Что нужно знать каждому барабанщику.

Я играл на барабанах, и хотя долгое время не практиковался, сейчас я играю лучше, чем когда-либо. Разрешите пояснить.

Много лет назад, пытаясь улучшить игру принялся изучать другие инструменты: пианино, гитару и бас. Польза от таких упражнений двойная: во-первых, появилось понимание музыкального языка, различий в тональностях. Во-вторых, прочуствовал как партия ударных влияет на других музыкантов в группе. И уж чего я совсем не ожидал, так это моя новая любовь к бас-гитаре.

Двигало мною высказывание Била Бруфорда - "Для того чтобы стать музыкантом, забудьте все что вы знали и изучайте новые неизвестные вам области".

Сейчас я работаю в качестве профессионального бас-гитариста в Нью-Йорке, и у меня свой взгляд на роль барабанщика. Как мне кажется, все барабанщики должны изучать мелодичные инструменты, а инструменталистам будет не лишним взять пару уроков мастерства у барабанщика.

Как правило, большинство музыкантов не могут толком объяснить чего они хотят от человека сидящего на барабанном стульчике, а также понять, почему один барабанщик играет лучше другого.

Я собрал воедино десять типичных ошибок, которые сильно влияют на качество игры в целом.

Ошибка №1. Восприятие музыки с точки зрения исключительно инструмента.

Все мы предпочитаем музыку представляющую во всей красе наш инструмент. Проблема барабанщика в близоруком подходе видения партии изнутри. Это значит, что барабанщик прежде всего думает как он будет играть, а не о том, как линия ударных передает музыку. На первом месте сама музыка, а великолепная барабанная часть один из ее необходимых компонентов. Слушайте хорошую музыку, а не только хороших барабанщиков.

Ошибка №2 Нежелание заучивать песню.

В отличие от других, барабанщик не разучивает гаммы, сольфеджио. Мы работаем над техникой. Но минус такого подхода не позволяет научиться выстраивать партию в оркестровой манере. Так как нет необходимости запоминать все смены аккордов, барабанщики мыслят во времени с помощью бита, в то время когда лучше мыслить фразами диктуемыми аранжировкой. Это позволяет как бы рассказать историю через песню.

Вот почему, многие восхищаются игрой Ринго , в то время как другие в недоумении разводят руками не понимая, чем же он так хорош. Как можно с такой ограниченной техникой и простыми идеями называться великим барабанщиком? - спрашивают они. Причина в необыкновенной способности Ринго сыграть подходящий аккомпанемент песне. Часть А удачно сочетается с частью В, которая подводит слушателя к заключительной части C. Это очень тонкий нюанс, но очень весомый.

Ошибка №3 Неверно подобранный темп.

Необходимая основа понятия groove - правильно подобранная скорость. Это больше чем просто четко играть во времени. Нужен темп, позволяющий другим музыкантам чувствовать себя комфортно.

Большинство барабанщиков склонны играть в темпе удобном исключительно для них. Вот почему нужно экспериментировать еще и в написании песен.

Попробуйте записать несколько разных партий, каждую на разной скорости. Со временем придет ясность которая из них вписывается в канву, а какая нет. Подобное откровение не приходит в процессе самой игры. Но очевиднее всего это видно при игре на инструменте под который написана песня, так как композитор чувствует верный темп при сочинении.

Ошибка №4 Чрезмерное наслоение бита для придания интенсивности.

Тони Вильямс был мастером таких дел. Но никто из нас не является Тони Вильямсом. Игра рисунков слишком далеких от основного бита не дает ничего, кроме погружения в хаос музыкальной темы и излишней спешки. Вы можете думать, что задаете реального жару, в то время как коллеги по группе подумывают о диком звучании.

Ошибка №5 Намеренное замедление бита для углубления groove.

В большинстве ситуаций это не помогает. Бывают обстоятельства, когда это приемлимо, особенно в местах, где музыканты хорошо чувствуют время. Но сильно затягивая, вы рискуете похоронить движущую силу группы и слишком глубокий groove может стать могилой . Концертируя в качестве басиста, я много раз тянул на себе не в меру отставшего барабанщика.

Нет ничего, что я люблю больше чем придумывать полиритмические рисунки в связке со способным барабанщиком. Однако далеко не всегда это хорошо.

Было время, когда я играл в группе, барабанщик которой с потрясающей легкостью управлялся с полиритмией, нечетными размерами и запутанными рисунками. Но когда наш общий полет фантазии иссякал, от него нельзя было добиться четкого ритма.

На просьбу подыграть мне бочкой с акцентом на сильную долю в тарелке он отказался, аргументируя тем, что это слишком очевидно, а он избегает клише. Чтож, должен сказать: иногда, клише это то, что надо. Это работает, поэтому и превратилось в клише.

Ошибка №7

Эта ошибка связана с предыдущими, но касается более общих аспектов исполнения. Музыканты группы полагаются на барабанщика не только в ритме. Нужно уметь подчеркнуть тембральные изменения одной части от другой, возросшую динамику, прочные концовки, а в заполнениях должна чувствоваться роль связующих мостков. На первый взгляд это кажется несложным, но вы будете приятно удивляться всякий раз, когда научитесь подмечать подобные нюансы.

Ошибка №8 Слишком нагроможденная партия.

Уж на что очевидная вещь. Так почему так много барабанщиков продолжают делать это? Вероятно, связанно это с годами практики на резинках, и недостаточным вниманием к музыкальной составляющей.

Одно время судьба столкнула меня со вполне компетентным барабанщиком. Но у него часто проскальзывала тенденция к неуместным вставкам. Это могла быть тарелка крэш в середине фразы, джазовая синкопа в балладе или аккомпанемент вокала двойными бочками.

Все барабанщики отдают себе отчет в необходимости повышать технические навыки. Но многие из великих музыкантов не владеют отточенной техникой. Они хороши своими идеями. Можно быть хорошим техничным барабанщиком, но хорошие идеи требуют мудрости и таланта. И это не приходит через ноги и руки, а идет прямиком из вашей головы и сердца.

Ошибка №9 Упрощенная партия.

Многие барабанщики, боясь показаться, играют простые партии с упором на четкое время. Для вкусной игры этого недостаточно и тут не приходится ждать огня от группы. А слушателям может стать скучно.

Ошибка №10 Недостаток уверенности.

Нет ничего хуже, чем барабанщик на прослушивании, кандидат в группу. По натуре, барабанщики лидеры. Барабаны настолько весомый инструмент, что незаметить их невозможно. Вспомните старое высказывание: "Посадите хорошего барабанщика в слабую группу и она преобразится". Это верно и в обратном случае, слабый барабанщик может превратить именитый коллектив в кучку пионеров.

Барабан — самый древний инструмент. Когда люди ещё бегали в шкурах зверей с копьями наперевес, и жили в пещерах, уже существовали ударные инструменты, позволявшие изображать ритмы и общаться друг с другом.

В современном мире барабан не утратил своей значимости, и является одним из самых востребованных музыкальных инструментов. Неудивительно, ведь практически во всех жанрах музыки присутствует партия ударных.

Вы с самого детства отбивали ритмы по любым звучащим поверхностям? Всегда завораживала способность ритма заставлять качаться в такт? Желаете воплотить свою давнюю мечту стать музыкантом, но боитесь нотной грамоты? Или ещё не уверены, нужно ли оно Вам? Тогда наша статья для Вас.

Почему именно барабанщик?

Не нужно учить нот. Главное — чувствовать ритм, а координацию можно наработать упражнениями.

Вы — главный в группе, потому что задаёте темп всей песне. Никто не начнёт играть, пока Вы не отсчитаете палочками 4 раза.

Хороших барабанщиков мало, а потому занятость в группе Вам обеспечена.

Девочки любят ударников. Конечно, чуть меньше, чем вокалистов, но и гораздо больше, чем бас-гитаристов. Отвязанные барабанщики двигаются больше всех, и привлекают к себе внимание.

Постоянная подвижность во время игры и перетаскивание тяжелых тарелок на репетиции и обратно сделает Вас крепким и выносливым.

Как стать барабанщиком с нуля?

Если Вы уже начали задумываться над этим, то наверняка у Вас есть знакомые, которые собираются на репетиционных базах и играют какое-то подобие музыки. Ходите с ними на репетиции, только не забудьте купить затычки в уши. Во время перерыва попросите ударника усадить Вас за установку и показать пару простых ритмов. В итоге он с трудом оторвал Вас от установки лишь через пол-часа? Чувствуете, что это Ваше? Тогда пора действовать! Ниже Вы узнаете как стать ударником :

1. Первое, что Вам понадобится — палочки. Основные отличия палок — по толщине: 5А — стандартные, 5B — утолщенные, 2B — совсем толстые. Для игры берите 5А и не прогадаете. Для занятий можно взять толстые и длинные, например Vic Firth metal n, с ними Ваши мышцы рук, кистей и пальцев будут развиваться быстрее.

Приписка «n» в названии палочки говорит о наличии нейлонового наконечника. С ним палочки гораздо дольше служат.

3. Посмотрите видео, с которого начинают все — Jojo Mayer: Secret Weapons for the Modern Drummer. Посмотрите, как правильно держать палочки и выполнять удары.

4. А лучше — найдите преподавателя. Запишитесь в ученики к своему знакомому барабанщику — это недорогой вариант, который позволит Вам правильно поставить руки и создать хороший фундамент для дальнейших самостоятельных занятий.

5. Как стать барабанщиком без упорных занятий? Никак. Вам потребуется усидчивость и стальная попа, чтобы упражняться много. Чем больше времени и энтузиазма Вы будете уделять Вашему новому увлечению, тем больше будете получать от него.

6. Параллельно с занятиями расширьте круг Ваших музыкальных знакомых. Когда подрастете до необходимого им уровня, Вас втянут в движуху и Вы станете барабанщиком.

7. Слушайте много музыки. Впитывайте информацию из неё: какие партии играет ударник, как он взаимодействует с остальными музыкантами? А как бы Вы сыграли тут?

8. Сходите на свою первую, собственную репетицию с группой.
Пригласите знакомого гитариста поиграть с Вами. Будет весело и продуктивно. С этого момента Вы уже близки к тому, чтобы назваться барабанщиком.

9. Найдите группу. Обычно музыканты находят друг друга на тематических форумах, как, например, musicforums.ru . Разместите собственное объявление о поиске группы, либо подыщите подходящую Вам, и (что важнее) готовую взять начинающего. Предварительно запишите свою игру на видео или аудио.

Всё, группа найдена, теперь Вы вправе называть себя барабанщиком! Но на этом Ваш путь только начинается. Продолжайте идти вперёд, и кто знает — может, Вы поймёте, что это всё, чем Вам нужно заниматься в жизни. Будете выступать с известными певцами, выступать перед стадионами и зарабатывать музыкой. Всё реально, если у Вас есть палка в руках и пэд под рукой.

20.10.2015 2422

Сложно, наверное, найти человека, который бы ни разу в жизни не представлял себя в роли барабанщика. Все мы хоть раз говорили: «О, смотри, я - барабанщик!», барабаня при этом по парте шариковыми ручками. Но только самые упорные действительно становятся профессионалами. Как они к этому пришли и что самое важное в деле барабанщика?

Блиц-опрос белорусских барабанщиков в тему.

ЕГОР ДОРОНКИН (барабанщик группы «Без Билета»)

Качает внутренний бит в магазине, на заправке и дУше:))

Пунктуальность.

Хроническая любовь к погрузке и разгрузке.

У них взаимная любовь. Периодически меняются:)

Лучше скажу СПАСИБО! От волнения все слова в вопросах могу перепутать.

КИРИЛ ШЕВАНДО (Ударник в оркестре под управлением Михаила Финберга, преподаватель в Минском музыкальном колледже им. М.И. Глинки по ударным инструментам)

1) Почему вы выбрали барабаны? Не я их выбрал. Они меня выбрали.

2) Лучшее качество для барабанщика? Играть так, чтобы музыка жила, а барабанщика как будто и нету.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Получать удовольствие от игры, несмотря на то, что иногда приходится играть отвратительную музыку.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Всяко бывает.

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Бывали ли в его карьере ранящие его досадные неудачи, и с кем он хотел бы еще сыграть, записаться, но жизнь пока не предоставила такого случая?

КАРАВАЕВ БОРИС (барабанщик фольклорной группы «ТЕСТО»)

1) Почему вы выбрали барабаны? Брат подарил установку на др.

2) Лучшее качество для барабанщика? Умение думать и осмысливать. Понимание того, что нужно, а не что хочется.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Не переставать заниматься.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Когда как.

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Не могу сходу придумать один вопрос. Ну вот один: как вы пришли к своему звуку?

ХАРИТОНОВИЧ ДМИТРИЙ (барабанщик DRUM ECSTASY)

1) Почему вы выбрали барабаны? Это выбор детства, который сейчас уже трудно проанализировать)). Но о выборе не жалею ни в коем случае))))

2) Лучшее качество для барабанщика? Для барабанщика, как исполнителя - симбиоз техники и креатива. Для барабанщика, как живого человека - жить мечтой.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Терпение, усидчивость и готовность пойти на компромисс))

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Иногда совпадает в унисон))

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Что Вы знали о стране под названием "Беларусь" до приезда сюда?) и Хотели бы Вы посетить Беларусь еще раз?

АЛЕКСАНДР ВОЛОЩИК (Барабанщик ANTISTRESS DANCE!)

1) Почему вы выбрали барабаны? Это был отклик на состояние души.

2) Лучшее качество для барабанщика? Музыкальность и терпеливость

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Сложность в наших реалиях- это финансы, которые решают многие вопросы, самые важные из которых касаются того, чтобы обеспечить себе нормальные условия для развития.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Бывает по-разному.

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Я бы меньше спрашивал и настраивался на то, чтобы максимум получить от такой особенной встречи, т.к. все вопросы, по сути, уже озвучили в многочисленных школах и интервью с его участием.

АЛЕКСАНДР ГОРОХ (барабанщик в OK-band)

1) Почему вы выбрали барабаны? Я не выбирал;) Распределили....

2) Лучшее качество для барабанщика? Так же как и для любого музыканта, ститаю главным качеством музыкальность.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Мягко удержать кривых коллег в ровном темпе;)))

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Барабан))

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Каким чудом он попал в наш центр ж..., т.е. Европы;)

АЛЕКСАНДР ШЕЛЕГ (Drum Show «STRESS»)

1) Почему вы выбрали барабаны? Почему выбрал!?) Это долгая история, конечно, но постараюсь вкратце! Когда я был маленький, смотря концерты по телевизору, естественно, с живым исполнением, из всех музыкантов я всегда выделял своим вниманием барабанщика. После я находил всякие пустые жестяные банки, вешал их на заборе, подвязывая верёвками, а у меня была такая возможность так-как я жил в частном доме, выламывал палочки и лобал.... это продолжалось неоднократно! Сие действо увидел мой дедушка и сказал родителям, мол, с этим нужно что-то делать и вот, собственно, итог. С4 класса меня отдали в музыкальную школу к очень талантливому и хорошему педагогу Ляху Сергею Геннадьевичу!)

2) Лучшее качество для барабанщика? Любовь к музыке, чувство ритма, трудолюбие, харизма!

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Носить инструменты:)

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Барабанщик не стучит, а ИГРАЕТ и это пульс в коллективе!

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Почему так круто?! (Шутка) Как достичь единства с инструментом?)

ИЛЬЯ ТЕРЕЩУК (барабанщик «DAЙ Дарогу»)

1) Почему вы выбрали барабаны? Это Джон Бонэм. Из-за него в возрасте 5 лет заинтересовался ударными.

2) Лучшее качество для барабанщика? Лучшее - многогранность. Умение ориентироваться в любом стиле, управляться с разными многочисленными ударными инструментами, уметь играть, слушать, в общем быть многогранным/многопрофильным/разносторонним музыкантом а не просто барабанщиком.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? На мой взгляд самое сложное это играть динамически.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? В унисон, если не страдаете аритмией;)

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Спросил бы, ощущает ли он себя профессионалом или до сих пор находит для себя интересные методы и подходы к ударным. Кем из современных барабанщиков восхищается.

ИЛЬЯ СТЕПАНОВ (Drum Show "STRESS")

1) Почему вы выбрали барабаны? Не я выбрал барабаны а барабаны выбрали меня) На барабанах самовыражение особенное, ни на одном инструменте нет токого мощного драйва смешанного с логикой и техникой. По этому выбрал)

2) Лучшее качество для барабанщика? Умение в игре оставаться здесь и сейчас не выпадая из музыкального контекста!

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Играть там где это нужно!

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Бывает они и пересекаются на пару долей,но в целом я думаю душой мы сливаемся с барабанами!

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Является ли swing основой? Что бы он посоветовал мне что нибудь.

ЯН САПЕГА (барабанщик джаз-бэнда APPLE TEA)

1) Почему вы выбрали барабаны? Генная предрасположенность и то, что, вероятно, кто-то назвал бы судьбой.

2) Лучшее качество для барабанщика? Быть в гармонии с собой и с окружающими его музыкантами.

3) Что самое сложное в деле барабанщика? Следовать своему пути, не отвлекаясь на других.

4) Барабан стучит в унисон с сердцем или наоборот? Всё просто: если сердце - символ чувственности человека, то может ли барабан, как средство выразительности, иметь определяющую роль в этом тандеме?

5) Что бы вы спросили у Дэйва? Наверное, буду думать над вопросом вплоть до мастер-класса. Но этот вопрос точно не будет связан с правильным исполнением двойных ударов, парадидлов и всего прочего)

Магазин МУЗЫКА благодарит барабанщиков за мысли. Мы ждем всех 7 ноября на мастер-классе Дэйва!


Самообразование. Как к нему относиться? Это хорошо или плохо? Многие согласятся с тем, что у каждого человека есть собственное мнение на это счёт. Поэтому давайте рассмотрим более детально этот вопрос, лишь сделаю поправку на моё сугубо личное отношение к этому вопросу, так что не судите очень строго.

Каждый индивидуум выбирает себе направление движения и старается двигаться выбранным курсом. И мне хотелось бы помочь в правильном выборе направления. Ведь как говорили издавна: «Как корабль назовёте, так он и поплывёт». И если правильно сделать старт, можно успешно овладеть искусством драмминга (игры на ударных инструментах). А начнём с самого простого пути - пути к барабанной установке, без остановок у преподавателей и прочих премудростей.

Итак, кто-то решил играть, а лучше это называть «долбить» на барабанах. Этот «кто-то» покупает палочки и дома, глядя в видик или телек, начинает подражать известным барабанщикам, колотя по всему, что попадает под палочки. В основном подражание сводится к копированию поз, и мимики не обращая внимание на самое главное. Родители «балдеют», соседи тоже. Итак, когда «освоены» основные (простейшие) приёмы битья в барабаны, уже можно искать группу. Соответственно группу таких же «мастеров» как и сам барабанщик. В основном это может быть панк-группа. В таких вообще умение играть не очень то и приветствуется. И вот уже первые концерты (танцы на школьном вечере, в клубах, короче может быть что угодно) и первые проблемы: то палочки из рук вылетают, и надо бы их скотчем к рукам привязать, пластики в хлам, или чего хуже тарелки чужие в дребезги! Если после первого опыта не стало ясно, что надо заняться серьёзно изучением приёмов игры на ударных - это неизлечимо. Панк-рок останется единственным и последним пристанищем такому «музыканту».

Путь второй более тяжёлый и тернистый. Он может вывести к вершинам барабанного мастерства. Но первая дорога ведёт к преподавателям, которые дадут фундамент для строительства карьеры барабанщика. Музыка-это сложный язык созданный из сплетения нот, звуков, музыкальных фраз, которые сложены в произведения. Мы ведь сразу после рождения сами не можем разговаривать. Сначала мы слушаем окружающих, запоминаем и пытаемся повторить. Сначала издаём звуки, из них слагаем слова, слова складываем в предложения. Точно так же и преподаватель, даёт основное направление, учит различным музыкальным фразам, которые потом можно будет сложить в предложения, из которых и рождается музыкальный язык. Основное, что даст преподаватель-это правильная постановка рук, от которой в дальнейшем зависит темп обучения, а так же целостность ваших драгоценных металлов (тарелок) и барабанных мембран. Овладев основными приёмами, и примерно зная направление дальнейшего движения каждый может с приобретённым багажом отправляться своим собственным путём. Здесь я имею в виду самосовершенствование и дальнейшее самообучение. Это может проходить по разному: путём занятий с помощью видео или аудиошкол, используя разнообразные нотные самоучители и попутно придумывая свои собственные фишки.

А теперь несколько советов для начинающих барабанщиков:

1. Найдите в магазинах или закажите у мастера специальные палочки для занятий по старой методике (на мешочке с песком). Эти палочки в два раза толще обычных и тяжелее. Все упражнения, которые вы знаете, пробуйте отрабатывать этими палочками на мешке с песком. Мешок можно сделать самому из брезента размером 11Х11 см.

2. Не тратьте зря время, а посмотрите вокруг! Если у вас есть знакомый или друг-барабанщик, занимайтесь вместе и попробуйте с ним соревноваться в исполнении разнообразных упражнений. Соревновательность придаст обучению более динамичный характер.

3. Не надо замыкаться и отгораживаться то мира, надо чаще бывать на концертах, где выступают опытные барабанщики, и стараться чаще самому показать себя.

4. Во время занятий следите за состоянием рук, если чувствуете, что рука устала и мышцы начинают болеть, прекращайте занятия и дайте рукам отдохнуть.

Знайте, что совершенству нет предела, и всё в ВАШИХ руках!

10 ступеней к успеху при обучении игре на барабанах

I. Первый шаг в освоении игры на ударных инструментах очень важен, и если Вы решили взять в руки барабанные палочки, позаботьтесь о своих руках! Не думайте, что можно обучиться этому, на вид лёгкому делу, самостоятельно многие это уже прошли, и не надо повторять чужих ошибок. Надо начинать с правильной постановки рук и делать это лучше всего с опытным преподавателем. То, что под чутким руководством проходят за недели, самому придётся разбирать месяцами. Можно заучить множество приёмов, просмотреть на видео уйму выступлений барабанщиков, но во много раз больше Вы узнаете, наблюдая живое исполнение.

II. Не стоит останавливаться на одном каком-то музыкальном стиле. В любой музыке есть огромное количество полезной информации, творческих идей, разных методов исполнения, которые можно перенять и развивать самостоятельно. Во время прослушивания музыки, пробуйте записывать её на ноты, это особенно важно для начинающих, такой метод является хорошим подспорьем в обучении.

III. Барабанщику нужны не только руки и ноги, но и голова, потому что в ней находится мозг, который отвечает за поддержание темпа для группы (ансамбля). И если Вы не способны держать темп устойчиво на протяжении всей композиции, Вам просто необходимо больше времени уделять для занятий с метрономом, и только таким способом можно избавиться от этой проблемы. А для того чтобы проверить себя, запишите себя на магнитофон и потом прослушайте с друзьями. Это послужит или доказательством несостоятельности или же опровергнет предположение о том, что Вы не держите темп.
У многих могут возникнуть трудности в связи с тем, что барабаны заглушают звук метронома. В этом случае надо использовать электронный метроном, подключив его к усилителю.

IV. Большинство новичков используют левую ногу для того, чтобы держать тарелки Хай-Хета закрытыми. Но попробуйте использовать эту ногу для отбивания ритма произведения, нажимая на педаль. Это упражнение поможет координированию Ваших рук и ног для одновременной и непосредственной игры различных интересных фишек.

V. Все упражнения нужно отрабатывать в медленном темпе! Это одна из основ Вашего дальнейшего роста. Многие спешат сесть за установку и играть, как их кумиры, не приложив для этого необходимых усилий. Но на это есть известная всем народная мудрость: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», а основной смысл этой ступени кроется в анекдоте. Два быка, молодой и старый стоят на пригорке, а внизу пасётся стадо коров. Молодой бычок говорит старому: «Давай быстренько сбежим с горки и впердолим вон той молодой тёлочке!». На что старый отвечает: «Н-е-е-е-т, мы медленно спустимся с горы, и поимеем всё стадо!!!». Чем медленнее и дольше Вы будете отрабатывать упражнения, тем точнее и без ошибок сможете проигрывать их в быстром темпе.

VI. Когда вы освоите разные техники игры на ударных, научитесь играть такие же ритмы и сбивки как Ваш кумир, не останавливайтесь на достигнутом и не копируйте полностью стиль его игры. Пытайтесь на основе имеющегося у Вас багажа знаний развивать свой собственный стиль игры. Ведь музыка-искусство, которое требует большого творческого потенциала.

VII. Для того чтобы контролировать ход обучения и наблюдать прогрессию, чаще делайте запись своей игры на барабанах. Это поможет выявить скрытые ошибки, которые не заметны когда Вы за инструментом, и поможет откорректировать дальнейшее обучение.

VIII. Самое главное для чего Вы учитесь играть на ударных инструментах - это исполнение музыки в коллективе, будь то рок-группа, или оркестр народных инструментов. Работа в коллективе - один из лучших способов для повышения профессионального уровня, и улучшения барабанной практики.

IX. Можно заниматься и без коллектива, под музыку, но не просто копируя манеру игры барабанщика, а попытаться для начала написать свою трактовку произведения на ноты, и уж потом проигрывать под музыку. Поменяйте некоторые ритмы, на те, которые Вы придумали и практикуйтесь.

X. Сама музыка - это выражение разных чувств и эмоций создание чего-то нового. Живое исполнение сильно отличается от студийной работы и других практик, поэтому не уподобляйтесь компьютеру, который включился после «счёта». Старайтесь играть разнообразно, и я надеюсь, что всё у Вас получится!!!

Желаю всем достичь выдающихся успехов! Играйте на ударных инструментах, и если мои советы Вам помогут, я буду очень рад.

Инструкция

Обиднее всего, когда всё делаешь, казалось бы, хорошо, и домашнюю выполняешь, и учителя внимательно слушаешь, а до пятёрки так и не дотягиваешь. Так чего же именно не хватает до оценки «отлично» и что нужно делать для того, чтобы в ваш табель было приятно смотреть?

Прежде всего, определите: зачем вдруг вам понадобилось стать отличником? Ведь оценки, зачастую не есть показатель ума. Разумеется, это не значит, что на них вообще не стоит обращать никакого внимания, но и уж рьяно гоняться за пятёрками тоже не стоит: так и заболеть можно.

Если вы всерьёз решили начать учиться только на отлично, стоит принять, что сами собой пятёрки не посыплются: от вас потребуется терпение, старание, усидчивость, стремление. Не обойтись и без самостоятельных занятий, так как учителя физически, за урок, не могут уделить внимание каждому ученику – учеников у учителя 30-45, и урок длится 45 минут.

Прежде всего настройтесь на позитив. Зачастую неуверенность в себе и страх перед учителем встают камнем преткновения на пути к хорошим оценкам. Не программируйте себя на то, что Анна Петровна никогда не поставит отлично по биологии, или даже не начинать учить геометрию, потому что «всё за зря».

Многие не могут стать отличниками из-за того, что на уроках кажется, все слушают, конспектируют, отвечают на вопросы, а вот к заданиям на дом относятся несерьёзно. Особенно несерьёзно воспринимаются устные задания, если задали неписьменную работу, значит, вообще ничего не задавали. Но невозможно понять новую тему за 45 минут урока: над ней необходимо подумать и поработать самостоятельно.

Большинство школьников выполняют домашнее задание в последний момент. Но желательно садиться за урок в тот же день, когда это задание было задано, как говорится, идти по горячим следам. Таким образом, полученная информация ещё не забылась, и выполнять работу будет проще. Плюс ко всему, если задание слишком сложное, у вас будет достаточно времени разобраться с ним самостоятельно или с помощью учителя.

Пересказы и стихотворения тоже лучше начинать учить заранее.

Правила, теоремы и т.д. желательно не зазубривать, а просто несколько раз вдумчиво прочитать, тщательно разобрать и понять. И потом уже ничего зубрить не придётся, вы уже всё поняли, и эта информация отложится у вас в голове. Также не нужно зубрить доказательства теорем, лучший способ понять и запомнить – это самостоятельный пошаговый разбор. Сначала вы будете подсматривать в книгу, но потом обязательно запомните эту теорему.

Некоторые не могут стать отличниками, потому что боятся задавать вопросы и говорить о том, что не поняли. Порой бывает, что учитель, обращаясь к классу, спрашивает «Все поняли?», а дети дружно кивают головой, а потом на самостоятельной работе обнаруживается, что половина класса ничего не поняла.

Не нужно бояться интересоваться, уточнять. Ведь задавая вопрос, вы не признаете свою глупость, напротив, это говорит о том, что вы заинтересованы предметом и хотите разобраться в теме. Учителям нравится, когда ученики участвуют в уроке, демонстрируют свою заинтересованность. Лучше задавать вопросы и всё понять, как положено, нежели потом впасть в ступор во время контрольной работы.