Безупречный Воин. Принципы пути воина

Обязательным элементом организации военного похода и набора его участников было подношение трубки. Это не было чисто военным ритуалом, а являлось лишь церемониальным методом просить чего-либо. Принять трубку и выкурить ее означало откликнуться на просьбу и дать согласие. Если предводитель пытался набрать в поход воинов, он предлагал им трубку. Когда вожди одного племени хотели, чтобы к ним присоединились воины другого племени, они посылали трубку их вождям. Трубка раскуривалась и пускалась по кругу, передаваясь рядом сидящему человеку. Как рассказывал пауни Акапакиш: «Если он (рядом сидящий человек. - Авт. ) желал к нам присоединиться, он курил, а затем передавал следующему. Людям, которые не хотели отправляться в поход, курить эту трубку возбранялось». Идти с военным отрядом или нет, каждый решал для себя сам. Ничего постыдного в отказе не было.

Набег за лошадьми мог планироваться в течение нескольких дней или организовывался всего за несколько часов. Организация набега была делом индивидуальным. Человек приглашал своих друзей присоединиться к нему, либо группа воинов, имевших такое намерение, приглашала известного своей удачливостью предводителя. Отряд обычно состоял из членов одной общины, а наиболее желанными участниками были братья, зятья и шурины, ведь при этом захваченные лошади оставались в семье.

Организация большого военного отряда мстителей занимала гораздо больше времени - иногда до нескольких месяцев. Вождь посылал гонца со своей магической трубкой по лагерям соплеменников и союзников. Когда гонец входил в лагерь сородичей или союзников, то преподносил трубку вождю и призывал воинов присоединиться к рейду мести. Если воины лагеря желали присоединиться к отряду, то их вождь доставал свою трубку и предлагал посланцу выкурить ее. Обычно выступление огромных отрядов мстителей (300–600 воинов) откладывалось до наступления теплых времен - конца весны или лета. Все лагеря собирались в заранее назначенном месте, где воины пировали, проводили советы и готовились к предстоящей экспедиции. Как правило, роль предводителя отводилась кому-либо из наиболее опытных и влиятельных людей лагеря хозяев. При этом он не имел полной власти над воинами других общин или племен - они подчинялись своим лидерам. Каждая из общин продолжала жить своей жизнью, и за порядком в их лагерях следили представители собственных военных обществ, не имевшие права вмешиваться в жизнь других лагерей.

Обсуждение планов похода

Организацию отряда мстителей у команчей весьма подробно в 1828 г. описал Берландиер: «Когда целью войны является отмщение за оскорбление или смерть друга, родственник или член пострадавшей группы, в сопровождении вождя племени, проезжает по всем лагерям своего народа, стеная и взывая о помощи в разгроме врагов. Подойдя к входу в жилище вождя племени, которое они хотят пригласить (в поход. - Авт. ), гости с плачем проходят вокруг палатки два-три раза, а затем предстают пред вождем, который приглашает их и вводит внутрь. У вождя уже готово его специальное ложе, на котором он восседал в ожидании гостей с того самого момента, как услышал звуки их церемониального вхождения в лагерь. Женщины из его палатки спешили взять у прибывших лошадей и отходили прочь, дабы не мешать и не услышать новости, принесенные опечаленными мужчинами. Тут же собирались старики и воины, чтобы узнать, что же произошло. Они выкуривали трубку, после чего гости произносили долгую речь, в которой объясняли причину, подвигшую их собрать разные племена своего народа. Если после объяснения вождь племени принимал трубку из рук одного из истцов, это означало, что его люди примут участие в карательной экспедиции. Если же он отказывался, то тем самым отклонял предложение, после чего должен был объяснить причину своего отказа. Получив же подтверждение, один из гостей называл время и место сбора отряда и вражеское племя, против которого готовилась экспедиция. После окончания встречи старец, действующий в роли глашатая, обходил весь лагерь, сообщая обо всем, что говорилось на собрании, и о принятом решении… Затем вождь созывал добровольцев, желавших присоединиться к походу. Такая церемония повторялась в каждом лагере, куда прибывали скорбящие… Когда наступало назначенное время, люди, посылавшие гонцов, обычно уже стояли лагерем в оговоренном месте, ожидая прибытия других племен. Все прибывали налегке, прихватив с собой только маленькие походные палатки, оставив обычные (большие. - Авт. ) в родном лагере. С ними также приезжало небольшое количество женщин, помогавших по хозяйству своим мужьям, их друзьям и родственникам. Этих бедных существ также посылали охранять табуны и помогать увозить награбленное во время экспедиции. Когда прибывает новый лагерь, его капитан (вождь, предводитель. - Авт. ) и воины, украшенные перьями и покрытые своими военными орнаментами, садятся на своих коней, выстраиваются в две шеренги и так едут к лагерям уже прибывших, распевая по пути (военные песни. - Авт. ). Они клянутся проявить себя в предстоящих схватках и оказать всю возможную помощь тем, кто не побоится опасности. Племя хозяев отвечает им такой же церемонией, и подобная сцена повторяется в лагере каждого племени, которое прибывает, чтобы присоединиться к скорбящим на тропе войны. Такие встречи порой происходят в одной-двух сотнях лиг от вражеской территории. Иногда проходит от двух до трех месяцев, прежде чем все откликнувшиеся добираются до места встречи… Все это время вожди и старцы племен собираются на советы».

Матотопа, вождь манданов. Худ. К. Бодмер

Не любой человек мог стать предводителем военного отряда. Только тот, чьи прежние деяния свидетельствовали о его способности повести отряд, найти вражеский лагерь, увести лошадей или убить врагов и вернуться назад с добычей и без потерь, мог надеяться привлечь к своему походу воинов. Чем больше успешных набегов или рейдов он совершал в прошлом, тем скорее он мог найти последователей. К предводителю, чьи воины постоянно гибли от рук врага, желающих присоединиться не было. Тиксир писал: «Предводитель, который приводит обратно всех своих воинов, заслуживает большего почета, нежели тот, чей отряд убил нескольких врагов, но потерял одного из своих».

Головной убор сиу. Ок. 1860 г.

Функции предводителей во время похода и их власть над воинами в разных племенах были схожи, но не одинаковы. Например, функции предводителя черноногих в набеге состояли в основном в обеспечении обыкновенных мер предосторожности - запрете разведения костра для приготовления пищи или охоты с ружьем на вражеской территории, хотя если предводитель был очень авторитетным и влиятельным человеком, воины подчинялись ему беспрекословно. У команчей предводитель военного отряда был абсолютным диктатором. Во всем, что касалось деятельности воинов во время похода, они безоговорочно подчинялись ему. Каждый из них знал, что храбрый предводитель никогда не попросит своих людей сделать то, чего не смог бы сам. В его обязанности входило определение цели похода, составление плана действий, выбор места для отдыха, назначение разведчиков, повара и водоносов, общая стратегия нападения, раздел добычи, установление порядка отхода или заключения перемирия с врагами. Обязанности предводителя очень точно отражены в словах одного сиу: «Быть предводителем отряда - тяжелая работа… Он всегда должен быть в гуще схватки. Он должен стрелять, уводить лошадей и атаковать врага. Если его убьют, друзья назовут его храбрецом».


Ассинибойны

Но наиболее почетным у всех равнинных племен считалось отомстить за погибшего, отправившись в поход в одиночку, выследив и прикончив именно того врага, который убил соплеменника. Очень интересна история вождя манданов Матотопы. Она была записана Джорджем Кэтлином и подтверждена несколькими другими белыми людьми, которые жили в поселении манданов в то время, когда все произошло. После схватки с арикарами брат вождя пропал на несколько дней, а затем был обнаружен Матотопой с торчащим в теле копьем. Он принес обагренное кровью брата копье в селение, жалобно причитая и клянясь найти и убить арикара его же собственным копьем. Многие воины узнали копье - оно принадлежало выдающемуся воину арикаров по имени Вонгатапа. Четыре года вождь хранил его у себя в жилище, ожидая случая исполнить обет. Однажды он не выдержал и в ярости снова пронес копье по селению со словами, что кровь брата все еще не высохла на нем, и громко взывая к отмщению: «Пусть все манданы молчат и никто не произносит имени Матотопы. Пусть никто не спрашивает ни о нем, ни о том, куда он ушел, пока не услышат его военный клич у своего селения, когда он войдет в него и покажет кровь Вонгатапы. Острие этого копья выпьет кровь из сердца Вонгатапы, или тень Матотопы присоединится к своему брату». Он отправился к селению арикаров, и все смотрели ему вслед. Никто из соплеменников не посмел произнести ни слова, пока вождь не скрылся за отдаленным холмом с копьем в руках. В одиночестве он прошел 200 миль, имея при себе лишь небольшой мешочек с сушеным маисом, укрываясь днем и передвигаясь по ночам, пока не оказался у селения арикаров. Между племенами иногда устанавливался мир, и Матотопа знал расположение, обычаи и привычки врагов, а также место, где находился земляной дом Вонгатапы. Он проследил за убийцей брата, видел даже, как тот выкурил свою трубку и отправился с женой спать. Когда селение утихло, Матотопа неслышно, но и не скрываясь, вошел в жилище врага и сел у костра, над которым висел котелок с едой, а рядом лежала трубка, которую еще недавно курил Вонгатапа, и табак. Света от костра было недостаточно, чтобы разглядеть лицо сидящего, и Матотопа хладнокровно начал есть. За неделю путешествия он почти ничего не ел и был очень голоден. Затем закурил и помолился Великому Духу. Пока Матотопа ел и курил, жена Вонгатапы несколько раз спрашивала мужа, что это за человек ест в их жилище. «Какая разница. Пусть поест, если голоден». Мандан знал, что другого ответа и быть не могло, потому что по обычаям индейцев Северных равнин любой голодный человек мог зайти в любое жилище и поесть. Покурив, Матотопа встал с копьем в руках и вогнал его в тело врага, после чего срезал скальп и выскочил из жилища со скальпом в одной руке и копьем в другой. Шум поднялся в селении арикаров, но смелый мандан уже бежал в ночную прерию.


Украшение волос воина. Кроу. Ок. 1860 г.

Церемонии, проводимые перед выступлением военного отряда, зависели от цели похода. Если индейцы отправлялись мстить врагу, обязательно проводились военные пляски, название и ритуал которых у разных племен несколько отличались. Целью церемоний было поднять боевой дух воинов и обеспечить им помощь и защиту духов. При набеге за лошадьми общественных церемоний, как правило, не было.


Вожди кроу

Отправляющиеся в набег воины поодиночке выбирались из лагеря и собирались в заранее назначенном месте. Это делалось для того, чтобы предотвратить присоединение к отряду нежелательных людей, например слишком молодых. Но крупные отряды мстителей выступали торжественно и открыто, парадом выезжая из лагеря в дневное время. Воины были одеты в лучшие одежды и головные уборы из орлиных перьев, держали в руках оружие. Впереди колонны ехали вожди, за ними следовали наиболее влиятельные воины, а затем обычные бойцы, еще не успевшие проявить себя в схватках с врагами. Те из них, у кого не было своего скакуна, шли в самом конце. Вокруг колонны ехали представители военных обществ, выполнявших «полицейские» функции. В их задачи входило следить за порядком и не допустить того, чтобы кто-либо из амбициозных юнцов тайно покинул ряды, намереваясь атаковать врага самостоятельно, что могло сорвать планы лидеров отряда.

Снаряжение воина также различалось в зависимости от цели похода. Но и в том и в другом случае он обязательно брал с собой амулеты, дарующие ему магическую защиту от врагов и разного рода неудач. Зачастую дополнительными амулетами отправляющегося в поход воина снабжали его друзья или родственники.

Леггины оглала-сиу

В поход за скальпами приходилось брать довольно много поклажи. В седельные сумки клали лучшие леггины, нагрудные украшения из полых трубок, шкурки выдры для обертывания кос, дополнительные мокасины, пеммикан или сушеное мясо. Кроме того, с собой везли бизоньи накидки, военные головные уборы из перьев в контейнерах из сыромятной кожи или другие уборы, обладающие магической защитной силой, сумки с жиром и краской, щетки из хвоста дикобраза, трубки, веревки, миски, чашки из бизоньего рога и кухонные принадлежности. Помимо этого, воины везли оружие - луки, стрелы, ножи, копья, щиты, дубинки и ружья. Новички обычно не имели ружей и брали с собой луки. Если отец новичка не был очень богат и великодушен, юноша не имел собственного ружья, пока не мог заплатить за него или пока ему не удавалось отобрать его у врага. По словам Ричарда Доджа, как правило, индеец обычно приобретал свое первое ружье годам к двадцати пяти. В стандартный набор мстителя из племени черноногих обязательно входили нож, военная дубинка и лук со стрелами. Он также мог взять ружье, щит и копье. Военный отряд сиу брал с собой необходимые лекарства для лечения раненых. Каждый участник имел хлыст. Воин ехал на обычном коне, ведя на поводу боевого скакуна, чтобы использовать его в битве или пересесть на него в момент опасности и в зависимости от обстоятельств либо нагнать врага, либо скрыться. Поскольку во время стрельбы из лука тетива иногда сильно била по левому запястью, отправляясь в битву, воин обычно защищал руку щитом или перевязью из жесткой оленьей кожи. Тетивы иногда рвались, и индейцы везли с собой дополнительные. Если у кого-то из воинов была подзорная труба или бинокль, их брали с собой.


Трубка была неотъемлемой ритуальной частью организации военного похода

Одежда воина, естественно, различалась в зависимости от времени года. В теплое время она состояла из мокасин, леггин, набедренной повязки и рубахи, которая днем защищала от солнечных ожогов, а ночью от холода. Кроме того, они могли захватить одеяла, но не всегда. Зимой обязательно брали с собой бизоньи накидки, носимые шерстью внутрь. На Северных равнинах большой популярностью пользовались шерстяные одеяла, продаваемые Компанией Гудзонова залива. Они в основном были белого цвета, с черными, желтыми или красными полосками по краям. Такие одеяла кроме тепла давали еще и хорошую маскировку на снегу. Один из черноногих вспоминал, что в свои боевые дни он предпочитал одеяла с желтыми или красными полосками, потому что они были менее заметны на расстоянии, чем черные. Из таких одеял индейцы также делали капоте - своеобразный плащ с рукавами и капюшоном. Если погода была очень холодной, поверх капоте набрасывалась бизонья накидка. Мокасины иногда шили из кожи мехом внутрь, порой дополнительно набивая их сухой травой, чтобы ногам было теплее. В холодную погоду воины надевали рукавицы, к которым пришивалась веревка, пропускаемая через рукава, чтобы они не терялись, когда человек их снимал. На Северных равнинах иногда использовали снегоступы. Черноногие пользовались ими крайне редко, кроме самых северных общин. Снегоступами также пользовались шайены, ассинибойны и кри. Старики рассказывали, что во время зимних военных походов люди часто проваливались в снег по пояс. Команчи на зиму делали своеобразные «арктические сапоги» из шкуры бизона мехом внутрь, которые достигали колена. Они были достаточно свободными, позволяя в лютую стужу дополнительно оборачивать вокруг ступней материю и заправлять в них леггины. Подошву и верхнюю часть сапог мазали жиром, чтобы отталкивать воду. Бедняки не имели таких сапог и очень мерзли. Они носили обычные мокасины и обматывали ноги тканью.


Военная пляска манданов. Худ. К. Бодмер

В пеший поход за лошадьми военный отряд иногда выступал, как только было готово достаточное количество пар мокасин, так как в таких походах они быстро изнашивались. Ассинибойны брали в набег от трех до восьми пар мокасин, а воин пауни - не менее трех. Черноногие говорили, что мокасины выдерживали всего двухдневный переход по пересеченной местности, после чего требовалась их починка. Дополнительными мокасинами воина обычно снабжали жена и родственницы, которые также давали ему в поход шила, нитки из сухожилий и необходимые для починки куски кожи. Некоторые брали с собой более дюжины дополнительных мокасин. Их несли за поясом, привязывали к поясу или складывали в тюк с другими вещами. Некоторые черноногие пришивали одну-две пары дополнительных мокасин к своей кожаной рубахе в районе плеч. Если во время неожиданной вражеской атаки тюк с пожитками терялся, они могли в пути воспользоваться пришитыми к рубахе мокасинами.

Воин пешего отряда брал только самое необходимое. Оружия в набег брали меньше, чем в рейд за скальпами. Воин мог попросить кого-нибудь из друзей или родичей дать ему в поход ружье или боеприпасы, но никто не был обязан снабжать его ими. Черноногие не брали в набег за лошадьми ни копий, ни военных дубинок, ни даже щитов. Их обычное оружие составляли луки, ружья и ножи. Ассинибойны 1850-х гг., в зависимости от своих возможностей, брали в набег луки, ружья, копья и военные дубинки. Но и они говорили, что старались брать поменьше оружия, поскольку не предполагали вступать в бой, а лишний груз только мешал. По словам Гриннела, многие пауни говорили ему, что оставляли ружья дома, предпочитая брать с собой лук со стрелами. Заметив отдалившегося от лагеря врага, воин мог не сдержаться и звуком выстрела из ружья подвергнуть опасности и себя, и членов своего отряда. А лук - бесшумное оружие.

Обязательным атрибутом набега были веревки и уздечки. Так называемая военная уздечка представляла собой длинную сыромятную или волосяную веревку длиной в 5–9 м. На одном ее конце была сделана небольшая петля. Веревка завязывалась на челюсти лошади так, чтобы ее короткий конец с петлей свободно достигал холки лошади и служил одной частью поводьев. Другой конец - длинный - шел от челюсти лошади, продевался в петлю короткого конца, после чего получались поводья. Поскольку конец без петли был очень длинным, его складывали и засовывали за пояс. Если воина сбивали с лошади, свободный конец веревки выскальзывал из-под ремня и человек мог ухватить его, чтобы лошадь не убежала. Однако, по словам индейцев, всегда была вероятность того, что она спутается и воин при падении или необходимости быстро спешиться получит травму или убьется.

Как правило, с собой обязательно брали пеммикан или другой малопортящийся продукт. Эдвин Дениг писал, что ассинибойны никогда не брали с собой провизию, охотясь по дороге. У отправлявшихся в набег понков «неприкосновенным запасом» был пеммикан. Готовили его так: кости варили до тех пор, пока на поверхность не поднимался костный мозг. Его снимали, смешивали с толченым сушеным мясом, сушеными ягодами и хранили в кишке. Пеммикан команчей состоял из следующих сушеных продуктов: мяса, костного мозга, ягод, вишни, слив, орехов пекан и пиньон, а также грецких. При правильном хранении этот продукт мог оставаться пригодным в пищу годами. У пауни воины брали с собой толченый маис и перемешанное с жиром толченое мясо. Эти продукты упаковывали в запасные мокасины, которых воин порой нес с собой до 10 пар, и каждый из них был набит до отказа. Их клали в так называемый плоский тюк , который воин нес у себя на спине. Иногда груз был так тяжел, что сперва отряд проходил небольшие расстояния и останавливался на отдых. Предводитель отряда следил, чтобы молодые воины не перетруждались. Любимой едой, которую брали с собой в поход черноногие, было сушеное мясо и пеммикан. Обычно они несли пищу не в тюке, как представители многих других племен, а отдельно. Многие воины предпочитали прямоугольные контейнеры из сыромятной кожи, которые несли на ремне через плечо или наверху тюка за спиной. Этими же контейнерами пользовались и на обратном пути, чтобы быстро перекусить во время бегства, не слезая с лошади.

Принц Максимилиан встретил в форте Юнион отряд ассинибойнов, члены которого несли на спинах «маленькие тюки», в которых находилось мясо, мокасины и табак. Тюки черноногих содержали дополнительные мокасины, шило, сухожилия, одну-две веревки из сыромятной кожи с петлей на конце для захвата и перегона вражеских лошадей, священные связки, маленькую трубку и табак. Некоторые воины несли в них также хлысты. Разведчики клали в них волчьи шкуры либо надевали их поверх одежды. Все содержимое упаковывалось в часть старой палаточной покрышки, огромный кусок сыромятной кожи или торговое одеяло. Тюк несли, закрепляя его на спине при помощи перевязи. Куски кожаной упаковки при необходимости могли использовать для починки мокасин. Джеймс Мид описал снаряжение пешего отряда пауни, отправившегося в набег около 1860 г. По словам Мида, большинство из них были вооружены луками и ножами, но некоторые несли ружья и легкие топорики. За поясом каждого были заткнуты 4–6 пар новых мокасин и одна или несколько веревок. На спинах они несли тюки весом в 20 фунтов и более, в которых было упаковано жирное и постное сушеное мясо и куски и полоски выделанной кожи, необходимой для починки мокасин и одежды, а также для нарезки уздечек. Всего вышеперечисленного, по словам Мида, им «было достаточно для путешествия в тысячу миль».


| |

Штурмы — совместные атаки участников одного Клана на города других Ярлов или Крепости.

Условия организации Штурма и участия в нем:

  • вы должны состоять в Клане;
  • Ярл, на которого вы нападаете, должен состоять в другом Клане или иметь Дворец 15 уровня и выше;
  • в вашем городе должно быть построено здание Военный Блок.

Военный Блок открывает возможность создавать Штурмы и принимать в них участие. Улучшайте здание, чтобы увеличить максимальное количество воинов в Штурме. Для этого вам понадобятся ресурсы и специальный предмет “Чертеж воителя”.

Чтобы организовать Штурм, откройте Карту Мира, найдите объект атаки и нажмите кнопку “Штурм”. Затем выберите время, через которое собранные войска пойдут к цели: 5 минут, 15 минут, 30 минут, 1 час, 8 часов. После этого откроется стандартное окно формирования отряда для атаки. Если вы инициатор Штурма, то должны отправить в поход хотя бы один отряд.

Чтобы принять участие в уже организованном Штурме, откройте вкладку “Штурмы” в здании Военный Блок и нажмите кнопку “Участвовать” в любом из свободных слотов для войск. Если вы не построили в своем городе Военный Блок, вам все равно будет приходить сообщение о том, что соклановец организовал Штурм, но вы не сможете посмотреть информацию о походе и присоединиться к нему. (Подробнее об организации и участии в Штурме читайте в следующем разделе).

Обратите внимание на функцию мгновенного Штурма. Вы можете начать совместную атаку немедленно, не дожидаясь окончания таймера, даже при неполном количестве воинов в Штурме. Главное условие мгновенного Штурма — набрать хотя бы 25% от изначально установленного числа воинов. Если процент будет меньше, то нужно подождать окончания таймера.

Во время глобальных Соревнований Ярл может принять участие в Штурме, только если находится в том же Королевстве, где проводится Штурм.

В ледяном мире Йотунхейме также возможно организовывать Штурмы или принимать в них участие.

Штурм может быть отменен по следующим причинам:

  • в атакуемом городе действует Щит Мира;
  • атакуемый город был перемещен;
  • атакуемый Ярл более не является участником Клана и его Дворец ниже 15 уровня.


Когда речь заходит о чукчах, воображение тут же рисует наивных героев народных анекдотов. Однако, на самом деле народ из Чукотского края суровый, непримиримый, свободолюбивый и мстительный. На протяжении 150 лет чукотские воины боролись с русскими казаками, первопроходцами, регулярной армией. Даже Советский Союз имел сложности в регионе. Свою власть Советы смогли установить здесь де-факто только в 50-х годах прошлого века. Воевали чукчи и с соседними народами. В чем же секрет их бойцов?

Воинственные оленеводы


Внешняя опасность всегда заставляла чукчей сплотиться. Все селения здесь были не очень большими. В каждом насчитывалось от 15 до 20 воинов. Возглавлял их самый сильный или самый опытный боец. За оружие брались преимущественно мужчины, ведь в их обществе царил жесткий патриархат. Женщины шли на войну только в исключительных случаях. Несколько поселений организовывали военные отряды по 80-100 человек. В исключительных случаях чукчи могли собирать импровизированные армии в 500 человек. В 1702 году, если верить историческим записям, на Анадырь напало почти 3 тысячи воинов чукчей.

Любопытно, что племена чукчи никогда не вступали в союзы с соседями за исключением чукотских эскимосов.

Пытки «русских индейцев»


На пути у чукчей лучше было не попадаться. Неосторожный знак или поступок расценивался как призыв к атаке. Во время пыток чукчи не знали пощады к пленникам. Историки описывают два вида наиболее часто встречавшихся истязаний. Если врага нужно было заставить говорить, то его связывали по рукам и ногам, а затем перекрывали доступ воздуха. После того, как пленник терял сознание, его приводили в чувство, и пытка начиналась заново. «Раскалывались» даже самые стойкие.

Если же к врагу испытывали особую ненависть, тогда его медленно, но верно поджаривали на вертеле.

Навыки воинов


Обучать владению оружием для охоты и войны мальчиков начинали с 5 лет. С самого начала детей приучали переносить невзгоды, быть сильными и выносливыми. К 16 годам из мальчика уже получался весьма серьезный боец и неплохой охотник. Когда дело доходило до войны, чукчи предпочитали тактику партизанской войны, а также молниеносных набегов с целью грабежа и захвата пленников.

Экипировка воинов


Доспехи чукчей напоминали воинское облачение японских самураев. Пластинчатые костяные латы, которые делались из ребер оленей и клыков моржей. Скреплялись кости при помощи кожаных ремешков. Были также наручи и ноговицы, пластинчатые шлемы. Спину защищал длинный подол. Интересным элементом брони является окрылье, которое явно должно было защищать голову воина от стрел. С приходом российской власти чукчи получили доступ к более совершенным материалам, в том числе железу и тут же начали использовать его в изготовлении брони и оружия. Ситуация стала настолько сложной, что власти империи даже запретили продавать железо чукчам.


Главным оружием чукотского воина был длинный мощный лук сложной конструкции, изготовленный из лиственницы, елового креня, березы, оленьих жил и бересты. Стрелы к такому луку имели длину 60-85 см. Кончик боеприпаса венчался костяным, позднее и реже металлическим наконечником. Древко для стрелы делали из плавуна.


Вторым оружием чукчи было копье. Чаще всего оно было длинным, под 2.5 метра. Иногда его заменяла пальма – импровизированное оружие из большого чукотского ножа и древка длиной 2 метра. Важным отличием было то, что чукотская пальма могла использоваться, как топор или мачете.


Некоторые воины имели при себе пращи, а также боло. Последние носили в качестве украшения на голове. При себе такое оружие имели даже дети. В умелых руках эти 10-12 веревок длиной до 90 см с грузиками на конце были серьезным оружием. Само собой у каждого чукчи был нож.

Хочется узнать еще больше интересного о том, как воевали разные народы? Тогда читай про и было революционным оружием на момент своего появления.

Безмолвный Вэй Несмотря на его имя, тиранический правитель безродного клана, на самом деле умеет, говорить, хотя и с хриплым, зловещим голосом. Всегда носит золотую маску, и верит в свое превосходство над другими мужчинами.

Тихий Ли Содержатель дисциплины. Как и его хозяин, он безжалостный и немногословный человек.

Коу Хай офицер связей. Является одним из немногих членов клана, который известен и уважаем посторонними. Он очень мужественный, несмотря на его кастрацию.

Чжоу Линь Заведующий вопросами внутренних дел. У него хрупкое физическое тело, хитрый ум, и порочное чувство цели.

Нэйгун

Беспощадный вампир

Клан безродных твердо верит, что кастрация освобождает от забот плоти, и делает их более целенаправленными и мощными. Беспощадный вампир является высшим выражением силы этой доктрины.

Свойство: Инь

Спецэффект Нэйгун:

Кровавый Небосвод: Жажда жизни. При каждой атаке поглощается 178 оч. здоровья, после 8 наложений требуется 25 с перезарядки.Закат на Руинах: Наперекор. Если выставлен блок, при атаке на вас восстанавливается 36 оч. энергии (при этом возрастает мощь нэйгун), после 8 наложений требуется 25 с.Нерушимый Кристалл: при атаке есть шанс отменить перезарядку "Кровавого Небосвода" и "Заката на Руинах".

Великодушие

Нерушимый Кристалл: при атаке есть шанс отменить перезарядку "Кровавого Небосвода" и "Заката на Руинах".

Стили

Нечестивость фехтования

Этот набор навыков исходил от древнего кодекса, а затем был принят домом безродных. Чтобы постичь это несравненное мастерство, нужно кастрировать себя и вступить в ряды безродных. После чего вам будут доступны дебаффы для молниеносного сокрушения противника.

Приём описание Эффект

Метеоритный Дождь
Наносит цели кратковременное головокружение и.Приносит самому воину 1 уровень статуса Хитрость: добавляет скорости передвижения и дальности действия приему, длится 15 с, может наслаиваться до 10 уровней.(Прочие уровни статуса Хитрость связаны с [Созерцанием Будды].) (Вредоносность этого приема повышается со скоростью передвижения самого воина.)(Данный стиль может использовать только евнух.)

Созерцание Будды
При успешном блоке самому воину добавляется статус Хитрость: добавляет скорости передвижения и дальности действия приему, длится 15 с, может наслаиваться до 10 уровней.(Эффект от Хитрости растет вместе с мощью самого приема.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Счастливое Предзнаменование
Противнику наносится.Также вы получаете статус Хитрость, проникаете в тело противника и меняете статус на Вторжение Простуды: после каждого проведенного приема есть шанс запечатывания на 15 с, после распечатывания с противника снимается 1 уровень статуса.(Можно менять Хитрость на Вторжение Простуды только 4 раза.)(Повышение урона приемов зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Речная флейта
Наносит целям.(Этот прием может быстро приблизить к противнику с помощью цингун.)(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Желтый Дракон
Противникам впереди наносится.При разрушении блока противника: сам воин получает 10 уровень Хитрости.(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Отступление Порока
Отступление Порока Наносит целям.Добавляет противнику статус Дурная толпа: при выполнении приема есть шанс получить головокружение (можно сбить прием), также наносится урон, длится 10 с. (Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Уничтожение Бесов
Наносит целям.Повторное нажатие тратит 10 уровней статуса Хитрость, можно применить прием погони [Массовая Казнь].(Этот прием может быстро приблизить к противнику с помощью цингун.)(Если у воина нет 10 уровней Хитрости, прием погони применить невозможно.)(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Порхающая ласточка
Противникам впереди наносит.Одновременно расходуется 1 уровень статуса Хитрость: противник замирает на 2 с. (Если у воина недостаточно статуса Хитрость, дополнительных эффектов нет.)(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

Массовая Казнь
Прием погони, наносит целям.(Этот прием может быстро приблизить к противнику с помощью цингун.)(Повышение урона приема зависит от повышения скорости перемещения.)(Стиль доступен только для евнухов.)

----* Как вступить в Клан безродных *----

Есть два способа, чтобы присоединиться к фракции: сюжетный квест, или случайная встреча.

Сюжетный квест

Условия для регистрации::

Основные требования

1.На сервере активны все четыре нэйгуна.
2.Вы должны играть за "бродяг" в качестве свободного духа или выше. Это означает, что вы не можете быть активным членом основной школы с хорошей репутацией. (Если вы предали свою ​​текущую школу, или же оставили ее, то вы можете присоединиться к этой фракции.)
3.Достигнуть ранга «Гроза царей».
4.Персонаж должен быть мужского пола, который готов стать кастратом. (Вы пожертвуете свой ​​орган во время ритуала.)

Особые требования

1.Канон подсолнуха 25 уровня

Случайная встреча

Вы должны соответствовать следующим условиям, чтобы активизировать случайную встречу:
1. Два нейгуна должны быть активны
2. Вы мужской персонаж, который является достаточно злым по шкале морали.
3. Вы мужской персонаж, который обладает высоким уровнем безчестия.
4. Вы мужской персонаж, и готовы стать кастратом.
(В Нанкине, посетите Шэнь Сюе (839,1532), чтобы узнать больше о клане безродных.)

----* Уход от учителя/Бросить наставника *----

【Уход от учителя】

Когда игрок достигнет титул 6 уровня, он может получить задание у НИП "Текущей Силы".
Влияние
1. После того как вы бросили наставника, вступление в другие братства осуществляется в соответствии со стандартными правилами.
2. После ухода от учителя предел нэйгуна и уровень приема снижаются до 5, приемы сохраняются, все умения и слава исчезают.

Бросившие наставника

Игрок может в любое время получить задание у НИП "Текущей Силы" .
1.Игрок может в любое время получить задание у НИП "Текущей Силы" .
2.Став мастером, можно вступить в новые силы или традиционные восемь школ или стать свободным человеком "Без школы".
1.При этом в течение 24 дней нельзя заново вступать в Текущую Силу.
2. Игроки с титулами уровней 1 и 2, бросившие наставника, полностью лишаются нэйгуна, приема и славы.

Безупречный Воин не стремится привести в порядок окружающий мир. В согласии с ним, он приводит в порядок себя. От рождения и до смерти он несет свой светильник в молчании.

Воин принимает ответственность за все свои действия и решения

Когда воин принимает решение, он должен быть готов к смерти

Никому и ничему не давать воздействовать на себя

Воин должен культивировать чувство, что у него есть все необходимое

Отношение воина к вещам

Воин живет действием

Действовать, не веря, не ожидая наград

Действовать не ради выгоды, но ради духа

Действовать без сомнений и сожалений

Единственно возможный для воина курс - это действовать неуклонно

Воин должен быть спокоен и собран

Воля воина

Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была

Ход жизни воина неизменен

Смирение воина и смирение нищего

Безупречность воина

Отношение к успеху

Цель пути воинов

Бесполезно сердиться или разочаровываться в самом себе

Любовь воина

Личная сила

Уверенность в себе воина

Стирание личной истории

Путь воина.

Воин принимает ответственность за все свои действия и решения

Воин принимает ответственность за все свои действия, даже за самые пустяковые. Обычный человек занят своими мыслями и никогда не принимает ответственности за то, что он делает.

Принять на себя ответственность за свои решения - это значит быть готовым умереть за них.

Когда воин принимает решение, он должен быть готов к смерти

Когда воин принимает решение, он должен быть готов к смерти. Если он готов умереть, то не будет никаких ловушек, неприятных сюрпризов и никаких ненужных поступков. Все должно мягко укладываться на свое место, потому что он не ожидает ничего.

Не имеет значения, каким именно является решение. В этом мире нет ничего более серьезного, чем что-либо другое. В мире, где за каждым охотится смерть, не может быть маленьких и больших решений. Здесь есть лишь решения, которые мы принимаем перед лицом своей неминуемой смерти

Никому и ничему не давать воздействовать на себя

Один из принципов воина заключается в том, чтобы никому и ничему не давать воздействовать на себя, и поэтому воин может видеть хоть самого дьявола, но по нему этого никогда не скажешь. Контроль воина должен быть безупречным .

Не имеет значения, что именно кто-то говорит или делает. Ты сам должен быть безупречным человеком. Битва происходит в этой груди, прямо здесь

Мир людей поднимается и опускается, и люди поднимаются и опускаются вместе со своим миром. Воинам незачем следовать за подъемами и спусками их ближних .

Отношение воина к любви

Обычный человек слишком озабочен тем, чтобы любить людей, и тем, чтобы его любили. Воин любит, и все. Он любит всех, кто ему нравится, и все, что ему по душе, но он использует свою контролируемую глупость, чтобы не беспокоиться об этом. Что полностью противоположно тому, чем занимается обычный человек. Любить людей или быть любимыми ими - это еще далеко не все, что доступно человеку

Воин должен культивировать чувство, что у него есть все необходим ое

Воин должен культивировать чувство, что у него есть все необходимое для этого экстравагантного путешествия, которым является его жизнь. В случае воина все, что для этого нужно, - это быть живым. Жизнь - это маленькая прогулка, которую мы предпринимаем сейчас, жизнь сама по себе достаточна, сама себя объясняет и заполняет.

Понимая это, воин живет соответственно. Поэтому можно смело сказать, что опыт всех опытов - это быть живым

Отношение воина к вещам

Каждый, кто хочет следовать пути воина, должен освободиться от страсти владеть и цепляться за вещи

Воин живет действием

Воин живет действием, а не думанием о действии или думанием о том, что он будет делать, когда закончит действовать

Путь воина - это вначале гармония между действиями и решениями, а затем гармония между тоналем и нагвалем.

В зачет идет только одно - действие. Действие, а не разговоры

Действовать, не веря, не ожидая наград

Воин, как учитель, прежде всего, должен обучить своего ученика одной возможности - способности действовать, не веря, не ожидая наград. Действовать только ради самого действия. Успех дела учителя зависит от того, насколько хорошо и насколько грамотно он ведет своего ученика именно в этом особом направлении.

Действовать не ради выгоды, но ради духа

Хотя действия воинов и преследуют скрытую цель, но она не имеет ничего общего с личной выгодой. Обычный человек действует только тогда, когда есть возможность извлечь для себя какую-то пользу. Воины говорят, что они действуют не ради выгоды, но ради духа.

Действовать без сомнений и сожалений

Если воин что-то решил, он идет до конца, но при этом он непременно принимает на себя ответственность за то, что он делает. Что именно воин делает - значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений

Смерть неуклонно идет по моему следу. Поэтому места для сомнений и сожалений я оставить не могу. И если во время нашей с тобой прогулки мне предстоит умереть в пустыне, то я должен там умереть. Ты же, в отличие от меня, ведешь себя так, словно ты бессмертен, а бессмертный человек может позволить себе отменять свои решения, сожалеть о том, что он их принял, и сомневаться в них. В мире, где за каждым охотится смерть нет времени на сожаления или сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения"

Единственно возможный для воина курс - это действовать неуклонно

Единственно возможный для воина курс - это действовать неуклонно, не оставляя места для отступления

Воин не испытывает разочарование, когда, пытаясь измениться, терпит неудачу .

Воин должен быть спокоен и собран

Воин должен быть спокоен и собран и никогда не должен ослаблять своей хватки .

Воля воина

То, что воин называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Воля - это то, что заставляет воина побеждать, когда рассудок говорит ему, что он повержен. Воля - это то, что делает его неуязвимым. Воля - это то, что позволяет шаману пройти сквозь стену, сквозь пространство, в бесконечность

Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была

Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении. Он в смирении принимает себя таким, каков он есть, но не как повод для сожаления, а как живой вызов

Ход жизни воина неизменен

Ход жизни воина неизменен. Вопрос лишь в том, насколько далеко уйдет он по узкой дороге, насколько безупречным он будет в пределах этих нерушимых границ… Если на его пути встречаются препятствия, воин стремится безупречно преодолеть их. Если на своей тропе он встречает невыносимые трудности и боль, он плачет, и все его слезы, вместе взятые, не смогут сдвинуть линию его судьбы даже на толщину волоска .

Смирение воина и смирение нищего

Смирение воина и смирение нищего - невероятно разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволяет опускать голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним

Безупречность воина

Ты должен делать нечто большее. Ты должен постоянно превосходить самого себя"

"Безупречность - это делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен.

Нет бессмертных на этой земле"

Отношение к успеху

Если воин в чем-то добивается успеха, то этот успех должен приходить мягко, пусть даже с огромными усилиями, но без потрясений и навязчивых идей

Цель пути воинов

У воинов только одна цель - их свобода

Единственная свобода для воина состоит в том, что он должен быть безупречным. Безупречность является не только свободой, но и единственным способом вспугнуть человеческую форму

Бесполезно сердиться или разочаровываться в самом себе

Безупречная жизнь воина предназначается для того, чтобы закончить эту битву"

Любовь воина

Только если любишь эту Землю с несгибаемой страстью, можно освободиться от печали, - сказал дон Хуан. - Воин всегда весел, потому что его любовь неизменна. И его возлюбленная - Земля - обнимает его и осыпает его невообразимыми дарами. Печаль - удел лишь тех, кто ненавидит эту Землю, дающую укрытие всем живым существам.

…Без неизменной любви к тому существу, которое дает нам укрытие, уединенность является одиночеством. Только любовь к этому великолепному существу может дать свободу духу воина. А свобода - это радость, эффективность и отрешенность перед лицом любых препятствий"

Личная сила

Сила зависит лишь от того, какого рода знанием владеет человек. Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не готовят нас к неожиданной встрече с неизвестным

Что бы мы ни делали и кем бы ни являлись - все это основывается на нашей личной силе. Если ее достаточно, то всего одно сказанное нам слово может изменить нашу жизнь. А если ее мало, то пусть даже будут раскрыты все сокровища мудрости - это ничего нам не даст

В мире воина все зависит от личной силы, а личная сила зависит от безупречност и

Каждый имеет достаточно личной силы для чего угодно. В случае воина фокус состоит в том, чтобы отвернуть свою личную силу от своих слабостей и направить ее к своей цели воина

Личная сила - это чувство. Что-то вроде ощущения удачи или счастья. Можно назвать ее настроением

Верь своей личной силе. Это - единственное, что есть у человека в этом таинственном мире

Воспитание не имеет никакого значения. Все зависит от личной силы. Личность человека - это суммарный объем его личной силы. И только этим суммарным объемом определяется то, как он умирает

Все, что совершает человек, определяется уровнем его личной силы

Личная сила решает, кто может, а кто не может извлечь пользу из объяснения. Я убедился на собственном опыте, что очень немногие хотят даже слушать, а тем более - действовать в соответствии с тем, что они услышали. А из горстки тех, кто хочет действовать, лишь единицы имеют достаточно личной силы, чтобы извлечь пользу из своих действий

Уверенность в себе воина

Уверенность в себе воина и самоуверенность обычного человека - это разные вещи. Обычный человек ищет признания в глазах окружающих, называя это уверенностью в себе. Воин ищет безупречности в собственных глазах и называет это смирением. Обычный человек цепляется за окружающих, а воин рассчитывает только на себя. Похоже, что ты гоняешься за радугой вместо того, чтобы стремиться к смирению воина. Разница между этими понятиями огромна. Самоуверенность означает, что ты знаешь что-то наверняка; смирение воина - это безупречность в поступках и чувствах

Главное - это безупречность воина

Восприимчивость - не самое главное. Главное - это безупречность воина. Для воина самое главное - это обрести целостность самого себя.

Во всем, что мы делаем необходимо лишь одно - "дух"

Стирание личной истории

Воин не нуждается в личной истории. В один прекрасный день он обнаруживает, что в ней нет никакой нужды, и просто избавляется от нее

Алертность воина

Когда отсутствует какая бы то ни было определенность, мы все время алертны, мы постоянно готовы к прыжку. Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, словно тебе все давным-давно известно

Человек становится мужественным, когда ему нечего терять. Мы малодушны только тогда, когда есть еще что-то, за что мы можем цепляться

Если воин хочет отдать долг за все то добро, которое для него сделали, и у него нет возможности сделать это по отношению к конкретному человеку, который когда-то помог ему, он может сделать свой вклад в человеческий дух. Это может быть очень немного, но сколько бы он ни вложил, этого всегда будет более чем достаточно.

Битва происходит именно здесь, на этой земле. Мы - человеческие существа. Кто знает, что ожидает нас и какого рода силу мы можем иметь?

Особое значение воины всегда придают первому событию из любой серии событий, так как оно является подлинным знаком. Воины рассматривают такое событие как программу или карту того, что должно произойти впоследствии .

К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Иногда только на то, чтобы человек убедился в необходимости измениться, уходят годы. Я, в частности, потратил на это годы. Но, возможно, у меня не было способностей к охоте. Я думаю, что самым трудным для меня было по-настоящему захотеть измениться.

"Охотник должен не только разбираться в повадках тех, на кого охотится. Кроме того, ему необходимо знать, что на этой земле существуют силы, которые направляют и ведут людей, животных и вообще все живое, что здесь есть.

Намного легче двигаться в условиях максимального стресса, чем быть безупречным в обычных обстоятельствах.

Совершенно необходимо было воспитать в себе чувство легкости при столкновении с затруднительными социальными ситуациями.

Путь воина

Воин представляет собой нечто большее, чем просто принцип. Это образ жизни; этот образ жизни является единственным средством, сдерживающим страх, и единственным каналом, с помощью которого практик может обеспечить свободное течение своей деятельности. Без концепции воина было бы невозможно преодолеть все камни преткновения на пути знания.

Окончательным результатом стал боец, сражающийся в одиночестве и обеспеченный в рамках его безмолвных убеждений всеми побудительными силами, необходимыми для продвижения вперед без жалоб и потребности в одобрении..

У воина нет возможности отдавать что бы то ни было на волю случая

У воина нет возможности отдавать что бы то ни было на волю случая. Воин реально влияет на результаты событий силой своего осознания и своего несгибаемого намерения.

Мы делаем выбор только один раз

Мы делаем выбор только один раз. Мы выбираем быть воином или быть обычным человеком. Другого выбора просто не существует. Не на этой земле.

Путь воина приводит человека в новую жизнь

Путь воина приводит человека в новую жизнь, и эта новая жизнь должна быть полностью новой. Он не может вносить в эту новую жизнь свои уродливые старые пути.

СТАЛИН. Безупречный Воин России.