Как избавиться от постоянного желания. Как избавиться от сексуального влечения

анонимно

Здравствуйте. Мне 24 года, парня нет, секса уже тоже года 4 нет, хочется секса каждый день хоть на стенку лезь. Уже не знаю как избавится от этого желание, оно мне мешает на работе, постоянно во время рабочего дня чувствую возбуждение, пытаюсь загрузить себя работой, хожу после работы на фитнес, каждый день начинаю убираться в квартире, мыть полы, готовить, устаю, но все равно мысли о сексе не дают спокойно жить. Раньше как то обходилась без этого, но последние месяцы уже стало не выносимо жить, читала что мастурбация вредна для организма, да и негде ей заниматься, живу с родителями, постоянно кто то дома, парня нормального завести не получается, лишь бы с кем не хочу время проводить. Есть ли какие то таблетки, которые подавляют сексуальное желание? Я уже фильмы обычные смотреть немогу, начинает кто то целоваться, я сразу отворачиваюсь от экрана, потому что чувствую возбуждение, мне кажется окружающие это замечают. Помогите мне пожалуйста, как снизить это возбуждение, постоянно хожу мокрая, злая и раздражительная(((((

Здравствуйте. Задача типа: "давно ничего не ем, есть не желаю, дайте таблетку от голода". Это неверный подход: с физиологией лучше не играть, она может привести к болезням. Да и невозможно искусственно снизить половое влечение - нет таких таблеток или операций. Вы поставили себя перед выбором, и сделали его: хорошего парня нет, а просто с кем-то не желаю. Но этот выбор однобокий, и Вы страдаете. Конечно, другой вариант - тоже не фонтан: спать с кем попало "для здоровья" нередко вредит этому здоровью. Так что РЕАЛЬНОЕ и наилучшее решение проблемы: найти того самого НОРМАЛЬНОГО парня. Удачи!

Консультация врача-сексолога на тему «Как подавить сексуальное желание?» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-сексолог, кандидат медицинских наук, научный сотрудник отдела сексопатологии Московского НИИ психиатрии. Практическая работа - Неврологическая клиника на Полянке.
Автор около 100 научных публикаций, 16 книг, 2 патентов, более 1200 публикаций в СМИ.
Область научных интересов: женские и мужские сексуальные расстройства, восточные методы в терапии сексуальных нарушений.

Изобилие – это не вопрос внешних обстоятельств. Это то, что живет в нашем уме. А настройки ума невозможно поменять без практики.

Если много лет, с самого детства вы впитывали в себя привычки дефицита, взращивать в себе внутреннее ощущение Изобилия – это серьезная и ответственная работа. Это не вопрос какого-то одного тренинга, пусть даже у самого лучшего из тренеров. Невозможно все изменить как по взмаху волшебной палочки.И можно до морковкиного заговения медитировать на деньги, писать списки желаний, чесать спинку лягушке, читать мантры и жечь денежные свечи, если ваши ежедневные привычки от этого не меняются.

Ощущение Изобилия

Как говорится, дьявол в мелочах. Вы изо всех сил загадываете Изобилие в жизни, дома и машины по всему миру, шикарные путешествия и ужины в ресторанах (знаю-знаю, сама такая же)… А по факту…. Посмотрите на то, как изобилие или дефицит проявляется в ваших ежедневных привычках…

Ох, как же нелегко расстаться со старым добрым желанием «сэкономить». Сегодня в хозяйственном магазине я четко поймала себя на этой мелочности. Мне понравился тазик для белья веселенькой весенней расцветки. А рядом стоял точно такой же, но серый. Но на 100 рублей дешевле.

И вот тут случился взрыв мозга. «Зачем переплачивать? - шептал вкрадчивый внутренний голос. – С функциональной точки зрения ведь оба они совершенно одинаковые!». «А может все-таки ну ее эту функциональность? Этот же такой симпатичненький» – тихонечко просила другая часть меня. И вот тут включился разум. Я посмотрела со стороны на эту ситуацию.

Ну и где здесь Изобилие? Зачем, во имя чего проявлять мелочность и не позволять себе то, что мне действительно нравится. И я на полном серьезе стояла и проговаривала про себя: «Я позволяю себе этот тазик», ощущая как ком внутри постепенно рассасывается…. И конечно я выбрала тот, веселенький. И теперь каждый раз, глядя на него я буду подсознательно испытывать приятные эмоции – и настраиваться на Изобилие…

А сколько таких «мелких» событий происходит с нами каждый день?

Зачем вызывать такси? Я прекрасно и на метро доеду. Ну и что, что уже ночь, а у меня тяжелые сумки.
Зачем покупать одежду и обувь специально для дома, да еще и дорогую? Сойдет что-то из того, в чем на улицу уже выйти стыдно. Я же дома.

Зачем покупать дорогие качественные вещи? Ведь на эти деньги можно купить 10 бюджетных. Ну и что, что они потеряют вид после первой же стирки и не доставят никакого удовольствия.

С вами такое бывало? Или я одна здесь такая жадная по отношению к себе?

А вот еще – выбирать в ресторане блюда из меню «справа налево» - ну и что, что я хочу другое – ведь это дешевле. Покупать в магазине не то, чего хочется, а то на что «акция». Можно еще попытаться сэкономить на билете на автобус. Зачем платить, если ехать всего две остановки. Ну и что, что ноги устали, а на улице дождь…

Покупать неизвестные услуги на скидочных сайтах. Ну это вообще «классика жанра» - рисковать своим здоровьем и хорошим настроением в призрачной надежде сэкономить. Мы же все прекрасно знаем, что дешево хорошо не бывает.

Или зависнуть в магазине среди аксессуаров – когда нравится и то и то, но что-то одно выбрать не можешь. И вместо того, чтобы набрать себе этой ерунды и наслаждаться ею, грустно выйти из магазина…

И такой список можно продолжать до бесконечности…

Но хуже всего, бывает и такое, когда наконец-то появляются деньги и вы их тратите на что-то, даже нужное – испытывать за это угрызения совести. Или «загадывали» деньги на курс массажа – они пришли – а вы начинаете прикидывать, что же вам на них сделать по хозяйству…

Может ли человек с такими установками встретиться со своим Изобилием?

Нет. Ведь дай ему любую сумму денег – а установки останутся прежними. Помните классическую историю из «Золотого Теленка», когда Шура Балаганов ехал в трамвае с запредельной суммой денег – но никак не смог удержаться от соблазна стащить кошелек…

Органичный, комфортный вход в зону своего Изобилия возможен только путем осознанного ежедневного отслеживания своих привычек, расширения зоны комфорта.

Если бы вы уже были богаты, в какие бы вы магазины ходили, какие бы выбирали для себя продукты и бренды одежды, как проводили свободное время? С какими бы вы общались людьми? По какому принципу подбирали бы личные вещи и обстановку дома? Сколько бы оставляли «на чай» в ресторанах, салонах красоты и других заведениях? Сколько бы тратили на благотворительность и какие проекты поддерживали? Какие бы интересы и увлечения имели?

Представьте себе это и попробуйте воплотить – хотя бы в мелочах. Пусть чаевые будут не 5000 рублей, а 50 – надо же с чего-то начинать. Не можете накормить тысячи людей – начните с одного. Пусть вы не можете завтра отправиться в путешествие своей мечты – зато можете прочитать про это место в интернете и начать учить английский язык. Будьте уверены – это вам пригодится.

Можно завидовать более успешным людям, пытаясь найти в них темную сторону и преуменьшить их достижения, а можно с уважением общаться с ними и учиться у них…

Проследите за своей речью – обсуждаете ли вы своих знакомых, осуждаете ли их безумные траты? Или наоборот – пресекаете подобные разговоры твердым и уверенным: «так здорово, что они себе это могут позволить».

И пожалуйста, откажитесь от привычки считать чужие деньги – они этого очень не любят.

Можно уже сегодня, из мелочей формировать образ будущей жизни – даже пусть это будут картинки из журналов, а не реальные вещи.

Зайдите в дорогой бутик, где бы вы хотели одеваться и примерьте платье. Позвольте себе насладиться этим комфортом и внимательным отношением продавцов-консультантов, позвольте себе всем телом прочувствовать и впитать в себя эти ощущения, почувствуйте, как дорогой натуральный шелк приятно холодит вашу кожу…
Как вам это? Распрямляется спина? Глаза горят? Или наоборот – внутри появляется ком и становится тяжело дышать. Тяжело настолько, что нет сил даже переступить порог, а не то, чтобы решиться на примерку…

Проговаривайте про себя: я позволяю себе это. Я позволяю себе красивое дорогое платье. Я позволяю себе дом моей мечты. Я позволяю себе машину. Я позволяю себе быть богатой и счастливой. И старайтесь прочувствовать это из тела.

Многие из нас мечтают о большом красивом доме. Ну какую площадь имеет дом вашей мечты? Метров 200? Или больше? А готовы ли вы это пространство убирать? Не один раз, а регулярно? И как вы при этом себя будете чувствовать? Как хозяйка Дома мечты или как бесплатное к нему приложение? Немногие реально готовы поддерживать такое пространство в чистоте и нести за него ответственность.

Но еще труднее бывает позволить другим сделать для нас эту работу. По себе знаю. Сейчас помимо моего дома я поддерживаю порядок так же в квартире, где находится наш Клуб. А это около 140 метров площади. И мне нужно буквально переступать через себя, чтобы позволить себе пригласить уборщицу – ну что такого, ведь я и сама могу прибраться. Чай не баре.

Но это – несколько часов моей жизни. Те, которые ко мне больше никогда не вернутся. И я осознанно усилием воли не позволяю моим старым привычкам дефицита поглотить их.

Не скажу, что это всегда легко - иногда тааак накрывает. Но важно осознанно проживать такие моменты. Сейчас я чувствую стыд и вину, ощущаю себя недостойной. Я чувствую грусть и зависть. А сейчас я чувствую гнев, несправедливость, обиду… И я позволяю себе это чувствовать. От этих блоков можно избавиться, только встретившись с ними лицом к лицу и прожив их – иначе нельзя.

И так, путем очень плавного и постепенного расширения своей зоны комфорта вы переедете туда, где вас уже очень давно поджидает ваше Изобилие.

Начните с мелочей, доступных каждому. Осознанно выбирайте те продукты, которые вам нравятся и хорошего качества, а не ешьте первое, что попадется под руку. Бережно обращайтесь со своими вещами, не бросайте их как попало. Представьте, что ваша сумка стоит не две тысячи рублей а двести. Ставили бы вы ее тогда на грязный пол? Накладывали бы в нее все подряд – пока не затрещат и не оборвутся ручки? (Кстати, а может именно поэтому появилась такая примета, что нельзя ставить сумку на пол – денег не будет?) Как бы вы обращались со своим пальто, если бы это было творение из последней коллекции модного дизайнера? Представьте такое отношение – и начните применять к своим вещам – уже сегодня.

Чаще задавайте себе вопрос – достойна ли эта вещь меня? Нужна ли она мне в моей будущей жизни или только будет тянуть назад… Отдавайте предпочтение качеству, а не количеству. И тогда перед вами полностью раскроется смысл высказывания: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Изобилие – это не вопрос внешних обстоятельств. Это то, что живет в нашем уме. А настройки ума невозможно поменять без практики.

Поэтому каждый день осознанно повторяйте себе: я выбираю Изобилие. Я позволяю себе все самое лучшее, я позволяю осуществиться моим мечтам и готова нести за это полную ответственность. Воспитывайте в себе привычки богатого человека. И делайте хоть небольшой, но осознанный шаг навстречу новой себе.опубликовано .

Тамара Архипова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Традиционно восприятие человека неразрывно связано с непрерывным потоком мыслей. Мысли привлекаются наиболее сильным эмоциональным переживанием. Обдумывание переживания репродуцирует его, создавая новые переживания и желания. Возникающее желание испытывать определённое переживание направляет внимание на объекты и события, связанные с данным переживанием, окрашивая эмоциями мир и создавая индивидуальность и неповторимость в восприятии.

С одной стороны, желания порождают удовольствия и наслаждения, а с другой - боль и страдания. Желания являются мотивацией в действиях и придают жизни кажущийся смысл. Но сам источник наслаждения, к которому стремятся желания, находится не во внешнем мире, а внутри каждого и является вашей природой. Тот, кто ищет источник наслаждения вовне, а не в себе, не пытаясь разобраться в природе своих желаний, зависит от прихотей своего ума, обусловленного заложенными в него убеждениями, и обречён испытывать боль и страдания.

Так чем же являются желания? Как они возникают? И как стать свободным от желаний, возникающих в обусловленном уме, и избавиться от боли и страданий?

Желания нереальны - они возникают в уме как проекция будущего, как стремление получить удовольствие, как игра воображения ума, который представляет, каким должно быть это удовольствие. Это представление всегда иллюзорно, ведь воображаемые события будущего на момент их прокручивания в уме существуют уже как фрагменты памяти и являются прошлым воспоминанием о воображаемом будущем. И когда представление совпадает с неизбежным, умом даётся положительная оценка, вызывающая наслаждения, а если не совпадает, то ум даёт отрицательную оценку, что приносит страдания. Но если быть внимательным, то можно обнаружить, что наслаждение и страдание возникает не в результате происходящих событий, а только в результате оценочных действий ума, а, следовательно, сам механизм не является чем-то внешним, а заложен внутри вас. Возникающие при этом эмоции заставляю вас поверить в отождествления ума и реальность созданных им воображений.

Ослепляя азартом возникающих эмоций, ум втягивает вас в игру под названием «исполнение желаний». Игра в желания подобна игре с подбрасываемой монеткой, на одной стороне которой находится желаемое, а на другой - нежелаемое. Желаемое приносит удовольствие, а нежелаемое - боль и страдания. В желании получать удовольствие вы попадаетесь в ловушку ума. Подбрасывая монетку желаний, втягиваетесь в азартную игру, обрекая себя на боль и страдания.

Создавая представление о том, каким должно быть будущее, ум порождает желание - переживание о его исполнении - беспокойство о будущем . А когда желаемое не совпадает с неизбежным, в уме возникает ещё одно переживание - «Почему всё произошло не так, как должно было быть?» Так создаётся ещё одна конструкция ума – переживание о прошлом , которое несёт в себе страдание и боль .

Прошлое - лишь фрагменты памяти, будущее - только игра воображения ума. Ни прошлого, ни будущего не существует, существует только сейчас. Но блуждая во времени и пространстве, ум из фраментов памяти и воображения будущего создаёт ложное представление о жизни. Возникающие эмоции придают реальность этому воображению, заставляя вас поверить в то, что это представление ума и есть ваша жизнь, единственная и неповторимая. Пребывая в этой игре, не понимая механизма наслаждения и страдания, большинство людей, попадаясь в эту ловушку ума, находятся в погоне за исполнением желаний, создаваемых обусловленным умом, теряя истинный смысл своего существования .

Чтобы стать свободным от обусловленностейо ума, от создаваемых им страхов, беспокойств, переживаний, необходимо навести в нём порядок. И сделать это можно, только развив в себе способность к различению истинного от иллюзорного, исследуя себя, .

Станислав Милевич

Вопрос психологу:

Мне 23 года. Не замужем, детей нет. Совсем недавно рассталась с единственным молодым человеком, с которым вместе были около 7 лет.

В последнее время испытываю огромное желание избавиться от многих своих вещей, после чего испытываю облегчение. С другой стороны, приходит чувство вины, что без пользы были потрачены деньги моих родителей. Хочется оставить самый жесткий минимум, лишить себя различных удобств. В дальнейшем же не хочется больше ничего покупать, в магазинах испытываю какое-то угнетение. Такое ощущение, что желание приобретать, навязывает нам современное общество, и поэтому хочется избавиться от всего и ощутить свободу. Казалось бы не существует какой то особой психологической проблемы. Но это внутренне меня очень беспокоит, я не могу работать и еще чем-либо заниматься, пока не избавлюсь от каждой вещи, которая, как мне кажется, навязана модой и так далее. Не могу вспоминать о себе в прошлом, когда я совершала все эти многочисленные покупки.

О чем может говорить такое поведение? Возможно, это способ привести свою жизнь раз и навсегда в идеальный вид. Но как мне кажется, это только мешает мне радоваться и по-настоящему жить. Смогу ли я действительно решить свои проблемы, продав или выкинув все ненужные вещи? Или же решение проблемы совсем другое?

Хотелось бы отметить, что такое навязчивое желание - избавление от вещей появляется в одиночестве. Когда я общаюсь с людьми, выхожу на связь со своим бывшим молодым человеком, я совершенно не думаю об этом.

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.

Уважаемая Алена, добрый день!

Сразу оговорюсь, что причину Вашего желания только по короткому письму определить сложно, это как пальцем в небо. Такие вопросы решаются совместно психологом и клиентом при беседах, ставя гипотезу и проверяя ее.

Читая Ваше письмо, у меня сразу возникло множество вопросов на которые нет ответов в этом коротком описании. Было бы важно узнать о Вашей жизни, Ваших привычках, поведении ранее. Что произошло в последнее время. Возможно Вы даже этому и не предали значения, но что-то могло так подействовать на Вас.

Возможно, что на Вас очень сильное влияние произвело расставание с другом. И здесь сразу вопросы: как дружили, что общего, а главный почему расстались, по чьей инициативе.

Здесь могут быть три варианта развития событий: первый - это появление чувства вины у Вас и, как следствие подсознательное желание наказать себя, лишить чего-либо. Может быть Вас кто-либо когда-либо даже мимолетно обвинил в том, что Вы любите вещи или, что родители много денег на них тратят, или в Вашем эгоизме или еще в чем-то подобном, может кто-то сказал, что Вы слишком подвластны моде. Здесь можно много перечислять. Конечно же намного практичнее и целесообразнее для психолога слушать историю Вашей жизни, а не гадать. Психологи не экстрасенсы и не рентгены:))).

Второй вариант - это то, что Вы можете страдать, тосковать после расставания с другом и подсознание пытаясь защитить Вас предстало в таком виде, чтобы избавиться от всего того, что Вас связывало с прошлой жизнью, с тем временем, когда Вы были вместе.

Может быть Вы хотите изменить ВСЕ в своей жизни. И это такой способ.

Ну и третий вариант - это то, что возможно что-то или кто-то сейчас на Вас сильно давит и Вы не можете открыто этому противостоять. И вот таким способом восстанавливаете свое Я, избавляясь от вещей, которые якобы не нужны и навязаны цивилизацией, таким образом хотите сохранить самостоятельность, отделенность от чего-то или кого-то и избавиться от зависимости.

Чтобы Вам самой понять в чем дело я могу Вам посоветовать начать вести дневник. В нем ежедневно записывайте свои мысли, а главное свои чувства по отношению ко всему, что происходит и ко всем. Просто пишите, что чувствуете не читая. В начале может быть сложно по непривычке, дальше легче будет. И Вам самой постепенно станет легче (не подавляйте свои чувства!!!) Через какое-то время, может через месяц начните читать свой дневник с карандашом. Может быть Вы выделите какие то закономерности, повторения, может Вас просто озарит что-то. Можно выписать отдельно повторяющиеся эмоции, ситуации и реакции, а затем проанализировать их. Дорогая Алена Вам важно повышать уровень осознанности.

Еще, для начала, я бы посоветовала бы Вам повышать самооценку и уровень самопринятия. Здесь на сайте много статей по этим темам, много вопросов - можно почитать ответы. Уверена, что Вы сможете это и самостоятельно сделать. Если будет нужна моя помощь, то пишите.

Ваши вопросы: "О чем может говорить такое поведение? Возможно, это способ привести свою жизнь раз и навсегда в идеальный вид. Но как мне кажется, это только мешает мне радоваться и по-настоящему жить. Смогу ли я действительно решить свои проблемы, продав или выкинув все ненужные вещи? Или же решение проблемы совсем другое?"

Дорогая Алена конечно же Вы правы и это некий способ навести порядок в жизни, но не стремитесь к идеалу, эта вещь достаточно эфемерна. Лучше стремиться к самосовершеству, постоянному развитию личности, развитию определенных навыков, профессии, женственности, любви, осознанности. И еще - раз и навсегда не получится:) это процесс постоянный и это хорошо - мы всегда движемся. Важно понимать куда:). Алена, ЧТО Вас не устраивает в Вашей жизни, если Вы так сильно стремитесь навести в ней порядок???

Одним из наиболее известных и значительных направлений в индийской философии является буддизм. Создание этого учения связано с легендой о принце по имени Сиддхартха Гаутама, жившего в Индии приблизительно в VI веке до нашей эры. Он был сыном одного знатного правителя, жил в роскошном дворце, окруженном великолепным садом, в котором росли необыкновенно красивые цветы и деревья, гуляли экзотические животные, раздавалось чарующее пение птиц, текли прозрачные ручьи с диковинными рыбами и били, сияя в солнечных лучах, прекрасные фонтаны. Гаутама был молод, здоров и богат. Он проводил дни свои безмятежно и счастливо, гуляя в своем райском саду и любуясь цветущей природой. Дворец и сад Гаутамы являлись совершенно изолированными от остального мира, он его никогда не видел и потому не знал, что творится в нем. Принцу казалось, что его молодость, здоровье и богатство вечны и неизменны, а счастье - бесконечно и постоянно.

Однажды, гуляя по саду, принц подошел к его самому дальнему уголку, преодолел высокое ограждение, и, снедаемый любопытством, пошел посмотреть на существующий за садом окружающий мир. По дороге принц встретил старца с головой, белой как снег, с изрезанным глубокими морщинами лицом и понял, что молодость его не вечна, и он когда–нибудь станет таким же старцем – слабым и беспомощным. Потом Гаутама повстречал человека, мучимого тяжелой болезнью, все тело которого было покрыто ужасными язвами, и понял, что здоровье его не вечно, и неизвестно, где и когда его тоже может настичь болезнь и принести несчастия. Потом принц увидел нищего в грязном рубище, протягивающего к нему костлявую руку за подаянием и понял, что он тоже мог быть нищим, и влачить жалкое существование, прося милостыню. Богатство его не вечно – сегодня оно есть, но нет никакой гарантии, что и завтра он будет так же богат, кроме того, ему просто повезло – родился у богатых родителей, но мог быть и сыном бедняка.

Гаутама понял, что, живя безмятежно в саду и считая жизнь прекрасной, глубоко заблуждался, потому что не видел, какой несчастной и печальной она может являться. Только в его маленьком уголке она хороша, но в огромном мире – совсем иначе. Он молод, здоров и богат, но не в силу личных заслуг, и вполне мог быть старым, больным и нищим. Печали в жизни случаются гораздо чаще, чем радости, а счастье, словно черный лебедь – редкая птица на земле. Принц понял, что жизнь человеческая в большинстве случаев наполнена страданиями и несчастиями, и потому тяжело ее бремя.

Гаутама обдумал все полученные знания и открыл одну истину, которая озарила его, и стал «просветленным» или, по–древнеиндийски, – Буддой, положив эту истину в основу своего учения, в скором времени ставшим знаменитым и нашедшим многих приверженцев. Ядро буддизма – это «четыре благородных канона», то есть четыре основных положения, которые состоят в следующем.

Во–первых, жизнь - это страдание и потому зло. Какой человек скажет, что жизнь его счастлива и что у него все точно так, как ему хотелось бы, а не наоборот? Трудно найти счастливца, зато каждый из нас чем–то недоволен, расстроен, обижен, претерпевает скорее страдания, чем радости, а если последние и происходят, печалей, неустроенности, неудовлетворенности все равно будет больше.

Во–вторых, требуется ответить на вопрос - в чем причина человеческого страдания и несчастной жизни. Причина заключается в постоянном стремлении человека к чему–либо, которое понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему–то, чего–то хочет, имеет определенные желания и жаждет возможность их реализовать. Начертите мысленно круг ваших желаний, а потом круг ваших возможностей. Второй окажется меньше первого, и будет располагаться внутри него. Неудивительно, что мы хотим всегда большего и лучшего. Поскольку возможности не совпадают с желаниями, мы увеличиваем собственные возможности, совершенствуем себя, желая достичь желаемого, ставим перед собой цели и стремимся к ним, и потому вся наша жизнь – борьба и напряжение.

Но как только мы достигаем, чего хотели, как только круг возможностей совпал с кругом желаний, последний сразу же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем оттого, что желаемое не совпадает с действительным. В результате получается, что наши желания – стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь – постоянная погоня за неосуществимым и невозможным - оттого и является страданием, что мы изо всех сил хотим получить то, что получить не можем.

Данный сюжет знаком каждому с детства по прекрасной пушкинской сказке о рыбаке и рыбке: как только очередное желание старухи исполнялось, она немедленно хотела большего, в результате оказавшись у разбитого корыта. К подобному печальному концу приходит и наша погоня за эфемерным горизонтом желаний. Каждый день мы живем, готовясь к некому «завтра», в котором наконец–то реализуются наши цели, и наступит желаемое, начнется «настоящая» жизнь. Но приходит «завтра», а мы тратим его на подготовку уже к другому «завтра», полагая, что там–то наверняка откроется наше счастье. Мы проживаем собственную жизнь как бы на черновиках, постоянно к чему–то готовясь и чего–то ожидая, а в результате оказывается, что чистовика жизни не будет, что «завтра» не наступит, и для будущего уже прошло время.

Французский писатель Анатоль Франс в сочинении «Сад Эпикура» пишет: «Мне еще не было десяти, я учился в девятом классе, когда наш преподаватель г–н Грепинэ прочел нам на уроке басню «Человек и гений». Но я помню ее, как если бы происходило вчера. Гений дает ребенку клубок ниток и говорит ему: «Это нить твоей жизни. Возьми ее. Когда захочешь, чтобы время шло скорей, дерни нитку: дни твои потекут быстрее или медленнее, смотря по тому, с какой скоростью ты будешь разматывать клубок. А пока не будешь до него дотрагиваться, жизнь твоя будет стоять на месте». Ребенок взял клубок. Он стал дёргать нить – сперва для того, чтобы стать взрослым, потом – чтобы жениться на девушке, которую полюбил, потом – чтобы увидеть, как выросли дети, чтобы скорее добиться удачи, денег, почестей, чтобы сбросить бремя забот, чтобы избежать огорчений, связанных с возрастом недугов, наконец – увы! – чтобы покончить с докучной старостью. После прихода Гения он прожил на свете четыре месяца и шесть дней.»

Третьим пунктом учения является положение о том, что преодолеть страдание возможно через устранение жажды, то есть – постоянного человеческого стремления к чему–либо. Если бесполезно гнаться за расширяющимся кругом желаний, увеличивая круг возможностей, не лучше ли сузить круг желаний до круга возможностей: возможности меньше не станут, а желания, ограниченные до них и с ними совпавшие, есть долгожданная гармония человека с самим собой, прекращение борьбы и напряжения, прекращение страданий. Кроме того, наше вечное стремление к большему и к лучшему, погоня за желаниями приковывает нас к колесу сансары и заставляет рождаться вновь – для новой жизни, новых стремлений и страданий.

Отказываясь от личных желаний, мы отказываемся от себя, теряем индивидуальное «я» и погружаемся в нирвану, то есть умираем насовсем, чтобы жить вечно. Ограничение и уничтожение желаний, возможно, единственный способ преодолеть зло земной страдальческой жизни и обрести вечность и счастье. Устранение собственных желаний называется аскетизмом и является путем правильной жизни в буддистском учении.

Четвертый пункт учения раскрывает этот путь или поясняет его. Правильный жизненный путь, ведущий к нирване – правильное суждение (т.е. понимание жизни как страдания), правильное решение (решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам), правильная речь (бесхитростная, правдивая, дружественная), правильная жизнь (не вредить живым существам, не брать чужого, не прелюбодействовать, не вести праздных лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками).

В результате аскетизм – это преодоление различного рода желаний и специфический стиль или способ жизни: и практической, и эмоциональной, и интеллектуальной. Как ни удивительно, но для достижения счастья требуется отказаться от постоянных стремлений к нему. Мы оттого и несчастны, что гонимся за счастьем, полагая, что оно – в реализации наших желаний. Налицо парадокс: отказаться, чтобы получить, пренебречь, чтобы приобрести, остановиться, чтобы достичь.