Интересные задания для 6 лет по русскому. С чего начать обучение грамоте дошкольников и какие задания наиболее эффективны

Дидактическая игра "Ягодное варенье" для детей 6-7 лет

Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед МАДОУ,д/с "Буратино",районный центр Кыра,Забайкальский край
Важным показателем готовности к школе является речевое развитие ребёнка.Фонематический слух,грамматический строй речи,большой лексический запас позволяет детям хорошо понимать объяснения учителя-логопеда и грамотно строить свои ответы.Для проверки этой способности предлагаю игровые задания, которые использую в своей логопедической работе.Данный практический, наглядный материал подготовила в программе для составления презентаций.Игровые упражнения могут проводиться в период изучения темы "Ягоды" , дидактическая игра будет полезна педагогам для обследования грамматического строя речи, словарного запаса в работе с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.
Цель: расширение словарного запаса
Задачи:
- формировать навыки образования относительных прилагательных;
- учить согласовывать прилагательные с существительными;
- учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными;
- развивать внимание, память, мышление, речь;
Описание игры
С целью совершенствования грамматического строя речи,следует показать детям картинку весёлого повара и картинки с изображением ягод. Предлагаем детям рассказать,какое варенье,сок,приготовил повар из этих ягод.

Первый вариант игры

Согласование прилагательных с существительными среднего рода
-Сегодня утром повар приготовил варенье.

А какое оно,мы не знаем.
-Давайте попробуем назвать варенье.
-Варенье из клубники?Какое?


-Клубничное варенье


-Варенье из малины?Какое?


-Малиновое варенье


-Варенье из смородины?Какое?


-Смородиновое варенье


-Варенье из голубики?Какое?


-Голубичное варенье


-Варенье из крыжовника?Какое?


-Крыжовенное варенье


-Варенье из ежевики?Какое?


-Ежевичное варенье


Игру можно продолжить,называя другие ягоды.
-Варенье из брусники-брусничное варенье
-Варенье из черники-черничное варенье
-Варенье из земляники-земляничное варенье
-Варенье из черёмухи-черёмуховое варенье
-Варенье из облепихи-облепиховое варенье

Второй вариант игры

Игра "Назови сок" ,чтобы дети поупражнялись в образовании относительных прилагательных.
Будем в повара играть
Никому нельзя зевать.
Если повар будешь ты,
Какой сок сготовишь,назови.
(Дети отвечают полным предложением на вопросы логопеда)

-Сок из клубники?Клубничный сок.
-Сок из малины?Малиновый сок.
-Сок из смородины?Смородиновый сок.
-Сок из клюквы?Клюквенный сок.
-Сок из брусники?Брусничный сок.

Третий вариант игры

Игра "Весёлый счёт" ,чтобы дети поупражнялись в согласовании числительного с существительным и прилагательным,используя наглядный дидактический материал.
-Одна ягода спелой клубники,две ягоды спелой клубники,три ягоды спелой клубники,четыре ягоды спелой клубники,пять ягод спелой клубники


-Одна ягода синей голубики,две ягоды синей голубики,три ягоды синей голубики,четыре ягоды синей голубики,пять ягод синей голубики


-Одна сочная ягода малины,две сочные ягоды малины,три сочные ягоды малины,четыре сочные ягоды малины,пять сочных ягод малины


-Одна тёмная ягода ежевики,две тёмные ягоды ежевики,три тёмные ягоды ежевики,четыре тёмные ягоды ежевики,пять тёмных ягод ежевики


-Одна зелёная ягода крыжовника,две зелёные ягоды крыжовника,три зелёные ягоды крыжовника,четыре зелёные ягоды крыжовника,пять зелёных ягод крыжовника


Таким образом,при использовании данных заданий,дети научились употреблять правильные грамматические формы слов,усвоенный материал обеспечил достижение результата у детей в развитии связной речи.

Ольга Артемьева
Занятие по обучению элементам грамоты для детей 5–6 лет «Путешествие в страну Грамматику»

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников. В нашей студии раннего развития мы занимаемся по авторской программе Е . Колесниковой. В декабре родителям было показано открытое занятие по обучению грамоте , где ребята показали свои знания и то, чему они научились за первое полугодие. Некоторые идеи занятия были взяты у коллег по сайту, спасибо им. Это не со зла, а просто идеи замечательные.

Тема : "Путешествие в страну Грамматику "

Цель : закреплять умение проводить звуковой анализ слов и предложений; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять их место в слове;

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить детей различать гласные и согласные буквы и звуки, делить их на твёрдые и мягкие.

Продолжать учить составлять предложения по схемам; указывать последовательность слов в предложении.

Продолжать учить детей производить звуко-буквенный анализ слова.

Развивающие :

Развивать связную речь, внимание, мышление, память.

Формировать грамматический строй речи .

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать слуховое внимание;

Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные :

Воспитывать культуру речи.

Воспитывать интерес и любовь к родной речи.

Воспитывать взаимопомощь.

Материал :

Раздаточный материал на каждого ребёнка : снежинка из бумаги, цветные карандаши, листок в клетку, простой карандаш.

Демонстрационный : елка плоскостная, 3 домика (с красной, зелёной и синей крышей, магнитные буквы, маркер, цветок-светик-семицветик, фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Предложить детям назвать, чьё имя состоит из двух и трёх слогов?

Педагог : Кто правильно сидит, кто красиво говорит?

Дети : Мы правильно сидим, мы красиво говорим.

Повторить правила речи. Красивую речь приятно слушать. Кто внимательно слушает, тот правильно отвечает.

Педагог : Ребята, сегодня мы отправимся в страну Грамматику и посмотрим , как живут её жители-буквы и звуки, слова и предложения. Но сначала ответьте на мой вопрос : Из чего состоит наша речь?

Дети : Из предложений.

Педагог : Молодцы. Ребята, хотите попутешествовать ? Тогда закрываем детки глазки – попадём сейчас мы в сказку. Открывайте свои глазки. Мы попали с вами в сказку. Педагог обращает внимание детей на цветок : Посмотрите, какой интересный цветок вырос на полянке. Кто знает, как он называется? (Ответы детей )

Педагог : Конечно, это - волшебный цветок-цветик-семицветик. У него на каждом лепестке – задание, которое нам надо выполнить.

Педагог отрывает один лепесток и читает первое задание.

Катаются зима дети лыжи на. Вы поняли, что я сказала?

Дети : Нет.

Педагог : Я сказала слова, которые не связаны между собой. Эти слова надо поставить по порядку, по смыслу. Как вы думаете надо правильно сказать?

(Ответы детей- .) Зимой дети катаются на лыжах. Дети проговаривают правильно предложение.

Педагог : Ребята. Сколько слов в этом предложении.

Дети : Пять слов.

Педагог : Какое это предложение-длинное или короткое?

Дети : Длинное.

Педагог напоминает, что предлог - это короткое слово.

Педагог : Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое, пятое.

Педагог вызывает одного ребёнка к доске и тот записывают схему предложения.

Молодцы, справились с первым заданием, за это вы получаете одну фишку.

Педагог отрывает второй лепесток.

Педагог : Мы побываем на улице «Предложения» . Какие бывают предложения?

Дети : Длинные и короткие.

Педагог предлагает рассмотреть на доске картинку по теме «Зима» , просит составить по ней предложения - длинное и короткое. Дети составляют предложения.

Ребята. Вы отлично справились и с этим заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает третий лепесток :

Из чего состоят предложения?

Дети : Из слов.

Педагог : Слова хотят поиграть с вами и задают вам вопрос.

Какие бывают слова?

Дети : Длинные и короткие.

Педагог предлагает детям придумать и назвать длинные и короткие слова на новогоднюю тему. (ёлка, зима, снеговик, мишура, огоньки, подарки, гирлянда и др.)

Молодцы. Вот вам ещё одна фишка.

Педагог отрывает четвёртый лепесток : Теперь отправим на улицу «Звукоградик» :

Из чего состоит слово?

Дети :- Из слогов и звуков.

Педагог : Звуки тоже хотят с вами поиграть и спрашивают у вас, какие звуки вы знаете?

Дети : Гласные и согласные.

Педагог : Ребята, чем отличаются гласные и согласные звуки? (Ответы детей )

Дети : Гласные звуки произносятся легко, они поются и не встречают преграды. Согласные же звуки-шипят. сопят, кряхтят, рычат. Они произносятся с преградой.

Педагог показывает на доске 3 домика (с красной, с синей и зелёной крышей.) Ребята, как вы думаете, кто из звуков в каком домике живёт? А то все звуки разыгрались и забыли, кто из них, где живёт. Помогите им.

(Ответы детей )

Дети : В домике с красной крышей - живут гласные звуки и буквы.

Педагог предлагает одному ребёнку «заселить» в этот домик гласные буквы. На доске «висят» магнитные буквы, которые ребёнок должен правильно заселить в домик (А,Я,О,Ё,У,Ю,Ы,И,Э,Е) .

А какие буквы и звуки живут в домике с синей крышей?

(Ответы детей )

Дети : Твёрдые согласные.

Педагог : В домике с зелёной крышей кто живёт?

Дети : Мягкие согласные.

Педагог : Ребята, нам надо сделать анализ слова…А что это за слово, отгадайте загадку.

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня (Луна)

Педагог : Давайте выполним анализ этого слова.

Педагог : Сколько слогов в этом слове?

Дети : Два.

Педагог : Сколько букв в этом слове?

Дети : Четыре.

Педагог : Назовите первую букву, вторую, третью и четвёртую.

Педагог : Сколько гласных букв (Две.) Назовите их. (У,А.) Сколько согласных? (2.) Назовите их (Л,Н.) . У вас на столе лежит листок в клетку. Нарисуйте схему этого слова и закрасьте каждый квадратик своим цветом.

Дети выполняют задание.

Педагог : Первый квадрат каким цветом выделили?

Дети : Синим, потому что звук Л твёрдый.

Педагог : Второй квадрат какого цвета?

Дети : Красного. Звук У-гласный.

Педагог : Третий квадрат какого цвета?

Дети : Синий квадрат, так как звук Н- твёрдый.

Педагог : Четвёртый квадрат каким цветом раскрасили?

Дети : Красным, так как звук А - гласный.

Педагог : Молодцы. Справились и с этим непростым заданием. Получаете ещё одну фишку.

Педагог отрывает пятый лепесток цветка : Жители улицы «Звукоградик» предлагают поиграть в игру

«Твёрдый-мягкий» .

Я называю вам слово, вы отвечаете, какой первый звук в этом слове - твёрдый или мягкий.

Мишура (мягкий, заяц (твёрдый,лампа (твёрдый, лес (мягкий, белка (мягкий, зима (мягкий, репа (мягкий) .

Молодцы, справились с этим нелёгким заданием. Вот вам за это фишка.

Педагог отрывает шестой лепесток и предлагает поиграть детям в игру : «Скажи наоборот» . Педагог бросает ребёнку мяч, называя слово. Ребёнок, возвращает мяч, называет действие с противоположным значением, например : день-ночь и т. д.

Молодцы, ребята, и с этим заданием тоже справились. Получаете за него ещё одну фишку. Давайте посчитаем, сколько же фишек вы получили? (6.)

Осталось одно задание, у нас остался всего один лепесток.

Педагог предлагает детям написать любую букву, которую уже изучили, в снежинке, которая лежит у каждого ребёнка на столе и украсить ими ёлочку на доске.

Дети выполняют задание.

Педагог : Ребята, надо украсить макушку ёлочки. А так как это страна Грамматика , то и вместо звезды у неё будет буква, непростая, а согласная. Мы изучили уже несколько таких букв, выбирайте любую.

Например, дети выбрали букву М, педагог предлагает одному ребёнку найти её среди магнитных букв на доске и украсить ёлку.

Педагог : Ребята, давайте порадуем королеву Грамматику и ваших родителей и прочтём с этой буквой слоги. Каждый из вас написал на своей снежинке букву. Буква М и ваша буква - образуют слог, давайте попробуем ваши слоги прочитать. (МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т. д) .После того, как дети прочитали слоги, они украшают своими снежинками ёлочку, педагог помогает.

Вот вы и выполнили последнее задание, получите ещё одну фишку.

Сколько заданий было выполнено, как можно узнать? (Ответы детей .)

Дети : Всего 7 фишек. Значит, заданий было 7 и лепестков было 7.

Педагог : Всё верно. Семь лепестков было у цветика-семицветика, а значит, семь заданий вы выполнили верно. Семь фишек вы заработали. Вы справились. Вы - молодцы!

А нам надо возвращаться в Дом Творчества. Закрывайте свои глазки, покидаем нашу сказку. Открывайте свои глазки, вы теперь уже не в сказке.

Педагог : Мне понравилось путешествовать . А вам? Что вам понравилось в стране Грамматики ? Вы хотите ещё в ней побывать? (Ответы детей ) .

Педагог : Наше путешествие в страну Грамматику закончилось , до новых встреч, дорогие друзья!

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Развивать умение последовательному пересказу с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

  • Формирование действий целенаправленного восприятия.
  • Развитие навыков планирования пересказа текста.
  • Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.
  • Активизация и обогащение словаря по теме "Цветы".
  • Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы:

Оборудование:

  • Мультимедиа проектор, ноутбук, игрушка жука навозника, маски кобылки и жука, мнемотаблица, адаптированный текст, спички, ароматическая лампа, музыкальные компакт - диски "Малыш на лугу", "Малыш в лесу".

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказа Н. Павловой "Желтый, белый, лиловый".
  2. Изучение лексической темы "Цветы", "Насекомые".
  3. Прослушивание музыкальных компакт - дисков "Малыш на лугу", "Малыш в лесу".
  4. Экскурсия на клумбу, на участок.
  5. Работа с графическими схемами.

Словарная работа:

  • Кобылка, лиловый, забавные, предпочитаю.

Ход занятия

1. Игра "Кто первый?" Организационный момент. (Слайд №1)

Развитие слухового, зрительного внимания и памяти, логического мышления.

Логопед. Ребята сегодня к нам залетел гость. Послушайте про него загадку и отгадайте кто это.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)

Логопед. Правильно. Это жук.

2. Игра "Мы - слушатели". Чтение адаптированного рассказа "Желтый, белый, лиловый" (по Н.Павловой). (Слайды №2 - №9)

Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

"Был хороший весенний день. Даже навозному жуку захотелось посмотреть на свет. Увидев попрыгунью-кобылку, спросил, где она живёт.

На жёлтом лугу. Там цветут одуванчики и лютики. Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку другой кобылки.

Луг-то теперь белый! Там цветут ромашка и подмаренник. Какие мелкие цветочки у подмаренника! Заберёшься между ними, точно облако. А как пахнет!

Я прилечу и понюхаю, - сказал жук.

Луг-то теперь не белый, а лиловый! Там цветут колокольчики и мышиный горошек. Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки. И на нём так славно качаться!

Качайся на здоровье! - сказал навозный жук. - Я больше туда не полечу. Я люблю свою родную дорогу".

3. Игра "Историки". (Слайд №10)

Развитие мышления, слуховой памяти и внимания.

Логопед. А сейчас мы проверим друг друга, хорошие ли мы историки. Я вам прочитаю отрывки из рассказа, а вы мне скажете, что было сначала, а что было потом.

1. - Качайся на здоровье! - сказал навозный жук. - Я больше туда не полечу. Я люблю свою родную дорогу.

Был хороший весенний день. Даже навозному жуку захотелось посмотреть на свет. Увидев попрыгунью-кобылку, спросил, где она живёт.

2. Там цветут колокольчики и мышиный горошек. Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки. И на нём так славно качаться!

Там цветут одуванчики и лютики. Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку другой кобылки.

3. - Я прилечу и понюхаю, - сказал жук.

Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался долго. А когда полетел, то не нашел белого луга. И пожаловался кобылке.

Я прилечу к тебе и посмотрю, - сказал жук.

Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался долго. А когда полетел, не нашёл жёлтого луга. И пожаловался кобылке.

Логопед. Хорошие вы историки ребята. В се правильно сказали.

4. Игра "Исправь ошибки жука". .(Слайд №11)

Развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха.

Логопед. Как вы знаете, что жуки очень любят жужжать, Жук, когда разговаривал с кобылкой, произносил слова с ошибками. Исправьте ошибки жука.

Слова: кузнежжик, одуванжик, мордожжка, цветожжки, колокольжжик.

5. Игра "Собери букет". (Слайд №12)

Развитие зрительного, слухового внимания, памяти. Закрепление названий цветов и обобщающих понятий "луговые", "садовые", "лесные".

Логопед. Кобылка пожалела жука и подарила букет, собранный из тех цветов, которые растут на его любимом лугу.

  • Назовите цветы, которые растут на лугу, где живет кузнечик.Назовите одним слов эти цветы.
  • Назовите цветы, которые растут в лесу. Назовите одним слов эти цветы.
  • Назовите цветы, которые растут в саду. Назовите одним слов эти цветы.

Логопед. Молодцы, справились. А сейчас предлагаю немножко отдохнуть, отправиться в лес.

6. Подвижная игра "Фиалки". (по стих. Е.Серовой) (Слайд № 13)

Координация речи с движением, развитие творческого воображения, общих речевых навыков.

Логопед. Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас мы все с вами представим, что мы в лесу, мы маленькие лесные фиалки. Все вместе проговариваем слова и выполняем движения.

7. Игра "Договори предложение". Повторное чтение рассказа с договариванием предложений. (Слайд №14)

Развитие долговременной памяти.

Логопед. Ребята, я не могу вспомнить рассказ, помогите мне. Вам вспомнить помогут картинки.

"Был хороший:(весенний день). Даже навозному жуку захотелось посмотреть:(на свете). Увидев попрыгунью-кобылку, спросил, :(где она живёт).

На жёлтом лугу. Там цветут:(одуванчики и лютики). Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку:(другой кобылки).

Я прилечу к тебе и посмотрю, - :(сказал жук).

Но, по привычке, всё:(копался и копался). И прокопался долго. А когда полетел, не нашёл:(жёлтого луга). И пожаловался кобылке.

Луг-то теперь:(белый)! Там цветут:(ромашка и подмаренник). Какие мелкие цветочки у подмаренника! Заберёшься между ними,: (точно облако). А как пахнет!

Я прилечу и понюхаю, - :(сказал жук).

Но, по привычке, всё:(копался и копался). И прокопался долго. А когда полетел, то не нашел:(белого луга). И пожаловался кобылке.

Луг-то теперь:(лиловый)! Там цветут:(колокольчики и мышиный горошек). Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими:(за травинки). И на нём так славно:(качаться)!

Качайся на здоровье! - :(сказал навозный жук). - Я больше туда:(не полечу). Я люблю свою:(родную дорогу)".

8. Игра "По секрету, всему свету". Пересказ по мнемотаблице. (Слайд №15)

Развитие связной речи, диалогической, слуховой и зрительной памяти. Использование языковой трансформации.

Логопед. Какие вы молодцы ребята. Все помните и мне помогли вспомнить. Этот рассказ наш большой секрет. Мы сможем по секрету рассказать эту историю всем своим близким и друзьям. А давайте попробуем.

Пересказ по цепочке, по ролям, индивидуально (от имени жука или кузнечика).

9. Игра "Сложи жука из спичек". (Слайд №16)

Развитие мелкой моторики.

Логопед. Ребята, а жук красивый? А он вам понравился? Мы сейчас с вами сделаем портрет жука из спичек.

Я веселый, добрый жук,
Знают все меня вокруг,
Над дорогою кружу,
А зовут меня Жу-жу.

10. Игра "Фантазеры" Итог. (Слайд №17)

Логопед. Молодцы ребята. А сейчас пофантазируем. Подумайте, а что было бы, если жук вовремя попал на луг.

Вы сегодня очень хорошо потрудились. Всем предлагаю дома сложить портрет жука и родителям рассказать историю про него.

Чтобы ребенок рос гармоничной личностью, хорошо владел речью и умел составлять на родном языке распространенные и правильные конструкции, следует включить в программу подготовки к школе грамматику для старших дошкольников. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок веселился и одновременно получал полезные для себя навыки.

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет. Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму. Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие. У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать. Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом. Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

Фируза Рамазанова
Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Предисловие

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения нужен целый ряд условий, наличие впечатлений от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

На основе выше сказанного для выявления уровня сформированности грамматического строя речи (функции словоизменения) у детей старшего дошкольного возраста нами был осуществлен подбор игр для более успешного его развития.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка и непосредственно в становлении личности дошкольника . Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. При формировании словоизменения ребёнок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения , но прежде чем начать использовать языковую форму , ребёнок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребёнку необходимо усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих , выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи .

Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по определенной грамматической категории или категориям, которые называются словоизменительными для данного класса слов. Например, словоизменение существительных состоит из изменения по падежам и числам : сад-сада-саду и т. д., сады-садов-садам и т. д.

Словоизменение существительного иногда называется также склонением :

В именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть) . Пример : Высоко в небе летит самолет. летит (что) самолет (ИП) ;

В родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет, употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример : Трудно жить без друга. жить без (кого) друга (РП) ;

В дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать, употребляется с предлогами к, по. Пример : К причалу подошло парусное судно. судно подошло к (чему) причалу. (ДП) ;

В винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу, употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример : Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. дятел сорвет (что) шишку. (ВП) ;

В творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен, употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример : Шевельнул бородкой гном. гном шевельнул (чем) бородкой. (ТП) ;

В предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать, всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример : И в ельнике грустно, и в поле так пусто. грустно (в чем) в ельнике. (ПП) .

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги : в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель : Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование : картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня…Дом…Цветок…Огурец… Помидор…Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик….

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель : Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование : картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части : без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый : Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети : Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель : Закрепление форм дательного падежа

Оборудование : картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры:

Взрослый : Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок : 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных).

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО : обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или : Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный» .

Цель : закрепление форм винительного падежа .

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал :

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

5. Игра «Подскажи Незнайке»

Цель : Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование

Ход игры:

Воспитатель : Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать…., строгать… ., сверлить…., резать…., копать…., подметать….,

А когда дом для друзей был построен , Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

6. Игровое упражнение «Забота» .

Цель : научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа .

Оборудование : сюжетные картинки.

Ход игры : детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос : «О ком (чем) заботятся дети?».

7. Игра «Что делают птицы»

Цель : Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

Оборудование : картинки ласточки и скворцов.

Ход игры:

Воспитатель : Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

8. Игра «Моркие сокровища»

Цель : развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование : предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель :На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме ; по размеру.

9. Игра в лото «Два и пять»

Цель : закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование : карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

10. Игра «Займи свой домик»

Цель : закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

Оборудование : картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

Ход игры:

Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.

11. Дидактическая игра «Три рейки» .

Цель : определение рода имени существительного.

Оборудование : предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Ход игры:

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

12. Игровое упражнение «Закончи предложения» .

Цель : формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах : 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь) . – Он (идет) ;

Я стою. – Ты (стоишь) . – Он (стоит) ;

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять) . – Он (идет гулять) ;

Я строю дом . – Ты (строишь дом ) . – Он (строит дом ) ;

Я сплю. – Ты (спишь) . – Он (спит) .