ДАЕШЬ АЛЬТЕРНАТИВУ! Прежняя жизнь, которая с каждым годом все больше уходит в прошлое и уже кажется чуть ли не легендарной, очень превозносила волшебную силу искусства. Без него не мыслили существования. Взять хотя бы театр. Сейчас это, в основном, развлечение для молодых,

Из книги Особенности национальной гарнизонной службы автора Преображенский Виктор

Даешь экономию! Не знаю, существует ли в мире страна, жители которой способны спокойно созерцать бесхозно разбрасываемые богатства. У нас это явление породило весьма негативные устремления. Словом, воровали, приписывали и втирали очки у нас, похоже, во все времена.

Из книги Вестник Знания (N4 1927) автора Журнал «Вестник Знания»

НАШИ ЗАВОЕВАНИЯ ЭНЕРГИИ ГОПУБОГО УГЛЯ. К. ВЕЙГЕЛИН. (Новое в использовании ветросиловой энергии в СССР).У нас в СССР исследовательская работа по изучению ветродвигателей и по созданию разных типов экономически выгодных ветряков была проделана в Москве, в Центральном

Из книги Газета Завтра 315 (50 1999) автора Завтра Газета

Владислав Шурыгин ДАЕШЬ АРГУН, ДАЕШЬ ШАЛИ! ЗДРАВСТВУЙ, СПЕЦНАЗ! Вертушка зависла у земли, едва касаясь ее черной резиной пневматиков, и буквально стригла лопастями воздух, когда борттехник распахнул дверь и сидящий у двери высокий моложавый полковник первым

Из книги Газета Завтра 317 (52 1999) автора Завтра Газета

Олег Цепурский ПЛАКАТЫ ВМЕСТО УГЛЯ Ревнители западных стандартов давно говорят: давайте сдадимся потенциальному противнику - заживем, как какие японцы или немцы. Те вон после Второй мировой под американским сапогом так процвели, что даже самим оккупантам на зависть.

Из книги Календарь-2. Споры о бесспорном автора Быков Дмитрий Львович

ДАЕШЬ ГОМЕРА! 28 февраля этого года просвещенный мир с благоговением отметил 165-летие великого казахского певца, Гомера XX века, казахского Стальского, легендарного народного поэта Джамбула Джабаева (1846–1945), прожившего первые 90 лет своей долгой жизни в бедности и

Из книги Сбрендили! Пляски в Кремле продолжаются автора Бушин Владимир Сергеевич

ДАЕШЬ ЧЕРТУ ОСЕДЛОСТИ! Наш замечательный президент Дмитрий Медведев решил переименовать милицию в полицию, то есть продолжить великое дело, начатое его учителями Ельциным и Путиным, - изгонять из жизни все советское и восстанавливать все царское. Правильно! Молодец!

Из книги Берлинский Маринеско автора Горбачёв Сергей Павлович

Даешь Берлин! К исходу зимы 45-го казалось: еще одно усилие, еще один бросок - и мы в Берлине. Однако взять столицу третьего рейха, не снизив темпов наступления для подготовки к последнему штурму войны, было невозможно. Потому Берлинская операция началась только 16 апреля.21

Из книги Провальное восстание, или Полукастрированная оппозиция автора Лукшиц Юрий Михайлович

Даёшь революцию! 3 июля 2012-го ВР приняла закон «Об основах государственной языковой политики»: возле Украинского дома в Киеве началась акция протеста, несколько депутатов начали бессрочную голодовку. Лидер «Свободы» призвал к всеукраинской мобилизации, «к оружию». Волна

Из книги Патриархи и президенты. Лампадным маслом по костру автора Бушин Владимир Сергеевич

Даешь черту оседлости! Наш замечательный президент Дмитрий Медведев решил переименовать милицию в полицию, то есть продолжить великое дело, начатое его учителями Ельциным и Путиным, - изгонять из жизни все советское и восстанавливать все царское. Правильно! Молодец!

Из книги Путину – бой! автора Удальцов Сергей Станиславович

Даешь радикальный реализм! (интервью корреспонденту «Литературной России» Д. Черному, 17.02.2012 г.)Дмитрий Черный. Чувствовать себя старым большевиком - мне, признаюсь, непривычно. Однако именно это сравнение нырнуло мне под енотовую ушанку в ходе ожидания окончания

Из книги Путин. Толпа у трона автора Бушин Владимир Сергеевич

Даешь импичмент! 9 июля «Правда» и «Советская Россия» опубликовали довольно неуклюже и дохло озаглавленное «Обращение депутатов Думы, выступивших с предложением о недоверии правительству Российской Федерации». Господи милосердный, где они жизнь прожили, в каких школах

Из книги Как избежать климатических катастроф?: План Б 4.0: спасение цивилизации автора Браун Лестер

СОКРАЩЕНИЕ ДОБЫЧИ УГЛЯ И НЕФТИ Изменение климата представляет беспрецедентную угрозу нашей цивилизации. Традиционная энергетическая политика стала неприемлемой. Вопрос стоит так: можем ли мы быстро перейти от использования ископаемых видов топлива к возобновляемым

Из книги 1001 вопрос о прошлом, настоящем и будущем России автора Соловьев Владимир Рудольфович

Цена угля Страшная трагедия на шахте «Распадская». Взрыв на глубине 490 метров. Потом еще один.«Два взрыва прогремели на крупнейшей в России угольной шахте «Распадская» (расположена вблизи города Междуреченск на юге Кузбасса) в ночь на воскресенье с интервалом в четыре

Из книги Записки репортера автора Свинаренко Игорь Николаевич

Даешь наноквартиры 27 марта2008 г.,20:45Буйное безумное строительство в Москве продолжается. Я недавно проезжал мимо «Сити», порадовался за будущих новоселов: какие богатые виды из окон! Я внимательно рассматривал строящиеся объекты, делать-то в пробке все равно нечего, а тут

Из книги Красная каторга: записки соловчанина автора Никонов-Смородин Михаил Захарович

3. ДАЕШЬ ХУТОРА Село Джубга рассыпалось по долине небольшой горной речки того же имени, впадающей в море в пределах самого села. В этом горном селе есть даже небольшая площадь и на ней церковь.Недалеко от площади в большом досчатом сарае с грубо сколоченной сценой

Странно рождаются мысли...
И что за чужие слова?
Разве я их сказала?
А может кричит душа?
А может это все чувства...?
Холодный разум молчит...
Что скажет сердце...?
А на душе пусто...
Лишь рана в груди болит.
Порой, так мешают числа,
И хочется бросить все...
Нелепые глупые письма...
Зачем...для чего это все?
Терзаешь себя, коробишь,
И совесть грызет гранит...
А может быть лишь поможет,
Забыться и все забыть?
Страданья - к чему все это?
Что могут они изменить?
Усталость...

Странная погода,
Снега нет, а дождь.
Поливает снова,
Целый день и ночь.

Что за катаклизмы,
В декабре тепло.
От небесной клизмы,
Прячемся в метро.

Осень задержалась,
Нам то не впервой.
Ах какая жалость.
Грустно, боже мой.

Новый год уж скоро,
Праздник дорогой.
В луже мы под ёлкой,
Встретимся с тобой.

Странную игру ты затеял, милый
Хочешь что-то мне, наверное, сказать?
Знаешь, между нами эти мили
Просто не могу опять тоску сдержать.

Просто я устала от молчанья,
От вранья, от глупых, жестких фраз.
От себя в конец устала
И от слабости моей к тебе.

Знаешь, ведь молю я Бога
Каждый день, чтоб были мы вдвоем,
Чтобы не коснулись нас тревоги
Чтобы жили дружною семьей.

Как-то вечером себя спросила:
"Сколько можно ждать, страдать?"
Почему так в этом мире сложно -
Нужно ведь любовь...

Странно как-то на душе
Хочется кричать и плакать.
Хочется бежать от страха
И опять я в пустоте...

Почему так происходит?
Уходил, но возвращался.
Ты с другой, а я - одна
Убегаю от себя!

Убегаю от любви,
Убегаю от печали,
Убегаю в суету,
Чтоб меня не замечали.

Кто поможет, объяснит,
Кто все точки мне расставит,
Обогреет, сохранит
Навсегда любить заставит?

Кто-то скажет "Уходи!"
Ну а кто-то "Оставайся!"
Сердце рвется из груди
Без тебя опять скучаю.

Возвращайся, не...

Странно чувствовать, любимый,
Как течет меж пальцев время,
Как растёт гора песчинок,
Отмеряя век разлуки.
Между наших встреч недолгих
Словно все часы сломались,
Остановленные стрелки
Затянулись паутиной.
Только сердце неумолчно
Отбивает ритм свой четкий,
Приближая с каждым стуком
Миг заветного свиданья.
Остается тихо верить
В то, что сбудутся надежды -
Боги нам с тобой позволят
повстречаться хоть однажды.

Забыт Богами край наш славный?
Ан нет, богам чужим поёт
Псалмы народ наш православный
И меч ворогу отдаёт

Чубами пыль с чужих сандалий
Метёт с улыбкой во весь рот.
Продали честь, страну продали,
Продали кровь свою и пот.

Свои герои позабыты.
На смену им из темноты
Лишь педерасты и бандиты
На пьедесталы подняты.

Рукой безвольной бесы правят,
С мечём на брата лезет брат,
И псов свирепых сворой травит
Людей заморский супостат.

Сжигать детей для вас забава
Под красной маской...

здравствуй, сторонний
мимопроходец
это долинный
термитов народец
каждый невзрачен
ростом малы
только толпою
они удалы
вместе собравшись
валят других
раньше похожих
счас не таких
в этих признаньях
есть негатив
зависть играет
вечный мотив

Песня термитов:

Вместе собравшись
с песней идем
гор испугавшись
башню снесем
это спасенье
наших долин
от леденящих
снежных вершин
вот они всюду
вечно стоят
к нам не пропустят
ищущий взгляд
были бы силы
свалили б и их
выскочек...

Есть на свете очень Странный город...
Люди в нём живут очень грустные.
Странно всё у них... даже природа...
Серостью безмолвной всё окутано.

В Странном городе… странные обычаи...
В нём забыли люди слово ЛЮБОВЬ.
В Странном городе странные привычки...
В нём не верят в предсказания Богов.

Люди ходят там с хмурыми лицами...
Смотрят друг на друга неприветливо.
Город тот... окутан чёрными тучами...
В этом городе всё серо и бесцветно.

Растут в городе деревья без листьев...
Птицы там...

Шахта всегда считалась очень перспективным предприятием, но в последнее время в центральном регионе отказываются от использования угля для получения энергии. Упадок начался в 90-х годах, а ранее в одной только Тульской области работало более 30 угольных шахт, а еще были шахты в Рязанской, Тверской и Смоленской областях.

Главный инженер шахты Сысоев Юрий Львович устроил замечательную экскурсию, переоделся в рабочую одежду и подробно рассказал о внутреннем устройстве шахты. На шахте он работает более 25 лет.

1. Строительство шахты началось в 1967 году, предполагалось что она будет одной из крупнейших шахт Подмосковного угольного бассейна. Шахта была сдана в эксплуатацию в 1974 году.

2. В данный момент на предприятии задействовано около 80 человек, которые работают в 4 смены. Добыча угля производится очень малыми объемами, а учитывая текущую отпускную цену угля все это совершенно не рентабельно для шахты.

3. Основным видом транспорта на шахте является узкоколейная железная дорога с колеей 900 мм. На наземном участке работает 3 электровоза, а под землей - 7.

4. Гора пустой породы (террикон) расположенная вдали насыпается по очень интересной технологии. Туда ездит вагонетка по тросу закрепленному к мачте. Подвесная канатная дорога вдвойне уникальна тем, что является одномачтовой. Высота террикона примерно 50 метров, а верхняя точка мачты около 120 метров.

5. Общий вид шахты. Прошлый кадр был снят от огромной звезды на самой высокой точке здания шахты. Красная звезда размером более 1 метра давно уже перегорела...

6. Можно сказать, что угледобывающая отрасль находится на волоске от смерти.

7. Теоретически существуют проекты по развитию этой отрасли, но пока никаких реальных действий не предпринимается. До 90-х годов на шахте было задействовано более 1800 человек.

8. Ознакомимся с общим планом горной выработки. Добыча угла ведется на одном горизонте, на глубине 74 метра от поверхности земли. Под землю уходит два ствола - основной и вспомогательный. Через основной ствол происходит подъем угля на поверхность и закачивается воздух. Вспомогательный ствол служит для подъема и спуска людей и оборудования. Шахта имеет три крыла - северное, южное и восточное, их наглядно видно на представленной карте. Южное крыло частично затоплено, а восточно загазовано. Общая протяженность подземных тоннелей примерно 26 километров.


9. В административном здании шахты также имеются учебные классы. Раньше здесь проходили практику студенты. Обширный информационный материал подробно знакомит с устройством шахты.

10. Схема конвейерной линии. Опишу подробнее, это позволит лучше понимать кадры представленные непосредственно из шахты. Справа находится проходческий комбайн. Слева вертикально проходит вентиляционный штрек, параллельно ему идет откаточный, по которому вывозятся вагонетки с породой. Снизу на схеме проходит конвейерный штрек, где проложена конвейерная лента, по которой порода от места разработки перемещается к вагонеткам. Вверху горизонтально проходит бортовой штрек. Ниже на стенде представлены реле и переключатели управляющие электроборудованием.


11. Учебная модель проходческого комбайна 4ПП-2. Только здесь его можно увидеть целиком, ведь под землей он собирается из деталей на месте, и со всех сторон зажат породой.

12. Перед тем, как спуститься в шахту нужно ознакомится с правилами по технике безопасности, переодеться в спецодежду, получить каску, лампу и самоспасатель (устройство для защиты органов дыхания).

13. Главные часы. Раньше, в здании была установлена специальная ЭВМ, а у каждого шахтера был личный жетон, который нужно было отметить на этих устройствах. Сейчас все это отключено. После необходимо пройти шлюз с электрическим приводом дверей, где выравнивается давление воздуха.

14. Нулевая, место посадки в клеть для спуска под землю.

15. Перед дверью клети установлены таблички с предупреждениями, которые зажигаются одна за другой.

16. Заходим в клеть. Спуск под землю проходит достаточно быстро, как можно заметить на прошлой фотографии, к клети подходят рельсы, которые также находятся и на полу клети. Таким образом под землю опускают вагонетки. Ствол обделан чугунными тюбингами.

16. Спустившись под землю необходимо пройти «акклиматизацию» в специальной комнате.

17. Каждый человек спускающися под землю обязательно должен отметится при спуске и сообщить о маршруте своего движения, и по ходу прохождения установленных в тоннелях телефону отзваниваться дежурному и сообщать о своем место нахождении. Мы начали движение по вентиляционному штреку в северное крыло.

18. Раньше здесь было освещение, но сейчас оно демонтировано. Про электричество: ко всему шахтному комплексу подведено напряжение 6 киловольт. В зависимости от горного давления, на разных участках шахты устанавливаются различные виды крепей. Здесь можно видеть арочные бетонные крепи с затяжкой из досок.

19. В тоннеле слева трапециевидная крепь. Контактный провод на данном участке тоже отсутствует.

20. Некоторые участки подтоплены. На откаточных путях используются как деревянные, так и железобетонные шпалы, некоторые из которых не ремонтировались с момента открытия шахты

21. Слева видна непроходная сбойка в сторону восточного крыла. Вход туда запрещен по причине загазованности. Под потолком можно видеть трубу пожарного водоснабжения, в которой постоянно находится вода под высоким давлением.

22. Один из пунктов остановки, где есть телефон. Юрий Львович отзвонился стволовому и сообщил о нашем местоположении. И тут все каааак ломанутся...

23. Впереди участок где произошло проседание свода вследствие притока грунтовых вод, для предотвращения обрушения своды штрека укрепили дополнительными опорами.

24. Очередная сбойка. Здесь мы поворачиваем налево.

25. А теперь направо. Всего мы прошли под землей более 7 километров.

26. Налево уходит откаточный штрек. Он закрывается дверью, для предотвращения утечки воздуха. Вообще, система вентиляции шахты устроена таким образом, что свежий воздух нагоняется с поверхности мощными вентиляторами.

27. На некоторых участках встречаются тележки с насосными установками. Они необходимы на тот случай, если изменится направление потока грунтовых вод и начнет подтапливать ту или иную часть тоннеля. Мы же поднимаемся направо наверх, чтобы выйти к проходческому комбайну.

28. Наконец подходим к лаве (это место подземной горной выработки). Слева на стене телефон, а сквозь арочную железную крепь можно увидеть добываемую породу. На путях стоит так называемый «энергопоезд», который обеспечивает питанием механизированный комплекс.

29. Пролазим непосредственно на выработку. Слева массив угля (забой лавы), а с правой стороны видно опоры проходческого комбайна, которые поддерживают незакрепленные своды уже пройденного участка. По центру хорошо видна «косичка» силовых проводов идущих к приводам проходческого комбайна.

30. Мы находимся непосредственно над опорами, слева хорошо видны гидравлические приводы опор, а справа привод шнеков, которыми ведется проходка. Высота здесь чуть более метра.

31. Затем, срезанная порода подается на конвейер.

32. Привод конвейера.

33. Слева видны шахтные пускатели, они предназначены для управления электродвигателями. Справа конвейерная лента.

34. Слева выход конвейерного штрека в откаточный. Именно здесь порода с конвейера загружается в вагонетки. Здесь еще сохранились лампы освещения тоннеля.

35. На большинстве участков деревянные шпалы, постоянно находящиеся в подтопленном состоянии. Под потолком подвешены троллеи, находящиеся под напряжением. Это означает, что каску снимать запрещено и руки над головой не поднимать.

36. А это еще один забой. Перед тем, как пойти в эту часть штрека была включена система принудительной вентиляции.

37. Вагонетки загруженные разобранными трубами пожарного водоснабжения в вентиляционном штреке.

38. Электровоз перегоняет вагонетки с углем по длинному откаточному штреку к главному стволу. Здесь они разгружаются в опрокидывателе. Вагоноопрокидыватель вмещает две вагонетки, при этом конструкция шахтной сцепки позволяет проводить эту операцию без опцепки.

39. Подземное электровозное депо, здесь же производится ремонт и обслуживание электровозов, на поверхность они не поднимаются. Депо находится в восточном крыле, и часть выработок поддерживается в пригодном для прохода состоянии для доступа в депо. Электровоз К10 с крайним 7-ым порядковым номером (во времена интерсивной работы шахты всего под землей находилось более 45 электровозов).


Возвращаемся обратно к руддвору, отзваниваемся стволовому и ожидаем спуска клети. Поднимаемся, сдаем инвертарь...

Проделанные в шахте работы впечатляют и очень грустно понимать, что возможно совсем скоро все это исчезнет. У шахты есть задолженность по электроэнергии, а если отключат электроснабжение то в течение 6 часов произойдет ее полное затопление. Теоретически она еще будет подлежать восстановлению, но вряд ли кто-то будет этим заниматься. Хотя запасов угля в шахте хватит еще на насколько десятков лет...