Известная всему миру галерея в. Союзы, союзные слова, соединяющие предложения

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9-м классе национальной школы предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно - практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о русском языке и формирует языковые и речевые умения. Вместе с тем и общепредметные задачи.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Начинается программа с повторения изученного ранее материала, в конце учебного года также отводится время для повторения. Выделены часы для уроков развития речи, для проведения контрольных работ. В курсе русского языка в 9-ом классе основной темой является «Синтаксис и пунктуация», изучаются виды сложных предложений. Цели обучения русскому языку: -научить школьников практически владеть государственным языком РФ;

Пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов;

Дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений);

Научить строить функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме с учетом стилистических норм, речевого этикета, языковой коммуникации);

Выработать орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки;

Привить навыки различных типов чтения; -пробудить интерес к изучению русского языка, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Тематическое планирование уроков русского языка

в 9 «б» классе

Тема и основное содержание урока

Повторение изученного (4 ч)

Словосочетание и предложение.

Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение.

Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения.

Контрольный диктант

Текст (7ч+2р\р)

Стили речи (повторение)

Публицистический стиль.

Жанры публицистического стиля

Официально - деловой стиль

Стиль художественной литературы

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.

Составление связных текстов об одном

и том же явлении в разных стилях

Лексика и фразеология (3 ч)

Фразеологические обороты(повторение).Фразеологические обороты в коми языке.

Крылатые слова. Крылатые слова в коми языке

Терминология (термины общераспространенные и узкоспециальные)

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение (29ч+7р/р)

Общие сведения о сложном предложении.

Понятие о сложносочиненном предложении

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Анализ контрольного диктанта



Подготовка к изложению публицистического стиля на

морально - этическую тему. Текст 25, сб.экзаменационных изложений.

Д.Гранин«О милосердии»

Написание изложения

Понятие о сложноподчиненном предложении

Подчинительные союзы и союзные слова в придаточной части. Указательные слова в главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

Устное изложение текста с сохранением стилевых особенностей текста(упр.99) или см.м.п. по рус.яз.зад 1У стр 69

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью степени и образа действия

Сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной частью

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

Подготовка к изложению текста публицистического стиля (упр.82)

Написание изложения по тексту публицистического стиля.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступительной

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении:



Подготовка к изложению с элементами рассуждения (упр.232)

Написание изложения с элементами рассуждения

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложное синтаксическое целое (2ч)

Понятие о ССЦ (упр.38)

Построение ССЦ: зачин, главная часть, концовка. Связь предложений в ССЦ. Абзац и ССЦ.

Прямая речь (5ч+3р/р)

Прямая речь, знаки препинания при прямой речи.

Понятие о косвенной речи

Изложение с элементами сочинения, подготовка

Написание изложения с элементами сочинения

Составление юмористического диалога по данному образцу (упр.272)

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Анализ контрольного диктанта

Повторение (Зч+2р/р)

Комплексный анализ текста

Подготовка к изложению с элементами сочинения (упр.345 учебник)

Написание изложения с элементами сочинения (упр.345)

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста


Название раздела

Повторение изученного

Лексика и фразеология

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение

Прямая речь

Повторение изученного

Требования к знаниям, умениям, и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-го класса национальной школы.

    Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определение основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

    составлять сложны предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

    определять стиль и тип текста;

    соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи.

Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.. Подготовить доклад на историко - литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет.

Литература

    Сабаткоев Р.Б. Русский язык: учебник для 9 классов национальной школы-СПб: отделение издательства «Просвещение», 1999 год;

    Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений(С.Г.Бархударов и др.)-М: «Просвещение», 2007

    Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М.Разумовской. М: Дрофа, 2002г

    руеский язык для 9 классов. Поурочные планы по учебнику С.Г.Бархударова и др. Автор составитель Л.А.Тропкина. Волгоград, «Учитель», 2007

Контрольный диктант №5. 9 класс. Журчеёк.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдёте заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днём, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом- ручеёк затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетел и когда вернётся снова. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому у него такое красивое имя-Журчеёк.

Сказочная песня природы в неповторимом исполнении прибежавшего в Конопляночку ручейка вам запомнится на всю жизнь, как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. (173 слова).

Задание.

1. Выделите грамматические основы в предложении:

1-ый вариант в предложении Проносится ветер...

2-ойвариант в первом предложении.

2.Обозначьте морфемы в словах:

1-ый вариант: осчастливит, услышите,неповторимом;

2-ой вариант: проносится,затихает, прибежавшего.

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только- только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы,берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале- точь-в -точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов).

Задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

1-ыйвариант: 1-ый абзац, 3-е предложение.

2-ой вариант: последнее предложение текста.

Контрольный диктант № 8 . 9-ый класс.

Река шла причудливыми изгибами.Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли разномастными цветами.

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нём была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмно- зелёной хвои очень далеко.

По К.Паустовскому. (130 слов).

Задание.

1.Обозначьте грамматическую основу предложений.

2. Найдите сложносочинённые предложения, выделите в них союзы.

3. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения в сложносочинённых предложениях.

4. Объясните правописание слов: причудливыми, беспрерывно, песчаные, разномастными, зарослями, поваленные, корабельные, кое-где, изредка, совершенная, придавала, тёмно-зелёной.

5. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор:перевеянные, поблизости.

6. Сделайте морфологический анализ слов:литые, окружено.

Найдите изобразительно-выразительные средства.

Контрольный диктант № 8 . 9-ый класс.

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова,

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,-говорил он.- Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово).

Задание.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

1-ый вариант. 3-ий абзац, последнее предложение.

2-ой вариант.4-ый абзац, последнее предложение.

Контрольный диктант №4. 9-ый класс. Летний день.

Хороши такие летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева- оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите- лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас-всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно- голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто- жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу- и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине. (153 слова).

Задание.

1 .Произведите синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения, укажите смысловые отношения между простыми предложениями; составьте схему: 2-го предложения (1 вариант); предложения Вы проходите мимо дерева... (2-ой вариант).

    Разберите по составу слова:

1-ый вариант: (в) вышине, редеющий,расстилаются;

2-ой вариант: клочок,задымившийся, восторжествует.

    Найдите слова с орфограммой:

1-ый вариант: «Не с прилагательными, наречиями, глаголами», объясните правописаниес не в каждом конкретном случае;

2-ой вариант: «Буквы з ис на конце приставок», объясните выбор букв.

    Произведите морфологический разбор глаголов:

1-ый вариант: чернеется;

2-ой вариант: подходите.

Контрольный диктант.

I вариант

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

(По В. Пескову.)

II вариант

«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» 1 и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

(По Б. Рыбакову.)

Контрольный диктант.

Андрей Рублев

В продолжении долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи.

Даниил, по-видимому, был живописцем первой величины. Однако самая большая заслуга его в том, что он не только увидел одаренность Рублева, но и воспитал в нем самостоятельную творческую мысль и манеру, не подавлял своим авторитетом, понимая, что каждый должен идти своим путем. Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, поразительное уважение к личности, неиссякаемую любовь к жизни. Ведь мастеру не просто примириться с тем, что собственный ученик заводит с тобой споры, и не только не делать попытки оборвать его, а всячески поощрять к продолжению этого спора.



Рублеву повезло, что возле него с самых первых шагов оказался такой душевный и опытный старший товарищ. Андрей оценил это и бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь.

От этого далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство. (167 слов.)

(По В. Прибыткову.)

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привозили в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которого является этот нежный цветок.

Контрольный диктант.

Основатель Третьяковской галереи

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он.– - Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово.)

(По В. Порудоминскому.)

Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.

По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по – видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.

Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.

С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звездное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года. (154 слова.)

(«Народный месяцеслов»)

Итоговый контрольный диктант.

Старый музыкант

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.)

(По А. Платонову.)

Утро в тайге

Тайга дышала, просыпалась, росла.

Сердце мое трепыхнулось и замерло от радости: на каждом листке, на каждой хвоинке, травке, в венцах соцветий и на живых стволах деревьев – повсюду мерцали, светясь и играя, капли росы.

И каждая роняла крошечную блестку света, но, слившись вместе, эти блестки заливали сиянием торжествующей жизни все вокруг.

Еще ни единый луч солнца не прошил острой иглой овчину тайги, но по небу во всю ширь расплылась размоина, и белесая глубь небес все таяла, таяла, обнажая блеклую, прозрачно – льдистую голубизну, в которой все ощутимей глазу виднелась несмелая, силы пока не набравшая теплота.

Живым духом пополнились леса, кусты, травы, листья. Снова защелкали о стволы деревьев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряге и беззаботно удрал куда-то; костер наш, едва тлевший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собой занялся огнем.

Солнце во всем сиянии поднялось над лесом, пробив его из края в край пучками ломких спиц, раскрошившихся в быстро текущих водах речонки. (160 слов.)

Методике русского языка известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике (изложения, сочинение и т.д.) Наряду с сочинением и изложением в методике русского язык разрабатываются отдельные виды диктантов, играющих важную роль в развитии речи учащихся. Особое место среди них занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию.

С.П.Редозубов, Н.С. Поздняков относили к творческому диктанту такой вид упражнения, при котором «учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами» А.В. Текучев указывал, что «творческий диктант – собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Он проводится, как правило, и с целью развития речевых навыков учащихся. Вот схема упражнений типа творческого диктанта: придумываются или записываются слова – примеры на определенную орфограмму. Одно или несколько слов записываются на доске. Из записанных слов учащиеся составляют предложения». С точки зрения М.В. Ушаков, творческий диктант «предполагает такую запись диктуемого, при которой учащиеся вводят в текст определенные слова или словосочетания или заменяют одни формы слов другими». Т.А. Ладыженская, вслед за М.В. Ушаковым, относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями».

По мнению М.Р. Львова, «под названием «творческий диктант» подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико – орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со сводным диктантом».

Думается, при некотором изменении подхода возможности творческого диктанта можно расширить. Творческий диктант можно определить как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи школьников, который предполагает частичное самостоятельное конструирование текста (на данной основе) с целью выяснения стилистических функций грамматических категорий.

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.

Если творческий диктант проводится как контрольный, то стилистическая правка текста и совершенствование написанного происходит на следующем уроке (после проверки ученических работ). В дальнейшем же школьникам можно предложить написать сочинение – описание природы по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После такой подготовки сочинения учащихся отличаются богатством содержания, образностью и выразительностью.

Таким образом, в творческом диктанте заложены большие лингвометодические возможности для развития речи школьников в процессе обучения родному языку. Хотелось бы, чтобы учителя регулярно использовали этот вид диктанта в практике своей работы в школе.

Урок русского языка. Развитие речи.

Класс: 6 класс.

Тема урока: Творческий диктант по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Цели урока:

  1. Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи и музыке.
  2. Обучающая – научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить их точно, красиво и ярко описывать предметы с помощью слов и словосочетаний; помочь им овладеть навыками описания изображенного на картине пейзажа; формировать у учащихся умение строить текст в определенной композиционной форме, научить систематизировать собранный материал и определять основную мысль высказывания; предупредить речевые недочеты и грамматические ошибки в работах; подготовить к сочинению по картине.
  3. Развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Оборудование: картина К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», книга «К.Ф. Юон»,

Эпиграф урока:

«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».
А. С. Пушкин.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине.

2. Вопросы классу:

Как строится описание?

Каковы задачи художественного описания?

Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры, слова в переносном значении).

Какая часть речи помогает вам точно и ярко описывать признаки предметов? (Имя прилагательное).

3. Слово учителя:

Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Федоровича Юона, с его картиной «Конец зимы. Полдень». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите творческий диктант по этой картине.

К.Ф.Юон (1875 – 1958) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это предстает на полотнах К.Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

4. Беседа по картине.

Рассмотрим картину К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Каково обще впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

Каков, по - вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»

Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но, все же жаль уходящей зимы, с ее красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень».

Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем лане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился живописец, чтобы снег оказался хорошо освещенным? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?

Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Березы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берез. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем.

А как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо?

Небо нежное, все светится, переливается нежно-розовым цветом. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы. (Учитель показывает школьникам морские раковины, обращает внимание на их окраску: они белые, цвета слоновой кости, перламутровые. Трудные для написания слова написаны на доске. Проводится сопоставление цвета раковин и снега.)

Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?

На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега е тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане.

5. Прослушивание музыкальной пьесы.

Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка».

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

  1. Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
  2. Как звучит мелодия в музыке П. Чайковского?
  3. Понравилась ли вам эта музыка и чем?
  4. Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского?

Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, - пробуждение природы, наступление весны.

6. Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками о весне.

Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока (он записан на доске):

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А. С. Пушкин)

Почему А. С. Пушкин называет весну «утром года»? Как природа встречает весну?

7. Речевая подготовка. (Словарная работа).

Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание 1. Подберем синонимы к словам.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.

(Березки) стройные – статные.

(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.

Задание 2. Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя?

Снег, как цветной ковер; белоснежный ковер.

Задание 3. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льет свет, задумчивые березки, суровая зима…)

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.

8. Чтение текста диктанта.

Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняется тем, что в нем почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов.

Но описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст определенными словами, называющими признаками изображенных предметов и действий.

Наша задача – распространить предложения за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

Перед чтением диктанта разбираются два предложения, записанные на доске. Предложения: (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый).

Имена прилагательные подчеркиваются.

Учитель обращает внимание детей на правописание наречий, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. ( они записаны на плакате).

К. Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

(Зимний солнечный ) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый) . Небо нежное, все светится, переливается (розовым, голубоватым) цветом. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) березках, (пышных, колючих) елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!

В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозеленые) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая ) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого) , как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, темный) лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега не переднем плане.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее, праздничное ) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

9. Запись текста диктанта.

10. После записи диктанта двое-трое учеников читают получившийся у них текст.

Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст диктанта? (Делается вывод о значении имен прилагательных в нашей речи.)

Одно из предложений диктанта заново записывается после обсуждения.

Стилистическая правка. Совершенствование написанного.

Учитель диктует новые предложения:

  1. На снегу четко отражаются (короткие, темные, голубоватые) тени от берез.
    Весь класс обсуждает варианты вставки, и все записывают текст с наиболее подходящими прилагательными.
  2. В центре картины, на солнце, стоят (белоствольные, стройные) березы с (голыми, тонкими) веточками и ждут весны.
  3. Художник писал свою картину о наступлении весны (яркими, солнечными) красками, поэтому она вызывает чувство радости у каждого, кто на нее смотрит.

Литература

  1. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963. – с.5.
  2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. – с. 205.
  3. Редозубов С.П., Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1952. – с. 49.
  4. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. – с. 272.
  5. Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи. Журнал «Русский язык в школе» 1998, № . с. 17 -21.

Ребковец Ольга Александровна

Директор фонда «Тотальный диктант»

ВИДЕО

    Название:

    Основатели. Выпуск 24. Тотальный диктант

    Описание:

    Быть грамотным и быть модным. Услышать новые произведения Стругацкого, Прилепина и других современных писателей в авторском исполнении и... записать их под диктовку. Все это - Тотальный Диктант. Несколько стран, десятки городов и 50 тысяч добровольцев. Как развлечение студентов-филологов стало крупной международной акцией? Из-за чего ее сравнивают с флеш-мобом? И почему некоторые участники гордятся собой, даже если написали диктант на двойку?

    Дата публикации:

    28.04.2014 12:18:00

    Название:

    Тотальный диктант в НГУ. 12.04.2014

    Описание:

    Ежегодно ширится география "Тотального диктанта". Проект приобрел вселенский масштаб, его пишут в 45 странах мира. В этом году к участникам диктанта присоединится борт-инженер 39-ой космической экспедиции космонавт Олег Артемьев, который находится сейчас на МКС. Самый северный населенный пункт, в котором пишут диктант - это поселок Диксон на Таймыре, самый южный - Антарктическая станция "Восток". Самая западная площадка находится в Калифорнии, а самая восточная - в Новой Зеландии.

    Дата публикации:

    12.04.2014 12:26:00

    Название:

    Захар Прилепин читает «Тотальный диктант»-2012 в НГУ

    Описание:

    Сочетание экзамена и праздника - два в одном, в ажиотаже и оживлении людей это чувствуется, особенно, когда диктант читает сам автор. Люди приходят писать диктант по разным причинам: кто-то вместе со своими детьми хочет проверить уровень грамотности, кто-то хочет почувствовать себя участником масштабного проекта.

Для обучающихся 9-го класса предлагаются контрольные диктанты на два полугодия и конец учебного года. Можно запланировать контроль в рабочей программе с опорой на выбранные из материала тексты. К некоторым диктантам даны дополнительные задания по синтаксису сложного предложения. Обучающиеся овладевают умениями составлять схемы предложений с разными видами связи, давать характеристику.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Воспитанные люди

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. 4 Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли. 4 (По А. Чехову.)

(152 слова.)

Грамматическое задание

Орлиное гнездо

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов. 4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него. 4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Рифы

Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.

Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылаю-щим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то неж-ных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и об-нажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.

Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волни-стой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океан-ские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.

Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход ри-фа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глу-бине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами за-ходящего солнца красно-золотистым блеском своих выгляды-вающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город - столица королев-ства на островах. (176 слов.)

Дом в саду

Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.

А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.

И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены - всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.

На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели раз-нообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)

Ночь

Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.

Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (По И. Бильфельду.)

Звуки рожка

В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы. Он поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.

Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, словно забыв про всё на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (По И. Шмелёву.)

(172 слова.)

Михайловский дом

По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.

Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!

И вот как-то мне представилось: ещё там, на юге, Пушкин заставил героев своего «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же природы, среди которой ему пришлось теперь самому жить в Михайловском. Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, который был бы расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие густые рощи, речка, огромный запущенный сад... (С. Гейченко.)

Контрольный диктант по итогам 2 полугодия

Сетон-Томпсон

В тридцатых годах на поросших можжевельником и соснами холмах, по соседству с индийскими хижинами, прославленный человек - писатель, художник, натуралист - строил себе жилище. Сам начертил план постройки, сам выбирал брёвна и камни, наравне с плотниками не выпускал из рук топора. Диковатое, неуютное место он выбрал, чтобы остаток дней прожить в природе, ещё не растоптанной человеком…

Дом вышел довольно обширный, похожий на азиатский - с плоской крышей и длинным, из необтёсанных брёвен крыльцом на сваях. Всё привнесено сюда вкусом и образом жизни хозяина. Окно большое и рядом совсем крошечное, глядящее из каменной кладки, как амбразура. Крыльцо заставлено деревянными, индейской работы фигурками каких-то божков, пучеглазых людей и ярко-красных сердитых медведей.

Вот большая комната, полная книг и картин. Кресло возле стола с резным приветствием: «Добро пожаловать, мои друзья!» В этом кресле сидели гости: художники, писатели, учёные, приезжавшие сюда. Но чаще в креслах сидели индейцы. Они жили тут на холмах, и двери дома были для них открыты в любые часы.

Письма индейцам и друзьям на Восток Сетон-Томпсон иногда не подписывал, а рисовал след волка - это и означало подпись. (По В. Пескову.)

(172 слова.)

Как работал Чехов

Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.

Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.

Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.

Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. (По А. Раскину.)

Около дома

Если утром вы проснётесь от странного стука в стекло и, приподнявшись, увидите синицу на подоконнике, не удивляйтесь - из леса пожаловал гость. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы (а это самый лучший из будильников), положите кусочек сала (обязательно несолёного) — постоянная дружба синиц, дятлов и поползней вам обеспечена.

Это соседство людям совсем не в тягость. Человеку легче живётся в холода и в ненастье, если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки. Всякое проявление жизни рядом питает душу...

Осенью около дома собирается немало живности. Ласточки перед отлётом, скворцы, до того как исчезнуть, обязательно посещают гнездо или родную скворечню — сидят, посвистывают. Не так, как весной, — тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. Если у дома растёт рябина или калиновый куст — ожидайте дроздов, свиристелей, снегирей. И на земле приглядитесь: явились мыши, юркая ласка, охотница за мышами, ёж по ночам шуршит в саду листьями. А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются, весь день на виду. Услышишь их — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься. (По В. Пескову.)

Итоговый контрольный диктант за учебный год

Опасный путь

Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, всё же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе. 4

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошёл ещё километр. Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги и вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. 4 В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две чёрные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось, перейти шоссе незамеченными нечего было и думать.

Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалёкий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.

Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалёкому уже кустарнику. (165 слов.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Лесное озеро

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В. Солоухину.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Михайловский парк

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.

Михайловский парк — приют отшельника. Это парк, созданный для одиночества и размышлений, где трудно веселиться. 4 Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны... Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. 4

А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Тёплый вечер

Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом. А кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берёз, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы...

Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлёпнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. 4

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болот. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. 4 (По А. Куприну.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Мир природы

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на всё живое и неживое, не наделённое его, человеческим, разумом. 4 Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, — всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит ещё о ней узнать. 4

Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц — диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (По И. Акимушкину.)

(169 слов.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Родное, заветное

Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга. 4

Для меня с детства несёт она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово - от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье - побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. 4 Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. (По Ф. Поленову.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

Зима

1)Итак, она пришла − долгожданная зима! 2)Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! 3)Улицы, вчера ещё по-осеннему унылые, сплошь покрыты горящим снегом, и солнце переливается в нём слепящим блеском. 4)Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. 5)Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли, вокруг себя посмотришь − везде всё то же: снег, снег, снег…

6)Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! 7)Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе! 8)Как ни колюч морозец, он тоже приятен. 9)Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством.

10)Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. 11)Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься, и хочется сказать по-дружески этому чудному зимнему утру:

− 12)Здравствуй, зима долгожданная, бодрая! (143 слова.)

Грамматическое задание

1. Из предложений 3-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложения 7 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе управления.

Выпишите грамматические основы предложения № 8.

Выпишите грамматические основы предложения № 10.

Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Из предложения № 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Среди предложений 8-11 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 6-7 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.

Назовите способ образования слов по-дружески, наглухо.

Отец

1)Когда я вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние. 2)Кажется, недостаточно ценил его и любил. 3)Всякий раз чувствую вину, что слишком мало знаю его жизнь. 4)Не заботился узнавать её, когда можно было! 5)Стараюсь и не могу понять, что он был за человек.

6)А он был удивительный какой-то чудесной талантливостью своей натуры.

7)В ту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят. 8)Ещё только расцвели, невзирая ни на что, мои молодые силы. 9)А у него вся жизнь была позади. 10)И никто в ту зиму не понимал так, как он, что у меня на душе, не чувствовал соединения в ней скорби и молодости.

11)Был солнечный день, и освещённый снегом двор ласково глядел в окно кабинета.

12)Отец взял гитару и стал играть что-то своё любимое и родное. 13)Взгляд его стал твёрд и весел в лад нежному веселью гитары, с грустной усмешкой бормотавшей о чём-то дорогом и утраченном, о том, что всё в жизни проходит и не стоит слёз. (По И. Бунину.)

(152 слова.)

Задание

Из предложений 8-10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Из предложений 11-13 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе согласования.

Выпишите словосочетание (предложение № 11), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы предложения № 4.

Выпишите грамматические основы предложения № 13.

Какой частью речи является слова всякий и какой-то? Назовите их разряды.

Среди предложений 11-13 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-4 укажите номер СПП с придаточным определительным.

Среди предложений 6-10 укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.

Назовите способ образования слов талантливостью и недостаточно.

Фрам и цапля

1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц.

2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый, как шило, клюв, принёс домой. 3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.

6)Расположенная в другом углу цапля, казалось, не обращала на неё внимания. 7)Скоро она привыкла к своему обиталищу и охотно ела рыбёшку, которую ей приносили. 8)Когда Фраму в глиняной чашке давали корм и он начинал обгладывать косточки, повторялась смешная картина: цапля не торопясь направлялась к Фраму. 9)Он оскаливал зубы и лаял, а она не обращала на это ни малейшего внимания. 10)Медленно приближаясь к Фраму, осматривала чашку, обглоданные кости, поворачивалась и так же медленно уходила. 11)Я недолго держал у себя эту птицу и выпустил её на волю. 12)Она взмахнула широкими крыльями и скоро исчезла.

13)Я тогда понял, что всё живое требует заботы. (По И. Соколову-Микитову.)

(164 слова.)

Задание

Из предложений 2-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 13), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы предложения № 5.

Выпишите грамматические основы предложения № 7.

Из предложения № 2 выпишите обособленное обстоятельство.

Из предложения № 10 выпишите обособленное обстоятельство.

Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

Выпишите из текста вводное слово.

Выпишите из текста сравнительный оборот.

Назовите способ образования слов обгладывать и медленно.

Трава любка

1)В полдень я очутился в редкоствольном сосняке, где стояла тишина, сгущаемая сумерками.

2)Я поднялся на перевал. 3)Скоро появились ветвистые папоротники, при виде которых как всегда что-то сдвинется в сердце. 4)Оно не то чтобы обмирает, но трепетно ждёт каких-то чудес. 5)Так в детстве сжималось оно, когда рассказчик сказывал страшную сказку.

6)Солнце рассыпалось навстречу мне жёлтым снопом. 7)Я приоткрыл глаза: впереди виднелись кроны растущих в расщелинах сосен. 8)Ребро хребта было в царапинах. 9)Поверху и понизу всё гудело от пчелиных и осиных крыл. 10)Забытыми кострами догорали дикие пионы. 11)Среди лесной всячины сверкнула слюдяными лепестками любка, почти не замечаемая ребятишками.

12)Я собирал бы эту траву по всем лесам и болотам, настаивал бы её корешки и поил бы людей, чтоб преисполнились уважением друг к другу и поняли бы, что любить − это и есть человеческое назначение, веленье божеское. (По В. Астафьеву.)

(132 слова.)

Задание

Выпишите из предложения № 5 все слова с долгими твердыми звуками.

Выпишите из предложения № 6 все слова с несовпадением количества звуков и букв.

Назовите способ словообразования слов всячина и преисполнились. Запишите слово, от которого они образованы. Назовите способ словообразования этих слов.

Какой частью речи являются слова поверху, понизу, навстречу? Какой частью речи в другом контексте они могут быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 1 и № 11.

Из предложений 4-5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 7-10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 4), построенное на основе примыкания.

Выпишите словосочетание (предложение № 3), построенное на основе согласования.

Найдите в тексте сложноподчинённое с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Найдите в тексте сложноподчинённые с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

Рождение дня

1)Самое лучшее в мире − смотреть, как нарождается день! 2)Вот вспыхнул первый луч солнца. 3)Ночная тень тихонько прячется в ущельях гор, а их вершины улыбаются ласковой улыбкой.

4)Волны моря высоко поднимают белые головы и кланяются восходящему солнцу. 5)«Добрый день!» − говорит солнце, поднимаясь над морем.

6)Отягощенные росою шаловливо покачиваются цветы. 7)Они тянутся к солнцу, а лучи его горят в каплях росы, осыпают лепестки и листья блеском бриллиантов.

8)Над ними кружатся золотые пчёлы, жадно пьют сладкий мёд, и в воздухе льётся их густая песня.

9)Проснулись красногрудые малиновки, первыми встречая солнце. 10)В кустах прыгают чижи, гоняются за мошками ласточки.

11)Пробуждаются люди и идут на поля к своему труду. 12)Солнце смотрит на них и улыбается. 13)Оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. 14)Оно когда-то видело её пустыней, а ныне земля покрыта великой работой людей. (По М. Горькому.)

Задание

Сколько твердых звуков в слове солнцу в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Сколько мягких звуков в слове отягощенные в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Назовите способ словообразования слова тихонько в предложении № 3. Запишите слово, от которого оно образовано.

Назовите способ словообразования слова когда-то в предложении № 14. Запишите слово, от которого оно образовано.

Какой частью речи являются слово лучше в предложении № 13? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Какой частью речи являются слово шаловливо в предложении № 6? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 7 и № 8.

Из предложений 6-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 1-4 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 1), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 14), построенное на основе согласования.

Найдите в предложениях 1−5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Найдите в предложениях 9−14 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.