Сложноподчиненные предложения из нескольких частей. Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными

Цели:

  • Обучающие : углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
  • Развивающие : совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
  • Воспитывающие : продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.

Установка урока: организация учебного процесса с целью обеспечения достижения всеми учащимися базового уровня по теме, создание условий для усвоения материала на более высоком уровне для определенной группы учащихся.

Оформление к уроку: плакат "Изучаем сложноподчиненное предложение" (определены задачи, практические навыки при изучении темы); дидактический материал - карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

1. Организация учащихся на урок. Цели и задачи урока; оформление записей в рабочей тетради.

Слово учителя:

Мы продолжаем изучать тему "Сложноподчиненное предложение". Задачи урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Практически по этой большой теме мы работали на предыдущих уроках, дома вы отработали теоретический материал по теме (209, Учебник В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова "Русский язык. Теория. 5-9класс" - Просвещение, М. 2005)

Итак, сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, характер подчинения, виды подчинения; отрабатываем практические навыки и умения слышать, видеть и графически воспроизводить структуру предложения; попутно повторим материал по анализу, синтаксической характеристике сложного предложения.

2. Реализация домашнего задания. Уплотненный опрос:

а) 4 ученика работают с карточками индивидуального задания у доски(карточки № 1, 2, 3, 4 - <Приложение 1 >)

б) Класс работает в парах. Задание: опрос - проговаривание изученного теоретического материала по теме урока (Параграф 209 учебного пособия), чертят, объясняют графические схемы сложноподчиненного предложения с разными типами подчинения.

Контроль осуществляется учащимися, оценки дети выставляют друг другу, затем передают листочки с оценками учителю. Учитель контролирует опрос, затем обращает внимание учащихся класса на доску - схемы предложений карточки № 2.

Проверим себя, умеем ли мы на слух определить вид подчинения, структуру предложения, вид придаточного; примеры карточек № 1, 3, 4.

Выводы по проверке домашнего задания и повторению готовят учащихся к следующему виду работы.

3. Графический диктант.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

4. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

Комбинированное подчинение с однородным и последовательным подчинением.

Контроль этого вида работы: на оборотной стороне доски заранее начерчены схемы продиктованных предложений. Дети меняются тетрадями, проверяя друг у друга схемы предложений, сверяя их со схемами, написанными на доске, выставляют друг другу отметки за графический диктант. Затем учитель просит прокомментировать составленные схемы, обращая внимание на четвертую схему с комбинированным типом подчинения и отсутствием запятой перед союзом И при однородном подчинении.

Подводится итог работы:

Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с текстом. Работаем в двух группах. На столах учащихся заранее разложены карточки с текстом и заданием к нему (Вариант "А" и "Б").

4. Работа с текстом (Вариант "А" и "Б" - <Приложение 2 >).

  • Задания № 1, 2, 3 выполняются устно.
  • Задание № 4 - письменно.

Контроль: по окончании выполнения работы, заслушиваем ответы учащихся группы "А", затем группы "Б"

Выводы по работе, связанной с анализом текстов (комплексный анализ текста). Особо подчеркиваем выводы по материалу, изучаемому на уроке - сложноподчиненное предложение с несколькими видами придаточных.

5. Следующий вид работы связан с умением пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, умением их конструировать; при этом отрабатывается навык в умении ставить знаки препинания, выделять смысловые части предложений, выразительно их читать.

Итак, развитие речи. Работаем в группах № 1, 2, 3. Находим карточки-задания "Развитие речи" <Приложение 3 >. По окончании работы с карточкой заслушиваем ответы учащихся из групп. Учитель обязательно обращает внимание детей на смысловую сторону текста в любом виде работы по теме.

Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее. Обратим внимание на то, что сложноподчиненные предложения используются в рассуждении в текстах публицистического характера.

6. Самостоятельная работа с текстом в двух вариантах (карточки-задания для самостоятельной работы и домашнего задания - варианты "А" и "Б" - <Приложение 4 >)

Предлагается, выполняя самостоятельную работу по тексту, понаблюдать за использованием сложных предложений в художественном стиле речи.

Учащиеся, не закончившие работу на уроке, берут ее в качестве домашнего задания, сдают на следующий урок.

7. Итоги урока. Учащиеся подводят итоги урока, говорят, что нового узнали они на уроке, чему научились.

Учитель обобщает выводы, комментирует оценки, выставленные за урок (оценки получили все учащиеся за теоретический материал и практическую работу, за самостоятельную работу - после проверки ее на следующем уроке)

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

[Тот , (кто жизнью живёт настоящей ), (кто к поэзии с детства привык ), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык ]. (Н. Заболоцкий.)

[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места ], (где она родилась ) и (где так памятны были месяцы детства ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода ) и (в ней не будет ни одной рыбки ), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем ], (если вдруг взметнётся птица ) или (лось протрубит вдалеке ). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы ), [то убедимся ], (что они полны подлинной поэзии ). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской ), дверь ведет в пространство ], (где обедают и пьют чай ) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора ), [он (Чичиков ) оглянулся назад и увидел ], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать ), (куда гость поедет ). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

Запятая не ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской... (Л. Т.).

Союзы ли... или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или .

Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так , то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится .

Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

Тире в сложноподчиненном предложении

Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире , если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

Например: Куда уехала Нелидова – Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть – скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой – Нежданов так и не узнал... (Т.).

Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

Например: Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

Например: Что она натура честная – это мне ясно. (Т.)

Что он в ней нашел – это его дело.

Где он сейчас, чем занимается – вот вопросы, на которые я не мог ответить.

Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил ).

Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места – чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

Например: Только раз она оживилась – когда Мика рассказала ей , что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

Например: А что такое влияние – ты знаешь?; А вы уверены – нужно ли это?

Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

Например: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, – все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (Кр.)

Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой , не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, – муж мой , которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

И мысль , что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, – эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

Например: Самое лучшее, что он мог сделать, – вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, – это старый тенистый парк.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна ), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему …), (почему …).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо , отвечает на вопрос какое на котором ); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь , отвечают на вопрос что ?, присоединяются союзным словом почему)).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то , (что разъединяет его с людьми ), а то ), (что соединяет его с ними ) (Л. Толстой).

[…глаг.], (что …., (что …), а то ), (что …).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает , отвечает на вопрос что ?, присоединяется союзом что ), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то , отвечает на вопрос какое (то) ?, присоединяется союзным словом что ).

Основные виды СПП с несколькими придаточными
9 класс
Цели урока:
1) определение значений, способов и последовательности
присоединения нескольких
придаточных предложений к главному;
2) развитие навыков составления схем СПП с несколькими
придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в
указанных видах предложений;
3) развитие творческих способностей учащихся, ораторского
мастерства.
Наглядность урока: интерактивная доска, презентация
Ход урока.
І. Оргмомент (слайд 2)
Добрый день, ребята, садитесь, пожалуйста. Запишите в
тетрадях число, классная работа. Сегодня 14 февраля. Во многих
странах мира в этот день отмечается День святого Валентина или
День всех влюбленных. И на Руси был свой праздник влюбленных,
вот только отмечался он не зимой, а в начале лета. Он был связан с
легендарной историей любви Петра и Февронии. В какое бы время
года его не отмечали, хорошо, что есть такой прекрасный праздник
Любви. Ведь, говорят, что любовь ­это счастье.
ФИЛЬМ (СЛАЙД 3)
­Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами на уроке будем
говорить?
1

(Сегодня мы поговорим о счастье)
­­Вы бы смогли узнать в толпе счастливого человека? А как?
(По улыбке). Правильно. Поэтому эпиграфом к нашему уроку и
будут слова голландского философа Бенедикта Спинозы: «Если вы
хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое
хорошее настроение».
Давайте и мы с вами друг другу улыбнёмся и подарим
прекрасное настроение.
ІІ. Проверка усвоенного материала.
1. Беседа:
­ Что такое счастье? (слайд 5)
­Ребята, найдите в словарях ответ на данный вопрос. Я
предлагаю вам толкование данного слова из Википедии.
аа
Сч стье - душевное состояние человека, при котором он
испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего
бытия, полноту и осмысленность жизни, а также осуществление
своего назначения. (Википедия)


докажите (СПП с придаточным определительным.)
А вот афоризм. Счастье – это бабочка, которую никак не
поймаешь. Но когда перестаешь за ней гоняться, она вдруг
сама садится тебе на плечо.
Задание: с позиции изучения СПП определите, какое это
предложение, назовите вид придаточного, обоснованно
докажите
1. (СПП с придаточным определительным.)
2. СПП с придаточного времени)
2

2. Составление кластера «Что же такое счастье?» (на
листах) (слайд 7)
o Что для вас значит понятие счастье?

СЧАСТЬЕ
3. Творческая работа (Слайд 8).
Микроцель: составить СПП с разными видами придаточных на
тему: «Счастье». Указать вид придаточного.
­А какое вам нужно составить СПП, вы узнаете, если
возьмёте в руки валентинки.
Что такое счастье?
Определительное Человека, который..., можно назвать
1
счастливым.
2 Изъяснительное Мое счастье в том, чтобы...
3 Условия
Причины
Если вы..., то тогда, вы ­ счастливы.
Для меня это было настоящим счастьем,
4
5 Времени
потому что...
Человек счастлив, когда он...
3

6 Цели
7 Места
Для того чтобы быть счастливым всегда, ...
Человек может быть счастлив только там, где...
2. Проверка выполненной творческой работы: обучающиеся
читают свои предложения, называя виды придаточных (слайд9).
ІІІ. Погружение в тему урока.
3. Работа с эпиграфом (слайд 10).
­Вернёмся к нашему эпиграфу.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей
сначала свое хорошее настроение.
Б. Спиноза
4.Синтаксическая пятиминутка.
­Спишите это предложение
Микроцель:
1) подчеркните
(эпиграф);
грамматическую основу предложения
2) расставьте знаки препинания;

3) выделите схематически главное и придаточное
предложения.
3) определите количество придаточных;
4) указажите виды придаточных предложени;
­В чём различие от предыдущих предложений, структуру которых
мы изучали ранее?(не одно придаточное, а несколько).
4

­Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
(СПП с
несколькими придаточными.)
Запишите тему урока.
Какую цель для себя вы поставите на этом уроке?
­Выяснить
особенности сложноподчинённых предложений с
несколькими придаточными.
А задачи?

1) узнать о типах СПП с несколькими придаточными;

2) научиться определять значения СПП с несколькими

3) строить такие предложения; составлять схемы СПП
4) развитие навыков пунктуационной зоркости в
5) развитие творческих способностей учащихся
предложениями;
предложениями;
с несколькими придаточными;
с несколькими придаточными;
указанных видах предложений;
указанных видах предложений;
А для чего нам необходимо изучать данные виды предложений?
(зад. 13 на ОГЭ)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем работу над СПП с
несколькими придаточными.
5. Актуализация темы, работа с учебником (чтение
теоретической части) (слайд 11 – 17).
­В с.п. предложении с несколькими придаточными возможны разные
виды подчинительной связи. А какие? Это вы узнаете, выполнив
небольшое исследование. Когда вы заходили на урок, вам
предложено было выбрать карточку по цвету. Итак, пересядьте,
согласно цвету карточек.
Ваша задача. Выберите куратора группы.
5

6. Рефлексия.
V. Подведение итогов.
Давайте вспомним, какие виды предложений мы исследовали?
Рефлексия Микроцель: закончить предложения (на рефлективных
листах.).
Подумайте, что сегодня у вас получилось, а над чем ещё нужно
поработать, запишите свои выводы на рефлективных листах.
Оцените свою работу на уроке
Сегодня я
узнал об
СПП…
Об СПП с
несколькими
придаточными
в дальнейшем
хочу узнать…
Интересной
была мысль
Было
легко….
Было
трудно…
о…
Сочинение 15.3 «Что такое
VI. Домашнее задание: Сочинение 15.3 «Что такое
счастье? » (по тексту варианта 2 сайт
Захарьиной), дополнительно зад.13 сайт
«Незнайка».
«Незнайка».
Резерв. Выход на
тему
следующег
о урока
Сопоставим 2 предложения.
[Бывает], (что, (если не повезло
с утра), не везёт весь день).
[ …. ], (что, (если …), …).
[Бывает], (что (если не повезло
с утра), то не везёт весь день).
[ …. ], (что (если …), то …).
­ Почему на стыке союзов в
первом предложении стоит
запятая, а во втором нет?
Фронтальна
я работа
7

Тема следующего урока
«Пунктуация в СПП с
несколькими придаточными».

В СПП с несколькими придаточными возможны 2 типа отношений между объединенными частями: 1. Все придаточные относятся к главной части предложения: к отдельному слову или всей главной части в целом. В зависимости от значения придаточных и их отношения к главной части они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.

Однородными являются одноименные, относящиеся к одному и тому же слову главной части предложения или к главной в целом. Между собой они связаны сочинительными и подчинительными союзами. Однородные придаточные имеют разные союзы и разные союзные слова. Неоднородными являются придаточные разноименные, т. е. разные по семантике, но одинаковые по значению. Придаточные части образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные – придаточными первой степени, придаточными второй степени. Каждая из придаточных при последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к следующей придаточной. Придаточные части в СПП с последовательным подчинением могу располагаться так, что образуют стечение союзов: придаточная вторая помещается после союза первой придаточной: Я спал долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь. СПП могут одновременно иметь как последовательное подчинение, так и соподчинение: Она не понимала, когда встала и что подсказало ей, что надо и можно встать.

I. Последовательное подчинение придаточных

Подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному, а остальные – последовательно друг другу.

Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы (почему?), так как боялись отца (какого?), который, со своей стороны, был тоже несколько смущён (несмотря на что?), хотя старался этого не показать.

II. Параллельное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения.

Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал (когда?) к себе первого мужика (какого?), который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

III. Однородное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.

IV. Неоднородное подчинение придаточных

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы.

Я должен был нанять быков (зачем?), чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, (почему?) потому что была уже осень и гололедица.

V. Комбинированное подчинение придаточных

Подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно.

В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...

2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

.1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ