Проблема непростых отношений науки и лженаучных теорий. Сочинение по тексту


Придадим теме несколько иной поворот. Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. Она допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия (с ними еще встретимся), позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления), НЛО и прочие события (кои еще ждут своего разговора).

Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. Другие имеют более осторожные мнения: не следует заведомо, не учинив специального досмотра, объявлять одно ложью, а другое - истиной. Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. Наука нередко начинается даже и не с нуля, а, так сказать, с отрицательных значений. В свое время Н. Бор заметил: "Очень часто говорят о мистике в современной физике. В действительности речь идет по большей части о еще неясно сформулированных понятиях". Мы пытаемся именно на основе новых результатов "контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов".

Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домысел. Очевидно, такие явления надобно исследовать. Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих "космических тарелок", кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. А. Миг-дал высказывается решительно за изучение, например, телепатии, член-корреспондент В. Троицкий призывает заняться фиксированными аномальными событиями в атмосфере, о странных явлениях ведут разговор научные и особенно научно-популярные журналы, средства широкой информации.

Словом, лед раскололся. Но сколько убойных снарядов пущено по интересующимся феноменом "Д" (Джуны Давиташвили ). Наиболее важные блюстители чистоты науки, вроде медицинского академика Н. Блохина, обвиняют экстрасенсов в знахарстве, а самые бдительные - даже "в пособничестве американскому империализму" (профессор И. Акулиничев ). Но вот академик Ю. Гуляев в серии выверенных опытов доказывает, что приборы регистрируют повышение температуры тела в области бесконтактного массажа, проводимого Джуной, на целых три градуса. При этом сильнее нагреваются как раз пункты, соответствующие больным участкам. И достигается это не внушением Джуны, а благодаря излучению ее рук.

Так рассыпается предвзятость. Чего стоят после этого высокоученые неистовства запретителей? Правы те, кто советует руководствоваться в оценке аномальных процессов правилом "презумпции естественности" (своего рода аналог практикуемой в судопроизводстве "презумпции невиновности"). Это принципиальная допустимость того, что наблюдаемое явление имеет естественную природу, а вовсе не плод галлюцинации, иллюзий, самообмана. С другой стороны, разумно и такое правило: не науке доказывать ложность спорной идеи, но автору идеи - ее истинность.

Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. Все загадочное надо изучать. Однако при одном условии: следует придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых (мы еще назовем их). Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания.

На рубеже двух последних столетий вспыхнуло внимание к парапсихологии, сохранившееся до сего дня. Ей отдали время такие умы, как французский психиатр П. Жаннэ, английские физики В. Крукс и В. Баррей , лауреат Нобелевской премии физиолог Ш. Рише последние годы - президент Парижской академии наук). Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал "Ребус", в котором находили приют телепаты и спириты.

Так, большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. Но разве повернется речь назвать их лжеучеными? Ибо никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний.

Возникает вопрос: почему Т. Лысенко , не отмеченный пристрастием к оккультным темам, считается лжеученым, а некоторые ученые, причастные к оккультизму, вокруг которого всегда водят хороводы темные личности, оставлены вне подозрений? Именно так. И демаркация проходит по острию нравственно-этических оценок. Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы. И это существенно меняет подходы.

Или такая ситуация. Астрологи прошлого много заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществлении которой и сосредоточивались их усилия. Однако у себя в XIV-XVI веках, даже в XVII столетии, они, как правило, не унижались до обмана, искажения фактов и т. п. действий, сопровождающих лженауку. Более того, ими получено немало ценных сведений. Но со временем астрология во многом растеряла лучшие позиции, превратившись в лжеучение, ставшее тормозом развития знаний. И в наши дни занятия астрологией часто сопровождаются мошенничеством.

Как-то Московский планетарий посетил астролог одного из небольших государств. Осмотрел, послушал лекцию и в книге отзывов дал высокую оценку работе сотрудников в борьбе... с суевериями. Это немало удивило служащих. Преодолев стеснение, они сказали про это астрологу. Однако, вовсе не смутившись, гость пояснил. Конечно, сам он ни во что подобное не верит" и свою "науку" не принимает всерьез. Но эти занятия создают ему престиж в государстве. Иначе сказать, мы встретились здесь с настоящей лженаукой, и такое не редкость в наши просвещенные дни.

Притязания на славу и популярность, а более всего увлеченность наживой - вот мотивы, склоняющие большинство современных астрологов, а также магов, чародеев и т. п. к околонаучной активности. Внешне все, как в приличном доме: общества, съезды, интервью. Худо ли, хорошо ли, но используются даже современные научно-технические новшества, издаются журналы, монографии.

Надо признать, что в наш широконаучный век волна обращений к магии не слабеет. Оккультные деятели находят пути к больным, одиноким, нуждающимся в опоре, обретаемой хотя бы ценой иллюзорных надежд. К магам обращаются различного рода дельцы, финансовые короли. Не чуждаются гаданий политические деятели.

Увы, в огромной армии чародеев лишь немногие сохраняют честь и достоинство порядочного человека, не прибегающего к сознательному обману. В значительной же массе работают люди, разменявшие совесть на купюру или престиж.

Примечательно следующее. Чудодеи кое в чем потеснили профессионалов фокуса. И размежевание между ними по тому же нравственному критерию. Профессионал не скрывает намерений. Предъявляя фокус как своего рода "честный обман", он не выдает иллюзию за полновесную монету, а только скрывает формулу обмана. Характерный эпизод. На конгрессе магов и волшебников в 1986 году в Италии факир Кумар, демонстрируя свое умение, был на целых 17 часов полностью зарыт в землю. После того, как его откопали, он заявил! "Истина - это истина, и реальность - это реальность. Волшебство - это не истина, это трюк".

Совсем иное понимание профессиональной чести у ловцов оккультных сил, когда трюк выдается за правду.

Как видим, обращение к паранаучным эффектам имеет для ученого и оккультного деятеля расходящиеся цели. Поэтому научный исследователь имеет право обращаться к паранаучной теме, для него не должно быть запретных зон. Проблема в другом: продиктовано ли такое обращение интересом к явлению или оно имеет иной подтекст: некритическое внимание к фактам, попустительство сомнительной деятельности, вообще отход от моральных норм.

Итак, границу между наукой и лженаукой прочерчивает не внутренняя науке гносеологическая (теоретико-познавательная) линия, а нравственно-этическая. Верно, нравственный показатель воспринимается здесь чужим, пришедшим со стороны. Однако, останавливаясь в решении дилеммы на позиции "рационально - иррационально" и еще сильнее "истина - ложь", мы ходим " по кругу, разомкнуть который и помогает этот моральный критерий.

Конечно, еще лучше было бы искать решение на полях практического оправдания. Но оно свои достоинства развертывает обычно лишь во времени, а нам надо определиться и отсечь лженауку здесь, сейчас. Словом, как ни поворачивай, однозначных ответов не отыскивается.

Применяя этические оценки, надо помнить, что это лишь первые шаги в отборе исследовательских результатов. Затем вступают в силу уже собственно научные показатели с точки зрения истинности или ложности и еще более строго - с позиций новизны. Ведь может быть так, что знание добыто честным путем, но оно не в ладах с истиной, либо, если и в ладах, ничего нового не несет. Роль "этического сторожа" та, что сначала необходимо избавить науку от сознательных искажений и уже потом подвергнуть результаты исследований анализу с точки зрения собственно познавательных характеристик (научно, истинно), до которых в самом начале движения бывает порой трудно подняться.

Ясно, что нравственные постулаты далеко не всегда в силах оградить науку от лженауки. Но они по крайней мере предостерегают от одного. В науку нельзя идти с нечестными помыслами. Соприкасаясь с таинственным, непонятным, ученый способен сделать неверный шаг, извлечь ошибочные заключения, которые, возможно, покажутся ему безупречными. Мы доверяем науке, ученым. Поэтому они не имеют права ни вступать на дорогу обмана, ни позволить увлечь себя по этой шаткой дороге, неизбежно ведущей в топи лженауки. И единственная гарантия от этих недугов - честный, непредвзятый исследовательский труд.

Сочинение по тексту:

В нашем мире много такого, что объяснить с точки зрения науки не представляется возможным. И чем сильнее запрет на наблюдение за паранормальными явлениями, тем больший интерес они вызывают. А когда всё-таки удаётся приблизиться к разгадке того, что казалось невозможным и непознанным, самым важным является не нарушить морально-этические законы. О проблеме их соблюдения и говорится в тексте А. Сухотина. Автор заявляет: «Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных».

Я полностью согласна с мнением публициста. Ни в коем случае нельзя спекулировать морально-этическими нормами в погоне за дешёвой популярностью, так как ни к чему хорошему это не приведёт. И подтверждений этому в нашей литературе найдётся немало.

М.А. Булгаков в повести «Роковые яйца» как раз описывает последствия неосторожного вмешательства в законы природы. «Бумага из Кремля» позволила руководителю совхоза «Красный луч» А. Рокку «для поднятия куроводства в стране» экспроприировать у профессора Персикова изобретённый им «луч жизни» в виде трёх камер для увеличения клетки. Но вместо кур Подмосковье наводнили гигантские питоны и крокодилы, случайно выведенные Рокком вместо кур. Желая не потерять лицо руководителя показательного совхоза, Александр Семёнович нарушил всякие законы морали, за что и был жестоко наказан. Впрочем, как и эксцентричный профессор Персиков. Спасение же пришло от самой природы — в августе вдруг ударил мороз в 18 градусов, и рептилии вымерли. Так М.А. Булгаков ещё раз говорит о том, что природа мудра и всё в ней устроено правильно, даже если мы не всё можем описать с точки зрения науки.

Конечно, если говорить о нарушении морально-этических норм учёными, то нельзя не вспомнить роман А. Беляева «Голова профессора Доуэля». В погоне за собственной славой Керн, воспользовавшись припадком астмы у Доуэля, лишил голову тела, а потом, пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества, принудил Доуэля к сотрудничеству. Используя чужие знания, Керн пришивает голову певички Брике к телу Анжелики Гай. Однако этот эксперимент заканчивается неудачей, а разоблачённый Керн кончает жизнь самоубийством. Положительные герои этого романа — врач Мари Лоран и профессор Доуэль — это те честные исследователи, о которых А. Сухотин как раз и говорил, что они имеют качества, «которые предохраняют от соблазна дешёвой славы».

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить только одно: чем бы человек ни занимался, он должен быть нравственно устойчивым и не гнаться за дешёвой славой, искажая научные факты. Увы, эта слава беспочвенна и мимолётна, потому что её легко развенчать с помощью истинных научных познаний.

Текст А. Сухотина:

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку.

(5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи странных явлений, далеко не ясных науке, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)Запрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать» физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов. (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии...

(15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернётся язык назвать их лжеучёными?

(22)Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный: человек,
сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных. (25)У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избыткомтакие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.

(По А. Сухотину)

  • 1) 1, 2, 3, 4, 6

  • 2) 3, 4, 5, 6

  • 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6

  • 4) 1, 2, 5, 6

    • В течение веков астрологию (1) например (2) усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и (3) потому (4) к ней приобщалось немало ученых.

    • 1) 1, 2, 3

    • 2) 2, 3

    • 3) 2, 3, 4

    • 4) 1, 2



      Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав (3) якобы (4) В. Бехтерева и К. Циолковского. Например (5) известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей.

    • 1) 1, 2, 5

    • 2) 3, 4, 5, 6

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 1, 3, 4, 5



      Ведь (1) чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому (2) в конечном счете (3) нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. Всё это из области вечного, к которому (4) конечно (5) нельзя относиться без волнения.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5

    • 2) 2, 3, 4, 5

    • 3) 1, 4, 5

    • 4) 4, 5


    • Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении - новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 3, 4, 5, 6


    • Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целеустремленной и (3) к тому же (4) холодной, заносчивой и аристократически наивной. Например (5) она считала деньги тяжким бременем.

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 1, 2, 3, 4, 5

    • 3) 1, 2, 5

    • 4) 1,2,3,5


    • «Покой нам только снится...» - через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может (1) во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Однако (2) всё же (3) мы жаждем душевного покоя, в котором (4) пожалуй (5) только и возможен творческий и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5

    • 2) 1, 4, 5

    • 3) 1, 2, 3

    • 4) 2, 3, 4, 5


    • Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определённой ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперёд и (4) следовательно (5) должна быть заменена.

    • 1) 1, 2, 3, 5

    • 2) 1, 2, 4, 5

    • 3) 1, 3, 4

    • 4) 2, 5


    • Управлять своей речью, властвовать над нею - значит (1) не произносить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом (2) все-таки (3) пожалеешь. Слова (4) ведь (5) не забываются. Конечно (6) лишь очень мудрые умеют тщательно обдумывать свои речи, с их языка никогда не сорвётся опрометчивое слово.

    • 1) 1, 2, 3, 6

    • 2) 2, 3, 4, 5

    • 3) 2, 3

    • 4) 6


    • Не раз в дождливые осенние вечера мне (1) бывало (2) тоскливо. Но (3) бывало (4) бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

    • 1) 1, 2

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 3, 4

    • 4) 1, 3


    • В счастливую пору юности многие (1) наверное (2) пишут дневник. Дело это (3) конечно (4) святое, тайное и берет много сил. Но что придумать иное? Ведь (5) человеку нужны исповедь, очищение, а дневник помогает ему в этом.

    • 1) 1, 2, 3,4, 5

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 1,3, 4, 5

    • 4) 1, 2, 5


    • Садово-парковое искусство - наиболее захватывающее и (1) к тому же (2) наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение (3) кажется(4) странным. Почему (5) в самом деле (6) садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись?

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 3, 4, 5, 6

    • 3) 5, 6

    • 4) 1, 2, 5, 6


    • Ленинград (1) как говорили (2) славился своими букинистами. Перед войной на Литейном проспекте большая часть нижних этажей была (3) буквально (4) сплошными книжными магазинами. Здесь (5) уверяют (6) можно было найти все: старый французский роман, брошюры первых лет революции, церковную книгу, немецкие технические справочники.

    • 1) 1, 2, 5, 6

    • 2) 1, 2, 3, 4

    • 3) 3, 4, 5, 6

    • 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6


    • От блокады книга (1) несомненно (2) сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею (3) наконец (4) топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей.

    • 1) 1, 2, 3, 4

    • 2) 1, 2

    • 3) 3, 4

    • 4) 1, 2, 4


    • Вандалу (1) бесспорно (2) свойственна ненависть (3) буквально (4)ко всему прекрасному. Но (5) очевидно (6) от ненависти ко всему прекрасному, к произведениям искусства очень недалеко до ненависти ко всему, что сотворено другими людьми и для общей людской пользы.

    • 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6

    • 2) 5, 6

    • 3) 1, 2, 5, 6

    • 4) 1, 2, 3, 4


    • Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться - он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания.

    • 1) 1, 2, 4,5

    • 2) 1, 2, 3, 4, 5

    • 3) 3, 4, 5

    • 4) 1, 2, 3



      Для меня (1) вообще (2) чрезвычайно загадочен этот слой, который называется новые русские. Чем они берут и почему оболтус, казавшийся всем на протяжении четверти века ничтожеством во всех областях, неожиданно (3) вдруг (4) воспарил и смотрит на всех сверху вниз? Эти люди (5) с одной стороны (6) вызывают у меня какую-то такую улыбку, а (7) с другой стороны (8) они мне абсолютно противопоказаны и страшны.

    (1) Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2) Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3) Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология , хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

    (4) Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и все, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5) Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной. (6) Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

    (7) Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8) Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9) 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10) Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». (11) Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12) Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13) Все загадочное надо изучать. (14) Однако при одном условии... (15) Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16) В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17) Из глубины истории идет и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18) Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19) А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20) Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21) Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

    (22) Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23) «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24) Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25) У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

    (А. Сухотин)

    Об авторе: Анатолий Константинович Сухотин – известный ученый, философ XX века, автор научно-популярных книг «Парадоксы науки», «Ритмы и алгоритмы».

    Словарная работа

    Телепаты – люди, владеющие телепатией.

    Телепатия – научно не объясненное явление передачи на расстоянии информации о состоянии одного живого существа другому или мыслей одного человека другому.

    Спириты – люди, занимающиеся спиритизмом.

    Спиритизм – мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними.

    Демаркация – линия, разделяющая воюющие стороны на время перемирия.

    Алхимия – донаучное направление в развитии химии, главная цель которого – нахождение так называемого философского камня для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия и т. д.

    Оккультный – имеющий отношение к оккультизму.

    Оккультизм общее название учений, признающих существование в человеке и космосе скрытых сил, доступных лишь «посвященным».

    Паранаука – околонаучное знание (пара – греч. «возле, вне»).

    Декретировать – подчинить декрету.

    Декрет – постановление верховной власти, имеющее силу закона.

    Задания к тексту 1

    а) Многие великие ученые интересовались паранормальными явлениями.

    б) Изучение оккультных наук надо запретить.

    в) Ученый должен быть честен и объективен.

    г) Изучение мистических явлений поможет расширить представления человека о мире.

    2. Из предложения 23 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

    3. Из предложения 25 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

    4. Из предложений 5–6 выпишите словосочетание со связью согласование.

    5. Из предложений 21–25 выпишите номер предложения, где есть фразеологизм.

    6. Из предложений 11–12 выпишите разговорное слово, замените его общеупотребительным.

    7. Из предложений 4–5 выпишите краткое причастие.

    13. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.

    14. Выберите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении 5.

    Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое – истиной .

    б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение дополняет первое.

    15. Из предложений 7–15 выпишите номер сложноподчиненного предложения с придаточным уступки.

    16. Среди предложений 19–25 найдите предложения с обособленными определениями. Запишите номера этих предложений.

    17. Среди предложений 1–6 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите номера этих предложений.

    18. Среди предложений 11–17 найдите сложное предложение, частью которого является односоставное неопределенно-личное предложение.

    19. Из предложений 10–14 выпишите вводные слова.

    20. Соотнесите средства выразительности с номерами предложений:

    а) ряды однородных членов;

    б) метафора;

    в) контекстные синонимы;

    Номера предложений: 3, 5, 23, 24.

    I. Напишите вступление к сочинению, размышляя над актуальностью проблемы текста.

    С давних времен людей привлекало…

    Необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры – вот…

    II. Сформулируйте проблему текста.

    Так как же относиться к…?

    III. Прокомментируйте проблему текста, учитывая следующие вопросы:

    1. Какие точки зрения на отношение людей к оккультным наукам приводит автор статьи?

    3. Какой образ у читателя рождает метафора отгораживая его бетоном запретов?

    Для того чтобы разобраться в проблеме, А. Сухотин приводит противоположные точки зрения:

    Одни ученые считают оккультное знание…, другие говорят о том…

    Слухи и домыслы плодятся возле мистических явлений из-за недостаточной…

    Метафора «отгораживая его бетоном запретов» помогает представить…

    Все загадочное надо…, но при этом ученый, занимающийся…, должен быть…

    Честность и объективность ученого – гарантия…

    Метафора «оказались в плену больших оккультных страстей» подчеркивает притягательность…

    На риторический вопрос «Можно ли этих ученых назвать лжеучеными?» читатель ответит отрицательно, потому что…

    Вспомните великих ученых (Коперника, Эйнштейна, Лобачевского, Менделя), открытия которых были признаны не сразу. Почему со временем эти открытия были признаны? Какими качествами, необходимыми для человека, занимающегося наукой, обладали эти люди?

    Ключи к заданиям по тексту 1

    2) нравственно-этических;

    3) известных;

    4) какие-либо темы;

    6) чураться – сторониться;

    7) связано;

    8) приставочно-суффиксальный;

    9) б (гипотеза – предположительное суждение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления);

    10) вырастает, подогревает;

    12) избранных;

    13) надо изучать (сказуемое);

    19) скажем, значит;

    20) а – 3, б – 23, в – 24, г – 5.

    Примерное сочинение-рассуждение по тексту 1

    С давних времен людей привлекало неизвестное, труднообъяснимое, непонятное, и проблема, поставленная автором статьи, актуальна и сейчас, ведь людей по-прежнему интересуют необычные способности человека, загадки жизни и смерти, другие миры.

    Как же относиться к оккультным наукам? Над этим вопросом размышляет автор статьи.

    Для того чтобы разобраться в проблеме, А. Сухотин приводит разные точки зрения: одни ученые категорично считают оккультное знание лженаукой, другие опасаются с уверенностью отрицать то, чего пока никто не может понять.

    Автор убежден в том, что запрет на изучение каких-либо мистических явлений бессмыслен и даже вреден: ведь именно из-за недостаточной изученности этих явлений вокруг них плодятся слухи и домыслы. По мнению А. Сухотина, не следует отгораживаться от таинственного «бетоном запретов». Эта метафора помогает читателю представить стену, за которой находится нечто запретное и через которую хочется перебраться, чтобы узнать, что же там на самом деле.

    Все загадочное надо изучать, но при этом ученый, занимающийся таинственным, должен быть честным, объективным, ответственным – такова идея текста. Доказывая эту мысль, автор говорит об известных ученых Бехтереве, Циолковском, Бутлерове, которые «оказались в плену больших оккультных страстей» (этой метафорой подчеркивается притягательность необъяснимого). «Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?» – на этот риторический вопрос любой читатель ответит отрицательно, потому что эти ученые не подтасовывали факты, не шли на обман, завоевывая дешевую славу.

    Автору трудно возразить: неизвестное, таинственное нужно изучать, и все научные открытия были сделаны для того, чтобы объяснить таинственное. Несколько веков назад гроза воспринималась человеком как Божий гнев, а сейчас о природе этого явления можно прочитать в учебнике физики, и, может быть, через десятилетия тема «Телепатия» войдет в школьную программу. В науке известны случаи, когда великие открытия признавались не сразу; так, например, Коперник, утверждавший, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не вокруг Земли, не воспринимался серьезно, а Менделю, открывшему законы генетики, пришлось долго убеждать ученый мир в своей правоте. Но открытия этих ученых были оценены потомками, потому что их честность, ответственность гарантировали объективность полученных результатов.

    (1) В редакции мне сказали: поскольку вы все равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал. (З) Было у меня, конечно, и некоторое свое отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

    – (6) Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или по крайней мере умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет – и все. (10) Пустота. (11) Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

    (12) Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, я все же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.

    (13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления. (14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать три дома. (16) Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.

    (18) Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19) 3атем постановки, то есть спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонек».

    (21) Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны – беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22) Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, ее стали бы слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26) Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чужой профессии. (27) Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.

    Задания к тексту 2

    1. Какой вопрос находится вне поля зрения автора статьи?

    а) Как влияет телевизор на формирование отношения человека к жизни?

    б) Чем отличается творческое восприятие жизни от пассивного?

    г) Какие телепрограммы интересны зрителю?

    2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.

    а) Научный, рассуждение.

    б) Публицистический, рассуждение.

    в) Художественный, повествование.

    г) Художественный, описание.

    3. Значение какого слова определено неверно?

    а) Досуг – свободное от работы время;

    б) грядущий – настоящий;

    в) пассивность – вялость, безучастность;

    г) симфонический – оркестровый.

    4. Из предложения 12 выпишите все пары контекстных антонимов и контекстные синонимы.

    5. Из предложения 6 выпишите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

    6. Из предложения 12 выпишите слова с чередованием гласных в корне.

    7. Из предложений 23–24 выпишите все глаголы 1-го спряжения.

    8. Из предложения 27 выпишите грамматическую основу.

    9. Среди предложений 13–20 найдите бессоюзное сложное предложение, одна из частей которого – неполное предложение. Запишите его номер.

    10. Среди предложений 6–12 найдите простое односоставное назывное предложение. Запишите его номер.

    11. Определите способ подчинения придаточных в предложении 13.

    12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

    13. Укажите тип сказуемого в предложении 22.

    14. Выберите верное объяснение постановки двоеточия в предложении 11.

    Ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом...

    а) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

    б) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение раскрывает смысл первого.

    в) Бессоюзное сложное предложение, второе предложение указывает на причину.

    г) Бессоюзное сложное предложение, первое предложение указывает на условие.

    15. Из предложения 27 выпишите словосочетание с типом связи согласование. Замените это словосочетание синонимичным с типом связи управление.

    16. Из предложения 12 выпишите устойчивое словосочетание (идиому).

    17. Из предложения 8 выпишите разносклоняемое существительное.

    18. Среди предложений 9–15 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Запишите их номера.

    19. Среди предложений 15–23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения , перешедшего в существительное. Запишите его номер.

    20. Соотнесите средства выразительности с предложениями текста:

    а) ряды однородных членов;

    б) вопросно-ответная форма изложения;

    в) лексический повтор;

    г) метафора.

    Предложения: 9, 12, 13, 24–26.

    Работа над сочинением-рассуждением по предложенному тексту

    I. Напишите вступление к сочинению. Во вступлении постарайтесь поразмышлять о том, какую роль в нашей жизни играет телевидение, какие передачи интересны зрителю.

    Все мы время от времени смотрим…

    Разных людей привлекают разные…: одним нравятся…, другим…, третьим…

    II. Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.

    Какое отношение к искусству и к жизни вырабатывает…?

    Какие телепрограммы интересны…? Над этими вопросами задумывается…

    III. Прокомментируйте проблемы, поставленные автором текста, сформулируйте авторскую позицию (по каждой проблеме), учитывая следующие вопросы:

    2. Какое языковое средство помогает выразить мысль о том, что телевизор поглощает время и энергию человека?

    Метафорой… выражена мысль о бессмысленности…

    Контекстные антонимы… подчеркивают контраст между активным и пассивным…

    V. Напишите о своем отношении к авторской позиции. Подумайте о том, можно ли считать просмотр художественного фильма или спектакля пустой тратой времени. В каких случаях просмотр телепрограмм лишь отнимает время человека и ничего не дает ему? Интересны ли, на ваш взгляд, передачи, в которых рассказывается о том, с чем человек не сталкивается в своей жизни и деятельности, о тайнах других профессий?

    Однако если телепрограмма плохого качества…

    Каждому человеку, наверное, интересно узнавать о чем-то новом…, поэтому…

    Ключи к заданиям по тексту 2

    4) контекстные антонимы: творец – зритель, раньше – теперь, поют – слушают, пляшут – смотрят; потребительское – активное, живое, творческое; контекстные синонимы – активное, живое, творческое;

    5) пассивность;

    6) считая, творец, творческое;

    7) думаете, стали, слушать;

    8) рассказ интереснее;

    11) однородное соподчинение;

    13) составное глагольное;

    15) городскому человеку – согласование, человеку из города – управление;

    16) играть роль;

    20) а – 12, б – 24–26, в – 13, г – 9.

    Примерное сочинение-рассуждение по тексту 2

    Все мы время от времени смотрим телевизор, и всех нас привлекает разное: один больше тяготеет к просмотру художественных фильмов, другого интересуют политические программы, а третьего – передачи научно-популярной тематики.

    Какое отношение к искусству вырабатывает просмотр телепрограмм и что интересно зрителям? Над этими вопросами размышляет автор статьи.

    Вспоминая разговор с английским фермером, который считал телевизор бедствием, В. Солоухин пытается убедить читателя в том, что телевизор вырабатывает у человека потребительское отношение к искусству; контекстные антонимы (пели – слушают, плясали – смотрят) подчеркивают контраст между активным и пассивным восприятием действительности.

    Что же нужно зрителю? Проанализировав результаты опроса, проведенного среди жителей деревни, автор приходит к интересным выводам: из всех телепрограмм зрителей особенно интересуют художественные фильмы, театральные постановки, спортивные и научно-популярные передачи, концерты, и неожиданным показалось автору то, что сельских жителей совершенно не интересуют передачи, посвященные сельскому хозяйству .

    Задумавшись над таким результатом опроса, В. Солоухин задается вопросом: стали бы поэты смотреть передачу об основах стихосложения? Будучи литератором, поэтом, автор отвечает на этот вопрос категоричным отказом: «Отнюдь». Таким образом, по мнению автора статьи, человеку интереснее «коснуться тайны чужой профессии», чем смотреть о том, что давно известно и хорошо знакомо.

    Мысль автора о том, что телевизор вырабатывает потребительское отношение к искусству, представляется несколько категоричной, ведь если человек смотрит хороший фильм, спектакль, он думает над тем, что видит на экране, переживает за героев, сравнивает свои представления о книге (если перед ним экранизация литературного произведения) с видение м режиссера, и таким образом обогащается внутренний мир человека. Другое дело, если просмотр передач не самого хорошего качества занимает все свободное время зрителя, тогда действительно телевизор является для человека серым пятном, поглощающим время, которое можно было бы потратить на более интересные и полезные занятия.

    И. А. РУДЕНКО,
    Магнитогорский городской
    многопрофильный лицей
    при МГТУ им. Носова

    Текст№25

    Задание№1. Прочитайте текст А.Сухотина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

    Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

    Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое - истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

    Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. 3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. Всё загадочное надо изучать. Однако при одном условии: ...Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

    Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. «Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешёвой славы.

    (А. Сухотин)

    1.Какова тема текста?

    2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

    3.Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

    · нравственная;

    · экологическая;

    · социальная;

    · психологическая;

    · философская;

    · социально-психологическая;

    · социально-философская;

    · социально значимая;

    · социально-нравственная…

    Задание№2. Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

    Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

    В тексте А.Сухотинаподнимается проблема непростых взаимоотношений истинной науки с так называемыми оккультными науками, чье содержание является «доступным пониманию только избранных».

    Проблема«непростой, подчас трагической связи» науки и псевдонаучных знаний, теорий» является важной. Многим из нас, молодых людей, предстоит вскоре сделать выбор: по какому пути пойти в своем профессиональном развитии - обоснованному наукой, выверенному, или поддаться искушению вступить на путь тернистый, неясный, возможно ложный…

    А.Сухотин обращает внимание читателя на то, что в свое время среди лженаук были астрология и парапсихология, а теперь они доказали свою состоятельность. Кроме того, автор текста просит читателя не спешить выносить приговор, «наглухо перекрывать доступ в науку» новым, только вступившим на путь своего формирования научным мыслям. Он призывает быть «осторожными» тех ревнителей истины, кто пытается учинить специальный «досмотр» неокрепшим наукам.

    О драматических последствиях слепого следования ошибочным теориям идет речь в произведениях многих русских писателей, критиков, журналистов. Так, трагически в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» обрывается жизнь Евгения Базарова, который оказался в тисках собственной теории «вульгарного материализма». Его нигилистические убеждения, основанные на отрицании всего нематериального (любви к ближним, уважения к старшим, поклонения природе…) завели героя в тупик, сделали Евгения Базарова несчастным.

    Примечательно, что весь ход развития истории науки является доказательством сложных отношений различных теорий и псевдотеорий – споров, столкновений, открытого неприятия их теоретических положений. Многие из открытий в астрономии, сделанных Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем, в 13-15 веках не были приняты их современниками. Некоторые из этих первооткрывателей поплатились своей жизнью за идеи, которые, по словам их оппонентов, были ересью, «бесовыми словесами».

    Итак, прочитав текст А.Сухотина, я пришла к выводу, что определить, «где ложь, а где истина» в науке, очень важно, хотя и очень трудно. Но это необходимо делать, чтобы давать возможность ей развиваться, а первооткрывателям идти вперед. Главное – не поддаться на этом пути лженаучным теориям, которые могут привести исследователя, ученого, мыслителя к горьким разочарованиям.

    2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ** )

    3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста А.Сухотина?

    4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста А.Сухотиным? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП*** )

    5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (А.Сухотина), рассуждающего о взаимоотношениях науки и псевдонаучных теорий? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА ****);

    6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением, или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста А.Сухотина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ *****);

    7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2 ).