Что такое спорт в паркуре. Развитие паркура и возникновение фрирана

Паркур – это искусство передвижения в пространстве с использованием только собственного тела, когда окружающие предметы (скамейки, бордюры, деревья, лестницы) воспринимаются не как преграды, а как препятствия, которые нужно суметь обойти или преодолеть. В основе лежит стремление к обходу ограничений, неподчинение им.

Паркур считается экстремальным видом спорта. Он довольно опасен, особенно для тех, кто ещё только учится. Часто приводит к переломам и серьёзным травмам, однако многие паркурщики считают, что всё упирается в качество предварительной подготовки. К тому же некоторые используют специальную защиту.

Подготовка

Паркур требует отличного владения собственным телом. Чтобы двигаться в пространстве совершенно свободно, нужно быть в неплохой физической форме. Этому помогает скалолазание. Многие спортсмены также занимаются разными единоборствами, где ставка тоже делается на преодоление себя, умение справляться с собственными слабостями, бросать себе вызов. Акробатика, тяжёлая атлетика часто идут параллельно паркуру.

Немаловажным является и умение быстро ориентироваться в пространстве, запоминать пройдённый путь, а также искать новый. Паркурщиков учат вычленять ключевые моменты, на которых можно остановиться.

Философия паркура и мнение его создателя

У паркура есть основатель – Давид Белль. Он считает, что речь идёт о чём-то большем, не просто о движении, а о стремлении преодолевать преграды, решать стоящие перед тобой задачи. По его мнению, мир можно превратить в своего рода тренировочную площадку, научиться переключать восприятие таким образом, чтобы стоящие перед тобой задачи начали восприниматься точно так же, как ты видишь физические предметы при занятии паркуром.

То есть вместо непреодолимых преград – то, что можно обойти, с чем вполне реально справиться. Паркур при этом построен на рациональности, что резко отличает его от фрирана, где большое внимание уделяется зрелищности, умению произвести впечатление. В последнем случае говорится о важности научиться красиво двигаться, владеть своим телом для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Отличие от фрирана

Фриран больше подходит для рекламы. Его последователи вместе с основателем течения Себастьяном Фуканом намного чаще паркурщиков принимали участие в разных съёмных телевизионных шоу, клипах, в постановке трюков и прочего. В результате о фриране знают гораздо больше, хотя некоторые и путают его с паркуром. В целом в этом нет ничего удивительного, потому что подготовка у спортсменов часто идентична в своей основе. Расхождения начинаются на стадии освоения дополнительных элементов. Паркурщики делают ставку на эффективность и выносливость, а те, кто занимаются фрираном, на зрелищность.

Развитие паркура

Исторически паркур пошёл от военной дисциплины, которая прижилась в армии, была опробована в двух мировых войнах, помогла многим выжить. Потом один из военнослужащих начал практиковать её в мирное время, став пожарником. Это был отец основателя Давида Белля, Раймонд. Который за свою храбрость и героическое спасение нескольких человек из огня в критической ситуации получил множество наград.

Давид, искренне восхищавший отцом, решил развивать его способности. Вместе с Себастьяном Фуканом он начал первые тренировки. Но через какое-то время их пути разошлись, поскольку Давид воспринимал своё искусство вне коммерции. Фукан ничего плохого не видел в том, чтобы сделать из него бизнес, он стал брать деньги за обучение паркуру.

В современном мире

Паркур постепенно получает всё больше признания. В Великобритании, к примеру, в некоторых школах это искусство стали включать в программы. В северной столице России основали Академию паркура. Многие представители силовых ведомств говорят о желательности такой подготовки для личного состава, особенно для оперативников, потому что владение подобными навыками позволяет эффективнее преследовать преступников.

В кино

О паркуре широкая публика узнала после выхода фильма «Ямакаси: Новые самураи», где рассказывалось о новой криминальной группировке, владевшей уникальными навыками перемещения в пространстве. Кстати, Белль отказался сниматься в этом проекте, он отнёсся к нему достаточно негативно, говорил о том, что паркур не должен вызывать у людей ассоциации с воровством и миром криминала. После вышли ещё 2 картины «13 район» и «13 район: Ультиматум», сценарии к которым написал Люк Бессон, где Белль уже снялся.

В одном из фильмов, посвящённых приключениям Джеймса Бонда сцена погони в самом начале включает в себя элементы паркура. Это же искусство в сочетании с боевыми приёмами стал использовать в своих картинах Джеки Чан.

Игровая индустрия

«Mirror’s Edge» – одна из игр, где действие посвящёно паркуру. Она получила высокие оценки со стороны опытных трейсеров. Отличается удивительным реализмом и неплохо передаёт движения. Характерный стиль перемещения игрока в пространстве можно узнать в знаменитой серии «Assassin’s Creed».

Что же такое паркур?

Паркур можно назвать дисциплиной или искусством. Внешне он представляет собой способ перемещения в пространстве, который включает в себя прыжки, подтягивание, вис, кувырки, разумеется, бег и многое другое. Подразумевает также навыки уклонения и сохранения баланса. Очень важно уметь группироваться и правильно падать, что даёт возможность избежать серьёзных травм.

Паркур нельзя назвать традиционным видом спорта. Здесь отсутствует состязательность, результат не имеет значения. Важен сам процесс, умение владеть собственным телом. И это – ещё один элемент, резко отличающий его от всего остального.

Трейсер гость

Смотрели фильм «Ямакаси»? Нет? А клип Мадонны «Jump»? Тоже нет? Не беда. Расскажу про то общее, что объединяет два эти произведения массовой культуры, про паркур.

Сие занятие пошло из Франции, родоначальниками его были Давид Белль и Себастьян Фука. Их детище сочетает в себе особую философию (мировосприятие), а также элементы лёгкой атлетики, боевых искусств и билдеринга (лазанье по стенам). Люди, занимающиеся паркуром, называются трейсерами (фр. traceur).

Парку́р (фр. parkour, искажённое от parcours – дистанция, полоса препятствий) – дисциплина, внешне заключающаяся только в быстром преодолении препятствий, а в сущности – в совокупности навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни.

Основные факторы, используемые трейсерами: сила и верное её приложение, умение быстрее других оказаться в определённой точке города. Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности. Вспомогательными элементами для преодоления дистации могут быть отверстия в стенах, выступы, прочее.

Мировосприятие трейсера первоначально было сформировано обстановкой большого города – «каменными джунглями», где индивидуальность теряется среди суеты и бешеного ритма. Паркур не противопоставляет себя Городу, но и не является пристанищем послушных горожан, он встроился в схему мегаполиса. В обычном для себя ритме современный трейсер может пересекать не только городские пространства – стены, крыши, но лесные массивы и другую местность (было бы что преодолевать) так как ему этого хочется, но с одним лишь условием – не мешать жизни других людей.

Трейсеры – художники. Их мольберт и холст – местность с препятствиями (чаще всего, но не всегда такой местностью становится городские улицы), на которой они рисуют свой неповторимый путь. Все движения трейсера индивидуальны и не поддаются четкой классификации, т.к. они его и только его, хотя в основе всех их лежат одинаковые приёмы (это обусловлено безопасностью выполнения всех элементов).

Главное в паркуре – не стремиться пробежать маршрут как можно быстрее, ибо соревноваться не с кем, а тренироваться, получая удовольствие от осознания работы над собой. Оценка стороннего наблюдателя не важна, т.к. делается всё это для самотренировки. Развиваясь, трейсер может добавлять в свои тренировки более яркие мазки – эффектные движения, или более жесткие – с резкостью, ускорением, прорывом.

Стиль «рисования» своего пути в паркуре индивидуален, не следует подстраиваться под стереотипы или нормы, нужно расти и развиваться именно в своем стиле, отображающем твоё чувство окружающего мира. Паркур – это свобода самовыражения.

Любой трейсер двигается по пути самосовершенствования, при этом отрицая соревнования. В паркуре слово «соревнование» принимает другой оборот. Здесь мерой оценки является не скорость бега или высота прыжка в сравнении с другими, а полезность в любой из возможных жизненных ситуаций, где полученные навыки могут потребоваться для преодоления любого рода трудностей. Идея преодоления является основным двигателем паркура. Ведь паркур – это в первую очередь преодоление препятствий. Но преодоление как борьба с противником, в качестве которого может выступать препятствие, человек, собственные страхи, все, что угодно.

Паркур не является экстримом. Идея паркура совсем в другом. Тренировки в паркуре необходимы для возможности прикладного применения получаемых навыков и развитии себя.

На вопрос «Кто придумал паркур?» обычно отвечают — Давид Белль (David Belle). Но Давида можно скорее назвать основателем паркура как философии и вида спорта, а вот сама идея принадлежит другому французу.

Рождением паркура можно считать начало XX века, автором дисциплины стал Жорж Эбер, после написания книги «Естественные методы физкультуры». Книга была принята на вооружение французской армии, а разработанная Эбером система физической подготовки получила название «боевой паркур» или «натуральный метод». Само слово «паркур» в переводе означает полоса препятствий, а понятие этой дисциплины изначально имело только материальную составляющую, и предполагало максимально рациональное преодоление любых препятствий с минимальным приложением усилий.

Свое развитие паркур начал благодаря одному из солдат французской армии, человеку с непростой судьбой, сироте Раймону Беллю. В совершенстве освоив техники в армии, после службы он стал пожарным, где навыки рационального преодоления городских препятствий пригодились и были оценены и коллегами, и спасенными. Раймона не раз награждали медалями за спасение при пожаре. В 1973 году Раймон стал отцом будущей мировой знаменитости – Давида Белля, который и считается основателем философии и направления паркура.

Искатель приключений

Давид был влюблен в спорт с детства. Но спорт ради спорта его не интересовал – ему важно было делать что-то полезное для жизни и найти ответы:

  • Как быстрее добраться на другой конец города, чтобы спасти человека?
  • Как применить паркур и фриран?
  • Как перепрыгнуть с крыши на крышу, спасаясь от злодеев?
  • Как освободиться от любых препятствий?

Вскоре вокруг Давида образовалась первая команда трейсеров (фр. traceur - прокладывающий путь), которую интересовал не только физический аспект, но и философский. Команда из восьми человек оказалась живым организмом.

Задачи трейсеров — преодоление препятствий (заборы, стены, деревья, перила, скамейки, крыши и прочее). Трейсер должен обладать навыками легкоатлета, гимнаста, акробата, скалолаза, спринтера, прыгуна…

Профессиональные трейсеры способны за считанные секунды преодолеть препятствия, в два раза превышающие их собственный рост.

Очень много паркур почерпнул в философии восточных боевых искусств, его основатели зачитывались «Книгой самураев», «Хагакурэ бусидо». Даже название себе выбрали в восточном стиле – «Ямакаси», что означает на японском молодежном сленге «хулиган». Но хулиганством плотно занялись скорее, последователи «Ямакаси», нежели они сами.

Расцвет и распад

В 1997 году по миру прогремел ряд видеороликов, снятых по инициативе Давида Белля о паркуре. Эти ролики стали решающими в судьбе новой экстремальной дисциплины – паркур стал популярен. Молодежь стремилась узнать все о паркуре, массово сбивалась в команды, калечилась, но не бросала свою свободолюбивую мечту.

Ребят стали приглашать в кино и на телевидение. Так со временем появились фильмы «Роковая женщина», ставший культовым «13-й район», «Багровые реки-2». Но вместе с очередным актом признания пришел и раскол «Ямакаси»: в 1998 году команду пригласили стать постановщиками трюков в новом мюзикле, ставшем впоследствии легендарным — «Notre Dame de Paris». Большинство трейсеров с удовольствием согласились поработать на сцене, но Давид и его верный друг и первый последоавтель Себастьян Фукан неожиданно отказались. Они не захотели ограничить свою свободу двухлетним контрактом с создателями мюзикла. Команда распалась, но шествие паркура по миру это остановить уже не могло.

Оставшись без команды, Белль не опустил руки и создал всемирную ассоциацию — PAWA (Parkour Worldwide Association) и отправился с ней в мировое турне. Через несколько лет он вышел из ассоциации, заявив, что не может контролировать такое количество представительств и нести за них ответственность.

Фукан основывает свое направлние – фриран. Основные отличаи: если паркур предполагает максимально рациональное передвижение и преодоление препятствий, то фриран интересует эстетичность и замысловатость прыжков и других элементов, даже если это значительно снизит эффективность. К тому же, друзья разошлись в финансовых вопросах: Белль был против превращения паркура в бизнес: не желал брать деньги за уроки.

Философия паркура

Полагается, что основной принцип паркура – быть сильным физически, чтобы можно было быть полезным для других. Слишком много последователей этой дисциплины уже давно об этом забыли, и в массовой культуре паркур зачастую стоит в одном ряду с хулиганскими увлечениями вроде граффити. К тому же, большинство последователей паркура и фрирана – школьники и студенты, и высокий травматизм дисциплины никак не радует родителей юных экстремалов.

Но, несмотря на это, паркур продолжает оставаться одним из самых популярных увлечений молодежи в мире.

Дэвид Бэлль воспитывался в строгости. Его дед, работавший , каждый день напоминал внуку о необходимости быть мужественным, терпеливым, бесстрашным. Однако отец Дэвида, профессиональный спасатель, желал сыну иной судьбы: он готовил к поступлению в элитарный колледж. Родитель хотел, стал хорошим юристом.

Мальчику запрещались опасные физические нагрузки. Однако Дэвид, мечтавший стать скалолазом, нашел естественный выход для энергии: высокие горы были заменены деревьями, на которые он карабкался в любую свободную минуту.

К 16-ти годам Бэлль-младший решился выступить против отца и решительно отказался продолжать обучение. Следуя за мечтой, записался в команду -добровольцев. Там он начал разрабатывать стратегии, позволяющие легко преодолевать сложные препятствия, чтобы иметь возможность быстро добираться в самые труднодоступные места города.

Через некоторое время Дэвид Бэлль поступил на службу в пожарную часть городка Лисс. Внезапная травма руки дала молодому человеку время для размышлений. После нее он не вернулся на работу, а создал первую паркур-команду «Ямакаси». Данное слово дословно означает «сильных дух, характер, тело». Всемирной популярности паркура способствовал фильм Люка Бессона, в котором приняла участие организация «Ямакаси», показавшая удивительные умения и возможности экстремального вида спорта.

Паркур – преодоление дистанций в каменных джунглях

Сегодня паркур интерпретируется как спортивная дисциплина. Дословно же французское искаженное слово parkour означает «полоса препятствий». Люди, занимающиеся паркуром, называются «трейсеры».

Паркур имеет свою философию. Она заключается в том, что никаких границ не существует, если человек умеет правильно использовать силу и реакцию. Главные «враги» трейсера: здания, стены, деревья и пр. В паркуре не используется оружие.

Паркур – занятие не для каждого человека. Желающий научиться быстро и эффективно перемещаться между двумя точками, не замечая стен, деревьев, зданий должен пройти полный курс обучения и развития. В первую очередь, мастера требуют создать гармонию внутри себя. Лучшим средством для этого считаются восточные единоборства.

Далее следует развивать реакцию и тело. Для первого помогут бадминтон, фехтование, стрельба. Для второго – легкая атлетика, гимнастика, скалолазание, конный , аэробика. Тело должно стать гибким, а реакция – быстрой, чтобы в экстренной ситуации вы смогли спасти свою жизнь.

Человеку, занимающемуся паркуром, необходимо уметь правильно оценивать свои возможности. Одна ошибка, желание доказать что-либо может стоить жизни. Именно поэтому нельзя приступать к выполнению опасных элементов, если внутри вас нет баланса и гармонии.

Элементы:

Drop - прыжок с высоты, выполняется с места или из позиции cat leap. Амортизировать падение можно только ногами, или ногами и руками (ну или одной рукой).

Spring - прыжок через какое либо препятствие, не касаясь его. Например, перелёт через перилку, куст или машину.

Up from down - прыжок вдаль с большой высоты, заканчивающийся ролом.

Blind - вариация спринга, но его особенность в том, что при толчке трейсер не видит точки приземления.

Gap - как и блайнд, это один из видов спринга. Отличие в том, что преодолеваемое препятствие - это гэп, то есть большое расстояние на высоте. Трюк выполняется как с места, так и с разбега.

Accuracy - прыжок на какой-либо небольшой объект (например перила или парапет) и последующее удержание равновесия на нём; выполняется с места. Иногда при приземлении используется обхват или касание объекта руками, что придаёт большую устойчивость.

Running accuracy - акураси, выполняемый с разбегу.

Turn precision - разворот на узком объекте прыжком и последующим удержанием равновесия на нем. Может выполнятся как на 180°, так и на 360° градусов.

Fly roll - прыжок, после которого тело вытягивается параллельно земле, а приземление - рол.

Two hand vault - опорный прыжок, исполняемый на две руки, все тело или только ноги проходят сбоку от рук. Может исполнятся, как в группировке так и без неё.

One touch - опорный прыжок, исполняемый на одну руку, при прямом угле к перилке. В любом варианте, но без вращения.

Monkey vault - вариант Two hand vault. Манки используется крайне часто при преодолении парапетов или же для залезания на объекты. Это опорный прыжок ровной группировкой, с опорой на две руки. Можно также пронести тело между рук, хотя обычно делается просто толчок руками от перилки. Чтобы выполнить манки с разбега, необходимо вначале совершить прыжок, затем поставить руки на перила или парапет.

Monkey splits vault - опорный прыжок, при котором тело находится в вертикальном положении, опора идёт на две руки, ноги широко разведены в стороны.

Reverse vault - опорный прыжок с вращением на 360°, причём первым над препятствием должна пройти спина, тело в вертикальном положение. Вращение может идти как через одну, так и через две руки. Также можно делать как в группировке, так и согнувшись.

Speed vault - опорный прыжок, с использованием одной руки. Тело параллельно перилке (или любому другому препятствию).

King kong vault - опорный прыжок, исполняемый как манки, только выполняется он через большое расстояние. Тело должно быть параллельно земле, постановка рук на дальний край препятствия.

King kong vault (double) - вариант кинг-конга, только выполняется два касания руками препятствия (обычно около начала препятствия и в конце). Помогает преодолевать расстояния большей длины.

King kong (running) - вариант кинг-конга, вместо одного касания выполняется бег руками по препятствию(однако, тело должно быть параллельно земле).В конце руки могут быть поставлены для исполнения манки или же выполняется толчок одной рукой от препятствия для соскока.

King kong splits - опорный прыжок, выполняемый через большое расстояние, начинаемый с прыжка с вытягиванием тела параллельно земле (пролетая над препятсвием), с последующим отталкиванием руками от дальнего края препятствия и проноса над ним тела с широко разведенными в сторону ногами.

King kong to kash - кинг-конг переходящий в кэш (после опоры руками, вперед выходят прямые ноги и затем за ними идет все тело).

Cat vault - преодоление перилы или парапета при беге под углом на него. Трейсер сначала выпрыгивает держа тело параллельно земле, затем по очереди ставит и убирает руки на парапет или перилку (по мере прохождения рук над препятствием).

Dash vault - красивый трюк, выполняется с разбега, толкаясь одной ногой, ноги держаться уголком перед собой. Над препятствием сначала проходят ноги, затем ставятся руки. Можно довести до группировки «согнувшись» или выполнить держа ноги не вместе, а врозь («разножкой»).

Dash vault (360°) - вариант дэша, когда идёт сильный толчок руками и разворот на 360°. Необходимо выполнять хлест ногами, иначе вам просто не хватит толчка, чтобы развернуться.

Kash vault - monkey, после которого ноги выносятся вперёд и лишь затем идёт соскок. Чем выше задраны ноги тем красивее смотрится трюк. Ноги могут быть как вместе так и разножкой.

Turn vault - опорный прыжок с разворотом на 180 и хватом за перилку или парапет с другой стороны, желательно в Cat Leap (ну а на стене без выступов по другому и не сделаешь). Заход может идти как с любого другого vault’а (обычно однако делается как придётся).

Turn vault (underbar) - выполняется только на перилке. После turn vault’а ноги проходят под препятствием и трейсер с хлёстом вылетает обратно на место толчка.

Lazy vault - при беге параллельно или под небольшим углом к препятствию, трейсер опирается ближней рукой на него, вскидывая ноги перед собой уголком, в полёте перемещая центр тяжести через препятствие, меняя руку. Толчковая нога может быть как дальней от препятствия, так и ближней. Для красоты, во время трюка могут также исполнятся грэбы, ножницы или другие финты.

Thief vault - lazy vault, используемый при преодолении большого расстояния. Для исполнения необходимо сильно отталкиваться от препятствия руками.

Lazy vault (360) - после лейзи, толкаясь одной рукой и совершая маховое движение другой, разворачиваете тело на 360 градусов. Вращение может идти как по продольной оси, вытянувшись параллельно земле, так и в вертикальном положении.

Tic-Tac vault (parallel) - Может использоваться, когда перилка идёт параллельно стене, не очень далеко от неё. Трейсер, поставив руку на перилку, совершает толчок от стены, используя его силу чтобы перелететь через перилку, исполнив one hand vault.

Tic-tac vault (perpendicular) - Может использоваться, когда перилка примыкает к стене (или другому препятствию от которого можно оттолкнуться). Именно от этой стены и выполняется тик-так. Есть три основных варианта этого трюка: а) Бег идёт параллельно перилке, на неё ставится рука с одновременным толчком от другого препятствия, сила толчка используется для того чтобы перелететь через перилку, исполнив one hand vault. б) Бег на перилку, совершается tic-tac, затем ставится рука, и исполняется one hand vault. в) Бег на перилку, исполняется параллельный пронос (speed vault), одновременно с которым исполняется tic-tac.

Barrel vault - Арабское сальто через перила или парапет, с опорой на одну руку. Ноги прямые.

Gate vault - исполняется следующим образом: трейсер переваливается через забор на животе и, держась одной рукой за верх забора и опираясь в него другой, перекидывает на другую сторону ноги, разворачивая в полете тело за ногами, чтобы остаться лицом в направление движения. Может также исполнятся и на перилах.

Overturn - Видоизмененный Gate Vault. Переваливание через препятствие с опорой на живот и последующим хватом обоими руками за препятствие, вскидыванием ног и переворотом с помощью рук через голову.

Pop vault - При преодолении высокoго препятствия с разбегу исполняется толчок ногой от стену (wall pop), затем после вылета от толчка ногой, исполняется либо monkey или two hand vault.

Walltouch spin - Если перилка находится на небольшом расстоянии от стены, то при беге прямо на неё, совершив one hand vault или two hand vault, можно перепрыгнуть через перилку, затем упереться ногой в стену, толкнуться и, опираясь на одну руку, перелететь обратно.

Palm spin - Опорный прыжок с вращением на 360° через одну или две руки и приземлением на точку с которой начиналось выполнение элемента. Обычно исполняется с двух рук. В этом случае руки ставятся сбоку от себя, перекрещиваясь, причём как правило одна рука ставится до прыжка, вторая после. При таком варианте исполнения большая часть опоры приходится на одну руку, второй совершается крутка. При исполнении элемента через одну руку, вращение задаётся махом второй руки и/или корпуса. Возможен вариант, когда опора идёт на одну руку, крутка задаётся второй, которая сразу после исполнения закручивания убирается.

Palm spin (pop) - Palm spin на высоких препятствиях, исполняемый после разбега и толчка ногой от стены (wallpop).

Palm spin (reverse) - Palm spin исполняемый в сторону спины (относительно руки поставленной на препятствие). Вначале на грань ставится одна рука, совершается прыжок с вращением вокруг этой руки. Обычно после этого происходит докручивание второй рукой от препятствия.

Rail flip - По названию все понятно: переворот через голову на перилке, с опорой на две руки.

Underbar - Преодоление перилки или какого-либо отверстия, пролётом под ними, с пронесением сначала ног, а потом и всего тела. Может исполняется с разбега, с места либо после wallpop’a или tic-tac’a (как в «13-ом районе»).

Underbar (360) - Пролет под перилкой или в какое-либо отверстие, держась руками за верхний край, с пронесением сначала головы, затем ног и разворотом тела на 360° в полете. Может исполнятся после tic-tac’a или wallpop’a.

Drop in - После принятия вертикальной стойки на руках на парапете или перилах, трейсер начинает заваливаться вперёд, принимает группировку и благодаря этому встаёт на ноги.

Roll - Рол является одним из самых важных элементов в паркуре. Это перекат преимущественно через плечо для снижения нагрузки на ноги при приземлении. Используется трейсерами всего мира после приземления с большой высоты, или для сохранения скорости передвижения.

Cat leap - Прыжок на стену с принятием хвата руками её края с упором стоп согнутых ног перед собой в стену. Используется при прыжке на более высокие стены, или при прыжке через расстояние, чуть большее чем то, которое трейсер может перепрыгнуть. Также Cat Leap’ом называется сама позиция виса на руках на стене, с упором в неё стоп согнутых ног.

Cat to cat - Прыжок с разворотом на 180 градусов из cat leap’a в cat leap, меж двух стен или препятствий, на которые можно прийти в cat leap.

Corner - Прыжок из cat leap’a в cat leap на углу с разворотом на 270°.

Dismount - Прыжок или соскок из позиции cat leap с разворотом на 180° или 540°.

360° wall hop - Прыжок с вращением на 360° и последующим входом в cat leap.

360° wall hop (pop) - Толчок ногой от стены, с последующим разворотом на 360° и входом в позицию cat leap.

Wallpop - Толчок от стены с разбега, выполняемый с целью набора дополнительной высоты. Возможен вариант в два толчка, при наличии выступов на стене.

Tic-tac (one-two) - Толчок от одного препятствия для преодоления другого или набора высоты. Например, толчок от стены, чтобы перелететь перилку или толчок от дерева для увеличения дальности полёта и/или перемены траектории. Толчок идет обычно от поверхности, находящийся сбоку от трейсера.

Double tic-tac - Толчок сначала от одного препятствия, затем от другого, чтобы преодолеть третье.

Wallrun - Бег вдоль по вертикальной стене. Может производится как с целью преодолеть какое-то расстояние, так и с целью набора высоты. Также возможна пробежка через угол или через два угла.

Wallrun (360°) - Отличается от Wallrun’a тем, что одновременно идёт вращение на 360° по продольной оси. При этом чаще всего делается только 2 шага.

Hand balance - Балансирование на грани или периле в какой-либо стойке на руках.

Cat pass - Прохождение препятствия на руках.

Double tap - Вариант Pop vault. Выполняется с дополнительным толчком или рывком руками о верхнюю грань стены целью достать и ухватиться за перилу, которая находится на стене.

Olle flip - Перекат через препятствие, не косаясь его руками и ногами.

Five Point Slide - Съезд по перилам на пятой точке.

Акрабатические трюки:

(Frontflip) - Сальто вперёд, когда крутка делается махом руками из-за головы. Выполняется с места или разбега (толчок двумя ногами).

(Front flip down) - Сальто вперёд, когда сначала совершается прыжок с рывком руками вверх, затем задаётся крутка махом руками сверху вниз. Используется преимущественно при выполнении сальто через препятствие, вроде перилки или куста. Выполняется обычно с разбега.

(Front flip back) - Сальто вперёд, при котором мах идет с заведением рук за спину. Ноги в группировке, руками не берутся. Дает очень высокую скорость крутки, что облегчает приземление на прямые ноги, когда сальто выполняется на плоскости. Выполняется с разбега.

(Frontflip curve) - Сальто вперёд с прямыми ногами. Чем плотнее ноги прижаты к груди, тем выше скорость крутки. Обычно исполняется с хватом бёдер руками, однако возможны и другие варианты (например широко расставив руки, если вам позволяет растяжка держать ноги у груди или немного разведя ноги в стороны). Делается, как правило, с высоты, с места или разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip blansh) - Сальто вперед, без группировки с ровным телом. выполняется с высоты, с разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip curve 180°) - Сальто вперёд согнувшись, с винтом на 180° во время разгиба. Обычно делается с высоты, с разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip wave) - Сальто вперёд, когда крутка идёт махом ногой и/или руками за себя, с последующим взятием группировки. Выполняется с разбега (толчок одной ногой).

(Frontflip wave blansh) - Сальто вперёд, когда крутка идёт махом ногой. Выполняется без взятия группировки, с разбегу (толчок одной ногой).

(Frontflip wave sag) - Маховое сальто вперед, с прогибом тела. Выполняется с разбегу (толчок одной ногой).

(Superman) (гимнасты зовут его «затяжное сальто вперёд») - Сальто вперёд, после прыжка тело вытягивается параллельно земле, группировка идёт под конец. Выполняется как правило с высоты, с разбега, может использоваться для преодоления препятствий.

(Superman curve) - Супермен в группировке согнувшись. Выполняется также, как и обычный супермен.

(Backflip) - Сальто назад в группировке. При прыжке с высоты, спина может откидываться назад.

(Backflip curve) - Сальто назад, выполняемое в группировке согнувшись. Выполняется с высоты.

(Backflip sag) - Сальто назад, без группировки с прогибом в спине. Выполняется с высоты.

(Backflip blansh) - Сальто назад без группировки, с ровным телом. Крутка задаётся махом руками. Выполняется с высоты.

(Backflip wave) - Сальто назад, при котором крутка задаётся махом ноги.

(Backflip screw) - Сальто назад с вращением вокруг продольной оси, в группировке. Винт может варьироваться в широких пределах.

(Backflip blansh screw) - Сальто назад с вращением вокруг продольной оси, тело прямое. Винт либо 180°, либо 360°. Больше мало кто из паркуристов делает.

(Angel drop) - Сальто назад прогнувшись, исполняемое из положения Cat leap.

(Overbah) - При прыжке вперёд выполняется сальто назад. Делается в группировке, с места или разбега. С высоты.

(Overbah sag) - Овербах выполняемый без группировки, с прогибом в спине. С места и с высоты.

(Overbah reverse) - Сальто вперед, при прыжке назад. Делается с высоты.

(Lemming) - Овербах, при котором крутка делается махом ноги. Выполняется с разбега. Как правило с высоты, но может выполнятся и на плоскости

Коркс-крю - Овербах с винтом. В группировке или без неё.

Стрекосат - Маховое сальто назад с разбега, в плоскости перпендикулярной линии разбега.

(Flywheel) - Вращение вбок, через голову, тело в вертикальной плоскости. Выполняется с разбега.

(Arabflip) - Вращение вбок, в вертикальной плоскости, в группировке.

(Arabflip throw over) - Арабское сальто, при котором спина расположена горизонтально, а ноги перекидываются через себя. Выполняется в группировке или согнувшись. В паркуре может применяться как прыжок с высоты, так и для преодоления препятствий.

(Mysty) - Арабское сальто, после которого трейсер становится лицом противоположно направлению движения. Достигается прижатием головы к плечу. В гимнастике считается грубой ошибкой.

(Dacascos) - Вращение вбок (как при арабском сальто) в плоскости, перпендикулярной плоскости разбега.

Внутреннее боковое - Прыжок с высоты с вращением вбок, в плоскости, перпендикулярной грани препятствия, с которого осуществляется прыжок, в сторону противоположную направлению разбега (головой в сторону грани).

(Segun Fai) - Рандат без рук. Может выполнятся с винтом. Делается с разбегу.

(Bedouinflip; butterfly) - Вращение в горизонтальной плоскости, тело параллельно земле. Ноги как правило идут одна за другой, взмахивая над головой. Варианты: вращение может идти не в горизонтальной плоскости, а под углом- это вариант из капуйеро. Также ноги могут не выходить из плоскости вращения. Часто исполняется в программах тау-лу в у-шу.

(B-twist) (джан-туи в у-шу) - Вращение вытянутого тела вокруг продольной оси в горизонтальной плоскости. Заход как на бедуинское, только вместо маха ногами - вращение.

(Screw) - С разбегу совершается прыжок вперед, тело вытягивается параллельно земле, и происходит вращение вокруг продольной оси. Делал Бель (он там после этого ещё в Cat leap входил сразу).

(Wallflip) - Сальто назад с толчком ногой от стены. Как вариант: после 2, 3 или 4 шагов по стене.

(Wallflip screw) - волфлип с вращением вокруг продольной оси, на 180° или 360°.

(Arabian wallflip) - Арабское сальто, после одного, двух или трех шагов вверх по стене.

(Trinity flip) - Бедуинское сальто от стены.

(Wallscrew) - Передний винт после отталкивания двумя ногами от стены.

(Wallflip front) - Сальто вперёд после толчка от стены или после двух шагов вверх по стене.

(Tic-tac frontflip) - После толчка ногой от стены сбоку (tic-tac) выполняется переднее сальто. Делается с разбегу.

(Frontflip Handpop) - При беге в направлении стены под углом выполняется обычное сальто вперёд, с толчком рукой от стены, что изменяет траекторию и придает дополнительную высоту.

(Wallpalm) - Трюк, при котором трейсер подбегает к стене, выпрыгивает, ставит две руки на стену, вращается через них в плоскости, параллельной стене. Как правило одна рука задает крутку, вторая опорная (хотя опоры там немного).

(Wallpalm pop) - Сальто вбок после одного или двух шагов по стене, в плоскости, параллельной стене.

(Wallpalm reverse) - С разбегу ставится рука на стену, выбрасываются прямые ноги вбок с вращением через руку (в плоскости, параллельной стене), затем происходит докрутка второй рукой. Редкий трюк.

(Ozi flip) - Сальто вперёд с захватом за столб или дерево