Языковые особенности повести о петре и февронии. Повесть о Петре и Февронии

В начале XVI века, еще во времена царя Иоанна Грозного, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим монастырским помощникам-книжникам искать по всем русским городам и деревням истории о праведных людях, которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких древних красивых и романтичных рассказов оказалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков главных героев говорит о том, что это были праведники, ставшие духовным символом христианской семьи. И поэтому с согласия Церковного собора в 1547 году они были канонизированы. Священнику Ермолаю было доверено написать подробное сочинение о жизни и любви Петра и Февронии.

Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета

В городе Муроме правил князь Павел. И вдруг к его жене стал прилетать на блуд Змей в облике Павла. Она немедленно рассказала об этом своему мужу. Тот сразу попросил ее, чтобы она при следующей встрече со Змеем льстиво выведала у него, от чего же ждет он смерть свою. Смиренная жена так и сделала. Обольщенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну своей погибели, которая заключалась в том, что убьет его Петр с помощью Агрикова меча. Озабоченный этой новостью, Павел зовет к себе брата Петра и все ему рассказывает. И тот был готов сразиться с врагом, правда, не знал, где ему раздобыть Агриков меч.

Агриков меч

При этом невозможно не упомянуть тот факт, что этот меч выковал Агрик - сын жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч имел сверхъестественные свойства и во тьме испускал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любыми воинскими доспехами. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом - оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания утверждать, что тамплиеры, участвуя в раскопках скорее всего, нашли главные христианские реликвии: чашу Грааля, плащаницу, позже названную Туринской, и Агриков меч. Его-то они и преподнесли бесстрашному полководцу Владимирскому - князю Андрею Боголюбскому - в качестве особого вознаграждения, когда тот решил вернуться на Русь. Но с началом междоусобных войн князь был убит. А меч стал переходить из одних рук в другие. В конце концов его спрятали в стенах монастыря славного города Мурома.

Продолжение сюжета

Так вот, через некоторое время Петру, молящемуся в церкви монастыря, отрок указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и отправился к брату. Князь Петр почти сразу понял, что у жены брата Павла сидит Змей в своем колдовском обличье. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно скончался, обрызгав его своею кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не брался лечить Петра. Но однажды нашлась такая деревенская целительница от природы, мудрая дева с именем Февронья, которая излечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили изгнать простолюдинку, не по душе она была их женам. И Февронья была готова покинуть город, но только со своим мужем, который решил идти с ней. Бояре были сначала очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобных браней и убийств за престол, они решили вернуть супружескую княжескую чету. И после этого все зажили радостно и счастливо.

Главная развязка

А когда пришло время, Петр и Февронья приняли монашеский постриг и получили при этом и Ефросинья. Они даже молились Богу, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось - они почили в один день, но священники побоялись гнева Божьего и не стали хоронить их вместе. Расставив их покойные тела в разных церквях, на утро они обнаружили их вместе в своем специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда решено было похоронить их вдвоем, никогда более не разлучая.

Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этой истории открыло лишь небольшую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь любой верующий имеет возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Мудрая Феврония

Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.

Отважный Петр

Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он - глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ.

По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.

Жанры древнерусской литературы

Кроме этой знаменитой повести, существовали и другие примеры древнерусской литературы. Вообще, древнерусские книжники, осваивая общеславянскую литературу, в основном занимались греческими переводами и затем обратились к созданию своих оригинальных произведений, исполненных в различных жанрах: житие, летопись, поучение, воинская повесть. Точно невозможно указать, когда именно возникли первые записи разных исторических преданий, но яркие примеры древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень на Руси. Особое место занимают повести древнерусской литературы - это что-то промежуточное между романом и новеллой. Но сейчас в основном это рассказы - короткие повествования о каком-либо событии. Таким образом, современниками особенно ценится народный фольклор и древнерусская литература.

Памятники древнерусской литературы

Одним из первых известных древних летописцев стал преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной XI веком. За ним Великий князь Киевский Владимир Мономах написал книгу «Поучение» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о житии Александра Невского», автором которого, вероятнее всего, был книжник Владимирского митрополита Кирилла рубежа конца XII и начала XIII века. Потом был создан еще один памятник древнерусской литературы, датированный началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Непременно хочется отметить и великое произведение о Мамаевском побоище «Задонщина», созданное на рубеже конца XIV и начала XV века, предположительно автором был рязанский священник Софроний.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ

Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он - образец настоящей христианской семьи. и преданность демонстрирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ художественных особенностей произведения говорит о том, что оно объединяет в себе два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-соблазнителе, а в другом - о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, степенная неторопливость развития событий и, главное, спокойствие повествователя в беззлобии описания действующих лиц. Оттого она легко воспринимается и читается, а значит, учит нас любить по-настоящему, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои - Петр и Февронья.

Урок литературы в 7 классе по теме "Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" представляет собой урок открытия новых знаний, урок -исследование. Организуется работа в группах для выявления жанровых особенностей сказки, жития и повести в этом произведении Древней Руси. Главная мысль, которая прослеживается в ходе исследования, анализа- это семейные ценности, нравстенные заветы Древней Руси. Кроме исследовательской работы на уроке предусмотрена творческая работа, мини-сочинение "Как меня изменила "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме «Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Тип урока: урок изучения новой темы, урок-исследование.

Цели урока:

Обучающие:

Совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное;

Выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь;

Формировать навыки исследовательской работы;

Развивающие:

Развивать культуру ведения дискуссии, умение отстаивать собственную точку зрения, умение выслушивать собеседника;

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать;

формировать нравственные семейные ценности.

Эпиграф к уроку. Семья – это общество в миниатюре,

От целостности которого зависит

Нравственность человеческого общества.

Ф.Адлер

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

Ребята! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

Обратимся к эпиграфу урока.

Ф.Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом сегодняшнему нашему уроку?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет (с 10в. по 17в.)

Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы – спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий 16 век…

Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волновали писателя далекого прошлого.

Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших проектов-исследований, которые вы самостоятельно приготовили в группах или историков, или литературоведов.

Первая группа «Историки».

-«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья. Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам.

16 век- время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное – 12огромных томов – собрание всех чтомых, т.е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи»

В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение- без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о Муромских святых Петре и Февронии.

Читая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».

Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был прототип?

Муром славился легендами. Самой поэтичной из Муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации,т.е. причисления к лику святых Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения

Вторая группа «Литературоведы». Она представляет материал, доказывающий что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - произведение фольклора имеет много общего со сказкой.

Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи- Минеи». Почему? Каковы особенности жанра данного произведения?

В ходе выступления групп в тетрадях учащиеся заполняют таблицу.

Сказка

Житие

Повесть

Сказка- фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили следующие черты сказки:

1.Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

2.Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

3.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

4.По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло:Петр победил змея.

5.Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо,когда дом без ушей, а горница без очей».

6.Хитроумные задания-испытания(задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

7.Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).

8.Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских» к жанру фольклора.

Необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

Третья группа «литературоведы». Они исследовали «Повесть…» как житийное произведение.

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь».Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

1.Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

2.Основная часть- рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

3.Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.

В ходе исследования мы выявили следующие черты житийного жанра.

2.Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…

3.Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

4.Чудеса, которые творят герои(например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).

5.Необычная смерть и посмертные чудеса(верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения(лишь финал- классический образец жития)

Четвертая группа « литературоведы». Они нашли в произведении элементы исторической повести и предложили материал для обсуждения.

Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

2.Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.

3. Детали. Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

4.На первый план выдвигается личность крестьянки.

5.Тема социального неравенства.

6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

Итак, каков жанр у этого произведения? «Повесть о Петре и Февронии Муромских»- это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием?

Это житийная повесть с элементами народно- сказочного характера.

Обобщающая беседа.

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и общались через слуг).

В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

А каково, по вашему мнению, отношение автора к Петру и Февронии? (Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность).

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Каковы заветы литературы Древней Руси?

Эта повесть – гимн вере, любви, верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви- основная идея повести.

Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?(2-3 предложения)

Слово учителя . Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.

Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

Подведем итоги урока.

Чем запомнился вам сегодняшний урок?

Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

О каких вечных темах мы говорили сегодня?

Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня?

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Какие семейные ценности актуальны в наше время?»


Повесть была создана в середине 16 века Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий. После канонизации Петра и Февронии повесть получила распространение как житие, но не была включения в сборник «Четьих-Миней», так как резко расходилась с житийным каноном. Повесть прославляла силу и красоту женской любви, способной преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью.

Героями повести являеются исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд, которые и легли в основу сюжета повести.

Феврония – очень мудрая женщина. Когда слуга князя Петра приходит в избу и застает её в простых одеждах перед ткацким станком, спрашивает, есть ли кто из мужчин в доме, Феврония отвечает ему непонятной для него речью. Потом она объясняет, что: уши дому – собака, глаза – ребёнок, ни то, ни другого у неё нет, а родители ушли на похороны взаймы плакать, ибо когда сами умрут по ним тоже будет плач.

Она также одерживает победу и над Петром, состязаясь с ним в мудрости. Когда тот попросил её сделать рубашку, штаны и полотенце из пучка льна, пока она моется в бане, она взамен попросила его сделать ткацкийстанок из щепки, на что Пётр сказал, что это невозможно. То же самое сказала ему и по поводу пучка льна.

Затем она взамен лечению просит Петра взять её в жёны. Тот соглашается, но по выздоровлению забывает про своё обещание. Феврония же не полностью излечила князя (помазала не все струпья) и когда князь вновь заболел – он со стыдом пришёл к ней просить лечения. Тогда она взяла твёрдое слово с князя жениться на ней.

Подобно героиням русских сказок Феврония борется за свою любовь, за счастье. До конца дней она сято хранит любовь к мужу. Потом по требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое для неё дорогое – супруга. Умирает Феврония одновременно с мужем, ибо не мыслит жизни без него.

В повести намечена тема социального неравенства (Князь не сразу женится на дочери бортника, бояре против того, что она нарушает «чин» — порядок).

Структура произведения как уже говорилось отлична от структуры жития. Нет описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия. Чудеса, которые присутствуют в повести также более походят на сказочные (крошки, сметенные со стола Февросией превращаются в «добротный фамиам», деревца маленькие за ночь вырастают). Хотя Последнее чудо, когда возлюбленные воссоединились в одном гробу – символ вечной любви.

Повесть не отражает каких-либо исторических событий, а связана с возросшим интересом к личной жизни человека.

1) Истории создания «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Во времена Ивана Г розного Московский митрополит Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых - князе Петре и его супруге княгине Февронии. Ермолай-Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которые на соборе в 1547 году были канонизированы, то есть объявлены «новыми чудотворцами», святыми.

2) Особенности сюжета «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Источники сюжета. Источником сюжета для «Повести...» Ермолая-Еразма послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней (село Ласково в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря, откуда была родом Феврония, существует и в наши дни). Народное предание оказало столь сильное влияние на Ермолая-Еразма, что он создал произведение, не связанное с канонами житийного жанра: перед нами увлекательное сюжетное повествование, мало чем напоминающее рассказ о подвиге святых во славу церкви. И в сюжете, и в содержании отдельных эпизодов, и в загадывании и разгадывании загадок заметно проявляются фольклорные мотивы. Показательно в этом отношении то, что рассказ Ермолая-Еразма о Петре и Февронии, признанных церковью святыми, не был включен в «Великие Минеи-Четии», в которых наряду с другими текстами помещались многочисленные жития русских святых.

Основные этапы сюжета. Экспозиция. «Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муром» - так просто начинается повесть. В граде этом, как рассказывают, говорит повествователь, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастий, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она буде и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя - от Петрова плеча, от Агрикова меча». Брат Павла, Петр, решает убить змия, но не ведает, где ему достать Агриков меч. Он находит этот меч в одной из своих поездок для уединенной молитвы в загородном храме в алтаре между «керамидами», то есть керамическими плитками, обычно закрывавшими погребения. Удостоверившись, что в храмине у жены Павла сидит не Павел, а змий, принявший облик Павла, Петр ударяет его Агриковым мечом. К змию возвращается его подлинный облик, и он «трепеща» умирает, обрызгав Петра своею кровью. От этой крови Петр покрывается струпьями. Болезнь его невозможно вылечить.

Завязка сюжетного действия. Страшная болезнь Петра служит завязкой второй части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Феврония - «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления её большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Её любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем её мудрость - не только свойство её ума, но в такой же мере - её чувства и воли. Между её чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» её образа.

Развязка. Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра. Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стали просить у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий фоб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил её умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая р третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула иглу в покрывало, обвертела о неё нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним вместе.

Эпилог. После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.

Какие силы действуют в начале повести? (змий лукавый - дьявол)

Что такое Агриков меч? (Агрик - сказочный богатырь. Рассказывали, что он побеждал исполинов и чудовищ. Он собрал несметную сокровищницу оружия, среди которой был и меч-кладенец.)

Почему тело Петра покрылось струпьями и язвами? («... Петр, твердо удостоверившись, что это не брат, но лукавый змий, ударил его мечом. Змий обратился в свой естественный вид и пал мертвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кровью. От той вражьей крови тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь.»)

3) Художественные особенности «Повести о Петре и Февронии Муромских».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого - о мудрой деве, Сюжеты эти в «Повести...» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность.

Очарование «Повести...» - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием -рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

МОУ «Красногорская СОШ №1»

Открытый урок на тему

Жанровое своеобразие и герои

«Повести о Петре и Февронии»

Ермолая Еразма.

Выполнила:

Учитель литературы

О.А.Савагина.

П. Красногорский 2005-06 учебный год.

Показать жанровое своеобразие «Повести...» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; продолжить формирование умения выделять и объяснять средства создания характера героя; воздействовать на личность уч-ся с целью формирования высоко нравственного человека; стимулировать стремление уч-ся в попытках глубже разобраться в произведении и высказать своё мнение, показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека; воспитывать посредством музыки и элементов драматизации эстетический вкус уч-ся.

Оборудование.

Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, иконы, репродукции, выставка книг, костюмы. Атрибуты для драматизации, магнитофонные записи. Электронная презентация урока.

^ Ход урока.

Оргмомент.

Объявление темы урока, презентация, слайд №1(ИКТ)

На предыдущем уроке мы познакомились с содержанием «Повести...». Домашним заданием было - охарактеризовать главных героев повести.

Цель сегодняшнего урока - рассмотреть жанровое своеобразие произведения, или другими словами определить его жанровую структуру, будем учиться анализировать образы героев, что поможет нам оценить идейное содержание повести., презентация, слайд №2(ИКТ)

3. ^ Чтение эпиграфа, презентация, слайд №3(ИКТ)

Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достояния. Это слова замечательного русского писателя, знатока древнерусской литературы Ивана Бунина. Действительно, древние письмена - это отзвуки богатейшей славянской культуры, они являются архивом народа, сокровищницей деяний предков. Настало время вспомнить о тех, кто владел пером в давние годы и рассказать о певцах, монахах, странниках, проповедниках. Одним из них был автор «Повести...»

5. Прослушаем начало повести. Элементы какого жанра присутствуют в отрывке? /сказки/ Вспомним, что называется сказкой?

Сказка - это художественный рассказ фантастического, приключенческого содержания, включает в себя поучение. Сказки делятся на три группы: волшебные, о животных, бытовые. Перечислите сказочные элементы этой повести. На доске в столбик «Сказка» записываются названные элементы: презентация, слайд №4(ИКТ)

1. о герое - змееборце

2. образ летающего змея

3. образ чудесного Агрикового меча: Агрик - сказочный

Богатырь

4. о мудрой деве - быт.

Вспомним названия бытовых сказок, в которых присутствует образ мудрой девы. / «Мудрая жена», «Семилетка»/.

Сказка бы здесь и закончилась, а повесть только начинается. Присутствуют ли в этом произведении элементы такого жанра, как повесть. Дадим определение этому жанру.

^ Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий. презентация, слайд №5(ИКТ)

«Повесть».

Исторически точны названия мест / дана установка на достоверность;

Рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

Детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/.

В этой повести есть всё, что было свойственно действительности: и злое, и доброе, и тягостное, и благостное. Только жизнь здесь изображена необычно. Историческое повествование и волшебная сказка сплавлены неразделимо в нечто новое.

На наших глазах сюжет, традиционный для волшебных сказок, незаметно приобретает черты жанра житие.

Что такое житие. Каковы цели этого жанра?
презентация, слайд №6(ИКТ) «Житие»
Назовём черты жития в этом произведении:

Рассказ о жизни святых;

Идеальные образы героев;

Истинные слуги Бога.

Вывод: В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Назовём основной жанр этого произведения.

Докажите. А может кто-то думает иначе. Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития. Основной же жанр - житие.

Какова композиция произведения? Что такое композиция? Давайте вспомним, о чём говорится в 1 части. Прослушайте пересказ 1 части. Ваша задача - внимательно прослушать и проанализировать пересказ.

^ Пересказ уч-ся. Анализ пересказа, сообщения учеников. А сейчас проверка дом.задания. Заслушаем характеристики главных героев «Повести...»

Следующий этап работы - будем размышлять о характере главных героев. Цель нашей беседы - углубить представление об этих образах. Эта беседа поможет лучше справиться с дом. заданием -творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Переходим ко 2 части «Повести...». О чём она? ^ О мудрой деве, ставшей женой князя, в основе этой части лежит история любви.

Вспомним, что стало поводом для их знакомства? (слайды с иллюстрациями 7,8, ИКТ)

Почему слуга не может понять в словах древолаза?

Узнав от девицы, что её зовут Феврония, гонец рассказывает ей о болезни князя и просит помочь найти искусного врача.

Как отвечает Феврония? /новая загадка/

Как её растолковывает Феврония?

Что можно сказать о Февронии, зная об этих условиях исцеления? Каковы её представления о человеке, в котором она видит своего будущего мужа. /Феврония из рассказа о Петре знает, что он сражался со змеем/

Для неё это свидетельство чего? /Сила веры, мужественности, самоотверженности - свойства настоящего мужского характера

Должны дополняться высокими душевными качествами: добросердечием, кротостью, смирением/ Таковы представления Февронии об идеале.

Какие чувства испытывает Пётр, услышав рассказ о необычной девушке?/ Он удивлён девичьим разумом, горит нетерпением встретиться с нею.

Причина нетерпения? Исцеление.

Думает ли он об обязательстве жениться на Февронии?

Какое решение он принимает? /Откупиться от девушки, притворно приняв её условие/

Предполагает ли Феврония такое решение? /Да.

Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами? /Любопытство, интерес, желание самому убедиться в её уме, есть надежда на то, что задача его не будет выполнена, это избавит его от данного слова.

Как отвечает Феврония? / Она отводит неисполнимые требования такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны.

Когда же зарождается их любовь, да и полюбил ли Пётр?
Может быть, всё дело в клятвенном обещании взять её в жёны,

Если ещё раз исцелит его.

Почему Феврония выбрала Петра, не видев его, т.к. они общались
через слуг?

Действительно, как полюбить, не встречаясь, за что?

Почему? / не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии.

За что же полюбил Пётр Февронию?

Он убедился в уме, душевной красоте девушки, она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна, «нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит не злоблива.

Мудрость, добросердечие, милосердие пленили Петра, вызвали ответное чувство, его сердце открылось.

Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Со спокойным достоинством крестьянская девушка настаивает на том, чтобы князь Пётр женился на ней, только в том случае она обещает исцелить его. Исцеление - это приобретение

Целостности, а когда нарушается данное обещание, заболевает снова. Этот брак совершился на небесах.

Чем они заслужили такое счастье?

За что невзлюбили новую княгиню бояре? Что это за козни? Чем они вызваны?

Почему князь принимает такое решение - пожертвовать княжением? Что определяет его выбор? Почему Ермолай напоминает слова из священного писания?

Оба они обладали сильным характером. Но кто выше по силе характера. Докажите.

Вывод Пётр чувствовал её духовное превосходство, любя за красоту душевную. За её дар любви. Он во всём её подчиняется, но сила любви друг к другу равная.

Посмотрите инсценировку, исполненную нашими ребятами.. Затем необходимо ответить на вопрос: в чём находит своё высшее проявление неиссякаемая сила любви Петра и Февронии. Оба супруга не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же час, не разлучаются и после смерти. Наперекор тем, кто пытался их разлучить.

Почему люди не хотят соблюдать наказ похоронить в одном гробу? / Люди полагали, что это несовместимо с их монашеским званием./

Своей жизнью Петр и Феврония воплотили на земле образ небесного брака. - полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой выход в Царство Небесное. Поэтому святая Феврония является покровительницей брака. Беседу об этих героях хотелось бы закончить так:

Когда оскудеют духовные силы,

Когда вам невмочь побороть будет зло,

И станет темно как у края могилы,

И будет вам трудно и тяжело

В такие минуты с большою любовью

Петра и Февронью, мой друг, вспомяни.

И припади к ним, как к изголовью,

Осмысли их жизнь и душой отдохни.

Итоги урока.

1 Каково жанровое своеобразие произведения?

2. Интерес к обыкновенному человеку. К быту, к определённым

Историческим условиям привёл к открытию нового литературного

Героя, в котором читатели могут узнать самого себя. Писатель

Сумел создать такой характер главной героини, который отличает

Яркая индивидуальность.

Домашнее задание, /по выбору/(слайд 9, ИКТ)

1. В последние годы стало модным отмечать день святого
Валентина, покровителя влюблённых. Справедливо ли
забывать нам о своих святых - Петре и Февронии, ставших
образцом христианского супружества. Поразмышляйте на эту
тему.

2. Сочинение - миниатюра на тему «Чем мне интересен образ
Февронии?»