Мольер мещанин во дворянстве главные герои список. Анализ комедии Мольера «Мещанин во дворянстве

Это вовсе не комедия, это дело очень

серьезное.

Мольер

Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам и ос-таваясь внутренне все на том же уровне. Вот и герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден поставил себе целью «перебраться» из мещанского со-словия в дворянское — стать дворянином. Он хочет сразу всего: и знатности, и образованности, и деликатных манер, и общей культуры, и следования моде, и бле-стящих знакомств.

Казалось бы, его желание «понабраться ума-разума» более чем похвально. Пре-красно, что он не стыдится признать свое невежество и нанять учителей по всем пред-метам — от философии до фехтования: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе!»

Но как же смешон он, желая достичь вершин науки и культуры за несколько дней! Как комично его «открытие», что он, оказывается, говорит прозой! Как досадно, что он позволяет обманывать себя целому полку шарлатанов — так называемых учителей! И все-таки в своем желании учиться он выше госпожи Журден, Клеонта, служанки Николь — носителей здравого смысла. В этом-то и гений Мольера, что, выходя за рамки классицизма, он создает своих героев не однозначно положительными или отрицательными, а показывает их живыми людьми, с достоинствами и недостатками. Другое дело, когда в погоне за внешними признаками высшего общества господин Журден облачается в нелепейший костюм, потому что «Все господа так носят», когда важно кричит: «Эй, два моих лакея!» Портной с подручными легко выманивают у него деньги, просто повышая его титул — от «Вашей милости» до «Вашей светлости». Так же легко одурачивает Журдена Дорант, который, не собираясь отдавать прежние долги, занимает у него вновь, рассказывая, что утром он говорил о господине Журдене в «королевской опочивальне». «Многие с радостью дали бы мне взаймы, но вы мой лучший друг, и я боялся вас обидеть, если попрошу у кого-нибудь еще», заявляет граф, обделывая в доме господина Журдена свои дела, ухаживая за счет хозяина за маркизой Дорименой и даже пользуясь услугами нотариуса, оплаченного Журденом, чтобы оформить свой брак с ней.

Венец всего — непревзойденная комическая сцена посвящения Журдена в «мамамуши», чтобы будущий тесть был достоин сына турецкого султана, в которого переоделся Клеонт, — сцена с плясками, маскарадом, тарабарщиной перевода «с турецкого» и даже битьем палками по спине.

Конечно, стремясь стать дворянином во что бы то ни стало, Журден преследует благородную цель: он думает о будущем дочери и хочет, чтобы она жила лучше, чем он:«Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета,вот я и хочу, чтобы она была маркизой». Кроме того, господин Журден искренне отождеств-ляет знатность с честью, достоинством, умом, высокой культурой. Материал с сайта

Еще не научившись отличать показное от настоящего, «снимать шелуху», он при-нимает авантюриста графа Доранта за честного человека, обладающего, кроме титула и хороших манер, несомненными достоинствами, и отталкивает любимого дочерью Кле-онта: «Вы — не дворянин; дочку мою вы не получите». А ведь именно в уста Клеонта Мольер вкладывает идею своей бессмертной комедии: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости».

Читая это произведение Мольера, еще раз убеждаешься в том, что не место кра-сит человека, а человек — место. Эти мудрые слова сейчас особенно актуальны, когда люди, ничего собой не представляющие, стремятся получить высокую должность, титул, власть. Главное не в титуле, не в должности, не в костюме — главное в самом человеке. Честь и достоинство, ум и высокая нравственность присущи личности и не являются привилегией какого-то одного сословия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика служанки николь мещанин во дворянстве
  • отзыв к комедии мольера мещанин во дворянстве
  • чем актуальна комедия мещанин во дворянстве
  • герои комедии мещанин во дворянстве
  • мещанин во дворянстве чему учит

В 1670 году написал комедию-балет "Мещанин во дворянстве" Мольер. Краткое содержание и характеристика главных героев произведения представлены в этой статье. Начнем с краткого содержания.

Журден решает стать дворянином

У одного господина, почетного буржуа, казалось бы, есть все, что можно пожелать, - деньги, здоровье, семья. Однако ему вздумалось сделаться знатным господином. "Как зовут главного героя?" - спросите вы. Господин Журден. Именно он, главный герой произведения, начинает погоню за аристократизмом. Для этого он нанимает учителей, портных, которые должны сделать из него дворянина. При этом каждый из них хочет обжулить Журдена, говоря непомерные комплименты его образованности, таланту и вкусу.

Занятия Журдена из комедии "Мещанин во дворянстве" (Мольер)

Краткое содержание его занятий следующее. Автор описывает, как Жюльен предлагает присутствующим оценить его экстравагантный халат. Восхищениям учителей, конечно же, нет предела, ведь от того, какую оценку дать вкусу хозяина, зависит количество полученных им от него денег. Все приглашают Журдена заняться танцами и музицированием - тем, чем занимаются знатные господа. Танцор принимается обучать менуэту мещанина, а музыкант настаивает на необходимости еженедельных домашних концертов.

Однако изящные телодвижения главного героя прерывает учитель фехтования. Он говорит, что именно его предмет является наукой наук. Учителя, увлекшись спором, дошли до рукоприкладства. Преподаватель философии, подошедший чуть позже, попытался по просьбе Журдена помирить дерущихся. Однако едва он посоветовал всем заняться философией - важнейшей из наук, как сам оказался втянутым в драку.

Философ, изрядно потрепанный, все-таки приступил к своему уроку. Однако мещанин отказался заниматься логикой и этикой. Тогда преподаватель начал говорить о произношении, и это вызвало детскую радость Журдена. Его восторг от открытия того факта, что он говорит прозой, оказался поистине велик. Не удалась попытка улучшить текст записки, адресованный даме сердца. Буржуа решил оставить свой вариант, посчитав его самым лучшим.

Новый костюм и неудачные попытки произвести впечатление

Важнее всех наук оказался пришедший портной, и философ был вынужден ретироваться. Журдену сшили новый костюм по последней моде. Щедро приправленный лестью ("ваша светлость"), он существенно опустошил кошелек Журдена.

Его трезвомыслящая супруга высказалась решительно против прогулки своего мужа по парижским улицам, так как он и без этого сделался посмешищем в городе. Не принесло успеха стремление впечатлить служанку и жену плодами обучения. Николь спокойно произнесла "у", а затем без всяких правил уколола шпагой своего хозяина.

Визит графа Доранта

Продолжаем пересказ. "Мещанин во дворянстве" - произведение, в котором далее описывается визит графа Доранта, нового "друга" Журдена. Это лжец и промотавшийся плут. Зайдя в гостиную, граф заметил, что говорил в королевских покоях о хозяине дома. Дорант уже занял 15800 ливров у доверчивого буржуа и сейчас пришел для того, чтобы занять еще 2000. Он решает в благодарность за это наладить амурные дела своего "друга" с маркизой Дорименой - женщиной, ради которой устраивается званый обед.

Неудачное сватовство и идея Ковьеля

Жену мещанина беспокоит судьба ее дочери. Дело в том, что руки девушки просит юноша Клеонт, которому Люсиль отвечает взаимностью. Николь (служанка) приводит к Журдену жениха. Тот видит дочь либо герцогиней, либо маркизой, потому отказывает юноше. Клеонт в отчаянии, однако Ковьель, его проворный слуга, который, кстати, претендует на руку Николь, вызывается помочь своему хозяину. Он задумывает что-то такое, что приведет несговорчивого мещанина к согласию на брак.

Ублажение маркизы

Входят Дорант и Доримена. Граф приводит в дом Журдена овдовевшую маркизу вовсе не для ублажения доверчивого мещанина. Он давно ухлестывает за ней, и ему на руку безумные траты ополоумевшего Журдена, которые он приписывает себе.

Маркиза с удовольствием садится за роскошный стол и кушает изысканные блюда под комплименты Журдена, этого странноватого мужчины. Появившаяся хозяйка дома нарушает благолепную обстановку своим гневом. Супруг уверяет ее, что это граф дает обед. Однако госпожа Журден своему мужу не верит. Обиженная обвинениями, пущенными хозяйкой дома в свой адрес, Доримена, а вместе с ней и Дорант, решают покинуть дом.

Посвящение в "мамамуши"

О чем же далее рассказывает в комедии "Мещанин во дворянстве" Мольер? Краткое содержание поможет вам вспомнить или узнать о том, что произошло после ухода Доримены и Доранта. В доме появляется новый гость. Это переодетый Ковьель. Он рассказывает о том, что отец Журдена якобы был настоящим дворянином, а не купцом. После этого заявления он может смело вешать лапшу на уши мещанина. Ковьель рассказывает о том, что в столицу приехал сын турецкого султана. Увидев Люсиль, он обезумел от любви и непременно хочет жениться на этой девушке. Однако перед этим он жаждет посвятить в "мамамуши" (турецкого дворянина) своего будущего тестя.

Переодетый Клеонт выступает сыном турецкого султана. Он говорит на тарабарском языке, а Ковьель переводит его на французский. Это сопровождается песнями, танцами, турецкой музыкой. Согласно ритуалу, будущего "мамамуши" избивают палками.

Финал

Какой же финал приготовил читателю произведения "Мещанин во дворянстве" Мольер? Краткое содержание его постараемся изложить кратко, не упустив при этом главного. Доримена и Дорант возвращаются в дом. Они серьезно поздравляют мещанина с полученным им высоким титулом. "Дворянину" хочется поскорее выдать свою дочь замуж за сына турецкого султана. Узнав переодетого возлюбленного в шуте-турке, Люсиль покорно соглашается выполнить волю отца. Ковьель шепотом вводит госпожу Журден в суть дела, и после этого та сменяет гнев на милость. Получено благословение отца. Гонца посылают за нотариусом. Его услугами также решили воспользоваться Доримена и Дорант. В ожидании представителя закона, необходимого для регистрации браков, гости смотрят балет, который поставил учитель танцев.

Требования эпохи и новаторство, которое осуществил Жан Батист Мольер

"Мещанин во дворянстве" - произведение, которое было написано в 17 веке. Это была эпоха, которая требовала соблюдения триединства действия, места и времени. Им строго следовала классическая литература того времени. Кроме того, жанры делились на "низкие" (комедии) и "высокие" (трагедии). Классическая литература должна была следовать в изображении героев следующему правилу: каждый из них полностью освещал то или иное свойство характера (отрицательное или положительное), которое либо высмеивалось, либо возводилось в добродетель.

Однако Мольер, соблюдая в основных чертах требования, предъявляемые эпохой, шагнул в реализм. Отступая от образцов классики литературы того времени, он в лице Журдена высмеял огромную прослойку населявших города разбогатевших буржуа, которые рвались в высшие классы общества. Для того, чтобы подчеркнуть, насколько нелепыми и смешными бывают эти норовящие сесть в чужие сани выскочки, сатирик создал комедию-балет, совершенно новый жанр. Как и некоторые другие классики литературы (Пушкин, Гоголь и др.), он выступает новатором формы.

Эпизод из жизни Людовика XIV, ставший основой комедии

Мольер написал "Мещанина во дворянстве" для Людовика XIV, французского короля, который был сильно уязвлен репликой турецкого посла о том, что конь султана украшен намного наряднее и богаче, чем конь короля. Издевательское и глупое посвящение Журдена в "мамамуши", пляски танцоров, ряженных под турок, - все это вызывает смех над тем, что делает тщеславие с человеком, в какого глупца оно его превращает. В особенности оно уродливо там, где надеятся на накопленные богатства. На деле никакие капиталы не вытеснят с первых ролей знатность рода и урожденную аристократичность. Это то, что хотел показать Мольер ("Мещанин во дворянстве"). Герои, изображенные им, служат раскрытию этой мысли.

Образ Журдена

На его тщеславном стремлении выбиться в дворянское сословие наживаются не только лжеучителя, которые уверяют главного героя в его успехах в обучении, но также и Дорант, хитрый и корыстный граф, который занял у мещанина, ослепленного своим желанием, солидные суммы и не намерен их возвращать. Журден, который считает, что он обязан иметь даму сердца, дарит маркизе Доримене через Доранта бриллиант. Доримена же полагает, что это подарок графа. И именно графу она приписывает балетное представление и изысканный обед.

В особенности смешон в неудобных, но положенных якобы дворянину костюмах этот "мещанин во дворянстве". Главные герои смеются над ним, но не только они: и служанка, и учителя, и все окружающие. Кульминацией становится посвящение в "мамамуши", разыгранное Ковьелем, слугой Журдена, переодевшимся в турка. Новоиспеченный "мамамуши" на радостях не может отказать "сыну турецкого султана". Он соглашается на брак своей дочери, а также на брак слуг.

Купец, расчетливый и энергичный, ловкий и умный, как будто потерял все эти качества тогда, когда решил добыть себе дворянство. Нам становится его поневоле жаль, когда ему приходится отбиваться от насмешек и он объясняет, что к титулу стремится ради своей дочери. Практически не образованный, много в жизни трудившийся, но не имевший возможности постигать науки, мещанин осознал убожество собственной жизни и решил обеспечить для своей дочери лучшее будущее. Это старание, однако, не принесло добра ни ей, ни самому Журдену. Девушка едва не разлучилась со своим возлюбленным. Тщеславие - плохой помощник в желании улучшить свое положение в обществе.

Жена Журдена

Жена Журдена всегда вызывает у читателя положительный отзыв. "Мещанин во дворянстве" - это произведение, в котором в ее лице изображена истинная представительница дворянства. Это практичная, здравомыслящая женщина, имеющая чувство собственного достоинства. Всеми своими силами она старается противостоять мании своего супруга. Все ее действия направлены на то, чтобы выгнать непрошенных гостей, которые живут за счет Журдена и используют в своих целях его тщеславие и доверчивость. В отличие от мужа, к дворянскому званию она почтения не питает и предпочитает выдать свою дочь замуж за простого человека, который не стал бы свысока смотреть на ее мещанскую родню.

Дворянство в комедии

Дворянство в комедии представлено двумя персонажами: маркизой Дорименой и графом Дорантом. Последний имеет подкупающую внешность, изысканные манеры, благородное происхождение. Однако при этом он является мошенником, нищим авантюристом, готовым ради денег на любую подлость, не исключая и сводничество. Он называет господина Журдена любезным другом. Этот человек готов хвалить его внешний вид, манеры. Дорант "признается", что очень хотел увидеться с Журденом. Затем, подкупив его грубой лестью, он просит взаймы еще денег. Действуя при этом как тонкий психолог, Дорант отмечает, что ему с радостью дали бы взаймы множество людей, но он боялся обидеть Журдена, попросив у кого-нибудь другого. Этот разговор слышит жена мещанина, поэтому здесь не раскрываются истинные причины, породившие странную дружбу Журдена и Доранта. Наедине с мещанином граф сообщает, что к его подарку маркиза отнеслась благосклонно. Сразу же выясняется, что Журден старается быть похожим на дворянина не только обхождением и манерами, но и "страстью" к маркизе, пытается подарками привлечь ее внимание. Однако граф также влюблен в Доримену и использует средства Журдена, его доверчивость и глупость для того, чтобы добиться благосклонности маркизы.

Итак, в общих чертах раскрыта интересующая нас тема. "Мещанин во дворянстве" - это произведение, анализировать которое можно и более подробно. На основании изложенной информации и оригинала комедии вы можете сделать это самостоятельно. Открывать для себя особенности художественных произведений всегда интересно.

Сочинение

Комедия «Мещанин во дворянстве» была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699 году в Париж прибыло турецкое посольство, король принял его со сказочной роскошью. Однако турки, с их мусульманской сдержанностью, не выразили никакого восхищения по поводу увиденного ими | великолепия. Более того, турецкий посол заявил, что на коне его господина драгоценных камней больше, чем на короле Франции.

Обиженный король захотел увидеть на театральных подмостках зрелище, в котором бы высмеивались турецкие церемонии. Таков был внешний точок к созданию пьесы. Первоначально Мольер придумал одобренную королем сцену посвящения в сан «мамамуши», из которой выросла в дальнейшем вся фабула комедии. Однако впоследствии, талантливый драматург изменил первоначальный замысел и комедия, перестав быть сатирой на турецкие обычаи, стала сатирой на современные нравы дворянства и невежество мелких буржуа. В центре комедии - ограниченный и тщеславный мещанин Журден, во что бы то ни стало желающий стать дворянином. Он, как и тысячи подобных ему буржуа, пытается усвоить дворянские манеры, язык и нравы, приблизиться к тем, от кого его отделяло дворянское происхождение.

Дворянство, переживавшее в то время экономический и моральный упадок, все еще сохраняло авторитет, сложившийся на протяжении многих веков. Дворяне оставались хозяевами положения в государстве, не имея на то ни морального права, ни материальных возможностей. Они могли кичиться своими славными предками, светскими манерами, приближенностью к царствующей особе, но не более того: реально их место со временем должны были занять представители буржуазии.

В комедии дворянство представлено двумя персонажами: граф Дорант и маркиза Доримена. Граф Дорант имеет благородное происхождение, изысканные манеры, подкупающую внешность. Но при этом он нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество. Господина Журдена он называет любезным другом. Он готов хвалить его манеры, его внешний вид: « Вид у вас в этом костюме безукоризненный. У нас при дворе нет ни одного молодого человека, который был бы так же сложен, как вы». Дорант « признается », что он имел необычайно сильное желание повидаться с Журденом, более того, замолвил о нем словечко в королевской опочивальне. Затем, подкупив грубой лестью, граф любезно осведомляется о величине своего долга, а потом бессовестно просит еще взаймы. Действуя как тонкий психолог, Дорант говорит, что множество людей с радостью дали бы ему взаймы, «.. .но вы мой лучший друг, - говорит он Журдену, - и я боялся, что обижу вас, если попрошу у кого-нибудь еще». Этот разговор происходит на глазах у жены Журдена, поэтому истинные причины, породившие дружбу дворянина и мещанина, здесь не раскрываются. Наедине с Журденом Дорант сообщает, что маркиза отнеслась к его подарку благосклонно и тут выясняется, что Журден не только манерами и обхождением стремится быть похожим на дворянина, вдобавок ко всему он еще воспылал «неземной страстью » к прелестнейшей маркизе и, следуя советам графа-сводника, пытался привлечь ее внимание подарками. Однако граф сам влюблен в Доримену, и, будучи стесненным в средствах, использует средства и возможности Журдена, а также его глупость и доверчивость только с одной целью - самому добиться благосклонности маркизы.

Изображая буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству.

К первой группе в комедии относится жена Журдена, истинная представительница дворянства. Это здравомыслящая, практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами пытается противостоять мании своего мужа, его неуместным претензиям: « Ты помешался на всех этих причудах, муженек. И началось это у тебя с тех пор, как ты вздумал водиться с важными господами ». Все усилия госпожи Журден направлены на то, чтобы очистить дом от непрошеных гостей, живущих за счет ее мужа и использующих его доверчивость и тщеславие в своих целях: « Вот что, гони-ка ты своих учителей в шею со всей их тарабарщиной ». Хотя госпожа Журден не брала уроков фехтования, она смело парирует изысканные замечания и вопросы графа Доранта. «А где же ваша уважаемая дочка? Что-то ее не видно», - угодничает граф. Госпожа Журден, не склонная поддаваться подкупающей лести, отвечает: «Моя уважаемая дочка находится именно там, где она сейчас находится».

В отличие от своего мужа, она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на ее мещанскую родню:

* «От неравного брака ничего хорошего не жди. Не желаю я, чтоб мой зять стал попрекать мою дочь родителями и чтоб их дети стыдились называть меня бабушкой». В этом человеческом желании жены господин Журден усматривает мелочность души. «Тебе бы век прозябать в ничтожестве», - упрекает он ее.

Возможность приблизиться к знатным людям - счастье для него, все его честолюбие подталкивает его к достижению сходства с ними, вся его жизнь - это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, и в своем умственном ослеплении он теряет даже правильное представление о мире, доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей. При этом господин Журден действует и рассуждает себе во вред. Его дурачат все, кому вздумается: учителя, портные и подмастерья, граф Дорант, Клеонт и его слуга Ковьель. Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и манер господина Журдена контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Так, например, после урока философии, не дождавшись костюма от портного, Журден отчаянно вопит:

* «Чтоб его лихорадка замучила, этого разбойника портного! Чтоб его черт подрал, этого портного! Чума его возьми, этого портного!»

Хотя всего за несколько минут до того господин Журден писал полное любовного восторга письмо к маркизе: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви». Несмотря на все это, Журден вызывает искренний смех, а не отвращение. В отличие от, других выскочек-буржуа, он преклоняется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

Дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт - люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Потому, не зная о задумке возлюбленного и его слуги, искренно возмущается и сопротивляется попытке отца выдать ее замуж за сына турецкого султана: «Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого- | нибудь, кроме Клеонта». Клеонт благороден не по происхождению, а по характеру, он честный, правдивый, любящий. Он утверждает, что стыдиться своих родителей, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, - признак душевной низости. Клеонт уверен, что только душевное благородство человека и его разумное поведение в обществе являются истинными. По его мнению, всякий обман бросает на человека тень.

В образе Клеонта воплотился идеал классицизма: истинно благородным человеком мог быть только тот, кто в своем поведении руководствовался требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром. То, что в финале комедии Журден попался на уловку разумного Клеонта и его находчивого слуги Ковьеля, должно было свидетельствовать о превосходстве разума: Журден согласился на брак дочери. Справедливость восторжествовала.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве" Теория ролей в романах «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль» Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве» Что высмеивает Мольер Учителя господина Журдена. Какими я их вижу

Комедия «Мещанин во дворянстве» была написана Мольером по заказу Людовика XIV. Предыстория ее создания такова. Когда в 1699 году в Париж прибыло турецкое посольство, король принял его со сказочной роскошью. Однако турки, с их мусульманской сдержанностью, не выразили никакого восхищения по поводу увиденного ими | великолепия. Более того, турецкий посол заявил, что на коне его господина драгоценных камней больше, чем на короле Франции.

Обиженный король захотел увидеть на театральных подмостках зрелище, в котором бы высмеивались турецкие церемонии. Таков был внешний точок к созданию пьесы. Первоначально Мольер придумал одобренную королем сцену посвящения в сан «мамамуши», из которой выросла в дальнейшем вся фабула комедии. Однако впоследствии, талантливый драматург изменил первоначальный замысел и комедия, перестав быть сатирой на турецкие обычаи, стала сатирой на современные нравы дворянства и невежество мелких буржуа. В центре комедии - ограниченный и тщеславный мещанин Журден, во что бы то ни стало желающий стать дворянином. Он, как и тысячи подобных ему буржуа, пытается усвоить дворянские манеры, язык и нравы, приблизиться к тем, от кого его отделяло дворянское происхождение.

Дворянство, переживавшее в то время экономический и моральный упадок, все еще сохраняло авторитет, сложившийся на протяжении многих веков. Дворяне оставались хозяевами положения в государстве, не имея на то ни морального права, ни материальных возможностей. Они могли кичиться своими славными предками, светскими манерами, приближенностью к царствующей особе, но не более того: реально их место со временем должны были занять представители буржуазии.

В комедии дворянство представлено двумя персонажами: граф Дорант и маркиза Доримена. Граф Дорант имеет благородное происхождение, изысканные манеры, подкупающую внешность. Но при этом он нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество. Господина Журдена он называет любезным другом. Он готов хвалить его манеры, его внешний вид: « Вид у вас в этом костюме безукоризненный. У нас при дворе нет ни одного молодого человека, который был бы так же сложен, как вы». Дорант « признается », что он имел необычайно сильное желание повидаться с Журденом, более того, замолвил о нем словечко в королевской опочивальне. Затем, подкупив грубой лестью, граф любезно осведомляется о величине своего долга, а потом бессовестно просит еще взаймы. Действуя как тонкий психолог, Дорант говорит, что множество людей с радостью дали бы ему взаймы, «.. .но вы мой лучший друг, - говорит он Журдену, - и я боялся, что обижу вас, если попрошу у кого-нибудь еще». Этот разговор происходит на глазах у жены Журдена, поэтому истинные причины, породившие дружбу дворянина и мещанина, здесь не раскрываются. Наедине с Журденом Дорант сообщает, что маркиза отнеслась к его подарку благосклонно и тут выясняется, что Журден не только манерами и обхождением стремится быть похожим на дворянина, вдобавок ко всему он еще воспылал «неземной страстью » к прелестнейшей маркизе и, следуя советам графа-сводника, пытался привлечь ее внимание подарками. Однако граф сам влюблен в Доримену, и, будучи стесненным в средствах, использует средства и возможности Журдена, а также его глупость и доверчивость только с одной целью - самому добиться благосклонности маркизы.

Изображая буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства, и, наконец, те, кто подражает дворянству.

К первой группе в комедии относится жена Журдена, истинная представительница дворянства. Это здравомыслящая, практичная женщина с чувством собственного достоинства. Она всеми силами пытается противостоять мании своего мужа, его неуместным претензиям: « Ты помешался на всех этих причудах, муженек. И началось это у тебя с тех пор, как ты вздумал водиться с важными господами ». Все усилия госпожи Журден направлены на то, чтобы очистить дом от непрошеных гостей, живущих за счет ее мужа и использующих его доверчивость и тщеславие в своих целях: « Вот что, гони-ка ты своих учителей в шею со всей их тарабарщиной ». Хотя госпожа Журден не брала уроков фехтования, она смело парирует изысканные замечания и вопросы графа Доранта. «А где же ваша уважаемая дочка? Что-то ее не видно», - угодничает граф. Госпожа Журден, не склонная поддаваться подкупающей лести, отвечает: «Моя уважаемая дочка находится именно там, где она сейчас находится».

В отличие от своего мужа, она не питает никакого почтения к дворянскому званию и предпочитает выдать дочь замуж за человека, который был бы ей ровней и не смотрел бы свысока на ее мещанскую родню:

* «От неравного брака ничего хорошего не жди. Не желаю я, чтоб мой зять стал попрекать мою дочь родителями и чтоб их дети стыдились называть меня бабушкой». В этом человеческом желании жены господин Журден усматривает мелочность души. «Тебе бы век прозябать в ничтожестве», - упрекает он ее.

Возможность приблизиться к знатным людям - счастье для него, все его честолюбие подталкивает его к достижению сходства с ними, вся его жизнь - это стремление им подражать. Мысль о дворянстве овладевает им полностью, и в своем умственном ослеплении он теряет даже правильное представление о мире, доходит до душевной низости и начинает стыдиться своих родителей. При этом господин Журден действует и рассуждает себе во вред. Его дурачат все, кому вздумается: учителя, портные и подмастерья, граф Дорант, Клеонт и его слуга Ковьель. Грубость, невоспитанность, невежество, вульгарность языка и манер господина Журдена контрастируют с его претензиями на дворянское изящество и лоск. Так, например, после урока философии, не дождавшись костюма от портного, Журден отчаянно вопит:

* «Чтоб его лихорадка замучила, этого разбойника портного! Чтоб его черт подрал, этого портного! Чума его возьми, этого портного!»

Хотя всего за несколько минут до того господин Журден писал полное любовного восторга письмо к маркизе: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви». Несмотря на все это, Журден вызывает искренний смех, а не отвращение. В отличие от, других выскочек-буржуа, он преклоняется перед дворянством бескорыстно, по неведению, как своего рода мечте о прекрасном.

Дочь Журдена Люсиль и ее жених Клеонт - люди нового склада. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства. Потому, не зная о задумке возлюбленного и его слуги, искренно возмущается и сопротивляется попытке отца выдать ее замуж за сына турецкого султана: «Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого- | нибудь, кроме Клеонта». Клеонт благороден не по происхождению, а по характеру, он честный, правдивый, любящий. Он утверждает, что стыдиться своих родителей, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, - признак душевной низости. Клеонт уверен, что только душевное благородство человека и его разумное поведение в обществе являются истинными. По его мнению, всякий обман бросает на человека тень.

В образе Клеонта воплотился идеал классицизма: истинно благородным человеком мог быть только тот, кто в своем поведении руководствовался требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром. То, что в финале комедии Журден попался на уловку разумного Клеонта и его находчивого слуги Ковьеля, должно было свидетельствовать о превосходстве разума: Журден согласился на брак дочери. Справедливость восторжествовала.

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

Если вам нужно быстро понять о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

Главные герои

Господин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.

Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.

Ковьель – слуга Клеонта.

Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

Другие персонажи

Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.

Николь – служанка Люсиль.

Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.

Учителя танцев, музыки, фехтования, философии , которых нанимал Журден.

Действие первое

Явление 1

Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке» .

Явление 2

Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле» , «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

Действие второе

Явление 1

Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

Явления 2-3

Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы <…> наносить противнику удары» и «самому таковых не получать» . Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор.

Явления 4-5

Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

Явление 6

Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви» . Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

Явления 7-8

Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

Явления 9-10

Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость» , «Ваше сиятельство» , «Ваша светлость» , за что получают щедрую плату.

Действие третье

Явления 1-3

Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом» , а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

Явления 4-5

Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне» , чем тешит самолюбие мещанина.

Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей» , чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой» , а Доранта «проходимцем» .

Явления 6

Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило» .

Явления 7-11

Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет» . Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от ее решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

Явление 12

Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

Явления 13-14

Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта – слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю» .

Явления 15-18

Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

Явления 19-20

Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

Действие четвертое

Явление 1

Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир» . Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей» , считая, что женщина знает, что это подарок от него.

Явления 2-4

Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

Явления 5-8

Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

Ковьель просит Доранта подыграть им.

Явления 9-13

Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

Действие пятое

Явление 1

Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

Явления 2-3

Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

Явления 4-7

Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно» . Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» .

«Комедия заканчивается балетом» .

Заключение

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 2019.