Умение импровизировать. Словесная импровизация

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.1)

Что такое импровизация?

О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация - один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...

Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.

Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?

Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот , подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.

К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги - продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.

Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?

Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,

Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.

Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец - хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?

Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения , которые:

1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю
танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу - начало, развитие, кульминация... вход-выход и пр.)
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).

А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это

7. Выучены и отработаны заранее.

Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.

Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:

И наоборот:

Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:

Примеры, где проявляются общие закономерности импровизации.

  • Представьте себе мотоциклиста или сноубордиста (Free Style), которые строят свои композиции прыжков согласно ландшафту, рельефу местности...
  • У меня есть еще один хороший пример. Представьте себе строй солдат, репетирующих парад, и ребенка, которому разрешили порезвиться невдалеке. Ребенок то пристраивается рядом и марширует точно в ногу с солдатами, то делает в 2 раза больше шагов, то отбегает в сторону, то отстает, догоняет и снова пристраивается... Представили? Этот ребенок ТВОРИТ, он импровизирует!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Доброго тебе настроения, дорогой читатель. В этом небольшом посте мы будем разговаривать о том, как научиться импровизировать: обсудим какие-то общие моменты и посмотрим основные приёмы импровизации применительно к фортепиано.

Вообще, импровизация является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных процессов в музыке. Как вы знаете, этим словом называют сочинение музыки прямо во время её игры, иначе говоря, одновременное исполнение и сочинение.

Техникой импровизации владеет, конечно, не каждый музыкант (сейчас, главным образом, это умеют джазовые музыканты, композиторы и те, кто аккомпанирует певцам), дело это доступно каждому, кто за него берётся. Какие-то приёмы импровизации вырабатываются и закрепляются незаметно, вместе с накоплением опыта.

Что важно для импровизации?

Тут буквально перечислим: тема, гармония, ритм, фактура, форма, жанр и стиль. Теперь чуть подробнее развернём то, что мы хотели бы до вас донести:

  1. Наличие темы или гармонической сетки, на которую будет создаваться фортепианная импровизация – это необязательно, но желательно (для смысла), в эпоху старинной музыки (например, в ) тему для импровизации давал исполнителю посторонний человек – учёный композитор, исполнитель или неучёный слушатель.
  2. Необходимость музыку формовать , то есть придавать ей какую-либо из – можно, конечно, импровизировать бесконечно, но слушатели ваши начнут уставать, равно как и фантазия – по три раза примерно одно и то же никому слушать не хочется и играть неприятно (разумеется, если вы не импровизируете в форме куплетов или в форме рондо).
  3. Выбор жанра – то есть такого вида музыкального произведения, на который вы будете ориентироваться. Можно импровизировать в вальса, а можно в жанре марша, можно, играя, придумать мазурку, а можно оперную арию. Суть одна – вальс должен быть вальсом, марш должен быть похож на марш, а мазурка обязана быть супер-мазуркой со всеми теми особенностями, какие ей полагаются (тут и вопрос формы, и гармонии, и ритма).
  4. Выбор стиля – тоже важное определение. – это музыкальный язык. Скажем Вальс Чайковского и вальс Шопена – это не одно и то же, и музыкальный момент Шуберта с музыкальным моментом Рахманинова трудно перепутать (это тут мы поминали разные композиторские стили). Вам и тут нужно избрать ориентир – импровизировать в манере какого-либо известного музыканта, композитора (только не нужно пародировать – это другое, хотя тоже весёлое занятие), или какого-либо рода музыки (сравните – импровизации в стиле джаз или в академической манере, в духе романтической баллады Брамса или в духе гротескового скерцо Шостаковича).
  5. Ритмическая организация – вот это то, что серьёзно помогает начинающим. Чувствуй ритм, и всё у тебя будет хорошо! На деле – во-первых, музыкальный размер – в какой метр (пульс) ты будешь укладывать свою музыку, во-вторых, темп – определись: медленно или быстро , в-третьих, что будет внутри твоих тактов, какой ритмический рисунок – движение мелких длительностей – шестнадцатых или триолей, или какая-нибудь сложная ритмика, а может быть куча синкоп?
  6. Фактура , если по-простому, то это способ изложения музыки. Что у тебя будет? Или строгие аккорды, или вальсовый бас-аккорд в левой руке и мелодия в правой, или парящая мелодия наверху, а под ней какое угодно свободное сопровождение, или одни общие формы движения – гаммы, арпеджио, или ты вообще устроишь между руками спор-разговор и получится полифоническое произведение? Это надо решать сразу, а потом уж придерживаться своего решения до конца, так отклоняться от него – нехорошо (эклектики быть не должно).

Высшая задача и цель импровизатора – НАУЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛЬ ДАЖЕ И НЕ ДОГАДЫВАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ТЫ ИМПРОВИЗИРУЕШЬ.

Как научиться импровизировать: немного из личного опыта

Следует отметить, что у каждого музыканта, безусловно, имеется свой опыт в освоении искусства импровизации, а также какие-то свои секреты. Лично я всем желающим обучиться этому ремеслу посоветовала бы для начала, как можно больше играть не по нотам, а самостоятельно подбирать понравившиеся вам мелодии . Это даёт творческую свободу.

Из своего опыта могу сказать, что мне сильно помогло огромное желание подбирать различные мелодии, а также сочинять свои собственные. Мне это было крайне интересно, с самого детства, до такой степени, что, скажу вам по секрету, я этим занималась гораздо больше, чем разучиванием заданных педагогом музыкальных произведений. Результат был налицо – я приходила на урок и играла произведение, что называется, «с листа». Педагог хвалил меня за хорошую подготовку к уроку, хотя, я видела ноты первый раз в жизни, потому как дома даже не открывала учебник, в чем, естественно, не могла признаться педагогу.

Итак, спросите меня, как импровизировать на фортепиано? Я вам повторю: нужно как можно больше играть «произвольные» мелодии, подбирать и ещё раз подбирать! Только практика позволяет добиться хороших результатов. А если у вас еще и талант от Бога, то только одному Богу известно в какого монстра-музыканта, мастера импровизации вы превратитесь со временем.

Ещё одна рекомендация – брать ноты произведений и анализировать их – рассматривая всё, что вы там видите. Видите необычайно красивую или волшебную гармонию – анализируйте гармонию, потом пригодится, видите интересную фактуру – тоже берите на заметку, что можно так играть, видите выразительные ритмические фигуры или мелодические обороты – заимствуйте. В старину учились, переписывая ноты других композиторов.

Ну и, пожалуй, самое главное… Нужно развивать технику владения инструментом . Без этого не выйдет ничего, поэтому не ленитесь ежедневно играть гаммы, арпеджио, упражнения и этюды. Это и приятно, и полезно.

Основные методы или приёмы импровизации

Когда меня спрашивают, как научиться импровизировать, я отвечаю, что надо пробовать применять разные методы развития музыкального материала.

Только не нужно запихивать их все сразу в первую же вашу импровизацию. Последовательно попробуйте сначала один, наиболее понятный, затем второй, третий – сначала научитесь, подкопите опыт, а потому уж будете сочетать все методы вместе

Итак, вот некоторые приёмы импровизации:

Гармонический – тут много разных аспектов, это и усложнение гармонии, и придание ей современной пряности (сделайте её острой), или, наоборот, придание ей чистоты и прозрачности. Этот метод не простой, наиболее доступные, но очень выразительные приёмы для новичков:

  • поменять (например, был мажор – оминорьте, проведите то же самое в миноре);
  • перегармонизовать мелодию – то есть подобрать к ней новое сопровождение, «новое освещение», с новым мелодия будет звучать по-другому;
  • поменять гармонический стиль (тоже метод раскраски) – скажем, возьмите сонату Моцарта и все классические гармонии в ней замените джазовыми, сами удивитесь, что может получиться.

Мелодический способ импровизации подразумевает работу с мелодией, её изменение или создание (если она отсутствует). Здесь можно:

  • Сделать зеркальное обращение мелодии, теоретически это очень просто – просто заменить движение вверх движением вниз и наоборот (используя технику обращения интервалов), но практически нужно полагаться на чувство меры и опыт (будет ли это хорошо звучать?), и может быть применять этот приём импровизации только эпизодически.
  • Разукрасить мелодию мелизмами: форшлагами, трелями, группетто и мордентами – сплести такое вот своеобразное мелодическое кружево.
  • Если в мелодии есть скачки на широкие (сексту, септиму, октаву), их можно заполнить быстрыми пассажами; если в мелодии есть длинные ноты, их можно раздробить на более мелкие с целью: а) репетиции (повторения несколько раз), б) опевания (окружить соседними нотами основной звук, тем самым выделяя его).
  • -ответ к той, что звучала ранее. Здесь требуется проявить себя по-настоящему творчески.
  • Мелодию можно разделить на фразы так, как будто это не мелодия, а разговор двух персонажей. Репликами (вопрос-ответ) персонажей можно музыкально поиграться полифонически, перенося их в разные регистры.
  • Кроме всех прочих изменений, которые касаются именно интонационного уровня, можно просто заменить штрихи на противоположные (легато на стаккато и наоборот), от этого изменится и !

Ритмический способ изменений в музыке также играет не последнюю роль и требует от исполнителя, в первую очередь, очень хорошего чувства ритма, так как в противном случае, просто не удержаться в заданной гармонической форме. Начинающим неплохо для этих целей применять метроном, который всегда будет держать нас в рамках.

Изменять ритмически можно как мелодию, так и любой другой слой музыкальной ткани – например аккомпанемент. Скажем в каждой новой вариации делать новый тип аккомпанемента: то аккордовый, то чисто басово-мелодический, то разложить аккорды на арпеджио, то организовать весь аккомпанемент в каком-нибудь интересном ритмическом движении (например, в испанском ритме, или по типу польки и т.д.).

Живой пример импровизации: Денис Мацуев – известный пианист импровизирует на тему песенки “В лесу родилась ёлочка”!

В заключение хочется отметить – для того, чтобы научиться импровизировать, необходимо… ИМПРОВИЗИРОВАТЬ, ну и, конечно, иметь огромное желание овладеть этим искусством, а также не бояться неудач. Больше раскованности и творческой свободы, и у вас все получится!

Импровизация – это нахождение в потоке положительной энергии, когда вы действуете не совсем сознательно (а точнее, используя свое подсознание), но достигаете при этом замечательных результатов, а положительные переживания становятся неотъемлемой их частью.

Как правильно импровизировать на ходу?

Вот секрет успеха в путешествиях – кода вы готовы к любым поворотам судьбы и с уверенностью принимаете все, что происходит, испытываете радость.

Наверное, в путешествиях наилучшим образом применим принцип «Момент Сейчас. Что подразумевается под этим принципом? Да все очень просто – наслаждайтесь тем, что происходит, чем бы это ни было.

Например, пошел ливень, и вы под него попали – ботинки насквозь мокрые, все вокруг прыгают через широкие водные потоки, которые превратили улицы в венецианские каналы. Что вы при этом ощущаете? Радуетесь, как ребенок!. Вам было бы смешно видеть, как люди пытаются преодолеть водную преграду, как девчонки в модных туфельках тонут в этих потоках и визжат… весело.

Хотите испытать радость момента? Откажитесь от четко запланированного результата! Когда вы цепляетесь за конкретную реализацию ваших планов, вы не позволяете Вселенной сделать часть работы за вас, запрещаете ей проявить свой творческий порыв в отношении вас. Вселенная готова вас удивить, а вы сопротивляетесь.

Данный принцип может быть применен к любой сфере жизни. Попробуйте найти ту нишу, где бы вы смогли начать использовать импровизацию, и следите за тем, что произойдет.

1. Планирование на ходу , когда вы можете себе это позволить, приводит к тому, что вы развиваете у себя навык быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Да, наша жизнь действительно часто течет очень размеренно. Однако иногда планы ломаются, и тут надо суметь не застрять на сломанных рельсах и оперативно перестроиться на новые как можно быстрее. Именно этому вы учитесь, импровизируя.

2. Из первого вытекает второе. Лучший отдых – это смена этой размеренности на спонтанность. Пусть сегодня все пойдет не так, как планировалось. Сегодня я хочу испытать что-то новое, о чем не думала вчера.

3. Меняя что-то в размеренной жизни, импровизируя, вы вспоминаете о том, что у вас всегда есть выбор (об этом часто забывают). Мы все добираемся до работы привычным путем изо дня в день. Иногда возникает очень странное ощущение, когда случайно или намеренно мы меняем свой маршрут. Жизнь – это постоянное изменение и выбор. Выбирая в малом, мы вспоминаем, что способны изменить и что-то более серьезное, если того захотим. Импровизация – это способ напомнить себе о том, что мы способны сделать выбор в любой момент.

4. Ну и, конечно же, импровизация и спонтанность – это творчество.

Импровизируйте же! Позвольте Вселенной помочь вам найти путь! Пусть ваше «завтра» отличается от вашего «сегодня». Стройте планы, но будьте готовы к проявлению спонтанности.

Что развивает игровая импровизация:

  1. креативность мышления (иногда это похоже на взрыв мозга, но это приятно:)
  2. легкость и быстроту принятия решений - не откладывать на завтра то, что надо сделать сейчас же
  3. умение свободно и легко выражать свои мысли
  4. эмоциональную яркость и выразительность (не изображение эмоции, а реальное проживание
  5. доверие себе - избавление от страха "Что обо мне подумают!!!"
  6. умение видеть ситуацию со стороны и управлять ей.

Ускоряя работу воображения, вы столкнетесь с максимальным количеством нестандартных ситуаций. В вашем сознании прокладываются новые тропинки, вы чувствуете себя легко и свободно в любых жизненных ситуациях. Ведь там, где есть место новому - на смену шаблонам приходит вариативность. Правил нет, сценариев нет - есть только приемы . Правила в жизни создает сама импровизация . Каждый вы будете участником совершенно новой и неповторимой истории, которая может случиться только однажды и только с вами! Нарабатывая состояние импровизации, мы привыкаем больше доверять себе, принимать мгновенные решения и находить нестандартные выходы из любых ситуаций.

Погружаясь в состояние импровизации, мы начинаем лучше понимать себя и окружающих . Глубже и яснее чувствуем свои эмоции. Становимся легче и подвижнее! Эти качества делают вас более мобильными в принятии решений, более творческими.

Тренировка внимания и р азвитие наблюдательности

В течение дня находите вокруг себя круглые предметы. Смотрите, изучайте и удивляйтесь!

То же самое проделайте с квадратными и треугольными предметами)

В течение дня обращайте внимание на тактильные ощущения - гладкость, шершавость, мягкость, теплоту предметов. А в конце дня выдайте ПРИЗ самому приятному на ощупь предмету за день!

Когда вы тренируете внимание, то ваша активность и концентрация заметно повышается!

Становится больше энергии и желания действовать!

Упражнения на развитие воображения и креативности

Зачем ты вешаешь шторы

Развитие креативности, скорость мышления

Это одно из лучших упражнений на развитие скорости и вариативности мышления. Возьмите любой вопрос, который начинается с "Зачем"

  • Зачем ты вешаешь шторы?
  • Зачем ты рисуешь квадратики?
  • Зачем ты собираешь яблоки?
  • Зачем ты занимаешься актерским мастерством?
  • Зачем ты фотографируешь слона? и т.д.

И в течение 3 минут (это минимум) отвечайте на него! Находите разные точки зрения, разные причины и мотивы! Главное, что бы они были достаточно реальными.

Возможно, вы будете "зависать", не волнуйтесь, просто посмотрите на ситуацию иначе, новый ответ сразу появится!

Это упражнение отлично развивает фантазию, воображение и креативность!

Ассоциации

воображение, скорость мышления, ассоциативное мышление

На развитие ассоциативного мышления есть очень много разных упражнений. Ассоциации можно поделить на несколько типов:

  1. Совместимость: море - солнце
  2. Подобие: шар - круг; линия - луч
  3. Противоположность: лето - зима; добро - зло
  4. Причинно - следственные связи: дождь - лужа; радость - смех
  5. Часть предмета: лошадь - хвост; дом - крыша
  6. Обобщение: яблоко - фрукт; дерево - лес

В упражнениях можно использовать любые типы ассоциаций. Со временем вы заметите каким типом Вы пользуетесь активнее, и тогда можно сознательно расширять своё мышление - тренировать новые способы.

Простые ассоциации

Начните с партнером перекидываться ассоциациями. Это должны быть существительные (имена собственные тоже можно использовать).

Например: слон - зоопарк - клетка - птичка - корм - зима - лыжи - палки - забор и т.д.

Главное тут - скорость мышления. Говорите быстро, но при этом старайтесь расслабиться и позвольте ассоциациям рождаться легко, без напряжения. Берите первую ассоциацию, которая родилась, не сомневайтесь, не выбирайте из множества вариантов, просто отпускайте воображение и творите!

Далекие ассоциации

То же самое, что и простые ассоциации, но тут вы называете третий или четвертый образ.

Например:

А: Слон

Б: (про себя: зоопарк, клетка, птичка) - крыло (вслух)

А: (про себя: полет, небо, облака) - дождь (вслух)

Партнер Б работает с образом "дождь"

В этом упражнении также тренируется внутреннее внимание. В тот момент, когда вы представляете себе цепочку ассоциаций, Вы концентрируетесь и включаете активное воображение!

окончание на следующей странице .

  • < Исключительной КРАСОТЫ РАбота МАтушки ПРИРОДы...
  • Как импровизировать по жизни? Часть 2 >

Слушая выступление опытного оратора, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов. Кажется, что оратор настолько хорошо подготовлен, что ничто не сможет нарушить плавное течение его речи. Иногда становится завидно и страстно хочется научиться так же легко жонглировать словами!

Итак, мы переходим к теме словесной импровизации!

Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Если вас попросили рассказать о пингвинах, вы поддерживаете разговор о пингвинах. Зашла речь о музыке, живописи или политике - легко переключаетесь и непринужденно обсуждаете эти темы.

Словесная импровизация - это не пустословие, не словесная пурга. Это искусство, владение которым не раз выручает оратора во время выступления.

Любой оратор, даже отлично подготовленный, может сбиться, запутаться, потерять мысль. Только у опытных ораторов мы этих срывов не замечаем, ибо они владеют словесной импровизацией. А у неопытных именно эти срывы и запоминаются.

Оратор, как альпинист, должен быть готов к любой неожиданности. Когда альпинист ползет по скале, у него помимо основной веревки всегда есть страховочная. И если он срывается с основной веревки, страховка спасает ему жизнь. Точно так же и у оратора. Есть основной план выступления, которому оратор следует. Но если вдруг случается срыв, словесная импровизация послужит той самой страховкой, которая выручит в трудную минуту и спасет выступление от провала.

Основные функции словесной импровизации

Словесная импровизация помогает:

  • снять паузы зависания;
  • не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов;
  • выступать на высокой энергетике;
  • легко отвечать на вопросы;
  • уменьшить страх публичных выступлений;
  • взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости;
  • легко поддерживать светскую беседу.

Снятие пауз-зависаний

Нет ничего тягостнее в выступлении, чем пауза-зависание. Оратор говорит-говорит - и вдруг замолкает. Начинает лихорадочно бегать глазами по потолку, пытаясь поймать ускользнувшую мысль, на его лице появляется извиняющееся выражение - «как же я мог потерять мысль!» - рот судорожно приоткрывается, выдавая бессмысленное «э-э-э», «ну», «вот» и другие звуки, призванные заполнить тягостное молчание. Слушатели начинают ерзать на стульях: им, как и оратору, становится неловко.

Скорее всего, через некоторое время мысль будет поймана, и речь, выбравшись из судорожной агонии, продолжится. Но в памяти слушателей этот момент растерянности, незнания, что сказать, останется, и на презентацию они будут смотреть сквозь призму тягостных пауз-зависаний.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ УБРАТЬ ПАУЗЫ-ЗАВИСАНИЯ (СДЕЛАТЬ РЕЧЬ НЕПРЕРЫВНОЙ, ЛЕГКОЙ, ПЛАВНОЙ)

Свобода от дословного повторения текста

Одна из стратегий подготовки к выступлению - выучить текст наизусть и, выйдя перед публикой, прочитать или пересказать его дословно. Многие, не обладая навыком уверенной словесной импровизации, именно так и делают: зазубривают текст наизусть!

Только умея непринужденно облекать мысли в слова, можно оторваться от бумажки или заученного текста.

Имея такой навык, достаточно помнить ключевые тезисы и основные примеры, которые вы хотите донести до слушателей. Остальной текст, который будет натянут на этот скелет презентации, вы сможете легко сочинять по ходу выступления, ибо владеете навыком словесной импровизации.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЛЕГКО ВЫСТУПАТЬ, ДЕРЖА В ПАМЯТИ ЛИШЬ СКЕЛЕТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗ 20-30 КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, ИЗБАВЛЯЯ ОТ ЗАУЧИВАНИЯ ТЕКСТА НАИЗУСТЬ

Работа на высокой энергетике

Невозможно, работая «по бумажке» или по заранее заготовленному сценарию, воодушевить аудиторию, увлечь ее.

Кроме высокой энергетики для вдохновляющего выступления оратору необходим дар импровизатора, умение мгновенно находить нужные слова, которые, сливаясь в единое целое с жестами, мимикой, движениями, голосом, вдохновят людей, подтолкнут к действию.

Если же навыка словесной импровизации у вас нет, можете забыть о вдохновляющих, мотивирующих речах, о том, чтобы работать на энергетике больше 17-18 баллов.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫСТУПАТЬ НА ВЫСОКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ!

Легкость в ответах на вопросы

Вопросы - это всегда неожиданность. Если у вас нет навыка импровизации, то вопросы становятся тяжелым испытанием. Часто появляется страх: «Вдруг меня спросят о чем-то, а я не смогу быстро найтись и ответить и буду нелепо выглядеть в глазах слушателей?»

Если же вы умеете импровизировать, любой вопрос будет вам нипочем. Отвечая, начинайте с небольшой импровизации на тему вопроса: эти несколько секунд дадут вам возможность обдумать его и плавно перейти к ответу. Слушателям будет казаться, что вы отвечаете моментально, что вы тот оратор, который подготовлен к любому вопросу.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ «ЛЕГАЛЬНО» ЗАПОЛНИТЬ ПАУЗУ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ ОТВЕТА

Снятие страха выступлений

- Вы хотите мне что-то сказать?

- Да нет... ну что вы...

- Настоящему мужчине всегда есть что сказать!

Из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Страх публичных выступлений часто связан с негативными мыслями: «А вдруг я забуду, что говорить, и собьюсь? А вдруг мне зададут вопрос, на который я не найду что ответить? А вдруг...?» И этот страх мешает выступать!

А словесная импровизация придает уверенности!

«Я как оратор всегда найду нужные слова, с легкостью отвечу на любой вопрос, справлюсь с любым сбоем в выступлении!»

НАВЫК СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ СНИМАЕТ СТРАХ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ!

Дать аудитории передышку

Вы увлеченно выступаете и вдруг замечаете, что глаза у ваших слушателей квадратные и стеклянные - люди устали, их внимание уже не сосредоточено на вашей речи. Вы понимаете, что выступление под угрозой и, если продолжать его строго по плану, слушатели ничего не усвоят.

Опытные ораторы в такие моменты делают отступления от темы. Они рассказывают истории из своей жизни или приводят интересные примеры, как-то связанные с тематикой выступления, - в общем, импровизируют, давая слушателям возможность передохнуть и подготовиться к приему новой порции информации.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЗБОДРИТЬ АУДИТОРИЮ, ДАЕТ ЕЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДОХНУТЬ

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

Сученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Если в деловой обстановке еще можно худо-бедно обойтись без навыка импровизации, то неформальное общение без импровизации просто невозможно.

Пригласив девушку в кафе, важно угощать ее не только пирожными, но и вкусными, интересными рассказами. Во время вечеринки полезно уметь приправить застолье легким, ни к чему не обязывающим разговором.

Во многих ситуациях умение импровизировать, на лету создавая легкую паутину слов, просто необходимо.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ - ОСНОВА СВЕТСКОЙ БЕСЕДЫ!

Можно еще долго петь дифирамбы словесной импровизации - навык этот действительно один из основных для оратора. Но хотим сразу же предостеречь: если использовать словесную импровизацию как основной инструмент, а не как вспомогательный, выручающий в некоторых ситуациях, можно легко скатиться в то самое пустословие и словесную пургу, о которых мы уже упоминали.

Поэтому готовимся, готовимся и еще раз готовимся к выступлению! Детально прорабатываем тезисы, аргументацию, план, структуру. Ну а если уж что непредвиденное - то «наш бронепоезд всегда на запасном пути» - словесная импровизация всегда выручит!

Приемы словесной импровизации

Как научиться импровизировать на любую тему? Какие приемы помогут развить этот навык? См.

Импровизация в любом из доступных проявлений - это немаловажная и достаточно интересная часть нашей жизни, как социальной, так и творческой. Она охватывает множество направлений и видов деятельности, а потому вопрос о том, что такое импровизация и каковы её отличительные черты, может возникнуть вне зависимости от занятости и личных качеств. Рассмотрим его в деталях.

Так что такое импровизация?

Слово «импровизация» находится на слуху у большинства из нас. Происходящее от латинского «improvisus», оно обозначает акт неожиданного, непредвиденного и сиюминутного творения, будь то вдохновенное написание картины по чистому наитию или же способность вести доклад со сцены без какой-либо предварительной подготовки. Например, умение наиграть мелодию на музыкальном инструменте и поддержать скатывающуюся по наклонной беседу - это что такое? Импровизация во всей своей красе!

Классификация

Как можно было догадаться, импровизация существует во многих проявлениях и видах, основными среди которых считаются:

  • Музыкальная импровизация - возможность создавать мелодию из ничего. При этом жанр и инструмент не имеют значения: существуют уроки по развитию навыка импровизации в джазе, рок-музыке и даже хип-хопе.
  • Танцевальная - например, контактная импровизация или хип-хоп.
  • Литературная импровизация, или экспромт. Способность придумывать и облекать сюжеты в качестве баллад, историй или стихов.
  • Театральная импровизация - сценическое мастерство, при котором актёр способен поддерживать ход представления и вести своего персонажа по сюжету вне зависимости от заданного сценария, но так, как того требует обстановка.

Импровизация на сцене

Всем нам известны примеры импровизации на театральных подмостках, когда актёр, забыв текст собственной роли или столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, вынужден был продолжать представление сам по себе. Порой отступления актёров от роли и небольшие импровизации с их стороны даже приветствуются. Однако в профессиональных театрах отношение к подобному подходу крайне серьёзное: неуместная импровизация способна полностью исказить намеченный сценический образ и тем самым оставить пятно на самом спектакле.

Корни театральной импровизации тянутся к глубокой древности, когда для представлений выбирался лишь общий вектор развития, например, важное дворцовое событие, переломный момент войны или природный катаклизм. Детали же варьировались в зависимости от решения неких «высших сил», и, столкнувшись с последним, актёрам следовало целиком отдавать себя импровизации.

Импровизация в танце

Танец - это таинство, в котором, как может показаться, нет места вольности и свободному стилю, однако подобное убеждение быстро опровергается представителями таких танцевальных течений, как хип-хоп и так называемая контактная импровизация. И если первый вариант представляет собой набор из конкретных движений и действий, то второй зачастую называют проявлением истинной гармонии. Контактная хореография построена на взаимодействии партнёров, при котором те могут искать вдохновение в движениях друг друга.

В любом случае импровизация может пригодиться для любого танцевального стиля, и она точно не будет лишней в набирающих популярность молодёжных и сценических движениях. Чтобы добиться чего-то серьёзного на этом поприще, танцору требуется, прежде всего, хорошее владение телом и Располагая таковыми, можно переходить к следующему шагу: изучению ряда простых движений и техник, которые можно связать впоследствии в единое целое, разбавив вольными импровизационными элементами.

Импровизация в музыке

Возможно, самая загадочная часть импровизационного таланта: способность взять пару знакомых аккордов, сесть за привычный инструмент и выдать, возможно, непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Вот что такое импровизация при создании музыки: моментальное сочинение чего-либо без всякой подготовки с одновременным исполнением придуманного.

Так, в начале своего музыкального пути Иоганн Себастьян Бах не только переиграл мелодию блестящего музыканта и композитора Луи Маршана, участвовавшего в музыкальном состязании, но и дополнил её столь мастерскими и витиеватыми импровизационными вкраплениями, что без труда затмил тем самым своего соперника. От вызова на следующую музыкальную дуэль Маршан просто уклонился, не решившись противостоять столь умелому импровизатору.

Методы музыкальной импровизации

Обладая и навыком игры на определенном инструменте, можно приобщиться к сообществу композиторов-импровизаторов. Первые шаги могут быть не очень удачными, но с изучением новых техник и пониманием основных концептов должен прийти опыт, а с ним - и положительная динамика.

Как пример рассмотрим несколько методов импровизации для фортепиано:

  1. Базовый: следует изучить как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе, затем разобраться во всех ладах и тональностях, и, наконец, освоить простейшие трёхзвучные аккорды.
  2. Музыкант выбирает определённую тональность и использует ее как аккомпанемент одной рукой, другой наигрывая какую-либо мелодию. Тональности имеет смысл менять в процессе игры - это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
  3. Игра в пределах одного аккорда. Смысл тот же, что и пунктом выше, но основой для мелодии становится выбранный аккорд, который можно менять в зависимости от такта.

В любом случае основополагающим элементом мастерства является практика и умение обращаться с музыкой, использовать её по собственному усмотрению.

Импровизация в общении

Несмотря на общее разнообразие, методы развития навыка для всех категорий сходны: от человека требуется хорошая фантазия или стремление ее развивать - способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике.