Хун ван бин. Китай в годы "культурной революции"

Отгрузка продукции юридическим лицам осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с рекомендациями ФС РАР от 25.06.18 уведомляем: алкогольная продукция может быть приобретена непосредственно в . ООО "Бутик Вайнстайл", ИНН:7713790026, лицензия: 77РПА0010390 от 05.11.2014
г.Москва, Ленинский пр-кт, д.52
ООО "Ритейл Вайнстайл", ИНН:7716816628, лицензия: 77РПА0012148 от 26.04.2016
г.Москва, Ленинградское ш., д.72, этаж 1, помещ. IVа, комн. с 1 по 5
ООО "Стор Вайнстайл", ИНН 9717017438, лицензия: 77РПА0012229 от 08.06.2016
г.Москва, ул. Люсиновская, д. 53, этаж 1, помещение VI
ООО "Ред Вайнстайл", ИНН 9717049616, лицензия: 77РПА0012971 от 23.03.2017
г.Москва,шоссе Энтузиастов,д.74/2,этаж 1, помещение V
ООО "Грин Вайнстайл", ИНН 9718061246, лицензия: 77РПА0013267 от 04.08.2017
г.Москва,Старая Басманная улица,д.25,стр.1,этаж первый, помещение 1, комнаты с 1 по 9
ООО "Найс Вайнстайл", ИНН 7716856204, лицензия: 77РПА0013269 от 04.08.2017
г.Москва,Садовая-Сухаревская улица,д.13/15,цоколь, помещение VII, комнаты с 1 по 3
ООО "Роуз Вайнстайл", ИНН 9718046294, лицензия: 77РПА0013315 от 24.08.2017
г.Москва,проспект Мира,д.70,этаж 1, помещение № IV, комнаты с 1 по 4
ООО "Вайнстайл", ИНН 7715808800, лицензия: 77РПА0010437 от 14.11.2014
г.Москва, Складочная ул., д.1, стр.1

Дегустационные заметки

Цвет

Вино темно-фиолетового цвета.

Вкус

Вино со щедрой, шелковистой, танинной структурой и сложным переплетением множества вкусовых оттенков. Характеризуется нотами спелых слив, нюансами кофе и шоколада.

Аромат

Ароматический букет вина изобилует нотами темных фруктов, тонами кофе мокко и нюансами жареных кофейных зерен.

Гастрономические сочетания

Вино составит превосходную пару разнообразным мясным блюдам и сырам.

"The Bean" Coffee Pinotage — красное сухое вино, для изготовления которого производитель использовал виноград сорта Пинотаж, произрастающий в Западном Кейпе. Главная идея создания вина заключалась в том, чтобы создать вино с тонами темных фруктов и кофейными нюансами. После ферментации вино выдержали в обожженных французских дубовых бочках, что обеспечило ему необходимые органолептические свойства.

О производителе

Винодельня Mooiplaas расположена на одной территории с частным природным заповедником среди величественных гор и плодородных долин Стелленбош, примерно в 40 км на восток от Кейптауна. Хозяйство занимает площадь в 243 га, виноградники — 100 га, а заповедная зона — 70 га. Одной из самых ярких особенностей хозяйства является неровная местность. Эти топографические контрасты приводят к интересным различиям в микроклимате, что, несомненно, отражается на урожае.

Муиплааз — традиционная винная ферма с богатой историей. Здесь Тильман и Луис Росс производят ряд экологически чистых вин. Само же производство основано на традиционных методах виноделия.

"Чтобы производить премиальные вина, вы должны следовать классическому подходу", — говорит Луис Росс. "Используйте лучший виноград с лучших виноградников с минимальными отклонениями от нормы во время приготовления. Это обеспечит вас уникальными и выразительными винами. Мы считаем, что вино должно быть аутентичным, элегантным, хорошо сбалансированным и структурированным, демонстрировать вибрацию и полноту вкуса. Оно должно добавлять радости в жизнь!"

Дорогой Марк! Выполняю своё обещание.

Когда к краю поля подъехала чёрная "Волга", никаких сомнений в том, что пожаловали высокие гости, не было. Они вышли из салона, степенно отправились по жнивью в нашу сторону. Тракторист привычно выскочил из кабины С-80 и начал было рапортовать о ходе уборки. Но один из мужчин нетерпеливо махнул рукой, а другой известным жестом подозвал меня.
" Меня?" - сказать, что я была удивлена,- значит, ничего не сказать. Но оказалось, что товарищам из обкома комсомола нужна была именно девчонка, вчерашняя школьница, а сейчас копнильщица на прицепном комбайне С-6.
Причина интереса к моей особе выяснилась не сразу. Поначалу меня расспрашивали о том, что я знаю о событиях в Венгрии. А я ничего толком не знала. Потом гости поинтересовались, как мне работается на комбайне. Мне хорошо работалось. И вот наконец мне объявили, что Хабаровский и Приморский края отправляют в Китай комсомольско-молодёжную делегацию. И есть мнение включить в эту делегацию меня как отличницу, золотую медалистку, которая по каким-то неведомым причинам предпочла поступлению без экзаменов в институт работу здесь, в целинном совхозе "Бабстовский".
О том, как наш класс оказался на целине, я уже довольно подробно писала.А сейчас хочу рассказать об этой самой поездке в Китай в составе комсомольско-молодёжной делегации, ставшей, как выяснилось, последней на много лет вперёд. Потому что дело было в 1957 году, в самом преддверии китайской культурной революции.
Первое впечатление от Китая ударило сразу по переезде границы.У неё, границы, стоит сопка, с нашей стороны заросшая непроходимым диким лесом. Китайский склон - весь в грядках, до самой вершины! Всё чистенько, ухожено. И по склону ползёт китаец с вёдрами на коромысле: поливает свой огород.
Вот это различие сопровождало нас всё время, пока мы ездили по КНР.
В том, что культурная революция охватила всё китайское общество, нет ничего необычного: в течение тысяч лет этот народ привык к дисциплине и послушанию. Как-то мы спросили у нашего гида, почему у всех встречных брюки (это одежда и мужчин, и женщин) какие-то подстреленные, короче привычной длины сантиметров на 10. Оказалось, Великий Вождь Мао предложил своему народу таким образом сэкономить мануфактуру: представляете- 10 сантиметров, помноженные на тогдашние 600 миллионов китайцев! В нашей делегации был сталевар из Комсомольска-на-Амуре.Вот его реакция: "Да если б у нас предложили такое, я первый бы стал клёшами мести мостовые!"
Мы застали ещё ту самую дружбу между нашими народами, которая была воспета в песне "Русский с китайцем - братья навек..." Школа.Нас ведут в библиотеку. "Вот тут,- рассказывает библиотекарь, - у нас китайская и русская литература. А там,- размашистый жест в другую сторону, - иностранная." Кстати, все встреченные нами образованные китайцы неплохо говорили по-русски.
О! Вот и первые ростки будущей революции: мы в вестибюле института. Он перегорожен бельевыми верёвками, на которых "сушатся" да-цзы-бао (не уверена, что написала правильно). Это что-то вроде плакатов или стенгазет. В них каждый студент рассказывает о своей борьбе с ревизионизмом и оппортунизмом, о своих ошибках и о верности идеям Мао.Пишут все - иначе нельзя, объясняют нам: если ошибаешься, надо раскаяться в своих заблуждениях, прямо рассказать товарищам обо всём!
Мао повсюду! Его цитаты штудируются,пропагандируются. В музее чуть ли не каждый экспонат сопровождается подходящей (или не очень) мыслью вождя. Кстати, денег на поездку нам не выделили совсем: не купить никаких сувениров!Но вернулись мы домой с полными чемоданами подарков, довольно значительную часть которых составляли бюсты Мао.
На одной из экскурсий нам с гордостью поведали о том, как Мао умело расправился с врагами революции. Была провозглашена идея "Пусть расцветает сто цветов - пусть соперничают сто учёных". И, призванные высказываться, люди искренне говорили о том, что их тревожит, предлагали своё видение дальнейшего развития страны и критиковали её руководство. Целый год! А потом (к этому времени мы уже давно были дома) всех несогласных отправили в трудовые лагеря на перевоспитание. И полуграмотные фанатики "учили" правильно жить и мыслить учёных, артистов,писателей...
Думаю, там оказались и те, кто писал мне письма. Наивная девочка- первокурсница, убеждавшая меня, что нет ничего красивее её страны. Стройный, высокий красавец, будущий инженер, учивший меня танцевать и объяснявший, что самые красивые танцы и самые нежные мелодии пришли в Китай из Кореи. Улыбчивая женщина лет тридцать пяти,партийный функционер, которая с восторгом заявила, что я заговорила по-китайски на диалекте её деревни, расположенной далеко на юге.Они на очень недолгий срок стали моими адресантами. БОльшую часть свободного времени я проводила, читая их письма и отвечая на них. И вдруг - как отрезало! Ни странички, ни строчки!
Через несколько лет, уже будучи мамой, я, прийдя с работы, застала такую картину: мой замечательный сын, вооружённый молотком, бил один за другим бюсты Мао, приговаривая при этом:"У-у, Малодун - гаматик!"
Это мой муж научил его. Потому что уже был Даманский. Уже кончилась вечная дружба наших стран, уже пел Высоцкий про странное слово "хун-вей-бин", вызывавшее у него неприличные ассоциации.
И я до сей поры с ужасом думаю, что только переписка со мной, мои невинные письма хорошим китайским друзьям могли стать в какой-то мере причиной их трагической судьбы.

Отряды хунвейбинов были созданы для борьбы с противниками Мао Цзэдуна во время проведения культурной революции . Хунвейбинские группировки юридически считались автономными и действовавшими в соответствии с собственным пониманием марксизма ; в действительности они действовали согласно общим указаниям Мао и некоторых других лидеров партии. Хунвейбинские группировки отличались крайним пренебрежением к традиционной культуре, крайней жестокостью по отношению к людям и неуважением к правам личности.

Они использовались властями для репрессий и подавления свобод. Впоследствии деятельность хунвейбинов была резко осуждена не только мировой общественностью, но и в Китае.

Среди хунвейбинов существовали серьёзные противоречия. Часть хунвейбинов была детьми зажиточных людей и кадровых работников, бо́льшая же часть была детьми рабочих и крестьян. В соответствии с этим организации хунвейбинов делились на «красные» (условно «дети богатых») и «чёрные» (условно «дети бедных»). Между этими группировками была серьёзнейшая вражда.

«Постановление ЦК КПК о Великой пролетарской культурной революции» от 8 августа 1966 года сообщало:

Отважным застрельщиком выступает большой отряд неизвестных дотоле революционных юношей, девушек и подростков. Они напористы и умны. Путём полного высказывания мнений, полного разоблачения и исчерпывающей критики с помощью «дацзыбао » («газет, написанных большими иероглифами») и широких дискуссий они повели решительное наступление на открытых и скрытых представителей буржуазии. В таком великом революционном движении им, разумеется, трудно избежать тех или иных недостатков. Однако их революционное главное направление неизменно остается правильным. Таково главное течение великой пролетарской культурной революции, таково главное направление, по которому она продолжает двигаться вперёд.

Хунвейбины подвергали «критике» (то есть унижениям и физическому насилию, как правило, публичным) т. н. «облечённых властью и идущих по капиталистическому пути», «чёрных ревизионистов», «противников Председателя Мао », профессоров и интеллигентов; уничтожали культурные ценности в ходе кампании «Сокрушить четыре пережитка» . Осуществляли массовую критику с помощью дацзыбао (стенгазет).

В «докладе» далее говорится, что «революционные учащиеся» применяли самые разнообразные методы извращённых физических истязаний, чтобы добиться от жертв нужных им признаний. Они затаскивали человека в тёмную комнату и били, а затем спрашивали, является ли он «агентом горкома». Если тот отрицал, издевательства продолжались. Истязуемого выволакивали во двор, ставили на табуретку под палящее солнце с согнутой спиной и вытянутыми вперёд руками, приговаривая при этом: «Солнце Мао Цзэдуна, пали нечисть». Затем хунвейбины выбивали табуретку из-под ног, вновь затаскивали в комнату и били; терявших сознание кололи иглами. Арестованным не давали ни есть, ни пить .

1 июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао , сочинённого Не Юаньцзы, преподавательницей философии пекинского университета: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов ! Уничтожим монстров - ревизионистов хрущёвского толка!» миллионы школьников и студентов организовались в отряды и без труда начали выискивать подлежащих искоренению «монстров и демонов» среди своих преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. На «классовых врагов» вешали дацзыбао, напяливали шутовской колпак, иногда надевали унизительные лохмотья (чаще на женщин), раскрашивали лица чёрными чернилами, заставляли лаять по-собачьи; им приказывали идти нагнувшись или ползти. Роспуск 26 июля 1966 года учащихся всех школ и университетов на шестимесячные каникулы способствовал разгулу молодёжи и пополнению рядов хунвейбинов дополнительными 50 миллионами несовершеннолетних учащихся.

Новый министр общественной безопасности Се Фучжи заявил перед собранием сотрудников китайской милиции: «Мы не можем зависеть от рутинного судопроизводства и от уголовного кодекса. Ошибается тот, кто арестовывает человека за то, что он избил другого… Стоит ли арестовывать хунвейбинов за то, что они убивают? Я думаю так: убил так убил, не наше дело… Мне не нравится, когда люди убивают, но если народные массы так ненавидят кого-то, что их гнев нельзя сдержать, мы не будем им мешать… Народная милиция должна быть на стороне хунвейбинов, объединиться с ними, сочувствовать им, информировать их…»

Лирика, посвящённая хунвейбинской тематике

  • Песня Юлия Кима «Ой, не плюйтесь, хунвейбины…» (1965)
  • Песня Александра Городницкого «Марш хунвейбинов» (1966-1970)
  • Песня В. Высоцкого «Хунвейбины» (1966):

Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины
И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины
И не то что хунвейбины любят статуи-картины -
Вместо статуй будут урны революции культурной.

Песня известна своим ироническим припевом:

И ведь главное, знаю отлично я,
Как они произносятся.
Но что-то весьма неприличное
На язык ко мне просится:
Хун-вей-бины…

  • Песня В. Высоцкого «Гогер-Могер» (1974)
  • Песня группы «Ляпис Трубецкой » «Красный факел» с альбома «Культпросвет » (2009):

Красный факел не погас -
Хунвейбины среди нас.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хунвейбины"

Ссылки

  • Александр Тарасов .
  • (о книге бывшего хунвейбина «Алый мемориал»)

Примечания

Отрывок, характеризующий Хунвейбины

– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.

Движение "хунвейбинов"

Силой используемой в борьбе против ревизионизма стала молодежь, прежде всего, студенчество и учащиеся средних школ. За этим стоял точный политический расчет воспользоваться житейской неопытностью и нетерпеливостью молодых людей, в определенной степени ощущавших безвыходность ситуации, когда партия превратилась в корпорацию, существующую по собственным внутренним законам, главный из которых - сохранить обретенное положение и сопутствующие ему привилегии. Нельзя исключить и некоторых романтических мотивов, связанных с надеждой на то, что молодежь, не обремененная постами и прагматическими соображениями, сможет стать той силой, которая способна осуществить революционно-утопические замыслы. (19, с. 34)

"Председатель Мао - наш командир. Мы подчиняемся приказам великого командира и должны внимательно слушать председателя Мао. Тогда культурная революция будет развиваться гладко и нас ждут великие победы. Мы хотим уничтожить старые мысли, культуру, привычки и старые обычаи класса эксплуататоров. Дайте нам избавиться от вредителей. Дайте разрушить все препятствия". (34, с. 190)

Указания Линь Бяо всё разрушить озвучивается по всему Китаю.

Вывески, которые хунвейбины считают буржуазными, они снимают и уничтожают. Меняют названия улиц, старее указатели срывают и разбивают молотками. С людьми поступают так же, как и с вещами.

Когда начались протесты хунвейбинов, началась новая волна обысков и конфискаций. (48)

Линь бяо: "Председатель Мао учит нас тому, что творя революцию мы должны полагаться на себя. Освободиться, подняться во весь рост и учиться, кем бы вы небыли - революционными учителями и студентами из Пекина или из других частей страны мы призываем вас уничтожить все буржуазные идеи и возвысить пролетарскую мысль. Возвысить мысль Мао Дзедуна! Да здравствует коммунистическая партия Китая! Да здравствует побеждающая мысль Мао Дзедуна! "Первые "красные охранники" (хунвейбины) появились в высших и средних заведениях столицы в начале лета 1966 г. Могло показаться, что это стихийное движение молодежи, направленное против руководства партийных комитетов, профессоров и преподавателей, настроенных недостаточно лояльно по отношению к Председателю ЦК КПК. На самом деле хунвейбиновское движение было инспирировано сверху теми, кто входил в наиболее близкое окружение Мао Цзэдуна. Первая листовка (дацзыбао), направленная против ректора Пекинского университета Лу Пина, который пользовался поддержкой горкома партии, опубликованная в Пекинском университете в конце мая, была инспирирована женой Кан Шэна. Именно она подала эту мысль секретарю парткома философского факультета университета Не Юаньцзы. Вскоре хунвэйбиновское движение охватило и другие учебные заведения столицы. (25, с. 82)

Критика, которой подвергали руководство учебными заведениями, распространилась на региональное партийное руководство, в первую очередь связанное с идеологической работой. Происходила массовая смена руководителей провинциальной печати. В Пекин для усиления позиций "левых" были введены дополнительные воинские части. Летом 1966 г. "культурная революция" достигла большого размаха: в учебных заведениях устраивались массовые судилища, во время которых партийных работников, известных профессоров не только подвергали критике, принуждая сознаваться в несовершенных преступлениях, но и унижали, обряжая в шутовские колпаки, и просто избивали. Появились и первые жертвы. Разгрому подверглись не только партийные комитеты, но и органы китайского комсомола. С самого начала движению хунвейбинов был придан организованный характер по типу военных структур. Армия принимала самое непосредственное участие в его развитии, создавая специальные пункты по приему хунвейбинов, центры связи, снабженные транспортными средствами, типографским оборудованием, финансами. К каждой группе из 20-30 человек прикреплялся военнослужащий, призванный обучать их военной дисциплине и осуществлять контроль. Для распространения столичного опыта "красным охранникам" было разрешено разъезжать по стране за государственный счет на всех видах транспорта. За период с осени 1966 г. по весну 1967 г. только по железной дороге было перевезено больше 20 млн. участников хунвэйбиновского движения, на что использовалось около 30% всего железнодорожного транспорта. В такой обстановке состоялся очередной XI пленум ЦК КПК (август 1966 г.). В его работе уже не участвовали члены ЦК, репрессированные к этому времени, и их место заняли представители "массовых революционных организаций". В ответ на доклад Лю Шаоци, который не вызвал поддержки Мао Цзэдуна, последний опубликовал собственную дацзыбао, озаглавленную "Открыть огонь по штабам". Имя главного руководителя "буржуазного штаба", против которого направлена листовка, еще не называлось открыто, однако присутствующим было понятно, кто именно имеется в виду. Пленум поддержал Мао Цзэдуна в развертывании "культурной революции", вновь объявил его "идеи" руководящей идеологией партии, произвел смену руководства. Лю Шаоци, Чжоу Эньлай, Чжу Дэ, Чэнь Юнь утратили посты заместителей председателя партии, сохранить этот пост удалось только Линь Бяо. В результате принятых решений фактически перестал действовать секретариат ЦК, возглавляемый Дэн Сяопином, а власть в центре безраздельно оказалась в руках Мао Цзэдуна и его сподвижников. Осенью 1966 г. Пекин был наводнен хунвэйбинами, съезжающимися со всех концов страны. Здесь была организована серия митингов, в которых в общей сложности участвовало более 10 млн человек, перед которыми выступали высшие руководители страны во главе с Мао Цзэдуном. На одном из митингов, обращаясь к молодежи, на счету которой были издевательства, а часто и пытки тех, кого считали противниками Мао Цзэдуна, разгром партийных комитетов, Мао Цзэдун заявил: "Я решительно поддерживаю вас!" (19, с. 65)

В декабре 1966 г. в городах стали создаваться отряды "бунтарей" (цзаофаней). В них входила рабочая молодежь, перед которой была поставлена задача распространить "культурную революцию" за пределы учебных заведений на предприятия и в организации, что позволило бы охватить все общественные структуры.

Первые хунвейбины появились 29 мая. Это были двенадцати-тринадцатилетние ученики средних школ, носившие на рукавах хлопчатобумажные красные повязки с желтыми знаками "Хун Вей Бин". Их первым делом была атака против университета Цинь-хуа. Вскоре к ним присоединились дети разных возрастов, студенты и, самое важное, члены Молодежного союза КПК, которые, с одобрения Мао, взбунтовались против своего официального руководства, и чьи банды завладели улицами. В начале лета вся система образования замерла, так как преподаватели и учителя в ужасе разбежались (те, кому посчастливилось не быть схваченным и "перевоспитанным").

Позже на Западе появилось некоторое непонимание Культурной революции. Она представлялась как бунт интеллектуалов. В действительности все было совсем наоборот. Это была революция неграмотных и полуграмотных против интеллектуалов или, как их еще называли, "очкариков". Это была ксенофобия, направленная против тех, кто "считал, что за границей луна полнее".

Руководство страны знало, что хунвейбины избивают людей. Тем не менее, постоянно говорилось, что люди должны учиться у хунвейбинов и приветствовать их. Подразумеваемое разграничение между уничтожением буржуазных идей и устранением носителей этих идей быстро забывается. В течении следующих недель десятки тысяч человек в Пекине получили обвинение и были избиты до полусмерти, сотни погибли. Этот дух всячески подпитывался и поддерживался в первый год "культурной революции". Армии, как и милиции было приказано не трогать. Мао сказал - пусть юные поборники совершают собственные ошибки, учатся на них и сами исправляются. Мы не должны стоять у них за спиной указывая и критикуя. Китай медленно, но верно погружается в хаос. Журналистам запрещали фотографировать казни и избиения. А в газетах писали только о хороших событиях и помещали снимки аплодирующих толп. Жертв из высокопоставленных чиновников публично унижают на массовых собраниях, которые проводятся на футбольных стадионах. Им на шею вешают плакаты с их перечёркнутыми именами, как простым преступникам ожидающим казни. (13, с. 80)

Первое "дацзыбао" в Пекине, адресованное университетским властям и полное нападок против них, было расклеено преподавательницей по философии Ние Юанцу.

На дацзыбао можно было прочесть: "Почему вы так боитесь дацзыбао? Это борьба не на жизнь, а на смерть против Черной банды!" За одну неделю 10000 студентов развесили 100000 дацзыбао "размером с дверь", где иероглифы часто достигали высоты четырех футов. Фразы повторялись: "Вам это так не пройдет... наше терпение исчерпано". Тогда же начались и первые насилия. Беснующиеся уличные банды отрезали девушкам длинные волосы, рвали юношам брюки, пошитые по заграничной моде. Парикмахерам было запрещено делать прически типа "конский хвост", в ресторанах приказано было готовить более простые меню, в магазинах не продавать косметику, юбки с разрезами, темные очки, шубы и, прочие шикарные товары. Разбивали неоновые рекламы. По улицам жгли огромные костры, на которых уничтожали запрещенные товары, среди: них (как было показано на выставке "конфискованных товаров") находились рулоны шелковой и парчовой ткани, золотые и серебряеык украшения, шахматы, старинные сундуки и шкафы, игральные карты, ночные сорочки, фраки, цилиндры, пластинки с джазом и всевозможные произведения искусства. Хунвейбины позакрывали чайные, кафе, независимые частные театры и все частные рестораны, не разрешали работать странствующим музыкантам, акробатам, артистам, запретили свадьбы и похороны, запрещено было также держаться за руки и запускать воздушных змеев. В Пекине были разрушены древние стены, закрыт парк Бей Хан и Национальная галерея изящных искусств. Библиотеки были перевернуты вверх дном и закрыты, а книги сожжены. Но, хотя некоторые библиотеки еще и оставались открытыми, мало кто осмеливался их посещать. Десять лет спустя, Дэн сказал, что во время Культурной революции из восьмисот инженеров в Научно-исследовательском институте цветных металлов только четверо отваживались посещать институтскую библиотеку.

Не было власти, которая могла бы противостоять этим действиям. Когда собственники магазинов и другие пострадавшие прослойки обращались в полицию, им напоминали "Решение ЦК КПК о большой пролетарской культурной революции" (1 августа 1966), которое гласило: "Единственный метод - это самоосвобождение масс... верьте массам, рассчитывайте на них и уважайте их инициативность.... Не бойтесь беспорядков... Пусть массы самообразовываются... Не принимайте никаких мер против университетских студентов, учеников в средних и начальных школах...". Даже партийных лидеров, пытавшихся обуздать хунвейбинов, водили по улицам в колпаках и с плакатами, какие обычно в наказание носили ленивые ученики.

После того, как движение набрало скорость, насилие стало обыденным, а потом и повсеместным явлением. Лидеры хунвейбинов, вероятно, вышли из самых низких социальных слоев. Некоторые из них были просто уличными карманниками и хулиганами, щеголявшими толстыми кожаными ремнями с медными пряжками. Их дацзыбао призывали: "Сварить его в масле", "Размозжить его собачью голову" и тому подобное. Женщинам и мужчинам, причисленным к "духам и чудовищам", "плохим элементам", и "контрреволюционерам" брили головы. Позднее в каких-то отрывках из "политических дебатов" можно было прочитать: "Конечно, он капиталист. У него есть гарнитур из дивана и двух кресел". Сотни тысяч частных домов были разбиты и ограблены по этой причине. Но хунвейбины нападали и на государственные учреждения и заставляли чиновников передавать им архивы, угрожая разоблачить их как "орудия ревизионистов". Министерством иностранных дел завладела банда бывшего мелкого чиновника Яо Дэн-шана. Он отозвал всех послов, за исключением одного, понизил их в должности и отправил исполнять мелкие поручения. Его ноты другим государствам были написаны в стиле хунвейбинских дацзыбао и были вежливо возвращены с просьбой, чтобы в дальнейшем все письма подписывались председателем совета министров Чжоу. Но и Чжоу, будучи всегда спокойным центром китайской жизни при всех театральных постановках Мао, теперь, похоже, тоже был в опасности. Хотя хунвейбинам не разрешалось убивать никого из людей верхушки, все-таки многие погибли в тюрьме. Самого Лю оставили умереть (1973 г.) на собственных нечистотах на ледяном полу бетонной камеры. А на более низком уровне смертельные случаи приобретали все более катастрофический характер. Было убито около 400000 человек. (44, с. 29)

Между тем, Цзян Цинь управляла миром культуры и выступала на многолюдных митингах, изобличая капитализм (о котором заявила, что он уничтожил искусство), джаз, рок-н-ролл, стриптиз, импрессионизм, символизм, абстрактное искусство, модернизм - "одним словом декадентство и гнусность, которые отравляют и развращают умы людей". Ее речи с трибун были построены на манер шефа тайной полиции Кан Шэна, с которым ее часто видели.

Во второй половине 1966 года практически все главные культурные организации Китая были подчинены ее армейской организации. Были сведены все старые счеты, некоторые еще с 30-х г.г., в мире театра и кино. Ведущие директора, сценаристы, поэты, актеры и композиторы обвинялись в "раболепии перед иностранцами", в похвалах "второсортным иностранным дьяволам", в "высмеивании Боксеров" (на которых тогда смотрели, как на культурных героев), и в изображении обыкновенных китайцев как "проституток, курильщиков опиума, обманщиков и женщин с семенящей походкой", создавая, таким образом, "комплекс неполноценности у нации". "Боксеры" - члены тайного антиколониального общества, которые подняли в 1900 г. "Боксерское восстание". Она дала распоряжение хунвейбинам "искоренить Черную линию", "сорвать маски", уничтожить фильмы, песни и пьесы "линии национального унижения" и "вытащить на белый свет" членов "Черной банды". (31, с. 383) Двенадцатого декабря 1966 г. многие "враги общества", бывший мэр Пекина и все директора театров и кино, чьи пути когда-либо пересекались с Цзян Цинь, были заставлены маршировать на Стадионе Рабочих перед 10 000 человек, с тяжелыми деревянными плакатами на шеях. Одним из самых страшных аспектов Культурной революции было отношение к женам, которых подвергали более жестоким унижениям, чем их мужей. Десятого апреля 1967 г., например, супругу Лю вытащили перед 300000 человек в университетском городке Цинь-хуа, одетую в облегающее вечернее платье, в туфлях на высоком каблуке, в английской соломенной шляпке и с бусами из пинг-понговых шариков с нарисованными на них черепами. Толпа скандировала: "Долой рогатых дьяволов и змеиных богов!" Отряды Цзян Цинь захватили радио и телевизионные станции, газеты и журналы; они отбирали камеры и пленки, переворачивали студии вверх дном в поисках улик, конфисковывали фильмы и выпускали их перередактированными, запрещали доступ к сценариям, суфлерским экземплярам и музыкальным партитурам. Большинство художников не смело подписываться под картинами своими именами, а вместо этого использовали лозунг "Десять тысяч лет жизни председателю Мао". "Приказываю, - сказала Цзян Цинь, - с молотом в руках атаковать все старые правила". Она посещала репетиции Центрального филармонического оркестра и прерывала их, принуждая главного дирижера Ли Те-луна яростно вопить: "Вы бьете меня молотом!" Она заставляла композиторов писать произведения, которые сначала пускались в "массы", а потом переделывались с учетом их реакции. Она жаловалась, что должна "бить их молотом", чтобы заставить подчиниться и преодолеть "иностранное влияние". Кое-кто из ее последователей воспринял ее слова буквально и размозжил руки одному пианисту, учившемуся на Западе. Молоты, кулаки, удары и бой были знаками революционного искусства. Занявшись балетом, Цзян Цинь запретила держать пальцы рук в "форме орхидеи", а также открытые кверху ладони, отдавая предпочтение кулакам и резким движениям, подчеркнуто изображающим "ненависть к классу землевладельцев" и "решимость отомстить". (21, с. 190) Запретив в 1966 г. практически все формы артистических проявлений, Цзян Цинь отчаянно пыталась заполнить пустоту. Написанных произведений было немного: две оркестровые пьесы, концерт для фортепиано "Желтая река" и симфония Ша Чиа-пин, четыре оперы и два балета - все восемь были названы ян-пан си или "образцовым репертуаром". Была также одна скульптурная серия, названная "Двор сборщиков арендной платы", и несколько картин, самая известная из которых - портрет Мао в синей робе, изучающего условия труда в шахте в начале 20-х годов. Фильмов снимали мало, из-за "саботажа" (жаловалась она позже); ее актерам и актрисам давали "плохие гримерные", не давали теплой еды, а на ее сценах и съемочных площадках часто отключали электричество.

Культурная революция была прежде всего попыткой изменить образ мысли людей искоренить старое мышление и сопутствующее ему поведение. Бывших помещиков и капиталистов заставляли носить рубахи с надписью "буржуазный элемент" их принудительным переобучением занималась воинствующая молодёжь. Одной из самых популярных среди повстанцев фраз Мао была "без разрушения нет созидания" - сначала разрушайте, а потом, на оставшемся фундаменте вырастет что-то новое. А потом мир должен был стать лучше, но конечно этого не произошло. Всё стало намного хуже. Многовековая история Китая ещё не знала разрушений по масштабу равных тем, что учинили хунвейбины. По всей стране до Тибета они разоряли и сравнивали с землёй монастыри. Самые важные памятники, такие, как запретный город охранялись по приказу Чжоу Эньлая. В остальном ударным войскам Мао предоставляли полную свободу действий. Мао считали олицетворением правды. Всё, что он говорил принимали на веру. Одно предложение председателя Мао стоило десяти тысяч фраз любого другого человека. Если кто-то осмеливался сомневаться, задавать вопросы - такого человека тут же могли счесть опасным, подобным дикому зверю и он обычно в буквальном смысле в живых оставался недолго. Все идеи противоречащие мыслям Мао и предметы олицетворяющие их требовалось уничтожить. По всей стране закрывают церкви, уничтожают религиозные символы. На месте статуй девы Марии появляются портреты Мао. Одна форма поклонения заменяется другой. Это не просто культ личности лидера, а полноценная религия. Каждый день все китайцы должны обращаться за наставлениями к работам Мао. От простых рабочих железной дороги до высокопоставленных чиновников, каждый китаец должен был постоянно демонстрировать, что его сердце преисполнено любви к Мао. Но государство оказалось в состоянии застоя. С начала 1967 г. В городах и провинциях Китая на смену бывшим партийным организациям теперь провозглашённым оплотом ревизионизма приходят новые органы власти - так называемые "революционные комитеты", которые состоят из солдат, рабочих и партийных ветеранов слепо преданных Мао. В 1967 году грандиозная чистка затеянная Мао затронула и высшие эшелоны партийной власти. Маршал Пэн Дэхуай был соратником Мао с 1928 года и до тех пор, пока не осмелился критиковаль политику большого скачка председателя. Теперь же он стал объектом гонений. Чжан Вентянь - преджественник Мао, занимавший пост генерального секретаря ЦК партии в 30х годах тоже не избежал обвинений. В апреле Лю Шаоци обвинили в том, что он отступник и изменник скрывающий своё истинное лицо. Освободили от всех занимаемых постов внутри и вне партии. В фабрикации дела против Лю Шаоци, Цзян Цинн сыграла ведущую роль на ряду с главой комитета безопасности Кан Шеном. Его тайная полиция собрала улики не только против Лю, но и против других высших партийных деятелей попавших в немилость к Мао. (28, с. 293)

Вслед за упоением 1966 года, когда Мао переплыл реку и культ его личности достиг своего апогея, Китай стал сползать к гражданской войне. Пятого февраля 1967 г. приспешники Мао в Шанхае основали "коммуну" - знак, что он еще вздыхает по политике "Большого скачка". В основе коммуны стояли докеры, в частности 2500 воинственных рабочих Пятой погрузо-разгрузочной зоны, которые за один день (в июне 1966 г.) написали и развесили 10000 дацзыбао. 532 рабочих этой зоны отказались вступить в коммуну. Против них были написаны дацзыбао, и в наказание их заставили надеть высокие колпаки и носить позорные дацзыбао с надписями "Деревня из четырех семейств" и "Антипартийная клика". Дома их были разграблены, а самих приговорили к "символической" смерти, которая легко могла превратиться в настоящую. Предназначением Шанхайской коммуны было дать сигнал к основанию других коммун в Китае. Но рабочие не откликнулись на это. В действительности они часто оказывали сопротивление нападениям хунвейбинов на их фабрики. Даже в Шанхае городские власти организовывали "Алые дружины" против хунвейбинов. Обе стороны имели большое количество громкоговорителей, из которых с утра до вечера неслись оглушительные боевые лозунги: "Февральское взятие власти незаконно", "Приветствуем февральское взятие власти". Совершались похищения, истязания и побоища с применением велосипедных цепей и кастетов, "войска" перебрасывались из одного конца города в другой. В университетах формировались частные армии. "Батальон Чин-каншан" из университета Цинь-хуа, "элитная группа" крайне левых вели постоянные сражения против "духов и чудовищ", используя бамбуковые копья, самодельное оружие и бронированные машины. Были и другие подразделения: Пять-Один-Шесть, коммуна Новая Пейта, коммуна института геологии "Алеет восток" и фракция "Небо" из Института по аэронавтике. Им подражали на фабриках и в неуниверситетских городах.

С отходом Китая назад к организованным военным действиям банд и военной диктатуре начало развиваться нечто похожее на феодальную анархию. В июле 1967 г. в Вухане произошел так называемый "бунт". В действительности это было крупномасштабное сражение между рабочими-хунвейбинами и консервативной группой рабочих, известной под названием "Миллион героев". Командир местной армейской части встал на сторону "Героев". Для восстановления мира был послан Чжоу Энь-лай. К счастью ему удалось бежать и спасти себе жизнь. Двух его сопровождавших поймали и пытали. В результате Цзян Цинь выдвинула лозунг "Обижай с умом, а защищай силой" и раздала хунвейбинам большое количество оружия.

Насилие достигло своего апогея к концу лета 1967 г. Как обычно, в такой момент Мао обеспокоился тем, что натворил, и одновременно тяготился бесконечной неразберихой. Вероятно, он сказал Цзян Цинь прекратить все это. И в сентябре она объявила, что насилие должно быть лишь словесным, а пулеметы нужно использовать только тогда, когда это "абсолютно необходимо". Те, кто не подчинились, были обвинены в том, что "держат крепость в горах". Атаки против британского посольства и его персонала были делом "ультралевых, подстрекаемых кликой Шестнадцатого мая". Мао тоже взялся за дело. "Ситуация развилась быстрее, чем я ожидал, - сказал он перед Центральным комитетом. - Я не буду в обиде, если Вы на меня пожалуетесь". Он досадовал, что министр иностранных дел Чэнь И похудел на 12 кг в результате допросов хунвейбинов: "Я не могу показать его иностранным гостям в таком состоянии". "Молодым поджигателям" и "дьяволятам" велел вернуться в школы. Разогнал Шанхайскую коммуну. "Сейчас Китай похож на страну, разделенную на восемьсот княжеств", - жаловался он. (10, с. 414)

В ноябре 1968 года в Пекине собирается центральный комитет коммунистической партии, чтобы готовиться к тому дню, когда Мао решит, что хаос продолжается уже достаточно долго. Линь Бяо выступает с программной речью. Цзян Цинн и другие члены левого крыла партии неофициально намечены на определённые посты в бюро. По итогам рповедённого голосования Лю Шаоци находящийся под домашним арестом навсегда исключён из партии. На его место Мао назначает Линя. И не только своим заместителем, но и преемником. Хунвейбинов выполнивших поставленные Мао задачи отсылают раболать в сельскую местность. Перед отъездом они клянутся ему в верности. Родители революционеры бесконечно преданные председателю Мао отправляют своих детей в сельскую местность работать крестьянами. И многих из них ждало горькое разочарование. В бедных районах условия жизни были хуже, чем они могли себе представить. Мао Дзедун отправил всех студентов в сельские регионы и вот тогда они увидели, что десятки миллионов крестьян в китайских деревнях влачили жалкое существование. Они жили в ужасных условиях. И бывшие хунвейбины начали сомневаться в превосходстве социализма над другими системами и в итоге окончательно в нём разочаровались. Через пол года Мао наконец смог созвать съезд партии. Первый за 11 лет, на котором объявил, что Культурная революция успешно завершена. В новом партийном уставе Линь Бяо был назван ближайшим соратником Мао. Такой чести ранее не удостаивался не один из коллег председателя. Мао чувствовал, что наконец создал устойчивую политическую преемственность. Представители армии ставшие в ходе "культурной революции" ведущей политической силой в стране заняли ключевые посты. В своей заключительной речи - последнем публичном обращении Мао выражает удовлетворение тем, как сложились события. (6, с. 350)

За 10 лет "Культурной революции" было арестовано 4 млн. 200 тысяч человек; более 7730000 человек умерли неестественной смертью, более 135000 человек казнены как контрреволюционеры; более 237000 человек были убиты; более 7030000 человек были искалечены в вооруженных нападениях; более 71200 семей полностью распались. В сфере науки Китай заплатил высокую цену за невежественную политику партийного руководства, за его некомпетентность и недоверие к ученым. Появился серьезный дефицит широко образованных и хорошо подготовленных ученых в возрасте до 50 лет, которые могли бы стратегически определять развитие китайской науки и были бы признаны мировым научным сообществом. Таким образом, произошел очень большой разрыв между китайской наукой и наукой развитых стран. В ходе "культурной революции" сократилось промышленное производство, снизилась добыча угля, снизился объём железнодорожных перевозок, сократилось производство стали, химических удобрений. Финансовые доходы уменьшились, а расходы возросли. Разрушение традиционной культуры принесло обществу немыслимые материальные потери. "Бунтари" и "хунвейбины" уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов. Были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу "культурной революции". Культурная революция коснулась и христианства и католицизма. Было убито 8840 священников, 39200 сосланы в трудовые лагеря.

Рано или поздно каждый тоталитарный режим приходит к созданию политизированной молодежной организации. В СССР строить идеальное будущее помогал комсомол, в фашистской Германии — Гитлерюгенд. В Кампучии Пол Пот с этой же целью вооружал автоматами 12-летних мальчишек. В Китае шестидесятых опорой для власти должны были стать хунвейбины. Как товарищ Мао пытался использовать молодежь для борьбы с инакомыслящими и к чему это привело, расскажет Елена Бухтеева.

«Красные охранники»

Все началось с так называемой «культурной революции». Когда в СССР разоблачили культ личности Сталина, в Китае почитание товарища Мао было доведено до абсолюта. Велосипедиста, разъезжающего по улицам без портрета вождя, запросто могли избить. Огромные изображения Мао смотрели на китайцев отовсюду, сборники его цитат издавались миллионными тиражами.

И вдруг такое предательство со стороны СССР — пересмотр взглядов на фигуру Сталина, появление термина «культ личности». Для Мао Цзэдуна это была неприятная ситуация, так как в китайской компартии обострилась внутренняя борьба за лидерство, и его оппоненты получили лишний аргумент против вождя.

Мао Цзэдун

Под предлогом противодействия возможной «реставрации капитализма» руководитель китайской компартии затеял «культурную революцию». Цели ставились расплывчатые — борьба со старым укладом, пережитками прошлого и так далее. На деле же вождь задумал расправиться с инакомыслящими, к которым он, в частности, причислял интеллигенцию. В мае 1966 года в Китае появилась новая молодежная организация. Хун вей бин в переводе с китайского означает «красный охранник».

Начали с «очкариков»

«Отважным застрельщиком выступает отряд неизвестных дотоле революционных юношей, девушек и подростков» — восторженно писала о хунвейбинах китайская пресса. «Застрельщики», то есть школьники и студенты, в первую очередь, обратили пламенные взоры на собственных преподавателей. Учителей, профессоров забирали за «допросы», в ходе которых им не давали пить и есть, избивали, часами заставляли стоять на табуретке под палящим солнцем с согнутой спиной и вытянутыми вперед руками.


Терявших сознание кололи иглами. В результате такого «дознания» обвиняемые признавались в искажении идей великого Мао и другой вредной ереси. Вслед за признанием следовала казнь.

Пассажиров автобуса могли избить за незнание изречений Мао


На первых порах казни были символическими — «преступника» одевали в шутовскую одежду и подвергали публичным издевательствам. По стране прокатилась волна самоубийств — в ходе «допросов» люди выбрасывались из окон, резали вены, вешались.


Вот придумал им забаву

Ихний вождь товарищ Мао:

Не ходите, дети, в школу —

Приходите бить крамолу!

Владимир Высоцкий

Активные действия против педагогов и профессуры начались в мае 1966-го. Учебные заведения закрылись на длительные каникулы. Огромная масса школьников и студентов томилась от безделья. Организация разрасталась, ширилось поле ее деятельности. Хунвейбины бродили по улицам, выискивая себе жертвы.

Министр безопасности Китая публично одобрил расправы


Женщин с окрашенными волосами насильно стригли, мужчинам разрезали слишком узкие брюки, громили магазины косметики. Группа «красных охранников» могла войти в автобус и начать экзаменовать пассажиров на знание высказываний Мао Цзэдуна. И горе тому, кто не мог сдать экзамен!


Член отряда «красных охранников»

Хунвейбины объявили себя экспертами в сфере культуры. Они сожгли декорации и костюмы к постановкам Пекинской оперы. Теперь допускались только революционные пьесы, написанные женой самого вождя. Книги, за исключением сборника цитат Мао, были признаны вредными, их изымали и сжигали. Молодые бойцы громили и жгли монастыри, разоряли киностудии, производившие недостаточно «идеологически выверенную» продукцию.

Если убивают, значит, так надо

Поддержка товарища Мао окрыляла хунвейбинов на новые «подвиги». Надо сказать, что на первых порах государство с подачи вождя проявляло беспрецедентную лояльность. Когда осмелевшие молодые бойцы начали убивать уже всерьез, не символически, министр общественной безопасности Си Фучжи заявил, что в столь важном вопросе, как культурная революция, нельзя зависеть от медлительной машины судопроизводства. Пекинские газеты открыто выражали одобрение происходящему и даже призывали убивать антимаоистов. Идеологически расправы оправдывались следующим образом: если народные массы ненавидят кого-либо, значит, есть за что. Народное мнение ошибаться не может.


Министерство транспорта выделило для хунвейбинов специальные поезда, в которых те разъезжали по стране. Они получили право врываться в дома и проводить обыски, чтобы найти доказательства неблагонадежности хозяев. Однако по сути это было обычным мародерством, так как изымались деньги и ценности.

Карьера вожаков продолжилась в свинарниках

К осени 1967 года организация хунвейбинов насчитывала уже 10 миллионов членов. По разным оценкам, от рук «красных охранников» погибли как минимум 400 тысяч человек. Однако ситуация стала выходить из-под контроля. Если «очкарики» предпочитали выбрасываться из окон, лишь бы не попасть в руки хунвейбинов, то рабочий класс мог себя защитить. При заводах и фабриках создавались отряды самообороны, которые давали хунвейбинам отпор. Те, в свою очередь, воевали не только с инакомыслящими, но и между собой. В 1967 году из-за беспорядков Китай оказался на пороге гражданской войны.

Вожаки хунвейбинов закончили свою карьеру в свинарниках


Мао Цзэдун объявил хунвейбинов «политически незрелыми». Часть вожаков молодежного движения была расстреляна, другие закончили свою карьеру, работая в свинарниках. По забавной иронии судьбы, именно хунвейбины разобрали часть Великой Китайской Стены. «Эти кирпичи нужнее для строительства свинарников» — утверждали они. Осень 1967 года многие из них увидели эти свинарники воочию…

Сам вождь, санкционировавший зверства, отрекся от своих «красных охранников» и клеймил их за некомпетентность. В августе 1967 года правительственные войска и бойцы народной крестьянской милиции истребили практически всех хунвейбинов в городе Гуйлинь. Через месяц отряды организации самораспустились.

Волна самоубийств прокатилась по стране в период активности хунвейбинов


«Культурная революция», затеянная Мао, продолжалась еще 10 лет, но уже без участия хунвейбинов. В результате вождь расправился с основными своими оппонентами — членами компартии Лю Шаоци и Ден Сяопином, попутно репрессировали около пяти миллионов партийцев. Культ личности не закончился даже со смертью вождя в 1976 году. Целое поколение китайцев, особенно в деревнях, продолжало считать Мао Цзэдуна лучшим из правителей, отцом нации.