Станок екатерины 2. Любвеобильная екатерина

День защитника отечества? 23 февраля– черная дата в истории чеченского народа. 75 лет назад началась операция по массовой депортации чеченцев в Казахстан и другие отдаленные места. Всего было депортировано около полумиллиона человек. Официально такие действия пояснялись сотрудничеством горцев с оккупационными войсками Третьего Рейха. Якобы, именно поэтому и было решено провести эту операцию. Об этом говорили тогда, потом эту теорию разоблачили и хоть чеченцы не получили полной и окончательной реабилитации, мероприятия сошли на нет. Что в этой истории особенно интересно, это совсем недолгое время оккупации этих земель, в общей сложности – несколько месяцев, после чего последовала такая жестокая реакция. Для сравнения можно привести западные области РСФСР, которые находились под оккупацией 2-3 года и возможностей для сотрудничества с оккупантом там было значительно больше. Собственно говоря – так оно и произошло. Только в милитарных и пара милитарных структурах Третьего Рейха добровольно служили более миллиона русских, а уж работали на новый режим еще больше. Если представить, что причиной депортации чеченцев, не слишком многочисленного народа, стало именно то, о чем говорила совковая пропаганда, то русские должны были подвергнуться примерно таким же гонениям, но кратной долей населения и еще с применением повышающего коэффициента – экспозиции оккупации. В таком случае, русских надо было депортировать в количестве 15-20 млн человек, но этого не произошло. Еще один вопрос, лежащий на поверхности – что должна была решить именно депортация? Что это за действие такое? В самом деле, это не было исполнением какого-то приговора, внесудебным решением по лишению основных прав человека по национальному признаку. Согласимся, это стало довольно странным наказанием, ведь можно было устроить «вертушки» судов и засунуть всех этих людей в лагеря, но произошло нечто другое. Ночью были развернуты карательные дивизии НКВД и к утру население уже свозилось и сгонялось к железнодорожным станциям, откуда вывозилось примерно 180-ю заранее подготовленными эшелонами. Очевидно, что на самом деле целый народ отрывали от земли своих предков, тем самым пытаясь уничтожить его стержень, который не давал раствориться в однородной рабской массе «савеЦкого народа». То же самое постигло ингушей, калмыков и крымских татар. Война обнажила неприятную для руководства совка правду – эти народы остались народами и крепко держались за свою землю. У них не исчез предел гибкости, и из них не удавалось вязать нужные узлы. Поэтому их надо было оторвать от земли и просто перекинуть на чужую землю, где они должны были забыть свою историю, язык, традиции, утратить свою идентичность и перестать быть народом. Но этого не случилось, что и стало причиной беды для этих народов, в отличии от русских, которые обошлись мелким испугом. Дело в том, что русские воспринимались властью совка уже как законченный продукт психологической трансформации. Они превратились не просто в рабов класса «пушечное мясо», но уже перешли в режим автоматического воспроизводства и способны были выдавать потомство только в виде рабов. Вспомним слова, приписываемые адмиралу Колчаку: «Артистов, кучеров и проституток не трогать - они одинаково нужны любой власти». Вот и эти – полезны любой власти и будут служить любой власти, делать это вдохновенно и не щадя живота своего или других частей тела, которые приглянутся хозяину. Особенно хорошо это заметно на персонажах типа Михалкова. Как заявляет ныне живой столп российской культуры Никита Михалков, его далекий пра-пра-прадед был сначала турецким подданным, а потом – постельничим у самого царя Петра. Постельничий бдил за тем, чтобы постель государя всегда была теплой и уютной. То есть, Михалков гордится тем, что его предок служил грелкой у Петра, скромно умалчивая, каким образом его предок грел постель. Умалчивая мелкие детали, просто отметим, способ этот помогал не только нагревать одеялко, но и напрочь изгонял насекомых, наподобие клопов, из постели монарха. Теперь далекий предок гордится этой природной способностью своего предка и хвастается тем, что клопы дохли от искусства его дедушки. Папаша Михалкова знаменит тем, что является автором слов всех трех редакций совкового и нынешнего российского гимна. Этот деятель оказался родственником известного литературного персонажа, который ваял стихи про Гаврилу, на любой вкус. В общем, предки мэтра и он сам своей жизнью показали мастер-класс, как быть полезным любой власти и в любви жить даже с антагонистами предыдущей власти. Вчера оно писало или снимало оды и кантаты одной власти, а завтра – другой, проклиная первую. И как мы видим, это умение уже закрепилось в генах. Удивительно, но не только зрители фильмов «Убить дракона», «Киндза-Дза», но и создатели не менее ярких фильмов, показывающих сущность рабства и опасность его самовоспроизводства, очень быстро переобулись и стали певцами новой власти, той самой – которую так мастерски высмеивали. По этой причине просто не было и нет необходимости депортировать русских. Их просто не от чего отрывать. У них – нет корней, нет истории, как нет и земли, которую они считают своей. Именно по этой причине любые серьезные деньги, которые оказываются в их распоряжении, мгновенно прорастают недвижимостью в странах, которые они официально и люто ненавидят. Причем, кто имеет серьезные деньги – гнездятся в Британии, Штатах, Франции или Италии, у кого денег поменьше – покупают жилье в Болгарии и странах попроще. Все это потому, что им не просто плевать на свою землю, а они шкурой чувствуют, что ничего хорошего там не может быть в принципе. Самые упоротые певцы «русского мира» первыми же и создали себе «запасной аэродром». Тот же Соловьев, которые по пояс вываливается из телевизора, воспевая Путина и «русский мир», за скромный миллион долларов в год, уже давно обосновался в Италии, у озера Комо, где имеет недурную виллу и все к ней полагающееся. То есть, это население для совка не было опасно, и его мгновенный переход под власть другого хозяина был воспринят как нечто само собой разумеющееся. Раб не может быть без хозяина и это уже вина самого хозяина в том, что он допустил ошибку и часть его рабов оказалась неподконтрольной ему. Но что самое важное, рабы не воспользовались представившейся возможностью и не подняли вольнодумный бунт. Они просто согласились на власть нового хозяина, но когда тот не удержался и вернулся старый господин, раб с привычной покорностью распростерся перед ним. Такого раба нет смысла наказывать переселением, поскольку он воспримет это как волю хозяина и безусловно исполнит ее, не считая наказанием. Надо переселиться на Донбасс? Пожалуйста! В Крым – сколько угодно! В Сургут – всегда готов! Норильск – да нет проблем. Просто представим, что Сталин вдруг задумал бы переселить Псковскую, Смоленскую и Брянскую области куда-то в район Иркутска, что бы произошло? Да ничего. Это как в том анекдоте о том, что в колхозе объявили о том, что завтра всех будут вешать и всем надо явиться к сельсовету к 9 утра. Все пошли по домам, уточнив лишь один вопрос: веревку свою брать или выдадут казенную. И вот на этом фоне встает вопрос о депортации украинцев. Как известно, депортация де-факто уже началась после раздела Польши с Германией в 1939 году. Депортация набрала обороты перед самым началом войны с Германией в 1941 году и по этой причине – была отложена на более подходящее время. Как многие хорошо знают, германская пропаганда опубликовала приказ по народному комиссариату внутренних дел и наркомату обороны № 0078/42, от 22.06.1944 г. “Об организации депортации населения Украины”. Скажем так, тот текст, который сейчас встречается в Сети, действительно не сильно похож на текст реального документа именно в плане стилистики изложения. Автору доводилось читать достаточно много приказов с грифом «совершенно секретно» по линии МО совка и действительно, они выглядят несколько иначе, в плане изложения. Критики, непременно из Москвы, цепляются за эти несуразности и утверждают, что на самом деле приказа с таким номером и подобным текстом не было ни в НКО, ни в НКВД, а вместо этого были приказы по разведению жуков долгоносиков и строительству завода по выпуску армейских гармошек. Причем, россияне утверждают, что в момент оглашения этого приказа, а именно в 1992 году, Украина (огласившая приказ), имела на руках только германскую листовку от 1944 г., с текстом этого приказа, которая была изготовлена органами пропаганды. В ней было указано, что сам приказ имеется в руках германского командования. Если бы сейчас был 1992 год и речь шла бы о том же самом, то мы бы скорее всего склонились к тому, что это была действительно фальшивка. Но сегодня это выглядит иначе. Каждый может самостоятельно найти текст этого приказа и прочесть его самостоятельно и сделать свой вывод. Мы – сделали свой. Если бы у автора не было личного опыта работы с подобными документами, то не удалось бы поймать то, чем может быть на самом деле этот текст. Мы просто представили, как бы выглядел этот текст, если бы его сначала перевели на немецкий, а потом – опять на русский. И тут возникла аналогия с тем, как иногда гугл-переводчик сглаживает углы и меняет тональность переводимого документа. Просто попробуйте прогнать переводчиком любой текст в одном направлении, а потом – перегоните полученное обратно и вы увидите, как меняется смысл первоначального текста. Просто допустим, что у немцев действительно была копия приказа. Понятно, что для руководства его сразу перевели на немецкий, а оригинал остался у Абвера или кто там его добыл. Далее, приказ попал на глаза высшему руководству и его решили пустить в дело как элемент пропаганды. Это – другое ведомство и потому никто им не станет показывать оригинал. Документ снова перевели уже с немецкого на русский и поскольку изначально был расчет на максимальный эффект, что-то упростили, а что-то упустили. Еще раз, именно этот текст никто не собирался использовать как надлежащее доказательство в суде, но это не значит, что приказа не было вовсе. Причем, всерьез опровергать наличие подобного документа можно было бы лишь в том случае, если бы это не было системой. Как мы уже отмечали выше, депортации подверглись чеченцы, ингуши, крымские татары, а да этого – население стран Балтии и Западной Украины. Как раз этот приказ ничего нового не открывал и четко ложился в канву того, что уже делал совок. Кроме того, очевидцы не раз говорили о том, что Жуков неоднократно говорил о том, что потери среди украинцев, только что отмобилизованных и сразу брошенных в бой, можно не учитывать, поскольку они все равно сгнили бы в Сибири. А кроме того, как бы угловато не выглядел текст в содержательной части приказа, он все равно представляет интерес просто для сравнения с тем, что мы знаем наверняка по состоявшимся операциям депортации: «1. Выслать в отдаленные края Союза ССР всех украинцев, проживавших под властью немецких оккупантов. Выселение производить:а) В первую очередь украинцев, которые работали и служили у немцев; б) Во вторую очередь выслать всех остальных украинцев, которые знакомы с жизнью во время немецкой оккупации; в) Выселение начать после того, как будет собран урожай и сдан государству для нужд Красной Армии; г) Выселение производить только ночью и внезапно, чтобы не дать скрыться одним и не дать знать членам его семьи, которые находятся в Красной Армии. Над красноармейцами и командирами из оккупированных областей установить следующий контроль:а) Завести в особых отделах специальные дела на каждого; б) Все письма проверять не через цензуру, а через особ[ый] отдел; в) Прикрепить одного секретного сотрудника на 5 человек командиров и кр[асноармей]цев. Для борьбы с антисоветскими бандами перебросить 12 и 25 карательные дивизии НКВД.»Напомним, листовка появилась по-горячему, в 1944 году и немцам вряд ли могли быть известны детали операций по проведению депортаций указанных выше народов, а некоторые детали там присутствовали в полном объеме. Из этого мы делаем вывод о том, что приказ такой был, пусть и выглядел он несколько иначе. Другое дело, что Москва продолжила режим секретности на огромную часть документов того времени. И это при том, что архивы пережили несколько волн чисток. Даже после этого их страшно открывать. Поэтому, верить им на слово о том, что не было таких приказов – нет никакого резона. Урок из этого нужно извлечь всего один, но абсолютно четкий. Любая московская власть, невзирая на ее форму, название, цвет и риторику, стремится к безусловному и равномерному уровню покорности своего населения. Население любой территории, над которой Москва получила контроль, будет вбиваться в рабство всеми доступными средствами. Чем менее восприимчивым будет это население к условиям рабовладельческого строя, тем жестче будет арсенал инструментов, применяемых к этому населению. Это к тому, что сейчас грядут выборы и часть проститутствующего политикума артикулирует мир с Москвой. Они однозначно ведут речь о мире на условиях Москвы, а эти условия мы только что подробно и тщательно изложили. Им не нужна Украина и не нужны украинцы. Им нужна земля и быдлоподобное население. Причем, любителям «русского мира» не стоит обольщаться тем, что они вольются в ряды московских рабов и будут чем-то наподобие «совеЦкого человека», то есть – гуманоида без роду и племени, без корней и памяти. Они, конечно будут такими, но только – второго или третьего сорта, поскольку россияне уже считают себя хоть и рабами, но пассионарными, принадлежащими центру империи – метрополии. Они этого даже не скрывают, и потому такие искатели «мира» могут претендовать только на звание и положение «раб раба». Ну а если кому-то что-то не понравится – Сибирь большая.anti-colorados

История «тайного кабинета Екатерины Великой» до сих пор не рассказана.

Петер Водич, который сейчас живёт в Бельгии и является автором нескольких чрезвычайно интересных фильмов-расследований, услышал эту историю от отца и провёл настоящую детективную работу. Отец рассказал ему, что во время войны приятели, побывавшие в Царском Селе, показывали ему очень странные фотографии очень странной мебели.

Он приехал в Россию и попытался выяснить, что же стало с мебелью из тех пяти комнат. Увы, он не выяснил ничего. Музейные работники наотрез отказались разговаривать на эту тему и заявили, что никаких «секретных кабинетов» у Екатерины Второй не было. Потом всё же повезли в Гатчину и показали пятнадцать разрозненных экспонатов из фондов Эрмитажа. Табакерка, несколько статуэток, щит с эротическими медальонами. «Разумеется, - холодно сказал один историк, не работающий в Эрмитаже, - Екатерина, будучи человеком безупречного вкуса, не ограничилась бы таким эклектичным набором, но вы никогда не узнаете, где находятся остальные экспонаты». Сотрудники Эрмитажа говорили о картинах, о гравюрах, о мелких курьёзах, но факт существования мебели отрицали начисто.

Тем не менее, известно, что в тридцатые годы была катологизирована коллекция эротического искусства, принадлежавшего семье Романовых. Эту коллекцию показывали избранным посетителям музея, об этом сохранились свидетельства. Но каталога нет. Он, как и вся коллекция, якобы был уничтожен в 1950 году, когда сталинисты очищали память Романовых от «большевистской клеветы». Судя по рассказам, значительная часть экспонатов относилась к XVIII веку, но кто эти рассказчики? Что они вообще понимали в искусстве?

Сотрудники Эрмитажа признают, что Екатерина оформила для Платона Зубова некий будуар, но тут же отрицают, что от этого кабинета хоть что-то дошло до ХХ века.
Однако это не так. Известна история о том, как Александр Бенуа, работавший в Эрмитаже, показывал петербургским интеллектуалам официально несуществующий раритет - восковую копию члена Потёмкина, и Василий Розанов, кстати, повредил её своими потными пальцами.

Удастся ли отыскать «эротический кабинет» или он так и останется легендой, никто сейчас не может утверждать уверенно. Мы говорили с Водичем обо всём этом несколько часов подряд прикидывая разные возможности, но пришли к выводу, что прояснить ситуацию может только случай.
Это, увы, традиция современных супермузеев - скрывать и иногда даже уничтожать артефакты эротического искусства. Да, во времена разгула порнографии и повального либертианства культуртрегеры трепетно сохраняют традиции ханжества и лицемерия. И Национальная Галерея в Лондоне, Лувр в Париже, Пинакотека в Мюнхене, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, не говоря уж о Прадо в Мадриде и Ватикане в Риме, в ближайшем обозримом будущем будут, как и двести лет назад, держать эротическое искусство за семью швейцарскими замками, подальше от глаз нескромно любопытствующей публики.

Каждый человек имеет право на личную жизнь, однако когда ты настоящая знаменитость, пусть и проживающая десятки лет назад, твои интимные секреты рано или поздно всплывут на поверхность. Так и произошло с этими правителями, писателями и учеными, сексуальные предпочтения которых сложно назвать нормальными.

1. Максим Горький

Всем известный писатель - пролетарий Максим Горький, был верен высоким идеям не только по отношению к отчизне, но и в вопросах секса. Нет, конечно, он не отказывался от него, однако, в юношестве, когда его сверстники уже вовсю открывали для себя чудный мир сексуальных наслаждений, Максим вел себя немного иначе. Он тоже захаживал в "публичные заведения", но не принимал активного участия в самом действе, вместо этого, он наблюдал за всем, отойдя к стенке и… напевая при этом народные песни.

2. Федор Достоевский


Федор Михайлович Достоевский прослыл сторонником довольно агрессивного секса. Тургенев, даже сравнивал его с самим маркизом де Садом. Такие наклонности писателя были подтверждены и его второй женой Анной Сниткиной. По ее словам, кроме всего прочего, супруг просил ее подробно описывать все ощущения, которые она испытывала, занимаясь с ним сексом. Она также выделяла, что Федор Михайлович безумно возбуждался от того, что молодая Анна находила его сексуально привлекательным мужчиной.

3. Вольфганг Амадей Моцарт


Один из величайших музыкантов в истории человечества был помешан на экскрементах. Хотя, надо признать, что музыку он начал сочинять в 5 лет. Так что Вольфганг Амадей написал 600 с чем-то музыкальных произведений, а так же кучу писем своей кузине, где довольно откровенно признавался, что мечтает "испражнится ей на лицо".

4. Джеймс Джойс


Величайший писатель Ирландии и окрестностей, пионер модернистской литературы, создатель таких шедевров, как "Портрет художника в юности", "Дублинцы" и "Улисса" очень любил нетрадиционный секс. Находясь в отъезде, он любил писать длинные и откровенные письма своей жене Норе. Если бы не они, человечество так бы и не узнало, что классик литературы любил Нору за "толстые ляжки" и позволение выпустить ей газы в лицо.

5. Екатерина Великая


Екатерина всегда славилась своим неугомонным сексуальным аппетитом. В ее дворце даже была специальная комната с огромной кроватью. При необходимости тайный механизм разделял стеной кровать на две части - на скрытой половине оставался фаворит, а на второй императрица, не остывшая от любовных утех, принимала послов и министров. Кроме того, некоторые историки утверждают, что Екатерина страстно любила лошадей, и речь здесь идет не о платонических чувствах.

6. Петр III


Муж Екатерины II обладал весьма необычной странностью, за которую, некоторые историки причисляют его сексуальную ориентацию к нетрадиционной. Дело в том, что Петр III не мог достичь эрекции до тех пор, пока его жена не надевала мужскую военную форму, причем не любую, а именно вражескую, то есть (для того времени), форму немецкого солдата.

7. Бенджамин Франклин


Политик, дипломат, государственный деятель, ученый и изобретатель, навеки запечатленный на 100-долларовой купюре, развлекался не только с природным электричеством и громоотводами, но и с престарелыми барышнями. В любовницы он выбирал себе женщин на 20-30, а то и 40 лет старше себя. Почему он предпочитал в любовницы старушек, хотя и был ревностным защитником института брака? Потому что, как он писал в письме другу: "В них больше опыта, они более разумны и сдержанны, лучше хранят тайну и не вызывают подозрение в прелюбодеянии. Что же касается того, что ниже пояса — ты никогда не отличишь молоденькую женщину от старой".

8. Альберт Эйнштейн


Величайший ум XX века, конечно больше всего любил науку и только науку. Ну, а вслед за ней — все что движется, и на чем надета юбка. Женат он был дважды (один раз на своей кузине), и честно изменял обеим женам. Хотя, надо сказать в его защиту, своей первой жене он представил список правил, в которых был пункт о том, чтобы она не ждала от него "ни близости, ни верности". Прежде, чем жениться на своей кузине Эльзе, он чуть было не связал себя браком с ее 22-летней дочерью. Кроме того, имел интимные отношения практически со всеми своими родственниками женского пола.

9. Маркиз де Сад


Французский аристократ, писатель и философ, стал известен благодаря тому, что был проповедником абсолютной свободы, не ограниченной ни нравственностью, ни религией, ни правом, а только утолением стремлений личности. В то время, когда показать коленку, затянутую в чулок, считалось верхом безнравственности, маркиз де Сад (на самом деле, граф) писал о таких вещах, от которых даже у современного человека волосы становятся дыбом. За что его и посадили. Правда, сразу затем, как вышел из мрачных застенков, он организовал в своем замке рай для извращенца, поселив там сексуальных рабов обоих полов для своего удовольствия. Проведший в тюрьмах и психушках в общей сложности 32 года, маркиз де Сад подарил миру термин "садизм", и объяснил, что удовольствие себе можно доставлять, стегая кого-то плетью.

10. Жан-Жак Руссо


Для достижения сексуального возбуждения великий французский писатель должен был быть отшлепан, а еще лучше — выпорот. "Тот, кто любит, хорошо наказывает", — пишет изобретатель прямой демократии. А так же сознается в том, что сию странную особенность заложила его собственная гувернантка, в детстве шлепавшая ребенка за любую провинность.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

О Екатерине Второй слагаются легенды уже не первое столетие. Считалось, что императрица не могла прожить и дня без секса и диких оргий. В наши дни жизнь всероссийской императрицы продолжает вдохновлять режиссеров над созданием новых фильмов, рассказывающих о жизни Екатерины, которая осталась за рамками общеобразовательных учебников по истории. О той самой тайной жизни Еатерины гиганты порно-индустрии продолжают снимать кассовые фильмы. Иногда дело доходило и до мерзких сцен с животными и скотоложством. Люди создающие подобные «шедевры» не ленятся утверждать, что о такой жизни Екатерины Великой свидетельствуют некоторые исторические документы и письменные свидетельства.

Мы сейчас не будем расследовать те самые документы или опровергать историю о нашумевших оргиях Екатерины, но хотим представить маленькое свидетельство о секретной комнате Императрицы, существование которой, видимо, не сможет опровергнуть никто.

Во время Великой Отечественной Войны в одном из дворцов Царского Села маленькая группа советских солдат наткнулась на темную комнатушку, оформленную в совершенно безумном эротоманском стиле. Согласно свидетельству, стены комнаты были оформлены вырезанными из дерева фаллическими изображениями. В комнате стояли огромнейшие кресла с изображениями сексуальных поз, стулья и ширмы, украшенные мужскими и женскими половыми органами.

Считается, что эти солдаты сняли на свой фотоаппарат представленные снимки, после чего некоторые кадры, дошедшие до наших дней, попали в руки Петера Водича (сына одного из солдат, заснявших эти кадры), живущего в Бельгии и являющегося автором нескольких чрезвычайно интересных фильмов-расследований.

После получения этих снимков, Водич приезжает в Россию и пытается выяснить, что же стало с мебелью из тех тайных комнат. Однако ему не удается выяснить ничего. Музейные работники наотрез отказывались разговаривать на эту тему и заявляли, что никаких «секс-секретных кабинетов» у Екатерины Второй не было.

Потом все же повезли в Гатчину и показали пятнадцать разрозненных экспонатов из фондов Эрмитажа. Табакерка, несколько статуэток, щит с эротическими медальонами и т.д.

Однако и этих нескольких снимков, которые сохранились у Водича, достаточно, чтобы нарисовать в голове ту картину, которой жила Великая Императрица. Современные технологии позволили получить цветные снимки и 3D изображения из тех, достаточно потускневших кадров сделанных в Царском Селе.

О необычных пристрастиях императрицы и её своеобразных развлечениях с 22-летним любовником в собственные 60 лет историки спорят до сих пор.

На аукционе Sotheby"s выставлен фанерный стол, который якобы находился в интимной комнате Екатерины II. Описание лота гласит, что он мог находиться в тайной эротической комнате императрицы. Последняя же располагалась то ли в Гатчинском дворце, то ли в Царском Селе. Предмет мебели почти в метр высотой оценили в 20–26 тысяч долларов. Отметим, что такой лот пока не продан. А была ли в действительности "пошлая" комната? И где она могла находиться?

Где, когда и для кого

Существует две версии, где могла находиться комната, - в Гатчинском дворце или в Царском Селе.

Гатчинский построили для фаворита Екатерины II Григория Орлова. В 1780-х годах это был первый замок в пригородах Петербурга. Его строительство продолжалось до 1781 года. Уже в 1772 году у императрицы появился другой фаворит - Александр Васильчиков. Так зачем правительнице заказывать обустройство эротической комнаты во дворце постылого любовника?

Вариант с Царским Селом выглядит более правдоподобным. По самой распространённой версии, комнатку построили недалеко от покоев императрицы, чтобы она развлекалась со своим последним официальным фаворитом - 22-летним офицером Платоном Зубовым. К тому моменту самой Екатерине было 60. В 1789 году, в самом начале отношений, якобы и оформили такую комнату в любимой резиденции государыни.

Тишина в России

Российские историки и хранители музеев данную тему по какой-то причине не обсуждают совсем. В Царском Селе на вопросы Лайфа лишь развели руками: никогда, мол, не слышали о существовании такой комнаты, а стол вполне могли подделать. Фотографии? Ну, при современных возможностях фоторедакторов вообще не проблема. В Гатчине реакция была аналогичной.

Единственным, кто снял подробный документальный фильм о таких необычных покоях императрицы, был бельгийский режиссёр Петер Водич ("Секрет Екатерины Великой"). Кроме того, эта тема активно обсуждалась в Великобритании, Германии, Бельгии и Голландии.

Первоначально историю о "тайных покоях" Водичу рассказал его отец, который был солдатом вермахта (вооружённые силы нацистской Германии). В 2003 году нидерландский журналист Питер Деккерс писал, что Водич в Германии на блошином рынке выкупил альбом, где были фотографии, прямо скажем, необычной для большинства из нас мебели. Как предполагается, их сделали во время Второй мировой войны.

Режиссёр отправился в Россию и якобы пообщался с одной из бывших сотрудниц царскосельского музея, работавшей ещё до начала Великой Отечественной войны. Она рассказывает о том, как была удивлена, открыв дверь в комнату и внезапно оказавшись в "эротической вселенной". Сейчас от этих императорских покоев, правда, ничего не осталось.

Вопрос в том, где остались все эти предметы мебели. По самой распространённой версии, во время Второй мировой войны огромное количество этих предметов искусства было разграблено нацистами. Многие из них могут оказаться в Германии. Впрочем, исследователи не исключают, что часть из них вынесли или уничтожили в 1917 году после того, как Николай II подписал указ об отречении от российского престола. Вольфганг Айхведе, специалист Центра восточноевропейских исследований Бремена, который занимался данным вопросом, призывает не сомневаться, что мебель действительно существовала и что её вывезли.

Вы можете себе представить, что такая коллекция внезапно появится в Германии и будет возвращена в Россию? Представьте картину: канцлер Герхард Шрёдер (2003 год), который находится за столом с четырьмя огромными пенисами в контексте взаимных дружеских отношений, - говорил режиссёр.

Остались вопросы

После смерти императрицы её сын Павел I, занявший престол, старательно уничтожал всё, что хоть как-то было связано с матушкой. Репрессии коснулись и Царского Села.

Так, правитель сразу после смерти матери велел, чтобы архитектор Чарлз Камерон, благодаря которому царскосельский дворец обрёл свой облик, покинул его. Император также отобрал содержание у специалиста и всех его помощников.

Павел назначил придворным архитектором Винченцо Бренна и велел ему взять из любимого дворца матери всё, что посчитает нужным, и поместить это в резиденциях нового государя - в Михайловском замке и Гатчине. (Так шансы на то, что император не разломал бы комнату, находись она в Гатчине, ещё меньше).

Историки указывают, что дворцы и парки Царского Села буквально грабили, так как вывозилась даже рыба из прудов, не говоря уже о статуях и картинах.

Существует версия, по которой Павел I за почти пять лет своего царствования ни разу подробно не исследовал любимый дворец Екатерины II. Только благодаря этому уникальная эротическая коллекция могла сохраниться, правда в разграбленном виде. Так что существование тайных комнат исключать нельзя, равно как и утверждать это на 100%.

Миф о коне

Ещё одна история, связанная с сексуальными наклонностями императрицы. Существует легенда, что Екатерина II умерла вскоре после полового акта с конём. Большинство историков склоняются к тому, что это бред. Распространил такую легенду польский историк Казимир Валишевский, известный своими работами о России XVIII века, а дополнили её уже при французском дворе.

В итоге сложилась следующая легенда: императрица попыталась переспать с конём, которого на неё взгромоздили верёвками. А вскоре после этого она якобы умерла от разрыва органов.

Говорили, что помимо малых приёмов в Эрмитаже там собирался иногда более интимный кружок, в который входило и несколько женщин - их имена мы предпочитаем умолчать, - писал также Валишевский.

Однако, кроме польского историка и французских придворных, об этой странице в биографии Екатерины II никто не говорит. Официальная версия гласит, что Екатерина упала в обморок в туалетной комнате. Когда к ней заглянул её дежурный камердинер Захар Зотов, который был обеспокоен долгим отсутствием правительницы, то увидел императрицу с приоткрытыми глазами и побледневшим лицом.

Правительницу попытались перенести на кровать, но она настолько отяжелела, что шесть здоровых мужчин не смогли справиться с ней. В результате положили матрац рядом с кроватью. Официальная причина смерти - апоплексический удар, говоря современным языком - кровоизлияние в мозг. Она скончалась 17 ноября 1796 года.