Реки земли. Read on Mobile Режим чтения





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.
  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Загадка

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Из каких частей состоит река?

  • Русло главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток – начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;
  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Слайд 9

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками . Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

Слайд 10 -12

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);
  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
  3. Амазонка (Южная Америка);
  4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,
  • относительно прямые русла,
  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
  • дно почти все занято руслом,
  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,
  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

Слайд 15–16

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты.Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
  • Режим реки – поведение реки в течение года.
  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

V. Подведение итогов.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
  2. На каком материке находится;
  3. Исток (начало реки);
  4. Устье (место впадения);
  5. Направление течения;
  6. Притоки (левые и правые);
  7. Питание реки;
  8. Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.

Литература:

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005.
  3. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.
  4. География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений.
  5. www.cabri-volga.org/rus/VolgaMap.html
  6. ru.picscdn.com/domain/keldysh.ru/
  7. www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/252.htm
  8. www.skitalets.ru/water/karelia/keret_pushkin2003

Класс: 6
Тема урока: Реки
Тип урока: урок изучения нового материала, практикум
Цели:
Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России с использованием
новых информационно­коммуникационных технологий;
Расширить и углубить знания о водах суши – реках;
Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
Развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные

:
формировать представление о реках (части, состав, виды);
формировать умения работать с картой;
формировать умения составлять описание географического объекта;
формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
Развивающие

:
развивать навыки работы с информационным материалом.
развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно­следственные связи;
развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;
Воспитательные

:
воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
воспитывать бережное отношение к природе, Родине.
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Научатся называтьи
показывать на карте
крупные реки мира и России.
Получат возможность
научиться определять устье,
исток, притоки реки и
речные системы;
Описывать ГП реки по плану
Метапредметные УУД
Познавательные: выделяют главные,
существенные признаки понятий; сравнивают
объекты, факты, явления, события по
заданным критериям, качественно и
количественно описывают объект.
Коммуникативные: участвуют в
коллективном обсуждении проблем;
обмениваются мнениями.
Регулятивные: прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого материала и
сохраняют учебную задачу
Личностные УУД
Сохраняют мотивацию к
учебной деятельности;
проявляют интерес к новому
материалу; выражают
положительное отношение к
процессу познания, адекватно
принимаютпричины
успешности/неуспешности
учебной деятельности
Методы и формы обучения:
Наглядный, частично­поисковый, практический, контроля
Индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах
Образовательные ресурсы:
Учебник «География» начальный курс: 6 класса /И.И.Баринова, А.А Плешаков.
Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал
Карта полушарий
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.
Организационный момент
Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами плодотворно
поработаем!
Вы готовы –все в порядке,
И учебники, тетрадки!
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
На столе у каждого лежат листочки с заданиями, которые вы будете
выполнять по ходу нашего урока. На первом листочке – ваше «дерево
успеха», за каждое выполненное задание, вы ставите себе один балл, если
задание не смогли сделать 0 баллов
­ Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках.
Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает?
Выполним задание № 1.Из списка географических объектов выберите только
те, которые относятся к водам суши
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те,
которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, река, залив,
родник, водохранилище, озеро, водопад, море.
Проверим задание. Правильно выполнили задание 1 балл.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами
объектов. О каком, вам поможет определить загадка:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.(Река)
­Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение
Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки.
Вы все были на побережье реки, вспомните, что представляет собой река?
Что вы знаете о реках?
А что бы вы хотели еще узнать о реках? Какие цели мы перед собой
поставим?
Итак, сегодня мы должны узнать:
­ что такое река, ее части;
­ что такое речная система;
­ какие бывают реки;
­ зачем реки нужны человеку
Откройте тетради и запишите число и тему урока.

На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А
России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле
реки. Запись определения в тетрадь.
Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
­ А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера,
другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)
­ Значит, что такое исток?
Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда­то впадает.
­ Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)
­ Как называют это место? (устьем)
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись
определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России исток и устье реки Волга. Определите,
где они находятся.
Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском
море.
Работа с атласом
Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. Откройте физическую
карту Российской федерации на стр. 16.Ознакомьтесь с заданием: вам нужно
найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице.
Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам
справиться с этим заданием.(Приложение 2).
Задание № 2


Устье реки
Название реки Исток реки
Волга
Ангара
Географические объекты:
Каспийское море, озеро Байкал.
Задание № 2Б
река Енисей, Валдайская возвышенность,

вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа
исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны
географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки Исток реки
Иртыш
Анадырь
Географические объекты: река Обь, восточные сколы хребта Монгольский
Алтай, Анадырский залив, Анадырское плоскогорье.
Устье реки
Задание № 2В
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа
исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны
географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки Исток реки
Амур
Лена
Географические объекты: Охотское море, слияние рек Шилки и Аргуни,
озеро в Байкальском хребте, море Лаптевых.
Устье реки
Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара.
Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание,
оцените работу.
Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл.
Прежде чем выполнять следующие задание,поработаем устно с понятиями
Как называется расстояние от истока до устья?
Значит, реки бывают длинными и короткими.
Работаем с физической картой Российской федерации стр. 16.
Приведите примеры длинных рек.
Приведите примеры коротких рек.
Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и
левыми. Как определить, где правый приток, а где левый?
Ответы детей
Обратимся к карте:
определим притоки (правый, левый) рек:
Лена (притоки Алдан, Вилюй)
Обь (приток Иртыш)
Волга (приток Кама).
Следующий вопрос Что такое речная система?

Продолжаем работу в прах. Приступим к выполнению задания №3
Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание.
Приложение 3.Схема реки
Задание № 3. Познакомьтесь со схемой реки. Подпишите части реки
Горы Озеро
Болото
Море
Словарик: исток, устье, правый приток, левый приток.
Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется
каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим
1 балл.В России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие
бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. Реки
бывают равнинные и горные.
Вопрос: по каким признакам отличаются равнинные реки от горных?
Выполним задание № 4 на листочка Приложение 4
Задание № 4
Рассмотрите фото рек. Установите соответствие между характером реки и
приведенными ниже характеристиками.

__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
Характеристики: Спокойное течение, широкая речная долина
большая длина,извилистое русло,удобна для судоходства Бурное
течение,узкая долина, прямое русло, короткая река,неудобна для
судоходства
Проверка задания. Типы рек
Слайд №15Равнинные
Горные Слайд №16

Спокойное течение
Широкая речная долина
Большая длина
Извилистое русло
Удобна для судоходства
Бурное течение
Узкая долина
Прямое русло
Короткая река
Неудобна для судоходства
Работа в группах
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки.(учащиеся записывают
определение)
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых
пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают
судоходству. При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле
река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из
твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде
водопада.
­ Что такое водопад?
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и
равнинной местности.
Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50с.ш. и
630 з.д.?(Анхель, показывают на карте у доски)
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, которыйнаходится в Южной
Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с
самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого
ущелья.
А вот еще один водопад, о котором расскажет
Сообщение о Ниагарском водопаде.
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной
Америке.
Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на
реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.
Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить»
кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная
по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и
Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а
учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти.
Ребята как вы думаете какое значение рек? В природе? В жизни человека?
Ответы детей

Мы ребята продолжаем работу и чтобы закрепить знания, которые мы
получили на уроке, выполним практическую работу.
Работаем в группе.
Возьмите листочки Задание № 5 Описание реки по плану. Название реки
вы выбираете самостоятельно (приложение 5)
Приложение 5
Задание № 5
Описание реки по плану. Название реки выбираете самостоятельно.
План описания реки ___________________
1. Материк, на котором находится река
2. Исток реки
3. Устье реки
4. Направление реки
5. Характер течения (равнинная, горная)
6. Притоки реки
7. К бассейну какого океана принадлежит река
Корректирует работу в группах.
Проверка практической работы по группам
Подведем итог урока, сегодня мы узнали:
­ что такое река, ее части;
­ что такое речная система;
­ какие бывают реки;
­ зачем они человеку;
Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке.
­Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?!
Знакомит с домашним заданием:
Для всех Параграф 23, вопросы в конце параграфа
На выбор:
1­Ребята, какая крупная река протекает в Ростовской области?
2)Творческое задание: описать реку Дон согласно плану практической
работы.


Реки России

Реферат по географии выполнил Алпатов Денис

В России свыше 2,5 млн. рек. Они принадлежат к бассейнам трех океанов, а также к бессточному внутреннему бассейну Каспия. Около 2/3 площади России относится к бассейну Северного Ледовитого океана, куда впадают такие крупные реки, как Обь (приток Иртыш), Енисей (притоки Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска) и Лена (притоки Вилюй и Алдан). В своем верхнем течении это типично горные реки.

Около 4/5 остальной территории России приходится на бассейн Тихого океана. Среди впадающих в этот океан наиболее крупными являются Амур и Анадырь. Реки бассейна Тихого океана, в отличие от других рек страны, имеют меньшую протяженность и отличаются большей скоростью течения.

Около 5% территории страны приходится на бассейн Атлантического океана. Для рек этого бассейна характерен равнинный характер течения. Среди них наибольшую длину имеет река Дон.

Бессточный внутренний бассейн Каспия занимает в России большую часть Европейской России. Наиболее крупной рекой этой области является Волга. На территории страны самые большие бассейны у Лены (2 млн. 400 тыс. км) и Енисея (2 млн. 580 тыс. км2). Что же касается реки Оби, имеющей большой бассейн, значительная часть его лежит за пределами страны.

Густота речной сети на территории России зависит от.многих природных условий, таких, как рельеф, климат и растительность. Рельеф влияет на характер течения. Большинство крупных рек страны имеют равнинный характер, долины их широки, уклон рек мал, течение медленное. Наименьший уклон имеет Обь (4 см на 1 км), а наибольший - Енисей (37 см на 1 км). Реки, протекающие в горах, имеют узкие долины и бурное течение, большой уклон.

Влияние климата сказывается через величину годового стока и характер питания. Наибольший сток характерен для рек, протекающих в горных областях, и для рек, протекающих на севере Восточно-Европейской равнины. Что касается характера питания, то большинство рек России имеют смешанное питание (снеговое, дождевое и питание грунтовыми водами), хотя в большинстве районов преобладает снеговое питание (нередко свыше 50% стока). Для режима большинства равнинных рек России характерно весеннее половодье, летом и осенью возможны ливневые паводки. Реки с летним половодьем, связанным с таянием ледников, выпадением садков и поздним таянием снега в горах, характерны для гор Прибайкалья, Забайкалья, Камчатки, высокогорных районов Кавказа, Алтая и Северо-Восточной Сибири. Летние паводки характерны и для рек Дальнего Востока, где климат муссонный: во время летних дождей проходит половодье на Амуре и его притоках. Своеобразен климат рек Якутии: небольшой снежный покров весной не тает, а испаряетья, и весеннее половодье выражено слабо. Летом же в период дождей по рекам проходят сильные паводки.

Сильные дожди, дружное таяние снега могут привести к стихийным бедствиям - наводнениям. Частые и сильные наводнения бывают на реках Дальнего Востока.

Россия является крупнейшим государством в мире (её площадь составляет 17,12 миллиона км 2 , а это 12 % земной суши), по её территории протекает около 3-х миллионов рек. Большая часть не отличается большими размерами и имеет относительно небольшую длину, их общая протяженность составляет 6,5 миллиона км.

Уральскими горами и Каспийским морем территория России делится на европейскую и азиатскую часть. Реки европейской части относятся к бассейнам таких морей как Черное и Каспийское, Балтийское и к бассейну Северного Ледовитого океана. Реки азиатской части - бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Крупные реки России

Крупнейшие реки европейской части - Волга, Дон, Ока, Кама, Северная Двина, некоторые берут начало в России, но впадают в моря на территории других стран (например, исток реки Западная Двина - Валдайская возвышенность, Тверская область РФ, устье - Рижский залив, Латвия). Через азиатскую часть протекают такие реки, отличающиеся крупными размерами как Обь, Енисей, Иртыш, Ангара, Лена, Яна, Индигирка, Колыма.

Река Лена, длиной в 4400 км, - одна из самых длинных рек на нашей планете (7 место в мире), её истоки расположены вблизи глубоководного пресного озера Байкал в Средней Сибири.

Площадь её бассейна составляет 2490 тыс. км². Имеет западное направление течения, доходя до города Якутск, она меняет свое направление на север. Образуя в устье огромную дельту (её площадь 32 тысячи км 2), которая является самой большой на территории Арктики, Лена впадает в Море Лаптевых, бассейн Северного Ледовитого океана. Река является главной транспортной артерией Якутии, её крупнейшие притоки реки Алдан, Витим, Вилюй, Олёкма. ..

Река Обь проходит по территории Западной Сибири, её длина 3650 км, вместе с Иртышом она образует речную систему длиной в 5410 км, а это шестое место в мире. Площадь бассейна реки Обь - 2990 тыс. км².

Начало она берет в горах Алтая, в истоках слияния рек Бия и Катунь, в южной части Новосибирска сооруженная плотина образует водохранилище, так называемое «Обское море», затем река впадает через Обскую губу (площадь более 4 тысяч тыс. км²) в Карское море, бассейна Северного Ледовитого океана. Вода в реке отличается повышенным содержанием органических веществ и пониженным содержанием кислорода. Используется для промысловой добычи рыбы (ценные породы - осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, сиг, пелядь, а также частиковые - щука, язь, налим, елец, плотва, караси, окунь), производства электроэнергии (Новосибирская ГЭС на Оби, Бухтарминская и Усть-Каменогорская на Иртыше), судоходства...

Длина река Енисей - 3487 км, она протекает по территории Сибири, деля её на Западную и Восточную часть. Енисей является одной из крупнейших рек в мире, вместе с притоками Ангарой, Селенгой и рекой Идэр образует крупную речную систему длиной в 5238 км, с площадью бассейна 2580 тыс. км².

Начинается река в Хангайских горах, на реке Идэр (Монголия), впадает в Карское море бассейна Северного Ледовитого океана. Сама река называется Енисеем вблизи города Кызыл (Красноярский край, Республика Тыва), где происходит слияние рек Большой и Малый Енисей. Имеет большое количество притоков (до 500), длиной около 30 тысячи км, наиболее крупные: Ангара, Абакан, Нижняя Тунгуска. Курейка. Дудинка и др. Река судоходна, это один из самых важных водных путей в Красноярском крае России, вниз по течению расположены такие крупные ГЭС как Саяно-Шушенская, Майнская, Красноярская, осуществляется сплав леса на плотах...

Река Амур, длиной 2824 км, с площадью бассейна 1855 тыс. км², протекает на территории России (54 %), Китая (44,2 %) и Монголии (1,8 %). Её истоки - в горах западной Маньчжурии (Китай), в месте слияния рек Шилка и Аргунь. Течение имеет восточную направленность и проходит по территории Дальнего Востока, начинаясь на русско-китайской границе, его устье расположено в Татарском заливе (его северная часть носит название Амурский лиман) Охотского моря, принадлежащего бассейну Северного Ледовитого океана. Крупные притоки: Зея, Бурея, Уссури, Анюй, Сунгари, Амгунь.

Река характеризуется резкими колебаниями уровня воды, что вызвано летними и осенними муссонными осадками, при сильных ливнях возможен широкий разлив воды до 25 км, который держится до двух месяцев. Амур используется для судоходства, здесь построены крупные ГЭС (Зейская, Бурейская), развита промысловая добыча рыбы (Амур имеет наиболее развитую ихтиофауну среди всех рек России, здесь обитает коло 140 видов рыб, 39 видов из них - промысловые)...

Одной из самых известных рек, протекающей на европейской части России, для которой сложены слова из песни «к расавица народная, как море полноводная » - Волга. Её длина - 3530 км, площадь бассейна - 1360 тыс. км² (1/3 часть всей европейской части России), большая её часть проходит по территории России (99,8 %), меньшая - Казахстана (0,2 %).

Это одна из крупнейших рек России и всей Европы. Её истоки находятся на Валдайском плоскогорье в Тверской области, впадет она в Каспийское море, образуя дельту, по пути принимая воды более двухсот притоков, самый значительный из них - левый приток Волги, река Кама. Территория вокруг русла реки (здесь расположены 15 субъектов Российской Федерации) носит название Поволжье, здесь размещено четыре крупных города-миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград, 8 ГЭС Волжско-Камского каскада...

Река Урал, длиной в 2428 км (третье место в Европе после Волги и Дуная) и площадью бассейна 2310 тыс. км², уникальна тем, что делит материк Евразия на две части света Азию и Европу, поэтому один её берег лежит в Европе, другой - в Азии.

Река протекает по территории России и Казахстана, начинается на склонах Уралтау (Башкортостан), течет с севера на юг, затем несколько раз меняя направление то на запад, то на юг, то на восток, образует в устье с рукавами и впадает в Каспий. Для судоходства Урал используется в незначительной мере, в Оренбургской области на реке построено Ириклинское водохранилище и ГЭС, ведется промысловая добыча рыбы (осетра, плотвы, леща, судака, карпа, жереха, сома, каспийского лосося, стерляди, нельмы, кутума)...

Река Дон - одна из самых крупных рек европейской части России, её длина - 1870 км, площадь бассейна - 422 тыс. км², по объемам пропускаемой воды она четвертая в Европе после Волги, Днепра и Дуная.

Эта река одна из самых древних, её возраст - 23 миллиона лет, истоки находятся в небольшом городке Новомосковск (Тульская область), здесь начинается маленькая речушка Урванка, которая постепенно разрастаясь и впитывая воду других притоков (их около 5 тысяч) разливается в широкое русло и протекает на значительных площадях юга России, впадая в Таганрогский залив Азовского моря. Основные притоки Дона - Северский Донец, Хопер, Медведица. Река порожиста и неглубока, имеет типичный равнинный характер, здесь расположены такие крупные города-миллионники как Воронеж и Ростов-на-Дону. Дон судоходен от устья до города Воронеж, есть несколько водохранилищ, Цимлянская ГЭС...

Река Северная Двина, длиной 744 км и площадью бассейна 357 тысяч км², - одна из крупнейших судоходных рек в европейской части России.

Её истоки - слияние рек Сухона и Юг под Великим Устюгом (Вологодская область), имеет северное направление течения до Архангельска, затем северо-западное и снова северное, под Новодвинском (город в Архангельской области) образует дельту, состоящую из нескольких рукавов, её площадь - около 900 км², и впадает в Двинскую губу Белого моря, бассейн Северного Ледовитого океана. Основные притоки - Вычегда, Вага, Пинега, Юмиж. Река судоходна по всей её длине, здесь курсирует самый старинный колесный пароход, построенный в 1911 году, «Н.В. Гоголь»...

Река Нева, протекающая по территории Ленинградской области, соединяющая Ладожское озеро с Финским заливом в Балтийском море, - одна из самых живописных и полноводных рек на территории России. Длина - 74 км, площадь бассейна из 48 тысяч рек и 26 тысяч озер - 5 тысяч км². В Неву впадает 26 рек и речушек, главные притоки - Мга, Ижора, Охта, Черная Речка.

Нева - единственная река, вытекающая из Шлиссельбургской губы в Ладожском озере, её русло течет по территории Приневской низины, устье находится в Невской губе Финском залива, являющегося частью Балтийского моря. На берегах Невы расположены такие города как Санкт-Петербург, Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, река судоходна всем её протяжении...

Река Кубань на самом юге России берет свое начало в Карачаево-Черкесии у подножья горы Эльбрус (Кавказские горы) и течет по территории Северного Кавказа, образуя дельту, впадает в Азовское море. Длина реки - 870 км, площадь бассейна - 58 тысяч км², 14 тысяч притоков, самые крупные из них - Афипс, Лаба, Пшиш, Мара, Джегута, Горькая.

На реке размещается самое крупное на водохранилище Кавказа - Краснодарское, Кубанский каскад ГЭС, города Карачаевск, Черкесск, Армавир, Новокубанск, Краснодар, Темрюк...