Где делится европа и азия на карте. Граница между Азией и Европой: где проходит, интересные факты

получившая грант Русского географического общества, исследовала границу между двумя континентами и дала ее точное научное описание от Карского до Каспийского морей. Возможно, благодаря этому будет поставлена точка в почти трехсотлетнем «пограничном» споре .

Пограничные сложности

Граница между Европой и Азией проходит по Уралу. Это известно каждому со школьной скамьи написано во всех учебниках, а на важных железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых указано «Европа», а на другой - «Азия». Но, при детальном рассмотрении, оказывается, что все не так просто.

Даже если оставить в стороне историю вопроса, насчитывающую не одну сотню лет, и просто посмотреть современные географические издания, окажется что в описании границы есть изрядные расхождения. Больше всего разночтений касается места ее прохождения в районе Кавказа. Из-за этого возникает немало споров. Какова точная площадь Европы и Азии ? Как правильно произвести статистические подсчеты? От каких точек отталкиваться в промышленном освоении приграничных регионов? Какую гору считать высочайшей европейской вершиной – Монблан или Эльбрус? В некоторых энциклопедиях так и написано: «… в зависимости от границ континентов список высочайших вершин может слегка меняться», а на многочисленных туристических сайтах постоянно разворачиваются вот такие дискуссии: «…Проблемы у Вас с географией!!! Граница проходит по Кума-Манычской впадине, поэтому Кавказ полностью относится к Азии! Поэтому Эльбрус никак не может быть высочайшей вершиной Европы! Это высочайшая вершина России!»

Справка

Впервые в отечественной истории Урал, как сплошной горный пояс, простирающийся от Северного ледовитого океана до Прикаспия, описал В.Н. Татищев. Он же предложил считать Урал границей между частями света. До него границу проводили по Танаису-Дону (Геродот), Волге и Каме (арабские источники) и даже Оби (Делиль).

В отношении южной части границы существуют две основные точки зрения. Часть ученых считают ею широтный отрезок реки Урал в районе города Орска, но большинство географов называют оконечностью Урала южную окраину Мугоджар.

Нет единого мнения и по западной границе Урала, а споры о самой северной точке гор длятся более 260 лет. Одна группа исследователей считает северной оконечностью это части горной страны район Константинова Камня на Заполярном Урале. Другие относят к Уралу даже побережье Карского моря в районе пролива Югорского Шара. В последнем случае самой северной точкой Урала называют мыс Тонкий.

Уточненная граница Европы и Азии

Исходя из того, что границу между Европой и Азией следует уточнить не только на материке, но и в зонах шельфа, окраинных и внутренних морей, исследователи предлагают все Карское море отнести к Азии, а границу между Европой и Азией провести по восточным берегам Новой земли и острова Вайгач. Наиболее проблемным является о северной точке границы между Европой и Азией на побережье Карского моря. На основе сопоставления возможных вариантов замыкания межконтинентальной границы экспедиция пришла к выводу, что основными ориентирами в пределах Югорской области Урала нужно считать Карскую губу, каньон нижнего течения реки Кары с переходом в долину Нярмаяхи и гору Константинов Камень как орографическое выражение северного окончания Уральских гор.

С южной границей все сложнее. Южный Урал отличается от всех других горных областей более сложным геологическим строением, дугообразной формой тектонических структур и целым веером хребтов, разобщенной сетью продольных речных доли, имеющих южное и юго-западное направление. В таких условиях сложно выбрать, какой из хребтов является основным. В свое В.Н. Татищев избрал в качестве границы реку Урал с самого его истока. Экспедиция не согласилась с этими выводами, так как в верховьях река еще не представляет собой заметного рубежа. Кроме того, долина верхнего течения Урала существенно смещена к востоку, по отношению к структурно-тектонической оси Урала, между тем как ряд его хребтов все еще продолжает играть роль главного водораздела горной системы.

В связи с этим, предлагается провести границу между Европой и Азией ориентируясь на меридиональные орографические структуры имеющие выход на южную оконечность всей горной системы – Мугоджарам и кряжу Шошкаколь.Основными ориентирами для этой части границы являются пересечение долины реки Уфы у ее слияния с Кизилом, далее по водоразделу (хребет Кальян) с выходом на гору Сава (748м), хребет Юрма (1002 м), хребет Таганай (гора Круглица, 1177м), северные оконечности хребта Малый Таганай с выходом на осевую часть хребта Уралтау до хребта Нажимтау, служащего водоразделом Урала и Волги.

Здесь кончается Европа

Конечной точкой границы Восточно-Европейской равнины и всей Европы на юге, является низменная морская равнина, располагающаяся у Северного подножья хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.

Путешествие от столба к столбу (Билимбай — родина ракетного самолета, святые источники в Тарасково, Дедова гора и озеро Таватуй).

Несмотря на то, что внешних государственных границ через Екатеринбург не проходит, мы все по нескольку раз в день имеем возможность сновать из одной части света в другую. Вероятно, это «хронически пограничное» состояние особым образом влияет на уральский менталитет. Граница Европы-Азии – это наш Гринвич (который точка отсчета), это наш экватор (отсекающий неудачную половину) и вечный источник движения. Ведь постоянно хочется узнать: а что там, с другой стороны? Лучшая жизнь – или новое приключение?

Географический энциклопедический словарь приводит несколько вариантов проведения границы: по восточным подножиям или по гребням Урала. Однако эти понятия не являются достаточно строгими. Наиболее корректным с научной точки зрения является подход, сформулированный Татищевым. Он предложил провести границу двух частей света по водоразделу Уральских гор. При этом водораздельная линия имеет сложный характер и может смещаться.

Сейчас на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия . Первый (№1) – новодел (2004 г.) на 17 км Московского тракта, который все знают, мы проехали без остановки. О правильности установки этого знака много споров. Ему приходится принимать максимальное количество официальных делегаций – безусловно, для мероприятий место удобное. Из интересного — в постамент заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).

На подъезде к Первоуральску с московского тракта (справа, не доезжая метров 300 до стелы с названием города) – следующий знак (№2).


Первоначально этот монумент располагался у горы Берёзовой на старом московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места, но был перенесен. Рядом со знаком — родничок и табличка «начало маршрута».


Очень похоже, что эта тропинка ведет через лес к следующему знаку (№3) – самому величественному, установленному у горы Березовой в 2008 г. вместо этой четырехгранной пирамиды. Он примечателен тем, что считается первой (самой ранней) «пограничной» меткой разделения Европы с Азией, установленной на Урале. Мы едем к нему на машине: доезжаем до Первоуральска и по старому московскому тракту примерно 1 км возвращаемся назад.

Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента. Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались сосланные в Сибирь, прощались с Россией и брали с собой горсть родной земли.


Сначала был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия». Затем (в 1846 г.) он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом. После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита — тот, который сейчас перенесен на новый московский тракт, на въезде к Первоуральску. В 2008 г. на этом месте построили новую стелу.

В двух км от этого столба, на северном склоне горы Берёзовой, на железнодорожной станции (остановочном пункте) «Вершина» стоит еще один (№4), самый аутентичный обелиск. Автомобильной дороги к нему почти нет – но в летнее время пешком можно прогуляться. Стоя у этого (и только этого) монумента, можно наблюдать, как по стальной магистрали тяжеловесные поезда с грузом из Сибири преодолевают уральский хребет.



Он возник вместе с чугуноплавильным заводом, построенным графом Георгием Строгановым. В своё время это был единственный завод на Среднем Урале, принадлежавший клану Строгановых.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). Постепенно название трансформировалось в Билимбай. Строгановы начали строительство в 1730 году. А 17 июля 1734 года завод выдал первый чугун.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Чугун и железные доски, изготовленные под молотом, весной сплавлялись по рекам Чусовой и Каме в вотчины Строгановых. В устье Билимбаевки была устроена пристань. По объёму выплавляемого чугуна и рациональному ведению хозяйства завод с первых лет существования работал ровно и стал одним из самых организованных и высокоразвитых на Урале.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка. Во время сплава барок по Чусовой Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда, его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды давали и того меньше.


Википедия называет Билимбай колыбелью советской реактивной авиации . В 1942 году в Билимбае проводились испытания первого советского истребителя-перехватчика БИ-1 . А вот о конкретном месте проведения работ источники приводят противоречивую информацию: то ли это был полуразрушенный цех бывшего чугунолитейного завода, остатки которого на берегу пруда сохранились и по сей день, то ли Свято-Троицкий храм (в советское время — клуб труболитейного завода). Начну с наиболее правдоподобной версии (на основе документальных книг, изданных по воспоминаниям участников событий).

Во время войны в Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро эвакуировали на Урал. КБ Болховитинова, создавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ-1, оказалось в Билимбае.

По данным Википедии, БИ-1 (Березняк - Исаев, или Ближний Истребитель) — первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Разработка была начата в 1941 в КБ завода № 293 в г. Химки. Время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако, при этом, самолёт имел необычайно большую для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей стало ясно будущее назначение самолёта - перехватчик. Концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт - одна быстрая атака - посадка на планировании» выглядела привлекательно.

В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 было проведено 15 полетов. В октябре 41-го принято решение об эвакуации завода на Урал. К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.

До прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. А рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную в 1840-х годах только что созданной в то время сеялкой Шульца.

Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка. Но в наш авто-маршрут эта точка не вписывалась — мы направляемся в сторону Тарасково. И на пути встречаем пятую за сегодня пограничную метку «Европа-Азия» .

Самую хулиганскую из всех встреченных когда-либо (что тут делает одиноко стоящий автомобиль нам неизвестно). Обелиск находится в паре км от деревни Починок (едем до пересечения с ЛЭП), на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Сколько раз мы в этот день нарушили границу – считать не стали. По дороге домой это случилось еще не единожды, но уже вне охранной зоны пограничных столбов☺.

Далее прямо по курсу у нас – село Тарасково . С давних пор оно славится источниками с чудодейственной водой. Желая исцелиться, ежегодно сюда приезжает большое количество паломников не только с Урала, но и со всей России и даже из-за границы.

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково хранит на своей земле множество святынь и чудотворных источников. На сайте http://www.selo-taraskovo.ru/ можно изучить список и ознакомиться с историями чудесных исцелений, рассказанных паломниками.

Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько.

Главный почитаемый — источник Всецарицы, расположен на территории монастыря (к нему всегда выстраивается очередь). Воду разливает один из послушников. Здесь же есть оборудованное помещение, где можно раздеться и вылить на себя пару ведер святой воды.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке — источник в честь Николая Чудотворца (там обливаться нельзя – можно только набирать воду). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет… Купаться можно только за пределами монастыря — в источнике в честь св. преподобной Марии Египетской.

Он находится в примерно в километре езды, от монастыря надо повернуть направо по лесной дороге. Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду.

Пишут, что «вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней».

Здесь просто любовались красотами… и удивлялись, как в столь благолепных местах сохранились столь неухоженные, дикие постройки…

Самозахватом попахивает, но вид…

Впереди – самая живописная часть нашего маршрута. Из Тарсково через Мурзинку, Калиново едем к озеру Таватуй .

Это одно из самых красивых и чистых озер нашего края.

Его по праву часто называют жемчужиной Среднего Урала. Со всех сторон озеро окружено горами.

Солнце светит, море плещет – красота. Ничего, что в 20 км отсюда рыбаки сидят на льду? Вот такой он, Урал, загадочный.

На западном берегу между Калиново и Приозерным находится Невьянский Рыбзавод. В Таватуе удачно разводят различные сорта рыб (сиг, рипус и др.). В советское время на озере велась промысловая добыча рыбы, за день добывали до нескольких десятков центнеров рыбы. Сейчас столько рыбы здесь нет, но на уху наловить можно.

и доезжаем до юго-восточного мыса (скорее это смотровая площадка, обозначенная в навигаторе как «кемпинг»), близ г. Высокая на восточном берегу.

Здесь на озере видно целую группу островов. Чудесные виды.

Подъехав с запада, мы обогнули южную часть озера и доехали до поселка Таватуй на востоке. Это первое русское поселение на озере, основанное переселенцами-старообрядцами (вторая половина XVII века). Возглавил старообрядческую общину Панкратий Клементьевич Федоров (Панкратий Таватуйский).

В селе Таватуй в XIX веке бывал и известный уральский писатель Мамин-Сибиряк. Вот как он описал знакомство с этими местами в очерке «Отрезанный ломоть»: «По верхотурскому тракту нам пришлось ехать сравнительно недолго, и после двух кормежек мы свернули с него влево, чтобы проехать «прямой дорогой» озерами… Эта глухая лесная дорога, существующая только зимой, необыкновенно красива… В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина, как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками, через которые брезжит синеющая даль. И хорошо, и жутко, и хочется ехать по этой лесной пустыне без конца, отдаваясь специально дорожным думам.…»

, 60.181046

гора Дедова: 57.123848 , 60.082684

Обелиск /"Европа-Азия/" Первоуральск: 56.870814 , 60.047514

Граница между Европой и Азией становится важнейшей особенностью уральского региона. Обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу Уральских гор. Однако где именно правильнее проводить эту границу в некоторых местностях до сих пор идут споры. Как и где проходит граница между Европой и Азией на карте мира - на самом деле не очень ясно. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров. Однако вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией, и что по Уралу проходит граница двух частей света: Европы и Азии.

Граница между двумя частями света - понятие весьма условное. Мнение о прохождении границы через Урал сейчас общепринято, потому на территории Уральского федерального округа и соседних регионов имеется обилие пограничных памятных знаков и обелисков на границе Европы и Азии. Точное их количество определить достаточно сложно, поскольку их учета на государственном уровне по-прежнему нет, а некоторые установлены в весьма труднодоступных местах. Но многие из них весьма интересны. Правда, и не все из них соответствуют реальной границе.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света - Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы. Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, к сожалению, часть знаков уничтожена, часть знаков это просто таблички или столбики, но сооружены и обелиски, расположенные на стыке Азии и Европы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Обелиски «Европа-Азия» – популярные места для фотосессий, здесь делается множество снимков. Кроме туристов, частыми посетителями обелисков являются молодожены. Здесь новобрачные привязывают ленточки рядом с обелиском и, конечно же, фотографируются на память.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в этой труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем. Считается, что на этом месте граница между Европой и Азией выходит на берег Северного Ледовитого океана.

Самый восточный. Самая восточная пограничная черта Европы отмечена обелиском «Европа-Азия». Находится он вблизи от деревни Курганово (примерно в 2 километрах), на Полевском шоссе. По совместительству, этот монумент увековечивает 250-летие со дня научного определения места прохождения границы двух частей света, сделанного Н.В. Татищевым. Правильность местоопределения подтверждает тот факт, что установлен обелиск совместно с членами Географического общества, в 1986 году.

Самые южные. Сразу два популярных обелиска «Европа-Азия» можно найти в Южном Урале, в Челябинской области, между Миассом и Златоустом. Первый - монумент у железнодорожной станции Уржумка. Выполнен из каменного, гранитного основания, представляющего собой квадрат. В верхней части обелиска имеется выступающий метровый «рукав», на котором указаны стороны света. «Европа» со стороны города Златоуста и «Азия» - со стороны Миасса и Челябинска. Вершину монумента венчает высокий шпиль. Посвящен обелиск окончанию строительства южноуральского участка Транссибирской магистрали в 1892 году.
Второй каменный монумент находится прямо на трассе М5 «Урал», между Миассом и Златоустом, где дорога пресекает горный хребет Урал-Тау.

И все же наиболее известные и популярные памятники на границе Европы и Азии находятся на Московском тракте у Екатеринбурга и близ Первоуральска. Единственный обелиск, который установлен прямо в черте города, это металлическая стела, своей формой напоминающая ракету или Эйфелеву башню, расположенная в Екатеринбурге, на 17 километре Новомосковского тракта. Установлен монумент в 2004 году, но в ближайшее время планирует быть подвергнутым грандиозной переделке.

Самый красивый обелиск «Европа-Азия», который находится на трассе Пермь-Качканар, недалеко от границы со Свердловской областью. Найти его достаточно просто, и 16-метровый белый столб не даст ошибиться. Установлен памятник в 2003 году. Помимо столба, украшенного изваяниями крылатых львов и двуглавым орлом, имеется смотровая площадка и черта на асфальте, обозначающая непосредственную границу.

Самый популярный он же самый первый памятник на границе Европы и Азии стал памятник на горе Березовой. Он находится недалеко от города Первоуральска на бывшем Сибирском тракте. Первый пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года - перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича - будущего наследника престола.
На той же горе Берёзовой чуть далее, ближе к Первоуральску, в 2008 году был открыт новый обелиск Европа-Азия. Высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел. Создан с целью привлечения туристов, ставшая традиционным местом посещения свадебных кортежей.

Остальные расположены в разных частях Свердловской области и за ее пределами: в Пермском крае, Челябинской области, Оренбурге, Башкирии, Магнитогорске и в ряде других населенных пунктов.

Подробная карта Европы на русском языке онлайн. Спутниковая карта Европы с городами и курортами, дорогами, улицами и домами. Европа на карте мира – континент, который вместе с Азией входит в состав материка Евразия. Граница между Азией и Европой – Уральские горы, от Африки Европу отделяет Гибралтарский пролив. На территории Европы находится 44 страны, общее население – более 690 млн. человек.

Спутниковая карта Европы. Карта Европы со спутника:

Карта Европы на английском языке. Europe Map:

Европа - Википедия

Население Европы: 741 447 158 чел. (2016 г.)
Площадь Европы: 10 180 000 кв. км.

Достопримечательности Европы:

Что посмотреть в Европе: Парфенон (Афины, Греция), Колизей (Рим, Италия), Эйфелева башня (Париж, Франция), Эдинбургский замок (Эдинбург, Шотландия), Храм Святого Семейства (Барселона, Испания), Стоунхендж (Англия), Собор Святого Петра (Ватикан), Букингемский дворец (Лондон, Англия), Московский Кремль (Москва, Россия), Пизанская башня (Пиза, Италия), Лувр (Париж, Франция), Биг Бен (Лондон, Англия), Голубая Мечеть Султанахмет (Стамбул, Турция), Здание Парламента Венгрии (Будапешт, Венгрия), Замок Нойшванштайн (Бавария, Германия), Старый город Дубровника (Дубровник, Хорватия), Атомиум (Брюссель, Бельгия), Карлов мост (Прага, Чехия), Храм Василия Блаженного (Москва, Россия), Тауэрский мост (Лондон, Англия).

Климат Европы в большинстве своем умеренный. На европейский климат особенно влияют воды Средиземного моря и течение Гольфстрим. В большинстве стран Европы чувствуется четкое разделение на четыре сезона. Зимой на большей части территории континента выпадает снег и температура держится ниже 0 С, а летом – погода жаркая и сухая.

Рельеф Европы – это в основном горы и равнины, причем равнин значительно больше. Горы занимают только 17% всей европейской территории. Самые крупные европейские равнины – Среднеевропейская, Восточно-Европейская, Среднедунайская и другие. Крупнейшие горы – Пиренеи, Альпы, Карпаты и т.д.

Береговая линия Европы очень изрезана, поэтому некоторые страны являются островными государствами. Через территорию Европы протекают крупнейшие реки: Волга, Дунай, Рейн, Эльба, Днепр и другие.

Европа отличается особенным бережным отношением к своему культурному и историческому наследию и природным богатствам. На территории Европы множество национальных парков, и почти в каждом европейском городе сохранились уникальные исторические памятники и архитектура прошлых столетий.

Европа – это также самый посещаемый континент в мире. Многочисленные курорты южных стран (Испания, Италия, Франция) и богатое разнообразное исторические наследие, которое представлено многообразием памятников и достопримечательностей привлекает туристов из Азии, Океании и Америки.

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Выбор направлений обширен – для туриста открыт целый мир. Можно отправиться в удивительную Азию, где достаточно экзотики, можно – посетить гостеприимную Европу, где трепетно относятся к , а уровень сервиса на порядок выше. Куда же стоит поехать?

  • Зарубежная Азия – выбор тех, кто хочет насладиться красотами природы, чистыми пляжами, видами на горы, увидеть экзотических животных, в Европе такого разнообразия нет;
  • Туристы, которым нравится осматривать старинные достопримечательности, бродить по узким улочкам с многовековой историей, любоваться удивительными архитектурными памятниками, по душе Европа, хотя и на Востоке можно увидеть много необычных объектов;
  • При ограниченном бюджете предпочтительней отправиться в Азию – цены тут на порядок ниже, еда дешевле, как и услуги, потому что местное население вынуждено зарабатывать хотя бы таким способом. Недешево обойдется только перелет;
  • Ценителям безопасности и ненавязчивого обслуживания, тем, кто хочет спокойно гулять по улицам, не привлекая внимания назойливых торговцев, рекомендована Европа;
  • Путешественникам, отправляющимся отдыхать на пляжах, загорать и купаться в море, больше понравится в Азии, здесь же предлагают и наиболее разнообразные SPA-услуги;
  • Кулинарных гурманов впечатлят оба направления, если в Европе подают привычные блюда, то покорит обилием новых вкусом, а местные фрукты – отдельный повод, чтобы поехать сюда;
  • За развлечениями можно ехать и на Восток, и на Запад, хотя отдых с отрывом, зажигательными танцами и фестивалями предлагают именно в Азии.

Однозначно сказать, где отдых пройдет лучше – в Европе или Азии, невозможно. Все зависит от целей поездки, от собственных ожиданий от отдыха, от бюджета и сезона. Так, чтобы насладиться теплыми деньками среди холодной зимы, отправляйтесь или Вьетнам, если же ненастная погода – не проблема, осмотр парижских достопримечательностей на Рождество станет настоящим подарком.

Россия – Европа или Азия?

Россиян, задумывающихся, также волнует, куда входит наша страна? Казалось бы, все просто: западная часть России до Урала – это Европа, Сибирь и Восток – Азия. Но такое деление условно, ведь менталитет всех жителей России, их культурное наследие и мировоззрение идентичны европейским взглядам. Впрочем, и с Азией тоже есть сходства. Например:

  • религиозная концепция, направленная на спасение души человека, свыше 50% населения в России и Азии – верующие, в Европе – только 25%;
  • Россия – страна многонациональная, в Азии также живут люди разных народностей, хотя междоусобные войны – явление нередкое;
  • большие территории с нетронутой природой, что объясняется площадью континента;
  • схожесть быта – так, и в Азии, и в России популярностью пользуются ковры на стенах, которые в Европе никогда не имели спроса, сегодня и у россиян эта тенденция уходит в прошлое;
  • невысокий уровень использования производственных мощностей – азиатские и российские товары не отличаются высоким качеством, по крайней мере, такое убеждение прививалось населению годами.

Схожи дороги в России и Азии, не отличающиеся высоким качеством. Но, несмотря на сходства, Россия все же является европейской страной, хотя отрицать ее самобытность и уникальный путь развития трудно.

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.